Из чего формируется окружение десятилетних ребят. Интеллект и нервная система

30.09.2019

Дети развиваются очень быстро, даже стремительно.

Это особенно заметно в первые годы жизни. Младшие школьники тоже растут, как «на дрожжах». Хотя, не для всех детей 6-7 лет характерен стремительный рост: некоторые возьмут более медленный темп.

Физиологическое развитие

Ребенок 6 лет

В этом возрасте у детей уходит жир и появляется больше мышц. С первого класса они начинают быть похожи на долговязых подростков. Устанавливается правильная при движении. За предыдущий год ребенок вырос на 6-7 см, вес его тела увеличился на 2,5-3 кг. Нормой для этого возраста является рост 107-121 см, вес - 18-28 кг. Окружность груди - 56-65 см.

Ребенок 7 лет

Сейчас у детей прекрасно развита моторика, речь становится связанной. Ваш младший школьник может легко передавать свои мысли и впечатления, чтение и письмо даются ему довольно легко. У ребенка еще формируется структура ткани легких, поэтому после семи лет разнообразные бронхиты и пневмонии у детей встречаются реже.

У мальчиков в 7 лет наблюдается небольшое препубертатное увеличение яичек. Строение печени приближается к взрослой, и к восьми годам как раз станет идентичной. Нормой развития считается рост к семи годам еще на 8-10 см. Окружность грудной клетки увеличивается на 2-2,5 см. Нормы роста: 114-128 см, веса - 20-30 кг.

Ребенок 8 лет

С 8 лет у ребенка начинает формироваться сложнокоординационный механизм управления движениями, проще говоря, потихоньку улучшается координация. У школьника повышается способность к длительной динамической работе. Прирост работоспособности, физических возможностей и в целом увеличение аэробных возможностей организма - это то, что сейчас происходит с детским организмом.

Кардинальных изменений, которые сопровождают период полового созревания, еще нет. Нормы роста: 119-134 см, веса - 21-32 кг.

Ребенок 9 лет

Девятилетние дети находятся на грани подросткового возраста, и в ближайшие несколько лет их физическое развитие будет претерпевать сильные изменения. Поэтому родителям нужно заранее готовить своих подрастающих отпрысков, разговаривая с ними о предстоящих изменениях.

Одногодки в таком возрасте могут сильно отличаться по росту и по весу. В среднем дети вырастают до 125-140 см, вес их составляет 24-36 кг.

Ребенок 10 лет

В этом возрасте у некоторых детей (чаще девочек) начинают развиваться половые признаки. Бедра становятся круглее, начинается рост груди, первая менструация (не удивляйтесь - современные девочки взрослеют раньше, чем мы с вами в свое время). Буквально за год ребенок может стать заметно выше и шире. Девочки начинают развиваться стремительнее мальчиков. Если из-за своего роста или веса, родителям нужно успокоить его и объяснить, почему так происходит.

Средний рост в этом возрасте - 129-146 см, вес - 25-39 кг.

Формула расчета физических данных

Воспользуйтесь формулой для вычисления веса : вес (кг) =10 + (2 х П) , где:

  • 10 кг - средний вес ребенка в 1 год (Вы берете за основу вес своего ребенка);
  • 2 кг - средняя годовая прибавка в весе;
  • П - количество лет.

Например, если ребенку 8 лет. Тогда его средний нормальный вес должен быть равен: 10 + (2 х 8) = 26 кг.

Рост ребенка определяют по такой формуле : рост (см) = 75 + (5 х П) , где:

  • 75 см - средний рост ребенка в возрасте 1 года (можете взять за основу вес своего ребенка);
  • 5 см - средняя годовая прибавка в росте;
  • П - количество лет.

Если ребенку 10 лет, то его средний нормальный рост должен быть равен: 75 + (5 х 10) = 125 см.


В 10-11 лет ваш отпрыск уже не маленький, но еще не подросток. Это очень непростой период, как в развитии человека, так и в отношениях между ребенком и родителями. В этом возрасте меняется не только детская психология, но и физиология.

Примечательно, что период перед половым созреванием, а именно 10-11 лет, протекает не у всех одинаково: кто-то справляется самостоятельно, причем неплохо, а кому-то необходима помощь психолога, который поможет пережить этот непростой период.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ У РЕБЕНКА 10-11 ЛЕТ

Каждый родитель должен знать, какие именно физиологические изменения затронут его отпрыска.

Во-первых, в 10-11 лет происходит ускорение роста, нередко дети становятся "долговязыми" из-за резкого роста скелета и конечностей. Во-вторых, увеличивается масса мышц, которые, однако, еще не способны вынести длительного напряжения. Поэтому важно контролировать время физической нагрузки и отдыха.

В-третьих, становятся все более заметны внешние признаки половой принадлежности (округление таза у девочек, изменения во внешнем виде половых органов и т.д).

Очень многие дети начинают комплексовать в связи с изменениями, происходящими в их теле, отсюда появляется замкнутость, раздражительность и нежелание слушать взрослых.

ХАРАКТЕР РЕБЕНКА В 10-11 ЛЕТ

В характере ребенка также наблюдаются изменения, порой не в лучшую сторону: дети часто отвлекаются от учебного процесса, ведут себя вызывающе, остро реагируют на малейшее замечание. При этом, на выполнение домашних заданий школьнику теперь требуется больше времени, и причина этого кроется вовсе не в их объеме.

Родители должны быть готовы к тому, что вот-вот ребенок начнет бунтовать против их контроля, да и вообще против всего, с чем раньше соглашался. Стоит где-то перегнуть палку или, наоборот, дать слабину, и потеря родительского авторитета не за горами.

Особенность возраста заключается в том, что мнение сверстников (да и чужих взрослых) для ребенка становится важнее родительского. И теперь девочка будет популярной кокетке из класса, а не маме. Поэтому, если вы начинаете открыто критиковать друга или подругу ребенка, будьте уверенны - ваш вчерашний малыш сделает все с точностью наоборот из чувства противоречия.

Поэтому, критиковать друзей ребенка необходимо очень деликатно без всяких запретов. Если вам не нравится кто-то из сверстников, достаточно обратить внимание отпрыска на отрицательные качества его друга, которые не совсем соответствуют возрасту или нормам поведения.

Не стоит пытаться силой привязать ребенка к себе, придется смириться с тем, что ваш "маленький медвежонок" теперь все больше будет отдаляться от вас. Но и пускать ситуацию на самотек тоже не стоит и лишать чадо даже маленькой доли контроля. Все проблемы необходимо решать с помощью переговоров, а не угрозами и агрессией. Научите ребенка сотрудничать со взрослыми, тактично высказывать свое мнение, не испытывая перед ними страх. Ведь, именно в этом возрасте закладывается основа будущих отношений между вами и ребенком и вряд ли вам лет через пять захочется столкнуться с еще большими проблемами.

10-11 лет - возраст, в котором очень легко попасть под влияние "дурных людей", поэтому обращайте внимание на малейшие изменения в поведении вашего ребенка. Ведь, лучше предотвратить беду, чем потом упрекать себя в бездействии.

Можно сказать, что к девятилетнему возрасту ребенок окончательно распрощался с ролью малыша, он вырос и повзрослел. Развитие ребенка в 9 лет и далее относится к подростковому периоду, когда активно формируется личность, и стремительно происходят физиологические изменения в организме. Развитие ребенка в 9 лет характерно тем, что он стал не только более уравновешенным, но и ответственным, он хорошо разбирается во многих вопросах и больше понимает. Развитие ребенка 11 лет характерно тем, что подросток активно начинает изъяснять и отстаивать собственную точку зрения, его мнение превалирует над мнением окружающих и кажется единственно верным. Также развиваясь, ребенок 12 лет «отвоевывает» личное пространство и самоутверждается. Чтобы развитие ребенка в 10 лет и на протяжении всего подросткового периода проходило безболезненно и правильно, родителям стоит понимать изменения, происходящие в организме и сознании их ребенка и уметь своевременно к ним адаптироваться.

Физиологическое развитие подростка

Несмотря на раннее развитие современного молодого поколения, все же период полового созревания принято относить к 10-13 годам. Физиологическое развитие ребенка в 9 лет обычно протекает без каких-либо ярко выраженных метаморфоз. А вот ребенок 10-12 лет обычно уже вступает в стадию подростковых изменений, которые затрагивают не только организм, но характер и самосознание. У некоторых детей данный период проходит безболезненно, другие же переживают массу волнений и трудностей. Так как избежать данной «перестройки организма», запрограммированной природой, не удастся, важно быть осведомленным о ее особенностях. Ведь многие дети не могут понять своего состояния и происходящего и поэтому на данном этапе помощь должны оказать родители.

  • Развитие ребенка 10 лет. Десятилетний ребенок только вступает в подростковый период. У девочек физиологические изменения в организме происходят обычно раньше и быстрее, чем у мальчиков. В большинстве случаев гормональная перестройка сопровождается резкой сменой эмоций, возникновением выраженного интереса к противоположному полу, активным формированием межполовых отношений. С началом полового созревания в кровь усиленно поступает половой гормон.
  • Развитие ребенка 11 лет. Примерно к 11 годам девочки начинают прибавлять в массе тела, тогда как у мальчиков пока не наблюдается существенных изменений в весе. Нередко в этом возрасте проявляются и первые признаки личностный изменений, ребенок становится вспыльчивым, отдаляется от родителей.
  • Развитие ребенка 12 лет. Происходит развитие вторичных половых признаков и перераспределение жира на теле. У мальчиков резко увеличивается размер яичек, происходит ломка голоса, появляются волосы в интимных зонах, случаются ночные поллюции. У девочек также появляется волосяной покров в интимной зоне, растет грудь, очерчивается фигура. Главным авторитетом для ребенка в этом возрасте являются сверстники, у подростков снижается интерес к учебе, могут меняться ценности и увлечения. Ребенок может присоединиться к молодежной субкультуре. Этот возрастной период является подготовительным этапом к общественно-половым отношениям, поэтому родителям следует обсуждать волнующие подростка темы и просто непринужденно беседовать о семейных, межличностных и половых отношениях.
  • Развитие ребенка 13 лет. В этот период происходит так называемый скачок роста, когда подросток быстро вытягивается. Продолжается увеличение массы тела, мальчики могут весить от 38 до 50 кг, а девочки 43-52 кг. У мальчиков происходит наращивание мышечной массы, а у девочек продолжает формироваться женская фигура.

Что могут сделать родители, для правильного развития ребенка 10 лет и на протяжении всего подросткового возраста? Во-первых, со стороны родителей требуется понимание и соблюдение дружеского тона общения. Нужно продолжать беседовать с ребенком, причем не читать нотаций, а вести диалог, разговаривая тогда, когда ребенок открыт к общению. Важно не только обсуждать различия между мужчинами и женщинами и обговаривать нюансы межполовых отношений, но и показывать ребенку различные аспекты социальных отношений. Не стесняйте обсуждать с ребенком и сексуальные аспекты, импульсы и влечение, помогая ему разобраться в себе. Если ребенок не желает выходить на откровенные разговоры, можно предлагать ему качественную литературу и фильмы на данную тематику. Родителям важно понимать, что в этот период ребенок активно познает себя и пытается выстроить новые отношения с окружающими, следует помочь ему найти гармонию между собственным и общественным.

Психологическое развитие ребенка 10 лет и 11-13 лет

К десяти годам ребенок выглядит действительно повзрослевшим, а к 12-13 годам практически полностью заканчивается формирование личности ребенка. В этот период важно сохранить связь между родителями и детьми, так как она именно в это время наиболее слабая и хрупкая, ведь ребенок готов слушать кого угодно, только не родителей.

Для развития ребенка 10 лет характерно повышение коммуникабельности и самостоятельности. Ребенок легко заводит знакомства, уютно чувствует себя в компании сверстников, проводит много времени с друзьями. Все попытки сократить общение ребенка будут восприняты с негодованием, поэтому запреты здесь не помогут. Свои просьбы и пожелания выражайте не в ультимативной форме, а в виде дружеских советов или констатации факта.

Для правильного психологического развития ребенка 11 лет необходимо ему предоставить большую степень свободы. К примеру, можно отправить его в хороший пионерский лагерь, здесь он может безопасно отдохнуть без родительского контроля.

Психологическое развитие ребенка 12 лет характеризуется отдалением от родителей, подросток пытается «огородиться» от окружающих. В этот период важно ослабить контроль, но ни в коем случае не убирать его. Разговаривать с ребенком следует методом ведения переговоров и достижения компромиссов.

Развитие ребенка 13 лет относится к периоду большей психологической стабильности, у подростка уже сформированы основные ценности и взгляды на жизнь, он имеет собственные убеждения и готов считаться с мнением близких. Понимая особенности развития ребенка 13 лет, родителям важно относиться к нему, как к равному, учитывая его мнение и пожелания, но все же продолжайте соблюдать правила, заведенные в семье и воспитывать ребенка.

Антропометрические показатели у детей врачи контролируют с определенной периодичностью не просто так, ведь сильное отставание в росте, серьезный недостаток или превышение веса являются сигналами либо о проблемах со здоровьем у ребенка, либо о формирующихся неправильных пищевых привычках.

Что такое «нормы роста и веса» и как к ним относиться

Для того чтобы делать выводы о недоборе или превышения веса, а также об отставании или о слишком быстром росте у каждого конкретного ребенка, врачам нужны ориентиры. Такими ориентирами являются нормы, определенные Всемирной Организацией Здравоохранения. Эти нормы создавались на основе длительных наблюдений за антропометрическим развитием детей и представляют собой некий «коридор» от самых низких границ роста и веса до самых высоких. Все дети, антропометрические данные которых попадают в этот «коридор», считаются нормально развивающимися.

Если показатели роста или веса незначительно отклоняются от самых низких или самых высоких значений «коридора», то врачи обращают на такого ребенка особое внимание, более тщательно наблюдают за его развитием и следят, не появятся ли какие-нибудь тревожные симптомы. Если же данные роста и веса отклоняются от границ «коридора» значительно, то такие дети дополнительно обследуются.

Родителям, которые тщательно следят за здоровьем и развитием своего ребенка, следует обращать внимание именно на то, попадают ли данные их чада в «коридор» нормальных показателей и соотносятся ли между собой показатели роста и веса.

Таблицы роста и веса мальчика по годам до 10 лет

Таблицы роста и веса девочки по годам до 10 лет

Как растет и развивается ребенок с рождения до полугода

Впервые малыша взвешивают и измеряют его рост сразу после рождения. Эти данные вносятся в индивидуальную медицинскую карту ребенка наряду с данными о дыхании, мышечном тонусе и наличии рефлексов. При рождении антропометрический «коридор» и для девочек и для мальчиков одинаковый: 49,8/3.000–52,3/3.700. Первое число в записи обозначает рост ребенка в сантиметрах, а второе число – вес в граммах, сочетание чисел до знака тире – это нижняя граница «коридора», а сочетание чисел после знака «тире» — это соотношение роста и веса по верхней границе.

К моменту выписки из роддома новорожденные могут потерять до 10% от своего веса, это связано с началом работы выделительной системы и считается естественной убылью. Бить тревогу следует лишь в том случае, когда через две недели после рождения кроха не прибавил ни в росте, ни в весе.

Следующее контрольное измерение антропометрических показателей у новорожденного проводит уже педиатр на контрольном осмотре в возрасте одного месяца. К этому моменту динамика развития у мальчиков и девочек уже будет различаться. Антропометрический «коридор» норм для месячной девочки: 51,7/3.600-55,6/4.800, а для месячного мальчика: 52,8/3.900-56,7/5.100.

Если месячные младенцы не добирают в росте и весе, то врач выясняет, как спит ребенок, часто ли срыгивает после кормления, как работает его выделительная система, правильно ли и как часто мама прикладывает кроху к груди. Если иных тревожных симптомов нет, то врач дает рекомендации по кормлению и режиму дня и будет смотреть на прибавку в весе и росте к двум-трем месяцам.

В два месяца по росту и весу девочки должны попасть в диапазон: 55/4.500-59,1/5.800, а мальчики: 56,4/4.900-60,4/6.300. Диапазон показателей для трехмесячных малышек: 57,7/5.200-61,9/6.600, а для мальчиков: 59,4/5.700-63,5/7.200. «Коридор» для четырехмесячных девочек: 59,9/5.700-64.3/7300, для мальчиков: 61,8/6.300-66/7.800.

Если ребенок не добирает в весе и росте, то первое, на что обращает внимание педиатр – это наследственный фактор, а также на другие показатели благополучия ребенка. Если родители малыша не отличаются богатырским телосложением и ростом, ребенок нормально спит и развивается в соответствии с возрастом, то никаких причин для беспокойства нет.

Если же чадо плохо набирает вес и при этом беспокоен, не выдерживает перерывы между кормлениями в 2-3 часа и с трудом засыпает, то, возможно, ему не хватает материнского молока. В этом случае врач может порекомендовать маме препараты для увеличения лактации, а если таким путем решить проблему все равно не удается – перевести грудничка на смешанное вскармливание.

Недостаток веса может быть и сигналом о серьезных проблемах со здоровьем у ребенка, но родителям нужно помнить, что в этом случае к недостаточному весу присоединяются и другие симптомы, которые вы просто не сможете не заметить. Например, при гипотиреозе (недостатке гормона тироксина) малыш будет вялым, сонливым, кожа у него отечная, кричит он редко и грубо, у такого ребенка наблюдается заметная задержка в развитии.

Бывает, что дети к четырем месяцам имеют уже явный излишек массы тела. В этом случае ребенка, находящегося на искусственном вскармливании переводят на другой вид смеси, а детей, находящихся на грудном вскармливании рекомендуют не прикладывать к груди при первых же признаках беспокойства.

С четырехмесячного возраста интенсивность роста детей постепенно начинает снижаться. К пяти месяцам диапазон для девочек составляет: 61,8/6.100-66,3/7.800, а для мальчиков: 63,8/6.100-68/7.800. В шесть месяцев антропометрический «коридор» для девочек составляет: 63,5/6.500-68/8.300, а для мальчиков 65,5/7.100-69,8/8.900.

Питание и рост малыша от шести месяцев до года

В возрасте шести месяцев детям, которые находились до этого исключительно на грудном вскармливании, начинают добавлять первый прикорм. Прикорм начинают вводить с безмолочных каш, это может быть гречневая, рисовая или кукурузная каши. Детям, находящимся на искусственном вскармливании, в качестве прикорма сначала вводят однокомпонентные овощные пюре: кабачковое, из брокколи или из цветной капусты. Овощные пюре помогают справиться с запорами, которыми частенько страдают дети, находящиеся на вскармливании смесью. Нередко при запорах врачи рекомендуют начинать вводить овощные пюре детям на искусственном вскармливании даже с четырехмесячного возраста.

К семи месяцам девочки по росту и весу должны попадать в «коридор» от 65/6.800 до 69,6/8.600, а мальчики – от 67/7.400 до 71,3/9.300. Меню семимесячного ребенка состоит из грудного молока или смеси, безглютеновых каш, приготовленных на воде с добавлением смеси или грудного молока, однокомпонентных овощных пюре, воды или травяного чая.

В восемь месяцев по росту и весу девочки должны попадать в диапазон 66,4/7.000-71,1/9.000, а мальчики: 68,5/7.700-72,8/9.600. В возрасте восьми месяцев в рацион детей начинают вводить мясное пюре, яичный желток и картофельное пюре, приготовленное на воде.

К девяти месяцам антропологический «коридор» для девочек составляет 67,7/7.300-72.6/9.300, для мальчиков: 69,7/8.000-74,3/9.900. В этом возрасте малышей знакомят с творогом и кефиром.

Рост и вес десятимесячных девочек должен попадать в диапазон 69/7.500-74/9.600, а мальчиков – 71/8.200-76/10.200. В 10 месяцев в рацион детей добавляются фруктовые пюре: яблочное или грушевое, и пюре из чернослива.

К одиннадцати месяцам в меню ребенка можно добавить рыбу. Так как у детей в этом возрасте уже прорезалось 6-8 зубов, то их начинают учить жевать. Для этого мясо и рыбу ребенку предлагают не только в виде пюре, но и в виде небольших мягких фрикаделек. «Коридор» для одиннадцатимесячных девочек составляет 70,3/7.700-75,3/9.900, а для мальчиков: 72,2/8.400-76.8/10.500.

В рацион питания годовалых детей, не страдающих пищевыми аллергиями, входят каши, детские творожки и кефир, овощной суп, овощные и фруктовые пюре и запеканки, мясо и рыба, пшеничный хлеб, сливочное масло, яица и сок. Диапазон роста и веса для годовалых девочек: 71,4/7.900-76,6/10.100, мальчиков: 73,5/8.700-78/10.800.

Как растут дети от года до трех

По достижении годовалого возраста рост у малышей снова замедляется, измерять антропометрические показатели ежемесячно теперь нет необходимости, поэтому эти данные педиатры контролируют один раз в 3 месяца.

В 15 месяцев интервал показателей для девочек составляет 75/8.500-80/11.000, а для мальчиков: 76/9.000-82/11.500. Следующая контрольная точка – через 3 месяца. К этому времени интервал показателей у девочек становится: 78/9.000-84/11.500, а у мальчиков: 79/9.500-85/13.000.

До достижения детьми возраста полутора лет следует придерживаться тех же принципов организации рациона ребенка, которые рекомендованы для годовалых малышей. В ежедневное меню можно добавить твердый сыр, сметану (в виде заправки) и ягоды (в виде муссов, киселя или компота). Если у ребенка нет склонности к лишнему весу, то время от времени на полдник ему можно предлагать специальное детское печенье.

В 21 месяц диапазон антропометрических данных в норме для девочек составляет: 81/9.500-87/12.500, для мальчиков: 82/10.000-88/13.000. В 24 месяца «коридор» для девочек: 83/10.000-90/13.500, для мальчиков: 84/10.000-91/14.000.
Основой рациона двухлеток также остаются овощи и злаковые, мясо, рыба и кисломолочные продукты. Детям, не имеющим склонности к лишнему весу можно добавить в меню макароны и детское какао. А вот давать шоколад, майонез, кетчуп, копченые и соленые продукты малышам до трехлетнего возраста настоятельно не рекомендуется.

В 27 месяцев антропометрические данные девочек должны укладываться в интервал 83/10.500-92/14.000, а у мальчиков – 85/11.000-93/14.500. В 30 месяцев – 86/11.000-95/14.500 (девочки) и 88/11.500-96/15.500 (мальчики). В 33 месяца: 88/11.500-97/15.500 (девочки) и 90/12.000-98/16.000 (мальчики).

К трем годам девочки по антропометрическим данным должны в норме попадать в «коридор» от 90/12.000 до 100/16.000, а мальчики от 92/12.000 до 100/16.500.

Влияние пищевых привычек на развитие детей от 3 до 5 лет

К трем годам у детей уже формируются определенные пищевые предпочтения и пищевые привычки. Некоторые из них напрямую ведут к нарушению пищевого поведения и развитию ожирения. Например, перекусы между приемами пищи, привычка есть быстро, привычка к непременному лакомству за то, что «все скушал», привычка есть второе блюдо с хлебом и утолять жажду сладкими напитками, а также привычка получать сладкое лакомство за хорошее поведение. А ведь все эти неправильные привычки формируют у детей самые близкие взрослые – родители и бабушки с дедушками, и все они ведут к развитию ожирения.

По данным специалистов имеющийся лишний вес у детей 3-5 лет провоцирует нарушение метаболизма, что влечет за собой различные проблемы со здоровьем, а самое главное, нарушение обмена веществ, что впоследствии создает очень большие сложности для обретения нормального веса. Поэтому, если ребенок в 3-5 лет выходит за верхний предел антропометрического «коридора» по весу – анализируйте пищевые привычки семьи и меняйте образ жизни.

Для девочек трех с половиной лет антропометрический «коридор» ограничен показателями 94/12.000-103/16.000, для мальчиков – 95/13.000-104/17.500. Диапазон для четырехлеток: 98/14.000-107/18.500 (девочки) и 99/14.000-108/19.000 (мальчики).

Данные для 4,5 лет: 100/14.000-111/19.500 (девочки) и 102/15.000-111/20.000 (мальчики). Пятилетние девочки должны попадать в антропометрический интервал от 104/15.000 до 114/21.000, а мальчики – от 105/16.000 до 115/21.000.

Как растут девочки и мальчики с 5 до 10 лет

Начиная с пятилетнего возраста рамки «коридора» антропометрических норм постепенно расширяются. Кроме того, девочки по антропометрическим показателям начинают обгонять мальчиков.

В шестилетнем возрасте диапазон антропометрических данных для девочек определяется рамками от 110/17.500 до 120/23.500, а мальчиков – от 111/18.000 до 121/23.500.

Диапазон для семилеток: 115/19.000-126/26.000, и для мальчишек — 116/20.000-127/26.500. Рамки антропометрического «коридора» для восьмилетних детей: 120/21.000-132/30.000 (девочки) и 121/22.000-133/29.500 (мальчики).

А вот антропометрические нормы для девятилеток уже наглядно отражают отставание ребят от девочек – это отчетливо видно по нижнему пределу нормы. Так, «коридор» для девятилетних девочек составляет 132/27.000-139/34.000, а для мальчиков – 127/23.000-139/33.000. К 10 годам девочки достигают параметров 132/27.000-145/38.000, а мальчики – 131/26.500-144/37.000.

Такое отставание мальчиков от девочек абсолютно нормально, а связано оно с тем, что у девочек раньше начинается процесс полового созревания. В возрасте с 10 до 14 лет девочки прибавляют в росте около 11-12 см, однако после четырнадцати процесс резко замедляется, а к 17 годам у большинства девушек рост останавливается. Мальчики же активно расти начинают только с 13-14 лет, зато рост у них может продолжаться вплоть до двадцатилетнего возраста.

Консультация врача нужна только тем детям, которые в подростковом возрасте значительно отстают от нижнего предела антропометрической нормы и это не обусловлено наследственными причинами. В этом случае подростка следует показать врачу-эндокринологу, так как самая распространенная причина низкорослости, не обусловленной генетическими причинами – это гипопитуитаризм (недостаточная выработка в организме гормона роста). Проблема решается с помощью гормональной терапии, благодаря которой дети вырастают до нормальных показателей.

Путь, который ребенок проходит от рождения до 10 лет, огромен. В долговязом человечке, вступающем в подростковый возраст, практически невозможно узнать несмышленого грудничка. Отличается он даже и от трехлетнего малыша, но превращение это происходило незаметно для родителей. Начало пубертатного периода характеризуется активными действиями ребенка в коллективе. Раньше он контактировал только с отдельными сверстниками. В средней школе ученический и учительский коллектив более разнообразен. Количество контактов ребенка возрастает во дворе, в секциях, кружках. Мальчики и девочки начинают воспринимать ролевое поведение как установки некоего сообщества. Коллектив становится наиболее сильным жестким учителем подрастающего ребенка.

Физические изменения, которые замечаются в возрасте 10 лет, показывают, что девочки и мальчики начинают развиваться быстрее – повышается масса тела, увеличивается рост. Организм накапливает ресурсы для последующего скачка в развитии. Вскоре развитие девочек начинает опережать, лишь к годам 15-16 мальчики догоняют девочек, и все принимает естественный порядок. Заметные различия отражаются на психологическом состоянии и девочек и мальчиков в виде неуверенности в себе, и часто именно от родителей зависит количество этих переживаний. Крайне важно рассказать об особенностях развития, быть всегда рядом и в полной готовности поддержать ребенка в трудный период, подготовить к последующему бурному развитию организма.

Развитие ребенка в 10 лет (что должен знать и уметь)

В 10-летнем возрасте на первый план выходит учебная деятельность, ей отдается много сил, на ее основе у детей развивается теоретическое сознание и мышление, появляются способности рефлексировать , анализировать, планировать свое настоящее время и будущую жизнь. Потребности обучения подкрепляются мотивами, 10-лтние дети должны уметь учиться, оперировать своими знаниями, сохранять в памяти большое количество информации и воспроизводить ее.

У ребенка обогащается чувство компетентности, которое подкрепляется успешной учебой, осознанием своих способностей и умением качественно выполнять различные задания. Компетентность является новым в самосознании ребенка наряду с развитием сферы произвольности. Десятилетний ребенок стремится вписаться в коллектив, и общается в основном с детьми своего пола. Потребность в матери и сильная привязанность ослабевает, но поведение 10-летнего ребенка все еще зависит от воспитания родителей.

Питание ребенка в 10 лет

Ежедневное меню включает несколько основных приемов пищи (3-4) и перекусов. Питание состоит из тех де продуктов, что и у взрослых людей, но количество и качество должно иметь различия. Соотношение белков, жиров и углеводов у взрослого человека рассчитывается по формуле 1:1:4, у десятилетнего ребенка — 1:1:5, так как обменные процессы организма требуют гораздо больше энергии. Пища должна включать в себя большое количество белков, что делает неприемлемым вегетарианство. Белковое голодание может спровоцировать нарушения умственного и физического развития.

У десятилетних мальчиков и девочек наблюдается усиление желудочного пищеварения, связанного с гормональными перестройками, поэтому пища тяжелая, грубая, трудноусваиваемая может создавать детям проблемы в переваривании. Не стоит также давать им много кислых и острых блюд, специй, острых приправ.
В младшем школьном возрасте у детей все еще могут возникать аллергии на некоторые виды пищи. Это объясняется тем, что повышенная проницаемость кишечных стенок может спровоцировать попадание в кровь нерасщепленных молекул пищи, вызывающее ответ иммунной системы организма.

Между приемами пищи должно быть примерно 4-4,5 часа. Младший школьник должен ежедневно употреблять 300-400 грамм овощей, и столько же фруктов или ягод, желательно свежих. При этом их нужно менять, чтобы организм поступали разные витамины и минеральные вещества. Продукты из злаков должны обеспечить растущий организм энергией, поддержать иммунитет. На углеводы в организме отводится более 50 процентов калорий. В общем, питание должно быть правильным – а это означает сбалансированным, разнообразным, регулярным и приятным.

Режим дня ребенка в 10 лет

Для сохранения здоровья ребенка и обеспечения лучших условий для развития необходимо соблюдать режим дня. Кроме питания важно отвести время на гигиенические процедуры прогулки на свежем воздухе, распределить время для выполнения домашних заданий с перерывами, а также ложиться спать в одно и то же время. Организм школьников расходует калории особо интенсивно в утреннее время, поэтому особое внимание нужно уделять завтраку.

Регулярный прием пищи по утрам снижает риск возникновения многих заболеваний. Завтрак просто необходим для лучшей устойчивости стрессам и высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам, а кроме этого, он сохраняет нормальный вес у детей. Установлено, что более 40 процентов тучных подростков не завтракают, причем большей опасности получить ожирение подвергаются мальчики. Все получается достаточно банально — по вечерам мамы, испытывая комплекс вины, стараются «докормить» ребенка до нужного «количества». В результате пища не переваривается, ребенок плохо спит, плохо ест утром и продолжает полнеть. Для активных легковозбудимых детей нужно выделять минут 25 перед едой, чтобы успокоиться после нагрузок и подготовиться к приему пищи.

Занятия с ребенком в 10 лет (как развивать)

Для сохранения и воспроизведения информации очень важно всячески развивать и укреплять память. В школе практически на каждом уроке учитель использует различные способы для развития и укрепления памяти. В свободное время можно также уделять этому внимание в игровой форме, подключая компании детей. Чтобы упражнения не становились скучными, лучше представить их в яркой форме – детей привлекает все. Что вызывает эмоциональный отклик.

Несколько видов занимательных игр для тренировки памяти и внимания

1. «Мой любимый фрукт»
Под руководством взрослого несколько детей становятся в круг. Первый ребенок называет свой любимый фрукт. Следующий участник называет свой фрукт и повторяет предыдущее название, и так далее. Последний участник должен перечислить все названия, которые произносились в кругу. Включаясь в игру по цепочке, дети концентрируют внимание и развивают память.

2. «Наблюдательность»
Задача водящего – описать обстановку известной всем комнаты или помещения (например, школьной столовой или актового зала), остальные внимательно слушают и дополняют.

3. «Пары слов»
Это упражнение можно применять в дороге, на природе, дома взрослым и детям. Называя несколько пар слов, (мячик – скакалка, тарелка – каша, чашка-компот, кровать – подушка, машина — руль), а ребенок должен воспроизвести только вторые слова.

Игры и игрушки для детей в 10 лет

Несмотря на то, что жизнь младшего школьника связана большей степени со школой, игры и игрушки остаются интересны ему. Они становятся немного другими, но по-прежнему занимают важное место в жизни ребенка. Без сомнения, игры должны быть развивающими. Это уже не просто машинки, кубики, куклы – лучше всего подходят в этом возрасте конструкторы, логические игры.

1. Конструкторы
Развивают логику, мышление и мелкую моторику. Много наборов для младших школьников – юный химик, физик, электромеханик.

2. Настольные игры
Дети этого возраста очень любят общаться в компании. Маленький коллектив легко сплотить и развлечь настольными играми с несколькими участниками.

3. Лабиринты
Найти правильный путь и выйти из лабиринта не так-то просто – нужно постоянно держать в уме правила, чтобы не возвращаться с нового направления на пройденный путь.

4. Игры с картинками
Для того, чтобы строить игровые стратегии понадобится логика, память и умение анализировать ситуацию, шансы игрока в тои или иной ситуации. Результат игры отображается в количестве очков.

Конечно, не стоит забывать старые семейные игры — шахматы, шашки, лото, домино. При выборе игр обязательно советуйтесь с ребенком. Не выбрасывайте старые игрушки, не посоветовавшись с ребенком – это может ввести его в состояние стресса.

Воспитание ребенка в 10 лет

Важная особенность 10-летнего возраста — появление интереса к противоположному полу, когда мальчики еще не ограничены в группировках от девочек, но контакты явно вызывают интерес, к тому же оцениваются со стороны сверстниками. Поэтому внешнее внимание зачастую скрыто под маской агрессии — например, дергание за косичку. Это настоящий эквивалент симпатии, скрывающий желание общения, смущение и робость. Девочки также небезразличны к такому вниманию. Но общение все еще лишено сексуального окраса, поэтому это время хорошо использовать для сексуального воспитания.

Информация не вызывает еще возбуждения и с помощью медицинских терминов можно ознакомить ребенка с физиологическими потребностями организма, функционированием человеческого тела, подготовить к началу полового созревания. Эти знания помогут входить в пубертатный период без комплексов и снижения самооценки. В детском коллективе важно прививать мальчикам маскулинные черты, а девочкам феминные , воспитывать моральные качества, которые помогут противостоять негативному влиянию «улицы».

Также следует уделять внимание уважению старших, выполнению законов общества, помощи слабым и животным.

Полезные советы родителям: как развивать творческие способности

В 10-летнем возрасте еще можно выявить способности ребенка, но в дальнейшем это будет сделать гораздо сложнее. Дети еще воспринимают неудачи как негативный опыт, особенно если занятия или действия проводятся в игровой форме. Их действия еще не скованы шаблонами и стереотипами, и можно вызвать интерес к творчеству, предоставив ребенку определенную свободу действий в его личное время. Кроме просмотра телевизора и компьютерных игр предоставьте ребенку возможность рисовать, лепить, заниматься музыкой или танцами, записать его в спортивную секцию туда, куда он хочет.

Должны обязательно существовать ограничения в просмотре телевизора или в играх на компьютере, однако должна быть обязательная компенсация в виде интересного занятия. Ни в коем случае не стоит принуждать ребенка к занятиям творчеством, это может вызвать даже разлад в отношениях. Не стоит также чрезмерно перегружать его разнообразными занятиями. Главное – заинтересованность, использование для развития самых сильных увлечений.