Как растут недоношенные дети таблица. Как определяется недоношенность? Питание недоношенных детей. Методы кормления

06.06.2019

Как развивается недоношенный ребёнок? Есть ли отличия в уходе за малышом, родившимся раньше срока? Эти и другие вопросы интересуют родителей, желающих обеспечить максимальный комфорт для крохи.

Полезная информация от неонатологов и педиатров поможет понять, как развивается по месяцам недоношенный ребёнок в первый год жизни. Узнайте больше о купании, прогулках, правилах прикорма, графике прививок для крохи.

Физиологическое и психомоторное развитие

Особенности:

  • недоношенный малыш рождается раньше положенного срока, имеет не до конца сформированные отдельные органы;
  • ранние детки слабенькие, часто не могут самостоятельно дышать и получать молоко;
  • первые недели после рождения кроха проводит в специальном инкубаторе, получает кислород и пищу через специальные трубочки;
  • недоношенный ребёнок находится под наблюдением неонатологов, контролирующих процессы жизнедеятельности, развитие маленького человечка;
  • иммунная система очень слаба, кроха чутко реагирует на проникновение инфекционных агентов. Персонал и родители первое время должны проявлять максимальную осторожность, тщательно следить за гигиеной: болезни в столь раннем возрасте отрицательно сказываются на развитии крошечного организма.

Какие факторы влияют на развитие недоношенного ребёночка в первый год жизни? Важен срок рождения, вес и рост при появлении на свет.

Неонатологи выделяют четыре категории недоношенности:

  • категория 1. Вес при рождении: 2100–2500 г;
  • категория 2. Масса тела при рождении: 1500–2000 г;
  • категория 3. Вес при рождении: 1000–1500 г;
  • категория 4. Масса тела новорождённого – до 1000 г.

Обратите внимание! Чем раньше рождается кроха, тем меньше масса тела, хуже развиты органы. Новорождённому сложнее адаптироваться к новым условиям, требуется большее внимание врачей. Слабенькие детки позже догоняют в психомоторном и физиологическом развитии сверстников, родившихся в положенный срок. При отсутствии негативных факторов, патологий, навыки, умения, эмоции, речь, двигательная активность у обеих категорий малышей сравниваются к 12 месяцам.

Развитие недоношенного малыша по месяцам

Ориентируйтесь на основные показатели, характеризующиеся ребёнка на определённом этапе жизни. За год кроха подрастает, набирает достаточный вес, приобретает немало полезных навыков.

Первый месяц

Характеристика:

  • новорождённый слабенький, особенно, при весе менее 1000 г;
  • на этом этапе часто не развит сосательный и глотательный рефлекс, кормление осуществляется через зонд;
  • при нестабильном дыхании ребёнок получает кислород через специальные трубочки;
  • масса тела увеличивается медленно;
  • инфекционные болезни протекают тяжело;
  • самый сложный период в жизни недоношенного ребёнка.

Второй

Особенности:

  • сформировались рефлексы для приёма пищи;
  • желудочек крохотный, недоношенный ребёнок быстро устаёт, кормления через непродолжительные интервалы;
  • начинается набор веса;
  • кроха ещё не держит головку, лёжа на животике, в отличие от деток, родившихся вовремя.

Третий

Характеристика:

  • масса тела удваивается в полтора – два раза;
  • почти 16 часов малыш спит;
  • наилучшая температура в помещении – от +23 градусов;
  • яркий свет раздражает недоношенного ребёночка;
  • обязательное условие для правильного психоэмоционального развития – забота, мягкие прикосновения рук мамочки;
  • мышцы развиты слабо, необходим массаж;
  • кроха реагирует на звуки, развивается мимика, основные рефлексы.

Четвёртый

Особенности:

  • крепнут мышцы, малыш учится держать головку;
  • рост и вес постепенно увеличиваются;
  • взгляд становится более осознанным, ребёночек ненадолго сосредотачивается на ярких предметах;
  • появляются первые непонятные звуки;
  • улучшается состояние пищеварительной системы, колики реже беспокоят кроху, постепенно проходят.

Пятый

Характеристика:

  • малыш понимает, откуда идёт звук, поворачивает головку;
  • кроха узнаёт близких, улыбается при виде мамы, гулит, активно двигает ножками, машет ручками;
  • ребёнок удерживает погремушку, слегка машет звучащим предметом;
  • гуление становится более продолжительным, ребёнок реагирует на события «разговором» на своём языке;
  • мышечный тонус пока не нормализовался, иногда бывают судороги;
  • усиливается роль общения взрослых и деток, выражения любви, заботы.

Шестой

Особенности:

  • постепенно недоношенный ребёнок догоняет сверстников;
  • масса тела увеличивается в 2,5–3 раза;
  • кроха становится активнее, развивается быстрыми темпами;
  • ребёночек радостно реагирует на знакомые лица, настороженно общается с незнакомцами;
  • если мамочка делала массаж с первых месяцев жизни, кроха наверняка может переворачиваться на животик и обратно, на спинку;
  • при поддержке в области подмышек малыш дёргает ножками, отталкивается от поверхности.

Седьмой

Характеристика:

  • перевороты со спинки на животик уверенные, лёгкие;
  • малыш хорошо держит игрушки с удобной ручкой, пытается ползать;
  • ребёнок часто лепечет, охотно общается с взрослыми;
  • хорошее подспорье – развивающий коврик для детей раннего возраста;
  • важно следить за растущим малышом: в этом возрасте детки часто падают с дивана, стоит отвернуться на минуту;
  • активность крохи растёт. При правильном питании, массаже, гимнастике ребёночек развивается не хуже, чем сверстники, рождённые в положенный срок.

Восьмой

Особенности:

  • подросший ребёнок пытается встать на четвереньки, качается из стороны в сторону, слегка приседает;
  • большинство деток хорошо ползают, учатся самостоятельно сидеть;
  • недоношенные детки практически не отличаются от малышей, родившихся вовремя;
  • по просьбу родителей кроха ищет взглядом игрушку, знакомый предмет, любимого взрослого («Покажи мишку», «Где мама?»);
  • ребёнок неплохо кушает с ложечки. Рацион такой же, как у доношенных деток;
  • пора учить первые слоги. Помогут потешки, песенки для самых маленьких, короткие сказки.

Девятый

Особенности развития:

  • малыш пытается встать, пробует присаживаться, опираясь на руку взрослого;
  • игрушки интересуют кроху всё больше. Повышенное внимание к коробкам, баночкам, в которые можно сложить «ценности»: лоскутки, колечки, шарики, кубики;
  • некоторое время малыш может заниматься с игрушками без привлечения взрослых;
  • юный исследователь берёт кусочки пищи пальчиками, пробует на вкус. У недоношенных деток прорезывание зубок часто начинается позже, нередко, только в 10–11 месяцев;
  • увеличивается количество слогов, появляются первые короткие слова. Чем активнее родители общаются с крохой, тем богаче будет речевой запас.

Десятый

Характеристика:

  • ребёнок наблюдает за движущимися предметами, хорошо концентрирует внимание на ярких деталях;
  • кроха активно познаёт мир, интересуется всем, что находится в квартире и на улице;
  • ребёнок подражает взрослым, любит общаться. Психологи советуют чаще разговаривать с малышом, называть действия и предметы, петь песенки, играть в ладушки, «сороку-ворону»;
  • малыша нельзя надолго оставлять одного: не успевают родители оглянуться, как юный исследователь забирается в самый неожиданный уголок;
  • окрепшие мышцы неплохо удерживают подросшего ребёнка на ножках. Кроха передвигается с опорой на руки взрослого.

Одиннадцатый

Особенности:

  • ребёнок активно развивается;
  • кроха быстро ползает, пробует ходить без поддержки, опираясь на мебель;
  • ребёнок различает своё имя, любит общение со знакомыми людьми;
  • малыша интересуют игрушки разного плана;
  • при 3 и 4 категории недоношенности молочные зубки появляются только к этому периоду;
  • деткам нравится массаж, гимнастика, упражнения на фитболе.

Малышу исполнился год

Особенности:

  • за 12 месяцев недоношенный ребёночек преодолел отставание в росте и весе, догнал деток, родившихся в положенный срок;
  • ребёнок пытается произносить короткие слова, также общается на своём языке;
  • малыш начинает ходить, активно исследует окружающее пространство.

Особенности и правила режима

  • купание. При массе тела менее 1500 г отложите купание на 20–22 дня. Если вес больше, купайте кроху уже через неделю. Первые три месяца используйте только кипячёную воду, сильнее подогревайте жидкость. Оптимальная температура воды при купании доходит до + 38 градусов;
  • прикорм. Рацион меняется чуть позже, чем у доношенных деток. Раньше полугода нельзя докармливать «взрослой» пищей: ферментов не хватает, новые продукты раздражают желудок, долго задерживаются в кишечнике. Вводите прикорм к семи месяцам, первыми давайте калорийные каши для достаточного набора массы тела;
  • прогулки. Осторожно с температурой воздуха: кроха очень слаб в первые недели жизни, легко переохлаждается, простужается. При несовершенной терморегуляции вредны перепады температуры. При весе у малыша 1500 г и более, летом гуляйте при температуре +25 С. Весной и осенью выходите с малышом, достигшим веса 2500 г, если на улице +10 градусов тепла, не менее.

Возьмите на заметку:

  • недоношенные детки требуют повышенного внимания, особенно, сразу после рождения;
  • недостаточный вес, минимальная сила иммунитета объясняют сдвиг в графике прививок;
  • врачи учитывают особенности каждого малыша, разрабатывают «личный» график вакцинации;
  • при весе до 1500 г все прививки проводятся на втором году жизни;
  • если новорождённый весил менее 2000 г, прививка БЦЖ против туберкулёза в роддоме не делается. Разрешено проводить вакцинацию, когда кроха наберёт ещё 500 г.

Развитие недоношенного ребёнка по месяцам до годика проходит с некоторыми особенностями. В первые полгода заметно отставание по многим параметрам, позже различия между сверстниками, родившимися на разных сроках беременности, стираются.

К 12 месяцам психомоторное и физиологическое развитие деток соответствует уровню доношенных малышей. Оптимальный подход к уходу за ребёнком, родившимся раньше срока, обеспечит правильное развитие маленького человечка.

Специалист об особенностях развития недоношенный детей в следующем видеоролике:

Степень недоношенности определяется, учитывая количество недель беременности и вес новорожденного.

Последствия

Невозможно точно определить, какие проблемы ожидают недоношенного младенца в будущем. Одни развиваются не хуже обычных детей, другие – частично или сильно отстают от своих одногодок.

На прогноз сильно влияет то, насколько рано ребенок родился . Из-за преждевременного рождения, малыш не может достигнуть необходимого развития в утробе матери.

Кроме возможных неприятностей при рождении, ребенок сталкивается с последствиями в будущей жизни. Часто им сопутствует болезненность и слабость. Зависимо степени недоношенности, могут возникнуть нарушения, ограничивающие способность жить и развиваться без помощи врачей:

Данные нарушения могут вызвать ряд осложнений, требующих быстрой диагностики и своевременной помощи:

  • открытый артериальный проток (у нормальных деток он закрывается на момент рождения);
  • отсталое умственное развитие, внутричерепное кровоизлияние, некротический энтероколит и др.

Дети, рожденные на 24-26 неделе более подвержены запоздалому двигательному и умственному развитию . Часто возникает церебральный паралич. Младенцы, рожденные на сроке, менее 28 недель, зачастую подвергаются ретинопатии (болезни с поражением зрения).

Большая часть психомоторных навыков у недоношенных малышей появляется с отставанием, что чаще выражено у детей, рожденных с массой тела менее 1500 граммов.

Показатели психомоторного развития быстрее сравниваются с доношенными детьми, чем показатели веса и роста. Для более эффективного развития, необходим индивидуальный комплекс занятий (гимнастика, речь, массажи и пр.).

7 месяцев (27-31 недель)

На данном сроке (27-31 недели) малютки имеют вес 1500-2000 граммов , большая часть из них также нуждается в помощи.

Ребёнок 7 месяцев находится в инкубаторе с определенной влажностью и температурой, где проводятся необходимые анализы и предоставляется медикаментозная поддержка.

Когда малыш достигает веса в 1700 граммов, его переводят в специально подогретую кроватку. С весом от 2000 граммов ребенок не нуждается в особенных условиях.

Семимесячных детей, преждевременно появившихся на свет, могут ожидать такие проблемы, как :

  • дефицит питания, замедленный рост, сепсис;
  • дистресс-синдром, гемолитические заболевания;
  • нарушенный церебральный статус, ядерная желтуха и др.

6 месяцев (22-26 недель)

Недоношенные дети, рожденные в 6 месяцев, обычно имеют вес тела от 1 до 1,5 килограмма.

Для ухода за ребенком 6-ти месяцев используют ИВЛ, дают кислород искусственно, питание вводят при помощи зонда и в вену.

Для скорейшего развития вводятся гормональные препараты, аминокислоты, глюкоза и др.

Шестимесячных детей, преждевременно появившихся на свет, могут ожидать такие проблемы, как :

  • частые соматические нарушения;
  • деформации и врожденные отклонения в развитии;
  • заболевания дыхательных и кроветворных органов;
  • болезни эндокринной и пищеварительной систем, нарушенный обмен веществ.

5 месяцев (18-21 недель)

Малыш весит меньше 1000 граммов , рождаются такие недоношенные дети в менее 5% всех случаев. Они часто нуждаются в медицинской помощи и искусственной поддержке дыхания.

Даже при условии тщательного выхаживания, многие из них становятся инвалидами и имеют большое количество осложнений.

Пятимесячных детей, преждевременно появившихся на свет, могут ожидать такие проблемы, как :

  • эндокринные болезни, расстройство питания, рахит;
  • гипотрофия, острый бронхит, пневмония;
  • болезни органов дыхания, кровеносной системы.

Смотрим видео о том, какие шансы дозреть имеет недоношенный ребенок, а также последствия преждевременных родов:

Проблемы в будущем

Если у новорожденного недостаточный вес, он нормализуется при достижении 1-2 лет . Психическое здоровье будет нормально развиваться через 2-3 года, в некоторых случаях – в 5-6 лет.


Иногда дети появляются на свет раньше положенного срока. Родителям надо знать, как происходит развитие недоношенного ребенка по месяцам. Ведь таким малышам требуется больше внимания. В большинстве случаев прогноз благоприятный, и уже до конца первого года жизни они нагоняют сверстников. Вовремя замеченное несоответствие нормам позволит выявить проблему и с хорошей вероятностью ее преодолеть.

Особенности недоношенных детей

В зависимости срока рождения, веса и роста ребенка выделяют 4 степени недоношенности.

  1. Малыш, родившийся на сроке от 34 недель до 37 относится к первой степени, вес его при этом более 2 кг.
  2. От 32 до 34 недели - вторая степень, вес около 1,5 кг.
  3. В период от 29 до 32 недели появляются на свет малыши третьей степени недоношенности, весят они немногим более килограмма.
  4. Глубоко недоношенными считаются дети, которые родились до 29 недели и весом менее килограмма. Это четвертая степень.

Конечно, новорожденный в 34 недели отличается от крохи 27 недель. Но в любом случае внешне такие дети выделяются. Кожа у них темно-красная и морщинистая, подкожного жира почти нет. Не сформированы до конца и внутренние органы.

  • Нервная система. У малышей продолжают образовываться оболочки вокруг нервов, из-за чего нарушается восприятие импульсов некоторыми органами. У глубоко недоношенного ребенка может не быть сосательного рефлекса. Тогда приходится совершать действия, помогающие его стимулировать.
  • У рано появившихся на свет детей могут возникать различные дыхательные расстройства, связанные с тем, что легочная ткань не полностью расправилась. Таких новорожденных держат на аппаратах, поддерживающих дыхание, пока они не начнут дышать самостоятельно.
  • Сердечно-сосудистая система также работает несовершенно. Даже небольшой испуг у таких детей способен вызвать заметное повышение артериального давления. Поэтому недоношенного ребенка надо особенно беречь.
  • У преждевременно рожденных малышей чаще проявляется дисбактериоз из-за незрелости пищеварительной системы. Нарушение в двигательной функции кишечника приводит к регулярным запорам. Нормализация процесса переваривания пищи займет больше времени, чем у доношенного ребенка.
  • Костная система формируется рано, но может быть не закончена минерализация костей, что приводит к повышенному риску возникновения рахита.

Развитие на первом году жизни

Особенности недоношенного ребенка не могут не влиять на его развитие. После года разница между детьми, рожденными на разных сроках беременности, практически исчезает. Чтобы понять, правильно ли развивается малыш, нередко рекомендуется ориентироваться на его гестационный возраст. Например, если он появился на свет в 34 недели, то от реального возраста надо отнимать месяц. Вес и рост такой карапуз набирает ускоренно, догоняя ровесников. Поэтому таблица прибавок для доношенных ему не подходят.

Все дети развиваются в индивидуальном темпе, на каком бы сроке они ни родились. Но существуют определенные нормы для недоношенных малышей без выраженных патологий, которые помогают оценить состояние. Значительное отставание от них может свидетельствовать о каких-то проблемах. Поэтому необходимо каждый месяц первого года жизни внимательно наблюдать за грудничком.

  • 1-й месяц

Первый месяц очень непростой для младенца и его мамы. Ребенок может быть совсем неактивным, особенно если он рожден до 34 недели. Вес набирается медленно, возможно, будет компенсирована только потеря массы при рождении. Нередко грудничок нуждается в искусственной вентиляции легких. А если у него нет сосательно-глотательного рефлекса, то питание происходит с помощью специального зонда.

  • 2-й месяц

Вес начинает набираться стремительно, прибавка часто выше нормы у доношенных детей. Но малыш все еще слаб и быстро устает от малейшего усилия, даже от кормления. Питания он требует много, лучше всего подходит материнское молоко. Любое подозрительное поведение - это повод обратиться к врачу. Тревогу должен вызвать резкий крик в ответ на прикосновение, тем более судорожный синдром. В этот период появляется первое маленькое достижение - кроха пытается приподнять голову, когда лежит на животе.

  • 3-й месяц

Вес уже может удвоиться. Вероятно, малыш начнет фиксировать взгляд на предмете, у него начнут появляться мимические реакции. Мама должна особенно тщательно ухаживать за младенцем: одевать его по погоде, не допуская переохлаждения или перегрева, регулярно проветривать комнату, не давать подолгу спать в одной и той же позе.

  • 4-й месяц

Самое время для массажа. В этом возрасте младенец способен удерживать головку, улыбаться и задерживать на чем-то взгляд. Если подобного не происходит, то нужна консультация врача. Возможно, понадобятся дополнительные обследования. С ребенком нужно гулять длительное время.

  • 5-й месяц

У малыша приходит сильное напряжение ручек и ножек. Он двигает конечностями, улыбается, издает различные звуки, реагирует на шум, поворачивая голову, пробует захватить игрушку.

  • 6-й месяц

Вес к полугоду должен утроиться. Игрушку карапуз держит уверенно, он радостно смеется и гулит. Ориентируется на звук, даже если его источника нет в поле зрения. Дети, рожденные после 34 недели, способны к этому моменту догнать ровесников.

Не стоит торопить события и преждевременно усаживать малыша или ставить на ноги. Это может повредить неокрепшему позвоночнику.

  • 7-й месяц

Теперь за ребенком нужен глаз да глаз - он учится переворачиваться. Нельзя оставлять его на диване или родительской кровати одного. Идет активное психоэмоциональное развитие. Он начинает узнавать близких людей, различает предметы, с удовольствием играет и много гулит. Может пробовать ползти, взрослым стоит стимулировать эти попытки.

  • 8-й месяц

Малыш все больше двигается. Он пробует разные позиции, старательно подползает к заинтересовавшей его игрушке по-пластунски или на четвереньках, пробует сесть. Если мама попросит подать определенную вещь, то карапуз способен это сделать. Гуление все так же активно. Можно приучать к кормлению с ложечки.

  • 9-й месяц

Мышцы ребенка становятся все более сильными. Теперь он может сесть, хотя, скорее всего, ему пока нужна для этого опора. Также он пробует вставать на ножки, придерживаясь за что-либо. Следить за малюткой в это время нужно обязательно, из-за неуклюжести возможны частые падения.

  • 10-й месяц

Теперь у малыша хорошо получается стоять и даже понемногу ходить, придерживаясь за опору. Он проводить манипуляции с разными предметами, с интересом играет матрешками и вкладышами. Узнает свое имя, появляются новые звуки и даже слова. Стоит делать упражнения для речевого развития, много разговаривать с ребенком, читать стихи.

  • 11 месяцев

Карапуз свободно передвигается ползком, садится, когда захочет, учится стоять и делать первые шаги. Его интересуют логические игрушки. Прогрессирует и речь: появляются звукоподражания животным, малыш способен выполнять простые просьбы взрослых.

  • 12 месяцев

До года ребенок нагоняет своих сверстников по физическому и психическому развитию. Вес и рост лишь незначительно отличаются. Хотя если он был глубоко недоношен, то может потребоваться больше времени.

Как помочь полноценно развиваться преждевременно рожденному малышу?

Чтобы развитие недоношенного ребенка происходило согласно нормам, о нем надо усиленно заботиться. Тактильный контакт с мамой особенно важен для таких детей, он хорошо влияет на нервную систему. Необходимо поддерживать в помещении подходящий температурный режим и одевать малышей соответственно погоде. У них еще плохо работает система терморегуляции, а потовые железы еще не функционируют. Чтобы уберечь их от респираторных заболеваний, стоит ограничить в первые месяцы круг общения.

Важно обеспечить хорошее питание для новорожденного, ведь ему надо интенсивно наращивать вес и рост. Лучшая еда для недоношенного ребенка - это материнское молоко. Его проще переварить. Кроме снабжения питательными веществами грудное молоко помогает в выработке иммунитета, защищая малыша. Маме лактацию может быть непросто наладить, особенно когда грудничок так слаб, что у него не получается сосать, или находится в палате интенсивной терапии. Но существует множество примеров того, что регулярное сцеживание способствует выработке молока в достаточных количествах. При желании получится добиться длительного вскармливания, так необходимого младенцу. Также могут понадобиться специальные добавки, чтобы новорожденный получал все нужные витамины и микроэлементы.

Родители должны помогать ребенку нормально развиваться. Этому способствуют следующие условия.

  • Длительные прогулки на свежем воздухе. Если погода позволяет, то на улице рекомендуется проводить не менее 3 часов.
  • Массаж. Необходимо ежедневно проводить массаж и гимнастику самостоятельно, а каждые 2 месяца обращаться к профессионалам. Особенно важно делать это в течение первого года.
  • Много времени проводить с малышом: разговаривать, петь песни и рассказывать стихи, почаще брать на руки и выкладывать к себе на живот.
  • Выполнять рекомендации врача: проходить вовремя обследования, при необходимости принимать назначенные лекарства.

Даже при четвертой степени недоношенности у новорожденных хорошие шансы на полноценное развитие, хотя сначала им придется побыть в больнице. До года происходит нормализация работы всех органов и систем. Постепенно малыши восстанавливаются, набирают вес и нагоняют других детей.

Недоношенный ребёнок- ребёнок, родившийся при сроке менее 37 полных недель, то есть до 260 дня беременности.

Определение недоношенности только по весу и росту нельзя считать абсолютно правильным, особенно когда продолжительность беременности трудно установить. Данный способ классификации используется для стандартизации лечения и наблюдения, для нужд статистики. Встречаются дети, рожденные с большим весом и ростом, но с явными признаками незрелости, которая характерна для недоношенных детей. В практике, помимо этого, необходимо учитывать более широкий спектр позиций для оценки действительного возраста ребёнка.

Признаки недоношенности: слабый крик ребенка, поверхностное, ослабленное неритмичное дыхание, недостаточное развитие подкожного жирового слоя, в связи с чем кожа красная, сухая, морщинистая, обильно покрыта пушком; открыты малый и боковые роднички, ушные раковины мягкие и плотно прилегают к голове, >ногти не доходят до края фаланг пальцев, пуповина расположена ниже средины длины тела, половые органы недоразвиты - у мальчиков яички не спущены в мошонку, у девочек малые половые губы не прикрыты большими; движения скудные, гипотония (сниженный тонус) мускулатуры, физиологические рефлексы снижены, могут отсутствовать даже сосательный и глотательный рефлексы.

Созревание органов чувств у недоношенных детей.

Осязание: Система соматической чувствительности (чувств прикосновений, температуры и боли) развивается между 8 и 15 неделями беременности. В 32 недели беременности плод всегда реагирует на изменения температуры окружающей температуры, прикосновение и боль.

Вкус: Вкусовые почки морфологически созревают уже к 13 неделе беременности. В 24 недели беременности плод уже реагирует на вкусовые раздражители.

Слух у плода появляется в 20 недель беременности. В 25 недель беременности плод реагирует на интенсивные вибрационные и звуковые стимулы. Чувствительность и способность различать звуки по высоте достигают взрослого уровня к 30 неделе беременности. У доношенного новорожденного они ничем не отличаются от таковых у взрослого.

Зрение. К 24 неделям гестации все структуры зрения сформированы. Реакция зрачков плода на свет появляется при сроке беременности 29 недель. В 32 недели она становится устойчивой. В 36 недель гестации зрение плода ничем не отличается от зрения доношенного ребенка. Надо помнить, что зрение даже доношенных детей в 20 раз хуже, чем у взрослых; оно еще нечеткое, расплывчатое. Ребенок видит только очертания предметов (подвижных и неподвижных), находящихся на расстоянии всего 25-30 см от его глаз. Доношенный ребенок различает блестящие и красные предметы.

Обоняние : К 28-32 неделям гестации недоношенные дети начинают реагировать на сильные запахи.

Особенности течения периода новорожденности у недоношенных детей.

Течение периода новорожденности у недоношенных детей имеет некоторые особенности и зависит от степени физиологической зрелости.

У недоношенных новорожденных отмечается вялость, сонливость, слабый крик, физиологическая эритема выражена резко.

Физиологическая желтуха выявляется обычно несколько позднее в связи с яркой окраской кожи и затягивается нередко до 3-4 недель жизни.

Пуповина у недоношенных детей толстая, сочная, отпадает позднее (к 8-14-му дню жизни), заживление пупочной ранки медленное.

У многих недоношенных на 1-2-й неделе жизни наблюдаются отеки, которые располагаются большей частью на нижних конечностях и животе.

Терморегуляция недостаточно стабильная, обнаженный ребенок быстро охлаждается,температура тела может снижаться ниже 36°, а при повышенной окружающей температуре быстро наступает перегревание («кувезная лихорадка»).

Частота дыхания у недоношенных детей непостоянная, при движениях доходит до 60-80 в 1 мин., в покое и во сне значительно уряжается, могут наблюдаться длительные апноэ (остановки дыхания), особенно во время кормления. У недоношенных в первые дни жизни часто наблюдается ателектаз легких.

Тоны сердца могут быть приглушены, частота сердечных сокращений меняется в зависимости от условий и состояния ребенка (120- 140). При беспокойстве и повышении температуры окружающей среды частота сокращений сердца может доходить до 200 ударов в 1 мин.

Физиологическая потеря в весе восстанавливается ко 2-3-й неделе жизни. Прибавка в весе на первом месяце незначительна (100-300 г).

На 2-3-м месяце жизни, когда начинается интенсивная прибавка в весе, у недоношенных детей часто развивается анемия. При правильном питании с достаточным введением белка и витаминов она постепенно проходит. Снижение гемоглобина ниже 50 ед. требует специального лечения.

Недоношенный ребёнок требует пристального внимания, так как в процессе его выхаживания нередко возникает ряд проблем. Прежде всего, это относится к детям, родившимся с массой тела 1500 г и меньше («глубоко недоношенные») и, особенно менее 1000 г («экстремально недоношенные»).

В развитых странах недоношенных детей обычно выхаживают в отделениях интенсивной терапии. Педиатры, которые специализируются в выхаживании детей до 28 дня жизни, называются неонатологами.

Особо стоит сказать о вскармливании недоношенных детей. Детям, родившимся до 33-34 недели гестации, как правило, вскармливание проводят через зонд, введенный в желудок, потому что сосательный и глотательный рефлексы у них или снижены, или совсем отсутствуют. Кроме того, необходима координация этих рефлексов, которая развивается только к 33-34 неделе гестационного возраста. В качестве питания используются сцеженное грудное молоко или/и детские молочные смеси, специально приспособленные для таких малышей. Та часть питания, которую дети не усваивают в пищеварительных путях из-за сниженной активности пищеварительных ферментов и других функциональных и морфологических особенностей недоношенных детей, вводится в виде отдельных растворов белков, жиров и углеводов внутривенно (парентеральное питание).

Современная неонатальная интенсивная терапия включает сложнейшие методы контроля температуры, дыхания, сердечной деятельности, насыщения крови кислородом и функции мозга.

Условия выхаживания недоношенных детей.

Группа маловесных детей особенно зависит от воздействия внешних факторов. Они требуют идеальных условий выхаживания, для того чтобы добиться не только их выживания, но и благоприятного дальнейшего развития.

Одним из самых важных условий выхаживания недоношенных детей является оптимальный температурный режим. Чаще всего в кювезы помещают детей с массой до 1500 г. Если ребенок плохо сохраняет собственное тепло, то даже если он больше 1500 грамм, он может быть помещен в инкубатор.

Сразу после рождения ребёнка помещают в инкубатор с температурой воздуха от 34 до 35,5 градусов (чем меньше масса ребёнка, тем выше температура), к концу месяца температуру постепенно снижают до 32 градусов. Температурный режим в кювезе подбирают индивидуально. Для контроля температуры тела ребенка могут быть использованы специальные температурные датчики, с одной стороны соединенные с монитором, с другой прикрепленные с помощью пластыря к телу ребенка.

Также, тепловой режим, можно поддерживать с помощью специальных пеленальных столиков с источником лучистого тепла.

Ещё одним важным условием выхаживания является влажность воздуха и в первые дни она должна составлять 70-80%. Для этой цели в инкубаторах существуют специальные увлажнители.

Цель создания условий, благоприятных для развития ребенка, получающего интенсивную терапию, связана с минимизацией неблагоприятных воздействий, вследствие чего улучшается прогноз психомоторного развития.

Создание в отделениях интенсивной терапии благоприятных для развития новорожденных условий (оптимальный световой режим, устранение шума, сведение к минимуму болезненных манипуляций, тактильная стимуляция) благоприятно влияет на последующее развитие детей с тяжелыми заболеваниями.

Новорожденные очень ранимы. Реакция на повреждающие факторы у них общая, то есть задействует ответ сразу нескольких систем организма. Устранение боли и беспокойства уменьшает потребность крови в кислороде (и, следовательно, в коррекции режима искусственной вентиляции легких), уменьшает его энергетические затраты, улучшает переносимость питания, сокращает продолжительность госпитализации.

Включение родителей в лечебный процесс уменьшает у новорожденных болезненные ощущения и стрессовые реакции и благоприятно влияет на последующее развитие.

У новорожденных, находящихся в отделениях интенсивной терапии, продолжается развитие органов чувств. Негативные и позитивные факторы внешней среды влияют на проведение возбуждения по нервным путям.

В головном мозге недоношенного ребенка в тот период, когда он находится в отделении реанимации и интенсивной терапии (22-40 недель гестации) происходят критические изменения:

Воздействия окружающей среды влияют на формирование важных вышеперечисленных процессов в этот критический период. Если эти воздействия будут неадекватными, то они могут непоправимо нарушить процесс формирования нервной системы.

Получающий интенсивную терапию новорожденный подвергается воздействию света и звуков. Сами лечебные процедуры, необходимые для спасения его жизни, представляют собой большую нагрузку для недоношенного и тяжелобольного ребенка. Эти лечебные процедуры включают санацию дыхательных путей, вибрационный массаж грудной клетки, введение желудочного зонда и питание через него, катетеризацию вен, рентгенографию грудной клетки, УЗИ, офтальмоскопию, ежедневное физикальное обследование, определение показателей жизненно важных функций, гигиенические процедуры, взвешивание.

По приблизительным подсчетам, тяжелобольного новорожденного перекладывают и подвергают различным манипуляциям по уходу, лечению и контролю состояния более 150 раз в сутки. Таким образом, периоды непрерывного покоя не превышают у него 10 минут.

Что может уменьшить подобный стресс?

  • Создание комфортных условий, устранение шума и яркого света, удобное размещение в инкубаторе (кювезе) или в кровати.
  • Сотрудничество с родителями, укрепление их привязанности к ребенку.
  • Использование естественных успокаивающих и саморегулирующих факторов: сосок-пустышек, ухода по методу «кенгуру», пребывание близнецов в одной кровати (инкубаторе).
  • Укладка по средней линии во флексорной позе, пеленание, имитирующее ограниченное пространство в матке.
  • Проведение нескольких манипуляций по уходу в один и тот же промежуток времени, чтобы обеспечить ребенку более длительные периоды покоя.

Устранение шума и яркого света . Недоношенность сама по себе является фактором риска сенсоневральной тугоухости и глухоты. Она выявляется у 10% родившихся недоношенными и только у 5% родившихся доношенными. Шум нарушает формирование слуховых путей в центральной нервной системе, необходимых для развития речи.

Рекомендуемые в отделениях интенсивной терапии освещенность менее 6 фут-кандел (60 люкс), уровень шума менее 50 децибел (спокойная, негромкая речь), снижают риск тугоухости и улучшают последующее развитие тяжелобольных детей. В отделении интенсивной терапии, таким образом, допускается только спокойная речь без повышений голоса. Надо помнить, что дверцы кювеза надо закрывать аккуратно тихо, не стучать по инкубатору и другим близлежащим поверхностям.

Веки глаза новорожденных не защищает. По крайней мере, 38% белого света проходит через веки и раздражает ребенка.

Устранение боли и перегрузок :

Недоношенные дети очень чувствительны к грубым прикосновениям. Они реагируют на такие прикосновения тахикардией, возбуждением, повышением артериального давления, апноэ и падением насыщения гемоглобина кислородом, расстройствами регуляции физиологических процессов, бессонницей.

Однако недоношенные не способны на протяжении длительного периода времени реагировать на боль изменениями физиологических показателей и поведения. Реакции у них быстро истощаются, поэтому заметить их трудно. Шкалы оценки интенсивности боли, разработанные для доношенных новорожденных, к недоношенным неприменимы.

По данным одного исследования, три из четырех эпизодов гипоксии и падения насыщения гемоглобина кислородом связаны с манипуляциями по уходу и лечебными процедурами. Кроме того, в ответ на них происходит выброс стрессовых гормонов. Недоношенный, который прикрывает лицо руками, подает нам сигнал, что испытывает неприятные ощущения.

Очень важно постараться уменьшить стресс и болевые воздействия.

Безлекарственные методы минимализации болевых реакций и перегрузок у новорожденных включают использование соски-пустышки и соски с бутылочкой воды, пеленание, имитирующее замкнутое пространство матки, уменьшение воздействия света и шума, проведение нескольких манипуляций одновременно с тем, чтобы увеличить промежутки между ними и дать ребенку отдохнуть.

Правильная укладка недоношенных детей:

Когда ребенок находится в отделении интенсивной терапии новорожденных, важно создать условия, имитирующие замкнутое пространство матки («гнездо» из мягких материалов).

Нейронные связи укрепляются при многократной стимуляции и слабеют при ее отсутствии. После рождения недоношенный ребенок, покинув замкнутое пространство матки, перестает получать постоянную тактильную стимуляцию от ее стенок, поддерживающую развитие мышц. Слабые мышцы недоношенного малыша не могут противостоять силе тяжести. Он принимает распластанную позу с разогнутыми, отведенными и развернутыми кнаружи конечностями. Постепенно такая поза приводит к формированию аномального мышечного тонуса и постуральным (связанным с вынужденным положением тела) деформациям.

Так, нарастающее уплощение черепа с боков приводит к сужению и удлинению головы (так называемой скафоцефалии и долихоцефалии). Оно обусловлено тонкостью и мягкостью костей черепа, из-за чего он легко деформируется. Подобная деформация головы, по-видимому, не влияет на развитие головного мозга, но делает ребенка внешне непривлекательным и мешает его социализации. Однако при хорошем уходе деформацию удается в значительной степени уменьшить.

Длительное пребывание в одном и том же положении приводят к деформациям мышц и скелета, нарушающим последующее двигательное развитие и способность познавать окружающий мир, играть, овладевать социальными и другими навыками.

Придание новорожденному правильной позы предотвращает деформации черепа, туловища и таза, которые нарушают и замедляют последующее развитие. Поворачиваться сами новорожденные не могут, поэтому правильности позы следует уделять внимание. Ребенка надо укладывать в свернутую позу в «гнезде» и регулярно переворачивать с одного бока на другой. Допускается выкладывание недоношенных детей на живот, но только под контролем мониторного наблюдения и персонала.

Недоношенный ребенок требует особого ухода и внимания, ведь вес и рост таких малюток гораздо меньше малыша, родившегося в срок. Кроме того, для такого крохи характерна недоразвитость внутренних органов и систем.

Первостепенную роль в этом случае играет правильный и своевременный медицинский уход. Но также необходимы любовь и забота родителей. Здоровье и развитие малыша в данном случае зависят от уровня недоношенности, физических и психических характеристик. В этой статье мы подробно рассмотрим развитие недоношенного ребенка по месяцам до года.

Характерные черты

Недоношенные дети имеют ряд характерных особенностей. Прежде всего, это маленький рост и вес. Кроме того, для таких новорожденных характерна непропорциональность частей тела. Так, у многих детей можно наблюдать большую голову, которая составляет треть длины тела. Ножки, шея и ручки у малыша – короткие, а пупок расположен ниже, чем у доношенного ребенка.

У недоношенного новорожденного можно наблюдать пушок или небольшой волосяной покров на теле (лануго), вялость и слабость. Наблюдается пониженная двигательная активность, слабый и неслышный крик или плач, нет подкожного жира. Ушки у таких деток очень мягкие, что иногда сгибаются внутрь и даже слипаются. У ребенка с большой недоношенностью через две недели после появления на свет может наблюдаться пучеглазие.

У недоношенных детей часто наблюдается недоразвитость пищеварения, нервной системы, половых органов. Это могут быть яички, не опущенные в машонку, у мальчика. У девочки нередко располагается слишком раскрытая половая щель с большими недоразвитыми половыми губами.

Группы недоношенности

Недоношенных малышей разделяют на группы в зависимости от веса и недели рождения. Для каждой группы выбирают определенное лечение и подходящий уход для ребенка. Первая группа включает деток с весом две-две с половиной тысячи граммов, родившихся на 36-37 недели беременности. К году масса тела такого ребенка увеличится в четыре-пять раз.

Вторая группа включает малышей, родившихся на 32-35 недели беременности, с весом полторы-две тысячи граммов, который увеличится к году в пять-семь раз. К третьей группе относятся “глубоко недоношенные” детки, родившиеся на 28-31 неделе, с массой тела в одну-полторы тысячи граммов, которая увеличивается в шесть-семь раз.

Самая опасная для здоровья крохи группа – четвертая. Здесь находятся “экстремально недоношенные” малыши с весом менее тысячи килограммов, родившиеся ранее 28 недели беременности. К счастью, такие новорожденные составляют менее пяти процентов всех недоношенных малышей. Они требуют особого ухода и упорной борьбы. В этом случае организм новорожденного нуждается в искусственной поддержке.

Правила ухода за недоношенным ребенком

  • Если вес малыша составляет ниже 1500 граммов, ребёнок не способен самостоятельно кушать и даже дышать. В этом случае кроху помещают в специальный инкубатор для недоношенных детей, в которых поддерживают требуемую температуру и влажность воздуха, делают искусственную вентиляцию легких, подают кислород и оказывают другую нужную поддержку;
  • При весе свыше 1700 граммов малыша перемещают в кроватку с подогревом. При двух килограммах кроха уже не нуждается в дополнительной тепловой поддержке, вентиляции легких и других действиях;
  • Детки из первой и второй группы, родившееся после 34 недели, уже могут самостоятельно сосать. В этом случае может внезапно и произвольно остановиться дыхание, особенно во сне (апноэ). Здесь важно дополнительно обследоваться и получить нужное лечение;
  • У детей первой группы, которые родились на 36 неделе, не возникает серьезных осложнений. Они сами дышат и кушают. В данном случае необходимо только тщательное наблюдение со стороны врача за детьми после выписки, иногда дополнительно выполняют обследование младенца;
  • После выписки требуется каждую неделю на протяжении первого месяца жизни наблюдаться у специалиста. Затем обследования проводят два раза в месяц до возраста шести месяцев. Следите за уровнем гемоглобина, а со второй недели жизни – занимайтесь профилактикой рахита. Более подробно, как часто врач должен посещать новорожденного, читайте ;
  • Для недоношенных деток до 1 года нужны дополнительные и регулярные консультации невропатолога, физиотерапевта, ортопеда, отоларинголога (ЛОРа), эндокринолога, офтальмолога (окулиста) и кардиолога;
  • Врач обязательно назначит ребенку специальный массаж и гимнастику. Такие занятия укрепляют мышцы и кости крохи, повышают мышечный тонус, налаживают вещественный обмен и работу пищеварения. В результате грудничок начнет ползать, ходить, сидеть и выполнять другие действия наравне со сверстниками;
  • Для крохи важно подобрать соответствующую одежду и специальные подгузники. Они должны быть из натуральных, гипоаллергенных и деликатных материалов, которые не вызывают раздражения и не натирают кожу. Размер одежды для новорожденного варьируется в пределах 32-50. Если для ребенка необходимо подключение медицинского оборудования, выбирайте изделия со специальными кнопками-застежками;
  • Выбирайте подгузники “нулевого размера” для деток с весом до 1 кг либо 1-3 кг;
  • Следите за влажностью и температурой в комнате. Влажность должна показывать 50-70%, температура – 24 градуса выше нуля. Температура вокруг тела в первый месяц должна составлять +28 градусов. Поэтому важно организовать для крохи дополнительный обогрев, например, с помощью детской грелки;
  • При купании не допускайте сильного и резкого перепада температур. В ванной комнате температура воздуха должна составлять +25 градусов и выше, температура воды – свыше 36. После водных процедур заверните кроху в теплое полотенце;
  • Если вес ребенка выше двух килограммов, и он родился в теплое время года, гулять можно сразу после выписки. При этом прогулка не должна длиться дольше 15 минут, а температура воздуха должна составлять 23-26 градусов. Зимой можно гулять при температуре не ниже десяти градусов мороза. При этом вес крохи должен составлять не менее трех килограммов. В других случаях желательно отложить прогулки до 1,5-2 месяцев.

Кормление недоношенных детей

Отдельное внимание в развитии недоношенных детей нужно уделить питанию и кормлению. Очень важно наладить грудное вскармливание и лактацию, ведь мамино молоко содержит необходимые витамины и элементы в той мере, в которой нужны грудничку. Грудное молоко формирует и укрепляет иммунитет, налаживает функционирование внутренних органов.

Так как в первые месяцы малыши еще очень слабы и тратят на сосание очень много сил, педиатры рекомендуют докармливать ребенка молоком из ложечки. Кроме того, врачи могут дополнительно назначить адаптированные молочные смеси для недоношенных. При правильном питании малыш скоро наберет недостаточный вес.

В зависимости от уровня недоношенности, кормить грудничков нужно до двадцати раз в сутки. Со второго месяца достаточно делать это восемь-десять раз. Прикорм вводят только после семи месяцев. Важно, чтобы пищеварение грудничка окрепло и было готово к взрослой пище.

В качестве первого прикорма детям дают овощное и фруктовое пюре из гипоаллергенных продуктов, безмолочные каши. Подробнее о развитии недоношенного малыша по месяцам, а также, что должен уметь ребенок, расскажет специальная таблица ниже.

Таблица развития недоношенного ребенка по месяцам

Возраст малыша Умения и навыки Увеличение веса Увеличение роста
1 месяц Новорожденному трудно сосать грудь, он не может и не умеет глотать 180-300 гр 3,7-3,9 см
2 месяца Появляются силы и повышается вес, но сосать самому еще трудно; наблюдается повышенный набор веса; уже рекомендуется выкладывать малыша на живот 400-800 гр 3,5-4 см
3 месяца Развиваются слух и зрение, хватательный рефлекс, удваивается вес. Кроха уже пытается сам поднять голову, фиксирует взгляд на лице мамы, реагирует на прикосновения 600-800 гр 2,5-4,2 см
4 месяца Ребенок поднимает и удерживает голову , захватывает предметы и издает разные звуки 600-900 гр 3,3-3,8 см
5 месяцев Кроха может улыбаться, поворачивается на звук и удерживает предметы в руке; зрительные и слуховые функции совершенствуются 650-800 гр 2,3-3,7 см
полгода Вес утраивается по сравнению с массой тела при рождении, попытки перевернуться со спины на живот, малыш дергает ножками и ручками, оживляется и узнает родных, гулит и агукает 700-800 гр 2-3,7 см
7 месяцев Кроха переворачивается на живот, ползает и уверенно держит предметы в руке; в этот период у некоторых малышей начинают резаться зубы 500-950 гр 1,6-3 см
8 месяцев Малыш пытается самостоятельно сидеть , ползает на четвереньках и указывает на предметы 500-700 гр 1,5-2,5 см
9 месяцев Уверенно сидит и ползает, произносит первые слоги 500-700 гр 1,5-1,8 см
10 месяцев Уверенно стоит и передвигается при помощи опоры, ползает, следит за движущимися предметами, в короткое время реагирует на звуки и свое имя 400-500 гр 0,8-2,5 см
11 месяцев Активно ползает, встает и садится, стоит без опоры и делает несколько шагов 300-500 гр 0,6-2 см
1 год Может самостоятельно идти, во многом догоняет доношенных детей 300-400 гр 1,2-1,7 см

Прибавка в росте за год достигает 25-33 сантиметров, в весе – от семи до 9,5 килограммов. В первые полгода разница в освоении навыков составляет один-три месяца в зависимости от группы, к которой относится младенец. Затем эта разница постепенно сокращается.

Как правило, к 12 месяцам недоношенные детки догоняют в физическом, умственном и эмоциональном развитии малышей, которые родились в срок. Иногда это происходит в 1,5 года. При этом возрастная зрелость нервной системы и психических процессов формируется к двум-трем годам.

Важно знать, что таблица показывает только условное развитие по месяцам. Показатели зависят от персонального развития крохи, генетической предрасположенности, общего состояния здоровья, степени недоношенности и параметров, с которыми он родился.