Образ кошки в фольклоре и искусстве. Психологические образы: кошки

27.04.2019

В отделе литературы по искусству, в рамках МЯУ-эстафеты и к Всемирному дню кошек была организована выставка «Коты в произведениях искусства».
Кошка живет бок о бок с человеком с незапамятных времен. Изображения кошек можно встретить и на египетских папирусах, и на древних мозаиках. Но все, же главным действующим лицом картины кошка становится лишь к 20 веку. В ходе истории роль кошки в жизни человека претерпевала изменения, вместе с тем менялось и отношение к кошкам, и соответственно место кошки в искусстве.

Баст. Х век до н.э.
Предки современных кошек впервые появились около 10 миллионов лет назад, но они были совершенно дикие и не общались с людьми. Когда люди занялись земледелием, их зерновые культуры привлекали мышей и птиц, а они, в свою очередь, привлекает кошек

Считается, что человек приручил кошку с целью защиты урожая от грызунов.

Богиня Баст. 1150 год до н.э.
Первыми, кто стал приручать кошку, были древние египтяне. Самое раннее свидетельство приручения - это изображение кошки, которая надевает ошейник, было найдено в одной из могил египетских фараонов. А с 1600 г. до н. э. кошку стали часто изображать в скульптурах, росписях и иероглифах, что свидетельствует о том, что она широко распространилась в Египте. Для египтян кошка была священной и олицетворяла собой божество - Баст или Бастет. Баст или Бастет - богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки.

В исламском мире, кошки были уважаемы, т.к. они были любимцами пророка Мухаммеда, основателя ислама. Существует история, что кот Мухаммеда раз уснул на рукаве халата у своего хозяина – и чтобы не тревожить своего любимого кота, Мухаммед вынужден был отрезать рукав халата.

Эта бронзовая горелка для ладана представляет собой кошку с полуоткрытым ртом и ушами. Спина, шея и грудь все перфорированные, чтобы бежал ладан. На груди кошки надпись, в которой говорится: " Доблесть, сила и слава".

Так же были уважаемы и охраняемы кошки в Азии, т.к. люди там признали ценность их услуг в области защиты продовольственных культур и шелковой промышленности червя от уничтожения грызунов.

С тысячного года кошка появляется на китайских и японских рисунках и полотнах. На картине "Мечта кошки" К. Утамаро видно спящее животное, которое получило от хозяина большую рыбину.

Этот кот изображен в 1494 году в альбоме китайского художника Шень Чжоу , одного из первых великих мастеров династии Мин.

Один из самых известных японских художников-котолюбов - Утагава Куниёси - изображал котов в любом окружении и обличье.

Одна из самых известных гравюр Утагавы, изображающая котов всех 53 станций-городов древней дороги Токайдо, соединявшей Киото и Эдо.

В Европе домашние кошки жили и во времена Древней Греции, и во времена Древнего Рима, исполняя функцию стражей продовольствия. Кошки жили рядом с людьми, но на задворках их жилищ и на задворках сознания. Соответственно в искусстве они появились как деталь дальнего плана или фона. В римской и греческой живописи изображение кошки встречается на монетах, амфорах, красивых мозаиках и т.д.
Еще одну сцену охоты кошки можно увидеть на инкрустированном бронзовом кинжале, лезвие из царских гробниц в Микенах (Греция). На нем изображен кот, который охотится на водоплавающих птиц.

Большинство западных художников средневековья придерживались религиозной живописи. Каждый объект в картине символизировал определенную идею или концепцию в христианской доктрине. В иконографии христианского искусства, кот символизирует как лень, так и похоть. Средние века были темными веками для кошки в христианском мире, где было широко распространено мнение, что дьявол принял форму черного кота. Поэтому на картинах художников того времени кошки практически не появлялись. Лишь только в эпоху Возрождения такие художники как Дюрер и Леонардо изобразили кошку на своих полотнах.

А. Дюрер поместил кошку в раю у ног Адама и Евы.

Леонардо да Винчи (1452-1519) "Кошки и драконы" 1513-1515

Леонардо любил подолгу наблюдать за кошками. Он зарисовывал их в самых разных позах, изучал их повадки, делал наброски сцен борьбы, умывания, ловко схватывая игру, проявления гнева и радости.

В 17-18 веке в западноевропейской живописи наступил перелом: постепенно кошка прокралась с заднего двора на парадное крыльцо, а потом и к нам в душу, где прочно обосновалась, и живет по сей день. Она появляется в качестве аксессуара на портретах и натюрмортах. Она еще не является главным предметом композиции, но в тоже время она важная смысловая деталь картины. На портретах юных барышень с помощью кошки подчеркивалась их мягкость и нежность. В статичные натюрморты кошка вносила интригу и действие. Как правило, она изображалась ворующей еду. В прочем воровство это изображалось с юмором и некоторым восхищением ловкостью и сообразительностью кошки.

Ж. Шарден "Кошачье счастье", 1728 (Натюрморт с котом и рыбой)



Франсуа Депорт "Собака и кошки дерутся на кухне"

Как, например, на картинах Ф. Депорта (1661 - 1743) "Натюрморт с дичью и овощами" и Ж. Шардена. На картине Шардена черепаховая с белым кошка медленно подкрадывается к тарелке, стоящей рядом с черным кувшином.

Анимализм как жанр, возможно, эволюционировал из натюрморта, в который включались такие действующие фигуры как кошки и собаки. Постепенно они начали выходить на первый план.

Первоначально анимализм считался низким жанром. Художники, определяющие стиль эпохи в нем не работали. На картинах Ренуара, Гогена, Дега кошки встречаются где-нибудь на заднем плане. Кошка не главный элемент картины.

На картине Г. Курбе (1819 - 1877) "Ателье художника" (1855) , главы французского реализма, художник изображен за работой, в окружении друзей и родных. На переднем плане картины - играющая кошка.

В картине П. Гогена "Таитяне" спящая кошка, расположившаяся у ног людей, подчеркивает настроение общей расслабленности и безделья.

Известны графические работы "Кошки и цветы" и "Рандеву с кошками" Э. Мане" , "Девушка с кошкой" О. Ренуара , на которого не могла не подействовать чувственная красота этих животных. Ренуар написал множество кошек, сидящих у девушек на руках или самостоятельно.


Огюст Ренуар "Спящая кошка" 1862


Огюст Ренуар "Женщина с кошкой"
Особняком стоит картина "Женщина с кошкой" импрессиониста Огюста Ренуара . Молодая миловидная женщина бережно держит на руках темно-серую кошку, которая нежно прижимается головкой к ее лицу, лапы торчат в разные стороны.

На другой картине О. Ренуара женщина с интересом наблюдает за кошкой, которая, стоя на столе на задних лапах, принюхивается к большому комнатному цветку.

На картине Э. Мане (1832 - 1883) "Олимпия" , созданной в 1863 году и выставленной в парижском Салоне в 1865 году изображена молодая девушка, отдыхающая на кровати, покрытой светлым покрывалом. На девушке нет никакой одежды и украшений, кроме красного цветка в волосах, черного шнурка на шее и сандалии на одной ноге. Олимпия вместе с белым покрывалом образует большое белое пятно на черном фоне, на котором помещена голова негритянки, подносящей букет, и черная кошка.

Появляются кошки и в иллюстрациях знаменитого французского графика Г. Доре (1832 - 1883). Известна иллюстрация, созданная им в 1862 году к "Коту в сапогах" Ш. Перро. Кот изображен в развевающемся плаще, в сапогах с отворотами, в шляпе с пером. На шее кота - ожерелье из мышиных голов, на широком поясе подвешена мышь и мешок, из которого торчит мышиный хвост. Лапы у кота подняты кверху, рот раскрыт - он зовет на помощь к хозяину, который, хитро ухмыляясь, притаился тут же под кустом.

Художники-анималисты появились лишь в 18 веке. Чтобы животное стало центральным элементом картины, необходим был коренной перелом в сознании людей. Ведь на такие картины должен был возникнуть спрос.

Например, картины Г. Роннер пользовались большой популярностью во всем мире. Кайзер Вильгельм первый купил одну - "Кошка, обороняющаяся против собак", а португальская королевская чета - пять картин. К выдающимся произведениям Г. Роннер, за которые она удостоена многих международных премий и звания рыцаря ордена Леонарда, относятся: "Счастливая семья", "Четыре персидские кошки", "Молодые кошки, играющие с клубком" и "Три тявкающие собаки с кошкой на стуле". В живописных полотнах Г. Роннер кошки - главные действующие лица. Все они выписаны с большой достоверностью.


"Ужин с чаем". Генриетта Роннер-Книп

Француз Л. Ламбер прос лавился своими карандашными рисунками животных. Самые его известные работы - "Котята, играющие на ковре", "Кошки в кузнице", "Кормление кошек", "Четыре маленькие кошки и попугай" и другие.

В конце XIX века Теофил Стейнлен (1859 - 1923), французский график, выпустил альбом рисунков под названием "Кот". По мнению И. Акимушкина, изображенные в альбоме кошки отличались изысканной грацией, но были несколько длинноногими.

Т. Стейнлен был завсегдатаем парижского кабаре "Ша-Нуар" ("Черная кошка»). Он сделал для кабаре афишу, на которой изображен черный кот.

На этой афише оставили свои автографы все французские поэты и шансонье конца прошлого века.

Отдельно стоит рассказать о "кошачьем папе" - Л. Уэйне . Герои его картин и рисунков, выполненных в конце прошлого века, это, главным образом, люди-кошки, удивительный мир очеловеченных животных, вращающихся в Британском обществе конца девятнадцатого столетия. Дети-кошки, порой непослушные и недисциплинированные, ходят в школу. Кошки-учителя воспитывают их, а над ними смеются самые непослушные ученики. На всех рисунках Уэйна царит мир игры и шутки. Мир кошек Уэйна, как зеркало, отражает британскую социальную иерархию. У него есть и денди с шампанским и гаванскими сигарами, готовые к праздному ничегонеделанию, и коты в котелках, обменивающиеся последними светскими новостями на загородной прогулке.

Изображения кошек первоначально неловки и далеко не безупречны с точки зрения рисунка, но постепенно накапливается умение и опыт, причем это коллективный процесс – художники заимствуют друг у друга удачные находки в плане композиции и техники живописи.

В 19 веке кошки изображались с максимальной степенью достоверности.

Поздравляют вас с Днем кота и желают приятного чтения.

Домашние кошки на Руси завелись в далекую старину. По легенде, одного из первых котов привезла в Херсонес из Византии принцесса Анна, невеста, а потом и жена князя Владимира Красно Солнышко. Благодаря этому кошка стала восприниматься как животное христианское. Её можно в отличие от собаки называть христианским именем, ей можно заходить в алтарь. До сих пор во Владимире, Суздале и многих других древнерусских городах можно увидеть в храмовых воротах отверстия, проделанные специально для удобства кошек.


Кот Алабрыс. Лубок, конец XVII века .

Протоирей Сергей Правдолюбов в своей книге "Что запомнилось из прошедшего" вспоминает, что однажды c Патриархом Алексием I произошел забавный случай.
"В какой-то большой праздник отворяются Царские врата, а откуда-то сбоку вдруг выходит красивый откормленный кот, хвост трубой, и медленно и торжественно шествует впереди Патриарха на литию. Кота отловили, привели к Святейшему, посадили на стул, и Святейший совершенно серьезно обратился к коту: “Кот, а кот! Что же ты Устава не знаешь?! Разве можно выходить на литию впереди Патриарха? Ты должен выходить позади всех, после протоиереев и иереев. Чтобы этого больше не повторялось”. Все вокруг смеялись, но так и не поняли, усвоил кот урок литургики или нет."



Николай Локотьков. Кот новгородский

Древнерусское государство не знало судебных процессов над животными, тут ни кому не приходило в голову называть котов слугами дьявола и сжигать на кострах. И кошки отплатили жителям Руси сторицей - эпидемия "черной смерти", охватившая в четырнадцатом веке Западную Европу из-за великого множества крыс обошла древнерусские земли стороной.
В это время кошку на Руси ценили на вес серебра. Она приравнивалась по стоимости к пахотному животному - волу и стоила три серебряных гривны (гривна - слиток серебра весом 205 граммов). Большой штраф (гривна) взимался за убийство кошки, потому что сохранить зерно и сбрую от грызунов, главным из которых была мышь, не мог никто, кроме нее. "Мышь есть плюгава и пакости деет человеческому роду, порты грызёт и иныя вещи; сице и человек, аще поганию учинится сиречь отступит от веры угрызует от божественного писания словеса..." - писали в старину.


Андрей Кузнецов

Звали кошку тогда иначе - котка. Затем на смену этому слову пришло немного подправленное - коша, а после добавления буквы «к» получилось привычное слуху - кошка. В знаменитой книге шестнадцатого века - "Домострое" - подробно рассказывается, что делать при укусе "зверя, именуемого кот". Побывавшие в России в шестнадцатом-семнадцатом веках иностранцы не раз рассказывали о кошках как домашних любимцах. В XVIII о кошке стали упоминать в специальных ученых книжках (например, «Лечебнике домашних животных»).


Марина Русанова

Со временем кошки широко распространились в русских городах. Горожане всегда ценили и любили кошек. В патриархальной Москве они считались атрибутом благополучия и достатка в доме. В. А. Гиляровский писал, что когда в начале ХХ века в торговом Охотном ряду было решено навести порядок, «первым делом было приказано иметь во всех лавках кошек. Но кошки и так были в большинстве лавок. Это было вроде спорта - у кого кот толще. Сытые, огромные коты сидели на прилавках».


Вячеслав Шварц. Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы). 1865

Отдавали должное кошкам и царские особы. В Эрмитаже и поныне хранится работа голландского художника Фредерика Мушерона — портретное изображение кота царя Алексея Михайловича (1661 год). В одном из указов Петра I содержится высочайшее повеление «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». У него же жил привезенный из Голландии кот. Дочь его, государыня Елизавета Петровна, в 1745 году приказывала выписать из Казани специально для Зимнего дворца как особо искусных охотников котов-крысоловов местной породы. При дворе Екатерины Великой жили красавицы кошки пепельно-голубого окраса, короткошерстные, с ярко-зелеными глазами. Голубой кот по прозвищу Васька жил у императора Николая I.


Один из любимых котов царя Алексея Михайловича.
Гравюра Холлара с рисунка Фредерика де Мушерона. 1661

На первый взгляд может показаться, что русская классическая живопись небогата кошачьими образами. Среди русских художников не было так называемых "кошачьих Рафаэлей", как в шутку называли живописцев, которые посвятили свое искусство бесчисленным изображениям кошек. Русское искусство было слишком серьезно, социально ориентировано для того, чтобы интересоваться котами как таковыми. Однако коты и кошки - постоянные участники повседневной домашней жизни - появляются на многих картинах и рисунках.

Кот и его хозяйка


Алексей Венецианов. Девочка с котенком. 20-е годы XIX в.
(местонахождение неизвестно, в Третьяковской галерее сохранился черно-белый негатив)

Павел Федотов. Девушка с чёрной кошкой на коленях. 1849

Мурка, не гляди, там сыч
На подушке вышит.
Мурка, серый, не мурлычь,
Бабушка услышит.
Няня, не горит свеча
И скребутся мыши.
Я боюсь того сыча.
Для чего он вышит?
Анна Ахматова



Павел Федотов. Вася и няня. 1848-1850
Авторская надпись: Няня, которого Васю ты больше любишь - меня или брыську?



Иван Крамской. Девушка с кошкой (Портрет Софьи Крамской). 1882

Кот поет, глаза прищуря;
Мальчик дремлет на ковре.
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.

"Полно тут тебе валяться, -
Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай".

Мальчик встал, а кот глазами
Проводил и все поет;
В окна снег валит клоками,
Буря свищет у ворот.
Афанасий Фет


Борис Кустодиев. Девушка у окна. 1923


Борис Григорьев. Женщина с котом. Первая четверть 20 в.

Они приходят к нам, когда
У нас в глазах не видно боли.
Но боль пришла - их нету боле:
В кошачьем сердце нет стыда!
Смешно, не правда ли, поэт,
Их обучать домашней роли.
Они бегут от рабской доли.
В кошачьем сердце рабства нет!
Как ни мани, как ни зови,
Как ни балуй в уютной холе,
Единый миг - они на воле:
В кошачьем сердце нет любви!
Марина Цветаева


Николай Тархов. Девочка с черной кошкой. 1908


Николай Тархов. Кошки у окна. 1909 .

Мой зверь - не лев, излюбленный толпою,-
Мне кажется, что он лишь крупный пёс.
Нет, жёлтый тигр, с бесшумною стопою,
Во мне рождает больше странных грёз.

И символ Вакха, быстрый, сладострастный,
Как бы из стали, меткий леопард;
Он весь - как гений вымысла прекрасный,
Отец легенд, зверь-бог, колдун и бард.

Ещё люблю я чёрную пантеру,
Когда она глядит перед собой
В какую-то нежизненную сферу,
Как страшный сфинкс в пустыне голубой.

Но если от азийских, африканских
Святых пустынь мечту я оторву,
Средь наших дней, и плоских и мещанских,
Моей желанной кошку назову.

Она в себе, в изящной миньятюре,
Соединила этих трёх зверей.
Есть искры у нее в лоснистой шкуре,
У ней в крови - бродячий хмель страстей.

Она проходит в комнтатах бесшумно,
Всегда свою преследуя мечту,
Влюбляется внезапно и безумно,
И любит ведьм, и любит темноту.

В её зрачках - непознанная чара,
В них фосфор и круги нездешних сфер,
Она пленила страшного Эдгара,
Ей был пленён трагических Бодлер,-

Два гения, влюбленные в мечтанья,
Мои два брата в бездне мировой,
Где нам даны безмерные страданья
И беспредельность музыки живой.
Константин Бальмонт. Мои звери.



Владимир Милашевский. Портрет Ирины Одоевцевой. 1921

Ни дня без кота!

В картинах Павла Федотова именно кот придает произведению дополнительный смысл, глубину и остроту.


Павел Федотов. Сватовство майора или поправка обстоятельств женитьбой. 1847

Внизу картины,
Около середины,
Сидит сибирская кошка.
У нее бы не худо немножко
Нашим деревенским барыням поучиться —
Почаще мыться:
Кошка рыльце умывает,
Гостя в дом зазывает.

Павел Федотов


Павел Федотов. Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крест). 1846

Не ворчи, мой кот-мурлыка,
В неподвижном полусне:
Без тебя темно и дико
В нашей стороне;
Без тебя все та же печка,
Те же окна, как вчера,
Те же двери, та же свечка,
И опять хандра...
Афанасий Фет


Павел Федотов. Офицер и денщик.
1850


Иван Горохов. У постели выздоравливающей. 1886

Чаепитие с котищем

Без кота, так же как без самовара, не обойдется ни одно чаепитие! Сюжет традиционного русского
чаепития с котом прослеживается в живописи вплоть до сегодняшних дней.


Владимир Маковский. "Утренний чай" .1891



Константин Маковский. Разговоры по хозяйству. 1868

Сизо-дымчатый кот,
Равнодушно-ленивый скот,
Толстая муфта с глазами русалки,
Чинно и валко
Обошел всех, знакомых ему до ногтей,
Обычных гостей...
соблюдая старинный обычай
Кошачьих приличий,
Обнюхал все каблуки,
Гетры, штаны и носки,
Потерся о все знакомые ноги...
И вдруг, свернувши с дороги,
Клубком по стене -
Спираль волнистых движений, -
Повернулся ко мне
И прыгнул ко мне на колени.
Я подумал в припадке амбиции:
конечно, по интуиции
Животное это
во мне узнало поэта...
Кот понял, что я одинок,
Как кит в океане,
Что я засел в уголок,
Скрестив усталые длани,
Потому что мне тяжко...
Кот нежно ткнулся в рубашку -
Хвост заходил, как лоза, -
И взглянул мне с тоскою в глаза...
"О, друг мой! - склонясь над котом,
Шепнул я, краснея, -
Прости, что в душе я
Тебя обругал равнодушным скотом..."
Hо кот, повернувши свой стан,
вдруг мордой толкнулся в карман:
Там лежало полтавское сало в пакете.
Hет больше иллюзий на свете!
Саша Черный. Чуткая душа


Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918


Борис Кустодиев

Раньше всех проснулся кот,
Поднял рыжий хвост столбом,
Спинку выпятил горбом
И во весь кошачий рот
Как зевнёт!
"Мур! умыться бы не грех..."
Вместо мыла - язычок,
Кот свернулся на бочок
И давай лизать свой мех!
Просто смех!
А умывшись, в кухню шмыг;
Скажет "здравствуйте" метле
И пошарит на столе:
Где вчерашний жирный сиг?
Съел бы вмиг!
Насмотрелся да во двор -
Зашипел на индюка,
Пролетел вдоль чердака
И, разрыв в помойке сор, -
На забор!..
В доме встали, кот к окну:
"Мур! на ветке шесть ворон!"
Хвост забился, когти вон,
Смотрит кот наш в вышину -
На сосну.
Убежал, разинув рот...
Только к вечеру домой,
Весь в царапках, злой, хромой.
Долго точит когти кот
О комод...
Саша Черый


Борис Кустодиев. Московский трактир. 1916.

Белолапка - серокошка
Раз уселась на окошко,
А по улице идет
Очень важный тигрокот.
Скок! И сразу хвать в охапку,
Серокошку - белолапку,
Под себя ее подмял,
Тигрокот, ну и нахал!
Тэффи


Борис Кустодиев. Осень в провинции. Чаепитие. 1926

Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда.

Наяву ли, в бреду иль спросонок,
Только помню с далекого дня -
На лежанке мурлыкал котенок,
Безразлично смотря на меня.

Я еще тогда был ребенок,
Но под бабкину песню вскок
Он бросался, как юный тигренок,
На оброненный ею клубок.

Все прошло. Потерял я бабку,
А еще через несколько лет
Из кота того сделали шапку,
А ее износил наш дед.
Сергей Есенин


Светлана Бердник. Чаепитие . 2010


Екатерина Качура-Фалилеева. Первая пол. 20 в.


Василий Нестеренко. Конфетки, бараночки. 1997

Попробуем определить, какие функции выполняет кошка в мифах, сказках, народных верованиях и художественной литературе. Кот по древнему поверью связан с потусторонним миром, с миром снов и видений. По преданию, он сотворён из рукавицы Девы Марии, "носит сон в рукаве", бережет малых деток и гонит прочь нечисть. Именно поэтому так много колыбельных песен о котах.
При этом кошка в русской мифологии - одно из самых загадочных животных. Например, по уральским поверьям, таинственная земляная кошка охраняет клады. Ее можно узнать по горящим ушам, которые торчат из-под земли, тогда как саму кошку не видно. Земляную кошку боятся волки, когда она показывает уши, а людям она не страшна, хотя может напугать. Кошки в уральской и сибирской мифологии выступают как помощники Хозяйки Медной Горы.
С кошкой связано множество суеверий: черная кошка перебежала дорогу - иди другим путем, трехцветная кошка отгоняет нечистую силу, ведьмы могут превращаться в чисто белых или черных кошек.



Колыбельная про котика

Можно сказать, что в славянской мифологии кошка выполняет четыре функции: "кошка-демон", "кошка-домовой", "кошка-творец - кошка-разрушитель", "кошка-проводник". В мифологии кошка нередко выступает как воплощение (или помощник, член свиты) чёрта, нечистой силы. Существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В ряде случаев кошка выступает в роли ведьмы, а результатом действия чёрной кошки чаще всего становится болезнь, порча, сглаз, смерть.
У наших предков, есть цикл сказок об Иване-Кошкине сыне. Кот (иногда - добрый Кот Котович, брат Ивана Царевича) предстаёт в наших сказках так же и в виде страшного, зловещего "Котища-вытаращи глазища", угрожающего съесть героя. Нередко в фольклоре можно встретить мотив превращения кота в человека и обратного превращения человека в кота. Неуловимость границ между кошачьим и человеческим отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович и др.
Ко второй группе можно отнести те примеры, в которых кошка выступает в роли домового. Все случаи, которые мы относим к этой группе, связаны с устройством дома, с жизнью в нём и с хозяйством. На Руси кошка издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Не случайно во многих странах была примета: прежде чем войти в новое жилище, надо впереди себя пустить "хозяйку" - кошку. Она обеспечит благополучие. Там, где она ложилась, ставили кровать.
Во Владимирской области издавна в этот обряд вкладывали ещё один смысл: тот, кто переступает порог нового дома первым, тот первым и умирает. А поскольку кошка имеет девять жизней, а не одну, как человек, её и пускали в первую очередь - она возродится к жизни ещё раз. Кошка настолько связана со своим хозяином, что сама может выполнять некоторые его обязанности, а именно: играть роль покровителя дома и скота. В этом ей могут помогать и другие животные.

Татьяна Маврина. Кот Баюн

Третья группа представлений о кошке связана с тем, что фигура кошки всегда казалась загадочной и мистической. Образ кошки в славянских легендах неоднозначен - это кошка-творец и кошка-разрушитель. Так, существует польская легенда о том, что с тех пор, как коты перевернули возок с ласточкой и поломали ей ножки, ласточка не умеет ходить, а только летает.
В различных мифопоэтических традициях распространены мотивы учёного кота.Многие из нас с симпатией и нежностью относится к кошкам, поэтому словосочетание «кот-Баюн» мы воспринимаем однозначно - как описание уютного, мурлыкающего, убаюкивающего, мягкого и тёплого животного. Даже небезызвестный успокоительный препарат для животных так называется. Но не ошибаемся ли мы? Кто такой этот кот Баюн? Оказывается, в русском фольклоре этот зверь далеко не столь безопасен и мил.
Пушкинский учёный кот, ходящий "по цепи кругом" - трогательное и безобидное существо по сравнению с его фольклорным прототипом - чудовищным Котом Баюном, который сказывает сказки, сидя на столбе, но при этом напускает сон и "побивает весь люд".


Игорь Тихонов. Кот Баюн

В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побежденный кот начинает сказки сказывать и помогает исцелить царя.
Само имя кота Баюн - происходит от русского слова «баять» — рассказывать (слово «убаюкивать» имеет тот же корень, однако в значении «усыплять» стало использоваться намного позже). Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Устоять и не заснуть оказывается очень сложно. В одной сказке умная жена напутствует мужа, которому надо добыть кота: «Трёх вёрст не дойдёшь, как станет тебя сильный сон одолевать - кот Баюн напустит. Ты смотри - не спи, руку за руку закидывай, ногу за ногой волочи, а инде и катком катись; а если уснёшь, кот Баюн убьёт тебя!». Или вот еще «сказочная» цитата: «Кот свои когти точит, на царя их ладит; хочет у него белу грудь раздирать, из живого сердце вынимать».
Однако зачем же идут к такому страшному и коварному зверю люди, герои сказок? Оказывается, если кота должным образом смирить и взять в союзники, его сказки и пение становятся целебными. Во многих историях они спасают смертельно больных друзей, давая возможность героям сказок жить долго и счастливо. Да и просто дружба замирённого кота Баюна - вещь полезная! Образ волшебного кота был широко распространен в русских лубочных повестях. Вероятно, оттуда он был заимствован А. С. Пушкиным.


Константин Кузнецов. Кот Баюн

Мудрость издавна приписывалась кошке, и это нашло отражение в образах сказочных учёных и сообразительных котов. О ценности кошки свидетельствует и то, что она часто бывает наградой герою сказки за труд или полезным помощником, подсказывающим в беде и избавляющим от несчастий; например, в одной из сказок кот даже учит героя добывать огонь.
В следующей, четвёртой группе кошка играет роль проводника между миром людей и потусторонним миром. В фольклорных представлениях кошка является и связующим звеном между мирам. Наши предки считали, что все слепорожденные животные видят злых духов. К этой категории, безусловно, относится и кошка, которая стоит на границе миров и приводит в "наш" мир существ из "иного" мира.
В русских сказках что бы ни делала кошка, она всё равно старается помочь хозяину. В качестве примера бескорыстной помощи можно привести сказку "Мудрая жена", где человек продаёт кошку на корабль, отправляющийся в далёкую страну, где кошки не водятся. Там она помогает "корабельнику", к которому успела привязаться, убив угрожающих ему крыс только из чувства преданности, не руководствуясь корыстными соображениями. Потом новый хозяин - "корабельник" - продаёт кошку за большую сумму денег. Эта сказка отличается ещё и тем, что здесь кошка не говорит по-человечески, а является просто животным, в то время как в большинстве других сказок она действует как человек.
Но кошка - не безупречная героиня фольклора. Плутовские свойства кошки сближают её с лисой. В сказке "Кот и лиса" кот даже женится на лисе, что делает эту пару очень значительной и сильной среди других животных.

"У мужика был шкодливый кот. Он надоел мужику, и тот бросил кота в мешке в лесу. Кот стал в лесу жить, и вскоре познакомился с лисой. Он назвался ей Котофеем Ивановичем, и они поженились. Медведь и волк захотели на диковинного зверя посмотреть и принесли коту мясо быка и барана. Сами они рядом схоронились. Кот разодрал всю еду (т.е. съел). При этом он мяукал, да так, что волку и медведю слышалось "мало". Вскоре у волка мышцы болеть стали, и он пошевелился. Кот подумал, что это мышь, и бросился на несчастного. Волк в испуге удрал, а кот прыгнул на дерево. Там медведь сидел. Медведь тоже испугался и убежал, а кот с лисой вместе жить стали припеваючи.


Сказка "Кот и лиса"

Отметим еще, что кошка совершает все свои поступки обдуманно. Она очень хитра и устраивает всё так, как ей удобно. И это вновь сближает её с лисой. Но иногда лиса становится врагом кошки. Это видно из сказки "Кот, петух и лиса", где лиса всё время пытается украсть и съесть петушка, а кот всё время спасает его и в конце концов наказывает лису.
В сказке "Баба Яга" кот, принадлежащий самой бабе Яге, помогает героине, попавшей в беду, за её доброту. Несмотря на это, он всё же является личным демоном хозяйки, что в славянской культуре не встречается нигде, кроме сказок. Кошка может принадлежать злым существам (например, ведьме, бабе Яге), красть что-либо у хозяев, врать, но она всё равно будет помогать или совершать разные другие положительные поступки. Цвет кошки в сказках может быть любым, но если предпочтение оказывается чёрному окрасу, это свидетельствует о мистических чертах кошки.
Итак, кошка приобретает ещё одну, свойственную ей функцию - "кошка-помощник". Несмотря на это, кошка продолжает оставаться таинственной, непостижимой, так как мотивы её поступков далеко не всегда ясны.
В целом можно сказать, что фольклорный кот несет в себе целый набор черт трикстера - т.е. существа, не подчиняющегося общим правилам поведения, вносящего в жизнь в негативном случае хаос, а в позитивном - игру. Маленький пушистый Локи.



Иван Вилибин. Кот ученый. 1910

У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Пойдёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит...
Руслан и Людмила


Иван Билибин. Пир у царя Салтана. 1904

Жеманный кот, на печке сидя,
Мурлыча лапкой рыльце мыл:
То несомненный знак ей был,
Что едут гости.
Евгений Онегин

Рисунки А.С. Пушкина

Так иногда лукавый кот,
Жеманный баловень служанки,
За мышью крадётся с лежанки:
Украдкой, медленно идёт,
Полузажмурясь подступает,
Свернётся в ком, хвостом играет,
Разинет когти хитрых лап
И вдруг бедняжку цап-царап.
Граф Нулин

Рисунки А.С. Пушкина

Уж тёмна ночь объемлет
Брега спокойных вод;
Мурлыча, в келье дремлет
Спесивый старый кот.
Послание к Галичу


Рисунки А.С. Пушкина

«В сию минуту новое явление привлекло его внимание; кошка бегала по кровле пылающего сарая, недоумевая, куда спрыгнуть, — со всех сторон окружало её пламя. Бедное животное жалким мяуканием призывало на помощь. Мальчишки помирали со смеху, смотря на её отчаяние. «Чему смеётеся, бесенята, — сказал им сердито кузнец. — Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», — и, поставя лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою. Она поняла его намерение и с видом торопливой благодарности уцепилась за его рукав. Полуобгорелый кузнец с своей добычей полез вниз. «Ну, ребята, прощайте, — сказал он смущённой дворне, — мне здесь делать нечего. Счастливо, не поминайте меня лихом».
Дубровский


Владимир Румянцев

Продолженiе будетъ!

1. Кошки и человек. История отношений.

Видимо, когда Киплинг писал свою знаменитую сказку О Кошке, что гуляла сама по себе, он интуитивно предвосхитил выводы современных ученых, которые почти единодушно сходятся в том, что из всех домашних животных кошка не была одомашнена человеком в том смысле, какой мы вкладываем в это понятие, говоря об одомашнивании, скажем собаки или лошади. Человек не ловил кошку и не заставлял жить рядом с собой, не заставлял её ловить мышей, дрессируя соответствующим образом – с кошкой такие трюки не проходят. Кошка сама пришла к человеку, огляделась, оценила перспективы и, решив, что это житье ей вполне подходит, осталась. Но осталась на своих условиях. И что оставалось человеку делать, кроме как согласиться?

Практически у всех народов мира кошка – существо не однозначное с двоякой сущностью. Кошка предстает то как хранитель и защитник от сил зла, то как этих сил зла олицетворение. Кошек то боготворили, то, низвергая с пьедестала, подвергали мучениям. Пожалуй, только в наше время, отношение к кошке стало нормальным, здравомыслящим.

И, конечно, рассказ о кошках в жизни человека следует начать с Египта. Именно в Древнем Египте мы находим первое упоминание о кошке и её первые изображения. И именно там кошка стала существом священным, «добрым гением жилища», хранительницей домашнего очага и была взята под защиту закона. Из-за загадочности, ночного образа жизни, светящихся во тьме глаз, редкостной плодовитости и женственности это грациозное животное было посвящено богине Луны, плодородия и деторождения Баст, или Бастет, изображавшейся с кошачьей головой. За убийство кошки полагалась смертная казнь, иногда отрезали палец или руку. При естественной смерти кошки в доме объявляли траур, все обитатели его обрезали волосы и выщипывали брови, а саму кошку часто бальзамировали и с почестями хоронили на особом кладбище. Большое количество мумий кошек найдено в гробницах фараонов.
Египетская богиня Баст, связанная с радостью и весельем, хорошим настроением,обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой. В городе Бубастисе - центре культа Баст - обнаружено целое кладбище кошек. По законам этого города случайное нанесение ущерба кошкам и особенно их убийство каралось смертью.

Кроме того, Солнце, взиравшее вниз в преисподнюю, во время ночи, могло также называться кошкою, как оно и было, ибо оно тоже видело во тьме. Кошка называлась по-египетски mau, что означает - зрячий, от глагола ma u - видеть".
В "Книге мертвых" бог солнца Ра выступает как "великий кот". Рассказывается о том, что каждую ночь, когда Ра начинает плавание по подземному Нилу, змей Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. Ра в образе рыжего кота сражается с ним и отрезает ему голову под священной сикиморой (древом жизни) города Гелиополя. Таким образом, кот здесь выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра. Соперничество со змеей сделало кошку стала священным животным бога Солнца. Священная кошка и все ее собратья с давних пор пользовались в Египте особым почетом и уважением, для них строили специальные храмы. Люди окружали их любовью и заботой, помня о той важной услуге, которую оказывает каждую ночь кошка всем на земле.

В Древнем Риме кошка - этот гордый и свободолюбивый зверек - служила символом свободы и независимости, была непременным атрибутом богини свободы Либертас и изображалась рядом с ней. Кошки почитались простыми римлянами, но их не терпели римские тираны.

Древние греки отождествляли Баст с Артемидой - богиней охоты, дочерью Зевса, обладающей решительным и агрессивным характером. Артемидатакже считалась олицетворением луны. Она богиня растительности и животного мира, родовспомогательница. Кот является спутником Артемиды, она держит его у своих ног. Артемида принимает образ кошки, чтобы ускользнуть от Тифона.

В скандинавской мифологии одной из наиболее почитаемых богинь была независимая, красивая Фрейя – богиня из рода ванов, сестра Фрейра и дочь Ньерда. Равных ей по красоте не было и нет во всем мире ни среди богов, ни среди людей, а ее сердце так мягко и нежно, что сочувствует страданию каждого.

В бой она отправлялась на колеснице, запряженной кошками, и поэтому считалась повелительницей кошек, подобно египетской Баст и греческой Артемиде. Когда она плачет, ее слезы капают, превращаясь в золото, а когда ее слезы падают в море, они превращаются в янтарь. Поэтому ее магических кошек звали Бигуль («золото пчел», мед) и Трьегуль («золото дерева», янтарь). Фрейя обладала также способностью менять внешний облик, была предводительницей валькирий и «провидицей» – вдохновительницей священной поэзии. Тринадцать – ее число, а пятница – ее день. У нее был плащ из перьев сокола, позволяющий проникать в иные миры, чудесное золотое ожерелье Брисингамен, а рунами она владела задолго до того, как их получил Один.

Фрейя правит любовью, красотой, сексом, кошками, плодородием, деторождением, магией, мудростью, поэзией, морем, Луной, смертью.

В Китае кошки и их изображения считались приносящими счастье. У китайцев кот, будучи ночным животным, относится к принципу инь (женского начала, тьмы, луны и т.д.). Он может общаться со злыми силами и обладает способностью к трансформации. Кроме того, в Китае верили в то, что кот способен изгонять злых духов. Домашняя кошка называется «Мао», в Китае проводилась аналогия между кошкой и тигром. Китайцы говорили: «Мао похож на тигра, но маленький». Слово «Мао» – звуковое подражание голосу кошки, а иероглиф «Мао» состоит из иероглифов «тьен» (поле), «цзао» (трава) и «чао» (монстр) – это означает, что кошка уничтожает чудовищ на поле. Звукосочетание «Мао» в китайском языке означает еще и «восьмидесятилетний» – кошка считается символом долголетия, и на поздравительных открытках с днем рождения часто изображают кошек.

В Японию первые домашние кошки попалииз Китая, одновременно с буддизмом. Один монах секты тендаи вез из Китая в Японию на корабле множество буддийских рукописей. Для защиты драгоценного груза от мышей и крыс он взял с собой кошку – и книги в неприкосновенности прибыли в Японию. Шерсть этого зверька была желтоватого окраса, и поэтому (а также потому, что кошка уберегла святые реликвии) она вошла в историю и в литературу как «золотая кошка». В Японии кошки применялись сначала для охраны библиотек. Во всех монастырях их держали, чтобы стеречь книги и рукописи от грызунов.

Кошки сначала были редки и дороги, они являлись символом высокого общественного положения и пользовались большим почетом, в том числе и при дворе. Из-за своей очень высокой стоимости кошки все время были на поводках (при дворе императора эти поводки изготавливались из позолоченных нитей). Считалось, что кошка излучает такую силу, что грызуны исчезают уже при виде своего врага. Поэтому те, кому не хватало денег на приобретение живой кошки, ставили дома ее изображение (керамические и фарфоровые статуэтки).Однако позже кошку в Японии стали связывать со злыми силами, считалось, что вся «нечистость» скапливается у кошки в хвосте, похожем на змею. И тогда, чтобы «очистить» кошек от нечистой силы им отрубали хвосты. И все таки, в целом кошка в Японии считалась животным положительным. Очень популярна там до сих пор Манеки-неко - талисман удачи в виде кошки с поднятой лапой. Существует легенда о том, как появился такой талисман:

Есть такой храм Готокуи в Сетигае. Самурай, лорд Ли, ехал мимо него и вдруг увидел кошку, которая сидя на задних лапках, манила его передней лапкой. И когда он пошёл на то место, где стояла кошка, молния ударила туда, где он был несколько мгновений назад. Благодарный кошке за спасение его жизни, он становится верховным жрецом храма. Эта легенда указывает на то, что фактически кошкой была Каннон, богиня сострадания, которая приняла облик кота, и в настоящий момент храм всегда держит Манеки-Неко рядом с Каннон.

Поистине величественное место занимали кошки в странах Индокитая. Множество старинных и благородных пород: тайская, сиамская, ангорская - происходят из этого региона, где их разводили при королевских и княжеских дворах. Сиамскую кошку здесь называли королевской, только членам царствующей семьи дозволялось иметь такого домашнего питомца, а получить его в подарок удостаивались чести только высокопоставленные особы, получившие благословение короля. В Бирме кошки жили при каждом храме и почитались как священные животные.

Согласно древней персидской легенде кошки появились от чиханья льва. В зороастризме, древней религии персов, убийство кошки - такое же серьезное преступление, как и убийство человека. И позже уже в традиции мусульманской, кошка также почиталась на Ближнем Востоке. Это было в значительной степени обусловлено тем, что пророк Магомет имел склонность к кошкам, и это рекомендовалось для подражания всем правоверным: «Пророк, благослови его Бог и пошли ему здоровья, сказал: «Кошки не нечисты и не мешают молитве, они подобны пастырям». Кстати, любимую кошку Магомета звали Муэсса. Она часто отдыхала на его одеянии, и когда пророка однажды позвали на молитву, он не захотел беспокоить кошку и отрезал тот кусок одежды, на котором она лежала. По мусульманскому преданию, именно Магомет научил кошку всегда падать на лапы и отвел ей постоянное место в раю. Поэтому арабы называют его «отцом кошек». А кошке в исламе позволительно войти в мечеть.

Хуже всего дело с кошками обстояло в Европе.

Кошек, пожалуй, почитали только на Британских островах.

У скоттов она была не только хранительницей зерна, но и символизировала воинственность. До сих пор у шотландцев слова «кот» и «храбрый человек» нередко выступают синонимами. Гербы и штандарты древних жителей Шотландского нагорья были украшены изображениями кошек. После того, как кошки попали в Англию, они стали там тотемным (высокочтимым) животным, заменив кроликов, которым поклонялись на Британских островах ранее. Особо ретивые почитатели кошек старались обнаружить изображение кошачьей морды даже в облике Луны.В Англии в раннем средневековье были приняты законы об охране кошек. Общее возмущение англичан вызвал испанский король Филипп II, супруг Марии Тюдор, мучивший кошек особыми приспособлениями для пыток. Открытое недовольство лондонцев привело к изгнанию Филиппа II из Англии. В Англии же «бродячий» фольклорный сюжет о кошке, принесшей богатство сироте-хозяину, получил самую подробную разработку. Здесь этот сюжет трансформировался в легенду о Дике Уиттингтоне, трижды лорд-мэре города Лондона.

Гораздо хуже кошкам приходилось в Европе континентальной. Считалось, что вместе с еретиками и ведьмами с преисподней связаны и кошки, которые также должны были предстать пред инквизицией, которой всегда была присуща жестокость – союзница глупости в сочетании с самыми фантастическими предрассудками. «Охота на ведьм» достигла апогея в XVI-XVII веках, и за это время было сожжено, изрублено, замучено несметное количество кошек. Уже одно то обстоятельство, что у человека имелась кошка, в особенности черной масти, давало повод кобвинению в колдовстве. За два столетия сотни тысяч человек были обвинены в сношениях с нечистой силой и сожжены вместе с кошками. Инквизитор Николя Реми полагал, что все кошки являются воплощениями демонов. В 1387 г. он обвинил ведьм в Ломбардии (Северная Италия) в том, что они почитают в образе кошки самого дьявола. Даже обычная охотничья игра кошки с мышью интерпретировалась церковниками как игра дьявола с человеческой душой, а тривиальная ловля кошкой мышей - как улавливание дьяволом человеческих душ. Борьба с кошками велась инквизицией, в прямом смысле этого слова, не на жизнь, а на смерть. В определенные праздничные дни, такие как день летнего солнцестояния, Пасха или Страстная пятница, стало обычным явлением сжигать кошек в ивовых корзинах. Эту жестокость гонители оправдывали тем, что кошки как воплощения дьявола не могут страдать, каким бы жестоким мучениям их ни подвергали. Но в конечном итоге, европейцы поплатились за свою собственную глупость и жестокость: ученые единодушно считают, что массовое истребление котов и кошек стало одной из причин опустошительных эпидемий чумы, выкашивавшей целые города. В отсутствии своих естественных врагов – кошек, в нечистотах средневековых европейских городов в неисчислимых количествахрасплодились крысы – главные переносчики чумы.

Особенно приятно сознавать, что наши предки обладали гораздо большим здравым смыслом. Кошка на Руси очень ценилась, и в своде законов «Правосудье митрополичье» (XIV в.) штраф за украденную кошку – такой же, как и за вола! Чего уж говорить об убийстве! Кошка считалась животным – оберегом. Почиталась как хранительница домашнего очага, уюта, защитница человека и дома от нечистой силы, символ довольства и достатка. Считалось, также, что кошка связана с домовым, поскольку тот тоже являлся хранителем дома. И обидеть кота означало обидеть домового, а значит обречь свое хозяйство на упадок. Отсюда и такое поверье, что в доме приживется только тот кот, чья масть совпадает с цветом волос домового. О том, как относились наши предки к кошке свидетельствуют приметы и поговорки:

Кошку мучить - грех. Первая встреча на том свете будет с кошкой: если он жестоко обращался с кошками, то кошки будут мучить и царапать его.

Кота убить - семь лет ни в чем удачи не видать.

Черная кошка на борту судна сулит удачу.

Пока жена рыбака держит в доме черную кошку, главе семьи не страшны ни бури, ни ураганы.

Если кот чихнет неподалеку от невесты в день ее свадьбы - счастливая семейная жизнь обеспечена.

Убийца кота станет убийцей человека.

Черный кот предохраняет дом от воров.

Кто кошек любит, будет жену любить.

Перед первым укладыванием младенца в колыбель туда клали кошку, чтобы ребенок лучше спал. И конечно все знают примету, когда в новый дом первым запускают кота – на удачу, уют и достаток. А у русских мореходов был обычай - по построенному судну первой должна пройти кошка. Все эти обычаи были связаны со способностью кошки изгонять нечистую силу, которая уже успела обосноваться в укромных уголках.

В русских народных сказках кот всегда выступает как верный помощник своего хозяина. Помогает ему не только уберечься от неприятностей, но и успешно устроится в жизни («Волшебное кольцо», «Умная жена»). А в некоторых сказках про Бабу-Ягу, даже собственный кот Ягипомогаетгероям, платя добротой за их доброту. По словам русских сказок, кошка - чуть ли не самое смышленое животное. Она сама сказывает сказки и не хуже дотошного знахаря умеет отводить глаза. Кот может бытьи мудрым советчиком, носителем особенных знаний, например Кот-Баюн. Кот Баюн живет вблизи золотой мельницы, на золотом столбе. Вниз спускается - песни поет, вверх поднимается - сказки сказывает. Голос кота Баюна могуч, на несколько верст слышен. Сила кота Баюна непомерна. Он всегда врагов побеждает, а песнями кого угодно усыпить может.

Чаще всего помогает кот с помощью плутовства, уж этого, равно как и чувства юмора у котов не отнимешь! Плутовство роднит Кота с Лисой, поэтому во многих сказках, Кот и Лиса – супруги. Они ловко «разводят» остальных обитателей леса и счастливо живут в достатке и почете.

Считалось также, что довольные жизнью коты как бы приманивают в дом достаток. У русских купцов даже было такое соревнование – у кого кот жирнее. Кто любит-бережет кошек, того этот хитрый зверь охраняет от всякой "напрасной беды". На Урале существовало сказанье о Земляном коте (кто читал Бажова, тот помнит), Кот был велик и жил под землей, охраняя несметные богатства, наружу торчали лишь его огенные уши. Кот помогал людям, попавшим в беду, указывал дорогу заблудившимся.

На Руси самыми распространенными именами наших любимцев были Мурка и Васька. Почему Мурка - понятно, мурлычит много. Но отчего же тогда кота не называют Муром (ведь он урчит не хуже), Иваном или Петром, а именно Василием? Вот здесь заключенотаинство кошачьего имени для нас, русских. Но оно связано уже чисто со славянской мифологией.
До введения христианства но Руси наши предки почитали всемогущего бога подземного царства, скота, богатства и всех лесных животных - Велеса. Велес мог принимать образы разных зверей, главное, чтобы тот зверь был мохнат - медведь, например. Кот являлся спутником бога Велеса, священным животным, и с ним было связано немало обычаев и обрядов.
После введения христианства на Руси язычество долго сохранялось. Но имя Велеса было запрещено, и древний бог стал принимать в сознании русичей образ Святого Власия или Святого Николы. Святой Власий был покровителем скота, как и Белее. Вот в честь святого Власия в деревнях и стали называть котов Васьками - в память о Велесе. Потом первопричина, конечно, забылась. Поэтому при обращении к Их Мяукающим Высочествам будем помнить, что в каждом из них есть знак древней европейской богини любви или дух великого Велеса.

В православной традиции к кошкам тоже принято относиться с терпимостью. Как не было у нас ужасов инквизиции, так и котов никогда из религиозных побуждений не убивали. Напротив, кошка в православии считаетсяживотным для дома полезным. И кошке у нас, как и в исламе, тоже дозволено то, чего не дозволено собаке -входить в храм. По крестьянским поверьям, в образах кошек к людям иногда являлись святые.

Есть еще такое наше поверье, что странствовал когда-то Господь по земле и остановился вечером у стога сена переночевать. В котомке у него был хлеб, а ночью мышки хлеб-то весь и погрызли. Рассердился Всевышний, швырнул в мышь свою рукавицу - а рукавица-то превратилась в кошку. С той поры и начался кошачий род.

У всех практически народов, кошка - чущество связанное с двумя мирами: реальным и потусторонним. Кошка связана с женщиной, ночью, таинством, Луной, плодородием, домом, довольством, удачей (Фортуна тоже женщина), кошка - хранитель и оберег.

Вот такие непростые отношения складывались у котов с человеком, но несмотря ни на что, любовь к этим зверькам оказалась сильнее всяческих предрассудков. И сегодня кошки- любимые домашние животные огромного количества людей. И слава Богу!

Продолжение следует....

Изображение дикой и по-домашнему ласковой, хитрой и простодушно изумленной кошки – излюбленная тема многих мастеров. Невозможно обойти вниманием эту грациозную красавицу, не заметить плавных изгибов ее тела, таинственного мерцания глаз, блеска шелковой шерсти. Картины с изображением кошекзанимают целые залы в известных галереях и частных коллекциях, кошачьи скульптуры украшают улицы городов по всему миру. Кошка «гуляет» по открыткам, маркам, календарям, всевозможной домашней утвари, одежде и аксессуарам.

Кошка прокралась в большое искусство лишь в XVIII столетии, однако еще в Древнем Египте хвостатых богинь ваяли из камня, рисовали на стенах и посуде, лепили из глины. Ювелирные изделия, гравюра, мозаика, фигурки из металлов, инкрустированные сердоликом, бирюзой и лазуритом – всюду были кошки. Один из храмов Гелиополиса украшала скульптура кошки – бог Ра в обличии хищного зверя. В зависимости от времени суток глаза кошки сужались или расширялись (видимо, жрецы применяли особый механизм для изменения диаметра зрачков). Каждый час изо рта священного животного струилась вода. Однако поклонение кошке было лишь частью религии. Египтяне славили не саму кошку, а богов, говоря с небесными правителями через священных животных.

Экспонат Лувра: Древний Египет, эпоха ранних династий, глиптика. В центре – око Ра, символ Солнца. По краям – усатые помощницы верховного божества. Нижняя часть – ночь (кошки убивают змея Апопа, символизирующего тьму и мрак), верхняя – утро (ибис в центре – священная птица, символ возрождения, обновления и мудрости).

Расселившись по миру и завоевав любовь самых почтенных особ, для масс кошка все еще оставалась только полезным зверем, оберегающим амбары от грызунов. В средние века, в эпоху религиозных культов, инквизиции и борьбы с надвигающимся на мир дьявольским хаосом, кошка оказалась неугодной человечеству. Изображение кошки в искусстве XVII века – незначительная деталь, скромный фоновый элемент «на задворках».

Экспонаты Лувра

Луи Ленен «Счастливая семья», выставлена в Лувре, написана в 1642 году. Отражает настроение людей того времени: кошка признается частью семьи, вхожа в дом, но держится в стороне.


В конце XVII и начале XVIII веков картины с кошками, искусно дополняющими основной сюжет, обретают все большую популярность: сельские сценки, иллюстрации, игривые кошки в компании детей, ласковые питомицы нежных дам. В середине XVIII века анимализм как самостоятельный жанр начинает покорение Европы. В начале пути это был жанр «второго сорта», существующий скорее ради развлечения, чем ради прибыли. Однако с этого момента сомнений не остается – кошки займут свое место в мире живописи. В XIX веке портер кошки уже не был странностью или блажью богачей – усатая питомица идеально вписалась в быт человека, превратившись из крысолова в нежно любимого члена семьи. Девятнадцатое столетие подарило миру Льюиса Уэйна, Фрэнка Пэтона, Эмиля Брунье и других талантливых живописцев.

Читайте также: Почему в доме не приживаются кошки: разбираемся в реалиях и народных приметах

Работы Барбера

Charles Burton Barber (1845-1894) – почетный член художественного института Великобритании. Его работы украшали дворец Королевы Виктории. Реалистичные, наполненные смыслом картины пользовались невероятным спросом еще при жизни автора. Образ усатых в искусстве, предлагаемый Барбером, абсолютно соответствует истинному облику этих животных. Возможно, в этом и кроется секрет успеха картин британского художника.

Юная девушка и молодая кошечка мраморного окраса. Обе красавицы полны еще несмелой грации, в позах уже отчетливо просматривается изящество, присущее женскому полу. Сакральный смысл – покорись или умри. Взирающий сверху вниз крошечный котенок олицетворяет союз человека и усатой питомицы: лояльная к человеку кошка позволила приручить себя, но осталась непобежденной. Куда более сильный хищник погиб, отказавшись идти на компромисс, и его шкура, брошенная к ногам человека, теперь украшает пол гостиной.

Работы из Голландии

Henriette Ronner-Khip (1821-1909) – потомственная художница из Голландии. Увлеклась написанием кошек в 1870х годах, как раз в то время, когда в ее доме поселилась усатая непоседа. Получала заказы от королей Бельгии, Пруссии, Португалии.

Картина кошка с котятами: теплые тона и мягкие линии, очень «домашняя», умиротворяющая работа.


Charles H. Van den Eycken II (1859-1923) – популярнейший бельгийский художник-реалист. Один из ведущих анималистов XIX века.

Классическая персиянка солнечного черепашьего окраса в окружении книг. Игривая поза, теплая позитивная энергия. Символизирует любознательность кошек и их отношение к жизни – тяга к знаниям похвальна, но через игру и веселье мир познавать куда интереснее.

Читайте также: Кошка как способ избавления от одиночества

Современное искусство

Художники XX века не перестают любить кошек. Картины с изображением кошек становятся максимально реалистичными, мастера добиваются почти фотографического сходства. Многие художники решаются отступить от привычных клише – завоевывают популярность работы, на которых кошка наделена антропоморфическими чертами или выполненные в жанре абстракции, фантазии, карикатуры.

Потрясающая детализация и сочные оттенки приковывают взгляд: медовые глаза, блестящие шерстинки, кокетливая обводка носика, шикарные усищи. Природа показала себя настоящим художником, раскрасив шубку кота Леонардо, Geoffrey Tristram запечатлел великолепие мраморного окраса при помощи кистей и красок.


Mi Chunmao является членом правления Союза Художников Китая. Его работы известны не только на родине, но и во всем мире. Полотна выставляются в престижных галереях, многие работы пополнили частные коллекции. Работакошка с котятами, созданная по технике гохуа – письмо тушью на шелке или бумаге, существует более пяти веков.


Глядя на работы Суэллен Росс, с трудом верится, что картины написаны вручную без помощи компьютерных программ. Суэллен пишет акварелью, использует чернила и цветные карандаши. Ниже – фантастически красивый кот, изумрудные глаза которого полны жизни.


Портрет кошки работы Герберт Сьюзен. Британская художница-самоучка пишет картины, повторяющие сюжеты работ известных мастеров. Прекрасная «дама» в платье небесного тона в оригинале – принцесса Елизавета.

Художники XXI века

Художники рисующие кошек в XXI веке, продолжают экспериментировать не только с жанрами, но и с техникой: принты, компьютерная графика и др. Антропоморфизм процветает: многие мастера делают акцент на сходстве домашних питомцев и их владельцев, по сути – всех людей в целом. На пике популярности легкие, позитивные сюжеты, полные веселья или светлой грусти. Растет интерес к восточным мотивам.

Картины Дебби Кук излучают положительную энергетику, кошки Дебби – ласковые, добродушные, любопытные и веселые. Ее мотивы можно встретить по всему миру на салфетках, кружках, одежде, аксессуарах, посуде. Работает пастелью, акварелью, акрилом, карандашами.

Московский художник Алексей Долотов рисует разных зверушек в собственном, хорошо узнаваемом стиле. Особенно популярны картинки художника Ксенопуса (ник, под которым Алексей общается с пользователями в своем блоге). Романтика, легкость, почти невесомость, нежность.