Занятие на тему: «Волшебница водица». Старшая группа. «Волшебница — вода» — конспект занятия (старшая группа)

22.05.2019

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Капелька»

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Тема: Вода – волшебница.

Разработала и провела:

Смирнова Н.А.

д. Каликино 2017

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе - «Вода-Волшебница» .

Область: Познание.

Интеграция областей : «Коммуникация», «Социализация».

Цель: Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Задачи:

Образовательные:

Воспитательные:

Развивающие:

Предварительная работа:

1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

2.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

3.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».

4.Чтение художественной литературы по теме «Вода».

5.Наблюдение за водой на прогулке.

Оборудование:

Облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками.
Глобус.
Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи.
Ведро. Кувшин.
Ножницы.
Термос с кипятком. Зеркальца.
Картинки: «пароход», «гидроэлектростанция», «рыболовецкое судно».
Емкости с водой, емкости с песком и почвой.
Краски, кисти, неразливайки с водой.
Стаканы с водой, ложечки, пустые банки с тканью, сахар, соль.

Ручеек, заготовки рыбки.

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Наша группа превратилась в лабораторию. А мы исследователи. А что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Нас ждут интересные опыты и открытия. А как надо вести себя в лаборатории? Вы готовы? Но, чтобы узнать предмет нашего исследования нам надо угадать загадку :

Если на нос села клякса, кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама, ни готовить, ни стирать? Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели. Чтобы не было беды. Жить нельзя нам без… (воды) . Верно!

В наших исследованиях и экспериментах помогут капельки. Которые принесли нам подсказки.

1. Капелька бережливая

Капелька первая - капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус - так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.

Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета - покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.

Пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».

Эксперимент «Берегите воду»

Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.

Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.

2. Капелька труженица

Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу.
Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. (Показ картинки)
Вода не только всех поит, она ещё и кормит. Моря, океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят рыбу. (Показ картинки).

Гидроэлектростанции работают на воде – вертит большие турбины и помогает добывает электрический ток, благодаря которому в наших домах есть свет и работают электроприборы.
(Показ картинки).

Игра «Какая бывает вода? (холодная, горячая, морская, речная и т. д.)

3. Капелька любопытная

А эта капелька любит экспериментировать. Давайте вспомним с вами свойство воды: вода - это жидкость, ее можно наливать, переливать; вода не имеет запаха; вода без вкуса; вода бесцветна и т. д.

Опыт №1 «Вода может принимать вкус».

Воспитатель: - Ребята, вы сказали, что вода не имеет вкуса, она безвкусная. Тише, тише, ребята, Капелька что-то мне хочет сказать!

Воспитатель прислушивается, приближаясь к капельке.

Воспитатель: - Капелька говорит, будто знает, что вода может менять вкус. Давайте проверим!

Воспитатель: - Посмотрите, у нас на столе стоят тарелочки с солью и сахаром, давайте добавим их в наши стаканчики с водой и посмотрим, что будет!

Дети ложечками добавляют соль и сахар в стаканчики и размешивают.

Воспитатель: - Ребята, а куда же делись соль и сахар, которые мы добавили в воду?

Ответы детей.

Воспитатель: - Они исчезли, растворились! А теперь, давайте снова попробуем воду. Какая она стала на вкус?

Ответы детей (сладкая, соленая)

Вывод: Вода может растворять некоторые вещества и приобретать вкус, растворенного в ней вещества.

4. Капелька художница

Опыт №2 Вода может менять цвет».

Воспитатель: - Ребята, мне стало интересно, если вода может менять вкус, а может ли она менять свой цвет? Ведь мы с вами знаем, что чистая вода -прозрачная! Давайте проверим! Возьмем кисточки и добавим краску в воду.

Действия детей.

Воспитатель: - Что же случилось с водой? Она поменяла свой цвет.

Вывод: Вода приобретает цвет, растворенного в ней вещества.

Капелька художница попросила разукрасить рыбку, лежащая у вас на столе в любой цвет. Кто выполнил работу отложите рыбку пусть высыхает.

5. Капелька ученая

Капелька пятая- ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.

Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»

Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?
Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька.

Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку. Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.

Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.

Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.

Термос закрывается.

Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.

На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.

Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо - с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.

Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается - круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».

Динамическая пауза «Тучка и капельки»

Я ваша мама-тучка,
А вы мои – капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте,
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.

6. Капелька чистюля

Наблюдение за фильтрами

К сожалению в трубах, которые несут нам воду из рек, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. С помощью фильтров. А есть ли фильтры у вас дома? Дома у многих из вас есть фильтры поменьше. Вот такие, например. (Показ кувшинного фильтра) Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый.

Капелька просит очистить речную воду, в грязной воде не могут жить рыбки!

Опыт № 3.«Фильтрование воды»

Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.

В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра - тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.

Теперь вода в речке стала чистой и прозрачной. Давайте выпустим своих рыбок в воду. Молодцы!

7. Капелька живительная

Есть такая поговорка: «Где вода - там жизнь». Вода нужна для жизни всем.
Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.

Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? Завянут и погибнут. А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? Комната станет грязной. А если мы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить, то не сможет прожить без воды больше трех дней.

Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Вы запомнили поговорку? «Где вода - там жизнь!»

А сейчас капелька бережливая напоминает нам, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке? Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько воды пропало бы зря.

Знаем мы теперь, как воду поберечь –
Просто так из крана она не будет течь!
Есть у нас сантехник, он следит всегда,
Чтоб нигде не капала чудесная вода.
Берегите воду, воду берегите!

Итог занятия:

Что вы сегодня узнали нового?

Какой опыт вам показался интересным больше всего?

Что вы узнали из опытов о воде?

А какая игра вам понравилась больше всего?

Молодцы ребята, вы дружно работали, много узнали интересного, были очень внимательны и активны. На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо!

Анализ занятия.

Мною проведено занятие в старшей группе из образовательной области «Познание» с интеграцией областей: «Коммуникация», «Социализация».

Была поставлена основная цель: Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.

Задачи:

Образовательные:

    Познакомить детей со свойствами воды, с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.

    Формировать у детей навыки проведения лабораторных опытов.

    Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Воспитательные:

    Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

    Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.

    Формировать умение отгадывать загадки.

    Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Для достижения цели занятия я использовала методы: эксперимент, беседа, сравнение, наблюдение. Дети учились устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Я считаю, что цель была достигнута, дети усвоили основные свойства воды и значение воды для жизни и здоровья людей.

Во время опытов учила ребят соблюдать правила безопасности, способствовала развитию мышления, памяти, речи, ввела новые понятия и слова: лаборатория, «круговорот воды в природе», фильтрование, пароход, гидроэлектростанция, рыболовецкое судно; поддерживала интерес к познавательной деятельности при помощи создания проблемных ситуаций.

На протяжении всей деятельности старалась вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.

При помощи наводящих вопросов поддерживала любознательность, призывала к бережному отношению к окружающей среде.

Считаю, что образовательная деятельность была результативной, задачи, которые ставила перед собой, выполнены, цель достигнута.

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 222»

Конспект

непосредственно образовательной

деятельности.

Образовательная область «Познание».

Тема: «Волшебница вода »

Старшая группа

Подготовила: Бадардинова Вера Владимировна, воспитатель МБДОУ № 222 г. Оренбурга

Оренбург – 2013 г.

Тема: «Волшебница вода»

Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать интерес к окружающему.

Развивающие:

Развивать навыки проведения лабораторных опытов; Развивать и активизировать диалогическую речь детей, логическое мышление, память;

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту;

Образовательные:

Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.

Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;

Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;

Формировать умения и навыки наблюдения за объектами неживой природы.

Расширять и активизировать словарный запас : водопроводные трубы, прозрачная, безвкусная, растворитель, фильтр.

Приемы руководства деятельностью детей в НОД:

    Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей : комментирование, загадывание загадки, организационный момент.

    Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД : беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы.

    Приемы организации практической деятельности детей : показ экспериментов, комментирование, продуктивная деятельность(помощь в проведении экспериментов) ,творческая деятельность

    Приемы поддержания интереса у детей : ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности.

    Приемы оценки и самооценки : поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.

Создание среды для организации и проведения НОД :Иллюстрации на тему «Вода», плакаты. Капитошка (воздушный шар на палочке), капельки воды, изготовленные из бумаги, аудиозапись, колбы, вода, молоко, сахар, ложки, стакан с питьевой водой, фломастеры, клей, цветная бумага, кисточки, салфетки, подставки, заготовка панно «Речка».

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая.

Коммуникативная.

Трудовая.

Познавательно-исследовательская.

Продуктивная.

Музыкально-художественная.

Чтение художественной литературы.

Ожидаемые результаты:

Развитие у воспитанников интереса к познавательно-исследовательской деятельности;

Умения детей действовать самостоятельно;

Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками;

Воспитание нравственных качеств;

Умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи;

Формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;

Расширение и активизация словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей на занятии

    Ребенок задает вопрос.

    Активно участвует в продуктивной деятельности.

    Проявляет самостоятельность.

    Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.

    Сопереживает.

    Эмоционально реагирует.

    Соподчиняет мотивы.

    Проявляет волевое усилие.

    Аргументирует самооценку.

Интеграция образовательных областей:

Области

Интеграция

Решаемые задачи

Познание

Наблюдение за водой.

Развивать интерес к экспериментальной деятельности.

Принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Социализация

Практические действия с водой.

Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым так и ими самими.

Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.

Коммуникация

Беседа о воде, о свойствах воды.

Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами).

Прививать умения планировать свои действия, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Музыка

Музыка дождя, зву- ки воды.

Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения.

Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.

Труд

Изготовление рыбок для речки

Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве);

Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.

Художественное творчество

Изготовление и рассматривание панно «Рыбки в речке»

Формировать у детей эстетический вкус.

Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при изготовлении панно.

Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции воспитателя, реагировать на произведения, созданные руками.

Физическая культура

Физминутка

Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.

Совершенствовать мелкую моторику рук.

Чтение художественной литературы

Загадывание загадки

Формировать умения делать выводы, умозаключения.

Безопасность

Воспитывать бережное отношение к результатам труда.

Здоровье

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

План НОД

1.Вводная часть:

Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.

Анализ обследование, выводы.

2. Основная часть:

Эксперимент 1.

Вывод.

Эксперимент 2.

Вывод.

Эксперимент 3

Вывод

Эксперимент 4

Вывод

Физминутка

3.Заключительная часть:

Подведение итогов НОД.

Рассматривание результатов труда.

Длительность НОД

3 мин

22 мин

2 мин.

25 мин.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Части НОД

Содержание

Области

1. Вводная часть. Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей Определение цели.

Анализ обследование, выводы.

В: Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего, не может мама,

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без… (воды)

Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть.

В: Где встречается капелька воды?

Д: В капельке дождя, ручейке, реке, океане…

В: А кто это к нам пришел? Ты кто?

Капитошка: Я капелька

В: Как зовут тебя?

К: Меня зовут Капитошка.

В: А зачем ты к нам пришла?

К: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.

В: У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капитошке, что они делают эти сестрички у нас в группе и какую пользу приносят.

(Дети идут по группе и делают остановки.)

1-уголок природы - возле растений.

Д: цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им нужна вода.

В: Правильно ребята. (Приклеивают капельку)

2-мойка в подсобном помещении

Д: Помощнику воспитателя надо вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе. (Приклеивают капельку)

3 –игровой уголок.

В: А здесь где вода нужна? Зачем?

Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду. (Приклеивают капельку)

4-туалетная комната

Д: Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические требования (приклеивают капельку)

5 – У стола, где стоит кувшин с водой (приклеивают капельку)

В: Ну вот Капитошка, сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речки течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы?

(Дети повторяют фразу)

Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории.

Коммуникация

Художественная литература

Познание

Социализация

2.Основная часть .

Эксперимент 1.

Вывод.

Эксперимент 2.

Вывод.

Эксперимент 3

Вывод

Эксперимент 4

Вывод

Физминутка

Творческая деятельность детей

В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Д: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.

В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

Д: Слушать воспитателя. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, делаем вывод.

В: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим (дети проходят к рабочим местам. На столах колбы, вода, молоко, сахар, ложки, стакан с питьевой водой)

Исследования

В: Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Д: Нет. Одна чистая, другая – грязная.

В: А как вы думаете очистить грязную воду можно? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?

Д: Вода становится чистой.

В: А что стало с нашей бумагой?

Д: Грязная стала

В: Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?

Д: В чистой

В: Да, только в чистой воде могут жить рыбки и лягушки.

Этот опыт провела я. А сейчас вы будете проводить свои опыты.

1 стол – прозрачность воды. Опустить в стакан с молоком ложку видна она или нет. Затем в стакан с водой.

Вывод – Вода прозрачна.

2 стол - опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.

В: Где в жизни мы можем наблюдать это?

Д: За завтраком, когда кладем сахар в чай.

В: Каким становится он?

Д: Сладкий

2 стол - есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода? Давайте попробуем обычную воду и ту в которую добавили сахар.

Вывод – не имеет запаха и без вкуса.

В: Итог эксперимента – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:

Прозрачность

Нет запаха

Без вкуса

Растворитель.

Молодцы! Хорошо поработали. А сейчас не- много отдохнём.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.

Пальчиковая игра «Дождик»

Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой

На цветы – круговые движения правой рукой

И на дорожку – обе руки перед собой

Льётся, льется –ой-ой-ой! – покачивание головы

Побежали мы домой – бег на месте.

Творческая работа

В: Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой речке могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столах есть картон, трафареты и карандаши.

Обведите рыбок, дорисуйте детали и опустите их в речку (приклеить).

Старайтесь всё выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.

Самостоятельная работа детей. Играет тихая спокойная музыка (звуки воды)

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Художественная литература

Труд

Безопасность

Музыка

3.Заключительная часть.

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Раздача капелек на память.

В: Молодцы дети! Какая веселая чистая речка у нас получилась и рыбки в ней все разные, красивые. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра.

Р: Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в речке, в океане,

И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Капитошка:

Без меня вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без меня вам не прожить!

Вы меня в пруду найдёте,

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда,

Наша спутница – вода!

В: Молодцы ребята! Видишь, Капитошка дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках.

Капитошка: Спасибо, ребята! На память о себе я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (вешает каждому капельку).

На этом наше занятие закончено.

Скажите чем мы занимались сегодня?

Скажите что нового о воде вы узнали?

Вы все сегодня хорошо занимались, молодцы!

Коммуникация

Соцализация

Длительность НОД: 25 минут.

Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды . Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Голбакча» с. Кульшарипово»

Занятие по экологии «Волшебница вода»

В старшей группе

Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть) . Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Приучать отвечать полным ответом.

Индивидуальная работа: развивать усидчивость и аккуратностьПаша, Коля, Ева; внимательность - Никита К. , Ангелина; добиваться активного участия в беседе, чаще активизировать - Слава, Лиза, Настя К., Эвелина.

Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера; опыты (превращение снега в воду и др.) ; беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живет в воде».

Материалы и оборудование: Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей) , пустые стаканы, соль, сахар, марганцовка, ложечки, тазик, сосуды разной формы, белый лист бумаги, стаканчики с молоком, салфетки, символы, обозначающие свойства воды.

Ход занятия:

Дети играют в приемной. Включается аудиозапись «Ручеек».

Ребята, слышите? Что это? (ответы детей)

Да, правильно это ручеек. Он зовет нас на занятие. Проходите в группу.

Вы догадались, о чем будет наше занятие? Отгадайте загадку:

Она и в озере, она и лужице

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, шуршит.

Что это? (вода)

О чем мы сегодня будем говорить на занятии?

Да о воде. - Где можно встретить воду? (ответы детей)

Зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить

Без неё нам не прожить.

А что такое вода? (Ответы детей)

Мы сегодня попробуем немного узнать о воде.

Опыт 1. Подойдите к тазику, возьмите стаканчики с водой и вылейте в тазик. Что вы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили)

Перельём воду в разные бутылочки.

Вывод: вода - это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы.

Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ.

(прикрепить на доску)

Садитесь за столы, продолжим наше занятие в лаборатории.

Как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) Давайте проверим.

Опыт 2. «Вода бесцветная»

На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой. - Какого цвета молоко? (белого) . А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей)

Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. Видно картинку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода? Поему через стакан с водой картинку видно?

Вывод: Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная. (перед детьми вывешивается символ этого свойства) .

Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом?

Опыт 3. «Вода может изменить свой цвет»

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка.

Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь вы возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках?

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. (Вывешивается символ) .

Опыт 4. «Вода может принимать любой вкус»

Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей) Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей)

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.

Опыт 5. «Вода не имеет запаха»

А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. (Вывешивается символ этого свойства воды)

Подойдите, пожалуйста, к доске. О чем мы сегодня говорили на занятии? Расскажите, что вы сегодня узнали о воде?

Понравилось вам наше занятие. Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное. Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Наше занятие закончено. Молодцы!

Исследовательская работа

Опыт 1

Цель. Показать, что в почве есть воздух.

Оборудование и материалы. Образцы почвы (рыхлой) ; банки с водой (на каждого ребенка) ; большая банка с водой у воспитателя.

Проведение опыта. Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.) . Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

Опыт 2

Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

Оборудование и материалы. Для образца почвы: первый - с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва) ; второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой - рисунок любого растения) .

Проведение опыта. Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы) . Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше - в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека) , обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта.

Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы) . Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха "под тропинкой" меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то "давим" на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

Опыт 3

Цель. Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы "уходит" воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.)

Оборудование и материалы. Образцы почвы - комочки рыхлой, влажной земли (на каждого ребенка) .

Проведение опыта. Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть "пустые места" - там и "прячется" воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что "пустых мест" между частичками земли стало меньше, они "прижались" друг к другу, а воздух "ушел": для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух "уходит".

После проведения опыта задайте вопросы.

В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ - в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?

Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?

На газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?

Выслушайте предположения детей (они должны основываться на осмыслении результатов проведенных опытов) и обобщите их: чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас во многих местах отдыха.

Задача педагога - подвести детей к выводу о необходимости экологически грамотного поведения в лесу, парке:

желательно ходить по дорожкам, стараться не топтать все вокруг; тем самым можно сберечь "дома" и даже жизнь многих подземных обитателей. Хорошо, если дети сами придумают правила и отображающие их знаки-символы.

Опыт 4

Цель. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

Оборудование и материалы. Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена) .

Проведение опыта. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива. Задайте детям следующие вопросы.

Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?

Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?

Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?

Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву?

Сделайте вывод: в жизни, как и в сказках, есть "живая вода" (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных) , но есть и "мертвая" вода - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть) . Откуда берется "мертвая" вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности) . Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, "болеет" и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто. В заключение обсудите, что могут для этого сделать дети (каждый из них) , их родители, воспитатели. Расскажите о том, что в некоторых странах научились "лечить" почву - очищать ее от грязи.


Цель: рассказать о назначении воды в нашей жизни, показать где, каком виде существует вода; дать детям первые элементарные знания о круговороте вода в природе; развивать познавательный интерес к природе; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Предварительная работа: разучивание стихотворений, загадок о воде.

Развивающая среда :широкие и длинные полоски голубой бумаги, шапочки «капельки», красные и синие карточки, глобус.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята! Я предлагаю вам отгадать загадку:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать,

На землю капает опять.

(Вода)

Воспитатель: Правильно, это вода.

(Ребенок читает стихотворение о воде)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает.

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить,

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по морям и океанам. Начнем мы свое путешествие с реки.

А как же «рождается речка»? Хотите узнать?

(Приглашаю к себе детей, кладу самую широкую и длинную голубые полоски бумаги).

Воспитатель: На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков.

Хотите сделать свою большую реку?

Самая широкая и длинная полоска бумаги превратиться в главную речку, остальные в ручейки. Расположите голубые полоски так, чтобы ручейки впадали в большую реку.

Вот так много воды.

У нас есть река с которой мы начнем наше путешествие.

Воспитатель: Ребята, а на чем мы сможем отправиться в путешествие по воде?

Давайте построим корабль.

А чтобы нам не затеряться в морях и океанах, я предлагаю взять с собой глобус.

Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем намного больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой. Голубой краской изображена на глобусе вода, все моря и океаны нашей планеты. Они занимают в два раза больше места, чем суша.

Воспитатель: Ребята, как мы используем воду?

Воду пьют все на свете. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает ток. И моет всех тоже вода. Умываются люди, умываются машины, принимают душ города, дороги. А еще вода – самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, по океанам и морям день и ночь плывут суда – везут тяжелые грузы и пассажиров. Раньше люди видели в ней первооснову всего существенного на Земле, ей поклонялись, как божеству, дарующему жизнь, ее боялись, как неведомую и опасную силу, ей приписывали магические свойства. С давних времен вода служила для защиты от врагов.

Люди не редко селились не на суше, а на воде, в постройках, возведенных на сваях, вбитых в дно реки или озера. Такой дом был надежно защищен от зверей и врагов. Казалось бы, на Земле много воды, проблем не будет. Но большая часть воды сосредоточена в морях и океанах и содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению. На долю пресных вод приходиться малая часть. Потому воду нужно беречь. Без воды не замесить тесто для хлеба, не сделать ни бумаги для книг, ни ткань для одежды, ни конфеты – ничего не сделать без воды! Вот она какая, вода!

Воспитатель: Дети, подумайте, откуда берется вода в кране?

Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается.

В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.

К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

Загадка:

Кругом вода, а с питьем беда?

(Море)

Незаметно, мы выплыли в открытое море.

(На острове подвижная игра «Ходят капельки по кругу»).

Появляется доктор Айболит.

Доктор Айболит: Ребята, вы знаете, что в морях очень много водорослей, они образуют целый лес. Морские водоросли очень полезные. Это целая аптека с витаминами. А еще из водорослей делают мое любимое лекарство, которого больше всего на свете боятся маленькие дети. Кто догадался, что это за лекарство? (Йод).

Доктор Айболит открывает дорожную аптечку и показывает йод.

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад (Возвращаемся через океан).

Океан – это самое большое водное пространство.

Игра «Вода – не вода».

Дети послушав стихотворение, скажите, откуда пришла вода?

Стихотворение о воде.

Спросил на днях малыш соседа

У струйки, льющейся из крана:

Откуда ты? Вода в ответ:

Издалека, из океана!

Потом малыш гулял в лесу

Росою искрилась поляна.

— Откуда ты? – спросил росу.

И я, дружок из океана!

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

— Поверь, и я из океана!

— Ты газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана донесся шепот:

— Знай, малыш, и я пришла и океана!

На поле лег туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

Откуда ты? Ты кто такой?

В звонкой льдинке и слезинке,

И в дождинке, и в росинке –

Нам откликнется всегда Океанская вода!

Воспитатель: Жизнь на Земле зародилась из воды. Вода необходима не только, людям, но и растениям, животным – всему живому на земле.

Поэтому ее нужно беречь и охранять.

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь ее и береги –

Мы ведь не планете не одни!

Воспитатель: Ребята, вот мы и вернулись в наш детский сад.

Понравилась вам путешествие?

Что нового узнали?

воспитатель 1 категории

МАДОУ детский сад общеразвивающего вида № 9 «Василек»

г. Грязи Грязинского муниципального района

Липецкой области, Россия

Программное содержание:

1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что такой привычный объект, как вода таит в себе много неизвестного;

2. Через опыты – эксперименты закрепить, что вода не имеет формы, запаха, находится в разнообразных состояниях;

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: стаканчик с водой, стаканчик с молоком, чайная ложечка, речной песок, сахарный песок, акварельные краски, соль, духи.

Предварительная работа: беседа о дожде, лужах, снеге. Рисование портрета природы. Рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

Дети, все сели красиво, спинки прямые, руки на коленях. Послушайте стихотворение и скажите сколько дождей я прочитаю.

«Сколько знаю я дождей

Сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой – дугой

Дождик с солнцем

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом»

Ребята, сколько я прочитала дождей? (6)

А теперь скажите, если у вас друзья? Кто они? Назовите их? (Ответы детей.)

Верно у вас у всех есть друзья. А знаете ли вы, что у нас есть один общий друг, который помогает нам в любое время года, без которого мы не сможем прожить и дня. Дети, вы догадались, кто это? Правильно – это вода.

Подумайте и скажите, для чего нам нужна вода? Как она нам помогает. (Пьем, моем руки, поливаем растения, купаемся и т.д.) (Обращаю внимание на иллюстрации.)

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане –

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде – вечная слава воде!

Без воды могут погибнуть рыбы, растения, животные, которые живут в воде. Скажите мне, что вы представляете, когда я говорю слово «вода» (дождь, снег, сосулька).

Дождик, дождик, дождик лей,

Нам с тобою веселей.

Не боимся сырости,

Только лучше вырастем.

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится.

Ребята, вы любите отгадывать загадки?

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не пойду,

Покуда он идет.

Лейся, дождь, веселый,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по…

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет.

(Сосулька.)

Значит вода – это и снег, и дождь. Она всегда разная, она как волшебница имеет разное лицо или как говорят у воды разный «портрет» (показываю рисунки детям с изображением снега и дождя).

Что вы видите? Это портрет воды – ручей, сосулька, дождь. Это все вода.

Сейчас мы проведем несколько опытов и вы увидите, что вода действительно как волшебница, может превращаться. Мы будем проводить ряд опытов.

Первый опыт «Вода прозрачная»

Перед детьми ставлю 2 стакана – один с водой, другой с молоком. В оба стакана опускаю ложечки.

В каком из стаканов ложечка видна, а в каком нет?

Перед нами молоко и вода. В стакане с водой мы видим ложечку, а в стакане с молоком нет. Значит вода прозрачная, а молоко нет. (Предлагаю детям подумать, что было бы, если бы речная вода не была прозрачной?)

Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами, могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (ответы детей).

Дети, так, вода прозрачная или нет? (прозрачная). А теперь давайте узнаем, есть ли у воды вкус.

Второй опыт «У воды нет вкуса»

Предлагаю детям попробовать воду из своих стаканчиков.

Есть ли у нее вкус?

Очень часто говорят, что вода очень вкусная. (даю им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз, попробуют воду. Я должна доказать, что у воды нет вкуса).

А говорят «вода очень вкусная» потому, что когда человек очень хочет пить, то он с удовольствием пьет воду и выражая удовольствие говорит: «Какая вода вкусная», хотя он на самом деле вкуса воды не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней очень много разных солей.

(Предлагаю детям выпить соленую воду немного, чтобы они почувствовали и поняли вкус соленой морской воды.)

Третий опыт «У воды нет запаха»

Предлагаю детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Для сравнения даю понюхать духи.

И чем же пахнет вода по сравнению с духами. Закончились наши опыты. И что же мы с вами узнали нового о воде (ответы детей).