Ход занятия:
Воспитатель:
— Доброе утро, ребята. У нас сегодня на занятии гости.
Давайте посмотрим на них, чтобы потом не отвлекаться. Мы сегодня с вами немного попутешествуем. (на чём люди могут путешествовать)
Отправимся в Чудо — град. (Город красивой и правильной речи) /картинка/
Красив наш город, вместо людей живут в нем буквы. В каком доме одна буква,
в каком, целая семья.
Кто хочет разговаривать.
Тот должен выговаривать.
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
У нас с вами будут помощница. — Узнайте:
Ветерком прохладным вея
В сказку дверь, открыла …. / фея / / кукла /
Шли мы шли, и попали в замок волшебных превращений … / макет /
Впереди нас 2 кота шли. / картинки /
Коты как коты. Один хотел таким стать, чтобы в мышиные норы пролезать.
Он к мастеру — ИК
— зашел. / домик мастера /.
Вышел от этого мастера маленький, вроде мышки, КОТИК.
Второй мечтал с собаками за старые дела рассчитаться, он с мастером — ИЩ
— познакомился и подружился. / Домик мастера /. Вышел от второго мастера кот большого роста. Не кот, а КОТИЩЕ!
Давайте мы тоже к брату — ИК
— заглянем:
Был / картинка / - дом, а стал домик
Был / картинка / - мяч, а стал мячик
Был / картинка / - карандаш, а стал карандашик
Был / картинка / - стол, а стал столик
А теперь зайдем в гости к брату – ИЩ -:
У кота не усы, а усище не глаза, а глазище не нос, а носище не хвост, а хвостище не зуб, а зубище не кот, а котище. Отгадайте загадку:
Усище, когтище, зубищи, хвостище, А моется всех чище. / Кошка /
А теперь про ударение
Сочиним стихотворение:
Шутник он, невидимка — молоток
Тук — и ударил в слог
И сразу же исчез огромный замок
И появился маленький замок.
Пальчиковая гимнастика Замок.
На двери висит замок. Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок
Кто открыть его бы смог. Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны
Потянули. Движения сцепленные пальцами от себя, к себе
Покрутили Пальцы сцеплены,
Постучали Основание ладоней стучат друг от друга
И открыли. Пальцы расцепляются, ладони в сторону
Скажем в рифму:
Игра «Подскажи словечко»
Я увидел на заре
Чудный замок на горе,
Но войти в него не смог –
На двери висит замок.
Какие здесь слова — близнецы?
Как сильный и тяжелый замок превратить в замок: / с помощью ударения /
Я скачу, скачу, скачу
И ударю, где хочу!
В речи многое я значу,
Облегчаю вам задачу:
Слово трудное понять.
Его верно применять
В слове замок я в начале
И в конце меня встречали
Только в слове уж замок
Это кто — то мне помог?
Кто это? / ударение /
Ударение, как волшебная палочка. Ударил ее по букве, и получилось совсем другое слово.
В нашем дворце есть волшебное зеркало. В чем же его волшебство?
Это кривое зеркало. Оно показывает предметы наоборот. В этих краях живет
злая старуха Завида.
Никого и ничего она не любит. Взяла Завида в руки зеркало, посмотрела в него и глазам своим не поверила. В зеркале она была совсем даже не старая, а…
/ молодая /, не толстая, а … / худая /, не горбатая, а …/ стройная /.
Всю жизнь лицо у Завиды мрачное и злое, а в зеркале, оно оказалось … / веселое
и доброе /. А уши — о чудо — не большие, а / маленькие /., нос не кривой, а …
/ прямой./
Грязное платье Завиды в зеркале стало / чистым/. Старые туфли у Завиды стали / новыми /. Длинная юбка стала / короткой /
Физкультминутка
Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо.
А потом опять вперед.
Тут немного отдохнет.
А Варвара смотрит вверх
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно
Расслабление приятно.
А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись
Возвращается обратно –
Расслабление приятно.
На службе во дворце есть собака и конь волшебный — Конек — Горбунок.Закроем глаза и перенесемся в другой замок на Коньке — Горбунке. Нам для того, чтобы путешествовать в сказке, понадобится мармелад.
Мармелад из малины какой? малиновый
из клубники клубничный
из груши грушевый
из персика персиковый
из абрикоса абрикосовый
Попадаем в замок фантазии.
Кто загадку отгадает, тот конфетку получает.
1. на стеблях белеют чашки,
А в них нитки, и рубашки.
(хлопок — а слово близнец — хлопок)
2. Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис — ирис)
3. Мы для пильщика подставка
Мы для кучера сиденье,
Но попробуй ты поставь — ка
Нам другое ударенье
Осторожней будешь с нами –
Забодаем мы рогами. (козлы — козлы)
4.Купив жене кольцо в подарок
Сер Генри возвращался в замок
Ворота он открыть не смог
На двери висит замок.
(замок — замок)
5. Кто рыбу ловит на реке с тонкой удочкой в руке? / рыболов /
6. Сам летает? / самолет /
7. Паром ходит? / пароход /
8. Пыль сосет? / пылесос /
9. Мух морит? / мухомор /
10. Сам варит? / самовар /
Воспитатель достает сундучок и загадывает детям загадку:
Чок, чок, чок! Перед вами сундучок
Весь резной и расписной,
Сундучок, секрет открой
Чтобы отворить его.
Ответьте есть ли волшебство.?
Дети:
— Есть!
Воспитатель:
/ достает книги /- Ребята, книги это наше сокровище, знания, наше богатство.
Наталья Медведева
Комплексное занятие по развитию речи в подготовительной группе
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи
Цели занятия :
1. Учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением.
2. Обогащать словарный запас детей синонимами и антонимами, уметь подбирать примеры.
3. Вспомнить и назвать сказки по сказочным героям, развивать фантазию и речевое творчество детей.
4. Выработать умение образовывать от данных воспитателем существительных уменьшительно-ласкательные слова. Игра «Я – ласка» .
5. Дидактическая игра «Назови свой домик» - научить называть правильно жилище (дом) животного.
6. Научить образовывать от существительных прилагательные (лиса – лисий) .
7. Учить использовать в своей речи сравнительные слова и обороты.
8. Развивать умение узнавать животного по описанию (шерсть, носик, глазки) – метод сравнения.
9. Повторение домашнего адреса и телефона.
Ребята встают полукругом. Воспитатель – в центре с небольшим мячиком в руках.
Воспитатель : «Ребята! Я попросила вас встать полукругом, плечом к плечу, чтобы вы почувствовали себя одной организованной, сплочённой группой и в случае вашей неудачи всегда могли почувствовать рядом плечо своего друга, товарища, который всегда придёт вам на помощь. Сегодняшнее своё утро мы начинаем как обычно – вспоминаем как вы хотели бы, чтобы вас называли в группе и как вас ласково называет мамочка. Передавая мячик, пожалуйста, громко и чётко назовите ласково своё имя».
Дети передают мячик друг другу и называют ласково свои имена (Света – Светочка) .
Воспитатель : «Ребята! Но ласково можно называть не только вас, но и окружающие нас предметы. Давайте попробуем образуем уменьшительно-ласкательные слова, т. е. поиграем в игру «Я – ласка» .
Воспитатель называет слово и передаёт мяч ребёнку, который образует от него уменьшительно-ласкательную форму. Например, цветок – цветочек, нос – носик, платье – платьице и т. д. Затем дети тихо садятся на стульчики за столы. Воспитатель проверяет дальнейшую готовность детей к занятию (спинка прямая, ножки стоят ровно, руки – сложены – правая наверху) .
Воспитатель спрашивает у детей : «Можно продолжать наше занятие , вы готовы?»
Дети кивают головой.
Воспитатель : «На прошлом занятии мы с вами вспоминали слова, которые называются синонимами, то есть подбирали слова, близкие по смыслу».
Просит кого-нибудь из детей напомнить и привести примеры. Дети подбирают синонимы к словам : враг, трудиться, лентяй.
Воспитатель : «Сегодня мы с вами поработаем над словами работать – бездельничать. Какие, ребята, это слова по смыслу, по значению? Как называются такие слова?»
Просит одного из детей дать определение антонимов, привести примеры.
Воспитатель : «Давайте, ребята, попробуем подобрать антонимы,то есть слова, противоположные по смыслу к данным словам : день – ночь; добрый – злой; вперёд – назад; вежливый – грубый; трудолюбивый – ленивый; высоко – низко; аккуратный – неряшливый; узкий – широкий; верх – вниз; вправо – влево; друг – враг; храбрец – трус.
Для лучшего понимания и запоминания воспитатель обращается к стихотворной форме.
Воспитатель : «Скажу я слово «высоко» , а ты ответишь… (низко) .
Скажу я слово «далеко» , а ты ответишь… (близко) .
Скажу тебе я слово «трус» , ответишь ты… (храбрец) .
Теперь «начало» я скажу,-
Ну, отвечай… (конец!»
Воспитатель в конце игры в антонимы хвалит и благодарит детей.
Воспитатель : «Посмотрите теперь, ребята, на мольберт. Давайте вспомним стихотворение И. Токмаковой «Рыбка, рыбка, где ты спишь?»
На мольберт поставить две демонстрационные картинки.
Воспитатель : «Ребята! Кто из вас может прочитать нам это стихотворение? Пожалуйста, Даша. Я не случайно вызвала к мольберту Дашу. Она очень хорошо прочитала это стихотворение и выделила голосом все окончания в словах. Давайте вместе повторим : у лисы – след лисий». (Голосом подчеркнуть окончание прилагательного) .
Воспитатель с помощью мячика проводит игру «Чей след?» Дети передают мяч друг другу, говорят ответ :
Корова - коровий
Заяц – заячий
Овца –овечий
Лошадь – лошадиный
Кошка – кошачий
Коза – козий
Поросенок – поросячий
Ёж – ежиный
Белка – беличий
Волк – волчий
Лиса – лисий
Воспитатель : «Из стихотворения мы узнали, что животные живут в домиках. Как же называются их домики?»
С помощью мяча проводится игра «Кто где живёт?» : муравей – в муравейнике, птичка – в гнезде, медведь – в берлоге, акула – в море, щука – в реке, пчёлы – в улье, лиса – в норе, белка – в дупле, волк - в логове, бобр – в хатке, на плотине, собака – в конуре, курица – в курятнике, овца – в овчарне, конь – в конюшне.
Воспитатель : «А где живут мои ребята? Кто может назвать свой домашний адрес?»
Заслушивают ответы 3 - 4 детей.
В конце игры нужно похвалить ребят. Затем дети тихо встают около своих мест, воспитатель проводит физкультминутку :
«Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом.
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Зайчик вышел как живой
Он с хвостом и головой.
За усы не тяни –
Из соломинок они
Тонкие, блестящие,
Словно настоящие
А теперь, ребята, давайте посмотрим как вы знаете сказки. Я буду называть сказочных героев, а вы мне скажите название сказки. Слушайте внимательно :
1. Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна – «Сивка-бурка» .
2. Злая мачеха, две дочери, Дед мороз – «Морозко» .
3. Царь, три сына, Иванушко, конёк-горбунок, царевна – «Конёк-горбунок» .
4. Царь, три сына, стрела, болото, лягушка – «Царевна – лягушка» .
5. «Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея – «Золушка» .
На мольберт поставить картинку с изображением лесных сказочных животных. Задание детям : внимательно посмотреть на картинку, выбрать понравившееся животное, описать его, сказать при этом, чем он отличается от других зверей. Как его называют в сказках и в каких сказках он встречается? Дети выходят и рассказывают про выбранных ими зверей. Например, лиса – хитрая, обманщица, рыжая, пушистая, очень красивый хвост, ушки на макушке. Называют её лисичка-сестричка, лиса-Патрикеевна. Встречается в сказках : «Колобок» , «Лисичка-сестричка и серый волк» , «Лисичка со скалочкой» ; мышка – маленькая, серенькая, длинный хвостик, глазки – как бусинки. Мышка – норушка. Сказки : «Теремок» , «Репка» , «Курочка Ряба» ; волк – серый волк, зубами щёлк, когда он голодный, то воет на луну, глаза злые. Серый волчище. Сказки : «Теремок» , «Лисичка-сестричка и Серый волк» , «Красная Шапочка» .
Воспитатель : «Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. На этом наше занятие мы заканчиваем . В конце занятия я хочу поблагодарить самых активных ребят и тех, которые старались. Спасибо всем ребятам».
Цели: Рассказать детям о фольклоре, какие бывают виды устного народного творчества. Уточнить знания о пословицах и узнать новые пословицы. Обогащать и уточнить словарь.
Задачи:
Материалы: расписная шаль, поднос, народные игрушки, изделия народных промыслов, куклы для театрализации, картинки с пословицами, атрибуты для игры.
Предварительная работа: Рассматривание сюжетных картин про народные праздники, заучивание потешек, знакомство с народными пословицами и объяснение их смысла, знакомство с русскими народными играми, чтение литературы.
Ход занятия:
1. Вступление.
Воспитатель:
Ребята, мы с вами отправимся на праздник.
Из глубины веков до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, шутливые потешки, весёлые и грустные песни.
Все эти виды народного творчества принято называть английским словом «Фольклор» - переводится это слово, как «народная мудрость» .
У наших предков было много развлечений и одно из них – карусель!
На карусели мы и отправимся на русскую ярмарку. (Дети берутся за ленточки и произносят скороговорку) .
Скороговорка:
Нас за тридевять земель
Не укатит карусель.
Но куда же без оглядки
Мчатся зайцы и лошадки?
Едем мы на карусели
От веселья и к веселью.
(Скороговорка сначала произносится в обычном темпе, затем быстрее, можно спросить желающих произнести скороговорку.)
2. Воспитатель: -Ну хорошо, ребята, садитесь.
Есть такая пословица:
«Делу время, потехе час» .
Как вы её понимаете? (Ответы детей)
Это значит что делу нужно уделять основное время, а потом уже и повеселиться можно.
Игра: «Угадай пословицу по картинке» . Воспитатель показывает картинки, а дети угадывают пословицы. Дети приводят примеры из жизни детского сада.
Воспитатель просит детей привести свои примеры пословиц и объяснить их смысл.
Воспитатель: -Сейчас у нас на ярмарке потехи час. (Воспитатель накидывает платок берёт в руки поднос. На подносе несколько игрушек) .
Воспитатель: -Кто хочет купить товар, опишите его, расхвалите!
(Ребёнок берёт игрушку, описывает её и ставит, и так 2-3 человека.)
3. Загадки.
Воспитатель: -А теперь попробуйте отгадать что я вами загадаю. Например, этот предмет сделан из дерева, без него не обходилась ни одна трапеза, а так же его можно использовать как музыкальный инструмент (ложка) .
Затем дети загадывают загадки друг другу.
4. Физминутка.
Воспитатель: Вот и у нас пришел потехи час. Русская народная игра «Горелки» .
5. Воспитатель: На ярмарках люди устраивают смешные соревнования:
Воспитатель берёт куклу и за ширмой показывает представление.
Небылицы.
Как у нашего Данилы
Разыгралася скотина:
Овцы – в донцы,
Тараканы – в барабаны,
Утки – в дудки,
Сверчки- в смычки,
Комары в котлы,
Козёл- пляшет,
Ножкой машет.
Журавли пошли плясать,
Долги ноги выставлять.
Бух, бух, бух, бух
Захватило, братцы дух.
(Дети разыгрывают представление за ширмой выбирая понравившихся героев и рассказывая разученные раннее на занятиях небылицы) .
6. Воспитатель: -Ребята, а вы любите сказки? Мы с вами прочитали много сказок и сейчас проверим помните ли вы их героев и кто написал эту сказку.
А игра называется «доскажи словечко» . Я буду называть слово, а вам нужно будет добавить сказочное слово.
Воспитатель: -А ещё у меня есть карточки, но они не простые, чтобы узнать какая на них картинка нужно составить слово.
7. Дидактическая игра «Назови какой…»
Воспитатель: -Ребята, посмотрите, на ярмарках люди привозили разный товар, раскладывали его на прилавки. Вот и на нашей ярмарке есть такой прилавок. Посмотрите сколько здесь товара. Давайте посмотрим из чего же этот товар.
Ковёр из шерсти- шерстяной ковёр (отвечают дети)
Полотенце из льна- льняное полотенце,
Ложка из дерева- деревянная ложка,
Варежки из шерсти- шерстяные варежки,
Воротник из меха- меховой воротник,
Балалайка деревянная- деревянная балалайка,
Солонка из бересты- берестяная солонка,
Кукла из тряпок- тряпичная кукла и т. д.
8. Итог занятия.
Воспитатель: -Где мы побывали сегодня (–На ярмарке.)
Для чего люди устраивали ярмарки (–Развлекались, покупали и продавали разные товары, общались. Сочиняли и рассказывали загадки, небылицы, сказки, пословицы и поговорки.)
Как одним словом можно назвать эти формы словесного народного творчества? – фольклор, т. е. «народная мудрость.» -А ещё люди угощали друг друга и сами угощались. Давайте угостим наших гостей и сами угостимся. (дети приглашают к столу гостей и сами угощаются) .
Гимаева Эльмира Фанисовна
воспитатель детского сада МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида №9
«Салават купере» города Азнакаево, РТ
В этой статье:
Для того чтобы занятие по речевому развитию в подготовительной группе дало эффективные результаты, важно позаботиться о создании развивающей среды, где растет ребёнок, и благоприятной для этого атмосферы. Прежде чем описать нюансы работы с детьми в этом возрасте, остановимся на особенностях становления речи в 6-7 лет.
Каждое занятие, направленное на развитие речи, должно помогать детям учиться правильно воспринимать объяснения учителя. В этом возрасте дошкольники должны уметь выделять основные признаки предметов, проводить сравнительный анализ предметов, указывать на схожие признаки, объединять предметы и явления в группы в соответствии с общим признаком.
Нужно понимать, что все вышеописанные действия ребёнок сможет выполнить, если его словарный запас будет достаточно богатым. Поэтому над пополнением активного словаря нужно начинать работать с раннего возраста.
Занятия по развитию речи в группе по подготовке к школе обязательно подразумевают собой акцент на словарную работу.
У большинства старших дошкольников активный словарь разнообразный и богатый. Однако нужно учитывать, что между общеизвестными значениями слов и теми значениями, которые сложились в голове у ребёнка, есть огромная разница. Именно эта «семантическая микросистема» и будет при содействии взрослых расширяться и уточняться со временем.
Занятие по ходу словарной работы должно включать в себя определение синонимов и антонимов, которые особенно увлекают старших дошкольников поиском противоположных значений. Активно работая с антонимами, дети в подготовительной группе получают возможность развивать умение сравнивать,
глубоко и пространственно мыслить.
Интересное занятие для старших дошкольников по подбору антонимов – упражнение, требующее окончить фразу, например «Эта собака большая, а эта…» и так далее.
Овладев словарём, ребёнок должен не только его усвоить и понять, но и научиться активно использовать. Только тогда можно будет говорить о богатом словарном запасе старшего дошкольника. Добиться использования активного словаря ребёнком в подготовительной группе - это основная задача взрослых на этом этапе его развития.
Помимо общеупотребительной лексики, входящей в активный словарь, он должен регулярно пополняться образными выражениями, которые дети используют во время пересказа сказок и рассказов, игр, ролевых представлений.
Самый доступный и эффективный способ обогатить активный словарь - использование художественной литературы с динамичным сюжетом и логичными поступками главных героев.
Чтобы обороты из этих произведений попали в словарь старшего дошкольника в полном объеме, нужно разбирать с ним отдельные художественные детали, акцентировать внимание на новых словах, закрепляя их, разбирать сюжет произведения, донося смысл до детей в случае недопонимания.
Еще одно не менее важное занятие, чем пополнение активного словаря, - уточнение и активизация речи с помощью специальных лексико-грамматических игр.
Большая их часть будет направлена на формирование:
Педагог, обучая дошкольников использовать сложные формы предложений с помощью наводящих вопросов, требующих развернутых ответов, должен принимать во внимание, что в обычной жизни у детей редко возникает такая необходимость.
Развитие фонематического слуха и внимания у детей происходит на седьмом году жизни. В этом возрасте большая часть малышей легко справляются с произношением основных звуков родного
им языка. Более того, в этом возрасте они учатся определять звуки, влияющие на изменение значения слова, например: бак - рак, лук - сук, сок - сон и пр.
Чтобы усилить развитие слухового внимания, детям можно дать задание, в рамках которого им нужно будет подобрать слова с одинаковым первым слогом, после чего проговорить около 10-12 новых слов из словаря вслед за педагогом с обозначением их смысла.
Также можно будет поработать над улучшением слуха у детей, подбирая вместе с ними рифмы к словам, фразам и строчкам.
Работать с дошкольниками нужно с акцентом на развитие слухового внимания, используя скороговорки.
Занятия по развитию связной речи способствуют:
Развитие у детей умения говорить связно - это сложное задание для педагогов. Стоит быть готовыми к тому, что на начальном этапе в процессе работы над развитием связной речи у старших дошкольников их рассказы не будут отличаться логичным сюжетом и интересным содержанием.
Первые творения старших дошкольников обычно переполнены личными местоимениями, повторами, предлогами и союзами. Со временем дети научаться строить более связные и логичные тексты, и тогда можно будет усложнять им задания.
В занятия по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте входит первоочередное формирование у них представления о слове и предложении в целом. Дети в подготовительной группе должны научиться вычленять отдельные слова из предложения. Можно превратить занятие в игру, предлагая малышам посчитать слова в предложении или же расставить слова в правильном порядке, создавая логическую цепочку.
Детей перед школой можно и нужно приобщать к чтению художественных книг с целью развития речи, мышления, воображения и памяти. В этом возрасте ребята проявляют повышенный интерес
к книгам определенного жанра, с удовольствием посвящают время их чтению, анализу, обсуждению.
Наиболее интересными для детей 6-7 лет являются фольклорные произведения разных стран мира, а также зарубежная литература, включая поэзию. Особое внимание стоит уделять народным сказкам, загадкам, скороговоркам.
Стараясь увлечь детей подготовительной группы художественными произведениями, нужно принимать во внимание следующие моменты:
Нужно учитывать, что принцип работы со старшими дошкольниками отличается от принципа работы с ребятами 5-6 лет. Педагоги могут усложнять задание, проводя беседы с ребятами касательно содержания произведения и сюжета, поступков героев, задавая вопросы и ожидая логичные, развернутые и аргументированные ответы.
Развивая у детей интерес к книгам, нужно помнить, что многие дети в этом возрасте только учатся читать. Рассматривая книги, они будут пытаться прочитать названия, надписи под картинками, оглавление. Всё это потребует от ребёнка определенных усилий, и задача взрослого - поддержать его и помочь в случае необходимости.
Важный момент: перед тем как ознакомить детей в подготовительной группе с новым произведением, педагог должен прочитать его вслух, соблюдая интонацию. Во время такого чтения дети смогут составить первое впечатление о книге, пережить новые эмоции.
До начала чтения книги педагог должен сделать интересное предисловие, рассказать об авторе, высказать собственное мнение о сюжете, героях, их поступках. После прочтения книги сюжет и героев можно обсудить с детьми, обращая их внимание на
основные моменты.
Знакомство старших дошкольников с художественными книгами включает в себя:
Последний пункт подразумевает разные варианты деятельности, начиная от кукольного спектакля и заканчивая ролевым чтением произведения и пересказом с помощью жестов. Каждое занятие в этом случае будет рассчитано на предоставление каждому малышу возможности попробовать себя в разных ролях с обогащением литературного опыта.
В стремлении к речевому совершенству педагоги должны регулярно проверять знания детей в подготовительной группе, обращая их внимание на особенности сказок, стихотворений, рассказов, предлагая процитировать отрывки из них, пересказать или кратко рассказать о содержании.
Важно помнить о том, что воспитание маленького читателя и его способности воспринимать художественную литературу - это сложный процесс, требующий времени. Именно поэтому так важно успешно ввести дошкольника в книжный мир своевременно, попутно совершенствуя развитие речи.
Светлана Быковская
Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Тема : “Путешествие в страну Звукоречье”.
Цель : обобщение у дошкольников знаний и умений, полученных на занятиях по подготовке к обучению грамоте .
Пр. задачи :
Образовательные :
Закрепить умение различать понятия : ”буква”, “звук”, “слово”, “предложение”;
Упражнять в составлении предложений, членением простых предложений на слова с указанием их последовательности;
Закрепить умение детей координировать свои движения;
Совершенствовать умения детей в составлении предложений по схемам;
Закрепить умение делить слова на слоги и выполнять звуковой анализ и синтез.
Развивающие :
-развивать фонематический слух и речь, логическое мышление, память, внимание и быстроту реакции.
Воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Оборудование : компьютер, проектор, презентация, текст письма в конверте, карточки с заданиями, карандаши.
1. Организационный момент :
Воспитатель : Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.
Какое у вас сегодня настроение?
И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение (дети передают клубочек друг другу) .Давайте его передадим нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-нибудь хорошее. А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? (дети : он стал большим) . Правильно, мы передали ему наше хорошее настроение им он стал большим.
Теперь у нас у всех хорошее настроение и все готовы активно заниматься. (дети присаживаются на стульчики)
Воспитатель : Прежде чем начать занятие , я хочу вам кое-что рассказать. Сегодня на адрес нашего детского сада пришло необычное письмо.
Смотрите, вот оно, на конверте написано, что пришло письмо от королевы Грамоты из страны Звукоречье для детей подготовительной группы , то есть для вас! Прочитаем письмо?
Текст письма.
Здравствуйте, ребята! Пишет вам королева Грамоты страны Звкоречья. Я узнала, что вы ходите в подготовительную к школе группу и уже выучили почти все буквы. Вы такие умные, молодцы! Поэтому я хочу пригласить вас в гости в свою волшебную страну Звукоречье, чтобы спасти нас от злого Буквоежки. Будьте внимательны, Буквоежка приготовил для вас много ловушек и испытаний. С нетерпеньем жду вас,приезжайте поскорее.
Королева Грамота.
Воспитатель : Дети вы готовы помочь королеве?
Дети : да готовы.
Слайд (королева Грамота)
Воспитатель : А вот и сама королева Грамота.
Но прежде, чем мы отправимся в страну Звукоречье, давайте подготовимся , ответив на следующие вопросы :
В :Что такое звук?
Дети : звук - это то, что мы слышим и произносим.
В : Какими бывают звуки речи ?
Д Звуки речи бывают гласными и согласными.
В : Какие звуки мы называем гласными?
Дети : гласные звуки тянутся и поются. на схеме обозначаются красным цветом.
В : Какие звуки мы называем согласными?
Дети : Согласные звуки не тянутся, не поются.
В : Какими бывают согласные звуки?
Дети : согласные звуки бывают звонкими и произносятся с голосом и глухие произносятся без голоса.
Дети : Согласные звуки бывают твердыми, на схеме обозначаются синим цветом или мягкими звуками на схеме обозначаются зеленым цветом.
В : что такое буква?
Дети : это то, что мы видим, пишем и читаем.
В : что такое слог?
Дети : это маленькая частичка слова.
В : что такое предложение?
Дети : это несколько дружных слов.
Воспитатель :
Молодцы! Ну, а теперь мы вместе с королевой Грамотой отправляемся в страну Звукоречье.
(слайд ВОРОТА с буквами)
внизу написано задание :
Воспитатель :
Ребята посмотрите, это ворота в страну Звукоречье, чтобы попасть в страну вам нужно правильно расставить буквы. Гласные с правой стороны от ворот, а согласные с левой стороны. У каждого из вас есть листы с этим заданием. Выполняйте его очень внимательно.
(слайд ГЛАСИКИ И СОГЛАСИКИ) внизу надпись :
В : ребята, смотрите на экран, нас встречают жители страны Звукоречье Гласики и Согласики, они помогут нам составить фоторобот Буквоежки, чтобы мы могли узнать его. Перед вами на столах находятся листы в клетку. На них отмечена красная точка. Поставьте карандаш на красную точку и двигайтесь согласно моим указаниям. Будьте внимательны, не пропускайте ни одного хода!
Слайд фоторобот Буквоежки
Воспитатель : А вот такой фоторобот составили Гласики и Согласики. Теперь мы с вами знаем, как выглядит БУКВОЕЖКА
Отправляемся его искать!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА :
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Друг за другом мы пойдем,
Буквоежку мы найдем!
Слайд (составь предложение из слов)
Вот и первые следы оставленные Буквоежкой.
Он перепутал слова в предложениях. Нам нужно из слов составить предложение, соединив слова по порядку.
Какие предложения получились?
ПО ПЛЫВЕТ КОРАБЛЬ МОРЮ СИНЕМУ.
МАЛЫШИ ИГРАЮТ КУБИКАМИ МИШКОЙ И.
ПОРТФЕЛЯМИ ШКОЛУ УЧЕНИКИ ИДУТ С В.
Воспитатель : - Молодцы! Продолжаем наше путешествие.
СЛАЙД (слово алфавит)
Ребята, убегая от нас Буквоежка рассыпал буквы давайте их соберем в слово и выполним его звуко-буквенный анализ.
(дети выполняют звукобуквенный анализ слова А Л Ф А В И Т)
Посмотрите кто-то идет нам навстречу. (показ на слайде Буквоежки) .
Воспитатель : Кто это ребята?
Буквоежка : Вы бродили по городу Звукоречье. Осмотрели его. Помогли гласикам и согласикам привести его в порядок. Но вы еще ни разу не проявили фантазию. Вот вам задание. Придумай и запиши предложения по схемам.
СХЕМЫ НА ЭКРАНЕ (с картинками)
Воспитатель : Буквоежка просит нас выполнить последнее задание и обещает навсегда покинуть страну.
Задание такое (слайд паровозик) нужно разделить слова на слоги и определить кто из животных в каком вагоне поедет?
А делить слова на слоги мы будем прыжками на месте.
Прошу вас подойти ко мне.
Итак, в каком вагоне поедет лиса?
Ребенок : лиса поедет во втором вогоне.
(После выполнения задания. На слайде королева Грамота.)
Воспитатель : Посмотрите ребята, королева Грамота благодарит нас за правильно выполненные задания и за то, что мы спасли страну от злого и коварного Буквоежки.
Воспитатель : Наше путешествие подошло к концу. А сейчас давайте встанем вкруг, закроем глаза и вспомним наше путешествие. А теперь откроем глаза
В -Ребята вам понравилось путешествие?
В -А что вам понравилось больше всего?
Мне понравилось рисовать фоторобот
Мне понравилось делить слова на слоги
Мне понравилось составлять предложения по схемам
В-А какое задание было для вас самым трудным
Выполнять звукобуквенный анализ
В-Мне тоже понравилось как вы почти без труда справились со всеми заданиями. Молодцы!
Давайте нашим гостям скажем до свидания!
Публикации по теме:
Конспект НОД по развитию речи «Описание головных уборов на основе опорных картинок» (подготовительная группа) Тема: «Описание головных уборов на основе опорных картинок» Цель: формирование связной монологической речи. Задачи Образовательная: 1.
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну азбуки» (подготовительная группа)
Конспект занятия по познавательному развитию «Предметный мир. Обувь» (подготовительная группа) Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Предметный мир – обувь» (подготовительная группа). Цели: 1. Расширять представление.
Тема: «Многонациональное Оренбуржье» Цель: этнокультурное развитие дошкольников посредством приобщения к культуре и традициям народов Оренбуржья.
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие в страну азбуки» (подготовительная группа) Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте подготовительная группа. Тема «Путешествие в страну азбуки» Задачи: Совершенствовать.
Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» (Подготовительная к школе группа) Тема: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» Программные задачи: Развивать монологическую речь. Учить детей передавать содержание услышанного.
Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с баснями И. А. Крылова». Подготовительная группа Программное содержание: 1. Познакомить детей с басней, её жанровыми особенностями. 2. Осознавать и понимать идею басни. 3. Выражать своё.
Конспект занятия по развитию речи «Звуки [Ж] и [Ш]» (подготовительная группа) КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. ЗВУКИ «Ж» и «Ш». Подготовительная группа. Организационный момент. – Добрый день, ребята! Как вы думаете,.
Конспект занятия по развитию коммуникативных способностей (подготовительная группа) Конспект занятия в подготовительной группе. Цель занятия: формирование общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров,.
Сценарий образовательной деятельности по развитию речи (подготовительная группа) Тема: «Путешествие с капитаном Врунгелем» Цель: развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха. Задачи: упражнять детей в четком.