Психолого педагогическая характеристика на ребенка от воспитателя. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста. Особенности познавательной сферы

29.03.2024

Анна Логвинова
Психолого-педагогическая характеристика дошкольника

Ф. И. О. ребёнка, дата рождения.

Ребёнок от 1-ой беременности, протекавшей с угрозой прерывания в 1-ом триместре. Роды 1-ые срочные с массой тела 3.150 г., дл. – 52 см. Находилась на естественном вскармливании до 11,5 месяцев. Наблюдается с рождения у невропатолога с диагнозом резидуальная энцефалопатия и по настоящее время. С роддома наблюдается ещё у ортопеда по поводу левосторонней мышечной кривошеи положения головы (асимметрия положения головы : наклон влево, повёрнута вправо, левая жевательная мышца укорочена). Группа здоровья 2-ая.

Семья полная, микроклимат в семье благоприятный. Проживают в двухкомнатной квартире. У Даши собственная отдельная комната. Она является единственным ребёнком в семье. Из рисунка семьи, который я попросила нарисовать Дашу, видно, что наиболее близким и эмоционально значимым членом семьи для неё является папа. Он изображён в центре рисунка, выполнен в зелёном цвете – цвет тёплый, эмоционально положительный. Мама в цвете не выполнена, что говорит, скорее всего, о её чисто «бытовой» функции. Т. е. именно с папой, на мой взгляд, ребёнок получает необходимые ему тепло, заботу и ласку. На рисунке это хорошо видно : большое внимание девочка акцентировала на папиных руках. Себя Дарья считает полноправным и равноправным членом семьи – это тоже хорошо прослеживается в рисунке : себя она изобразила одинаковым ростом с родителями.

Внешний вид. Телосложение у Даши нормальное, пропорциональное; лицо выразительное. Девочка физически развита. Рост соответствует возрасту. Отмечается нарушение осанки. Моторика соответствует возрасту.

Даша хорошо овладела основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Полоролевое развитие ребёнка. Даша идентифицирует себя с женским полом. Знает свою фамилию, имя, пол и свой возраст.

Дарья доброжелательная девочка, ведёт себя адекватно ситуации, однако на протяжении всего времени обследования что-нибудь теребит в руках, манипулирует предметами. Она считает, что поведение у неё всегда хорошее, результаты своей деятельности Даша оценивает высоко. Активная, общительная девочка, но Даша избирательно идёт на контакт с незнакомыми людьми. Ответственная, аккуратная, целеустремлённая, способна поставить цель и достигнуть её. Она может занять себя на довольно продолжительное время. Эмоционально неуравновешенная : если что-то ей не нравится, то она может проявлять упрямство, плакать, но быстро успокаивается, если её внимание переключить на другой предмет или деятельность. Дарья демонстративна. У неё отмечается нарушение дистанции общения, в первую очередь, со взрослыми. Очень любит, когда с ней занимаются педагоги и воспитатели, активна на занятиях. Любит помогать воспитателю организовывать детей. Даше нравится, когда взрослые дают ей какое-нибудь поручение, с удовольствием его выполняет. Девочка контактирует со всеми детьми как своей, так и соседней группы. По отношению ко всем детям своей группы Даша проявляет чувство симпатии.

Сформированность элементарной трудовой деятельности и навыки самообслуживания. Дарья умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, но в контроле воспитателя всё же нуждается, т. к. может застегнуть не все пуговицы, не умеет завязывать шнурки. Но в шкафу у неё всегда порядок, что лишний раз говорит о её аккуратности.

Особенности восприятия.

Цвет. Даша чётко опознаёт и называет не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и тёмно-красный, так и по цветовому тону (например, зелёный и бирюзовый) . Находит заданный цвет в окружающем пространстве.

Формы. Даша успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т. п., так и их разновидность, например, овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы. Сложнее дело обстоит с объёмными фигурами : Даша сличает весь набор предъявляемых объёмных форм (шар, куб, цилиндр, брусок, кирпичик, но при опознании путает брусок и кирпичик, а самостоятельно называет лишь самые элементарные формы : шар и куб. При сравнении предметов по величине Даша хорошо воспринимает даже не очень выраженные различия, то есть она уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом она ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форму, величину и др.) . Матрёшку Даша собрала путём зрительного соотнесения.

Восприятие пространства. Макропространство – может самостоятельно (без помощи воспитателя) дойти до физиокабинета или до физкультурного зала. Свободно ориентируется в музыкальном и актовом зале. Самостоятельно показывает и отображает в речи основные пространственные ориентировки. При обозначении правой и левой сторон проблем не возникает. Микропространство – верно сличает, опознаёт и называет все стороны и части листа, выделяет центр.

Восприятие схемы тела, его частей, сторон. Ориентировка на себе показывает – Даша показывает и верно называет все части тела, а также левые правые симметричные части тела (уши, «реснички» , коленки, пятки). Девочка хорошо дифференцирует правую и левую стороны, но при назывании этих сторон на другом человеке допускает ошибки, связанные с зеркальностью этих отношений, но затем Даша самостоятельно исправляется.

У неё так же сформировано представление о последовательности частей суток и времён года, Дарья самостоятельно называет последовательность месяцев и наполняемость ими времён года. Также хорошо называет и дни недели, дифференцирует выходные и будние дни.

Когда Даше было предложено задание собрать разрезную картинку из 6 частей, то она легко и быстро справилась с этим заданием. Таким образом, данные результаты обследования свидетельствуют о высоком уровне восприятия у Даши.

Особенности внимания.

Проведя несколько методик на особенности внимания у детей, такие как «Найди и вычеркни» , «Найди отличия» , было выявлено, что Даша успешно справилась с предложенными ей заданиями, не допустив при этом ни одной ошибки. Это говорит об устойчивости непроизвольного внимания у девочки. Но также мною было замечено, что сосредоточенность и длительность концентрации внимания у Даши зависит от привлекательности выполняемой ею деятельности, т. е. если Даша чем-то заинтересована, то она может достаточно долго концентрировать на этом своё внимание. Таким образом, устойчивость, концентрация и объём внимания у Даши соответствуют возрасту.

Особенности памяти.

В результате проведенных методик («Запомни картинки» , «Запомни слова» , было выявлено, что из предложенных 8 картинок Даша назвала - 6, а из 10 слов смогла воспроизвести только 4. Способность к запоминанию стихотворений снижена, требуется до 8 повторений четверостишия. Таким образом, слуховая память у ребёнка снижена, преобладающий вид памяти – зрительная.

Особенности воображения.

Воспроизводящее и творческое воображение не отмечается у Даши большой оригинальностью и разнообразием. Когда девочке было предложено задание дорисовать рисунок (6 кругов, то она справилась с ним лишь наполовину. Даша изобразила солнце, мяч и голову. Таким образом, у девочки отмечается склонность к упрощённому, схематичному изображению объектов, невысока оригинальность творческих работ, много стереотипных, шаблонных композиций, затруднено формирование новых образов.

Особенности мышления.

Наглядно образное мышление у Дарьи сформировано хорошо, что позволяет ей решать различные задачи, например, нахождение выхода из лабиринта она совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям. Упорядочивание предметов (сериацию) Даша осуществляет уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или величины, но и какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака, например, упорядочивание изображений видов транспорта, в зависимости от скорости их передвижения. Также Дарья успешно классифицирует изображения предметов по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам, например, родо-видовой принадлежности : «мебель» , «посуда» , «дикие животные» и т. д. Как уже отмечалось, девочка с большим успехом собирает разрезные картинки из 5 – 6 частей, конструирует из 7 палочек по образцу. У Дарьи так же не вызывает затруднение работа с серией сюжетных картинок : картинки объединяются в сюжет, есть чёткое понимание начала действия и его завершения.

Представление о количестве у Даши сформировано по возрасту. У ребёнка есть понятия «один – много» , «больше – меньше» , она осуществляет прямой и обратный счёт от 0 до 20, счётные операции в пределах 10 выполняет вполне успешно, но не без ошибок. Таким образом, процессы анализа, синтеза, обобщения, сравнения у Даши соответствуют возрасту.

Особенности речевого развития.

Даша может варьировать темп и интонационную выразительность речи : произносить слова громко и тихо, говорить быстро и медленно. Девочка с помощью воспитателя справляется с заданиями, направленными на выделение звука в слове, например, выбрать предметы, в названии которых есть звук [к].

Грамматический строй речи. Даша в основном правильно употребляет слова во множественном числе, но допускает ошибки, например, «вёдры» , «стулы» ; изменяет слова по падежам, но при образовании Р. п. и мн. ч. так же допускает ошибки : «ведров» , «окошков» . Почти всегда правильно согласует существительные с прилагательными, но тоже не без ошибок («синяя ведёрко» ) и существительные и глаголы во времени, иногда сама исправляет свои ошибки. Правильно образует уменьшительно-ласкательные формы слов, понимает назначение предлогов и правильно использует их в речи.

Лексическая сторона речи. Даша выделяет субъект и объект действия, их признаки, часть-целое. Доступно элементарное обобщение, она объединяет предметы в родо-видовые категории.

Связная речь. Передает своими словами впечатления из личного опыта, любит рассказывать о том, что с ней произошло за день. Но речь при этом не всегда бывает связной, что свидетельствует о среднем уровне сформированности связной речи.

Даша может пересказать прочитанную ей сказку или небольшой рассказ близко к тексту, но может наблюдаться незаконченность некоторых предложений. Основную мысль в рассказе выделяет самостоятельно.

Описательный рассказ Даша составляет только с помощью воспитателя или с опорой на схему. Может допускать ошибки в построении фраз.

Составление рассказа по серии сюжетных картин. Картинки разложила самостоятельно, последовательность картинок Даша установила, но рассказ составили с помощью воспитателя.

Чтение у Дарьи послоговое. Речь замедленна, маловыразительна, тянет [а-а-а]. Нарушено звукопроизношение [р][л].

Даша занимается с логопедом, которым было сделано следующее заключение : фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Особенности игровой деятельности.

Дарья предпочитает сюжетно-ролевые игры, в которых старается взять на себя ведущую роль. Это хорошо видно из рисунка «Как я играю со своими друзьями» , на нём Даша изобразила себя с мячом. Для ролевого перевоплощения она использует соответствующие атрибуты. Стремится участвовать в подвижных играх. С удовольствием выполняет физические упражнения и имеет представление о правилах их выполнения (слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения). В целом уровень развития игровой деятельности соответствует возрасту.

Даша любознательна и активна. Она с удовольствием включается в различные виды деятельности, предлагаемые в детском саду : игру, изо, аппликацию, лепку, конструирование. Активна в периоды свободной игры, задает вопросы воспитателю, пытается рассказывать ему о событиях своей жизни. Активно интересуется окружающим миром, особенностями природы, свойствами и качествами предметов. Интересуется деятельностью взрослых, сама с удовольствием включается в эту деятельность, проявляет интерес к природным явлениям (любит наблюдать за животными, насекомыми) .

Прогноз дальнейшего развития ребенка благоприятен. Базовые психические процессы находятся в пределах возрастной нормы. Необходимо особенное внимание уделить развитию словесно-логического мышления, речи и воображению.

Характеристика на воспитанника детского сада, образец которой должен быть у воспитателя и других педагогов, работающих в ДОУ, представляет собой официальный документ. В нем детально описываются личность ребенка, развитие его познавательных способностей и степень адаптации в дошкольном заведении.

по составлению характеристики

Характеристика в детский сад дается впервые, поэтому важно максимально объективно описать необходимые качества ребенка. Не исключено, что далее на этот документ будут опираться школьные педагоги и другие специалисты, работающие с ребенком (дефектологи, психологи, социальные работники). Для представления наиболее адекватной картины развития малыша следует учесть такие рекомендации:

  • наблюдать за ребенком стоит в естественных условиях его жизни, например в игре;
  • изучение стоит проводить в разных видах деятельности;
  • не допускать собственных домыслов;
  • узнать семью ребенка, определить людей, которые оказывают наибольшее влияние на развитие малыша (это необязательно могут быть родители);
  • провести беседу с этими людьми, оценить семейную атмосферу;
  • описать состояние здоровья малыша.

Алгоритм составления характеристики

Перед тем на ребенка, нужно иметь при себе план, чтобы документ был информативным и имел четкую структуру. Итак, нужно указать:

  • общие сведенья о малыше (анкетные данные, адрес проживания, период посещения детского сада);
  • описание семьи (состав, статус, воспитательное влияние);
  • физическое и психическое здоровье ребенка;
  • характеристика деятельности (игровая, познавательная, навыки самообслуживания);
  • поведение во время занятий;
  • черты характера;
  • выводы о процессе адаптации.

Социальные сведения о ребенке

Условия проживания ребенка - важный момент, который должна включать характеристика на воспитанника детского сада. Образец документа у воспитателя должен включать такие сведенья:

  • влияние семьи на развитие ребенка (имеются ли негативные факторы для развития малыша - антисоциальное поведение родителей, отсутствие воспитательного влияния, статус неполной, опекунской или многодетной семьи);
  • тяжелые заболевания близких родственников, которые прямо или косвенно могут влиять на развитие ребенка;
  • материальный статус семьи (получает ли ребенок все необходимое для развития, насколько стабилен заработок в семье).

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка в детском саду

Педагоги ДОУ достаточно хорошо разбираются не только в особенностях сути педагогического процесса развития ребенка, но и в психологии этого процесса. В ином случае за дополнительной информацией можно обратиться к штатному психологу, который сможет дополнить сведения о ребенке. Ведь особенности психического развития ребенка в учебно-воспитательном заведении - важнейшая часть, которую включает характеристика на воспитанника детского сада. Образец документадолжен включать такие структурные моменты:

  • в необходимо описать: насколько ребенок овладел навыками элементарных бытовых действий (умеет ли одеться, обуться, умыться, расчесаться, пользоваться столовыми принадлежностями и т. д.), какими видами графической и конструкторской деятельности владеет ребенок (навыки рисования, лепки, игр с конструктором, выполнения действий по аналогии и по словесной инструкции, выполнения манипуляций со счетными палочками, написание разных линий и т. д.);
  • участие в занятиях и отношение к учебной деятельности (вовлечен ли в процесс, понимает ли задания педагога, какой имеет темп работы, как быстро устает и отвлекается, как долго умеет концентрировать внимание, как преодолевает трудности);
  • психологические черты: адекватность эмоциональных реакций, общий фон настроения, умение общаться с детьми и взрослыми, элементарные знания о морали, уровень агрессивности, умение подчиняться и прочие.

Особенности игровой деятельности

В играх происходит развитие дошкольника. Именно поэтому описание особенностей игровой деятельности должна включать характеристика воспитанника детского сада. Образец этой части документа может включать информацию о том, как ребенок проявляет себя в игре: с интересом, инициативно, правильно ли понимает правила, есть ли любимые занятия, принимает ли участие в сюжетно-ролевых играх и какую роль при этом выбирает. Взаимодействует ли с детьми во время игры? Переносит ли свой опыт в нее? Все ли сюжеты и задания доступны его воображению? Умеет ли менять содержание игры и занимать лидерскую позицию?

Характеристика на воспитанника детского сада: образец

Характеристика

воспитанника... (название ДОУ)

Ивановой Дарьи,

2011 года рождения

Посещает... (название ДОУ) с 2014 года. За это время проявила себя как добрый, жизнерадостный ребенок.

Даша воспитывается в полной семье. Больше привязана к маме, Ивановой Т. М., которая проводит с дочерью все свободное время. Отец, Иванов А. А., в силу своей трудовой занятости, уделяет воспитанию ребенка меньше времени, но проявляет неподдельный интерес к жизни дочери. Семья материально обеспечена, Даша имеет все необходимое для жизни и посещения сада.

Дарья имеет соответствующее возрасту физическое развитие. Девочка проявляет интерес к обучающим занятиям, умеет концентрировать внимание на поставленной задаче, отвлекается редко, понимает инструкции воспитателя. Даша владеет достаточно большим словарным запасом, умеет читать, правильно произносит все фонемы, умеет выражать свои мысли и правильно строить предложения.

В проявляет себя инициатором: часто предлагает сюжет игры и распределяет роли среди детей. Выбирает игры бытового и социального характера, например, "Магазин", "Салон красоты", Дом". Любит петь, участвовать в утренниках. Умеет рисовать, лепить из пластилина, посещает музыкальную школу по классу фортепиано.

Даша - веселая, открытая девочка, адекватно реагирует на похвалу и критику. Умеет делиться с детьми, понимает, что такое "плохо", старается утешить другого грустного ребенка, любит животных. Дома имеет свои обязанности: полив цветов и кормление кошки.

Характеристика составлена для предъявления по месту требования.

Фамилия Имя

Дошкольное учреждение: МБДОУ №___ группа №___

Возраст на момент обследования: 6 лет 8 мес.

Ребенок легко и быстро вступает в контакт, инструкцию взрослого понимает, но не сохраняет до конца задания, часто переспрашивает. Включается в работу с трудом, темп медленный, часто отвлекается, легко переключается с одного вида деятельности на другой. При внешней поддержке взрослого работает сосредоточенно, спад работоспособности отмечается ближе к концу занятия.

Особенности развития психических процессов

Особенности восприятия: сформировано представление о цвете, форме, величине предмета, зрительный синтез и целостное восприятие предмета сформировано в соответствии с возрастной нормой. Собирает разрезную картинку на основе зрительного соотнесения.

Особенности памяти: уровень развития произвольной вербальной памяти соответствует возрасту, кривая запоминания носит возрастающий характер. Объем зрительной памяти достаточный.

Особенности внимания: внимание неустойчиво, часто отвлекается даже при отсутствии внешних раздражителей, снижена концентрация, общий уровень развития произвольного внимания ниже возрастной нормы.

Особенности мышления: навыки обобщения и классификации сформированы в соответствии с возрастной нормой, при сравнении самостоятельно не выделяет существенный признак. Аналитико-синтетическая деятельность сформирована недостаточно. Устанавливает причинно-следственные связи в наглядной ситуации самостоятельно, в вербальной - с помощью взрослого.

Характеристика моторики, в т.ч. графической деятельности: уровень развития мелкой моторики не соответствует возрасту, отмечается низкий уровень графической деятельности и зрительно-моторной координации. Ведущая рука левая.

Эмоциональная-волевая сфера и особенности личности

Эмоциональный фон неустойчивый, характерны колебания настроения в течение дня. Преобладающее настроение на занятиях подавленное, во время выполнения заданий отмечается повышенная тревожность, нервозность, неуверенность, стремление к поддержке и помощи со стороны взрослого. Уровень развития самооценки соответствует возрастной норме.

Произвольная регуляция собственной деятельности снижена, необходим внешний контроль, поддержка со стороны взрослого. Поведение не организовано, самостоятельно не регулирует свое поведение, деятельность хаотична. Способность к волевому усилию снижена, не проявляет настойчивость при встречающихся трудностях.

Отношение к сверстникам неконфликтное, в большинстве играет в группе, стремится к эмоциональному контакту со сверстниками и взрослыми. Не проявляет инициативу в играх и на занятиях, чаще следует примеру других. Активность речевого общения соответствует возрастной норме.

Заключение педагога-психолога: общий уровень развития психических процессов снижен по сравнению с возрастной нормой. На первый план выступают особенности эмоционально-волевой сферы, снижение произвольности, слабая сформированность мелкой моторики и внимания, особенности мыслительной деятельности.

Дата: Педагог-психолог _____________ / _________

Заведующий МБДОУ Детский сад № ____________ / _________

Педагогическая характеристика на

воспитанницу структурного подразделения

ГБОУ СОШ №29г. Сызрани

1. Общие сведения о ребенке:

Ф. И. О. : Коноплева Александра Владимировна.

Домашний адрес: г. Сызрань, ул. Кадровая,41.

Откуда поступила : из дома.

Ф. И. О. матери, место работы : Коноплева Ольга Александровна, ГБОУ СОШ № 29, повар.

Ф. И. О. отца, место работы : Коноплев Алексей Владимирович, в/ч 15566,летчик.

Воспитанием ребенка занимаются мама и папа. В семье уделяется достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка. Среда, в которой растёт и развивается ребёнок, является здоровой и благоприятной.

Были ли длительные перерывы в посещении детского сада, по каким причинам: нет.

Внешний вид ребёнка : рост и вес соответствуют возрасту, телесные дефекты, мешающие общению, отсутствуют. Внешний вид отличается аккуратностью, опрятностью в одежде и прическе.

Речь девочки громкая, темп речи медленный.

Степень подвижности ребёнка выражается в умеренной активности.

Социальное поведение ребёнка : умеет устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, вежлива, тактична.

Отношение к учебной деятельности : мотивация к учебной деятельности сформирована. Ребенок отличается средним уровнем познавательной активности. Задания старается выполнять самостоятельно. В случае затруднений прибегает к помощи взрослых, переживает. Реакция на успех и неуспех в учебной деятельности спокойная.

Характер: доброжелательна, общительна, правдива, стремиться лидировать.

В отношениях со сверстниками: открыта, вежлива, уступчива, активна в общении.

В отношениях со взрослыми : послушна, исполнительна, уважительна.

Отношение к самой себе : гордость, самоуважение.

Отношение к собственным вещам: бережливость, аккуратность.

Отношение к делу: ответственность, трудолюбие, настойчивость, целеустремлённость, добросовестность, старательность.

2. Соматическое здоровье: редко болеет простудными заболеваниями, спокойно спит.

3. Знания, умения и навыки по программному материалу:

Количество и счёт : дифференцирует понятия «один -много», владеет количественным (порядковым) счётом в пределах 10, знает цифры от 1 до 10, соотносит цифру с соответствующим количеством предметов, сравнивает множества по количеству входящих в них элементов без счёта (наложением, приложением).

Восприятие цвета : имеет представление о цвете, различает цвета, но не все цвета называет правильно.

Восприятие формы: имеет представления о форме, группирует геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры.

Восприятие величины: имеет представление о величине, дифференцирует предметы, контрастные по величине, раскладывает предметы в возрастающем и убывающем порядке, использует в речи слова, характеризующие величины.

Временные представления: временные представления сформированы, ориентируется во времени суток, определяет и называет время года.

Пространственные представления: пространственные представления сформированы, выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение предмета в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади, использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве).

Речь ребенка: словарный запас достаточно богат, соответствует возрастной норме, в пределах обихода, слоговая структура слова не нарушена,

Грамматический строй речи: сформирован достаточно, формирует множественное и единственное число существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных; умеет согласовывать прилагательные с существительными, числительные с существительными.

Особенности звукопроизношения : фонетический строй речи соответствует возрастной норме, изолированно не все звуки произносит правильно.

Связная речь: соответствует возрастной норме.

4. Особенности моторной сферы:

Общая моторика : соответствует возрастной норме.

Ручная моторика: в норме, темп - норма, переключаемость точная.

Ведущая рука: правша.

5. Характеристика деятельности:

Навыки самообслуживания соответствуют норме.

Игровая деятельность: игры с мягкими игрушками, сюжетно-ролевые игры типа;Больница», «Парикмахерская», « Дочки – матери»; по времени длительны, в играх является лидером, умеет довести игру до конца; подчиняется правилам игры; взаимоотношения со сверстниками в игре дружелюбны; уровень развития игровой деятельности средний; проявление воображения в игре присутствует; отражает свой опыт в играх.

Конструктивная и графическая деятельность соответствует норме.

Отношение к занятиям: контролирует свою учебную деятельность, начатое дело доводит до конца, темп работы средний, принимает практическую и словесную помощь. Затруднения, возникающие в процессе деятельности, стремится преодолеть самостоятельно, иногда переживает, обращается за помощью к воспитателю.

Личностные особенности: наблюдается адекватность эмоциональных реакций, адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь, умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание.

Заведующий структурного

подразделения Шикалова М.С.

Воспитатель Серищева Г.А.

Учитель-логопед Чеботаева М.Л.

Дата составления «___» _____________2015 год


Елена Низова
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка старшего дошкольного возраста, направляемого на ПМПК.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень часто в обязанности воспитателя МБДОУ входит написание психолого - педагогической характеристики на воспитанников в период выпуска в школу, переходом в другое ДОУ, а особенно на детей логопедических групп. Поэтому предлагаю вашему вниманию пример психолого-педагогической характеристики на ребенка старшего дошкольного возраста .

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста , направляемого на ПМПК .

Ф. И. О. Родился. г.

Ребенок посещает старшую логопедическую группу МБДОУ №….

Состав семьи : семья полная, мать – Ф. И. О., образование - высшее, м. работы – ….», должность – ….; старший ребенок – сын : Ф. И. О., …. г. р., ученик … класса МБОУ средней общеобразовательной школы № …города….

Семья социально благополучная, моральная обстановка удовлетворительная. Стиль семейного воспитания – демократический (строится на отношениях доверия и согласия, где учитываются интересы ребенка ). Для успешного развития ребенка созданы благоприятные условия для игр и занятий.

Мальчик испытывает небольшие затруднения в речевом развитии (произношении некоторых звуков – изолированно произносит все звуки правильно). Трудности носят временный характер . Ребенку присущи следующие уровни развития :

Художественно – эстетическое развитие (средний уровень)

сформированы : - навык и интерес к слушанию художественных произведений (выразительно читает стихи, участвует в инсценировках) ; - изобразительные навыки, умение передавать в рисунке образы окружающей действительности на основе собственных наблюдений, - недостаточно сформированы : навыки работы с ножницами; - не всегда ритмично двигается в соответствии с характером музыки .

Физическое развитие (высокий уровень) – соответствует возрастной норме . Егор участвует в играх – соревнованиях и играх – эстафетах.

Познавательно – речевое развитие (средний уровень)

Ребенок имеет достаточный запас словарных образов, использует в речи слова синонимы и антонимы, владеет формами словоизменения. Мальчик хорошо составляет простые предложения и распространяет их однородными членами. Темп речи : умеренный, речь – интонационно-выразительная. Звуки сформированы, но произношение в игровой и свободной речевой деятельности еще не закреплено. Егор знаком с буквами и сформирован навык чтения слогов с пройденными буквами; умеет сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам; сформированы навыки о времени года, смене частей суток, очередности дней недели и др.

Социально – личностное развитие (высокий уровень)

У дошкольника хорошо развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость, подражательность. Он хорошо знаком с правилами поведения, формами общения, отзывчив, способен сочувствовать и заботиться о других. С удовольствием выполняет трудовые поручения, умеет доводить дело до конца, владеет навыками самообслуживания.

Мальчик проявляет следующие умения в продуктивных видах деятельности : - владеет разными способами лепки (умеет лепить животных, птиц, разные предметы) ; - создает композиции в технике аппликации; - умеет рисовать разными материалами по представлению и с натуры. Не всегда удается изображать предметы и явления в движении, симметричное вырезывание.

Реакция на неудачи - адекватная : проявляет усилия для преодоления трудностей. В работе с ребенком воспитатели , логопед используют индивидуальный, дифференцированный подход, а также работу с родителями для преодоления речевых трудностей в развитии ребенка .

Егор умеет управлять своим поведением, охотно реагирует на требования и замечания; может обратиться за помощью, ориентируется в окружающей обстановке. Характер деятельности устойчивый, работает с интересом.

Состояние познавательных процессов :

Восприятие соответствует возрасту . Зрительное и слуховое восприятие не нарушено; в восприятии пространственных отношений ориентируется; целостный образ предмета сформирован – разрезные картинки собирает самостоятельно; во временных представлениях ориентируется хорошо.

Память преобладает : зрительная, слуховая, моторная. Произвольное и непроизвольное запоминание развито хорошо.

Словесно-логическое мышление формируется и соответствует возрасту . Наглядно – действенное мышление соотносится с наглядно – образным.

Познавательное воображение сформировано, ребенок строит образ путем дополнения действий разнообразными деталями. Творческое воображение проявляется в сюжетно – ролевых играх. Внимание устойчивое.

Речевое развитие : словарный запас соответствует норме, грамматический строй речи сформирован, связная речь логична и последовательна, фонематический слух, звуковой и слоговой анализ соответствуют норме; звукопроизношение сформировано, но не закреплено.

Мальчик спокойный, уравновешенный, неконфликтный, активный, самостоятельный, добрый, ласковый, аккуратный и бережливый; в незнакомой обстановке проявляется робость. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми доброжелательные, в общение вступает легко и быстро.

Обучаемость, программный материал и интерес ребенка к получению знаний на высоком и среднем уровне. Психолого – педагогические показатели соответствуют возрасту .

Заведующий ___

Воспитатель ___

Публикации по теме:

Диагностика культуры поведения ребенка старшего дошкольного возраста Программа наблюдения за культурой поведения ребенка 1. Умение здороваться а) здоровается громко со всеми 3 б) обращается только к воспитателю.

Конспект занятия «Гармонизация эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста» Ход: Ритуал приветствия. По очереди друг другу положили ладошки на ладошки: «Доброго дня» Я расскажу тебе одну историю. В одной стране,.

Консультация «Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью» Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) согласно последней медицинской классификации определяется как нарушение психического.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Представляю примерный образец написания характеристики на ребенка дошкольного возраста для ЦПМПК. Психолого-педагогическая характеристика.

Педагогическая характеристика дошкольника для прохождения медосмотра перед поступлением в школу Педагогическая характеристика дошкольника для прохождение медосмотра перед поступлением в школу (ФИО) с *** года рождения, проживающего.