Кочетова Александра Николаевна
План проведения родительского собрания
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение №120.
Разработка плана-конспекта родительского собрания по адаптации во второй младшей группе.
Тема «Здравствуй детский сад
старший воспитатель МБДОУ№ 120
Шамшина С. В.
Цель : ближе познакомится с родителями , узнать сильные и слабые стороны детей, особенности их характера.
Форма : беседа.
Предварительная подготовка к собранию :
.Провести анкетирование .
Подготовить памятки для родителей .
Изготовление совместно с детьми приглашений на родительское собрание .
Выучить стихи с детьми.
Структура :
Вступительное слово.
Адаптация,что это.
Игра с родителями «Ромашка пожеланий»
Результаты анкетирования.
Чтение стихотворений.
Памятка для родителей .
Решение родительского собрания .
Вступительное слово :
Добрый вечер, уважаемые родители . Тема нашей сегодняшней встречи «Адаптация детей» . Как должен быть подготовлен ребенок к периоду адаптации. Всем известно, что начало учебного года – трудный период для детей раннего возраста, так как это время привыкания к новым для них условиям. Из привычного мира семьи малыши попадают в совершенно новые условия детской среды. Поэтому вполне понятно, почему дети с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой.
Адаптация,что это : – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. То время, когда ребенок приспосабливается к детскому саду, является кризисным. По тому, как дети привыкают к дошкольному учреждению, адаптационный период делят на 3 группы :
Легкий средний и тяжелый. Легкая адаптация - почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь.
Временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней) ;
Временное нарушение аппетита (норма по истечении 10 дней) ;
Неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;
Характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
Функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно) .
2. Средняя адаптация : все нарушения выражены более и длительно :
Сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней,
Ориентировочная деятельность (20 дней,
Речевая активность (30-40 дней,
Эмоциональное состояние (30 дней,
Двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней.
Взаимодействие с взрослыми и сверстниками не нарушается.
Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания.
3. Тяжелая адаптация
(от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка.
Данный тип адаптации характеризуется :
Снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении,
Резким нарушением сна,
Ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). - Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии.
При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
4. Очень тяжелая адаптация : около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «не садовский» ребенок. Каждый ребенок индивидуален. Для каждого период адаптации в саду свой. Степень продолжительности привыкания зависит от разных факторов :
Характер ребенка, личность воспитателя, состояние здоровья малыша,
Атмосфера в семье, отношения между родителями , даже степень подготовки родителей отдать своего ребенка в сад тоже играет важную роль.
Полная адаптация происходит в течение 2-3 месяцев, и вовремя этого периода надо как можно больше уделять внимания ребенку. Раньше забирать его из садика, если ребенок обедает в саду, то дома стоит уделить особое внимание ужину и готовить только любимые блюда вашего малыша, интересуйтесь делами ребенка, чем он занимался в садике, подружился ли с другими детьми, восхищайтесь его рисунками, которые он приносит домой.
Ваше чуткое отношение и доброе участие скоро принесут свои плоды, и
ребенок будет с радость ходить в детский сад.
Игра с родителями «Ромашка пожеланий»
Уважаемые родители ,мы хотим вам предложить написать пожелания для ваших детей.
Результаты анкетирования :
За неделю до собрания мы провели анкетирование . В анкете было пять вопросов по данной теме. Сейчас я предлагаю ознакомится с результатами анкетирования.
1. Преобладающее настроение Вашего ребенка :
(13 человек - бодрое,5 - уравновешенное, 2- неустойчивое.
2. Характер засыпания :
13 человек -быстрый сон,6-медленный,1- очень медленный.
3. Характер и длительность сна :
(18 человек – спокойный,2 - неспокойный
4. Аппетит ребенка :
(10 человек- хороший,5 – неустойчивый,5- плохой)
5. Отношение ребенка к высаживанию на горшок :
(18 человек- отрицательное, 2 –воздержались) .
Чтение стихотворений.
А вот что нам расскажут о детском саде наши дети :
1-й ребёнок :
Детский сад у нас хорош,
Лучше сада не найдешь.
2-й ребёнок :
Детки в садике живут,
Здесь играют и поют,
Здесь друзей себе находят,
На прогулку с ними ходят.
Памятка для родителей по адаптации .
Чтобы всё сказанное на этом собрании запомнилось вам . Для этого каждый из Вас получит «Памятку по адаптации» .
1. Готовьте ребенка к саду на позитивных нотах. Рассказывайте больше хорошего малышу о садике, как ему там будет здорово, что он может делать там, чего нет дома, хвалите малыша почаще и говорите, что он уже вырос и стал большим и уже готов ходить в сад.
2. Не растягивайте прощание. Когда уходите и оставляете ребенка в саду, то делайте это быстро и легко. Не показывайте ваших переживаний, потому что дети очень четко чувствуют эмоции родителей . Если вы все такие не можете скрыть своего волнения, то поручите отвести ребенка в сад кому-то другому, бабушке или папе, например.
3. В период адаптации ребенка в детском саду как можно раньше забирайте ребенка домой.
4. Дома должна быть атмосфера любви, доверия и спокойствия.
5. Не нагружайте нервную систему малыша вовремя адаптации. Старайтесь уменьшить просмотр мультфильмов, не посещайте шумные места, такие как цирк, зоопарк, где ребенок может легко возбудиться.
6. Не стоит слишком тепло одевать ребенка в садик.
7. Не меняйте режим детского сада на время выходных.
8. Игнорируйте капризы ребенка, не поддавайтесь его выходкам манипуляциям.
9. Если что-то вас беспокоит в психике или здоровье ребенка, то не откладывайте визит к врачу.
Решение родительского собрания :
Принять к сведению информацию об адаптации в детском саду. Соблюдать режим дня в детском саду и дома. Прививать детям навыки самообслуживания.
Десять секретов успешного проведения
родительского собрания.
Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю .
1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.
6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.
9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
Правила поведения классного руководителя
на родительском собрании:
1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.
ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ ПО КЛАССАМ .
Цель: Выработка единых требований семьи и школы к ребенку. Поиск совместных путей решения общих проблем и задач воспитания.
1-й класс
I . Младший школьный возраст и его особенности.
II . Как научить детей учиться.
III . Физическое воспитание школьника в семье и дома.
IY . Игра и труд в жизни младших школьников.
Y . Итоговое родительское собрание вместе с детьми.
4. Концерт.
2-й класс
I . Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения.
II . Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младших школьников.
III . Роль чтения в развитии младших школьников.
IY . Секретный мир наших детей.
Y . Итоговое праздничное собрание.
3-й класс
I . Особенности формирования личности ребенка в различные возрастные периоды.
II . Воспитание коллективизма у школьников начальной школы.
III . Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей.
IY. Когда слово воспитывает. Методы воспитания в семье.
Y. Человек формируется с детств.
YI . Эстетическое воспитание в семье и школе.
4-й класс
I . Последний год обучения в начальной школе.
II . Каким растет ваш ребенок? (вопросы психологии)
III . Отец и мать - первые воспитатели.
IY . Собрание для детей и родителей «Мама, папа, я - дружная семья».
Y . Итоговое праздничное собрание «Прощай, начальная школа».
5-й класс
I . Будем знакомы!
а) Психологические особенности детей данного возраста.
б) Тестирование родителей.
II . Главное - здоровье, а дела, как погода: то ведро, то ненастье.
III . Как помочь детям хорошо учиться, или как надо любить своих детей.
а) Итоги II четверти.
б) Ролевая игра. Недовольный родитель и возмущенный учитель. (Предъявление взаимных претензий и нахождение выхода из положения.)
IY . Воспитание трудолюбия в семье и школе.
а) Результаты анкетирования родителей и ребят.
б) Уроки труда в школе. Встреча с учителями обслуживающего труда. Выставка поделок.
Y . Вот и стали мы на год взрослей. Итоговое собрание с участием детей.
6-й класс
I .«Школа вчера, сегодня, завтра».
а) «За что я люблю (не люблю) свою школу».
б) «Если бы я был директором школы № 9, то…».
в) Рисунки на тему «Школа будущего».
II . «Счастлив тот, кто счастлив дома».
III . Самовоспитание - важный шаг в процессе формирования нравственных качеств личности.
IY . «Папа может все, что угодно…».
Y . Праздничное собрание совместно с детьми «Всему свое время».
7-й класс
I .«Возрастные и индивидуальные особенности детей 12-13-ти лет и учет их в воспитании.
II . Особенности учебной деятельности подростков.
III . Отец и мать как воспитатели.
IY . Досуг подростков.
8-й класс
I .Этот трудный возраст.
II . Воспитание у подростков эстетической культуры.
III . Твое здоровье в твоих руках. Устный журнал для родителей и учащихся.
IY . Разговор на трудную тему, или половое воспитание подростков.
9-й класс
I . Воспитание учащихся школьного возраста 14-15 лет в семье и школе.
II . Правовое воспитание подростков.
III . Отчего порой грустят мальчишки? Эмоциональная жизнь подростков.
IY . Черты характера ребенка и их воспитание в семье и школе.
10-й класс
I . Воспитание учащихся старшего школьного возраста.
II . Трудовое воспитание и профориентация подростков.
III . Что посеешь, то и пожнешь.
IY . Эстетическое воспитание старшеклассников.
11-й класс
I . И все в последний раз…
II . Пути-дороги наших детей.
III . Помощь выпускникам в период подготовки к экзаменам.
IY . Вот и выросли наши дети. Итоговое собрание.
Памятка
проведения родительских собраний
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ - это основная форма совместной работы с родителями. Здесь обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главное его предназначение - согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребёнка.
Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их роль, ответственность и активность в жизнедеятельности класса.
Классное родительское собрание проводится, как правило, один раз в четверть, но при необходимости может проходить и чаще. Его результативность во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы учителя и членов родительского комитета. К основным элементам подготовки собрания родителей можно отнести следующие:
ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
ПРАВИЛО 1. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
ПРАВИЛО 2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
ПРАВИЛО 3. План проведения родительского собрания должен быть известен родителям.
ПРАВИЛО 4. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
ПРАВИЛО 5. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
ПРАВИЛО 6. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ:
Перед началом собрания лучше оставить за дверью плохое настроение;
Отведите на проведение собрания не более 1,5 часов;
Самый приятный звук для человека - его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей;
Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;
Не забудьте "золотое правило" педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;
Предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;
Поблагодарите всех, кто нашёл время прийти (особенно отцов);
Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребёнку учиться;
В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;
Доведите до родителей мысль, что "плохой ученик" не означает "плохой человек";
Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребёнку.
НЕ СТОИТ:
O осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания;
O сравнивать успехи отдельных учащихся;
O давать негативную оценку всему классу;
O переоценивать значение отдельных предметов;
O использовать в общении с родителями назидательный тон.
И ещё раз - будьте предельно корректны и тактичны!
БАЯНДАМА
Тақырыбы: « Рухани- адамгершілік білім беру үдерісіндегі отбасы мен мектептің әрекеттестігі»
ДОКЛАД
Тема: « Взаимодействие школы и семьи в процессе духовно- нравственного образования»
«Ребенок -зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
В. А. Сухомлинский.
Во все века люди ценили нравственность, воспитанность. Социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Казахстана и его молодежи.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина способного самостоятельно оценивай ь происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
«Самопознание» является одним из практических ответов на возникшую потребность поиска новых подходов к развитию личности ребенка, к его нравственно-духовному образованию.
Предмет «Самопознания» направлен на обучение детей и молодежи нравственным ценностям, на формирование навыков конструктивного общения, на самораскрытие личностного потенциала, на поиск и обретение каждым себя в многогранном мире человеческих взаимодействий.
И работу эту необходимо начинать с младшего школьного возраста, так как именно в это время происходит активное накопление нравственного опыта, начинается нравственное самоопределение и становление самосознания.
У себя в школе мы нашли идеальных союзников в лине родителей наших учеников. Ведь именно семья является для ребенка тем миром, где он живет, учится любить и радоваться, сочувствовать и переживать, учится умению жить среди людей, постигает азы добра и зла.
Ребенок, прежде всего, должен осознавать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом, гражданином Казахстана и только потом жителем планеты Земля. Поэтому, безусловно, необходима обратная связь, то есть работа с семьей. Сама проблема сотрудничества школы и родителей не нова, по сегодня она требует творческого подхода. Содержание учебной программы «Самопознание» предлагает тесное сотрудничество с семьей. Эту совместную деятельность мы осуществляем через индивидуальные беседы, праздники, домашние задания, открытые занятия, родительские собрания.
Помня о важности семейного воспитания, мы стараемся привлечь родителей к участию в воспитательном процессе. И очень большую роль в этом направлении нам оказывает учебник «Самопознание», учебно-методический комплекс к нему, предусмотренные для совместного выполнения с родителями домашние задания.
Несмотря на то, что «Самопознание» применяется в казахстанских школах всего лишь второй год, мы поняли, что для реализации этой программы нам необходима не просто помощь родителей, а их непосредственное, участие в занятиях. Начали мы с общих индивидуальных консультаций с опросников по проблеме. Здесь мы учитывали то, что родители более всех заинтересованы в развитии своего ребенка, и они способны эффективно включаться в учебно-воспитательный процесс, если видят путь практического применения полученных знаний. Тесное сотрудничество с родителями нам нужно было и для того, чтобы получить обратную связь. Во время первых бесед с родителями и в процессе анкетирования мы выяснили, что им не хватает практических знаний в воспитании и общении со своими детьми. Мы начали привлекать родителей к посещению этих занятий, поскольку I? этом случае им было легче выполнять домашнее задания. Учитывая, что современные родители очень заняты, мы внедрили в практику своей работы некоторые формы заочного общения, например, «Рекомендации месяца». Для этого мы подбираем изречения, цитаты о жизни, о воспитании. Подобранные цитаты вывешиваем на специальных информационных стендах для родителей, поэтому они запоминаются, отпечатываются в сознании и в дальнейшем применяются на практике.
Планируя свою работу с родителями, мы стараемся дать им возможность понять, что они сами должны быть такими, какими хотят видеть своих детей, что детей необходимо учить примером своей жизни.
Используя материал из учебно- методического комплекса, мы составляем сценарии семейных праздников. Подобные совместные праздники способствуют духовному обновлению взрослых и детей, превращаясь тем самым в праздники Любви и Добра, солнца и света, радости для всех. Кроме того, любая совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. В результате таких совместных праздников родители учатся понимать и чувствовать душу ребенка. Очень полюбились нашим учителям и родителям проводимые в школе тематические недели декады самопознания, различные конкурсы и выставки, совместные спортивно-развлекательные мероприятия, дни здоровья. И сразу становится очевидным результат работы с родителями: они наиболее активные участники всех школьных мероприятий.
Для проведения занятий родительского лектория, встреч с родителями за круглым столом мы так же используем притчи, видеозаписи фрагментов уроков по самопознанию, где дети рассуждают, высказывают свое мнение на вопросы или проблему. В такие моменты родители заново открывают своих детей, видят их с неожиданной стороны. Очень часто им бывает трудно сдерживать слезы, а некоторые вынуждены задуматься над тем или иным высказыванием своего ребенка.
В суждениях детей, по мнению родителей, появились новые, более широкие понятия о добре, любви, радости, уважения, дружбе. При этом 84% родителей отмечают, что их дети значительно изменились к лучшему, особенно в отношениях е близкими, окружающими.
Как показывает опрос детей, уроки самопознания им очень нравятся. Вот какие отзывы мы получаем: «Я взрослею вместе с детьми и учусь быть терпимее и добрее в любых ситуациях». Мы искренне рады такой педагогике сотрудничества семьи и школы. Опытная работа в нашей школе показывает необходимость этого единения. Нели человека учат добру, в результате будет добро. Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво с учетом индивидуальных возрастных особенностей детей.
Мы уверенны, что наши воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научат бережно относиться к труду.
БАЯНДАМА
Тақырыбы: « 12 жылдық білімге көшу жағдайындағы бастауыш сынып оқушыларының білім деңгейіне әсер беруі»
Тема: « Влияние процесса обучения на уровень развития младших школьников на 12 летнее образование»
Влияние процесса обучения на уровень развития младших школьников в условиях перехода на 12 летнее образование.
Современная школа требует радикальных изменений, позволяющих учащимся адаптироваться в динамично меняющемся мире, творчески реализовать себя в личной жизни, в будущей профессиональной деятельности.
Переход на 12-летнее образование- это, по существу, реформа всей национальной системы образования, предлагающая "формирование и развитие высокообразованной творческой личности, способной жить в динамично развивающей среде, готовой к саморазвитию, самовыражению и максимальной самореализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества ("Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан").
Развитие мышления.
К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является мышления наглядно-образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Кроме того, у детей этого возраста должны существовать элементы логического мышления. Таким образом, на этом возрастном этапе у ребенка развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учебной программой.
Что такое сформированное наглядно- действенное мышление? Ребенок с высоким уровнем развития наглядно-действенного мышления хорошо справляется с любыми видами продуктивной деятельности, где требуется умение работать по наглядному образцу, умение соотнести размеры и формы предметов (блоков конструктора, деталей механизмов) для решения поставленной задачи.
Для наглядно-образного мышления характерно умение решать задачу прежде всего в плане представления и лишь затем - на конкретной предметной основе.
Логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, сравнения, классификации.
Наглядно - действенное формируется в дошкольном возрасте в процессе овладения игровой деятельности, которая должна быть определенным образом организована и протекает под контролем и при специальном участии взрослого. Только полноценное развитие дошкольника обеспечивает формирование необходимого уровня наглядно-действенного мышления.
Дети приходят в школу с разным уровнем общего психологического развития, поэтому у них в силу разных причин могут отсутствовать не только зачатки логического или нагляднообразного мышления, но и быть недостаточно развито мышление наглядно-действенное, формирование которого в норме должно быть завершено к моменту поступления в школу.
Что же делать, если у ребенка все-таки не сформировано нагляднодейственное мышление? Самым эффективным способом его развития является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования. Поэтому желательно, чтобы в каждой группе, каждом классе был набор самых разных конструкторов (пластмассовых, металлических, деревянных и др.)
Развитию наглядно - образного мышления способствуют следующие виды заданий: вышеописанная работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать.
Развитие этого же вида мышления достигается с помощью включения детей в разнообразные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам придумывает сюжет с самостоятельно воплощает его.
Можно предложить целый ряд развивающих заданий, которые всегда очень хорошо принимаются детьми и способствуют развитию мышления в целом.
К ним относятся: всевозможные головоломки, различные виды заданий с палочками или спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них с тем, чтобы получить другое изображение: соединить несколько точек одной линии, не отрывая руки).
Упражнения со спичками помогут так - же развитию пространственного мышления. С этой целью, кроме перечисленных, можно также использовать простейшие задания с бумагой и ножницами, условно называемые "Одним разрезом".
Наряду с этим можно использовать игры - головоломки, позволяющие всесторонне развивать функцию мышления путем усложнения условий задания.
В любом случае все стороны личностных новообразований ребенка не должны оставаться без внимания и родителям необходимо дать полную консультации по тем вопросам, которые возникли в результате обследования.
Младший школьный возраст очень уязвим, ведь именно в этом возрасте формируются основные привычки, правила поведения. Ведь недаром в народе говорят "Посеешь привычку, пожнешь характер".
Примерный план проведения родительского собрания
"Мой ребенок становится старше".
Мини лекция.
Одна из основных предпосылок здорового душевного развития ребенка заключается в том, чтобы он рос в эмоционально теплом и стабильном окружении.
Долгое время среди специалистов - ученых и педагогов шли споры, кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей семья или школа? Наконец, большинство пришли к правильному выводу - не снимая ответственности со школы, больше требований надо предъявлять семье, т.к. именно здесь закладывается фундамент личности ее нравственные ценности, ориентации и убеждения.
Важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большего влияния на детей, чем отец и мать.
Для эффективного воспитания ребенка в семье необходимо соблюдать механизмы семейной педагогики.
По мнению педагогов механизмов в семейной педагогике
прежде всего применяется подкрепление, поощряя ребенка за правильные действия и типично наказывая и порицая его за неправильные, вы постепенно внедряете в сознание ребенка систему норм, правил, понятий. Они должны быть осознаны и восприняты ребенком, стать потребностью его.
Второй механизм - идентификация (отождествление) себя с близкими, который ребенок уважает, обожает, стремится быть похожим на них. Важно, что этот механизм часто основан на любви к родителям, и во имя этой любви ребенок стремится быть хорошим во всем.
Третий механизм - понимание.
Смысл его сводится к тому, что, хорошо зная и чувствуя внутренний мир ребенка, круг его побуждений и мотивов, немедленно откликаясь на его потребности и проблемы, можно активно влиять на его поступки.
Родительский ринг.
Цель: изучение точки зрения родителей в решении проблемных ситуаций, связанных с воспитанием детей в семье.
Обсудить совместно различные ситуации воспитания и пути решения конфликтных ситуаций в семьях учащихся.
Развивать у родителей интерес к совместному обсуждению проблем, возникающих в воспитании учащихся.
Ход ринга.
Объяснение темы ринга и его задач. Охват всех родителей находящихся в зале, и работа с ними.
Разделить родителей на 3 группы по 6 человек (стол, стулья, листы б.бумаги, маркеры). Родители обсуждают предложенную ситуацию выбирают спикера, который представляет ответ группы.
Ситуация первая. "Что делать, если..." В последнее время ребенок очень изменился, мало общается с близкими людьми, молчит, подолгу сидит о чем-то думает. Не все вопросы родителей отвечает уклончиво, либо вообще уходит от ответов. Родители склонны думать, что ребенок страдает, но причины скрывает. Как поступить в такой ситуации?
Продумать ответ психолога.
Ситуация вторая. В конце учебной четверти вы получили дневник своего ребенка и видите, что результат учения весьма и весьма успешный. Вы рады, хвалите ребенка за достигнутые успехи, но через пару дней вас приглашают в школу для серьезного разговора, и там вы узнаете, что ваш сын или дочь исправили оценки в дневнике и расписались за классного руководителя. Результаты учения плохие и ваш ребенок вас обманул?
Продумать ответ психолога.
Ситуация третья. Ребенок вырос, все чаще пытается ускользнуть из дома и все дальше где-то задерживается. Он по прежнему все выполняет, но вы чувствуете, что он живет своей жизнью, которая ему интересней. Вы страдаете, но не знаете, как поступить...
Продумать ответ психолога.
Ситуация четвертая. "Что делать, если..." Вы не узнаете своего ребенка. Он стал грубым агрессивным, а порой даже жестоким. Об этом говорят посторонние люди, проявление таких качеств вы наблюдаете сами иногда это прорывается даже в ваш адрес.
(Запасной вариант)
Продумать ответ психолога.
В период, когда родители будут заниматься заданием: психолог читает рекомендации .
Создание благоприятной семейной атмосферы.
Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога - это совместной общение ненавязчивые советы.
Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: "Какие оценки ты сегодня получил?"
Лучше задать нейтральный вопрос: "Что было интересно в школе?", "Чем сегодня занимались?", "Как дела в школе?".
Радуйтесь успехом ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
Терпеливо с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
Ребенок должен чувствовать, что он любим.
Как часто вы говорите детям…
Я сейчас занят (а)...
Посмотри, что ты натворил!
Это надо делать не так...
Неправильно!
Когда же ты научишься?
Сколько раз я тебе говорила!
Нет! Я не могу!
Ты сведешь меня с ума!
Что бы ты без меня делал?!
Вечно ты во всё лезешь!
Уйди от меня!
Встань в угол!
Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если ребёнок отдалится от вас, станет скрытным, ленивым, неуверенным в себе.
Эти слова ласкают душу ребёнка..
Ты самый любимый!
Ты очень много можешь!
Что бы мы без тебя делали?!
Иди ко мне!
Садись с нами!
Я помогу к тебе...
Я радуюсь твоим успехам!
Что бы не случилось, твой дом - твоя крепость.
Расскажи мне, что с тобой
"Мой ребенок становится взрослым...”
Сколько человеческого счастья разбилось
вдребезги только потому,
что кто-то кому-то не сказал: "Извини”?
И.Д. Вильде.
Задачи собрания:
Познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей.
Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребенка.
Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми. Форма проведения: дискуссионный клуб.
Вопросы для дискуссии.
Подготовительная работа к собранию:
Тестирование учащихся.
Анкета для родителей.
Подготовка притчи для анализа родителями и рекомендаций по воспитанию трудного ребенка.
Ход собрания.
Вступительное слово классного руководителя.
Поводом для проведения нашего собрания послужили наблюдения за учащимися нашего класса и других классов не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и вами, родителями. Многие родители, бабушки и дедушки, говоря о собственном ребенке или внуке, чаще всего употребляют такую фразу: "Сладу с ним нет. Начал курить, водится с большими ребятами. Трудно с ним". Проблема детской трудности помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом с ним реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях? Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребенок зачастую ребенок с высоким уровнем интеллекта и обостренным чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними очень непросто.
Но прежде, попробуем определить, кто он - трудный ребенок?
Родители определяют признаки трудного ребенка, и классный руководитель записывает эти признаки на доске. К примеру, трудный ребенок ни в чем не знает меры; нарушает распорядок дня; портит домашнее имущество; издевается над младшими и стариками; издевается и дерется с другими детьми; мешает проводить уроки и т. д.
И так, портрет трудности ребенка мы с вами определи.
Давайте все вместе подумаем над причинами появления трудных детей. Для того, чтобы вам было легче определить эти причины, мне хотелось бы привести материалы тестирования ваших детей по данной проблеме.
2. Анализ теста.
Дискуссия.
Причина детской неуправляемости.
Борьба за внимание родителей.
Борьба за самоутверждение.
Жажда мщения окружающему миру, взрослым.
Неверие в свой успех.
Анализ притчи.
В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил мудрый наставник. Однажды ему нужно было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя- милую и симпатичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать все поступки членов общины, независимо от их значимости. Пока его не было, главным нарушителем спокойствия общины был один- единственный живший в ней мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя.
После возвращения из путешествия руководитель общины собрал собрание. На собрании он объявил, что хочет раздать вознаграждение за поведение членам общины во время его отсутствия. Первым он подозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели. Другим он тоже выдал премии, но они были гораздо меньше, чем та, которую получил мальчик.
Меньше всех получила его заместитель. На этом собрание закончилось и все, недоумевая, разошлись.
Лишь только мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему именно ему достались незаслуженные деньги.
С этим вопросом он пришел к наставнику. "Деньги твои.
Ты их заработал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутреннее развитие. Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличие от других, ты вел себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему заместителю. А это дорого стоит".
Мальчик повернулся и ушел, немногое поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, учитель сказал: "Эта история - не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым поступком видит необходимость осуждения и кары. Она для всех нас, стоящих друг к другу. В первую очередь, она важна не тем, кого воспитывают, а тем, кто воспитывать".
Итог собрания.
Психолог Г.Досмуханова
В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблемам воспитания. В свою очередь, усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.
Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей.
Классное руководство учителя состоит не только в том, чтобы организовать детский коллектив, но и, поняв, принять их родителей. И задача учителя – не учить родителей, а делиться с ними накопленным за годы работы опытом воспитания детей, так как по роду своей деятельности учитель читает больше литературы по воспитанию, нежели родители, да и круг его общения с детьми гораздо шире и многостороннее. Надо сделать все, чтобы папы и мамы поверили учителю и прислушивались к его советам. Поэтому на родительском собрании всегда надо создавать атмосферу доверительности. Родителей следует знакомить с основными направлениями воспитательной работы, чтобы они осознали важность сотрудничества семьи и школы. Это постоянный процесс, который зависит и от запросов сегодняшнего общества, и от сложившейся в классе обстановки. Конечно, не надо понимать родительские собрания как ликбез для родителей, не надо менторским тоном читать нотации родителям, которые обычно приходят на родительские собрания после работы уставшие, а порой и раздраженные.
Весь информационный материал должен быть уложен в 15–20 минут. Если родители хотят узнать о чем-то подробнее, разбейте материал на несколько блоков, на несколько собраний, где вы сможете не только сообщить им интересующий их материал, но и провести дискуссию, на которой каждый может высказать свою точку зрения по данному вопросу. Родители (порой они наши бывшие ученики) в душе остаются детьми. В сущности, они не против советов в трудном деле воспитания. Но их взрослая оболочка протестует против поучения. Поэтому мы иногда замечаем их саркастические взгляды.
Не советую ругать детей на родительском собрании. Старайтесь говорить об успехах и делах всего класса, делать акцент на лучшие стороны характера каждого ребенка. Ведь для папы и мамы их ребенок самый лучший. Информацию об успеваемости учащихся надо зачитывать без назидания, а с сочувствием и пониманием. Обязательно делать акцент на том, что завтра все будет хорошо, если мы все постараемся. Ведь каждый родитель в глубине души ожидает лучших результатов от своего ребенка. И это очень даже хорошо, когда родители верят в это, любят своего ребенка осознанно. В наше время нелегко остановиться и задуматься над тем, что дети – это наше единственное богатство. Но надо попробовать заглянуть в душу ребенка, поговорить на одном с ним языке, и он обязательно отзовется.
Родительские собрания нужны:
Подготовка собрания:
Примерный план проведения родительского собрания.
Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются не задерживаться. Максимальная продолжительность 1–1,5 часа.
Вступительное слово классного руководителя (5 мин).
Анализ анкет родителей; проводится, чтобы ярче обнажить проблему встречи (5–7 мин).
Выступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным и доступным (10–20 мин).
Обсуждение проблемы (20 мин).
Анализ успеваемости класса. Никогда не называйте фамилий отстающих, недисциплинированных детей, не “клеймите позором”. Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.
В заключение учитель благодарит родителей за совместную работу. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, для выяснения причин и совместного решения по их преодолению.
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании:
Недопустимо проведение родительского собрания “по классному журналу”. Родители ценят учителя не как информатора об учебных успехах или неуспехах детей, а как доброжелательного советчика, человека, сведущего в обучении и, главное, в воспитании детей.
Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.
Показать, что у школы и семьи – одни проблемы, одни задачи, одни дети.
Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.
Постараться понять родителей, поставить себя на их место.
Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников, и неуспевающих детей уходили с собрания с верой в своего ребенка.
Приемы успешного проведения родительского собрания:
Полезные советы родителям.
Хорошо или плохо идёт воспитание – об этом достоверно можно судить по тому, может ли ваш ребёнок сказать: “Я счастлив!”.
Не слишком надейтесь на собственный пример, увы, только дурные примеры заразительны. Пример, конечно, важен, но только в том случае, если вы уважаете своего ребёнка.
Ваш ребёнок добивается свободы от родителей? Значит, в семье что-то не в порядке, в хорошей семье дети чувствуют себя свободными, им и в голову не приходит восставать против родителей.
Мы не хозяева жизни своих детей, мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего, поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут влиять на путь ребёнка.
Когда мы говорим с детьми, мы всегда уверены в том, что это и есть истина, но мы не замечаем, что иногда срамимся в глазах своих детей. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте.
Присматривать за детьми надо, безнадзорных детей может подстеречь беда.
Учитесь управлять своей интонацией, безошибочная интонация может сгладить даже педагогическую ошибку.
Чаще говорите ребёнку главные слова: “Не горюй! Не унывай! Не бойся! Не пищи!”.
Защищать или не защищать своего ребёнка от обидчиков – один из самых трудных вопросов воспитания, но не оставляйте его одного, если чувствуете, что он обижен.
Иногда дети принимают все школьные неприятности слишком близко к сердцу. Постоянно учите их различать, что важно, а что не очень.
Если дети слишком увлечены телевизором: не ходят гулять и потеряли друзей, то телевизор должен... сломаться. Хотя бы на 2–3 месяца, пока дети не придут в себя. А как же взрослые? Воспитание детей, как искусство, требует жертв.
Вспомните, давно ли слышали смех в вашем доме? Чем чаще смеются дети, тем лучше идёт воспитание.
Джон Стейнбек говорил: “Мальчик становится мужчиной, когда возникнет необходимость в мужчине”. Хотите вырастить мужчину – создавайте такую необходимость в доме.
Вы пришли домой и увидели, что ваш восьмилетний сын и его гости буквально разгромили дом. Поймём, что злого умысла не было: просто играли дети в прятки, воспользуемся этим случаем, чтобы сказать: “Ничего, давай убирать вместе”.
Говорите сыну или дочери: “Людям должно быть с тобой легко”. Не бойтесь повторять это.
Никогда не попрекайте ребёнка ни возрастом: “Ты уже большой!”, ни полом: “А ещё мальчик!”, ни куском хлеба: “Мы тебя кормим, поим”.
Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе, а завтра дети будут плохо говорить о вас.
Самое трудное в воспитании – научить детей человеколюбию. Любить детей бывает трудно. Хвалите ребёнка, но ещё чаще хвалите людей в его присутствии.
Руссо считал, что ребёнок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько они будут с ним хороши.
Родителей раздражает, когда дети их не слушаются с первого слова. Научитесь повторять просьбу без раздражения и увидите, как спокойно станет в вашем доме.
Когда вы браните ребёнка, не употребляйте слов: “Ты всегда”, “Ты вообще”, “Вечно ты”... Ваш ребёнок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так, об этом и скажите ему.
Есть дети, которых не возьмёшь ни наказаниями, ни добром, но великодушное отношение, в конце концов, спасает их.
Как? Вы ещё ставите ребёнка в угол? Это уже не делает никто в Европе. Вы безнадёжно отстали от педагогической моды.
Когда ребёнок выходит из дому, обязательно проводите его до двери и скажите на дорогу: “Не торопись, будь осторожен”. Это надо повторять столько раз, сколько раз ребёнок выходит из дому.
Говорят: “Как пройдёт первый день года, так пройдёт весь год”. Хвалите ребёнка с утра до вечера!
Внушайте ребёнку давно известную формулу психического здоровья: “Ты хорош, но не лучше других”.
Скажите ребёнку: “Не будь чистюлей – в классе не любят чистюль, не будь грязнулей – в классе не любят грязнуль. Будь попросту аккуратным”.
Обычно, когда ребёнок возвращается из школы, его спрашивают: “Тебя вызывали? А какую отметку получил?”. Лучше спросите его: “Что сегодня было интересного?”
Памятка родителям от ребёнка:
И самое главное, Я Вас так сильно люблю! Пожалуйста, ответьте мне тем же…