Классическая кусудама - как сделать? Кусудама. Шары из бумаги в технике кусудамы

19.05.2019

Кусудама

Два варианта кусудам

Кусудама (яп. 薬玉 , букв. «лекарственный шар») - бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы , сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Как вариант, отдельные компоненты могут быть склеены вместе (например, кусудама на нижнем фото полностью склеена, а не сшита). Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка. В древней Японии кусудамы использовались для целебных сборов и благовоний.

История

Искусство кусудамы происходит от древней японской традиции, когда кусудамы использовались для фимиама и смеси сухих лепестков; возможно, это были первые настоящие букеты цветов или трав. Само слово представляет комбинацию двух японских слов кусури (лекарство) и тама (шар). В настоящее время кусудамы обычно используют для украшения или в качестве подарков.

Кусудама является важной частью оригами , в частности, как предшественница модульного оригами . Её часто путают с модульным оригами, что неверно, так как элементы, составляющие кусудаму, сшиты или склеены, а не вложены друг в друга, как предполагает модульное оригами.

Однако, кусудаму всё же рассматривают как разновидность оригами, хотя борцы за чистоту оригами смотрят косо на характерную для кусудамы технику сшивания или склеивания. В то же время другие признают, что в раннем традиционном японском оригами часто использовалось разрезание бумаги и склеивание, и отдают должное кусудаме как важному объекту складывания среди других моделей оригами.

Современные мастера оригами, такие как Томоко Фусэ , создали новые конструкции кусудам, которые полностью собираются без разрезания, клея или ниток (кроме подвеса).

Создатели кусудам

Наряду с классическими кусудамами в современном оригами ежегодно появляются десятки новых оригинальных моделей - шары, многогранники, букеты и другие. В мире модульного оригами наиболее известны такие мастера, как Томоко Фусэ, Миюки Кавамура, Мио Цугава, Макото Ямагути и Ёсихидэ Момотани из Японии, Меенакши Мукерджи и Джим Планк из США и многие другие из разных стран мира. Значительная часть современных модульных оригами-конструкций, в том числе и кусудам, базируется на сонобэ-модуле, изобретённом в конце ХХ века японским оригамистом Мицунобу Сонобэ.

Оригами, в том числе модульное, активно развивается и в России начиная с 1988 года, когда благодаря инициативе Михаила Максимовича Литвинова и его ученика, Романа Владимировича Свиридова было создано первое российское объединение оригамистов «Московский центр оригами». За рубежом известны российские авторы многих оригинальных моделей:

  • Сергей и Елена Афонькины;
  • Нина Острун;
  • Михаил и Людмила Пузаковы;
  • Екатерина Лукашева.

См. также

Литература

  • Fuse, Tomoko Unit Origami: Multidimensional Transformation. - Japan Publications, 1990. - ISBN 978-0870408526
  • Fuse, Tomoko Floral Origami Globes. - Japan Publications, 2007. - ISBN 978-4889962130
  • Fuse, Tomoko Kusudama Origami. - Japan Publications, 2002. - ISBN 978-4889960877
  • Yamaguchi, Makoto Kusudama: Ball Origami. - Japan Publications, 1990. - ISBN 978-0870408632

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Происхождение кусудамы , не только внешне, но и своей историей напоминает другое искусство пришедшее к нам с Востока. И то и другое связано с религиозными верованиями. Возможно вы знаете об оригами - древнем японском искусстве складывания различных фигурок из одного листа бумаги. Классически, используется цельный лист бумаги в форме квадрата из которого затем складывается фигурка. При этом ни ножницы ни клей не используются. Это не случайно. Квадрат символизирует одну из стихий(первооснов) - землю, обладающую такими качествами как твердость, постоянство, неразрушимость.

Вообще говоря, искусство востока тесно переплетено с религиозными представлениями и изобилует символизмом.

Человек с западным мировоззрением обычно игнорирует символическую часть и смело записывает искусство оригами в разряд милого увлечения, хобби. Куда как больше смысла он найдет в подобных, технически, манипуляциях с бумагой если это будет происходить в специально освященном месте под названием офис, а листы бумаги будут не складываться а передаваться от одного служителя другому в должном церемониальном порядке. Он сможет много рассказать вам о празднике постановки печати на ведомость по зарплате, событии которое отмечается всего раз в месяц и сопровождается всеобщим ликованием и танцами. Но в следовании правилам складывания оригами он не найдет ничего значительного и легко сможет ими пренебречь. Я не говорю, что что-то из этого плохо, а что-то хорошо. И в одном и другом месте есть свой смысл и если его отбросить как нечто ненужное наше представление о предмете будет, в лучшем случае, неполным.

В истории с кусудамой случилось именно так. Радикальным ее отличием является возможность склеивания и разрезания бумаги. Сейчас трудно разобраться почему так произошло и что за этим стоит и есть несколько версий происхождения этого направления. Согласно одной, слово кусудама состоит из слов "кусури"(яп. лекарство) и "тама"(яп. шар). Таким образом получается лекарственный шар. Считается что в такой шар клали лекарственные травы и вешали над постелью больного веря что это поможет исцелению.

Также, существует мнение, что изначально кусудамы использовались в древних синтоистских мистериях под общим названием "кагура", но какую роль они там играли и для чего применялись неизвестно.

Другая версия обращает внимание на слова "кусу"(яп. камфара), "кусуноки"(яп. камфарное дерево). Плоды этих деревьев имеют шарообразную форму. Тогда, "кусудама" можно перевести как камфарный шар. Возможно, шарики камфары помещались внутрь бумажного шара, где возжигались источая благовония.

Как бы то нибыло, там где отсутствует прямое знание всегда появляются домыслы. Сейчас в понятие кусудама включено и украшение к праздникам, и искусство, и хобби, и даже встречается некий мистический подтекст в русле эзотерики. Изначальное значение утеряно. Но чем печалиться по этому поводу, лучше порадоваться. Ведь когда что-то исчезает всегда появляется что-то новое, и взамен утраченого, первоначального смысла мы вольны наградить кусудаму своим собственным видением.

Можно рассматривать это просто как хитроумную поделку из простых и доступных материалов с ничем не ограниченными способами выражения, и искать новые материалы, формы и способы применения. Можно попытаться проникнуться восточным подходом к искусству и складывать кусудамы находясь в особом настрое ума, как это происходит при чайной церемонии, и, перефразируя известного мастера чань(яп. дзен) выдать что-то вроде: "если вам в голову пришла замечательная мысль, сядьте и сложите кусудаму. Если после этого мысль еще осталась, то возможно она действительно замечательная. Или же вы еще не научились складывать кусудаму". Или просто, использовать кусудаму как праздничное украшение своего дома и радовать гостей.

Во всех этих случаях кусудама отлично подойдет.


Модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы , сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Как вариант, отдельные компоненты могут быть склеены вместе (например, кусудама на нижнем фото полностью склеена, а не сшита). Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка. В древней Японии кусудамы использовались для целебных сборов и благовоний.

История

Искусство кусудамы происходит от древней японской традиции, когда кусудамы использовались для фимиама и смеси сухих лепестков; возможно, это были первые настоящие букеты цветов или трав. Само слово представляет комбинацию двух японских слов кусури (лекарство) и тама (шар). В настоящее время кусудамы обычно используют для украшения или в качестве подарков.

Кусудама является важной частью оригами , в частности, направления модульного оригами . В настоящее время граница между этими понятиями стирается.

Создатели кусудам

Наряду с классическими кусудамами в современном оригами ежегодно появляются десятки новых оригинальных моделей - шары, многогранники, букеты и другие. В мире модульного оригами наиболее известны такие мастера, как Томоко Фусэ, Миюки Кавамура, Мио Цугава, Макото Ямагути и Ёсихидэ Момотани из Японии, Меенакши Мукерджи и Джим Планк из США и многие другие из разных стран мира.

Значительная часть современных модульных оригами-конструкций, в том числе и кусудам, базируется на сонобэ-модуле, изобретённом в конце ХХ века японским оригамистом Мицунобу Сонобэ. Современные мастера оригами, такие как Томоко Фусэ , создали новые конструкции кусудам, которые полностью собираются без разрезания, клея или ниток (кроме подвеса).

См. также

Напишите отзыв о статье "Кусудама"

Литература

  • Fuse, Tomoko . Unit Origami: Multidimensional Transformation. - Japan Publications, 1990. - ISBN 978-0870408526 .
  • Fuse, Tomoko . Floral Origami Globes. - Japan Publications, 2007. - ISBN 978-4889962130 .
  • Fuse, Tomoko . Kusudama Origami. - Japan Publications, 2002. - ISBN 978-4889960877 .
  • Yamaguchi, Makoto. Kusudama: Ball Origami. - Japan Publications, 1990. - ISBN 978-0870408632 .

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кусудама

В самом счастливом состоянии духа возвращаясь из своего южного путешествия, Пьер исполнил свое давнишнее намерение заехать к своему другу Болконскому, которого он не видал два года.
Богучарово лежало в некрасивой, плоской местности, покрытой полями и срубленными и несрубленными еловыми и березовыми лесами. Барский двор находился на конце прямой, по большой дороге расположенной деревни, за вновь вырытым, полно налитым прудом, с необросшими еще травой берегами, в середине молодого леса, между которым стояло несколько больших сосен.
Барский двор состоял из гумна, надворных построек, конюшень, бани, флигеля и большого каменного дома с полукруглым фронтоном, который еще строился. Вокруг дома был рассажен молодой сад. Ограды и ворота были прочные и новые; под навесом стояли две пожарные трубы и бочка, выкрашенная зеленой краской; дороги были прямые, мосты были крепкие с перилами. На всем лежал отпечаток аккуратности и хозяйственности. Встретившиеся дворовые, на вопрос, где живет князь, указали на небольшой, новый флигелек, стоящий у самого края пруда. Старый дядька князя Андрея, Антон, высадил Пьера из коляски, сказал, что князь дома, и проводил его в чистую, маленькую прихожую.
Пьера поразила скромность маленького, хотя и чистенького домика после тех блестящих условий, в которых последний раз он видел своего друга в Петербурге. Он поспешно вошел в пахнущую еще сосной, не отштукатуренную, маленькую залу и хотел итти дальше, но Антон на цыпочках пробежал вперед и постучался в дверь.
– Ну, что там? – послышался резкий, неприятный голос.
– Гость, – отвечал Антон.
– Проси подождать, – и послышался отодвинутый стул. Пьер быстрыми шагами подошел к двери и столкнулся лицом к лицу с выходившим к нему, нахмуренным и постаревшим, князем Андреем. Пьер обнял его и, подняв очки, целовал его в щеки и близко смотрел на него.
– Вот не ждал, очень рад, – сказал князь Андрей. Пьер ничего не говорил; он удивленно, не спуская глаз, смотрел на своего друга. Его поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый, которому, несмотря на видимое желание, князь Андрей не мог придать радостного и веселого блеска. Не то, что похудел, побледнел, возмужал его друг; но взгляд этот и морщинка на лбу, выражавшие долгое сосредоточение на чем то одном, поражали и отчуждали Пьера, пока он не привык к ним.
При свидании после долгой разлуки, как это всегда бывает, разговор долго не мог остановиться; они спрашивали и отвечали коротко о таких вещах, о которых они сами знали, что надо было говорить долго. Наконец разговор стал понемногу останавливаться на прежде отрывочно сказанном, на вопросах о прошедшей жизни, о планах на будущее, о путешествии Пьера, о его занятиях, о войне и т. д. Та сосредоточенность и убитость, которую заметил Пьер во взгляде князя Андрея, теперь выражалась еще сильнее в улыбке, с которою он слушал Пьера, в особенности тогда, когда Пьер говорил с одушевлением радости о прошедшем или будущем. Как будто князь Андрей и желал бы, но не мог принимать участия в том, что он говорил. Пьер начинал чувствовать, что перед князем Андреем восторженность, мечты, надежды на счастие и на добро не приличны. Ему совестно было высказывать все свои новые, масонские мысли, в особенности подновленные и возбужденные в нем его последним путешествием. Он сдерживал себя, боялся быть наивным; вместе с тем ему неудержимо хотелось поскорей показать своему другу, что он был теперь совсем другой, лучший Пьер, чем тот, который был в Петербурге.
– Я не могу вам сказать, как много я пережил за это время. Я сам бы не узнал себя.
– Да, много, много мы изменились с тех пор, – сказал князь Андрей.
– Ну а вы? – спрашивал Пьер, – какие ваши планы?
– Планы? – иронически повторил князь Андрей. – Мои планы? – повторил он, как бы удивляясь значению такого слова. – Да вот видишь, строюсь, хочу к будущему году переехать совсем…
Пьер молча, пристально вглядывался в состаревшееся лицо (князя) Андрея.

Кусудама - это древние искусство, которое появилось в Японии. Оно подразумевает складывание из бумаги разнообразных фигур и имеет прямое отношение к модульному оригами. Кусудама может быть довольно сложной и в одной фигуре будет использоваться несколько десятков разнообразных модулей. Соединяются же модули между собой трением, склеиванием или сшиванием.

Интересно, что кусудамы в свое время использовались исключительно в лечебных целях. Чтобы понять это, достаточно услышать перевод слова - «кусури», которое означает - лекарство, а «тама» - это шар. Получается, что кусудама в переводе на русский язык - лекарственный шар.

Есть и другая версия появления кусудамы. Некоторые считают, что название пошло от слова «кусуноки» - это комфортное дерево, плоды которого имеют шарообразную форму и обладают лечебными свойствами.

Внутрь таких вот объемных шаров из бумаги вкладывали цветы и лепестки разных целебных растений, после чего шары вешали над кроватью человека, который болен. Японцы считали, что шар способен выделять положительную энергию и способствует быстрому выздоровлению.

В дальнейшем кусудами стали изготавливать и для праздничных мероприятий, они стали одним из украшений жилища и просто красивым символом Страны восходящего солнца. Их можно вешать возле светильников, а также под потолком и над дверными проемами, украшая различными способами.

Кусудамы в большинстве случаев имеют именно шарообразную форму, но иногда могут быть и кубическими. Процесс изготовления такого изделия - это тема для отдельного разговора, так как тут все зависит от того, что именно вы хотите сделать и какими навыками обладаете. В любом случае, это крайне интересное и необычное искусство, которое сейчас набирает популярность на Западе.

Число любителей кусудамы растет, по всему миру проходят выставки и семинары, мастер-классы и встречи поклонников данного искусства. Попробовать изготовить свою первую кусудаму можете и вы, достаточно найти инструкцию для самых простых фигур и повторить все предписания.