Как одеваются женщины таджикистана в 61 годах. Русская, которая стала таджичкой. Национальная таджикская обувь

04.03.2020

В Таджикистане в каждом из районов есть свой национальный костюм. По крою он везде примерно одинаков, но отличается цветом, вышивкой, наличием украшений. Молодёжь всё чаще носит европейскую одежду, но национальный таджикский костюм по-прежнему очень популярен среди сельских жителей.

Мужская и женская национальная одежда таджиков очень похожа по крою - туникообразная, свободная, хорошо скрывает фигуру. Большинство таджиков - приверженцы ислама и излишнее облегание в одежде не приветствуют.

Таджикскую национальную одежду отличает яркость. Костюм таджиков отражает степень благосостояния. Чем роскошнее наряд, чем больше в нём дорогих декоративных деталей, тем богаче его владелец.

Отдельно следует сказать о тканях. Таджики живут в жарком климате, поэтому предпочитают хлопчатобумажные и шёлковые ткани. К чисто национальным таджикским материям можно отнести алочу (переливчатая полосатая ткань разных цветов, состоит из хлопка и шёлка), бекасам (полушёлковая материя, в полоску или узорчатая) и парчу (шёлковая ткань с золотыми и серебряными нитями).

Поскольку традиционный костюм таджиков многослойный, нижний слой одежды, как правило, шьют из дешёвой ткани, а верхний - из более дорогой.

Национальная одежда таджиков-мужчин

В традиционный костюм мужчины-таджика входят: хлопчатобумажная рубаха - "курта", шаровары, халат и широкий поясной пояс. Рубаху шьют из одного куска ткани. Она широкая и не стесняет движений. Мужчины носят её навыпуск, подпоясывают длинной узкой тканью или специальным платком, сложенным по диагонали. Платок выполняет несколько функций: он и ремень, поддерживающий шаровары, и своего рода карман.

Интересно, что по поясу можно узнать о благосостоянии мужчины. Так, молодые небогатые парни носили пояса, скрученные из квадратных платков с вышивкой по краям "миёнбанд" или "бельбог". А состоятельные мужчины могли себе позволить широкие бархатные пояса ("камарбанд"), вышитые золотой нитью.

Шаровары ("эзор" и "иштон") тоже шьются довольно широкими, но сужающимися к низу. Поверх рубахи мужчины надевают халат ("чапан ") распашного свободного покроя, как правило, полосатый. Горные таджики предпочитают чапаны из некрашеной шерсти, с вышитым орнаментом на вороте.

Халат может быть ватным стёганым, если это зимний вариант одежды. Классические чапаны стали музейными экспонатами, на их место пришли современные аналоги – из бархата. Главное достоинство классического чапана в том, что зимой он удерживает тепло, а летом - прохладу. Издревле мужчинам дарят чапан на важные мероприятия - свадьбы, дни рождения и даже похороны. На свадьбе брат невесты не разрешит сестре войти в дом мужа, пока родственники жениха не подарит ему чапан.

И сегодня в 21-ом веке молодые таджики в первый день после свадьбы выходят к людям в чапанах, а не современных костюмах. Но в обычно жизни современные мужчины всё чаще сочетают традиционную одежду с европейской. Например, могут надеть шаровары с пиджаком или чапан и классические брюки.

Женская национальная одежда таджиков

Придерживающиеся традиций женщины-таджички носят длинные платья-рубахи (курты ) и двухслойные шаровары свободного покроя. Рубахи с расширяющимися к низу рукавами украшены вышивками и имеют разные названия в зависимости от вида воротника. В старину в такие рубахи вшивали ластовицы (вставки, клинья) другого цвета, это имело магическое значение и по приданию обеспечивало женщине плодовитость.

Форма выреза воротника зависела от того, замужем ли таджичка: молодые девушки носили платья с горизонтальным вырезом ворота и завязками на концах разреза. А после замужества женщины начинали носить платья с вертикальным вырезом, украшенным вышитой тесьмой. В качестве нижнего белья женщины носили белые платья со стоячим воротничком. При этом у верхнего платья вырез был таким, чтобы показать вышивку на воротнике, но не более того.

Верхняя одежда женщин - стёганный халат (цома) того же туникообразного покроя, что и у мужчин, или мунисак, немного отличающийся покроем (отсутствует пришивной воротник, а под рукавами имеются сборки). Пожилые женщины, начиная с 19 века, носят мунисаки без тесьмы и подкладки, их просто подшивают узкой полоской ткани другого цвета.

Отдельно следует сказать про паранджу ("фаранджи"). Таджички носили их преимущественно в городах, где было много чужих. Паранджа символизировала чистоту, целомудрие, скромность и верность. Сегодня это неотъемлемый атрибут наряда невесты . К тому же, считается, что паранджа защищает беременную женщину от тёмных сил. И, наконец, такой элемент костюма позволял женщине кормить ребёнка даже на людях.

Головные уборы таджиков

Мужской головной убор - тюбетейка. В холодную погоду мужчины надевают меховые шапки или же обматывают голову шерстяным платком. Также по-прежнему популярна чалма, которая надевается поверх тюбетейки или шапки "кулох".

Женщины традиционно покрывают голову убором из трёх составляющих: чалмы, шапочки и "лачака" - своего рода платка. Иногда эти элементы могут использоваться отдельно друг от друга.

Голову невесты и сейчас украшают вышитым платком, покрывающим лицо, шею и грудь.

В последнее время женщины стали носить тюбетейки (тоци), что раньше не было особенно принято.

Национальная таджикская обувь

Для горожан-таджиков - и мужчин, и женщин - привычной обувью являются мягкие сапожки "махси". Носили их с кожаными колошами. Довольно популярными были ичиги (лёгкие сапоги с мягким носком и жёстким задником), изготавливаемые из козлиной кожи и славящиеся своей долговечностью.

Сельские жители имели более разнообразный выбор обуви. В частности, и мужчины, женщины, помимо лёгкой обуви, носили сапоги на высоком каблуке или деревянные башмаки на трёх ножках, так называемые "кафши чубин".

Национальные таджикские украшения

Таджики очень успешно сочетают традиционные украшения с современными. Женщины очень любят носить ожерелья, подвески, серьги и кольца.

Украшения можно увидеть не только на шее и ушах, но и на головном уборе. Это могут быть всевозможные подвески, брошки и бусы.

Традиционно национальные таджикские украшения - кованные и чеканные, изготавливаются из серебра, и отличаются некоторой массивностью. Нормальным считается носить одновременно 3-4 украшения, а то и больше!

Носят ли украшения мужчины-таджики? В разные периоды истории мужчины-таджики в некоторых регионах носили бусы с подвесками наряду с женщинами. Раньше налобные повязки и серьги носили и мужчины, они указывали на принадлежность к определённой этнической группе и статус человека в обществе. Сегодня украшения носят только женщины.

Такова в общих чертах национальная одежда таджиков. В наше время она, безусловно, претерпела изменения, но традиционные тюбетейки, шаровары и рубахи самых разных цветов по-прежнему очень любимы таджиками, в том числе, молодёжью.

Правительство современного Таджикистана весьма своеобразно популяризирует традиционный таджикский костюм - представителей министерств регулярно призывают усилить контроль за ношением национальной о

дежды среди сотрудников и не допускать пропаганду чуждой - европейской - одежды. В стране активно проводят специальные показы мод и конкурсы для модельеров. А ведущие государственных телеканалов выходят в эфир в стилизованной таджикской одежде.

1915 7-06-2016, 07:23

Гардеробные инициативы: как одеваться таджикским женщинам?

ENG RUS KZ


В Таджикистане вновь решили заняться стилем одежды женщин и девушек. Теперь инициативу в свои руки взял Комитет по делам женщин и семьи. С работниц рынков и торговых центров начнут в первую очередь. Что предлагают госорганы и как относятся к данной инициативе сами женщины, разбирался корреспондент «АП».

Женщины взяли инициативу в свои руки

Глава Комитета по делам женщин и семьи Идигул Косимзода решила лично взяться за упорядочение одежды девушек и женщин в общественных местах. В частности, 24 мая Косимзода провела встречу с представителями министерств образования, здравоохранения, внутренних дел, Госкомитета национальной безопасности и администрации рынков и торговых центров. Как сообщается на официальном сайте комитета, главная цель встречи - не допустить подражания женщин и девушек чуждому для Таджикистана стилю одежды и научить их культуре одеваться.

«Во время встречи глава комитета говорила о том, что необходимо предпринять меры касательно продажи продукции, пропагандирующей чужую культуру. Она призвала представителей органов и рынков обратить внимание на стиль одежды их сотрудниц и усилить контроль для предотвращения подражания чужой культуре со стороны женщин и девушек», - отмечалось на сайте Комитета.

До этого вопрос о чуждой одежде уже не раз поднимался на различных уровнях, но на улицах девушек и женщин в «чуждой» одежде не стало меньше.

Поговорить лично с главой Комитета по делам женщин и семьи о ее инициативе сейчас нам не удалось. Но ранее в интервью «АП» Идигул Косимзода уже отмечала, какая именно одежда считается своей, а какая чужой.

«Власти пропагандируют ту одежду, которую носили наши матери и бабушки. Я сама стараюсь чаще надевать национальную одежду», - сказала И.Косимзода. При этом, отвечая на вопрос, относят ли европейский стиль одежды к чуждой культуре, она подчеркнула, что к европейскому стилю одежды претензий у них нет.

При этом представитель Комитета по делам религии и упорядочению традиций и обычаев Хусейн Шокиров добавил, что власти выступают против той одежды, которая не позволяет узнать человека, то есть против бурки или никаба, которые считаются традиционным элементом одежды арабских женщин и закрывают все лицо. «Если лицо человека узнаваемо, то вопрос исчерпан», - добавил Шокиров также на одной из пресс-конференций.

Штрафы за хиджаб

Чтобы узнать, как к пожеланиям Комитета по делам женщин относятся сами работницы рынков, мы отправились на базар «Шохмансур». Женщины-продавцы на рынке доминируют, их большинство. Но у них много гораздо более важных проблем, чем вопрос ношения платка. Финансовый кризис, отсутствие клиентов и прибыли - вот основные проблемы, о которых говорят женщины. Имен своих они не называли, опасаясь, что могут потерять место из-за излишней «откровенности».

«По поводу нашей одежды к нам ходят уже весь последний год. Если забыли надеть фартук, штрафуют; за слишком большой платок часами читают лекции - то администрация рынка, то участковый, но никто не спрашивает о наших проблемах», - рассказывает одна из продавщиц.

По ее словам, она никогда не надевала хиджаб, ограничивалась обычным платком, но она не понимает, почему необходимо столько времени и энергии тратить на регламентирование какого-то куска ткани на голове, ведь есть гораздо более важные проблемы.

«Я давно искала журналистов, чтобы поднять одну проблему. Наш основной доход был с продажи сухофруктов, но нас отправили в «Пойтахт-90». Там покупателей совсем нет, я прогорела на 10 тыс. сомони: весь наш товар испортился. Вернулась обратно на «Шохмансур», но здесь нам не позволяют продавать сухофрукты. А таджики не такой богатый народ, чтобы постоянно покупать конфеты. Как здесь развернуться, из чего платить налоги, оплачивать аренду квартиры и ребенка накормить? Этот вопрос никто не хочет обсуждать, вся проблема в хиджабе. Это готовы обсуждать многие», - отметила она.

Другая наша собеседница, которая родом из Рашта, рассказала, что за ношение хиджаба ее там оштрафовали.

«Я сама живу в Душанбе, но езжу в Рашт, чтобы навестить родственников. И недавно, когда я была там, меня фактически насильно затащили в отдел милиции и выписали штраф. Поскольку мои родственники работают в местной администрации, мне сделали скидку - я заплатила только 400 сомони», - рассказывает женщина.

По ее словам, в Душанбе с этим дела получше - их только предупреждают, но не штрафуют. «Даже здесь, на рынке, нам говорят: как придете на работу, снимите хиджаб, а на улице можете надевать. Но я устала от этого - сколько можно сталкиваться с проблемами из-за одного платка? Я перестала надевать хиджаб», - рассказывает продавщица.

Другая молодая продавщица после праздника Рамазан планирует вообще уйти с рынка. «Как только нас тут не называли - и террористками, и проститутками. Сколько можно это терпеть?! А ведь я ношу такой платок по одной причине - за товаром, который лежит под прилавком, приходится часто нагибаться, вот и прикрывают грудь платком, завязанным спереди. Была бы у меня возможность, я бы училась, а не торговала на рынке», - сетует девушка.

По ее словам, после того как она смогла закрыть свой долг в 6,5 тыс. сомони, она уже с уверенностью может бросить работу и сидеть дома.

Мадина Ниёзмамадова, замглавы столичного управления экономического развития и торговли, рассказала в интервью «АП», что на всех столичных рынках уже введена униформа для продавцов. «Это важно, чтобы продавец отличался от покупателя. Но, к сожалению, много случаев, когда продавцы просто ленятся надевать униформу», - отметила она.

Ниёзмамадова также сообщила, что есть указ, запрещающий появляться продавщицам на рынке в хиджабе. Однако, от кого исходит указ, Ниёзмамадова затруднилась ответить.

Разъяснить некому

Как оказалось, в Таджикистане отсутствуют правозащитники, занимающиеся вопросами свободы совести.

«Хиджаб считается одеждой, которая является элементом религиозной атрибутики. И экспертов-правозащитников по этому вопросу у нас нет. Даже международные организации отметили, что в этой области люди не защищены. Ведь все это делается в целях обеспечения безопасности. Но правозащитников, которые защищают религиозные права людей в Таджикистане, я не знаю», - отметил один из сотрудников местных НПО.

Между тем международные нормы о правах человека гарантируют каждому человеку право на свободу совести, включая свободу публично или в частном порядке исповедовать свои религиозные убеждения посредством отправления религиозного культа, выполнения религиозных предписаний и обрядов. С другой стороны, государство обязано обеспечивать неприкосновенность частной жизни, включая право на личную автономию - например, возможность самостоятельно определять, как одеваться дома и в общественных местах. Государство также обязано обеспечивать право на равенство и свободу от дискриминации, в частности по религиозному или половому признаку. Наконец, государство несет обязательства по защите прав религиозных меньшинств, находящихся в границах его юрисдикции.

Комитет ООН по правам человека разъясняет, что отправление культа включает в себя демонстрацию символики, а выполнение религиозных предписаний и обрядов может включать ношение определенной одежды или головного покрова.

Как и подавляющее большинство других прав, свобода вероисповедания и право на личную автономию не являются абсолютными или безоговорочными. Государство может налагать на их осуществление определенные ограничения, но только при наличии убедительных оснований их необходимости для защиты общественной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или основных прав и свобод других лиц. Такая оговорка предполагает наличие действительно веских оснований.

При этом, согласно части 3 статьи 14 Конституции, «ограничение прав и свобод граждан допускаются только с целью обеспечения прав и свобод других граждан, общественного порядка, защиты конституционного строя и территориальной целостности республики».

При этом запрет продавать или носить какую-либо одежду является ущемлением права человека.

Статья 26 говорит, что каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, отдельно или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов.

Что касается продажи одежды того или иного стиля, часть вторая 2 статьи 12 Конституции гласит: «Государство гарантирует свободу экономической и предпринимательской деятельности, равноправие и правовую защиту всех форм собственности, в том числе частной».

Согласно части 2 статьи 3 Гражданского кодекса РТ, «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

При этом в современном мире уже говорят о том, что по внешней атрибутике нельзя судить о готовности человека к негативным действиям. Например, теракты в Брюсселе и во Франции совершали люди, «от которых меньше всего можно было это ожидать». Они не носили ни хиджаба, ни бороды, их внешний вид вполне соответствовал образу «современного европейца».

И почему власти так усиленно пытаются бороться с хиджабами.

В закладки

Фото «Азия-плюс»

28 августа президент Таджикистана подписал несколько законов, касающихся соблюдения национальных традиций. Среди них в том числе и закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан».

В тексте закона говорится именно о защите одежды от современных негативных влияний, но многие предположили, что он обязывает жителей носить исключительно национальную одежду.

Одновременно физические и юридические лица обязываются оказывать уважение основам национальной культуры, в том числе государственному языку и национальной одежде, защищать их от современных негативных влияний.

Закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан»

Некоторые СМИ предположили, что закон касается ношения национальной одежды исключительно на торжествах, праздниках и свадьбах. При этом не ясно, обязаны ли все участники торжества надевать национальные костюмы или же это просто рекомендации.

Если вы отправляетесь как турист, то вы должны помнить, что это абсолютно безопасно, потому что Таджикистан – это полицейское государство, и если вы не будете заезжать в какие-то отдаленные районы и надевать там очень короткую мини-юбку, то все будет хорошо. В последнее время таджикское общество, как и многие другие, переживает этап возврата к консерватизму и национальным культурным ценностям – это закрытая одежда для женщин и нормативная одежда для мужчин, потому что мужчины там не ходят в шортах, например. Но вам, как туристу, можно этого не повторять, если вы не будете заезжать в какие-то отдаленные уголки или не будете появляться в таком виде в мечетях и так далее.

Самая большая опасность, которая вас ждет – там очень легко отравиться пищевыми продуктами. При всей моей любви к таджикам, Душанбе и таджикским горам, культурной музыке и всему остальному яркому, прекрасному и красивому, но готовить в общепите – у них это не всегда чисто. Несколько лет назад я обошел десяток самых неплохих кафе Душанбе, но практически нигде не было хорошего сервиса. Более того, мне каждый раз, когда я туда ездил, удавалось отравиться. Конечно, это происходит не из-за какой-то нечистоплотности, а из-за того, что там жарко, и на жаре быстрее размножаются бактерии. А люди просто плохо моют руки. Поэтому там лучше есть какую-то простую еду – например, лепешку, только что вытащенную из тандыра. Желательно не есть какой-нибудь суп, потому что он мог простоять несколько дней. То есть питаться нужно очень осторожно, и желательно, если вы возьмете с собой лекарства вроде активированного угля.

Не пейте воду из арыков! Местные жители в селах обычно часто пьют оттуда воду, и она в арыках достаточно чистая, но не для нашего желудка. Не ешьте много жирной пищи, потому что потом будет очень тяжело, хотя все будут часто вас угощать и радушно принимать.

Туристу, которому предлагают сервис и дополнительные пакеты с экскурсиями и так далее, нужно понимать, что уровень жизни там достаточно низкий, как и все цены. У вас должен вызвать какие-то сомнения тот факт, если вы почувствуете, что цена слишком высока. Тогда не нужно идти на это, потому что это вполне может оказаться обманом.

Везде можно дешево поесть, дешево нанять такси. Можно много чего посмотреть, и в первую очередь – это горы, горные озера, прекрасные горные села, дороги, ущелья. Но горные дороги в Таджикистане, как и везде, очень опасны, поэтому нужно быть предельно осторожными. 
Не могу сказать насчет тех мест, куда точно не стоит ходить, да и вряд ли они туристу попадутся, потому что обычно все посещают какие-то заезженные туристические маршруты. Да и Таджикистан достаточно безопасен. Было бы интересно съездить посмотреть на дворец президента Рахмона. Возле Душанбе есть прекрасное и очень популярное горное ущелье, которое называется Варзоб – там очень много зон отдыха, там ловят рыбу и при вас же ее жарят. Очень неплохие в Душанбе музеи – там есть на что посмотреть. Но в Таджикистане нет каких-то жемчужин, как, например, в узбекском городе Самарканд. Нет там чего-то грандиозного.

Впрочем, вы правы, если абсолютная безопасность одних является следствием серьёзной опасности для других (например, для большого числа местных граждан). Так как я не знаю хорошо ситуацию в Таджикистане, то не могу настаивать.

Ваши слова звучали бы смешно, если бы касались людей, живущих в Таджикистане. Но здесь, думаю, неправ я.