Вот и второй День рождения! Вас поражало развитие малыша в прошлом году? Сейчас он будет вас поражать еще больше. Ребенок способен много рисовать, запоминать элементарные стишки, называть предметы и животных, его словарный запас непреклонно растет.
Физически малыш уже развит и впечатляет не так сильно как раньше. Зато идет активное психологическое развитие. Он умеет бегать и прыгать, поэтому не нужно ограничиваться только квартирой. Гуляйте больше на свежем воздухе, на детской площадке. Движения его не так скоординированы как у взрослого, проводите специальные упражнения: ходьба по бревну для равновесия, подъем и спуск по лесенке, висение на турнике.
Ребенок умеет:
· хорошо ходить и чередовать шаг;
· закрывать дверь;
· манипулировать предметами (брать пальчиками, складывать пирамидку, матрешку);
· использовать предметы по назначению;
· преодолевать препятствия.
Еще он быстро учится и может повторить несложные действия после 2-3-х повторений. Рисует он пока бессмысленно, просто водит ручкой/карандашом по листу. Зато малыш способен включать воображение в играх, может знакомиться с другими детками, запоминать их.
Помогайте развиваться навыкам крохи: просите его раскладывать предметы разных цветов или форм в разные коробки, показывайте ему картинки с животными, побудите достать мячик из-под и прочее.
Ребенок уже способен проявлять самостоятельность в действиях. Не нужно этому препятствовать, пусть пробует сам одеваться, например. Готовьтесь к детским вопросам и старайтесь отвечать на них на доступном языке. Кроха обладает запасом слов, примерно 200-300, и этот запас растет. , которые развивают правильную речь малыша и включают его воображение.
Данные мальчика 2-х лет:
рост – 83-93 см;
вес – 10-15 кг;
окружность головы – 46-51 см;
окружность груди – 48-55 см.
Данные девочки 2-х лет:
рост – 82-92 см;
вес – 10-14 кг;
окружность головы – 46-50 см;
окружность груди – 48-54 см.
В двухлетнем возрасте психика дитяти открывается постижению мира. Раньше, пользуясь инстинктами, он пробовал все на вкус, щупал ручками, а теперь его действия сознательны: почему вода жидкая и мокрая, что будет, если ее разлить? Его мозги, подобно губке, впитывают информацию, а сам малыш приобретает навыки на всю жизнь.
В 2 года ребенок может увлеченно заниматься одним делом. Тут вам помогут развивающие игрушки. Только выбирайте такие, чтобы включали в себя детали больше, чем рот малыша, ведь тот машинально может попробовать их на вкус. Конструктор, пазлы – то, что надо. И если сейчас такие развлекалки будут не интересны, то еще рано, но ничто не мешает отложить их до определенного момента.
Не исключено, что малютка будет пробовать повторять за взрослыми: постучит по кнопкам клавиатуры, побрынчит на гитаре, что стоит в углу комнаты. Он с легкостью утащит сотовый, чтобы что-нибудь там наклацать. Если есть желание, можно скачать видеоуроки с танцами для детей и повторять движения.
На все, что делает ребенок перед родителями, он ждет похвалы. Не забывайте отмечать его достижения! Играйте с ним в более сложные игры, например прятки или ладки. Он уже должен знать, какие звуки издают животные – а это замечательная игра.
Если показатели вашего ребенка не сходятся с данными, представленными в этой статье, не отчаивайтесь! Все детки разные, кто-то учится ходить и говорить раньше, кто-то позже. Но оглянитесь вокруг – все взрослые умеют ходить и разговаривать. Однако, некоторые могут быть физически или умственно слабыми, а все потому, что родители не оказали должного внимания в раннем возрасте. Подумайте об этом! Читайте советы по воспитанию деток на нашем сайте!
Двухлетний ребенок со многими заданиями уже умеет справляться самостоятельно. Он живо интересуется игрушками, легко вовлекается в развивающие игры и быстро впитывает информацию. Как можно развивать ребенка этого возраста и какие занятия для этого использовать?
С ребенком в 2 года можно поиграть во множество игр!
Большинство детей в 2 года проходят через кризис "нет"
Большинство деток в возрасте двух лет уже умеют:
Усердно позанимайтесь с ребенком на "слабые" области
По сравнению с показателями в 1,5 года к двухлетию детки набирают около 1300 грамм и вырастают примерно на 5-6 см. Для девочек все показатели обычно будут немного меньше, чем для мальчиков. Чтобы ориентироваться, нормально ли физически развивается малыш, предлагаем вам таблицу со средними значениями основных показателей, а также границами нормы для деток разного пола:
Стоит ли переживать по поводу отклонений от приведенных физических норм, смотрите в передаче доктора Комаровского.
К двухлетию у многих деток завершается прорезывание зубов. В среднем малыши этого возраста имеют 16-20 молочных зубов.
Рассчитайте календарь прививок
Этот вид развития помогает ребенку становиться более выносливым и ловким. Двухлетний малыш нуждается в ежедневной физической активности.
Занятия для физического развития 2-летних детей бывают такими:
Дети двух лет очень любят играть в активные игры
Этот вид развития малыша включает изучение окружающего мира, свойств предметов, развитие логического мышления, внимания, памяти, изучение элементов математики. Занятия для познавательного развития двухлетнего ребенка могут быть такими:
В первую очередь, игры должны доставлять удовольствие и малышу, и родителям
Такой вид развития направлен на слух ребенка, музыкальное восприятие, узнавание музыкальных инструментов. Также к нему относят танцы и пение.
Чтобы музыкально развивать ребенка, подойдут такие игры и занятия:
Проведите занятие, показанное М. Л. Лазаревым (экспертом по музыкальному развитию) с ребенком 2 лет.
Развитие речи ребенка нацелено на увеличение словарного запаса малыша и стимуляцию повторения слов за взрослым. Немаловажно также выполнять упражнения для артикуляции.
Занятия для речевого развития с малышом 2 лет могут быть такими:
Задувание свечей, выдувание мыльных пузырей является веселым упражнением для речевого развития крохи
Проводите с крохой занятия на артикулляцию, которые помогут крохе говорить звуки более чисто. Один из примеров – упражнение «Чашка и блюдце», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео.
Ее развитие важно для развития речи, поскольку в мозгу человека зона, отвечающая за движение рук, находится в непосредственной близости к речевой зоне. Благодаря такому близкому расположению занятия, во время которых задействованы пальчики ребенка, положительно сказываются на речевом развитии крохи. Вот подходящие для двухлетнего ребенка занятия для мелкой моторики:
Из подручных средств можно придумать множество занятий для развития крохи
Развитию моторики способствуют игры с крупой. Обязательно организуйте такие занятия. Мусор после игр легко убрать пылесосом.
Этот вид развития стимулирует творчество малыша и может включать рисование, конструирование, лепку, создание аппликаций и подобные действия.
Творческие занятия с карапузом 2-летнего возраста могут быть такими:
Творческое развитие крохи - это весело!
Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо», которое показано в видео с О. Н. Тепляковой – экспертом по интеллектуальному развитию.
Двухлетнему малышу важно общение со сверстниками. Кроха тянется к другим детям и копирует их действия. В социальном развитии малыша также большое значение уделяют приобретению бытовых навыков. Занятия для социального развития 2-летнего ребенка будут такими:
Учите ребенка делиться игрушками, сочувствовать детям
В возрасте двух лет частой проблемой является нежелание ребенка делиться игрушками. Как понять кроху и что делать в этом случае, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.
Если вы видите агрессию ребенка по отношению к другим детям, посмотрите видео мамы Лары (Ларисы Свиридовой), где она доступно рассказывает о том, как следует действовать в этом случае.
У многих родителей возникает волнение по поводу того, что у ребенка часто забирают игрушки, а он их не отстаивает. Стоит ли волноваться по этому поводу, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.
С другой стороны, есть дети, которые ни в коем случае не хотят делиться своими игрушками. В следующем видео Ларисы Свиридовой вы увидете, как правильно поговорить с ребенком и научить его делиться.
Крайне актуальная тема для многих семей – истерика ребенка при неполучении желаемого. Как вести в этой ситуации родителям, смотрите во фрагменте передачи Комаровского.
Составление недельного плана развивающих занятий для крохи помогает решить сразу несколько задач:
Мы предлагаем пример недельного распорядка занятий для развития двухлетнего ребенка:
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
|
Физическое развитие | Игры с мячом | Бег с препятствиями | Ходьба по нарисованной волнистой линии | Занятие с фитболом | Прыжки по «кочкам» | Игра в «улитку» | Ходьба на руках |
Познавательное развитие | Собираем пазл | Находим целое по части | Подбираем предмету тень | Изучаем домашних животных | Сортируем предметы по цвету | Изучаем времена года | Ищем пропавшую игрушку |
Сенсорное развитие | Щупаем холодные и теплые предметы | Изучаем материалы на ощупь | Изучаем вкус | Трогаем гладкие и шершавые предметы | |||
Мелкая моторика | Играем с крупой | Пальчиковая гимнастика | Игра со шнуровкой | На прогулке создаем узоры из маленьких камешков | Игра с прищепками | Игры с песком | Игра с наклейками |
Музыкальное развитие | Поем с мамой | Слушаем звуки музыкальных инструментов | Слушаем классическую музыку | Слушаем детские песенки |
|||
Речевое развитие | Читаем сказку | Читаем стихи | Кривляемся перед зеркалом | Обсуждаем картинки в книге | Разыгрываем сказку | Задуваем свечи | Совместное чтение с обсуждением прочитанного |
Творческое развитие | Рисование красками | Лепка с соленым тестом | Аппликация из рваной бумаги |
||||
Социальное развитие | Общение с другими детками | Идем в гости | Прогулка в песочнице |
Это лишь примерный план развития малыша в возрасте 2-2,5 лет. Для составления собственного плана важно учесть и умения карапуза, и его темперамент, и интересы ребенка, и ваши цели.
В плане следует отметить обязательные занятия, например, визит к массажисту, посещение кружков, плавание в бассейне. Определите самые важные сферы развития вашего ребенка и запланируйте занятия по ним 5-7 раз в неделю. Обязательно оставьте в плане место для импровизации или самостоятельных игр малыша. Через 1-2 недели вы сможете проанализировать выполнение плана, после чего некоторые занятия убрать или заменить.
Помните, что концентрация ребенка на игре в 2-летнем возрасте длится лишь несколько минут, поэтому занятие не должно быть длительным. Обязательно похвалите ребенка, если у него что-то получилось. Это будет стимулом для дальнейших успехов крохи. Нельзя ругать ребенка, если он отказывается заниматься, а также в случаях, когда что-то не получилось. Постарайтесь сделать развивающие игры интересными для малютки. Они должны приносить малышу радость, а не вызывать скуку. Давайте ребенку возможность выполнять задание самостоятельно, даже если это будет очень долго. Кроха не сможет ничему научиться, пока вы будете более активны в игре, чем сам ребенок.
Получайте удовольствие от игр с малышомУход и режим
Для развития ребенка двухлетнего возраста немалое значение имеет здоровье крохи, которое поддерживается правильным режимом дня и уходом:
- Важно следить, чтобы у ребенка было достаточно отдыха. Малыши этого возраста спят около 12-13 часов в сутки. У двухлеток есть один дневной сон, который длится 2-2,5 часа.
- Утро крохи должно начинаться с умывания и чистки зубов, а также причесывания. Также важно приучить малыша к гигиене, напоминая, что после прогулки и перед едой обязательно следует вымыть руки.
- После дневного сна часто проводят процедуры для закаливания, например, обтирание либо обливание ног.
- Многие дети к 2-летию уже освоили горшок и используют его по назначению. Чтобы попроситься на горшочек, ребенок произносит слова или делает знак. Некоторые детки подходят к горшку и снимают штаны.
- Гулять с ребенком двух лет советуют ежедневно 1-2 раза, так как крохе очень нужен свежий воздух. Одевать малыша следует по погоде, чтобы не допустить перегрева, но и не позволить ребенку замерзнуть.
Истерика у ребенка 2-х лет – это не редкость, к сожалению, данное состояние малыша возникает по причине сильного нервного возбуждения. В этом состоянии ребенок не может совладать со своими эмоциями, и выражает их в крике, плаче, падании на пол и так далее.
Каждый ребенок проходит свой путь к формированию взрослой самостоятельной личности. Кто-то спокойно перерастает возрастные кризисы, кто-то сложно воспринимает любые родительские правила в воспитании. могут возникать в разные возрастные периоды. Но в 2 года они проявляются специфически, и имеют определенные причины, на которые стоит обратить пристальное внимание.
Родителям важно понимать, что именно называется истерикой. В медицине принято считать это состояние непроизвольным, то есть не специально организованным явлением. Нервная система малыша не выдерживает стрессовой для него ситуации, и возникает истерическое поведение. В этом состоянии маленький человек не способен адекватно воспринимать слова, обращенные к нему и уговоры. Самостоятельно он успокоиться не может. Иногда даже требуется применение успокоительных препаратов, чтобы вернуть маленького пациента к адекватному поведению.
Каприз – произвольное поведение, когда малыш самостоятельно решает закатить истерику для осуществления манипулирования над взрослыми. Такое поведение возникает в ответ на отсутствие желаемого предмета или события, поведения родителей.
Нужно отметить, что каприз иногда возникает и неосознанно, когда данная форма поведения уже закрепилась в сознании ребенка, как путь к достижению цели. Поразительно, но, несмотря на крики, слезы и посинение малыша в случае сильного плача, он сразу же успокаивается после достижения своей цели и получения желаемого.
Каприз по внешним проявлениям очень похож на настоящую «медицинскую» истерику. Бывают случаи, когда произвольный каприз перерастает в неконтролируемую истерику. Проявляется это состояние через крик, визг, плач, топот ногами, катание по полу. Также могут быть дергание, трепание взрослых за руки, «истерический мост», судороги, царапание лица. Также для истерики характерны длинные периоды между вдохами, в результате чего у ребенка слегка синеет носогубной треугольник, но после вдоха дыхание восстанавливается.
Когда детки достигают 2-хлетнего возраста, у них начинают проявляться определенные желания, навыки, интересы. Но в этом возрасте они еще не могут четко их определить для себя и окружающих. Возникновению истерик способствуют такие причины:
Причин истерическим проявлениям много, но что же делать, когда все больше развивается истерика у ребенка 2-х лет? Некоторые говорят оставить его в таком состоянии наедине с самим собой, другие утверждают, что обязательно нужно поговорить с ним, успокоить.
Третьи убеждены, что правильное и своевременное наказание закончит подобное поведение раз и навсегда. Как решить эти проблему и ночные истерики малышей, помогает понять педиатр Е. Комаровский. Рассмотрим его рекомендации, как успокоить ребенка в 2 года от истерики.
По мнению доктора Комаровского существует основных две причины проявления истерического поведения:
Для родителей важно: Ребенок даже в аффективном состоянии хорошо чувствует настроение и эмоциональное состояние родителя. Если родитель взвинчен, готов в ответ кричать на малыша, то успокоения не получится, будет только хуже. Родителям вовремя нужно успокоиться самим, чтобы помочь успокоиться ребенку.
Для установления контакта с малышом и обеспечения его спокойствия потребуется помнить о нескольких важных моментах:
Для прекращения показательного выступления эффективными будут психологические техники:
Важно иногда отрезвлять малыша, чтобы он учился успокаиваться самостоятельно.
Истерики перед сном и во время сна заслуживают отдельного внимания. Если перед сном они еще могут быть манипулятивными (чтобы не идти спать, например), то во время сна истерика свидетельствует о нарушениях в работе организма. Это могут быть нарушения в работе нервной системы, а также физиологические отклонения, о которых он сказать не может, но они беспокоят его болевыми ощущениями.
Чтобы не допустить ночные истерики у детей 2-х лет, важно не показывать перед сном мультиков с плохими, агрессивными героями, не переедать, не кушать много сладкого, не перевозбуждать малыша, активно с ним играя.
Когда среди ночи просыпается малыш с истерикой, лучшее средство успокоения буде прижимание его к себе и глоточек водички.
Предотвратить проявление истерического поведения можно:
Родителям малышей, склонных к истерике, важно сдерживать свои эмоции, чтобы вовремя остановить назревающий эмоциональный всплеск маленького члена семьи.
Если от малыша постоянно слышится “Я сам!”, значит или уже 2 года исполнилось, или вот-вот скоро. Маленький исследователь жизни занят каждую минуту, ему все интересно и он многое умеет. Большинство в этом возрасте уже самостоятельно ходят на горшок, владеют неплохо своим телом, держат равновесие, прыгают. Интерес у любознательного малыша проявляется уже достаточно осознанно, он активно тянется к знаниям, с удовольствием играет с детьми и “помогает” маме. Появляются первые интересные фразы и смешные слова, особенно быстро наблюдаем речевое развитие. Возраст самый забавный, с одной стороны, а, с другой, очень важный в плане познания мира, а также физического, умственного и психического развития.
Существуют некоторые нормы развития, по которым можно определить, чему больше уделить внимание. Что должен уметь ребенок в этом возрасте?
Новой страницей является самостоятельность и отстаивание своего мнения. Нельзя путать с капризами. капризничают, потому что не удовлетворены их физические потребности: хочется кушать, спать, к маме или что-то болит.
Развитие в 2 года предполагает владение следующими навыками:
Навыки движения (большая моторика – передвижение тела в пространстве) | Бег, ходьба, прыжки на месте и перепрыгивание через небольшое препятствие; Ходьба задом наперед, прыжки на одной ноге, умение проходить по перекладине и держать равновесие умение ударять по мячу ногой и ловить его руками; Подъем и спуск по лестнице |
Мелкая моторика (точные движения руками, согласованность с органами зрения, слуха и обоняния) | Рисование каракуль, вертикальных линий, раскрашивание картинок; Сооружение дома или башни из кубиков (5 – 7 штук); Разрезание бумаги ножницами, умение складывать одну картинку из нескольких маленьких, держать в руке карандаш или ручку |
Интеллектуальное развитие (познавательные навыки) | Выполнение простых просьб взрослых, состоящие из 2 – 3 действий; Выраженная реакция на ритмичную музыку: имитация танцевальных движений, раскачивание, приседание; Повтор за взрослыми небольших стихов или их части, словарный запас 150 – 300 слов, составление простых фраз и предложений, активное развитие речи Стремление разобрать или разломать предмет, чтобы посмотреть из чего состоит (исследовательский навык) |
Социальная адаптация и развитие (взаимодействие с внешним миром, взрослыми, самообслуживание) | Умение ходить или проситься на горшок; Попытки умываться и чистить зубы, мытье рук и вытирание; Умение частично одеваться, участвовать в процессе одевания: вытягивать или сгибать ручки и ножки, подставлять голову, принимать нужные позы; Общение со взрослыми: задает вопросы, отвечает на них, имитация поведения взрослого: разговоры по телефону, попытки помогать по дому; Основное понимание смысла сказки или стиха, узнавание главных героев на картинках; Самостоятельное питье из чашки и принятие пищи с помощью ложки; В игре последовательность действий: нагрузить машинку кубиками, перевезти, разгрузить |
Осознание половой принадлежности | Девочки: четко знают, что носят платья, заплетают волосы, игра в куклы с позиции мамы (кормление, прогулка в колясочке), большая вербальная развитость, внимательное наблюдение за тем, как отреагировали взрослые на новый наряд, и как общаются, более спокойное поведение; Мальчики: знают, какая одежда для мальчиков (как у папы), большая самостоятельность и агрессивность, ценят и тянутся ко взрослым, умеющим поиграть в подвижные игры |
Таблица всего лишь примерная.
Не стоит расстраиваться, если малыш что-то не умеет или делает медленно. Это не значит, что он отстаёт в развитии. К тому же, девочки раньше осваивают социальное поведение, чем мальчики. Ребенок обязательно научится с вашей помощью. Больше хвалите, помогайте, но и давайте пространство для самостоятельности и проявления личностных качеств.
Эта тема к двум годам в большинстве случаев решена, но не у всех и не полностью. И это нормально, ведь у каждого малыша свой темп развития и особенности характера. К тому же в эру памперсов наступает позже. Важное правило: если ребенок кушает и ходит в туалет, значит ему комфортно, и он находится в защищенном для него месте.
Через несколько недель вашей заботы, внимания и помощи малыш уже привыкнет, что обязательное и нужное действие он должен осуществлять самостоятельно. Но мама и папа его поддерживают, хвалят и помогают. А значит дело пойдет быстрее.
В этом возрасте дети уже ходят, бегают и прыгают, перепрыгивают через препятствия, взбираются по лестнице, опускаются с нее самостоятельно. Но кроме этого есть и много других умений и навыков. Только девочки и мальчики уже немного различны в своих проявлениях и предпочтениях. Хотя кушать ложкой и пить из чашки и те, и другие должны уже самостоятельно.
Общим является и одевание на улицу, чистка зубов и умывание, мытье рук. Также, дети с удовольствием помогают родителям по дому и делают гимнастику по утрам. Физическая активность в самом расцвете: неугомонное чадо не сидит ни минуты на месте, но при этом уже четко знает, какие предметы под запретом (аптечка, косметика, моющие средства). Действия уже обдуманны, и с помощью общения вполне можно контролировать занятия ребенка.
Малышу можно предложить и другие упражнения, подобрать различную музыку или считалочки. Для снятия напряжения и агрессии проводите периодически “бой” подушками, но потом умойте ребенка и сделайте расслабляющий массаж. Чередуйте активные игры с творчеством и чтением. Такая методика проведения досуга не даст малышу скучать.
В 2 года вес и рост девочек и мальчиков уже различаются. Вот таблица показателей по данным отечественных педиатров:
Данные Всемирной Организации Здравоохранения приводят свои данные, которые не слишком отличаются.
Детки не просто передвигаются без цели, как раньше, а осознанно и с удовольствием играют в песочнице, катаются на качелях, с горки, бегают друг за другом. Ребенок уже многое умеет делать. При этом уже идет четкое разделение полов, и ребенок точно знает, какие игры для девочек, а какие для мальчиков. Принадлежность к полу уже демонстрируется в общении с другими людьми, со взрослыми и со сверстниками.
Родителям стоит почаще говорить, как ребенок красиво и хорошо выглядит, какие сильные руки и ноги (мальчикам), какое красивое платье и глаза, волосы (девочкам).
Если мальчик начинает драться с детьми на прогулке или проявляет другие виды агрессии, то не пугайтесь и не говорит фразы типа: “Думай, что делаешь!”. Это не даст результатов. Такие словесные конструкции пока не понятны малышу.
Лучше попробуйте вылепить из пластилина, как выглядит злость или страх, или придумайте коробку, куда можно положить рисунок с нарисованной злостью или вылепленную фигурку, обозначающую негативную эмоцию. Потом можно дружно выкинуть коробку вместе со всем “плохим”. А можно оставить вылепленный образ, а через время спросить: не поменялся ли он в лучшую сторону?
Девочки не меньше нуждаются в поддержке, поэтому можно сделать из бумаги корону. Украсить ее, желательно вместе. Выучите вместе стишок. Ритмика поэзии оказывает на детей магическое влияние:
Ну и что, что нету трона –
будет у тебя корона.
Примеряй ее скорей.
Спинку ровно. Взгляд бодрей.
Расскажу тебе секрет
(если вдруг короны нет) –
сила вся в тебе живет.
Спинку ровно… и вперед.
Есть целые наборы, которые развивают умственные способности малыша и влияют на психическое развитие. Можно приобрести в магазине, а можно изготовить самостоятельно.
Раскрашивать картинки – это не только интересно, но полезно. Детки в 2 года с удовольствием рисуют, но будет вдвойне здорово, если к малышу присоединится мама и папа. Это будет уже семейная терапия, которая может сдружить членов семьи и подарить незабываемые позитивные моменты.
Можно просто порисовать что-то интересное. Сейчас стало модным рисовать пальцами. Для этого необходимо приобрести специальные пальчиковые краски, которые легко отстирываются, не вредны для здоровья.
Также представляем следующие игры, которые демонстрируют, как можно развивать и заниматься с ребенком. И не обязательно скупать для этого в магазине целую гору игрушек и пособий.
Дети очень любят играть с прищепками. Для такой игры приобретите специальную емкость и поднос, куда сложите разноцветные прищепки. Нужно, чтобы они были разных цветов. Удивительно то, что дети сами знают, что с ними делать. Ну, конечно, можно посмотреть несколько вариантов в интернете дополнительно.
Потребуются парные предметы: шнурок и ботинок, чашка и тарелка, карандаш и лист бумаги, мыло и полотенце. Все это нужно сложить по 2 предмета в один мешок. Вы достаете 1 предмет, а ребенок должен назвать к нему пару.
Можно все предметы разложить на столе вразброс. Задание: малыш должен подобрать пару к каждому предмету. Игра продолжается, пока не будут собраны все пары.
Что развивается в данной игре?
Все предметы должны быть безопасны для ребенка!
Найдите до 10 интересных по форме предметов: расческа, игрушка необычной формы, мячик, бутылочка, крышечка, небольшой кубик.
Разложите предметы в пакеты и заклейте скотчем. Спрячьте за спину и выдавайте по одному ребенку. Сначала он щупает и пробует отгадать. Если не получается, то откройте и дайте потрогать, не заглядывая в пакет.
Советуйтесь, и говорите о своих предположениях. Но не называйте правильно. Потом пусть и малыш приготовит для вас такие же задачки.
Играя с детьми, взрослые и сами на время превращаются в детей, отдыхают душой после трудового дня. Совместные занятия и игры полезны для всей семьи: снимают напряжение и усталость, сближают и дарят позитив.
В возрасте двух лет ребенок привыкает к постоянному распорядку. Особенно важно в одно и то же время принимать пищу и спать. Любой сбой малыш переносит достаточно тяжело, а потом крайне трудно опять войти в привычную колею. Поэтому эти два основных занятия родители должны отслеживать в первую очередь. Другие же дела: прогулки, игры и прочее можно, по необходимости, и перенести. Меняйте иногда местами прогулку на улице с занятиями дома. Главное, чтобы распорядок дня соответствовал биоритмам ребенка, помогал ему развиваться, расти здоровым и счастливым.
7.00 – 7.30 | Пробуждение, гигиенические процедуры: умывание, чистка зубов, расчесывание, переодевание; утренняя гимнастика (с родителями, с братиками и сестричками) |
8.00 – 8.30 | Завтрак (молочная каша, овощное рагу, чай, сок с булочкой или печеньем) |
9.00 – 10.30 | Прогулка (в межсезонье и зимой можно выйти попозже, а летом – до наступления жары) |
10.30 – 12.00 | Домашний досуг, развивающие игры, чтение книг, прослушивание музыки |
12.00 – 12.30 | Обед (обязательно супчик, овощное или фруктовое пюре, отварное мясо или рыба, компот. У малыша отличный аппетит в это время, поэтому нужно покормить хорошо, можно пробовать новое блюдо) |
13.00 – 15.00 | Дневной сон (обязательно, даже если капризничает и не хочет ложиться, нужно успокоить, почитать короткую книгу, спеть колыбельную) |
15.00 – 16.00 | Пробуждение, спокойные игры дома. Обязательно дать попить, сходить на горшок, переодеться и умыться |
16.00 – 16.30 | Полдник (легкие блюда: запеканка, йогурт или творожок, чай или сок, фрукты) |
16.30 – 18.00 | Прогулка (на свежем воздухе, в зависимости от времени года можно покататься на санках или летом сходить на водоем, побегать босиком и попрыгать) |
18.00 – 19.30 | Возвращение домой, мытье рук после прогулки, ужин в кругу семьи |
19.30 – 21.00 | Спокойные игры, общение, затем воздушные ванны, массаж, купание и подготовка ко сну |
21.00 – 7.00 | Сон |
Расписание примерное, но питание и сон должны быть установлены четко. В утренние часы можно занять ребенка какой-нибудь игрой. Нужно понемногу приучать его к самостоятельности. Но при этом готовьте рядом обед или займитесь глажкой белья. Малыш должен привыкать, что какое-то время ему необходимо побыть самостоятельным, а взрослые занимаются неподалеку по хозяйству.
Многие детки с удовольствием поиграют в конструктор или порисуют. Не рекомендуется садить кроху перед телевизором. Даже если ребенку интересно, все равно старайтесь придумать творческое и спокойное занятие. Психика малыша в таком возрасте не выдерживает большой громкости, рекламы, постоянно мелькающих картинок на экране.
Не стоит заставлять ребенка кушать насильно. Если он активен и не выглядит голодным, но оставляет на тарелке небольшое количество еды, то значит ему хватает того, что он съел.
В промежутках между основными приемами пищи не следует предлагать в качестве перекусов сладкое, конфеты или печенье. Они перебивают аппетит. Если ребенок все же проголодался, то можно дать ему яблоко или банан, воду или компот.
Предлагается меню, составленное педиатрами, для ребенка двух лет:
Приемы пищи | Понедельник | Вторник | Среда |
---|---|---|---|
Завтрак | Каша из овсяных хлопьев с карамельными яблоками, чай с печеньем | Омлет, чай или компот, овощной сок | Пшенная каша с тыквой, молоко |
Обед | Тыквенный суп – пюре с курицей, салат из овощей (морковь, яблоко, сыр), компот | Овощной суп с макаронами, картофельная запеканка с овощами, сок | Суп с рыбными фрикадельками, салат из белокочанной капусты с яблоками, картофельное пюре, вода или компот |
Полдник | Смузи с овсянкой, молоко (кисель) | Печеные яблоки с творогом, молоко или чай | Банановый смузи с галетным печеньем, чай |
Ужин | Тушеные овощи с фрикадельками, чай или сок | Гречневая каша с тушеной печенью, травяной чай | Картофельные котлеты с индейкой и сыром, компот, травяной чай |
Можно составить меню не на один день, а на несколько. Тогда будет удобнее распределять равномерно по дням необходимые витаминные блюда и полезные продукты.
Некоторые родители отказываются от сахара и шоколада, пробуя другие полезные заменители. Если вы продолжаете употреблять сахар, то ребенку можно не более 50 гр в сутки, а шоколад и конфеты вообще лучше не давать, так как они возбуждающе действуют на центральную нервную систему малыша, могут вызвать аллергическую реакцию и нарушение стула.
Сколько же должен спать малыш в возрасте 2-х лет? В данном вопросе все уже намного проще. Дневной сон занимает не меньше 2 часов, а ночной – 10. Всего ребенок должен в сутки спать 12 часов. Желательно неукоснительно соблюдать режим.
Малыш очень много двигается, активен, получает много информации из окружающего мира. Поэтому отдыху необходимо уделять максимум внимания. Старайтесь не нарушать распорядок, даже если идете в гости или находитесь в поездке.
Часто в таком возрасте кроха очень сопротивляется дневному сну. Укладывание порой затягивается на несколько часов. В итоге полностью сбивается весь режим, и ночной сон тоже отодвигается на неопределенное количество часов. Как же вовремя положить сына или дочку? Вот несколько советов.
Говорю тебе, Сова,
я волшебные слова.
Смотрит ночь в мое окно.
Не люблю, когда темно.
Грусть и страхи отгоняй.
Сон мой чутко охраняй.
Никогда не стоит опускать руки и отчаиваться. Старайтесь не заставлять малыша делать что-то насильно. Побольше наблюдайте за его поведением, и будете знать, когда пора ложиться, и что делать, если сон не идет.
Гулять надо каждый день. Независимо от того, какая погода на улице. Приготовьте несколько сменных комплектов одежды и обуви: пока одна сохнет, то в другой можно гулять. Даже если на улице невыносимо холодно или идет дождь, одевайтесь потеплее, берите зонтик и идите на свежий воздух.
В теплое время года необходимо выходить на улицу несколько раз, ну а зимой и межсезонье смотрите по погоде. Возможно, вы выйдете всего раз, но перед сном, чтобы малыш набегался, и получил дозу свежего воздуха.
Наши дети очень быстро растут. Хочется, чтобы в воспоминаниях у них остались яркие и радостные моменты, а не критика и упреки. Давайте, мы, взрослые, будем учиться быть помощниками, друзьями и любящими людьми для своих детей. Наберитесь терпения, все время обучайтесь чему-то новому. Вот некоторые книги, которые будут интересны молодым родителям:
Двухлетний карапуз ни минуты не сидит на месте. Что умеет ребенок в 2 года? Он находится в постоянном движении и поиске новых впечатлений. На данном этапе кроха развивается так стремительно, что многие родители даже не успевают отслеживать этот процесс. Буквально вчера ребенок впервые взял в руки ножницы, а сегодня он уже умело управляется с ними. Пару месяцев назад карапуз изъяснялся полусотней бессвязных слов, а теперь начинает строить из них целые предложения. Все эти успехи необычайно радуют взрослых и дарят им повод для гордости своим малышом. Но все же родители невольно продолжают сравнивать деток между собой, отмечая у своего крохи отставание или, напротив, опережение в развитии. Поэтому информация о том, что должен уметь ребенок в 2 года, будет полезной для взрослых. Остановимся на этом вопросе более подробно.
Словарный запас крохи к этому возрасту доходит до 300 слов . Он начинает составлять простые предложения, более четко формулировать свои потребности и желания.
Поскольку мышление ребенка развивается при помощи речи, родителям необходимо постоянно общаться с малышом, рассказывать ему истории, читать книги и отвечать на вопросы.
В лексиконе малышей начинают появляться прилагательные и местоимения. Нередко двухлетние крохи говорят о себе в третьем лице. На смену упрощенным словам («ням-ням», «бух») приходят правильные (кушать, упал). По просьбе родителей ребенок показывает на картинке различные предметы, понимает непродолжительный рассказ о знакомых событиях.
В отличие от годовалых малышей, их уже не интересует бесцельное перемещение в пространстве. Они не следуют инстинктам и рефлексам, а стремятся направить свою активность в полезное русло.
К двум годам детки не просто уверенно ходят, но и без труда совершают следующие действия:
Крохи ставят пред собой определенную цель: скатиться с горки, догнать кошку, забраться на высокий стул – и идут к ее достижению. Движения ребенка становятся намного более уверенными.
К разряду того, что умеет малыш в 2 года, относится способность управлять обеими руками, координировать свои действия. Ему уже удается ловить мяч с близкого расстояния, самостоятельно рисовать и лепить из пластилина. Этот возраст оптимально подходит для знакомства крохи с ножницами. Только не стоит требовать от него слишком многого. Ребенок еще не способен вырезать фигуры по линиям. Достаточно просто научить малыша правильно держать в руках ножницы и дать ему полную свободу действий, наблюдая за процессом со стороны.
Всегда находитесь рядом, доверяя ребенку ножницы!
Малыш многому научился! Что уже умеет ребенок в 2 года:
По просьбе родителей кроха выполняет последовательность заданных действий. К примеру: «встань из-за стола, пойди в комнату и принеси мне желтый мячик». Это умение проявляется и в ходе игр. Так, карапуз сначала кормит куклу, затем умывает ее и укладывает спать. К процессу игры подключается воображение. Кроха уже сам выстраивает сюжетную линию событий, подбирает подходящих персонажей, задействует предметы-заместители (коробку вместо гаража для машинки, маленькие мячики вместо яблок и т.д.).
В этом возрасте малыши очень любят подражать взрослым, копировать их действия, проявлять самостоятельность. Двухлетний малыш охотно участвует во взрослых занятиях. Вместе с мамой он занимается уборкой и приготовлением пищи: протирает пол влажной тряпкой, приносит продукты, смешивает ингредиенты в чашке и т.д. Конечно, родителям гораздо проще и быстрее все сделать самим, но не стоит ограничивать кроху в проявлении самостоятельности. Два года – отличный возраст для начала трудового воспитания.
Маргарита, мама двухлетнего Максима: «Мой малыш помогает мне по хозяйству с годовалого возраста. Сначала полы протирал, потом стал проявлять интерес к приготовлению еды. Мы ему купили игрушечную печку, которую поставили на кухне рядом с настоящей. Когда я готовлю, он смотрит и делает то же самое с игрушечными продуктами: хлеб жарит, варит компот, фрукты тушит и т.д. Иногда раскладываю часть обеда по его кастрюлькам, а он сам в тарелку себе накладывает. Бутерброды собирает из нескольких ингредиентов. Посуду в мойку составляет. Недавно начал активно взаимодействовать с машинкой: белье туда загружает, потом достает и развешивает. Конечно, много что переделывать приходится. Зато ребенок чувствует себя полезным».
Двухлетние малыши радуют родителей своей общительностью и стремлением к взаимодействию с окружающими. Если раньше кроха прижимался к маме при виде нового человека, то теперь он более охотно идет с ним на контакт. Социальное поведение мальчиков и девочек в этом возрасте несколько отличается.
Юные леди старательно привлекают к себе внимание и бурно реагируют на похвалу в свой адрес. Девочки оценивают взрослых с позиции их отношения к ним. Двухлетние малышки думают примерно так: «Этот дядя хороший. Он принес мне шоколадку и дал поиграть со своими очками».
Мальчики судят об окружающих по их стремлению чему-то научить ребенка, поиграть с ним в активные игры. Гость, продемонстрировавший крохе, как нужно здороваться по-мужски и поигравший с ним в отважных пиратов, непременно завоюет расположение малыша.
Согласно мнению детских психологов, в 2 года ребенок начинает осознавать свою гендерную принадлежность.
Ребенок восторженно относится к развлечениям, проявляет интерес к музыке и пению, с увлечением смотрит мультфильмы. При общении со сверстниками детки улыбаются друг другу и используют эмоционально окрашенную речь.
При общении с взрослыми малыши проявляют яркие эмоции. Это отражается в мимике, возгласах, движениях карапуза.
Стоит отметить, что мышление, память и внимание детей до пятилетнего возраста не поддаются контролю с их стороны. Кроха попросту не способен самостоятельно управлять этими психологическими процессами. Внимание двухлетних деток переключается очень быстро, достаточно лишь заинтересовать их чем-то новым и увлекательным.
В этом возрасте кроха впитывает все, как губка. Он быстро осваивает новые навыки, которые впоследствии проносит через всю жизнь.
Крохи быстро заражаются эмоциями от окружающих людей. Если пребывающий в хорошем настроении карапуз увидит, что играющий с ним малыш начинает капризничать, он может перенять его недовольство. Именно поэтому психологическая обстановка, которая окружает ребенка изо дня в день, играет на данном этапе очень большую роль. Что можно ждать от крохи, чьи родители постоянно ругаются между собой и периодически срываются на малыша? Вероятнее всего, такой карапуз будет вести себя очень нервозно и при малейшем поводе начнет переходить на крик. Благоприятная дружественная обстановка вокруг ребенка позволит вырастить из него психологически уравновешенную личность.
Кристина, мама Юли (2,5 года): «Воспитатели в детском саду говорят, что дочка одевается сама и чуть ли не быстрее всех. Дома я за ней такого не замечала. Чтобы снять, это без проблем, а как одеть – «я не умею», «у меня не получается». Только в ботинки сама влезть может. А недавно ходили с ней в больницу. Дочка очень боялась там остаться и в результате буквально за две минуты полностью оделась сама, причем абсолютно правильно. Зато мы убедились, что она все может, просто не хочет».
Как видно из вышеизложенного материала, двухлетний кроха обладает целым набором знаний и навыков. Собрать их воедино поможет обобщающая таблица. Что должен уметь ребенок в 2 года?
Вот так выглядит список его возможностей:
Речь |
|
Эмоции и общение |
|
Познание |
|
Физическая активность |
|
Бытовые навыки |
|
Что же касается физических параметров двухлетних малышей, то они являются сугубо индивидуальными и напрямую зависят от генетических факторов и особенностей развития крохи. Так или иначе, существуют определенные нормы, выведенные российскими педиатрами и Всемирной Организацией Здравоохранения. Приведем данные показатели в виде таблиц.
Занятия и игры с родителями являются для ребенка важнейшим источником получения новых знаний, а также способом расширения кругозора. Поэтому так важно уделять малышу как можно больше времени, общаться с ним, отвечать на вопросы, тем самым создавая благотворную почву для его развития. Поговорим подробнее о занятиях, играх и упражнениях для двухлетних малышей.
Физические упражнения для детей двух лет направлены на развитие мышц спины и укрепление костей, а также на правильное формирование опорно-двигательного аппарата. Недостаток движения в этом возрасте может привести к плохой осанке, которая нередко становится причиной сколиоза. Вполне очевидно, что все занятия для малышей должны проводиться в веселой игровой форме с участием любимых игрушек. Не стоит злоупотреблять физическими нагрузками. 3-4 упражнений, общей продолжительностью 15 минут, будет вполне достаточно. Приведем некоторые из них:
Положив на пол длинный узкий отрез ткани или бумажную полоску, нужно попросить малыша пройтись по ней, сохраняя равновесие и не выходя за границы. Чтобы заинтересовать кроху, стоит поместить на другом конце «тропинки» его любимую игрушку и попросить ребенка принести ее. Карапуз с удовольствием проделает этот нелегкий путь вместе со своим лучшим «другом».
Разбросав по полу игрушечные фрукты, овощи или маленькие мячики, следует предложить крохе собрать урожай в корзинку. Для этого малышу придется либо наклоняться, либо приседать на корточки. Чтобы ребенку было веселее играть в эту игру, можно устроить настоящие соревнования наперегонки. Конечно, родителям придется уступить пальму первенства своему карапузу.
Имитация движений различных представителей мира флоры и фауны отлично развивает мышцы и координацию малыша. Можно попросить ребенка показать, как ходит кошка, плавает рыбка, летает птичка, качается дерево, растет цветочек и т.д. Такая зарядка не только пойдет на пользу ребенку, но и изрядно позабавит его.
Перекатывание мяча руками из положения стоя способствуют развитию мышц туловища малыша. А игра в футбол научит кроху сохранять равновесие и управлять своими движениями. Во избежание травм и падений следует катать мяч на ходу, а не на бегу.
Здесь на помощь родителям приходят пальчиковая гимнастика и различные творческие занятия. Малыш может хлопать в ладоши, меняя громкость и темп, сжимать кулачки, а затем разжимать их, хлопать фалангами по столу и т.д. Также малышу будут весьма полезны следующие упражнения:
Из творческих занятий двухлетним карапузам оптимально подойдут лепка и рисование. Можно выдать крохе большой лист ватмана или отрез обоев, предложив нанести на них рисунок пальчиковыми красками. Стоит научить малыша делать отпечатки своих ладоней и стоп, проводить линии пальцем или оставлять на бумаге разноцветные брызги. Конечно, после подобных занятий ребенка придется долго отмывать в ванной. Альтернативой такому активному творчеству может стать классическое рисование на альбомном листе простым карандашом. Кроха сможет поупражняться в художественном мастерстве и при этом останется абсолютно чистым.
Игры, направленные на развитие слухового восприятия крохи, научат его сосредотачиваться на звуках. А без этой способности ребенок просто не сможет воспринимать обращенную к нему речь.
Исполнение песен с отстукиванием ритма и обыгрыванием сюжета позволит превратить обычное музицирование в настоящее театральное представление. Можно также напевать мотив известных малышу мелодий, чтобы он самостоятельно угадывал их. Озвучивание различных просьб шепотом научит ребенка прислушиваться к речи, а игра с колокольчиком – определять направление звука. Попросив карапуза закрыть глаза, нужно перемещаться вокруг него, звоня в колокольчик или стуча в бубен. Пусть кроха указывает рукой в ту сторону, откуда доносится звук.
В этом возрасте детки весьма охотно разгадывают музыкальные загадки. Прежде чем задавать крохе вопрос, необходимо вместе с ним постучать карандашом по различным предметам (стеклянной банке, ножке стула, мячу и т.д.), прислушиваясь к звукам. После этого ребенок должен отвернуться или закрыть глаза. Тем временем мама начинает стучать по предмету, а малыш угадывает, что это за предмет. Потом следует поменяться ролями.
Ну и, конечно же, ничто так не развивает слух карапуза, как прослушивание музыки. детям любого возраста. Конечно, для детей до трех лет репертуар нужно подбирать особо тщательно. Ведь психика крохи находится на этапе формирования и слишком агрессивная или депрессивная музыка может травмировать ее. Малышам подходят не только детские песни, но и классические композиции Моцарта и Чайковского, а также звуки природы. Идеальным же вариантом станет живое исполнение мелодий на гитаре, фортепиано или даже свистульке.
Самым простым и действенным способом развития речи в двухлетнем возрасте является побуждение к общению. Родителям необходимо призывать кроху к диалогу фразами: «расскажи мне», «спроси у…» и т.д. Поскольку на данном этапе детки еще не очень хорошо умеют облачать свои мысли в слова, взрослым следует выдерживать паузы в разговоре, позволяя малышу подобрать правильные определения или сформулировать ответ. Расширить активный и пассивный словарь крохи поможет регулярное чтение сказок. Не лишним будет научить малыша выделять отличительные особенности персонажей, подбирая для этого соответствующие прилагательные. К примеру, лиса – хитрая, медведь – косолапый, заяц-трусливый и т.д.
Доктор Комаровский, детский врач высшей категории: «С ребенком нужно много разговаривать. Если есть возможность вместо взрослой музыки поставить детские песни или аудиосказки, нужно сделать это. Вообще, следует привлекать всех родственников, побуждая их много беседовать с малышом. Помочь говорить могут только те, кто рядом говорят».
Обязательной частью распорядка дня ребенка должна стать артикуляционная гимнастика. Она научит малыша лучше чувствовать свои губки и язычок, а также управлять ими. Упражнения можно выполнять между дел, превратив их в забавную игру. К примеру, провожая малыша в детский сад, стоит ввести ритуал отправления друг другу воздушного поцелуя. Удивительно, но это незамысловатое действие тоже является элементом артикуляционной гимнастики. В процессе трапезы можно предложить крохе веселое соревнование, кто дольше удержит на языке орешек или мармеладку. А в ходе повседневных игр стоит время от времени имитировать гудение паровоза или самолета, завывание метели, вытягивая губы в трубочку.
Поскольку двухлетний карапуз постоянно находится в движении, следует направлять его энергию в позитивное русло. Тут на помощь родителям придут игрушки для организации активного досуга, а именно:
Среди игрушек для развития воображения и крупной моторики, координации движений, конструктивного и пространственного мышления можно выделить:
Поспособствуют сенсорному развитию крохи, а также формированию его математического и логического мышления следующие игрушки:
Конечно, двухлетний кроха еще не способен самостоятельно организовывать свой досуг. В этом ему должны помочь родители. Чтобы игрушки приносили малышу максимум пользы, взрослым необходимо научить ребенка правильно пользоваться ими, придумывать сюжеты для игр.
Не стоит давать крохе слишком сложные задания, ведь в случае неудачи он сильно расстроится и потеряет интерес к процессу.
Для более полного усвоения новой информации следует подключать все органы чувств малыша, чередовать между собой разные виды деятельности. Даже если карапуз не настроен на развивающие занятия, он непременно почувствует искреннюю заинтересованность взрослого в процессе и невольно включится в игру. В итоге и родители и ребенок получат массу позитивных впечатлений.
Таким образом, двухлетние малыши уже многое умеют. Их активный словарный запас насчитывает 250-300 слов, из которых крохи постепенно начинают складывать предложения. В их речи проскальзывают прилагательные и местоимения, которые включаются в общение вполне осознанно. Что же касается двигательных навыков, то в два года детки могут подниматься и спускаться по лестнице, перешагивать через препятствия, бегать и подпрыгивать. Да и в быту малыши становятся более самостоятельными. Они своевременно просятся на горшок, аккуратно кушают жидкую пищу ложкой и охотно помогают родителям по хозяйству. Все эти умения и стремления должны получать одобрение со стороны родителей и направляться в нужное русло.