Как в фотошопе скорректировать лицо. Профессиональная ретушь в Photoshop — даже для новичков

22.08.2019


Изначально кадр не предназначался для использования его в качестве портрета. Это хэдшот — снимок модели для кастинга. Он выполнен с настройками камеры ISO 50 | 1/125 | f/9. Этот снимок отлично демонстрирует наиболее часто встречающиеся недостатки кожи и положения теней. Вся обработка будет проводиться в Photoshop.


1. Первым делом загружаем снимок в Фотошоп. Редактирование в RAW-конверторе можно не проводить. Так как фотография сделана на хорошую камеру в студийных условиях с поставленным светом.




2. Фотография имеет одну особенность. На снимках очень хорошо заметны все изъяны кожи и строения лица. Это вызвано тем, что снимок можно рассматривать долгое время, а в реальном общении люди редко так пристально смотрят друг другу в лицо. Кроме того беседа с человеком отвлекает от разглядывания собеседника. Фотография же позволяет рассмотреть лицо человека с многократным увеличением.

Итак, приступим к обработке. Сначала исправим мелкие недостатки:




3. Если вы думаете, что подобная обработка сложна, вы ошибаетесь. Всё очень просто. Обработка будет производиться инструментом healing brush. Жесткость кисти должна быть 100%. Это не даст появиться грязи по краям. В каждом случае используются индивидуальные настройки размера кисти.

Каждый шаг обработки нужно делать на новом слое. Это позволит вернуться на несколько шагов назад, если обработка зайдет в тупик или будет допущена критическая ошибка. На history, которая позволяет отменять последние действия надеяться нельзя. По умолчанию допускается лишь 20 откатов действий. В настройках это значение можно увеличить, но в этом случае фотошоп будет потреблять слишком много ресурсов компьютера, тем более кропотливая работа требует совершения большого количества мазков кистью, и сколько бы ни было доступных отмен истории, они всё равно закончатся в самый неподходящий момент.



4. Длительная и кропотливая обработка инструментом healing brush позволяет получить отличную текстуру кожи без серьезных дефектов:



5. Крупные недостатки всё же остались:




6. Дальнейшая обработка будет проводиться на копии предыдущего слоя. На этот рез будет использоваться всё та же лечащая кисть, только уже большего размера. К этому шагу обработки нужно отнестись с особым вниманием. Исправляя участки кожи нужно учитывать общий рисунок, объем и светотеневую композицию. Допустив ошибку, можно изменить черты лица и получить портрет совсем другого человека.




7. На этом можно было бы закончить обработку, но кому-то может не понравиться наличие складок под глазами. Их можно убрать, повторив пункт 6.




8. В некоторых случаях может понадобиться дополнительная обработка при помощи плагина Imagenomic Portaiture. В большинстве случаев это не требуется. Каждый фотограф должен стремиться делать такие снимки, чтобы они требовали минимальной обработки, и по возможности, обходились стандартными средствами Фотошопа.




9. В группе настроек Detail Smoothing желательно настраивать плагин на зачистку только низкочастотного шума, который с трудом поддается корректировке вручную. Движки Fine и Medium отвечают за средние и высокие частоты. Их настройки устанавливаем на -20 и -10. Движок Large ставим на +20.




10. Такая обработка делает лицо пластиковым:




11. Чтобы избавиться от этого неприятного эффекта, нужно уменьшить прозрачность слоёв Step 3, Portraiture и Retouch до 30% каждый. Лицо приобретает естественную текстуру и при этом остается чистым и без изъянов:




12. Закончив с текстурой кожи, перейдем к освещению. Создав новый прозрачный слой, переводим его в режим наложения mutiply. Мягкой, полупрозрачной кистью рисуем тени в тех местах, где, по вашему мнению их не хватает.




13. Создаем еще один слой и проводим аналогичные манипуляции, только на этот раз с бликами. Слой переводим в режим наложения screen.




14. слой с тенями нужно размыть фильтром gaussian blur с большим радиусом:




15. Блики размываются тоже, но радиус нужно использовать поменьше. Чем меньше будут размыты блики, тем больше кожа будет блестеть:




16. Для получения оптимального освещения, прозрачность слоёв с бликами и тенями уменьшается.




17. Для добавления контраста лучше всего использовать корректирующий слой с кривыми. Вместе с контрастом увеличилась и насыщенность красок, но в нашем случае это только на руку:




18. Создаем еще один корректирующий слой curves и увеличиваем общую яркость. Она будет использоваться для придания блеска волосам: 30.12.14 9K

Знаете, откуда большая часть современных девушек черпают неуверенность в своей красоте? Правильно, из интернета и женских журналов. И все из-за того, что размещенные там портреты моделей прошли ретушь лица в фотошопе. Вот такая получается «писаная красота »!

Что такое ретушь?

Конечно, над ретушью этой девушки придется трудиться не одному профессионалу. Но скрыть недостатки лица на фото обычного человека не так уж и сложно. Этим мы займемся немного позже. А сейчас разберемся, что такое ретушь.

Под ретушью понимают изменение оригинала изображения с помощью инструментов графического редактора (в нашем случае ). Чаще всего ретуширование фотографий в фотошопе производится, чтобы скрыть мелкие изъяны лица и фигуры человека. Или для реализации творческой задумки художника. Такая корректировка называется портретной ретушью.

Область применения портретной ретуши имеет широкий диапазон. Ею пользуются:

  • Профессиональные фотографы;
  • Дизайнеры;
  • Художники;
  • Обычные люди.

Но большая часть мужчин всей Земли уверены, что ретуширование придумали женщины, чтобы казаться красивее и стройнее. То есть, чтоб скрывать свои недостатки.

Если вы не согласны, то зайдите в интернет. Там увидите, что большая часть женских портретов подвергнута ретушированию.

Как происходит ретушь лица в Photoshop


Девушка имеет красивый овал лица, глаза и губы. Но из-за высокого разрешения фотоаппарата становятся видны все поры кожи и ее чрезмерный блеск. Все эти недостатки мы постараемся убрать с помощью Photoshop .

Для начала возьмемся за настройку цветовой насыщенности фотографии. Делаем это следующим образом:

  • Открываем снимок в графическом редакторе;
  • В главном меню выбираем пункт «Изображение »;
  • В списке находим элемент «Регулировки » и через него переходим к пункту «Оттенок/Насыщение ».


В появившемся диалоговом окне «ТонНасыщение » для настройки доступны три параметра. Нас интересуют лишь два из них (насыщенность и яркость ). «Тон » лучше не трогать.

Как видно, ползунки всех параметров установлены посредине в нулевом значении. То есть за точку отсчета взяты установки оригинала. Перед ретушью портрета в фотошопе для придания лицу более здорового цвета можно немного сдвинуть ползунок насыщенности в плюсовую сторону, а яркость сделать меньше:


Теперь возьмемся за процедуру корректировки лица. Чтобы убрать мелкие морщины и хорошо просматриваемые поры кожи, воспользуемся инструментом «Размытие ». Порядок действий:
  • На боковой панели инструментов (слева ) курсором активируем нужный нам инструмент:

  • На верхней панели устанавливаем показатели жесткости кисти и ее диаметр в пределах 15-30. Или просто установите все параметры так, как изображено на снимке:

  • Затем движениями кисти корректируем кожу лица девушки. Вот как примерно должно получиться в итоге:


Как видите, все поры, и мелкие морщины почти полностью сгладились.

Но не все части лица надо сглаживать. Некоторые из них на фоне основного размытия нужно наоборот акцентировать. То есть сделать немного резче. К таким частям лица относятся:

  • Глаза;
  • Ресницы;
  • Губы;
  • Брови.

Для их коррекции воспользуемся инструментом «Резкость ». Он расположен рядом с предыдущим инструментом на боковой панели.

Чтобы «не промахнуться», следует каждый из корректируемых участков сделать больше. Поэтому увеличиваем общий масштаб отображения нашего снимка.

Этот инструмент даже при нулевом уровне жесткости отличается высокой силой действия. Поэтому для последующей ретуши в фотошопе все параметры выставьте, как показано на снимке. Не следует часто проводить инструментом «Резкость » по одному и тому же участку изображения, иначе придется отменять все действия через историю и начинать все сначала:


В результате обработки девушка на фото обрела шелковистую кожу, блеск в глазах и очерченные губы:

Боремся с прыщами и веснушками в Photoshop

Но это еще не все возможности того, как можно отретушировать лицо в фотошопе. Здесь есть одно замечательное средство, с помощью которого можно избавить лицо от веснушек и прыщей. Для его демонстрации возьмем фотографию другой девушки. Вот как выглядит исходник:


Скорее всего, девушка захотела бы избавиться от своих веснушек на портрете. Этим и займемся. Мы будем использовать инструмент «Лечащая кисть ». Она имеет точечное действие. Ее принцип работы основан на том, что в качестве эталона берется определенный участок кожи (неповрежденной ). Затем он используется для удаления проблемной области.

Порядок действий:

  • На панели инструментов выбираем инструмент «Лечащая кисть »:

  • Выставляем все настройки кисти как показано на рисунке:

  • Зажимаем кнопку «ALT » и нажатием левой кнопки мыши задаем эталонный участок;
  • Нажимая мышь, проходим по всем проблемным участкам.

При работе с инструментом «Лечащая мышь» старайтесь не подвергать его действию изгибы лица, контуры глаз, губ и крыльев носа. Если нечаянно задели эти участки, то для их восстановления используйте инструмент «Историческая кисть».

Вот как выглядит лицо на фотографии после «лечения » кистью:


Кроме этих инструментов для удаления дефектов кожи можно использовать набор «Dodge and burn ». В него входят инструменты:
  • «Осветление »;
  • «Затемнение »;
  • «Губка ».

Например, на следующем изображении частичное удаление веснушек с лица достигается за счет осветления оттенка кожи:

Красим губы в Фотошопе

На этом возможности Photoshop по наведению макияжа не исчерпываются. Рассмотрим пример, в котором мы накрасим губы. Вот они:


Порядок выполнения «малярных » работ:
  • Открываем изображение в графическом редакторе;

Когда вы упоминаете о ретуши, люди часто думают о нереально безупречных моделях высокой моды и девушках с обложки, которых они видят в журналах. В фотографиях такого рода нет необходимости достигать реалистичности. Вместо этого фотографы пытаются создать из невозможного возможное. Безупречная кожа допускается, но в то же время она не должна выглядеть как пластик. Часто ставится задача создать применить подобный эффект к человеку, который даже рядом не стоит с идеалом. Вы должны знать, как полностью восстановить кожу, если вас к этому призывает поставленная задача. Конечно же, на сегодняшний день нет ничего невозможного.
В этом примере мы будем работать со снимком этой привлекательной женщины пятидесяти лет.

Неудивительно, что в нашей культуре, одержимой молодыми, фотографов просят сбросить с лиц различных писателей, музыкантов, актеров и актрис три десятка лет. Поскольку кино и телевидение до сих пор имеет низкое разрешение, люди часто не могут определить, какого возраста их любимые кумиры. Я не собираюсь здесь кого-то разоблачать, поэтому мы просто будем полностью реконструировать кожу этой женщины.

Результат:

Шаг 1. Как обычно мы начинаем с создания нового слоя. В данном случае мы продублируем фоновое изображение (background) посредством перетаскивания его на пиктограмму создания нового слоя (create new layer ) в палитре слоев. Наша задача размыть эту копию в качестве основы для новой кожи, поэтому давайте переименуем слой (дважды кликните по названию копии слоя) и назовите его Размытие по поверхности (Surface Blur).

Выберите Фильтр - Размытие - Размытие по поверхности (Filter - Blur - Surface Blur).

Фильтр Размытие по поверхности (Surface blur ) появляется в версии Photoshop CS2, он особенно часто применяется в подобных операциях. Это размытие сохраняет переходящие края, но в то же время управляет созданием очень гладкого размытия. Слайдер Радиус (Radius ) контролирует интенсивность размытия, а слайдер Порог (Threshold ) устанавливает, насколько сильно изображение должно оставаться резким. В отличие от других фильтров размытия, высокая настройка Порога (Threshold ) дает больший эффект размытия. Вам нужно скорректировать слайдеры так, чтобы разгладить абсолютно все морщины и текстуру кожи, оставив основные элементы незатронутыми.

Примечание: пользователи версий CS могут воспользоваться фильтром Медиана (Median ) (Фильтр - Шум - Медиана (Filter - Noise - Median ). У этого фильтра есть только один слайдер, но вы можете получить похожий результат, хотя и не такой хороший разглаживающий эффект.

Шаг 2. Нам нужно спрятать этот размытый слой маской слоя (layer mask ). Нажмите и удерживайте клавишу Option/Alt и кликните по иконке Маска слоя (Layer mask ) в нижней части палитры слоев.

Это действие создаст черную слой-маску и спрячет размытый слой, проявив исходное изображение.
Теперь просто закрасьте маску слоя (layer mask ) белым, чтобы покрыть те участки кожи, которые вы хотите разгладить.

Участок, с которым вы работаете, может быть едва видимым, если вы закрашиваете все. Вы можете отключить видимость фонового (background) слоя, чтобы посмотреть, не осталось ли каких промежутков. Чтобы это сделать, кликните по иконке глазика напротив миниатюры фонового (background) слоя в палитре слоев.

Аккуратно обходите те участки, которые необходимо сохранить во время закрашивания «плохой» кожи - глаза, губы и т.д. На данном этапе у вас должно получиться что-то похожее на изображение ниже:

Шаг 3. Кожа будет сглаженной, но цвета и тона могут смотреться пятнами. Чтобы исправить это, создайте новый слой, но для этого зажмите клавишу Option/Alt и кликните по иконке создания нового слоя (new layer ), чтобы вызвать диалоговое окно с параметрами нового слоя (new layer ).

Прим. переводчика: если после совершенных манипуляций у вас не открылось окно, как у автора, попробуйте пойти следующим путем: Слой - Новый - Слой ( Layer - New - Layer )

Установите галочку напротив Использовать предыдущий слой для создания обтравочной маски (Use Previous Layer To Create Clipping Mask).

Это позволит маске предыдущего слоя контролировать новый закрашиваемый слой.
Возьмите большую мягкую кисть, и образец цветов с размытой кожи (Option/Alt + клик, чтобы превратить курсор в Пипетку (eyedropper ) и взять образец цвета) и закрасьте с очень низкой непрозрачностью (opacity ), чтобы постепенно сгладить цвета и тона.

На данном этапе вам необходимо восстановить некоторые намеки на прежнюю кожу. Выделите размытый слой, кликнув по его миниатюре в палитре слоев. Переместите слайдер непрозрачности (opacity ) немного влево, чтобы проявить прежнюю кожу.

Шаг 4. Теперь нам надо создать слои Осветление (Dodge) и Затемнение (Burn) и высветлить любые непривлекательные морщинки слева. Option/Alt + клик по иконке создания нового слоя (new layer ) в нижней части палитры слоев. Это действие откроет диалоговое окно создания нового слоя (new layer ).

Прим. переводчика: если после совершенных манипуляций у вас не открылось окно, как у автора, попробуйте пойти следующим путем: Слой - Новый - Слой ( Layer - New - Layer ) , теперь перед вами должно открыться необходимое окно.

Измените режим (mode ) на Мягкий свет (Soft Light ), а затем отметьте Выполнить заливку нейтральным цветом режима «Мягкий свет» (Fill With Soft-Light-Neutral Color). Это действие зальет новый слой 50% серым цветом (50% gray). Вы должны сохранять маску, которую создали к размытому слою. Используйте инструмент Осветлитель (Dodge ) , чтобы высветлить морщинки. На рисунке вы можете посмотреть, как будет выглядеть слой с осветлением, если изменить режим с мягкого света (Soft Light ) на Обычный/Нормальный (Normal ).

В данном случае, кожа женщины проявилась будучи очень сглаженной с небольшими вкраплениями текстуры исходной кожи. Чтобы уберечь изображение от эффекта пластики, необходимо добавить еще больше текстуры к коже. Я экспериментировал со всеми видами различных подходов. Хотя я не совсем доволен представляемой техникой, на данный момент она мне подошла для имитации текстуры кожи. Я продолжу экспериментировать до тех пор, пока не найду лучшую текстуру.

Шаг 5. Итак, снова создайте новый серый слой перекрытие (overlay ). Option/Alt + клик по иконке создания нового слоя (new layer ) в нижней части палитры слоев, чтобы открыть диалоговое окно создания нового слоя. Установите галочку напротив Использовать предыдущий слой для создания обтравочной маски (Use Previous Layer To Create Clipping Mask) , выберите Перекрытие (Overlay ) из выпадающего меню режимов (mode ) и отметьте Выполнить заливку нейтральным цветом режима «Перекрытие» (Fill With Overlay -Neutral Color) (50% серый (gray)).

Палитра слоев должна выглядеть так, как на рисунке ниже:

Последние три слоя были скорректированы непрозрачностью (opacity ) и маской слоя (layer mask ) слоя с размытием. Чтобы иметь более четкое представление о том, как слой Текстура (Texture) будет влиять на некоторые вещи, временно увеличьте непрозрачность (opacity ) размытого слоя на 100%. Вы не увидите оригинальной текстуры, но вы увидите текстуру, которую собираетесь создать. Вы также увидите осветленные линии, где высветляли морщины; вы можете временно отключить видимость этого слоя, если он вас будет отвлекать.

Шаг 6. Выберите слой Текстура (Texture) в режиме Перекрытие (Overlay) и перейдите к фильтру Шум (Noise ) (Фильтр - Шум - Добавить шум (Filter - Noise - add noise ). Отметьте поля Равномерная (uniform ) и Монохромный (Monochromatic ) и добавьте достаточно шума, чтобы изображение стало похоже на кадр трехмерного фильма.

Идеальное значение этого фильтра зависит от размера и разрешения файла. По сути, нет жестких правил, которые применимы ко всем изображениям. Полагайтесь на собственное усмотрение, а иногда делайте пробную печать, чтобы оценить такие тонкие эффекты, как шум.
Многие фотографы остановились бы на таком эффекте, но этот шум слишком резкий для наших целей. При выделенном слое Текстура (Texture) в режиме Перекрытие (Overlay), перейдите к фильтру Размытие (Blur ) (Фильтр - Размытие - Размытие по Гауссу (Filter - Blur - Gaussian Blur )), используйте лишь немного размытия, чтобы смягчить шумные края без абсолютного их сглаживания.

Шаг 7. Иногда этого достаточно, чтобы сделать то, что вам нужно, но обычно я создаю более сложный комплекс текстур, чтобы сымитировать настоящую кожу. Поэтому перейдите к фильтру Тиснение (Emboss ) (Фильтр - Стилизация - Тиснение (Filter - Stylize - Emboss )).

Текстура по-прежнему выглядит непривлекательно, поэтому необходимо ее немного смягчить. Вы можете правильно преобразовать любой фильтр после того как воспользуетесь командой Ослабить (Fade ). Перейдите к меню Редактирование (Edit ) (сразу после того, как применили фильтр) и выберите Редактирование - Ослабить тиснение (Edit - Fade Emboss ).

Вернитесь к размытому слою и уменьшите его непрозрачность (opacity ) примерно до 70%. У вас должно получиться что-то похожее на изображение ниже:

Сравним его с кожей, которая не была подвержена ретуши.

Шаг 8. Для финальной ретушированной работы, я сделал ярче глаза, нанес легкие тени для век и немного затемнил края.

Поскольку весь процесс ретуши был выполнен на слоях, управляемых размытым слоем, то по желанию вы можете немного уменьшить его непрозрачность (opacity ), чтобы получить более реалистичную визуализацию.

Ретушь фотографии в Фотошопе подразумевает удаление неровностей и дефектов кожи, уменьшение жирного блеска, если таковой имеется, а также общую коррекцию снимка (свет и тень, коррекция цветов).

Открываем фотографию, и создаем дубликат слоя.



Обработка портрета в Фотошопе начинается с нейтрализации жирного блеска. Создаем пустой слой и меняем для него режим наложения на «Затемнение» .


Затем выбираем мягкую «Кисть» и настраиваем, как на скриншотах.



Зажав клавишу ALT , берем пробу цвета на фотографии. Оттенок выбираем максимально усредненный, то есть не самый темный и не самый светлый.

Теперь закрашиваем участки с блеском на только что созданном слое. По завершению процесса можно поиграть с прозрачностью слоя, если вдруг покажется, что эффект слишком сильный.


Совет: все действия желательно выполнять при 100% масштабе фото.

Следующий шаг – устранение крупных дефектов. Создаем копию всех слоев сочетанием клавиш CTRL+ALT+SHIFT+E . Затем выбираем инструмент «Восстанавливающая кисть» . Размер кисти выставляем примерно 10 пикселей.

Зажимаем клавишу ALT и берем пробу кожи как можно ближе к дефекту, а затем кликаем по неровности (прыщику или веснушке).


Таким образом удаляем все неровности с кожи модели, в том числе и с шеи, и с других открытых участков.
Этим же способом удаляются и морщины.

К верхнему слою применяем фильтр «Размытие по поверхности» .

Ползунками добиваемся гладкости кожи, только не переусердствуйте, основные контуры лица не должны пострадать. Если мелкие дефекты не пропали, лучше применить фильтр еще раз (повторить процедуру).

Применяем фильтр, нажав «OK» , и добавляем черную маску к слою. Для этого выбираем основным черный цвет, зажимаем клавишу ALT и жмем кнопку «Добавить векторную маску» .

Теперь выбираем мягкую белую кисть, непрозрачность и нажим выставляем не более 40% и проходим по проблемным участкам кожи, добиваясь необходимого эффекта.


Если результат покажется неудовлетворительным, то процедуру можно повторить, создав объединенную копию слоев комбинацией CTRL+ALT+SHIFT+E , а затем применив тот же прием (копия слоя, «Размытие по поверхности» , черная маска, и т.д.).

Как можно заметить, мы вместе с дефектами уничтожили и природную текстуру кожи, превратив ее в «Мыло». Вот здесь нам и пригодится слой с названием «Текстура» .

Снова создаем объединенную копию слоев и перетаскиваем слой «Текстура» поверх всех.

Применяем к слою фильтр «Цветовой контраст» .

Ползунком добиваемся проявления только самых мелких деталей снимка.

Обесцвечиваем слой, нажав комбинацию CTRL+SHIFT+U , и меняем для него режим наложения на «Перекрытие» .

Если эффект слишком сильный, то просто уменьшаем прозрачность слоя.

Теперь кожа модели выглядит более естественно.

Как известно, практически никакая толково законченная фотография не обходится без той или иной обработки. Она позволяет подчеркнуть и выделить основные элементы снимка, убрать или приглушить лишние и неважные детали, усилить эмоциональный эффект от изображения и грамотно расставить акценты.

Связано это в частности с тем, что человеческий глаз с мозгом реагируют на полученные данные вполне определённым образом. А потому, понимая, как и на что обращает внимание мозг, при ретуши можно чётко определять, куда и на что будет в итоге смотреть зритель.

Первоочередную важность имеют контрасты. Цветовой, световой и резкостный.

Создавая и контролируя их, можно делать такие снимки, на которые человеческому глазу будет приятно смотреть.

Как у поклонника минимализма, в моих фотографиях обычно 2—3 центральных элемента, между которыми я с переменным успехом стараюсь заставить скользить взгляд зрителей.

Понятно, можно добиться и прямо противоположенного эффекта, если подходить к ретушированию безграмотно. Так что следует проявлять революционное чутьё в вопросе того, что стоит ретушировать, а что неплохо бы оставить таким, как есть.

В какой-то мере это зависит от поставленных целей и жанра, в котором планируется получить финальный снимок.

Например, т.н. «гламурный» портрет требует минимума лишних деталей и максимальной «прилизанности». В итоге модель может себя и не узнать на снимке, так как серьёзной доработке могут подвергнуться непосредственно черты лица и фигуры — для приведения их к более «идеальному», иногда даже «кукольному» виду. Более «личностные» портреты, наоборот, требуют сохранения и таких характерных черт лица, как свойственная настоящему живому человеку асимметричность, важные родинки, морщинки, ямки, шрамы и т.д. Идеальных людей не бывает, а нашей целью обычно является достижение аутентичной картинки с конкретными характером и персонажем.

Тренированный вкус и личные предпочтения тут тоже играют немалую роль. Особенно это сказывается на этапе цветокоррекции. Некоторые лентяи, правда, стараются избежать этого интересного этапа посредством перевода снимка в ч/б, но мы то знаем: ч/б — для лентяев и слабаков!!!

Кстати, существует мнение, что «фотошоп расслабляет», «фотошоп — зло» и «раньше такого не было и было круче».

В общем, со вступлением пока всё, потихоньку приступим.

Инструментарий

В первую очередь — манипулятор.

Если серьёзно задумал ретушить фотки в более-менее приличных количествах — обзаведись планшетом. Купи, возьми у друзей (спасибо тебе, о Jezek!!!), уговори начальника купить на работу. Ибо обрабатывать снимки мышкой — просто ад.

Это, понятно, если хочется не убить кожу и лицо блюром/фильтром, а работать грамотно, ручками и в разумные сроки. Также на порядок ускоряется и становится удобней работа с масками. Да и вообще, «рисовать» во время ретуши приходится обильно и делать это удобней планшетом.

Ваком, даже младший, будет отличным выбором. Но размер желательно взять побольше. Больший размер планшета = большая точность.