Суррогатное материнство: плюсы и минусы. Как решить проблемы, связанные с суррогатным материнством? Какой должна быть суррогатная мать

23.09.2019

21 октября Съезд православных врачей призвал руководство страны запретить суррогатное материнство. Дискуссия вокруг него возникала и раньше, в связи с новым законом «Об основах охраны здоровья граждан РФ», который должен был регулировать и этот вопрос. Почему Православная Церковь выступает против суррогатного материнства? За комментарием «Нескучный сад» обратился к председателю Синодального отдела по благотворительности епископу Смоленскому и Вяземскому ПАНТЕЛЕИМОНУ.

Рисунок Петра ЗАХАРОВА

Путь разрушения

- Владыка, известно, что Церковь отрицательно относится к суррогатному материнству. Почему? Уже слышны обвинения, что Церковь, «как обычно», против достижений науки…
- Есть много новых технологий, которые Церковь поддерживает. Церковь не против, скажем, трансплантации парных органов, не против донорства крови. Церковные люди призывают к тому, чтобы переливать кровь, чтобы быть донорами, хотя этого не было раньше. Но суррогатное материнство - это совсем другое. Оно нарушает нормальные отношения между людьми.

- То есть здесь дело в том, что непонятно, чей это ребенок?
- Здесь дело в том, что люди хотят иметь ребенка, но не могут его зачать и выносить, и они хотят сделать это каким-то иным путем. Но этот путь нарушает естественный ход рождения человека, который установлен Богом. Этот путь может разрушить семью. Суррогатное материнство лишает женщину, которая вынашивает ребенка, материнских чувств. Ведь это особое время в ее жизни - в ней живет другой человек, она с этим человеком делается одним существом: одна кровь течет по их телу, она чувствует сердцебиение ребенка, ребенок воспринимает все то, чем живет мать. Не зря беременным женщинам советуют слушать музыку, смотреть на что-то красивое, не делать каких-то тяжелых грехов, потому что ребенок все это чувствует. Мы знаем замечательное место из Евангелия, когда Иоанн Предтеча, который находился во чреве святой праведной Елизаветы, взыграл, когда к нему приблизилась Дева Мария, во чреве которой был Господь. Мы знаем рассказ о преподобном Сергии Радонежском, который даже вскричал во чреве своей матери. Ребенок в чреве, несомненно, чувствует, несомненно, реагирует на какие-то внешние раздражители. А в случае суррогатного материнства все это он переживает не внутри матери, которая потом будет его воспитывать, а внутри какой-то другой женщины, которая, являясь ему матерью, впоследствии от него откажется. Вот это и бесчеловечно, аморально.

Такие технологии появляются тогда, когда люди не смиряются с Промыслом Божиим. Когда люди чувствуют себя хозяевами жизни, когда они готовы весь этот мир изменить, перекроить, переделать на свой вкус, сделать его удобным для себя - попираются очень важные законы. Мы сейчас говорим о необходимости развития экологии как науки - потому что современная цивилизация разрушает землю. Суррогатное материнство разрушает не внешний мир, оно разрушает внутренний мир женщины, разрушает установившиеся в человечестве связи между отцом и матерью, между матерью и ребенком. Оно лишает эти отношения того, что должно в них быть.

Конечно, когда человек не знает Бога, не верит в то, что мир этот создан Творцом, что есть некий благой Промысел о нем, тогда он готов идти на все. Как, знаете, говорил один трансплантолог священнику: «Когда речь идет о жизни человека, как можно говорить о нравственности?» То есть, если у женщины умирает ребенок или если она не может иметь ребенка, она готова пойти на все, чтобы это изменить. Как некоторые женщины готовы пойти на блуд, зачать ребенка с каким-то чужим мужчиной, желая иметь ребенка у себя дома как некую игрушку. Ей скучно без ребенка, и она не думает о том, что у этого ребенка не будет потом отца. Так и с суррогатным материнством - основные законы бытия попираются людьми, которые не могут смириться с Промыслом Божиим.

- Но ведь лечиться Церковь не запрещает? Почему бы тогда и с болезнью не смириться, зачем нужны врачи?

Не всякое лечение благословляется Богом. Нельзя лечиться при помощи заговоров, нельзя лечиться у экстрасенсов, нельзя применять лекарства, сделанные из абортивного материала.

Нельзя лечиться от бесплодия, понуждая другую женщину выносить вашего ребенка и отказаться от него, повредив тем самым своей душе, разорвав естественную связь, сложившуюся в течение девяти месяцев беременности. Можно лечиться от бесплодия, усыновив ребенка чужой женщины, которая отказалась от него.

Ребенок не виноват

- Но бездетные родители говорят, что у них отбирают таким образом последнюю надежду. Может быть, усыновление для таких родителей более правильный шаг?

Я думаю, что правильный шаг для человека на земле - искать Волю Божию о себе, а не утверждать и не устанавливать свою волю как краеугольный закон для себя и других людей, которые его окружают.

Никто не даст нам избавленья,

Ни Бог, ни царь и ни герой,

Добьемся мы освобожденья

Своею собственной рукой, -

Пели люди, которые разрушили российскую государственность, люди, которые покусились уничтожить Церковь в России; и мы до сих пор пожинаем плоды этих безумных действий. И если будет развиваться эта технология суррогатного материнства, то плоды будут еще более страшными.

А что делать, если уже родились дети в результате суррогатного материнства? Как Церковь относится к таким детям?
- Ну, бывает, что дети рождаются в результате каких-то страшных грехов, например изнасилования. Ребенок ведь в этом не виноват. Конечно же, этих детей нужно воспитывать, Церковь готова этих детей брать на воспитание, готова помогать расти таким детям.

Меньшее из зол

- Законопроект «Об основах охраны здоровья граждан» содержит много положений, с которыми Церковь не может согласиться. Одновременно Церковь подписывает соглашение о сотрудничестве с Минздравсоцразвития, которое является разработчиком законодательства...

Сотрудничество Церкви с государственными структурами всегда было сложным, всегда было неоднозначным, всегда оценивалось разными церковными деятелями по-разному, всегда это вызывало какие-то споры. До каких пор Церковь может идти на соглашение с государством, которое не принимает тех правил, которые Церковь считает вечными, незыблемыми, установленными Богом? Где та грань, за которой всякие отношения нужно прекращать? Есть ли эта грань? Мы собирались вместе с замечательными священниками, богословами и обсуждали новый закон «Об основах охраны здоровья граждан». И мы пришли к мнению, что нынешний закон, который мы не можем принять во всех его аспектах, все-таки лучше того закона, который был прежде. С одной стороны, Церковь обвиняют в том, что она не принимает современные технологии - но это неправда, в Церкви есть люди, которые как раз новейшие технологии внедряют в жизнь. Например, в социальной работе, в науке. Очень много ученых, замечательных, умных людей, которые как раз двигают вперед науку - и во все времена так было. С другой стороны, Церковь обвиняют в том, что она идет на соглашательство с государством там, где это нельзя делать. Церковь идет на подписание этого закона, потому что это меньшее зло, чем тот закон, который был. Если бы был закон, по которому из десяти человек пять нужно убивать, и после этого принимается закон, по которому убивать будут только одного, то Церковь, я думаю, будет говорить, что надо проголосовать за него. Мы свидетельствуем, что аборт - это абсолютное зло в любом случае, но мы поддерживаем снижение показаний к аборту, поддерживаем введение ограничения абортов, поддерживаем работу с женщинами для того, чтобы они не делали аборт: это и работа психологов, визуализация плода, прослушивание сердцебиения ребенка, неделя тишины - когда аборт можно сделать не раньше чем через семь дней после обращения и у женщины есть время передумать.

Церковь готова разъяснять свою позицию по этим острым вопросам, она готова беседовать с людьми, которые думают и чувствуют, - потому что, если человек только думает, но не имеет сердца, с ним говорить бесполезно. С людьми, у которых есть сердце, которые понимают, что есть добро и зло, мы готовы вести диалог.

Юлия ДАНИЛОВА

Из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви:
«Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоционально-духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания.

Попала на очень интересный материал, можно сказать, животрепещущий! Хотя у меня никогда не было таких проблем – я родила двух детей! Но у меня есть знакомые, которые по 10-15 лет стараются родить собственного ребенка, но все напрасно! И я тоже задавала такой себе вопрос – ” Почему они не усыновят?” . Но как говорится, легко судить со стороны! И лучше всего знает сама супружеская пара – смогут они любить и вырастить чужого ребенка или им нужен только ихняя кровь и плоть, независимо что вынашивать его будут суррогатная мать!

Для некоторых суррогатное материнство – единственный способ обзавестись генетически своим потомством. Да, современные репродуктивные технологии на высоте. Но вопрос этот продолжает оставаться сложным: физиологически, психологически, юридически и этически.

Оставим в покое ветхозаветное Бытие 16, где жена Авраама не могла забеременеть, и мужу пришлось прибегнуть к помощи служанки Агари, оплодотворив её естественным путём. Рабынь, наложниц и крепостных крестьянок, становившихся суррогатными матерями «традиционным» способом, не перечесть. Ныне это интеллигентно именуется «частичным суррогатным материнством» или «суррогатным материнством с генетической связью», и способ оплодотворения не столь романтичен. Фрески индийских храмов, где некое божество переносит будущего великого героя из чрева простолюдинки в матку королевы, тоже не трогаем, хотя атласы истории медицины утверждают, что древнеиндийские репродуктивные технологии были на высоте. Однако о юридических аспектах они умалчивают.

Суррогатное материнство запрещено законом в Австрии, Германии, Норвегии, Швеции, Франции и некоторых штатах США. В Австралии, Великобритании, Дании, Израиле, Испании, Канаде, Нидерландах и, снова, в некоторых штатах Америки разрешено только некоммерческое суррогатное материнство: то есть, суррогатная мать не получает за свои услуги вознаграждения (по крайне мере, официального, нотариально оформленного в сделку), запрещена реклама суррогатного материнства в любом виде и не производится подбор суррогатных матерей. В большинстве штатов Америки, в ЮАР, а также в Грузии, Украине и, наконец, в Российской Федерации, суррогатное материнство на коммерческой основе законодательно разрешено.

Но сразу обращу внимание уважаемых читателей на особенности отечественного законодательства: Семейный кодекс от 8.12.1995 г., раздел IV, глава 10, статья 51, пункт 4, часть вторая, гласит: приоритетное право решить судьбу ребенка имеет суррогатная мать . Права генетических родителей признаются только после отказа от него суррогатной матери. Dura lex sed lex.

А теперь поговорим о терминах, медицине, психологии и этике.

Что такое “суррогатная мать”


Суррогатная мать
– женщина, которая беременеет, вынашивает и рожает ребёнка для другой пары: уполномоченных родителей . Суррогатное материнство бывает полным или частичным . В случае полного и яйцеклетка, и сперматозоид предоставляются уполномоченными родителями или донорами. При частичном донором яйцеклетки становится сама суррогатная мать и, таким образом, она является ребёнку матерью генетической.

Как проходит оплодотворение

При полном суррогатном материнстве используется экстракорпоральное оплодотворение. Оно же предпочтительно при частичном. Если ваш муж сделал вашей сестре ребёнка традиционным способом, но с расчетом, что ребенок будет вашим – см. Семейный кодекс.

Кроме того, с первой попытки зачатия может не произойти не только с помощью ЭКО, но и даже а-ля натюрель, а мужу может так понравиться прицельно оплодотворять молоденьких кандидаток в суррогатные матери, что лучше в эти игры не играть.

Кто может стать суррогатной матерью

Суррогатной матерью может быть здоровая физически и психически женщина не старше тридцати пяти лет, у которой есть, как минимум, один здоровый ребёнок и отсутствует криминальное прошлое. Как правило, суррогатными матерями становятся одинокие женщины. Но если у кандидатки есть муж, требуется его письменное согласие.

Суррогатная мать идёт на беременность по собственной воле. Она должна себя вести как разумная беременная женщина, с соблюдением всех рекомендуемых в современном акушерстве предосторожностей. Не пить, не курить, не принимать наркотики, посещать акушера-гинеколога и выполнять весь объем требуемого перинатального скрининга. Прерывание беременности у суррогатной матери оправдано только в случае, если оно сделано по медицинским показаниям. Этически. Но фактически, если женщина решила сделать аборт, то воля уполномоченных родителей не будет играть никакой роли. И если она пьет коньяк стаканами, то никакие судебные исполнители не могут ворваться в её обиталище с предписанием: «Прекратить употреблять!».

Перед тем как решиться на такой ответственный шаг, кандидатка в суррогатные матери и предполагаемые уполномоченные родители должны получить юридическую консультацию и пройти психологическое тестирование. Каждый по отдельности. И некоторое время подумать перед окончательным принятием решения. В одиночестве.

При помощи вспомогательной репродуктивной технологии на свет появились сотни тысяч детей, однако не каждая пара решается на такой способ преодоления бесплодия.

Вынашивание ребенка женщиной, которая не является его генетической матерью, стало достаточно распространенным явлением. Несмотря на это, не все знают основные преимущества и проблемы суррогатного материнства. Для многих чуждо суррогатное материнство, за и против многие пары взвешивают очень долго.

Плюсы и минусы суррогатного материнства

Перед экстракорпоральным оплодотворением мать, которая будет вынашивать малыша, обязана пройти комплексное медицинское обследование, что позволит исключить возможные проблемы. После соответствующего подтверждения о здоровье женщины, генетические родители получат гарантию рождения здорового малыша.

Кроме этого приятного момента, отметим другие плюсы суррогатного материнства:

  • Это порой единственная возможность бездетным парам иметь кровного ребенка, сохранив семейное счастье;
  • Неприродного вмешательства в процессе нет, все исполняется традиционно, сперматозоид проникает в яйцеклетку, после чего эмбрион вынашивается обычным путем;
  • Можно исключить дорогостоящее лечение от бесплодия, которое иногда не приносит позитивных результатов;
  • Принуждение женщин и их эксплуатация в программе исключается, все базируется на любви к детям с обеих сторон. Мать, которая будет вынашивать малыша, получает приличное материальное вознаграждение.
  • Генетическая мать может подарить супругу сына или дочь, не мучая себя долгие месяцы негативными симптомами беременности, а в последующем болезненными родами;
  • Во время вынашивания малыша «временной» матерью, генетические родители могут свободно заниматься работой или путешествовать.

Проблемы суррогатного материнства иногда приводят к сомнению. Однако минусов у данной репродуктивной технологии не так много, ведь негативные последствия суррогатного материнства для женщины, которая вынашивает ребенка, отсутствуют.

Среди недостатков можно отметить следующие:

  • некоторые прослойки общества ссылаются на религиозный аспект, выражая большой протест к такому методу преодоления бесплодия, который якобы противоречит традиционным правилам семьи и брака;
  • поскольку ребенок вынашивается другой женщиной, иногда генетические родители ощущают психологическое отчуждение;
  • нередко после рождения малыша сурмама сталкивается с серьезной психологической травмой.

Иногда генетические отцы ощущают нежные чувства к суррогатной матери, что влечет за собой разрушение семьи. Несмотря на эти негативные факторы, множество пар все-таки соглашаются на проведение данной технологии в надежде стать счастливыми родителями.

Предупредить проблемы

По мнению Европейского общества репродукции человека (ESHRE) предупредить отрицательные последствия суррогатного материнства вполне реально.

Для этого следует учитывать несколько важных аргументов и правил:

  • никакие моральные аспекты и возможные риски не могут стать причиной запрета использования данной репродуктивной технологии;
  • в договоре нужно зафиксировать все расходы, связанные с вынашиванием малыша, чтобы предотвратить эксплуатацию;
  • генетические родители на протяжении всей беременности обязаны взять на себя практически все финансовые вопросы по возмещению утраченного дохода, медпомощи, обследованию и т.д.
  • в договоре должны быть учтены интересы обеих сторон, включая моральные обязательства суррогатной матери и генетических родителей.

На сегодняшний день вспомогательная репродуктивная технология считается прорывом в современной медицине. Множество знаменитых пар воспользовались этой услугой и приобрели счастье в лице маленького чуда. Все мы знаем благополучною историю Аллы Пугачевой, Рики Мартина, Николь Кидман и других звезд мирового масштаба.

Критика

Православная церковь выражает по этому поводу критическую оценку, акцентируя внимание на том, что ущемляются чувства женщины, вынашивающей ребенка. Однако все происходит по договоренности и обе стороны остаются максимально удовлетворенными. Благодаря суррогатному материнству многие любящие пары могут реализовать себя в качестве родителей, если им не удалось зачать и выносить малыша природным путем. К счастью, в России суррогатное материнство законодательно разрешено.

Обратившись в клинику «АльтраВита», вы можете рассчитывать на высокоэффективный подход по преодолению бесплодия. Наши специалисты используют новейшие методы диагностики, а также применяют ультрасовременные технологии экстракорпорального оплодотворения, которое позволит вам сдать родителями.

Бесплодный брак и бездетность - беда многих семей, равно как и людей, своих семей не создавших. Потому в мире так востребованы вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), широкий спектр которых предлагает современная медицина.

Почему же Церковь так активно выступает против суррогатного материнства?

Суррогатное материнство - вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой женщина добровольно соглашается забеременеть с целью выносить и родить биологически чужого ей ребёнка, который будет затем отдан на воспитание другим лицам - генетическим родителям. Они и будут юридически считаться родителями данного ребёнка, несмотря на то, что его выносила и родила суррогатная мать.

Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. (…)

В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. (…) К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности.

«Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).

Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.

В России суррогатное материнство регламентируется следующими законодательными актами и нормативными документами:

  1. Семейный Кодекс РФ, ст. 51-52.
  2. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.06.93. № 5487-1, ст. 35 «Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона».
  3. Закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97. № 143-ФЗ, ст. 16
  4. Приказ Минздрава РФ от 26.02.03. № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия».

Для регистрации ребенка (детей), рожденного суррогатной матерью, родители должны предоставить в органы ЗАГС следующие документы: медицинское свидетельство о рождении, согласие суррогатной матери, справку из клиники ЭКО.

Сейчас при отсутствии или выраженной неполноценности матки бесплодной женщины для вынашивания беременности привлекается другая женщина - так называемая «суррогатная мать ». Уже само это именование является формой дискриминации женщины, вынашивающей беременность. Иногда суррогатную мать сравнивают с кормилицей, помогающей нуждающейся семье из альтруистических соображений, однако не стоит забывать о том, что все же слишком велико «различие в интенсивности отношений между суррогатной матерью и плодом и няней и ребенком».

Появляется опасность превратить суррогатное материнство в профессию. В процессе вынашивания беременности мать и ребенок находятся в состоянии непрестанного взаимообщения, между ними возникает глубинная психосоматическая связь, разрыв которой, обусловленный контрактными обязательствами, может привести к тяжелым душевным недугам.

К чему приводит законодательное разрешение суррогатного материнства?

«Суррогатное материнство сродни проституции . Потому что женщина свое тело использует для того, чтобы кому-то родить дитя, ну, для его удовольствия. Удовольствия быть отцом, матерью. Поэтому, естественно Церковь не может быть за проституцию. Она всегда, испокон веков была против.

Суррогатное материнство также как и просто проституция человека – и мужчину, и женщину – унижает. Дело в том, что Бог создал человека не как орудие удовольствия других людей. В этом случае они ставятся в неравное положение – получается, что один платит другому не за его труд, не за его талант, а за эксплуатацию того, что ему дано от Бога – его собственное тело. Человек используется как некая ферма для выращивания людей. Это, конечно, совершенно Богопротивная вещь».

Так как к проблеме примешивается тема социального неравенства, т.к., по мнению протоиерея Димитрия Смирнова,

«суррогатное материнство – это, конечно, технология, по которой богатые эксплуатируют бедного . Потому что этот договор, эти процедуры и обеспечение медицинской помощи – это все дорогостоящий многомесячный процесс. Получается беспощадная, наглая и бессовестная эксплуатация богатыми бедных. Если мы живем в социальном государстве – у нас не должно этого быть.

Еще 100-200 лет назад люди говорили, что проституция – это есть эксплуатация бедных богатыми, потому что из богатых слоев люди в проститутки не идут. Здесь то же самое. Трудно себе представить, что дочка президента большой компании пошла бы и стала суррогатной матерью. Нет, это удел молодых, хороших, но не очень, может, развитых интеллектуально девушек из деревни, из каких-то рабочих предместий и так далее».

Почему ЭКО – бесчеловечная технология?

Церковь уже с момента зачатия зародыша считает его человеком, имеющим бессмертную душу.

«Пусть этот человек еще не оформился, но это уже человек с бессмертной душой. И он продолжает жить в вечности», - отмечает

Технология ЭКО требует, чтобы огромное количество эмбрионов находилось в замороженном состоянии в холодильниках.

«Очень страшно, что так много детей, у которых есть душа, в каком-то состоянии находятся в холодильниках. И неизвестно, что с ними будет дальше: они могут так никогда и не стать людьми. Эта технология страшная и бесчеловечная».

Разве Богу неугодно счастье родителей, получивших ребенка от суррогатной матери?

В жизни бывают разные обстоятельства, которые сложно преодолеть. Это касается и женщин, лишенных возможности выносить и родить малыша. Она ходит по магазинам, думая о возможности появления в ее жизни нового дорогого человека, при виде детей ощущает тяжесть на душе от одной только мысли, что возможно никогда не сможет завести своих. Но на сегодняшний день медицина достигла многих высот, и суррогатное материнство в их числе.

Кого собой представляет суррогатная мать?

Это порядочная женщина, у которой есть физиологическая и психическая возможность стать матерью. Главное-это, чтобы она была здоровой.

В случае суррогатного материнства, женщина, согласившаяся выносить ребенка чужой пары, является неким инкубатором, за услуги которого необходимо заплатить. Здесь ее генетические данные никакого влияния не могут оказать на будущего малыша.

У такого вида вынашивания детей есть как сторонники, так и противники.

Аргументы "против"

  • Вынашивание и рождение суррогатной матерью чужого ребенка очень плохо сказывается на психике женщины, оскорбляя ее чувства;
  • вынашивание чужого ребенка за материальное вознаграждение расценивается как торговля детьми. Малыш превращается товар, а все трудности беременности достаются исполнителю, а заказчик получает готовый результат;
  • у женщины, являющейся биологической матерью нет связи с новорожденным. У нее могут отсутствовать чувство привязанности, так как кроха родился от чужой женщины;
  • суррогатное материнство не является естественным природным процессом;
  • суррогатная мать может оказать негативное влияние в психологическом плане на отца ребенка, тем самым подвергнув семью риску распада;
  • С позиции православия и мусульманства суррогатное материнство приводит к искажению брака, нарушая процесс зачатия.
Аргументы "за"
  • Главный аргумент защитников суррогатного материнства - это то, что для бездетных пар этот путь единственным выходом является из сложившейся ситуации;
  • женщины, дающие согласие на вынашивание чужих детей, принимают решение добровольно, преследуя свои цели в плане материального улучшения своего благосостояния;
  • суррогатной матерью может стать ближайшая родственница или подруга, тогда вся процедура не будет стоить так дорого;
  • материнский инстинкт либо есть, либо его нет, и не важно, сама рожала женщина ребенка или нет. Ведь бездетные пары уже давно наполнены чувством любви, только ждут момента, когда ее проявить.

Алгоритм процесса

Вначале осуществляется процедура ЭКО - в лабораторных условиях соединяют мужскую сперму с женской яйцеклеткой, затем готовый эмбрион подсаживается в матку другой женщине (суррогатной маме). Она вынашивает и рожает малыша.

Показания к процедуре

  1. Полное отсутствие матки
  2. существование сложных заболеваний, несовместимых с вынашиванием и родами
  3. самопроизвольные выкидыши.
В реальности делается ЭКО, только участников на одного больше.

Какой должна быть суррогатная мать

Женщина должна быть в возрасте между 20 и 37 годами. У нее обязательно должны быть дети и не один, стабильное психическое и физическое состояние здоровья. Она не должна курить или употреблять спиртных напитков, а также обязана выполнять все требования врачей и сдавать в необходимый срок анализы. Будущие родители должны быть спокойны за поведение суррогатной мамы, а также быть уверенными в ее честности и порядочности, относительно не рожденного крохи.

Сколько стоит суррогатное материнство

Определённая сумма денежного вложения колеблется в пределах от 50 до 100 тысяч евро. Сюда входят затраты на обследование, содержание матери в нужных условиях, обеспечение ее определенными удобствами. Например, снятие квартиры на весь период вынашивания малыша.

Для поиска подходящих кандидатур существуют специальные клиники, можно выбрать из близкого окружения или через интернет и наконец, воспользоваться базами суррогатных матерей.

Гарантии исполнения обязательств обеих сторон

Важно наличие договора между исполнителем (суррогатная мать) и заказчиком (потенциальными родителями). Необходимо каждую деталь обговорить и прописать в документе.