Гипнотический транс: на что это похоже. Транс и гипноз. Мифы и реальность

27.05.2019

Доктор философии по антропологии Карлос Кастанеда, автор многих сочинений о шаманизме, считал «магию» важнейшим способом манипуляции сознания человека. Именно поэтому свои книги он посвятил учению толтеков («людей знания»), о котором узнал от мексиканского мага Хуана Матуса. Суть учения сводится к изменению восприятия окружающего мира другим человеком. Иными словами, после сеанса такой «магии» другой человек видит все вокруг себя в другой реальности. Например, мага воспринимает как Бога.

И хотя Кастанеда утверждал, что всё это делается во имя человека, его труды позволяют так называемым "нагвалям" (магам) духовно властвовать над другими людьми. Между тем специалисты по гипнозу говорят, что художественные трактаты Карлоса Кастанеда можно смело отнести к гипнологии – науке о гипнозе.

Впрочем, его вряд ли можно назвать первооткрывателем гипноза. Заслуга Кастанеды заключается в популяризации этого учении. Понять научные статьи гипнологов могли только сами гипнологи, а не широкая публика. Другое дело, увлекательные книги талантливого писателя, каким был Кастанеда. Ставшие бестселлерами, его публикации открыли западному обществу таинственную силу гипноза, а также подсказали многим аферистам путь к ненасильственному изъятию чужих денег.

Сомнамбулический сон

Между тем о гипнозе было известно еще с древних времен. Первые выводы о мыслительном влиянии человека на своего оппонента были сделаны врачом и алхимиком Парацельсом еще в начале XVI века. Но гипнология, как официальная наука, была представлена публике лишь в 1866 году трудами французского доктора Амбруаза Льебо, основателя школы Нанси. Он доказал, что гипнотический транс носит психофизиологическую природу и не является магнетизмом, как считалось на тот момент официальной медициной. В частности, Льебо исследовал сомнамбулизм и разработал методику введения пациентов в эту форму сна. «На первый взгляд, человек, находящий в состоянии сомнамбулического сна, выглядит абсолютно нормальным и не спящим, - писал Амбруаз. – Но он выполняет всё, что ему говорят».

Главное - утомить

После трудов доктора Льебо гипнология стала развиваться ускоренными темпами. Оказалось, необязательно вводить человека в сомнамбулический сон, чтобы влиять на его сознание. «Гипноз есть не что иное, как прививание путем слова или другим каким-либо способом различных психических явлений. Например, чувства, ощущения, или действия другому лицу при отвлечении его волевого внимания или сосредоточенности», - считал русских психолог Владимир Михайлович Бехтерев. С ним был согласен врач-физиолог Иван Петрович Павлов. По его мнению, чтобы загипнотизировать человека, нужно было вызвать в нем умственное утомление. Выражаясь научным языком, необходимо спровоцировать торможение клеток головного мозга, что происходить в момент обычного засыпания.

Параллельно с теорией Павлова формировалось и представление о гипнозе, как о генерализируемой сверхвнушаемости, которой придерживался американский гипнолог Майкл Халл. Впрочем, современные эксперты убеждены, что обе теории друг друга только дополняют.

Транквилизаторы – оружие гипнотизеров

Сегодня гипнология считается уже сформировавшей наукой, обогащенной трудами многочисленных авторов. Существуют вполне реальные процедуры и проверенные годами техники погружения человека в состояние гипноза. Некоторые из них далеки от метафизики. Например, для преодоления защитной реакции головного мозга от психического воздействия извне (оказывается, в нашем организме есть механизм борьбы с гипнозом) применяют различные препараты, в частности мепробомат и фенобарбитал.

Гипнологу, который незаметно ввел человеку эти транквилизаторы, остается лишь монотонно что-то говорить, постепенно понижая голос. «Таким способом можно загипнотизировать кого угодно, например, во время делового завтрака, – рассказывает преподаватель по гипнозу, который предпочел остаться анонимным, – Я знаю бизнесменов, которые именно так подписывают выгодные им контракты». По приведенной им статистике, у 40% людей слабая защита от внушаемости. Они и являются «золотым фондом» различных гипнотизеров, чаще всего криминальной ориентации.

Мошенники

В настоящее время в России действуют порядка 266 крупных школ, где обучают гипнозу, в то числе и технике нейролингвистического программирования. Скорее всего, не все выпускники становятся гипнологами «с большой дороги». Однако специалисты уверены, что 4% всех преступлений совершается именно учениками таких школ. Как правило, в криминальных целях используют каталепсию, искажение восприятия времени, положительные и отрицательные галлюцинации, амнезию, постгипнотическое внушение. Понять, что против вас применяют гипноз, достаточно просто. Для начала мошенник-гипнотизер копирует вашу позу и подстраивается под ритм вашего дыхания, при этом в быстром темпе произносит совершенно ненужную информацию, постепенно понижая голос. Если у вас появляется чувство вины перед ним, то первые его стрелы попали в цель.

Кстати, нейролингвистическое программирование применяется и со стороны сотрудников спецслужб. «Во время переговорного процесса ставится задача максимально расположить бандитов к себе, вызвать у них чувство взаимной симпатии, с тем, чтобы усыпить бдительность», - поделился опытом один из оперативников Сергей Д. – Такая программа всегда составляется индивидуально, с учетом психики оппонента».

В чем разница между гипнозом и трансом с научной точки зрения. Что такое транс в психологии и медицине?

Берем факты, оставляем домыслы в стороне и что видим, согласно словарям:

Транс -- 1) Внезапно наступающее повышенное нервное возбуждение с потерей самоконтроля и с кратковременным расстройством сознания, выражающееся в бессознательном совершении различных поступков. 2) Состояние экстаза, ясновидения, отрешенности и т. п. © Т. Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный.

Транс -- (франц. transe - оцепенение), вид сумеречного помрачения сознания (см. Сумеречное состояние). Трансом обозначают и состояния отрешенности, экстаза, ясновидения и др. (от лат. trans - сквозь, через, за). © Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»

Транс -- (книжн.) повышенное нервное возбуждение с потерей самоконтроля, а также помрачение сознания при гипнозе, экстазе. Впасть в транс. Больной в трансе (в состоянии транса). © С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова Толковый словарь русского языка.

Транс -- (·франц. transe) (книж.). Повышенное нервное возбуждение, помрачение сознания при гипнозе, экстазе и т.п. Впасть в транс. У спиритов - состояние медиума во время спиритического сеанса. © Д. Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка.

Транс -- помрачение сознания и автоматичность поступков при некоторых психических расстройствах, в состоянии гипноза, экстаза и т. п. Тело ее на моих руках сделалось тяжелым, как свинец, глаза полузакрылись, за веками появились белки, голова качнулась вперед, я понял, что Лиза находится в трансе. А. Н. Толстой, Эманация сознания. Повышенное нервное возбуждение с потерей контроля над своими поступками. Она все время в трансе по случаю отъезда. У нее сердце не на месте, она волнуется, как бы не опоздать. Юрьев, Записки. Я кончил повесть, творческий транс прекратился, и я вернулся к действительности. Чириков, Гиблое место. © Малый академический словарь русского языка.

Транс -- (фр. transe - оцепенение) - мед. помрачение сознания с потерей самоконтроля; состояние отрешенности. © Словарь иностранных слов. Комлев Н. Г., 2006.

Транс -- Особое усыпление, в которое впадает медиум во время спиритических опытов. © Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А. Н., 1910.

Транс -- особое состояние, в которое впадает медиум (см.) при вызывании духов во время спиритич. опытов. © Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907.

Транс -- состояние ясновидения, особое состояние, в котором находится (по представлению спиритов) медиум, т. е. лицо, служащее посредником между духами и вопрошающими их о ч.-л. простыми смертными. © Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907.

Закономерный вывод "впасть в транс" значит "потерять голову", потому что все определения говорят об одном, а именно транс есть повышенное нервное возбуждение с потерей самоконтроля, сопровождающееся помрачением сознания . По этой причине в психиатрии конкретное название этого заболевания: «транс и состояния одержимости », код F 44.3 по МКБ-10.

Как состояние транса выглядит со стороны:

Кто не в курсе, есть такое направление в музыке trance (youtube в помощь, лучше кислотная дискотека в живую). Особо глубокий транс - психоделический. "Люси" гарантирует полное погружение))

Что такое гипноз в психологии и медицине?

Психологически, гипноз - состояние повышенной внушаемости; физиологически, гипноз - режим работы мозга, при котором возможно формировать новые условные рефлексы.

За подробностями и примерами о гипнозе:

Как состояние гипноза выглядит со стороны:

Быть в гипнозе не значит терять сознание (отсюда возможность организовать шоу или эстрадный гипноз , проводить операции без наркоза или гипноанестезия , удивлять людей новыми фокусами или уличный гипноз), наоборот в гипнозе сознание остается и как ребенок веришь хорошему и плохому. Простите экстрасенсы))

Есть ли польза от транса?

Как любят говорить, чаще просто повторяют, что транс обладает терапевтическим эффектом (буквально постулат "эриксоновского гипноза ", который и без того хромает на обе ноги из-за отсутствию экспериментальной базы), так вот не обладает и разберемся почему?

За пару тысячелетий на Востоке убедились (ценой жизней многих аскетов), что для внутреннего развития нужны трансовые техники. И чего только не придумали (медитация, йога, молитва и конечно древняя фармакология). Мистикам нужен не транс, а возможность в измененном состоянии сознания снять запреты, убрать страхи. Технология как это сделать вот те сакральные знания!

Войти в транс не сложно: выпил, закусил и уже там; более экологично через медитацию или дыхание. Ясно, что если хватка ума ослабевает, то наружу прорывается истинная сущность человека со всеми глубинными страхами. Именно по этой причине при массовых практиках случаются припадки эпилепсии, вспышки агрессии. То есть подсознание сбрасывает психическое напряжение любыми способами. Соответственно процесс неконтролируемый.

Отлично когда рядом знающий шаман подхватит связь и проведет инициируемого через опасности. А если нет, что бывает в большинстве случаев, то конвульсии и галлюцинации, что естественно снимает симптомы и при этом оставляет психическую травму (кому все-таки это может помочь исцелиться, так кстати зарождалось искусство врачевания души).

Итог. Если при погружении в транс удается вести человека, не давать гаснуть сознанию, то есть шансы на успешное лечение психических отклонений. Самые эффективные среди бесчисленных техник составили скелет мировых религии (христианство, ислам, иудаизм). Прогресс не стоит на месте и со временем от религии отпочковалась психиатрия, область интересов которой гораздо более узкая, зато на этом пяточке остались только проверенные методы.

Чья сильнее, та и правее, что по факту-то лучше гипноз или транс?

Здравый смысл лучше. Перевод транса в контролируемое состояние называется гипнозом. Человечество придумало море трансовых техник, та часть, которая частично сохраняет сознание взята на вооружение медициной и именуется гипноз. Дальше идет игра слов, совершенно бесполезная.

Есть и другие выводы:

❶ Погружение в транс вскрывает внутренние конфликты, поэтому намерение многих психологических школ что-то менять внушая, мол жизни прекрасна, наоборот обостряет внутреннее напряжение. Как при поломке компьютера вместо того, чтобы снести старую программу и установить новую, горе-техник делает только второе, отчего система подвисает еще больше.

❷ Человек сам творец своей судьбы, поэтому любые трансовые техники, где на фоне затуманенного сознания внушается чего-то якобы "доброе", по определения считаются деструктивными (так в сектах лишают свободы выборы). В процессе терапии каждый решает есть смысл меняться, если да, то принимает ответственность и выбирает новый тип поведения. Все как в жизни, только быстрее.

❸ Если в течении долгого времени снимать симптомы с помощью транса (и гипноза в том числе), не устраняя причину, то тем самым формируется зависимость от метода, гуру или самой идеи, что представляет совокупность первых двух факторов.

❹ Пораскинув мозгами, можно сделать еще как минимум один вывод, если переосмыслить материал статьи.

На протяжении последних двух столетий различные теоретики были полностью уверены в существовании семи (или девяти, или четырех, или более) фаз транса. На самом деле все не так просто, и провести границу между одной фазой и другой бывает очень нелегко, однако пробы для измерения глубины транса существуют.

Глубина транса частично зависит от восприимчивости субъекта, частично - от умения гипнотизера, но больше всего - от метода лечения. Для избавления от никотиновой зависимости вполне достаточно легкого или умеренного транса; для прове дения же хирургической операции следовало бы достичь чего-то более глубокого!

Опирачсь на практические потребности, можно выделить пять стадий транса в порядке увеличения уровня погружения: гипнозоподобное состояние, легкий транс, умеренно выраженный транс, глубокий транс, сомнамбулическое состояние. Термин «сомнамбулизм» - наследие позднего восемнадцатого и раннего девятнадцатого столетий - буквально означает «гуляние во сне», и поэтому не точен, однако он широко распространен в литературе по гипнозу. «Бодрствование во сне» - словосочетани г со столь же длинной историей - гораздо более подходящее выражение. Так как регулярно прибегающие к гипнозу индивиды вскоре вырабатывают быстрый способ полного погружения в гипнотическое состояние, то наблюдать стадии гипноза различной глубины легче у новичков. Если вы занимались самогипнозом, то, возможно, ощущали переход от стадии к стадии и на себе. Легкий транс напоминает состояние расслабленности, при переходе к более глубокому трансу впечатления становятся острее, образы - ярче и так далее.

Еще по мере углубления транса происходит угасание нашей общей ориентации в реальности (OOP). Любая ситуация, с которой мы сталкиваемся в течение дня, поистине уникальна. Другого подобного случая никогда не происходило раньше и не произойдет потом, даже свет на вашу входную дверь каЖДый день падает по-разному. Детство - время чудес, в том

числе и потому, что дети постоянно сталкиваются с событиями, которые не случались прежде, для них все свежо, все ново. По мере взросления наше Эго все больше становится в центр жизни; новые ситуации и впечатления в сравнении с уже произошедшими приобретают оттенок второстепенности. Каждый из нас формирует собственную і очку зрения на происходящее, разрабатывает свое мировоззрение, на основании которого дается оценка событиям и приобретенному опыту. То, что не согласуется с нашей системой, чаще всего отвергается, тогда как остальное сортируется в соответствии с заранее выработанной классификацией. Именно это психологи и называют «общей ориентацией в реальности» или OOP. В ней нет ничего плохого: она позволяет нам, например, осознавать различия между кино и реальной жизнью. И угасание нашей OOP в пользу особой, временной ориентации является одним из самых і павных изменений, происходящих во время гипноза. Чем больше мы отказываемся от привь; чной OOP - тем глубже транс. С угасанием OOP снижаются критические способности, и те вещи, которые в обычном состоянии не имеют доступа в наш мозг, например, разные обрывочные воспоминания, проникают в наше сознание. Именно таким образом, кстати, гипноз активизирует память. В целом, это и является причиной нашей открытости внушениям со стороны гипнотизер Поскольку OOP является механизмом редактирования и фильтрации информации, то при ее угасании в ходе транса мы подбираемся ближе к бессознательным областям нашего разума. Подсознание - это фундамент разума. Безусловно, далеко не все, хранящееся там, плохо, но есть и грязные углы, где таятся странные, а порой даже опасные вещи - всякие примитивные импульсы и желания. Все, что мы не хотим показывать себе и остальному миру, запрятано в один из таких углов. Каждое воспоминание где-нибудь да хранится и может быть восстановлено. То, о чем мы не думаем непосредственно в данный момент, по определению относится к бессознательному. Сознательный ум или рассудок характеризуется всем тем, что доступно нам прямо сейчас, его отношение к подсознанию можно сравнить с факелом, который человек берет с собой в подвал: мы используем наше сознание для освещения, для доступа в бессознательные области. Проблема заключается в том, что наше подсознание не просто воспринимает и хранит „„формации но еще ее как-то перерабатывает, совершенно независимо от сознания. Один ученый выразился по этому поводу следующим образом: «Подсознание вовсе не бессознательно, это Сознание бессознательно по отношению к тому, что осознрєт Подсознание». Гипноз - хороший способ под- лять из глубины подсознания спрятанный там материал, чтобы осознать его, принять и систематизировать.

Сам я не очень-то хороший объект для гипноза, однако в легкий транс вхожу без проблем, и мое самое главное субъектав ное впечатление об этом состоянии - полная двугмысленность переживаний. С одной стороны, есть уверенность, что стот вам захотеть, и можно будет не поддаваться никаким внушениям гипнотизера, ибо вы ясно понимаете, как и каким обпазом он заставляет вас что-то делать, с другой стороны, в голове вертится мысль: «Пожалуй, нет ничего плохого в том, чтобы следовать его указаниям, хотя бы ради успеха эксперимента». Следовательно, вы постоянно сомневаетесь: «Попробовать или нет?» И так происходит на протяжении всего сеанса Умные врачи используют данное состояние легкого замешательства, которое мы могли бы называть «параллельным сознанием», чтобы заронить в подсознание могущественные терапевтические идеи, к бо сомнения поглощают все внимание нашего сознания. В другом контексте (в связи со спиритическим сеансом) прекрасно описал это ощущение ирландский поэт У. Б. Йетс. Он обнаружил, что его руки и плечи начали подергиваться: «Я мог бы запросто остановить это,- писаі он позднее,- но я никогда не сталкивался с подобным явлением, и мне стало любопытно».

Внешне поведение человека под гипнозом может и не отличаться от такового в его обычном состоянии. Однако внутри происходят интересные вещи. Наиболее типичными переживаниями являются следующие: наступаег расслабление; внимание отвлекается от происходящего вовне в пользу внутреннего мири, преобладает ощущение, что психические процессы каким-то образом расширились, несмотря на сужение сознания; появляется некоторое безразличие (снижение ассоциативной деятельности), ведущее к живой заинтересованности идеями, в особенности теми, которые подкидывает гипголог; обнаруживается сравнительная неподвижность и фиксация на отдельных чувсівеннлх переживаниях (например, на ритме голоса гипнотизера, который может восприниматься независимо от личности последнего);

происходит искажение восприятия времени и частичная потерт памяти, когда полчаса проходят, как пять секунд; пассивный поток переживаний похож на сон; появляется їЛОї ичность восприятия («логика транса»;, при которой аномальные ситуации воспринимаются как должное. Если спросить находящегося в глубоком трансе субъекта, о чем он думает, то ответом, скорее всего, будет: «Ни о чем». Но на самом деле он - весь внимание: слушает и ждет дальнейших внушений от гипнотизер;

Кого можно загипнотизировать?

Американский гипнотерапевт Милтон Эриксон считал, что если кого-то не удается загипнотизировать, то лишь по вине гипнотизера. Любой человек поддается гипнозу. Кто может противиться заразительному энтузиазму толпы? Кого не приводят в волнение военные марши? Попробуйте во врет просмотра по телевизору захватывающего триллера не напрячься и не сползти при этом на краешек стула. Нам нравится быть конформистами, нравится, когда другие нас принимают. Мы не любим внутренних и внешних конфликтов. Пресс конформизма и делает нас восприимчивыми. Некоторые исследователи определяют гипноз как состояние повышенной внушаемости. Пусть это и не совсем адекватное и полное определение, но частица истины в нем есть: повышенная внушаемость - это необхс - димейший компонент восприимчивости к гипнозу (гипнабель- ности). А поскольку мы все обладаем какой-то внушаемостью, следовательно, любого из нас можно загипнотизировать.

Разумеется, все мы восприимчивы не в одинаковой степени. Во введении говорилось, что имеется три ключевых компонента гипноза: восприятие (или сфокусированная внимательность), диссоциация и внушаемость. У высокогипнабель- ных людей все три параметра находятся на высоком уровне. Наиболее интересен первый из них - восприятие или способность погружаться (образно - входить) в поставленную задачу. Он означает,- и это очень важно,- что люди с высокой гипнабельностью умеют контролировать свое внимание. Привести в легкий транс можно всех, однако в десяти процентах случаев потребуется столько попыток, что достижение эффек і не оправдает потраченных усилий, и поэтому, с практической точки зрения, можно сказать, что десять процентов населения не подвержены гипнозу. Около тридцати процентов населения без труда достигают легкого транса, примерно тридцати пяти процентам доступен умеренно выраженный транс, и оставшиеся двадцать пять процентов могут войти в состояние глубокого транса (хотя некоторые специалисты понижают эту цифру всего лишь до пяти процентов).

Ученые используют «шкалы внушаемости» в психологических тестах, состоящих из множества вопросов, предназначенных для оценки гипнабельности человека как по объективным, так и по субъективным критериям. Я знаю восемнадцал таких шкал (Стэмфордская шкала гипнотической восприимчивости, шкала гипнотической восприимчивости Гарвардской группы и другие) и не собираюсь рассматривать все «за» и «против» каждой из них, замечу только, что главная выгода от них - некоторая стабильность психологических экспериментов по гипнозу. То есть можно составлять группы из испытуемых с равной внушаемостью по какой-то одной шкале, гот звить контрольные группы с более высокими и более низкими показателями и так далее.

Если гипнотизер применяет всего одну единственную технику введения, то в некоторых случаях его может постичь неудача, ибо одна и та же методика может не подойти всем без исключения людям. Поэтому гипнотизер обязан быть гибким. Даже сопротивляющиеся пациенты, на которых провалились все другие методики, обычно отступают перед сбивающей с толку техникой, где в быстром темпе даются внушения относительно разных частей тела, чувствующих тяжесть или легкость. Я.сратко коснусь других способов іреодоления сопротивления в другой главе, когда буду говорить о Милтоне Эриксоне, потому что это было его особым даром.

Часто говорят, что по сравнению со взрослыми дети от семи до четырнадцати лет более восприимчивы к гипнозу, а самый пик приходится на возраст девяти-десяти лет. Возможно, есть доля истины и в современном представлении о том, что люди с сильно развитой фантазией, способные полностью погрузиться в книгу, фильм или собственную иллюзию, игравшие в детстве в игры, требующие воображения, более восприимчивы к гипнозу, чем все остальные. Для гипноза необходимо отстранение от действительности, а склонным к фантазии людям сделать это проще: °ни легко выделяют часть себя в воображаемую зону, в то время как внешний мир становится для них менее реальным.

Достаточно примечательно обстоятельство, что, оказывается, трудно загипнотизировать невменяемых людей. Чем лучше может сконцентрироваться человек на отдельном сенсорном возбудителе (например, голосе гипнотизера) и не отвлекаться, тем легче его ввести в гипноз. Пожалуй, именно это и объясняет, почему душевнобольные с трудом поддаются гипнозу. Однако не беспокойтесь: если вы - трудный для использования гипноза объект, это еще не значит, что вы сумасшедший!

Гипноз, Пи-видимому, нельзя назвать однородным феноменом; возможно, он представляет собой комбинацию целого ряда характеристик, включающих в себя способность фантазировать и входить в роль, каждая из которых делает человека более восприимчивым. И если он так сложен по своей природе, то искать простую зависимость между восприимчивостью и типом личности глупо. В викторианские времена считалось, что женщин легче загипнотизировать, чем мужчин. Но современные тесты не подтвердили это открытие; оно возникло на основании предрассудка девятнадцатого века, будто бы женщины являются слабым полом, а для гипноза необходимо подавление воли.

Противоречит фактам и популярное воззрение, что вы, должно быть, глупы, раз поддаетесь гипнозу. Напротив, гипна- бельность напрямую зависит от интеллекта или, по крайней мере, от способности к концентрации. На этой идее основан комический эффект фильма «Эббот и Костелло встречаются с убийцей, Борисом Карловым» (1949). Костелло подозревается в убийствах людей в отеле, где он работает коридорным. Мистик Карлов пытается его загипнотизировать, но Костелло, увы, слишком глуп, чтобы поддаться гипнозу. На самом деле существует параметр поважнее интеллекта-это самооценка человека: людей с низкой самооценкой труднее загипнотизировать предположительно потому, что они либо больше опасаются за себя, либо менее заинтересованы в самоисследова- нии, либо не хотят, чтобы их изучали.

В общем, как бы ни старались психологи, установить взаимосвязь между восприимчивостью и типом личности пока не уцается. Раньше полагали, что гипнабельные люди отличаются от остальных более устойчивыми связями с правым полушарием мозга. Правое полушарие, если говорить коротко, управляет левой стороной тела, его целостностью (левши представляют исключение), а также ориентацией в пространстве, тогда как левое - правой стороной тела плюс вербальным, логическим и линейным мышлением. Можно, следовательно, ожидать, что художник больше полагается на свое правое полуша- е а университетский профессор - на левое. У большинства из нас доминирует левая половина мозга. Некоторые недавние эксперименты с участием высокогипнабельных испытуемых показали, что они значительно лучше выполняют задачи для правого полушария, чем плохо поддающиеся гипнозу люди.

Однако события, происходящие в мозге во время гипноза, включают в себя гораздо больше, чем просто переключение на недоминирующее полушарие. Сама по себе смена ведущей роли между полушариями, похоже, происходит не всегда, а преимущественно у легко гипнотизируемых людей. Более того, доминирующее в норме полушарие во время гипноза тоже активно, причем активность того или иного полушария в каждый конкретный момент, по-видимому, зависит от рода задачи, поставленной перед испытуемым. Отсюда следует, что переключение между полушариями, возможно, нельзя назвать причиной гипнабельности, оно является лишь частью общей способности хорошо восприимчивых к гипнозу людей переходить из одного состояние в другое - отстраняться. Работа по исследованию связей гипноза с деятельностью мозга еще не завершена. Так, например, ранние исследования вроде бы указывали на то, что высокогипнабельные люди - это те, у кого легко наступает альфа-состояние. Волны альфа-диапазона (8-13 Hz) - это «тот производимый мозгом шум, когда мозг бодрствует, но мало работает», например, человек уже проснулся, но держит глаза закрытыми. Однако современные данные говорят о том, что для гипнабельных субъектов и, быть может, для гипноза вообще характерен более медленный тета-ритм (4-7 Hz), соответствующий состоянию дремоты.

Экспериментальные данные указывают на то, что чувствительность к гипнозу каждого конкретного человека можно улучшить, как если бы она была неким навыком, доступным для освоения. Хотя опыт практикующих гипнологов показывает, что повышение уровня восприятия, скорее, связано с преодолением начального сопротивления. Дело не в том, что пациенты чему-то Учатся, просто они становятся менее пугливыми и начинают больше доверять врачу. Существует и другая точка зрения - довольно сильная и интересная теория,- в соответствии с кото рой проще игипнотизировать человека, когда естественные рш - мы его тела протекают в режиме расслабленного состояния.

Можно ли сопротивляться гипнозу, как это, к примеру, делал Ким в новелле Редьярда Киплинга (1901), повторяя про себя таблицу умножения, дабы не допустить галлюцинаций, которые ему приказывали видеть? Конечно, можно. Вы должны захотеть поддаться гипнозу, а иначе все бесполезно Суще- сгвуют способы борьбы с вашим нежеланием, и, как я уже говорил, Милтон Эриксон был в этом мастер. Но даже ему для успешного преодоления сопротивления пациента необходимо, чтобы тот подсознательно захотел быть загипнотизированным, несмотря на протесты своего рассудка.

Феномены гипноза

Гипнотические феномены могут быть разделены на разный категори”. Во-первых, происходят изменения в работе гладкой мускулатуры, отвечающей за непроизвольные сокращения: дыхание становится глубже, в животе урчит, глаза увлажняются, какие-то мышцы конвульсивно по іергиваются, ритм сердца и пульс ускоряются или замедляются. Вы 4} вствуе ге вялость и тяжесть в руках и ногах. Эти феномены пегко объяснимы, они суть признаки легкого гранса или обычного расслабления. Но по мере углубления транса начинают проявляться более необычные феномены: происходят изменения в работе поперечнополосатых мышц, отвечающих за волевые сокращения, перемены в чувственном восприятии, могут возникнуть галлюцинации и некоторые другие явления психического порядка. Нельзя думать, буцто эти феномены характерны единственно и только для гипноза, они могут возникать спонтанно или, например, при наркотическом опьянении. Но для нас важно, что все они индуцируются также и в ходе гипноза, что сыграло немаловажную роль в егс истории.

Изменения в работе произвольных мышц

Каталепсия - это состояние, когда одна мышца или группа мышц становятся неподвижными. Многие гипнотизеры говорят в начале введения: «Вы не можете открыть глаза. Как бы. вы ни старались, ваши веки закрыты плотно, словно заклеены». Проба на невозможность открыть глаза является для гип- цотизера одним из способов проверки успешности погружения. Мышцы век стансвя гея каталептичными. Полная каталепсия, когда все тело становится твердым, и есть то, что применяют гипнотизеры на сцене в уже описанном трюке под названием «человек-доска». Однако гипнотизер может внушить и каталепсию руки, ноги или чего угодно. Иногда наблюдается и противоположный эффект, аномальная пластичность.

Другими изменениями являются расслабление, возникающее как естественный результат комфортного самочувствия клиента в кабинете гипнотизера, и рост мускульной силы. Знаменитый английский психолог Дж. А. Хэдфилд измерил силу у трех мужчин в нормальном, бодрствующем состоянии. Они выжали, в среднем, сто один фунт15. Затем он загипнотизировал ш и внушил, что они ослабли; при этом каждый выжал всего лишь около двадцати девять фунтов. Потом, не выводя из гипноза, он сменил внушение на противоположное, что они стали очень сильными,- и средний жим поднялся до ста сорока двух фунтов Таким образом, испытуемые оказались способными увеличить СВОЮ СИЛ)" на сорок процентов. Польза от применения данного феномена в спортивном гипнозе- очевидна. Хотя этот феномен был подтвержден массой других исследователей, неизменной характеристикой гипнотического состояния он все-таки не является, и сейчас многие психологи считают, что мышечные показатели увеличиваю" ;я, скорее, в результате усиленной мотивации, а не чего-то, присущего самому гипнозу Однако в пользу гипнотической природы роста таких способностей свидетельствуют сообщения о шаманах, развивающих в состоянии транса удивительную сил).

Изменения в чувственном восприятии

В работе наших органов чувств может произойти два вида изменений. Во-первых, возможно обострение ощущений. Его обозначают специальным термином-гиперестезия. Иногда результат гиперестезии бывает совершенно удивительным, что, возможно, объясняет многие якоб^л паранормальные явления, столь любимые у исследователей девятнадцатого века. Человек под гипнозом, например, может различить слова, написанные на листке бумаги, который он сам никогда не видел, если кто-то другой смотрит на этот листок; на самом же деле он ориентируется по отражению слов в \ лазах читающего. Во время шоу гипнотизеры нередко собирали у публики носовые платки, перетасовывали их и давали испытуемым, чтобы те вернуть, платки владельцам; возможно, здесь играло роль обостренное обоняние. Испытуемые замечают малейшие перепады. омпературы, разницу в весе вплоть до пяти грамм. Во всем этом поражает не сама по себе способность человека к обостренному восприятию чего- либо. Если вы вдруг ослепнете и попадете в незнакомое помещение, то через несколько дней научитесь избегать препятствий, ориентируясь исключительно на слух. Так что гиперестезия:ia- ложена в каждом человеке. Замечательна здесь быстрота «пробуждения» в испытуемом новой способности. Быть может, это результат сужения фокусировки внимания.

К другим важным изменениям относятся анальгезия и анестезия. Первый термин, как правило, обозначает локальную потерю ощущения, а второй - бессознательное состояние, побочным результатом которого является полная потеря чувствительности.

Данные феномены хорошо знакомы нам по телевизионным и прочим выступлениям гипнотизеров. Все мы знаем, что загипнотизированный человек может уколоться булавкой или обжечься сигаретой и ничего не почувствовать. Прикладное значение здесь очевидні, особенно в медицине, во времена, когда еще отсутствовали чадежные анестезирующие средства. И сейчас анестезия с помощью гипноза не потеряла своей актуальности, поскольку многие пациенты страдают аллергией на обезболивающие препараты или просто хотят избежать попадания лишней «химии» в свой организм. Перед внушении [ полной анестезии гипнотизер обычно проверяет восприимчивость клиента с помощью «перчаточной» (потеря чувствительности ограничивается ладонью) или «рукавной» (то же, но на всей руке целиком) анестезии. Способность не ощущать боль, вероятно, самый поразительный, а в медицинском контексте - и самый важный феномен, связанный с гипнозом. Я буду возврг - щаться к нему время от времени на протяжении книги.

Гипнотизер также может «обмануть» наши органы чувств и вызвать галлюцинации. Они бывают позитивными и негативными. Позитивная галлюцинация - когда субъект воспринимает то, чего нет, а негативная - когда не может воспринять то, что есть. Оба вида галлюцинаций очень легко индуцируются во время гипноза и, конечно, относятся к излюбленным номерам всех эстрадных гипнотизеров: «Вы держите в руках букет цветов. Почему бы не подарить его вон той девушке?» Иногда появление галлюцинаций связано с постпшнотическими внушениями. Терапевтической целью подобных галлюцинаций является вызов ТОЙ самой абреакции, о шіцающего эмоционального разряда, о котором я упоминал раньше. Предположим, пациент боится пауков; галлюцинации с их участием могут принудить его встать лицом к лицу со своим страхом и преодолеть его. В «Царстве нереального» Амброза Бирса (1890) загипнотизированные люди видят предметы и даже события, никогда не имевшие места. Несмотпя на то, что факт гипнотических галлюцинаций хорошо установлен, для их индукции необходимы команды со стороны оператора; они не могут возникнуть самопроизвольно ниоткуда, как это описывается в рассказе Бирса.

Различные психические явления

Наиболее важное психологическое изменение - настолько важное, что оно часто рассматривается как определение гипноза- это гиперсуггестивность. Поскольку спонтанных гипнотических феноменов очень мало, в основном они возникают лишь по команде гипнотизера, можно сказать, что большинство из них объясняется возросшей внушаемостью, суггестивностью.

Искажение восприятия времени. Наряду с каталепсией относится к спонтанным феноменам гипноза. Полчаса проходят, словно пять минут. Иногда искажение времени приводит к появлению способности выполнять сверхзадачи. В одном опыте женщина с успехом насчитала на кусте хлопка восемьсот шее тьдесят два шарика за три секунды. У нее даже хватило времени на проверку под листьями, чтобы не пропустить ни одного.

Сверхскоростное обучение и творчество. Эксперименты, произведенные за железным занавесом в Советской России, показали, что загипнотизированный человек может выучить от ста двадцати до стг пятидесяти иностранных слов в час. Учитель должен их произносить особым образом, меняя ласковый тон на командный голос, а успокаивающая музыка помогает создать благоприятствующий скоростному обучению фон. Однако более надежный способ улучшения обучения при помощи гипноза - это дать клиенту расслабиться и отодвинуть в сторону все тревоги и прочее, мешающее обучению. Именно так могут быть вскрыты дремлющие таланты. В настоящее время причина усиления іворческих способностей благодаря гипнозу не вполне ясна. В соответствии с одной из самых интересных теорий, предложенных психологом Пэтом Бовер- сом, предполагается, что гипноз задействует в мозгу нейронные сети, не подвластные сознательному контролю (отсюда та легкость и естественность, о которых часто говорят испытавшие гипноз). В этих сетях устанавливаются новые ассоциаці л а создание новых ассоциаций и является творческим процессом.

Спонтанная возрастная регрессия. Я уже упоминал возрастную регрессию в качестве одной из методик лечения, однако стоит отметить, что иногда она происходит спонтанно во время гипнотического транса. У Марселя Пруста вкус печені я «мадлен» немедленно вызывал воспоминания о прошлом. Точно так же и в ходе транса какое-нибудь ощущение может внезапно пробудить воспоминания детства, и испытуемый переживет их заново. Гипнотизер легко определяет, когда такое случается, потому что голос и фразы испытуемого начинаю: звучать по-детски.

Паранормальные явления. Оккультные исследователи, особенно в девятнадцатом столетии, связывали возникновение паранормальных явлений с тем, что индивид задействует в ходе гипноза некий другой уровень разума. Ст этого, как полагали, и случается телепатия, предскг зание будущего и ясновидение. В наши дни такое объяснение никого не устраивает. Если что-то подобное и случается, то, как правило, не в связи с гипнозом. Хотя если бы удалось показать,- а идея сама по себе не является абсурдной,- что гипноз повышает вероятность вхождения в рассредоточенное состояние, наподобие грез наяву, при котором по парапсихологическим исследованиям улучшаются пси-способности, то связь между гипнозом и паранормальными явлениями следовало бы пересмотреть и оценить по-новому.

Я должен кратко упомянуть здесь о пусковых механизмах психосоматического лечения и даже о контролировании органических функций, таких, как кровотечение, температура тела и слюновыделение. Это подлинно гипнотические явления, и они столь важны, что я собираюсь отложить рассказ о них до одиннадцатой главы, где подробно рассказывается о современной теории и практике гипнотерапии.

Гипермнезия и амнезия

Гипермнезией называют состояние, когда испытуемый воскрешает в памяти события, о которых в сознательном состоянии вспомнить не мог. О памяти я расскажу подробнее в восьмой главе, здесь же повторю только свое мнение о механизме явления. Как я уже говорил, гипноз снижает порог критического отношения. Фрагменты воспоминаний, которые обычно считались слишком неточными и не воспринимались всерьез, теперь могут проходить сквозь критический фильтр и приниматься на веру. Гипермнезия чрезвычайно неустойчива: вам или удается вспомнить то, что действительно было, или не удается, существует также вероятность принять ложное воспоминание за истинное.

Амнезия - другой известный феномен гипноза, который часто используется в литературе и кино. Однако, к несчастью для писателей, спонтанная амнезия - явление крайне редкое и, как правило, ограничивается теми людьми, которые могут входить в глубокий транс. Гораздо чаще амнезия возникает благодаря намеренным внушениям гипнолога, преследующего те или иные медицинские цели. В спонтанной же амнезии таинственного не больше, чем в забвении ночных снов: вы помните, что видели какой-то сон, но не можете представить его в словах и картинах. Одна девушка, у которой я брал интервью, быта загипнотизирована во время представления и проделывала очень необычные, но не унизительные действия вроде сворачивания в позу зародыша и тому подобное. Так вот, потом она почти ничего не помнила о происходившем, пока подруги не спросили: «Разве ты не помнишь, как делала то-то и то-то?» Ее рассказ, в смысле возвращения памяти, был похож на утреннее пробуждение после тяжелой попойки. Возникновение спонтанной амнезии иногда может объясняться тем, что чем глубже вы погружаетесь, тем с большей вероятностью сталкиваетесь с материалом, вытесненным в подсознание, с материалом, который ваше сознательное «Эго» отказывается воспринимать. Другой причиной может быть самовнушение, то есть некоторые люди верят в обычность амнезии и, таким образом, сами и вызывают ее у себя под гипнозом.

Постгипнотичєскиє внушения

Факт того, что человек может действовать согласно установкам, внушенным под гипнозом, когда сеанс уже закончился, поражает воображение. Все феномены, которые мы обсудилі можно вызвать и постгипнотически, особенно негативные и позитивные галлюцинации. Конечно, постгипнотичєскиє внушения популярны у эстрадных гипнотизеров, которые говорят испытуемым, что даже после пробуждения при слове «четверо» те буду г подпрыгивать в воздух и размахивать руками. Пусковое слово затем намеренно произносится. Хороший гипнотизер обычно внушает сразу нескольким субъектам разные действия в ответ на различные пусковые слова. В гипнотерапии клиенту, который хочет бросить курить, внушается, например, что вкус сигарет будет для него отвратительныг Часто отмечается, что выполняющие постгипнотическую команду люди находят, если, конечно, у них получается, оправдание своим действиям. Вот простейший пример: вам сказали почесать левую коленку, и вы) верены, что действительно чувствуете в ней зуд. В более сложных случаях, если вас, допустим, попросили открыть книгу на заданной странице и прочитать абзац, вы скажете, что старались, мол, найти отрывок, который особенно любите.

Надежность постгипнотических внушений не стопроцентная. Если человеку велят выполнить действие в определенное время, он может его вообще не выполнить, или выполнить в другое время, или у него возникнет только побуждение выполнить это действие. Человек всегда имеет выбор, подчиниться ему или нет. Однако чаще внушения все-таки действуют. Спорным является вопрос, впадает ли человек в некий транс при выполнении постгипнотического внушения (некоторые психологи, такие, как Ева Баньи, пользуются термином «возбуждеї ное состояние трансах»)? Гипнотические шоу вызывают порой законную тревогу: «А что если гипнотизер, который только что зозвратил жертву обратно на свое место с внедренным постгип- отическим внушением, случайно даст ей уйти из театра, не странив внушение?» Как долго может это длиться? Ведь кол- теги по работе немало удивятся, если при словах «Как насчет іанча в четверг?» кто-то начнет прыгать и размахивать руками! 1 осттипнотические внушения могут работать долгое время. Я;лышал об одном гипнотизере, который сказал своему пациенту другу: «Как только я дотронусь до твоего пальца, ть будешь мгновенно загипнотизирован». Четырнадцать лет спустя он случайно на вечеринке коснулся пальца того парня, и - раз! - голова человека откинулась на спинку кресла.

Некоторые психологи, такие, как Дж. Милн Брэмвелл, успешно ставили эксперименты, в которых испытуемые с очень небольшой погрешностью угадывали необходимый промежуток времени: «Через двадцать одну минуту вы сделаете то-то и то-то». Как отмечает Уильям Джеймс в «Многообразии религиозного опыта» (1902), эти эксперименты важны, ибо свидетельствуют о наличии у людей неординарных способностей. Есть, например, подсознательная часть нашего разума, которая может точно отсчитывать пройденное время. Очень многим людям знакомо переживание, когда они говорят себе перед сном: «Я должен проснуться в шесть часов ровно», и, не прибегая к помощи будильника, действительно встают вовремя

Скрытый наблюдатель

Я уже упоминал, что психологи, изучающие гипноз, при случае используют автоматическое письмо. Приведу один очень известный эксперимент. Профессор Эрнест Хилгард (Ernest Hilgard) из Стэнфордского университета был озадачен тем, что при использовании гипноза для обезболивания пациент сообщает об отсутствии боли, хотя обычные непроизвольные ин- дикаторь боли (такие, как КГР - кожно-гальваническая реакция16) свидетельствуют об обратном. Он индуцировал рукавную анестезию, в результате которой пациентка могла держать руку в резервуаре с ледяной водой. Он спросил ее, что она чувствует, и та ответила: «Ничего, никакой боли». Однако он также попросил ее с помощью другой руки информировать о появлении боли, ранжируя степень болевых ощущений по шкапе от одної ч. до десяти. Тощ? она, по-прежнему громко отрицая боль, начала писать серию возрас тающих цифр, показывающих усиление болевых ощущений, что естественно при погружении руки в ледяную воду. Отсюда и из некоторых других эксперимен тов Хилгард вывел существование в нас так называемого «скрытого наблюдателя. > - некой части нас самих, которая бодрствует даже во время перехода сознания в иное состояние. Скрытый наблюдатель не чувствует боли, но осознает ее, даже если боль заблокирована или скрывается за порогом амнезии.

Сам Хилгард всегда очень сдержанно отзывался о назначении скрытого наблюдателя. Он никогда не разрешал себе вслух произнести (на словах он все отрицал), что его эксперименты продемонстрировали существование более глубокой части нас самих, которая всегда бодрствует и которую мы можем иногда осознавать. На самом деле только половина испытуемых в его экспериментах выявляла скрытого наблюдателя, да и то если они относились к «высшим», то есть обладали высокой гипнабельно- стью. Он заключні, что по сравнению с другими людьми «высшие» более искусны в отстранении и потому с большей вероятностью могут ощутить присутствие скрытого наблюдателя.

Но экспериментальные данные и случаи из жизни указывают на то, что скрытый набтюдатель есть в каждом, и я сам придерживаюсь такого же мнения. Людям, пратс икующим медитацию Скрытый наблюдатель - аполитичный, безэмоцио- нагьпый, деловой... Скрытый наблюдатель - это часть меня. Есть «Я первый», «Я второй» и «Я третий». «Я первый» загипнотизирован, «Я второй» загипнотизи рован и наблюдает, «Я третий» действует, кс?да я пробужден... Скрытый наблюдатель осведомлен обо всем, что происходит; поле зрения у пего чуть уже, чем у «Я третьего», он словно спит и одновременно не спит, при этом полностью осознает ва:ии действия... Скрытый наблюдатель видит больше, задает больше вопросов, он все время в курсе происходящего, но искать контакта (с ним) совершенно излишне... Он как ангел-храни- телъ, оберегающий от действий, которые замарали бы вас... И пока кто-нибудь не скалсет мне вступить в контакт со скрытым наблюдателем, я не буду этого делать. Он просто там.

Иногда, особенно в критические моменты жизни, события оставляют на нас свой отпечаток. «Если бы я не пошел именно в этот детский сад, я бы никогда не встретил сестру Бобби, которая потом представила меня Марте, что привело к походу в Эксетер в тот день и встрече с женщиной, которой предстояло стать моей женой»,-что-то вроде этого. Похоже, существует скрытая часть каждого из нас, организующая наши поступки в масштабе всей жизни, не отвлекаясь на ежесекундные детали. И хотя Хилгард смог выявить скрытого наблюдателя только у половины своих пациентов, я думаю, что он есть у всех. Может быть, они чересчур привыкли к нему и не подозревали, что ищут что-то очень знакомое; или он слишком глубоко запрятан и обладает чрезвычайно тонкой организацией, чтобы его можно было так просто увидеть.

Предположение и предупреждение

При обзоре феноменов гипноза кое-что странное бросилось мне в глаза, и я отважился выдвинуть следующее предположение. Эксперименты Хилгарда по выявлению скрытого наблюдателя привели его к выводу, что метод гипнотического обезболивания не избавляет от боли на самом деле, а Прячет ее за «барьером, похожим на амнезию», как он его назвал. Это связывает воедино три главных феномена гипноза: скрытого наблюдателя, анестезию с анальгезией и амнезию. Пойдем дальше и свяжем анальгезию не только с амнезией, но и с каталепсией. Вы бы не смогли держать руки вытянутыми на уровне плеч в течение пятнадцати минут, если бы не сдерживали боль. Так в один узел увязываются сразу четыре гипнотических феномена.

Более того, есть основание полагать, что и искажения времени связаны с амнезией. Не говорят «время движется медленно», только - «время прошло медленно». Значит, только оглянувшие назад, вы можете оценить, быстро или медленно текло время Время сжимается, и полчаса проходят, как пять минут, лишь тогда, когда вы, оглядываясь на эти полчаса, припоминаете событий только на пять минут, забывая все остальное. В ходе гипноза этому дополнительно сіііл;обствует сужение фокуса вашего внимания, которое ограничивает количество переживаемых событий.

Я полагаю, что в феноменах гипноза можно обнаружить аналогию с «единой теорией поля» в физике. Необходимо выявить тот единственный феномен гипноза, который сможет объяснить сразу все уже имеющиеся. В настоящее время ставки, в основ ном, де іаются на способность диссои кировать или менять состояния сознания. Большине гво прочих феноменов гипноза можно подогнать под одну планку с помощью предположения, что вы переключаетесь с одного способа мышления на другой, более свободно оперирующий категориями образов и принципиально по-новому комбинирующий ранее возникшие мысли и идеи.

Однако если мы говорим подобным образом о феноменах гипноза, как субъективных, так и объективных, значит, мы признаем, что гипнотический транс - это весьма определенное, особенное, отличное от других, измененное состояние сознания (ИСС)17 со своими собственными признаками и симптомами. Данная идея в высшей степени противоречива. И хотя в истекшем столетии мало у кого вызывала сомнение связь между гипнозом и ИСС (и до сих пор есть люди, бездумно придерж* вающиеся такого мнения), последние 50-60 лет по этому и некоторым другим родственным вопросам ученые вели ожесточенные споры. Можно с уверенностью сказать, что в среде профессиональных психологов, наверное, нет ничего, что привело бы к появлению столь же контрастных и несовместимых точек зрения. Они спорят не только по поводу того, что представляет собой гипноз и с чем его едят, но даже и по поводу того, существует ли он вообще (некоторые предпочитают помещать слово в уст-

пашающие кавычки); они не могут прийти к единому мнению по доводу метода най іучшего измерения гипнабельности и необходимости поиска такого метода; они спорят о техниках введения и о том, чего и сколько можно достичь с помощью гипноза; они расходятся і том, можно ли отнести другие методики, такие, как акупунктуру, к гипнозу или нет. Доказать существование гипнотического транса настолько трудно, что маг Крескин (Жорж Кресге) предложил вознаграждение в сто тысяч долларов каждому, кто это сделает; и уже отбил на суде пар; весьма обнадеживавших притязаний. Боюсь, прочтение данной книги не поможет вам добиться награды, но, надеюсь, она убедит вас в том, что гипнотическое состояние действительно существует.

В начале (или почти в начале, в сущности, не важно) был, возможно... гипноз. «И погрузил Господь Бог человека в виепкий сон; и когда тот уснул, взял одно из ребер его...»,- читаем мы в книге Бытия (Быт. 2:21). Конечно, здесь нет ссылки на гипноз, и вообще не сказано, каким образом Господь Бог навел на человека сон, однако один или два писателя-энтузиаста цитировали данное место именно в русле гипнотизма А может; Бог использовал наркотические растешь, растущие в Эдеме? Но если бы цитата и относилась к гипнозу, то она означала бы одновременно и первое упоминание о хирурі ми. произведенной под гипнозом, поскольку спящий Адам был подвергнут крайне болезненной операции - сотворению женщины из запасного ребра!

Однако шутки в сторону! Стоит только взять книгу по гипнозу, как тут же, в первой главе или даже в первом параграфе мы читаем: «Гипнотизм - это старинное искусство, его секреты были известны древним египтянам и грекам и дошли до наших дней». Конечно, энтузиастам простительно желание придать своему любимому предмету ауру почитаемой античности, но, я надеюсь, истина имеет не меньше прав на существование, нежели такого рода фанатичная преданность. К сожалению, утверждения о древности гипнотизма никогда не подкрепляются сносками на соответствующие авторитетные источники. Нам придется взглянуть на все свежим взглядом, т. е. заново проверить тексты. Таковых совсем не много,

к тому же большинство из них весьма сомнительно. В целом, предыстория гипнотизма на Западе до появления Месмера очень слабо документирована и трудно воспроизводима.

Гипнотический транс.

Ликбез от Американского общества клинического гипноза.

Критика Милтона Эриксона. Позиция А. Веизенхоффера.

Так сложилось, что "эриксоновский гипноз" стал похож на метод Рейки лечения руками или прочистка чакр в медитации, потому что "учение Эриксона" не подвергается экспериментальной проверке. Нет даже самого главного статистики успешнех и не очень излечений как самого Милтона Эриксона, так и последователей. Нет клинических работ, где собран анализ применения "нового" метода терапии. Стоит задуматься, почему так, это же база любой научной теории? Или как часто бывает на русский еще не переведены многоие труды?!

Критика подхода Милтона Эриксона. Позиция А. Веизенхоффера (André Weitzenhoffer), который был одним из самых плодовитых исследователей в области гипноза во второй половине ХХ веке. Веизенхоффер является автором более 100 публикаций в период между 1949 и 2004 годах.

Полезно ознакомиться с позицией Веизенхоффера, тем более что, цитирую "...Кроме того, в нескольких случаях, когда М. Эриксон производил неформальную индукцию транса в присутствии А. Вейзенхоффера и других наблюдателей, возникали сомнения в реальном наличии транса. Эриксон в ряде случаев был склонен действовать при минимальном трансе либо при его отсутствии...".

"... В 1992 г. на конференции, посвященной эриксоновскому гипнозу и психотерапии, состоялось выступление одного из наиболее авторитетных старейшин американской гипнологии А. Веизенхоффера. Тема его доклада была «Эриксон и единство гипнотизма» . А. Вейзенхоффер ставит и положительно решает вопрос о целостности гипнотизма как научной дисциплины и практики. Вот его исходные позиции.

После смерти Милтона Эриксона в 1980 г. его ученики и последователи стали проводить резкие различия между «традиционным гипнозом» и «Эриксонианским гипнозом». Однако данные различия обосновываются предельно расплывчатыми доводами. Так, по утверждениям Япко (Yapko) :

  1. традиционные гипнологи верят, что обладают властью над пациентами; и что
  2. в традиционных руководствах указывают на невозможность загипнотизировать психотиков. А. Вейзенхоффер, являющийся автором руководств и прекрасно знающий североамериканскую гипнологию XX в., категорически отрицает первое утверждение, а второе подтверждает всего два автора из множества специалистов.

Эриксонианцы описывают традиционных гипнологов как авторитарных, контролирующих, доминантных, действующих согласно установленным правилам, формулам и сценариям, наподобие кулинарной книги в форме ограниченных во времени декламаций, слабо согласованных с индивидуальностью пациента. Гипнологи-клиницисты занимаются насильственным удалением симптомов согласно «медицинской модели». Традиционная гипнология использует суггестию только на основе формальной гипнотизации, за которой следует формальное углубление состояния гипноза и формальная же оценка глубины состояния. С позиции традиционной гипнологии существуют абсолютно негипнабельные субъекты. А. Вейзенхоффер отрицает все вышеперечисленные утверждения эриксонианцев в отношении авторитетных теоретиков и практиков американской гипнологии и отмечает, что подобные выводы нельзя обосновывать дискриминационными примерами из практики несостоятельных дилетантов. Кроме того, эриксонианцы практически не учли достижения европейских гипнологов.

До 1961 г., когда М. Эриксон начал оказывать реальное влияние на клиническое сообщество, гипнотизм в своем развитии прошел очерченные эволюционные фазы, инициированные в Европе трудами И. Бернгейма , обосновавшими общепринятую «доктрину суггестии». В Америке доктрина Бернгейма была воспринята после перевода его трудов на английский язык после 1895 г. А. Вейзенхоффер считает доктрину Бернгейма фундаментом гипнотизма XX столетия. Она включает следующие положения .

  1. Суггестия является ведущим агентом, определяющим все гипнотические феномены, включая гипноз, т. е. внушенный сон.
  2. Гипноз, как внушенный сон, есть разновидность сна.
  3. Гипноз не порождает суггестию, но усиливает ее.
  4. В целом любые состояния, усиливающие внушаемость, являются составляющими состояния гипноза.
  5. Гипноз, как состояние сна, характеризуется глубиной, и внушаемость проявляет последнюю.
  6. Внушаемость проявляется посредством целостного поведенческого класса признаков, которые могут быть отнесены к «автоматизмам» и являются по своей природе рефлексами.
  7. «Идеоматическое действие», являющееся рефлекторной трансформацией мысли в действие, есть ведущий автоматизм, лежащий в основе всех внушенных явлений.
  8. Все автоматизмы выражают «внутренний психизм», противостоящий «внешнему психизму», являющийся фокусом всего сознания, произвольных актов.
  9. Все гипнотическое поведение принадлежит к области нормального поведения, нормальной психологии.

Позже Ипполит Бернгейм отказался от рутинного сведения гипноза к внушенному сну и определял гипноз как индукцию специфического физического состояния, повышающего внушаемость к внушениям . Бернгейм предпринял несколько попыток дать определение внушения. Так, в 1886 г. он утверждал, что внушение есть напряженное влияние идеи, которая была внушена и воспринята умом . В 1903 г. он утверждал, что все идеи воспринимаются мозгом посредством внушений. Все внушения имеют тенденции становиться действиями, проявить себя .

Бернгейм не был первым, кто связывал явление гипноза с внушением. В числе его предшественников А. Вейзенхоффер называет Фариа, Брейда, Филипса. В концепции идеоматического действия в ответ на внушение Бернгейм также не оригинален. Его предшественниками являются Карпентер, Брейд, Шеврил.

И. Бернгейм понимал гипнотерапию как часть психотерапии и в процессе своей эволюции все меньше прибегал к использованию гипноза, предпочитая использовать внушение в бодрствовании. Сопоставляя концепцию И. Бернгейма с взглядами М. Эриксона, А. Вейзенхоффер определяет последнего как Бернгеймианца.

С 1970 г. М. Эриксон стал приобретать репутацию высокоэффективного гипнотерапевта, и с 1975 г. небольшая группа лиц, включая Хейли (Haley), Бендлера, Гриндера и Росси, ставших его последователями, приложила определенные усилия к выявлению того, что делало Эриксона столь эффективным. А. Вейзенхоффер отмечает, что подобные попытки предпринимались и ранее, в 1950 г. сам автор, Хейли и Б. Гортон (В. Gorton) эпизодически встречались с Эриксоном. На основе личных наблюдений А. Вейзенхоффер заявляет, что не верит в высочайшую эффективность Эриксона как гипнотерапевта в сравнении с иными, более известными в то время его коллегами.

По мнению А. Вейзенхоффера, уже в понимании гипнотерапии Бернгеймом и Брейдом нет ничего, что попадало бы под определение «традиционного подхода». Общее определение гипноза, данное Бернгеймом, позволяет перейти к натуралистическому его использованию. Возникает вопрос: почему же ведущие гипнотерапевты и исследователи применяли так называемый «традиционный гипноз», тогда как Эриксон единственный выбрал" противоположное направление?

Согласно А. Вейзенхофферу, те, кто пришел к подобным выводам, не приложили реальных усилий к практическому изучению рассматриемого вопроса. Более того, нет доказательств, что они изучали труды других гипнологов. В целом данные, на основе которых сделаны воды эриксонианцев, неубедительны. Любой, кто хотя бы непредвзято ознакомился с трудами Волберга (Wolberg) и Линдера (Under), убедился бы в том, что они далеки от «традиционного подхода». Гипнотерапевтические практики Ле Крона (LeCron), Сектера (Secter), Хершмана (Hershman), Астона (Aston) и Чика (Cheek) далеки от критериев «традиционной» гипнологии. Указания на то, что до 1961 г. в гипнотерапии коллег М. Эриксона присутствовали «традиционные» элементы, не подтверждаются. А. Вейзенхоффер дает иное объяснение появлению фундаментального представления о традиционном гипнозе. Основатели эриксонианства в большинстве своем формировались как психотерапевты (психологи) и оценивали клиническую гипнологию с позиции психологически ориентированной психотерапии. Однако базис клинического применения гипноза намного шире такового у психологически ориентированной психотерапии. В дополнение к психотерапевтам другие клинические специалисты и дантисты также широко используют гипнотизм. С позиции Эриксонианцев применение гипноза узкими специалистами представляется «традиционным». Использование «традиционных» черт не означает наличия соответствующего фундаментального подхода и философии. Подход всегда определяется целью и типом психотерапии.

Эти замечания в полной мере относятся и к так называемому стандартизованному подходу, выделяемому Япко и Гиллигеном , отличающими его от традиционного и эриксонианского подходов. А. Вейзенхоффер не видит оснований к выделению новой категории.

В целом А. Вейзенхоффер глубоко сомневается в правомерности применения стереотипа «традиционный гипноз». Напротив, подобно другим академически образованным своим современникам, адаптируя основные положения И. Бернгейма, М. Эриксон пошел по своему, возможно, самобытному пути применения феномена гипноза. В этом подобно своим коллегам он был движим своим восприятием природы психотерапии на основе исполняемых им ролей и идиосинкразии. Различные объяснения, данные Эриксоном, поддерживают представление о том, что он считал гипнотерапию методическим приложением к использованию собственного знания гипнотического феномена, к терапевтическим целям. Что же касается некоторых высказываний, приписываемых Эриксону его толкователями, то, считает А. Вейзенхоффер, они не являются подлинными, а представляют гипотезы его °авторсж. По предположению Финка (Fink) , Эриксон действовал на основании интуиции, что типично для всех успеш психотерапевтов.

Особенностью практики М. Эриксона было создание и использование техники замешательства для развития и использования гипнотического состояния. Он избегал использования формального наведения транса. Так же, как и для Бернгейма, для Эриксона со временем становилось все менее и менее значимо наличие гипнотического состояния для осуществления суггестии. Не исключено, что наблюдатели видели недирективную индукцию там, где ее не было. Кроме того, в нескольких случаях, когда М. Эриксон производил неформальную индукцию транса в присутствии А. Вейзенхоффера и других наблюдателей, возникали сомнения в реальном наличии транса. Эриксон в ряде случаев был склонен действовать при минимальном трансе либо при его отсутствии. Эриксон в большей степени был знатоком использования суггестии и ее эффектов, чем продуцирования гипнотического состояния. Многие его приемы, такие как двойная связь, рефрейминг, парадоксальная интервенция, утилизация, обладают универсальной применимостью, но не являются собственно гипнотическими. Отсутствие разграничений суггестии и гипноза приводит эриксонианцев к парадоксальным выводам. Так, Япко безосновательно утверждает, что все действующие коммуникации являются гипнозом.

А. Вейзенхоффер отмечает, что директивное удаление симптома суггестией есть не что иное, как одна из разновидностей гипнотерапии в ряду психоаналитических, поведенческих, Бернгеймианских, эриксонианских и иных. Данный прием не более «традиционен», чем иные. Не будет ли вернее оценивать реальную эффективность того или иного подхода?

А. Вейзенхоффер считает неубедительным утверждение о том, Эриксон внес что-либо фундаментальное, методологически новое в отношении в гипнотизму как таковому. Различия уровня «модуса операнди» определяют поверхностные, но не сущностные, фундаментальные расхождения. Эриксон, по его мнению, внес вклад как практик психотерапии, но не гипнотерапии. Все вышеизложенное, считает А. Вейзенхоффер, не принижает значение деятельности М. Эриксона. Его эффективность как психотерапевта могла быть очень реальна, но по другим причинам, чем приняты в эриксонианстве.

Список литературы

  1. Weitzenhoffer A. M. Erickson and the unity of hypnosis // Jerusalem Lectures on Hypnosis and Hypnotherapy. Hypnosis International Monographs Number 1. Munich, 1995. P. 1-16
  2. Yapko M. Trancework. Brunner & Mazel, 1990.
  3. Bernheim H. Hypnotisme, suggestion, psychotherapie avec considerations nouvelles sur I"hysterie. Paris: Doin, 1903.
  4. Bernheim H. De la suggestion. Paris: Albin Michel, 1916.
  5. Gilligan S. A River runs through it: The Relational Self in Psychotherapy // Munich Lectures on hypnosis and Hypnotherapy Hypnosis International Monographs Number 2, Munich. 1996. P. 195-210....".

© Материал взят из отдельный книги книги Тукаева "Механизмы и методы клинической гипнотерапии" (стр. 48-52). За сей редкий труд автор сайта выражет огромную благодарность Рашиту Джаудатовичу.

Российскими учеными изобретен прибор, который в ближайшем будущем позволит широко применять гипноз в медицине, легко отличая настоящего гипнолога от шарлатана. Состояние гипнотического транса исследуют физиологи. Цель -- поставить медицинский гипноз на поток. Реальностью станут и сеансы в сети интернет

Гипнозом можно лечить даже генетические болезни

Медицинский можно применять в самых разных случаях -- от лечения банального алкоголизма(см. или болезни Альцгеймера до обезболивания при операциях. Но самым перспективным направлением считается борьба с -- болезнями, вызываемыми неполадками в нервной системе: астмой, гипертонией, язвой, ожирением.

Пришедшего ко мне пациента, -- рассказывает сотрудник НИИ мозга РАМН ,--допустим, диабетика, я должен прежде всего удобно разместить -- так, чтобы все его мышцы могли расслабиться при вхождении в транс. Это может быть лежачая или сидячая поза, все равно. Чтобы ввести человека в состояние гипноза, есть стандартная словесная форма: «Почувствуйте тепло, расслабьтесь» и так далее.

Если в глубокой стадии гипноза пациенту внушить, что сахар в его крови нормальный, глюкотест покажет норму. По выходе из гипноза сахар долгое время будет нормальным, а курс гипнотерапии поможет либо вообще отказаться от медикаментозного понижения сахара, либо снизить дозировку в разы.

Измеритель погружения в транс

Несмотря на простоту метода, настоящих специалистов-гипнологов немного. В России, например, их всего человек тридцать. Причина в том, что врач должен уметь чувствовать пациента, корректировать свои слова. Конечно, этому можно научить, но минимальный талант все же требуется. Компенсировать недостаток опыта и чувствительности призвана уникальная разработка НИИ мозга -- . Этот простенький на вид приборчик безошибочно определяет глубину гипнотического погружения. Датчики, закрепленные на голове пациента, измеряют так называемую медленную электрическую активность мозга, и все данные выводятся на экран монитора.

Прибор показывает не только степень погружения в гипнотический транс, но и стабильность пребывания в нем, -- говорит Игорь Разыграев. -- Кроме того, прибор измеряет степень гипнотического транса не только у пациента, но и у психотерапевта, от чего также зависит успех лечения. И если у представителей одной и той же школы терапии разные показатели степени гипнабельности, становится понятно, почему у одного методика работает, а у другого нет.

Сейчас институт модернизирует нейроэнергометр, а в перспективе ученые рассчитывают создать шлем, совместимый с компьютером. Тогда врачи смогут проводить сеансы через интернет.

Учитывая процент высокогипнабельных людей, мы практически мгновенно сможем исцелить 10% человечества от самых разнообразных болезней, -- мечтает Разыграев.

Закисание мозга

Разработанный в России прибор может выполнить еще одну важную функцию: отличить гипнотизера-шарлатана от истинного гипнотерапевта.

Есть лечебный гипноз, а есть балаганный, -- говорит автор книги «Массовые сеансы исцеления» Борис Егоров, профессор кафедры медицинской психологии, психотерапии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования. -- Я практикую много лет, и ко мне периодически приходят люди с идеями замутить эдакую всероссийскую здравницу с сеансами массового гипноза. Но я знаю, что этого делать нельзя.

Кашпировщина в свое время способствовала развалу СССР, считает Егоров:

Идиоты, которые в те времена сидели в соответствующих креслах, не хотели знать очевидного: при массовых гипнотических сеансах 70% зрителей ничего не испытывают, 18% испытывают ухудшение, а улучшение наблюдается только у 12%. Но дело даже не в том, что улучшений мало, а в том, что ожидания 70% не оправданны, что неминуемо породит у них сначала фрустрацию (неудовлетворенность), а потом агрессию. А сеансы Кашпировского у нас смотрели от 180 до 200 миллионов человек.

Гипноз был и останется сугубо индивидуальным. Это не значит, что он останется «искусством», доступным лишь посвященным. Механизмы его действия на мозг сейчас изучены достаточно хорошо, поэтому и разрабатываются врачебные методики.

-- Хотя масса мозга составляет приблизительно 2% от массы тела, он расходует свыше 20% всей потребляемой организмом энергии, -- говорит завлабораторией возрастной физиологии мозга НИИ мозга Виталий Фокин. -- Какая часть мозга больше работает, та интенсивнее снабжается кровью. При различных патологических состояниях -- неврозах, наркомании, стрессе -- потребление кислорода снижается, а глюкозы в мозг поступает больше. Это приводит к развитию ацидоза -- PH мозга повышается, он как бы закисает. Продукты жизнедеятельности при этом не успевают удаляться. Гипноз же увеличивает локальный мозговой кровоток практически во всех отделах мозга. Параллельно с увеличением кровотока нарастает дельта-активность электроэнцефалограммы, энергетический обмен нормализуется.

Гипноз приводит кислотно-щелочной баланс в мозге в норму. Все метаболиты -- отходы жизнедеятельности, которые не успевали выводиться из испытывающего стресс мозга, начинают усиленно вымываться. Вот и секрет удивительных исцелений под гипнозом от самых тяжелых болезней.

Старение и нейродегенеративные болезни

Внушением под гипнозом в будущем можно будет снижать биологический возраст, -- утверждает Игорь Разыграев. -- То есть не допускать преждевременной дегенерации мозговой ткани, которая особенно сильно проявляется при хронических стрессах.

Мозг дегенерирует как раз под действием закисления, которое гипноз снимает. Нужно всего лишь расслабить замученного стрессами пациента. Есть даже указания на то, что тот же способ пригоден и для лечения болезней Альцгеймера и рассеянного склероза.

При стрессе, -- говорит старший научный сотрудник лаборатории возрастной физиологии мозга НИИ мозга Наталья Пономарева, -- повышается выброс возбуждающего медиатора глутамата, благодаря чему внутри нейронов мозга накапливается кальций. Структура нейронов деградирует, так возникает новый бич современной старости -- болезнь Альцгеймера. Задолго до развития болезни у людей, генетически к ней предрасположенных, увеличивается возбудимость мозговых структур и значительно снижается их устойчивость к стрессу, что сопровождается характерными нарушениями энергетического обмена. Следствие --хроническое закисление мозга, гибель нейронов.

Но не с этим ли закислением успешно справляется гипноз?

Ожирение и энурез

Мы проводили лечение 35 детей с ожирением выраженной степени, -- говорит завотделением московского Научного центра здоровья детей РАМН Игорь Брязгунов. -- В комплексном лечении (диета, двигательная активность) ведущее место занимала гипнотерапия. Интересно, что среди детей с ожирением число гипнабельных было довольно высоким -- 94,3%. Эффективность лечения, заключавшаяся в значительном снижении веса, наблюдалась у всех детей. Лечили мы с успехом и ночное недержание мочи -- с процентом выздоровления 91,7. Зачем травить людей лекарствами, когда есть гипноз?

Гипноз наиболее эффективен не тогда, когда поражаются органические структуры, а как раз тогда, когда организм вроде бы цел, но разлажен, -- не на это ли жалуется сегодня человечество, надеясь помочь себе то диетами, то биологическими добавками? В случае ожирения детям внушали безразличие к еде, в том числе к любимым блюдам, а также повышали у них интерес к подвижным играм. При энурезе «заводили внутренний будильник»: захотелось -- просыпайся.

Алкоголизм и наркомания

Наше существование -- это большой левополушарный перекос, -- говорит доцент кафедры наркологии и психотерапии Института повышения квалификации Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве РФ Валерий Овсянников. -- Правое полушарие гипнотично по своей природе. В норме оно запускается всякий раз, когда человек наслаждается красотой природы, слушает музыку, участвует в ритуалах. Для жителя же мегаполиса главное -- исключительно левое полушарие, с его помощью он анализирует, формирует мысли. В норме же, предусмотренной природой, каждое полушарие должно работать вполнакала. Такое равновесие называется интегрированным состоянием. Соответственно, нормальным состоянием эмоциональной сферы должны быть бестревожность и удовольствие. Это и происходит при гипнозе -- интеллектуальные функции не мешают творчеству и наслаждению. Именно поэтому каждый из нас всегда ищет гипноз и находит его в чем угодно -- кто-то медитирует, кто-то бегает трусцой. А кто-то пьет или колется.

Под влиянием наркотиков деятельность мозга значительно меняется. У 80% наркоманов в той или иной мере нарушен мозговой кровоток . Возникает повреждение мозга по типу ишемии. у наркоманов в 2--3 раза выше, чем у здоровых людей. Под влиянием гипноза этот уровень начинает снижаться. В зрительных областях коры усиливается энергетический обмен, связанный с возникновением зрительных образов. Результат: мозг начинает нормально работать и без «помощи» наркотиков.

Конечно, в случае с наркоманией один лишь гипноз недостаточен, -- считает Овсянников. -- Но он может существенно помочь. Что касается алкоголизма, то по нему данные, можно сказать, очень хорошие. Речь идет о том, чтобы заставить алкоголика не пить. Так вот, десять сеансов гипноза позволяют 40% алкоголиков в течение года не думать о возвращении к своему пристрастию. Поверьте, если какой-то «психотерапевт» хвастается более высокими результатами, -- это бравада.

Будущее: гипноанализ.

В будущем весьма эффективно должен проявить себя так называемый гипноанализ -- новый психотерапевтический метод, --говорит профессор Егоров. -- Это своеобразный гибрид гипноза и психоанализа, в процессе которого психоанализируемый субъект будет в гипнотическом трансе иссекать собственные травмы. Все эти методы требуют помимо квалификации гипнологов еще и добровольного согласия пациента -- только тогда гипноанализ будет эффективным.

Гипнотические техники на новом уровне приходят к тому, с чего все начиналось. Ведь психотерапия стала серьезно развиваться именно с гипносуггестивных методов. В конце XVIII века знаменитый Месмер и его ученики, несмотря на свои «флюидические» фантазии, первыми смогли доказать, что гипнозом у людей можно вызывать все измененные состояния сознания -- каталепсию, сомнамбулизм, галлюцинации, параличи, а можно и избавлять от них.

Майя КУЛИКОВА

Журнал "Огонек"
№14 (4893)
апрель 2005