ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«ШКОЛА №953»
Дошкольное отделение № 5
КОНСПЕКТ
ЗАНЯТИЯ «О ВОЛШЕБНИЦЕ - ВОДЕ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Подготовила воспитатель
Журавлева Галина Александровна
МОСКВА 2015
"О волшебнице - воде"
Цель : Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Цель: Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
Развивающая среда: Широкие и длинные полоски голубой ткани, стаканчики с водой, молоком, соком, шапочки «капельки».
Содержание
Воспитатель читает стихотворение Н.Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает.
На плите у вас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
В-ль: Где и какую, дети сегодня вы видели воду? (1- В помещении, 2- на улице.) Для чего нужна вода, как мы ее используем? (пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы). Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. В кране - вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.
К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
А как же «рождается речка»? Хотите узнать? (Приглашает к себе, кладет самую широкую и длинную голубую полоску ткани.) На земле много разных рек, больших и маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую речку? Самая широкая и длянная полоска ткани превратиться в главную речку, остальные (можно использовать ленты)- в ручейки. Расположите голубые ленточки так, чтобы ручейки впадали в большую реку. Вот как много воды, но надо беречь ее, даже краны оставлять открытыми.
В-ль предлагает детям подойти к столику, на котором стоит 2 стаканчика:
Один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком стаканчике ложка видна, а в каком нет? Почему? Сделать вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
В-ль предлагает детям попробовать воду через соломинку. Есть ли у нее вкус? Дать попробовать молоко или сок. Доказать, что у воды нет вкуса.
Воспитатель говорит, что вода может быть теплой, холодной, горячей. Предлагает опустить пальчик в теплую и холодную воду. В реках, озерах и морях тоже бывает вода теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие - в холодной. Если бы вы были рыбаками, какую бы воду вы выбрали? А в горячем «доме» сможет ли кто жить? (Очень мало жильцов).
Тема «Волшебница вода».
Задачи:
Побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;
Способствовать умению детей определять физические свойства воды (запах, вкус, прозрачность, хороший растворитель, способность отражать предметы0;
Поддерживать проявление инициативы детей в рассуждениях, в проведении опытов; стимулировать речевую и познавательную активность;
Создавать условия для активного взаимодействия детей друг с другом и с педагогом, побуждать детей включаться в совместную игровую ситуацию;
Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой, умение детей сравнивать, анализировать, делать выводы;
Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде
Голдобина Наталья Яковлевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида №45 «Росинка»
Муниципальный конкурс «Лучшая методическая разработка»
Конспект
познавательно-исследовательской деятельности
«Волшебница вода»
в старшей группе
Голдобина Наталья Яковлевна,
воспитатель
Познавательно-исследовательская деятельность
Тема «Волшебница вода».
Задачи:
- побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;
Способствовать умению детей определять физические свойства воды (запах, вкус, прозрачность, хороший растворитель, способность отражать предметы0;
Поддерживать проявление инициативы детей в рассуждениях, в проведении опытов; стимулировать речевую и познавательную активность;
Создавать условия для активного взаимодействия детей друг с другом и с педагогом, побуждать детей включаться в совместную игровую ситуацию;
Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой, умение детей сравнивать, анализировать, делать выводы;
Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде;
Оборудование: глобус, оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: белые халаты, два стакана, чайные ложки, сахар-рафинад, песок, акварельные краски, кисточки, подносы, салфетки; карточки-схемы «Свойства воды» (Приложение №1); емкость с водой; аудиозапись «Музыка дождя» муз. С. Бурцева; игрушка Капелька; баночка с крышкой для проведения фокуса; сюрпризы для детей - Капельки.
Предварительная работа: беседа с детьми о воде; рассматривание воды после рисования красками; дидактическая игра «Разноцветные капельки»; чтение сказки народов Сибири «Живая вода» и сказки горцев «Два ручья»; загадывание загадок о воде; просмотр познавательного фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку»; выполнение дидактических заданий на прогулке, связанных с водой; оформление карточек-схем; чтение рассказов и стихотворений о воде.
Ход образовательной деятельности
1. Вхождение в игровую ситуацию.
(Воспитатель готовит оборудование для образовательной деятельности, дети играют)
Воспитатель приглашает детей:
1, 2, 3, 4, 5,
Приглашаю всех играть!
Всё хотим на свете знать,
Тайны мира раскрывать!
2. Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе…»
Поиграем в игру «Дружат в нашей группе».
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединяем пальцы в «замок»)
С вами мы подружимся маленькие пальчики.
(касаемся кончиками пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы считать.
(парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
(руки вниз, встряхиваем кистями)
3. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.
Ребята, посмотрите, в нашей группе появилось новое пособие.
(Воспитатель показывает глобус)
Что это?
Глобус.
- А что мы можем увидеть на глобусе?
Примерные ответы детей:
С траны, города, океаны, моря и т.д ..
А как вы думаете, что обозначено на глобусе голубым цветом?
Примерные ответы детей:
Г олубым цветом обозначены реки, озера, моря и океаны.
А что находится в реках, морях, океанах?
Вода.
Ребята, а где можно встретить воду?
Примерные ответы детей:
В ода есть в кране, в тучке.
Вода есть в бассейне.
Вода есть в луже, в организме.
Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Вы хотите - узнать, какими свойствами обладает вода?
А сейчас я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем учеными -исследователями.
(Дети проходят в лабораторию, надевают халаты)
4. Проведение опыта-эксперимента
Опыт 1. Вода не имеет запаха.
Как вы считаете, ребята, имеет ли вода запах?
Дети высказывают предположения
Вода имеет запах
Я думаю, что вода не имеет запах.
Давайте проверим. Имеет вода запах?
В ода не имеет запаха.
- Какой делаем вывод?
(Воспитатель обращается к детям: ученый Дима, ученая Соня и т. д.)
Вывод: вода не имеет запаха.
Ребята, обозначим это свойство этой схемой.
Опыт 2. Вода не имеет вкуса.
Ребята, как вы думаете, имеет ли вода вкус?
Предположения детей:
Я считаю, что вода не имеет вкуса.
А я думаю, что вода имеет вкус.
- Попробуйте воду на вкус. Имеет вода вкус?
Примерные ответы детей:
В ода не имеет вкуса.
- Какой делаем вывод?
Вывод: вода не имеет вкуса.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
Опыт 3. Вода прозрачная.
- Ребята, как вы считаете, имеет ли вода цвет?
Предположения детей:
Я считаю, что вода не имеет цвет.
А я думаю, что вода имеет цвет.
Перед вами два стакана. Один с водой, другой с молоком. Если в оба стакана положить ложки. В каком из стаканов ложка будет видна: в стакане с водой или в стакане с молоком?
Предположения детей:
Я думаю, что ложка будет видна в стакане с водой.
А я считаю, что ложка будет видна в стакане с молоком.
Проверим. Опускаю ложку в стакан с водой и в стакан с молоком. В каком из стаканов ложка видна? Почему?
Примерные ответы детей:
В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком ложка не видна.
Какой вывод можно сделать?
Вывод: - Вода не имеет цвета, вода прозрачная.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
5. Игровое упражнение «Мы – капельки»
(звучит аудиозапись «Музыка дождя» муз. С. Бурцева)
Ребята, а сейчас мы поиграем, превратимся в волшебные капельки. П роизносим волшебные слова: вправо, влево повернись, в волшебную капельку превратись! Ой, как много капелек! Давайте вместе потанцуем, покружимся, польем растения. Скучно стало капелькам играть друг без друга. Собрались капельки парами и потекли маленькими, веселыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой (цепочкой). Текла, текла река и попала в большое море (в круг). А тут и солнышко пригрело! И капельки вернулись к тучке.
6. Проведение опытов-экспериментов.
Опыт 4. В воде растворяется сахар, песок не растворяется.
Ребята, как вы думаете, какие вещества растворяются в воде?
Предположения детей:
В воде растворяется сахар.
В воде растворяется мука.
Если в стакан с водой положить кусочек сахара, что произойдет?
Примерные ответы детей:
Сахар в воде растворится.
А я думаю, что сахар не растворится.
Давайте проверим. Положим в стакан кусочек сахара. Попробуйте воду ложкой. Что произошло?
Примерные ответы детей: сахар в воде растворился, и вода стала сладкой. - Какой сделаем вывод?
Вывод: сахар в воде растворяется.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
Что получится, если в стакан с водой опустить песок?
Примерные ответы детей:
Песок растворится в воде.
А я считаю, что песок не растворится в воде.
Давайте проверим. Положим в стакан с водой песок, размешаем ложкой.
Растворился песок в воде?
Песок в воде не растворился.
Какой вывод делаем?
Песок в воде не растворяется.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
Опыт 5. Вода становится цветной, если добавить краску.
Ребята, что произойдет, если мы добавим в воду краску?
Примерные ответы детей:
Я думаю, что краска в воде растворится.
Я считаю, что краска не растворится в воде.
Давайте поэкспериментируем. В стакан с водой добавим краску. Что произошло?
Примерные ответы детей:
Краска в воде растворилась, вода стала цветной.
Какой делаем вывод?
Вода – растворитель. В воде растворяется сахар, краски, а песок не растворяются.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
А как вы думаете, ребята, что произойдет с солью?
Примерные ответы детей:
Я думаю, соль не растворяется в воде.
Я думаю, что вода станет соленой.
Проведите этот опыт дома и расскажите потом, что произошло с солью в воде.
Опыт 6. Способность воды отражать предметы.
Приглашаю всех подойти к столу. (На столе емкость с водой)
Давайте заглянем в нее. Что вы там увидели?
Примерные ответы детей:
Я увидел своё лицо, отражение.
- Миша увидел себя, а Катя?
Примерные ответы детей:
А я увидела лицо Вадима.
А где ещё можно увидеть своё отражение?
Примерные ответы детей:
В зеркале, в витрине магазина, и т.д.
Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Нет)
- Какой делаем вывод?
Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
7. Игровое упражнение «Вода какая?»
Ребята, поиграем в игру «Вода какая?» Передаем капельку и говорим: вода какая?
Примерные ответы детей:
Вода чистая, вода родниковая, вода прозрачная, вода холодная, вода газированная, вода грязная.
Молодцы, ребята!
8. Игра «Хорошо-плохо» (ТРИЗ)
- Ребята, вода хорошо - почему?
Примерные ответы детей:
Вода – хорошо, потому что можно купаться.
Вода – хорошо, потому что можно пить воду.
Вода – хорошо, потому что можно полить растения.
Вода – хорошо, потому что можно сварить компот и т.д..
- Ребята, вода – плохо - почему?
Примерные ответы детей:
Вода – плохо, потому что можно заболеть, если пить холодную воду.
- Вода – плохо, потому что можно намокнуть под дождем
Вода – плохо, потому что можно выпачкаться, если бегать по лужам.
Вода – плохо, потому что, если затопит квартиру и т. д.
9. Беседа о свойствах воды по схемам.
Ребята, давайте расскажем о свойствах воды по схемам.
Примерные ответы детей:
Вода не имеет запаха.
Вода не имеет вкуса.
Вода не имеет цвета, она прозрачная.
Сахар в воде растворяется, а песок не растворяется
Вода становится цветной, если добавить краску.
Вода отражает предметы, как зеркало.
Молодцы! Сколько интересного мы узнали о воде.
10. Ситуативный разговор «Берегите воду!»
Ребята, вода у нас много, она - везде. А нужно беречь воду? Как будем беречь воду?
Примерные ответы детей:
Нужно не забывать закрывать краны.
Если заметили, что кран неисправен, сразу сообщить взрослым.
Не засорять водоемы.
- Не мусорить на берегах рек.
Не мыть в водоемах машины.
Правильно , ребята, воду нужно беречь! Вода – это жизнь!
(Воспитатель читает отрывок из стихотворения)
Без воды нам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
11. Фокус с водой
Попробуйте показать такой фокус дома.
- Ребята, вы были любознательными учеными, примите на память маленькие капельки (дети получают сувениры-капельки).
Программное содержание: Образовательные задачи: дать детям знания о том, что вода имеет три агрегатных состояния: твердая (снег, лед), газообразная (пар), жидкая.
Расширять знания детей о значении воды в жизни человека (вода- источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека).
Закрепить знания о свойствах воды и снега.
Развивающие задачи: развивать у детей внимание, память, мышление, связную речь, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к экспериментированию, аккуратность в работе, умение работать сообща.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова: лаборатория, лаборант, опыты.
Материал: Демонстрационный: презентация на тему: «Вода», глобус, термос с кипятком, зеркало, ноутбук, экран для проектора.
Раздаточный: 2 стакана с водой, снег и лед на игрушечных тарелочках, пластмассовые игрушечные ложечки.
Интеграция образовательных областей:
Познание; Коммуникация; Чтение художественной литературы; Музыка; Физическая культура.
Виды деятельности: игровая, экспериментальная, коммуникативная, чтение художественной литературы.
Предварительная работа:
1) Рассматривание иллюстраций: «Дождь», «Зима».
2) Знакомство с глобусом.
3) Загадывание загадок о воде.
4) Чтение произведений: К.Д.Ушинского «Ручеек», И.Р. Смольянова «Красота воды», И.М. Новикова «Удивительные капельки».
5) Наблюдение за состоянием воды в природе.
6) Проведение опытов с водой: «У воды нет вкуса», «Вода не имеет запаха», «Вода прозрачная», «В воде одни вещества растворяются, а другие - нет», «Тонет - не тонет».
Ход непосредственной образовательной деятельности:
(Дети заходят в группу и здороваются с гостями)
I. Вводная часть (Звучит музыка дождя).
Воспитатель рассказывает: Жил-был дождик. Он любил гулять по улицам, стучать по крышам домов. В дождике было много- много весёлых капелек (Смех в магнитофонной записи)Одна такая капелька и пришла к нам в гости. Зовут капельку Капитошкой. Поздороваемся с Капитошкой. (Воспитатель показывает детям капельку и прикрепляет ее на доску). Капелька сегодня будет с нами.
II. Основная часть:
Воспитатель: Как вы думаете, где живёт капелька?
Дети: Капелька живет в воде.
Воспитатель : Верно, она живет в воде. Кто знает стихотворение о воде?
(Ребенок читает стихотворение):
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем мы сегодня с вами будем рассказывать капельке?
Дети: Сегодня мы будем говорить о воде.
Воспитатель: Правильно. Мы поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Пройдем, присядем на стулья, посмотрим, сколько воды на Земле. (Детям предлагают посмотреть презентацию «Вода» на экране)… Повторим, где в природе встречается вода? (Ответы детей). Для чего нужна вода человеку?
Дети: Вода нужна для того, чтобы пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье, поливать растения.
Воспитатель: Молодцы, все правильно сказали. А сейчас представим себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет?
Дети: Все живое на планете погибнет.
Воспитатель: Правильно, планета останется без живых существ. Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет. В нашем организме тоже много воды. На Земле вода везде. Скажите, какая модель Земли есть у нас в группе?
Дети: У нас есть глобус.
Воспитатель: Верно (Детям показывают глобус). Вот глобус. Такой видят нашу планету космонавты из космоса. Какой формы наша планета?
Дети: Планета Земля круглой формы.
Воспитатель: Молодцы. А каким цветом окрашены моря и океаны на глобусе?
Дети: Моря и океаны окрашены голубым цветом.
Воспитатель: Нашу Планету поэтому называют «голубой планетой». Как называются все моря и океаны на Земле? (Предположения детей). Вся вода на Земле составляет единый Мировой океан… Давайте поиграем в игру » Какая бывает вода«. (Воспитатель бросает детям мяч и дети называют свойства воды).
Дети: Вода бывает прозрачная, она без вкуса, без запаха, в воде одни предметы растворяются, а другие - нет, вода выталкивает легкие предметы, а тяжелые предметы в воде тонут и т.д.
Воспитатель: Вы понравились Капитошке. А сейчас поиграем в игру «Сугроб».
(Проводится Физкультминутка)
Воспитатель: Посмотрите, сколько снега лежит на улице. А как образовались сугробы, вы знаете?
Дети: Снежинки опускаются все ниже и ниже и ложатся на землю рядом друг с другом, друг на друга.
Воспитатель: Представьте, что вы снежинки. На улице снегопад. Снежинки парят в воздухе, танцуют и, кружась, медленно опускаются на землю. Вот они опустились все ниже и ниже и тихо ложатся на землю рядом друг с другом. Выпало так много снежинок, что образовался сугроб.
(Дети танцуют, кружатся под спокойную классическую музыку. Собираются вместе и образуют «сугроб»).)
Воспитатель: Ребята, а ещё мы с вами знаем, что с водой можно играть и проводить опыты. Опыты с водой проводят в лаборатории. А вы хотели бы сами провести опыты, и узнать, какой разной может быть вода? (ответы детей).
А сейчас мы с вами пройдем в нашу лабораторию и продолжим разговор о воде. Скажите, что обозначает слово «лаборатория»?
Дети: Это помещение, где проводят опыты.
Воспитатель: Почему лаборанты работают в белых халатах? (Закрепить в речи детей слова: лаборатория, лаборант, опыты)
Дети: В лаборатории очень чисто, там не должно быть посторонних запахов, звуков, пыли. (Дети проходят в «лабораторию»).
Воспитатель: Пройдите в лабораторию. Капельку тоже возьмем в лабораторию, пусть учится вместе с нами делать опыты. (Дети надевают халаты, присаживаются на стульчики). В лаборатории нужно вести себя тихо, сидеть прямо, не мешать друг другу.
Поиграем в игру: «Подскажи словечко». Я прочту стихотворение- загадку, а вы добавите соответствующее слово:
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю…(снег).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …(снежки).
С неба все скользят пушинки
Серебристые…(снежинки).
Словно в белый пуховик
Нарядился (снеговик).
На поляну, на лужок
Все снижается …(снежок).
Рядом снежная фигурка,
Это девочка …(снегурка).
Вот веселье для ребят-
Все сильнее…(снегопад).
На снегу-то, посмотри-
С красной грудкой…(снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил…(снег).
Какие слова вы отгадали в этих загадках? Повторите.
Дети: Снег, снежки, снежинки, снежок, снегопад, снеговик, Снегурка, снегири.
Воспитатель: Чем похожи все эти слова?
Дети: Слова похожи на одно слово- снег.
Воспитатель: Правильно. Что можно сказать о снеге? Какой он?
Дети: Снег холодный, мягкий, белый, пушистый, легкий…
Воспитатель: А теперь превратимся в волшебников и поэкспериментируем со снегом. Что такое снег?
Дети: Снег- это вода. Это замерзшие капельки воды.
Воспитатель: Положите немного снега ложечкой на ладошку и посмотрите, что же случилось?
(Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним происходит).
Дети: Снег тает, превращается в воду.
Воспитатель: А теперь возьмите ложечкой кусочек льда. Что такое лед?
Дети: Лед - твердая вода.
Воспитатель: Положите снег в один стакан с водой, а лед - в другой в стакан с водой. Что происходит?
(Дети проводят опыты - опускают снег и лед в воду).
Дети: Они тают.
Воспитатель: Правильно, они постепенно уменьшаются, превращаясь в воду. Обратите внимание на время, за которое тают снег и лед.
Дети: Снег тает быстрее, а лед - медленнее.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что легче - лед или вода?
Дети: Лед легче воды.
Воспитатель: Верно. А как вы догадались?
Дети: Когда мы отпустили лед в воду, он не тонул.
Воспитатель: Молодцы. Что вы видите у меня на столе?
Дети: На столе стоит термос.
Воспитатель: В термосе горячая вода. Сейчас я открою крышку, а вы внимательно следите (Воспитатель открывает крышку термоса). Что вы заметили?
Дети: Из термоса выходит пар.
Воспитатель: Это можно проверить, поместив зеркало над паром (Воспитатель держит зеркало над паром, показывает детям капельки пара на зеркале).
Что вы видите на зеркале?
Дети: На зеркальце видны капельки воды.
Воспитатель: Это пар. Какой вывод можно сделать из всех проделанных опытов?
Дети: Снег, лед, пар - это вода.
Воспитатель: Снег и лед - твердое состояние воды, пар - газообразное состояние воды. Вода в стакане - жидкое состояние воды. Вот и закончились наши опыты. Капитошке они очень понравились. Предлагаю снять халаты и подойти к доске.
III. Заключительная часть:
Воспитатель: Все вы сегодня правильно отвечали. А теперь Капитошка приглашает вас ещё раз подойти к схемам и вспомнить, что нового о воде вы узнали сегодня? Какие свойства воды мы повторили? В какие игры играли?
Дети: Мы сегодня много говорили о воде. Мы узнали, что пар, снег, лед- это тоже вода. Повторили, что вода бывает прозрачная, она без вкуса, без запаха, в воде одни предметы растворяются, а другие - нет, вода выталкивает легкие предметы, а тяжелые предметы в воде тонут. (Дети повторяют по схеме). Мы были лаборантами, проводили опыты. Играли в игры: «Сугроб», «Подскажи словечко».
Воспитатель: Спасибо всем за работу. Нам с Капитошкой очень понравилось с вами работать. Оставим капельку в группе до весны? (Дети соглашаются, прощаются с гостями).
Конспект занятия «Волшебница - вода» (старшая группа)Андреева Анжелика Николаевна
Старший воспитатель
МАДОУ № 23 г. Армавир
На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, еще низок уровень восприятия экологических проблем, как личностно значимых. Очень важно уже в детстве сформировать у ребенка, оберегающее и ответственное отношение к ресурсам и объектам окружающей природы.
Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не гарантирует успешного обучения, гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
При взаимодействие с природными материалами у дошкольников из стихийного и случайного любопытства, возникает потребность в познании природы, понимании ее, стремление проникнуть за пределы увиденного и узнать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью и чувством удовлетворенности. В ходе образовательной работы по экологическому образованию детей использую экспериментирование, как специально организованную деятельность, которая способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и формированию основ культурного познания окружающего мира.
Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Очень интересны были опыты с водой. Каждый день наблюдали за происходящими изменениями, пробовали на вкус. Проведение опытов способствовало возникновению интереса к собственным открытиям через исследование и экспериментирование.
Таким образом, использование разнообразных, интересных методов и приемов организации поисково - познавательной деятельности детей, способствует всестороннему развитию ребенка, расширяет его кругозор, формирует осознанное, бережное отношение к окружающей природе.
Конспект занятия «Волшебница - вода»
Подготовила:
Андреева А.Н. старший воспитатель первой категории
МАДОУ №23 г.Армавир
Программные задачи:
Формировать знания о разнообразном состоянии воды в окружающей среде
Дать элементарные знания о круговороте воды в природе.
Материал:
Демонстрационный: Мнемотаблица по формированию знаний о свойстве воды; плакат «Круговорот воды в природе»; иллюстрации к рассказу; термос с горячей водой; стекло
Раздаточный: полоски цветной бумаги (голубая, синяя, серая, белая, зеленая, красная, желтая), 4 стакана с водой, на каждый стол, кусочки льда, комочки снега, блюдечка на каждого ребенка,
Предварительная работа: Беседы о воде, её роли в жизни человека; проведение занятий - экспериментирований с водой; рассматривание иллюстраций на тему "Вода"; чтение и отгадывание загадок о различных агрегатных состояниях воды; чтение художественной литературы:А.Яким «Облака», Андрей Богдарин «Дождик», «Снежинки»,Т.А.Шорыгина «Ключевая вода»; просмотр мультимедийной презентации «Капитошка»,использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "куда спряталась вода", "Разрезные картинки" и др..
Ход занятия:
Ι .Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его почитать. Слушайте. «Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуты расчесывала косу, да так и застыла, превратилась в красивую снежинку. А третья успела спрятаться и осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признать в капельке и «паринке» родных сестер.
Ребята, помогите! Докажите, что мы снежинка, капелька и «паринка» – родные сёстры.
II. Сообщение темы занятия
Воспитатель: Хотите помочь? О чем они вас просят?
Дети: Доказать, что снежинка,капелька и «паринка» - родные сестры
Воспитатель:Чтобы доказать, что снежинка, «паринка» и капелька родные сестры, нам нужно вспомнить как мы исследовали свойства воды.
ΙΙΙ. Экспериментальная деятельность
Опыт №1: « Вода не имеет формы»
Воспитатель: А есть ли форма у воды?
Дети: .
Воспитатель: Как доказать что вода не имеет форму?
Дети: перелить воду в посуду другой формы. (переливают)
Воспитатель: Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды.
Вывод: Вода не имеет формы»
Опыт №2: «Вода жидкая, может течь»
Воспитатель: Как доказать, что вода жидкая?
Воспитатель: вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке. (дети выливают воду на блюдечко)
Воспитатель: Почему вода растеклась по блюдечку.
Дети: Вода жидкая
Вывод: «Вода жидкая»
Опыт №3: «Вода прозрачная»
Воспитатель: Какого цвета вода?
Дети: У воды нет цвета.
Воспитатель: На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. (дети выполняют)
Воспитатель: Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов?
Дети: Нет.
Вывод: вода прозрачная.
Опыт №4: « У воды нет вкуса»
Воспитатель: Знаете ли, вкус соли, сахара, лимона?
Дети: Да, мы знаем вкус соли, сахара, лимона.
Воспитатель: Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. (Дети пробуют)
Воспитатель: Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой?
Дети: Нет, вода безвкусная
Вывод: Вода не имеет вкус.
Опыт №5: «У воды нет запаха»
Воспитатель: Когда мама печет пирожки, булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издаю духи. А понюхайте воду, чем она пахнет.(дети нюхают воду)
Дети: у воды нет запаха.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №6: «Лед – твердая вода»
Воспитатель: Возьмите кусочки льда. (Дети берут) Подержим лед в руке.Что происходит?
Дети: Лёд тает и превращается в воду.
Воспитатель: Возьмите комочки снега и опустите в воду . (Дети выполняют) Что произошло?
Дети: Снег тает и превращается в воду.
Вывод: лед и снег – твердая вода.
Опыт №7: «Пар - это тоже вода»
Воспитатель: : На наше занятие я принесла термос с кипятком. (Воспитатель открывает термос)
Воспитатель: Что это поднимается над термосом?
Дети: Это поднимается пар.
Воспитатель: Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в термос наливала только воду. А вы не знаете?
Дети: При нагревании вода превращается в пар.
Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям).
Воспитатель: На стекле появилась вода.
Вывод: пар это тоже вода.
Воспитатель: Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и «паринка» родные сёстры?
Дети: Снежинка, капелька и «паринка» – это вода, значит они родные сестры.
Воспитатель: Вода в окружающей среде бывает разной. Это может быть и река, и сосулька, и снег, и пар, и туман, и дождь. Получается что вода – волшебница, она умеет превращаться.
Она прозрачна, не имеет формы, вкуса и запаха. (Показ мнемотаблицы). Хоровое и индивидуальное проговаривание.
ΙV Физминутка
Вы ребята поднимайтесь
И в снежинок превращайтесь
Закружились, завертелись
Белые снежинки
Вверх взлетели белой стаей
Легкие пушинки.
Чуть затихла злая вьюга
Улеглись повсюду.
Заблестели, словно жемчуг,-
Все дивятся чуду
Заискрились, засверкали
Белые подружки.
Заспешили на прогулку
Дети и старушки
Покружитесь и в ребяток превращайтесь.
V .Чтение сказки
Воспитатель: Я вам сейчас прочитаю удивительную сказку «Зайчик и капелька», послушайте.
«Жил - был Зайчик-попрыгайчик в огромном лесу. И путешествовал он по своему лесу, все полянки изучил, на каждую опушку запрыгнул, каждое деревце рассмотрел. Только скучно было Зайчику - попрыгайчику путешествовать одному. Сел на камень и пригорюнился.
Чего пригорюнился, Зайчик-попрыгайчик? – раздался веселый голос. Зайчик осмотрелся по сторонам – откуда голос? – никого. И опять загрустил.
Эй,Зайчик-порыгайчик, не печалься – опять раздался голос, похожий на журчанье ручейка. Посмотрел по сторонам Попрыгайчик и опять никого не увидел.
Да ты под лапы глянь! Это же я – Капелька! – задорно прожурчал голос.
Смотрит Зайчик-попрыгайчик, а из под камня, на котором он сидел, ручеек бежит, и прямо из этого ручейка на него кто-то смотрит и улыбается.
Здравстуй, Зайчик! Что пригорюнился? – спросила Капелька.
А давай путешествовать вместе! – предложила Капелька.
Давай, - согласился Зайчик-порыгайчик.
И отправились они по лесу вместе. С каждым цветочком поздорова-лись, каждому зверю лесному улыбнулись.
В полдень, когда солнце стояло высоко в небе, решили остановиться и передохнуть. Зайчик-попрыгайчик в тени широкой ели и задремал.
Проснулся зайчик, зевнул, потянулся. Солнышко уже перестало припекать. Хорошо Зайчишке. Оглянулся по сторонам, а капельки и след простыл.
Капелька! Капелька! – стал звать зайчик, но никто не отозвался.
Пригорюнился зайчик и сел под елью.
Зайчишка! – раздался звонкий голос сверху.
Посмотрел Попрыгайчик на небо и увидел Капельку уже там. А Ка-пелька улыбнулась.
Ты как туда забралась? – спросил Зайка
Когда ты спал, солнышко припекало, и я испарилась. Поднялась на небо и стала облачком. Ну что пойдем путешествовать дальше.
Конечно,- обрадовался зайчик.
И стали они путешествовать дальше по лесу. Каждый листочек рассмотрели, под каждый кустик заглянули. И не заметили, как наступил вечер. Зайчишка потянулся, зевнул и решил пожелать спокойной ночи, глянул на небо, а её там нет.
Эй, зайчишка! Кого потерял? – раздался веселый голос.
Друга своего, Капельку, - ответил заяц.
Да вот же я! Взгляни на листочки, на травку.
Присмотрелся зайчик и действительно увидел Капельку. На каждом листочке лежала маленькая капелька росы.
Как же так? – удивился зайчик.
А мы пока путешествовали, я стала тяжелой и к вечеру не смогла уже бежать облачком, вот и выпала в виде росы. А могла бы пролиться дождичком. Вот так-то.
Теперь понятно! Ну, спокойной ночи, Капелька.
Спокойной ночи, Зайчик-попрыгайчик!»
V Ι Беседа .
Воспитатель :Как называется сказка?
Дети : «Зайчик и капелька».
Воспитатель:Что случилось с капелькой днем?
Дети: Она испарилась и стала облачком?
Воспитатель: Где зайчик увидел капельку вечером?
Дети: На листочках.
Воспитатель: (показ плаката «Круговорот воды в природе») Капелька воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают на землю, бегают в ручейках, поят растения, а затем под лучами солнца снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда-то на землю упали в виде дождя, снега.
V ΙΙ Вывод.
Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии.
Дети: Вода это жидкость; не имеет собственной формы, цвета,запаха и вкуса. Вода может нагреваться, быть горячей.
Воспитатель: А,что еще вы узнали о воде?
Дети: Вода может превращаться в пар,лед и снег.
Воспитатель: Вот так
В природе путешествует вода
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед
Растает – и снова в поход
По горным вершинам,
Широким долинам
Вдруг в небо взовьётся
Дождем обернется
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.
Конспект познавательно-игрового занятия " Волшебница вода" для детей старшей группы
Ход занятия:
Дети входят в зал, приветствуют гостей.
Воспитатель:
Настало утро. Я улыбнулась вам, вы улыбнулись мне, улыбнитесь друг другу и гостям. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы добры и приветливы, терпеливы и ласковы. Мы здоровы. Вздохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, ссоры и беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек и любовь к ближнему.
Воспитатель:
Ребята, отгадайте загадки:
*В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
*Она и в озере, она и в лужице,
она снежинкою над нами кружится,
она и в чайнике у нас кипит
она и в реченьке бежит. (вода)
Дети:
вода
Воспитатель:
Правильно и сегодня мы поговорим о воде. Давайте вспомним из наших опытов какими свойствами обладает вода. Я вам даю капельку, а вы будете передавать ее друг другу и называть свойство воды(прозрачная, без запаха, без вкуса, без цвета, не имеет формы, жидкая)
Воспитатель:
А теперь я вас приглашаю в наш видео зал совершить увлекательное путешествие в мир воды в природе (показ презентации
« Волшебница вода» в сопровождении стихотворения « Вы слыхали о воде?»)
Игра « Где живет вода»
с мячом
Воспитатель:
Поиграем в игру « Где живет вода», я вам бросаю мяч, а вы должны мне сказать где есть вода в природе.
Молодцы, отлично все справились!
Воспитатель:
Ребята, когда мы с вами проводили опыты понравилось вам быть учеными? Тогда я вам предлагаю снова посетить наш научно-исследовательский институт «Почемучки» и провести новые опыты по исследованию воды, ее свойств. Ведь только о ней мы сегодня и говорим. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
быть аккуратными
не спешить
внимательно слушать
не толкаться
Опыт №1
: Способность воды отражать предметы
Воспитатель:
Приглашаю вас подойти к моему столу. Скажите, что на нем стоит?(таз с водой)
- Давайте по очереди заглянем в него. Что вы там увидели?(свое отражение)
- А где еще можно увидеть свое отражение(в зеркале, в речке)
- Значит вода может отражать предметы, как зеркало. Давайте подуем на воду и заглянем в нее. Увидели ли вы теперь свое отражение(очень плохо, оно размыто)
Вывод:
когда вода спокойная, она может отражать предметы, как зеркало, а когда не спокойна, то отражение воды нечеткое и размытое.
Опыт №2:
Давайте подойдем к следующему столу. Что лежит в ванночках? (лед)
Возьмите в руки по льдинке, что происходит со льдом? (тает)
Вывод:
лед-это тоже вода, лед-это твердое состояние воды.
Опыт №3
: проводит воспитатель(на столе термос с кипятком и зеркало)
Дети находятся на 0,5 м от стола.
Воспитатель:
возьмем термос с горячей водой, откроем его и посмотрим, что происходит(из горлышка выходит пар), чтобы лучше было видно поставим зеркальце.
Мы видим, что паринки, когда их становится много, опять превращаются в воду. Вывод: пар-это тоже вода. Такое состояние воды называется парообразным.
Игра «Лед-пар-вода»
Воспитатель:
давайте поиграем, я буду рассказывать о состоянии воды, а вы должны назвать его и показать.
Лед растает, и тогда будет из него......(вода)- дети «плавают»
Если сильный-сильный жар, из водички будет.....(пар)-дети изображают
пар движением рук, поднимают руки вверх и вращают кистями, произносят(ф-ф-ф)
- Если пар вдруг охладится, превратится пар в ….(водицу)- дети «плавают»
- Если холод вдруг придет из водицы будет....(лед) -дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются.
Воспитатель:
Ребята, а вы любите путешествовать? А как вы думаете вода путешествует? Я вам сейчас расскажу сказку про капельку и какое путешествие она совершает в природе.
Рассказ воспитателя с использованием панно « Путешествие капельки»
-Одна веселая капелька жила с подружками в море. Но вот однажды выглянуло
жаркое солнышко и стало своими лучами нагревать воду. От такой жары капелька воды с подружками стала превращаться в пар и подниматься все выше и выше. Капелек собралось много и они протянули друг к другу руки, превращаясь в легкое облачко. Вдруг прилетел ветер - озорник и подул на облачко. Оно соединилось с другими облачками, и превратились они в большую тучу. Эта туча закрыло солнышко, стало прохладно и капли пара стали остывать. И когда они остыли, снова превратились в капельки воды. Из тучки пошел сильный дождик, наша знакомая капелька снова попала в свой дом-море.
Вот какое сказочное путешествие совершила наша капелька. Оно называется круговорот воды(движение по кругу) повторите, как называется путешествие?
(ответы детей)
Воспитатель:
Ребята, о чем мы сегодня говорили? Какие моменты вам понравились и запомнились? Почему? Предлагаю вам пройти в творческую мастерскую и нарисовать, то что вам запомнилось и понравилось. Вы можете выбрать средства для рисования по желанию.
Под тихую музыку воды дети рисуют.