Воспитываем ребенка по типу темперамента. Как подойти к процессу воспитания с учетом темперамента ребенка

25.07.2019

Как определить темперамент ребёнка

Как следует учитывать темперамент в развитии и воспитании детей.
Игра и темперамент ребёнка

Темперамент - это сочетание индивидуальных психологических особенностей человека, которые характеризуют динамическую и эмоциональную стороны его поведения и деятельности. Большинство ученых сходится во мнении, что темперамент нельзя изменить, поскольку он является врожденной характеристикой человека. Темперамент проявляется в походке и жестах, от него зависят скорость движений человека, темп его речи, отзывчивость, общительность и т. д.

Каждый человек принадлежит к одному из четырех различных типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик или меланхолик. Однако в чистом виде эти типы встречаются крайне редко. Как правило, характер человека сочетает признаки, являющиеся типичными для каждого из четырех темпераментов.

При общении с ребенком очень важно учитывать его темперамент, поскольку он определяет поведение в коллективе, а также то, как малыш учится, играет, переживает и радуется.

Нужно понимать, что ваш темперамент не обязательно совпадает с темпераментом ребенка. Если не принимать во внимание эту разницу, в будущем можно столкнуться с большими проблемами. Вам будет гораздо проще понять своего ребенка, направить его, заинтересовать, развить его лучшие качества, если вы определите, к какому типу он относится.

Не стоит приписывать темпераменту неаккуратность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания. Темперамент характеризует только врожденные особенности характера, такие как эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность и т. д.

Ответьте сами себе на следующие вопросы и сделайте выводы.

1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать?
а) Легко включается в работу.
б) Активно действует.
в) Действует спокойно, без лишних слов.
г) Действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует ребенок на замечания воспитателя?
а) Говорит, что больше так делать не будет, но через некоторое время делает то же самое.
б) Не слушает и поступает по-своему, бурно реагирует на замечания.
в) Выслушивает молча.
г) Молчит, обижен, переживает.
3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях?
а) Быстро, активно, но прислушивается к высказываниям других.
б) Быстро, со страстью, других не слушает.
в) Медленно, спокойно, но уверенно.
г) С большой неуверенностью.

4. Как ведет себя в непривычной обстановке (например, в кабинете врача, заведующего и др.)?
а) Легко ориентируется, проявляет активность.
б) Активен, проявляет повышенную возбудимость.
в) Спокоен, рассматривает окружающие его предметы.
г) Робок, растерян.
Ключ . Если преобладают ответы «а», вы имеете дело
с сангвиническим типом;
«б» - с холерическим;
«в» - с флегматическим;
«г» - с меланхолическим типом темперамента.

Если ваш ребёнок – холерик

Ребенок-холерик - это ужасный непоседа и спорщик. Он очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Ребенок с таким складом характера всегда знает, чего он хочет. Он настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск и приключения. Холерик способен самостоятельно делать выбор и решать свои проблемы, но с трудом идет на компромисс. Спит такой малыш мало и по утрам не дает родителям досмотреть последние сны, так как просыпается рано. Любит кушать. Особенно его увлекает процесс пережевывания. Но аппетит сильно зависит от настроения. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия.

Главное - направить безудержный поток энергии в правильное русло. Таким детям особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта (соревновательные игры, спортивные упражнения, плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы). Это позволит малышу реализовать свое стремление во всем быть лидером. Тренировки научат контролировать движения и рассчитывать силы. Холерику необходимо много жизненного пространства. Чаще бывайте с ним на природе, ходите в походы. Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом или рукоделием. Помните, что вам придется постоянно следить за тем, чтобы малыш проверял результаты своей работы и доделывал ее до конца. Поощряйте любое проявление старательности и терпения. С ребенком-холериком очень просто общаться: он знает чего хочет, и может сам удовлетворить свои потребности.
Есть только одна проблема - малыш пока еще не понимает, что хорошо, а что плохо. Поэтому он нуждается в наличии наглядного примера поведения с самых ранних лет жизни. Всегда помогайте ребенку в его экспериментах, чтобы правильно направить его действия. Жесткий контроль и ограничение активности нервируют малыша и, как правило, приводят к потере контакта с ним.

Если ваш ребёнок – сангвиник

Ребенок-сангвиник - энергичный, жизнерадостный, сильный и шустрый. Он может ни с того ни с сего расплакаться, но так же быстро успокоится. Мгновенно переключается с одного занятия на другое. Обычно такой ребенок пребывает в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Он очень приятен в общении, любит выдумывать и фантазировать. Засыпает и просыпается легко и быстро, встает рано. Даже когда ребенок был совсем маленьким, он мало спал, наблюдая широко раскрытыми глазками за всем, что происходило вокруг. Сангвиники обычно миролюбивы. Они не помнят зла; добры, нежны и нежадны. Эти дети испытывают огромную потребность в движении.

Ваша задача - направить кипучую энергию малыша в созидательное русло, ставя перед ним конкретные цели. Игры и повседневная жизнь ребенка-сангвиника должны быть подвижными. Такие дети, занимаясь спортом, не будут стремиться к победам. Им интересен сам процесс. Подпитывайте любознательность своего малыша. Помогайте ему научиться не просто получать удовольствие от того занятия, на которое он тратит энергию, но и стремиться при этом к достижению определенной цели. Дети-сангвиники часто не доводят до конца начатое дело, если оно им надоедает. Неинтересная, монотонная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее. Однако не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Конструкторы, пазлы, рукоделие, моделирование и другие игры, которые требуют внимания и сосредоточения, помогут развить собранность и аккуратность. Удерживать внимание на конкретном виде деятельности такой ребенок может научиться с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях. Очень важно поощрять усидчивость, старательность и целеустремленность таких детей и постепенно повышать планку требований, добиваясь закрепления достигнутых результатов.
Если ваш ребёнок – флегматик

Ребенок-флегматик - медлительный, рассудительный, усидчивый и внешне спокойный. Играет в основном с несколькими любимыми игрушками. Плохо переносит суету и шум. Очень любит покушать и поспать. Во всем старается соблюдать порядок: пьет только из своей чашки, ест своей ложкой, и бывает очень недоволен, если кто-то или что-то нарушает привычный распорядок дня. Разговаривает медленно. Не любит игры, где нужно проявлять сноровку, быстроту, смекалку. Отдает предпочтение уже знакомым и нешумным развлечениям. Не стремится к лидерству, не любит самостоятельно принимать решения. Редко обижается и по натуре очень сговорчив. Обычно такие дети знают много стихов и песен, но не любят новое и с гораздо большим удовольствием вспоминают уже знакомое. Ребенок-флегматик заставляет родителей неделю читать одну и ту же сказку на ночь, не позволяя изменить в ней ни одного слова.
В играх не предоставляйте ребенка самому себе, стимулируйте действия с его стороны, старайтесь заинтересовать. Делитесь с малышом занимательными историями об окружающем мире, развивайте творческое мышление рисованием, лепкой, музыкой, шахматами. Для занятий спортом подойдут те виды, которые не требуют быстрой реакции. Закаляйте ребенка.
Не бойтесь доверять малышу, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Наберитесь терпения и не спешите сделать все за него, иначе он вообще перестанет что-либо делать сам. Старайтесь, чтобы больше говорил ребенок, а не вы, помогите ему сформировать свое мнение и защищать его. Чем больше внимания вы будете ему уделять, тем живее он станет реагировать. Вскоре вы удивитесь его интеллектуальной восприимчивости, увидите, как хорошо он воспринимает все, что вы ему говорите или показываете.

Если ваш ребёнок – меланхолик


Всем известно, что роль и права ребенка в семье могут быть разными. Одни ожидали его появления с огромным нетерпением, а другим судьба преподнесла ребенка, как неожиданный подарок. Одни родители кропотливо готовились к рождению малыша, а кто-то не то что не планировал, а и не задумывался о ребенке.

Именно от того, как в своей семье себя чувствует ребенок (хорошие ли отношения между мамой и папой или другими близкими для него людьми, благоприятный ли климат в семье и пр.) и зависит его состояние (психологическое и эмоциональное), формирующее его личность, его характер.

Я постараюсь, используя Дом Знаний, помочь Вам определить качества и черты характера Вашего ребенка, которые он успел уже вольно невольно выработать за свою еще короткую жизнь.

Как Вы знаете, ребенок развивается благодаря основным двум взаимодействующим между собой факторам, таким как окружающая среда и наследственность.

Что влияет на воспитание ребенка?

Наследственность - присущие ребенку при его рождении наборы генотипа (набор хромосом) и фенотипа (внешние признаки).

Окружающая среда - все, что окружает и происходит с ребенком при его развитии.

Оба эти фактора (среда и наследственность) очень важны для формирования характера и других качеств малыша.

Если у ребенка в роду кто-то болел хроническими заболеваниями, то существует вероятность, что у него тоже есть к ним предрасположенность. Также малыш может унаследовать таланты, задатки, характер и темперамент одного или обоих родителей. Развивает все это в ребенке окружающая среда.

И наследственность и окружающая среда являются факторами, влияющими на воспитание малыша.

Пример влияния среды на воспитание и развитие ребенка.
Вы, наверное, слышали о существовании детей-волков или детей-Маугли. Например, две девочки Камала и Амала - 8 и 1,5 лет. По воле судьбы они выросли в животной среде, и, не смотря на то, что наследственность у них была человеческая, несколько первых лет жизни и воспитание зверями привили им повадки животных: они бегали как животные, общались как животные, у них были великолепный слух, отличное зрение. Девочки имели сильную гибкость, пластичность и натренированность тела. Но вот то, что отличает человека от животного - разум и душа были развиты только на уровне рефлексов, а поведение в корне отличалось от поведения обычных детей, растущих в человеческой среде.

Реабилитацией психики девочек занимались лучшие умы человечества. Амала и Камала пожалуй единственные дети-волки, которые хоть как-то поддавались обучению. И все же результаты были мизерными. Меньшая девочка не выдержала смены обстановки и через год умерла, а старшая за 9 лет жизни с людьми едва перестала выть по волчьи и при опасности забиваться в угол. Она научилась надевать платье и кушать нормальную еду столовыми приборами. И все же, воспитание ребенка-волка было больше схоже на дрессировку животного, при которых девочка так и не освоила абстрактное умозаключение, словесно-логическое мышление, обобщения, выводы и т.д. А все это произошло потому, что развитие психических процессов в первые 5 лет жизни (сензитивный период) было упущено.

Данный пример показывает, насколько для ребенка важно окружение и какую роль в его развитии играет окружающая среда.

Читайте также: Капризы при одевании и на прогулке.

Связь капризов и истерики ребенка с воспитанием и окружающей средой.

Бывают ли проявления капризов и истерики у животных? Я с таким не сталкивалась. Если зверю (кошке, собаке и др.) что-то не нравится, то он проявляет агрессивность, выражающуюся соответствующей позой, шипением и оскалом зубов.

А теперь сравните поведение ребенка и животного, если необходимо получить какую-то вкусняшку или игрушку. Собака (воспитанная), например, чтобы что-то выклянчить становится преданной или жалобной и грустной, и настойчиво смотрит в глаза. Дворовая же собака может кинуться. Здесь все зависит от окружающей среды (заботливый хозяин или двор), в которой росла собака.

Ребенок, для получения желаемого и в зависимости от воспитания и возраста, тоже ведет себя по-разному.

В животном мире действует сила. Например, если собака агрессивна и неуправляемая, то она способна восстать и отобрать лидерство. Она бросается на раздражителя и становится лидером.

В мире людей капризы и агрессия встречаются, если, например, ребенку чего-то не хватает. Это может быть недостаток внимания, уверенности в себе, уверенности в родителях, тепла, семейной стабильности, воспитания. Для ребенка это тоже выживаемость.

Читайте также: Капризы ребёнка за едой.

Для людей существует формула капризов:

Ожидания ребенка + неверное воспитание = истерики и капризы.

И в этом всем важнейшей ролью для родителей является уметь правильно понимать малыша, вести так себя, чтобы не провоцировать у него капризы и истерику.

И снова приведу пример на братьях наших меньших. Дрессировщик управляет собакой и подчиняет ее своей волей и мудростью, вырабатывая у нее послушание системой рефлексов. В результате тренировок ему стоит скомандовать (лежать, сидеть и пр.) и собака выполнит.

Но что же произойдет, если, например, дрессировщик даст команду "лежать", а сам бросит палку, что само собой подразумевает команду "взять"? Неправильная последовательность запутает пса, и она не будет знать, что выполнить: лежать или бежать за палкой.

Похожим образом происходит и с ребенком. Родители закрепляют поведение малыша условными реакциями, что становится привычкой. А когда они, к примеру, что-то разрешают, а потом запрещают, то ребенок начинает путаться.

Например, он не понимает, почему дома прыгать на постели разрешено, а в гостях нет или почему дома можно не кушать и не одеваться самому, а в садике все это приходится делать самостоятельно? Такие противоречия сбивают методы родителей и сильно осложняют им жизнь.

Такие же проблемы возникают при воспитании родителями и бабушками, если они не договорятся между собой, на чем нужно настоять, а в чем сберечь нервы и не гнуть палку. Например, когда родителей нет, бабушка кормит ребенка у телевизора, а мама с папой строго запрещают это и едят только на кухне. Бабушка может одевать ребенка сама, а родители настаивают на его самостоятельности. Бабушка разрешает съесть конфету между приемами пищи, а родители запрещают. И т.д.

Из этого следует, что обо всех нюансах, в которых есть трудности (заставить кушать, одеваться самому и т.д.), необходимо настоятельно договориться с бабушкой, чтобы с ее стороны не было гиперопеки.

В других вопросах (второстепенных), таких как кухня или телевизор, кушать конфеты между едой или нет, лучше придерживайтесь нейтралитета. Для этого скажите ребенку, что пока он с бабушкой, а Вы на работе, у нее свои правила и Вы это разрешаете. А когда вы приходите домой, то у Вас действуют свои семейные правила. При этом, чтобы малыш не почувствовал из-за вас, что чего-то лишается, дайте ему какую-то приятную альтернативу. Например, если Вы не хотите, чтобы ребенок смотрел телевизор и кушал, когда Вы всей семьей ужинаете на кухне, то пообещайте ему почитать или рассказать что-то очень интересное, или поиграть в любимую игру, если он будет ужинать за столом вместе с Вами.

Читайте также: Поведение родителей.

Кнопочки для ребенка.

Разберитесь в своем ребенке. Определите его темперамент. Узнайте, какой склад его личности и какое его ведущее восприятие.

Темперамент ребенка можно определить еще с рождения, или даже раньше (в мамином животике), исходя из маминых ощущений и косвенных признаков.

Случай.
Мама родила двоих детей с разницей в 3 года. Она говорила, что дочка (родилась первой) в ее животике вела себя спокойно, волнений не доставляла и родилась без разрывов и легко. Затем по жизни она - уравновешенный ребенок (темперамент - сангвиник). Но зато следующим был сын - яркая противоположность дочери. Еще в животике он сильно пинался, беспокойно шевелился, не давая отдохнуть маме даже ночью. Рожала сына она трудно, а когда он слегка подрос, то все время везде мелькал, с ним постоянно случались разные происшествия. Мальчик оказался очень любознательным и подвижным.

Через время мама осознала, что ее сын - холерик, и методы, которыми она воспитывала дочку, для него оказались неприемлемыми.

Да, факт в том, что на одни и те же наказания или замечания разные дети реагируют по-разному. Одни реагируют плачем, другие криком, третьи замыкаются, а четвертые и вовсе не обращают никакого внимания. Причиной этого и является наш темперамент.

Именно темперамент играет ключевую роль в определении скорости и силы реакции ребенка на происходящие события и степень эмоциональности его личности. Он проявляется в движениях, в скорости мышления и речи, в мимике, в манере общения, в жестах, в реакциях на проблемы. Но факт в том, что из-за незрелой психики дети еще не умеют полностью контролировать поведение. Другими словами, поведением ребенка управляет его темперамент. И только через годы он накопит жизненный опыт, с помощью которого постепенно научится справляться с "неудобными" проявлениями своей психики.

Темперамент во многом определяет поведение ребенка, способности к обучению и развитию, реакции на внешние раздражители. Зная темперамент ребенка, родители могут выбирать наиболее подходящие для него игры и методики обучения, правильно реагировать на проявление его чувств и эмоций – радости, гнева, страха, восторга, усталости и т.д. Что нужно знать родителям о темпераменте своего ребенка?

Что такое темперамент ребенка и чем он определяется?

Почему одни дети с удовольствием собирают конструкции из кубиков в полной тишине, а другим необходимо носиться по квартире, расшвыривая все на своем пути? Почему одни дети в шумной компании чувствуют себя как рыба в воде, а другие стараются отойти в тихий уголок, чтобы играть в полном одиночестве? Все детки разные, и в данном случае речь идет о детях с различными темпераментами.

Темперамент ребенка , или его тип высшей нервной деятельности, является врожденной устойчивой характеристикой и редко меняется по мере взросления ребенка. Темперамент определяет интенсивность нервных процессов человека, особенности баланса между возбуждением и торможением, уравновешенность и скорость смены настроения.

Что влияет на формирование темперамента ребенка ? Так как темперамент не формируется в течение всей жизни, а является врожденной характеристикой человека, то и внешние факторы на него существенно повлиять не могут. Обычно ребенок наследует темперамент мамы или папы, либо в нем проявляются черты обоих родителей в равной степени.

С какого возраста проявляется темперамент ребенка ?

Темперамент ребенка начинает проявляться с самого рождения. Это выражается в той скорости, с которой малыш переходит от улыбки к плачу и наоборот, в его реакции на близких и малознакомых людей и даже в том, насколько быстро и легко ребенок засыпает. Но все это в значительной мере связано и с физиологическим состоянием малыша, поэтому точно определить темперамент ребенка можно только в период начала становления его личности – около трех лет.

Типы темпераментов в психологии

В классической психологии различают четыре основных типа темперамента:

  • Cангвиники. Характеризуются живостью, возбудимостью, быстрой сменой настроений и легкостью в переживании неудач.
  • Холерики. Также как и сангвиники, холерики отличаются быстротой нервных реакций, возбудимостью, резкой сменой настроений, но при этом они неуравновешенны и склонны к длительным переживаниям.
  • Меланхолики отличаются медлительностью нервных реакций, длительностью перехода из одного настроения в другое. Легко ранимы и долго переживают любые, даже незначительные, неприятности.
  • Флегматики, также как и меланхолики, характеризуются медлительностью нервных реакций. При этом они невозмутимы, уравновешены, слабо подвержены влиянию внешних факторов.

Темперамент ребенка и особенности воспитания

Определив темперамент ребенка и зная его позитивные и негативные свойства, родителям будет проще воспитывать и обучать малыша.

Ребенок – сангвиник…

…обычно подвижен, активен, доверчив, спокойно и доброжелательно относится даже к малознакомым людям, страстно увлекается каждым новым делом. Дети-сангвиники, как правило, довольно быстро начинают говорить, они красноречивы и общительны. Ребенок-сангвиник доверчив и открыт, ему крайне важно мнение окружающих. Он готов совершать необдуманные поступки, чтобы заслужить похвалу. При этом и критику малыш воспринимает вполне спокойно, легко переживает неудачи, быстро забывает обиды. Вообще ребенок-сангвиник в раннем детстве причиняет родителям минимум неудобств – он жизнерадостен, легко увлекается любой предложенной игрой и быстро успокаивается, даже если что-то его расстроило.

Недостатком детей-сангвиников является непостоянство. Увлекаясь новой для себя деятельностью, ребенок может буквально «свернуть горы», но надолго запала обычно не хватает.

Как помочь ребенку не бросать начатое дело? Ругать и критиковать малыша бесполезно – дети-сангвиники не будут долго переживать и обижаться, а просто забудут о неприятном разговоре. А вот искренняя похвала за дело, доведенное до конца, может быть очень сильной мотивацией. Поощрить ребенка можно не только ласковым словом или объятием, но и добавлением нового «почетного значка» в таблицу успехов, вывешенную на самом видном месте.

Воспитывая ребенка-сангвиника, родителям следует общаться с ним на равных, не допускать в общении с малышом снисходительного тона, строить отношения исключительно на взаимоуважении, а не на непререкаемом родительском авторитете.

Ребенок-холерик…

…активен и подвижен, красноречив и убедителен, решителен и целеустремлен. Дети-холерики часто успешны в обучении, они настойчивы, выразительны, общительны.

При этом дети-холерики злопамятны и агрессивны, подвержены частой смене настроения и тяжело поддаются убеждению.

В детстве ребенок-холерик часто капризничает, плачет, кричит без видимой причины и устраивает оглушительные истерики. Он быстро утомляется, но тяжело засыпает. Такие дети, как правило, не реагируют на запреты, они часто ссорятся со сверстниками и обижаются на взрослых. При этом ребенок-холерик редко бывает одиночкой: ссорясь с приятелями и задирая их, он, тем не менее, всегда остается в центре внимания и часто становится в компании лидером.

Если темперамент ребенка – холерик, в детстве он может доставлять родителям множество неприятностей из-за своей вспыльчивости и раздражительности. Родителям приходится постоянно сдерживать ребенка, направлять его энергию в мирное русло, занимать его различными игровыми или развивающими активностями. И это дает положительный эффект: увлекаясь новым занятием, ребенок-холерик прилагает все усилия и добивается потрясающих результатов.

Очень полезны для ребенка-холерика занятия спортом: спорт позволяет выплескивать избыток энергии, стабилизирует нервную систему. Кроме того, амбициозные и целеустремленные дети-холерики обычно достигают высоких спортивных результатов.

Ребенок – меланхолик...

…мягок, доброжелателен, склонен к проявлению сочувствия, чувствителен и сердечен.
Вместе с тем ребенок-меланхолик очень раним и застенчив, не уверен в себе, легко поддается чужому влиянию, с трудом переживает критику и обиды.

В детстве ребенок-меланхолик капризен и плаксив. Дети-меланхолики очень «ручные», ни на шаг не отпускают родителей и боятся посторонних. Они очень быстро утомляются, особенно от общения с большим количеством людей.

Взрослея, ребенок-меланхолик становится стеснительным и обидчивым. Любая мелочь способна вывести его из равновесия, любая критика воспринимается как трагедия. Меланхоликам сложно дается обучение, так как они рассеянны, быстро устают и отвлекаются. Зато именно среди меланхоликов встречается самый большой процент творческих натур.

Воспитывая ребенка с меланхолическим темпераментом, следует ограждать его от стрессовых ситуаций. Утомляясь при играх и общении со сверстниками, переживая критику и обиды, ребенок стремится домой, как в убежище, и он должен твердо знать: «Мой дом – моя крепость!», быть уверен, что дома его поймут и защитят.

Для ребенка-меланхолика особенно важны любые проявления родительской любви: ласковые слова, объятия, поцелуи, маленькие семейные традиции, такие, как совместные прогулки по выходным или сказки на ночь.

Если учеба дается ребенку с трудом, не ругайте и не критикуйте его. Дети-меланхолики очень стараются достичь успехов, но им не всегда это удается из-за рассеянности и повышенной утомляемости.

Зато в творчестве потенциал ребенка-меланхолика проявляется в полную силу. Помогая ребенку подобрать хобби, нужно, конечно, ориентироваться на его интересы. Выбор достаточно широк: это может быть скульптура или музыка, живопись или рукоделие, танцы или художественная гимнастика – главное, чтобы занятие доставляло ребенку удовольствие.

Ребенок-флегматик…

…миролюбив и уравновешен, стрессоустойчив, рассудителен, обаятелен и целеустремлен. Добивается своего при любых обстоятельствах, одинаково спокойно относится как к критике, так и к похвалам.

С другой стороны, ребенок-флегматик инертен и малоподвижен, упрям и консервативен, с трудом принимает решения и не склонен к яркому проявлению эмоций.

Ребенок-флегматик не доставляет родителям хлопот: он мало капризничает, ему не требуется постоянное внимание, он спокойно играет один. Единственное, что может беспокоить родителей ребенка-флегматика – низкая адаптируемость малыша. Он с трудом привыкает к детскому саду и вообще к новому режиму, ему не нравятся новые блюда и новые товарищи. Но, привыкнув к изменениям, ребенок-флегматик становится столь же спокоен и невозмутим, как прежде.

Обучение ребенка-флегматика продвигается медленно, но верно. Информация, хоть иногда и запоминается с трудом, остается в голове малыша чуть ли не на всю жизнь. Кроме того, флегматики обычно обладают огромным потенциалом в сфере точных наук, легко решают логические задачи.

Родителям, воспитывающим ребенка-флегматика, не нужно торопить малыша. У него все получится, пусть и не сразу! В своем неторопливом и размеренном темпе он способен не только догнать своих более энергичных сверстников, но и оставить их далеко позади.

Если ребенок проявляет склонность к спорту, обратите его внимание на дисциплины, требующие точности и выносливости. Также многие дети-флегматики увлекаются шахматами.

Каким бы темпераментом ни обладал Ваш ребенок, главное – слушать и слышать его, учитывать его мнение и интересы. Желаем Вашим малышам новых успехов и побед!

Основой индивидуальности ребенка являются ее природные особенности, обусловленные комбинациями генов, определенными анатомофизиологическое особенностями организма, головного мозга, органов чувств, свойствами нервной системы (типом высшей нервной деятельности, который является физиологической основой темперамента).

О принадлежности ребенка к определенному типу темперамента можно сделать вывод на основе анализа ее деятельности, поведения, реакций на различные воздействия. Чем меньше ребенок, тем проще и надежнее эта классификация. Тип высшей нервной деятельности определяет не ее содержание, а то, какой будет ребенок - спокойной, собранной, мобильной или суетливой, импульсивным, хаотичной.

Темперамент (лат. Temperamentum - соотношение частей) - устойчивое сочетание индивидуальных особенностей индивида, связанных с динамическими аспектами психической деятельности: интенсивность, скорость, темпом, ритмом и т.д.:

Главными типами темперамента является сангвистичний, холерический, флегматический и меланхолический. В течение дошкольного детства изменяется соотношение основных нервных процессов, возрастных и типологических особенностей ребенка.

Возрастные особенности возникновения и проявления различных свойств темперамента дошкольников

Уже с первых дней жизни младенцы заметно отличаются друг от друга, поскольку, как утверждают исследователи (Н. Касаткин), нет двух детей с абсолютно одинаковыми свойствами нервной системы. Они различаются сначала тем, как засыпают и как переходят от сна к бодрствованию. Типологические различия детей старшего возраста особенно заметны в играх, бытовых делах, общении со взрослыми и сверстниками. Комбинация свойств темперамента возникает не сразу, а разворачивается в определенной последовательности, которая зависит от общих закономерностей созревания нервной системы, эндокринного аппарата, от специфических закономерностей каждого типа темперамента.

Тип темперамента (симптомокомплекс свойств) проявляется не с момента рождения, а с развитием основных свойств нервной системы. Первые признаки темперамента нормальной здорового ребенка проявляются в том, сколько и как она кричит в течение суток, насколько интенсивны и быстрые ссальни движения, скоординированные первые спонтанные движения.

Постепенное формования темперамента заключается в возникновении его свойств в разном возрасте: тревожность (повышенная возбудимость, страх) - в первые месяцы жизни; импульсивность - в начале 2-го года жизни; агрессивность - в 2,5 года. Не все присущие взрослому человеку психические свойства определенного типа темперамента и обусловленные им индивидуальные психологические качества заметны в детском возрасте.

Специфическими возрастными особенностями нервной системы в преддошкольном и дошкольном детстве является слабость, неуравновешенность возбуждающего и тормозного процессов, высокая чувствительность. Поэтому индивидуальные особенности темперамента, зависящие от возрастных особенностей, не отличаются из общего фона. Нервная система у младших дошкольников имеет много признаков слабого типа, что обусловлено их возрастом. Это проявляется в быстром истощении, низкой работоспособности, повышенной возбудимости и чувствительности, что приводит неадекватное поведение, поскольку сила реакций-ребенка не соответствует силе раздражителя. Например, в ответ на спокойное замечание взрослого она плачет, выкрикивает оскорбления. Через повышенную возбудимость дети под влиянием эмоционально насыщенной ситуации (на празднике, в театре) кричат, встают со своих мест, нарушают правила поведения. Нередко эмоциональные перегрузки дезорганизуют их поведение. Искусство педагога заключается в том, чтобы защитить нервную систему ребенка от перенапряжения, обеспечить допустимую силу направленных на нее стимулов.

Снижена работоспособность вызывает утомляемость. Она наступает быстрее, если деятельность не интересна, предполагает частую смену раздражителей, много новой информации, сложные или невыполнимые виды деятельности, происходит в многочисленной группе. Переутомление вызывает также слишком длительная концентрация внимания малыша на одном виде деятельности, ее симптомами являются исчезновения у ребенка интереса к работе, вялость, безынициативность, невнимательность, рассеянный взгляд, некоординированы движения. Взрослый, вовремя заметив признаки переутомления, должен позаботиться об отдыхе малыша, чередование различных видов деятельности (умственных с практическими). Нередко для предотвращения усталости он привлекается к деятельности ребенка, помогает быстрее ее завершить, а затем предлагает задания, которое требует длительной активности.

Устойчивость, работоспособность нервной системы до 7-8-ми лет достигает максимальной величины и позже почти не меняется.

Для 7-летнего ребенка характерна слабость возбуждения и торможения, проявляется в низкой выносливости, быстрой утомляемости, оперативном возникновении охранительного торможения - затормаживание действий под влиянием раздражителя. Если ребенок вдруг начинает нарушать правила, перестает слушать взрослого, участвовать в совместной деятельности, это означает, что его нервная система перегружена и нуждается в отдыхе. Слабость торможения проявляется прежде всего в нарушении запретов, импульсивности поведения (например, малыш падает игрушку у товарища, залезает в лужу, съедает чужую конфету, зная, что этого делать нельзя). Это особенно выражено в раннем и младшем дошкольном возрасте. С повзрослением возникают сдерживающие психологические механизмы, связанные с выполнением норм и правил поведения. Дисциплинированность, организованность, ответственность начинают влиять на свойства темперамента и заставляют ребенка сдерживать импульсивные желания. Слабостью торможения обусловлены и преждевременные реакции (например, во время эстафет, подвижных игр малыш начинает действие, не дождавшись сигнала).

В дошкольном детстве процессы возбуждения и торможения неуравновешенные, поэтому поведение ребенка имеет признаки темперамента холерика. Неуравновешенность проявляется в неустойчивости, изменчивости реакций, низком контроле за своими действиями, частых сменах настроения, импульсивности, легком разрушении стереотипов поведения. Изменение привычной обстановки ухудшает самочувствие, вызывает заболевания, разрушение сложившихся культурно-гигиенических навыков, которые, чтобы стать устойчивыми, требуют постоянного подкрепления.

С возрастными особенностями детей дошкольного возраста принадлежит и более быстрое, чем у взрослых, восстановления сил. У дошкольников (особенно младших) слабо выражена и такое свойство нервных процессов как инертность. их поведение ситуативная, они плохо приспосабливаются к любым неудобств, ограничений во времени, часто забывают обещания. Привычки детей очень неустойчивы и быстро разрушаются.

Со временем меняется характер подвижности нервных процессов, который зависит у ребенка от возрастной слабости, неуравновешенности возбуждения и торможения, а также от своеобразного соотношение сильного и быстрого распространения (торможение) возбуждения (явление иррадиации) с очень слабой и медленной концентрацией этих процессов.

С изменением соотношения основных нервных процессов меняется и соотношение возрастных и типологических особенностей ребенка. Старший дошкольник с уравновешенным типом нервной системы более уравновешенный, чем раньше.

Для ребенка характерно сочетание неуравновешенности со слабостью обоих нервных процессов (возбуждения и торможения). Возрастные закономерности созревания свойств общего типа, в дошкольном возрасте характеризуется относительной слабостью, недостаточной инертностью и неуравновешенностью процессов возбуждения и торможения, дают основания утверждать о существовании специфического возрастного типа нервной системы у детей.

Для того чтобы иметь начальные представления об особенностях детского темперамента, совсем необязательно быть профессиональным психологом. Наблюдая за поведением своего малыша, уже с первых месяцев жизни становится понятно, какие черты будут превалировать в его характере – скромность или требовательность, альтруизм или прижимистость, покладистость или упрямство. А у дошкольников проявления темперамента становятся ещё более явными.

Родители должны разобраться, каков их малыш - тихоня или драчун, «шустрик» или «мямлик»? Какой темперамент у ребенка и как он проявляется? Знать это важно, так как конфликты и обиды зачастую возникают именно из-за особенностей характера ребят.

Вы ежедневно находитесь рядом со своим ребенком, наблюдаете его в играх, в быту, в общении со сверстниками и взрослыми. Как вы думаете, какую «роль» он примеривает на себя? Попробуйте проанализировать поведение малыша, возможно, вы сможете «увидеть» своего ребенка с другой точки зрения. Зная, как определить темперамент ребенка, вам будет легче заниматься его воспитанием.

Определение типа темперамента у вашего ребенка: дошкольник-флегматик

У ребенка-флегматика уравновешенная, сильная, но малоподвижная нервная система. В раннем детстве детей с таким темпераментом называют «удобными» - плачут редко, спят много, постоянного внимания к себе не требуют. У «тихонь»-флегматиков все реакции как бы нечеткие: если плачут, то негромко, так же негромко смеются, скупы на жесты и движения. Они не сразу отвечают на вопросы, не начнут выполнять дело, пока не будет «внешнего влияния». Детей с таким типом темперамента словно надо подталкивать. Им обязательно нужен «период вхождения в деятельность». Зато все, к чему такой малыш привыкает, становится постоянным, поведение флегматиков очень устойчиво.

Некоторые сложности возникают, когда появляется что-то новое: окружение, режим, требования. Например, при поступлении в детский сад малыш-флегматик должен приспособиться, привыкнуть. В новой обстановке представитель такого детского темперамента ощущает себя неуютно, ему нелегко завести знакомство, да и расстаться с родителями даже на день очень трудно. Но после, когда обстановка станет привычной, ребенок спокойно и без принуждения справляется с новыми «правилами», старательно и аккуратно выполняет все, что требуется.

Основное определение дошкольника с таким темпераментом – «кропотливый труженик»

Но обычно он никогда не бывает первым, ему мешают некоторая замедленность, вялость, пониженная активность. Кроме того, «замедленность реакции» флегматика может привести к лени и равнодушию, ведь эмоции малыш расходует словно вполсилы, ему проще посидеть в сторонке с любимой игрушкой.

Зачастую родители совершают ошибку, стремясь подогнать, поторопить малыша - природная медлительность сына или дочки нервирует взрослых, они начинают сердиться и делать замечания. Помогает это мало, скорее всё наоборот - среди детей с разными темпераментами флегматики чаще всего теряются и даже перестают на эти замечания реагировать. Еще хуже, когда взрослые «из добрых побуждений» стремятся сделать за ребенка то, что ему вполне по силам, - умывают, одевают, убирают игрушки и т. д. Мало того, что малыш не научится быть самостоятельным, он еще и разочаруется в собственных силах.

Если у вашего ребенка такой тип темперамента, ему важно показывать результаты его деятельности, но при этом ненавязчиво контролировать на каждом этапе выполнение работы . Замечательно, если родители будут привлекать ребенка к играм с элементами соревнования, к подвижным командным играм, где требуется научиться преодолевать трудности и побеждать, помогать окружающим и быть отзывчивым.

Большое подспорье для дошкольников с таким темпераментом – одобрение и поддержка его начинании и любых проявлений инициативы со стороны педагогов и родителей.

Особенности проявления темперамента у дошкольника-меланхолика

У ребенка-меланхолика чаще всего слабая нервная система, он чувствителен и раним. Из-за слабости нервных процессов быстро наступает утомление, ребенок все время отвлекается, а для восстановления сил ему необходимо больше времени , чем другим детям. С трудом, медленно и долго ребенок овладевает любыми навыками, но зато прочно и навсегда.

Характер у ребенка с таким темпераментом спокойный, малыша-меланхолика не видно и не слышно, все реакции как бы сглажены, движения неуверенные, разговор выразительный, но тихий.

Ребенок не любит демонстрировать свои умения, редко включается в беседу, малоактивен и всем движениям предпочитает спокойную деятельность где-нибудь в уголке, в одиночку; замкнутость и нерешительность - главные черты меланхолика .

Индивидуальные особенности детей с таким темпераментом заключаются в том, что они сторонятся шумных сверстников, они утомляют меланхоликов. Из-за этого малыши терпеть не могут ни садик, ни школу. Еще больше такие дети устают от новых людей, громких звуков и шума, резких замечаний - подавляется и без того малая активность ребенка.

Основные точки «уязвимости» такого типа детского темперамента - замкнутость, пассивность, утомляемость, легкая ранимость и медлительность.

Если малыш не отвечает на вопросы или отвечает медленно, запинаясь, это вовсе не значит, что он не знает ответа. «Виноваты» низкая самооценка и неуверенность в себе

Родители, не разобравшись в особенностях темперамента дошкольника, могут ухудшить ситуацию, постоянно повторяя малышу, что он «невнимателен», «забывчив» или «непонятлив». Ребенок-меланхолик с трудом переносит неудачи, сильно расстраивается, если что-то не получается, легко обижается, переживает по пустякам. Любое замечание или неприятное событие надолго выбивает его из колеи .

Но не забывайте ещё об одной характеристике этого типа темперамента: хотя дети-меланхолики внешне и не проявляют своих чувств, они у них сильные и глубокие, и отсутствие реакции — вовсе не безразличие! Несомненными плюсами малышей-меланхоликов являются способность к сопереживанию, чуткость, устойчивость привязанностей, привычек и интересов.

С такими детьми хороша тактика «эмоционального поглаживания». Им нужно создавать условия, когда ребенок работает «в паре» - с другим малышом или с взрослым. Приказы и категорические обращения таким деткам противопоказаны, гораздо лучше они воспринимают совместные обсуждения, причем с обязательными акцентами на чем-то положительном.

Учитывая все определения этого типа темперамента, учите ребенка переключаться с внутренних переживаний (в том числе с «ворошения старых обид») на события внешнего мира, привлекайте к активным играм и домашнему труду. Постепенно, без нажима вовлекайте малыша в детские коллективы (садик, спортивные секции, студии творчества) - маленькому «отшельнику» полезно выработать в себе упорство и стойкость в общении со сверстниками. И, конечно, почаще хвалите детей с таким видом темперамента, демонстрируйте их достижения, учите самостоятельности и смелости.

Индивидуальные особенности темперамента у детей-холериков

Основная характеристика темперамента детей-холериков – «двигатель работает, а тормоза отказывают». Так и с ребенком-холериком: особенность его сильной, но неуравновешенной нервной системы в том, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. У таких детишек быстрая, громкая и порывистая речь, мимика и жесты выразительные, бурная реакция на запреты и неудобства.

Любую информацию ребенок дошкольного возраста с таким темпераментом воспринимает на лету, но так же моментально забывает, в новой обстановке осваивается мгновенно, у него тут же появляются друзья - а через пять минут бесстрашный задира уже конфликтует.

Холерик импульсивен, его плач - это рыдание до истерик, его смех - это хохот до слез. Настроение меняется быстро и непредсказуемо. Дошкольник с таким типом темперамента не сдержан в проявлениях эмоций и при недостатке самообладания может вспылить из-за пустяка - ему нужно «все и сразу». Легко увлекается любым делом, но быстро «остывает» и часто бросает на полпути, так как не терпит однообразия и неусидчив.

Ещё одна особенность детей с таким темпераментом – любовь к подвижным играм, в которых холерики стремятся не только проявить себя, но и «покомандовать» (и детьми, и взрослыми). Любые непредвиденные моменты в игре могут вызвать гнев или страх. Среди других детей холерики выделяются шумливостью и склонностью к вспыльчивости, а нередко к драчливости и даже агрессии. Им очень трудно подчиняться правилам, такие малыши нередко конфликтуют из-за игрушек и, бывает, теряют над собой контроль.

С малышом-холериком разговаривать следует ровным тоном, спокойно, но требовательно, без уговоров . А заодно и малышу прививать правила общения без крика и грубостей, настойчиво повторяя, что просьбы должны быть вежливыми, за грубость и проступки нужно извиняться и т. д.

Без толку сдерживать подвижность малыша или препятствовать его активности. А вот обоснованные требования и четкие правила необходимы. Энергию малыша-холерика родители могут направить в «нужное русло»: спортивные секции, интересное увлечение, спокойные игры, а для развития усидчивости и внимания хорошо помогают занятия рисованием, аппликацией, лепкой. Полезно приучать холерика к посильной домашней работе (и следить, чтобы не отлынивал!) . Очень помогает собственный пример - учите малыша быть наблюдательным, сдержанным, помогите понять, что в жизни важно и рассчитывать силы, и обдумывать решения.

Запреты и наказания холерику не помогут , ребенок попросту игнорирует их и сопротивляется, вплоть до ненависти к «воспитателю». Скорее помогает демонстрация «перспектив» бурной деятельности ребенка и положительная оценка. Запаситесь терпением - это главное в воспитании малыша-холерика.

Какие особенности характера у ребенка-дошкольника с типом темперамента сангвиник

Живой, жизнерадостный ребенок-сангвиник обладает подвижной, сильной и уравновешенной нервной системой. Давая характеристику разным темпераментам у детей, особо стоит отметить общительность и активность сангвиников. Как правило, у них всегда бодрое настроение, они деловиты, внимательны и прекрасно усваивают новую информацию.

Сангвиники легко приспосабливаются к любым условиям, быстро заводят друзей, но, если общение становится им неинтересно, так же быстро «замораживают дружбу». Получается, что приятелей у малыша много, а настоящих друзей-то и нет. И задача родителей - постараться воспитать у ребенка такую черту, как постоянство. Тем более что маленький сангвиник достаточно легкомысленно относится не только к друзьям-товарищам, но и к своим делам, обязанностям. Так широта интересов оборачивается своей «изнанкой»: хватаясь за множество дел сразу, малыш ни одно не может довести до конца.

Дети сангвинического темперамента могут быть и «руководителями», и «руководимыми», они не держат обиды на сердце, быстро забывают неудачи и недолго бывают, расстроенными из-за разных неприятностей. Резкие смены настроения - это не про сангвиников. Основные особенности характера детей с таким темпераментом –жизнерадостность, остроумность и предприимчивость.

На все окружающее такие малыши смотрят с неиссякающим оптимизмом, они послушны, но зачастую не умеют отстаивать свое мнение. Иногда такое поведение приносит им вред - ведь слушают малыши всех подряд, а это может доставить сложности и неприятности.

Так же легко малыши-сангвиники переходят от одного вида деятельности к другому. Вот ребенок катается на качелях, вдруг сорвался и помчался строить замок в песочнице, а через пять минут уже спрятался за скамейкой, чтобы побыть в одиночестве. В таком поведении таится «подводный камень». Малыш быстро устает от «однообразия» и, как только дело ему надоедает, стремится перейти к другому, более привлекательному на данный момент. Например, бросает начатый рисунок «домика», чтобы тут же «нарисовать машинку».

Начатое дело должно быть закончено - это правило постарайтесь помочь усвоить малышу-сангвинику. Для этого перед началом дела сангвинику надо поставить четкую цель, обязательно демонстрировать ребенку результаты его работы.

Обучение упорству и терпению, поддержка и одобрение, подчеркивание «важной роли» малыша в порученном деле-лучшие методы в воспитании ребенка-сангвиника. Вы ведь не хотите, чтобы увлеченность и жизнерадостность превратились в непостоянство и легкомыслие?

И одно важное дополнение. Не бывает «хороших» или «плохих» типов темперамента! И у холериков, и у сангвиников, и у меланхоликов, и у флегматиков есть свои плюсы и минусы, положительные и отрицательные стороны. Мы не можем изменить заложенное природой, но в наших силах помочь выделить сильные черты темперамента и «сгладить» слабые.

Малыш подрастает, его «воспитывают» жизнь и окружающие люди, он учится подражать взрослым, берет пример со сверстников. Кроме того, «чистых», стопроцентных типов тоже нет. Гораздо чаще встречаются смешанные типы, с преобладанием какого-либо темперамента. Вот и обращайте внимание на эти яркие черты, развивайте сильные стороны ребенка Аспекты эмоционального развития дошкольника


  • Развитие ребенка в 10 месяцев: что должен уметь и…