Нравственное воспитание и поведение молодежи. Духовно-нравственное воспитание молодежи

17.10.2019

Уссурийский государственный педагогический институт

по педагогике

Тема: Духовно – нравственное воспитание современной молодежи.

Выполнила:

Головня Анастасия Алексеевна

студентка 2-го курса

факультета начальных классов

Г. Уссурийск. 2010.


Введение

2. Роль политической системы

3. Воспитание нравственности и духовности

Заключение


Введение

На мой взгляд, актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи очевидна. За молодежью будущее всего человечества, а значит, проблемы молодежи необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы.

Современные представления молодежи о некоторых вещах не просто удивляют, а подчас даже шокируют (разводы, аборты, взятки- воспринимаются как норма жизни от которой никуда не деться) .Уровень культуры и понятиях об элементарных правилах этикета и приличия вызывает недоумение и справедливо вытекающий отсюда вопрос старшего поколения: как можно этого не знать? (в автобусе надо уступать место старшим).

Души современных подростков разорены, опустошены и извращены. Как же можно объяснить столь стремительную деградацию духовной сферы человека, особенно в последние десятилетие Никандров считает: “Это испытали на себе все страны в переходные периоды, когда одна система ценностей либо сама исчерпала себя, либо насильственно уничтожалась, а другая еще не сформировалась. И чем быстрее и жестче эти изменения вводились, тем больше ощущались потери в области общественной нравственности.” Такой переходный период и произошел в 90-х годах, когда была разрушена государственно-общественная система воспитания детей и молодежи. И именно тогда когда будет четко определенная стратегия духовного воспитания можно будет говорить о формировании наиболее правильного мировоззрения у школьников.

Кто же должен вырабатывать такую стратегию и надо ли ее вырабатывать или можно вернуться к хорошо забытой старой?

Наверное церковь и государство, а также семья.


1. Роль церкви в воспитании молодежи

Многие затрагивая подобную проблему говорят о том что когда-то раньше было лучше, потому - что люди были добрее, воспитаннее и духовно богаче. Если придерживаться этой точки зрения, то можно сказать, что чем дальше человечество уходит от Бога к цивилизации, тем скуднее становится его душа и развратнее мировоззрение. Киселев изложил это так:-“Он “упростил” свою жизнь жилищным комфортом, обилием продовольствия, возможностями современной техники.За все пришлось платить. Приобретая - утрачивать. Утеряны живительная связь с природой и естественные чувства сопричастности, слитности с «нерукотворным» миром, вызывающим восхищение и поклонение гармонии, величию и красоте.”2 К чему же мы придем такими темпами в итоге? Наверное к власти машин в прямом и переносном смысле, потому - что человек утративший способность сочувствовать сопереживать проявлять искренние человеческие эмоции автоматически перестает быть человеком и становится просто бездушным роботом выполняющим запрограммированный объем работы. Может уже пришло время вернуться к Богу услышать Его и жить по законам Его? Церковь должна направлять человечество и молодежь на путь истины, добра и правды. Это ее основная и великая миссия.

Факт крещении Руси в 988 году явился судьбоносным для формирования всей Российской культуры, мировоззрения, традиций и отношения к миру к себе к Богу. А ведь: ”Воспитание – это всегда воспитание ценностей, воспитания отношения человека к миру к себе, к другим, к Богу” . Значит Русский народ уже более 1100 лет воспитывается в духе православной веры. В истории Российской духовной нравственности лежит мощнейший фундамент – церковь. Опора на устоявшиеся традиции которые способствуют укреплению и единению страны – основа духовно–нравственного воспитания.“Дж. Гасфилд, сорок лет назад заинтересовавшись проблемой “японского чуда”, показал, что опора на устоявшиеся, традиционные ценности цементирует страну, придает ее силы и отнюдь не мешает использовать новые достижения, которые прямо с ценностями не связаны.” На основании всего выше сказанного я считаю, что воспитание педагогическое обязательно должно опираться на Православие. Ушинский считал нехристианскую педагогику вещью немыслимой, безголовым уродом.

В истории развития России и христианства не раз наблюдались попытки свернуть с пути истины, предать забвению русские православные ценности. И поставить на первый план ценности запада. Однако ни одна из этих попыток не увенчалась успехом. Почему? Вероятнее всего потому что европейцы индивидуалисты которые стремятся развить предприимчивость, расчетливость и т.д., а Русские люди коллективисты которые способны думать и о других а не только о себе.

Социалистический строй отвергал православие, но социалистические ценности и образ нового человека, по сути являются воплощением идей записанных в Новом Завете. Следовательно социалистический строй продолжал укреплять и совершенствовать мировоззрение духовно богатых верующих людей, что способствовало развитию в советских людях таких качеств как порядочность, честность, открытость, доброта. К сожалению эти качества в современной России редчайшее явление. И это как раз последствия периода “лихих девяностых”.

Однако использовать веру только как инструмент воспитания неправильно. Вера это прежде всего состояние души, а не способ запихать в человека как можно больше норм и правил подкрепляемых запугиванием расплаты на том свете.

2. Роль политической системы

Важную роль в духовно – нравственном воспитании играет государство и политический строй.

Приоритетной задачей государства и политического строя по моему мнению является актуализация системы общенациональных ценностей. “В этой связи принятие новой редакции Закона “Об образовании” в 2007г.- взвешенное и необходимое политическое решение. Духовно - нравственное воспитание становится важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Оно направленно на духовную и социальную консолидацию российского общества, укрепление гражданской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основ российского национального самосознания, определение и принятие новыми поколениями россиян социально значимых смысложизненных ориентиров, существенное повышение доверия россиян к себе, к своей жизни в России, друг к другу, к государству, к нашему общему настоящему и будущему.”

3. Воспитание нравственности и духовность

На мой взгляд духовность – это красота внутреннего мира человека1. Сегодня актуальной проблемой является проблема «выстраивания» внутреннего мира человека2, можно предположить, основываясь на том, что у человека природой заложено стремление к прекрасному, значит развивая в человеке художественные наклонности и приобщая к творчеству можно создать внешние предпосылки к тому, чтобы в душе человека отогрелся и ожил росток духовности3.

“Культура как высший акт творчества человека рождалась под мощным воздействием природы через духовные нравственные и творческие силы человека. Ее краеугольным камнем является народная культура, скрепляющая поколения прочными духовными связями.”1

“Проблема в том, что мы разучились “строить” внутренний мир человека. Воспитание в основном, нацелено на формирование человека вовне: как буду выглядеть в обществе, какое место в нем займу, какую карьеру сделаю, какой у меня будет дом, машина и многое другое.”. 2

“Духовность и нравственность как производные от внутренних устремлений и личных усилий не могут быть сформированы “снаружи”. Они произрастают изнутри, становясь своеобразной пуповиной, соединяющий человека с его бытийными истоками, давая ему жизненную опору “здесь и сейчас”,открывая ориентиры для выхода за индивидуальные пределы. Педагогически могут быть созданы лишь стимулы, рождающие личностные стремления к самовоспитанию, нравственному совершенствованию и духовному развитию, а также условия, этому способствующие.”.3


Заключение

Итак, изучив данную проблему,ее причины и пути решения я могу сказать, что неразрешимых проблем не бывает. Да проблема духовно – нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно –педагогической работе церкви, семьи, политической системы, образовательной системы и отдельно взятой личности над собой данная проблема заметно уменьшится.

И уже сегодня в данном направлении происходят заметные улучшения, например тот факт, что принят новый Закон “Об образовании”

Однако несмотря на это все еще остается острым вопрос с засилием в души молодых людей западной культуры и западных ценностей и все еще размытые стратегии и цели воспитания.

Очень надеюсь на то что меры необходимые для устранения данной проблемы будут применены раньше не поправимой катастрофы общечеловеческого масштаба – полного краха духовно – нравственных ценностей и без возвратного перерождения людей в роботов.


Список используемой литературы

1.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.”- Педагогика.-2008.- № 9. - с. 3 (статья).

2.Киселев А.Ф. “Выбор.”- Педагогика.- 2008.- № 9. – с. 20 (статья).

3.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.” - Педагогика.- 2008. - № 9 с. 4 (статья).

4.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.” – Педагогика.- 2008. - № 9 с. 4 (статья).

5.Кондаков А.М. “Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования.” – Педагогика.- 2008. - № 9 с. 9(статья).

6.Киселев А.Ф. “Выбор.”- Педагогика.- 2008. - № 9. - с. 22 (статья).

Зыбрева В.Н.
ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»
Научный руководитель: Чухин Степан Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»

В мире испокон веков существует одна простая истина: «за молодежью будущее человечества», а поскольку молодежь это люди от 16 до 30 лет это значит, что проблемы молодого поколения это общечеловеческие проблемы. Многие представления современной молодежи в некоторых вещах и вопросах удивляют и шокируют старшее поколение. Это касается, прежде всего, уровня культуры, правил поведения в обществе, правил этикета, отсюда возникает вопрос и старшего поколения, почему неизвестны такие простые истины и как можно этого не знать?

Души современной молодежи разорены, опустошены и извращены. Как же можно объяснить столь стремительную деградацию духовной сферы человека, особенно в последние десятилетие.

Сегодня актуальной является проблема духовно-нравственного воспитания молодежи, так как в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.

Какова же сущность основных понятий и факторы развития духовно-нравственного воспитания.

Очень часто в повседневной жизни мы используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность» .

В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д.

В школьном учебнике по основам обществознания духовность трактуется как: «внутренний мир человека, проявляющийся в широте миропонимания, изяществе души, высоком сознании справедливости, милосердии и доброте к окружающим» .

Духовность проявляется в уважении общечеловеческих ценностей, стремлении к полезным делам. Человек, уважающий нормы нравственности, придерживается определенных духовных ценностей и целей. В его действиях наблюдаются честность, доброжелательность, милосердие.

Духовность приходит к человеку через литературу, искусство, народную мудрость, обычаи, культурные традиции, науку и образование. Духовно богатый человек всегда выделяется даже в повседневной жизни. Стремление к духовным ценностям помогает любому человеку легко преодолеть жизненные преграды, жить в гармонии с обществом и природой.

Культура как совокупность и единство различных ценностей ведет людей к духовной свободе. Духовные ценности наполняют смыслом жизни каждого, открывают дорогу в будущее. Общество, которое ценит духовность, ожидает большое будущее.

Нравственный облик общества определяется уровнем духовности всех его членов. Эта истина была известна еще в древности и не утратила своей актуальности и в настоящее время.

Духовная культура человека проявляется в его отношениях с другими людьми, воспитании, в поведении. Высокие нравственные качества человека - основа духовности. Духовное развитие отдельного человека тесно связано с сознанием народа, политической активностью. С развитием общества изменяются социальный состав различных групп, сферы их деятельности. Культурный человек может сформироваться только в таком обществе, где есть источники духовности. Только человек с богатым духовным миром может внести вклад в развитие культуры.

Язык - духовное богатство, требующее наиболее внимательного отношения. Роль языка в культуре очень велика. Современная молодежь всегда должна помнить об этом. Долг каждого человека - в совершенстве знать родной язык, уважительно относиться к другим языкам .

Если судить о понятии «нравственность», то по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, она представляет собой «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» . Как видно, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные, но нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества.

В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев связывают духовность и нравственность. «Говоря о духовности, - пишут исследователи, - мы имеем ввиду, прежде всего, его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты... Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека» .

Воспитание и развитие у современной молодежи нравственности и высокой культуры является самой важной задачей в процессе становления личности. «…Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров», - Альберт Лиханов.

Интеллигентность как показатель нравственной и социальной зрелости человека проявляется в его образовании и культуре, честности и порядочности, неравнодушии к боли и страданиям окружающих. Подлинную российскую интеллигенцию всегда отличало высокое сознание гражданского долга и гражданского достоинства, ответственности перед народом и высокая личная культура человека.


Министерство образования и науки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Кафедра социологии и политологии

Контрольно-курсовая работа по
социологии духовной жизни
на тему: «Духовно-нравственное воспитание молодежи»

Выполнил:_____________________ ___________________Студент гр. 820481 Ануфриева А. Н.
Проверил:_____________________ ____________________ канд. филос. наук, доц. Хавронюк Т.А.

Тула 2011
Введение
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления? доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи очевидна. За молодежью будущее всего человечества, а значит, проблемы молодежи необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы.
Объект: духовно-нравственное воспитание.
Предмет: духовно-нравственное воспитание молодежи.
Цель: изучить особенности влияния на духовно-нравственное воспитание молодежи.
Задачи:
- изучить особенности и проблемы душевно-нравственного воспитания;
- изучить роль семьи в душевно- нравственном воспитании;
- актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе;
- изучить роль церкви и православной литературы на духовно- нравственное воспитание молодежи.
Содержание
Введение

1.1. Сущность и проблемы
1.2. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании личности

2.1. Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе
2.2. Роль церкви в духовно-нравственном воспитании молодежи
2.3. Роль православной литературы в духовно-нравственном воспитании молодежи
Заключение
Список литературы

1.Душевно-нравственное воспитание
1.1. Сущность и проблемы
Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности.
С одной стороны, духовный кризис – глобальное явление, которое связывают с преобладающим характером цивилизационного развития человечества. Современное постиндустриальное общество, ориентированное на максимальное потребление материальных благ и преобразование окружающего мира для более полного их удовлетворения, породило особый тип технократической личности – «кибернетического человека» (Э.Фромм), интеллектуально развитого и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры. Последствия данного явления отчетливо проявляются в системе социальных, межличностных отношений, в экологическом кризисе, который является ярким показателем духовной ограниченности современного технократа, зачастую лишенного чувства ответственности и осознания своего человеческого долга перед окружающим миром.
С другой стороны, духовный кризис, характеризующийся бездуховностью и безнравственностью – явление отечественное, которое особенно стало явным, начиная с 90-х гг. XX века. Это связано не только с реалиями социальной жизни, но прежде всего с утратой прежних основ и ценностей воспитания, порожденной долгими годами идеологической неопределенности и аксиологическим кризисом.
Безусловно, поиск тех идеалов и ориентиров, которые служили бы основой воспитания, осуществлялся на протяжении всех этих лет. Неоднократно проводились различные конференции и семинары, где обсуждались проблемы духовно-нравственного воспитания, существовало множество различных программ духовно-нравственного воспитания. В 90-е годы в данный процесс активно включились различные религиозные конфессии (например, американская международная школьная программа «Христианская мораль и этика – основа общества», 1992 г.). Радует то, что сегодня, во-первых, эта проблема перестала быть делом небольшой группы энтузиастов, что формирование духовно-нравственной культуры подрастающего поколения стало одним из приоритетов государственной образовательной политики. Во-вторых, эта проблема перестает быть преимущественно делом различных, подчас чуждых нам конфессий и деструктивных сект. Обнадеживает, что ее разрешение осуществляется в сотрудничестве, объединении усилий государства, общественности, системы образования и православной церкви.
Изначально сущность, основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе. Разложив воспитание на отдельные составляющие (интеллектуальное, эстетическое, нравственное, трудовое, физическое и т.д.), педагогическая наука сослужила плохую службу педагогу-практику, побудив его поверить в возможность формирования и развития человека «по частям», в то время как целостность человека и проявление его человеческой сущности в любых видах деятельности возможны только на основе становления его целостного духовного мира. 1
В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? И почему мы настаиваем на единстве духовного и нравственного, а не обращаемся к одному из этих понятий?
Существуют разные точки зрения на этот счет. Одна из них заключается в том, что в их объединении проявляется стремление соединить религиозное и светское понимание духовности (духовность – понятие религиозное, нравственность – светское). По мнению А. Лихачева, «в наше время, когда говорят о смысловых, идейных исканиях отдельного человека или целого культурного течения, но при этом желают подчеркнуть их автономность от религиозной сферы, термины "духовный" и "нравственный" зачастую соединяют, образуя новое слово: духовно-нравственный. ... Речь в подобных случаях идет все о том же поиске Истины и Смысла, который осуществляется и в религии, но при этом с опорой на интуитивный поиск самого человека, его совести, а не на то или иное религиозное учение или Откровение» 2 .
Согласно другой точки зрения, нравственность распространяется на повседневную жизнь, а духовность – на жизнь в ее высшем качестве – бытии человека. Но думается, что причины здесь более глубокие. Надо, прежде всего разобраться, что такое духовность и нравственность? И всегда ли духовное воспитание может быть нравственным, а нравственное – духовным?
Духовность, на наш взгляд, – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение, тончайший воздух, дыхание. 3
Второе понятие, важное для осознания сущности духовного воспитания, – «духовная жизнь», или «духовное бытие» человека. «Духовность» и «духовное бытие» – взаимопроникающие, но не синонимичные понятия. Духовное бытие личности проявляет ее духовность, а духовность выступает основой и результатом ее духовного бытия.
Если религиозная традиция чаще всего рассматривает духовное бытие как трансцендентный выход человека за пределы своей реальной жизни, то светская включает в нее всю сферу духовно-практической жизнедеятельности личности: поиск и обретение смысла жизни, своего призвания; духовное самосовершенствование и обогащение внутреннего мира посредством приобщения к культуре, духовного общения между людьми; духовно-практическую деятельность, направленную на служение и помощь окружающим.
Было бы неоправданно сводить процесс становления человека как существа духовного лишь к способности совершенствовать свою духовную сущность на основе выхода за пределы собственного «я» и подготовки к иной, высшей цели своего бытия. Духовные искания могут привести человека как к просветлению, к совершенствованию своей человеческой природы, так и разрушению, фанатизму, отвержению всего человеческого, нарушению нравственных связей с близкими и другими людьми. Не случайно говорят о двойственном характере духовного становления, о светлой и темной духовности.
По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.
Анализируя различные философские подходы к определению сущности человека, Г. Федотов пишет: «Сам человек становится предметом отрицания, унижения, подавления в передовых явлениях современной культуры. Он подавляется во имя мира идеального (кантианство) и мира социального (марксизм, фашизм), ради духа и ради материи, во имя Бога и во имя зверя. Свободно и окружено почетом тело, освобождается, хотя и в очень ограниченной степени, и дух; гибнет только душа. Но это «только»! Телесный человек живет звериной жизнью, духовный – ангельской. Лишь душевный остается человеком... Духовность, оторванная от разума и чувства, бессильна найти критерий святости: смотря на многих современных "духоносцев", трудно решить, от Бога они или от дьявола? Внеэтическая духовность и есть самая страшная форма демонизма». 4 Человек реализует себя как личность, лишь развивая в себе душевную духовность: способность к состраданию и сопереживанию, чуткость и отзывчивость, совестливость, готовность прийти на помощь другому человеку, ответственность за все, что совершается вокруг него.
Необходимо отметить, что, в отличие от некоторых других религиозных мировоззрений, православие выступает во многом как бытийное, реально-практическое педагогическое мировоззрение и рассматривает духовность не как отвлеченное, но как реально-практическое свойство человека, проявляющееся во внимательном, глубоком, уважительном отношении к жизни другого человека, к собственной жизни как к внутреннему подвигу.
Понимание Другого, взаимодействие с Другим рассматривается в качестве сущностных характеристик духовного воспитания как в светской, так и в православной педагогике, где постоянно подчеркивается направленность человеческого бытия на благо ближнего и на приближение к Богу как абсолютно значимому Другому. Итак, истинно духовное воспитание всегда нравственно ориентировано. 5
Рассмотрим сущность и специфику нравственного воспитания. Можно ли утверждать, что нравственное воспитание – это всегда духовное воспитание личности?
Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Нравственное сознание личности может находиться на разном уровне развития. В частности, нравственным считается человек, который руководствуется принципами «общественного договора» или Золотым правилом нравственности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой». На наш взгляд, духовные истоки нравственности лежат не в прагматичной сфере «общественного договора», а в сфере любви к человеку и Богу, благоговения перед жизнью и другими высшими ценностями, боязни разрушить свою человеческую сущность и целостность, погубить свою душу.
К сожалению, традиционная система воспитания (в том числе этического образования) ориентирована на сообщение нравственных знаний, внедрение в сознание ребенка определенной системы норм и принципов, а не на развитие его духовно-нравственного сознания и самосознания. В современных условиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а новые еще не выработаны, размыты, особенно актуальным становится формирование у подрастающего поколения способности к нравственному выбору, базирующейся на высоком уровне духовного развития личности.
Итак, «духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни (И.-Г. Песталоцци). Оно, – по мнению Т.И. Петраковой, –представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира». Мы бы скорректировали это определение: не воздействие, а целенаправленное создание условий для становления духовно-нравственной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому стремится педагог. 6
Решение задач духовно-нравственного воспитания современной системой образования связано с разрешением целого ряда проблем, среди которых наиболее важными, на наш взгляд, являются следующие.
Проблема первая связана с подготовкой учителя, способного стать духовным наставником личности. Существует философский принцип: подобное создается подобным – нравственность воспитанника формируется нравственностью воспитателя, духовность – духовностью. В состоянии ли современный учитель с его достаточно прагматичным мировосприятием и мышлением, зачастую столь же бездуховный, выполнить ту высокую миссию, которая перед ним ставится? Очевидно, не случайно государство обратилось к церкви, поскольку в ней мы можем найти подлинно духовных наставников юношества. Но, как отмечает протоирей о. Виктор Дорофеев в своей публикации в Интернете, реально священники не могут участвовать в этом процессе. Кто реально это может делать, так это преподаватели общеобразовательных школ. Необходима подготовка педагогов, способных вести курсы «Православная культура» и «Основы нравственности». Однако возникает опасность сведения данной подготовки к научению педагога, в то время как необходимо его воспитание, преобразование собственного духовного мира.
Как отмечается в аннотации к журналу «Духовно-нравственное воспитание», педагог должен осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказывать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении; – глубже понять себя, свое предназначение – в семье, роде, профессии, Отечестве; – найти путь к своему подлинному «я»; – жить, следуя своей природе; – различать пласты человеческой жизни – физический, душевный, духовный, помочь в этом своим ученикам; – внутренне приобщиться к национальной духовной традиции – религии, фольклору, архитектуре, искусству, литературе, философии; – осознать серьезность и неповторимость каждого дня и всякого дела; – обрести реальную радость бытия. Согласитесь, что это сложная задача, и не все смогут с ней справиться.
Введение в стандарт образовательной области «духовно-нравственная культура», с одной стороны, важный шаг, с другой – возникает возможность формализма и очередного начетничества в реализации этого прекрасного замысла (так, лишь 10 % студентов считают, что уроки литературы, призванные быть, по выражению А. Твардовского, «уроками нравственного прозрения личности», были для них в школе таковыми). Необходимо отчетливо понимать, что решение задач духовно- нравственного воспитания требует преобразования педагогической реальности на всех ее уровнях – не только процесса обучения, но и системы воспитательной работы школы, тех отношений, которые в ней существуют, семейной обстановки и т.д., то есть создания в школе и вокруг нее культуросообразной среды.
Проблема вторая касается содержания духовно-нравственного воспитания. Традиционно в качестве содержания рассматривают систему ценностей, присвоение которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На наш взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия:
· опыт переживания высоких духовных состояний;
· опыт осознания своей внутренней духовной реальности и понимания самоценности духовного мира другого человека;
· опыт определения воспитанником актуальных для него смысложизненных и нравственных проблем;
· опыт индивидуального и совместного смыслопорождения, смыслообразования и смыслостроительства:
· опыт разрешения нравственных проблем;
· опыт содержательного, духовного общения;
· опыт определения и реализации своих ценностных приоритетов в искусстве, в духовно-практической деятельности (творчество, общение, помощь людям, социальное служение, благотворительность, добровольчество, волонтерство и т.д.)
Безусловно, приобретение данного опыта невозможно без освоения и соотнесения его с духовным опытом человека и человечества, воплощенного в образцах – нравственных и духовных ценностях, нормах и традициях, жизнеописаниях и биографиях их носителей.
Проблема третья связана со способами (методами и формами) духовно-нравственного воспитания, поскольку ценности человека – это то, что труднее всего поддается простой трансляции, передаче от их носителей-воспитателей воспитанникам. Логика постижения культуры отличается от логики «наукоучения». 7

1.2. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании личности

Семья есть основа всякого общества и государства, и значение семьи справедливо сравнивают с ячейкой пчелиных сот в улье: каждый улей с царицей, или маткой, во главе подобен государству, каждый отдельный пласт сот подобен целям обществам селений и городов, а каждая ячейка подобна семье. Если ячейки здоровы, имеют достаточный запас питания, то и весь улей, значит, силен и благополучен; так и в государстве: все зависит от духовного и материального благосостояния отдельных семей.
Отсюда понятно, какое важное значение имеет правильное воспитание, или постановка всей семейной жизни в обществе.
Доброе воспитание есть самое ценное, самое великое сокровище, которое могут и должны дать родители своим детям: глупому, невоспитанному ребенку не впрок и богатство.
Перед родителями должны стоять две задачи: самим стать носителями духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям, и создание и непрерывное поддерживание в семье такой атмосферы, в которой формировалось и закреплялось изначальное стремление ребенка к добру.
Необходимость решения этих задач отмечена И.Н.Мошковой: «Дело в том, что мы все хотим воспитать в ребенке то, чего сами не имеем; мы требуем от него соблюдения правил, которых сами не выполняем; мы ожидаем от него спокойного и уравновешенного поведения, в то время как сами постоянно говорим на повышенных тонах, проявляем нетерпеливость и агрессивность». И в подтверждение этого звучат слова А.С.Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение».
Что же сейчас мешает современной семье вести духовно-нравственное воспитание своих детей? Кто виноват в духовной черствости общества? Почему личный успех, погоня за удовольствиями и финансовым благополучием в нашей стране становятся очень важными и не это ли начало всех бед?
Мы должны задуматься о будущем нашей страны, наших детях, вернуться к истокам, обратиться к тому лучшему, что было и есть в нашей культуре. И начать нужно с укрепления семьи, семейных традиций. Только семья сможет воспитать человека ответственного, способного противостоять ложным ценностям. Только в любви и согласии, в домашнем тепле и уюте сможет зародиться наше будущее.
Воспитать в человеке Человека – конечная цель семьи. Идея воспитания во все времена была связана с мыслью о том, чтобы человек становился лучше. Родители хотят видеть своих детей воспитанными, культурными, добрыми, мужественными, ответственными, справедливыми, зрелыми. При этом совершают ужасную ошибку: «наполняют» детей установками, правилами, знаниями, заботятся только о развитии ума, забывая о детской душе. И совсем забывают о том, что намного нужнее ребенку – учить видеть и замечать жизнь вокруг себя. В этом и заложен глубочайший смысл и важнейшая проблема воспитания.
Родителям не обязательно «влезать» в душу ребенка, достаточно «впускать» его в свою, позволять наблюдать её движения, делиться своими переживаниями, иметь переживания «общие», и тогда семейное воспитание обретет правильное направление. Именно в такой семье воспитываются нравственно красивые, духовно богатые люди, умеющие быть терпимыми, прощать и понимать близкого человека, любящие родных, почитающие стариков.
С детских лет ребенок должен осознавать свою принадлежность к семье, к конкретному роду, вбирать в себя черты, ценности и смыслы семьи, рода, унаследовать богатый опыт, всё то лучшее и интересное, что есть в каждой семье. Надо учить это видеть! Семейные фотоальбомы, душевные воспоминания о предках, истории и легенды семьи, реликвии, передающиеся из поколения в поколение, письма, знание родословной, трудовые династии, семейные традиции, родовой дом, сад, в котором растут деревья нескольких поколений – это главные составляющие семейного воспитания. А еще ребенку необходимо ежедневно видеть родительскую заботу о старшем поколении семьи, наблюдать уважение и понимание в семье, постоянно чувствовать тепло и любовь родного человека. И если в семье есть общие увлечения, чувство защищенности, стремления делать друг другу добро, а труд и еда делятся поровну - значит крепка семья, значит не страшны ей любые беды.
Проблема в том, что нашим детям недостает духовного общения, они нуждаются в мудром взрослом, они ждут его взгляда, который примет, поймет и простит. И чем раньше ребенок увидит в родителях наставника, друга, тем легче ему будет познать мир с его светлыми и темными сторонами.
Когда же нужно родителям начать заботиться о воспитании характера и наклонностей своих детей? Ещё с того времени, когда они находятся в утробе матери, ибо доказано и наукой, и усмотрено наблюдательными людьми, что настроение и поведение матери во время плодоношения влияет на склонности ребенка, находящегося в утробе, - особенно во второй период беременности. Нужно всегда помнить, что если родители находятся в тихой, мирной обстановке, переживают во время беременности матери хорошие впечатления, то это тихое светлое настроение ложится в основу характера будущего ребенка. Так поступают благоразумные родители с душой ребенка, подготавливая её к тому времени, когда она начнет уже сознанием воспринимать доброе дело, доброе слово.
Ребенок – губка, впитывающая все, что ему скажут родители, все, что он увидит, на них глядя, наблюдая за их взрослой жизнью. Что передадут ему родители, чему научат, к чему приучат, то и получат в ответ в старости.
Дети добрые – похвала, утешение и награда родителей, а дети злые – их наказание, позор и мучение.
Итак, родителям, чтобы сохранить в ребенке «душу живую», необходимо руководствоваться универсальным дидактическим принципом: в обучении – от знаний через чувства к поступкам; в практической деятельности – от действий через понимание их смысла к сердечному, трепетному отношению к окружающим, семье и своей стране; в общении, сфере чувств – от душевных движений к глубокому осознанию непреходящих ценностей: Веры, Надежды, Любви, Терпения и Милосердия. 8

2. Духовно-нравственное воспитание молодежи
2.1. Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления? доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
«Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого фактора" высокие идеи - все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром... само содержание жизни в обществе... Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы».
У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.
Духовность, нравственность - базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.
Какова же сущность основных понятий и факторы развития духовно-нравственного воспитания.
В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно- педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность».
В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д. 9
Под понятием духовность традиционно обозначалась совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью. В этой связи следует отдельно поговорить о религии как значимой части духовной культуры. Происхождение слова религияи его первоначальное значение до сих пор вызывают споры. Одни считают, что оно связано с понятиями «благочестие, предмет поклонения», другие возводят его к латинскому глаголу «связывать, соединять» (мир людей и мир сверхъестественный). Для каждой традиционной национальной и всей общечеловеческой культуры именно религия является стержневым, культурообразующим фактором. Ее культурообразующая роль заключается в определяющем влиянии на содержание и формы всех сфер бытования культуры: духовной и материальной.
К сожалению, в системе мировосприятия большинства современных людей представление о религии отсутствует. Для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия. В сознании и жизни большинства наших современников она вытеснена в сферу внешних элементов архаичной, в лучшем случае традиционной, социальной культуры. Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к в
и т.д.................

Духовно-нравственное воспитание молодежи, направленное на формирование гражданской позиции, уважения к культурно-историческому наследию своего народа, нравственных приоритетов в профессиональной деятельности является одной из актуальных проблем образования. Современное образование должно ориентироваться на наиболее ценные элементы культурного наследия и национальную самобытность, оно обязано одновременно способствовать укреплению этических принципов, на которых будет строиться новый, более справедливый, более гуманный порядок для всех людей и народов.

Такая этика не сможет укорениться, если она не будет исходить, с одной стороны, из осознанного понимания взаимозависимости людей в рамках государств и мирового сообщества, с другой стороны, из бережного отношения к общечеловеческим ценностям, к общему достоянию человечества. Пришло время осознать тот факт, что образование призвано всесторонне готовить молодое поколение к жизни, не порывая с лучшими традициями такой подготовки, доказавшими свою жизненность. Для этого следует взять из отечественного наследия то, что не противоречит современной действительности и отвечает потребностям жизни.

Духовные ценности народа, его традиции в течение многих веков всегда играли главенствующую роль в гражданском становлении подрастающего поколения, формировании его нравственных качеств, социализации личности в целом. Поэтому изучение и объективная оценка воспитательного влияния различных общественных институтов, в т.ч. религий – является важнейшей задачей. Переработка и осмысление явлений духовной культуры, созданной всем периодом развития человечества и ее влиянием, поможет строить педагогическую культуру настоящего и будущего. Без учета религиозного учения о морали и духовности человека, без изучения педагогического опыта различных народностей, не может быть полной и объективной картины воспитания человека. Знание духовной культуры прошлого поможет успешно решать задачи воспитания в настоящем.

Развитие морально-этического учения и формирование ду­ховной культуры народа имеет многовековую историю. Только опора на самобытную духовно-историческую тра­дицию, на устные и письменные источники дает возможность понимать господствовавшие этические воззрения и нравст­венные проповеди той или иной культуры, того или иного народа и этнических групп. Во все времена в центре внимания общественного опыта стояла вечная категория бытия: что значит нравственно жить, придерживаться определенных нравственных устоев, обычаев, устоявшихся общественных норм поведения определенного этнического социума. От простых форм восприятия окружающей действительно­сти, природной среды и социальной жизни развивались про­стые привычки человеческого общежития, что постепенно перерастало в стройное учение о морали, этнопедагогическую культуру.

В определенной стадии развития морально-этическое учение – истоками которого является многовековой нравственный опыт народа, сформированный в форме стереотипов поведения, было подхвачено зарождающимися религиозными учениями. Как показывает история мировых религий, на начальном этапе своего становления они играли объединяющую роль под знаменем той или иной религии разных племен, родов. Зарождающиеся религиозные учения все­гда стремились вобрать в себя все лучшее и доброе (тради­ции, обычаи, нравы) из жизнедеятельности народа, учитывали также психологию народа. Следовательно, трудно и почти невозможно отделить религиозные учения от традиций народа. Религия в определенной мере служила как бы хранительницей традиций.

Это обстоятельство, прежде всего, послужило привлекательной силой для простого народа. Это особенно ярко выражено в исламской религиозной культуре. Именно из привлекатель­ности для простого народа религия стала в отдельные перио­ды истории ведущей политической силой того или иного на­рода, общества. Поэтому нельзя не считаться или пренебре­гать тем, что в свое время религиозная культура играла ведущую роль в жизни народов, особенно в формировании духовной культу­ры, морально-этических, социальных норм поведения (у на­родов исламской культуры в форме «адаб»). И в более поздних этических учениях прослеживаются первоначальные представления о нравственном содержании взаимоотношений людей.

Религиозная мораль содержит в себе и религиозные, и общечеловеческие ценнос­ти. Это характерно как для Корана, так и для Библии (чти отца и мать свою, не убий, не кради, не прелюбодействуй и т.п.). Например, по религиозным канонам за непочтение к родителям ждет жестокая кара. Эти заповеди исходили из потребностей общества и вобрали в себя, преж­де всего, прогрессивные традиции народа. Выявление общечеловеческого, гуманистического в религии и признание того, что это общечеловеческое объединяет всех в деле воспитания – важная и очень сложная, но необходимая задача. Религия является частью нашего общего культурного достояния. Но содержание религии не сводится только к художественно-куль­турным ценностям. Заповеди (в исламе – кава‘идуль ахляк) передавались из поколения в поколение и в определенной мере именно на этом основывалась система воспитания того или иного народа. Аккумулируя богатый нравственный опыт народа, осуществляя преемственность его духовной культуры, эти постулаты являются важнейшими компонентами окружающей растущего человека социально-психологической среды. Следует также отметить, что основная направленность нравственных про­поведей всех религий – гуманистическая.

Таким образом, игнорировать общечеловеческое гуманистическое содержание религиозного учения мы не вправе. Но при этом возникает сложный вопрос – как использовать это учение в целях воспитания? Целенаправленное религиозное воспитание, включающее обряды, молитвы, посты для светских образовательных учреждений неприемлемы. Речь может идти о воспитании через религию, об использовании воспитательного потенциала религии.

Ценностями любого общества являются те предметы, явления общественной жизни, которые служат всестороннему развитию всех членов общества, воспитанию у них общечеловеческих идеалов, избавлению их от страданий, зла. Все это относится к материальной, социальной и духовной сферам жизни человека. Необходима выработка общих принципов духовности и нравственности, обеспечивая соблюдение конституционного принципа свободы совести и равенства традиционных религий перед государством.

Таким образом, решить сложнейшую и многогранную проблему воспитания всесторонне развитого полноценного человека возможно в союзе религиозных учений с педагогикой и совместной деятельности всех воспитательных институтов. Тесная взаимосвязь и взаимодействие в вос­питательном процессе народных традиций, религиозной и современ­ной культуры в. т.ч. педагогики – оптимальный путь общественного развития и динамического развития человечества, основа развития культуры, экономики и стабильности социальной жизни наций и народов. Методологической основой духовно-нравственного воспитания детей и молодежи выступают гуманистические традиции мировой и отечественной культуры, представленные в различных аспектах: культурно-историческом, нравственно-этическом, этнокультурном, религиозном. Только объединив усилия, согласовав приоритеты и ценности духовно-нравственного воспитания граждан, объединив потенциал светского и религиозного образования, можно сформировать единую политику в сфере духовно-нравственного воспитания российских граждан, способствовать социальному миру в стране и обществе.

Значительный интерес в этом отношении представляет накопленный многочисленными нациями и народностями нашей страны, в том числе народами, исповедующими ислам, опыт воспитания детей. Опыт, зародившийся в глубине веков и являющийся важнейшим духовным наследием. Успешное решение задач полноценного воспитания предполагает изучение этого опыта и использование педагогического потенциала ислама в практике воспитания. Познание сущности воспитательного процесса и закономерностей воспитания представляет собой одно из основных, «стержневых» направлений исламской педагогики.

Исламская система воспитания опирается на Коран и Сунну, в которых детально изложены предписания, задающие ориентиры для жизнедеятельности мусульманина во всех сферах жизни и социальных отношений. Такие предписания определяют убеждения и формируют нравственные ценности. Ценности оформляются в виде призыва к добру или воздержания от дурного, становясь мерилом любого действия человека и в определении его судьбы в будущей жизни. Есть постоянные высшие ценности, которые не требуют объяснения, изменения или замены, такие, как: ценности вероучения, поклонения, требования призывать к добру и бороться со злом. В случае возникновения новых ситуаций, когда нужно дать объяснение новому явлению, устанавливаются новые ценности в соответствии с требованиями данного времени и места (фетвы).

Основные принципы, на которых базируется исламская педагогика, были разработаны еще в средневековье, они нашли отражение в научных и теоретических достижениях ранних мусульманских мыслителей: Аль-Газали, Абу-Али Ибн-Сины, Аль-Фараби, Ибн Кутуби, Насиретдина Тусси, Ибн-Рушда. Ученые (в исламе – ‘алимы) исходят из целостности человеческой жизни и единства всех ее аспектов: мировоззренческого, поведенческого, этического и т.д.

Мыслители прошлого, впитав духовные, культурные традиции народов, сыграли большую роль в становлении морально-этического учения и формирования педагогических идей воспитания человека. Педагогические воззрения этих ученых развивались не в противовес нравственным проповедям ислама, как представляли послереволюционные исследователи. Кри­тикуя ортодоксальные религии, мусульманские алимы строили свое учение в русле воспитания нравственности, формирования «адаба», отвечающего социальным нормам общества, лично­стным потребностям человека и нравственным проповедям религии. Ислам, связав различные народы с разными этническими и этическими особенностями в единое целое, поставил во главу угла деяний человека, прежде всего, его индивидуальную моральную ответственность.

В XIX в. педагогические идеи великих мусульманских мыслителей развивали Г. Курсави, Ш. Марджани, Р. Фахретдин и др. На рубеже XIX-XX вв. ученый-богослов, просветитель Г. Галеев-Баруди расматривал идеи исламских ученых применительно к национальной педагогике, разработал концепцию исламского образования. Он в своих трудах исследовал историю развития и особенности мусульманского образования в России, а также попытки ее преобразования. Проблемы исламского образования на примерах мактабов и медресе рассматривались также в работах Али Кияева, И. Ардашева, Дж. Валидова, Я. Коблова, А. Любимова, С. Рыбакова, Суфийан Акаева, Р.А. Утябай-Карими и др. Известным реформатором исламского образования был теоретик и практик Исмаил Гаспринский. Его идеи о новометодной школе охватывали все больше и больше мусульманских школ России.

В настоящее время теоретическим обоснованием и экспериментальной проверкой идеи использования педагогического потенциала ислама в образовательной практике занимаются зарубежные и российские исследователи: Сеид Мухаммад Накыб Аль-Аттас, М.Ф. Муртазин, Л.А Харисова, Г.Ю. Хабибуллина, А.А.-Дж. Койчуев, В.К. Шаповалов и др. Как пишут А.А. Койчуев и В.К. Шаповалов, педагогическое содержание ислама до настоящего времени не получило своего оформления в виде отдельной и законченной теории. «Ислам, – пишут авторы, – изначально проявлял и проявляет особый интерес к светскому воспитанию. В этом состоит социальная направленность исламского вероучения. Особый интерес ислама к мирскому воспитанию позволил создать основы для разработки принципиально отличающейся от христианской системы воспитания, в которой оптимально сбалансированы мирские и религиозные интересы. ». Отсутствие современных глубоко проработанных теоретических основ педагогики ислама подтверждается тем, что работы, посвященные вопросам воспитания, носят преимущественно прикладной, предписывающий характер. Вместе с тем духовная культура как отражение исторического и этического сознания, ее прогрессивные идеи и опыт играли и играют большую роль в формировании личности растущего человека, то есть в гражданском становлении, в нравственном, умственном, эстетическом, физическом развитии подрастающего поколения.

В практике современного российского образования педагогами, работающими в российских регионах с преобладающим мусульманским населением, накоплен первый опыт использования педагогического потенциала ислама в учебных и воспитательных целях, что дает возможность в процессе научного осмысления систематизировать и разработать научно обоснованное учебно-методическое обеспечение с учетом особенностей воспитанников и образовательных учреждений.

Обучение и воспитание в исламе ориентируют на пророка Мухаммада как совершенного человека, дающего пример для подражания, что происходит по воле Всевышнего: «Был для Вас в посланнике Аллаха хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и последний день» (Коран, 33: 21); «и, поистине, ты – великого нрава» (Коран, 68: 4; 33: 21). Соответственно как образец поведения являются слова и мысли пророка. Исламское образование предполагает формирование высоконравственного человека, в максимальной степени приближающегося по своим качествам к идеалу, с учетом индивидуальных способностей и стремлений личности

Воспитание моральных качеств и формирование системы ценностей предполагается через науку и образование. В Коране сказано: «Бог доставит высокую степень тем из вас, которые веруют и получили познание» (Коран, 58:12); «Скажи: разве сравняются те, которые знают, и те которые не знают? Пусть об этом размышляют люди рассудительные» (Коран, 39:12).

Процесс познания в исламе понимается как обучение знанию, предназначенному для разума – для человека. Малайзийский ученый-богослов, наш современник, Сейд Мухаммад Накыб Аль-Аттас подробно останавливаясь на вопросах познания истины, пишет: «Ислам, подтверждая возможность познания, признает, что достоверное знание о вещах, их глубинной природе может быть достигнуто при помощи наших внешних и внутренних органов чувств, умственных способностей, разума и интуиции, а также посредством правдивой информации научного и религиозного характера, получаемой из ее непосредственного источника» Автор концентрирует наше внимание на том, что ислам никогда не провозглашал человека мерилом всех вещей. Познание происходит тогда, отмечает он, «когда в сознании познающего каждая вещь занимает подобающее ей место в системе». Когда становится ясным и понятным связь изучаемого нами элемента с остальными элементами системы – возникает познание. Что же подразумевается под словом система? Как поясняет д-р Аль-Аттас, «…это кораническая концептуальная система, получившая выражение в религии и через священное предание сформировавшая мировоззрение» Когда человек находит надлежащее место для слова, сказанное становится понятным, когда фразы находят свое место – понятна речь, так слагаются проза и поэзия и т.д. Если человек находит надлежащее место для цветов, форм и звуков, они начинают доставлять нам чувство удовольствия, – появляется музыка, картина. То же самое относится и к знанию, пишет Накыб Аль-Аттас, «это последовательно внедряемое в сознание человека такое признание и осознание надлежащего положения вещей в сотворенном миропорядке, что ведет к пониманию истинного места Бога в системе бытия и существования» . Процесс образования подразумевает признание и, самое главное – осознание содержания образования, иначе весь процесс преподавания, изучения и усвоения знаний не будет образованием.

Цель познания в исламе состоит в том, чтобы научить добру человека и как человека, и как самостоятельную личность. Конечная цель образования заключается в формировании добропорядочной личности, или, по-другому, благонравного человека. Человека, обладающего адаб, охватывающего как духовное, так и материальное бытие человека. Понятие адаб имеет глубокое значение. Доктор Накыб аль-Аттас раскрывает его как «достойное поведение , диктуемое самодисциплиной, имеющей в своей основе знание. Но смысл понятия «адаб» гораздо шире – оно означает не только «достойное поведение», но и «отражение мудрости (хикмат )». Следовательно, образование как познавательное действие является усвоением адаб. «Чтобы объяснить смысл, который вкладывается в понятие адаб, – пишет аль-Аттас, – нужно обратиться к человеческому «я». Личность человека, его душа имеет два аспекта: один, предрасположенный к добродетели, разумный по своей природе, верный своим обязательствам перед Богом; другой – склонный к злодеянию. Когда разумная душа подчиняет себе животную и берет ее под свой контроль, это означает, что человек сумел поставить на надлежащие места свои животное и разумное начала. Таким образом, реализуя свое «я», человек находит подобающее место и для себя самого, проявляя адаб по отношению к самому себе». Так же можно объяснить отношения между родственниками и супругами в семье, между людьми в обществе. Понятие это очень емкое: адаб подразумевает и воспитание, и знание, – «знание, полученное посредством мудрости; адаб, провозглашая целью стремление к знанию, оказывается еще и внутренней, и внешней активностью души, опирающейся на этических и моральных ценностях и добродетелях. Итак, адаб – это дисциплина тела, разума и души; воспитание, гарантирующее признание и осознание человеком своего истинного места с учетом своих физических, умственных и духовных способностей и возможностей» . Воспитание в семье, образовательный процесс в мактабе и медресе, в профессиональных учебных заведениях – все это есть формирование в человеке «адаба». Важнейшими элементами познания являются: 1) знания; 2) разум; 3) добродетель.

Знание ниспосылается Богом, но каждый человек приобретает его разными путями, истолковывает их по-своему. Знание не является лишь свойством человеческого разума и, следовательно, возникающие на основе разума науки не являются продуктом только человеческого мышления и опыта. Разъясняя основные положения исламской концепции образования, Сейд Мухаммад Накыб Аль-Аттас пишет: «Знания и науки прежде всего должны руководствоваться положениями и общими выводами Божественной истины и сверять с ними свои достижения: нравственно ли это с точки зрения ислама, не несет ли данное научное открытие людям зло? »

Исламское воспитание предполагает привитие комплекса моральных качеств, «носитель которых относится к миру так, как если бы он жил в нем вечно, а отношение к Богу должно было быть таким, что человек должен быть готов предстать пред Ним в каждый конкретный момент времени», – пишет персидский исследователь истории ислама, исламской цивилизации А.Х.Зарринкуб . Возможно, этот тезис раскрывает значение воспитания для всех времен.

Примерно такую же роль воспитания отмечает тезис Коменского о том, что цель воспитания заключается в подготовке человека к вечной жизни. «Кажется естественным, пишет автор учебника по педагогике Кроль В.М., что для повышения эффективности всеобщего воспитания Коменский предлагал создать универсальный язык, на котором должна развиваться культура мира. Целям всеобщего воспитания и «всеобщего исправления» должны были служить всемирные социальные институты, такие, как международная организация ученых для сотрудничества в области науки и воспитания, международный церковный совет (консистория), международный суд» .

XXI век справедливо называют веком глобальных открытий и новых технологий. Современные технологии открывают перед человечеством новые возможности, с одной стороны, расширяя потенциал человека, а с другой – ставя нас перед ситуациями, которые выходят за рамки морального опыта человечества. Возникает ряд непростых вопросов этического и правового характера, в том числе, о допустимых границах исследований, о возможности вторжения в святая святых человеческого бытия – рождение и смерть. Наука настолько глубоко проникает в человеческую суть, что человек как бы сам становится «создателем» и «производителем».

К чему могут привести научные знания? И с чем может столкнуться человечество, если будет слепо следовать развитию науки и забудет свои обязательства перед Всевышним? Здесь не противопоставляются религия и наука – между ними нет противоречий. В настоящее время назрела острая необходимость сформировать мировоззрение, возвышающее мораль общества . Любое развитие только тогда имеет прогрессивный смысл, когда служит нравственному возрождению и совершенствованию человека и общества. Каждый человек должен стремиться к духовному возрождению . Для формирования нравственности человека необходимо использовать процесс приобретения знаний и духовное наследие всех форм светской и религиозной культуры. Духовная история общества свидетельствует, что, несмотря на мировоззренческие различия, этико-нормативное содержание, нравственные программы светских и религиозных учений имеют много общего.

В настоящее время в обществе все чаще обсуждаются с морально-этической точки зрения успехи генной инженерии, вопросы клонирования, эвтаназии и т.д. Врачебная практика испокон веков основывалась на определенных моральных принципах, главный из которых – «не навреди». Сейчас выделилась целая отрасль науки, которая рассматривает эти вопросы – биоэтика. Биоэтика представляет собой важную отрасль философского знания. «Формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации традиционной этики вообще, медицинской и биологической этики в частности. Оно обусловлено, прежде всего, резко усиливающимся вниманием к правам человека и созданием новых технологий, порождающих множество проблем, требующих решения, как с точки зрения права, так и морали. В связи с этим возрастает связь биоэтики с проблемами, которые рассматриваются в области духовно-нравственного воспитания. »

А как рассматриваются существующие проблемы в исламских источниках?

Отсутствие в исламе института священнослужителей затрудняет нахождение ответа на эти вопросы – ответственность за принятое решение несет сам верующий. Источники мусульманского права часто используют термины «Истислах» – общие интересы; «Ра’й» – собственное мнение; «Кийас» – суждение по аналогии; «Иджтихад» – способность и право на разъяснение и толкование, который позволяет избегать застывшего, неизменного подхода, разрешает верующему мусульманину осмысливать проблему и менять свое отношение к ней с учетом новых обстоятельств, возникающих в связи с огромными достижениями медицины, биологии и биотехнологии.

Возьмем, к примеру, вопросы клонирования. В исламских странах вопросы клонирования обсуждаются очень активно. Это необходимо, чтобы люди могли знать, как им поступать с новыми непонятными новшествами. Где найти ответ на интересующие темы? Ведь ни в Коране, ни в Сунне пророка не сказано о клонировании. Чтобы разрешить накопившиеся на протяжении многих лет вопросы и сомнения в этой области, в арабских странах проходят международные конференции и сессии. К примеру, постановление № 94(2/10) «О клонировании человека», вынесенное Советом Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе 10-й сессии, созванной в Джидде (Саудовская Аравия) 28 июня — 3 июля 1997г., гласит: «Запрещается клонирование людей вышеупомянутыми или любыми другими способами, приводящему к воспроизводству людей (п.1). Сформировать специальные комиссии из числа специалистов и знатоков шариата для выработки нравственных норм, которым должны следовать ученые исламских государств при проведении биологических экспериментов (п.7)» .

«Аллах сотворил человека наилучшим образом и воздал ему наивысшую честь. Всевышний говорит: «Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями» . Аллах наделил человека разумом, сделал его дееспособным, поставил его своим наместником на земле, расселил человеческий род повсюду и даровал ему свой Завет в соответствии с природой творения человека. Об этом Всевышний говорит: «Обрати свой лик к религии, исповедуя единобожие. Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают этого» .

О своем неприятии клонирования человека заявили теологи мусульманского университета Аль-Азхар (Египет) – одной из мировых твердынь ислама. «Клонирование человека – это грех, которому нужно сопротивляться всеми доступными средствами», – говорится в фетве Аль-Азхара, «клонирование противоречит природе человека, возвеличенного Аллахом, делает человека объектом игр и экспериментов, искажает и фальсифицирует его личность» . Богословы крупнейшего в мире исламского университета подчеркивают, что «ислам не против созидающей науки, но против той, которая наносит вред творению Аллаха» .

Ранее один из самых популярных в арабском мире религиозных авторитетов Юсеф аль-Кардави запретил своей фетвой клонирование человека в целом, однако разрешил репродукцию его отдельных органов в лечебных целях. Приведем в пример фетву шейха Юсефа аль-Карадави: «Генная инженерия оказалась всего лишь кошмаром со времени клонирования животного и создания клона – известной овцы Долли. По существу, сам процесс клонирования не может рассматриваться как создание или даже воссоздание живого существа в том или ином виде. Скорее это процесс уничтожения ядра яйцеклетки того представителя биологического вида, который подлежит клонированию. Затем это донорское ядро изымается из клетки его тела и вживляется в яйцеклетку живого организма того же вида. Из яйца вместе с новым ядром со временем вырастает животное, обладающее тем же генетическим строением, что и донор. Как уже отмечалось, клонирование животного стало кошмарным сценарием для многих людей во всем мире, предчувствующих применение подобной практики на людях».

«Ислам, – продолжает Юсеф аль-Карадави, – выступает за научные исследования и прогресс, – никогда на протяжении всей истории между исламом и наукой не было конфликта. В действительности, в исламе считается «фард кифайя» (коллективным долгом) общества достижение прогресса в каждой области знания. Тем не менее, этот прогресс, подобно всему в нашей жизни, не должен входить в противоречие с религией. Он должен учитывать те ограничения, которые накладываются верой. Соблюдать приоритет веры необходимо постоянно, на протяжении всей человеческой жизни, и в соответствии с ее принципами рассматривать общечеловеческие жизненные процессы» .

Ислам уделяет особое внимание развитию первозданной природы человека, в равной степени заботясь о сохранении его пяти субстанций: религии, души, разума, потомства, благосостояния.

Развитие биомедицинских технологий, вторгающихся в жизнь современного человека от рождения до смерти, вызывают серьезную озабоченность общества. Попытки людей по своему желанию изменять и «улучшать» природу могут принести человечеству новые тяготы и страдания.

Нравственное отношение к человеческой жизни необходимо, чтобы защитить человеческую жизнь от попыток произвольного манипулирования ею. Человеческая жизнь с самого момента своего зачатия зависит от воли Аллаха. Жизнь зарождается, развивается и осуществляется именно в сообществе сострадающих и соучаствующих в ней людей. Доверие, которое существует между людьми, обеспечивает благополучие в обществе. Очень важным представляется дальнейшее исследование поставленной проблемы и создание соответствующей системы нормативного регулирования в государстве. При этом следует учитывать, что затронутая сфера – область не только морально-этического, правового, но и национально-государственного интереса.

Таким образом, в настоящее время развитие новых технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения. В образовательной и профессиональной подготовке, в налаживании воспитательного процесса исключительное значение приобретают вопросы взаимодействия науки и религии, понимания границ теологизации в самом содержании образования.

Как известно, содержание воспитания определяется на основе целей, задач воспитания, социальных ценностей и идеалов. Содержание воспитательного процесса описывается как деятельность по формированию базовой культуры личности, по формированию ценностных отношений. В мировой практике принято выделять как относительно самостоятельные направления воспитания: нравственное, эстетическое, трудовое воспитание, а также санитарное просвещение (сегодня это называют валеологическим воспитанием), половое воспитание, антинаркотическое и ряд других направлений. Сегодня крайне важно развитие направления экологического воспитания Сейд Мухаммад Накыб аль-Аттас. Введение в метафизику ислама – изложение основополагающих элементов мусульманского мировоззрения. – Пер. с англ. Под ред. Саида Х. Кямилева, Тауфика Ибрагима. – М., 2001. C. 164. Смысловой перевод СвященногоКорана. На русском языке.1-е издание пере. С араб.Кулиев Э. Коран, 17:70

Смысловой перевод СвященногоКорана. На русском языке.1-е издание пере. С араб.Кулиев Э.Коран, 30:30

  1. Отчет о результатах самообследования (25)

    Отчет

    ... ; - конференции: I Всероссийская научно-практическая конференция «Светская и духовная системы образования : взаимодействие и сотрудничество» . В работе конференции приняли участие более...

  2. Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в российской школе

    Документ

    ... сотрудничеству и межкультурному взаимодействию . Интеграция обучающихся в национальную и мировую культуру – одна из важнейших задач системы образования ... сертификатов о светском и духовном образовании , религиоведческую специализацию в системе подготовки...

  3. Документ

    ... взаимодействуют с вполне светскими светской ... 10. Духовно системе образования . Документы. 1. Договор о сотрудничестве Министерства образования Российской...

  4. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ

    ... взаимодействуют с вполне светскими государствами в изучении соответствующих религий в светской ... 10. Духовно -нравственное воспитание в государственной системе образования . Документы. 1. Договор о сотрудничестве Министерства образования Российской...

  5. Основы духовной культуры

    Документ

    X-XV веках в системе религиозного и светского образования . Сущность сводилась к... новой духовной системы образования , создающей нового, духовно целостного... сотрудничество в решении возникающих проблем. Супружество – это сложная система взаимодействия ...