Стиль модерн в одежде – новое слово в истории моды. Стиль модерн в одежде: актуально всегда

17.07.2019

Арт нуво представляет собой направление в искусстве, которое объединило в себе сразу несколько направлений, сформировавшихся к концу 19 века в Европе. Арт нуво в одежде отражает черты, характерные для этого культурного феномена периода модерна. Этот тренд невероятно узнаваем, но из-за схожести с другими направлениями и существования в их рамках этот стиль иногда остается за бортом внимания, которое ошибочно приковывается к его конкурентам.

Арт нуво существовал в эпоху модерна, но нельзя считать эти понятия абсолютно синонимичными. Модерн – термин, который принят за обозначение и временной эпохи (период с 1890 по 1914), и направления в культуре. Под арт нуво подразумевается именно культурный феномен, существовавший в период модерна, наложивший свой отпечаток на модерн в искусстве, архитектуре, моде, но не слившийся с ним окончательно, сохраняя индивидуальность и узнаваемость.

В то же время нельзя путать арт нуво и арт деко (или ар деко) – это два разных направления. Начало периода ар деко было положено в 1925 году – более чем десятилетие спустя после арт нуво. Разумеется, в ар деко были заимствованы некоторые особенности предыдущей культурной эпохи, но они были интерпретированы и подведены под знаменатель новых реалий послевоенного времени.

Назад к природе

Стремление к природе, которое выражалось в изобилии растительных элементов в одежде, причудливых узоров, ткани, которые представляли собой изощренное полотно с крупными акварельными цветами с расплывающимися словно в вечерней дымке очертаниями. Лилии, цикламены, изогнутые стебли тростника, глаза хищных животных, яркое оперение диковинных птиц сплетались воедино на тканях, образуя красивейшие картины, изумляющие хитросплетением цветов и мотивов.

Расплывчатость узоров, которые воспринимаются словно глазом, смотрящим в калейдоскоп – одна из составляющих классического арт нуво. Современные дизайнеры без труда адаптируют его эклектичность в своих коллекциях, соединяя в одном платье флористические и анималистические принты, которые оставляют место геометрии, не жертвуя насыщенностью цветовой гаммы полотна.

Основные цвета и античные традиции

Подчеркнутая декоративность стала главной изюминкой арт нуво, что проявилось в одежде таким образом, что ее с трудом можно вообразить в качестве повседневного костюма. Наряду с основным для арт нуво природным зеленым цветом, который сочетался с черным, синий, красным, процветал культ золота, бьющего в глаза на картинах Густава Климта.

Сочетание золота с черным, белым, молочным стало культовым направлением для светского платья в стиле арт нуво. В союзе золота и оттенка слоновой кости, светло-бежевого в нарядах из тонких тканей с ниспадающими драпировками на талии и бедрах, расшитых золотом по кромке, наблюдается поклон стиля модерн в сторону Античности. На ее уверенном фундаменте во многом держался стиль арт нуво, который заимствовал лучшие черты древнегреческой и древнеримской одежды.

Арт нуво в современной одежде

Традиции арт нуво столетней давности нетрудно возродить в современной моде, и это делают многие дизайнеры, тоскующие по ушедшим эпохам. Арт нуво знаменует собой моду, умело соединяющую в одежде комфорт и декоративность. Стиль отрицает тесные силуэты, настаивая на просторных в области талии туниках и платьях, фривольно обнажающих область декольте V-образным вырезом. Легче всего арт нуво обнаруживается в весенне-летней моде, которой не привыкать к разлетающимся силуэтам и бежево-золотой гамме, благородно оттеняющей сияние шелка Шелк – наследие Желтого Императора

«Прекрасная эпоха» или «бель эпок», которую также называют «ар нуво» или «эпоха модерн» охватила два десятка лет на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий.(Период 1890-1914) Как и любой стык двух веков, этот период характеризуется важными изменениями, назревшими в жизни общества, которые нашли свое отражение в разных ее ипостасях. Мода эпохи модерн чрезвычайно интересна своими трансформациями, которые явились предзнаменованием кардинальных перемен, произошедших чуть позднее.

Эпоха модерн началась в девяностые годы девятнадцатого века и продолжалась вплоть до Первой Мировой войны. Это время характеризуется важнейшими переменами в женском костюме, который постепенно стал освобождать дамские формы от прежних одежд, тесных, удушливых, пышных.

История стиля модерн в одежде отражает главные веяния в социальной жизни по обе стороны Атлантики, включая постепенную смену положения женщин в обществе и открывающиеся для них перспективы на рубеже 19 и 20 столетий. Как и любая другая граница веков, это было интересное время, насыщенное событиями. Его течение было прервано Первой мировой войной, после которой было положено начало уже другой эпохе - такой же знаковой и переломной.

Первая половина 19 века была отдана романтизму, который ярчайшим образом нашел отражение в искусстве и одежде. Роматические идеалы воспевались в женском гардеробе пышными формами, многослойными юбками, глубоким декольте и талией, туго стянутой корсетом. Все в дамском образе было призвано подчеркнуть мечтательную хрупкость, которая хорошо просматривалась в литературе и живописи, запечатлевших тяжелые складки объемных юбок, шуршащих роскошным сияющим атласом и хрустящими кружевными оторочками на светских балах.

С середины века стремительно меняется политическая ситуация в Европе, что неумолимо влияет на прежнее течение жизни. Научно-технический прогресс набирает обороты, пересматривается положение женщины в обществе, а после возвращения Олимпийских Игр развивается спорт. Все это деромантизирует эпоху и ее костюмы, приближая их к реальности. Женщине становится легче дышать во всех смыслах слова.

Идеал, которому поклонялись модернисты - мать Природа. Дизайнеры стремились придать женскому силуэту сходство с бабочкой или цветком. Лилия, хризантема и орхидея - самые распространенные символы женской одежды эпохи модерна. Основной акцент платье в стиле модерн делало на талии. S-образный силуэт ему придавался за счет четкого разделения тела на 2 части: внимание к верхней привлекалось благодаря напуску на груди, а нижняя часть выделялась за счет разлетающейся юбки. Однако перед началом Первой Мировой войны стиль модерн сделал уступку более комфортному и свободному платью, отказался от корсетов, и придал ему прямой крой, нежно облегающий женскую фигуру. Не последнюю роль в этом процессе сыграла Айседора Дункан - в 1903 г она впервые выступила в платье пеплос, свободном, без корсета, из легкой
полупрозрачной ткани.

Стиль модерн в одежде - это не только силуэт платья. Здесь важны детали. Прежде всего декор. Платья украшались рисунками, аппликациями, вышивкой. Самая популярная тематика орнамента - цветы, листья, водоросли. Узоры наносили на платье ассиметрично. Стиль модерн в одежде - новое слово в истории моды.







от Поля Пуаре

Для прогулок


Узоры ткани в стиле модерн

Классический, деловой, авангард, французский, милитари, хиппи, сафари… Сегодняшняя может предложить невероятное количество стилей и направлений для создания образов модников и модниц. Среди всего этого многообразия уже не один десяток лет удерживает свои позиции стиль модерн в одежде. Что это за направление, чем привлекает дизайнеров и публику?

Характерные черты

Прежде всего, стиль модерн в одежде характеризуется практически отсутствием четких прямых или строгих линий. Это направление символизирует воздушность, легкость, неточность форм, уход от ограничений. Единственное, что может подчеркивать одежда этого стиля - это талия. На нее иногда делается акцент в платьях, пальто и костюмах. Присущи также такие черты:

  • S-образный силуэт.
  • Немного приподнятые плечи.
  • Шикарные ткани (крепдешин, тафта, бархат, шифон, плюш).
  • Природные рисунки, принты, вышивки.
  • Украшение золотыми нитями.
  • Высокие воротники.
  • Аксессуары: манто, пелерины, украшения, клатчи, шляпки и т. д.

Также в некоторых моделях применяется асимметрия кроя, что придает образу загадочность и неоднозначность.

Основными застежками, которые применяются в стиле модерн, являются не молнии, а пуговицы, оббиты той же тканью, из которой создан весь наряд. Также используют ленты в тон.

Сегодня основной цветовой гаммой этого направления является: белый, беж, коралловый, пастельные оттенки сливового, зеленого и голубого. Также часто дизайнеры играют на контрастности ярких оттенков, принтов и рисунков, которые чаще всего имеют четко видимую связь с обитателями живой природы.

Истоки

Зародилось это направление в Европе. Французский модельер Поль Пуарэ много общался с художниками и прочими людьми искусства, увлекался их творчеством, посещал выставки и галереи. Не в силах словами выразить свои эмоции и впечатления от произведений искусств, он начал воплощать их в жизнь так, как умел - создавать образы, силуэты, фасоны. Очень быстро его модели пришлись по вкусу публике, и новое направление стало популярным. Стиль модерн в одежде 19 века - это, прежде всего, женские платья S-образной формы, с ярким акцентом на талии. Четкое разделение силуэта на «верх» и «низ» достигалось цветовыми решениями, напусками на груди, пышными юбками. Вдохновением для поклонников и последователей нового направления служила сама Матушка Природа. Образы создавались в попытке сделать женщину похожей на цветок орхидеи, бутон хризантемы или лилии. При ходьбе фасоны платьев делали барышню похожей на парящего мотылька или бабочку, легкую, воздушную и загадочную. По вкусу пришлись дамам и жемчужные длинные ожерелья, бусы, вышивка бисером и камнями, ленты.

Развитие

Стиль модерн в одежде 20 века не только не стал забытым прошлым, но и обрел новых поклонников, преобразился и гордо перешел в мир моды третьего тысячелетия. Произошло это, правда, не сразу. Перед Второй мировой войной женщины решились отказаться от корсетов и сделать свою одежду более удобной и практичной. Это не могло не повлиять на стиль модерн, но спустя некоторое время он снова возродился - без корсета, но с той же легкостью, плавными чертами, природными мотивами. Теперь платья и костюмы стали еще более экстравагантными, а новые ткани и технологии нанесения рисунков позволили переносить на материал прототипы стиля - бабочки, цветы, растения и животные. Кроме того, стремительная эволюция женского гардероба в 20 веке позволила модельерам перенести стиль не только на платья, но и на блузы, брюки, жакеты, пальто и куртки. А дополнить образ теперь могли ботильоны и босоножки, стрижки и макияж, современные аксессуары.

Необычный взгляд

Казалось бы, как можно соединить несочетаемое? Но дизайнеры и кутюрье способны удивить даже самых требовательных модников. Они смогли создать неповторимый образ, объединив дикий ковбойский Запад и легкий натуралистичный модерн. Кантри стиль в одежде - это, прежде всего, грубые и плотные ткани, практичный и удобный крой. Но также это направление имеет и свое пересечение с природой, и большое обилие украшений, и натуральные мотивы в вышивках и плетениях. Например, белоснежная блуза в стиле модерн отлично будет сочетаться с брюками в стиле кантри, кожаным ремнем и сапогами, а наброшенная дополнит необычный, но весьма привлекательный образ.

Так что даже для тех, кто не приемлет стиль в модерн в его чистом классическом проявлении, есть над чем подумать. Ведь направления можно сочетать и соединять, а в результате получать новые неповторимые образы, подчеркивающие индивидуальность и создателя, и счастливого обладателя такого наряда.

Особый случай

Некоторые современные барышни стиль модерн в одежде для повседневной носки не выбирают, отдавая предпочтение другим направлениям. Но есть предметы гардероба, которые не оставят равнодушными не одну женщину - вечерние и свадебные платья. Мягкие и плавные контуры, природные мотивы в силуэте и загадочный образ способны превратить даже самую заурядную женщину в королеву вечера. Кроме того, с такими платьями очень удачно сочетаются шляпки, вуали, легкие шарфы, кружевные перчатки и маленькие клатчи. Актуальными для праздничного мероприятия будут также бусы, браслеты, ожерелья и прочие украшения, без которых стиль модерн в одежде не обходиться. А что уж говорить о легких кружевах, расшивах бисером или камнями.

Конец века XIX начало века ХХ в моде значиться как «Прекрасная эпоха» — дословный перевод с французского Belle Epoque. В искусстве и архитектуре этот период называется модерн. Это переходный период ознаменован, с одной стороны, ростом научно-технических изобретений (телеграф, телефон, автомобиль, воздухоплавание, кинематограф) и влиянием их на окружающий мир (европейский, по большей части), с другой стороны погружением в мир грез, эзотерики (увлечение мистицизмом)

Искусство этого периода отличается эклектичностью, сплетением воедино различных стилей - восточный стиль и готика, ампир и византийский стиль. В одежде это также, нашло свое отражение, в каждом сезоне на пике тот или иной стиль, мода тиражирует реплики исторических стилей. Теперь, модно выглядеть мог каждый, кто того желал. Этому способствовали большие универсальные магазины, где можно было купить любое готовое платье, появление швейной машинки и журналов с выкройками, которые облегчили возможность самостоятельно изготавливать одежду.

Мужская одежда меняется незначительно, по сравнению с предыдущими эпохами. Костюм, состоит из пиджака (сюртука), брюк, рубашки и жилета. У рубашек теперь в моде стоячий воротник с отворотами, а манжеты туго крахмалились. Тенденции развития костюма — это хороший крой, элегантность и сдержанность в цвете. Костюм отличается от прежнего, более бесформенным, мешкообразным покроем. В моду входят широкие, ниже бедер и сужающиеся книзу, брюки «французского покроя». В целом, изменяются лишь длина пиджаков и пальто, ширина лацканов и брюк.

Все также, в качестве верхней одежды носили короткое приталенное пальто, спереди отделанное шнурами. Элегантные мужчины предпочитали английское пальто «гавелок» с пелериной и мешкообразное пальто «сак». Основным головным убором у мужчин был котелок или мягкая фетровая шляпа. Костюм дополнялся тростью, моноклем, часами на цепочке. Мужчины носили сапоги, полусапоги и штиблеты. Технические новшества, развитие транспорта, увлечение различными видами спорта меняют и образ жизни и одежду. В мужском костюме появляются цветные рубашки, короткие брюки типа «гольф», легкие куртки, кепи и панамы.

Женщина этой эпохи — стройная с осиной талией и имеющая изогнутый S-образный силуэт (благодаря особому корсету). Искусно уложенная прическа из пышных взбитых и высоко уложенных волос напоминала нераспустившийся бутон. Высокие каблуки изменили походку дам. Также, стоит отметить, культ женского белья, который приходиться на эпоху модерн. Его делают из тонких тканей (батист, шелк), дополняют кружевом, лентами изящной вышивкой. Белье становиться предметом роскоши.

С одной стороны, моду диктовали знаменитые кутюрье: Ворт (сыновья), Жак Дусе, Жанна Пакен, сестры Калло. С другой стороны, нарастают нападки на корсет и женскую одежду в целом, со стороны гигиенистов. Крепнет движение феминисток, которые борются не только за избирательное право и право распоряжаться собственной судьбой, но и за право на ношение удобного мужского костюма. Активные занятия спортом породили в среде дам требования к упрощению и унификации женской одежды.

Женщины становятся все более активными. И гардероб их растет по мере роста активности: одежда для дома, для визитов, вечерние наряды дополняются одеждой для путешествий, плаванья (появились прототипы купальников), спорта, и конечно работы (не всем повезло родиться в состоятельных семьях, все большему количеству женщин приходилось самостоятельно зарабатывать себе на жизнь).

И, несмотря на возникающие перемены, и нарастающие изменения окружающей жизни, в моде по-прежнему женщина-цветок, избалованная кокетка, витрина благосостояния своего мужа. Появился новый тип одежды - узкий лиф с воротником-стойкой и треугольником-вставкой до талии, с юбкой-клеш и расширяющимися рукавами (подобные рукавам эпохи бидермайер). В повседневной одежде преобладает английский костюм, состоящий из юбки, блузки и жакета. Такой костюм называют костюмом «девушки Гибсона», по имени художника, который создал образ современной молодой леди.

Турнюр в 90-х годах превращается в небольшую подушечку, а затем и вовсе исчезает. Для балов и светских раутов шили сильно декольтированное платье без рукавов. В качестве верхней одежды носили всевозможные пелерины, манто, мантильи и пальто.

Большое значение уделили головным уборам. Если в начале эпохи модерн преобладали маленькие шляпки без полей или с небольшими полями, то уже в начале ХХ века шляпы стали достигать значительных размеров. Летом дамы носили соломенные шляпы вроде канотье. Шляпы представляли собой хитроумные украшенные кружевом, цветами, птичьими перьями (иногда и чучелами птиц), лентами.

Женская обувь для этого стиля характерна с узким острым носом и на высоком каблуке.

Потрясают воображение украшения этой эпохи. Теперь ювелирное дело перешли в ранг искусства. Характерной чертой ювелирных изделий этого времени является сочетание полудрагоценных камней, стекла, недорогих металлов. Теперь украшения перестали быть показателем богатства своего владельца. Самым известным ювелиром этого периода является Рене Лалик, который использовал в в своих работах самые различные материалы и техники. Сочетание природных мотивов и символов давали невероятные образы для привычных форм украшений- ожерелий, брошек, браслетов, кулонов и т.п.

Модерн родился в Европе с легкой руки людей изобразительного искусства. В стал использоваться благодаря Полю Пуаре, французскому кутюрье, восхищавшемся работами художников-модернистов. Новое направление назвал «арт нуво».

Поль Пуаре считал своим долгом пересмотреть устоявшиеся модные каноны. Он ввел кардинально новый стиль работы, смело соединял в одном наряде элементы Запада и Востока, строгость линий и богатую отделку. У Пуаре получалось удивительно гармонично сочетать экзотику и античность.

Одежда Поля Пуаре отличалась яркостью, эффектностью и лаконичностью, выраженной в простых формах. Такая одежда была удобной и красивой одновременно.

Главный вдохновитель модернистов - природа. Поэтому дизайнеры обратили повышенное внимание на силуэт платьев: он должен был напоминать бабочку или бутон. Главный акцент переместился на талию. Такая форма достигалась с помощью припуска в районе груди и широкой юбки. Символами модерна в моде стали растительные элементы: орхидеи, хризантемы, лилии.

Первая мировая война внесла свои коррективы в женскую моду. Произошел массовый отказ от корсетов, платья в стиле модерн стали свободными, прямыми, чуть облегающими фигуру. Чаще всего использовались легкие, полупрозрачные ткани, украшенные асимметричной вышивкой. Декор и детали – важные элементы костюма в стиле модерн.

Однако не только платья составляли ансамбль в стиле модерн. Из аксессуаров популярны были шляпы круглой формы. Также девушки активно носили массивную бижутерию. Обувь выполнялась из самых разных материалов: шелка, кожи, замши. Она активно декорировалась пряжками, застежками, бантиками.

Проявления модерна в современной моде

Многие современные дизайнеры являются последователями стиля модерн. К ним относятся Prada, Anna Sui, Alexander McQueen и др. Их коллекции одежды отличаются естественными формами, свободным кроем, отсутствием четких линий.

И сегодня стиль модерн отличается любовью к растительным орнаментам и принтам. Очень популярны змеиные, леопардовые узоры, цветочные мотивы.

Например, коллекции Anna Sui наполнены элегантными короткими платьями свободного кроя, простыми белыми блузами, милыми болеро и жилетами из искусственного меха. Модельер не боится контрастов: на черном фоне расцветают яркие орхидеи, уютно располагаются принты «павлиний хвост». Также вовсю используются этнические мотивы.

Модерн в современной моде очень востребован. Он позволяет создать неповторимый, запоминающийся образ, используя яркие краски и необычные сочетания. Стиль модерн сегодня является трендом большого города.