Тургенев. Яков Пасынков. 2.
Ср. Это ты хорошо, Иванушка, делаешь, что к старшим за советом ходишь. Ум хорошо, а два лучше… Хоть ты парень и умный, а старика послушай.
Островский. Не в свои сани не садись. 1, 3.
Ср. Ум хорошо, а два лучше! Худо только то совещание, где много умничанья - это знак, что совещатели думают более о себе, нежели о благе общем.
И.И. Лажечников. Ледяной дом. 3, 6.
Ср. Vier Augen sehen mehr als zwei.
Ср. Two heads are better than one.
Ср. On pense mieux à deux que tout seul.
Ср. Sa piu il Papa e un contadino che il Papa solo.
Ср. Nemo solus satis sapit.
Один - никто достаточно не понимает.
Plaut. Milit. 3, 3, 12.
Ср. Двоим лучше, нежели одному.
Екклес. 4. 9.
См. сколько голов, столько умов.
См. спрашивай не старого, а бывалого.
См. хоть брось.
В каждой шутке есть доля шутки.
Сказка ложь, да в ней намек,
добрым молодцам урок.
А.С. Пушкин
На занятии по теории вероятностей разбираю со студентами стандартную задачку о вероятностях двух независимых событий. Как пример – работа двух устройств. Составили таблицу:
Все как обычно: q=1–p, произведения вероятностей, общая надежность, … В общем, рутина. В голове попутно крутятся всяческие другие примеры. И тут вспоминаю пословицу – ум хорошо, а два лучше! Начинаю раскручивать аудиторию.
Если «устройство работает», то можно сказать, что из двух его состояний выбрано одно – рабочее. Можно полагать, что работающее устройство выбрало «правильный вариант». Вероятность успеха обозначим как р. Это число можно выбрать мерой ума. Т.е., в нашей модели
ум измеряется вероятностью выбрать правильный вариант из двух предложенных
Вполне разумно полагать, что при p>½ мы имеем дело с «умным» (сравнительно) человеком – ведь он чаще дает правильный ответ. Соответственно, при р½) вероятность принять правильное решение одному выше, нежели когда мы ждем совпадения мнений двух, одинаково умных! Причем различие это достигает 1/8 при р=3/4 (красная стрелка). Т.е., человеку с умом «выше среднего» (для которого р=½) советоваться с другим, даже столь же умным, просто… вредно?
Но откуда же тогда возникла столь «неверная» поговорка? Вспомним робкое предложение студента – рассмотреть и те два события, в которых только один из умов дает правильный ответ. То есть, мы полагаем нашу парочку умов успешной, если хотя бы один из них выдаст правильный ответ! Или оба не ошибутся. Функция проста: f(p)=2×р–р2. И её график весьма симпатичен:
Рис. 3. Вероятность правильного ответа хотя бы одного из двух умов.
Он радует нашу душ, поскольку таки-да ум хорошо, а два лучше. Особенно при р=½, т.е., при тупом гадании. Тогда наши шансы увеличиваются в полтора раза – с ½ для одного до ¾ для парочки (синяя стрелка).
Да, но это хорошо, только если некто знает «правду» и может провести такой анализ ответов. Например, при «бригадном ответе» пары студентов на вопрос билета и весьма благожелательном отношении преподавателя.
А что в реальности, когда неизвестно, какой же ответ «правильный»? Ведь шансы, что ответы будут противоположными или будут совпадать – одинаковы. И что тогда, какой вариант выбирать? Каков критерий выбора решения для пары умов? Снова мы возвращаемся к единственному критерию, возможному тут – согласованность ответов. Можно ли понять происхождение нашей поговорки в свете такого критерия?
Синий график на рис. 2 дает ответ и на этот вопрос - вероятность согласия никогда не бывает меньше ½! Любопытно, что чаще соглашаются либо весьма умные партнеры (с р, близкими к 1), либо весьма глупые (с р, близкими к 0). При этом даже не нужно предположение об их «равноумии» – на поверхности (см. рис. 1) имеем то же самое.
Если предполагать, что ум (как вероятность правильного ответа) распределен для людей равномерно на интервале от 0 до 1, то легко показать, что в среднем согласие будет встречаться в 2 случаях из 3. Отмечу – это верхняя граница, поскольку очень умные и очень глупые все же встречаются куда реже средних умов.
Что ж, давно известно – советуясь, мы ищем не истину, а оправдания. И теория вероятностей нам это подтверждает: какими бы умными или глупыми мы ни были (лишь бы с «одинаковыми» умами, в нашей модели) – мы чаще будем соглашаться друг с другом, чем не соглашаться. Какое бы решение не было принято – правильное или нет. Для нас это уже неважно – ведь есть согласие ! Так что люди из одной социальной группы, имеющие примерно одинаковые «умы», чаще и соглашаются друг с другом. А это приводит к сплочению группы. Получили обоснование конформизма? Такое сложное социопсихологическое явление – и всего лишь теория вероятностей!? Мда…
А если все же умы разные, например, из различных социальных групп? Ответ «лежит на поверхности» (см. первый рисунок) – шансы согласиться или не согласиться у них равны (предполагая равномерное и независимое распределение умов в каждой группе). А раз так – нет смысла с ними и разговаривать! Обоснование обособления социальных групп?…
Этот шаг совершенно естественен – группа все-таки хочет повысить вероятность правильного решения. Согласие согласием, но жрать-то надо. Упростим ситуацию и составим аналогичную таблицу, сразу предположив «равновеликость» всех трех умов:
Принцип большинства в тройке ничего не дает – всегда будет не более одного несогласного! Получается, что оценить правильность решения, принятого путем голосования на основе большинства, вообще нельзя? Действительно, при любом раскладе голосов правильное решение тут просто «назначается»!
Рис. 4. Вероятность согласия трех умов.
Ну, не все так уж плохо. Вероятность принятия правильного решения на основе правила большинства легко вычисляется: f(р)=р2×(3–2×р), график на рис. 4. Как видим, некоторая надежда есть: при р>½ тройка все-таки чаще принимает правильное решение. Правда, при р Р(B)=n×pn–1×q
Нам нужна так называемая условная вероятность – вероятность некоторого события при условии, что некое другое событие уже произошло. Таким событием (условием) в нашем случае является тот факт, что из всех возможных ситуаций голосования мы отобрали те две, в которых имеется только один «несогласный». Т.е., наши ситуации А и В. Тогда вероятность того, что «одиночка» прав, а все остальные нет, вычисляется по формуле:
Рис. 7. Вероятность правоты одиночки для различного числа членов «совета стаи».
А вот и графики, для различного числа членов совета (см. рис. 7). Просто потрясающе – в «глупом совете», состоящем из умов с вероятностью принять правильное решение р, меньшим ½, несогласный почти наверняка прав! Вспоминается один фантастический рассказ, прочитанный в молодости. В нем как эксперта отбирали человека, который всегда ошибался, чтобы поступать наоборот. Подозреваю, что, поскольку в значительной части областей человеческой деятельности принимающие решения люди часто некомптетентны, то надо выслушать их мнение – и поступить наоборот.
Да что угодно. И различные критерия согласия в совете (например, простое большинство при нечетном числе членов), и введение «распределения по уму», и взаимовлияние умов, и т.д., и т.п. Вариантов множество – твори, выдумывай, пробуй. Флаг в руки.
А почему же все-таки дублируют (ставят параллельно) два устройства? А то и три?
Нахмуренный друг лучше, чем улыбающийся враг — A friends frown is better than a foes smile
((Английские)
Курицу следует продать, а канарейку — поместить в клетке у окна
((Креольские)
Каково дерево, таков и его плод — As the tree, so the fruit
((Английские)
Доброе дело заслуживает в ответ такого же доброго дела — One good turn deserves another
((Английские)
Взять — так родственник, а обратно отдать — так совсем и не знаком
((Бенгальские)
Одна собака залает — все собаки за ней (иврит)
((Еврейские)
От лишних слов нет прибыли, от одного слова нет убытка
((Бурятские)
Если твой господин — осел, и тогда не говори ему «чош!»
((Армянские)
В мышку стрелять мастер, а в льва стрелять не умеет
((Лакские)
Процветание выявляет пороки, а несчастье — достоинства — Prosperity discovers vice, adversity virtue
((Английские)
Большой корабль требует глубокой воды — A great ship asks deep waters
((Английские)
Более долгий, чем день разлуки; … чем месяц поста; … чем год засухи
((Арабские)
От свиньи не родятся бобренки и соболята, от дурака не услышишь умных слов
((Бурятские)
Пчела и муха не сработаются в одной колоде
((Аварские)
Чрезмерно спешащий так же опаздывает, как и чрезмерно медлящий — Too swift arrives as tardy as too slow
((Английские)
в чем смысл пословицы одна голова хорошо,а две лучше?
Чем больше людей занимаються над решение проблемы (задачи) тем лучше.
Одна голова думает, а другая соображает.
Один ум хорошо, а два лучше — вот такой смысл. Неужели непонятно?
1 человек придумает хорошую идею, а вдвоем если думать начнут с кем то — то просто гениальную.
То что змей горыныч у нас супер компьютер!
просто чем больше тем лучше.. . может вторая для красоты, я не знаю…. у меня вот, одна только…. наверно это плохо….
Человек не способен знать всё на свете, не найти ни одного который знал бы реально всё. Каждый знает столько информации, сколько ему необходимо (сколько в голову влезло в конце концов) . И когда 2 человека работают над одним делом получается лучше, так как происходит слияние 2-х мозгов, колчество знаний увеличивается и есть больший шанс на правильное решение))
если принятое совместно решение будет не правильным, будет на кого свалить
Смысл в том, что при расширении круга общения можно быстрее найти решение проблемы. Если попроще, то ум хорошо, а два — лучше. Например, есть некая задача. Нашлось некое решение. При поддержке со стороны найдется еще решение и возможно более рациональное. Связано с различным жизненным опытом и другим взглядом на проблему.
ОЗНАЧАЕТ: озабоченный мужик лучше хорошей бабы!)))
ПРОСТО ВАЖНЫЕ ВОРОСЫ НУЖНО РЕШАТЬ СООБЩА И В ИТОГЕ ПРИЙТИ В ОТВЕТУ!
Я бы не так закнчил пословицу!!!. Ну если так подумать…. одна голова хорошо, а две- некрасиво!! !
один человек не может справится над проблемой а, в двоём проблема решается быстро
Войдите, чтобы написать ответ
Друг, если Ты думаешь, что учиться - значит непрерывно «проглатывать» содержание школьного учебника, то ошибаешься. Учиться - значит получать новые знания и уметь ими пользоваться. «Век живи - век учись», - говорили наши предки, и Ты об этом всегда помни. А еще не забудь выучить несколько пословиц и поговорок об .
Люди
ценили знания во все времена. Еще в Древней Греции принято было считать, что
успешный человек - это тот, который имеет хорошие физические данные, -
красивый, сильный и ловкий. Однако наряду с этим, греки ценили также ум и
любознательность. Поэтому неудивительно, что одним из их любимых развлечений
было разгадывание
.
«Мир
освещается солнцем, а человек знанием», - говорят в народе, о чем и следующая
подборка пословиц и поговорок о знаниях.
Разум украшает человека. Вот почему в пословицах и поговорках постоянно говорится о том, что с ним не сравнится ни красота, ни сила. А как ценили люди ум и разум - узнавай со следующей подборки.
Ср. Я, г. доктор, решился послать в губернский город. Не сомневаюсь в вашем искусстве, но вы знаете сами: ум хорошо, а два лучше. Тургенев. Яков Пасынков. 2. Ср. Это ты хорошо, Иванушка, делаешь, что к старшим за советом ходишь. Ум хорошо, а два… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Ум хорошо, а два лучше того. См. УГОДА УСЛУГА …
Умъ хорошо, два лучше того (а три хоть брось). Ср. Я, г. докторъ, рѣшился послать въ губернскій городъ. Не сомнѣваюсь въ вашемъ искусствѣ, но вы знаете сами: умъ хорошо, а два лучше. Тургеневъ. Яковъ Пасынковъ. 2. Ср. Это ты хорошо, Иванушка,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Ум хорошо, а два сапога пара - (от посл. Ум хорошо, а два лучше при решении какого л. вопроса лучше обратиться за советом к кому л.; и два сапога пара о двух людях, схожих по своим недостаткам) в знач. первой посл … Живая речь. Словарь разговорных выражений
УМ ХОРОШО, А ДВА САПОГА ПАРА - посл. перед.: Ум хорошо, а два лучше + Два сапога пара. Сохраняется значение первой пословицы … Толковый словарь современных разговорных фразеологизмов и присловий
Муж. и ср. две жен. второе счетное число, один с одним, пара, чета, дружка. Одному началу не два конца. Ум хорошо, а два лучше (лучше того). Воз рассыпал, а два нагреб, украл. Из одного два сделаешь, оба окоротаешь (оба бросишь). Коли два, так не … Толковый словарь Даля
I. сравнит. ст. к Хороший и Хорошо. Надо л. работать. Тепло л. холода. Нарисовать портрет как можно л. Ум хорошо, а два лучше (Погов.). * Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге (Гоголь). Лужайка как нельзя л. подходила… … Энциклопедический словарь
лучше - 1. сравнит. ст. к хороший и хорошо. Надо лу/чше работать. Тепло лу/чше холода. Нарисовать портрет как можно лу/чше. Ум хорошо, а два лучше (погов.) … Словарь многих выражений
Отыди от зла и сотвори благо. Где господь пшеницу сеет, там черт плевелы. И Бога хвалим и грешим. Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда. Промеж худых и хорошему плохо. На немилостивых ад стоит. Добро не умрет, а зло пропадет. Добрые… … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Рассказ американского писателя Джерома Сэлинджера (1948). Эта новелла представляет собой загадку как в плане ее построения, так и в плане содержания, смысла. Новелла Сэлинджера плохо вмещается в рамки модернизма в ней нет неомифологической (см.… … Энциклопедия культурологии
Ум хорошо, а два лучше (значение) — русская пословица, означающая: 1. лучшее решение может быть выработано путем совместного обсуждения всех за и против. 2. Учиться - дело хорошее. Чем больше ума у человека, тем лучше.
В пословице под фразой "два ума" понимается - два человека, совместно обсуждающие решение.
- "Один ум - пол-ума; три ума - полтора ума; два ума - ум" (раздел " ").
Пословица указана в Большом толково-фразеологическом словаре (1904 г.):
Ум хорошо, а два лучше того (а три - хоть брось)
(1921 - 1997)
«Почти серьезно» (1976 г.):
"У коверного Павла Боровикова был свой способ поставить на место пьяного. Он подходил к нему и на весь зал проникновенно говорил:
- Дорогой товарищ! Большое вам спасибо за то, что вы помогаете мне в работе. Как говорится: «Ум хорошо, а… полтора лучше »."
(1883 - 1923)
"Похождения бравого солдата Швейка" (1923 г., перевод П.Г. Богатырёв (1893 - 1971)):
"Ум хорошо - два лучше . Один присоветует одно, другой -- другое, "и путь открыт к успехам", как поется в нашем гимне".
(1860 - 1904)
" " (1888 г.), глава IV - старик говорит мальчику, направляющемуся на учебу:
"Ум хорошо, а два лучше . Одному человеку бог один ум дает, а другому два ума, а иному и три... Иному три, это верно... Один ум, с каким мать родила, другой от учения, а третий от хорошей жизни. Так вот, братуша, хорошо, ежели у которого человека три ума."
(1821 - 1881)
«Братья Карамазовы»
(1823 - 1886)
"Не в свои сани не садись" , д. 1 явл. 3:
"Это ты хорошо, Иванушка, делаешь, что к старшим за советом ходишь. Ум хорошо, а два лучше ... Хоть ты парень и умный, а старика послушай."
"За чем пойдешь, то и найдешь" (1861 г.), карт. 3, явл. 1:
"Вот разве как вдвоем с Матреной не разберем ли. Ум хорошо, говорят, а два лучше ."
(1818 - 1883)
Яков Пасынков, 2:
"Я, г. доктор, решился послать в губернский город. Не сомневаюсь в вашем искусстве, но вы знаете сами: ум хорошо, а два лучше ."
И.И. Лажечников
Ледяной дом, 3, 6:
"Ум хорошо, а два лучше ! Худо только то совещание, где много умничанья - это знак, что совещатели думают более о себе, нежели о благе общем."