Физкультурно – оздоровительная работа с детьми в рамках реализации фгос до в доу. Оздоровительная работа в доу Оздоровительной работы в детском саду по фгос

11.10.2019

«Организация оздоровительной работы в ДОУ»

В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны. Поэтому одной из основных задач детского сада является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование культуры, основ личной гигиены и здорового образа жизни.

Ведущие цели оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Совершенствование условий для обеспечения физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО, СанПиНа. Комплексный подход и реализация физкультурно-оздоровительных мероприятий в контакте со всеми участниками педагогического процесса (педагоги, медицинские работники, родители, дети). Вся работа по физическому воспитанию детей проводится с учетом их состояния здоровья инструктором ФИЗО и воспитателями групп при регулярном контроле со стороны медицинской сестрой и администрации ДОУ. В детском саду разработаны инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников, составлен перечень бесед по охране жизни и здоровья воспитанников. В каждой возрастной группе оформлены папки с этими материалами.

В нашем детском саду выполняются все виды здоровье сберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения педагогов дошкольного образования; просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Элементы медико-профилактической технологии

· организация мониторинга здоровья дошкольников,

· организация и контроль питания детей дошкольного возраста,

· физического развития дошкольников,

· закаливания,

· организация профилактических мероприятий в детском саду,

· организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН,

· организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Элементы физкультурно-оздоровительной технологии

· развитие физических качеств, двигательной активности

· становление физической культуры дошкольников,

· профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,

· воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье

· ритмика

Для ребенка, как и для взрослого необходима эмоционально благоприятная обстановка в группе, образовательном учреждении.

Психолого -педагогическое сопровождение ребенка ведет психолог. Ребенок, имеющий какую-либо проблему в развитии получает помощь, направленную на индивидуальное развитие.

Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды ДОУ доводится до соответствия санитарно-гигиеническим требованиям, и обеспечивают физкультурно-оздоровительную работу. В детском саду есть спортивно-музыкальный зал. Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:

· различный спортивный инвентарь: (гимнастические маты, гимнастические мячи и т.д.);

· спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;

· физкультурные уголки (во всех группах);

· кабинет медицинского работника;

· кварцевые лампы;

· п одбор и маркировка мебели согласно физиологическим особенностям детей.

С целью снижения заболеваемости в детском саду разработана и успешно применяется система закаливающих мероприятий в повседневной жизни и специально организованная. Используются все природные факторы: вода, воздух, солнце. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.

Профилактическая работа включает в себя:

Облегченную одежду для детей в детском саду

Соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья.

Соблюдение температурного режима в течение дня

Соблюдение режима проветривания

- гимнастику после сна

Мытье прохладной водой рук

Правильную организацию прогулки и ее длительность

Неспецифическую профилактику респираторных заболеваний (витаминизация третьих блюд, аромотерапия – лук, чеснок).

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы она действительно давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей на прогулке в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий.

Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья. В утреннюю гимнастику и физкультурные занятия включаются коррегирующие упражнения для профилактики сколиоза, нарушения осанки, плоскостопия. Во время организованной образовательной деятельности проводятся двигательно-оздоровительные моменты: упражнения и задания на развитие мелких мышц руки, задания на развитие мимики и артикуляции и т.п.

После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому способствует комплекс гимнастики после дневного сна , который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (гимнастика игрового характера состоит из 2–3 упражнений типа «Потягушки», «Винтики», «Спортсмены»; разминка в постели - дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели выполняют 4–5 общеразвивающих упражнений; дети выполняют произвольные танцевальные музыкально-ритмические движения под музыку.

В течение года, ежемесячно, на производственных совещаниях, на педсоветах проводится анализ заболеваемости и посещаемости.

Адаптация детей к условиям детского сада проходит в спокойной форме. У 93% детей она протекает в легкой и средней степени тяжести.

Во время адаптационного периода для детей создается щадящий режим:

Сокращенный день для малыша

Присутствие мамы в группе

Повышенное внимание со стороны персонала группы.

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой. Составляется план работы на год, включающий в себя консультации для воспитателей, родителей, выступления на педагогических советах, совещаниях. Медицинская сестра учит педагогов определять признаки утомления у детей по изменению окраски кожи, выражению лица, частоте дыхания, появлению потливости и своевременно регулировать характер их деятельности, переключая на более спокойный или, наоборот, интенсивный. Все медицинские услуги в пределах функциональных обязанностей оказываются постоянно. Прививки: реакция Манту, профилактические прививки по возрасту АКДС, полиомиелит, РВ-кори, РВ-паротита, детям подготовительной к школе группы БЦЖ, против гриппа. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов поликлиники. Результаты обследования учитываются медицинской сестрой, воспитателями, специалистами в работе с детьми. Дети с нарушениями направляются на консультацию специалистов. Особое внимание медсестра уделяет адаптационному периоду при поступлении детей в детский сад.

В системе физкультурно-оздоровительной работы детского сада прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха педагоги учитывают климатические условия, особенности сезона и природные факторы. Темы праздников самые разнообразные «Мы – спортсмены», «Веселые старты», «Зимушка-зима», «Праздник Нептуна» и т.д. Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.

Уже традиционно в ДОУ проводятся неделя здоровья. В проведении этих мероприятий принимает участие весь коллектив, тщательно продумывается план проведения каждого дня, учитывая время года и погодные условия. В организацию работы с детьми включаем разные виды деятельности, насыщенные как спокойными, так и интенсивными движениями. Это игры и игровые упражнения, спортивные соревнования, туристические прогулки-походы в близлежащий парк. В театрализованной или игровой форме легче усваиваются двигательные навыки и гигиенические знания. При организации активного отдыха воспитателями красочно оформляются места проведения (группа, спортивная площадка) в соответствии с намеченным содержанием мероприятий, а также используется музыкальное сопровождение. Все мероприятия проводятся в присутствии мам и пап, дедушек и бабушек. Родители остаются довольны такими мероприятиями, высказывают пожелания проводить их чаще.

Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами нашей работы являются организованная деятельность, режимные моменты, спортивные соревнования, досуги, в процессе которых сообщаем детям новые сведения и закрепляем ранее полученные представления. В процессе ознакомления с окружающим миром формирует представления о человеке, как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни и зависимости здоровья от образа жизни. На занятиях экологической направленности формируем представления детей об условиях необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.
При воспитании культурно-гигиенических навыков формируем привычку правильно: умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.Расширяем представления о ЗОЖ через: сюжетно-ролевые игры « Больница», «Аптека», «Семья», чтение художественной литературы: «Сказка про ногти», Грязнуля Витя» И.Губина, «Птичка Тари», «Зубик-Зазнайка», «Сказка про трёх поросят на новый лад», разучивание загадок о частях тела, пословиц о здоровье. Продолжаем знакомить детей с правилами сохранения своего здоровья и заботе о нём. Для расширения кругозора детей и закрепления, ранее полученных навыков используем настольные и дидактические игры («Аскорбинка и её друзья», «Части тела», «Сложи картинку», «Что сначала что потом и т.д.) Считаем, что к моменту выпуска детей в школу они получают необходимые представления о ЗОЖ и
имеют стойкие навыки и привычки сохранения своего здоровья.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям. В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Мы включаем в меню фрукты, соки, напитки, лимонный чай, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зелёный лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости. Основными принципами организации рационального питания является обеспечение поступления всех основных пищевых веществ в количествах, отвечающих физиологическим потребностям детского организма:

· Выполнение правил технологии приготовления блюд;

· Соблюдение режима питания (питание по санитарным нормам);

· Введение второго завтрака;

· С-витаминизация блюд;

· Замена продуктов для детей аллергиков;

· Организация питьевого режима;

· Сервировка стола;

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются такие формы работы, как информационные уголки здоровья «Здоровые дети », «Как я расту», проводятся консультации, родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, анкетирование. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.

Детский сад осуществляет преемственную связь с МОУ СОШ № 2. Экскурсии, физкультурно-оздоровительные мероприятия направлены на развитие у дошкольников и младших школьников элементарных представлений о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены. Выпускники детского сада, поступив в школу, посещают разнообразные спортивные секции: волейбольную, баскетбольную, танцы, школу бокса. И в дальнейшем планируется систематизировать работу по преемственности детского сада со школой и другими общественными организациями в вопросах воспитания здорового поколения.

Положительный эффект укрепление физического здоровья детей даёт использование в работе нетрадиционных форм оздоровления таких, как: дыхательная гимнастика, релаксация, музыкотерапия, цветотерапия, пальчиковая гимнастика, музыкально-подвижные игры, музыкально-ритмические движения, психогимнастика, и гропластика, игры-путешествия.

Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно- оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанников. Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей, помогли нам максимально снизить статический компонент в режиме дня наших воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.

Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Воспитатели стали замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельность, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально- двигательная сфера ребёнка. У детей наблюдается гордая осанка, в движениях свобода и непринуждённость, появилась естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная, речь становится внятной и мелодичной.

Результаты убеждают в правильности и действенности выбранных нами мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы. Однако мы не останавливаемся на достигнутом уровне. Наш творческий поиск продолжается и сегодня.

Зайцева Ольга Владимировна
Должность: инструктор по физо
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад № 29
Населённый пункт: город Кызыл, республика Тыва
Наименование материала: статья
Тема: "Физкультурно - оздоровительная работа с детьми в рамках реализации ФГОС ДО в ДОУ"
Дата публикации: 23.01.2016
Раздел: дошкольное образование

МАДОУ ЦРР- Детский сад № 29 г.Кызыла

Физкультурно – оздоровительная работа с детьми

в рамках реализации ФГОС ДО в ДОУ
Подготовила: Зайцева Ольга Владимировна, инструктор по физической культуре
«Без здоровья невозможно и счастье» Виссарион Григорьевич Белинский «Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех» Владимир Путин В последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Родители, медицинские и педагогические работники констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Это касается в первую очередь нервной системы и опорно- двигательного аппарата. Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь. Поэтому внедрение инновационных технологий и вкрапливание оздоровительных мер в воспитательно – образовательный процесс, п од го т о в ка р е б ё н ка к зд о р о в ом у о б р а зу ж и з н и н а о с н о в е здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных форм организации физкультурных занятий является приоритетным направлением деятельности нашего детского сада в условиях реализации ФГОС ДО. Целью моей работы является сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий и оптимальная реализация оздоровительного, воспитательного и образовательного направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка. Использование альтернативных (нетрадиционных) физкультурных занятий обеспечит повышение интереса к физкультуре и улучшению здоровья, если: - создать систему интересных физкультурных занятий; - продумать специально организованную методику физкультурных занятий, включающую отбор форм проведения, содержания, методов и приёмов; - положить в основу нетрадиционных форм физкультурных занятий следующие критерии: интерес дошкольников к физкультуре, уровень
физической подготовленности и состояния здоровья, сложность содержания физкультурных занятий. Обеспечить правильное физическое воспитание детей, хорошее здоровье каждого ребенка можно только при условии четко организованного медико-педагогического контроля за физическим развитием и состоянием здоровья и планирования всей оздоровительной и воспитательной работы с детьми. Поэтому перед детским садом встала задача наладить взаимодействие педагогического, медицинского персонала и родителей в вопросе оздоровительно – воспитательной работы, и формирование привычки к здоровому образу жизни. С 2012 учебного года я начала работу по оздоровлению детей через внедрение в воспитательно – образовательный процесс здоровьесберегающих технологий и альтернативных занятий. Данная работа проводится по трем основным направлениям: 1. Социально-психологическое, направленное на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры. 2. Интеллектуальное, предполагающее получение комплекса теоретических и практических знаний. Дети получают знания по валеологии в доступной форме. С этой целью использую интеграцию современных программ по физическому воспитанию дошкольников, новинки методической литературы, а также проектный метод обучения. 3. Двигательное – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала. Таким образом, физическое развитие и здоровье в одинаковой степени должны быть нацелены и на телесное (физическое) и на нервно-психическое развитие ребенка.
СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Система физкультурно-оздоровительной работы строится с детьми на использовании в работе традиционных и нетрадиционных форм работы. Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Мышечная деятельность, как важный фактор саморегуляции организма приводит к весьма значительным изменениям состояния ребенка. На основе диагностических данных была составлена комплексная система оздоровления детей по всем возрастным группам, куда органично вошла как оздоровительная и лечебно-профилактическая, так и воспитательно-образовательная работа. Всю работу по развитию основных движений и физической подготовленности строю с учетом диагностических данных, которые позволяют определить первоочередные задачи и перспективы на будущее.
Анализ обследования основных видов движений детей в начале учебного года позволяет правильно определять задачи обучения на предстоящий год.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Нельзя забывать о необходимости контроля за физическим состоянием детей. Поэтому на утренних гимнастиках и физкультурных занятиях, я учитываю и осуществляю индивидуальный подход к детям, у которых двигательная нагрузка ограничена состоянием или группой здоровья; а также к детям, вновь поступившим или физически несколько ослабленным после болезни. Следует помнить, что дети не способны сами контролировать свое состояние и ответственность за их здоровье лежит на педагоге, и следует обращать особое внимание на признаки физического неблагополучия, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или даже прекратить на время занятие. С детьми, отстающими в физическом развитии, провожу индивидуальную коррекционную работу: выполняем упражнения для укрепления всех групп мышц с использованием тренажеров, некоторые основные виды движений с учетом их возможностей и состоянием здоровья, но не снижая требований к качеству выполнения движений.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Физическая культура – это часть системы физкультурно- оздоровительного комплекса, основная ее форма – физкультурные занятия. Однако по стоянно е использование т о л ь ко традиционной структуры зачастую ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Выход из этой ситуации – использование вариативных и нетрадиционных физкультурные занятий в ДОУ. Нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяют постоянно
п о д д е р ж и в а т ь

и н т е р е с

н и м

д е т е й,

индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять

нагрузку
, учитывая уровень двигательной активности и поло-ролевой принцип подбора движений. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка. В отличие от традиционного подхода (где главная функция педагога – непосредственная организация деятельности детей, передача им в деятельности своего взрослого опыта), личностно ориентированная модель отводит педагогу иную роль, заключающуюся в организации такой образовательной среды, которая обе спечит возможность реализации индивидуальных интересов, потребностей и способностей, то е с т ь самостоятельной деятельности и эффективного накопления ребенком своего личного опыта. Активная двигательная деятельность помимо
положительного воздействия на здоровье и физическое развитие обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки поведения в обществе. На данный момент существует множество нетрадиционных методик, которые обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к ф и з к у л ь т у р е у д е т е й, п о т р е б н о с т ь з а н и м а т ь с я е ю. Не традиционность предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия, оставив неизменным главное: - на каждом занятии должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребёнка; - обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование; - содержание и методика проведения должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.
Формы нетрадиционной физкультурно-оздоровительной

работы с детьми

Дыхательная гимнастика
Среди методов физического воспитания, имеющих хорошее оздоровительное значение, в ДОУ в настоящее время все большее распространение получает дыхательная гимнастика. Патологические изменения, возникающие при про студных заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру, что ведет к ухудшению легочной вентиляции. Воздействуя физическими методами, восстанавливаем расстроенные функции дыхания, предупреждаем развитие и устраняем имеющиеся изменения в бронхолегочной системе, следствием которых бывают явления кислородной недостаточности. Поэтому большое внимание уделяю использованию на занятиях элементов дыхательных гимнастик, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких. Регулярные занятия физическими упражнениями повышают силу межреберных дыхательных мышц и диафрагмы, и тем самым повышают дыхательный объем легких. Кроме того, в упражнениях заложены дополнительные резервы тренировки дыхания и внимания. Задачи такой гимнастики состоят в следующем:
-учить детей прислушиваться к своему дыханию; -учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; -учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и дыхательных путей.
Психомышечная тренировка
Почти все новые программы по физическому воспитанию дошкольников включают в физкультурно-оздоровительную работу психопрофилактические мероприятия, в том числе и обучение психорегуляции. В основе психомышечной тренировки лежит мышечная релаксация – расслабление мышц. С помощью определенных приемов (контраст напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание и использование самовнушения) дети учатся произвольно расслаблять мышцы. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании со стихами, или спокойной музыкой, звуками природы и т.д.
Самомассаж. Су-Джок терапия.
Использование средств физической культуры в оздоровительных целях формирует у детей жизненно важные двигательные умения и навыки, а также знания в области гигиены, медицины и физической культуры, способствующие укреплению их здоровья. Самомассаж является важным средством физической культуры, он способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови, усиливает функции желез, что положительно влияет на обмен веществ. Хорошим помощником в развитии мелкой моторики являются шарики – массажёры с кольцами внутри Су Джок. Его можно катать по пальцам, по ладошке, от подушечек пальцев до локтя. Прокатывая шарик, дети массируют мышцы рук, что активизирует мозг, способствует развитию речи, внимания, памяти и мелкой моторики рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж каждого пальца. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. В своей работе во время фронтальных и индивидуальных занятиях я применяю Су-Джок терапию. Дети любят играть с колючим шариком и колечком, выполняя самомассаж с помощью шарика Су-Джок в сопровождении легко запоминающихся стихов. (Приложение № 1)
Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Фитбол – гимнастика
Фитбол – гимнастика – гимнастика на больших гимнастических мячах. У п р а ж н е н и я с н а д у в н ы м и м я ч а м и я в л я ю т с я элементом аэробики. Фитбол (fit – оздоровление, b a l l – м я ч) - швейцарский чудо мяч великолепно решает оздоровительные задачи, формирует осанку и отлично поднимает настроение. Различные упражнения выполняются лежа или сидя на пружинящем мяче. Большие, яркие мячи вызывают огромное желание заниматься, проявить усердие в выполнении упражнений. По структуре фитбол – гимнастика напоминает классические занятия по физическому воспитанию со строгой трёхчастной формой, где есть: вводная часть, в задачи которой входит развитие всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений; основная часть – освоение общеразвивающих упражнений; заключительная – подвижная игра и релаксация.
Степ – гимнастика
С помощью степ-гимнастики можно сформировать гармонично развитое тело, прямую осанку и выработать у детей выразительные, плавные, точные движения. Но самый главный результат занятий степ-гимнастикой - укрепление нервной, дыхательной, мышечной, сердечно-сосудистой систем, так как нормализуется артериальное давление, деятельность вестибулярного аппарата. Оптимальное время для проведения занятий степ-гимнастикой - утро. Это придает детскому организму бодрости на весь день и повышает общий тонус.
Д л я т о г о ч т о б ы з а н я т и я п р о х о д и л и более интере сно, важно использовать музыкальное сопровождение. Степ-гимнастика - это не просто сочетание разнообразных движений, но красивый спортивный танец, который приносит пользу здоровью детей и улучшает их настроение. (Приложение № 2)
Эвритмическая гимнастика
Эвритмическая гимнастика - вид оздоровительно развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики. Основные задачи, решаемые на занятиях по эвритмической гимнастике: формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации; развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости; коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук) и ног; улучшение психического состояния (снижение тревожности, агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения); расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом; формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные и произвольные темы), создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.
Развивающие занятия «Театра физического воспитания»
Программа Н. Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» заинтересовала своей неординарностью по методике и структуре проведения занятий. Поэтапное внедрение элементов данной программы дало следующие результаты: занятия стали как бы спектаклями, дарящими детям радость и приносящими пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений. «Театр физического воспитания дошкольников» - это новый подход к физическому воспитанию, предполагающий использование новой методики физического развития детей.
Театр – это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей. Каждое учебное занятие, согласно программе «Театр физического воспитания дошкольников», представляет собой ситуационную мини – игру (СМИ), в которой дети вступают в этап ролевой или «подражательной», имитационной игры, выступая то в ролях животных, то в роли птиц, насекомых или сказочных героев. Во время занятий регулярно используются картинки – схемы, музыка. На таких занятиях дети не замечают, что это занятие по физической культуре, и являются полноправными участниками сказочного театрального действия.
Совместные физкультурные занятия родителей с детьми.
Основная цель таких занятий - помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности; родителям - установить эмоционально-двигательный контакт с детьми, способствовать развитию межличностного общения ребенка с взрослым. Чтобы занятия были интересными и увлекательными, следует использовать сюжетные, интегрированные и игровые формы совместных физкультурных занятий. В основе сюжетных занятий лежат совместные движения детей и взрослых, органично сочетаемые с развитием сюжета. Содержание интегрированных занятий позволяет ребенку вместе с родителем преодолевать трудности, решать проблемные ситуации. Эффективность занятий зависит не только от формы и содержания, но и от рациональной организации детей и взрослых. Большую часть времени ребенок выполняет задания вместе с взрослым; при этом каждый из них выступает для собственного ребенка в роли партнера, помощника, тренера. Таким образом, в работе с родителями решаются следующие задачи: повысить их ответственность за воспитание ребенка, пробудить у них интерес и желание заниматься с ним, вызывать желание сотрудничать с детским садом.

Корригирующая гимнастика
О с о бу ю р ол ь в ф и з и ч е с ком в о с п и т а н и и д е т е й и г р а ю т общеразвивающие и корригирующие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на организм ребенка и могут быть использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформаций опорно-двигательного аппарата. Цель корригирующей гимнастики – формирование и укрепление сводов стоп. Задачи корригирующей гимнастики: -развитие основных функций стоп; -обучение правильной постановке стоп при ходьбе; -повышение тонуса мышц стоп; -увеличение подвижности в суставах стоп; -улучшение кровообращения стоп; -улучшение координации движений. В начале года медицинскими работниками проводится обследование детей после чего я формирую группы для профилактики и предупреждения плоскостопия. В конце года проводится аналогичное обследование, для определения динамики по укреплению свода стопы и можно сделать выводы о проделанной работе за год. Таким образом, использование в физкультурно-оздоровительной работе детского сада нетрадиционных форм работы, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные результаты. 1. Анализ показателей заболеваемости дошкольников позволил отметить тенденцию к её снижению; это связано не только с возрастом детей, но и с оздоровительной работой. 2. Повысилась посещаемость. 3. Снизилась простудная заболеваемость. 4. Дети легко идут на контакт, они жизнерадостны и подвижны.
Результаты представленного опыта позволяют сделать заключение об эффективности проделанной работы по внедрению новых подходов, форм, методов и принципов построения воспитательно-образовательной и физкультурно –оздоровительной работы в детском саду. Процесс улучшения общественных отношений бесконечен. Во все времена существуют свои трудности и сложности и сколько бы мы ни говорили о том, что надо изменить условия жизни детей, главное здесь не только это – важно, чтобы люди задумывались над своим поведением. Развитие ребенка зависит не только от хорошей биологической основы, но и от окружающей среды, в которой растет ребенок, от способа и уровня удовлетворения потребностей ребенка. От воспитания, физического и нравственного развития ребенка во многом зависит вся его последующая жизнь. «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Жан Жак Руссо Список используемой литературы: 1. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в образовательном учреждении. Москва – Скрипторий 2006 г. 2. Голомидова С.Е. Физкультура, нестандартные занятия. Волгоград издательско-торговый дом «Корифей» 2005 г. 3. Ефименко Н.Е. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999. 4. Чупаха И.В. Программа «Здоровый ребёнок» в рамках реализации программы «Здоровьесберегающие технологии» / Научно – практический сборник инновационного опыта. Ставрополь «Народное образование» 2003 г. 5. Физкультура – это радость. Библиотека программы “Детство” / Под редакцией Л.Н.Сивачёва – Детство – Пресс, Санкт – Петербург 2003 г. 6. Козырева О.В. Лечебная физкультура М.- Просвещение. 2003 г. 7. Здоровьесберегающие технологии в образовании. Козина О.Б. “Весёлая физкультура для детей и их родителей”. Ярославль -Академия развития. 2005 г. 8. Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников. Москва – Гном Д 2003 г.

Одной из главных задач ДОУ, в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

1 слайд: "Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ по ФГОС ДО"

подготовила: Макарова Н.А.

2 слайд :Одной из главных задач ДОУ, в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности.

3 слайд : В связи с этим, физкультурно-оздоровительная работа в детском саду имеет большое значение, как для укрепления здоровья, так и для формирования двигательных умений и навыков, являющихся значимыми компонентами в познавательном и эмоциональном развитии воспитанников.

4 слайд: Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

5 слайд : Задачи образовательной области «Физическое развитие» решаются в трех направлениях: приобретение опыта двигательной деятельности, становление целенаправленности, саморегуляции в двигательной сфере и овладение нормами и правилами здорового образа жизни.

6 слайд: Планируемые результаты по ФГОС представлены как целевые ориентиры, под которыми понимаются не обязательные для всех детей, появляющиеся или формируемые к определенному возрасту качества, знания, умения, способности, ценности и т, д. В отличие от целей они не соотносятся с возрастом детей, т.е. не определяются во времени.

Оценка развития воспитанников должна осуществляться индивидуально и основывается не на их сравнении с нормой, а путем выявления особенностей индивидуального развития ребенка и анализа повлиявших на этот факторов.

Главным источником развития личности в соответствии ФГОС является предметно-пространственная развивающая образовательная среда. Педагог должен выполнять ряд требований, в соответствии с которыми обеспечивается насыщенность, вариативность, доступность, безопасность среды, трансформируемость пространства и полифункциональность материалов.

7 слайд : Благодаря совместной работе инструктора по физической культуре и педагога- возможно выстраивать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей: возраст, пол, уровень развития высшей нервной деятельности, (сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов), коммуникативные свойства личности (общительность, замкнутость), индивидуальные особенности психического состояния (тревожность, агрессия, депрессия).Все это позволит продуктивно построить систему отношений «педагог-ребенок»: выбрать стиль общения, регулировать темп, объем физической нагрузки. Таким образом, реализуя индивидуальный подход к детям в процессе организации двигательной деятельности, важно создавать ситуацию успеха, и ситуацию выбора (партнера, физкультурного оборудования, задания.

8 слайд: В соответствии с ФГОС ДО в приоритете активность самого ребенка. Большое внимание педагогу необходимо уделять развитию инициативы в подвижной игре. В результате целенаправленного руководства подвижной игрой дети могут придумывать ее варианты, новые сюжеты, более сложные игровые задания.

Согласно положениям ФГОС ДО педагог выступает по отношению к ребенку не в роли учителя, а как партнер, и дошкольник занимает не позицию объекта педагогического воздействия, а позицию субъекта, тем самым реализуются субъект - субъектные отношения. В соответствии с методикой физического воспитания часто используемыми приемами в работе инструктора по физической культуре являются команды, распоряжения, указания, сигналы и т.д., посредством которых ребенок должен подчиняться и выполнять то, что говорит взрослый.

9 слайд : В нашем детском саду разработана и реализуется система мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников. Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре, непосредственно образовательная деятельность, физ.минутки, туризм и т.д. Все это ежедневно используется в интеграции образовательных областей.

10 слайд : Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Согласно принципу интеграции, физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

11 слайд : Для достижения поставленных целей и задач применяется тетрадь взаимодействия со специалистом, тем самым уровень физического развития повышается.

12слайд: Не мало важно для формирования здорового образа жизни, это работа с родителями. Вовлекая родителей в физкультурно - оздоровительную работу, мы тем самым выявляем их потребности, а так же привлекаем к активному участию в жизни ребенка и ДОУ, организовывая спортивные олимпиады, туризм и т.д. Благодаря совместным занятиям родители помогают в организации предметно - пространственной среды.

13 слайд : «Забота о здоровье- важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В. Сухомлинский


Название: План физкультурно-оздоровительной работы с детьми
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Планирование в ДОУ, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Детский сад «Капитошка»
Месторасположение: Республика Хакасия, город Абакан

Пояснительная записка

Приоритетным направлением в работе с детьми дошкольного возраста должно быть физическое воспитание дошкольников, направленное на повышение сопротивляемости детского организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды, усвоение теоретических знаний из области физической культуры, формирование двигательных умений и навыков, развитие физических и психических качеств и способностей, интереса и потребности в физическом совершенствовании, всестороннем формировании личности ребенка.

Физическое воспитание дошкольников должно предусматривать систему физических упражнений, приносящих ребенку положительные эмоции, исключение стрессовых ситуаций и страха перед выполнением движений; достаточную интенсивность и большое разнообразие двигательных действий; вариативность форм физкультурно-оздоровительной работы и активного отдыха детей, возможность индивидуального и дифференцированного подхода к подбору упражнений; частую смену нагрузок и отдыха в режиме дня ребенка; преемственность в деятельности детей разных возрастных групп дошкольной образовательной организации; гибкий график проведения оздоровительных мероприятий в зависимости от состояния здоровья, утомления, климатических и погодных условий; сезонность применения физических упражнений; ежедневное проведение занятий по физической культурой; взаимосвязь задач физического воспитания с другими сторонами воспитания.

Основой физического здоровья ребенка следует считать уровень развития и особенности функционирования его органов и систем. Уровень развития обусловлен программой, которая природой заложена в каждом ребенке и опосредована его базовыми потребностями. Именно удовлетворение доминирующих базовых потребностей является условием индивидуально – гармоничного развития ребенка.

По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критически периодам жизни ребенка. Термин «критический возраст» введен учеными для характеристик тех фаз жизни ребенка, когда он особенно

чувствителен к повреждающим влияниям, что приводит к формированию отклонений здоровья, формирования аллергических реакций и хронических соматических заболеваний. Исходя из этого, физическое воспитание должно быть неотъемлемой частью жизни ребенка с самого рождения, а задача укрепления здоровья одна из приоритетных в работе ДОУ. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но также и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер.

Цели физкультурно-оздоровительной работы:

  1. Физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья детей
  2. Снижение заболеваемости, снижение риска возникновения осложнений после заболеваний.
  3. Усиление работы с родителями по проблеме физического развития и оздоровления детей.

Задачи физкультурно-оздоровительной работы:

  1. Создать в группе условия для обеспечения психического и физического благополучия каждого ребенка.
  2. Обеспечить оптимальное освоение детьми комплекса движений и физических упражнений, необходимых для нормального физического развития.
  3. Оптимизировать работу с семьей по проблеме физического развития и оздоровления детей.
  4. Воспитывать у детей осмысленное отношение к здоровью как важной жизненной ценности.
  5. Воспитывать интерес и желание участвовать в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, познакомить с новым физкультурным оборудованием вне занятий.
  6. Осуществлять комплекс закаливающих процедур.

План физкультурно-оздоровительной работы

на 2016-2017 учебный год

в старшей группе компенсирующей направленности

«Росинки»

№ п\п Содержание мероприятий Периодичность Ответственные
Организация двигательной активности
1. Утренняя гимнастика. ежедневно воспитатели
2. Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре 2 раза в неделю,1 раз на свежем воздухе Воспитатели,

инструктор по физ.воспитанию

3. Игровые, занимательные занятия в бассейне. 2 раза в неделю воспитат., инстр. по плав.
4. Прогулки с включением подвижных и народных игр ежедневно, 2 раза в день воспитатели
5. Гимнастика после дневного сна ежедневно воспитатели
6. Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня. ежедневно воспитатели
7. Оздоровительные паузы на занятиях и в свободной деятельности:

— гимнастика для глаз;

— пальчиковая гимнастика;

— дыхательная гимнастика;

— массаж мячами для укрепления мелкой мускулатуры пальцев;

— упражнения на релаксацию;

— логоритмические упражнения;

— физкультминутки.

ежедневно воспитатели, инстр. по физ.
8. Оздоровительный бег ежедневно на прогулке воспитатели
9. Музыкотерапия: музыка перед сном, пробуждение, на занятиях, музыкальные коммуникативные игры ежедневно в течение дня воспитатели, музык.руководитель
Профилактические мероприятия
1. — Аромотерапия — в группе дольки чеснока и лука в тарелочке;

— Чесночные «киндеры»

ежедневно в период заболеваемости гриппа и ОРЗ воспитатели
2. Профилактические прививки сезонные воспитатели,

мед.работник

3. Облучатель-рециркулятор воздуха ультрафиолетовый бактерицидный ежедневно

с 7.00 до 19.00 часов

воспитатели
4. Проветривание по графику ежедневно воспитатели
Закаливающие мероприятия
1. Воздушные ванны в течение года воспитатели
2. Прогулка на воздухе. 2 раза в день воспитатели
3. Гимнастика после сна в постели ежедневно воспитатели
4. Хождение по доске с ребристой поверхностью и дорожкам нестандартного типа с целью закаливания и профилактики плоскостопия ежедневно воспитатели
5. Мытье рук до локтей ежедневно воспитатели
6. Игры с водой май-август воспитатели
7. Хождение босиком по траве май-август воспитатели
Спортивные досуги
1. «Вот и лето прошло». сентябрь
2. «Фестиваль подвижных игр». октябрь воспитатели,инструктор по физ.воспитанию
3. «Подружились мы с мячом». ноябрь воспитатели, инструктор по физ.воспитанию
4. «Спортландия» декабрь воспитатели, инструктор по физ.воспитанию
5. «Зимние забавы». январь воспитатели, инструктор по физ.воспитанию
6. «День Защитника Отечества». февраль воспитатели, инструктор по физ.воспитанию
7. «Веселые ребята». март воспитатели, инструктор по физ.воспитанию
8. «Мама, папа, я – спортивная семья»- спортивные соревнования к Всемирному дню здоровья апрель воспитатели, инструктор по физ.воспитанию
9. «Бравые солдаты». май воспитатели, инструктор по физ.воспитанию
Работа с родителями
1. Рекомендации родителям в осенне-зимний период по одежде детей. сентябрь-декабрь воспитатели
2. « Режим в детском саду» сентябрь воспитатели
3. «Зачем заниматься утренней гимнастикой»

(консультация)

октябрь воспитатели
4. «Закаливаем детей»

(индивидуальные беседы)

ноябрь воспитатели
5. «Профилактика гриппа»

(памятка)

декабрь воспитатели
6. «Первая помощь при обморожении» (консультация) январь воспитатели
7. «Берегите зрение детей» февраль воспитатели
8. «Здоровый образ жизни семьи»

(консультация)

март воспитатели
9. «Что делать, чтоб у ребенка были здоровые зубы?» (буклет) апрель воспитатели
10. «Особенности питания детей летом» (консультация) май воспитатели