Можно ли наказывать ребенка? Нужно ли наказывать детей и как правильно это делать

16.05.2019

Фото: Stefano Lunardi/Rusmediabank.ru

Вопрос этот, наверное, стар как мир. Каждый родитель рано или поздно сталкивается с вопросом о том, нужно ли наказывать ребенка или дать ему возможность жить и развиваться так, как заблагорассудится, то есть поступать в зависимости от настроения, желаний и потребностей своего возраста. Современное воспитание предлагает ребенку максимальную свободу, дает ему возможность творчески развиваться и искать себя. А что, если он будет развивать в себе не те качества, которые кажутся нам положительными? Что если ему приятнее и удобнее быть асоциальной личностью, нарушать порядок, совершать преступления, ничем не заниматься и сидеть на шее у родителей? Предоставить ему свободу или все-таки воспитывать, применяя в том числе и систему наказаний?

Ни для кого не секрет, что даже очень порой доводят своих родителей до белого каления. Так достают, что рука сама тянется отвесить оплеуху, дать подзатыльник или схватиться за ремень. Порой родители просто не выдерживают и в порыве гнева шлепают своих чад по мягким местам, а кое-кто применяет и более жестокие методы наказания.

Давайте разберемся, что такое наказание

Если посмотреть в словаре, то определение будет таким.
НАКАЗАНИЕ - вид негативной санкции, применяемой в случае нарушения принятых установлений (правил, законов) и заключающейся в ограничении возможностей и понижении социального статуса (лишение прав, имущества, свободы) виновного в этом.

Что касается ребенка, то чаще всего родительское наказание бывает:
1. . Пресловутые подзатыльники, шлепки, оплеухи и порки. К физическим наказаниям можно отнести стояние на горохе и другие принудительные меры, которые заставляют ребенка страдать физически.
2. Психологическое наказание имеет вид давления или подавления. Это может быть жесткая критика, негативное сравнение, игнорирование, изоляция ребенка, отрицательная оценка его личности, постоянное порицание, манипулирование им и его желаниями. Это виды психологического воздействия на маленького человека, в результате которого страдает его психика.
3. Материальное или экономическое наказание представляет собой лишение ребенка каких-то благ. Будь то компьютер, давно обещанный велосипед, карманные деньги, сладости и другие материальные блага, при отсутствии которых ребенок испытывает негативные эмоции.
4. Сердечное или душевное наказание в чем-то близко психологическому воздействию на ребенка, но в данном случае бьёт по самому больному – по сердцу. Пожалуй, это самый тяжелый и жестокий вид родительского наказания. И он может привести к страшным последствиям в развитии личности. Когда собственного ребенка наказывают отсутствием любви к нему, в нем, сами того не понимая, выращивают душевного инвалида. Монстра. Несчастного человека, который будет думать, что любовь нужно и можно заслуживать, покупать и продавать, а с ее помощью можно манипулировать другими.

Психологи проводили опросы среди родителей о видах наказаний, которые они применяют по отношению к детям. Удивительно, большинство из них резко осудили физическое наказание, но почему-то вполне спокойно и терпимо относятся к разного рода психологическим давлениям, и материальному наказанию. Хотя все перечисленные виды наказаний являются страдательными для ребенка. То есть воздействуют не только на его поведение, корректируя его, но и на его психику, душевное состояние, на развитие его личности. И не всегда это приносит положительные результаты.

Большинство человеческих проблем родом из детства

Девочку лупили ремнем, причем делал это ее отец. Девочка выросла и теперь уже женщина постоянно испытывает проблемы в общении с мужчинами. Принимая на себя роль жертвы, стараясь заслужить любовь и терпеливо перенося негативное к себе отношение. Так папа с помощью ремня закрепил в ней боязнь перед мужчиной. И теперь вместо того, чтобы иметь чувство собственного достоинства, такая женщина будет идти на поводу у мужа, угождать ему, терпеть унижения и даже побои. У нее в подсознании любовь к отцу (мужчине) тесно сплелись с поркой. Кроме того, девочка, на которую когда-то поднял руку отец, просто обречена на осознание собственной неполноценности. Она не уверена в себе, не умеет общаться с мужчинами. Так отцовское наказание по существу сформировало в ней кучу комплексов.

Мальчика целовали и гладили по голове, только тогда, когда он хорошо себя вел и старательно делал уроки. В другое время держали в ежовых рукавицах, наказывали физически, полагая, что таким образом развивают в нем мужской характер. На самом деле, такой парень вырос черствым и неспособным проявлять любовь человеком. Он уверен, что любят только за хорошие оценки или за какие-то заслуги. Он понятия не имеет о том, что любовь бескорыстное, безусловное чувство.

Пожилая женщина рассказала историю о том, как ее в детстве наказывала мать. Лупила за каждую провинность: за плохо вымытую посуду, невыполненное вовремя задание, оставленные на столе вещи и т.д. Прошло много лет, но память о тех унижениях и телесных страданиях осталась с человеком на всю жизнь. Эта женщина воспитала собственных детей. Она никогда их не наказывала. Ничего не запрещала. И они выросли людьми без царя в голове. Сын спился и пошел по наклонной. Дочь неудачно вышла замуж, развелась, потом еще и еще раз. Она не умеет строить отношения ни с кем, постоянно находясь в поиске лучшего варианта жизни. И их мать, не сумевшая простить своей матери детской обиды, не смогла отпустить обиду даже на смертном одре, всю жизнь вспоминая о том страдании, которое принес ей самый близкий человек.

Наказания вредят человеку. Они его унижают, приносят боль, приводят к возникновению комплексов. Так что же делать? Все позволять, чтобы на голову сели?

Польза наказаний

И все-таки дети не должны быть предоставлены сами себе, если мы не будем на них как-то воздействовать, ограничивать, наказывать за плохие поступки, направлять, заставлять нести ответственность за свои поступки, они не смогут стать здоровыми членами общества. Каждый человек – социальное животное, живущее среди людей и нуждающееся в них. Поэтому он должен соблюдать те или иные законы общежития, научиться которым должен маленькией человек с помощью своих родителей.

Вы можете сказать, что лучшее – собственный пример. Сам веди себя прилично, и твой ребенок тоже станет таким. Но, к сожалению, не всегда это работает. Наша жизнь слишком сложна и чрезмерно наполнена событиями и разного рода информацией. И ребенку порой очень трудно ориентироваться в этом потоке впечатлений. Задача взрослого – дать ему правильные нравственные ориентиры.

Лучше, конечно, с помощью слова. Ребенка нужно убедить в правильном решении жизненных вопросов.
Иногда хорошо действует пряник. То есть награда и поощрение. Гораздо лучше, чем порицание и критика.
Но в жизни маленького человека должно быть и наказание. Чтобы ребенок научился нести ответственность за свои поступки. Тут главное не переборщить с ремнем и горохом. Лучше, чтобы это было наказание самой жизни.

То есть не порка ремнем, а расплата за неправильное поведение со стороны других людей, одноклассников, соседей, прохожих. Оплеуха от мира, который щелкает по носу каждого, кто не желает соблюдать его законов. В какой-то степени, такие наказания жизнь делает каждому из нас практически ежедневно в виде опоздания на работу, выговора от начальника, разбитого стекла, испачканной одежды и т.д. То есть мы каждый день получаем уроки ответственности за свои поступки и расплачиваемся за свое неправильное поведение.

Жизнь и люди вокруг постоянно корректируют наше поведение своими словами, взглядами, поступками или отсутствием реакции на нас. То есть наказывают нас за то, что мы делаем неправильно с точки зрения общественных ожиданий. И нам так или иначе приходится поступать, как того требует общество.

Ребенку еще трудно мотивировать себя, например, в том, что нужно хорошо учиться. И он отлынивает, филонит и всячески избегает лишнего напряжения. Чтобы привлечь его к учебе, что только родители не пробуют. И обещания развлечений и материальных вознаграждений, разрешают играть в компьютерные игры, покупают подарки. За невыполнение уроков же часто наказывают лишением этих благ.

Это самый распространенный вид наказания. Но он наиболее соответствует нашему материальному миру, где каждый из нас покупается и продается за выполнение какой-то работы. То есть по существу, мы получаем блага, если ведем себя так, как того требует наш работодатель. Мы выполняем работу, он платит нам зарплату. Ребенок выполняет домашнее задание, мы дарим ему подарок. Все бы хорошо, только вот настоящей заинтересованности в освоении учебного материала тут ждать не приходится.

Наказать можно резким словом. Критическим замечанием. Тут важно не перегнуть палку. Ребенок должен понимать, что несмотря на его негативный поступок, вы все равно его любите. Иногда критическое замечание можно произнести, обнимая ребенка или находясь очень близко рядом в ним, касаясь его. И тогда критика не будет восприниматься слишком остро. И не принесет боли, но подвигнет маленького человека исправить свое поведение.

В любом случае, какое бы вы не избрали наказание, старайтесь показать своему малышу, подростку, что вы не против него, а с ним. И думаете прежде всего о его благе. Покажите ему свою любовь. Порой лучшим наказанием является проявление любви и ваша собственная печаль по поводу его плохого поступка. Покажите ребенку, как вам обидно, больно и стыдно за него и это станет для него лучшим стимулом к тому, чтобы исправиться.

С момента появления на свет ребенок учится познавать этот мир. Правильность того или иного поступка является одной из ступеней такого познания. Дети склонны к непослушанию, ведь им попросту не всегда известно, что нужно и не нужно делать в той или иной ситуации, что последует за неверным шагом для него самого или окружающих. Ответом на вопрос, как наказывать ребенка правильно и нужно ли это делать, может быть понимание родителей в необходимости его гармоничного развития с точки зрения морали и нравственности.

Как наказывали детей в старину

Современные родители зачастую боятся взять в руки ремень или приложить к попе своего ребенка руку за непослушание или плохое поведение. Оно и понятно, ведь по закону (статья 116 УК РФ, поправка сделана в июле 2016 года) причинение боли ребенку карается лишением свободы сроком до 2 лет или обязательными работами от 360 часов. Но как к вопросу воспитания относились на Руси? Что раньше считалось приемлемым в наказании дома и в школах? Обратимся к истории…

Древняя Русь

Еще в Древней Руси физически наказывать детей и держать их в глубокой строгости было необходимо из любви к ним. Похвала в любом ее проявлении считалась опасной — даже существовала пословица «Хвала в очи хуже порчи». Поэтому после произнесенных положительных слов в адрес ребенка, матери необходимо было сплюнуть трижды.

Когда православие все больше входило в умы людей, к физическому наказанию стали относиться еще и с религиозным подтекстом — мол, каждый человек грешен, а, значит, его бьют по заслугам. В «Домострое», который существовал на Руси как свод правил, наказанию детей было отведено несколько пунктов, это была прописная истина. В качестве рекомендуемого орудия для наказания предлагался прут, называемый «жезлом».

Было принято наказывать детей вдали от посторонних глаз. Однако делать раньше это могли не только родители, но и учителя в школах. Там учеников наказывали розгами, стоянием на горохе или веревкой.

XVIII век

В 18 веке наказание, так распространенное на Руси, было запрещено, однако только у благородных сословий. В школах тоже на протяжении многих лет при разных правителях физические наказания то запрещали, то разрешали. Была придумана специальная шкала, где каждому проступку соответствовало определенное наказание. В 1864 году телесные наказания были отменены.

В советское время физическое применение силы к воспитанникам в школах было запрещено. Максимум, допускались неформальные подзатыльники. Это касалось даже учреждений для трудных детей. Мерой пресечения непослушаний, плохого поведения, каких-то серьезных проступков раньше было исключение из пионеров или прием в отряд позже обычного срока. Могли или наказать физической нагрузкой в виде общественных работ, поставить «двойку» или оставить на второй год. Если сравнить с современной мерой наказания, когда у учеников отбирают гаджеты, отвлекающие внимание, раньше было все же строже дисциплина.

Почему наказание – это благо?

Формирование границ дозволенного поведения у малыша – приоритетная задача родителей на раннем этапе жизни ребенка. Важно сформировать точные и яркие объяснения того, что такое «хорошо» и что такое «плохо», как говаривал Маяковский. Маленький человечек, став взрослым, скопирует программу, заложенную в него в детстве, проявит то знание о нравственности, которое взрослые заложили в него путем поощрений и наказаний.

За что современные дети получают нагоняй чаще всего? Как правило, за плохие оценки, плохое поведение, вранье, дерзость, драки, непослушание, воровство. Мамы и папы обычно выбирают свой метод наказания, разделяя обязанности по воспитанию между собой. Мама отвечает за моральное давление – и чего стоит один ее укоризненный взгляд, в котором читается классическое: «опять двойка?». Отец, в свою очередь, решает, наказывать физически свое чадо или нет.

Тонкая грань

Вся суть теории воспитания детей представляет из себя тонкую грань наподобие лезвия ножа. Стоит перегнуть палку – и вы получите ребенка с комплексами разного рода, зажатого и запуганного малыша, не способного любить и понимать других. В худшем случае нас может ожидать будущий садист или беспринципный социопат. Также известно много примеров безмерного потакания ребенку в его капризах и непослушаниях, и при полном отсутствии наказания подросток вырастает избалованным, эгоистичным нарциссом, который не считается вообще ни с какими мерами и запретами.

Наказание не должно внушать больше отвращения, чем проступок. Карл Маркс

Многие психологи сходятся во мнении, что для родителей лучшей и наиболее эффективной моделью воспитания и наказания служит принцип товарищества. Такая система подразумевает уважение к ребенку, учет его мнения, а также помощь в формировании моральных и семейных ценностей. В таком случае любое наказание пойдет на благо ребенку, ведь оно будет скорее добрым советом (отказ от мультиков во имя учебы, выученная глава книжки за полученную двойку), чем диктаторским родительским решением (угол, ремень или крик). По сему, наказывать за непослушание в меру и с умом — это благо, которое формирует характер и стержень человечка, его адекватное понимание морали и нравственности. Так как наказывать можно?

Важность диалога с ребенком

Особое внимание уделите разговору с малышом, а также тому, каким он видит мир и какое влияние получает вне семьи: от друзей, из школы, от незнакомых людей.

Если ситуация такова, что наказание неизбежно, то:

  • Объясните смысл запрета, а не совершайте действие ради действия. Ваше чадо озлобится, если подумает, что его наказали «просто так». Важно четко понимать, как наказывать ребенка, аргументируя свое решение.
  • Придумайте категорийность запретов. Необходимы табу, полностью запрещенные к совершению. Например, запрет трогать горячий утюг руками, игры с опасными предметами, запрет выхода на балкон и прочее.

Прежде всего, сами не нарушайте то, что запрещаете своему ребенку. Сын или дочь, видя, что родители не выполняют свои же установки, со 100% вероятностью нарушат наказы взрослых. В том случае, если ребенку что-то запрещено в силу возраста, то это стоит объяснить. Например, малышу нельзя открывать шкаф с посудой, потому что он слишком мал, чтобы готовить еду.

Как наказывать ребенка

Если ребенок в 2-3 года или уже в старшем возрасте 5-7 лет бунтует против наказания, перестает слушаться и намеренно выражает своенравие против норм поведения, то в этом случае у родителей есть два варианта:

  1. Коррекция поведения. Плавными методами воспитания психолог или сами родители ведут линию поведения ребенку в «правильное» русло, желательное для семьи и общества. В этом случае вопрос, как наказывать ребенка, решается сам по себе.
  2. Подавление враждебности. Более строгий метод, включающий в себя контрмеры на основе авторитета (чаще отцовского), физических наказаний (где нет места избиению!) и прямого управления ребенком.

Вторая система всегда дает свой результат, в отличие от первой. Но и след, остающийся в психике ребенка от прямого на него воздействия, всегда также виднее и ярче проявляется в будущем поведении. Тут важно не переборщить с наказанием. Если шлепок по попе – это единственная мера, которая дает результат, то она уместна. Никогда не бейте ребенка по голове, груди, спине и конечностям – это не наказание, а побои!

Как наказывать ребенка за вранье

Понятие вранья вызывают негативные ассоциации. Каждый родитель с детства старается внушить своему ребенку, что врать нельзя. Но случается, что он начинать врать сверстникам, педагогам, маме и папе, самому себе. Психологи на этот счет дают несколько рекомендаций:

Помните, что лучшее средство в борьбе с детским враньем — это общение и хороший пример. Будучи ребенком, каждый из нас фантазирует, сочиняет истории, выдумывает персонажей. Вспомните об этом и не принимайте близко к сердцу несерьезную ложь. Просто скажите в очередной раз, что скоро перестанете верить в то, что малыш говорит, не станете его слушать. Расскажите сказку про пастуха, который врал про волка, и ничем хорошим это не закончилось.

Как наказывать ребенка за воровство

Чтобы понять причину воровства со стороны ребенка, нужно разобраться в его желаниях и потребностях. Возможно, воровство обусловлено наличием у него клептомании, большим соблазна получить то, что хочется, избалованностью со стороны родителей, несправедливостью со стороны социума или желанием получить новые яркие эмоции. В любом случае воровство — это плохо и наказывается законом, воровать чужое нельзя, и объяснить ребенку данное правило нужно обязательно.

Будьте на чеку

Всегда будьте на чеку, не оставляйте без внимания непослушание ребенка, его серьезные проступки вроде воровства. Если пропустить раз подобный инцидент, он может повториться и войти в привычку. Даже плохие оценки в школе требуют внимания. Рассказывайте ребенку, как бы вам было приятно и как бы вы гордились им, если бы он приносил домой хорошие оценки. О мнении О.Е. Комаровского по поводу наказания детей смотрите в видео.

Весь процесс воспитания - это череда вопросов и ответов, поощрений и наказаний. Вырастить достойного, гармонично развитого человека – большой труд и первостепенная родительская задача. Каждый сам решает, как наказывать ребенка и не прогадать. Можно лишь посоветовать не торопиться выдавать конфету за каждое «да» и бить ремнем за каждое «нет». Необходим компромисс с учетом возраста, умственного развития ребенка и воспитания самих родителей, как первых и самых важных учителей для своих ребятишек.

Наказание детей ... Нужно ли наказывать ребенка? Имеет ли право на существование «воспитательный метод» - ? А как воспитывать детей без наказания ? Надеюсь, что мои рассуждения помогут вам ответить на эти вопросы.

«Традиция» применения наказаний в берёт своё начало из глубокой древности. Почему же этот «воспитательный приём» так распространён и в настоящее время? Для чего нужны наказания? И так ли они нужны?

Давайте разберемся в этих вопросах, уважаемые взрослые. Почему же родители используют наказания? Почему этот «воспитательный приём» по мнению этих же родителей срабатывает?

Наказание или даже угроза наказания вызывает у ребёнка такие чувства, эмоции, как страх, чувство вины, стыда, подавленности, слабости. Гораздо проще управлять человеком, находящимся в состоянии страха или испытывающим чувство вины, гораздо легче навязать ему, растерявшемуся, свою волю.

Приведу несколько примеров.

Разнимая дерущихся малышей, родитель дает обоим по шлепку (применяет метод – «наказание ремнем») и ставит каждого в угол со словами: «Если будете драться, будете наказаны!». Какие должен сделать выводы ребенок из такой реакции взрослого на данную ситуацию? «Драться нельзя, потому что накажут». «Кто сильнее, взрослее, тот и прав». А может быть вам, уважаемые родители, хотелось бы, чтобы дети перестали драться потому, что сделали выводы о том, что любой спор можно разрешить мирно, не применяя физической силы. Но, тогда нужно это объяснить и самим показать , а не применять физическую силу и моральное давление, объясняя, что драться, то есть применять все ту же физическую силу, причиняя боль, нельзя.

Еще один пример. «Не будешь спать – «бабай» заберёт!» - говорит строгим голосом папа сыну, и малыш испуганно жмурит глазки. Папа доволен: ребёнок тотчас же сделал то, что хотел родитель, к чему хотел его приучить – стал «пытаться уснуть» ровно в 9.00. А какой будет сон у этого ребёнка, после такой «страшной сказки» на ночь, любящий папа не подумал. А потом родители удивляются: с чего это наш малыш стал бояться темноты, стал плаксивым, боязливым или, наоборот, агрессивным.

Или вот другой пример. Опережая прикосновение ребёнка к горячей кастрюле, мама резко хлопает его по попе. Не знаю, что ребёнку в данном случае будет больнее: обжечься или получить неприятный и обидный шлепок от самого родного человека.

Используя наказания, запугивания, жёсткие запреты, моральное подавление, родители, руководствуясь «благими намерениями», пытаются привить детям правильные, культурные нормы поведения.
Но нужно не забывать, уважаемые взрослые, что у этих «действенных» средств есть побочные эффекты, и кто знает, какой из них рано или поздно проявится: , агрессивность или излишне развитое чувство вины. Став взрослыми, люди с таким багажом, взятым из детства, становятся лёгкой «добычей» для манипуляторов, психологических «вампиров». Почему? Ну, если ваш ребёнок растёт с ощущением того, что самый родной и близкий человек имеет право сделать ему больно (наказать, обидеть и т.п.), он считает это нормой. И в результате - позволяет так обращаться с собой (например, женщина живёт с мужем-тираном и считает при этом себя виноватой). Да, картина, конечно, получилась у меня страшноватая, но, по-моему, достаточно наглядная.

Возможен и противоположный вариант развития: копируя своих родителей, ребёнок убежден, что имеет право наказывать того, кого считает слабее, младше.

Задумайтесь, уважаемые взрослые, какого ребёнка вы хотите вырастить: свободно и самостоятельно мыслящего, руководствующегося в своих поступках собственными моральными ценностями, стойкого к разного рода попыткам психологического манипулирования или слабого, легко управляемого (и, надо сказать, не всегда теми людьми, которых вы бы посчитали достойными подражания), а может бездумно агрессивного.

Думаю, что вы сможете правильно ответить на вопросы: так ли необходим воспитательный метод – наказание детей , . Ваше любящее сердце, дорогие родители, обязательно подскажет правильные решения для всех этих вопросов, и вы сделаете мудрые выводы, ведь вы желаете своим детям только добра и хотите, чтобы они выросли замечательными и счастливыми людьми.

А существует ли альтернатива наказаниям?

Как воспитывать, не наказывая!? Вообще, как воспитывать детей без наказания?

Как минимум раз в жизни каждый адекватный родитель задумывался над тем, нужно ли наказывать детей. Чтобы разобраться в данном весьма сложном вопросе, следует задуматься над самим механизмом этого процесса. Наказание представляет собой один из самых распространенных методов, применяемых в ходе воспитания подрастающего поколения. Что примечательно, существует масса вариантов данного воздействия. Именно поэтому в каждой семье вырабатывается собственная система наказаний, вне зависимости от того, каково ее материальное положение и социальный статус.

Почему наказание важно?

Следует сразу оговориться, что в некотором роде наказания важны. Причем, не стоит полагать, что это примитивное физическое воздействие в виде пресловутого ремня. Наказание может быть выражено лишением ребенка какого-либо развлечения. Иногда целесообразно применять и трудотерапию. Какой бы метод в конечном итоге не был выбран, стоит отметить обязательность разработки своеобразного свода правил. В каждой семье они будут своими собственными, уникальными.

Родители, как правило, стараются привить деткам понимание того, что данные правила следует неукоснительно соблюдать. Именно так принято вести себя в обществе большинством рядовых обывателей. Если эти постулаты нарушить либо пренебречь ими, могут возникнуть крайне неприятные последствия. При этом родители должны раз и навсегда усвоить, что наказание за нарушение данных правил должно происходить только в том случае, если малыш с ними знаком. Глупо и нелепо требовать от крохи соблюдения того, о чем он не имеет ни малейшего представления. Только тогда, когда ребенок основательно усвоил требования, наказание может быть полезным и продуктивным. Если же он не понял чего-то, не усвоил или попросту не принял, любые меры воздействия на него окажутся бессмысленными и бесполезными.

К примеру, кроха нарисовал на стенах в гостиной, а родители без объяснений его наказали. Буквально через пару дней или несколько недель ситуация может повториться, но уже будут испорчены стены не в гостиной, а в спальне или на кухне. Дело в том, что следует четко объяснить малышу, что плохо рисовать и портить обои не в какой-то конкретной комнате, а везде вообще. В противном случае малыш может просто не понять, почему ему попало от родителей во второй раз, ведь стены в гостиной он больше не трогал.

Кроме того, система требований к деткам должна быть логичной и цельной. Требования, которые родители выдвигают к малышу, должны дисциплинировать, а не озлоблять его. При этом не стоит забывать, что данной системе должны подчиняться не только малыши, но и сами взрослые. Глупо и недальновидно требовать от крохи то, чему не следуют сами мамы и папы. Скажем, ребенку запрещается кушать перед телевизором.

Родители строго его наказывают за оставленные на диване в гостиной крошки. Однако сами, только придя с работы, усаживаются в кресло с бутербродом в руке. Такая однобокая система требований не будет не только понята, но и принята малышом. Поэтому не стоит ожидать от него ее соблюдения. Ребенок не должен чувствовать, что все нацелено на ограничение его выбора и свободы. Правила должны быть демократичными, адекватными, гибкими и общими для всей семьи.

Каким должно быть "правильное" наказание?

При размышлении над вопросом, нужно ли наказывать детей, стоит всегда отталкиваться от ситуации и никогда не принимать окончательное решение, будучи в возбужденном состоянии. Ребенок не должен бояться маму и папу. Он должен их уважать, считать справедливыми, честными. Если малыш будет наблюдать принятие решений родителями, которые очень злобны и нервны, можно гарантировать, что все серьезные выводы он тоже будет делать, находясь в таком состоянии.

Папа и мама всегда должны служить примером для подражания. Добиться этого можно, если избегать криков, шлепков, рукоприкладства и прочих методов, которые морально унижают ребенка. Ко всему прочему стоит отказаться от грубых слов и менторских приказаний. Психологи давно настоятельно рекомендуют избегать в отношении ребенка таких слов, как «немедленно», «нельзя», «приказываю». Большей эффективностью обладают фразы: « Так не принято в нашей семье» либо «Лучше будет так».

Отдельного внимания заслуживает физическое наказание. Стоит оговориться сразу, что те родители, для которых оно приемлемо, не должны перегнуть палку. Этот метод может быть использован только в самых крайних, пиковых ситуациях. Боль, которая причиняется крохе родителями, часто не осознается ими как наказание. Ее они воспринимают как нелюбовь и отчуждение, что спровоцирует новые приступы шалостей и непослушания.

Большей эффективностью отличаются иные приемы. Наказание в виде запрета на просмотр телевизора, игры в компьютере либо планшете, получения конфет и прочих сладостей, прогулки во дворе обязательно заставит малыша задуматься над своим поведением. Детки постарше смогут даже проанализировать собственные поступки и сделать правильные выводы.

Нельзя отдельно не оговориться о важности своевременности наказания. Это крайне необходимо для воспитания дисциплинированности. Если родитель заметил проступок, но решил отложить наказание до лучших времен, это в корне неправильно. Малыш уже через пару часов забудет о том, что успел совершить.

Кроме того, стоит максимально придерживаться установленных правил. Нецелесообразно, за один и тот же поступок ныне наказывать, а завтра - спускать с рук и делать вид, что ничего сверхъестественного не произошло. Не менее важно всякий раз давать малышу шанс и предлагать исправиться. Стоит твердо, но деликатно указать крохе на его ошибки и подсказать, что именно родители ожидают от него.

Наказание ребенка - это личное дело семьи, в которое не должен быть допущен посторонний человек. Вот почему так важно избегать публичных методов воздействия. Ребенок воспримет это не как критику или механизм, направленный на его усовершенствование, а как унижение. Ко всему прочему не стоит наивно полагать, что у деток «короткая» память. Психологами давно установлено и доказано, что все страхи и обиды, которые были нанесены в детстве, могут не просто привести к проблемам во взрослой жизни, но и деформировать психику.

Одни мамы и папы применяют физическое воздействие, другие подолгу игнорируют своих отпрысков или ставят их в угол, третьи лишают обещанных привилегий, четвёртые вообще оставляют серьёзные проступки без последствий.

Где находятся пределы допустимого воздействия и за какие провинности необходимо наказывать детей? Многие психологи убеждены, что воспитывать ребёнка без наказаний невозможно, однако они должны учитывать его возраст и тяжесть проступка.

Специалисты советуют помнить важные правила воспитания детей, которые следует принимать во внимание при выборе наиболее эффективного и щадящего метода дисциплинарного воздействия.

Оправданно ли наказание детей?

Ребёнка, которого мамы и папы избивают за любую провинность, постоянно угрожают отдать Бабайке или страшному волку, на несколько часов оставляют в углу или тёмной комнате, часто и подолгу бойкотируют, можно, без сомнения, назвать несчастным.

Подобные методы воспитания в дальнейшем наверняка аукнутся понижением самооценки, чувством недоверия к окружающему миру, недолюбленностью.

Можно сказать, что подобные дисциплинарные методы, применяемые некоторыми родителями, нельзя отнести к воспитанию, по сути это обычная жестокость.

Однако и абсолютная вседозволенность – тоже не лучший вариант. Если у подростка или ребёнка помладше возникнет убеждённость, что ему всё дозволено и ничего ему за это не будет, то не произойдёт разграничение поступков на плохие и хорошие.

Очень частый вопрос родителей звучит следующим образом: как вести себя, если . Этой теме посвящена отдельная статья детского психолога.

Выходит, что наказание всё же необходимо, однако это понимание не уберегает родителей от ошибок. Почему-то подросшие дети начинают припоминать, как на них кричали при всех, шлёпнули незаслуженно ремнём или поставили в угол «просто так».

Наказание должно быть эффективным — важно, чтобы поведение подростка изменилось в лучшую сторону и он понял, что поступать так совершенно непозволительно.

К сожалению, большинство детей не совершают что-то не потому, что понимают тщетность или недальновидность своего поступка, а оттого, что боятся поимки и соответствующего наказания.

У адекватного наказания, согласно мнению психологов, имеется несколько важных задач, среди них:

  • исправление опасного либо нежелательного детского поведения;
  • контроль над определёнными прежде границами дозволенного;
  • поддержка родительского авторитета;
  • возмещение причинённого ребёнком ущерба;
  • предотвращение нежелательных поступков в будущем.

Таким образом, большинство экспертов склоняется, что наказывать всё же необходимо. Осталось только понять, с какого возраста это делать, за что и как «карать», и каким образом продемонстрировать ребёнку, что родители его по-прежнему любят.

Как свидетельствует возрастная психология, малыши младше двух лет не могут улавливать связь между своим неправильным поведением и дисциплинарными мерами со стороны родителей.

К примеру, японские родители вообще не наказывают детей до трёхлетнего возраста. До этого периода крохам разрешается буквально всё. Но после исполнения 3 лет жизнь ребёнка строго регламентируется, в том числе вводятся и наказания за проступки.

Несмотря на возрастные особенности, уже в жизни младенцев должны появляться строгие и чёткие запреты, которые, однако, не следует подкреплять телесными наказаниями. Например, ребёнку нельзя бить маму или совать пальчики в розетку.

Детей одного — двух лет также не стоит наказывать. В этом возрасте родителям лучше применять простое отвлечение, переводя внимание ребёнка на другой предмет или явление. Также следует объяснять нежелательность того или иного поведения, интонационно выделяя слова «нет» и «нельзя».

Чтобы «возмездие» оказало положительный эффект, нужно, вне зависимости от возраста ребёнка, соблюдать некоторые правила:

  1. Соблюдайте последовательность . Наказание должно следовать за одни и те же поступки. Также не следует игнорировать детское непослушание, даже если вам некогда или вы не знаете, как вести себя в этом случае.
  2. Учитывайте тяжесть проступка . Небольшое баловство или впервые совершённый проступок должны заслуживать только предупреждения. За плохое поведение (злостное или умышленное) должна последовать серьёзная реакция.
  3. Ограничивайте длительность наказания . Всегда сообщайте продолжительность дисциплинарной меры, иначе ребёнок вскоре потеряет взаимосвязь между нарушением и ограничением, которое длится целый месяц.
  4. Действуйте спокойно . Прежде всего необходимо успокоиться, а уже затем подходить к выбору наказания. В ином случае возможно применение неадекватных мер.
  5. Согласуйте решение с супругом . Для исключения манипуляций нужно согласовывать все правила, ограничения и наказания с мужем или женой.
  6. Демонстрируйте позитивный пример . Чтобы ребёнок вёл себя правильно, нужно показывать образцы желаемого поведения. Вежливость, честность приветствуются.
  7. Учитывайте особенности ребёнка . Например, меланхолика нужно наказывать менее строго (или по-другому), чем сангвиника. Также следует учитывать и возраст нарушителя.
  8. Наказывайте ребёнка наедине . Это хвалить нужно прилюдно, а вот наказание должно касаться только вас и ребёнка. Подобная уединённость нужна, чтобы не травмировать детскую самооценку.
  9. Разработайте ритуал примирения . Полезно будет выработать особый обряд, который ознаменует окончание наказания. К примеру, можно читать стихотворение, сплетать мизинцы. Последний вариант, кстати, даже полезен для здоровья.

Ещё одна важная и актуальная информация, которая объясняет то, почему . Это нужно знать всем родителям!

Наказание – только небольшая и не самая значимая часть воспитания детей. Необходимо обязательно вознаграждать ребёнка за хорошие поступки, поощряя тем самым такие черты характера, как доброта, вежливость, трудолюбие.

Конструктивные методы наказания ребёнка

Итак, основные правила применения дисциплинарных мер воздействия известны. Теперь осталось разобраться, как правильно наказывать ребенка и какие лояльные методы наказания можно включить в свой родительский арсенал.

  1. Лишение привилегий . Этот метод особенно подходит для подростка. В качестве наказания можно использовать ограничение доступа к компьютеру или телевизору.
  2. Исправление совершённого . Если ребёнок намеренно разрисовал столешницу фломастером, вручите ему тряпку и моющее средство – пусть исправляет свой проступок.
  3. Тайм-аут . Маленького «хулигана» отсаживают в отдельное помещение на несколько минут (одна минутка на каждый год). В комнате не должно быть игрушек, ноутбука, мультиков.
  4. Извинение . Если ваше чадо кого-либо обидело, нужно заставить его извиниться и по возможности исправить ситуацию. Например, нарисовать рисунок вместо разорванной картинки.
  5. Игнорирование . Подойдёт больше для маленьких детей, однако слишком часто применять этот метод нельзя. Откажитесь от общения с вредничающим ребёнком, выйдите из комнаты.
  6. Получение негативного опыта . В некоторых ситуациях нужно разрешить ребёнку сделать то, чего он хочет. Естественно, нужно следить, чтобы ребёнок не навредил себе.
  7. Ограничение общения с ровесниками . В случае серьёзного проступка стоит на короткий срок ввести «комендантский час», ограничив общение ребёнка с приятелями.
  8. Наделение обязанностями . В ответ на проступок родители назначают ему «общественные работы». Это может быть внеочередное мытьё посуды, уборка в гостиной и т.д.

Не стоит забывать и об ещё одном эффективном методе – порицание и осуждение. С учётом возраста и тяжести проступка родители рассказывают о том, почему детское поведение неправильно и какие неприятные чувства оно вызвало.

Знание, как правильно наказывать ребёнка, действительно важно. Однако необходимо понимать, что в вопросах выбора дисциплинарных мер существуют и определённые табу.

Неправильное поведение взрослых может привести к протестам, трудностям в учёбе, замкнутости и нежелании детей общаться с собственными родителями. Обиды могут перейти и в будущее.

Каких же крайностей стоит избегать при назначении наказаний? Специалисты советуют отказаться от нескольких перегибов:

  1. Унижение . Выбранная дисциплинарная мера никоим образом не должна унижать достоинство ребёнка. То есть нельзя говорить, что он дурак, бестолочь и пр.
  2. Вред здоровью . Речь идёт не только о порке, но и о таких жестоких методах воспитания, как приседание, обливание холодной водой, принуждение к голоданию. Нельзя также ставить детей на коленки в угол.
  3. Одновременное наказание за несколько ошибок . Правильный принцип: одно «прегрешение» – одно наказание. Лучше всего наказать за самый тяжкий проступок.
  4. Публичное наказание . Как уже было отмечено, наказание на публике наносит психологическую травму подростку или вредит его репутации в детском коллективе.
  5. Необоснованный отказ от наказания . Будьте последовательны: если уж решили принять меры, выполняйте обещание. Иначе вы рискуете потерять авторитет.
  6. Отсроченное наказание . Нельзя заставлять ребёнка ждать, мучиться из-за ожидания неминуемой «кары», представлять, что его ждёт. Это своеобразное моральное издевательство над детьми.

Помимо этого, нельзя применять ограничения и наказания в качестве мести или превентивной меры. Важно подходить к этому процессу крайне взвешенно и продуманно. Ведь главная задача – улучшить поведение ребёнка, а не испортить с ним отношения.

Вероятно, ни один вопрос родительских методов воспитания не вызывает такого бурного обсуждения, как телесное воздействие на ребёнка. Многие специалисты выступают категорически против такой дисциплинарной меры, однако некоторые родители её всё равно применяют.

Обычно матери и отцы в качестве оправдания приводят следующий аргумент: «Меня же родители лупили, и ничего – вырос не хуже остальных».

Дополнительно приходят на ум многочисленные русские поговорки и пословицы, которые одобряют порку. Мол, бей дитя, пока оно поперёк лавки помещается…

Однако противники физических наказаний приводят другие доводы, выглядящие, пожалуй, более «железобетонными». Помимо того, что наказание ребенка ремнём – это больно и обидно, следует помнить и о вероятных результатах подобного метода воспитания.

Так, следствием использования телесного воздействия может быть:

  • нанесение травмы ребёнку (из-за чрезмерного применения силы);
  • психологические травмы (страхи, пониженная самооценка, социофобия и т.д.);
  • агрессивность;
  • стремление бунтовать по любому поводу;
  • стремление отомстить;
  • испорченные детско-родительские отношения.

Таким образом, отцовский ремень – не лучший способ воспитания детей. Жестокость обязательно даст о себе знать, пусть даже проблемы проявятся не сейчас, а в отдалённой перспективе.

Более подробно о том, и к каким плачевным последствиям может привести родительская жестокость, читайте в статье детского психолога.

Многие специалисты убеждены, что стоит разграничивать жестокость и лёгкое физическое воздействие на ребёнка с целью прекратить нежелательное поведение.

В качестве примера можно привести такую ситуацию, когда испуганная мать в сердцах шлёпает своего маленького ребёнка, выбежавшего на оживлённую дорогу и едва не попавшего под колёса транспортного средства. Считается, что такое телесное воздействие не унижает детей, а привлекает внимание.

В качестве вывода

Наказание – метод неоднозначный, поэтому мнений и суждений о возможности и желательности его применения существует множество. Следует подвести краткие итоги вышесказанного и озвучить самые важные и полезные мысли.

  1. Идеального ребёнка не существует. Малыш – это личность, у которой есть желания, не всегда совпадающие с требованиями родителей. Результатом этого противоречия и является наказание.
  2. Детей младше 2 — 3 лет не имеет смысла наказывать, поскольку они ещё не понимают взаимосвязь между своим поступком и родительским воздействием.
  3. Важно учитывать возможные причины непослушания, иногда знание мотивов приводит к отказу от применения наказания.
  4. Нельзя наказывать детей за стремление познать окружающий мир, за желание помочь или неосторожные поступки. А вот злонамеренные действия должны быть наказаны.
  5. Все вопросы, касающиеся мер дисциплинарного воздействия, нужно согласовать со всеми членами семьи.
  6. Лучше использовать конструктивные методы воздействия на ребёнка, которые должны помочь исправить детское поведение.
  7. Следует отказаться от физических наказаний (по возможности), угроз, оскорбительных действий. Осуждать нужно проступок, а не личность ребёнка.

Вопрос, как наказать ребенка за непослушание или серьёзный проступок, должен решать самостоятельно каждый родитель. Самое важное в такой ситуации – выбрать максимально конструктивный метод, который поможет изменить детское поведение.

Однако перегибать с дисциплинарными мерами не следует Лучше всего объяснять ребёнку без криков и наказаний, почему его поведение неправильно и как нужно вести себя в той или иной ситуации. Родительский совет, произнесённый с уважением, обязательно будет услышан детьми.