Педагогический проект поздняя осень старшая группа. Проект "осень разноцветная" старшая группа

07.05.2019

Актуальность Природа в душе ребенка оставляет глубокий неизгладимый след, потому что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимание на многие признаки этого замечательного времени года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой. Знания в этой сфере ребята получают постепенно, пополняя их год от года.


Цель проекта: Систематизировать и углублять представления детей о времени года – осени. Задачи: расширить представление об изменениях в природе, вовлечь и поддерживать интерес детей к исследовательской работе – проведение опытов и наблюдений; развивать умение видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; Развивать связную речь, умения составлять описательные рассказы по картине; Развивать художественно – творческие способности в продуктивных видах деятельности (лепка, аппликация, рисование); Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать умение договариваться и выслушивать мнения друг друга в процессе создания проекта. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада


Ожидаемый результат Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями. - Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период. - Умеют наблюдать за изменениями в природе, составлять рассказы по картине - Осуществление в группе воспитательно - образовательного процесса по обозначенной теме. Участники проекта: дети, родители, педагоги. Срок реализации проекта: Сентябрь- ноябрь Тип проекта: Познавательно- исследовательский, творческий По количеству участников: коллективный По продолжительности: среднесрочный


Реализация проекта 1. Подготовительный: Осознание проблемной ситуации; Выбор темы проекта, определение цели и задач; Подготовка необходимого материала для реализации проекта; 2. Основной. Реализация проекта в образовательной практике: Чтение различной художественной литературы по теме «Осень» Наблюдение за изменениями в природе Рисование на тему «Осенний лес», «Дождь идет» Аппликация «Рыжая кошка-осень» Лепка из пластилина «Грибы», «Овощи в корзине» Игры 3. Заключительный: Выставка семейного творчества «Осенние фантазии», Праздник «Разноцветная осень» Презентация проекта.












Используемая литература и интернет – ресурсы Н. Е. Веракса, А.Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2010 Давыдова Нетрадиционные Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности.Система работы в средней группе детского сада. МОЗАИКА- СИНТЕЗ, М., 2012 Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Издательский дом «Цветной мир», М., 2012 www. maaam.ru dohcolonok.ru nsportal.ru deti – online sadikshola Pro Школу.ru wiki. iteach.ru apeks.spb.ru

Суворова Нина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№16 детский сад "Родничок"
Населённый пункт: г Улан-Удэ Бурятия
Наименование материала: Прект
Тема: Проект "Золотая осень" в старшей группе
Дата публикации: 20.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Проект в старшей группе № 3 «Золотая осень»
Проект в старшей группе «Золотая осень»
ПРОЕКТ
«
Золотая осень
»
Старшая группа
. Тип
проекта
: познавательно – информационный, творческий. Срок реализации
проекта
: 3 октября – 14 октября Руководитель
проекта:
Суворова Нина Евгеньевна Участники
проекта
: дети
старшей группы №3 «Пчелки»
, родители, воспитатели, музыкальный руководитель. Учреждение: МБДОУ №16 детский сад «Родничок» Цель
проекта
: расширение представлений детей об
осени
, как о времени года, её признаках и явлениях. Задачи
проекта
: *углубить представления об изменениях в природе
осенью
; *привлечь внимание к окружающим природным объектам, развивая умение видеть красоту разнообразие их красок и форм; *расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в
осенний период
; *воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой. Направленность
проекта
: формирование интереса у ребенка к
осеннему

периоду
, бережного отношения к окружающему миру.
Актуальность

проекта
: Дети
старшего
дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации, в связи с этим возник проблемный вопрос: как сформировать у детей представление о признаках
осени
не путем заучивая материала, а путем приобретения знаний детьми во время бесед, речевого творчества детей, наблюдений в природе, занятий художественным творчеством (лепка,
аппликация, рисование, изготавливая с родителями поделки из природного материала, участвуя в спортивном и
осеннем праздниках
. Интеграция содержания дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, – один из ведущих принципов построения образовательной программы. Интегрированный подход является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому». В дошкольном детстве ребенок обладает огромным багажом возможностей, задача взрослых – помочь раскрыть ему эти возможности. Развивая творческие способности детей, мы даем им возможность танцевать, петь, рисовать, лепить, сочинять сказки и т. д. Создавая предметно- пространственную среду, накапливаем опыт художественно- творческой деятельности в различных ее видах. Типичными моделями интеграции содержания в дошкольном образовании являются тематические
проекты
. Наш
проект
интегрирует следующие образовательные области программы: художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие. С детьми будут проведены беседы, экскурсии по сбору природного материала. Разучены стихи, песни, на данную тему, изготовлены коллективные работы из природного материала, придуманы детьми совместно с родителями.рассказы об
осени
.
Механизм оценивания:
Наблюдения и беседы. Дидактические игры. Проблемные ситуации. Формы реализации
проекта
: Занятия. Беседы. Оснащение предметно-пространственной среды. Работа с родителями.

Продукты реализации проекта
: Выставка поделок из природного материала «Что нам
осень подарила
». Выставка поделок из бумаги с использованием природного материала «Березовая роща осенью». Коллективная аппликация «
Осень в ладошках
».
План реализации

проекта
. Понедельник 3 октября. 1. Рассматривание иллюстраций, картин на
осеннюю тематику
, составление описательных рассказов. 2. Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин». 3. Чтение рассказа Г. Скребицкого «
Осень
». 4. Музыкальное занятие (комплексное) «
Золотая осень
». 5. Разучивание песни «
Журавли летят курлыча»
Вторник 4 октября. Повторение стихотворения «Журавли летят курлыча». 2. Д. И. «Когда это бывает?» 3. Беседа «Какими красками рисует
осень
?». 4. Наблюдение на прогулке
за

листьями

сухую

погоду.
Предложить походить по опавшим листьям, послушать как они шуршат. Обсудить, почему листья шуршат (Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать). 5.Лепка «Осенние цветы» с использованием природного материала Среда 5 октября. 1. Оформление фотовыставки «Закружила
осень золотая
». 2. Слушание: П. И. Чайковский "Времена года". 3. Чтение И. Бунина «Лес точно терем расписной…». 4. Выставка поделок из природного материала «Что нам
осень подарила
».
Четверг 6 октября. 1. Рисование «
Заготовки на зиму
». 2. Объяснить и разучить пословицу «Если
осенью снегу нанесет рано
, то и весна ранняя». 3. Дидактическая игра «От какого дерева листок». 4. Папка-ширма для родителей «
Осень
в гости к нам пришла» Пятница 7 октября. 1. Коллективная аппликация «
Осень в ладошках
». 2. Загадывание загадок «Овощи и фрукты» 3. Чтение сказки И. Соколов - Микитов «Листопадничек». 4. Конструирование: «Перевезем урожай». 5. Игра «Витамины на грядке». Понедельник 10 октября. 1.Разучивание стихотворения Плещеева «Осенняя песенка». 2.Занятие по речевому развитию «Какого цвета осень». 3.Дидактическая игра «Когда это бывает» 4.Настольно- печатная игра «Во саду ли в огороде» Вторник 11 октября. 1. Утренник с участием родителей «Осенний капустник» 2.Наблюдение на прогулке за листопадом. Воспитатель задает детям вопросы: «Почему осень называют золотой? Какое явление называют листопадом? Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?» 3.Подвижная игра «Перелет птиц» Среда 13 октября. 1.Беседа «Нужно ли человеку готовиться к зиме».
2. Интегрированное занятие по развитию речи и мелкой моторики руки «Путешествие в осенний лес». 3.Подвижная игра «Ходит осень по дорожке». 4.Чтение А. Толстой «Волк» Четверг 14 октября. 1.Рисование с использованием нетрадиционной техники «Осеннее дерево» 2. Наблюдение на прогулке за деревьями. Какое из деревьев сбросило листву последним. Сделать вывод о том, что после того как температура воздуха стала ниже нуля градусов, все деревья сбросили листву. Обратить внимание детей, что молодые ветки на деревьях не растут, почки на ветках крепко закрыты. 3.Чтение Бианки «Паучок – пилот» 4. Игра со строительным материалом «Домик лесника» Цель: закрепить знания детей о подготовке лесных зверей к зиме. Пятница 15 октября. 1.Закрепление стихотворения Плещеева «Осенняя песенка» 2.Интегрированное занятие «Люблю березку русскую». Конструирование из бумаги с использованием природного материала «Осенняя березка». Оформление выставки. 3 . Субботник с участием родителей по уборке участка. 4.Итоговое занятие КВН «Мир
осени

Презентация для старшей группы "Осенняя ярмарка"

Вид проекта: творческо-исследовательский, групповой.
Продолжительность : неделя.
Образовательная область: познавательный, социально-коммуникативное развитие.
Цель : Развивать у детей познавательные и творческие способности в процессе решения проблемных и смоделированных ситуаций в процессе поисковой деятельности.
Задачи : расширять представление детей о многообразии мира растений, учит правильно называть и узнавать овощи, фрукты и ягоды, формировать представление о пользе овощей и фруктов, о разнообразии различных блюд из них. Расширять представление о способах ухода за садово-огородными растениями. Накапливать словарный запас.

Основные направления
1. Игровое занятие «Во саду ли в огороде».
2. Беседы: «Осень в гости к нам пришла», «Где и как растут овощи? Что из них готовят?», Польза овощей для человека».
3. Игра-ситуация «Что полезно для здоровья».
4. Ручной труд: «Заборчик для огорода».
5. Дидактические и развивающие игры.
6. Игровая познавательно-исследовательская деятельность: приготовление сока из апельсина, приготовление пюре из яблок и груш.
7. Домашнее задание для детей и родителей. – подобрать овощи для ручного труда – изготовление поделок из овощей.

Предварительная работа
1. Подбор иллюстраций и картин по теме «Овощи».
2. Чтение русских народных сказок «Вершки и корешки».
3. Прослушивание грам записи «Чипполино»..
4. Подвижные игры «Урожай», «Помощники», «Мимо сада», «Осень спросим».
5. Дидактические игры
6. Разучивание пальчиковой гимнастики: «Хозяйка однажды с базара пришла».
7. Разучивание стихотворения Е. Благининой «Приходите в огород».
8. Выполнение группового коллажа «Наш богатый урожай» (рваная бумага)
9. Задание для родителей «Овощная энциклопедия» . Составление кулинарного альбома «Овощная вкуснятина». Выставка поделок «Чудо с грядки».

Предполагаемый результат
1. Знать и узнавать овощи, их части.
2. Владеть обобщающими понятиями.
3. Определять на ощупь, по вкусу и узнавать по описанию.
4. Находить сходства и различия по нескольким признакам..
5. Знать время сбора овощей, о полезных свойствах, что можно готовить из них, как заготавливают овощи на зиму.
6. Учить с помощью природно-бросового материала совместно с родителями находить оригинальные решения в создании необычных поделок из овощей, подбирать интересный познавательный материал.

Игровая неделя
1 день «Наш чудесный огород»
Собираем урожай огурцов, свеклы, лука.
Разучивание пальчиковой гимнастики: «Хозяйка однажды с базара пришла».
Дидактические игры: «Отгадай-ка», «Один-много», «Определи по вкусу».
Подвижная игра «Урожай».
Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».

2 день «День загадок»
Игра-ситуация «Что полезно для здоровья».
Развивающий стих Е. Благининой «Приходите в огород».
Дидактическая игра «Найди ошибку», «Назови три плода», «Скажи, какой?», «Доскажи словечко».
Подвижные игры: «Огуречик - огуречик», «Мимо сада», «Вечер загадок».
Игровая познавательно-исследовательская деятельность «Приготовим сок из апельсина».

3 день Умелые руки»
Занятие «Во саду ли, в огороде»
(Лепка овощей и фруктов из соленого теста для игры «Овощной магазин»).
Подвижная игра «Осень спросим».
Дидактические игры: «Разложи овощи по корзиночкам», «Что лишнее».
Пальчиковая игра «Капуста».
Психологический этюд «Танец осенних листочков».
Игра-соревнование «Репка».

4 день «Играем в сказку»
Беседа «Польза овощей для человека».
Игра «Назови, какой это сок».
Дидактические игры: «Разложи фрукты по корзиночкам», «Укрась слово».
Подвижная игра «Мимо сада».
Чтение и обыгрывание сказки В. Сутеева «Яблоко».
Игра «Чудесный мешочек».
Игровая познавательно-исследовательская деятельность: «Приготовление пюре из яблок и груши».

5 день «Кулинарное шоу» (с приглашением родителей)
Игра по ролям «Будем знакомы»
И девченки, и мальчишки
Очень любим любим кочерыжки.
Я – капуста – не хвалюсь:
У меня отличный вкус
1 стол – выставка детских поделок.

2 стол – выставка совместных поделок детей и родителей «Чудо с грядки».

3 стол – фуршет: канапе из овощей, фруктов и ягод.

Творческий проект «Осень – красавица, ты мне очень нравишься!» для детей старшей группы

1. Наименование проекта:
«Осень - красавица, ты мне очень нравишься!»
2. Разработчик проекта: воспитатель, ГБОУ Школа № 1373 (ОДО №4), г. Москва
3. Время реализации проекта:
Октябрь – Ноябрь 2017 года
4. Вид проекта:
- по доминирующему методу - творческий
- по числу участников - групповой
- по времени проведения – среднесрочный
5. Участники проекта:
Родители и дети, воспитатель старшей группы №1
6. Цель проекта: Знакомство детей с творчеством русских поэтов и художников.
Исследовательская деятельность по изучению природы в осенний период во всех ее проявлениях. Организация выставок семейного художественного творчества, выделяя творческие способности и достижения родителей и детей.
7. Задачи:
- Развивать творческие способности детей.
- Способствовать развитию памяти, восприятия у детей.
- Воспитывать эстетические чувства.
- Пополнить и активизировать словарный запас детей.
- Пробудить интерес родителей и детей к совместному творчеству.
- Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность
детей в детском саду и дома.
8. Ожидаемый результат: привить художественно-эстетический вкус у дошкольников; заинтересовать родителей в совместном творчестве с детьми.
9. Продукт проекта: организация выставки поделок из природного материала в группе, сделанных родителями совместно с детьми и участие в выставке «Осенний карнавал».

Гуляя на прогулке с детьми мы обратили внимание на разноцветный «ковер» из осенних листьев на нашем участке. Посоветовавшись с детьми, мы решили собрать красивые листочки и засушить их. А потом сделать из них красивую и интересную поделку или композицию. Так и родилась идея создания проекта «Осень – красавица, ты мне очень нравишься!»

План реализации проекта
I. Подготовительный этап

Мероприятия:
Подбор материалов по теме проекта.
Составление плана основного этапа проектирования.

II. Основной этап
Срок проведения: 3 недели проектирования.
Мероприятия:
1. Совместная деятельность с детьми.
- Беседы с детьми: «Золотая осень»; «О труде людей осенью».
- Чтение и заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень».
- Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней.
- Презентация для детей «Осень в картинах русских художников».
Задачи: Формировать художественно-эстетический вкус, складывающийся в процессе знакомства с произведениями искусства. Формировать положительный настрой, создавать радостные эмоции.
2. Продуктивная деятельность с детьми.
- Музыкальная композиция «Танец осенних листочков».
- Коллективная работа из осенних листьев «Осенняя чудо - птица».

- Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Волшебный лес» (отпечатки листьев). Задачи: Развивать творческие способности в создании продуктов деятельности.


3. Консультация для родителей.
Тема: «Осенние забавы».
Задачи: Обобщение детьми знаний об осенних изменениях в природе и изготовление дома, совместно с родителями поделок из природного материала.
4. Мастер – класс для родителей «Учитесь вместе с детьми…»
Задачи: Развить совместное творчество родителей и детей.


5. Информационный стенд.
Тема: «В гости Осень к нам пришла!»
Задачи: Расширить знания родителей по теме проекта; заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

III. Завершающий этап
Срок проведения: 1 неделя проектирования.
Мероприятия:
1. Участие в выставке поделок из природного материала «Осенняя ярмарка».






2. Оформление в группе выставки «Осенний карнавал», изготовление родителями и детьми «Осенних шляпок».



3. Оформление портфолио проекта.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект Подготовила: воспитатель Ковешникова Оксана Александровна МБДОУ детский сад №77 комбинированного вида г.Одинцово 2014 г.

Вид проекта: информационно – творческий, коллективный. Длительность проекта: сентябрь, октябрь, ноябрь 2014 года. Участники проекта: 1. Дети старшей группы №7 (5 лет) МБДОУ детского сада №77 комбинированного вида; 2. Педагоги (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре); 3. Родители воспитанников.

Актуальность темы: Трудно представить себе воспитание и развитие детей без привлечения в помощники педагогу природы - этого самого естественного источника красоты. В последнее время остро стоит вопрос экологии окружающей среды, поэтому на занятиях с детьми дошкольного возраста необходимо прививать любовь к природе и бережное отношение к ней. Чтобы любить природу, ее надо знать, а чтобы знать, необходимо изучать и наблюдать за изменениями, происходящими в природе. В процессе познания природы не только формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы, но и чувство ответственности за свои поступки. Если ребенок научится наблюдать за природой, то он научится и ценить окружающий его мир. В связи с этим, главная задача педагога – правильно организовать исследовательскую деятельность детей и учить их наблюдать и делать выводы из своих наблюдений.

Цель проекта: формирование представлений детей о своеобразии осени,как времени года.

Задачи проекта для детей: Обогащать словарный запас по теме «Осень»; Учить строить свою речь в форме связных высказываний описательного типа рассуждений; Учить составлять рассказы (сказки) по серии сюжетных картинок, придумывать им названия, сочинять продолжение, начало или конец; Углублять и расширять знания об осенних явлениях в природе, о времени года, когда созревают овощи, фрукты, грибы, ягоды, о том, как готовятся звери в лесу к зиме; Формировать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, анализировать и экспериментировать, отражать результаты в различных видах деятельности; Развивать потребность в получении новых знаний об осени; Воспитывать любовь к природе.

для педагогов: Создавать условия для развития детского воображения, как предпосылки к формированию и совершенствованию связной речи, развитию способности к словесному творчеству; Создавать предметно – развивающую среду; Сплотить коллектив детей, родителей и педагогов в работе над общим проектом; Формировать такие личностные качества, как умение договариваться и работать в команде.

для родителей: Побуждать родителей оказывать помощь в организации развивающих мероприятий и активно включаться в общеобразовательный процесс; Привлекать к активному участию в конкурсах, детских праздниках, оформлении группы.

Формы реализации проекта: образовательная деятельность; сюжетно – ролевые, дидактические игры; рассматривание иллюстраций, картин, открыток, фотографий; беседы; прохождение экологической тропы; работа с родителями; развлечение; выставки детских работ.

Предполагаемый результат: расширение знаний детей об осени, её признаках и дарах; пополнение словарного запаса; формирование исследовательской деятельности детей; вовлечение родителей в исследовательский процесс.

Этапы работы над проектом: Подготовительный этап Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями. Подбор материала и оборудования для совместной деятельности с детьми. Подбор песен, музыкальных игр, физкультминуток, комплексов гимнастики, связанных с тематикой проекта (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре). Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подбор фотографий, литературы для семейного чтения (воспитатель). Беседы с родителями,консультации по теме проекта.

Основной этап Мероприятия по работе с детьми Чтение художественной литературы Беседы Заучивание стихов наизусть Игры – инсценировки Составление рассказов по картинам Музыкальная деятельность Экскурсии Наблюдения Художественное творчество Изготовление поделок из природного материала вместе с родителями Дидактические,словесные,подвижные,сюжетно – ролевые игры Развлечения

Мероприятия Мероприятия по работе с по работе с педагогами родителями Изготовление памяток. Создание каталога музыкальных произведений и стихотворений по теме « Золотая осень». Создание картотеки физкультминуток по теме « Золотая осень». Приглашение на открытый просмотр организованной образовательной деятельности. Консультация для воспитателей «Составление рассказов по картинам на тему «Осень». Оформление наглядной информации для родителей. Консультация по изготовлению игрушек из природных материалов. Организация выставок детских работ.

Мероприятия по работе с детьми в группе: Чтение художественной литературы В. Бианки «Сентябрь» Коммуникация, познание (беседа) «Наступила осень» Чтение художественной литературы А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» Художественное творчество (рисование) «Идёт дождь» Коммуникация,познание (беседа) «Наша одежда осенью» Речевое развитие (составление рассказа) «Дети гуляют в осеннем парке» Художественное творчество (рисование) «Листья деревьев» Коммуникация,познание «Беседа об овощах» Художественное творчество (рисование) «Натюрморт с овощами» Художественное творчество (лепка) «Овощи на тарелке» Речевое развитие (составление рассказа) «Как мы убирали урожай» Речевое развитие (составление рассказа по картине) «Овощной магазин» Коммуникация,познание (беседа) «Польза фруктов» Художественное творчество (рисование) «Мои любимые фрукты» Художественное творчество (аппликация) «Плоды сада – груша» Художественное творчество (рисование) «В саду созрели яблоки»

Мероприятия по работе с детьми в группе: Коммуникация, познание (беседа) «Животные осенью» Художественное,творчество (рисование) «Весёлый ёжик» Художественное творчество (лепка из природного материала) «Ёж» Коммуникация,познание (беседа) «Куда улетают птицы?» Художественное творчество (рисование) «Голубь» Художественное творчество (аппликация) «Ворона» Чтение художественной литературы (ненецкая сказка) «Кукушка» Коммуникация, познание (беседа) «На лесной полянке выросли грибы» Художественное творчество (рисование) «Грибы» Художественное творчество (аппликация) «Грибы на полянке» Коммуникация, познание «Беседа о лесе» Художественное творчество (рисование) «Осенний лес» Художественное творчество (лепка из природного материала) «Филин»

Мероприятия по работе с детьми в группе: Дидактические игры: «Винегрет и салат – здоровье для ребят»; «Во саду ли,в огороде»; «Деревья, плоды, листья»; «Четвёртый лишний»; «Съедобно – несъедобно»; « С какого дерева листок?»; «Назови цветок». Развивающие игры: Пазлы «Мир растений»,«Времена года»; Лото «Кто, где живёт?», «Домашние животные». Сюжетно- ролевые: «Путешествие в лес», магазин «Овощи», магазин «Хлеб», «Пекарь».

Заключительный этап Выставка совместного творчества « Осень в гости просим!». Праздник для детей « Королева Осень». Оформление фотоальбома « Мы и осень».

Подведение итогов: Дети знают и называют: осенние месяцы; большое количество овощей, фруктов и осенних даров; осенние приметы и явления: пословицы, поговорки об осени; дети стали более раскрепощены и самостоятельны; в свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой деятельности наряды и атрибуты. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Список литературы: Голицына Н.С. Конспекты комплексно- тематических занятий. Интегрированный подход. -М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2014. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика- Синтез,2011. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Издание второе. – М.: Центр педагогического образования,2008. Колдина Д.И. Рисование с детьми 5-6 лет.Конспекты занятий.- М.: Мозаика- Синтез,2010. Колдина Д.И. Лепка с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий.- М.: Мозаика -Синтез,2010. Колдина Д.И. Аппликация с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий.- М.: Мозаика- Синтез,2010. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2004. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. -М.: Мозаика-Синтез,2010. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду.- М.: Издательство «Совершенство», 1999.