Духовно нравственное воспитание молодежи и подростков. Курсовая работа духовно-нравственное воспитание молодежи

17.10.2019

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис, которому более всего подвержено молодое поколение россиян. Наиболее существенными стали проблемы культурно-нравственного воспитания - это рост негативных тенденций среди молодых людей, увеличение количества наркоманов, юных алкоголиков, беспризорников, это отклонение от норм в поведении - девиантное поведение, и появиться оно может у каждого второго молодого жителя нашей страны. Если не работать с молодым человеком, девиантное поведение может поспособствовать появлению какой-нибудь деструктивной группы, представляющей криминогенный характер и угрозу для всего общего. Агрессивное поведение у подростков стремительно растет: даже девочки сейчас дерутся и снимают проявления совей агрессии и ненависти друг к другу на камеру, выкладывая видео в Интернете. Резко возросло число несовершеннолетних матерей, число абортов в настоящее время составляет на 3 не рожденных ребенка 2 аборта. Наша страна занимает первые места по количеству абортов. Утеряны ценностные ориентиры молодежи, уважение к позитивному опыту старших, их отношению к труду, семье, близким и неблизким людям. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. К сожалению, наше государство лишилось официальной идеологии, общество - морали и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, а в первую очередь - детскому и молодежному, во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В 2006 году в своих социологических исследованиях Антонова Л. И. и Цветкова Н. А. сделали следующий вывод: «Это, безусловно, связано с тем, что в 52% семей родители и представители более старших поколений либо совсем не придерживаются народных традиций и обычаев (более 5%), либо следуют традициям непостоянно (47%). Всё это приводит к тому, что большинство школьников (58,3%) убеждены, что в своей будущей семейной жизни им не обязательно следовать обычаям и традициям своего народа». А почему все это происходит у нас в стране? А потому все происходит, что Россия вступила в период духовно-нравственного кризиса, нет одной общей идеологии, поэтому молодежь между собой разобщена, каждый пытается что-то доказать, но ничего не выходит. В современной молодежи не посеяно зерно старых православных традиций, которые должны выходить из традиций семейного воспитания, все это стерто и только сейчас начинает зарождаться по-новому. Поэтому и нужно нашей молодежи прививать чувство уважения к родителям и их предкам, почитая и возрождая их традиции для того, чтобы они стали «нашими», современными.

Духовно-нравственный кризис порождает опасные с точки зрения морали явления в политике, экономике и социальной сфере страны. Оставлять без изменения духовно-нравственное состояния общества более невозможно, если речь идет о продуктивном осуществлении социально-экономических реформ.

На наш взгляд, в преодолении социального и духовного кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной нравственной культуры. С этой целью необходимо возрождать самобытную российскую цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры.

Если затронуть сравнить механизм воспитания в стиле народных России и, к примеру, Китая, то можно сказать, что сегодня Китай - это страна, соединившее в себе старое и новое, древность и современность, молодое и отжившее. В настоящее время очень сильно проявляется интерес к традициям и обычаям этого государства.

Традиции прошлого и современность наиболее контрастно проявляются в жизни китайской семьи, особенно в отдаленных сельских районах. Согласно старым суеверным взглядам китайцев, чтобы обеспечить себе спокойное существование, глава семьи должен заботится о непрерывности своего рода. Ему необходимо иметь сына, желательно при жизни видеть его женатым и даже имеющим своих детей, а если возможно, то и правнуков. .

Эта традиция в почете молодых людей и сейчас, отчетливо видно, что молодежь Китая ценит традиции предков и поныне. Видно, что система воспитания молодого поколения в Китае сегодня является эффективной и пользуется авторитетом предков молодых китайцев.

Если провести прямую параллель от современной молодежи Китая и российской молодежи, то можно сказать, что наша молодежь совсем не помнит, и может быть даже не знает и не хочет знать историю исконно русских народных традиций, и более того, смеется над тем, что знают. Об этом нам постоянно нужно разговаривать с молодыми людьми, мотивируя их на почитание русских традициях и связывая их с жизнью.

Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него таких качеств:

В России воспитание традиционно содействовало духовному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления как религиозной, идеологической, так и научной, художественной, бытовой. Это давало русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия мира и своего места в нем.

Проблемы духовного и нравственного развития молодежи не могут быть решены вне общего процесса духовного и нравственного развития россиян. Утеря престижа страны как мировой державы, утрата преимущества в ряде областей науки, техники, искусства, разрушение культурных и исторических ценностей народа России продолжали неблагоприятно сказываться на патриотических ориентациях молодежи. Но период широкого распространения в молодежной среде негативного отношения к своей стране, ее историческому прошлому, пренебрежения патриотическими ценностями и чувствами завершается. Среди молодых россиян постепенно формируется более взвешенный подход к оценке, как прошлого России, так и ее перспектив. Большинство молодежи связывает свое будущее с Родиной, не намерено эмигрировать .

Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной нравственной культуры. Вполне возможно, что традиционный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры и экспортированной с запада цивилизованной модели. Пожалуй, для России не нашелся еще другой способ, с помощью которого можно выйти из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры

Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для духовного возрождения России, возвращения поколению XXI века православной веры, свободы, семьи, родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.

Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

Нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

Нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

Нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

Нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В России воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.

На сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственного воспитания на традиционной православной основе. Пожалуй, главнейшими являются:

1. Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного воспитания, а также четко структурологического учебного курса.

2. Неподготовленность, как мотивационная, эмоциональная, так и интеллектуальная, большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры.

3. Разрушение и кризис в семье. Крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка. Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Как следствие - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

4. Отсутствие согласованности влияния на духовно- нравственное воспитание детей и молодежи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, православной церкви, государственных и общественных структур.

5. Кадровая проблема. Недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания на традиционной основе.

6. Экономическая проблема. В то время как огромные деньги тратятся на внедрение различных программ либерального характера, нет средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукции по традиционному духовно-нравственному воспитанию.

7. Управленческая проблема. До сих пор нет цельной программы по духовно-нравственному воспитанию в масштабах страны или региона, не сформулированы четкие цели и задачи, не обозначены приоритеты, отсутствуют соответствующие органы управления.

Зыбрева В.Н.
ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»
Научный руководитель: Чухин Степан Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»

В мире испокон веков существует одна простая истина: «за молодежью будущее человечества», а поскольку молодежь это люди от 16 до 30 лет это значит, что проблемы молодого поколения это общечеловеческие проблемы. Многие представления современной молодежи в некоторых вещах и вопросах удивляют и шокируют старшее поколение. Это касается, прежде всего, уровня культуры, правил поведения в обществе, правил этикета, отсюда возникает вопрос и старшего поколения, почему неизвестны такие простые истины и как можно этого не знать?

Души современной молодежи разорены, опустошены и извращены. Как же можно объяснить столь стремительную деградацию духовной сферы человека, особенно в последние десятилетие.

Сегодня актуальной является проблема духовно-нравственного воспитания молодежи, так как в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.

Какова же сущность основных понятий и факторы развития духовно-нравственного воспитания.

Очень часто в повседневной жизни мы используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность» .

В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д.

В школьном учебнике по основам обществознания духовность трактуется как: «внутренний мир человека, проявляющийся в широте миропонимания, изяществе души, высоком сознании справедливости, милосердии и доброте к окружающим» .

Духовность проявляется в уважении общечеловеческих ценностей, стремлении к полезным делам. Человек, уважающий нормы нравственности, придерживается определенных духовных ценностей и целей. В его действиях наблюдаются честность, доброжелательность, милосердие.

Духовность приходит к человеку через литературу, искусство, народную мудрость, обычаи, культурные традиции, науку и образование. Духовно богатый человек всегда выделяется даже в повседневной жизни. Стремление к духовным ценностям помогает любому человеку легко преодолеть жизненные преграды, жить в гармонии с обществом и природой.

Культура как совокупность и единство различных ценностей ведет людей к духовной свободе. Духовные ценности наполняют смыслом жизни каждого, открывают дорогу в будущее. Общество, которое ценит духовность, ожидает большое будущее.

Нравственный облик общества определяется уровнем духовности всех его членов. Эта истина была известна еще в древности и не утратила своей актуальности и в настоящее время.

Духовная культура человека проявляется в его отношениях с другими людьми, воспитании, в поведении. Высокие нравственные качества человека - основа духовности. Духовное развитие отдельного человека тесно связано с сознанием народа, политической активностью. С развитием общества изменяются социальный состав различных групп, сферы их деятельности. Культурный человек может сформироваться только в таком обществе, где есть источники духовности. Только человек с богатым духовным миром может внести вклад в развитие культуры.

Язык - духовное богатство, требующее наиболее внимательного отношения. Роль языка в культуре очень велика. Современная молодежь всегда должна помнить об этом. Долг каждого человека - в совершенстве знать родной язык, уважительно относиться к другим языкам .

Если судить о понятии «нравственность», то по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, она представляет собой «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» . Как видно, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные, но нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества.

В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев связывают духовность и нравственность. «Говоря о духовности, - пишут исследователи, - мы имеем ввиду, прежде всего, его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты... Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека» .

Воспитание и развитие у современной молодежи нравственности и высокой культуры является самой важной задачей в процессе становления личности. «…Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров», - Альберт Лиханов.

Интеллигентность как показатель нравственной и социальной зрелости человека проявляется в его образовании и культуре, честности и порядочности, неравнодушии к боли и страданиям окружающих. Подлинную российскую интеллигенцию всегда отличало высокое сознание гражданского долга и гражданского достоинства, ответственности перед народом и высокая личная культура человека.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Исмаилова Регина,

Украинец Ольга студентки 2 курса

факультета экономики и технологии

ГБОУ СПО города Москвы

Политехнический колледж № 31

Научный руководитель:

Гончарова Олеся Леонидовна,

кандидат педагогических наук

ГБОУ СПО города Москвы

Политехнический колледж № 31

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

К.Д. Ушинский

Духовно-нравственное воспитание молодежи является актуальной проблемой не только для образования и науки, но и для общества в целом. Культурное развитие общества зависит в первую очередь от того воспитания, которое получает сегодняшняя молодежь. Нельзя сказать, что до настоящего времени эта проблема не ставилась, однако сейчас ее актуальность растет с каждым днем.

П. И. Ковалевский писал: «В деле воспитания юношества мы должны строжайше руководствоваться особенностями и основными качествами нашей нации: поощрять то, что мы в ней находим ценного и достойного дальнейшей культивировки, и бороться и уничтожать то, что является в нации неудовлетворительным, недостаточным, бесполезным и вредным. Воспитывать - значит внедрить в человека известные душевные качества, как питать, напитать - значит ввести в организм и его питательные соки - физические, материальные вещества. Воспитывать в национальном духе - значит внедрить в человека такие душевные, духовные и даже физические свойства, кои присущи и свойственны и той и другой народности. Воспитание должно соответствовать истории, характеру и особенностям данной народности» .

Необходимо отметить, что процесс воспитания длителен, непрерывен и направлен на будущее. Успех в воспитании достигается большим трудом, требует огромных усилий, терпения. Результатом воспитания должна стать воспитанность личности, которая предполагает не просто знание норм поведения, не соблюдение этих норм с целью награды или ухода от наказания, а невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действий и поступков. О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям, таким как: внешний вид, речь, манера поведения в целом, характерные отдельные поступки, ценностные ориентации, отношение к деятельности, окружающим людям. Так же, процесс воспитания должен привести личность к необходимости и потребности в самовоспитании - сознательной и целенаправленной деятельности по формированию у себя определенных социально значимых качеств и преодолению негативных. Самовоспитание связано с наличием у личности знания о себе, своих возможностях, самосознания поставленных целей, личностных ценностей, что формируется в процессе воспитания.

Вот что писал о воспитанных людях А.П. Чехов: воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…

Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!..

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon`e, известность по портерным…

Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой…

Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу .

Духовно-нравственное воспитание молодежи предусматривает формирование ценностного отношения к собственной жизни, к Родине, религии, вере, общественной системе и государству, к труду и готовности к трудовой деятельности, к окружающим людям, гражданско-патриотических чувств, нравственной культуры, опыта общественного поведения, соответствующего гуманистическим нравственным нормам.

В духовном воспитании на первом месте должны стоять наша Православная религия, во всех ее разветвлениях. Православная религия есть то начало, которое объединяет нас, русских, в одно нераздельное целое и отделяет от западных народов .

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал: «грехов наших неисчислимое множество, понятия наши о духовной жизни, христианском миропонимании чрезвычайно малы. Аптека же с духовными лекарствами против недугов наших греховных неисчерпаемо богата в духовной лечебнице Матери-Церкви!» .

И. А. Ильин подчеркивал, что «все, что воспитывает духовный характер - все хорошо для России, все должно быть принято, творчески продумано, утверждено, насаждено и поддержано. И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвернуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами. В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания, - ни в народной школе, ни в гимназиях, ни профессиональных училищах, ни университете» .

В нравственном воспитании происходит развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям, честности, терпимости, скромности и деликатности, организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

Главную роль в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи играет социальная, политическая, духовная сфера жизнедеятельности общества, т.е. семья, государство, образование, наука и религия.

Таким образом, одним из важнейших условий культурного развития современного общества является духовно-нравственное воспитание молодежи, которое комплексно должно осуществляться семьей, государством, образованием, наукой и религией.

Список используемой литературы

  1. Опыт построения исповеди. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Свято-Успенский монастырь. М.: «Отчий дом», 2008.
  2. Стрижев А.Н. Школа православного воспитания, Поломникъ, 1999.
  3. Чехов А.П. Сборник сочинений. В 12-ти т. Т. 11. - М., 1956. - С. 83-84.

Министерство образования и науки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Кафедра социологии и политологии

Контрольно-курсовая работа по
социологии духовной жизни
на тему: «Духовно-нравственное воспитание молодежи»

Выполнил:_____________________ ___________________Студент гр. 820481 Ануфриева А. Н.
Проверил:_____________________ ____________________ канд. филос. наук, доц. Хавронюк Т.А.

Тула 2011
Введение
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления? доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи очевидна. За молодежью будущее всего человечества, а значит, проблемы молодежи необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы.
Объект: духовно-нравственное воспитание.
Предмет: духовно-нравственное воспитание молодежи.
Цель: изучить особенности влияния на духовно-нравственное воспитание молодежи.
Задачи:
- изучить особенности и проблемы душевно-нравственного воспитания;
- изучить роль семьи в душевно- нравственном воспитании;
- актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе;
- изучить роль церкви и православной литературы на духовно- нравственное воспитание молодежи.
Содержание
Введение

1.1. Сущность и проблемы
1.2. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании личности

2.1. Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе
2.2. Роль церкви в духовно-нравственном воспитании молодежи
2.3. Роль православной литературы в духовно-нравственном воспитании молодежи
Заключение
Список литературы

1.Душевно-нравственное воспитание
1.1. Сущность и проблемы
Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности.
С одной стороны, духовный кризис – глобальное явление, которое связывают с преобладающим характером цивилизационного развития человечества. Современное постиндустриальное общество, ориентированное на максимальное потребление материальных благ и преобразование окружающего мира для более полного их удовлетворения, породило особый тип технократической личности – «кибернетического человека» (Э.Фромм), интеллектуально развитого и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры. Последствия данного явления отчетливо проявляются в системе социальных, межличностных отношений, в экологическом кризисе, который является ярким показателем духовной ограниченности современного технократа, зачастую лишенного чувства ответственности и осознания своего человеческого долга перед окружающим миром.
С другой стороны, духовный кризис, характеризующийся бездуховностью и безнравственностью – явление отечественное, которое особенно стало явным, начиная с 90-х гг. XX века. Это связано не только с реалиями социальной жизни, но прежде всего с утратой прежних основ и ценностей воспитания, порожденной долгими годами идеологической неопределенности и аксиологическим кризисом.
Безусловно, поиск тех идеалов и ориентиров, которые служили бы основой воспитания, осуществлялся на протяжении всех этих лет. Неоднократно проводились различные конференции и семинары, где обсуждались проблемы духовно-нравственного воспитания, существовало множество различных программ духовно-нравственного воспитания. В 90-е годы в данный процесс активно включились различные религиозные конфессии (например, американская международная школьная программа «Христианская мораль и этика – основа общества», 1992 г.). Радует то, что сегодня, во-первых, эта проблема перестала быть делом небольшой группы энтузиастов, что формирование духовно-нравственной культуры подрастающего поколения стало одним из приоритетов государственной образовательной политики. Во-вторых, эта проблема перестает быть преимущественно делом различных, подчас чуждых нам конфессий и деструктивных сект. Обнадеживает, что ее разрешение осуществляется в сотрудничестве, объединении усилий государства, общественности, системы образования и православной церкви.
Изначально сущность, основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе. Разложив воспитание на отдельные составляющие (интеллектуальное, эстетическое, нравственное, трудовое, физическое и т.д.), педагогическая наука сослужила плохую службу педагогу-практику, побудив его поверить в возможность формирования и развития человека «по частям», в то время как целостность человека и проявление его человеческой сущности в любых видах деятельности возможны только на основе становления его целостного духовного мира. 1
В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? И почему мы настаиваем на единстве духовного и нравственного, а не обращаемся к одному из этих понятий?
Существуют разные точки зрения на этот счет. Одна из них заключается в том, что в их объединении проявляется стремление соединить религиозное и светское понимание духовности (духовность – понятие религиозное, нравственность – светское). По мнению А. Лихачева, «в наше время, когда говорят о смысловых, идейных исканиях отдельного человека или целого культурного течения, но при этом желают подчеркнуть их автономность от религиозной сферы, термины "духовный" и "нравственный" зачастую соединяют, образуя новое слово: духовно-нравственный. ... Речь в подобных случаях идет все о том же поиске Истины и Смысла, который осуществляется и в религии, но при этом с опорой на интуитивный поиск самого человека, его совести, а не на то или иное религиозное учение или Откровение» 2 .
Согласно другой точки зрения, нравственность распространяется на повседневную жизнь, а духовность – на жизнь в ее высшем качестве – бытии человека. Но думается, что причины здесь более глубокие. Надо, прежде всего разобраться, что такое духовность и нравственность? И всегда ли духовное воспитание может быть нравственным, а нравственное – духовным?
Духовность, на наш взгляд, – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение, тончайший воздух, дыхание. 3
Второе понятие, важное для осознания сущности духовного воспитания, – «духовная жизнь», или «духовное бытие» человека. «Духовность» и «духовное бытие» – взаимопроникающие, но не синонимичные понятия. Духовное бытие личности проявляет ее духовность, а духовность выступает основой и результатом ее духовного бытия.
Если религиозная традиция чаще всего рассматривает духовное бытие как трансцендентный выход человека за пределы своей реальной жизни, то светская включает в нее всю сферу духовно-практической жизнедеятельности личности: поиск и обретение смысла жизни, своего призвания; духовное самосовершенствование и обогащение внутреннего мира посредством приобщения к культуре, духовного общения между людьми; духовно-практическую деятельность, направленную на служение и помощь окружающим.
Было бы неоправданно сводить процесс становления человека как существа духовного лишь к способности совершенствовать свою духовную сущность на основе выхода за пределы собственного «я» и подготовки к иной, высшей цели своего бытия. Духовные искания могут привести человека как к просветлению, к совершенствованию своей человеческой природы, так и разрушению, фанатизму, отвержению всего человеческого, нарушению нравственных связей с близкими и другими людьми. Не случайно говорят о двойственном характере духовного становления, о светлой и темной духовности.
По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.
Анализируя различные философские подходы к определению сущности человека, Г. Федотов пишет: «Сам человек становится предметом отрицания, унижения, подавления в передовых явлениях современной культуры. Он подавляется во имя мира идеального (кантианство) и мира социального (марксизм, фашизм), ради духа и ради материи, во имя Бога и во имя зверя. Свободно и окружено почетом тело, освобождается, хотя и в очень ограниченной степени, и дух; гибнет только душа. Но это «только»! Телесный человек живет звериной жизнью, духовный – ангельской. Лишь душевный остается человеком... Духовность, оторванная от разума и чувства, бессильна найти критерий святости: смотря на многих современных "духоносцев", трудно решить, от Бога они или от дьявола? Внеэтическая духовность и есть самая страшная форма демонизма». 4 Человек реализует себя как личность, лишь развивая в себе душевную духовность: способность к состраданию и сопереживанию, чуткость и отзывчивость, совестливость, готовность прийти на помощь другому человеку, ответственность за все, что совершается вокруг него.
Необходимо отметить, что, в отличие от некоторых других религиозных мировоззрений, православие выступает во многом как бытийное, реально-практическое педагогическое мировоззрение и рассматривает духовность не как отвлеченное, но как реально-практическое свойство человека, проявляющееся во внимательном, глубоком, уважительном отношении к жизни другого человека, к собственной жизни как к внутреннему подвигу.
Понимание Другого, взаимодействие с Другим рассматривается в качестве сущностных характеристик духовного воспитания как в светской, так и в православной педагогике, где постоянно подчеркивается направленность человеческого бытия на благо ближнего и на приближение к Богу как абсолютно значимому Другому. Итак, истинно духовное воспитание всегда нравственно ориентировано. 5
Рассмотрим сущность и специфику нравственного воспитания. Можно ли утверждать, что нравственное воспитание – это всегда духовное воспитание личности?
Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Нравственное сознание личности может находиться на разном уровне развития. В частности, нравственным считается человек, который руководствуется принципами «общественного договора» или Золотым правилом нравственности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой». На наш взгляд, духовные истоки нравственности лежат не в прагматичной сфере «общественного договора», а в сфере любви к человеку и Богу, благоговения перед жизнью и другими высшими ценностями, боязни разрушить свою человеческую сущность и целостность, погубить свою душу.
К сожалению, традиционная система воспитания (в том числе этического образования) ориентирована на сообщение нравственных знаний, внедрение в сознание ребенка определенной системы норм и принципов, а не на развитие его духовно-нравственного сознания и самосознания. В современных условиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а новые еще не выработаны, размыты, особенно актуальным становится формирование у подрастающего поколения способности к нравственному выбору, базирующейся на высоком уровне духовного развития личности.
Итак, «духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни (И.-Г. Песталоцци). Оно, – по мнению Т.И. Петраковой, –представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира». Мы бы скорректировали это определение: не воздействие, а целенаправленное создание условий для становления духовно-нравственной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому стремится педагог. 6
Решение задач духовно-нравственного воспитания современной системой образования связано с разрешением целого ряда проблем, среди которых наиболее важными, на наш взгляд, являются следующие.
Проблема первая связана с подготовкой учителя, способного стать духовным наставником личности. Существует философский принцип: подобное создается подобным – нравственность воспитанника формируется нравственностью воспитателя, духовность – духовностью. В состоянии ли современный учитель с его достаточно прагматичным мировосприятием и мышлением, зачастую столь же бездуховный, выполнить ту высокую миссию, которая перед ним ставится? Очевидно, не случайно государство обратилось к церкви, поскольку в ней мы можем найти подлинно духовных наставников юношества. Но, как отмечает протоирей о. Виктор Дорофеев в своей публикации в Интернете, реально священники не могут участвовать в этом процессе. Кто реально это может делать, так это преподаватели общеобразовательных школ. Необходима подготовка педагогов, способных вести курсы «Православная культура» и «Основы нравственности». Однако возникает опасность сведения данной подготовки к научению педагога, в то время как необходимо его воспитание, преобразование собственного духовного мира.
Как отмечается в аннотации к журналу «Духовно-нравственное воспитание», педагог должен осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказывать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении; – глубже понять себя, свое предназначение – в семье, роде, профессии, Отечестве; – найти путь к своему подлинному «я»; – жить, следуя своей природе; – различать пласты человеческой жизни – физический, душевный, духовный, помочь в этом своим ученикам; – внутренне приобщиться к национальной духовной традиции – религии, фольклору, архитектуре, искусству, литературе, философии; – осознать серьезность и неповторимость каждого дня и всякого дела; – обрести реальную радость бытия. Согласитесь, что это сложная задача, и не все смогут с ней справиться.
Введение в стандарт образовательной области «духовно-нравственная культура», с одной стороны, важный шаг, с другой – возникает возможность формализма и очередного начетничества в реализации этого прекрасного замысла (так, лишь 10 % студентов считают, что уроки литературы, призванные быть, по выражению А. Твардовского, «уроками нравственного прозрения личности», были для них в школе таковыми). Необходимо отчетливо понимать, что решение задач духовно- нравственного воспитания требует преобразования педагогической реальности на всех ее уровнях – не только процесса обучения, но и системы воспитательной работы школы, тех отношений, которые в ней существуют, семейной обстановки и т.д., то есть создания в школе и вокруг нее культуросообразной среды.
Проблема вторая касается содержания духовно-нравственного воспитания. Традиционно в качестве содержания рассматривают систему ценностей, присвоение которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На наш взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия:
· опыт переживания высоких духовных состояний;
· опыт осознания своей внутренней духовной реальности и понимания самоценности духовного мира другого человека;
· опыт определения воспитанником актуальных для него смысложизненных и нравственных проблем;
· опыт индивидуального и совместного смыслопорождения, смыслообразования и смыслостроительства:
· опыт разрешения нравственных проблем;
· опыт содержательного, духовного общения;
· опыт определения и реализации своих ценностных приоритетов в искусстве, в духовно-практической деятельности (творчество, общение, помощь людям, социальное служение, благотворительность, добровольчество, волонтерство и т.д.)
Безусловно, приобретение данного опыта невозможно без освоения и соотнесения его с духовным опытом человека и человечества, воплощенного в образцах – нравственных и духовных ценностях, нормах и традициях, жизнеописаниях и биографиях их носителей.
Проблема третья связана со способами (методами и формами) духовно-нравственного воспитания, поскольку ценности человека – это то, что труднее всего поддается простой трансляции, передаче от их носителей-воспитателей воспитанникам. Логика постижения культуры отличается от логики «наукоучения». 7

1.2. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании личности

Семья есть основа всякого общества и государства, и значение семьи справедливо сравнивают с ячейкой пчелиных сот в улье: каждый улей с царицей, или маткой, во главе подобен государству, каждый отдельный пласт сот подобен целям обществам селений и городов, а каждая ячейка подобна семье. Если ячейки здоровы, имеют достаточный запас питания, то и весь улей, значит, силен и благополучен; так и в государстве: все зависит от духовного и материального благосостояния отдельных семей.
Отсюда понятно, какое важное значение имеет правильное воспитание, или постановка всей семейной жизни в обществе.
Доброе воспитание есть самое ценное, самое великое сокровище, которое могут и должны дать родители своим детям: глупому, невоспитанному ребенку не впрок и богатство.
Перед родителями должны стоять две задачи: самим стать носителями духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям, и создание и непрерывное поддерживание в семье такой атмосферы, в которой формировалось и закреплялось изначальное стремление ребенка к добру.
Необходимость решения этих задач отмечена И.Н.Мошковой: «Дело в том, что мы все хотим воспитать в ребенке то, чего сами не имеем; мы требуем от него соблюдения правил, которых сами не выполняем; мы ожидаем от него спокойного и уравновешенного поведения, в то время как сами постоянно говорим на повышенных тонах, проявляем нетерпеливость и агрессивность». И в подтверждение этого звучат слова А.С.Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение».
Что же сейчас мешает современной семье вести духовно-нравственное воспитание своих детей? Кто виноват в духовной черствости общества? Почему личный успех, погоня за удовольствиями и финансовым благополучием в нашей стране становятся очень важными и не это ли начало всех бед?
Мы должны задуматься о будущем нашей страны, наших детях, вернуться к истокам, обратиться к тому лучшему, что было и есть в нашей культуре. И начать нужно с укрепления семьи, семейных традиций. Только семья сможет воспитать человека ответственного, способного противостоять ложным ценностям. Только в любви и согласии, в домашнем тепле и уюте сможет зародиться наше будущее.
Воспитать в человеке Человека – конечная цель семьи. Идея воспитания во все времена была связана с мыслью о том, чтобы человек становился лучше. Родители хотят видеть своих детей воспитанными, культурными, добрыми, мужественными, ответственными, справедливыми, зрелыми. При этом совершают ужасную ошибку: «наполняют» детей установками, правилами, знаниями, заботятся только о развитии ума, забывая о детской душе. И совсем забывают о том, что намного нужнее ребенку – учить видеть и замечать жизнь вокруг себя. В этом и заложен глубочайший смысл и важнейшая проблема воспитания.
Родителям не обязательно «влезать» в душу ребенка, достаточно «впускать» его в свою, позволять наблюдать её движения, делиться своими переживаниями, иметь переживания «общие», и тогда семейное воспитание обретет правильное направление. Именно в такой семье воспитываются нравственно красивые, духовно богатые люди, умеющие быть терпимыми, прощать и понимать близкого человека, любящие родных, почитающие стариков.
С детских лет ребенок должен осознавать свою принадлежность к семье, к конкретному роду, вбирать в себя черты, ценности и смыслы семьи, рода, унаследовать богатый опыт, всё то лучшее и интересное, что есть в каждой семье. Надо учить это видеть! Семейные фотоальбомы, душевные воспоминания о предках, истории и легенды семьи, реликвии, передающиеся из поколения в поколение, письма, знание родословной, трудовые династии, семейные традиции, родовой дом, сад, в котором растут деревья нескольких поколений – это главные составляющие семейного воспитания. А еще ребенку необходимо ежедневно видеть родительскую заботу о старшем поколении семьи, наблюдать уважение и понимание в семье, постоянно чувствовать тепло и любовь родного человека. И если в семье есть общие увлечения, чувство защищенности, стремления делать друг другу добро, а труд и еда делятся поровну - значит крепка семья, значит не страшны ей любые беды.
Проблема в том, что нашим детям недостает духовного общения, они нуждаются в мудром взрослом, они ждут его взгляда, который примет, поймет и простит. И чем раньше ребенок увидит в родителях наставника, друга, тем легче ему будет познать мир с его светлыми и темными сторонами.
Когда же нужно родителям начать заботиться о воспитании характера и наклонностей своих детей? Ещё с того времени, когда они находятся в утробе матери, ибо доказано и наукой, и усмотрено наблюдательными людьми, что настроение и поведение матери во время плодоношения влияет на склонности ребенка, находящегося в утробе, - особенно во второй период беременности. Нужно всегда помнить, что если родители находятся в тихой, мирной обстановке, переживают во время беременности матери хорошие впечатления, то это тихое светлое настроение ложится в основу характера будущего ребенка. Так поступают благоразумные родители с душой ребенка, подготавливая её к тому времени, когда она начнет уже сознанием воспринимать доброе дело, доброе слово.
Ребенок – губка, впитывающая все, что ему скажут родители, все, что он увидит, на них глядя, наблюдая за их взрослой жизнью. Что передадут ему родители, чему научат, к чему приучат, то и получат в ответ в старости.
Дети добрые – похвала, утешение и награда родителей, а дети злые – их наказание, позор и мучение.
Итак, родителям, чтобы сохранить в ребенке «душу живую», необходимо руководствоваться универсальным дидактическим принципом: в обучении – от знаний через чувства к поступкам; в практической деятельности – от действий через понимание их смысла к сердечному, трепетному отношению к окружающим, семье и своей стране; в общении, сфере чувств – от душевных движений к глубокому осознанию непреходящих ценностей: Веры, Надежды, Любви, Терпения и Милосердия. 8

2. Духовно-нравственное воспитание молодежи
2.1. Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления? доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
«Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого фактора" высокие идеи - все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром... само содержание жизни в обществе... Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы».
У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.
Духовность, нравственность - базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.
Какова же сущность основных понятий и факторы развития духовно-нравственного воспитания.
В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно- педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность».
В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д. 9
Под понятием духовность традиционно обозначалась совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью. В этой связи следует отдельно поговорить о религии как значимой части духовной культуры. Происхождение слова религияи его первоначальное значение до сих пор вызывают споры. Одни считают, что оно связано с понятиями «благочестие, предмет поклонения», другие возводят его к латинскому глаголу «связывать, соединять» (мир людей и мир сверхъестественный). Для каждой традиционной национальной и всей общечеловеческой культуры именно религия является стержневым, культурообразующим фактором. Ее культурообразующая роль заключается в определяющем влиянии на содержание и формы всех сфер бытования культуры: духовной и материальной.
К сожалению, в системе мировосприятия большинства современных людей представление о религии отсутствует. Для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия. В сознании и жизни большинства наших современников она вытеснена в сферу внешних элементов архаичной, в лучшем случае традиционной, социальной культуры. Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к в
и т.д.................

Уссурийский государственный педагогический институт

по педагогике

Тема: Духовно – нравственное воспитание современной молодежи.

Выполнила:

Головня Анастасия Алексеевна

студентка 2-го курса

факультета начальных классов

Г. Уссурийск. 2010.


Введение

2. Роль политической системы

3. Воспитание нравственности и духовности

Заключение


Введение

На мой взгляд, актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи очевидна. За молодежью будущее всего человечества, а значит, проблемы молодежи необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы.

Современные представления молодежи о некоторых вещах не просто удивляют, а подчас даже шокируют (разводы, аборты, взятки- воспринимаются как норма жизни от которой никуда не деться) .Уровень культуры и понятиях об элементарных правилах этикета и приличия вызывает недоумение и справедливо вытекающий отсюда вопрос старшего поколения: как можно этого не знать? (в автобусе надо уступать место старшим).

Души современных подростков разорены, опустошены и извращены. Как же можно объяснить столь стремительную деградацию духовной сферы человека, особенно в последние десятилетие Никандров считает: “Это испытали на себе все страны в переходные периоды, когда одна система ценностей либо сама исчерпала себя, либо насильственно уничтожалась, а другая еще не сформировалась. И чем быстрее и жестче эти изменения вводились, тем больше ощущались потери в области общественной нравственности.” Такой переходный период и произошел в 90-х годах, когда была разрушена государственно-общественная система воспитания детей и молодежи. И именно тогда когда будет четко определенная стратегия духовного воспитания можно будет говорить о формировании наиболее правильного мировоззрения у школьников.

Кто же должен вырабатывать такую стратегию и надо ли ее вырабатывать или можно вернуться к хорошо забытой старой?

Наверное церковь и государство, а также семья.


1. Роль церкви в воспитании молодежи

Многие затрагивая подобную проблему говорят о том что когда-то раньше было лучше, потому - что люди были добрее, воспитаннее и духовно богаче. Если придерживаться этой точки зрения, то можно сказать, что чем дальше человечество уходит от Бога к цивилизации, тем скуднее становится его душа и развратнее мировоззрение. Киселев изложил это так:-“Он “упростил” свою жизнь жилищным комфортом, обилием продовольствия, возможностями современной техники.За все пришлось платить. Приобретая - утрачивать. Утеряны живительная связь с природой и естественные чувства сопричастности, слитности с «нерукотворным» миром, вызывающим восхищение и поклонение гармонии, величию и красоте.”2 К чему же мы придем такими темпами в итоге? Наверное к власти машин в прямом и переносном смысле, потому - что человек утративший способность сочувствовать сопереживать проявлять искренние человеческие эмоции автоматически перестает быть человеком и становится просто бездушным роботом выполняющим запрограммированный объем работы. Может уже пришло время вернуться к Богу услышать Его и жить по законам Его? Церковь должна направлять человечество и молодежь на путь истины, добра и правды. Это ее основная и великая миссия.

Факт крещении Руси в 988 году явился судьбоносным для формирования всей Российской культуры, мировоззрения, традиций и отношения к миру к себе к Богу. А ведь: ”Воспитание – это всегда воспитание ценностей, воспитания отношения человека к миру к себе, к другим, к Богу” . Значит Русский народ уже более 1100 лет воспитывается в духе православной веры. В истории Российской духовной нравственности лежит мощнейший фундамент – церковь. Опора на устоявшиеся традиции которые способствуют укреплению и единению страны – основа духовно–нравственного воспитания.“Дж. Гасфилд, сорок лет назад заинтересовавшись проблемой “японского чуда”, показал, что опора на устоявшиеся, традиционные ценности цементирует страну, придает ее силы и отнюдь не мешает использовать новые достижения, которые прямо с ценностями не связаны.” На основании всего выше сказанного я считаю, что воспитание педагогическое обязательно должно опираться на Православие. Ушинский считал нехристианскую педагогику вещью немыслимой, безголовым уродом.

В истории развития России и христианства не раз наблюдались попытки свернуть с пути истины, предать забвению русские православные ценности. И поставить на первый план ценности запада. Однако ни одна из этих попыток не увенчалась успехом. Почему? Вероятнее всего потому что европейцы индивидуалисты которые стремятся развить предприимчивость, расчетливость и т.д., а Русские люди коллективисты которые способны думать и о других а не только о себе.

Социалистический строй отвергал православие, но социалистические ценности и образ нового человека, по сути являются воплощением идей записанных в Новом Завете. Следовательно социалистический строй продолжал укреплять и совершенствовать мировоззрение духовно богатых верующих людей, что способствовало развитию в советских людях таких качеств как порядочность, честность, открытость, доброта. К сожалению эти качества в современной России редчайшее явление. И это как раз последствия периода “лихих девяностых”.

Однако использовать веру только как инструмент воспитания неправильно. Вера это прежде всего состояние души, а не способ запихать в человека как можно больше норм и правил подкрепляемых запугиванием расплаты на том свете.

2. Роль политической системы

Важную роль в духовно – нравственном воспитании играет государство и политический строй.

Приоритетной задачей государства и политического строя по моему мнению является актуализация системы общенациональных ценностей. “В этой связи принятие новой редакции Закона “Об образовании” в 2007г.- взвешенное и необходимое политическое решение. Духовно - нравственное воспитание становится важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Оно направленно на духовную и социальную консолидацию российского общества, укрепление гражданской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основ российского национального самосознания, определение и принятие новыми поколениями россиян социально значимых смысложизненных ориентиров, существенное повышение доверия россиян к себе, к своей жизни в России, друг к другу, к государству, к нашему общему настоящему и будущему.”

3. Воспитание нравственности и духовность

На мой взгляд духовность – это красота внутреннего мира человека1. Сегодня актуальной проблемой является проблема «выстраивания» внутреннего мира человека2, можно предположить, основываясь на том, что у человека природой заложено стремление к прекрасному, значит развивая в человеке художественные наклонности и приобщая к творчеству можно создать внешние предпосылки к тому, чтобы в душе человека отогрелся и ожил росток духовности3.

“Культура как высший акт творчества человека рождалась под мощным воздействием природы через духовные нравственные и творческие силы человека. Ее краеугольным камнем является народная культура, скрепляющая поколения прочными духовными связями.”1

“Проблема в том, что мы разучились “строить” внутренний мир человека. Воспитание в основном, нацелено на формирование человека вовне: как буду выглядеть в обществе, какое место в нем займу, какую карьеру сделаю, какой у меня будет дом, машина и многое другое.”. 2

“Духовность и нравственность как производные от внутренних устремлений и личных усилий не могут быть сформированы “снаружи”. Они произрастают изнутри, становясь своеобразной пуповиной, соединяющий человека с его бытийными истоками, давая ему жизненную опору “здесь и сейчас”,открывая ориентиры для выхода за индивидуальные пределы. Педагогически могут быть созданы лишь стимулы, рождающие личностные стремления к самовоспитанию, нравственному совершенствованию и духовному развитию, а также условия, этому способствующие.”.3


Заключение

Итак, изучив данную проблему,ее причины и пути решения я могу сказать, что неразрешимых проблем не бывает. Да проблема духовно – нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно –педагогической работе церкви, семьи, политической системы, образовательной системы и отдельно взятой личности над собой данная проблема заметно уменьшится.

И уже сегодня в данном направлении происходят заметные улучшения, например тот факт, что принят новый Закон “Об образовании”

Однако несмотря на это все еще остается острым вопрос с засилием в души молодых людей западной культуры и западных ценностей и все еще размытые стратегии и цели воспитания.

Очень надеюсь на то что меры необходимые для устранения данной проблемы будут применены раньше не поправимой катастрофы общечеловеческого масштаба – полного краха духовно – нравственных ценностей и без возвратного перерождения людей в роботов.


Список используемой литературы

1.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.”- Педагогика.-2008.- № 9. - с. 3 (статья).

2.Киселев А.Ф. “Выбор.”- Педагогика.- 2008.- № 9. – с. 20 (статья).

3.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.” - Педагогика.- 2008. - № 9 с. 4 (статья).

4.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.” – Педагогика.- 2008. - № 9 с. 4 (статья).

5.Кондаков А.М. “Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования.” – Педагогика.- 2008. - № 9 с. 9(статья).

6.Киселев А.Ф. “Выбор.”- Педагогика.- 2008. - № 9. - с. 22 (статья).