Конспект НОД по ФГТ: познание (старшая группа). План-конспект занятия на тему: Конспект НОД в старшей группе. Познание. Окружающий мир

19.06.2019

НОД по познанию в старшей группе

«Органы дыхания»

Цель: Систематизировать знания детей о строении и назначении органов дыхания.

Задачи:

1) дать детям первичные представления об органах дыхания и отметить их важное значение для человека;

2) расширять кругозор детей, их словарный запас (ноздри, дыхательная трубка, грудная клетка, рёбра, лёгкие)

3) закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними;

4) формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни и вызывать негативное отношение к вредным привычкам

5) воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать.

Материалы и оборудование: картины-схемы: лёгких; органов дыхания; карточки с проблемными ситуациями, воздушные шарики, бумажные салфетки,(на каждого ребёнка) зеркало.

Методы обучения: демонстрационное и фронтальное экспериментирование, логические рассуждения, игра, рассказ, самонаблюдение.

Ход занятия

Приветствие детей и педагога стоя в кружке..

Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты- мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Ребята, мы сегодня с вами поговорим об органах дыхания и о том, как правильно дышать.

Как и на любом занятии не забываем следить за своей речью и четко произносить звуки в словах. А ещё у нас есть правило которое мы хорошо знаем, давайте его вместе повторим. (Дети хором проговаривают приветствие и правило поведения на занятии.)

"На занятии будь внимателен, другим не мешай,

Когда тебя спросят, тогда отвечай".

Ребята, как вы считаете, для чего в нашей группе так много цветов? (В группе много чистого воздуха, который дают растения. Воздух чистый, полезный, свежий, и нам приятно дышать).

Правильно, цветы поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем,а вырабатывают кислород, который нам так нужен для дыхания.

А давайте поиграем в игру "Части тела". Я буду называть части тела человека и его органы, а вы будете показывать их на себе (Темп называния зависит от детей, так чтобы каждый ребёнок успел понять, найти часть тела у себя и показать её)

Правая рука. Рот. Живот. Левое ухо, правая нога, нос, волосы, шея, брови, глаза.

Молодцы, ошибок нет.

А теперь я вас приглашаю на беседу. Мы рассмотрим все органы дыхания по порядку.

Ребята, а может ли человек долго находиться без воздуха? (Нет).

Правильно ребята:

Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы
Дышим я, и он, и ты.

Давайте проверим, так ли это.

Попробуйте глубоко вдохнуть, закройте ладошкой рот и нос.

Что вы чувствуете?

Почему не смогли долго быть без воздуха? (Опрос детей).

Так ответить мы сможем, может ли человек долго находиться без воздуха?

Правильно! Каждая клеточка вашего организма взбунтовалась и просит, пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибнем.

Отгадайте загадку:

Вот гора, а у горы
Две глубокие норы,
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.

Давайте проследим, куда движется воздух при дыхании. Для этого рты закрыли. Сделайте глубокий-глубокий вдох через нос и почувствуйте, куда движется воздух? Выдох. Ещё вдох.

Куда сначала попадает воздух?

Скажите, а может ли воздух попасть в рот? Для этого сделайте вдох через нос, а выдохнете через рот.

Может? (Ответы детей).

И зачем только они нам нужны, эти носы? Одни страдания с ними. То с горки упадешь, да нос расшибешь. То он чихает. Даже платок для него специальный придумали - носовой. Дышать мы и ртом можем. Так? Так, да не так. Оказывается, нос нужен не только для красоты. Нос наш не менее важен, чем другие органы. И дышать желательно именно носом, а не ртом. Почему?

Я вас приглашаю присесть и рассмотреть свой нос. Возьмите зеркало и рассмотрите свой нос. Опишите, как он выглядит. (Ответы детей).

Загляните внутрь. Поворачивайте головку так, чтобы внутри было светлее.

Что вы там видите?

В носу есть два канала, как они называются? (Ноздри).

Какого цвета стенка носа внутри?(Розовые).

Почему? (Потому, что там много кровеносных сосудов).

Что вы ещё заметили?(Волоски).

Как думаете, зачем они нужны?(Волоски задерживают пыль и другие мелкие частицы).

Стенка носа внутри сухая или влажная?

Возьмите салфетку на палец и промокните нос внутри. Что видите? (Ответы детей).

Эта влага называется слизь. Она нам очень нужна. В слизи есть вещества, которые убивают микробы. Поэтому воздух, который попадает в лёгкие, уже не содержит микробов. Туда идёт только чистый воздух.

А еще нос первым сообщит мозгу о загрязнённом для дыхания воздухе (газ, химические запахи). А как бы мы могли наслаждаться чудесным запахом цветов, если бы не наш замечательный нос!

Влад знает хорошее стихотворение про нос, ивам его прочтёт.

"Мой замечательный нос".

Я ничего не знаю.
и вдруг мой нос говорит,
Что где-то и у кого-то
Что-то сейчас подгорит.
Я ничего не знаю.
Это нос доложил:
Кто-то купил апельсины
И во-о-н туда положил!
Я ничего не знаю.
Я в духоте сижу.

Нос говорит: "Погуляем! Я очень тебя прошу".

Ходишь с ним и гуляешь.

Он говорит со мной.

Он говорит: "А знаешь, пахнет уже листвой!" Э. Мошковская

Физминутка "Солнышко"

Солнце утром рано встало, (Поднять руки вверх, потянуться.)
Всех детишек приласкало
Гладит грудку, (Массировать "дорожку" на груди).
Гладит шейку, (Поглаживать шею большими пальцами сверху вниз).
Гладит носик, (Кулачками растирать крылья носа)
Гладит лобик, (Проводить пальцами по лбу от середины к вискам).
Гладит ушки, (Растирать ладонями уши).
Гладит ручки, (Растирать ладони).
Вот. (Поднять руки вверх).

А теперь поднесите ладонь ко рту. Тихо, медленно подышите через открытый рот на ладонь.

Какой воздух вы чувствуете? (Ответы детей).

Мы все живые люди и тепло находится внутри нас. Тот, кто дышит через рот, выпускает из себя много тепла. Поэтому, чтобы сохранять свое тепло, быть здоровым, не простывать - лучше дышать как?

Ребята, а что может навредить нашему носу? Чего делать нельзя?

Итак, воздух попал в нос и рот, а дальше он движется по дыхательной трубке (Педагог показывает на схеме и на себе дыхательную трубку). (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.)

Куда воздух бежит из дыхательной трубки?

Вначале давайте, обследуем, как устроена грудная клетка.

Какая на ощупь грудная клетка? (Дети обследуют на себе, и убеждаются, что грудная клетка ребристая).

Обхватите ладонями обеих рук свои бока повыше пояса и глубоко вдохните воздух. Почувствовали, как расширяются ребра под ладонями, как надуваются легкие.

А сейчас выдохните резко и ощутите, как сужается грудная клетка, выталкивая воздух из легких.

Итак, мы сказали, что воздух из дыхательной трубки бежит в грудь. Покажите, куда воздух идёт из дыхательной трубки.

Нос, рот, дыхательную трубку, рёбра мы может увидеть или почувствовать. А лёгкие не можем, они находятся внутри. Давайте рассмотрим их на рисунке. Их два. Вот какие большие. В них воздух то заходит, то выходит. Работают легкие, как мешки-гармошки, в которых и содержится вдыхаемый воздух. Эти мешочки называются лёгкие. Повторите хором название.

Когда воздух заходит?

Когда выходит?

Давайте проведём небольшую игру, и на примере увидим, как работают наши лёгкие.

"Игра шарики"

Детям раздаются шарики и они должны надуть при помощи только одного выдоха шарик.

Вот какие красивые шарики у вас получились, чем сильнее ваши лёгкие, тем больше получились шарики. Молодцы!

Ребята, как вы думаете,а что вредно для наших лёгких?(Ответы детей).

Правильно, очень вредно для легких курение, загазованный воздух. Сравните изображение легких здорового человека и человека, который курит. Чем они отличаются?

Но вредно не только курить, но и находиться в одном помещении с курящими людьми и дышать этим воздухом. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Здоровый человек начинает кашлять, если чувствует в воздухе запах дыма, пыли или газа.

Кашель очищает верхние дыхательные пути, даже если мы поперхнемся крошкой.

Ведь вы уже знаете, что опасно разговаривать во время еды или есть на ходу!

Игра "Что хорошо для дыхательной системы, а что вредно?"

А теперь мы поговорим о том, как надо заботиться об органах дыхания.

Перед вами лежат картинки, на них изображены ситуации, когда человек бережёт свое горло, нос, рот и легкие, а когда наоборот, наносит большой вред своему здоровью. Разложите карточки на два поля (черное и белое: вред-польза) и объясните свой выбор.

(Дети раскладывают карточки и объясняют.) Полезно: есть чеснок и лук, овощи и фрукты.

Одеваться по сезону. Закаляться. Дышать носом. Дышать свежим воздухом.

Вредно: кричать на улице. Ходить легко одетым в холодную погоду. Переохлаждаться.

Пить на улице холодную воду. Дышать грязным, задымленным воздухом.

Итог. (Все дети встали в круг.)

Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята вам понравилось занятие?

Назовите органы дыхания заполняя картину. (Дети называют и показывают на себе и картине (правильно прикладывая органы дыхания): нос, рот, дыхательная трубка, легкие). (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Какие правила для сохранения здоровья мы вывели на занятии?

Что пожелали бы вы своим друзьям и нашим гостям?

Пожелания детей:

Будьте всегда здоровыми.

Занимайтесь спортом, делайте зарядку каждый день.

Гуляйте на свежем воздухе, закаляйтесь.

Чаще говорите вежливые слова.

Ешьте полезные продукты, овощи и фрукты.

Одевайтесь по погоде.

Всегда будьте добрыми и весёлыми.

Берегите природу, зверей и птиц.

Дышите чистым воздухом.

Любите своих близких, заботьтесь о них.

(На память о занятии детям дарятся воздушные шары).

  • А я желаю всем: чаще улыбаться, по пустякам не огорчаться.
  • Всегда иметь здоровый вид,
  • Вовек не знать, где что болит.

Список литературы:

  1. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Формирование здорового образа жизни у дошкольников:/авт.- сост.Т.Г.Карепова.- Волгоград: Учитель,2010.- 170с.
  3. Ричард Уокер Анатомия человека - иллюстрированный атлас для детей, Москва, "ОНИКС 21 век", 2001.
  4. Наше тело - Моя первая энциклопедия, под ред. Т. Буховой, Москва, "Кристина и С", 1995.

Основная образовательная область: «Познание» (формирование элементарных математических представлений) .

Интегрированные образовательные области: «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» (лепка, «Музыка», «Коммуникация», «Безопасность».

Форма проведения: занятие-сказка.

Цель: закрепить порядковый счет до 4; понятия: шире, уже, короткая, длинная, поровну; элементарные представления о геометрических фигурах. Развивать представление детей об основных направлениях в пространстве (справа, слева) ; умение определять положение предметов по отношению к себе; внимание, наглядно-образное мышление, коммуникативные способности детей.

Планируемый результат: имеет элементарные представления о порядковом счете до 4, геометрических фигурах; определяет каких предметов больше, меньше, равное количество; умеет сравнивать два предмета по величине на основе наложения; определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (справа - слева) ; активно взаимодействует с педагогом в решении познавательных задач.

Методы и приемы:

Словесные: беседа, рассказ художественного произведения, поощрение;

Практические: показ, объяснение, индивидуальный подход;

Игровые: сюрпризный момент, музыкальная пальчиковая гимнастика.

Наглядные средства обучения:

Демонстрационный материал: полоски, цветы, бабочки, картинки, мягкие игрушки, изображение домиков разного цвета, большой дом бабушки из геометрических фигур, мягкие игрушки (заяц, медведь, персонажи сказки (Красная Шапочка, волк) .

Раздаточный материал: полоски разной длины и ширины, 4 цветка, 4 бабочки на каждого ребенка, пластилин, доски для лепки, салфетки.

Организация детей:

1. Вводная часть: за столами;

2. Основная часть: за столами, на ковре;

3. Заключительная часть: за столами.

Индивидуальная работа: оказание помощи при определении количества предметов, раскладывании карточек на полосках (Матвей, Ярослав, Саша, во время лепки пирожков (Данияр, Рамир) .

Словарная работа: закрепить понятия - шире, уже, длиннее, короче, поровну, справа, слева.

Предварительная работа: составление конспекта НОД, изготовление демонстрационного и раздаточного материала, изучение новинок методической литературы.

Структура:

I. Вводная часть – 3 мин.

1. Сюрпризный момент;

2. Рассказ.

II. Основная часть – 15 мин.

1. Д/и «Разные дома» (порядковый счет до 4) ;

2. Д/у «Цветы и бабочки» (количественный счет) ;

3. Музыкальная пальчиковая гимнастика «Бабочки»;

4. Д/у «Лесные жители» (ориентировка в пространстве) ;

5. Д/и «Дом бабушки» (геометрические фигуры) .

III. Заключительная часть – 5 мин.

1. «Пирожки для волка» (лепка) ;

2. Рефлексия.

Ход НОД:

Воспитатель. Ребята, вы любите сказки? Какие бывают сказки?

Дети. Добрые, веселые, умные, длинные, короткие, волшебные.

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказку «Красная Шапочка». Жила-была в одной деревне девочка. Она всегда ходила в красной шапочке, которую ей подарила бабушка. И поэтому ее звали Красной шапочкой. Как-то раз мама испекла пирожков и сказала дочке: «Сходи-ка ты, Красная Шапочка, к бабушке и отнеси ей пирожков». «А где живет бабушка? » - спросила девочка. «Далеко за лесом в первом доме от мельницы» - ответила мама.

Воспитатель. Ребята, поможем Красной Шапочке узнать дом бабушки?

Дети. Да.

Воспитатель. Перед вами разные дома. Какого цвета первый дом?

Дети. Желтого.

Воспитатель. Какого цвета второй (третий, четвертый) дом?

Дети. Красного (синего, зеленого) .

Воспитатель. Какой по счету красный дом?

Дети. Второй.

Воспитатель. Какой по счету зеленый дом?

Дети. Четвертый.

Воспитатель. Какой по счету желтый дом?

Дети. Первый.

Воспитатель. Какой по счету синий дом?

Дети. Третий.

Воспитатель. Мама сказала Красной Шапочке, что дом бабушки первый от мельницы. Какого же цвета дом бабушки?

Дети. Желтого.

Воспитатель. Пошла Красная Шапочка к бабушке через лес. Шла она не спеша, собирала цветы, в воздухе летали бабочки. Вышла девочка к двум дорожкам и не знает по какой идти дальше. (Показ двух полосок разных по величине и цвету) .

Воспитатель. Какая дорожка длинная?

Дети. Зеленая.

Воспитатель. Какая дорожка короткая?

Дети. Желтая.

Воспитатель. Попробуем определить какая дорожка шире, а какая уже. Для этого - положим желтую дорожку на зеленую, подравняем края. Зеленая дорожка «выглядывает» из-за желтой. Какая дорожка шире?

Дети. Зеленая.

Воспитатель. Какая дорожка уже?

Дети. Желтая.

Воспитатель. Положите дорожки так, чтобы вверху была узкая дорожка, а внизу – широкая. Положите на узкую дорожку два цветка, а на широкую трех бабочек. Карточки положим слева направо. Сколько цветков (бабочек?

Дети. Два цветка. Три бабочки.

Воспитатель. На сколько бабочек больше, чем цветков?

Дети. На одну.

Воспитатель. На узкую дорожку положите еще один цветок, а на широкую еще одну бабочку. Сколько стало цветков (бабочек?

Дети. Цветков стало три, а бабочек четыре.

Воспитатель. Чего больше (меньше?

Дети. Бабочек больше, цветков меньше.

Воспитатель. На сколько бабочек больше чем цветков?

Дети. На одну.

Воспитатель. Что надо сделать, чтобы бабочек и цветков стало поровну?

Дети. Положить еще один цветок. Убрать одну бабочку.

Воспитатель. Сделайте так, чтобы бабочек и цветков стало поровну.

Воспитатель. Пока думала Красная Шапочка по какой дорожке пойти, ей навстречу злой и голодный серый волк. «Куда идешь? » - спросил волк девочку. Красная Шапочка была еще маленькой и не знала, что опасно разговаривать с незнакомыми и все рассказала волку. «Я иду к бабушке, несу пирожки. А живет она далеко за лесом, в первом доме от мельницы» - сказала девочка. «Хорошо, я тоже хочу проведать твою бабушку, - сказал волк, - Ты иди по одной дорожке, а я пойду по другой. И посмотрим: кто из нас раньше придет».

Воспитатель. Ребята, по какой дорожке мы отправим волка?

Дети. По длинной, чтобы он долго шел к бабушке.

Воспитатель. А мы с вами вместе с Красной Шапочкой пойдем по короткой дорожке. (Дети выходят на ковер) .

Воспитатель. Шли мы по дорожке и вышли на красивую полянку. Здесь много цветов, но не хватает бабочек. Закройте глазки и представьте себе, что мы красивые бабочки. (Музыкальная пальчиковая гимнастика «Бабочки») .

Воспитатель. В лесу живут разные животные. Каких лесных жителей вы знаете?

Дети. Медведь, волк, заяц, белка, лиса.

Воспитатель. Поднимите правую руку, скажите, кто сидит справа от вас?

Дети. Заяц.

Воспитатель. Поднимите левую руку, скажите, кто сидит слева от вас?

Дети. Медведь.

Воспитатель. Что находится перед нами?

Дети. Домик бабушки.

Воспитатель. Мы пришли к дому бабушки. Дом у нее не простой, он состоит из геометрических фигур.

Какой формы крыша дома?

Дети. Треугольной.

Воспитатель. Какой формы окно?

Дети. Квадратной.

Бревнышки – круглой, узор на окне – треугольной, дом – прямоугольной, окно на крыше – овальной, забор – прямоугольной.

Воспитатель. Молодцы. Вот какой необычный домик бабушки.

Воспитатель. Постучалась Красная Шапочка и вошла в дом. А в это время к домику бабушки прибежал волк. Увидел он в окно, что Красная Шапочка и ее бабушка целы и невредимы, едят пирожки. И тогда волк очень рассердился.

Ребята, а чтобы волк стал добрее, давайте слепим для него пирожки.

Какой формы пирожки?

Дети. Овальной формы.

(Лепка пирожков для волка) .

Воспитатель. Сложим пирожки в корзинку и отдадим волку, угостим его. «Спасибо, ребятки», - говорит волк. Попрощаемся с ним. До свидания.

Ребята, у Красной Шапочки, ее бабушки и волка все хорошо. И наше путешествие подошло к концу.

Тема : «Все увидим, все узнаем (искусственные материалы и химические вещества необходимы)»

Цель : создать условия для формирования знаний детей о некоторых свойствах искусственных материалов и химических веществ.

Задачи:
создать условия для изучения детьми некоторых свойств современных материалов: резины, пластмассы, поролона;
создать условия для изучения детьми некоторых свойств химических веществ: сода, уксусная кислота, моющая жидкость, краситель;
создать условия для взаимодействия детей друг с другом, развития любознательности, тактильной памяти, внимания, мышления;
создать условия для бережного отношения детей к своему здоровью.

Оборудование: пластмассовый кубик, резиновый мяч, поролоновая губка, резиновые шарики, пластиковая бутылка, сода, уксусная кислота, моющая жидкость, краситель, гуашь, кисти, карандаши, бумага, мультимедийная презентация.

Активизация словаря:
искусственные материалы, резиновый, пластмассовый, поролоновый, химические вещества.

Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга.

Приветствие «Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете (разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки)
«Доброе утро!» - маме и папе
«Доброе утро!» - останется с нами.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наш чудесный мешочек приготовил вам какой-то сюрприз. Интересно, что в нем? Закройте глаза и потрогайте руками.
Воспитатель дает возможность каждому ребенку потрогать рукой предметы.

Воспитатель: Дамир, что же там такое? Что ты почувствовал, какой это предмет? Расскажи о нем: твердый он или мягкий, гладкий или шероховатый, легкий или тяжелый? Какого размера, какой формы?

Ребенок называет и отгадывает: это предмет твердый, легкий, гладкий, маленький; это кубик.

Воспитатель: Дамир, покажи ребятам кубик. Ребята, посмотрите и потрогайте, проверьте, правильно ли Дамир назвал признаки предмета.
Дети обследуют, соглашаются, дополняют, что кубик синего цвета. Этот признак они определили глазами.

Воспитатель: Ребята, кто еще хочет загадать всем загадку, назвать все признаки предмета, но не называть его, а мы будем отгадывать. Игорь, расскажи о предмете ребятам, а они пусть отгадывают. (Это круглое, небольшое, гладкое, мягкое, легкое.)

Воспитатель: Ребята, что же это в мешочке спряталось? На что похоже? Что бывает таким?
Дети отгадывают.

Воспитатель: Сейчас проверим, кто был прав.
Ребенок достает из мешка мячик. Дети обследуют его, проверяют, действительно ли он обладает такими признаками.

Воспитатель: Мячик мягкий, легкий, гладкий, круглый, красный.
Закрепляют признаки хором.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что же. Посмотрим, что же еще в чудесном мешочке осталось. Кто желает отгадать? Катя, загадай детям загадку, расскажи о предмете, но предмет не называй. (Этот предмет очень мягкий, легкий, шершавый, небольшой, имеет форму кирпичика.)

Воспитатель: Что это?
Ответы детей.

Воспитатель: А теперь посмотрим, угадали мы или нет.
Ребенок достает из мешка губку.

Воспитатель: Ребята, давайте все вместе проверим, правильно ли Катя назвала признаки предмета. Давайте повторим эти признаки.
Дети : Губка мягкая, шероховатая, очень легкая, небольшая, имеет форму кирпичика, желтая.

Воспитатель: Ребята, кто знает, из какого материала сделаны эти предметы?
Ответы детей.

Воспитатель: Мяч из какого материала сделан? (Из резины). Мяч какой? (Резиновый.) Из чего сделан кубик? (Из пластмассы.) Кубик какой? (Пластмассовый.) Мочалка из чего сделана? (Из поролона.) Мочалка какая? (Поролоновая.)

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем, что дерево и кожа – это природные материалы. А как вы думаете, откуда берут резину, пластмассу, поролон? (Дети высказывают свои предположения.) Эти материалы получают искусственным путем. Их называют искусственными материалами , или синтетическими.
Резина – это широко распространенный материал. Ее раньше получали из каучука. Это смола особых тропических деревьев. В нашей стране такие растения не растут, и раньше приходилось покупать каучук в других странах. Однажды русский ученый С.В. Лебедев изобрел способ получения искусственного каучука. Это сложный химический процесс из спирта и нефти. Теперь и во многих других странах используется это изобретение.

Воспитатель: Ребята, какие предметы вы знаете, которые сделаны из резины?
Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а какие предметы сделаны из пластмассы?
Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, много предметов назвали. Какие вы внимательные! В природе нет пластмассы. Само название «пластмасса » означает «пластическая масса». Различные вещества химическим путем размешиваются, расплавляются, превращаются в пластическую массу наподобие пластилина. Из такой массы прессуют на специальных машинах различные формы (посуду, расчески, детали для аппаратуры и т.д.). Остывшая деталь устойчиво сохраняет свою форму.

Поролона в природе тоже нет, его также получают химическим искусственным путем.

Физминутка (игровой самомассаж) «Хорошее настроение»
В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли.
Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок.
Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим.
Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись
Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть.
Руки надо растереть, чтобы больше не болеть.
И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть.
Заканчивая массаж, дети говорят: «Хотим быть веселыми, красивыми, здоровыми».

Дидактическая игра «Рассели гостей»
Воспитатель предлагает детям картинки с изображением предметов, сделанных из различных материалов и картонный трехэтажный дом (гостиница).
Воспитатель: К нам приехали гости. Этих гостей необходимо расселить в доме. На первом этаже гостиницы будут жить те предметы, которые сделаны из резины. На втором – из пластмассы. На третьем этаже – из поролона.
Дети расселяют гостей.
Воспитатель: Молодцы! Всех расселили правильно.

Экспериментальная деятельность
Воспитатель: А теперь давайте еще поиграем. Посмотрите, какие красивые разноцветные шарики. Из чего они сделаны.
Дети: Из резины.

Воспитатель: Попробуйте их надуть.
Дети надувают шары.

Воспитатель: Какие красивые, разные по цвету и форме. А почему они получились разные по форме?
Ответы детей.

Воспитатель: Тот, кто смог вдуть в шарик больше воздуха, тот и растянул его больше. Если шарик не завязать ниткой, что с ним будет?
Дети: Он сдуется.

Воспитатель: Правильно, резина не только растягивается, но и обратно сжимается. Резина упругая, эластичная. А теперь давайте попробуем налить в шарик воду.
Дети наливают воду.

Воспитатель: Что происходит? Вода не выливается?
Дети: Нет.

Воспитатель: Значит, резина не пропускает воду, также не пропускает и воздух. А теперь нальем воду в пластмассовый стакан. Что происходит? Протекает ли вода?
Дети: Нет.

Воспитатель: Значит пластмасса прочная, не пропускает воду. А если мы нальем воду на мочалку из поролона?
Дети экспериментируют.

Воспитатель: Губка набирает воду, вся размокает, становится тяжелой и опускается на дно тазика.

Воспитатель: Ребята, помимо этих химических веществ из которых изготавливают пластмассу, резину и поролон существует еще множество различных веществ, которые мы используем в своей жизни. Например: различные моющие вещества (шампуни, стиральные порошки, мыло), различные красители. А также вещества, которые можно добавлять при приготовлении пищи, например: сода, уксусная кислота.

Нужно помнить! Любые вещества и материалы могут быть опасными! Например: неприятный запах у пластиковых игрушек или различные кислоты и пищевые добавки. Запомните это и никогда не берите без разрешения взрослых незнакомые жидкости и порошки, так как это опасно для жизни и здоровья человека!

Воспитатель: А сейчас я хочу показать вам интересный опыт. Дамир, вспомни, когда на улице было много снега ты с ребятами построил большую горку, а наверху этой горки сделал углубление и все сказали, что очень похоже на вулкан. И вы сказали, что хотели бы посмотреть на извержение вулкана.
Дети: Да!

Воспитатель: С помощью химических веществ мы попробуем воспроизвести извержение вулкана. Я начала делать модель вулкана, но не успела. Ребята, вы поможете мне его доделать?
Дети: Да!

Воспитатель: Тогда берите кисти и краски, давайте раскрасим наш вулкан! Наша модель вулкан состоит из пластиковой бутылки и картона. А теперь давайте делать лаву для извержения. В бутылку наливаем воду, добавляем соду, моющую жидкость, красный краситель и уксусную кислоту.
Дети: Ура! Извержение вулкана!

Воспитатель: Вот как здорово и интересно получилось! Ребята, вам понравилось наше занятие? Что больше запомнилось?
Ответы детей.

Воспитатель: А теперь зафиксируйте свои наблюдения в блокнотах. Спасибо всем за работу.
Название: Конспект НОД в старшей группе по образовательной области «Познание» — «Все увидим, все узнаем»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, 5-6 лет

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с,Звёздочка”
Конспект НОД,Осень” (образовательная область,Познание”)
(старшая группа)
Воспитатель:Сорокина Екатерина Викторовна
Калязин,2017
Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.
Задачи:
образовательные:
уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
активизировать словарь детей по теме занятия;
совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.
развивающие:
развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
развивать интерес к выполнению заданий.
воспитательные:
воспитывать у детей бережное отношение к природе;
развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
здоровьесберегаюшие:
создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Интеграция образовательных областей: здоровье, познание, социализация.
Оборудование:
конверт с письмом и заданиями от Осени;
3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);
листочки из картона для дорожки;
набор «Одень куклу», изображения разных предметов.(по 2 набора)
аудиозапись «Звуки осеннего леса»;
видеофильм «Осень».

Медали
Части НОД Ход НОД Деятельность и ответы детей
Вводная
часть Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо.
Хотите узнать, от кого оно?
Тогда отгадайте загадку:
Несу я урожаи, Птиц к югу отправляю, Деревья укрываю,Но не касаюсь елочек и сосен,Кто я такая?
- Да, ребята, это письмо от Осени.
Давайте посмотрим, что же в конверте?
Письмо:
На лесной опушке я краски разводила,По листве тихонько кистью проводила.Пожелтел орешник, и разделись клены,
И зазолотились листья у берёзы.
Ребята, я вас приглашаю в осенний лес.
- Принимаем приглашение осени?
Тогда - в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути. Да!
- Осень!
- Да!
Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу.
Беседа - Вот мы пришли в осенний лес.
Осенний лес - какое чудо!
Листва ковром лежит повсюду.
Деревья стройные стоят, Ветвями на ветру шумят.
Как хорошо в лесу!
А зачем люди ходят в лес?
А зачем осенью, да ещё и поздней?
- А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки.
Закроем глаза, так лучше слушать и слышать.
(Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса»)
-Открываем глаза.
Ребята, кто что услышал?
-Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел.
Давайте опять закроем глаза.
Чем-то пахнет в осеннем лесу?
Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес?
- Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.
Давайте присядем на этот осенний ковёр.
Открыли глазки
А зачем деревья сбрасывают осенью листву?
- Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.
Презентация «Почему опадают листья»

(Далее воспитатель обращает внимание детей на 3 различных изображения осени: ранняя, золотая, поздняя
- Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?
Первая картинка солнечная, весёлая.
А на второй картинке?
Эта картина уже не такая весёлая.
А на третьей картинке?
-Какое время года изображено на первой картине?
- А на этой?
- А какое время года на третьей картине?
- Почему про осень нарисованы три разных картинки? -Чтобы подышать свежим воздухом. Собрать грибы.
- Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя.
- Опавшей листвой, грибами.
- Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.
- Жёлтые деревья.
Земля покрыта листьями. Светит солнце.
- Деревья стоят голые. Землю покрывает первый снег.
- Осень.
- Осень.
- Осень
- Осень бывает разной.
Мотивация - Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Посмотрите, какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». А вы любите играть?
- Да!
Физкульт-минутка "Листочки".
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели. Повторяют за воспитателем:
кружатся, бегут на носочках, выполняя взмахи кистями рук, присаживаютя.
1 задание
«Отгадай загадку» - А теперь перейдём к заданиям на карточках.
Первое задание называется «Отгадай загадку».
Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!
1).Кто же ухаживает за лесом? И как его называют?
2.Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно..
3.
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это -....
4.
Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Кто собрался в стайки? ...
5.
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
6.
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
7.
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовет к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!
8.
Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ!
9.
Солнце больше нас не греет,
Холодком поземка веет!
Дунул в лужу ветерок
И сковал ее..
10.
Дождь и слякоть, грязь и ветер,
Осень, ты за все в ответе!
Мерзнет, мерзнет человек,
Выпал первый белый...
-

Лесник!
-Листопад
-Дождь
-Птицы
-Сентябрь
-Октябрь
-Ноябрь
-Поздняя осень
-Ледок
-Снег
2 задание
«Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?Осенью растут грибы?Тучи солнце закрывают?Колючий ветер прилетает?Морозы осенью бывают?Ну а птицы гнезда вьют?А букашки прилетают?Звери норки закрывают?Урожай все собирают?Птичьи стаи улетают?Часто-часто льют дожди?Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать?Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
При ответе «да» на вопрос воспитателя,
дети хлопают
в ладоши
3 задание «Какая бывает погода осенью»
Когда дует ветер -
Холодно -
Пасмурно -
Сыро –
Когда идет дождь-
Хмуро -
Ясно –
Молодцы, справились со всеми заданиями Ветреная
Холодная
Пасмурная
Сырая
Дождливая
Хмурая
Ясная
Просмотр фильма «Осень» - Нам Осень приготовила сюрприз – это фильм. Смотрите его внимательно, этот фильм поможет вам справиться с последним заданием. Дети просматривают видеофильм «Осень»
Практи-
ческая
часть - Итак, последнее задание: посмотрите, у вас на столах разложены различные картинки, там есть деревья, животные, птицы, солнце, облака, дети и одежда. Осень предлагает вам составить осенние картины. Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года. Дети составляют картины осени
Итог
занятия - Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились
Пора возвращаться в детский сад.
Раз, два, три повернись, в детском садике очутись.
Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались?
А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной.
Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы! Дети повторяют слова, кружатся.
- Мы путешествовали по лесу, выполняли задания Осени.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели: обобщить представление детей о доброте, формировать внимательное отношение к другим людям. Развивать чувство доброты, сопереживания, стремление поддерживать других. Воспитывать навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

Материал. Картинки о поступках, персонажи сказок «Красная шапочка», «Веселый клоун», «Злой волшебник»; лица- для определения настроения человека и «Мертвый город».

Звучит песня…

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется.

И она к тебе ещё раз вернется.

Вопросы. Вам знакома эта песня? Как называется? По звучанию, какая она? Когда слушаем веселую песню, что с нами происходит?

Воспитатель. Давайте улыбаться! У вас такие лучистые, солнечные улыбки! Порадуем своей улыбкой тех, кто сегодня рядом с вами и поприветствуем их важными словами…

Ребята, покажите мне свои руки. У мальчиков они сильные, большие, а у девочек – нежные, ласковые!

На фоне музыки воспитатель читает стихи.

Что за чудо- чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить,

Чуткие руки умеют дружить.

Мы любим свои руки, ведь они могут всё.

Что они могут?

Ответы детей…

Воспитатель. Да, наши руки умеют все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, дать корм голодным птицам и красиво накрыть стол.

Какие добрые и умные у вас руки! Возьмите за руки того, кто стоит рядом с вами и ощутите тепло рук ваших друзей.

А теперь приложите руку к сердцу. Бьются наши сердца. Моё большое, а ваши маленькие, как ваши кулачки.

Воспитатель. Вспомните ребята, мы с вами читали рассказ Агния Барто « Вова, добрая душа!» Какие добрые дела он совершал»

Читали про девочку Женю, из сказки «Цветик семицветик».

Как она поступила?

Какие добрые дела вы совершали? Ответы детей…

Воспитатель. Наши сердца даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой! У вас добрые сердца, дети!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Поиграем игру «Вежливые слова».

Я начинаю фразу, а вы продолжаете…

Растет даже ледяная глыба от слова теплого …спасибо;

Зеленеет старый пень, когда услышит…добрый день.

Если больше есть не в силах, скажем маме мы…спасибо.

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь…здравствуйте.

Когда бранят за шалости, говорим…прости, пожалуйста.

Воспитатель обращается детям:

Ребята, хотите в сказочный мир попасть?

Закрываем глаза, считаем до трех…1, 2, 3.

Ой, куда это мы попали? Какой- то странный город: не деревьев, не цветочков. Тишина, и птицы не поют. Выходят грустная Красная шапочка и невеселый клоун.

Появляется злой волшебник.

Почему вы здесь, уходите, это мой город, мертвый город. Я сделал город таким, мне так нравится. Красная шапочка шла к бабушке…клоун спешил к малышам на праздник…я их заколдовал, ха, ха! Уходите, а то и вас заколдую.

Злой волшебник собирается уходить.

Дети. Нет, нет не уходи, злой волшебник, мы тебе поможем. От наших добрых слов ты станешь таким, как мы- добрым и красивым!

Дети называют добрые слова.

Воспитатель. Ребята, давайте подарим ему подарок! Принесите, пожалуйста нашу волшебную шкатулку. Что ему подарим? Сердечко!

Воспитатель. Поговорим о настроении. Настроение- это душевное состояние. У доброго человека- настроение веселое, доброе, светлое, радостное, прекрасное; у злого- настроение мрачное, сердитое, угрюмое.

Поиграем игру «Угадай настроение». Дети сравнивают, когда человек красив? Он красив, когда он улыбается!

Так, давайте всегда улыбаться и радоваться! Радовать своих близких, мам и пап, воспитателей добрыми делами, добрыми словами! Помните, вас взрослые любят! Воспитатель дарят детям шарики!

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000840, дата отправки 18 декабря 2012 г., № квитанции 62502655103674

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?