Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.
За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.
Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:
При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.
Рассчитайте календарь прививок
Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:
Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.
Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.
Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.
На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.
На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.
Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:
Играйте вместе с крохой и стройте с ним башни из разных фигурок, объясняйте, почему башня падает
Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:
Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:
На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.
Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:
Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.
Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.
Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
|
Физическое развитие | Игры с мячом | Гимнастика под музыку | Упражнения на фитболе | Ходьба с препятствиями | Гимнастика по видео-уроку | ||
Познавательное развитие | Собираем пазл | Находим целое по части | Игры с кубиками | Изучаем фрукты | Сортируем предметы по цвету | Игры с пирамидкой | Ищем пропавшую игрушку |
Сенсорное и музыкальное развитие | Слушаем звуки музыкальных инструментов | Изучаем запахи | Изучаем материалы на ощупь | Слушаем детские песенки | Изучаем вкусы | Игра с сенсорной коробочкой | Слушаем классическую музыку |
Мелкая моторика | Пальчиковая гимнастика | Игры с крупой | Игры со шнуровкой | Пальчиковая гимнастика | Игры с прищепками | Игры с наклейками | Игры с песком |
Речевое развитие | Чтение сказки | Артикуляционная гимнастика | Обсуждение сюжетной картинки | Чтение стихов | Артикуляционная гимнастика | Рассматривание картинок и их обсуждение | Чтение потешек |
Творческое развитие | Рисование пальчиковыми красками | Аппликация | Рисование карандашами | Лепка из соленого теста | Рисование красками | Игра с конструктором | Лепка из пластилина |
Это лишь примерный план, который следует изменять для каждого конкретного ребенка. Обязательно включайте в свой недельный распорядок занятия, которые нравятся малышу. В конце недели сделайте анализ выполненного, на основе которого можно добавить какие-либо занятия или сократить список игр на день.
Игрушки помогают крохе развивать и физическую, и эмоциональную сферу. С их помощью ребенок познает мир, изучает окружающую обстановку, развивает воображение, становится инициативным и узнает причинно-следственные связи.
О том, какие игрушки стоит приобрести для крохи 1-2 лет смотрите в видео Анны Гапченко.
Среди игрушек ребенка 1-2 лет должны быть:
Игры с крупой являются одними из самых любимых у крохи. Как проводить такие занятия, смотрите в следующем видео.
Гигиенические процедуры выступают важным элементом ежедневного распорядка в жизни годовалого карапуза. В утреннее время ребенка умывают и подмывают. Также малышу важно чистить зубки и обязательно мыть ручки перед едой и после прогулок. Перед сном кроху традиционно купают, совмещая эту водную процедуру с веселыми играми в воде.
К году у всех детей имеется определенный распорядок дня, сменившись за 12 месяцев жизни несколько раз. Его поддержание важно для хорошего самочувствия малыша. Основными моментами режима дня ребенка 12 месяцев являются организация сна и бодрствования, а также питания.
Дети 1 года бодрствуют больше, но по-прежнему спят около 14-15 часов в сутки. Ночной отдых в среднем длится 10-11 часов, а днем ребенок 12 месяцев спит дважды. При этом первый дневной сон обычно длится дольше (2-2,5 часа), а второй – менее длительный (1,5 часа). К одному дневному сну дети начинают переходить примерно в 18 месяцев.
В режиме дня 12-месячного ребенка есть активные и спокойные игры, гимнастические упражнения, чтение книг, прогулки, визиты в гости и многое другое. В первую половину дня активные игры лишь приветствуются, а вечером их следует избегать. Гимнастику с ребенком нужно выполнять за час до приема пищи.
Гулять с годовасиком советуют 2 раза в день, причем в хорошую погоду хотя бы один из дневных снов стоит организовать на прогулке. Выходить с крохой на улицу рекомендуют утром в 10-11 часов, а в послеобеденное время – в 16-17 часов. Длительность прогулок должна составлять от 2 часов и больше. На нее будут влиять погодные условия, например, в теплые летние дни малыш вполне может проводить на прогулке 5-6 часов. Если же на улице мороз ниже -10, сильный дождь или очень ветрено, от прогулки стоит воздержаться.
Ребенок 1 года по-прежнему ест 5 раз в день с паузами между приемами пищи 3,5-4 часа. Рекомендуется придерживаться режима питания, предлагая малышу еду примерно в одно время, а также не допуская длительных перерывов. Определить общее суточное количество пищи для годовалого малыша можно, разделив массу тела крохи на 9. В среднем детки этого возраста съедают в день 1000-1300 мл пищи. Разделив такой объем на число кормлений, вы получите средний объем порции в 200-260 мл.
Питание малыша на грудном вскармливании включает все больше блюд прикорма. Малыш прикладывается к груди в основном около снов, в течение дня (например, если упал) и после еды (запить прикорм). В ночное время сохраняются активные подутренние кормления, которые бывают в 4-8 часов утра.
Детей на искусственном вскармливании можно продолжать кормить адаптированной смесью, предлагая ее в два кормления (первое и перед ночным сном). При необходимости смесь уже можно отменить, предлагая на завтрак крохе кашу и заменив смесь перед сном кисломолочным напитком.
В питании годовалого ребенка появляются специи, зелень, соль, некоторые виды сладостей (пастила, зефир). Таким детям по-прежнему рано знакомиться с жареными блюдами, колбасами и сосисками , копченостями, жирными видами мяса, экзотическими фруктами, грибами и шоколадом.
Рассчитайте свою таблицу введения прикорма
Виктория Загородних, руководитель департамента корпоративных и правовых стандартов Deutsche Bank, поделилась своими мыслями о том, на каких четыре айсберга может натолкнуться семейная лодка в первый год жизни ребенка, и как их обогнуть.
Однажды за обеденным перерывом в офисе моя беременная коллега радостно поделилась, сколько книг и статей она читает, изучая происходящее с её организмом в период беременности. Мой коллега, отец двоих дочерей, похрустывая огурцом, со смешком произнёс: «Бросай ты эту ерунду и читай, что будет происходить после родов!»
Вспоминая эту историю, могу подтвердить: прав, тысячу раз прав! При любой женской консультации и роддоме найдётся масса школ для будущих родителей. Они подготовят к дыханию в схватках, совместным родам и уходу за пупком новорожденного. Другими словами – к родам и первым дням после них. Но о том, что ждёт молодую семью как минимум в первый год после рождения первенца, все как один деликатно умалчивают. Как поменяется жизнь в паре, какие подводные камни ждут в декрете в вопросах быта, самосознания и самооценки мамы, в какие крайности мы впадаем, к чему стоит подготовиться, а с чем можно побороться?
Посмотрим, какие коварные айсберги поджидают семейную лодку в первый год после рождения ребенка.
Все, даже вы сами изменитесь. Без вариантов. Теперь вы родители и это навсегда. Что это значит?
Значит, что стратегия и тактика вашей жизни в корне претерпевают изменения, чтобы сбалансировать появление в ней нового человека. Бюджеты, режимы, рационы, гардеробы – всё- всё меняется одним махом. Пожалуй, это тот редкий случай, когда вы можете «подстелить немного соломки» ещё до рождения ребенка: начать правильно питаться, мудро распоряжаться доходами и успеть съездить в романическое путешествие для двоих. Потому что следующая возможность пожить для себя появится… непонятно когда. А пока что, как бы молоды вы не были, сколько бы энергии не вырабатывал ваш крепкий организм, приоритетным в вашей жизни будет ночной сон, дабы накопленная энергия помогла в охоте на пресловутого мамонта и уходе за малышом.
Как бы ни было обидно, но той супер-легкости и супер-свободы, которая присутствовала в разных аспектах вашей жизни до появления малыша, не будет как минимум, пока ребенок не станет самостоятельным. В идеале – не переедет в своё отдельное жилье.
Помню, как мы с мужем впервые оставили сына с родителями и съездили в город за новогодними подарками. Я плохо помню, где мы были и что купили, но отлично помню, как мы смеялись, что можем пройти к торговому центру дворами, где не прошла бы наша коляска, что можем громко смеяться, не боясь разбудить малого, и свободно идти рядом, держась за руки, а не за ручку коляски. Налицо были все те возможности, которые вроде незаметны и некритичны, но было так приятно, когда они у нас на время появились.
Сходить на девичник, сорваться в спонтанную поездку, отправиться на последний сеанс в кино будет если не невозможно, то уж точно не так элементарно, как раньше. Хотя бы, потому что нужно будет принимать во внимание режим питания и сна малыша, возможность добраться до места назначения с коляской или без неё.
Напомню, мы говорим не об «ужасах семейной жизни», а о новых вещах, с которыми придётся считаться. Это не конец света, к этому просто нужно быть морально готовым. Многие пары, сталкиваясь с новыми правилами жизни, просто не в силах принять их, раздражаясь на неудобства и, порой, сбегая от решения появившихся вопросов.
Здесь крайне важно, чтобы родители действовали в одной связке.
Врач, принимавшая у меня роды, напутствовала нас при выписке примерно так: «Ребята, просто делайте всё вместе, делите заботы и держитесь рядом. Один – в магазин, другой – у плиты, один моет, второй меняет подгузник. Так будет удобнее и легче». На поверку эти слова оказались истинной правдой.
Ещё вспоминаю, как мы с мужем договаривались, что рождение ребенка не повлияет на наше общение с друзьями и прочую социальную жизнь. Сейчас даже смешно предположить, что о таких вещах можно «договориться» и искренне верить в их исполнение. Никто не знает, каким будет ваш малыш: соней или вечным двигателем. Сможет он развлекать себя сам, или не отойдет от мамы ни на шаг. Поэтому максимум, о котором вы можете договориться – что ребенок будет участвовать в вашей социальной жизни, а вы — поровну делить заботы о нем.
Подытоживая, приведу в пример пожелание моей коллеги, мамы двухлетнего малыша, перед моим уходом в декрет: «Используй ближайшие месяцы для себя: спи, читай, отдыхай, делай, что душа пожелает. Потому, что такого времени, как есть сейчас, у тебя больше не будет ни-ког-да!» От себя добавляю: «А потом наслаждайся новым статусом!»
Выйдя в декрет, многие будущие мамы обнаруживают, что у них уйма свободного времени до родов, и начинают если не капитальный ремонт квартиры, то масштабную закупку детских вещей, готовку сложных блюд три раза в день и ежедневную влажную уборку. И верят, что так ладно и складно у них теперь будет всегда.
Правда. Некоторое время после родов природа даёт маме мощный поток сил для ухода за малышом, который многие барышни с прежним энтузиазмом направляют на борщи-пироги, мытье окон, складывание носков по цветам и прочие трудоемкие занятия. А потом внезапно сваливаются со слабостью, высокой температурой и полным отрешением от всего происходящего.
Налицо – банальное выгорание и физическое истощение, усугублённое ночным недосыпом и требующим все большего внимания малышом.
При этом домашние, привыкшие к разносолам и идеальной чистоте, искренне недоумевают по поводу резких перемен. А у вымотанной мамы элементарно нет сил на поддержание прежнего темпа уборок, готовок высшего пилотажа и рейдов по магазинам. Далее есть риск скатиться в другую крайность: махнуть рукой на порядок в доме, кормить мужа пельменями и весь день ходить в пижаме, наступая на разбросанные игрушки, ругая себя и заедая стресс печеньками, со всеми вытекающими последствиями для внешности, фигуры и мира в семье.
Другой вариант развития событий: активная мама, волнуясь за свою востребованность на рынке труда, спешит поскорее вернуться к рабочим делам, либо трудиться на фрилансе, проводя время с малышом лишь во время кормления, да и то зачастую в компании с телефоном или планшетом. Первое время гордость за себя распирает: «Вот я какая, все успеваю!» Восхищение друзей возносит самолюбие до небес. Однако со временем многие признаются, что во время работы они всеми мыслями о ребенке, а будучи с ребенком – волнуются за работу. В итоге страдают оба фронта.
Одна моя приятельница призналась, что порой так увлекалась своим рабочим занятием, что просто не замечала, что дочь уже довольно продолжительное время привлекает к себе внимание. За собой я также замечала подобные вещи.
Мы обе осознали, что в данный конкретный период времени уделить время малышу важнее любой работы.
Именно мамин взгляд, объятия, поцелуи, восхищение, ободрение, помощь в познании мира – все это бесценные вещи, которые мы ни за что не хотим упустить. С тех пор лично я стараюсь проще относиться к вопросам быта и откладывать телефон, едва только сынуля подползает с радостным гулением.
Ловушка, в которую попадают многие мамы – уверенность, что все окружающие с ней на одной волне. И речь не о восторженном обсуждении детских тем с каждым встречным.
Представим, что вчерашняя бизнес-леди весь день провела дома, три раза помыла посуду, пять раз подмела пол, пятнадцать раз поменяла подгузник, сто раз сделала «ладушки». Она устала от однообразия, она хочет вечером отвлечься, «выйти в люди» или выйти в ванную J. Она хочет ПОГОВОРИТЬ! И она верит, что муж тоже это понимает и хочет того же. А муж поле калейдоскопа дневных событий, встреч и звонков хочет побыть дома и ПОМОЛЧАТЬ!
Неконструктивный выход в сложившейся ситуации: ругаться, обижаться, дуться. Конструктивный – спокойно объяснить мужу, что творится в вашем сознании и чего вам хочется.
Мой муж однажды вечером просто с порога «обменял» коляску с малышом, оставив взамен в гостях нашу дорогую подругу и крестную. Пока папа и сын дышали свежим воздухом, девочки почирикали о своем за чашкой чая. Безгранично благодарна любимому за его мудрое решение и находчивость!
Продолжая тему «а сам что, не можешь догадаться», не могу умолчать про новый стиль одежды мамы. Из гардероба на время пропадают облегающие вещи, в которых неудобно кормить, каблуки, на которых неудобно ходить с коляской. Из образа исчезают висящие серьги и распущенные длинные волосы – излюбленные объекты юных открывателей мира. И многие девушки снова уверены, что папы прекрасно все понимают и без проблем принимают новую, порой невзрачную «мамскую» экипировку и дома, и на улице. Полагаю, что какое-то время молодой папа, переваривающий появление в семье любимого чуда, не особо обращает на это внимание. При этом наверняка каждый пожелает, чтобы красивые наряды, прически и украшения вернулись в образ его любимой как можно скорее. А пока этому не пришло время, даже дома можно и нужно надевать красивую одежду. Оказывается, что и белье для кормления может быть не только удобным, но и восхитительно красивым!
Еще одна опасность в плане понимания и принятия – смещение интересов. Понятно, когда у одного в голове целыми днями графики, а у другого – пирамидки, есть риск растерять интересные темы для разговоров.
Что бы ни говорили бизнес-вумен в декрете, как минимум первые месяцы после рождения любую маму больше заинтересует статья о том, как помочь малышу при коликах, чем новости о биржевых сводках и рейтингах компаний. И не потому, что ее мозг резко перестал интересоваться происходящим в мире. А потому, что в данный момент и на ближайшие месяцы беспомощное существо, за которое она в ответе, важнее любых мировых событий. И что с ним делать, как ему помочь и будет приоритетом в ее новостной ленте. Ведь мамой нужно еще научиться быть. Кто-то даже свой первый борщ сварил, лишь став мамой.
Важно помнить, что всему есть свой разумный предел и «точка невозврата». Для меня тревожным звоночком стала ситуация, когда муж однажды перебил мои соловьиные трели спокойным признанием, мол, любимая, мне неинтересно обсуждать с тобой это средство для мытья пола. Он чистый и ладно. Моему изумлению не было предела: я всерьез (!) решила, что мужу будет увлекательна подобная беседа!
С тех пор мы читаем книги, статьи по воспитанию и общению с детьми, обсуждаем прочитанное, наблюдаем, как новые знания срабатывают с нашим малышом. В том, что эта тема взаимно интересна и полезна, мы уверены оба, и здесь уж мы точно на «одной волне».
Любой специалист в области психологии может рассказать о «ресурсных» и «нересурсных» состояниях. В двух словах первое – это когда все в руках спорится, а душевные волнения человек мастерски трансформирует в мотивацию сделать или достичь. Второе – это когда те же переживания пущены на самотек. Очень скоро они понижают самооценку и восприятие себя, свою ценность в обществе и в семье. Ведь, глядя на свежеиспеченную маму глазами бездетного человека порой так и подмывает сказать, что она деградирует и ничем не обременена. Подумаешь: покормить, помыть, переодеть.
У какой женщины, сидящей в декрете, не начнет при этом зарождаться мысль о собственной незначительности по сравнению с додекретным прошлым. Но когда у наблюдателя закрадываются подобные мысли и острые словечки готовы уже соскочить с его языка, рекомендую напроситься в гости к такой маме и просто понаблюдать за ее днем. Еще лучше, если такое наблюдение проделает другая мама, всей душой волнующаяся за ценность своего ежедневного труда. Недавно именно так я и сделала, посетив свою одноклассницу, маму двух милых девчонок. Я восхищалась тем, как виртуозно она готовила нам обед, параллельно мудро реагируя на баловство старшей и терпеливо на хныканье младшей, успевая поддерживать со мной беседу и при этом вдохновляюще женственно выглядеть.
Подытоживая вышеизложенное, считаю нужным напомнить мамочкам известное изречение:
«Миром правит рука, качающая колыбель». Значит, ваша роль мамы – бесценна.
А касательно вопросов быта, все мы знаем, что любой монотонный домашний труд, тем более с малышом на руках – сложнейшая работа. Главное не погружаться по уши в бытовуху, как область самореализации, и помнить: декрет рано или поздно пройдет, вы вернетесь в рабочую колею, а ваш ребенок наверняка запомнит не чистый кафель в ванной, а увлекательную игру или веселую совместную прогулку. Поэтому стоит сделать выводы и выстроить правильные приоритеты.
Практически каждая девушка подтверждает, что после рождения ребенка становится более дисциплинированной, начинает успевать еще больше, чем раньше, и для дома, и для себя. В первые дни и недели после роддома это кажется невероятным. Однако со временем, когда баланс жизни восстановится, каждая наверняка сможет сказать о себе что-то, подобное вот этим мыслям моей подруги:
«Я даже не представляю, какая должна быть зарплата или моральная мотивация, чтобы за год работы научиться делать столько нового, как за год в декрете. За это время я изучила основы неонатологии, педиатрии, детской психологии и диетологии. Умею быстро и беспроблемно планировать свой день даже при наступлении форс-мажорных обстоятельств. Усовершенствовала свои скилы по тайм-менеджменту. Научилась необыкновенной терпеливости и усердности. При этом не потеряла свои интересы к жизни, мужу, семье и хобби.
Так что, если на меня повесят бизнес-проект с критическими дедлайнами, трудными клиентами и прочими неувязками, и для этого у меня будет 8 часов в день и две свободные руки, «пф» — легко!
Если за год мой лучший «проект» из маленького патиссона превратился в «человечище», я с лёгкостью справлюсь с любой задачей!»
Подводя итоги своего первого года с малышом, я понимаю, скольким вещам я научилась за это время, сколько новых знаний о мире получила и нового открыла в себе и муже. Глядя на то, как растет и ведет себя мой сын, чем интересуется, как общается с окружающими, я с удовольствием ставлю плюсики родителю в себе. Пусть даже на время в ущерб своей свободе, пусть ошибаясь и подходя близко к пресловутым айсбергам, я бесконечно счастлива плыть на этом корабле материнства. Чего от всей души желаю всем будущим мамочкам.
Вы боролись с соблазном в течение нескольких месяцев. Направляясь за покупками в отдел для будущих матерей, проходили мимо товаров для новорожденных, осмеливаясь только потрогать кружевную распашонку и бросить взгляд на музыкальные погремушки. Но теперь, когда до родов осталось всего лишь несколько недель, можно начинать делать покупки для малыша, поскольку это просто необходимо. Итак, что необходимо для ребенка в первый год жизни?
Но не спешите бросаться к прилавку и покупать все подряд. Вспомните о том, что вы собирались взять некоторые вещи у сестры, что родные и знакомые скоро засыплют вас подарками, и что вы собираетесь часто стирать детское белье. Сколько вещей надо на первый год жизни малыша? Прежде чем отправляться за покупками, подсчитайте ваши минимальные потребности (вы всегда сможете что-то докупить позднее) и отправляйтесь на встречу с продавщицей, вооружившись следующими основными правилами:
Принадлежности, необходимые при смене подгузников, следует поместить на полке, достаточно высоко над столом для пеленания, чтобы ребенок не мог до них дотянуться, но так, чтобы вам было удобно.
Общие правила. Ищите информацию: если вещь окрашена, то с использованием краски, не содержащей свинца; крепкие, устойчивые конструкции; гладкие края и закругленные углы; ремни безопасности, удерживающие ребенка за талию и между ног. Избегайте: шершавой поверхности, острых углов или мелких частей, которые могут отломиться, открытых петель или пружин, свободно свисающих веревок или резинок. Помните о необходимости следовать инструкциям производителей всех купленных вами вещей по их уходу и использованию и регулярно проверяйте детскую кроватку, коляску и другие вещи на предмет надежности винтов, растянутых ремешков, зажимов и защелок, а также других признаков износа.
Первый год жизни ребенка – самый потрясающий, самый непростой, самый важный и самый необычный период и для самого малыша, и для его родителей.
Именно в течение первых двенадцати месяцев происходит стремительное развитие всех систем организма, и ребенок из беспомощного комочка превращается в веселого «годовасика», уверенно стоящего на крепких ножках.
Именно в течение первых месяцев родители знакомятся со своим малышом, а он – с ними. Родители начинают понимать, каковы темперамент ребенка, его предпочтения, любимые действия, песни, игрушки и т. п. Малыш же, в свою очередь, из множества лиц и людей начинает выделять «своих», радоваться им, демонстрировать свои успехи, выстраивать с ними взаимоотношения.
Именно в течение этих двенадцати месяцев у ребенка формируется базовое отношение к миру. Получая первый опыт взаимодействия с людьми (в первую очередь с родителями и близкими членами семьи), ребенок решает, как – с доверием или недоверием – он будет в дальнейшем относиться к окружающему миру.
В первый год жизни малыш меняется каждое мгновение. Каждый новый день приносит родителям приятные сюрпризы и поводы для восхищения их прекрасным младенцем. Вот, еще буквально вчера он лежал на спинке, а сегодня взял и перевернулся на животик! Или сегодня он увидел вас и впервые вам улыбнулся! Или вдруг на прогулке он решительно оттолкнул вашу руку и сделал свой первый шаг!
Конечно, в первый год жизни ребенка ни одного родителя не минует тревога и беспокойство по поводу «а правильно ли и в нужном ли темпе развивается мой малыш».
Существуют определенные нормы физического и психического развития детей.
К показателям физического развития относятся рост, вес, окружности головы и груди ребенка. К показателям психического развития – умения и навыки, которым ребенок научился в течение того или иного месяца.
Эти нормы необходимы, потому что, в общем и целом, дают родителям возможность понять, в нужном ли темпе развивается их малыш. Но нужно учитывать, что, несмотря на средние показатели, у каждого ребенка – свой темп развития. И совсем не обязательно, что ваш малыш будет тем «хрестоматийным» ребенком, у которого ровно в полгода прорежутся зубки, а в год он начнет ходить. Ведь даже у детей из одной семьи с большой вероятностью будет своя, уникальная схема развития.
В нашей книге мы хотим рассказать вам о том, как в течение первого года жизни меняется ребенок, проходя за пятьдесят две недели великий путь от беспомощного новорожденного до смышленого малыша.
Ваш малыш после рождения абсолютно беспомощен и поэтому беззащитен. Сейчас ваш кроха полностью зависит от вас. Вы будете для него всем – теплом, любовью, питанием, защитой, счастьем и источником информации.
Эту неделю вы с малышом, скорее всего, проведете в роддоме (если не рожали дома).
Первые дни вы будете рассматривать друг друга, изучать, приспосабливаться друг к другу. Одни дети в первые дни жизни почти все время спят, другие могут бодрствовать небольшие промежутки времени. Одни малыши спокойно переносят длительные перерывы между кормлениями, другим нужно принимать пищу чаще. Некоторые нуждаются в укачивании для того, чтобы заснуть. Постарайтесь сразу приложить малыша к груди и давайте ему возможность сосать столько, сколько он захочет.
Сейчас у вашего малыша помимо физиологических потребностей наиболее ярко выражена потребность в психологическом комфорте. Ребенку необходим тесный контакт с матерью, ощущение ее близости, уверенность, что она быстро отреагирует на его сигналы. Максимальное удовлетворение этой потребности оказывает значительное влияние на последующее развитие новорожденного. Создание психологического комфорта для младенца является одной из самых главных основ его воспитания. Окружите своего малыша нежностью, заботой, лаской. Ваша любовь будет залогом его благополучного развития.
Самым благоприятным сейчас для ребенка будет положение лежа у вас на животе, в тесном контакте с вами. Ощущение тепла материнского тела, знакомый ритм биения сердца, звуки вашего голоса будут успокаивающе действовать на ребенка.
Никогда не оставайтесь равнодушной к плачу младенца. Бережно берите его на руки, нежно прижимайте его к себе, баюкайте. Ласково разговаривайте с ним, напевайте ему. Всегда с улыбкой приветствуйте его пробуждение.
Если малыш не спит и лежит спокойно, воспользуйтесь моментом и поговорите с ним. Можете быть уверены, что ваши ласковые слова будут им услышаны и пойдут на пользу. Все процедуры кормления, пеленания и другие занятия с малышом сопровождайте тихой медленной ласковой речью. Пусть ребенок почаще видит ваше лицо. Самая удобная поза для него – когда малыш находится под грудью. Он еще не умеет сосредоточивать взор, его взгляд блуждает, но своим голосом вы поможете ребенку найти ваше лицо и выделить его из окружающего мира. Будьте уверены, малыш быстро научится это делать.
Если ребенок много спит и просыпается только для кормления, не беспокойтесь. Не стоит побуждать его к бодрствованию.
Каким бы беспомощным ни выглядел новорожденный, он не приходит в этот мир без всякого жизненного опыта. Мудрая природа снабдила его программой со множеством жизненно важных рефлексов, обеспечивающих безопасность и выживание. Их наличие у новорожденного – одно из важнейших доказательств его здоровья.
Некоторые безусловные рефлексы можно обнаружить у ребенка уже спустя несколько часов после рождения, другие – через несколько дней.
С первых же дней жизни ребенку очень важно общение с папой. Чем раньше отец включится в заботы о малыше и общение с ним, тем гармоничнее будут в дальнейшем развиваться отношения в семье.
Основные два рефлекса, связанные с удовлетворением главной потребности ребенка – питания, – сосательный и глотательный . Если малышу вложить в рот пустышку, он крепко обхватит ее губами, даже будучи сытым. Если соском или пальцем прикоснуться к щечке малыша, он повернет голову в эту сторону, приоткроет губки и попытается достать палец (сосок) ротиком. Это поисковый рефлекс .
Если вы проведете пальцем по внутренней поверхности ладони ребенка, то он с удивительной силой схватит вас за палец и сожмет его. Это – хватательный рефлекс . Правда, хватание в этот период еще ложное, и ребенок утрачивает его к 3 месяцам. Истинное умение захватывать у него разовьется позже – к 3–4 месяцам.
Возьмите малыша под мышки со стороны спины, поддерживая его голову указательными пальцами, и прикоснитесь его ступнями к какой-нибудь поверхности. Вы увидите, что сначала он отдернет ножки и подожмет их к животу, а затем выпрямит и полной ступней упрется в поверхность. Если при этом ребенка немного наклонить вперед, то он начнет «шагать». Это – рефлексы опоры и автоматической походки .
Выложите малыша на живот, так чтобы он стопами как бы уперся в ваши ладони, и чуть подтолкните его. Он начнет производить несогласованные плавательные движения руками и ногами и ползти вперед. Этот рефлекс можно обнаружить у ребенка на 3–4-е сутки после появления на свет.
Если выложить малыша на живот, то он сразу повернет голову в сторону. Иногда новорожденные делают попытки ее приподнять. Это защитный рефлекс , который сохраняет ребенку способность дышать без помех.
Есть у малыша и другие защитные реакции. Например, при громком шуме ребенок вздрагивает, моргает и выпрямляет ручки так, будто он хочет за что-то схватиться. Тот же самый рефлекс срабатывает, если ребенку грозит падение.
Если малышу надавить на середину подошвы, то у него сгибаются пальцы ног. Так проявляется подошвенный рефлекс .
Рефлекторные движения очень важны для двигательной активности ребенка и его психомоторного развития.
Основными показателями состояния здоровья малыша являются длина и масса тела.
Рост – 50–51 см.
Вес – 3,3–3,5 кг.
Окружность головы – 35–36 см.
Окружность груди – 33–34 см.
Учтите, что на эти показатели влияет множество факторов: наследственность, состояние здоровья матери, ее режим и питание во время беременности, возраст родителей и т. д.
Вы должны знать, что в первые дни жизни происходит так называемая транзиторная, или физиологическая, убыль массы тела ребенка, что считается вполне нормальным явлением. Максимальная потеря массы наблюдается обычно на 2–4-й день и не превышает 6 % (примерно 200 г).
Вот и закончилась 1-я неделя жизни вашего малыша. Она была самой трудной – ведь новорожденному пришлось затратить массу усилий, чтобы преодолеть переходные состояния и адаптироваться в новом для него мире. Теперь ребенок начнет быстро расти. На этой неделе малыш восстановит свои потери в весе, которые произошли из-за транзиторной убыли первоначальной массы тела.
Ваш малыш все так же много спит (до 20 часов в день). Иногда вы можете наблюдать легкое подрагивание уголков губ – это его первые сонные полуулыбки. Они сигнализируют о том, что малышу хорошо. Вы можете заметить, что ребенок «улыбается» в моменты облегчения (например, когда у него прекращаются колики), или в моменты удовлетворения (после еды), или когда его берут на руки и укачивают. Конечно, понадобится еще время, прежде чем у малыша появится настоящая, сознательная улыбка при общении с вами. Но каковы бы ни были причины улыбок вашего малыша сейчас, наслаждайтесь ими.
Не пеленайте туго малыша, одевайте его в кофточки и ползунки, которые не сковывают его движений. Сейчас важно предоставить ребенку возможность удовлетворить свою потребность в движении.
Несмотря на то что ребенок большую часть времени сейчас спит, у него очень велика потребность в движении. Если вы думаете, что малыш находится в состоянии покоя из-за того, что много спит и лежит неподвижно, то вы ошибаетесь. На самом деле он много двигается. Прислушайтесь к тому, как дышит ваш малыш во сне. Вы обнаружите, что его дыхание неравномерно. Длительность пауз между вдохом и выдохом может достигать 7 секунд. Возникает дефицит кислорода, и… запускается двигательная активность. Только в этом случае она проявляется в подрагивании. В течение минуты можно насчитать до шести таких пауз и подрагиваний. Вот и получается, что около 50 % времени ребенок проводит фактически в движении, благодаря чему учащается сердцебиение, лучше снабжаются кислородом органы и ткани, интенсивнее протекают обменные процессы.
Нервная система ребенка еще не сформирована полностью, поэтому он сейчас способен в основном к движениям двух типов. Об одном вы уже знаете – это движения, основанные на безусловных рефлексах. Другой тип – спонтанные, беспорядочные движения ручками и ножками. Сейчас ваш малыш может растопыривать пальчики на руках, непроизвольно отводить пальцы ног, особенно большой, строить гримаски, периодически высовывать язык. Эти движения связаны с повышенной активностью подкорковых отделов мозга.
Двигая ручками и ножками, ребенок, с одной стороны, укрепляет мускулы – в первую очередь разгибательные (ведь пока сгибательные мышцы у него напряжены, потому его конечности полусогнуты). С другой стороны, малыш постепенно осваивает целенаправленные движения, хотя нам поначалу это и не заметно. Специально занимайтесь с малышом, стимулируйте его двигательную активность – это необходимо. С двигательной активностью неразрывно связано не только собственно физическое развитие ребенка, но и развитие его головного мозга, психики и интеллекта.
Как видит ваш малыш? И что он видит?
Еще недавно ученые считали, что новорожденные в первые дни жизни смотрят, но не видят. Оказалось, что это не так. Младенцы видят, но по-своему – мир им представляется очень маленьким. В него входит лишь то, что расположено рядышком.
Жизнь вокруг младенец воспринимает как быструю смену кадров в старом фильме. Кроха наблюдает за перемещением предметов, однако проследить их путь пока не может. Малыш лишь фиксирует первоначальное местонахождение предмета, потом его исчезновение и появление в другом месте.
Если в первые недели жизни глаза ребенка скользили по вашему лицу, лишь изредка останавливаясь не более чем на несколько секунд, то сейчас малыш учится лучше фокусировать взгляд. Умение сосредоточивать взгляд на неподвижном или движущемся объекте придет позже, а пока он все равно чаще просто скользит глазами по вашему лицу.
Ребенок хорошо различает свет и темноту. Если глаза малыша закрыты, то на яркий свет он жмурится и плотнее смыкает веки. Малыш способен не только видеть близко расположенные предметы, но и различать их по форме и величине. Особенно дети любят смотреть на предметы округлой формы и контрастной окраски. А родительские лица – это самый лучший объект для сосредоточенного взгляда младенца. Вы уже наверняка заметили, что ваше лицо привлекает его больше всего.
Если иногда вам будет казаться, что у ребенка косят глазки, то не спешите волноваться, так как периодическое скашивание глаз в этом возрасте – нормальное явление. Поскольку младенцы не смотрят одновременно двумя глазами, зрительный образ не попадает в одно и то же место на сетчатку глаз. Такое монокулярное зрение – результат пока еще недостаточной глубины восприятия. Со временем зрительные образы становятся яснее, глубина восприятия увеличивается и ребенок дольше удерживает сфокусированный взгляд.
Английский детский психолог Алан Слейтер (Alan Slater) и его коллеги из университета Экзетера (University of Exeter) считают, что младенцы обладают врожденным чувством прекрасного и, наряду с врожденной способностью распознавать человеческие лица, могут оценить их привлекательность.
Используя научно подтвержденный факт, что младенцы имеют тенденцию смотреть в направлении объекта, который их больше всего интересует, ученые доказали, что даже новорожденные отдают предпочтение привлекательному лицу.
В качестве таких объектов ученые использовали фотографии взрослых людей, которые заранее по своему усмотрению рассортировали на более и менее привлекательные.
К удивлению исследователей, красивые, с точки зрения взрослых, лица дети рассматривали гораздо дольше.
Это и позволило английскому исследователю сделать вывод, что понятие о привлекательности заложено в мозге новорожденного. Он предположил, что ребенок имеет своего рода зрительный шаблон человеческого лица, который соответствует привлекательной внешности. Поэтому дети и предпочитают смотреть на привлекательное лицо, так как оно наиболее полно соответствует заложенному «опытному образцу».
Но что бы ни говорили ученые, для младенцев самое красивое лицо – лицо мамы. И тут никаких опытов проводить не надо.
До недавнего времени ученые полагали, что новорожденные не могут смеяться. Считалось, что улыбка младенца – это всего лишь непроизвольное сокращение мышц. Но японские исследователи обнаружили, что новорожденные начинают смеяться через 17 дней после рождения. Это открытие доказывает нам, что практически сразу же после рождения дети могут проявлять эмоции.
Ребенок может чувствовать вкус. Если капнуть ему на язычок сладкой водички, то малыш с наслаждением будет сосать и причмокивать. А ели капнуть что-то горькое или кислое, то это вызовет у него возмущение – он сморщится, покраснеет, задергает ручками и ножками, может даже расплакаться.
Младенец различает также и все запахи. Почувствовав резкий запах, малыш морщится, зажмуривает глаза, чихает.
Когда ваш малыш расслаблен или находится в спокойно-сосредоточенном состоянии, попробуйте поиграть с ним игру «Глаза в глаза» .
Держите ребенка на руках в вертикальном положении (в таком положении младенцы наиболее внимательны) и перемещайте его то дальше от себя, то ближе. Постарайтесь определить, на каком расстоянии от вашего лица малышу удобнее всего находиться, – тогда вы увидите, что его взгляд становится сосредоточенным. Таким образом вы сможете привлечь его внимание на несколько минут.
Любой малыш может находить свою маму по запаху!
В одном научном эксперименте младенцев подносили к груди нескольких мам, и каждый тянулся только к груди своей матери, независимо от того, было ли в ней молоко.
Уже с этой недели вы можете начинать делать ребенку массаж. Массировать малыша нужно ежедневно. Продолжительность каждого массажного приема должна быть от 30 секунд до 2 минут. Массаж проводится идеально чистыми и теплыми руками в виде последовательных поглаживаний, растираний, разминаний и легких похлопываний различных частей тела ребенка. Направление движений при этом должно совпадать с направлением тока лимфы, то есть ручки следует массировать от кисти к плечу, к подмышкам, а ножки – от стопы к бедру. В этом случае массаж оказывает воздействие не только на поверхностные и глубоко расположенные ткани, но и рефлекторно на организм в целом.
Физическое и психическое развитие ребенка идет высокими темпами. Лежа на животе, малыш уже пытается приподнимать голову.
Промежутки бодрствования с каждым днем становятся все длиннее. Если в первые недели после рождения ваш малыш большую часть времени спал и просыпался исключительно для того, чтобы потребовать еды или заявить о том, что он мокрый, то сейчас вы уже можете заметить, что ваш кроха просто молча лежит с открытыми глазами. Малыш начинает знакомиться с миром. И в эти короткие промежутки бодрствования начните помогать ребенку познавать окружающую действительность.
Прежде всего учите его рассматривать предметы. Можно на расстоянии 50 см от его лица подвесить вертушку. Ваш малыш будет подолгу следить за ней. Детей завораживают движущиеся предметы.
Показывайте малышу яркие игрушки. Вы заметите, что он с удовольствием будет их рассматривать. Учтите, что на одни игрушки малыш будет смотреть долго, а другие не будут вызывать у него никакого интереса, поэтому меняйте их время от времени.
Движения глазных яблок у маленького ребенка еще не скоординированы, поэтому важно помочь ребенку научиться управлять глазами. Самый простой способ – постепенно приблизить игрушку к лицу ребенку, на расстоянии 20–25 см от лица остановить ее на короткое время, а затем так же постепенно удалять.
Когда вы останавливаете руку с игрушкой, ребенок учится задерживать взгляд на неподвижном предмете. Перемещайте игрушку не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости.
Одновременно со зрением у ребенка развивается и слух. Во время кормления малыш может перестать есть, если раздастся звонок в дверь или, скажем, рядом включат телевизор. У малыша появляется так называемое слуховое сосредоточение. Плачущий ребенок замолчит, если вы с ним заговорите, и начнет прислушиваться к вашему голосу.
Младенцы обычно предпочитают любым другим голосам голос матери. Материнский голос – это нечто особенное для вашего малыша. Он умеет выделять его среди множества других звуков и голосов. Ребенок может сопоставлять звук с его источником – это называется ориентацией. Позовите ребенка, находясь справа от него, и он попытается повернуть голову вправо. Чтобы привлечь к себе внимание ребенка, сначала установите с ним фиксированный контакт «глаза в глаза», а затем начинайте говорить. Если у вас не получается наладить звуковой контакт с малышом, попробуйте изменить тембр голоса. Учтите, что ребенок любит смотреть на собеседника и выглядит озадаченным, если не видит того, кто с ним разговаривает.
Вы можете ставить своему малышу записи классической музыки. Дети быстрее успокаиваются, слушая музыку с медленно ускоряющимся и замедляющимся темпом. Считается, что младенцы узнают мелодии, которые многократно слушали еще до рождения, например фортепианные пьесы, которые их мама играла в период беременности. Более внимательно малыши прислушиваются и к рассказам или стихам, которые их мать часто читала вслух во время беременности.
У младенцев есть удивительная способность не воспринимать раздражающие их шумы, поэтому не стоит говорить шепотом и ходить на цыпочках в комнате, где спит малыш.
Дело в том, что младенцы вообще очень избирательно относятся к поступающей из внешнего мира информации и умеют ограждать себя от ее переизбытка. Так, например, если в доме много гостей и становится слишком шумно, то многие дети как бы «отключаются», впадая в глубокий сон.
Чтобы у малыша вовремя возникла потребность в общении, вы должны много беседовать с ним, авансом наделив младенца теми качествами личности, которыми он еще не обладает. Вам придется общаться как бы за двоих. Для подготовки ребенка к общению необходимы два условия: во-первых, вы должны относиться к нему как к полноценной личности; во-вторых, вы должны установить с ним визуальный контакт – во время разговора смотреть ему в глаза. Как только вы заметите, что младенец лежит с открытыми глазами и готов реагировать на ваши действия, привлекайте к себе его внимание. Встретившись с малышом взглядом, улыбнитесь ему и начинайте произносить всевозможные нежные выражения. При этом ласково поглаживайте его по тельцу или щечке. Лучше всего это делать, когда малыш поел, но еще не спит и достаточно активен. Проявляйте деликатность, не беспокойте ребенка, если он не в настроении или хочет спать. Предлагайте ему общение, но не навязывайте его.
Молодые родители часто задаются вопросом: а что умеют дети в 1 год? При появлении первенца на свет мама с папой также познают новое, как и их малыш. Первый год жизни необычайно важен для семьи, ведь в этот период происходит формирование новой личности.
И вот пришло время, когда малышу исполнился годик, он уже стал самостоятельным, понимающим человечком. У него появляется все больше стремления узнавать что-то новое.
На этом этапе важно знать, что должен уметь делать ребенок. 1 год - время, когда еще не поздно обратиться к специалистам, если у малыша имеются проблемы с развитием.
В этом возрасте рост и вес малыша неравномерно увеличиваются - в месяц порядка 100-300 грамм и 1-1,2 см. Пропорции тела постепенно изменяются: ручки и ножки удлиняются, животик становится плоским. В этот период детки все разные, кто-то весит много, кто-то мало. Главное - следить за стабильным развитием ребенка.
Принятые врачами нормы веса малышей: мальчики - 8,9-11,6 кг, девочки - 8,5-10,8 кг. Рост обоих полов - 71,4-79,7 см.
Около 10 простых слов в первый год жизни уже умеет говорить ребенок. 1 год - только начало в разговорной речи малыша. Как правило, речь ребенка связана с эмоциями. Он часто общается сам с собой, со взрослыми общается жестами, показывая, что ему нужно.
В этом возрасте ребенок уже отличает "можно" от "нельзя", понимает, когда хвалят и ругают. На интуитивном уровне он осознает обыденные слова.
Также малыш учится подражать звукам, движениям, повторяя за взрослыми слова с нужной интонацией. Поэтому очень важно при малыше не употреблять ругательств, чтобы ребенок их не запоминал и не использовал позже в своей речи. Также стоит исключить выяснение отношения при ребенке, чтобы малыш не учился испытывать негативные эмоции в таком возрасте.
Малыш может говорить не совсем то, что происходит. Он продолжает лепетать, складывать слоги.
Нормальным развитие ребенка считается, если он имеет некоторый запас слов, показывает на предметы, которые ему называют, подает какие-либо вещи по просьбе.
В год малыш обзаводится воспринимает простые мелодии. Каждый день ставя ему музыку, можно сформировать музыкальный вкус.
Ребенок начинает показывать свою самостоятельность, пытается настаивать, если ему это не удается, способен устроить истерику со слезами и катанием по полу. В этот момент нужно помочь малышу справиться с негативными эмоциями, но ни в коем случае не стоит накалять обстановку. - очень ответственный период, в который нужно особенное внимание уделить развитию психики ребенка. Успокойте малыша, скажите, что понимаете его чувства, объясните спокойно, как ему нужно себя вести.
Почаще давайте малышу почувствовать себя самостоятельным. Также очень важно, чтобы у ребенка была возможность выбора, неважно, выбрает он еду на полдник, одежду на прогулку или игрушку в магазине. Крохе важно чувствовать, что с его мнением считаются.
Необходимо наблюдать постоянно, что умеют дети в 1 год, поскольку каждый новый шаг - настоящее счастье для родителей, и каждый хочет запомнить на всю жизнь, как малыш делает свои первые попытки к познанию мира.
Что умеют дети в 1 год, так это уверенно передвигаться, опираясь на предметы, некоторые даже ходят самостоятельно. Через полгода детки уже будут бегать.
Малыш хочет познать все места в доме, которые ранее ему были недоступны, он ходит по всем комнатам, залезает на диваны, ползает под столом, залазит в шкафы и прочую мебель, которая встречается на его пути. В этот период лучше приучать ребенка к полезным вещам: собирать пирамидку, кормить животных, открывать матрешку. Малышу интересно все, поэтому он будет повторять каждое ваше действие.
Ребенок уже может забираться на новые места с помощью стула. С появлением большего количества возможностей малыш с неподдельным интересом исследует окружающий мир.
В годик дети особенно любят игрушки, которые можно катить перед собой, поэтому можно приобрести мячик или колясочку.
Обеспечьте малышу безопасное место для физической активности и игр. Для хранения игрушек можно использовать ящики на колесах, которые ребенок сможет самостоятельно передвигать.
Если ребенок в этом возрасте не пошел, то не стоит расстраиваться, не стоит также полагать, что он отстает в развитии. Лучше уделить внимание массажу и гимнастике, чтобы суставы малыша были гибкими.
Что умеют дети в 1 год, в большой степени зависит от темперамента. Одни подвижные, а другие более спокойные и не стремятся во что бы то ни стало встать на ножки.
Бытует мнение, что, если постоянно носить ребенка на руках, он пойдет позже обычного. Однако учеными было доказано, что это вовсе не так, и никакой связи тут нет.
Что умеет делать ребенок в 1 год - понятие относительное, поскольку все малыши развиваются с разной скоростью. Просто будьте в этот период с ребенком и помогайте ему в познании окружающего мира.
Дети в годик еще неохотно идут на контакт, они не готовы к социализации. Они могут капризничать, находясь с незнакомыми людьми, или проявлять нежелание играть с другими детьми. У малыша развивается чувство собственности, он отстаивает свою территорию, не хочет ни с кем делить игрушки и внимание родителей.
Малыш уже постепенно начинает приспосабливаться к жизни и начинает учиться держать кружку и пить из нее. Ребенок (1 год) умеет жевать и уже может держать ложку, вполне способен накалывать еду на вилку. При одевании/раздевании малыш уже сам может поднимать ручки и ножки, помогая маме. При умывании тянет ручки к воде.
Малыш уже учится продумывать наперед, как поступить, чтобы добиться своей цели. В основном это касается желания достать предмет с высоты. Чтобы малыш самостоятельно учился забираться на выступы и доставать необходимые вещи, следует поставить в его комнате скамеечку, чтобы он сам мог ее пододвигать куда нужно и доставать необходимые вещи.
Необходимо обратить внимание на развитие зрения ребенка. Для этого используют метод цветовой стимуляции. Используйте разноцветные игрушки, картинки, одежду ярких цветов.
Очень нравится малышам играть с "матрешками", и необязательно с куклами, можно использовать коробочки разных размеров. В качестве поощрения положите в самую последнюю коробочку печенье или любое другое лакомство.
Детки начинают испытывать тягу к искусству, поэтому для игры малышу нужны цветные мелки или карандаши. В этом случае продемонстрирует естественное для своего возраста ребенок (1 год) развитие. Должен уметь малыш рисовать простейшие образы.
Чтобы он быстрее осваивал новые слова, знакомьте ребенка с ними как в процессе игры, так и во время купания, еды, прогулки. Описывайте вкусы и запахи, называйте цвета предметов вокруг. Сходите с ребенком в магазин и называйте товары, чтобы малыш мог услышать новые слова.
В процессе психоэмоционального развития малыш понимает, как нужно вести себя с разными людьми. Отношение к маме и папе, другим ребятишками становится разным. Можно проследить такую тенденцию: чем хуже ребенок знает человека, тем воспитаннее он себя с ним ведет.
Как правило, малыш с мамой ведет себя капризно, может топтать ногами, выражать недовольство. Таким образом он проверяет, любит ли его мама любым. Если вы примете ребенка таким, какой он есть, то он скоро успокоится и станет вести себя нормально, если же не примете, то подобные проверки могут продлиться всю жизнь.
Предоставив крохе некоторые игрушки, можно проследить, как он развивается.
В годик малыш уже может снимать и нанизывать на пирамидку 3-4 колечка самостоятельно или повторяя за взрослым.
Если показать малышу различные действия с игрушками, он будет их запоминать и пытаться повторять. Так, например, он сможет ставить кубик на другой кубик, открывать и закрывать крышечки.
Также малыш может выбрать одну игрушку и кормить ее, причесывать, укладывать спать.
Во многом то, что умеет ваш ребенок в 1 год, зависит от его способностей и усилий родителей.
В годик малышу просто необходима постоянная физическая нагрузка, поэтому стоит предоставить ему все условия для ходьбы, ползания, бега, прыжков без ограничений.
Малыш становится более активным, поэтому вам придется чаще проводить водные процедуры. Он с удовольствием исследует новый мир, может тянуть в рот землю, трогать животных, плескаться в луже. После купания проверяйте состояние кожи малыша, используйте увлажняющие средства и, при необходимости, средства от потницы.
По мере того как ребенок будет учиться ходить и бегать, у него будут появляться ссадины и синяки. Не стоит переживать по этому поводу, малыш вскоре научится двигаться. А пока стоит запастись пластырем и дезинфицирующими средствами.
За волосиками ребенка также стоит ухаживать. Чтобы малыш учился обращаться с расческой, покажите ему, как это делается, на кукле. Ребенок с радостью станет причесывать куклу, а потом и родителей. Многие малыши боятся ножниц, полагая, что стричься больно. Таким же образом можно продемонстрировать этот процесс на кукле.
Ну и, конечно же, обязательно нужно часто посещать врача и сдавать анализы, чтобы убедиться, что с малышом все в полном порядке.
Детишки - цветы жизни. Иметь малыша в доме - огромная радость, ведь наблюдать за тем, как растет твое чадо, становится сознательным жителем этой планеты, незабываемо. От родителей в первые годы жизни ребенка зависит многое. Отдавая малышу любовь и заботу, вы способны воспитать гармоничную личность с правильным отношением к жизни.
Очень важно направлять кроху на верный путь. Конечно, у него есть инстинктивное ощущение того, как правильно нужно что-то делать. Однако он не всегда может самостоятельно справиться. Помогайте малышу во всех начинаниях, учите его.