Ребенок не хочет учиться: что делать? Что делать, если ребенок не хочет в детский сад — Юлия Василькина

26.07.2019

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Этот вопрос себе обычно задают родители чада от 7 до 14 лет. В старших классах у детей возникает сознательность и определенная ориентированность на будущее. Появляется больше дополнительных стимулов для учебы: не просто хорошо окончить школу, но и суметь поступить в институт. В младших классах и среднем звене у ребенка еще в достаточной мере не развиты такие качества как сознательность и ответственность. Научить сына или дочь эффективным методам восприятия и запоминания информации, которая преподносится в школе – прямая задача родителей. Младший школьник оказывается еще не в состоянии самостоятельно руководить процессом обучения, его этому необходимо учить, так же как и буквам. Подросток слишком сильно сконцентрирован на собственных переживаниях, чтобы помочь самому себе в нужный момент. Когда ребенок начинает что-то новое, он становится особенно уязвимым и восприимчивым к внешним факторам. Любая обида, насмешка, конфликт с учителем или одноклассниками, недружелюбный настрой в классе могут повлиять на его эмоциональный фон и сформировать негативное отношение к учебе.

Помощь родителей заключается в том, чтобы помочь сыну или дочери разобраться с трудным материалом, преодолеть комплексы и имеющиеся страхи, и такая поддержка является бесценным даром. Мало только научить его или ее различать буквы. Ребенок 10-11 лет жизни тратит на то, чтобы научиться понимать предметы, изучать окружающий мир и все, что происходит вокруг него. Советы психолога обязательно пригодятся тем, кто воспитывает сына или дочь, у кого дети учатся в школе.

Причины

Любой психолог знает, что под нежеланием ходить в школу у детей 10,11, 12,13,14 лет скрываются глубокие проблемы, связанные с адаптацией в коллективе и самооценкой. Во многом проблемы в школе обусловлены плохой успеваемостью и конфликтами с одноклассниками. Если родители задались вопросом, почему ребенок не хочет учиться, прежде всего, нужно отказаться от мысли обвинять своего сына или дочь. Вместо того, чтобы сердиться и ругаться, помогите маленькому человечку разобраться в себе, осознать важные для его восприятия мысли. Когда ребенок поймет, что самые близкие люди на свете не собираются в чем-то его упрекать, станет легче. Вполне может быть, что он поделится с вами своими страхами и трудностями.

Учителя и одноклассники являются теми лицами, с которыми ребенок много часов контактирует в течение дня. Разумеется, взаимодействие не может обходиться без непониманий и конфликтов. Когда происходят ссоры со сверстниками, они могут глубоко ранить вашего сына или дочь, заставлять чувствовать себя несчастным. Родители в любом случае должны оказать поддержку, научить чадо бороться с трудностями. Пусть он обратится к вам 12-13 раз на дню за советом, вы должны быть готовыми. Это не то же самое, что учить первоклассника буквам.

Что делать

Советы психолога особенно пригодятся тем, кто основательно решил действовать, а не пускать процесс научения ребенка на самотек. Это очень серьезный вопрос. Научить любимого отпрыска буквам вряд ли у кого-то вызовет особенные затруднения, зато, когда он прогуливает школу, устраивает там скандалы или систематически получает плохие отметки, возникает серьезный повод задуматься о воспитании. Значит, где-то вы неправильно воздействуете на ребенка, потакаете его слабостям. Первым признаком, что в школе что-то идет неблагополучно, является то обстоятельство, когда сын или дочь перестают делиться с вами происходящими событиями. Говоря иными словами, ребенок скрывает от родителей свое участие в школьной жизни. И сколько бы ему ни было лет – 12 или 14 – он все равно нуждается в родительской поддержке.

Младший школьник

Ребенок 7-8 лет еще не может полностью отвечать за свои поступки. Его необходимо учить принимать на себя ответственность, а не только буквам. С такого малыша нельзя спрашивать так же, как с 12-летнего. Сам процесс обучения в школе для него сродни времяпрепровождению в детском саду, от которого он еще, вполне вероятно, не успел отвыкнуть. 12 лет- это возраст, когда можно спрашивать и требовать, в 7 лет сын или дочка еще не обладают достаточной социальной зрелостью.

Как ему можно помочь? Делайте уроки вместе с ребенком. Стоит проконтролировать его домашние задания, степень подготовки к каждому уроку. Обязательно просмотрите тетради, отследите, насколько правильно он пишет буквы. Само по себе знание букв не гарантирует, что сын или дочь будут получать хорошие отметки. С младшим школьником родители обязательно должны заниматься, тогда в последующих классах он выйдет на отличный уровень. Не ленитесь повторять одни и те же правила правописания с малышом по 12 раз. Все усердия в итоге будут вознаграждены.

Подростковый период

12-14 лет – самый сложный возраст. Это время, когда меняются приоритеты, формируется собственное мировоззрение, растет и развивается индивидуальность. В районе 13-ой годовщины очередного дня рождения ребенок перестает ощущать себя маленьким человечком, от которого ничего не зависит. Он теперь все решения хочет принимать самостоятельно. Сын или дочь обязательно проявят благодарность, если вы будете интересоваться не только, как идут дела в школе, но и их личными достижениями. Поверьте, для подростка это крайне важно. Если вы заметили, что сын совсем запустил учебу, витает где-то в облаках и постоянно о чем-то думает, поддержите его. Он не должен прийти к выводу, что родителей интересуют только оценки. Во всем подчеркивайте его достижения, давайте дельные советы. Крайне важно суметь сохранить контакт и доверие с подрастающим ребенком, чтобы вы всегда могли знать, что с ним происходит. Иначе родители просто не смогут помочь своему чаду в нужный момент.

Урегулирование конфликтов

Без ссор и обид не бывает настоящей школьной жизни. Если ребенок не хочет учиться, необходимо первым делом поинтересоваться, что с ним происходит. Обязательно выясните, нет ли серьезных конфликтов с одноклассниками или учителями. И в первом, и во втором случае можно поговорить с ним по душам и разобраться в ситуации, которая привела к непониманию. Ребенку очень важно научиться отстаивать свои интересы перед сверстниками, поэтому не стоит препятствовать. В отношении учителей проследите, чтобы к вашему ребенку относились с уважением и должным вниманием. Известно, что педагоги тоже иногда ошибаются. К сожалению, не всегда учитель бывает деликатным, тактичным и справедливым. Не позволяйте, чтобы ваш ребенок страдал из-за чьего-то дурного характера или даже настроения.

Если конфликт все же произошел и он серьезный, обговорите дома все спокойно, как следует поступить. С младшим школьником можно вместе отправиться в класс и попытаться решить проблему на месте. С подростком сложнее. Взрослый ребенок не захочет показывать сверстникам свою слабость, поэтому действовать необходимо тоньше. Здесь помогут советы и личный опыт.

Доверительные отношения

Ребенок только тогда станет рассказывать родителям о своих имеющихся проблемах в школьном коллективе, когда знает, что близкие люди не станут его судить за что-то. Не нужно предъявлять ребенку пусть даже заслуженные обвинения за совершенные ошибки. На самом деле находиться долгое время ребенку среди сверстников очень нелегко. Он может испытывать усталость уже то того, что его ежедневно окружают одни и те же лица, с которыми, возможно, сложились не самые теплые отношения. Безграничное доверие поможет выяснить причину имеющихся разногласий в школе и эффективно ее устранить. Согласитесь, когда можно поговорить обо всем на свете, не составляет труда вместе справиться с любой мелочью. Ребенок должен во всем чувствовать поддержку родителей, что они помогут ему преодолеть любые препятствия.

Посещайте с ребенком различные мероприятия, водите в театр на спектакли, в кино, больше гуляйте на свежем воздухе. Все это способствует сближению. Можно совместно играть в различные игры, смотреть интересные мультфильмы. Любому мальчику и девочке это придется по душе.

Таким образом, проблема отсутствия желания у вполне решаема. Для этого не нужно изобретать чего-то сверхъестественного, необходимо просто лучше узнать свое чадо, постоянно находиться с ним в тесном контакте.

Безусловно, каждой маме приятно ощущать себя самым важным человеком для своего малыша. Но радость быстро исчезает, когда ребенок начинает ходить за вами хвостиком. Согласитесь, если держать его постоянно на руках (), то совершенно не остается времени на домашнюю работу и отдых. Приходится буквально бегать по дому, стараясь убраться и приготовить ужин, пока кроха спит. Что следует предпринять, если ребенок не отпускает вас ни на секунду?

Почему так происходит?

Казалось бы, мамочка уже много раз уходила и возвращалась. Пора привыкнуть и уяснить, что в кратковременной разлуке нет ничего страшного, но все равно – крики и громкий рев. Причины такого поведения определить непросто, но, установив их, вы сможете исправить ситуацию.

  • Единое целое

В первые годы жизни кроха активно изучает мир, кажущийся ему огромным, неизведанным и порой пугающим. Новые знания он получает под присмотром любимой мамочки, которая находится постоянно рядом: и днем, и ночью. Неудивительно, что лишь вместе с ней малыш начинает чувствовать себя в полной безопасности, а если она исчезает, появляется беспокойство.

  • Сигнал о неблагополучии
  • Страх одиночества

Малыш начинает бояться, что мама не вернется из магазина, если родители применяют угрозу в качестве воспитательных методов: «Не перестанешь щипаться и кусаться – уйду от тебя!» Услышав эту фразу несколько раз, он думает, что его бросают из-за плохого поведения.

  • Мамина тревожность

Так как связь между ребенком и матерью крепка, малыш чувствует ее тревогу даже на расстоянии и сам становится беспокойным. Пусть он не понимает причину вашего стресса (скандал в семье, финансовые неурядицы), но твердо уверен – ему нужно быть с вами.

  • Недостаток внимания

Кажется, вы целый день проводите с крохой, не выходите из детской, а он все равно дергает за руку и постоянно напоминаете о себе. Это происходит потому, что вы рядом, но не вместе: общаетесь в соцсетях, болтаете с подругой по телефону или смотрите бесконечные сериалы. Чтобы обратить на себя внимание, ребенок начинает капризничать.

«Мамина» дочка. Ребенок очень привязан к маме

Преодолеваем излишнюю привязанность

Итак, с возможными источниками нежелания детей отпускать маму мы разобрались. Как помочь себе и малышу?

  1. Самое главное – запаситесь терпением. Если у вас не получается ребенка отвлечь, займитесь домашней работой вместе. Учитесь комментировать и показывать все, что делаете на кухне (конечно, соблюдая технику безопасности) или в гостиной. Через несколько лет ваш ребенок станет настоящим помощником.
  2. Обычные прятки – полезное занятие для развития у маленьких детей самостоятельности, способности оставаться одному и ждать вас. Спрячьтесь поблизости от ребенка, пусть он находит маму и радуется. А еще он поймет, что ничего ужасного не случилось, пока вас не было.
  3. Старайтесь почаще оставлять ребенка с родственниками: отцом, бабушкой или дедушкой. Чем больше дети контактируют с другими взрослыми, тем им проще отпускать своих мам.
  4. Обнимайте, целуйте, ласкайте малыша, играйте в его любимые игры. Отложите в сторону телефон и ноутбук, а когда ребенок получит необходимую порцию вашего внимания, ему не будет нужно добиваться его «запрещенными» способами.
  5. Выберите момент, когда кроха занят игрой и объясните, что ненадолго выйдете из комнаты. К примеру: «Дима, мне нужно приготовить чашку чая, я скоро вернусь» . Скоро малыш привыкнет, что вы держите обещание и возвращаетесь, а значит, можно попробовать выходить из дома.
  6. Никогда не уходите на улицу тайком, даже если вам необходимо отлучиться на пару минуток. Представьте себе состояние крохи, когда он обнаружит, что вы пропали. Он станет искать вас, рыдать в голос, а когда вы возвратитесь, не отойдет ни на шаг.
  7. Не забывайте, что ребенок остро реагирует на все родительские чувства и ваша печаль перед разлукой может его испугать. Уходите и возвращайтесь с улыбкой на лице. Это облегчит разрешение данной проблемы.

Моему 2,4 тоже плачет, когда ухожу…я ему все время объясняю куда я и зачем, например — мне надо в магазин, я приду через 10 минут и принесу тебе сок, и спокойно ухожу, вроде понимает чето, он бежит к окну и машет мне по дороге, прихожу — говорю, ну что плакал? он говорит — да, пакал….

Приучайте малышку постепенно к Вашему отсутствию. Причем, постарайтесь именно не ускользать незаметно, а уходить, помахав ей при этом рукой, можно и поцеловать в щечку (если не вцепится мертвой хваткой). Затем сразу же уходите, без разговоров, прямо на её глазах….Можете даже уйти без особого повода: просто постоять у подъезда 10-15 мин. и возвращайтесь обратно. Постепенно интервалы отсутствия нужно увеличивать. Но всегда Вы должны соблюдать ритуал прощания: помахали рукой «пока-пока, я скоро приду» и уходите, не оглядываясь. Когда Вы уходите, то с дочкой, конечно, кто-то должен остаться. Она, безусловно, будет сильно плакать, может даже биться в истерике. Ничего. Не обращайте внимания. Пусть тот, кто с ней остается, объяснит, что мама скоро придет. А через 10 минут. глядишь, и Вы снова дома!))) У ребенка должен сложиться в голове стереотип: мама уходит, но она всегда возвращается. Ребенок будет плакать после Ваших уходов несколько дней. а может быть и недельки 2-3 проплачет, похнычет. А потом перестанет. Этот процесс привыкания к отсутствию мамы очень тяжелый и нелегко дается как маме, так и ребенку. Но пройти этот путь нужно, ведь ребенок не сможет быть постоянно с мамой (и наоборот). Начните приучать уже сегодня и вот увидите — все у Вас получится! Удачи!

Здравствуйте! Это возрастная особенность такая, норма поведения.
Ребенку начинает казаться, что мама ушла навсегда и не вернется, отсюда такой безудержный плач.
Есть еще мнение, что малыш сам боится уползти и потеряться.
Я не хочу вас пугать, но страх потрери мамы так называемый, проходит у всех детей в разном возрасте. У моей дочки только к двум годам закончилось это. У кого-то раньше.
Главное продолжать объяснять что мама вернется, мама рядом, все хорошо, всяко успокаивать.

Для того, чтобы ребенок перестал ходить за Вами по пятам, плакать, чуть только Вы вышли из машины или из дома, необходимо установить с ним надежную привязанность, необходимо, чтобы ребенок успокоился, перестал бояться потерять маму. А для этого в первую очередь необходимо убрать из жизни ребенка разделение везде, где это только возможно.

В каких случаях ребенок может чувствовать разделение?

Раздельный сон с рождения
Раннее переселение в свою комнату
Страх «приучить к ручкам»
Частые разлуки
Мамина отстраненность, задумчивость, «витание в облаках» (физически рядом с ребенком, но в мыслях - далеко)
Нежелание разговаривать, игнорирование
Тайм-ауты (в комнату, в угол)
Физические наказания
Обида на ребенка, мама «дуется»
Манипулирование любовью
Запреты плакать
Запрет быть собой, непринятие
Ребенок начинает ходить в садик
Рождение брата/сестры
Ребенок потерялся и испугался
Страх смерти родителей
Угрозы расставания («мама уйдет без тебя», «ну и оставайся тут один»)
Угрозы отдать кому-то, если будет плохо себя вести
Проведенное лето у бабушки
Развод родителей
Чрезмерная строгость родителей, авторитарность

Это, конечно, не полный список. Посмотрите, проанализируйте. Постарайтесь исключить то, что возможно: например, перестать использовать разделяющую дисциплину при воспитании, если вы ее используете. Здорово, что ребенок с рождения спит с Вами, но это, конечно, не панацея. Хотя это очень помогает восполнить контакт, которого не хватало в течение дня. Особенно, если перед сном вы проводите время вместе, болтаете, читаете или что-то другое, но главное - чтобы это приносило вам обеим положительные эмоции.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

Не сравнивайте разных деток, каждый из них – отдельная личность с неповторимым характером. Но они обладают общей чертой: одинаково нуждаются в родительской ласке и заботе, только одни меньше, а другие больше. Не огорчайтесь, если сейчас малыш излишне к вам привязан и не отпускает от себя. Скоро он подрастет, станет самостоятельнее, и у вас, наконец, появится свободное время.

Видео: Ребенок не отпускает маму ни на шаг: что делать?

Марина Романенко – психолог, создатель «Академии Профессионального Родительства», бизнес-коуч и мама четверых (на двоих с мужем) детей, рассказывает, почему дети не отпускают маму ни на шаг и как научить ребенка оставаться одному!

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Как себя вести с “ребенком-хвостиком”? “Совет детского психолога”

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Мой ребенок не хочет учиться!
- Как заставить ребенка делать уроки?
- Ребенок не хочет ходить в школу!
и т.д.

С наступление осени, подобные вопросы стали приходить к нам на сайт в большом количестве.

Что делать родителям? Как замотивировать ребенка на учебу?

Начинать надо бы с самого рождения ребенка. Приходит малыш в этот мир не игрушкой в руках родителей, а человеком мыслящим. Ребенок обучается с первых дней своей жизни:

  • Реагирует на температуру, теплые и холодные пальцы, теплую и холодную воду.
  • Распознает лицо матери.
  • Узнает голос матери. Сосредотачивается на звуке 10-15 сек с 18-20 дня и начинает удерживать в поле зрения неподвижный предмет.
  • Ребенок обучается разговорной речи в том окружении, в котором он растет.

У младенца огромный потенциал для зарождения любознательности.

Как развивать ребенка с первых дней жизни, есть масса материала в интернете. И стоит это делать вовсе не для того, что бы растить вундеркинда. Развивающие занятия с младенцем дают толчок его познавательной активности, которая в старшем дошкольном возрасте превращается в учебную мотивацию, в желание стать учеником и познавать новое.

На каждом этапе развития дошкольника можно развивать все познавательные процессы и учебную мотивацию. В этом родителям могут помочь детские психологи .

Доверительное отношение с родителями, увлекательные развивающие и домашние семейные игры, семейные путешествия, чтение книг ребенку, ответы на его многочисленные вопросы - все это дает толчок к развитию эрудиции и любознательности малыша. И тогда школа - естественный процесс ученья с увлечением.

Если ребенок не хочет учиться, прежде всего необходимо выявить причину этого нежелания. У каждого ребенка она индивидуальна. Может не нравиться учитель, атмосфера в школе, могут быть проблемными отношения с одноклассниками и т.д. Если не установлены доверительные отношения с ребенком, он не расскажет, почему не хочет учиться. Кто из родителей не смог в свое время успешно осуществить это наипервейшее правило взаимоотношений с ребенком, в начальной школе и в более старших классах пожинают соответствующие плоды. Что делать? Исправлять упущения, целенаправленно, день за днем менять установившуюся поведенческую модель взаимоотношений, строить новую. И хвалить, почаще хвалить ребенка. Это одна из главных мотиваций на учебу.

Наверно, большинству детей осенью, когда на улице еще тепло, не очень хочется идти в школу.И это вполне нормально. Постепенно нежелание уходит и ребенок привыкает учиться. На желание ребенка учиться влияет семья . Если в семье нет ценности учебы и образования в целом, то и ребенок не будет хотеть учиться. Если в доме взрослые постоянно тянутся к знаниям и новой информации, то ребенок будет делать то же самое и все будет нормально.

Если же ребенок очень редко просит разрешить ему сегодня не пойти в школу, лучше ему это позволить.

Если ребенок не хочет учиться, узнавайте причину у самого ребенка, он сам все Вам расскажет. Только спрашивать надо не в раздраженно-назидательном тоне, а дружелюбно, с сочувствием, беседовать на равных. На его ответы согласиться, сказав "да, может быть ты прав..., давай вместе подумаем, что будет, если ты перестанешь учить уроки?" И слушайте молча, внимательно. Предложите сделать что-то вместе, что хочет ребенок, то есть снять напряжение после его ответов о нежелании учиться. Сделать перерыв. И тот предмет или тему преподнести так, чтобы он захотел найти ответ на Ваш вопрос или просьбу. Включать свой ум и воображение.

Если нежелание учиться зависит от личного неприятия кого-то из учителей, было бы полезным посетить уроки этого учителя, Вы как родитель имеете право. Отношения со сверстниками в классе тоже могут быть причиной, поэтому доверительные отношения с Вами будут отдушиной для ребенка от его проблем в классе. Самая лучшая линия поведения для родителей быть старшим другом - наставником, понимающим, интересующимся, поддерживающим и любящим несмотря на его успеваемость.

В собственном развитии ребенка все должно быть последовательно. Семь лет-новая ступень взрослости,на которой ребенок принимает ответственность за новый этап взросления.И эту ответственность он примет должным образом, если предыдущие этапы его развития проходили безболезненно для него.

Пример в виде метафоры. Например, ребенок гуляет на улице-это его желание. Но,чтобы он пообедал, мама его специально зовет за стол. Пообедать-его обязанность. По тому, с какой пользой он погулял, он будет поглощать обед (выполнять обязанность). Если родитель его на улице контролировал, запрещал, оберегал, он ограничивал его радость быть самим собой. Такой ребенок после прогулки будет вялым и сдержанным. Обедать он будет также вяло и безразлично. Если же, на прогулке он был предоставлен самому себе, играл и исследовал мир, как ему хотелось, он придет довольный, эмоциональный, боевой, и с аппетитом сделает то, что должен - пообедать.

В нашей метафоре обязанность пообедать-это обязанность ходить в школу и учиться. А за прогулку мы приняли детско-родительский период заботы и принятия ребенка в возрасте до семи лет. Итак, если детство ребенка будет наполнено лаской, любовью, теплом, вниманием, ощущением безопасности, доверчивым ожиданием родительской близости и тотальной доступности родителей, детская жизнь ребенка будет проходить полновесно. Полноценно. Отталкиваясь от родительского тепла и заботы, как базального, бесценного капитала, ребенок, чувствуя себя свободным от чрезмерных запретов, будет познавать мир с постоянным любопытством, так как его любопытству взрослые позволяют быть реализованным. Этим любопытство стимулируется. Когда приходит время идти в первый класс, этот этап ребенок воспринимает с новым любопытством и интересом,не замечая особенно,что это его обязанность.Интерес к новому подогревает его к готовности сносить лишения и неудобства в учебном процессе. Он может позволять терпеть временный отказ от детских игр, забав во имя обязанности учиться. Он получил до этого много заботы, имел богатую историю игр и готов терпеть некоторое напряжение,связанное с отказом от желаемого,детского,присущего ребенку. Он будет усидчив на рабочем месте,хорошо слушать материал,качественно его впитывать,быстро и легко понимать,так как ничем другим не будет озабочен.

Тот ребенок, который ел борщ без аппетита, не получил желаемого родительского тепла, заботы и ласки. Безопасности и надежности в принятии себя, как достаточно любимого ребенка. Родители им часто пренебрегали, разрешая собственные конфликты, по долгу его не замечали, радовались, что он не путается под ногами и ничего не просит.Такой ребенок часто мешает родителям в их эгоцентричном отношении к себе. Он не может похвалиться перед ровесниками на улице-как он любим, так как любовь к нему сдержанная. Его сильно ограничивают в развитии собственных интересов. Ставят на его пути запреты и плотины. Контролируют поведение. Проявляют насилие, грубость, частую нелюбовь в разных формах. Ребенку мешают быть самим собой и развивать собственное любопытство к окружающему миру.Так как он хорошо понимает, что удовлетворить любопытство ему не дадут. Любопытным и интересующимся ему быть не выгодно. Ему приходится думать о своей безопасности, выживаемости, самостоятельности, чтобы противостоять опасному детству без упущенной для него родительской заботы, эмоционального отклика, соучастия, поддержки, простого одобрения. И в свои семь лет, в детстве ему пришлось побыть значительно меньше. Он не дополучил базовой любви и безусловного принятия своими родителями. С более скромным багажом он приходит в первый класс. В детские игры он не доиграл, ощущение безопасности недополучил, безусловную любовь - тоже. А ему предстоит обязанность учиться. В нашем сравнении он без аппетита ел борщ, а теперь будет без аппетита учиться. Когда надо сосредоточиться на теме-он будет иметь желание убежать и играть в игры, сама способность к ответственности за учебный процесс очень слаба, так как ребенок получил представление, что он не очень хорош, чтобы отвечать за что-то. Уверенный, что он хуже других, он будет отставать в развитии,в учебе, в отношениях, в проявлении своего любопытства к предметам и в своем желании о чем-то мечтать и кем-то быть. Школьный процесс будет мукой и скукой. А критика и порицание его учителями и родителями за плохие оценки будут лишь укреплять чувство о его неполноценности и плохости.

Большое количество школьников находится между этими двумя полюсами психологического ресурса школьников. Кто-то плохо учится уже в первом классе, кто-то, начиная с пятого, кто-то -с восьмого, а наиболее успешные -тянут весь учебный процесс.

Вопрос неуспеваемости-сложный вопрос. Додать ребенку то, что не додали в детстве-часто непосильная задача. Работа школьных комитетов, собрания, выговора в дневник, вызовы к директору-не приносят ощутимой пользы. Учеников приходится просто тянуть. Психологическая работа в школе с такими учениками могла бы иметь свои положительные результаты. Чтобы узнать-какие, государству нужно приложить определенные усилия в этом направлении.

С таким обращением, который можно назвать «криком родительской души» к нам часто обращаются родители. И ответить на их вопрос «Почему?» не всегда бывает легко. Часто мы слышим от родителей и учителей такую фразу: «Он способный, но ленится!». Тогда мы задаем им вопрос: «А что лежит в основе лени, почему он ленится? Ведь не лень же ему делать то, что ему интересно: играть в компьютерную игру, гонять с мальчишками мяч во дворе и т.д. Там ведь тоже бывает трудно. Иногда дети по нескольку часов могут изучать правила новой игры, ошибаются, и берутся вновь… Почему же с учебой в школе так не происходит?» Значит, не интересно, или трудно, или не видит цели, зачем ему нужно преодолевать препятствия?

Человек - существо разумное, и познавать новое для нас - естественно, иначе мы не были бы такими, как сейчас, не общались бы посредством интернета. То есть познавательная потребность есть у каждого человека. И мы всю жизнь этим занимаемся. Так почему же родители констатируют факт, что их ребенок не хочет учиться? Значит, школа не удовлетворяет эту естественную потребность человека в новых знаниях? А может быть, есть очень большие препятствия на этом пути, и правильнее было бы сказать, что ребенок не не хочет , а не може т учиться?

Ответить на все эти вопросы однозначно не получается. Ведь каждый человек уникален и неповторим, и, несмотря на то, что проблемы похожи, у каждого ребенка это происходит по-своему. Поэтому и стратегия помощи каждому ребенку разная. Думаю, что в рамках данного круглого стола нет возможности и необходимости подробно останавливаться на каждой конкретной причине, перечислим лишь те, с которыми нам приходилось работать:

  • Недостаточное развитие основных интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, познавательных способностей и др.)
  • Низкая стрессоустойчивость, которая зависит от индивидуального латерального профиля (индивидуального сочетания ведущего полушария мозга и ведущих модальностей: глаз, ухо, рука, нога)
  • Особенности темперамента
  • Наличие хронических соматических заболеваний
  • Наличие психических или неврологических заболеваний
  • Дислексия, дисграфия и дискалькулия
  • Особенности ведущей репрезентативной системы
  • Конфликтные отношения в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик»
  • Недостаточная учебная мотивация

Конечно, этот список еще можно продолжать и продолжать, и каждый практикующий психолог может с легкостью это сделать. Но суть не в этом. Думаю, что родители, которым доведется читать материалы этого круглого стола, поймут, что причины слабой успеваемости в школе их ребенка или нежелание учиться - это не просто от лени, что проблема бывает гораздо глубже, и не всегда лежит на поверхности. И разобраться с этим, и, самое главное, помочь ребенку, можно в компании со специалистом - психологом. Но, к сожалению, не многие родители это понимают, и упускают время, нанимая репетиторов уже в начальной школе. Тем временем, существует такое понятие как «сензитивный период развития», т.е. наиболее восприимчивый к развитию той или иной функции. Упуская этот период, мы теряем возможность быстро и легко устранить проблему.

Нам часто приходится сталкиваться с тем, что обращаются с этой проблемой родители подростков, уже прошедшие ни одного репетитора, а воз и ныне там. Да, и подростками можно помочь, но работать уже надо дольше и интенсивнее, чем с ребенком начальной школы. Поэтому, пользуясь случаем, призываю родителей: не тяните время, если видите, что ваш ребенок учится с трудом или не хочет учиться. Обращайтесь к психологу, прежде, чем нанимать репетитора, ведь сначала нужно выяснить все причины данного явления, а не только бороться со следствием.

Сейчас очень много литературы по поводу мотивации к учебе и вообще психологии школьника. Думаю, ищущие родители всегда найдут. Мотивация к учебе должна быть уже сформирована к 1 классу. Если ее нет в 7 лет, ищите причину в садике - не сформировали в дошкольном учреждении. Если мотивация была, но пропала уже в начальных классах - причина родителях и учителях, которые не поддерживали ее. Если мотивация к учебе связана с отношениями в школе - это уже вопрос нежелания идти в школу, а не учиться. Конечно, важно разбираться. Каждый случай - уникален. Но главное одно - просто так, без причины, лень и снижение мотивации к учебе не возникают!

При снижении мотивации, конечно, родители самостоятельно могут ее повысить, но, как показывает опыт, делают они это по-своему, иногда по-старинке - через ремень. Я критично отношусь к таким методам. Силовые методы в семье всегда говорят о преобладании основного качества насильника - БЕССИЛИЕ. Поэтому очень важно решать проблему мотивации вместе с психологом .

По поводу учебной мотивации есть замечательная книга и специальная заключительная глава в ней - "Как общаться с ребенком?", "Общаться с ребенком...Так" Ю.Б.Гиппенрейтер. Преимущество этой книги в том, что она показывает наглядно на примере подростка и его бабушки, что мотивация к учебе может восстановиться, если во взрослом человеке есть ЛЮБОВЬ , ТЕРПЕНИЕ, НАСТОЙЧИВОСТЬ и ЦЕЛЬ.

Я желаю всем родителям преумножить в себе эти качества и пользоваться ими не только в учебное время.

Не редко беспокойство родителей за состояние собственных детей имеет корни не в реальных проблемах детей, а в страхах самих родителей. Порой родители бояться неуспехов ребенка больше чем он сам, поскольку бояться за свою репутацию. Нет ничего страшного в том, если ребенок вдруг потерял интерес к учебе, гораздо важнее то как к этому относятся родители. Если родители паникуют, стараются заставить, уговорить ребенка учиться то скорее всего это мало поможет, после таких уговоров ребенок может возьмется за учебу под влиянием авторитета родителей, но будет делать это без желания, и с ощущением бессмысленности. Именно в этом и заключается, на мой взгляд, основная проблема - родители могут быть обеспокоены тем ходит ли ребенок в школу, какие оценки получает, что о нем говорят учителя - но не уделять внимания с какими чувствами он в эту школу ходит. Важно было бы понять, что для конкретного ребенка значит школа, как ему там.

Кроме того нельзя забывать что ребенок не замыкается на школе, все чему он учиться он учиться в первую очередь в семье , и если родители привыкли обесценивать и демонстрировать нелюбовь к собственной работе, то не будет удивительным если дети будут обесценивать свою учебу. К тому же нежелание учиться может быть единственным способом ребенка привлечь внимание к себе.

Проблема отказа ребенка от посещения школы и от получения знаний в стенах данного заведения стара как мир. В своей жизни каждый, я не преувеличиваю, именно каждый сталкивался с этой проблемой в том или ином статусе, то ли в роле ученика-мученика, то ли специалиста работающего с данной проблемой клиента, то ли родителя уставшего искать новые способы мотивации ребенка к учению, то ли учителя не знающего как вовлечь ребенка в процесс обучения. Самое интересное, что став взрослыми, мы в той или иной мере пытаемся решить тот же самый вопрос, но уже в другом контексте в контексте работы. В идеале работу мы хотим какую, ой я даже улыбаюсь когда пишу эти строки,наверно вы тоже, все правильно мы хотим, чтобы работа была интересной, хорошо оплачиваемой, чтобы все нам удавалось, все складывалось самым наилучшим образом для нас, чтобы нас ценили и уважали и так далее. А реальность иногда, увы и ах, не успевает за нашими потребностями и желаниями, наверно каждый с кем это случилось задавался вопросом,а почему так? Мы будучи взрослыми зачастую решаем данные проблемы с помощью "волшебного пенделя"- "надо", который заменяет все виды мотиваций. Как часто мы слышим от родственников и знакомых "хвалебные оды" про работу и взаимоотношения на работе, горестные рассказы о сложностях и трудностях с которыми они там столкнулись и невозможности решить их наилучшим для них образом, здесь каждый даст свой ответ, согласно наличия у него своего личного опыта общения и своего окружения. Дело в том, что учиться и получать знания мы начинаем с момента появления на свет и делаем это согласно тех анатомофизиологических и психофизиологических особенностей которые даны нам при рождении. Если развитие идет гармонично, согласно учета этих особенностей, то и получаемый опыт положительный, а если нет, то опыт становится негативным или условно положительным. Любое решение проблемы как известно начинается с признания наличия этой самой проблемы и желания разрешить её, дабы улучшить качество своей жизни, жизни своего ребенка, своего ближайшего окружения. Причем совершенно не имеет значения сколько лет вам и вашему ребенку, первоклашка это или ученик одиннадцатого класса. Любой негативный опыт включает в человеке защитные механизмы цель которых сохранить свое Я и снизить уровень тревоги по поводу происходящего, проще говоря избежать дополнительного стресса, ведь страх боли, не имеет значения физической или душевной, страшнее самой боли. Найдя истинную причину и разрешив её, мы выключаем механизм защиты и даем возможность ребенку получать дальнейший опыт легко, свободно, не принужденно, согласно его возрастной психофизиологии.

Я уже долгое время помогаю детям разрешать проблемы с обучением.

И пришла к убеждению, которое с опытом только крепнет. Это убеждение выглядит так: "Все дети хотят учиться хорошо". (Честное слово, я не встречала еще ни одного ребенка, который мечтал бы о "двойке" по математике, например...)

Но важно еще уметь учиться хорошо. А умеют - не все. А учиться плохо - кому же хочется! Вряд ли и взрослому захотелось бы ходить на работу, где у него все получается хуже других, где он чувствует себя некомпетентным, где его день изо дня (пусть даже справедливо!) ругают или высмеивают...

Что бывает причиной неумения хорошо учиться? Я как раз и занимаюсь выявлением и коррекцией таких причин. Назову наиболее часто встречающиеся (хочется быть краткой).

1. Недостаточное развитие психических функций (память, внимание, логическое мышление, контроль над эмоциями и поведением). Помогают специальные занятия по "доразвитию" до адекватного уровня.

2. Отношение к ребенку не как к субъекту, а как к объекту обучения. Такой ребенок чувствует себя в школе неуверенно, ситуация ему кажется непредсказуемой, он не знает, что может управлять своим обучением, ему кажется, что от него ничего не зависит. Помогают занятия по формированию собственных учебных целей и умения их достигать на практике.

3. Протестные реакции ребенка на что-то происходящее в семье . Некоторые дети на дисгармоничную семейную обстановку реагируют болезнями, некоторые - асоциальным поведением, некоторые - потерей интереса к учебе. Помогают изменения в семейных отношениях и занятия с ребенком по формированию его собственных целей в учебе.

4. Недостаточная сформированность простых учебных умений и навыков. Она может быть незаметной, потому что всем (и ребенку в том числе) кажется, что "он это умеет, это же само собой разумеется". Примеры таких "скрытых ям": счет через десяток, навык выделения главного в тексте, чтение с пониманием, организация выполнения домашних заданий. Помогает - работа по определению несформированных умений и навыков и доразвитие их до адекватного состояния.

Есть и другие причины: низкая самооценка, конфликтные отношения с учителями, конфликтные отношения в классе, несоответствие учебных требований реальным возможностям ученика (например, в ситуации болезни)...

Всегда очень помогают любовь и терпение, разумная (соответствующая реальности) требовательность и вера в ребенка и в его возможности. И, конечно, специалисты.

Очень разносторонняя тема. На самом деле, все дошкольники хотят идти в школу. Они к этому стремятся, их к этому готовят, мотивируют на желание посещать школу. Первый класс практически не выявляет нежелания учиться. Отбивает охоту школа в основном со второго класса и далее. Причин много и в основном они уже все изучены и относительно понятны. Главное с умом и не торопясь выбрать специалиста, который в индивидуальном порядке определит причину нежелания посещать школу именно этого ребёнка и поможет справиться с проблемой. На мой взгляд, корни идут ещё и от "рамок", в которых вынуждены находиться наши свободолюбивые дети. Урок, который длиться определённое количество времени, учитель, которого не перебить и по большому счёту не отвлечь, уроки, которые необходимо делать и которые проверяют, сложность задания и отсутствие помогающей стороны (иногда сами родители затрудняются в решении, либо у обоих родителя разное мнение по поводу правильного решения) ...... В таких случаях родителям просто нужно вспомнить, как они оставляли своих детей первое время в детском саду: спокойно, уверенно, настойчиво, без тени сомнения и сожаления. И, если уж вы помогаете, то не опускайте руки, как бы не было тяжело вам самим.

Думаю, что проблема этого вопроса начинается уже с искаженного в наше время самого понятия "школа". С греческого языка слово schole (схола) обозначает - "досуг, занятие в свободные часы, чтение, беседа"*, вот только в наше время это понятие абсолютно не соответствует своему названию. И все вытекающие последствия как для детей и для родителей начинаются именно с этого слова. В Древней Греции "схолой" называли отдых, место встречи учителя с учениками в тени деревьев афинских храмов, где учитель вёл неторопливую беседу делясь своим мастерством. Нет такого ребенка который бы не хотел учится, он хочет учится и хочет он учиться не тому, чему учат в сегодняшней школе и не так, как учат учителя и родители. Он покорно должен проглатывать то, что вливают в него родители и учителя в школе, не имея при этом возможности возразить. Никого не волнуют потребности ребенка ни самих родителей, не учителей ни саму систему образования. Поэтому ребенок не хочет учится так, как выгодно взрослым и таким образом выражает протест против насилия над собой. Если бы школа и воспитание родителей было похоже на обучение в греческой школе, то наверное бы у детей был бы интерес учиться, а если бы была возможность учиться тому, что интересно и иметь право выбора предметов, то скорее всего такой проблемы бы не существовало или возможно она была бы не такой острой.
*Яндекс. Словари

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок с удовольствием ходил в школу и хорошо учился. Но на практике мало кто из школьников без напоминаний делает уроки и с энтузиазмом ходит на занятия. Почему так происходит и что делать родителям, если ребенок не хочет учиться? Есть типичные причины нелюбви к школе. Разобрав их, можно выяснить, что отвращает ребенка от учебы, и начать работать с проблемой.

Причина 1: профиль школы или класса не соответствует склонностям ребенка

У человек ребенка что-то получается лучше, что-то – хуже. Родителям важно суметь объективно оценить таланты и склонности своего ребенка. Ярко выраженному «технарю» будет неинтересно в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Гуманитарию будет сложно в математическом лицее.

Поговорите с ребенком, узнайте, какие предметы нравятся ему больше всего. Проведите несложные тесты на определение природных склонностей ребенка. Для старшеклассников можно провести более комплексные тесты по профориентации. Ученика начальных классов можно записать в разнопрофильные кружки и посмотреть, где ему понравится больше. Также пообщайтесь с классным руководителем, спросите, какие предметы, на взгляд педагога, даются ребенку лучше, какие – хуже. Все это поможет понять, в «своей» ли школе учится ребенок.

Причина 2: ребенок психологически не готов к школе

Если ребенок – первоклассник, он может быть психологически не готов к школе. Речь не идет об уровне интеллектуального развития – ребенок может прекрасно читать, считать, писать. Но ему не хватает самоорганизации, чтобы систематически делать домашние задания, выполнять указания учителя. О таком ученике преподаватели нередко отзываются как об умном, но невнимательном и иногда непослушном. Он может часто отвлекаться, разговаривать с соседом по парте, может встать и выйти и класса, потому что стало скучно. Подробнее о компонентах психологической готовности ребенка к школе можно прочитать в данной статье .


Если ребенок действительно оказался не готов к школе, родители должны помочь ему адаптироваться к школьной среде. Для этого нужно приучать ребенка к дисциплине (но не радикальными методами – это совсем отобьет желание учиться). Привычный и интересный для ребенка вид деятельности – игра. Попробуйте добавить в учебу элемент игры. Пусть первое время вместе с малышом уроки «делает» любимая игрушка. Устраивайте перерывы в выполнении домашних заданиях, во время которых ребенок может полностью отвлечься от учебы (например, сделайте вместе с вами веселую гимнастику).

Создавайте положительный образ школы, рассказывая, как там интересно. Понемногу формируйте чувство ответственности, объясняя, что школа для детей – так же важно, как работа – для взрослых. Скажите ребенку, что он уже большой, поскольку ходит в школу. Дети любят чувствовать себя взрослыми, и если сформировать у них представление, что взрослый = хожу в школу, делаю уроки, слушаю учителя – адаптация к школьной жизни пройдет легче.


Нередко проблемы с адаптацией к школе бывают у детей, которые пошли в первый класс раньше сверстников – с 6 лет. В этом возрасте ребенок может быть интеллектуально развит, но необходимые личностные и волевые качества могут быть еще недостаточно сформированы. Он просто не может высидеть на уроке 40 минут, и в этом случае не удивительно, что ребенок не хочет учиться. Если первокласснику всего 6 лет, основной совет психолога родителям состоит в том, чтобы активно помогать ребенку адаптироваться к школе. В некоторых случаях имеет смысл отложить поступление в школу еще на год. За год ребенок (с помощью родителей) приобретет нужные навыки, и адаптация к школе пройдет значительно легче.

Причина 3: ребенок гиперактивен

Гиперактивному ребенку может быть сложно учиться из-за проблем с концентрацией внимания. Подробнее об этом состоянии можно почитать в статье «Гиперактивный ребенок – рекомендации родителям» . Для адаптации к школе гиперактивному ребенку может потребоваться помощь психолога . Родителям важно следить за соблюдением режима дня, организовать рабочее место без компьютера, телевизора и других отвлекающих факторов. Стоит пообщаться с классным руководителем, попросить как можно чаще вовлекать ребенка в классные и школьные мероприятия, спрашивать у доски, чтобы энергия уходила в правильное русло.

Причина 4: отсутствие отдыха после школы

После школы ребенку требуется около 1-1,5 часа, чтобы отдохнуть, полностью отвлечься от школьных будней. Взамен этого дома его часто встречают вопросами об оценках, требуют дневник и отправляют выполнять домашние задания. Подготовка домашних заданий требует концентрации внимания, памяти, всех интеллектуальных возможностей. Ребенок, не успевший полностью отдохнуть, не может сконцентрироваться, ему мешают рассеянность и усталость, что приводит к раздражению и нежеланию делать уроки. Поэтому необходимо дать ребенку время для полноценного отдыха. Пусть он отвлечется, позанимается тем, чем хочет, погуляет, если нужно – поспит: качество выполнения домашних заданий и отношение к учебе от этого только улучшится.


Причина 5: перегрузки

Часто помимо школы ребенок посещает несколько кружков и секций. Желание разностороннего развития – понятное и правильное, и самому ребенку зачастую нравятся все дополнительные занятия, ничего не хочется бросать. Однако слишком плотный и насыщенный график занятий быстро утомит ребенка и скажется на учебе. Если из-за дополнительной нагрузки ребенок не успевает отдохнуть, совет психолога однозначен – количество кружков нужно сократить.

Причина 6: недостаточный контроль

Нередко родители, допоздна занятые на работе, не имеют возможности осуществлять контроль за тем, как ребенок выполняет домашние задания. Будучи предоставлен сам себе, ребенок не может устоять перед соблазном провести время перед компьютером, погулять с друзьями взамен того, чтобы заставить себя выполнить домашние задания. В этом случае желательно выстроить мягкую, но постоянную систему контроля, не пуская ситуацию на самотек. Регулярно интересоваться делами ребенка, общаться с классным руководителем на родительских собраниях. Также важно постепенно приучать ребенка к ответственности. Постараться объяснить, что учеба – это его зона ответственности, но не оставлять ребенка один на один с проблемами и дать понять, что в случае сложностей (что-то не получается, не складываются отношения с учителем, одноклассниками) – родители всегда выслушают и помогут.

Причина 7: конфликтная ситуация в школе

Межличностные проблемы могут возникать в любом возрасте, но особенно остро встают в подростковом периоде. В условиях серьезного конфликта с одноклассниками или плохих отношений с педагогом у школьника возникает нежелание учиться и посещать школьные занятия. В ход идут самые разные уловки: ребенок начинает часто «болеть», придумывать истории об отмене занятий, иногда прогуливает уроки.

В таких ситуациях важно понимать, что речь идет не о потере интереса к обучению. Причина нежелания учиться заключается в сложившейся неблагоприятной обстановке. Поэтому важную роль в таких обстоятельствах играют родители. Необходимо разговаривать с ребенком о его школьной жизни, отношениях с одноклассниками и учителями. Ребенок должен быть уверен в том, что родители его поддерживают.


При неблагоприятных отношениях с одноклассниками роль родителей также очень важна. Необходимо выяснить ситуацию, попытаться помочь ребенку наладить отношения. Однако нельзя принимать активное участие в конфликте – разговаривать с одноклассниками ребенка, поскольку это уронит его авторитет в классе. Если отношения между конфликтующими сторонами не наладятся, можно подумать о переходе в другую школу. Но в любом случае важно понять причину конфликта, поскольку он может быть вызван и психологическими проблемами ребенка, требующими коррекции.

Причина 8: отсутствие мотивации

С переходом из начальной школы в средние классы постепенно в глазах детей понижается авторитет учителя и снижается интерес к обучению. Стратегия и мотивационная политика, работающая в начальных классах, теряет свою актуальность. Теперь родителям придется ставить перед ребенком конкретные цели, непременно объясняя причины, по которым необходимо выбрать именно это направление.


Что делать, если подросший ребенок не хочет учиться? Важно объяснить подростку, что ему придется выбрать определенную профессию, для освоения которой необходимы определенные знания. В ходе беседы следует выяснить, какие предпочтения есть у ребенка, какая сфера деятельности его интересует, для того, чтобы показать, какие навыки потребуются для реализации поставленной цели. Можно организовать экскурсию на предприятие, где подросток сможет выявить для себя особенности будущей профессии, провести профориентацию .

Причина 9: острые эмоциональные переживания

Если ребенок переживает эмоциональный кризис, снижение интереса к учебе вполне естественно. Вызвать кризис могут разные обстоятельства: смена класса или школы, переезд в другой город, смена места жительства. Подростки могут остро переживать первую влюбленность, ссоры с друзьями. Снижение интереса к школьным занятиям в кризисный период понятно и почти неизбежно. В этом случае важно заметить кризис и поддержать ребенка в непростой для него момент. Тогда со временем ситуация с учебой выправится.

Другие причины

Это далеко не полный перечень причин, по которым ребенок утрачивает интерес к учению. Неблагоприятная внутрисемейная атмосфера, наличие психологических комплексов, зависимость от вредных привычек – есть много причин. Скандалы, ругань, истерики, наказания ни в коем случае не являются эффективными методами борьбы с нежеланием ребенка посещать школу. Необходима последовательная, постоянная работа. Родительское принятие и понимание помогут ребенку преодолеть все школьные трудности.