Этапы, виды уровни социального развития ребенка дошкольника. Социализация после трех лет. дошкольный личность социальный воспитание

08.05.2019

В современном мире человек постоянно подвергается нервным перегрузкам. К перенапряжению нервной системы, неврозам и психосоматическим заболеваниям приводят негативные переживания, которые не всегда могут быть выражены в социально приемлемой форме. Стресс оказывает влияние на все сферы жизни человека, в том числе на учебную и производственную деятельности, на взаимоотношения в семье. Особенно подвержены стрессовым ситуациям дети, подростки, люди с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с патологически протекающими возрастными кризисами, неправильным воспитанием, непониманием со стороны окружающих. У лиц с ограниченными возможностями здоровья это может быть связано с осознанием дефекта.

Развитие личности, становление человека как полноценного члена человеческого общества происходит в период детства. Дети приобретают социальные умения и навыки устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к сверстникам и взрослым, разрешать возникающие конфликты. Каждый член общества (в том числе ребенок) не только постоянно подвергается воздействию социальной среды, но сам сознательно выстраивает отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений. Это необходимо учитывать в планомерной работе по социальному развитию ребенка дошкольного возраста.

Социальное развитие - это процесс приспособления ребенка к социальной действительности (миру людей), передачи и дальнейшего развития им социокультурного опыта, накопленного человечеством, который включает и себя:

Культурные навыки;

Специфические знания;

Знакомство с традициями, обрядами и правилами;

Социальные качества, позволяющие человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

Характеризуется социальное развитие уровнем усвоения нравственных норм и руководства ими в отношениях человека с окружающим миром, в его поведении, действиях и поступках в процессе обучения и воспитания (Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин. Сознательное поведение в различных ситуациях (если оно не противоречит культурным нормам), а также социальная компетентность (потребность добиваться соблюдения этих норм другими) является показателем социального развития.

В качестве доминирующей стороны в развитии личности отечественные психологи (Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович и др.) называют социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. Социальный опыт (опыт других людей) входит в поведение человека значительным компонентом (Выготский Л.С.). В процессе усвоения этого опыта происходит приобретение детьми отдельных знаний и умений, а также осуществляется развитие их способностей, формирование личности.

Исторически выработанную и зафиксированную в культуре систему отношений ребенка определенного возраста с обществом Л.С. Выготский определял как социальную ситуацию развития - «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Социальная ситуация развития ребенка индивидуальна и определяется возрастными и индивидуальными особенностями, особенностями поведения и деятельности ребенка, отношением к ребенку взрослых, характером воспитания, отношением к ребенку сверстников. Л.С.Выготский в культурно-исторической теории рассматривает социальную ситуацию как источник развития. [Солодянкина О.В., 2006; С.19]

Ситуация взаимодействия (встреча «одного с другим») является особой коммуникативно-знаковой средой, которая определяет ближайший этап развития ребенка. В исследованиях А.Н. Пере-Клермон раскрывается специфика социальной ситуации развития как ситуации построения культурно значимых средств действия и передачи образцов действия от взрослого к ребенку.

Л.Ф. Обухова обращает внимание на своеобразие социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста: ребенок устанавливает отношения с миром взрослых людей, выйдя за пределы своего семейного мира. Социальная ситуация развития ребенка зависит от его социального окружения (семьи, образовательного учреждения и других социальных институтов). Каждый социальный институт выполняет свои цели, функции и играет свою роль. Социальная ситуация является также пространством активности ребенка. Ребенок - основной субъект, участник отношений со взрослыми и детьми в каждом социальном институте, причем в разных социальных ролях. Нормы, цели и ценности в социальных институтах не всегда совпадают, а ребенок как основной субъект усваивает характеристики каждой из систем, учится сочетать различные области социальных отношений, повышая свою компетентность, перенося ее из семьи в другие социальные институты. Основой социальной ситуации развития являются взаимоотношения ребенка со взрослыми и детьми в различных социальных институтах.

Социальное развитие ребенка определяется количественными и качественными изменения социальных знаний, социально ценностных качеств и свойств, позволяющих ребенку ориентироваться в различных ситуациях и добиваться позитивной самореализации путем обретения собственного опыта общения и взаимодействия.

Показателями социального развития детей дошкольного возраста являются: во-первых, формирование навыков самообслуживания ; во-вторых, социальная адаптация , т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Овладение навыками социальной адаптации становится возможным при условии целенаправленных воспитательных воздействий.

Показателями социальной адаптации являются следующие характеристики:

1. Тревожность: склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги, один из основных параметров индивидуальных различий. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности.

2. Самооценка: оценка личностью себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка в значительной степени определяет активность личности, ее отношение к себе и другим. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичностью, требовательностью к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Если между притязаниями и реальными возможностями человека есть расхождения, то его самооценка становится неправильной, вследствие чего его поведение становится неадекватным, повышается тревожность. Оценочное отношение к себе детей 5-6 лет является важным показателем самосознания. Позитивное представление о своем возможном будущем облике позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и попытаться преодолеть их (с помощью взрослого). Положительное восприятие ребенком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия.

3. Представления детей о способах и нормах социального взаимодействия , которые определяются знаниями:

Норм поведения в общественных местах и дома (здороваются, прощаются, благодарят за оказанную помощь и др.);

Норм общения со взрослыми и сверстниками (вежливо обращаются, не кричат, не перебивают собеседников и др.);

Правил и норм поведения при организации совместной деятельности детей.

Современная психология определяет категорию «представление» как образное, обобщенное знание объективной действительности, как субъективное отражение окружающего предметного мира (Л.И. Божович, А.Р. Лурия, Б.М. Теплов, СЛ. Рубинштейн, Е.В. Субботский). Структура социальных представлений в современной психологии рассматривается как единство когнитивного, эмоционального и действенного (поведенческого) компонентов. Социальные представления создают в сознании ребенка своеобразную модель социальных отношений.

4. Сотрудничество как совместная деятельность нескольких участников ради достижения одной конечной цели, к реализации которой каждый стремится наиболее удобным для себя способом, считаясь с интересами партнеров. На 5-м году жизни ребенка возникает детское сообщество, т.к. возрастает потребность в общении со сверстниками на основе совместных игр и совместной деятельности. В детском сообществе ребенок проходит школу социального творчества: на практике испытывает различные формы поведения и отношений со сверстниками, отбирает наиболее удачные и приемлемые для себя.

5. Общение является одним из важнейших факторов психического развития с первых дней жизни ребенка. Одним из показателей личностной готовности ребенка к школе является его умение общаться со сверстниками: входить в контакты по разным поводам, устанавливать деловые отношения с партнерами по деятельности, находить слова убеждения в своей правоте, уметь соглашаться со справедливыми претензиями в свой адрес и пр. У ребенка 7 лет либо ярко проявляется положительная направленность в общении со сверстниками, либо обнаруживаются эгоистические тенденции, либо оказываются несформированными способы общения со сверстниками. У детей дошкольного возраста выделяют ситуативно-деловую, внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную формы общения ребенка со взрослым:

ситуативно-деловое общение со взрослым формируется у ребенка в процессе игры с предметами;

внеситуативно-познавательное общение происходит только тогда, когда ребенок хорошо владеет речью, разговаривает со взрослым о вещах, не находящихся в поле зрения, если он любознателен, стремится объяснить мир и задает с этой целью множество вопросов. При этом он испытывает потребность в уважении взрослого, обижается на его замечания и отрицательные оценки;

внеситуативно-личностная форма общения - высшая в дошкольном возрасте и преобладающая в младшем школьном. У детей старшего дошкольного возраста возникает потребность разговаривать не только на познавательные темы, но и на личностные, касающиеся жизни людей.

6. Социальная компетентность : сознательное применение определенных норм и правил поведения в обществе, в котором отражается отношение к взрослым и сверстникам.

7. Социальный статус , положение человека в системе межличностных отношений и мера его психологического влияния на членов группы. В дошкольном возрасте у детей появляются дружеские и конфликтные взаимоотношения. Выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом изменяется отношение детей к сверстникам, которых они оценивают не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Положение ребенка в группе сверстников определяется путем выбора партнеров.

Исходя из показателей социального развития , определяются уровни и признаки социального развития дошкольников [там же, С.25].

Рассматривая культурно-историческую самоценность детства, А.В.Запорожец, Л.С. Выготский и др. подчеркивали, что развитие ребенка – это не только присвоение родовой культуры, но и творческий вклад самого ребенка в становление человеческой культуры. О.В.Солодянкиной выделены стадии освоения культуры: развитие субъекта (онтогенез); становление личности (персоногенез); появление индивидуальности (культурогенез). Каждая стадия социализации ребенка отличается его новым статусом как во внутреннем плане развития (субъект, личность, индивидуальность), так и во внешнем (адаптивность, интегрированность, индивидуализированность). Стратегию развития определяет единство внутреннего и внешнего содержания: сначала жизнетворчество, затем социотворчества, и, наконец, культуротворчество [там же, С.15].

Одним из путей социального развития является стихийное взаимодействие человека с социальной действительностью и окружающим миром и процесс целенаправленного приобщения человека к социальной культуре. С первых лет жизни ребенок приобщается к социальному опыту, который аккумулируется и проявляется в социальной культуре.

Второй путь – целенаправленное образование, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры. Одной из фундаментальных задач образования является усвоение ребенком культурных ценностей, их преобразование и общественная значимость этих преобразований [там же, С.16].

Процесс социализации детей требует системного, комплексного подхода, единой программы непрерывного образования, которая охватывает все направления (диагностическая, профилактическая, развивающая, обучающая, коррекционная работа), все звенья и всех участников процесса социализации.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Дошкольная педагогика

Общественная функция дошкольного образовательного учреждения заключается в обеспечении условий, развивающих у детей положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности.

В Федеральном Государственном стандарте дошкольного образования социальное развитие рассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

В современной психолого-педагогической литературе показаны основные линии социального развития ребенка, содержание педагогической работы, технология формирования социального мира детей, задача взрослых - помочь детям войти в современный мир. Формирование социального поведения невозможно без признания педагогами и родителями уникальности каждого ребенка, учета пола, индивидуальности, возрастных особенностей его психики.

Психологические основы социального развития раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, М.И.,Лисиной, Г.А. Репиной др.

По мнению Л.С. Выготского, социальная ситуация развития не является ничем другим кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. Социальное развитие ребенка в обществе происходит в ходе совместной, партнерской деятельности со взрослым. Многие психологи отмечают роль сотрудничества ребенка с окружающими людьми в усвоении им достижений социального опыта, овладении нравственными нормами и правилами поведения. Социальное развитие ребенка происходит также в общении со сверстниками (Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Т.А. Репина. Б. Стеркина). В монографии Т.А. Репиной выявлены особенности социально-психологической характеристики группы детского сада и ее социализирующая роль в развитии ребенка; показана зависимость характера детских взаимоотношений от стиля общения с ними педагогов.

«Детское общество» (термин А.П. Усовой), или группа детского сада -важнейший социализирующий фактор. Именно в группе сверстников ребенок проявляет свою активность, приобретает первый социальный статус («звезды», «предпочитаемого», «отвергнутого»). Критериями закрепления признака социального статуса являются базисные черты личности (компетентность, активность, самостоятельность, свобода поведения, творчество, произвольность).



Результаты исследования Т.А. Репиной, Л.В, Градусовой, Е.А. Кудрявцевой свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте интенсивно развивается психологический пол ребенка.

Это проявляется в формировании поло-ролевых предпочтений и интересов, отличных у мальчиков и девочек, а также поведения в соответствии с поло-ролевыми стандартами, принятыми в обществе. Основная причина процесса половой социализации в разных социально-педагогических требованиях к мальчикам и девочкам со стороны родителей и педагогов. В современных образовательных программах («Детство»; «Истоки», «Радуга») разработаны приемы дифференцированного подхода в зависимости от пола ребенка.

Таким образом, в социальном развитии ребенка очень важно уделять профессиональное внимание психологическим механизмам формирования социальных эмоций. Педагогическая ценность решения данной задачи заключается в том, что социальные эмоции не только облегчают процесс вхождения ребенка в мир группы, но и процесс осознания себя (образ Я), своих отношений, чувств, состояний, переживании.

Психолого-педагогические основы раскрываются в современной Концепции социального развития ребенка дошкольного возраста, представленной в работах С.А. Козловой

Дадим краткую характеристику данной концепции. Основные понятия концепции: социальный опыт, социальные чувства, социальная действительность, социальный мир, социальное развитие, социализация личности, социальный «портрет» окружения. Между этими понятиями существуют иерархические связи. Как отмечает, С.А. Козлова, ребенок, родившись в социальном мире, начинает познавать его с того, что близко, что его окружает, т.е. с социальной действительностью, с которой он начинает взаимодействовать. Социальный «портрет» окружения вызывает у ребенка разные эмоции и чувства. Еще не зная подробно и содержательно о социальном мире ребенок уже чувствует его, сопереживает, воспринимая явления и предметы этого мира. То есть, социальные чувства первичные, социальный опыт накапливается постепенно, формируется социальная компетентность, которая ложится в основу социального поведения социальных оценок, осознания, понимания, принятия мира людей и приводит к социальному развитию, к социализации.

Социализация рассматривается С.А. Козловой в триединстве ее проявлений: адаптация к социальному миру; принятие социального мира как данности; способность и потребность изменять, преобразовывать социальную действительность и социальный мир.

Показателем социализированной личности является ее обращенность (направленность) на других людей и на себя. Задача педагога - сформировать у детей интерес к другому человеку, к миру его труда, его чувств, к его особенностям как человека. Познание себя включает формирование интереса к самому себе («Я» физическое. «Я» эмоциональное и др.).

Концепция содержит и технологическую часть, в ключающую в себя несколько положений:

Процесс социализации по механизму совпадает с нравственным воспитанием (формирование представлений, чувств, поведения);

Социализация - процесс двусторонний, он происходит под влиянием извне (социума) и невозможен без ответной реакции субъекта.

Данная концепция реализована в программе С.А. Козловой «Я - Человек». Социальное развитие представлено также в комплексных образовательных программах. В программе «Истоки» , специально выделяется раздел «Социальное развитие», данный раздел включает характеристику возрастных возможностей, задачи, содержание и условия педагогической работы. Социальное развитие начинается с первых дней жизни ребенка, охватывает большой возрастной спектр: от младшего до старшего дошкольного возраста.

Основой социального развития является возникновение чувства привязанности и доверия ко взрослым, развитие интереса к окружающему миру и самому себе. Социальное развитие создает основу для усвоения детьми нравственных ценностей, этически ценные способы общения. Сформированные межличностные отношения, в свою очередь, становятся нравственной основой социального поведения, формирования у детей чувства патриотизма - любовь к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отношению к людям, населяющим ее. Результатом социального развития является социальная уверенность, интерес к самопознанию, воспитание у ребенка к себе и другим людям.

В образовательной программе «Детство» (Санкт-Петербург.) социально-эмоциональное развитие дошкольника рассматривается как центральное направление воспитательного процесса в современном ДОУ.

Важным фактором социального развития детей является семья (Работа Т.В. Антоновой, Р.А. Иванковой, Р.Б. Стеркиной, Е.О. Смирновой и др.). Сотрудничество воспитателей и родителей создает оптимальные условия формирования социального опыта ребенка, ее саморазвития, самовыражения и творчества.

Общими условиями сотрудничества педагогов с родителями по социальному развитию будут являться:

Обеспечение эмоционального благополучия и удовлетворения жизненно важных потребностей ребенка в группе детского сада;

Сохранение и поддержание единой линии позитивного социального развития детей в ДОУ и семье;

Уважение личности ребенка, осознаниe самоценности дошкольного детства;

Формирование у ребенка положительного самоощущения, уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Таким образом, социальное развитие - это формирование отношения ребенка к себе и окружающему миру. Задача педагогов и родителей - помочь ребенку войти в современный мир. Социальная готовность включает социальную адаптацию ребенка к условиям ДОУ и семьи, к различным сферам человеческого бытия, ярко выраженный интерес к социальной действительности (С.А. Козлова). Социальная компетентность предполагает наличие у ребенка следующих компонентов: когнитивного (связанного с познанием другого человека сверстника, взрослого), способностью понять его интересы, настроение, заметить эмоциональные проявления, понять особенности самого себя, соотнести собственные чувства, желания с возможностями и желаниями других: эмоционально-мотивационного, включающего отношение к другим людям и самому себе, стремление личности к самовыражению и самоуважению, обладающего чувством собственного достоинства; поведенческого, который связан с выбором позитивных способов разрешения конфликтов, умением договориться, устанавливать новые контакты, способы общения.

Вопрос - Исторический очерк создания и совершенствования программы. Современные программы.

Образовательной программе дошкольных организаций принадлежит роль ориентира образовательного процесса в целом: она определяет содержание познавательного и воспитательного процесса в ДОУ, отражает мировоззренческую, научную, методическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным (комплексная программа) или одному (нескольким) направлениям (специализированная, парциальная программа) развития ребенка. В соответствии с направленностью и уровнем реализации программ выстраиваются методическая работа и содержание образовательного процесса.

В течение многих десятилетий система дошкольного воспитания была единственной и обязательной для всех детей до семилетнего возраста, посещавших детские сады. Только за 20 лет (1962-1982 г.г.) эта педагогическая программа переиздавалась девять раз и являлась единственным и обязательным документом для всех работников дошкольного воспитания.

Первый проект программы для ДОУ был создан в 1932 году. Совершенствовалась программа вплоть до 1962 года. В этом же году была утверждена и рекомендована к использованию Министерством просвещения РСФСР единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду, затем в 1978 году после доработки и дополнения она получила название Типовой. Эта программа обеспечивала преемственность в обучении и воспитании детей раннего и дошкольного возраста.

Теоретической основой советской системы дошкольного воспитания являлась культурно-историческая концепция, в рамках которой развитие ребенка понималось как усвоение им общественно-исторического опыта, накопленного человечеством. Это означало, что все высшие психические функции, мировоззрение и способности человека формируются в результате усвоения им различных понятий, ценностей, способов человеческой деятельности, знаний, представлений и т.д. Такой подход ставил на первое место фигуру взрослого – воспитателя, поскольку только он, владеющий культурно-общественным опытом, мог передать его ребенку. Это определяло ведущую и руководящую роль воспитателя в развитии ребенка. При этом воспитатель выступал как носитель знаний и способов деятельности, как посредник между культурой и ребенком. Его основной задачей было передать детям знания и умения, существующие в обществе.

Исходным принципом воспитания в данной системе являлась идейная направленность всего педагогического процесса в детском саду в соответствии с целями и задачами коммунистического воспитания.

Принцип целенаправленности и программности советской педагогики противостоял тенденциям «свободного воспитания», в которых отрицается необходимость какой-либо единой для всех детей программы. Эти тенденции господствовали в западной технологии.

В трудах советских педагогов многократно подчеркивалось, что необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, без чего невозможно реализовать задачи всестороннего воспитания. Целостность и непрерывность педагогического процесса необходимо было сочетать с четким и систематическим расположением материала по возрастному принципу, что позволяло постепенно усложнять материал от группы к группе, от одного возраста к другому.

Еще один важнейший принцип советской дошкольной педагогики – принцип деятельности . Дошкольное обучение и воспитание может быть эффективным только при условии активности самого ребенка. Формирование личности происходит в различных видах деятельности ребенка – игровой, трудовой, учебной, поэтому так важно, чтобы воспитательно-образовательная работа с дошкольниками не только включала разные виды детской деятельности, но и способствовала формированию различных навыков.

Следующий принцип – единство воспитания и обучения, неразрывная связь этих процессов . Воспитание всегда связано с передачей детям определенных знаний. В то же время систематизированные и специально отобранные знания содержат воспитательный момент. Вместе с тем, в едином воспитательно-образовательном процессе известной самостоятельностью обладают как воспитание, так и обучение.

Воспитательно-образовательная работа с детьми требует систематичности и последовательности, определенной повторяемости и обобщения, т.е. возврата к ранее пройденному материалу на более высоком уровне. Этот принцип позволяет педагогу вести детей от простого к сложному , от непосредственного знакомства с окружающими вещами и явлениями к умению обобщить и выделить существенные их качества и особенности, к пониманию простейших связей и взаимоотношений.

Данные педагогические принципы легли в основу советской программы обучения и воспитания детей в детском саду, которая являлась обязательным документом и руководством для всех воспитателей нашей страны.

Общей целью дошкольного воспитания в детском саду было всестороннее и гармоничное развитие детей. Предусматривалось пять основных направлений дошкольного воспитания: физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое. Каждое из этих направлений имело свои задачи и методы их решения.

Типовая программа была построена по возрастному принципу и охватывала развитие ребенка от двух месяцев до семи лет. В рамках этого возрастного диапазона выделялись две ясельные группы (первая – от двух месяцев до года и вторая – от года до двух лет) и пять возрастных групп для детей-дошкольников:

· первая младшая группа – два-три года;

· вторая младшая группа – три-четыре года;

· средняя группа – четыре-пять лет;

· старшая группа – пять-шесть лет;

· подготовительная группа – шесть-семь лет.

Для каждой возрастной группы было предусмотрено определенное содержание занятий и их количество. Занятия носили обучающий характер и были направлены на усвоение конкретных знаний и умений. Они жестко определяли не только развитие ребенка, но и деятельность воспитателя, практически не оставляя места для его инициативы. Некоторая свобода оставалась в выборе методов обучения. Обучающие методы по форме воздействия воспитателя разделяются на словесные и наглядные. Для успешности усвоения детьми материала рекомендовалось сочетать словесные и наглядные с практическими. Однако практические методы на занятиях детей фактически принимали форму подражания действиям педагога: воспитатель давал образцы правильных действий с материалом, а дети воспроизводили их.

Для осуществления практических методов необходимы особые условия, чтобы стал возможен индивидуальный подход, что весьма затруднительно при фронтальном обучении большой группы детей, поэтому преобладающими методами обучения дошкольников, как правило, оставались словесные и наглядные, т.е. рассказ и показ взрослого.

Также жестко был определен и режим дня в детском саду для каждой возрастной группы. Жесткая регламентация не оставляла места для каких-либо самостоятельных решений или проявления инициативы воспитателя, а требовала лишь четко соблюдать установленный режим, регулярно проводить учебные занятия, предусмотренные программой. Это ограничивало творческие возможности воспитателя, но в то же время давало четкий алгоритм его деятельности.

Кардинальные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране в конце 80-х-начале 90-х годов XX века, затронули практически все стороны общественной жизни, в том числе и дошкольную педагогику .

Очевидные недостатки сложившейся в СССР системы дошкольного воспитания и ее явное несоответствие новым идеологическим и социально-экономическим реалиям обусловили разработку новой концепции дошкольного воспитания (авторы В.В.Давыдов, В.А.Петровский и др.), которая была утверждена Государственным комитетом по народному образованию СССР в 1989 году.

В этой концепции впервые был дан анализ отрицательных сторон современного состояния дошкольного образования и намечены главные ориентиры его развития. В своей позитивной части концепция ориентировалась на преодоление основных недостатков сложившейся государственной системы. В качестве основного недостатка системы дошкольного воспитания указывалась авторитарность учебно-дисциплинарной модели педагогического процесса в детских садах, при которой педагог руководил и управлял действиями ребенка в соответствии с заданной программой. В качестве альтернативы авторитарной педагогике новая концепция предложила демократический, личностно-ориентированный подход в образовании.

При таком подходе ребенок является не объектом обучения, а полноправным участником педагогического процесса. Новая концепция предположила изменить оценку самого дошкольного периода детства, ориентировала педагогов на признание самоценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека. Важнейшим направлением реформирования дошкольного образования стал переход от единой типовой программы к плюрализму и вариативности. Такая возможность была предоставлена «Временным положением о дошкольном учреждении», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР в 1991 году. Положение давало возможность каждому дошкольному учреждению выбирать программу обучения и воспитания, вносить в нее изменения и создавать авторские программы. Позднее «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (1997 г.; изменения – в 2002 г.) закрепило право дошкольного учреждения самостоятельно выбирать программу из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, вносить в нее свои изменения и создавать авторские программы в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» дало толчок бурному росту числа образовательных программ для дошкольных учреждений. Среди таких программ есть комплексные , т.е. охватывающие все области жизнедеятельности и образования дошкольника, и парциальные программы, направленные на развитие какой-либо сферы ребенка (художественной, социальной, интеллектуальной и пр.).

К основным комплексным программам могут быть отнесены следующие программы: «Радуга» (под редакцией Т.Н.Дороновой); «Детство» (В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и др.); «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой); «Развитие» (под редакцией О.М.Дьяченко); «Истоки» (под редакцией Л.Е.Курнешовой); «Из детства в отрочество» (под редакцией Т.Н.Дороновой) и др.

Так, напрмер, Программа «Радуга» – была первой инновационной программой дошкольного образования, получившая рекомендацию Министерства образования. Разработана сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования под руководством Т.Н.Дороновой. Рассчитана на работу с детьми от двух до семи лет и охватывает все сферы жизнедеятельности детей. По своим целям и задачам данная программа существенно не отличается от традиционной. Основными ценностными ориентирами она так же, как и традиционная, считает охрану и укрепление здоровья детей, создание условий для полноценного и своевременного психического развития, обеспечение счастливого детства каждому ребенку. Однако в определении конкретных задач психического развития эта программа существенно отличается от традиционной. Теоретической основой данной программы служит концепция А.Н.Леонтьева, где основными категориями анализа психики являются деятельность, сознание и личность. Для каждого возраста отведены конкретные задачи развития деятельности, сознания и личности дошкольников. Так, к задачам развития деятельности, относятся формирование мотивации разных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой), формирование произвольности и опосредованности психических процессов, становление способности адекватно оценивать результаты деятельности и т.д. Задачи развития сознания – это расширение знаний ребенка о мире, знакомство со знаковыми системами, развитие воображения и логического мышления. Задачи развития личности предполагают воспитание уверенности в себе, самостоятельности, установление доверительных отношений и личных контактов со взрослыми, формирование отношений взаимопомощи и сотрудничества между сверстниками, воспитание эмоциональной отзывчивости и т.д.

Программа настроена по возрастному принципу и обеспечивает целостное поступательное развитие детей. Для каждого возраста определены главные психологические новообразования, на формирование и развитие которых направлена конкретная педагогическая работа. Развитие этих новообразований происходит в различных видах детской деятельности. Важнейшие виды деятельности дошкольника обозначены в программе цветами радуги (отсюда и название данной программы). Опираясь на концепцию М.И.Лисиной, в которой движущей силой развития ребенка считается его общение со взрослым, авторы программы справедливо полагают, что полноценное воспитание и образование ребенка возможно только при наличии адекватных форм общения со взрослым и только в атмосфере доброжелательности. В основу программы положены принципы, отражающие гуманистические установки:

· уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;

· создание условий для развития его индивидуальности;

· обеспечение психологического комфорта;

· взаимодействие воспитателя с ребенком по типу субъект-субъектного общения и др.

На реализацию данных принципов направлены многие педагогические установки:

· работа педагога с детьми, начиная с младшего возраста и до их выпуска из детского сада;

· формирование традиций в каждой группе детского сада;

· возможность выбора как для воспитателя, так и для каждого ребенка;

· удовлетворение потребностей ребенка в свободной двигательной и игровой активности и др.

ЭТОТ ПРИМЕР МОЖНО НЕ ПРИВОДИТЬ, ОГРАНИЧИТЬСЯ ОДНОЙ ПРОГРАММОЙ Комплексная программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100 ») базируется на учете психологических новообразований дошкольного детства: первого схематического абриса детского мировоззрения и первичных этических инстанций (Л.С.Выготский); соподчинения мотивов (А.А.Леонтьев); произвольного поведения (Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец); личного сознания.

По мнению авторов программы, содержание и дидактику дошкольного образования определяют следующие линии развития детей: формирование произвольного поведения, овладение средствами и эталонами познавательной деятельности, переход от эгоцентризма к децентрации, мотивационной готовности.

Программой отражены психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей от 3 до 6 лет. Ее содержание обусловлено необходимостью создания «единой цепи» непрерывного образования, звенья которой связаны друг с другом, но и каждое является основанием для другого. Цель программы – обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования. Задачи, решаемые данной программой: создание развивающей среды; охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их физической культуры; разработка содержания раскрытия личностных качеств ребенка, его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы; формирование опыта самопознания.

Подготовка ребенка к школе в рамках реализации данной программы позволяет обеспечить успешное изучение школьных предметов и осознание самого себя («Я есть»), своих возможностей и индивидуальных особенностей («Я такой»), формирование умения общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Игровые технологии обучения – ведущие в разделах учебно-познавательного блока программы, а предлагаемые знания выступают как средства развития личности ребенка.

Парциальные программы включают одно или несколько направлений развития детей. Примерами специализированных программ, которые успешно можно комбинировать в рамках реализации основной образовательной деятельности ДОУ, могут быть следующие: «Росинка. В мире прекрасного» (Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова), «Природа и художник» (Т.А.Копцева), «Гармония», «Синтез» (К.В.Тарасова), «Музыкальные шедевры» (О.П.Радынова), «Я –человек» (С.А.Козлова), «Я – ты – мы» (О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина), «Юный эколог» (С.Н.Николаева) и др.

Приведенный перечень программ рекомендуется к использованию в ДОУ на федеральном уровне. Помимо них в качестве основных специализированных программ могут быть использованы и другие, рекомендованные региональными органами управления образования.

В связи с переходом от единой государственной программы к вариативному образованию и с появлением множества альтернативных инновационных программ для дошкольных учреждений особую актуальность имел вопрос о разработке единого образовательного стандарта, задающего необходимые и достаточные требования к работе детского образовательного учреждения.

В связи с этим, Министерством образования РФ разработан Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ 2013/, который направлен на урегулирование качества образования в условиях его вариативности и разнообразия и на сохранение единого образовательного пространства. И в на основании ФГОС ДО дорабатываются и разрабатываются программы дошкольного образования.

Тема - Трудовое воспитание…..в соответствии с ФГОС ДО.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначена цель трудового воспитания детей дошкольного возраста - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Трудовое воспитание дошкольников – это процесс взаимодействия воспитателя и ребёнка, направленный на формирование трудовых навыков, трудолюбия, творческого отношения к труду.

Все учёные утверждают необходимость трудового воспитания с раннего возраста.

Р.С.Буре обращает особое внимание на воспитательные возможности обучения детей трудовым навыкам. Показывает, что, с одной стороны овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, позволяет ребёнку ставить и достигать цель. С другой стороны, наличие навыков обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания. Подчёркивает, что задачи трудового обучения и трудового воспитания необходимо решать в тесной взаимосвязи. Обращает внимание и на виды навыков, усложнение их содержания от одной возрастной группы к другой: формирование продуктивных действий, навыков планирования, организации «рабочего места», самоконтроля в процессе деятельности поиска наиболее рациональных приёмов работы.

В.Г.Нечаева формулирует главную задачу трудового воспитания как формирование правильного отношения к труду. Задача может быть успешно решена только на основе учёта особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учёта возрастных особенностей ребёнка. Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути для её достижения, получать результат, соответствующей цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников.

Р.С.Буре, Г.Н.Година, В.Г.Нечаева в книге «Учите детей трудиться» раскрывают содержание, методику трудового воспитания, дают описание видов труда, формы организации.

В «Концепции дошкольного воспитания» подчёркивается, что трудовая деятельность соответствует основному руслу психического развития ребёнка- дошкольника в связи с её привлекательностью и возможностью проявить свою автономность и независимость от взрослого использования технологий приобщения дошкольников к труду.

В.Г.Нечаева и Я.З.Неверович в своих исследованиях раскрыли становление компонентов трудовой деятельности в дошкольном детстве.

Трудовая деятельность детей состоит из четырёх компонентов:

1. Умение ставить цель.

2. Умение действовать под влиянием общественно значимых мотивов.

3.Умение планировать работу.

4. Умение достигать результата и оценивать его.

Трудовая деятельность дошкольников - это развивающая деятельность.

Каждый из компонентов деятельности изменяется с возрастом ребенка.

Разные исследователи предлагали различные формулировки задач трудового воспитания.

На основе классификации Ю.К.Бабанского, В.И.Логиновой, В.Г.Нечаевой можно выделить две группы задач:

Помощь ребёнку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений);

Развитие личности ребёнка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия).

В исследованиях Мичуриной Ю.А., Сайгушевой Л.И., Крулехт М.В., сформулированы цель, задачи, содержание модулей по реализации модели приобщения детей дошкольного возраста к труду в рамках субъект – субъектного взаимодействия.

Цель: социализация ребёнка как полноценного члена общества, воспринимающего труд как социальную норму жизни, а также становление ценностного способа взаимодействия с окружающими и проявление своей индивидуальности в многоплановой деятельности.

1. Формирование системных знаний о труде взрослых, профессиях, структуре трудового процесса;

2. Формирование общетрудовых и специальных трудовых умений и навыков;

3.Развитие трудовой активности старших дошкольников.

В разработанной модели трудового воспитания авторы выделяют 4 модуля (блока).

1. Взаимосвязь средств приобщения дошкольников к труду.

2. Организация трудовой деятельности дошкольников в процессе субъект - субъектного взаимодействия.

3. Организация трудовой предметно - развивающей среды.

4. Совершенствование уровня готовности педагогов ДОУ к реализации модели.

В дошкольном учреждении используют следующие виды труда:самообслуживание,бытовой (хозяйственно- бытовой) труд,труд в природе,ручной труд.

Так, например, Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, приём пищи, санитарно- гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.

Хозяйственно – бытовой труд - это второй вид труда, который ребёнок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда является труд по уборке помещения, мытьё посуды, стирка и т.д. Этот вид труда имеет общественную направленность. Ребёнок учиться создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду.

В особый вид труда выделяется труд в природе . Содержанием этого вида труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде (огород на подоконнике), озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

Ручной труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца.

В науке разработаны и вошли в практику разные различные формы организации труда детей дошкольного возраста.

Поручения – задания, которые воспитатель эпизодически даёт одному или нескольким детям, учитывая их возраст и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности (исследования В.Г.Нечевой, А.Д.Шатовой).

Дежурство - труд одного или нескольких детей в интересах группы. В нём выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природе, по подготовке к занятиям.

Коллективный труд, по способу организации делится на труд рядом,общий труд, совместный труд.

Труд рядом - обычно организуется в младшей группе (средняя, старшая и подготовительная к школе группы при новых усвоениях навыков), по 3- 4 ребёнка, каждый выполняет одинаковую работу (убрать кубики).

Общий труд - объединяет 8- 10 человек, начинается со средней группы, в нём нет разделения труда, детей объединяет общая цель и обобщение результатов труда.

Совместный труд (пооперационный) - присутствует в подготовительной группе, объединяет до 15 человек, особенность такого объединения - наличие в нём ряда последовательных этапов, дети оказываются в зависимости друг от друга, работа, выполненная одним ребенком передается другому. Каждый выполняет свою операцию.

Вопрос – Семья и ДОУ: содержание, цели, формы сотрудничества

У семьи и детского сада – единые цели и задачи, однако содержание и методы воспитании детей специфичны.

Психолого-педагогические и социологические исследования показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Исходя из этого, одной из важнейших задач современного общества является формирование педагогической культуры родителей, оказание им помощи со стороны педагогов (Е.П. Арнаутова, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Маркова и др.) Необходимость решения этой задачи вызвана рядом обстоятельств. Так, исследователи выделяют изменение современного ритма жизни, повышение общего уровня образования, усложнение требований к уровню социализированности и воспитанности детей, а также увеличение количества неполных семей, семей с неблагоприятным психологическим климатом, т.е. кризисными процессами, все более охватывающими современную семью и влияющими на ее воспитательный потенциал.

В «Концепции дошкольного воспитания» (1989) показаны подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.

На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в Законе РФ «Об образовании» (ст. 18). В законе сказано, что родители – первые педагоги ребенка. В помощь семье существуют дошкольны

Социальное развитие ребенка-дошкольника - это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То есть, с одной стороны, это процесс усвоения социокультурного опыта в форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме. А с другой стороны - это процесс развития сущностного Я ребенка, его индивидуальности и неповторимости, определенной независимости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом своей потребности другого человека.

Просмотр содержимого документа
«Показатели социального развития ребенка и современные требования дошкольного образования»

Показатели социального развития ребенка

и современные требования дошкольного образования

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.

Извлечение из ФГОС ДО

Социальное развитие ребенка-дошкольника – это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То есть, с одной стороны, это процесс усвоения социокультурного опыта в форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме. А с другой стороны – это процесс развития сущностного Я ребенка, его индивидуальности и неповторимости, определенной независимости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом своей потребности другого человека.

Социальное развитие воспитанника осваивается с учетом следующих социальных доминант:

У ребенка формируется уверенность в своих возможностях (ребенок нужен окружающим, его любят) ;

Развивается чувство собственного достоинства и свободы (ребенок выбирает
друзей, деятельность, у него есть личные вещи)
;

Воспитывается позитивное восприятие и отношение к окружающим
(терпимость, уважение к сверстникам, интерес к ценностям
сотрудничества, ответственность за данное слово, за свое дело, за другого человека );

Развивается понимание окружающих (их эмоционального состояния, потребность в сопереживании ).

В ФГОС дошкольного образования четко прописаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:

1) создание условий непосредственного общения с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям (обеспечение эмоционального благополучия);

2) создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; принятия решений, выражения своих чувств и мыслей; поддержка детской инициативы и самостоятельности (поддержка индивидуальности и инициативы );

3) создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками (установление правил взаимодействия в разных ситуациях).

Педагогические ориентиры социального развития ребенка в ДОУ:

Педагог формирует у ребенка чувство собственного достоинства, уверенность в своих возможностях;

Педагог развивает, стимулирует позитивное отношение ребенка к
окружающим;

Педагог воспитывает у ребенка социальные навыки и формирует
социальную компетентность.

Согласно данным исследований отечественных педагогов-психологов Смирновой Е.О.. Стеркиной Р.Б. Щетининой А.М. уровень социализации ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения целесообразно определить с помощью специальных показателей. Показатели благополучного социального развития ребенка вы видите на экране.

Показатели благополучного социального развития ребенка:

- эмоционально откликается на переживания другого;

- эмоционально благополучен;

- проявляет уверенность в себе, самостоятелен, активен, инициативен;

- владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;

- главным образом положительно оценивает и принимает других;

- принимаем группой, т.е. имеет положительный социальный статус;

- владеет способами социокультурного поведения и общения;

- достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных особенностей);

- социально готов к школе и др.

Как вы видите, измерить уровень социального развития ребенка воспитателю в условиях детского сада можно и нужно.

Предлагаю вашему вниманию учебно-методическое пособие «Диагностика социального развития ребенка», автор Щетинина Альбина Михайловна Данное пособие содержит систематизированные по отдельным направлениям методики изучения особенностей социального развития ребенка дошкольного возраста.

Предлагаю вам рассмотреть уровень сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (автор А.М.Щетинина):

- умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми;

- сочувствует другому, когда кто-нибудь огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть;

- доброжелателен по отношению к другим;

- пытается решить конфликты сам;

- оказывает помощь другому;

- согласовывает свои действия с действиями других;

- сдерживает свои негативные проявлении

- подчиняет свои интересы интересам других детей

- уступает другому

- принимает социальные нормы и правила поведения и следует им

Уважаемые коллеги! Всегда ли ответственно мы относимся к проведению педагогической диагностики? А ведь на основании полученных результатов можно определить ряд задач развития у ребенка определенных качеств и адекватных им способов педагогического воздействия.

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 5 минут

А А

Последнее обновление статьи: 02.06.2018

Социокультурное развитие касается взаимодействия маленьких воспитанников со всеми, кто заинтересован в их благополучии. Старшие передают младшим знания и накопленный опыт, чтобы помочь понять особенности поведения, принятые в социуме. Важно, чтобы они приняли культурные ценности, нормы, установки, требующиеся для успешной адаптации.

Уже в детстве у воспитанников проявляются индивидуальные особенности и возможности. Этот период требует особенного внимания, когда нужно развивать способности ребенка. Он легко овладевает теоретическими знаниями и практическими способами существования в окружающей среде.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста происходит при активном участии взрослых. Они направляют деятельность, контролируя ее, чтобы в будущем вырос гражданин своей страны, готовый совершать поступки и делать добрые дела.

Особенности социального развития детей

Социализация подразумевает формирование первоначальной культурной базы. Общаясь, малыш учится жизни, подчиняясь правилам. Теперь ему понадобится учитывать не только свои желания, но и интересы другого ребенка.
Окружающая среда способна повлиять на развивающуюся личность. В ней осуществляется воспитание, и закладываются основы поведения. Это понятие включает в себя не просто картину мира с домашними вещами, дорогами, деревьями, машинами. Нельзя не учитывать людей, находящихся в постоянном взаимодействии. Нормы поведения, принятые в обществе, необходимо начинать усваивать с детства.

Влияние взрослых на воспитание малыша очевидно. Дети с интересом наблюдают за действиями людей. Каждое знакомство привносит в жизнь ребенка элемент новизны. Взрослые формируют его личность, воздействуя на него прямо или косвенно, для которого выступают в роли образцов для подражания. Родственники в семье демонстрируют свои знания, показывают наглядно, как обращаться с вещами и относиться к людям.

Задача ребенка унаследовать то, что он видит, скопировать для себя . Усвоенные нормы поведения позволят ему успешно контактировать с другими детьми. Положительный опыт общения влияет на эмоциональное благополучие малышей. Дошкольный период – время, когда начинает формироваться личность. Воспитание – процесс, которому нужно уделять время постоянно. Установки, которые получают дети, и их поведение связаны между собой. Причем необязательно, чтобы эта связь сразу проявлялась отчетливо.

Этапы социального развития

Дошкольный возраст можно разделить на три этапа. Каждый период имеет свои особенности.

3 года

Возрастной период, когда малышу требуется общество сверстников. Для ребенка, посещающего детский сад, созданы подходящие условия для адаптации. Ему приходится принимать нормы поведения, чтобы его сверстники захотели с ним играть. В адаптационный период маленьким детям требуется помощь со стороны взрослых. Эмоциональное состояние малышей в коммуникативной среде будет проявляться адекватно, если они чувствуют поддержку и одобрение.


Родитель или воспитатель должен вовремя подсказать своему подопечному, что делать в той или иной ситуации. Малыш должен понимать, что такое плохо. Ему необходимо знать, можно ли, не спросив разрешения, брать чужую игрушку, хорошо ли делиться с другими, почему нельзя обижать сверстников, стоит ли прислушиваться к старшим. Кроме того, существуют еще правила поведения за столом.

От четырех до пяти лет

Возрастной период отличается от предыдущего. Ребенка начинают интересовать ответы на многочисленные вопросы обо всем. Чтобы на них ответить, нередко взрослым людям приходится поломать голову. Общая характеристика – это период первого детства. Эмоциональное общение дошкольника становится богаче, оно направлено на познание окружающего мира. Неправильное воспитание закрепляет эгоизм и чрезмерную требовательность к другим .


По мнению американского психолога Арнольда Гезелла, большая часть потока развития проходит в период от одного года до четырех лет. Малыш общается в основном посредством речи. Он ее активно использует, чтобы обменяться информацией и обсудить все, что видит и слышит, с папой или мамой.

От шести до семи лет

Период, когда для коммуникации характерна личностная форма. Теперь ребенка интересует человеческая суть. Необходимо постоянно разъяснять, что происходит . Взрослые должны с пониманием относиться к детям, давать им советы и поддерживать их. Характеристика, данная этому временному отрезку, свидетельствует о его важности в становлении ребенка как личности, потому что начинает формироваться его индивидуальность.

От чего зависит социализация детей

К социальным факторам, влияющих на воспитание малышей, относятся следующие:

  • семья;
  • дошкольное учреждение;
  • окружение;
  • деятельность;
  • передачиифильмыдлядетей;
  • песни, книги;
  • природа.

Это социальная среда детей, в которой они растут и развиваются. Чтобы воспитание было полноценным, требуется гармонично сочетать различные методы.

Средства социального воспитания дошкольников

Период дошкольного возраста – отрезок времени, который является оптимальным для развития моральных и коммуникативных качеств. Ребенок общается со всеми, кто есть в его окружении. Его деятельность постепенно усложняется, он налаживает контакты со сверстниками, чтобы участвовать в игре. Социальное воспитание сводится к созданию педагогических условий, позволяющих всесторонне развивать личность человека. Духовная и ценностная ориентация маленького индивида должна быть позитивной.

Средствами для социального воспитания служат:

  • игровая деятельность;
  • общение;
  • организация бесед на разные темы;
  • обсуждение поступков детей;
  • упражнения для развития речи и расширения кругозора;
  • чтение.

Основным видом деятельности в этом возрасте считаются сюжетно-ролевые игры . Играя, малыш перенимает необходимые модели поведения. Он выполняет определенные действия, проигрывая конкретную жизненную ситуацию. Ему интересно, как люди строят свои отношения, он начинает задумываться над смыслом трудовой деятельности взрослых. В играх малыши стараются точно имитировать приемы поведения, увиденные в реальной жизни или кино. Игры-ситуации позволяют побыть в роли мамы или папы, официанта или бизнесмена.

Становление социальной сущности человека возможно только в обществе. А.Н. Острогорский отмечает, что игра позволяет детям перерабатывать впечатления и знания из окружающего мира. Такая деятельность для них является ценной социальной практикой.

Исследования, проведенные В.П. Залогиной, Р.И. Жуковской и другими, доказали, что ролевые игры социальны по мотивам, функциям и структуре. Роль игры на воспитание в дошкольном возрасте существенна.

Как помочь ребенку развить социальные навыки

Социальная ситуация развития дошкольника способствует становлению гармоничной личности. Характеристика периода – значительная самостоятельность в общении.

Положительное эмоциональное состояние находит отражение в манерах и правилах поведения, которых ребенок старается придерживаться. Необходимо научить воспитанника сочувствовать людям и помогать им.

Действенную помощь могут оказать следующие советы:

  1. Разговаривайте с детьми. Общение позволяет установить контакт с малышом, и его речь будет быстрее развиваться.
  2. Научите детей быть внимательными по отношению к окружающим. Если ребенок вырастет эгоистом, ему сложно будет понять, что у других так же имеются собственные потребности и желания.
  3. Воспитывая свое чадо, проявляйте любовь и ласку. Не следует грубо кричать на малыша. Настаивайте на своей позиции, но говорите спокойно, не повышая голоса.
  4. Учите бережному обращению с материальными ценностями. Если он взял игрушку у своего друга, то ломать ее нельзя.
  5. Приучайте делиться своими игрушками. Это позволит ему быстро находить новых друзей.
  6. Создайте для малыша круг общения. Когда к ребенку приходят друзья, он сможет быстрее закрепить принятые в обществе модели поведения. Играть со сверстниками он может дома, в детском саду или во дворе.
  7. Хвалите детей, если они хорошо себя ведут. Когда малыш улыбается и слушается, его нужно похвалить.
  8. Поощряйте внимательное отношение к людям. Учите воспитанника азам нравственности на примерах жизненных ситуаций.

Если для малышей создавать благоприятные условия для развития и раскрыть их творческий потенциал, то социальное развитие дошкольников будет правильным.