Если ты не можешь изменить ситуацию измени свое отношение к ней. Если ты не можешь изменить ситуацию. Старайтесь больше общаться с позитивными людьми

21.10.2019

Когда вы в очередной раз столкнетесь с неприятной ситуацией, вспомните об этих советах – возможно, именно они помогут вам изменить ваше восприятие, и улучшить настроение.

Если вы не можете изменить ситуацию, в которой находитесь –
почему бы не изменить свое отношение к ней?

Настало время сосредоточиться на тех наших советах, которые люди используют реже всего. Когда вы думаете о счастье, порою вы думаете: «Да разве можно быть счастливым в той ситуации, в которой я сейчас нахожусь? Тем более, когда я ничего не могу с ней поделать». Но все далеко не всегда так, как вы думаете.

Да порою вы не властны над собственными жизненными обстоятельствами. Или почти не властны, или для того, чтобы их изменить, вам придется изменить что-то еще, к чему вы пока не готовы, но, несмотря на это, вы все-таки хотите стать счастливее. Например, вы пока что застряли на нелюбимой работе, или вам постоянно приходится иметь дело с человеком, заставляющим вам чувствовать себя неловко. Ну действительно, что вы можете с этим поделать?

Единственное, что вам остается в подобных ситуациях – изменить ваше восприятие ситуации, веру в нее, или же мнение о ней – и это непременно поможет вам изменить ваше к ней отношение.

Очень хорошо об этом сказал более 2000 лет назад древнегреческий философ Эпиктет: «Людей беспокоит не то, что с ними происходит, а те принципы и мнения, которые они формируют относительно происходящего. Когда на нас что-то давит, мы обеспокоены или опечалены, мы не должны обвинять в этом других, ибо повинны в этом сами, ведь источник всего этого – наши собственные принципы и мнения».

И знаете, что? Современная психология согласна с этим мудрым философом на все сто процентов! Американский психолог Альберт Эллис, прославившийся созданием поведенческой терапии рациональных эмоций, считает, что то, как человек реагирует на события, в основном определяется не самими событиями, а тем, какими они ему кажутся.

Ну а если вы не имеете ни малейшего понятия, как начать менять ваше восприятие происходящего, ниже вы найдете пять простых способов сделать это:

1. Признайте, что вы несчастны

Разве можно что-то изменить, если вы не признаетесь даже себе, что вам это нужно? Хватит желать, чтобы все было иначе, хватит мечтать о несбыточном, возьмите себя в руки и признайте существующее положение дел.

2. Признайте, что оптимизм – это сознательный выбор

Мы не рождаемся с позитивным или негативным взглядом на жизнь. Наш взгляд на жизнь – то, что мы сами вырабатываем в себе сами. Наш опыт и жизненные обстоятельства участвуют в этом, но лишь отчасти. Помните – редкая жизненная ситуация бывает полностью плохой или хорошей. Старайтесь найти даже в самой плохой жизненной ситуации несколько хороших моментов, а когда вы это сделаете – запишите их в блокнот, чтобы вы о них не забыли.

3. Используйте позитивные слова

Старайтесь как можно чаще говорить фразы вроде «Я надеюсь» или «Мы обязательно найдем решение». Слова, которые мы используем, напрямую влияют на наш взгляд на жизнь и эмоциональное состояние.

4. Старайтесь больше общаться с позитивными людьми

Постарайтесь окружить себя людьми, испускающими энергию позитива. Обращайте внимание на то, какие слова используют на протяжении дня окружающие вас люди. Вы удивитесь, насколько легко определить, положительно или отрицательное влияние оказывает на вас тот или иной человек.

5. Выберите для себя девиз, и повторяйте его каждое утро

Найдите для себя девиз или цитату, имеющую для вас какое-то особое значение, и повторяйте ее вслух каждое утро. К примеру, обычная фраза «Сегодня будет замечательный день» наполняет вас позитивом с самого утра – и, возможно, он продержится аж до вечера. Да, я знаю, это чем-то похоже на практики дзен-буддизма и слегка отдает мистицизмом, но это действительно простой и эффективный метод изменения вашего подсознания. Он пришел к нам из глубины веков, ничуть не растеряв своей эффективности, подтвержденной современными научными исследованиями.

Когда вы в очередной раз столкнетесь с неприятной ситуацией, вспомните об этих советах – возможно, именно они помогут вам изменить ваше восприятие, и улучшить настроение. Даже если не в ваших силах изменить ту или иную жизненную ситуацию, вы все равно можете выбрать, как на нее реагировать – и физически, и эмоционально. Со временем вы поймете, что стали куда позитивнее – а позитивным людям всегда живется намного проще. Впрочем, как и их друзьям и родственникам!

«Наша жизнь состоит не из событий,

а из нашего отношения к событиям»

Скилеф

В стародавние времена на одной скале в Тибете кто-то высек надпись: «Научились ли вы радоваться трудностям?». Давайте посмотрим, как можно обратить себе на пользу этот мудрый принцип.

Некоторые люди не замечают, что сами являются источником собственных проблем. В их головах господствуют идеи такого сорта: «у меня ничего не получится», «я не смогу», «это невозможно», «я, наверно, уродился таким неуверенным» и прочие. Конечно, такие негативные установки имеют причину, но они не имеют разумного основания, потому что, во-первых, никто не знает наверняка, что у нас получится, а что нет и где предел наших возможностей. Во-вторых, упаднические мысли формируют пораженческий настрой. У человека с таким настроем действительно ничего не получится, т.к. негативное мышление подавляет его потенциал.

Мы же с вами говорим о позитивном мышлении, которое раскрывает наши потенциальные возможности.

Всё, что угодно в этом мире с разных точек зрения может иметь и плюсы, и минусы. Даже в смерти человека можно найти плюсы: избавился от страданий, освободил должность, оставил наследство и сохранил много кислорода для потомков. Мир и так задает нам много вопросов, которые надо решать, и если мы вдобавок еще будем мотать себе нервы, то будем сами себе создавать дополнительные проблемы. Лучше быть себе другом, а не врагом. Для этого надо уметь смотреть на мир позитивно. В мире нет проблем, а существуют события. Или вопросы, которые следует решать. Вместо того, чтобы в событиях видеть одни лишь минусы и отдаваться своим привычным расстройствам, полезней к ним относиться философски — воспринимать их, как должное. А также замечать в них плюсы.

Если водитель не вписался в поворот и разбил автомобиль, то обычно он тут же придает событию статус проблемы — концентрируется на минусах и размышляет примерно так: «как всё ужасно! Несколько лет копил на машину — и вот тебе раз, — одним махом вдребезги! Мало того, что свою разбил, так еще и за чужую платить придется! Говорила мама мне, дураку, что надо застраховать машину и не надо лихачить!» и так далее. Человек занимается самобичеванием. Является ли такой подход к делу разумным? Ясно, что такой подход попросту глуп, т.к. он не решает вопрос, а убивает нервы и портит здоровье (как говорится, все болезни от нервов). Тем не менее, именно таким глупостям люди отдаются регулярно. Причем, добровольно. Как говорил мой друг Михайло Ломоносов, сначала вобьют себе в голову хрень, а потом жалуются, что голова раскалывается.

В данной ситуации умней поступит тот, который сумеет преодолеть свою естественную склонность к огорчению, посмотрит на событие с другой стороны и скажет себе: «ну что ж, надо решать проблему. А вообще-то, можно ли эту ситуацию назвать проблемой? Назову-ка ее лучше вопросом, который надо решить. Она (т.е., ситуация) делает меня сильней. Потеря материальных благ — это вообще-то ерунда. Главное, что обошлось без жертв, инвалидов и сам оказался невредим. Я получил полезный урок. Именно такие уроки делают меня более опытным и прозорливым, и теперь я застрахован от скользких поворотов». Можно в данной ситуации заметить и другие плюсы, например: не надо будет раскошеливаться на зимние шины, назрел повод купить новый автомобиль, а заодно сменить диванные пролежни на мышечный тонус, ведь появился стимул, чтобы активней шевелиться и т.д.

Именно умение смотреть на мир позитивно и действовать активно, вместо того, чтобы тратить силы в изнурительном плавании по болоту собственных огорчений, отличает победителей от аутсайдеров.

Умейте смотреть на мир позитивно. Хоть мир не всегда нас гладит, иногда шлепает, но и в подзатыльнике можно заметить полезную встряску. На худой конец, массаж головы. Во всяких минусах есть плюсы. Развод можно считать обретением свободы или необходимым шагом навстречу новому счастью (уверяю вас, что на свете есть много более достойных людей, чем бывшая вторая половина). Даже самый утомительный разговор может оказаться продуктивной беседой, а кризис — благоприятной возможностью. Если вы получили двойку на экзамене, то это повод набраться знаний, коих, как известно, много не бывает (между прочим, строгие и принципиальные преподаватели, которые заставляют студентов тщательно изучать науку, как правило, делают их более образованными, в отличие от добродушных лояльных педагогов, потакающих разгильдяйству). Ну, а если вас уволили с работы, то это явный признак того, что пора вам подниматься на более высокий уровень достатка — организовать собственное дело и давать работу другим людям.

Есть такое полезное правило жизни: не можешь изменить ситуацию, — измени отношение к ней. Как сказал Вольтер, «утешение можно найти и на турецких галерах» (на которых гребцов эксплуатировали столь нещадно, что они не выдерживали больше трех месяцев каторги и покидали этот лучший из миров).

Если с нами произошел нежелательный случай — аврал, потоп, девятый вал — то было бы глупо заниматься еще и самоедством, сокрушая свою нервную систему. Ведь дурное настроение прожорливо. Оно, как черная дыра, поглощает наши силы. Получается замкнутый круг: нежелательный случай вызывает огорчение, которое высасывает жизненную энергию, что вызывает еще больше огорчения, приводящего к язве желудка, которая, в свою очередь, огорчает еще больше и т.д. Чтобы разорвать этот порочный круг, надо справиться со своей естественной негативной реакцией на ранней стадии. Для этого сначала надо расслабиться — выспаться, послушать Бетховена, ну или хотя бы опрокинуть стопарь — кому, что ближе. Затем, когда эмоции отойдут, следует обратиться к разуму. Разум нам ответит, что всё в этом мире — пустяки, по сравнению с вечностью. Тогда вместо привычной нервотрепки мы сможем воспринять событие, как должное. А затем появится повод сконцентрироваться на положительной стороне события и сделать полезные выводы. Таким образом, даже самые скверные происшествия могут показаться нам забавными. А если мы хоть чуть-чуть научимся радоваться трудностям, к чему нас призывает из глубины веков тибетская надпись на скале, тогда черная дыра внутри нас превратится в звезду, энергия которой обратит в пепел любые проблемы.

"Наша жизнь состоит не из событий,
а из нашего отношения к событиям"

Скилеф

В стародавние времена на одной скале в Тибете кто-то высек надпись:

"Научились ли вы радоваться трудностям?" .

Давайте посмотрим, как можно обратить себе на пользу этот мудрый принцип.

Некоторые люди не замечают, что сами являются источником собственных проблем.

В их головах господствуют идеи такого сорта: "у меня ничего не получится", "я не смогу", "это невозможно", "я, наверно, уродился таким неуверенным" и прочие.

Конечно, такие негативные установки имеют причину, но они не имеют разумного основания, потому что, во-первых, никто не знает наверняка, что у него получится, а что нет и где предел его возможностей. Во-вторых, упаднические мысли формируют пораженческий настрой. У человека с таким настроем действительно ничего не получится, т.к. негативное мышление подавляет его потенциал.

Мы же с вами говорим о позитивном мышлении, которое раскрывает наши потенциальные возможности.

Всё, что угодно в этом мире с разных точек зрения может иметь и плюсы, и минусы. Даже в смерти человека можно найти плюсы: избавился от страданий, освободил должность, оставил наследство и сохранил много кислорода для потомков. Мир и так задает нам много вопросов, которые надо решать, и если мы вдобавок еще будем мотать себе нервы, то будем сами себе создавать дополнительные проблемы. Лучше быть себе другом, а не врагом. Для этого надо уметь смотреть на мир позитивно.

В мире нет проблем, а существуют события. Или вопросы, которые следует решать. Вместо того, чтобы в событиях видеть одни лишь минусы и отдаваться своим привычным расстройствам, полезней к ним относиться философски - воспринимать их, как должное. А также замечать в них плюсы.

Если водитель не вписался в поворот и разбил автомобиль, то обычно он тут же придает событию статус проблемы - концентрируется на минусах и размышляет примерно так: "как всё ужасно! Несколько лет копил на машину - и вот тебе раз, - одним махом вдребезги! Мало того, что свою разбил, так еще и за чужую платить придется! Говорила мама мне, дураку, что надо застраховать машину и не надо лихачить!" и так далее. Человек занимается самобичеванием.

Является ли такой подход к делу разумным? Ясно, что такой подход попросту глуп, т.к. он не решает вопрос, а убивает нервы и портит здоровье (как говорится, все болезни от нервов). Тем не менее, именно таким глупостям люди отдаются регулярно. Причем, добровольно. Как говорил мой друг Михайло Ломоносов, сначала вобьют себе в голову хрень, а потом жалуются, что голова раскалывается.

В данной ситуации умней поступит тот, который сумеет преодолеть свою естественную склонность к огорчению, посмотрит на событие с другой стороны и скажет себе: "ну что ж, надо решать проблему. А вообще-то, можно ли эту ситуацию назвать проблемой? Назову-ка ее лучше вопросом, который надо решить. Она (т.е., ситуация) делает меня сильней. Потеря материальных благ - это вообще-то ерунда. Главное, что обошлось без жертв, инвалидов и сам оказался невредим. Я получил полезный урок. Именно такие уроки делают меня более опытным и прозорливым, и теперь я застрахован от скользких поворотов".

Можно в данной ситуации заметить и другие плюсы, например: не надо будет раскошеливаться на зимние шины, назрел повод купить новый автомобиль, а заодно сменить диванные пролежни на мышечный тонус, ведь появился стимул, чтобы активней шевелиться и т.д.

Именно умение смотреть на мир позитивно и действовать активно, вместо того, чтобы тратить силы в изнурительном плавании по болоту собственных огорчений, отличает победителей от аутсайдеров.

Умейте смотреть на мир позитивно. Хоть мир не всегда нас гладит, иногда шлепает, но и в подзатыльнике можно заметить полезную встряску. На худой конец, массаж головы. Во всяких минусах есть плюсы. Развод можно считать обретением свободы или необходимым шагом навстречу новому счастью (уверяю вас, что на свете есть много более достойных людей, чем бывшая вторая половина). Даже самый утомительный разговор может оказаться продуктивной беседой, а кризис - благоприятной возможностью.

Если вы получили двойку на экзамене, то это повод набраться знаний, коих, как известно, много не бывает (между прочим, строгие и принципиальные преподаватели, которые заставляют студентов тщательно изучать науку, как правило, делают их более образованными, в отличие от добродушных лояльных педагогов, потакающих разгильдяйству).

Ну, а если вас уволили с работы, то это явный признак того, что пора вам подниматься на более высокий уровень достатка - организовать собственное дело и давать работу другим людям.

Есть такое полезное правило жизни: не можешь изменить ситуацию, - измени отношение к ней. Как сказал Вольтер, "утешение можно найти и на турецких галерах" (на которых гребцов эксплуатировали столь нещадно, что они не выдерживали больше трех месяцев каторги и покидали этот лучший из миров).

Если с нами произошел нежелательный случай - аврал, потоп, девятый вал - то было бы глупо заниматься еще и самоедством, сокрушая свою нервную систему. Ведь дурное настроение прожорливо. Оно, как черная дыра, поглощает наши силы. Получается замкнутый круг: нежелательный случай вызывает огорчение, которое высасывает жизненную энергию, что вызывает еще больше огорчения, приводящего к язве желудка, которая, в свою очередь, огорчает еще больше и т.д.

Чтобы разорвать этот порочный круг, надо справиться со своей естественной негативной реакцией на ранней стадии. Для этого сначала надо расслабиться - выспаться, послушать Бетховена, ну или хотя бы опрокинуть стопарь - кому, что ближе. Затем, когда эмоции отойдут, следует обратиться к разуму. Разум нам ответит, что всё в этом мире - пустяки, по сравнению с вечностью. Тогда вместо привычной нервотрепки мы сможем воспринять событие, как должное. А затем появится повод сконцентрироваться на положительной стороне события и сделать полезные выводы.

Таким образом, даже самые скверные происшествия могут показаться нам забавными. А если мы хоть чуть-чуть научимся радоваться трудностям, к чему нас призывает из глубины веков тибетская надпись на скале, тогда черная дыра внутри нас превратится в звезду, энергия которой обратит в пепел любые проблемы.

Феликс Кирсанов

Изменение жизни - это обычно результат очень конкретных действий, которые, в конечном счете, приводят к реорганизации жизни. Принято считать, что если нельзя что-то изменить, то нужно изменить к этому отношение. И в своей практике я периодически сталкиваюсь с запросом - "а можно сделать так, чтобы я стал(а) по-другому ко всему этому относиться - менять что-то я бы не хотел(а), но хочу большую удовлетворенность чувствовать".

Но тут есть сложность, поскольку одна из функций эмоций, как писал классик отечественной психологии А.Н. Леонтьев, - это оценка внешних обстоятельств в соответствии с тем, как они соотносятся с наиболее важными потребностями личности.

Это означает ровно следующее: если человек испытывает негативные эмоции в отношении какой-либо ситуации, значит эта ситуация отрицательно влияет на возможности этого человека удовлетворять свои наиболее значимые личностные потребности.

То есть, изменить исключительно эмоции невозможно, так же как нельзя испытать удовлетворенность без удовлетворения потребности (невозможно ощутить утоление жажды, пока не найдешь воду и т.д.)

Вернемся к фразе "если невозможно что-то изменить, то нужно изменить свое отношение к этому". В. Франкл впервые использовал ее в своей книге. Он сидел в концентрационном лагере и там писал свой знаменитый труд, ставший классическим в психологической литературе, - "Человек в поисках смысла". "У заключенного остается только одно - "последняя свобода человека", способность "выбрать свое отношение к данным ему обстоятельствам".

Важно, на мой взгляд, то, что просто так это отношение к внешним обстоятельствам или ситуации не меняется.

Этому предшествует изменение личности в целом. А изменения личности происходят редко и медленно, в то время как многие (родители, воспитатели, политические деятели, психологи...) тысячелетиями пытаются понять факторы им способствующие.

Мне близка точка зрения, что изменения личности не контролируемы извне (даже если допустить абсолютную познаваемость человека). Спор об этом состоялся между А.Н. Леонтьевым, утверждавшим, что в случае, если было бы возможно познать все закономерности психического, можно было полностью управлять формированием личности (мечта любого политического режима) и С.Л. Рубинштейном. Последний придерживался позиции, что любые внешние обстоятельства всегда действуют через внутренние условия, поэтому при совершенно одинаковом воздействии мы всегда получим множество уникальных личностей.

В любом случае, теоретические психологи и психотерапевты-клиницисты сходятся на том, что при работе с личностью человека, необходимо сформировать условия для потенциальных изменений.

Итак: то, что предшествует конкретным действиям и изменениям в жизни, это изменение динамики внутренних психических процессов. Наверное, в наибольшей степени это возможно через реальный опыт, опыт взаимодействия с другим человеком, миром или самим собой.

Данная статья посвящена одному из возможных, и в то же время необходимых, шагов к внутренним изменениям.

Этот шаг заключается в отказе от чувства защищенности, неуязвимости.

Существует два принципиально противоположных состояния сознания - состояние обучения и состояние безусловного знания. Дети очень легко меняются и подстраиваются к внешним условиям. Это легко объяснимо - иначе они бы просто не смогли адаптироваться в социуме. Они постоянно находятся в состоянии обучения и каждый день впитывают много нового. Такая позиция подразумевает некоторое унижение, чтобы учиться необходимо признать свою несостоятельность в чем-то.

Смотреть на себя с точки зрения своих слабых сторон (мыслить себя как человека "не знающего", "учащегося") предполагает состояние дискомфорта, неопределенности, неуверенности, зависимости. Оно может и вовсе избегаться во взрослом возрасте, поскольку всегда можно опереться на свои сильные стороны и воспользоваться уже проверенными средствами.

Например, вы много лет развивались в своей профессии и пришли на очередную конференцию/собрание коллег. Вы можете прийти туда как потенциально "учащийся", что подразумевает восприятие себя, в первую очередь, как человека нуждающегося в чем-то, чего у вас пока нет. Или вы можете прийти как "эксперт", не акцентироваться на своих нуждах и мыслить себя исключительно с точки зрения своих сильных сторон (вы уже знаете все, что нужно, и не готовы для новых исканий).

В последнем случае вы не получите чего-то нового и будете потенциально закрыты для трансформаций своей личности и соответственно жизни. С возрастом соблазн не входить в состояние потенциальной уязвимости, нужды в чем-то внешнем увеличивается. Обучение больше не является необходимостью для выживания в социуме и становится делом исключительно добровольным. Тем более, что с увеличением продолжительности жизни все чаще приходится учиться уже не у учителей старшего поколения, а своих же ровесников, что еще более "унизительно". Поскольку требует признания больших достижений другого в чем-либо и своего несовершенства.

Многие люди в какой-то момент просто закрываются для потенциальных изменений себя, преимущественно опираясь на уже накопленные опыт и знания. Но тогда становится невозможным или сильно замедляется личностное развитие, уменьшается спонтанность и креативность человека, появляется состояние подавленности, которое можно так часто увидеть на лицах пожилых людей.

Таким образом, состояние потенциальной уязвимости и открытости, для нового взгляда и впечатления, является необходимым шагом к возможным личностным изменениям, которые необходимы для реорганизации жизни. Мне близка точка зрения, что изменения, внутренние или внешние, в первую очередь возможны там, где есть выход из зоны комфорта - зоны уже изведанного, познанного, изученного и безопасного.

Если отойти от размышлений абстрактно-теоретических, то следует отметить, что люди сильно различаются по своей способности обучаться на собственном опыте. Например, в психотерапевтической практике я замечала, что кто-то способен открыть для себя что-то принципиально новое даже в самых простых повседневных непримечательных ситуациях. Другие же, наоборот, склонны воспринимать все происходящее, как само собой разумеющееся и ничего особенного не приносящее. Еще один вспомнившийся пример: проходил многодневный зарубежный интенсив по психологии. Обращало на себя внимание то, что некоторые участники довольно быстро начинали испытывать благодарность к учителям, лекторам и организаторам. Они же делились про то, сколько им уже удалось почерпнуть для себя и своей работы. Другие же участники были менее удовлетворены работой тех же учителей-организаторов-лекторов и гораздо реже отмечали, что смогли получить для себя что-то ценное.

Вне сомнения, учителя или другие деятели бывают талантливы в большей или меньшей степени, но идея этой статьи состоит в том, что умение получать во многом зависит и от самого человека. Поэтому возможность изменения себя можно рассматривать в контексте открытости неизведанному и желания искать-брать что-то новое от окружающих людей и текущих событий.