Как нужно правильно общаться со своей собакой? Общение с другими домашними животными

09.08.2019

Многие дети любят животных, а некоторые из них воспитываются в доброжелательной обстановке семьи, в которой присутствуют домашние питомцы. И это очень важная сфера жизни ребенка, ведь общение с животными способствует развитию многих качеств, необходимых человеку для полноценной жизни - способности сострадать, заботиться, любить...

Польза от общения ребенка с животными очевидна. Известно, что интеллект детей, выросших без общения с домашними питомцами, ниже интеллекта детей, воспитанных в семьях, имеющих дома животных. Кроме того, общение с животными облегчает адаптацию в обществе. Животные в доме наполняют его ощущением покоя, тепла и постоянства. Контакт с ними способствует тому, что стрессы переживаются легче. К сожалению, многие дети растут в атмосфере семейных скандалов, а некоторые переживают развод родителей. И если бы у них не было возможности обнять собаку, погладить кошку, повозиться с хомячком и забыть на время обо всех проблемах, они могли бы получить серьезный невроз.

Начинать знакомить ребенка с миром животных и позволять ему общаться с ними можно очень рано. Естественно, родители своим примером должны демонстрировать ребенку, как подходить к животному, как его ласкать, как играть с ним, объяснять недопустимость грубого обращения с животным. Мир животных огромен, изучать его можно бесконечно. Используйте любые возможности, чтобы открыть его ребенку - прогулку на улице, рассматривание картинок в книге, фильмы, поход в зоопарк…

И чем более конкретным для ребенка видится каждое животное (его вид, его роль в нашей жизни), тем эмоциональнее его связь с природой, тем человечнее он становится.

Упоминания, несомненно, заслуживает такой вопрос, как жестокое обращение ребенка с животными. Очевидно, что это недопустимо ни с моральной, пи с правовой точек зрения, и родители должны объяснить это ребенку. Как правило, даже самые маленькие дети рано уясняют это и бережно относятся к братьям нашим меньшим. Однако некоторые дети проявляют необъяснимую по человеческим меркам жестокость к ним, некорректируемую никакими воспитательными мерами. В таком случае это грозный признак психического расстройства ребенка, и чем раньше родители обратятся к психиатру, тем лучше.

Порой практикующему психологу приходится сталкиваться с детскими страхами, объектами которых являются животные. Иногда это может быть спровоцировано реальной травматической ситуацией, когда ребенок по недосмотру родителей или в силу недостатка навыков общения с животными подвергся нападению. Но бывают и страхи, не совсем понятные родителям. Ребенок может испытывать сильный страх (фобию) к определенным животным. Фобия - это одна из форм невроза, и в данном случае она возникает тогда, когда некоторые аспекты отношений ребенка с его родителями переносятся им на животное (ему бессознательно приписываются, например, «плохие» черты одного из родителей, которые ребенок не способен перенести). В таких случаях детская психотерапия способствует разрешению внутренних конфликтов и проблемных вопросов отношений ребенка и родителей.

А если говорить о непосредственном участии животных в психотерапии, то специалистами давно замечен и успешно используется полезный для ума, тела и души эффект от общения с животными. Дельфины и лошади, собаки и кошки - одни из самых известных лечебных животных. Интересна также общественная инициатива, позволившая организовать обоюдополезное общение детей и животных. В штате Пенсильвания приют для кошек организовал акцию «Друзья по книге». Дети начальных классов приходят в приют и читают кошкам вслух, это помогает детям улучшить навыки чтения и научиться заботе о братьях наших меньших, а кошкам помогает социализироваться. Инициативу подхватили приюты по всей стране.

Как психолог я бы посоветовала каждому родителю задуматься над тем, насколько важно и полезно ребенку общаться с животными. Более того, считаю, что польза общения детей с животными, перевешивает неизбежные, но не такие уж и большие трудности, связанные с уходом за ним. Кроме того, возможно, ваш последний бастион падет, если вы узнаете, что домашние животные ни в коем случае не способствуют тому, что в доме становится больше инфекции. Ведь по данным опять-таки исследований, дети, в семьях которых есть животные, болеют меньше, а их иммунная система более устойчива.

Как часто мы рассказываем детям о правилах дорожного движения, об осторожном обращении с огнём и колюще-режущими предметами. О том, что нельзя открывать двери постороннему человеку, что опасно идти куда-то с незнакомцем…

И много-много ещё каких-то нельзя. А вот о правилах общения с животными родители почему-то забывают рассказать. И совершенно напрасно! Процент пострадавших от укусов животных довольно велик. Не потому ли, что малышей не предупреждают об этом?

Однажды, когда мы с сыном лежали в областной больнице, к нам в палату перевели пятилетнюю девочку с перевязанным лицом. Как потом выяснилось, на неё напала собака и фактически искромсала малышкины щёки. Бедному ребёнку наложили больше двадцати швов. Прижавшись к маме, девочка задавала один и тот же вопрос: «Я красивая, мамочка? Ты меня любишь такую?» Никогда не забуду этот испуганный шёпот и умоляющие глазки…

Задумайтесь, как обычно реагируют дети на приближение незнакомой собаки? Вздрагивают, отпрыгивают в сторону, убегают или, ещё того хуже, начинают пинаться. Другие, наоборот, с криком «Собаська, собаська!» пытаются приласкать животное. На самом деле собака вполне добродушное создание, нападает она в редких случаях, если только чувствует угрозу в свою сторону. Однако никогда нельзя знать наверняка, что собака примет за эту самую угрозу. Может, протянутую ручонку? Или бегущую фигурку с рюкзаком на спине? Неизвестно.

Каждому карапузу нужно чётко и внятно объяснить: бежать нельзя, драться - тем более. Гладить и заглядывать в собачьи глазки - тоже не вариант. Встретив незнакомое животное, нужно остановиться. Даже если оно самое красивое и давно у мамы выпрашиваемое, нужно стоять столбиком, не шевелясь, не глядя в его сторону. Это намного лучше, чем куча болезненных уколов от бешенства. Бродячих кошек тоже трогать не советую. Такие неприятности, как лишай или глисты, нам ни к чему.

Ещё один важный момент - спасение крохотной собачки, на которую напала озлобленная стая бродячих псов. Недавно я стала случайной свидетельницей разговора папы с крохотным сыном. «Вот, Санька, нападут на Джульку злые собаки, ты её хватай на руки и беги домой, понял?»

Дорогие родители! Благородство, конечно, - дело важное и похвальное. Но не в таком же случае! В конце концов, что вам важнее, ребёнок или собачка? В случае нападения животного нужно позвать взрослых на помощь. Малышу соваться в звериные разборки не следует, это чревато травмами, не совместимыми с жизнью, поверьте. Не откладывайте важный разговор на потом. Чем быстрее ребёнок узнает об этом, тем лучше. Ведь это самый главный человечек в нашей жизни.

Не все собаки, встречающиеся на улицах - домашние.

К сожалению, в последнее время можно встретить много бродячих собак.
. Если вам уж очень хочется погладить домашнюю собаку, обязательно спросите разре-шения у ее хозяина. Если он разрешит, гладьте ее осторожно и ласково, не делая резких движений, чтобы собака не поду-мала, что вы хотите ее ударить.
. Не надо считать, что помахивание хво-стом говорит о выражении собакой своего дружелюбия. Иногда это говорит о ее не-дружелюбном настрое.
. Не стоит пристально смотреть в глаза собаке и улыбаться. На собачьем языке это значит скалиться и показывать свое превосходство.
. Ни в коем случае нельзя показывать свой страх перед собакой. Собака может почувствовать это и повести себя агрессивно. И уж тем более нельзя убегать от собаки. Этим вы изображаете из себя убегающую дичь и предлагаете собаке поохотиться...
. Не кормите чужих собак и не трогайте их во время еды или сна.
. Не подходите к собаке, сидящей на привязи.
. Не приближайтесь к большим собакам охранных пород. Некоторые из них вы-учены бросаться на людей, приблизив-шихся на определенное расстояние.
. Не делайте резких движений, общаясь с собакой или с ее хозяином. Собака мо-жет подумать, что вы ему угрожаете.
. Не трогайте щенков и не пытайтесь отобрать предмет, с которым собака играет.
. Всегда лучше отойти в сторону и пропу-стить идущих навстречу собаку с хо-зяином. Особенно если это происходит где-нибудь в узком месте.

Е сли собака нападет на вас

Если собака собирается напасть, иногда могут помочь твердо сказанные команды: «Фу!», «Стоять!», «Сидеть!».
. Особенно следует опасаться приседаю-щей собаки — это значит, что она готовит-ся к прыжку. На всякий случай лучше сразу защитить горло — для этого надо прижать палки или портфеля.
. Самое чувствитель-ное место у собаки — нос. Иногда доста-точно чем-нибудь попасть в него, чтобы собака убежала.

Кошки могут быть опасными

Коты - дальние родственники тигров.
Не тяните кота или кошку за хвост, а также не гладьте незнакомых кошек.
Если человек не травится коту, он может прокусить ему руку или расцарапать до крови лицо. Известны случаи, когда кошка лишала человека глаз. Кошка может занести в рану инфекцию.


Бешенство - страшная болезнь, от которой у которой умирают и люди, и животные. Из диких животных ею особенно часто боле-ют лисы, а из домашних — собаки. Инфек-ция попадает со слюной животного в кровь человека. Если вас укусила собака (или кошка), поступайте следующим образом:

  • Не пытайтесь сразу же остановить кровь. Кровотечение может помочь уда-лить слюну животного из раны.
  • При возможности промойте рану чис-той водой и смажьте кожу вокруг укуса йодом или одеколоном.
  • Расскажите о происшедшем родителям и постарайтесь немедленно обратиться в ближайшую больницу.
  • Если вам известен хозяин собаки, сооб-щите его адрес врачу, чтобы собаку прове-рили на бешенство.

А как узнать — бешеная собака или нет?
Заболевшие бешенством собаки обычно становятся капризными. Им труд-но пить воду — они даже боятся к ней под-ходить. Походка у них неуверенная, лай — хриплый. Они прячутся в темном месте, сторонятся людей, а иногда наоборот — становятся вдруг агрессивными, нападают на других собак и людей...

Правила безопасности от укуса змеи

Змей в нашей стране, к счастью, немного. В основном можно встретить ядовитую гадюку или безобидного ужа.

В основном можно встретить ядовитую гадюку или безобидного ужа.
Но их укус не ядовит. Вообще-то ни змеи, ни ужи просто так не кусаются и не напа-дают на человека, напротив — при его появлении стараются ускользнуть в укры-тие.
Нападает змея в двух случаях: если ей преградили дорогу и если человек насту-пил на нее. У змеи плохое зрение и обоня-ние, поэтому наступить на нее легко.
Гадюка и уж различаются формой головы и рисунком на теле. Но со страха их мож-но перепутать.

КГБС (К) ОУ «Алейская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Занятие по ОБЖ "Безопасность при обращении с животными"

(6-9классы)

Воспитатель: Фирсова С. Г.

Цель : познакомить детей с правилами общения с домашними животными

Материалы:

Рисунки животных

Видеофильм

Ход занятия:

Воспитатель загадывает детям загадки о домашних животных:

Если лапы вместо рук,

Если самый верный друг,

Если забияка,

Значит друг - (СОБАКА).

Мягкие лапки,

А в лапках - царапки.

(КОШКА)

Дома, в поле, на дороге –

Это мастер на все ноги.

И когда порой несладко,

- Иго-го, - кричит (ЛОШАДКА).

Солнце всходит. Слышно: «Му- у,

Как не стыдно пастуху - у?

Рано утром в полшестого

Хочет спать ещё (КОРОВА).

Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьёт, песенки поёт. (КОШКА)

Даже кошке во дворе

Очень грозно скажет: "Ме - е!"

Не боится никого, никогда,

Потому что есть рога у (КОЗЛА).

В дороге с ним полно хлопот -

Не хочет он идти вперёд.

(ОСЛИК)

Вместо носа – пятачок,

Вместо хвостика – крючок.

Я - весёлый (ПОРОСЁНОК).

Глазищи, усищи,

Хвостище, когтищи,

А моется всех чище.

(КОШКА)

Проживает во дворе

В личном доме - конуре,

И на всех, кого не знает,

То рычит она, то лает.

(СОБАКА)

Ребята, поднимите руку, у кого из вас дома есть домашние животные. Назовите, какие? (дети называют домашних животных)

Сегодня мы с вами побеседуем о том, как нужно обращаться с домашними животными.

Животных надо любить, о них надо заботиться, но при этом надо помнить, что даже домашние животные могут быть опасными.

Чтение стихотворения Юнны Мориц "Огромный собачий секрет"

Собака бывает кусачей,
Только от жизни собачьей,
Только от жизни собачьей
Собака бывает кусачей!

Собака хватает
Зубами за пятку,
Собака съедает
Гражданку Лошадку,
И с ней гражданина Кота,
Когда проживает
Собака не в будке,
Когда у неё завывает
В желудке,
И каждому ясно,
Что эта собака -
Кру-у-у- глая сирота.

Никто не хватает
Зубами за пятку,
Никто не съедает
Гражданку Лошадку,
И с ней гражданина Кота,
Когда у собаки,
Есть будка и миска,
Ошейник, луна,
И в желудке сосиска.
И каждому ясно,
Что эта собака -
Не круглая сирота!

Собака несчастная -
Очень опасна,
Ведь ей не везёт,
В этой жизни
Ужасно,
Ужасно, как ей не везёт!
Поэтому лает она,
Как собака.
Поэтому злая она,
Как собака.
И каждому ясно,
Что эта собака,
Всех без разбора -
Грызёт!

Прекрасна собака,
Сидящая в будке!
У неё расцветают в душе
Незабудки,
В желудке играет кларнет!
Но шутки,
С бродячей собакой бездомной
Опасны, особенно
Полночью тёмной, -
Вот самый собачий,
Вот самый огромный,
Огромный Собачий Секрет!

Собака бывает кусачей,
Только от жизни собачьей,
Только от жизни собачьей
Собака бывает кусачей!

Вопросы для обсуждения:

Почему собаки бывают злыми? –

(Выслушиваются ответы детей).

Как нужно заботиться о своих домашних животных? - (Выслушиваются ответы детей).

Сейчас я познакомлю вас с несколькими правилами при общении с собаками.

Правило № 1. Даже если ты боишься собак, никогда этого не показывай. Собака может это почувствовать и напасть на тебя.

Правило № 2. Ни в коем случае не убегай от собаки. Она может принять тебя за дичь и поохотиться.

Правило № 3. Помни, что взмахивание хвостом не всегда говорит о дружелюбном настроении собаки.

Правило № 4. Если тебе хочется погладить чужую собаку, спроси разрешения у хозяина собаки. Гладь её осторожно, не делая резких движений.

Правило № 5. Не корми чужих собак и не трогай их во время еды или сна.

Правило № 6 . Не подходи к собаке, сидящей на привязи.

Если вы собрались в гости,

А собака у ворот,

Колбасы собаке бросьте

Или с сыром бутерброд.

Киньте ей сардельку в миску,

Можно свежую сосиску,

После парочки котлет

Предложите ей паштет.

Предложите ей тушёнку,

Ножку курицы, печенку,

Наконец, кидайте фарш

И в ворота смело - марш!

А собака зарычала -

Начинайте все сначала...

Ребята, вы сейчас прослушали шуточное стихотворение о том, что нужно делать, если вы вышли на улицу, а у подъезда сидит собака.

Правило № 7. Не приближайтесь к большим собакам охранных пород. Их часто учат бросаться на людей, подошедших близко.

Правило № 8. Не пытайся отобрать предмет, с которым играет собака.

Итак, ребята, мы поговорили с вами о том, что собаки бывают не только добрые, но и злые. А сейчас мы поговорим о том, чем могут быть опасны кошки.

Кошки могут сильно поцарапать и покусать. От кошек и собак людям передаются такие болезни, как лишай, чесотка, бешенство. Бешенство - это очень опасная болезнь, которая может возникнуть после укуса животных. От неё можно даже умереть.

Правило № 9. После того как ты погладил собаку или кошку, обязательно вымой руки с мылом.

Правило № 10 . Если тебя укусила собака или кошка, сразу же скажи об этом родителям, чтобы они отвели тебя к врачу.

Ребята, кто-нибудь из вас ездил в гости к бабушке в деревню, где живут другие домашние животные - коровы, козы, овцы? - (Выслушиваются ответы детей).

Правило № 11. Не подходи близко к чужим коровам, быкам, козам.

Как выдумаете, почему нельзя близко подходить к чужим коровам, быкам, козам? - (Потому что у них есть рога и они могут забодать незнакомых людей).

Нам даёт здоровье

Молоко коровье.

Но если хочешь быть здоровым,

То не подходи к коровам!

Правило № 12. Если встретишь стадо коров, то обойди его.

Правило № 13. Будь осторожен с телятами. У них чешутся рожки, они могут нанести тебе серьёзную травму.

На прощание я хочу ещё раз вам напомнить о том, что надо соблюдать правила безопасности при общении с животными. Не надо обижать животных на улице. А если у вас дома есть какие-нибудь животные, то необходимо о них постоянно заботиться, тогда они будут вас любить.

Домашнее задание: педагог раздаёт детям раскраски с изображением домашних животных или предлагает детям самим нарисовать своё любимое животное.

Подведение итогов: просмотр видеофильма «Правила поведения с домашними животными»

Правила поведения с домашними животными для детей

1. Нельзя трогать животных и близко подходить к ним, если они едят или спят.

2. Нельзя трогать их еду и миску.

3. Нельзя подходить к собакам и кошкам с потомством, так как они будут защищать своих щенят и котят.

4. Нельзя подходить к дерущимся собакам и кошкам, и тем более разнимать их.

5. Нельзя дразнить животных: не давать миску, в которой находится еда, предлагать кусок и сразу отдергивать руку, угрожающе замахиваться, кричать и топать ногами.

6. Нельзя тыкать животным в глаза, тянуть их за хвост и уши, трогать морду.

7. Нельзя подходить к собакам, которые странно себя ведут. Например, если есть признаки бешенства: хромота или пошатывание, слюна или пена на губах, агрессивное поведение (кидается на людей, животных или предметы), потеря ориентации.

8. Подходить к животным нужно спокойным шагом, нельзя приближаться бегом, на движущемся велосипеде или других видах транспорта, делать резкие движения, прыгать перед ними или через них.

9. Если собака сердится (показывает зубы, рычит) - нельзя убегать, лучше стоять на месте, закрыв лицо, но, если вдруг собака нападет, свернуться калачиком на земле и закрыть лицо руками.

10. Нельзя приближать свое лицо к собачьей или кошачьей морде. Реакция бездомных кошек и собак непредсказуема.

11.Собаку надо гладить по голове, за ушами или под подбородком, по телу гладить собаку не рекомендуется.

Донецькая общеобразовательная школа

І-ІІІ ступеней № 94

Урок по основам здоровья в 3 классе

Тема: «Правила обращений с домашними животными и бродячими собаками»

Учитель-методист

Медведенко Л.Г.

Донецк 2011

Тема: «Правила обращения с домашними животными и бродячими собаками. Оказание помощи при укусах».

Цель: учить правильному обращению с домашними животными; рассмотреть ситуации встречи с бродячими собаками, правильному поведению в таких ситуациях, оказанию первой помощи при укусе животных.

Оборудование: иллюстрации, предметные картинки с изображениями животных, загадки.

Ход урока

І . Оргмомент.

II . Мотивация учебной деятельности.

  1. Загадки.

Зимой белый, летом серый. (Заяц)

Быстрый маленький зверек по деревьям скок – поскок. (Белка)

Ползун ползет, иголки везет. (Еж)

Хвост крючком, нос пятачком. (Свинья)

По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Баран)

Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется чаще всех. (Кошка)

Живет под крылечком, хвост колечком. (Собака)

Как одним словом можно назвать слова – отгадки?

(Животные)

  1. Игра «Кто где живет?»

Дети размещают картинки с домашними животными возле домика, а с дикими возле дерева.

III . Новый материал.

  1. Сообщение темы урока.

Ребята, на вид все животные кажутся добрыми, ласковыми и, конечно же, безопасными. Мы беспечно протягиваем им руку, не зная законов и правил природы. Вот здесь-то и подстерегает нас беда. Сегодня на уроке мы поговорим о том, как следует себя вести с животными, чтобы не случилась беда.

Животные – братья наши меньшие. Но животные, живущие рядом с нами, не всегда дружелюбны.

  1. Решение ситуаций.

Какой опасности подвергают себя ребята, так общаясь со своими питомцами?

(Ответы детей)

Работа в группах.

  1. Составление учащимися правил общения с домашними животными.
  • Не хватай животных руками, доставляя боль им.
  • Не бей животных палкой и другими предметами.
  • Не отбирай еду, когда они едят.
  • Не трогай детенышей животных.
  • После игр с домашними животными обязательно мой руки.

Верно, ребята, я думаю, что вы всегда будете соблюдать правила обращения с животными.

  1. Встреча с бездомными животными.

К сожалению, очень часто приходится встречать животных, у которых нет хозяев, у них нет дома, о них никто не заботится. О таких животных говорят – бездомные. Встреча с ними часто несет опасность как для взрослых, так и для детей. Чаще всего такими животными бывают кошки и собаки. Они являются переносчиками различных заболеваний (бешенство, лишай и других). Потому что в основном ищут себе питание вблизи мусорников.

Справка.

Бешенство – страшная болезнь, от которой умирают люди и животные. Такой болезнью человек может заболеть, если его укусило больное животное. Инфекция попадает через ранку со слюной. Излечиться от такого заболевания очень сложно.

Что нужно знать при встрече с собакой?

Загадка Стобеда.

Следующая моя загадка на четырех ногах, - засмеялся Стобед.

Скажите, какая собака самая злая?

Бульдог! - крикнул мальчик.

Овчарка! – сказали две девочки.

Не угадали, - сказал Стобед. Самая злая собака та, которую вы разозлите. Вот послушайте, какой был случай. Шел однажды старый добрый пес по двору, а мальчик взял и замахнулся на него палкой.

Надо защищаться, - решила собака. И – хап мальчика за ногу. Ему потом рану в больнице зашивали. Замахиваться на собак нельзя! От этого самая добрая собака разозлится.

ЗАПОМНИ!

  • Если тебя укусила собака или кошка, немедленно расскажи об этом родителям.
  • Не пытайся сразу остановить кровь. Кровотечение может помочь удалить слюну животного из раны.
  • Промой кожу и рану вокруг укуса. Смажь йодом или одеколоном.
  • Обратись к врачу. Прививка при укусе поможет, если собака бешенная.
  1. Викторина.

Как ты думаешь, опасны ли встречи с дикими и бездомными животными?

Как нужно поступить. Если встретил бездомное животное?

Опасны ли раненые животные?

Как определить на вид заболевшее животное?

Как поступить, если вас укусило животное?

Добрые советы:

Если вы встретились с бродячей собакой, никогда не поворачивайтесь к нему спиной и не убегайте. Остановитесь, повернитесь к нему лицом и медленно отступайте, дайте ему дорогу.

Запомните: не поднимайте руки, не делайте резких движений, не смейтесь (она решит, что это оскал, призыв к бою) и не показывайте своего страха.

Если собака готова на вас напасть, защитите горло. Защищайтесь палкой, камнем, песком; постарайтесь ударить пса в нос. В худшем случае, если собака сильная и сбила вас с ног, обязательно повернитесь на живот, защитите руками шею, локтями лицо и не двигайтесь. Громко зовите на помощь, но не поворачивайтесь, не двигайтесь.

Если собака покусала, промойте рану водой с мылом или перекисью водорода (чтобы смыть слюну животного). Смажьте край раны йодом. Закройте место укуса чистой повязкой и немедленно обратитесь в больницу. Там врачи вам помогут.

IV . Подведение итогов урока.

  • Чему на уроке научились?
  • Какие правила поведения с животными запомнили?