Календарно тематическое планирование тема я семья человек. Дидактическая игра «Цепочка слов». Дидактическая игра «Что кому»

26.05.2019
Материалы педагогического опыта воспитателя Лопатиной Натальи Юрьевны

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №11 «Одуванчик» г. Коряжма
Комплексно -тематическое планирование по теме «Моя семья»
Младший дошкольный возраст.

Задачи:


  1. Дать представление о том, что такое семья, называть своих ближайших родственников.

  2. Формировать навыки доброжелательных отношений со взрослыми.

  3. Способствовать обогащению игрового опыта детей.

ОО «Коммуникация»


  • Беседы : «Моя семья», «Что я знаю о своих родных», «Что родители делают для меня», «Мы - помощники»

  • Обыгрывание сказки «Репка»

  • Пальчиковые игры: «Этот пальчик - дедушка», «Кто приехал?», «Раз, два, три, четыре», «Наша семья», «Птенчики в гнезде»

  • Д/и «Вопрос - ответ»

ОО «Познание»


  • Рассматривание: картин, иллюстраций, демонстрационного материала «Семья», альбома «Моя семья»

  • Рассматривание и составление рассказа по картине «Семья дома»

  • Дидактические игры: «Найди маму», «Моих родителей зовут… », «Назови как тебя дома ласково называют?», «Кто в домике живет?», «Кто старше? Кто младше?», «Сложи картинку», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать», «Посчитай членов семьи», «Разложи по росту», «Какая у вас семья?», Игра с мячом «Кто ты мне?», «Что такое семья?», «Подбери признаки», «Составь семью из картинок».

  • Поисково - исследовательская деятельность: составление модели семьи.


  • Чтение потешек «Пальчик - мальчик», «Ладушки - ладушки», «Из-за леса, из-за гор…», «Еду-еду к бабе к деду»;

  • А.Барто «Помощница», «Большая семья»

  • З.Александрова «Бабушка»

  • Е.Благина «вот какая мама»

  • Л.Квитко «Бабушкины руки»

  • М. Шварц «Семья - словечко странное»

  • Е. Таранова «Семья - это мама и папа, и дед»

  • С. Черный «Когда никого нет дома»

  • А. Шибаева «Кто играет?»

  • А. Барто «Младший брат»

  • А. Барто «Две сестры глядят на брата»

  • А. Барто «Мама уходит на работу»

  • Р. н. с. «Гуси-лебеди»

  • Перессказ сказки «Волк и семеро козлят»,

  • Заучивание стиха: Я.Аким «Мама»

  • Загадки по теме


ОО «Социализация»


  • Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Семья»

  • Обыгрывание ситуации «Утро в нашей семье»

  • Психогимнастика «Мамино настроение»

  • Настольно-печатная игра «Моя семья»

ОО «Труд»


  • Игровая ситуация «Помоги кукле Тане навести порядок в уголке «Семья»

  • Совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Семья».


  • Ручной труд: изготовление подарка к 8 Марта

ОО «Безопасность»


  • Беседа «Опасности дома»

  • Игровой тренинг «Я маму потерял в толпе»



  • Лепка: «Мама»

  • Аппликация: «Моя рука - моя семья»

  • Рисование: «Мы с мамой улыбаемся»

  • Оригами «Веер для бабушки»

  • Конструирование «Дом для моей семьи»

  • Творческая мастерская: «Фоторамка для нашей семьи» (украшение различными способами картонной фоторамки)

ОО «Музыка»


  • Слушание колыбельных песенок

  • Просмотр мультфильма «Умка»

  • Слушание песен на тему «Семья»

  • Разучивание «Песни мамонтенка» В.Шаинский, Д.Непомнящая

  • Д/и «Спой свое имя ласково»

  • Театр «Бабушкины сказки»

Физическое развитие
ОО «Физическая культура»


  • П/и с речевым сопровождением «Кто живет у нас в квартире?» П/и «Бегите к маме»

  • Игровое упражнение «За мамой»

  • П/и «Маленькие и большие ноги»

  • Игра-упражнение на координацию движений «В гости к бабушке» (ходьба по дорожке между двумя // лежащими веревками)

  • Физ. минутка « Три медведя шли домой»

ОО «Здоровье»


  • Беседа: «На зарядку с мамой, папой»

  • Рассматривание фотографий «Мама, папа, я - спортивная семья»

  • Игровая ситуация «Идем с мамой в магазин» (о полезных и вредных продуктах)


Книжный уголок:

Центр сюжетно-ролевых игр: атрибуты к играм, предметы заместители для игр, костюмы. «Дочки-матери» (куклы, коляски, кроватки, кукольная одежда и др.). «Семья» (мебель, предметы быта, одежда для членов семьи).

Строительный материал (большой и маленький), конструктор «лего».

материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, книжки-раскраски тематического характера.
Взаимодействие с семьёй
Создание альбома «Моя семья»

Мини - музей «Мамы - рукодельницы»

Ситуация для обыгрывания дома «Как семейный альбом рассказал нам о маленьком папе»

Семейный просмотр мультфильмов «Мама для мамонтенка», «Золушка», «Красная шапочка»

Папка-передвижка «Помогать маме? С радостью!»
Комплексно-тематическое планирование по теме «Моя семья»
Старший дошкольный возраст.
Цель: Формирование семейной принадлежности.
Задачи:


  1. Формировать интерес к своей родословной, по фотографиям находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками.

  2. Знать свое отчество, домашний адрес и телефон, имена и отчества родителей, интересы своих родственников.

  3. Способствовать расширению кругозора в вопросах добросовестного труда старшего поколения.

  4. Побуждать детей более широко и творчески использовать в практике знания о своей семье.

  5. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.
Познавательно-речевое развитие
ОО «Коммуникация»

  • Беседы : «Что я знаю о своих родных», «Наш адрес и телефон», «Семейные традиции», «Есть ли счастье без семьи?», «Обязанности в семье», «Старшим надо помогать, старших надо уважать»

  • Составление рассказа на тему «Моя семья», «Мой дедушка - герой»

  • Свободное общение «Как я помогаю дома», «Как мы отдыхаем всей семьей», «Любимые занятия в нашей семье»

  • Речевое упражнение «Футбол»

  • Скороговорка «Утреннее настроение»

  • Словесная игра «Неоконченные предложения»

ОО «Познание»


  • Рассматривание картин «От рождения и дальше», составление последовательного рассказа.

  • Создание, рассматривание и обсуждение с детьми «Генеалогического древа» семьи, фотоальбома «Моя семья»

  • Поисково-исследовательская деятельность: проведение сравнительного анализа с фотографиями родственников «Чем похожи»

  • Разгадывание ребуса «7 Я»

  • Дидактические игры: «Назови ласково», «Сложи картинку», «Закончи предложение», «Родственные отношения», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать», «Профессии моих родителей» , «Разложи по возрасту», «Какая у вас семья?» «Давайте справедливо распределим обязанности», игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?», Игра с мячом «Кто ты мне?», «Что такое семья?», «Составь генеалогическое дерево», «Подбери признаки», «Корзина добрых дел»

ОО «Чтение художественной литературы»


  • Р.Гамзатов «Берегите матерей», «Мой дедушка»

  • С.Михалков «А что у вас?»

  • Л.Васильева-Гангнус «О том, как нужно вести себя с мамой, папой и остальными членами семьи?

  • О.Чусовитина «Стихи о маме», «Мамочке подарок»

  • А.Барто «Вовка-добрая душа»

  • Д.Габе «Моя семья»

  • Д.Габе «мама», «Работа»

  • З.Воскресенская «Мама»

  • Г.Браиловская «Наши мамы, наши папы»

  • В.Осеева «Сыновья», «Печенье»

  • Грузинская народная сказка «Младший брат»

  • Татарская народная сказка «Три дочери»

  • Чтение стихов «Мамины профессии», «Папины профессии»

  • Перессказ рассказов Л.Толстого «Сыновья», «Старый дед и внучок»

  • Заучивание стиха «Семья»

  • Заучивание пословиц и поговорок о семье

  • Драматизация стихотворения «Моя родня», Я. Аким

  • Загадки по теме

Социально-личностное развитие
ОО «Социализация»


  • Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «У нас гости», «Путешествуем семьей»;

  • Обыгрывание ситуаций «Вечер. Вся семья дома», «Бабушка устала», «Братик плачет»

  • Создание альбомов с рисунками детей: «Профессии наших мам», «Профессии наших пап»

  • Создание мини – музея «Увлечения членов моей семьи» (вязание, коллекционирование и др.)

  • Психогимнастика: изобрази мимикой «Мама сердится», «Папа смеется», «Бабушка задумалась», «Дедушка смотрит футбол»

  • Упражнение - тренинг «Угощение»

  • Проект «Путешествуем всей семьей»

ОО «Труд»


  • Совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Семья». Изготовление атрибутов для детей младшей группы.

  • Игра - пантомима «Помогаю взрослым»

  • Ручной труд: изготовление подарка к 8 Марта.

ОО «Безопасность»


  • Беседа «Если ты один дома», «Как вести себя с мамой на улице»

  • Игровой тренинг «Я звоню родителям»

  • Д/и «Можно - нельзя»

Художественно-эстетическое развитие
ОО «Художественное творчество»


  • Лепка: «Человек»

  • Аппликация: «Подарок маме»

  • Рисование: «Портрет моей семьи», «Мой портрет»

  • Оригами: «Дедушка», «Бабушка»

  • Конструирование из картонных коробок «Дом для семьи»

  • Творческая мастерская: коллаж «Картина для дома »

ОО «Музыка»


  • Слушание музыкальных произведений русских композиторов, «Песенка про папу» В.Шаинский, М.Танич, «Родительский дом»В.Шаинский, М.Рябинина

  • Слушание современных детских песен про семью «Семья», «Папочка, папа», «Бабушка - лучшая подружка»

  • Кукольный театр «Концерт для мамы»

  • Разучивание частушек о семье

  • Д/и «Спой имена родных ласково»

Физическое развитие
ОО «Физическая культура»


  • Игра малой подвижности «Было у мамочки десять детей»

  • П/и «Букет»

  • П/и с речевым сопровождением «Праздник мам»

  • Физ. минутка «Семейная зарядка»

  • Дыхательное упражнение: произносить предложение: «Мама, папа, брат и я (вдох) - (на выдохе) вот и вся моя семья!»

ОО «Здоровье»


  • Беседы о родственниках, занимающихся спортом

  • Этюд «Утреннее фото»

  • Ситуативные разговоры с детьми на тему: «Здоровый образ жизни»

Создание условий для самостоятельной деятельности
Книжный уголок: Книги для чтения и рассматривания, иллюстрации и картинки «Семья», репродукций, фотографий с изображением различных семей, альбом «Моя семья».

Центр сюжетно-ролевых игр: атрибуты к играм, предметы заместители для игр, костюмы. «Семья» (мебель, предметы быта, одежда для членов семьи). «У нас гости» (посуда, угощения), «Путешествуем семьей» (фотоаппараты, бинокли, деньги, карта маршрута, палатка, головные уборы и др.);

Центр строительно-конструктивных игр: Строительный материал, бросовый материал, для создания «Дома для семьи».

Центр продуктивных видов деятельности: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, книжки-раскраски тематического характера, схема последовательного рисования человека.

Взаимодействие с семьёй
Консультация «Что такое генеалогическое древо?»

Выставка «Генеалогическое древо семьи»

Папка-передвижка «Тайна моего имени»

Оформление альбома «Тайна имени»

Фотовыставки «Мы путешествуем», «Наше лето», «Наш выходной»

Выставка детских рисунков «Моя семья»

Семейный просмотр мультфильмов «Двенадцать месяцев», «Морозко», «Каникулы в Простоквашино», «Малыш и Карлсон»

Приложение к комплексно – тематическому планированию по теме «Моя семья»
Пальчиковые игры

«Кто приехал?»

Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе

Кто приехал? /большими пальцами/

Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/

Мама, мама, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /указательными пальцами/

Папа, папа, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /средними пальцами/

Братец, братец, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /безымянными пальцами/

Ах, сестричка, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /мизинцами/

Все приехали? /большими пальцами/

Ура! /растопыриваем пальцы вверх/

Все мы вместе, да, да, да! /хлопки в ладоши/
«Кто живёт у нас в квартире?»
1,2,3,4
Кто живёт у нас в квартире? (Дети загибают пальцы, считая их.)
1,2,3,4,5
Всех могу пересчитать.
Мама, папа, брат, сестра,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой сверчок, щегол и я-
Вот и вся моя семья!
«Наша семья»
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.
«Птенчики в гнезде»

Улетела птица-мать

Малышам жучков искать.

Ждут малютки-птицы

Мамины гостинцы

Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью – получится гнездо, шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде

Скороговорка

«Утреннее настроение»

У папы настроение

Зазавтракомчитательное,

У мамы настроение

Напапуобижательное,

У брата настроение

Кричальнопогремучее,

А у меня –

Покомнатепрыгучее.
Речевое упражнение

Футбол

Сказала тетя: - Фи, футбол!

Сказала мама: - Фу, футбол!

Сестра сказала: - Ну, футбол!

А я ответил: - Во! Футбол!
Словесная игра

«Неоконченные предложения»

Моя мама работает…

Мой папа умеет…

Братик плачет потому что….

У бабушки самые…. И. т.д.

План рассказа о семье

1. Адрес, где проживает семья (улица,№ дома)

2. Фамилия семьи

3. Кто в семье(перечисление)

4. И.О.членов семьи, где работают, чем занимаются.

5. Увлечения семьи

6. Свое отношение к семье (моя семья самая лучшая, я горжусь своей семьей и т. д.)
Загадки


  • Кто встаёт раным-рано, в доме с ней добро, тепло.
    Дочку, сына одевает, да и в садик провожает? /мама /

  • Он машину ловко водит, в стенку гвоздик заколотит.
    Маме дома помогает и с детишками играет? /папа /

  • Кто, ребята, отвечайте, вкусно стряпает всегда?
    Вяжет нам носки и кофты, брюки, юбки, свитера?
    Кот- мурлыка под столом поиграл её клубком. /бабушка /

  • Носит медали он на груди, всем он на помощь стремиться придти.
    Бабушка кличет его молодцом, стар он годами, да молод умом. /дедушка/

  • Мне она тётя, а моей маме: (сестра)

  • Моему папе он папа, а мне: (дедушка)

  • Моему папе она жена, а мне: (мама)

  • Папе он родной брат, а мне: (дядя)

  • Маме она дочь, а мне? (сестра)

Пословицы и поговорки


  • Согласие да лад - в семье клад.

  • При солнышке – тепло, при матери – добро.

  • Нет милее дружка, чем родная матушка.

  • Вся семья вместе – и душа на месте.

  • Согласную семью горе не берёт.

  • В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

  • Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.

  • Когда нет семьи, так и дома нет.

  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.

  • Семья без детей, что цветок без запаха.

  • Семейный горшок всегда кипит.

  • В семье и каша гуще.

  • В семье разлад - то и дому не рад.

  • Не будет добра, коли в семье вражда.

  • В хорошей семье хорошие дети растут.

  • В гостях хорошо, а дома лучше.

  • Мой дом - моя крепость.

  • Не тот отец и мать кто родил а тот, кто вскормил

Дидактические игры

«Ч то такое семья?»

Ответы детей: Семья - это дом. Семья - это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья - это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья - это когда живут вместе папа, мама, дети.
«Назови ласково»

Мама – мамочка, мамуля

Дочь – доченька, дочурка, дочка

Бабушка – бабулька, бабулечка и т.д
«Корзина добрых дел»
Дети становятся в круг вокруг корзины. По очереди передают корзину, называя доброе дело: мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать… (Во время игры звучит спокойная музыка.)

«Составь семью из картинок»
Детям предлагаются вырезанные картинки из журналов, они наклеивают их.
(Составь семью, разместив на листе только самых близких членов своей семьи, тех кто живёт с вами в одной квартире)

«Давайте справедливо распределим обязанности»

Отец - зарабатывает деньги, готовит пищу, делает ремонт, убирает …

Мама - зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, ухаживает за детьми, гладит…

Сын - убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, пылесосит…

Дочь - моет и вытирает посуду, пыль, ухаживает за цветами, делает уроки…

Бабушка - вяжет, стирает, помогает маме, печет пироги, гуляет с внуками…

Дедушка - мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками…

Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?»

Договаривать: папа…. ходит на работу, мама…..готовит и т.д.
Игра с мячом «Кто ты мне?»

Я мама, а ты мне?-дочка, сын; я бабушка, а ты мне - внучок, внучка и т. д
«Составь генеалогическое дерево»

Дети на силуэт дерева раскладывают карточки с изображением членов семьи по «ярусам»

Кто располагается на нижнем ярусе древа? - бабушка и дедушка

Кто располагается на среднем ярусе древа? - мама и папа.

Кто располагается на верхнем ярусе древа? - дети.
«Подбери признаки»

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и др.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа - строгий, умный, сильный:

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший
Физ. Минутки

«Семейная зарядка»

Осенью, весною, (Ходьба на месте)
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз).
Папа бодро приседает (приседания).
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом).
А я сам бегу трусцой
И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны).

Три медведя шли домой (Дети имитируют ходьбу на месте).
Папа был большой – большой (Тянут руки вверх).
Мама чуть поменьше ростом (Наклоняются).
А малыш малютка просто. (Приседают).
Очень маленький он был,
С погремушками ходил (Изображают игру погремушками).
Дзынь - дзынь - дзынь - дзынь
С погремушками ходил.

Этюд

«Утреннее фото»

Встань, как только солнце встанет (руки вверх)

И тихонечко к окошку руку луч к тебе протянет (руки вперёд)

Ты подставь скорей ладошку (подставляют ладошки солнышку)

Пусть тебя увидит мама и одетым, и обутым (проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви)

Пусть твой день весёлым, звонким будет (широко разводят руки)
Стихи

Семья – это счастье! »

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному не возможно!
Мамины профессии

Тёплые вещи быстро и тихо

Шьёт для детишек мама-портниха.
Доит корову с утра спозаранку

В чистом загоне мама-доярка.
Зубки больные без всяких уколов

Вылечит мама – врач-стоматолог.
В детском саду очень много занятий.

Мама там няня и воспитатель.
В школе не меньше занятий. Смотрите:

Ставит оценки мама-учитель.
Из корешочка растить не устанет

Чудо-растение мама-ботаник.
Пишет в газеты статьи и записки

Мама-писатель и журналистка.
Вкусной колбаски достала с витрины

Мама, она – продавец магазина.
Плюшки и булочки кушать спешите!

Их испекла нам мама-кондитер.
Из самолёта прыгает с риском

Смелая мама-парашютистка.
Папины профессии

Дрожит мостовая и воет мотор –

Это к нам едет папа-шофёр.
По синему небу летит самолёт.

Им управляет папа-пилот
Дружно шагает с военными в ряд

В серой шинели папа-солдат.
Кто в многоборье у нас рекордсмен?

Мы отвечаем: «Папа-спортсмен!»
Уголь рубить не устал в недрах гор

Чёрный от сажи папа-шахтёр.
Плавится сталь, из котла валит пар –

Папа - рабочий, он - сталевар.
Вылечит тысячи сломанных рук

В детской больнице папа-хирург.
Кран установит, прочистит засор

Папа-сантехник, или монтёр.
Кто выступает на сцене на бис?

Это известный папа-артист.
«В мире ненужной профессии нет!» -

Учит нас с детства папа-поэт.

Средняя группа Тема: «Моя семья». Программное содержание: 1. Формирование интереса к семье, членам семьи.2. Расширение знаний о профессиях членов семьи.3. Расширение гендерных представлений, воспитание в мальчиках представлений о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам.

День недели

Режим

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

1

2

3

4

5

6

7

8

Понедельник

Утро

познавательное развитие;

речевое развитие;

.

Пальчиковые игры «Кто приехал?»(приложение)

Ц.: развитие мелкой моторики рук

Беседы: «Что я знаю о своих родных» Ц.: Побуждать детей более широко и творчески использовать в практике знания о своей семье.

Рассматривание семейных фотографий и альбомов. Цель: формировать представление о семье

«Веселая математика»: развивающие игры с палочками Кюизенера,

«Оденем Машу на прогулку» Игры с бумажными фигурками. Цель: из бумажных фигурок составлять семью («Это папа, мама, дети»). Устраивать комнату для семьи.

упражнения для совершенствования умения правильно и безопасно для себя и окружающих пользоваться столовыми приборами.

Центр сюжетно-ролевых игр: атрибуты к играм, предметы заместители для игр, костюмы. «Семья» (мебель, предметы быта, одежда для членов семьи). «У нас гости» (посуда, угощения), «Путешествуем семьей» (фотоаппараты, бинокли, деньги, карта маршрута, палатка, головные уборы и др.);

Поговорить с родителями о самочувствии детей.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Музыкальное развитие

По плану муз. руководителя.

Физическое развитие (на воздухе)

По плану физ. инструктора.

Прогулка:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

Наблюдаем за ветром Цель: познакомить детей с таким явлением, как «метель» и «вьюга» Описание и вопросы: В ветреную погоду понаблюдать за низко и быстро плывущими облаками, раскачивающимися ветвями деревьев. Обратить внимание на то, как ветер поднимает с земли и переносят снег в другое место, с силой бьет в окно. Предложить прислушаться, как завывает ветер. Объяснить, что это метель.

П/и «Ловишки с ленточками»

Цель: тренировать в беге врассыпную, научить уворачиваться от водящего, развить навыки пространственной ориентации.

«Цепи кованные» Цель:воспитывать выносливость, умение концентрировать свою силу и энергию для защиты команды. Воспитывать чувство товарищества

Дидактическая

игра

«Пожалуйста» Формировать у детей навык использовать в речи слова благодарности

Индивидуальные физические упражнения

Прыжки с места в длину

поощрять участие детей

в совместных играх, создавать игровые ситуации, способствующие форми-рованию внимательного, заботливого отношения

к окружающим.

Выносной материал

Метелки, лопатки, куклы, одетые по сезону

Д\и " Д./и. «Чей след» - внимание.

П\и " П./и. «Попади в цель»- метание.

Работа перед сном

Слушанье песен о членах семьи. Разучивание стихов, на семейную тематику: «Посидим в тишине» Е. Благининой

Вечер:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие; физическое развитие .

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам под музыку из детских мультфильмов

«Составь семью из картинок»

Сюжетно-ролевая игра «Семья» ( «Накроем стол к обеду »)

Дидактические игры: «Кем быть», «Кому что нужно для работы», «Чьи детки?»

Учимся играть и работать дружно. Учить умению контролировать своё поведение, совершенствовать себя как личность через общение с людьми.

Внесение компакт-диска с песнями о семье и её членах.

Внесение материалов для изготовления атрибутов для сюжетно-ролевых игр

Создание информационного стенда для родителей

Прогулка.

Наблюдаем за снегом. Цель: познакомить детей со свойствами снега, с сезонным явлением – снегопадом. Подвижная игра

«Цепи кованные» «Снег кружится» Цель: научить соотносить собственные действия с действиями товарищей в соответствии с текстом.

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Вторник

Утро

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие; физическое развитие .

Физ. Минутки «Семейная зарядка»(приложение)

Беседа- разговор с детьми « Кто есть в моей семье»

Цель: продолжать формировать представления о членах семьи

Д/ игра « Чьи это вещи?»

Цель: закреплять представления о личных вещах членов семьи.

Дидактическая игра. «Распутай путаницу»-учить детей свободно пользоваться предметами по назначению

Дидактическая игра «Подбери слово»-продолжать - закрепить детей составлять рассказы по картинкам, воспитывать умение подбирать слова, сходные по звучанию; активизировать словарь, совершенствовать слуховое восприятие.

Д/и «Кто знает больше вежливых слов» Отгадывание загадок о вежливости. Развивать экологическое мышление и творческое воображение, связную, интонационную выразительную речь. Развивать внимание, память; умение внимательно слушать воспитателя; активизировать словарь.

Перед едой мой руки с мылом.(« Правила этикета в детском саду в стихах»)

Перед тем, как сесть за стол, руки ты свои помой.

Это нужно для того, чтобы не болел живот!

Книжный уголок: Книги для чтения и рассматривания, иллюстрации и картинки «Семья», репродукций, фотографий с изображением различных семей, альбом «Моя семья».

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Непосредственно образовательная деятельность

Физическое развитие

По плану физ. инструктора. Сохранять и укреплять физическое здоровье детей при выполнении различных упражнений.

Социальный мир

Рассматривание картины «Моя семья».

Цель: знать и называть родственные отношения (кто есть кто в семье)

Прогулка:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие; физическое развитие

За окном мороз. Цель: закрепить знания детей и зимнем явлении – морозе. Описание и вопросы: Наблюдение проводится из окна. Отметить, что морозы стали крепче, не всегда можно гулять. Обратить внимание, что люди одеваются теплее, быстро идут по улице, чтобы не замерзнуть.

Детям указать на стекла, разрисованные красивыми узорами. Объяснить, что это мороз заморозил стекла. Рассмотреть узоры, определить, на что они похожи.

«Что такое семья?» Ответы детей: Семья - это дом. Семья - это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья - это самое дорогое, что есть у каждого человека.

Продолжить развивать желания играть в групповые игры, не обижаться, уметь радоваться за победителя. Развивать ловкость прыжка вверх с приземлением на две ноги, соблюдение осторожности в игре

Подвижная игра

«Два Мороза»

Цель: научить бегать врассыпную, развить навыки пространственной ориентации, быстроту и ловкость.

Работа перед сном

социально-коммуникативное развитие;

Дидактическая игра «Когда это бывает?»-учить детей различать при-знаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Вечер:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

Д/и «Пора идти за покупками» Цель:

Умение классифицировать предметы по признакам, по свойствам.

Дидактическое игра «На кого я похож?»-формировать интерес к своей родословной.

Подвижная игра.«Найди, где спрятано?» -развивать у детей выдержку, наблюдательность, четность

Дидактическое упражнение «Подбери пару»-учить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, назначению

чтение Р.Миннуллин «Ох, уж эти взрослые». Постепенно приучать вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, определять его тему и основную идею;

упражнения для закрепления умения называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон.

Ручной труд:

Составление и оформление книжек- малышек «Моя семья»

Цель: формировать

представление о семье

Продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания,

воспитывать уважение к взрослым. Учить использовать в речи формулы

знакомства

Центр строительно-конструктивных игр: Строительный материал, бросовый материал, для создания «Дома для семьи».

изготовление фотоальбомов с семейными фотографиями (по видам деятельности: мама готовит обед, стирает, папа ремонтирует, ведет машину и т.д.);

Прогулка.

Наблюдаем за работой дворника. Цель: воспитывать уважение к труду взрослых, формировать желание приходить на помощь окружающим. П/и «Дорожки». Цель: научить детей бегу друг за другом, делая сложные повороты, сохраняя равновесие, не мешать друг другу и не толкать впереди бегущего.

Средняя группа Тема: «Я и моя семья».

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Среда

Утро

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Беседа « Бабушка рядышком с дедушкой»

Цель: вызвать интерес к своей родословной.

Д/ игра « Какие слова ты скажешь бабушке и дедушке, когда придешь к ним в гости»

Цель: углубить знания о своей семье, воспитывать доброе отношение к членам своей семьи.

Танграм «Робот» Формировать умение находить известные детям геометрические фигуры по осязательно воспринимаемому образцу Закреплять знание геометрических фигур, формировать умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ их расположения, развивать воображение

Речевое упражнение

Цель:

формировать представление о понятии «семья», о родственных связях, взаимоотношениях, обязанностях членов семьи, как о людях, которые живут вместе;

Дежурство по столовой

(сервировка стола)

Цель воспитывать желание помогать старшим

«К чему ведут ссоры в

игре».

Цель: формировать умение оценивать свои поступки и поступки других детей во время игры. Учить соблюдать нравственные нормы поведения во время игры. Воспитывать доброжелательность.

С/р игра «На прием к доктору» ,«У врача» для уточнения назначения предметов игрового оборудования и способов действия с ними; для воспитания осознания необходимости сообщать о самочувствии взрослым, необходимости лечения

изготовление совместно с родителями книги волшебных слов « Добрые слова»

Непосредственно образовательная деятельность

Музыкальное развитие

Тема: «Моя семья» - составление рассказов. Цель: понимать, что у других детей тоже есть своя семья, родители, что родители и дети любят друг друга и заботятся друг о друге.

Познавательное развитие (математика)

«Измерение предметов (продолжение)». Цель: продолжить учить сравнивать предметы; активизировать словарь «далеко-близко».

Новикова «Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада» стр.60

Прогулка:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие; физическое развитие

Наблюдаем за деревьями.

Цель: показать детям деревья; тополь, ель, разобрать отличительные признаки. Обратить внимание детей на деревья, когда после оттепели ударяет мороз, на ветках образуется тонкий слой льда. Веточки качаются от ветра, задевают друг друга, и слышится тихий мелодичный звон.

П/и «Ворона и собачка». Цель:

П/и «Беги к тому, что назову». Цель: напомнить детям названия деревьев. Обучить бегать стайкой.

П/и «По ровненькой дорожке», «Мышки в кладовой»

Цель: создание бодрого радостного настроения.

Трудовая деятельность: подкормка птиц на участке.

Инд. физические упражнения-метание в цель.

Цель: Развивать у детей разнообразные виды движений; учить выполнять движения по образцу.

Игра на гармонизацию отношений «Назови меня ласково» для укрепление психологического комфорта в группе.

П/и «Льдинка».

Цель: развивать ловкость; доставить радость от совместной игры.

Катание на санках и лыжах.

Работа перед сном

Д/и «Мамины профессии». Цель: активизировать и обогащать словарь: семья, бабушка, дедушка, папа, мама, сестра, брат, дядя, тетя., сын, дочь, родственники, убирает, моет, пилит, шьёт, делает уроки, заботливые, внимательные, герб семьи.

Вечер:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажной дорожке.

Д/и «Семейное древо». Цель: состав многопоколенной семьи: бабушки, дедушки, мать и отец, дядюшки и тетушки, дети – братья и сестры.

Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»-учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; закрепить представления о жанровых особенностях литератур­ных произведений (сказка, стихотворение, рассказ); осмысливать значение образных выражений.

«Назови ласково»

Мама – мамочка, мамуля

Дочь – доченька, дочурка, дочка

Бабушка – бабулька, бабулечка и т.д

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься самостоятельно выбранным делом.

Приучать после игры разбирать постройки, убирать на место строительный материал, аккуратно складывая его.

Внесение в уголок книги для рассматривания иллюстрации и с изображением семьи, людей разных профессий.

«Семья».

Настольная развивающая игра-лото

Прогулка.

Наблюдение за поведением птиц у кормушки. П\игра: «Птицы и кошка» (по аналогии Воробушки и автомобиль») Труд в природе.

Сгрести снег к стволам деревьев.

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Четверг

Утро

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие; физическое развитие .

Разучвание пальчиковой игры «Наша семья»

Беседы « Мои братья и сестры»(с использованием фотографий)Цель: углубить знания детей о своей семье, воспитывать уважение и любовь к близким.

Словесная игра «Какие мои братья и сестры»

(ласковые, добрые, веселые, умные…)

Цель: воспитывать доброе отношение к членам своей семьи.

Дидактическая игра ««Помоги Федоре»-формировать и развивать у детей цветовое представление. Научить их соотносить цвета разнородных предметов

С/ ролевая игра « Дочки- матери»

Цель: способствовать развитию игрового замысла.

Выполнение кгн процедур под песню: «Мы умеем чисто мыться»

Цель: Развитие интереса к музыке и выполнению культурно-гигиенических процедур.

Формировать устойчивое желание в соблюдении культурно-гигиенических навыков.

Игра «Глухой телефон» Учить детей кратко и четко излагать свои мысли

Рассматривание репродукций картин на тему «Мать и дитя»

Организация фотовыставки: «Семейные традиции»; «Мама и я - счастливые мгновения»

Непосредственно образовательная деятельность

Физическое развитие

По плану физ. инструктора. Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Закрепить название некоторых видов спорта.

Аппликация.

«Красивый дом». Цель: формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; формировать понятие: мой дом, моя семья; вызвать у детей радость от созданного ими изображения; формировать навык аккуратной работы.

Прогулка:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие; физическое развитие

Наблюдение «Что есть у ели?».

Цель: показать, что у ели есть ствол, ветви покрыты иголками. Их много, они маленькие, зеленые, колючие. Ветви на ели разные: внизу – большие, раскидистые, вверху – маленькие, редкие. Ель – стройное красивое дерево, оно похоже на пирамиду.

П/и «Ворона и собачка».

Цель: научить подражать движениям и звукам птиц, двигаться, не мешая друг другу.

Игра « Делай как я»

Цель: передать выражение лица и называть его.

Труд в природе: сгрести снег к стволам деревьев.

Индивидуальные физические упражнения - метание в цель.

беседа «Чем опасен гололед?» для формирования формировать привычки здоровьесберегающего поведения.

Игра-эксперимент:

понаблюдать, где быстрее тает снег- на варежке, или на руке. Почему? Что образуется из снега?

Д/и «Что делал (делает) дворник?» (дети называют трудовые действия: чистит дорожки, убирает мусор и т. д.)

Работа перед сном

социально-коммуникативное развитие;

Д/и «Давайте справедливо распределим обязанности».

Вечер:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

В. Осеева «Сыновья»

Русская сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка

С/ ролевая игра «Дочки- матери»

Цель: углубить знания о родственных отношениях, воспитывать уважение к матери.

Хозяйственно - бытовой труд (дома): вместе с мамой сделать уборку в своей комнате.

Настольно-печатная игра «Моя квартира».

Оформление книжки- малышки

«У меня есть брат (сестра)»

Цель: воспитывать чувство гордости за своих родных.

вырабатывать у детей:

навыки культурного поведения за столом (есть аккуратно, не спеша, тщательно пережевывая пищу, правильно пользоваться столовыми приборами - ложкой, вилкой, ножом, не крошить пищу, своевременно пользоваться салфеткой)

Внесение в физкультурный уголок атрибутов

в для самостоятельной

демонстрации комплексов утренней гимнастики

Изготовление семейной газеты

« Мы отдыхаем»

Прогулка.

П\игра «Лохматый пёс» -учить двигаться в соответствии с текстом, упражнять в беге. «Ловкая пара» Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата; игровая деятельность детей по интересам

Средняя группа. Тема: «Я и моя семья».

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Пятница

Утро

. социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие; физическое развитие .

Утренняя гимнастика

Разучивание «Кто живёт у нас в квартире?»

Словесная игра « Кто есть кто?»

Цель: углублять знания детей о своей семье, воспитывать любовь к членам своей семьи

Конструирование: « Мебель для дома», учить создавать коллективную постройку из крупного строительного материала, договариваться по ходу выполнения работы; развивать чувство взаимопомощи.

Сюжетно -ролевые игры «Семья», «Кафе» Знакомить детей с правилами столового этикета. Воспитывать умение вежливого общения друг с другом

вырабатывать у детей:

навыки самообслуживания (чисто, быстро и своевременно умываться, насухо вытираться,

«Составь семью из картинок»

Детям предлагаются вырезанные картинки из журналов, они наклеивают их.

(Составь семью, разместив на листе только самых близких членов своей семьи, тех кто живёт с вами в одной квартире)

Непосредственно образовательная деятельность

Рисование

Тема занятия: «Папа (мама) гуляют со своим ребенком в сквере, по улице». Программное содержание: закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребенка и взрослого. Учить располагать предметы на листе соответственно содержанию. Упражнять в рисовании контура простым карандашом, в закрашивании цветными карандашами.

Речевое развитие.

Тема «Моя семья» . Цель: продолжать уточнять, расширять знания и представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе. Активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью и обозначающими настроение человека; развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы, использовать речь доказательство. Формировать навыки применения диалогической и монологической речи; воспитывать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять их желание придумывать рассказы о семье. Воспитывать желание заботиться о своих близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Прогулка:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие; физическое развитие

Наблюдение «Красивые снежинки».

Цель: наблюдение проводится во время снегопада, снегопад бывает в пасмурную погоду. Обратить внимание детей, на то, как красиво стало.

Художественное слово:

Одеяло белое не руками сделано,

Не ткалось, не шилось,

С неба на землю свалилось. (Снег)

«Снег кружится»

Цель: научить соотносить собственные действия с действиями товарищей в соответствии с текстом.

Ситуат. разговор: «Мои обязанности по дому».

«Дорожки»

Цель: научить детей бегу друг за другом, делая сложные повороты, сохраняя равновесие, не мешать друг другу и не толкать впереди бегущего.

Формирование умений быстро и аккуратно одеваться, правильно обуваться – с подгруппой, индивид. (каждый день)

Самостоятельная

деятельность детей на

участке, игры с выносным материалом – развитие навыков совместной игровой деятельности.

Элементарные трудовые поручения – собрать игрушки в корзину после прогулки.

Работа перед сном

социально-коммуни-кативное развитие;

учить детей: в установленное время спокойно и быстро ложиться в кровать и вставать по просьбе воспитателя или няни; правильно укрываться одеялом, засыпать на правом боку;

Вечер:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам (картотека).

Беседа « Я и моя семья». Цель: вызвать интерес к своей родословной.

Дидактическая игра «Выбери нужное». Цель: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Д/ игра «Накрой стол для

угощения». Цель: совершенствовать умение сервировать стол, совершенствовать навыки

общения.

Во время вечернего ухода домой продолжать формировать привычку прощаться с педагогами и детьми.

Трудовые поручения: самостоятельный уход за комн. растениями,

Настольные игры: «Лото», «Пазлы», «Лабиринты»

Рассмотреть альбомы с фотографиями ребенка формировать представления ребенка о себе и своем социальном статусе.

Прогулка.

Игры детей с выносным материалом. Сюжетно-ролевые игры по выбору детей. Трудовая деятельность Цель: учить правильно пользоваться вениками, лопатками. П/и «Кот и мыши» Цель: учить слаженным действиям по сигналу воспитателя, упражнять в беге.

Схема комплексно-тематического планирования с учетом интеграции образовательных областей

Группа старшая № 7 ТЕМА «Моя семья» . Срок 2 неделя ноября 2015 г.

О.О .

Задачи

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Углублять представления о семье и ее истории, о происхождении своего имени. Привлекать детей к посильному участию к выполнению постоянных обязанностей по дому. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему.

Сюжетно-ролевые игры: «Моя семья», «Детский сад».

Дидактические игры: «Назови по старшинству», «Кто для кого», «Мамины помощники».

Беседа: «Как нужно вести себя дома и в детском саду?». Игровая ситуация: «Если нужно помочь».

Обсуждение сказки « Кукушка»

Самообслуживание, культурно-гигиенич. навыки, труд

Совершенствовать умение одеваться и раздеваться, не отвлекаясь, аккуратно складывать одежду. Формировать необходимые умения навыки в разных видах труда.

Дежурство по столовой, в уголке природы.

Труд на участке: наводим порядок на участке.

Д/игра: «Каждой вещи свое место»

Д/игра «Грязи нет! И пыли нет!» (Азб. Общения стр. 215)

Беседа: «Аккуратные дети».

Беседа о дежурстве

Основы безопасности

Закреплять называть свою фамилию и имя, родителей, домашний адрес и телефон. Закреплять правила безопасного передвижения в помещении (спокойно спускаться и подниматься по лестнице, держаться за перила, открывать и закрывать дверь, держась за дверную ручку).

Беседа: «Старикам внимать, свою жизнь сохранять» (почему младшие должны слушать старших).

Разговор о правилах безопасного поведения в детском саду и дома.

Игра «Радио» (обыгрывание ситуации – «Если вдруг ты потерялся»)

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Приобщение к социокультурным ценностям (окружающий социальный мир)

Углублять представления о семье и ее истории (родословной); ориентироваться в родственных отношениях; формировать занятия о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Привлекать детей к посильному участию в подготовке семейных праздников, к выполнению постоянных обязанностей по дому; прививать любовь к родным людям.

ООД: «Наши имена»

Рассматривание иллюстраций с изображением членов семьи (мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка и др.)

Рассматривание семейных фотоальбомов.

Рассматривание генеалогических таблиц семьи.

ООД: «Обязанности членов семьи».

Рассматривание иллюстраций, отражающих домашний труд членов семьи.

Беседа: «Кем работают родители»

Формирование элементарных математических представлений

Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше и тд.

ООД: № 3 стр. 27 (Помораева, Позина)

Игровые упражнения:

«Считаем по порядку»

«Разложи бантики»

Физминутка: «Сделай так же»

«Собираем бусы для куклы»

«Найди отличия»

Ознакомление с миром природы

Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность. Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках.

Д/ игры «Доскажи словечко»

«Приметы осени»

«Эхо»

«С какого дерева листочек»

познавательно-исследовательская деятельность

Расширять представление о семьи (у семьи есть своя история). Формировать представление о семейных традициях, о родственных отношениях (дядя, тетя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра). Закрепить знания имён и отчества родителей, дедушек и бабушек.

Познакомить с генеалогическим деревом. Развивать познавательные интересы, логическое мышление.

Рассказ воспитателя о семейных традициях, о родственных отношениях.

Исследование «История жизни»: как мы появляемся на свет, взрослеем, вырастаем и стареем.

Составление «Семейного древа».

О.О.

Задачи

Формы работы и методические приемы

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие речи

Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога». Учить понимать и оценивать характер главного героя сказки.

Упражнять в построении предложения.

Звуковая культура речи [ш], [щ], [ж].

НОД «Обучение рассказыванию» (сказка «Айога»).

Беседы: « Что ты знаешь о членах семьи?», « Как я помогаю по дому?».

Д/и: «Ласковое слово для мамы»,

Словесные игры «Наоборот», «Кто старше?», «Запомни искажи».

Заучивание чистоговорок с звуками: [ш], [щ], [ж].

Художественнная

Ли

тература

Закреплять знание о различии стихотворного и прозаического произведений. Прививать интерес к чтению произведений о семье, о матери. Учить внимательно и заинтересованно слушать рассказы, стихотворения. Воспитывать чуткость к содержанию произведений.

Чтение: «Три дочери», «Хаврошечка», «Кукушка».

С.Михалков «А что у вас?», Д.Габе «Моя семья», «Братик» Е.Благинина «Посидим в тишине»

Загадки и пословицы о семье, родне.

Пословицы о семье.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Изобразительная деятельность

Рисование

Учить детей задумывать содержание рисунков, доводить свой замысел до конца.

ООД «Три медведя»

Лепка

Предложить передать конфигурацию букв пластическими средствами, украсить.

ООД «Моя буква»

Аппликация

Учить детей передавать образ улиц в аппликации

ООД: «Дома на нашей улице» (коллективная работа)

Худож. Труд

Закреплять умение делать шапку из бумаги путем складывания.

ООД: «Именная шапка- треуголка»

Приобще-ние к искусству

Продолжать формировать интерес к русской народной сказке, к живописи и музыке

Сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»

Рассматривание картины В. М. Васнецова «Аленушка»

Слушание песни Раймонда Паульса «Золотая свадьба»

Музыкально-художест-ная деятельность

Учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном.

Слушание В. Моцарт «Колыбельная»,

Л. Бетховен «Лунная саната»
песни о маме, папе, дедушке, бабушке.

Конструкти-ная деят-сть

Учить детей делать объемные предметы из бумаги.

ООД: «Подарки родным»

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

здоровый образ жизни

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, воспитывать культурно-гигиенические навыки, формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

Динамические паузы: «Вазы», «Бабушкина посуда», стр.64 Н.Нищева; «Чистая посуда», «Помощница» стр.65-66 Н.Нищева.

Беседа: « Что значит быть аккуратным?»,

« Как правильно и красиво накрыть стол?»

Физическая культура

Упражнять детей в ходьбе колонной по одному, с поворотом в другую сторону по сигналу. Повторить игровые упражнения с бегом.

НОД № 1,2,3. с.75 – 78 (Л.И.Пензулаева).

Подвижная игра: « Пожарные на учении», «Подарки», «Кружево» стр.184(З.А.Ефанова), «Лавота», «Горелки», «Мышеловка», «Птички и кошка».

Физкультминутки:

РазВИТИЕ

игров. деят-ти

Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание организовывать сюжет но-ролевые игры.

С/Р игры: «Встречаем гостей», «Мамины помощники», «Мы идем в гости».

Коммуникативная игра «Ласковый ребёнок».

Работа с

родителями

Приобщать родителей, к участию в образовательном и воспитательном процессе, дать информацию о роли семьи в воспитании ребёнка, о семейных традициях, о её родословной.

Оформление родословного древа «Семья. Моя родословная».

Консультация « Новые старые семейные традиции».

Советы родителям о детях.

Индивидуальные беседы с родителями о внешнем виде, и верхней одежде ребенка.

Консультация «Здоровый образ жизни ребенка в семье».

Папка-раскладушка «Физические упражнения дома».

Анастасия иванова
Планирование по теме «Моя семья» в средней группе

Тема недели : «Я и моя семья » Мама и папа. Дом, в котором я живу. 1 октября международный день пожилых людей.

Задачи :

1. Формировать умение называть своё имя, фамилию, имена членов семьи , обязанностей членов семьи . 2. Создание игровых, проблемных ситуаций, способствующих расширению знаний о семье . 3. Создание условий для развития представлений о своем внешнем облике, гендерных принадлежностей. 4. Формирование умения говорить о себе в первом лице.

Дни недели

Режимные моменты Непосредственно -образовательная деятельность

Прогулка

Индивидуальная работа

Понедельник Гимнастика №2

1. Пальчиковая игра.

Цель : Развитие мелкой моторики и речевого ритма.

«Моя семья »

2. Проговаривание чистоговорки : Еле-еле Лена ела, Есть из-за лени не хотела.

3. Рассматривание иллюстраций «Моя семья » , «Дом, квартира» .

4. Беседа : "День пожилых людей" Цель : воспитывать нравственное отношение к бабушкам и дедушкам. Познавательно - исследовательская деятельность. ФЦКМ. Тема : «Моя семья . Что я знаю о моей семье » Цель : Продолжать формировать представления детей о семье , её членах.

Физическая культура.

Цель : учить сохранять устойчивое положение при ходьбе на повышенной опоре, находить своё место при ходьбе и беге; развивать глазомер и ритмичность шага при перешагивании через бруски; упражнять в энергичном отталкивании от пола, в прокатывании мячей друг другу.

Наблюдение за солнцем

Цель : продолжать знакомить с природными явлениями (солнечная погода или нет) .

Подвижные игры

«С кочки на кочку» . «Птички в гнездышках» .

Труд : сбор шишек для белочки

С Полиной Л., Кристиной Д.

Д/и «Назови правильно»

Цель : уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах, закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое

описание.

Вторник 1. Д. и «Добавь словечко»

Цель : Учить детей добавлять нужные по смыслу слова.

2. Д. у. «Мою маму зовут»

Цель : учить называть полные имена своих мам.

3. Беседа на тему : «Один дома»

Цель : Учить на примерах сказок, как можно избежать опасной ситуации.

4. Ситуативный разговор «Как надо встречать гостей» .

Познание. ФЭМП. Тема : «Путешествие в лес» Цель : закрепить понятия количества один – много, размера – большой – маленький, длины – широкий – узкий, геометрические фигуры

Музыка. По плану музыкального руководителя. Наблюдение за работой дворника – воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Подвижная игра «Мы - веселые ребята» . Цель : развитие координации движений, скоростные качества, развивают ловкость.

Труд : сбор сухих веточек на участке.

С Матвеем М., Амалией Г., Подвижная игра

«Живой лабиринт» .

Цель : развивать чувство равновесия, ловкость, быстроту движений.

Среда 1 . С. Р. И. «Помоги кукле Тане навести порядок в уголке семья »

Цель : обучать детей соблюдать порядок в уголке семья . Приучать к опрятности не только себя, но и кукол, аккуратно расставлять посуду, воспитывать эстетичность и красоту.

2. Д. и. «Построим красивый дом»

Цель : Учить детей сооружать постройки по собственному замыслу, формировать умение обыгрывать постройки, объединять их по сюжету.

3. Беседа : "День учителя" Цель : продолжать знакомить с праздниками. Коммуникация. Тема : «Любимые занятия моих близких» Цель : формирование умения составлять рассказ по картине,

понимать, что у других детей тоже есть своя семья , родители, что родители и дети любят друг друга и заботятся друг о друге

Физическая культура. Цель : учить сохранять устойчивое положение при ходьбе на повышенной опоре, находить своё место при ходьбе и беге; развивать глазомер и ритмичность шага при перешагивании через бруски; упражнять в энергичном отталкивании от пола, в прокатывании мячей друг другу. Экскурсия по участку детского сада – наблюдение за изменениями в природе – развивать наблюдательность

Подвижная игра «Поезд» Цель : учить детей двигаться в колонне друг за другом, имитируя движение поезда, с ускорением и замедлением темпа по сигналу. Развивать умение действовать согласованно, крепко держась друг за друга.

Труд : сбор природного материала

С Полиной Л., Ромой Б.

Д/и «Разложи картинки по порядку»

Цель : систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Четверг 1. Д. и. «Назови ласково» . Цель : учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

2. Д. и. «Очень мамочку люблю»

Цель : Научить детей строить словосочетания со словом мама.

3. Чтение сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр» . Художественное творчество. Лепка. Тема : «Угощение для любимых» Цель : формирование умения лепить из пластилина приёмом раскатывания, сплющивания, украшать работу, используя бисер, пайедки.

Музыка. По плану музыкального руководителя.

Наблюдение за березой и сосной

Цели : расширять представление о деревьях; воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Подвижные игры : «Воробушки и автомобили» , «Дождь и солнышко»

Труд : строим песочную горку

С Сашей Н., Лианой К.

Д/и «Чудесный мешочек»

Цель : уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.

Пятница 1. С. р. игра : «Моя семья »

Цель : формировать умения детей играть в дружную семью , формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для семьи , знакомить с традициями семьи .

2. Чтение сказки К. Д. Ушинского «Петушок с семьёй »

Цель : знакомство с произведениями о семейных отношениях.

3. Проблемная ситуация «Мама заболела» Цель : формирование стремления к соблюдению моральных норм (взаимопомощь, забота, воспитания уважительного отношения к родителям. Художественное творчество. Рисование. Тема : «Цветок для мамы»

Цель : воспитывать у детей доброе отношение к маме, папе, себе; учить передавать эти образы в рисунке доступными средствами выразительности ;

закреплять представления о круглой и овальной формах, формировать умение рисовать их; учить видеть эмоциональное состояние, передавать радость; Наблюдение за птицами

Цели : продолжить наблюдение за птицами на участке; учить различать основные части тела;

развивать и воспитывать бережное отношение к птицам.

Подвижная игра : «Ежик» , «Самолеты»

Труд : учимся прибирать игрушки

С Ромой Б., Артемом Н.

Подвижные игры

«Найди свой цвет» .

Цель : учить ориентироваться в пространстве, различать основные цвета спектра.

Итоговое мероприятие : Выставка детских работ.

Развивающая среда : Выставка фотографий о семье , книги о семье , видео материал, дидактический материал "Моя семья ","Дом, квартира".

Работа с родителями : Выставка семейных фотографий, папка передвижка "Гендерное воспитание в семье ", папка передвижка "Роль семьи в воспитании ребёнка", папка передвижка "День пожилого человека", папка передвижка "Если в семье несколько детей ".

Публикации по теме:

«Моя семья. День матери». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе по программе «От рождения до школы» Интегрирующая тема периода:Моя семья. День материРазвёрнутое содержание работы: Расширять представления детей о своей семье. Формировать.

Календарное планирование воспитательно - образовательной работы в подготовительной группе

Пальчиковая гимнастика

Пальцы - дружная семья.

Друг без друга им нельзя.

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их).

Вот большой! А это - средний.

Безымяный и последний - наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)

Будем их соединять и движенья выполнять...

(Каждый палец руки соединяем поочередно к большому).

Я один у мамы сын,

Нету мамы дочки.

Как же маме не помочь,

Постирать платочки.

Мыло пенится в корыте,

Я стираю - посмотрите!!!

О мальчиках и девочках

Из чего только сделаны мальчики?

Из улиток, ракушек

И зеленых лягушек.

Вот из этого сделаны мальчики!

Из чего только сделаны девочки?

Из конфет и пирожных

И сластей всевозможных.

Вот из этого сделаны девочки!

Из чего только сделаны парни?

Из насмешек, угроз,

Крокодиловых слез.

Вот из этого сделаны парни!

Из чего только сделаны барышни?

Из булавок, иголок,

Из тесемок, наколок.

Вот из этого сделаны барышни!

Колыбельная песня
Аполлон Майков

Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.

Улетел орел домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трех ночей,
Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:
"Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны всё гонял?"

"Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелочку качал!"

Петушок с семьей

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:

Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пестренькие-рябенькие, черненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зернышко припас!

Курочки с цыплятами собрались, разкудахталися; зернышком не поделились, передрались.

Петя-петушок беспорядков не любит - сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: «Ку-ка-ре-ку!»

Посидим в тишине

Елена Благинина

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине.

БАБУШКИНЫ РУКИ. Л.Квитко

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И всё мне любо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

Латают, вяжут, метят,

Всё что-то мастерят.

Так толсто мажут пенки,

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки,

Ласкают нежно так…

Настанет вечер - тени

Сплетают на стене

И сказки-сновиденья

Рассказывают мне.

Ко сну ночник засветят -

И тут замолкнут вдруг.

Умней их нет на свете

И нет добрее рук.

Л.Квитко

Мама

Было утром тихо в доме,
Я писала на ладони
Имя мамино.
Не в тетрадке, на листке,
Не на стенке каменной –
Я писала на руке
Имя мамино.
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня.
– Что ты спрятала в ладони? –
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала:
Счастье я держала.

Н. Нищева

«ПОМОЩНИКИ»

Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальчики по одному, начиная с

Большого.)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)

Папа дома

Ребята, вы с папой моим
не знакомы?
Знакомьтесь быстрее -
Сегодня он дома;

Сегодня ему
Не идти на завод;
Но дома у папы
Немало забот.
Не терпит мой папа
Безделья и скуки.
У папы умелые
Сильные руки!
И если кому-нибудь
Надо помочь.
Мой папа всегда
Поработать непрочь.
Случилась беда
С деревянным конём:
Теперь никуда
Не ускачешь на нем!
Мой конь исцарапан,
Мой конь без ноги...
- Пожалуйста, папа,
Коню помоги!
И папа жалеет
Коня и меня,
И красит,
И клеит
Больного коня!

Конёк мой упрямый
Гарцует опять...
А тут уже мама
Зовёт выручать.

Печальны дела
Электрической плитки:
Не стало тепла
В металлической нитке.

По ней не бежит
Электрический ток.
Над ней не бурлит
Озорной кипяток.

Но маме отец говорит:
- Не беда. -
Монтёра отец
Не зовёт никогда.
Он крутит отверткой
Проворной и верткой...
Исправлена плитка -
Согрелась вода!
Над плиткой поет
И бурлит кипяток.
А папа берёт
Со стола молоток;
Поправит он полку
У книжного шкафа...
Все делает с толком -
На то он и папа!

Солнце в доме

Встало утром Солнышко
И гулять отправилось;
И на нашей улице
Все ему понравилось…
Побежало Солнце
Золотой дорожкой,
И попало Солнце
Прямо к нам в окошко!..
Вот шепнуло маме
Ласковое что-то;
Помогло собраться
Быстро на работу
Проводило папу
Ясным. Добрым взглядом
И со мной уселось
На кушетке рядом.
Вместе мы отправились
С Солнцем в детский сад.
Приласкало Солнышко
Сразу всех ребят.
Шла у нас до вечера
Дружная игра…
Но сказало Солнышко:
- Мне домой пора!
Завтра утром рано
Вас будить приду –
Снова будем бегать
И гулять в саду!