Развитие ребенка 8 месяцев что умеет. Умения и навыки. Какие игрушки полезны для развития

19.10.2019

Развитие ребенка в 8 месяцев жизни идет чрезвычайно интенсивно: малыши окончательно осваивают новые способы передвижения, хорошо владеют рукой, у них появляются зачатки осознанной речи. В этом возрасте младенец активно подражает взрослым и легко обучается простейшим действиям. Подробнее о том, что должен уметь ребенок в 8 месяцев – читайте далее в нашей статье.

Физическое развитие

Рост и вес

Средний вес ребенка в 8 месяцев находится в пределах от 8,7 до 9,5 кг, а рост составляет от 70 до 71,2 см. По сравнению с прошлым месяцем, малыш должен прибавить в весе около 300–500 г и вырасти на 1,5 – 2 см.

Окружности головы и грудной клетки

В 8 месяцев окружность головки составляет около 45,1–46 см, а груди – от 46,8 до 47,3 см.

Психомоторное развитие

В период с 8 до 9 месяцев у детей продолжают совершенствоваться навыки двигательной активности.

Движения. К 8 месяцам ребенок должен сидеть, удерживая спинку ровной без дополнительной опоры, «не заваливаясь» в течение 10 минут и дольше. При этом малыш способен самостоятельно садиться из положения лежа на спине и ложиться из положения сидя. Отсутствие умения уверенно сидеть – тревожный знак, который не всегда свидетельствует о серьезной патологии, но требует обязательного осмотра специалистов – педиатра, детского невролога и ортопеда.

В 8 месяцев укрепляются мышцы спины и ног, вследствие чего ребенок может вставать у опоры и ходить с поддержкой. Ползание на четвереньках также становится уверенным, однако дети, хорошо освоившие ходьбу вдоль опоры, от ползания могут отказываться.

Развивается мелкая моторика и движения рук: малыш может захватывать мелкие предметы указательным и большим пальцем, легко перекладывает игрушку из одной руки в другую; может взять предмет одной рукой, когда вторая рука занята. Он уверенно пользуется ложкой, способен есть сам и любит «кормить» взрослых.

Психоэмоциональное развитие. К 8 месяцам ребенок легко вовлекается в общение со взрослыми, «отвечая» на беседу и вопросы жестами и мимикой. Малыш может выражать свои эмоции, желания и мысли определенными, стереотипными движениями: закрывает ладошками глаза при испуге, машет рукой при прощании, хлопает в ладошки от радости и т.д.

В 8 месяцев ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь, и выполняет простые просьбы: «принеси мячик», «открой ротик» и т.д.; показывает пальчиком на названный предмет (при условии, что он ему знаком). Малыш способен понимать запреты и недовольные интонации взрослых и обижается, если его ругают.

Речь – происходит дальнейшее освоение произношения простых слов и повторяющихся слогов. Но уровень речевого развития может существенно отличаться у разных детей: кто-то произносит уже несколько слов, а кто-то лишь продолжает лепетать. Темпы развития речи зависят, главным образом, от активности общения с ребенком: чем чаще с ним говорят и читают ему, тем раньше заговорит и он. Однако это не единственный фактор: замедлить появление первых слов могут индивидуальные особенности малыша (флегматичность, замкнутость), нарушения созревания центральной нервной системы и связей в коре головного мозга, некоторые хронические заболевания.

Режим дня

К 8-месячному возрасту многие дети спят не 3, а 2 раза в день. Продолжительность дневного сна различная, и во многом зависит от эмоциональности, подвижности и режима ребенка. Если перед сном малыш гуляет на улице, то спать он, скорее всего, будет достаточно долго – от 1 до 2–3 часов. Общая продолжительность сна за сутки (дневной + ночной) – не менее 13 часов, из них 10 часов должно приходиться на ночной.

Чтобы избежать нарушений сна, с ребенком нужно обязательно гулять на свежем воздухе. При невозможности прогулок, когда не позволяет погода или состояние малыша, следует обязательно проветривать комнату перед тем, как укладывать младенца.

Другие вопросы

Питание. К 8 месяцам ребенок по-прежнему нуждается в 5-разовом кормлении, однако лишь 2 из них (утреннее и вечернее) должны быть молочными (грудное молоко или смесь). Остальные кормления к этому возрасту уже желательно заменить блюдами прикорма:

  • каши – глютеновые и безглютеновые, молочные (при отсутствии аллергии на молоко);
  • овощные и фруктовые пюре;
  • супы;
  • мясо и рыба;
  • сливочное и растительное масло;
  • яичный желток;
  • хлеб и печенье;
  • детские макаронные изделия;
  • компоты, травяные чаи, соки (при хорошей переносимости);
  • кисломолочные продукты – творог, к концу 8 месяца можно начинать вводить специальный детский кефир и йогурт (постепенно, до 100 мл за 1 раз).

Постепенно осуществляется переход на питание крупноизмельченной пищей: мясо подается в виде изделий из фарша (тефтельки, фрикадельки), овощи не взбивают блендером, а разминают вилкой.

Примерное меню малыша в 8 месяцев :

6.00 – смесь или грудное молоко;

10.00 – каша овсяная молочная со сливочным маслом, можно с фруктами;

14.00 – суп овощной, тефтели и хлеб, компот;

18.00 – творог или йогурт, фруктовое пюре, печенье, сок или вода;

22.00 – грудное молоко или смесь.

Игры и развитие. Становление умения уверенно сидеть является стимулом для приучения ребенка к горшку. Но следует знать, что понимать и осознавать свои действия, контролируя процесс мочеиспускания, малыш не сможет примерно до 1,5–2 лет. Тем не менее, попытки к высаживанию уже вполне можно предпринимать, стараясь «подловить» ребенка в моменты, когда он должен сходить в туалет.

Из игрушек лучшим выбором станут те, которые ребенок сможет самостоятельно собирать–разбирать (пирамидки, простейшие конструкторы, кубики), и те, которые позволяют увидеть (или услышать) результат после действия – детские музыкальные инструменты (барабан, ксилофон и др.), игровые центры, всевозможные пищалки и игрушки с загорающимися лампочками.

Учитывая возросшую активность 8-месячного ребенка, его способность к самостоятельному передвижению и стремление к исследованию всех окружающих вещей, нельзя забывать о технике безопасности. Все мелкие, острые, бьющиеся предметы должны быть убраны из детской зоны. Для защиты от бытовых травм можно использовать специальные закрепители для полок и выдвижных ящиков, смягчающие уголки для мебели и заглушки для розеток.

Возраст активных исследований в самом расцвете! Если малыш начал подниматься на четвереньки чуть раньше, сейчас он уже активно ползает. Отношение к своим и чужим также проявляются более ярко. К тому же для малыша крайне важно осознавать наличие мамы рядом. Когда ее нет, кроху охватывает беспокойство, граничащее с паникой. В особенности это проявляется в обстановке вне дома. Ни в коем случае не ругайте его за то, что он расплакался в гостях или не захотел остаться у бабушки. Происходит становление его мировосприятия, в котором отношение к чужим настороженное.

Особенности физиологического развития ребенка

К этому возрасту большинство деток осваивают навык садиться самостоятельно, что характеризует правильное развитие малыша 8 месяцев. Отсутствие этого навыка должно насторожить родителей. Если ребенок 8 месяцев не сидит, обязательна консультация невролога, который определит, является ли это индивидуальной особенностью при общем здоровье крохи или показывает отставание в неврологическом развитии. В любом случае чрезвычайно переживать не стоит. Возраст до 1 года позволяет исправить или догнать практически любые отставания. А 10-дневный курс профессионального массажа способен, без преувеличения, творить чудеса.

То же можно сказать, если ребенку восемь месяцев, но нет зубов. Современная стоматология считает нормой отставание в прорезывании зубов на целых 6 месяцев, так что времени для первых зубиков еще предостаточно. При этом не лишним будет обратиться за консультацией к педиатру. Важно, чтобы он исключил возможность заболевания рахитом или эндокринные болезни, которые могут вызывать задержку в прорезывании зубов. И посетить детского стоматолога, который осмотрит десны.

Физиологическое развитие 8 месячного ребенка требует от него постоянной активности, подвижности. Поэтому в таком возрасте прикорм обязательно включает введение каш и мяса. Повышение питательности рациона обеспечит правильный вес ребенка в 8 месяцев и энергию, необходимую для исследования дома, бесконечных игр.

Меняется и режим дня. Дневной сон ребенка в 8 месяцев двухразовый, продолжительностью 2-2,5 часа. Ночью малыш спит до 10 часов, особенно если перед сном хорошо покушал. Такой распорядок дня удобен и маме: появляется время для отдыха и для домашних дел.

В таблице ниже предлагаем вам ознакомиться с нормами веса, окружности головы и роста ребенка в 8 месяцев.

Главные навыки

В вопросе, что должен уметь делать ребенок в 8 месяцев, значение имеют как физиологические, так и психологические аспекты. Например, нормой для является испуг на резкие звуки: работу пылесоса, звонок в дверь. Если замечаете, что кроха всякий раз испытывает страх и плачет, отключите звонок на время. А уборку перенесите на вечер, когда папа сможет посидеть с ребенком на руках, пока вы пропылесосите.

Другие аспекты, что может ребенок в 8 месяцев, включают следующее.

Игры с 8 месячным малышом

Для игр с ребенком 8 месяцев используйте пирамидки, коробочки, которые он будет вкладывать друг в друга. Движения его пальчиков более точные, уверенные, поэтому малыш легко освоит игру с коробочками разного размера. Предложите ему мешочек из яркой ткани, в который можно вкладывать кубики или шарики. Малыш с удовольствием играет в потешки, выполняя хлопки, прыжки, топает ножками.

В этом возрасте крохи нередко радуют близких первыми словами. «Мама» и «папа», произнесенные любимым малышом, становятся лучшей наградой для заботливых родителей.

Ребенок 8 месяцев – это малыш, которому все интересно, который продолжает интенсивно развиваться и совершенствовать свои умения и навыки, как двигательные, так и речевые, слуховые и интеллектуальные. Буквально каждый день ребенок демонстрирует новые достижения, осваивая пространство. В интеллектуальном смысле возраст от одного года до трех считается поистине «золотым», ведь еще в середине прошлого столетия было установлено, что именно в этот период головной мозг активно развивается, следовательно, закладываются и новые знания. Возраст от полугода до года знаменит своими ментальными «прорывами», когда малыш начинает осмысленно произносить слоги, причем не просто на международном младенческом языке лепета, а на том, на котором говорят его родители. Начиная с конца седьмого месяца и далее, важным для ребенка является социально-культурное окружение – родной язык, привычки и культурные традиции.

Также в этом возрасте нужно обучать малыша пользоваться простыми бытовыми предметами, например, расческой, учить более четким и прицельным движениям – надевать кольца на стержень пирамидки, пользоваться маленьким совочком в песочнице и так далее. Ребенок 8 месяцев – это «зеркало» родительского поведения, как впрочем и малыши более взрослого возраста. Восьмимесячный ребенок копирует движения мамы, разговаривающей по телефону, прислоняя погремушку к уху, может имитировать даже тон голоса и интонацию. Также малыш способен различать некоторые предметы и брать их по просьбе родителей (игрушку, книгу), указывать на свой носик, глаза или рот. В этом возрасте продолжается процесс появления первых зубов, признаки которого типичны – припухание десен, их раздражение. Дети реагируют на прорезывание зубов по-разному, кто-то переносит это явление достаточно спокойно, безболезненно, некоторые капризничают, у кого-то повышается температура. В этом вопросе главное – не паниковать, а воспринимать все капризы и недомогания как естественное и преходящее явление, успокаивать малыша с помощью специальных средств для десен (Дентинокс, Бебидент).

Маленький человечек продолжает развиваться и расти, основными показателями роста и веса являются следующие:

  • Увеличение массы тела – до 500 граммов. Общий вес может составлять 5500-6000 граммов.
  • Рост также увеличивается на 15-2 сантиметра и составляет от 65-ти до 70 сантиметров.

У каждого малыша существует свой собственный план развития, заложенный на генетическом природном уровне, если мама и папа не обладают ростом баскетболистов, то, скорее всего, и ребенок 8 месяцев может быть на несколько сантиметров ниже стандартных показателей, однако параметры и нормы могут помочь своевременно выявить недостатки в питании, развитии и подкорректировать их. Кроме того с каждым последующим месяцем рост и увеличения массы тела немного замедляются, наиболее интенсивны в этом смысле первые три-четыре месяца, начиная со дня рождения малыша.

Ребенок 8 месяцев – умения и навыки

  • Лепет постепенно заменяется слогами.
  • Ребенок понимает просьбы и выполняет их, дает ручку, хлопает в ладони, пританцовывает, наклоняет голову.
  • Малыш сильно привязан к маме и начинает понимать, что такое разлука с ней, реагирует плачем на расставание с мамой.
  • Ребенок 8 месяцев понимает, кто входит в круг родных людей, четко дифференцирует чужих и своих.
  • Малыш реагирует на громкие звуки, может вздрагивать и пугаться внезапных звуков.
  • Ребенок может сам вставать в кроватке, может передвигаться по ней и довольно долго стоять, опираясь о стену или спинку кровати.
  • Малыш может сидеть, садится и ложится самостоятельно.
  • Ребенок 8 месяцев испытывает постоянную потребность в ползании, активно перемещается (чаще всего боком) по полу или широкой кровати.
  • Малыш может откусывать и жевать мягкие пищевые продукты.
  • Ребенок 8 месяцев способен жевать и проглатывать сильно измельченную, толченую пищу, переходит с пюре на более твердые продукты.
  • Восьмимесячного малыша можно приучать к горшку, ребенок должен спокойно реагировать на подобные действия.

Как проверять умения и навыки малыша?

  • Если малыш стоит в кроватке, мама может с помощью игрушки, привлекая внимание ребенка, отследить, может ли ее чадо самостоятельно перемещаться вдоль стены или поручней кровати.
  • Если малыш лежит, мама может попросить его сесть, позвать по имени, показать игрушку и так далее. Главное – проверить умение ребенка самостоятельно садиться из положения лежа.
  • Хватательный рефлекс, его силу можно проверить, в шутку отбирая у малыша игрушку. Чем крепче ребенок держит погремушку, тем более развиты у него рефлексы и мышечная сила.
  • Проверка умения дотягиваться до предметов: показать на отдалении игрушку, провоцируя малыша дотянуться до нее.
  • Проверит скорость реакции с помощью игры в прятки. Малыш должен искать взглядом исчезнувший предмет и эмоционально реагировать на его появления.
  • Нужно проверить внимательность малыша с помощью погремушки, которую кладут в карман или под подушку, провоцируя ребенка достать ее.
  • Ребенок 8 месяцев должен уметь управлять обеими руками, проверка- игра «ладушки», игра с двумя предметами, погремушками.
  • Проверка умения произносить слоги проводится совместно со взрослыми, когда мама или папа произносит слог (ма-ма или па-па, да-да, на-на), а малыш их повторяет.
  • Ребенок должен узнавать и показывать знакомые предметы, лица. Умение можно проверить с помощью просьбы «покажи носик», «покажи папу» и так далее.

Ребенок 8 месяцев – режим питания и сна

В этом возрасте ребенок питается только днем, от ночных кормлений его нужно постепенно отучать. В меню вводится более разнообразный прикорм для того, чтобы к годовалому возрасту полностью вытеснить кормление грудным молоком. В качестве добавок можно включать кефир или диетический творожок, так как пищеварительная система ребенка уже готова к подобной пище. Приводим примерный график и рацион питания для восьмимесячного малыша, находящегося на естественном грудном вскармливании:

Если ребенок 8 месяцев получает смеси, то заменить грудное молоко следует именно молочными смесями. Если же есть возможность кормления грудью, то необходимо сохранять его до десятимесячного возраста хотя бы дважды в сутки – раннее утро и поздний вечер. Материнское молоко – это уникальный источник необходимых ребенку антител, формирующих и укрепляющих его иммунитет. Также маленького человечка необходимо приучать пить из чашечки, для этой цели можно приобрести чашку-непроливайку, сделанную специально для непоседливых малышей, способных пролить все, что попадает ему в руки. С помощью «волшебной» чашки малыш постепенно будет отвыкать от бутылочки с соской. Сон восьмимесячного малыша остается таким же продолжительным, как и ранее, порой ребенок может проспать 6-7 часов подряд. Эту способность лучше плавно перевести в ночной режим. Считается нормой, когда малыш спит ночью до десяти часов подряд, а днем спит по 1-2 часа трижды.

Ребенок 8 месяцев – меры предосторожности

Так как малыш в этом возрасте чрезвычайно активен и любопытен, есть риск, что интерес к неизведанным территориям и предметам может привести к травме. Не следует пресекать двигательную деятельность ребенка, главная задача родителей – минимизация рисков и опасностей. Для этого необходимо убрать, спрятать, закрыть все провоцирующие травмы и повреждения предметы:

  • Купите специальные заглушки для розеток и закройте доступ к электротоку.
  • Уберите и закройте в недоступных местах ножницы, иголки, гвозди, карандаши и все острые, колющие, режущие предметы.
  • Если нужно погладить белье, желательно, чтобы малышом занимался кто-то из родственников, членов семьи. Горячий утюг после того, как все выглажено, нужно убирать в недоступное малышу место.
  • Все лекарства, моющие средства должны быть «под замком».
  • Все документы, фотографии, важные и полезные книги, журналы нужно убрать на верхние полки, куда нет доступа ребенку.
  • Если в доме есть ступени, лестница, их следует выстелить мягким покрытием и следить, чтобы ребенок 8 месяцев не забирался самостоятельно на самые высокие ступеньки.
  • На кухне, где готовится пища, кипятится вода, ребенок находиться не должен даже в присутствии мамы. Достаточно буквально секунды, когда маму может какая-то мелочь, чтобы произошла беда.
  • Уберите подальше пояса, косынки, веревки и нитки. Эти вещи не годятся для игр.

Ребенок 8 месяцев – речь и эмоции

Восьмимесячный малыш с удовольствием реагирует на ласковые слова, интересные, новые игрушки и различные игры с родителями – прятки, катание мяча. Кроме того, ребенок начинает активно произносить слоги и даже слова. Замечательный период, когда ребенок произносит впервые слово «мама» или «баба». Папы часто втайне огорчаются, что малыш предпочел обозначить вербально маму, однако причина вовсе не в этом. Ребенку легче выговаривать звонкие согласные, глухие он научится говорить немного позже. Также ребенок 8 месяцев хорошо различает своих, родных людей и чужих, незнакомых. Долгое пребывание в компании маминой подруги, которая зашла проведать семью, может оказаться стрессом для маленького человечка. Ребенок привыкает к незнакомцам медленно, постепенно, не следует ускорять этот процесс, чтобы не спровоцировать негативные эмоции у малыша. Ребенок 8 месяцев знакомится с посторонними людьми очень осторожно, находясь на руках у мамы или папы, на формирование привычки и доверия к новому лицу может уйти порой целая неделя. Также малыш уже умеет выражать свои протесты и негодования мимикой, жестами, звуками и даже словами. Родителям нужно быть готовым к таким эмоциональным проявлениям и не только смеяться над потешным выражением лица своего чада, но и определять, чем именно недоволен ребенок, вполне возможно, что его возмущение имеет объективные причины (переполненный подгузник, остывшая или слишком горяча еда и так далее).


Малыш продолжает активно развиваться и расти, он просто великолепно ползает, уже самостоятельно садится из положения лёжа или из положения на четвереньках, встаёт у опоры, ходит вдоль неё или держась за руки взрослого. Любит слушать музыку, находясь у опоры и придерживаясь за неё, может начать танцевать под мелодию. Активно и много лопочет, чётко выговаривает разнообразные слоги.

Что умеет ребёнок в 8 месяцев?

  • Самостоятельно садится, довольно устойчиво сидит, может встать у опоры, ходит и танцует с поддержкой или вдоль опоры. Быстро ползает на четвереньках – сейчас это основной способ передвижения.
  • Знает значения многих простых слов, понимает запреты, выполняет такие просьбы, как «пойдём», «дай игрушку», «наклони головку». Если научить, машет ручкой при прощании, хлопает в ладоши.
  • Подолгу играет с игрушками, действуя с ними в зависимости от их назначения: открывает, закрывает, вынимает, катает, нажимает или разбирает.
  • Большинство в 8 месяцев может похвастаться несколькими молочными зубами. В этом возрасте у ребёнка обычно уже четыре зуба, два резца внизу и два сверху.
  • Откусывает кусочки овощей или фруктов, жуёт мягкую пищу.
  • Если какой-то предмет понравится малышу, он пытается вырвать его у взрослого или других детей, использую силу. Протестует против неприятных ему действий, отталкивает руки взрослого.

Восьмимесячный ребёнок свободно пьёт из кружки, которую держит кто-нибудь из взрослых. Активно ползает по всей доступной площади, а добравшись до стула, шкафа или другой опоры – встаёт на ножки. Пассивный запас слов стал ещё больше, произносимые слоги чётче и гораздо разнообразнее. Детки в 8 месяцев обычно ещё не произносят слов, однако неплохо понимают обращённую к ним речь, если она касается простых вещей: запретов, посмотреть куда-нибудь или совершить другое несложное действие.

Развитие в 8 месяцев

Малыш в 8 месяцев невероятно активен, очень любознателен и при этом начисто лишён чувства самосохранения. Он ещё не понимает, что в мире вокруг полно опасностей и задача родителей максимально обезопасит кроху, пока он сам не научится их распознавать и избегать. Уберите с пути малыша мелкие, острые, горячие, бьющиеся и ядовитые предметы. Ценные вещи также лучше убрать подальше, чтобы потом не ругать ничего не понимающего карапуза за порчу ценных документов.

Учтите, добравшись до опоры, ваш ребёнок может подтянуться за ручки и встать, даже немного пройтись, придерживаясь за стул или кровать. Однако устав, не все малыши в состоянии аккуратно, без риска получить травму, опуститься на пол. Чаще всего дети падают на пол, сообщая о неудачном «приземлении» громким плачем. Постарайтесь научить ваше чадо сгибать ножки и мягко садиться на попу. Сразу он этот приём не освоит, но с помощью родителей научится намного быстрее и набьёт гораздо меньше синяков.

Не стоит переживать, если ребёнок 8-ми месяцев не может самостоятельно встать, держась за опору. Все детки разные, их развитие индивидуально. Большинство детей в 8 месяцев умеют делать это, но есть такие, кто в этом возрасте даже не садится и не ползает на четвереньках. Если нет других отклонений – это в рамках нормы. Не нужно форсировать процесс и «заставлять» деток стоять на ножках. Ваш кроха успеет этому научиться, а если не делает так, как большинство – значит, согласно его внутреннему «календарю развития» время ещё не пришло.

Эмоции в 8 месяцев меняются буквально в одно мгновение. В этом есть свои плюсы – малыша легко отвлечь от неприятных мыслей и успокоить, например, если он ударился и плачет. Память заметно улучшилась, кроха неплохо помнит последние произошедшие с ним события.

Речь ребёнка в 8 месяцев становится чётче. Вместо размытых слогов теперь можно услышать чёткие «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Это ещё не осознанно произносимые слова, в восьмилетнем возрасте детки редко соотносят случайно сложившиеся из слогов простые слова с обозначаемыми ими предметами и людьми, хотя и в этом случае бывают исключения – развитие детей индивидуально и есть «вундеркинды», осмысленно произносящие несколько слов в возрасте 8 месяцев.

Сон ребёнка в 8 месяцев не меняется, режим примерно такой же, как и в предыдущем месяце: всего малыш спит 13–14 часов, из них днём – 3–4 часа, а ночью – около 10.

Уход в 8 месяцев

Питание в 8 месяцев разнообразное, состоящее частично из материнского молока, частично – из прикорма. Прикорм из академического постепенно становится энергетическим, т.е. если раньше благодаря прикорму малыш познавал новый вкус, а его организм приспосабливался к новой для него пище, то теперь он становится источником питания, постепенно заменяя материнское молоко. Кроха в 8 месяцев с удовольствием кушает многокомпонентные каши, каши с добавлением фруктов. Готовить каши можно на молоке, на воде или с применением молочных смесей, допускается добавлять сахар.

Восьмимесячный ребёнок за один раз может съедать до 100 граммов прикорма и будет отлично, если малыш завтракает, обедает и ужинает вместе со всеми членами семьи за общим столом или в специальном детском стульчике. Таким образом, совместное принятие пищи становится доброй традицией, а сам ребёнок во время трапезы учится повторять за действиями взрослых и копирует «взрослую» манеру еды из ложек и тарелок.

Детям 8 месяцев можно давать мясной бульон или мясное пюре. В предыдущем месяце в меню ребёнка впервые появилось мясо, теперь его порцию можно немного увеличить. Следует отдавать предпочтение мясу курицы, индейки, утки, использовать телятину или говядину. Также можно добавлять мясо в сваренную на воде кашу или овощное пюре.

Продолжайте давать кисломолочные продукты домашнего приготовления. Можно покупать специальное детское питание, подходящее 8-ми летнему малышу.

Перед каждым приёмом пищи не забывайте мыть детские ручки, суп подносите в пластиковой ложке из глубокой тарелки, каши из тарелок для вторых блюд, а воду и соки пейте из кружки.

Купать достаточно раз в сутки, лучше – вечером. Эта процедура обычно доставляет малышу такое же удовольствие, как и прежде. Детки любят плескаться в воде, однако им не нравится, когда вода брызгает им в лицо или глазки. Для поддержания нормальной гигиены невероятно важны водные процедуры и маме не стоит пропускать купание. Но будьте аккуратны, чтобы не испугать кроху и не вызвать у него страх перед водой.

Не забываем про прогулки с ребёнком в 8 месяцев . Они должны быть обязательно ежедневными, не менее 2 часов в день.

К концу восьмого месяца жизни малыша переходите к совместным развивающим играм для детей : собирайте из кубиков фигурки, просите найти красный кубик или зелёный, если вместе собираете пирамидку из дисков – объясняйте, что в основание ложится большой диск, потом поменьше и так деле. Помните, ребёнок гораздо раньше начинает понимать речь, ещё до того, как сможет осознанно произнести первое слово.

Ребенку 8 месяцев: что умеет малыш, развивающие игры и упражнения.

Ребенку 8 месяцев: особенности развития ребенка в 8 месяцев, развивающие игры и упражнения.

Ребенку 8 месяцев: что важно знать о развитии малыша и что делать

Возраст 8 месяцев – один из определяющих в развитии ребенка. К концу месяца заканчивается целый период развития младенца (от 6 до 8 месяцев).

Из этой статьи Вы узнаете:

  • особенности социального развития ребенка,
  • особенности познавательно-речевого развития ребенка 8 месяцев,
  • особенности физического развития,
  • развивающие игры и упражнения для ребенка 8 месяцев,
  • что умеет малыш к концу месяца и к концу важного трехмесячного периода его развития.

Особенности социального раз вития ребенка в возрасте 8 месяцев

Одна из ведущих линий развития ребенка в 8 месяцев – социальное развитие, которое переходит в этот месяц на новый виток.

Первая особенность. Деловое общение. Малышу очень хочется узнать, что за предметы его окружают, что с ними можно делать, как их использует мама. Для него недостаточно просто ласки, он требует делового общения с близким взрослым и с интересными предметами. Малыш начинает подражать взрослым – готов взять в руки чашку и ложку, выполнить движения в потешках.

Вторая особенность – новое в общении со взрослыми. Ребенок в 8 месяцев хорошо чувствует отношение людей к себе. Ребенок уже понимает Ваше эмоциональное отношение к жизненной ситуации, в которой он сейчас находится. Если его ругают – он на это эмоционально реагирует. Никогда не ругайте его, оценивая личность целиком («Какой ты вредина!»), лучше скажите: «Я так не разрешаю делать» или «Ты такой замечательный. Я тебя так люблю. Но сейчас ты меня огорчил». Это относится не только к возрасту 8 месяцев, но и ко всем другим возрастам детей.

Нужно учесть, что в возрасте 8 месяцев малыш не может управлять своим поведением, руководствуясь требованиями взрослых или их запретами. Поэтому гораздо результативнее и проще переключить его на другое дело или другой предмет, чем запрещать.

Он начинает наблюдать и за другими детьми, за старшими сестрами и братьями.

К концу этого месяца развития ребенок начнет ориентироваться на оценку его действий, т.е. он повторяет одобряемое действие и прекращает неодобряемое действие. Он радуется поощрениям и сердится или обижается в ответ на порицание. Поэтому нужно быть особенно внимательным к тому, когда и как мы хвалим малыша и когда его порицаем. В возрасте 8 месяцев для ребенка очень важны совместные действия со взрослым, побуждающие малыша к подражанию взрослому – просьбы «дай», «покажи» и другие.

Третья особенность – эмоциональная привязанность к маме или другому близкому взрослому. Малыш очень нуждается в этом нежном возрасте в эмоционально положительных взаимоотношениях с мамой и в позитивном настрое в целом в семье. Ему нужно, чтобы при пробуждении с ним поговорили, назвали его по имени, прочитали потешку или спели песенку, погладили по головке, а может быть и потанцевали. Вместе с малышом утром можно уже здороваться с игрушками: «Здравствуй, зайка! Здравствуй, ляля!» Очень важно, чтобы при ребенке в семье не ругались и не выясняли отношения, малыш это чувствует.

Четвертая особенность. Малыш в этом возрасте более самостоятельный и многое уже может делать сам. В совместных играх с игрушками с ребенком 8 месяцев разумный взрослый не спешит всё сделать за ребенка, а даёт ему возможность попробовать самому. Если всё получается – нужно предоставить ему полную самостоятельность.

Но — очень важно, чтобы в игре был хороший результат и чтобы малыш уже в этом возрасте получил положительные впечатления от сотрудничества с людьми. Поэтому если у малыша не получается, то взрослый ему помогает.

В 8 месяцев Вы можете уже называть ребенку запреты, то есть говорить ему «нельзя» — в случаях опасных для жизни ребенка. Но запретов не должно быть много. Нам, взрослым, нужно позаботиться о том, чтобы малыш чувствовал себя в безопасности и о том, чтобы мы как можно реже что-то ему запрещали.

Игры для сенсорного развития и развития действий с предметами с ребенком 8 месяцев

Главная для малыша деятельность в 8 месяцев – это деятельность с предметами. Он может соединять и разъединять детальки, вкладывать и выкладывать их обратно и делать много других действий. Причем движения ребенка в 8 месяцев становятся более точными и четкими.

Для развития речи очень важно сопровождать все игры с предметами своей речью – комментировать происходящее, развивая понимание речи: «возьми», «покажи, где», «на», «дай», «собери игрушки».

Начиная с восьмого месяца жизни, в 8 месяцев и далее у ребенка в коре головного мозга начинает полностью функционировать отдел, регистрирующий и хранящий воспоминания. Поэтому он уже действует целенаправленно, воспроизводя свой опыт и добиваясь результата: мнет, просовывает и высовывает, вынимает, открывает и закрывает, нанизывает и снимает со стержня, бросает и поднимает, ударяет в барабан или бубен. Малыш любит много раз повторять одно и то же действие, что закономерно, ведь для него главное – это повторение чувственных впечатлений и желаемого результата.

Это нужно знать:

— С целью развития тактильной чувствительности очень полезно предлагать малышу развивающие игрушки разной фактуры (гладкие, шершавые, пушистые, мягкие, твердые, прохладные, теплые).

— В возрасте 8 месяцев уже пора учить малыша пинцетному захвату (большой и указательный пальчик схватывают предмет как пинцетик, пальчики смыкаются почти по всей длине) и щипковому захвату (смыкаются подушечки большого и указательного пальцев). Для этого давайте ребенку захватывать самые разные ленточки и шнурки, яркие нитки. А потом медленно, играя, вытягивайте их из ручек малыша –он будет стараться их ухватить и удержать пальчиками.

— Также малышу можно предлагать предметы разной величины для вкладывания их в коробку или в ведерко – малыш будет брать крупные предметы горстью, а мелкие – кончиками пальчиков, так как горстью их не возьмешь.

— Очень удобно использовать устойчивые бутылки и банки с узким горлышком – малыш вместе с Вами будет пальчиками вкладывать в них мелкие предметы, а затем пересыпать их в коробку. Всей ладошкой мелкий предмет в узкое горлышко не просунуть. Поэтому это хорошее упражнение для пинцетного и щипкового захвата мелких предметов.

Игра 1. «Коробка с игрушками». Разработана Л.Н. Павловой

Вам понадобится картонная коробка (примерный размер стороны — 40 см), ленточка и несколько мелких игрушек размером от 3 до 7 см.

Как сделать коробку для игры с ребенком:

— Сделайте на противоположных сторонах картонной коробки отверстия (например, слева на стенке коробки и справа на стенке коробки). Размер отверстий – 15 Х15 см.

— Все мелкие игрушки привяжите цепочкой на атласную ленту (зверюшки, колокольчик, шарик, кубик и т.д.) Ленту пропустите через отверстия в коробке и свяжите ее концы.

— У Вас получится гирлянда с игрушками, которая помещается в коробку и может выходить из нее (такую деталь в современных развивающих книжках для малышей часто называют «перетягивалка»).

Как играть с коробкой:

— Покажите малышу способ действия с коробкой: потяните за ленточку так, чтобы из коробки появилась игрушка, потом вторая, третья, четвертая, пятая. Дайте малышу поиграть с ними, потрогать, рассмотреть.

— Дайте малышу самому подействовать с коробкой, подтягивать ленту чтобы достать игрушки из коробки. Если не получается – помогите ему (можно использовать способ «рука в руке» — возьмите ручку ребенка в свою руку и действуйте вместе, потом уберите свою руку)

— Развяжите ленту и положите ее в коробку так, чтобы выглядывал только один конец. Потяните за конец (или пусть малыш сам это сделает). Дайте малышу вытащить все игрушки из коробки. Когда все игрушки будут вытянуты из коробки, покажите пустую коробку ребенку и скажите «Нет ничего! Пусто!»

Варианты игр: меняйте игрушки на ленте. Можно взять предметы одной формы, но из разных материалов (шарики вязаный, сшитый, пластмассовый, деревянный, меховой). Или взять одну форму, но разный цвет (колькольчики разных цветов, вязаные зверюшки разных цветов, кубики разных размеров и цветов). Для деталей ленты можно использовать части погремушек, которые Вы раньше давали малышу.

Игра 2. «Колечки»

Вам понадобится 5 колечек пирамидки (можно использовать одноцветную, но если такой нет- то берите разноцветные колечки). Не давайте в ходе игры стержень пирамидки ребенку — держите его в своих руках!

Как играть: наклоните к малышу стержень с кольцами пиримидки (очень важно чтобы стержень был наклонен к ребенку!) Попросите его снять колечки: «Машенька! Сними колечко!». Когда ребенок снимет все колечки, скажите ему: «Нет колечек. Машенька сняла все колечки!». Потом снова наденьте кольца на стержень. Малыши могут с удовольствием повторять одно и то же действие — снимать колечки. Дайте ему это сделать. Наполняйте стержень кольцами — и пусть он снова их снимает. Повторите несколько раз пока малышу интересно. Заканчивать игру с колечками нужно тогда, когда она еще интересна ребенку.

Так же можно играть с разноцветными бочонками или ведерками – вкладышами, мисочками или тарелочками (ставить их стопкой друг на друга и потом расставлять – разбирать обратно)

Игра 3. Пуговицы

Нашейте на наволочку пуговицы разных размеров, формы, цвета, фактуры (пуговицы должны быть пришиты очень прочно, чтобы обеспечить безопасность ребенка). Рассматривайте их с малышом, обязательно дайте малышу возможность погладить пуговицы (почувствовать разные фактуры), обвести их по контуру пальчиком (круглая пуговица или пуговица с уголками разные по тактильным ощущениям). Называйте цвет, размер пуговки (большая, маленькая), фактуру (гладкая, шероховатая). Да, малыш еще не говорит, но он слышит Вас и запоминает слова, выделяет из потока Вашей речи знакомые слова.

Аналогично можно сделать для рассматривания и обследования с ребенком гирлянды, нанизав на ленту разноцветные кубики из разных материалов и разной фактуры (в них надо проделать отверстия для нанизывания) или мелкие игрушки разной формы и размера.

Игра 4. «Вышел зайчик погулять» — Ширма

Сделайте простую ширму (накройте платком спинку стула или кроватки). Приготовьте игрушку – например, зайчика. Малыш сидит в кроватке, а Вы спрячьтесь за ширмой с игрушкой. Начните за ширмой читать стишок:

«Раз-два- три – четыре –пять. Вышел зайка погулять». Если у Вас другая игрушка- замените слова стишка: «Вышел мишка погулять» или «Вышла ляля погулять».

После чтения строчек покажите ребенку игрушку – зайчика над ширмой с ее края.

Малыш начнет ожидать появления игрушки то на одном конце ширмы, то на другом ее конце.

Игра 5. Высыпаем из пакета (вынимаем из ведра, коробки или другого предмета)

В этой игре мы научим ребенка переворачивать емкости и высыпать из них содержимое.

Возьмите чистый пакет из-под молока и положите в него мелкие игрушки. Подготовьте второй аналогичный пакет для малыша. Все используемые игрушки или предметы должны быть безопасными для ребенка. Возьмите пакет и быстро высыпьте из него игрушки: «Бах! Упали!». Пусть малыш тоже перевернет пакет и высыплет все игрушки: «Бух!Бух! Упали!».

Игра 6. Коробочка ощущений

Для ребенка 8 месяцев очень интересное занятие – перебирать лоскутки ткани разной фактуры и цвета, толщины. Положите в коробку лоскутки размером 10Х10 см разных тканей (вельвет, бархат, хлопок, фетр, трикотаж, шелк, шерсть, искусственный мех, искусственная кожа). Добавьте туда и квадратики других материалов – дерева, пластмассы, резины.

Игра 7. Знакомимся с чашкой. Автор – Ю.А. Разенкова

Посадите малыша на колени. Поставьте на стол небольшую чашку. Покажите ее малышу: «Вот какая чашка!» Поднесите чашку ко рту, делая вид, что Вы из нее пьете и говорите: «Пей, пей» (это слово будет потом понимать ребенок, когда услышит его в Вашей речи – поэтому важно сказать слово именно в этой форме). Почмокайте с удовольствием: «Ах, как вкусно!». Предложите чашку ребенку, сказав: «Пей».

Полезный совет: Чашка, из которой пьет малыш, должна быть легкой и небольшой. Наливаем туда совсем чуть-чуть – буквально 2 чайные ложки жидкости. Маленькая порция не испугает малыша, он не поперхнется и не обольется. Желательно, чтобы первая чашка малыша была с двумя ручками (если Вы найдете такую).

Когда Вы кормите малыша ложкой, то в другую ручку давайте ему ложку или корочку хлеба.

Поиграйте с куклой в комление. Положите на игрушечную тарелочку настоящие кусочки хлеба, банана, вареного овоща. Рядом положите ложку. Посадите за стол куклу и «покормите» ее – покажите малышу, как это сделать. Потом дайте ложку малышу и пусть он «покормит лялю».

Игра 8. «Сними шапку»

Натяните на ребенка шапку так, чтобы она налезла немного на глаза. Попросите его стянуть шапку – «Сними шапочку. Вот умница!»

Игра 9. «Туннель для машинки»

Вам понадобится упаковка из-под чипсов (цилиндр) или любой другой «туннель» — цилиндр, сделанный из подручных материалов. Привяжите игрушечную машинку к тесьме, пропустите тесьму через отверстие в дне цилиндра и свяжите концы (получится кольцо).

Потяните за тесьму, и из туннеля «выедет» машинка. Потяните еще – она спрячется. Покажите малышу, как играть с этой игрушкой. Следите за тем, чтобы он тянул тесьму двумя или тремя пальчиками (покажите, как это делается, а при необходимости держите ручку малыша в своей руке). Радуйтесь, когда машинка появляется: «Вот приехала машинка. Би-би!». А когда она исчезает, говорите: «Нет машинки, нет би-би. Уехала».

Речевое развитие ребенка 8 месяцев. Развитие лепета

Что нужно знать родителям о лепете ребенка

Ребенок в 8 месяцев активно лепечет, в его репертуаре появляются новые звуки и слоги. Он понимает свое имя, может найти предмет («Где…?»). В лепете ребенка 8 месяцев повторяются целые цепочки звуков (ба-ба-ба). Постепенно в лепете начинают комбинироваться разные звуки. Чаще всего в лепете встречаются звуки губные (п, пь, б, бь, м, мь), язычно – средненебные (кь, гь), язычно – задненёбные (г, к), гласные а, е.

Наблюдайте за лепетом ребенка. Самое главное, что нужно запомнить и понимать – то, что лепет ребенка должен усложняться и обогащаться. И не сравнивайте своего малыша с другими, главное для Вас – динамика лепета своего ребенка, а не количество звуков на сегодня в сравнении с соседским малышом.

Лепеча, малыш играет со звуками, он повторяет слоги с разной интонацией, он может лепетать и один, и в присутствии мамы. Очень важно, чтобы мама «поддержала» малыша в его лепете, повторяя за ним его слоги. Возможно, малыш повторит слоги и за Вами. Возникнет перекличка.

Это очень важная игра звуков для своевременного и полноценного развития речи. Чаще всего малыш в таких перекличках повторяет те слоги, которые мама выделит голосом, например, протянет гласную или скажет интонационно выразительно. В перекличках нужно находиться лицом к лицу с ребенком и так, чтобы его ничто от Вас не отвлекало. Если Вы ранее никогда не перекликались с малышом, попробуйте начать с простых гласных, повторив за ребенком. Например, потяните: «Ааа» с какой-либо интонацией (вопросительной, восклицательной). Попросите малыша: «Скажи и ты ааа».

Обычно же в этом возрасте уже можно играть с ребенком в переклички слогами. Не добивайтесь от малыша результата – просто играйте, повторяйте слоги сначала за ним. Потом вводите новые звукосочетания сами и говорите их малышу, «отвечая» ему. И потом настанет момент, когда малыш повторит за Вами.

Научные исследования говорят нам о том, что лепет возникает в одно и то же время у здоровых детей всех народов, независимо от национальности, социальных условий проживания семьи. Т.е. лепет – это определенный уровень созревания организма. Лепет есть и у детей с нарушениями слуха, но он далее не развивается у таких деток.

Нужно понимать, что даже если в лепете ребенок в 8 месяцев повторяет слоги типа бабаба или мамама – это еще не слова, это только лепет, так как в этом возрасте еще нет связи между цепочкой слогов и значением слов. Эта связь – звучания слов и их значения – начнет формироваться позже. В 8 месяцев даже если Вы будете стимулировать ребенка повторять звукосочетания, он с удовольствием продемонстрирует свои достижения папе, бабушке или дедушке, назвав их… мамамама! 🙂

К концу месяца у малыша возникнет новый вид лепета – он называется «словесный» или «модулированный» лепет . Это лепет со сложными комбинациями звуков, например: «гласный – согласный – гласный» (аба, ата и другие варианты). А к концу первого года жизни из такого словесного лепета появятся первые такие долгожданные слова ребенка.

Тревожные признаки, связанные с лепетом ребенка 8 месяцев, на которые нужно обратить внимание:

Первое. У глухих деток лепет появляется в те же сроки, что и у обычных детей. Но далее малыш лепечет всё меньше и меньше, не наблюдается усложнения лепета. О чем это говорит? Если это наблюдается у Вашего малыша – нужно показаться врачу. Возможно, тревоги будут напрасными, но лучше перестраховаться, чем недостраховаться. А еще это говорит о том, что для развития лепета очень важно, чтобы ребенок слышал обращенную к нему речь взрослого человека. Иначе лепет затухает.

Второе. Если у ребенка в 8 месяцев нет лепета, а лепет появился только после 10 месяцев – то это свидетельствует о возможном риске в будущем проблем в плане развития речи. Такое явление часто наблюдается у деток с алалией, дислексией, а также у аутистов. Надо наблюдать за малышом и консультироваться со специалистами.

Третье – когда надо обратиться к врачу:

  • Если у ребенка нет в лепете сочетаний согласный – гласный, а ребенку уже 8 месяцев,
  • Если Вам просто нечего повторять за ребенком 8 месяцев в перекличках, так как он говорит только отдельные похожие на гласные звуки,
  • Если нет динамики в развитии лепета ребенка (в норме малыш переходит последовательно от этапа к этапу. Сначала: слоги типа ба. Потом – цепочки слогов, например, бабаба, гагага, дадада, дидиди, титити, татата. Затем — к разнообразным цепочкам лепета – бапуменидя, и в конце концов к лепетным словам – дядя, деда, тетя)
  • Если ребенок начал лепетать и перестал,
  • Если ребенок никогда не повторяет за Вами никаких звуков и звукосочетаний.

Как развивать речь малыша: рассматривание картинок

В 8 месяцев уже можно с малышом рассматривать картинки, и это очень полезно. Можно показывать ребенку не только отдельные картинки, но и картинки в книжках – реалистичные, яркие, без отвлекающих деталей, в понятном ракурсе. Конечно, малыш будет пробовать картинки даже на вкус, мять, сжимать, т.к. он еще не понимает ценности книги. Для него книга или картинка – это обычный предмет, который обязательно надо обследовать со всех сторон. Со временем это пройдет.

Рассматривая книжки и картинки, называйте то, что Вы видите: «Это мячик. Это чашка. Это котик мяу-мяу». Не надо «дрессировать» малыша, уча его как в школе: «Где мячик? Нет, это не мячик. Покажи, где мячик», и не надо от него ничего требовать. Наступит минута, когда он сам Вам «выдаст» всё то, что умеет. А пока пусть смотрит картинки с удовольствием и радостью. Поощряйте все попытки рассмотреть книжки и интерес к ним. Если ребенок ошибается при рассматривании картинок – например, Вы попросили показать лялю (то есть куклу), а он показал мишку, то скажите: «Ты показал мишку. А вот ляля», не повторяя ошибки. Поясню на примере.

Неправильный вариант: «Это не ляля. Ты неправильно показал. Вот ляля. А это был мишка. Покажи, где ляля» — малыш запутается в Ваших репликах, в которых употребляется то одно, то другое слово.

Правильный вариант: «Это мишка. А это ляля» (указательные жесты на картинки) — всё четко, понятно, без излишних слов, причем – это важно – с интонацией одобрения действий ребенка!

Рассматривая картинки и книжки, называйте, как говорят животные: «Это лягушка. Она говорит: ква-ква. Это мышка, она пищит: пи-пи-пи».

Помните, что главное – это Ваша радость от общения с малышом, а не достижение Вами запланированных результатов. Без радости не будет результатов! Мы не можем форсировать события и добиваться от ребенка, чтобы он именно сегодня сказал определенный слог. Придет время – и скажет обязательно. Если же ругать, что он делает неправильно – то только отобьем всякое желание заниматься с картинками и книжками.

Как развивать речь по ходу обычной жизни: комментирование

Очень важно разговаривать с малышом, комментируя свои действия и его действия, но при этом говорить медленно, не спеша, четко: «Дай мне ручку, давай оденемся. Где твоя ручка?». Как нужно комментировать:

— Обязательно делайте паузы, чтобы мог получиться диалог – и чтобы малыш мог ответить Вам жестом, улыбкой или звуками и слогами.

— Ребенку в 8 месяцев нужно еще время чтобы отреагировать на Вашу реплику. Дайте ему время для ответа.

— Вредно как и полное молчание, так и речь как постоянный шум – фон для жизни малыша. Нужно найти золотую середину.

— Привлекая внимание малыша, называйте предметы, людей, действия, свойства и качества. Это основа для дальнейшего развития речи ребенка.

— Знайте, что Вас никогда не заменить никакое так называемое «развивающее видео» или «развивающее аудио» 0+. Слова малыш усваивает только в реальном жизненном общении с близким взрослым, в котором он действует с предметами. Из видео, то есть из речи чужого дяди или тети, сопровождающейся мельканием картинок на экране, слова не усваиваются. Это уже доказано и в отечественных и в зарубежных исследованиях.

Игры с ребенком 8 месяцев для развития речи

Игра 1 «Где?»

Привлеките внимание малыша, назвав его по имени и начав с ним говорить. Можете разыграть, как будто Вы потеряли малыша и вдруг нашли: «Вот наша Анечка! Вот она – наша деточка!».

Поднесите малыша к зеркалу и спросите: «Где мама? Вот мама! А где Анечка? Вот Аня!» (рукой дотрагиваемся сначала до себя, потом до ребенка). Говорите медленно, интонационно выразительно, делайте паузы, тараторить с малышами нельзя.

Потом найдите знакомые предметы в комнате: «Где ляля (кукла)? Где машинка би-би?»

Затем покажите новую игрушку и назовите ее облегченным словом: «Это часики тик-так» (сначала говорим обычное слово, затем звукоподражание). Звукоподражания подбирайте такие, чтобы ребенок мог их произнести в своей лепетной речи.

Игра 2 «Где мой носик?»

Возьмите малыша на ручки и подойдите к зеркалу. Начните говорить стишок и дотрагивайтесь до носа, щек, ушек, ротика, шеи и так далее по тексту: «Носик, носик, где ты, носик? Ротик, ротик! Где ты, ротик? Ушки, ушки, где вы, ушки?» И дальше импровизируем продолжение, перечисляя разные части тела.

Игра 3. «Прыгаем и говорим».

Вам понадобится большой гимнастический мяч. Если мяча нет, то можно прыгать и на диване.

Сядьте на гимнастический мяч, ребенка посадите на колени, обнимите его. Начинайте ритмично подпрыгивать, в ритм произнося разные слоги: «Да-да-да. Та-та-та! Ду-ду-ду, ма-ма-ма. Тпру-тпру-тпру! Му-му-му. Так-так-так. Вот-вот-вот. Гоп-гоп-гоп». Подходят и песенки или потешки с повторяющимися слогами. После каждой фразы делайте паузу, чтобы малыш смог Вам ответить. Играйте с удовольствием – это не школьное упражнение, а веселое общение!

Игра 4. «Поем слоги».

Возьмите любую звучащую игрушку – например, погремушку. Одну возьмите себе, одну дайте малышу. Напевайте любую любимую Вами мелодию народной или детской песенки и ритмично гремите погремушкой. Сначала спойте песню с обычными словами. Спрячьте погремушку за спину: «Ой, где погремушка? Нет погремушки! Где она? Вот она!».

Затем повторите игру с погремушкой, но песню пойте на один и тот же слог. Выберите тот слог, который уже может произнести Ваш малыш (например, пойте мелодию на «мамама» или на «папапа»). Такой песенкой мы стимулируем малыша к произнесению лепетных звуков и их подпеванию. Игра разработана Ю.А. Разенковой

Особенности физического развития ребенка 8 месяцев

Что нужно знать родителям о физическом развитии младенца в 8 месяцев

Обычно ребенок 8 месяцев живет примерно по такому режиму (хотя все детки очень индивидуальны): 2 часа бодрствует, 2 часа спит, ночью спит 10-11 часов, кормление – 5 раз в день. Конечно, это очень приблизительная схема.

Самое важное движение для ребенка в физическом развитии в возрасте 8 месяцев – это ползание. Очень вредно, если ребенок, не ползая, сразу же начинает ходить (это бывает, если малышу не разрешают ползать).

Во время ползания создаются благоприятные условия для развития мышечной массы, развиваются симметричные движения крупных мышечных групп тела, формируются мышцы спины и брюшного пресса.

Если ребенок не ползал, а сразу же начал ходить, то он не готов удерживать тело в вертикальном положении. В результате – ассиметричные нагрузки на суставно – связочный аппарат и предпосылки к нарушению осанки. Создайте все условия, чтобы Ваш малыш в 8 месяцев активно ползал!

И не спешите со стоянием, не торопитесь – идите за своим малышом, присматриваясь именно к его особенностям в развитии.

Самое важное, что нужно уяснить в плане физического развития ребенка в 8 месяцев: Для ребенка наиболее важно и ценно овладеть моторными функциями (то есть движениями с изменением положения тела в пространстве), и лишь затем – статическими (то есть удержание тела в одном положении в пространстве). Поэтому для малыша важнее научиться садиться и вставать, а не научиться долго неподвижно стоять на месте.

Когда ребенок начинает ползать, что такое «правильное» и «неправильное» ползание ребенка, какие упражнения готовят ребенка к ползанию читайте в цикле статей:

  • комплекс развивающих упражнений гимнастики для самых маленьких.
  • для детей с особенностями в развитии и задержкой физического развития.

Более подробно о том, как малыш учится сидеть и какие физические упражнения развивают умение присаживаться и чувство равновесия — в статье

Игры для физического развития ребенка в 8 месяцев

Упражнение 1 «Доползи до погремушки»: стимулируем к ползанию.

Встаньте на расстоянии от ребенка в 1.5-2 метра, покажите погремушку, позвучите ей: «Вот как погремушка звенит: динь – динь- динь –динь. Анечка, послушай. Ползи к ней». Малыш подползает к погремушке и берет ее в руки, играет с ней, рассматривает. Затем взрослый берет погремушку и отходит в другой конец комнаты и снова предлагает ребенку подползти к ней. Игра повторяется 3-4 раза.

В игре можно использовать не погремушку, а любую другую игрушку, которая будет интересная малышу.

Упражнение 2 «Достань игрушку». В этой игре мы побуждаем малыша вставать и стоять, держась за барьер.

Положите на барьер (барьер манежа или детской кроватки) яркую игрушку, привлеките к ней внимание малыша. Ребенок, держать за перекладины кроватки или манежа, встает и берет игрушку.

Упражнение 3: учимся переступать, держась за барьер

Малыш стоит, держась за барьер. Отойдите на небольшое расстояние и покажите игрушку, позовите малыша: «Ванечка, иди, возьми». Малыш, держась за барьер, делает несколько шажков – переступает ножками, передвигаясь к игрушке. Начинайте с минимального расстояния. Когда малыш уже уверенно будет переступать – расстояние увеличивайте. Каждый раз показывайте что-то новое, что привлечет ребенка.

Упражнение 4 «Догони мяч». Развиваем ползание.

Поиграйте с малышом с мячом, предлагая его догнать. Когда малыш догонит мячик (он ползет рядом с ним), предложите малышу самому оттолкнуть мячик и догнать его.

Упражнение 5. «Прятки». Стимулируем ползание.

Покажите малышу игрушку, назовите ее, привлеките внимание к игрушке, а затем спрячьте игрушку под платочком. «Где мишка?» Снимите платочек: «Вот мишка».

Затем уберите игрушку на расстояние примерно 2 метра от малыша и снова накройте платочком: «Где мишка? Анечка, найди мишку». Малыш ползет к игрушке, поднимает платочек и находит ее. Похвалите малыша: «Вот умница! Нашла мишку!».

Упражнение 6. «Догонялки» — развиваем умение ползать.

Имитируйте погоню: «Догоню-догоню-догоню Машеньку. Догоню!», побуждая малыша ползти быстрее. Догнав ребенка, возьмите его на ручки, обнимите, поцелуйте и подбросьте вверх (сделайте то, что так любит Ваш малыш). А потом повторите веселую игру в догонялки.

Что может ребенок 8 месяцев к концу месяца (то есть к девяти месяцам):

  1. после показа действий взрослым проталкивать предмет через отверстие в коробку,
  2. долго сам заниматься с игрушками – вынимать, выкладывать и вкладывать детали, используя пальцевой захват,
  3. снять предмет со стержня или с опоры (снять колечки со стержня, которые наклонен к ребенку и находится в горизонтальной плоскости, снять крупные шары — бусины с ленточки, которая находится в горизонтальной плоскости),
  4. разъединять предмет на части (вытащить грибки из деревянной панели, вытащить деревянный втулки из отверстий в игрушке),
  5. снимать крышки с коробок,
  6. держать в обеих руках по игрушке (Причем если появляется третья игрушка, то ребенок выпускает из рук одну из игрушек и берет в эту ручку новую)
  7. действовать с предметами в зависимости от их свойств и качеств: катать шарики, вынимать мелкие предметы из коробки, заглядывать в дырочку в колечке и так далее,
  8. эмоционально реагировать в соответствии с ситуацией порицания или одобрения, обижаться в случае резкого тона взрослых в речи, адресованной ему,
  9. скучать по любимому взрослому и добиваться его внимания к себе (выбрасывать игрушки, хныкать чтобы привлечь внимание и т.д.),
  10. в случае неудачных попыток что-то сделать переживать или даже плакать,
  11. легко вступать в контакт с близкими взрослыми, проявлять негативные реакции при навязывании общения незнакомым взрослым,
  12. стягивать с головы шапочку,
  13. проявлять самые разные эмоции: радость, грусть, обида, интерес, удовольствие и другие,
  14. на вопрос «где» находить в комнате уже знакомые предметы (даже если они находятся в непривычном месте),
  15. понимать слова «дай», «вставай», «на», «ложись», «иди», «да», «нет», «бах – упал» и другие, которые Вы используете в общении с ребенком,
  16. понимать назначение предметов – ложки, чашки, тарелки и других, которые Вы часто используете с малышом,
  17. подражать взрослому слогами, которые уже есть в его лепете,
  18. выполнять просьбы взрослого – заученные движения: «Ладушки», «До свидания», «Дай ручку», «Ку-ку»
  19. громко и активно лепетать в периоды бодрствования, повторять звуки с разной интонацией, вслед за мамой повторять звукосочетания,
  20. пить из чашки, которую держит в руках взрослый,
  21. есть кусочек (например, хлеба, печенья, банана, вареного овоща), который сам держит в руке,
  22. самостоятельно садиться и ложиться; вставать, держась за барьер; активно ползать; переступать (именно переступать, а не ходить), держась за опору или при поддержке за обе руки; вставать на колени у опоры и удерживаться в таком положении;
  23. бросать предметы с замахом,
  24. различать свое имя и имена близких людей (например, имя сестры или брата),
  25. опускать голову по направлению к звуку, источник которого находится ниже уровня его глаз (например, колокольчик),
  26. искать взглядом спрятанную у него на глазах игрушку,
  27. слушать тихие звуки (например, прислушиваться к тиканью часов), улавливать знакомую мелодию.

Желаю Вам радости общения с Вашими малышами! Наверняка, Вы придумаете свои игры и затеи для развития ребенка. Очень буду рада, если статья Вам помогла.

Буду благодарна за комментарии и отзывы:). До новых встреч на «Родной тропинке!