Что такое скорочтение: полезные советы и упражнения для развития скорости чтения. Скорочтение Больше чем скорочтение

30.06.2020

Одна из важнейших потребностей человека - это потребность в новых знаниях и самосовершенствовании. Поэтому люди учат иностранные языки, занимаются спортом, осваивают музыкальные инструменты. В основе развития каждого навыка лежит получение информации. От того, как быстро человек читает, зависит скорость его обучения чему-то новому.

Скорочтение - это невероятно полезное умение, для овладения которым не нужны особые таланты. Если у вас есть желание, упорство и немного времени, вы с лёгкостью сможете освоить скорочтение в домашних условиях.

Зачем читать быстро

Кому будет полезно развитие скорочтения? Ответ на этот вопрос предельно прост. Каждому, кто стремится к познанию нового, этот навык будет полезен. Узнав, как научиться скорочтению, и потратив несколько месяцев на то, чтобы освоить этот приём на практике, вы впоследствии сможете экономить огромное количество времени.

В свою очередь, медленное чтение не всегда оправданно. Большинство людей не дочитывают книги до конца именно по причине больших затрат времени. Также, читая медленно, велики шансы потерять интерес к сюжету и опять-таки забросить книгу, не дочитав.

Для некоторых специалистов чтение тематической литературы - это часть трудовых обязанностей, дающая возможность расти, развиваться и стать экспертом в своём деле. Для этих людей овладение техникой скорочтения - профессиональная необходимость.

Что такое скорочтение

Давайте определим, что же такое скорочтение и с какой скоростью при этом нужно читать.

Стандартной считается скорость восприятия 150-250 слов за одну минуту. При этом на страницу печатного текста тратится 1-3 минуты. Скорочтение подразумевает под собой овладение навыком читать от 500 до 3000 слов за то же время. Правда, в этом случае термин «читать» не совсем уместен. Скорочтение в сущности - это анализ текста и выбор главного. То есть некоторая часть информации просто игнорируется. Целью становится научиться делать акцент на тех предложениях и словосочетаниях, которые несут максимум смысла, а пропускать «воду», не влияющую на понимание сути.

Секрет великих людей

Удивительно, но техника скорочтения появилась ещё в Средние века и была знакома многим известным людям.

Например, Иосиф Сталин был владельцем огромной библиотеки. Чтение для него было ежедневным занятием. Читал он по пятьсот страниц текста за один раз, при этом любил выделять карандашами главные мысли.

Американский президент гордился тем, что владеет скорочтением. Для него не было проблемой прочитать за раз целую книгу.

Александр Сергеевич Пушкин читал очень быстро. Кроме того, нам известно о его Биографии он мог воспроизвести практически дословно наизусть со всеми значимыми датами.

Техникой скорочтения владели также Карл Маркс, Наполеон Бонапарт, Джон Кеннеди, Адольф Гитлер. Может, именно благодаря этому они достигали успехов в своём деле.

Когда метод скорочтения будет полезен

Если говорить о скоростном чтении, то нужно учитывать ещё один момент. Применяется этот метод в основном для чтения научной и технической литературы, отчётов, интернет-статей, новостных сводок в газетах, то есть того материала, который несёт новые знания.

Стихи и художественная литература предназначены для совсем других целей. В беллетристике мы не ищем ответы на поставленные вопросы, а просто наслаждаемся процессом чтения. Вся ценность художественных текстов заключается в их воздействии на эмоции, чувства человека и использовании его воображения. Читать такую литературу быстро возможно, но абсолютно бессмысленно.

Можно ли освоить скорочтение в домашних условиях

В наше время существует множество специализированных курсов, которые «за небольшие деньги» обещают научить каждого желающего читать со скоростью до 3000 слов в минуту. Обучающие занятия длятся от месяца до трёх. Но стоит ли тратить время и финансы на посещение таких курсов, если можно развить скорочтение в домашних условиях без каких-либо вложений? Такое самостоятельное обучение даже имеет свои преимущества:

  • Свободный выбор времени для занятий даёт возможность проводить обучение в те часы, когда оно будет наиболее удобным и плодотворным.
  • Методики обучения скорочтению и описания упражнений являются общедоступной информацией, которую можно найти в специальных пособиях, продающихся в любом книжном магазине.
  • Отсутствие отвлекающих факторов.
  • Возможность, выбирая длительность занятий, контролировать время обучения.

Кого-то может заинтересовать мнение людей, которые проходили курсы, чтобы освоить скорочтение. Отзывы об их эффективности не всегда положительные. Зачастую, чтобы достичь заметных результатов, по окончании требуется дополнительная самостоятельная практика. Но о самом навыке скорочтения отзываются только с похвалой. Ни один из тех, кто овладел данной способностью, не пожалел о потраченных времени и усилиях.

Учимся читать быстро. Что для этого надо?

Чтобы освоить скорочтение в домашних условиях, нужно ознакомиться с основными принципами этого навыка.

Первое правило - не «прыгать» во время чтения. Нужно проглядывать текст от начала до конца, не останавливаясь и не перечитывая непонятные фрагменты. Вот увидите, когда дочитаете до конца абзац или страницу, всё, что было неясным, станет понятным и без перечитывания.

Второе правило - выделяйте несколько слов-ключей в каждом из предложений. Необязательно читать всё предложение или абзац от начала до конца, важно уловить и запомнить только ключевые слова.

Третье правило - не отвлекаться. Скорочтение не даст никаких результатов, если вы не будете концентрироваться на том, что читаете. Чтец должен быть полностью погружён в процесс, ведь важно не только прочитать, но и зафиксировать в памяти полезную информацию.

Почему мы читаем медленно

Всем, кто задаётся вопросом, как развить скорочтение, будет полезно узнать, что же мешает нам читать быстро.

1. Чтение без разбора. Читая, мы обращаем внимание на всё подряд. Для знакомства с главной мыслью мы тратим столько же времени, как на чтение лирических отступлений, не несущих никакой смысловой нагрузки и не содержащих полезную информацию. Как уже говорилось, для экономии времени техника скорочтения подразумевает определение главной мысли и игнорирование «воды» в тексте.

2. Повторение прочитанного. У каждого из нас существует вредная привычка из детства - возвращаться взглядом к уже только что прочитанному предложению. Когда у ребёнка происходит формирование словарного запаса, такие повторения полезны. Но во взрослом возрасте мы делаем это просто по привычке.

3. Чтение про себя. Читая вслух, мы можем делать это быстрее или медленнее в зависимости от темпа чтения и дикции. Когда мы читаем про себя, наш мозг как бы ведёт монолог, «проговаривая» информацию, с которой мы знакомимся. Скорость восприятия текста не может быть выше, чем скорость этого внутреннего монолога. Поэтому, если вы решили освоить метод скорочтения, первым делом нужно "заглушить внутреннего диктора" и научиться воспринимать информацию, не проговаривая её про себя.

4. Поле зрения. Значительно тормозить процесс чтения может узкое поле зрения. Если человек имеет хорошо развитое боковое зрение, он использует его при восприятии текста, что отображается на скорости чтения. Для тех, кто желает освоить скорочтение самостоятельно, упражнения для расширения поля зрения являются обязательными.

5. Невнимательность может стать проблемой при любой скорости. Неумение концентрироваться на процессе чтения - это основная причина того, что информация не запоминается, в каком бы темпе вы ни читали. Методика скорочтения подразумевает параллельное развитие умения абстрагироваться от внешних раздражителей и сосредотачиваться на тексте.

Упражнения для увеличения скорости чтения

С чего же начать осваивать скорочтение? Упражнения - вот залог успеха. Регулярное выполнение несложных практических заданий способствует развитию качеств, необходимых для быстрого усваивания информации.

Устраняем внутреннюю речь

Ранее упоминалось, что внутренняя артикуляция - одна из основных причин низкой Существуют методы борьбы с ней:

  • Считать про себя от десяти до одного. Попытаться, не сбывшись со счёта, понять какой-либо текст.
  • Делать то же самое, но вместо счёта напевать песню, которую знаете наизусть.
  • Выстукивать любой ритм во время чтения.

Принцип такого упражнения в том, чтобы «занять своего внутреннего диктора» и научиться воспринимать текст без его участия.

Развиваем периферическое зрение

Если боковое зрение развито на должном уровне, человек может не тратить время, перемещаясь глазами по одной строчке слева направо, а охватывать её взглядом сразу. Такой способ чтения называется вертикальным. Более того, развив периферическое зрение, с одного взгляда можно прочитать целые абзацы или блоки текста.

На этом этапе в помощь придут На листе изображается квадрат, длина сторон которого составляет 20 см. Он делится на пять горизонтальных строк и пять вертикальных. Таким образом, мы получаем 25 ячеек, в каждую из которых вписываются числа от 1 до 25 в произвольном порядке. Готовый квадрат размещается на уровне глаз (расстояние 25-30 см).

Само упражнение заключается в том, чтобы, концентрируясь только на среднем квадрате, используя боковое зрение, найти расположение всех цифр от 1 до 25, а потом в обратном порядке.

Ещё одно упражнение, помогающее достичь той же цели, называется "Треугольник". Нужно выбрать текст и напечатать его таким образом, чтобы каждая строчка была шире предыдущей. Например, в первой строчке одно слово, во второй - два, в третьей - три и так далее. В итоге у нас получается треугольник, состоящий из текста. Читая его, двигайтесь взглядом только сверху вниз. Чтобы увидеть начало и конец длинных строчек, используйте боковое зрение.

Подобные упражнения можно выполнять и в повседневной жизни, не уделяя специального времени для занятий. Например, сидя на работе, сконцентрируйте взгляд на каком-то предмете и постарайтесь увидеть происходящее вокруг. Это одновременно будет и зарядкой для снятия напряжения с глаз, и эффективным методом без усилий развить боковое зрение.

Учимся догадываться

Скорочтение подразумевает выборочное восприятие текста. Чтобы в итоге вы получили целостную полезную информацию, необходимо учиться логике и догадке.

Чтобы выполнять упражнения этого блока, необходим помощник. Сразу нужно выбрать незнакомый текст и распечатать его. Ассистент чёрным маркером затемняет некоторые части текста, а вы, читая его, пытаетесь уловить смысл. Сначала можно выбирать простые тексты для чтения. Но со временем, чтобы тренировать навык, лучше останавливать свой выбор на незнакомых темах и абсолютно новой терминологии. Количество скрытого текста тоже постепенно должно увеличиваться.

Можно взять книгу и вертикальной полоской шириной в 5 см закрыть часть текста, после чего читать оставшуюся часть. Полоску со временем делать шире.

Стоит уделять выполнению этой практики один час 3-4 раза в неделю, и уже через месяц станет развиваться скорочтение. Упражнения по силам каждому, хотя в самом начале могут показаться сложными.

С какого возраста можно обучать скорочтению детей

Словарный запас ребёнка значительно меньше, чем у взрослого. При чтении он задумывается, осмысливает прочитанный материал и для этого тратит гораздо больше времени. Даже на слух быструю речь дети воспринимают значительно хуже. Поэтому учить детей скорочтению можно только после того, как они научатся полностью самостоятельно осмысливать прочитанный текст. Это происходит в возрасте приблизительно 14-15 лет.

Как видите, развить скорочтение в домашних условиях - не такая уж сложная задача. Читать со скоростью больше 500 слов в минуту способны не только супергерои, но и обычные люди. Попробуйте и вы научиться этому и на своём примере убедитесь в ценности такого навыка.

Чтение – это один из самых быстрых и древних способов получения накопленных че-ло-ве-чест-вом зна-ний. Вы читаете прямо сейчас! И это, казалось бы, обыденное явле-ние поистине уди-ви-тель-но. Из всех живущих на Земле существ возможность пе-ре-да-вать свои мыс-ли сквозь поколения есть только у людей. И это дает людям ко-лос-саль-ное эво-лю-цион-ное преимущество. Дело в том, что передать будущим по-ко-ле-ни-ям свой опыт на уровне генома можно только в отношении примитивных по-ве-ден-чес-ких реак-ций. Именно поэтому в эволюционном процессе усложнения ор-га-низ-мов вы-ра-бо-тал-ся ме-ха-низм обучения. Взрослые особи стали обучать молодняк . Но бла-го-да-ря воз-мож-нос-ти фик-си-ро-вать свои мысли в виде символов люди могут не-по-средст-вен-но учиться у великих. Вы можете читать Достоевского, Шопенгауэра, На-по-лео-на и дру-гих ве-ли-ких людей прошлого, а не только учиться жизни у ал-ка-шей и быд-ла с со-сед-не-го подъ-ез-да.

К сожалению, возможностью читать пользуются далеко не все. И это очень печально. Но это мож-но использовать! Чем меньше читают остальные, и чем больше читаете Вы, тем ве-ро-ят-нее, что имен-но Вы будете говорить остальным, что делать. Только не нужно про-во-дить пря-мой кор-ре-ля-ции. Это не единственный фактор! Но информация дает пре-иму-щест-во в кон-ку-рент-ной борьбе, а чтение – это и есть получение информации. И с каж-дым днем этой ин-фор-ма-ции становится все больше и больше. Если ещё в XVIII–XIX ве-ках че-ло-век, про-чи-тав-ший 300–350 книг, уже мог считаться интеллигентом, человеком вы-со-ко-об-ра-зо-ван-ным, то уже в XX ве-ке товарищ Сталин читал по 1 книге в день .

Именно всевозрастающие объемы информации вынуждают людей искать способы её бо-лее быс-тро-го по-лу-че-ния. Таким способом является скорочтение. Им пользовался один из са-мых из-вест-ных американских президентов Джон Кеннеди . Он настолько це-нил этот метод, что при нем даже отправляли членов администрации президента в пер-вую в ми-ре шко-лу скорочтения, основанную в 1958 году Эвелин Вуд. Хотя в таких за-ня-ти-ях нуж-да-ют-ся не все. Например, Максим Горький обладал способностью фе-но-ме-наль-но быс-тро читать без всяких спе-циа-ли-зи-ро-ван-ных школ. Но, если у Вас нет та-ко-го та-лан-та, это ещё не значит, что Вы не можете добиться таких же результатов тя-же-лым тру-дом. И вот именно то, насколько эффективно скорочтение, а так же то, как ему мож-но обу-чить-ся, мы и со-би-ра-ем-ся выяснить в этой статье.

Эффективно ли скорочтение?

Существует достаточно много различных методологических указаний по реализации тех-ни-ки ско-ро-чте-ния, но они все фокусируются на двух основных показателях: скорости и ус-вояе-мос-ти про-чи-тан-но-го. На самом деле, исследования показывают, что ско-ро-чте-ние – это ско-рее просматривание, нежели чтение , поэтому умение фо-ку-си-ро-вать вни-ма-ние, струк-ту-ри-ро-вать и запоминать ключевые моменты текста – это ключ к эф-фек-тив-но-му ис-поль-зо-ва-нию скорочтения . Конечно, если нужно вникнуть де-таль-но в на-пи-сан-ное, как в случае с учебным пособием, то тут ни о каком ско-ро-чте-нии не мо-жет быть и речи, тут скорее надо использовать «медленочтение». По-че-му? По-то-му, что ско-ро-чте-ние подразумевает опущение незначительных деталей .

Есть ряд школ скорочтения, которые утверждают обратное. Дескать, можно читать чуть ли ни ты-ся-чи слов в минуту, не упуская никаких деталей, но контролируемые ис-сле-до-ва-ния, к сожалению, не подтверждают этих утверждений . С другой стороны, ког-да че-ло-век читает немного быстрее обычного, то его понимание текста и объем за-по-ми-нае-мой ин-фор-ма-ции возрастает , и это обусловлено именно повышением вни-ма-ния чте-ца. По-это-му отвечая на поставленный в заголовке вопрос, можно сказать, что ско-ро-чте-ние эф-фек-тив-но до тех пор, пока способность человека концентрировать вни-ма-ние адек-ват-но его ско-рос-ти чтения. Именно поэтому вместе с тренировкой ско-рос-ти чте-ния не-об-хо-ди-мо тренировать и способность усваивать прочитанное.

Методология обучения скорочтению

Скорость: развитие этого качества лежит в области сосредоточения, фокуса зрения и вос-прия-тия. Со-сре-до-то-че-ние означает, что человек должен быть сфокусирован на чте-нии. С этой це-лью необходимо пальцем водить под строчками, чтобы глаза не раз-бе-га-лись по все-му листку. Фокус зрения определяет то, сколько слов одновременно ви-дит че-ло-век. Скорочтение подразумевает одновременное восприятие нескольких слов, как це-ло-го, как че-го--то монолитного. Точно так же, как человек не читает слова по сло-гам, мож-но на-учить-ся чи-тать не по словам. Именно в этом помогает последний пункт – вос-прия-тие. Не-льзя про-го-ва-ри-вать слова в голове! Чтобы всему этому нау-чить-ся, на-до про-бо-вать. Пытайтесь сначала захватывать по 2 слова, по-том по 3, по-том по 4, мож-но использовать таблицу Шульте, и кон-цент-ри-руй-тесь на том, что-бы не про-го-ва-ри-вать их про себя.

Усвояемость: это качество необходимо развивать отдельно от скорости, вернее па-рал-лель-но. С этой целью тренируются такие качества, как концентрация внимания и за-по-ми-на-ния. Кон-цент-ра-цию внимания можно тренировать очень разными способами, на-при-мер, вдум-чи-вой концентрацией на совершенно неинтересных предметах, таких как се-кунд-ная стрел-ка. Человек просто осознано следит за движением секундной стрел-ки по 5–10 ми-нут под-ряд, стараясь не отвлекаться на посторонние мысли. Для тре-ни-ров-ки за-по-ми-на-ния нуж-но учить-ся искать в тексте слова–триггеры, которые от-ра-жа-ют его ос-нов-ную суть, а по прочтению текста пересказывать себе, что Вы из него ус-вои-ли. Так же Вы мо-же-те использовать другие ме-то-до-ло-ги-чес-кие указания из книги Ба-ра-но-вой «Ско-ро-чте-ние. Для студентов, менеджеров и заядлых читателей». Их там мно-го и на лю-бой вкус!

Обычно курсы скорочтения уделяют много внимания механистическим упражнениям - расширением угла зрения, подавлению артикуляции. Я же решил добавить курс своими разработками, часть которых касается психологической возгонке перед чтением.

Я утверждаю, что каждый из взрослых людей обладает навыком скорочтения. Нужно лишь разбудить в себе нужный навык. Обратите внимание на тренинг, расположенный по это .

кеСреты бострыго щоглопения

Сгществует мноуо пут нмого птуей бсытро йанти нужную инофрмацию в инкге Вот нткоеорые из рпиемов

    Испьлозуй оглваление кинги жоМет быть удтсася арсзу йанти унжную галву

    Залгяни в кноец инкги жоМет быть там есть солварь и раюъяснязтся пенонятные солва

    гробеПись лгазами по репвой алгве или двевению оМжет быть эта нкига пвсоящена не той темкеати

Держу пари, что вы поняли смысл в написанной выше абракадабре. Я всего лишь переставил некоторые буквы местами и убрал знаки препинания.

Многие из занимающихся скоростным чтением воспринимают подобные тексты за фокусы - мол ни чего странного, можно читать текст и ладно. Я же вижу, что можно извлечь совершенно другой вывод - наш мозг постоянно ищет смысл в окружающей нас реальности. Мозг находит смысл буквально во всем. Он пытается найти смысл даже там, где его нет. Например, на вот этих , в игре теней, человеческий мозг обнаружил марсианских сфинксов, и остатки прежних цивилизаций.

Можно извлечь очень простой вывод из всего сказанного. Для того чтобы повысить скорость чтения в разы, нужно запрограммировать подсознание на поиск нужной информации и поставить четкую цель.

Другие способы, позволяющие здесь и сейчас увеличить скорость чтения, можно почерпнуть из видеокурса "Больше, чем скорочтение ". К курсу приложена книга посвященная скорочтению и активизации мышления, компьютерные тренинги, аудиокнига. В курсе содержатся видеотренинги, которые демонстрируют те упражнения, которые я пробовал на себе и могу рекомендовать другим.

Если вы знаете что искать,

то скорость поиска возрастает в десятки раз!

Фокус внимания (угол зрения) читателя меняется в зависимости от того, на сколько ему знаком текст. Чем больее знаком текст и понятна выполняемая задача, тем фокус внимания шире - и тем больше буквенной информации он может воспринимать за раз. Чем более поставленная задача незнакома, тем фокус зрения уже.

Если вы знаете что искать, то скорость поиска возрастает в десятки раз!

Если читатель хотя бы примерно представляет, что ищет, то скорость чтения технического текста растет в разы, потому что подсознание настраивается на поиск и помощь сознанию. Убедитесь в сказанном при помощи следующего флеш тренинга

Предустановка и восприятие текста

Один и тот же предмет может восприниматься как значимый, так и нейтральный, в зависимости от предустановки.

    Например, мы видим лохматого пса…. волкодава… добродушного…. но с белым оскалом…

    Или так: Вы смотрите романтический фильм о двух влюбленных, путешествующих на борту большого корабля… Титаника.

    Или вот: чтобы показать, что все, что случается в этой жизни – к лучшему, режиссер показывает клерка, 11 сентября 2001 г. опоздавшего на работу в офис, расположенный… в одной из башен- близнецов

Чувствуете, как значительно меняется характер восприятия в зависимости от предустановки и количества поступившей информации? Попробуйте понять, как происходит изменение картинки с мажорных тонов на минорные. Особенно хорошо это удаётся при чтении анекдотов или при просмотре смешных подписей к « воображалкам».

Поняв, как происходит переход в состояние «я в ударе», Вы потом сможете произвольно вызывать его.

Выписать слова на клочках бумаги. Загадать определенное слово. Перемешать бумажки. Попробовать за несколько сканирующих движений глаз найти нужное слово. Как только Вы найдете нужное слово, определите, как Вы нашли его! Запомните это состояние. Теперь, во время чтения с выстукиваемым ритмом, сознательно вызывайте состояние, в котором Вы пребывали в момент нахождения нужного слова.

Чтение – это процесс восприятия. Поменяв восприятие, человек меняет подход к информации. Получение идей – это тоже процесс восприятия. Восприятия окружающего мира и его возможностей.

Другие компьютерные программы на тему скорочтения:

  • Упражнение на расширение угла зрения - вращающиеся цифры
  • Тренинг на освоение навыка Скорочтения - Найди слово в тексте

Ответы на вопросы покупателям моих книг и курсов

Спасибо всем, кто купил мои книги. Спасибо написавшим мне письма с вопросами. Спасибо тем, кому мое творчество понравилось. Неожиданно для себя я узнал, что мои тексты имеют терапевтическое воздействие и помогают от хандры.

Сегодня я отвечу на ядовитые вопросы подписчиков. Итак:

Что скрывается за маркетинговыми названиями моих книг.

Конечно, к каждой книге придумываются свои завлекающие названия. Если книгу назвать "Простая трансовая техника", то будет не запланированный резонанс. Гораздо лучше ее назвать "Приведи мысли в порядок", потому что именно эта цель преследуется трансовыми техниками.

Почему я пишу на продажу?

Друзья, я долгое время не мог взяться за клавиатуру и продавать то, что написал. У меня не было внутренней уверенности в том что я пишу. После того, как я понял, что повторяю нескольким знакомым одно и то же, я осознал, что говорю это честно и значит могу описать в бумаге.

На жизнь я зарабатываю совершенно другими способами - я создаю Интернет проекты. Самосовершенствование и самонаблюдение - это мое хобби.

Потратив на рефлексию и самоанализ неделю я считаю, что получаю продукт гораздо более качественный, нежели бесплатные и не систематизированные тексты.

А слабо раздать бесплатно?

Нет, не слабо. Читайте не систематизированную информацию в рассылках и моем блоге. Разница небольшая - в том, что в бесплатно раздаваемых материалах информация не систематизируется.

Лучший способ ответить на вопрос слабо ли бесплатно - это написать самому и раздать бесплатно. Обычно, апонент сразу начинает говорить о том, что он не будет писать без денег.

Наерное большое бабло намыаешь?

Больших денег на книгах я не сделал. Как правило, тратится гораздо больше времени на подготовку книги, нежели получаемый доход. Например, книгу по 1С программированию я писал почти два месяца не вставая, взвешивая и перепроверяя. Гонорар равнялся 1/4 - 1/2 месячного дохода.

Так в чем же смысл?

Смысл терапевтический - когда я пишу, то рефлексирую и отражаю свой опыт, чтобы поставить точку на нем и перевернуть страницу жизни. Если кому то мое творчество нравится, чтож, это очень хорошо.

Как я определяю цену.

От фоноря и по тому, на сколько просто писалась книга. Если текст написан легко и быстро, значит и цена небольшая.

Как определяю темы для книжек.

Как только я понимаю, что повторил какую то мысль раз двадцать разным людям, то я начинаю понимать, что эта вещь интересует и других.

В чем разница между самоиздатом и работой с издательствами

В том, что при работе с издательствами я работал с литературными редакторами. Они преображали мои тексты. Спасибо им. При самоиздате результат получается гораздо быстрее.

Что я уже издавал.

2 бумажные книги по скорочтению. 2 бумажные книги по 1С которым я занимался 10 лет. Одна брошюра по местым маршрутам (самоиздат). Открытки с местными видами. Еще организовывал фотовыставки. Писал и продавал свои программы, СиДи.

Шестиминутный мультипликационный ролик включает тезисы, разработанные Питером Кампом. Эксперт советует перед чтением поставить временные ограничения, внимательно изучить содержание и обложку, понять структуру книги. Предлагает избавляться от внутреннего проговаривания: излишняя артикуляция замедляет скорость чтения до скорости обычной речи. Камп призывает учиться сосредоточению и не отвлекаться во время чтения на посторонние мысли.

Один из важных советов - необходимость развития периферийного зрения, позволяющего «захватывать» глазами целые слова, предложения и даже абзацы. Для тренировки навыка предлагает использовать таблицу Шульте – простой, но действенный тренажёр.

Важные правила чтения книг

В коротком ролике блогер чётко сформулировал основные правила скорочтения. Именно их соблюдала Анна Джонс, когда ей нужно было написать срочную рецензию на новую книгу о Гарри Поттере. Британка прочитала роман за 47 минут и показала феноменальную скорость – 4251 слово в минуту. Достаточно было сосредоточиться на чтении, правильно держать книгу и использовать метод «указка».

Проще всего сравнить скорочтение с употреблением пищи. Точно так же, как мы употребляем белки, жиры, углеводы и витамины, мы употребляем письменную информацию. Читая быстро, мы сокращаем «время обеда», но в некоторых случаях это не имеет смысла.

Кроме калорий и пищевой ценности, в еде есть множество других удовольствий. Мы же не пытаемся проглотить на скорость ресторанное блюдо, приготовленное шеф-поваром, оформленное по всем правилам на сервированном столе. Скоростное чтение художественной литературы выглядит так же странно, если вы, конечно, не студент филфака, которому нужно закачать в себя за семестр длинный список литературы.

Нужно в деловых целях, в учебных. Когда мы говорим «чтение» в этой статье, мы подразумеваем чтение учебной или деловой литературы, профессиональных текстов и новостей. Средняя скорость чтения обычного человека - около 800 знаков в минуту с учётом коэффициента запоминания. Насколько его можно увеличить?

Деловое скорочтение тоже бывает разным:

  • Аналитическое - самое сложное. Нужно освоить и понять новые парадигмы, принципы, подходы. Для этой информации ещё не сформирована структура усвоения, мы не знаем, как её использовать и как классифицировать. Это самое медленное чтение, потому что эту информацию нужно серьёзно обдумывать. Моя скорость - 3 100 знаков в минуту.
  • Ознакомительное - простое и понятное чтение. Система знаний по данному предмету в нашей голове уже есть, мы просто добавляем новые факты, понятия и точки зрения. Сюда же относятся все новости и истории. Быстрое чтение. Раза в полтора-два быстрее аналитического. Моя скорость - 4 800 знаков в минуту.
  • Поисковое - самое быстрое чтение. Поиск необходимой информации в большом массиве текста. Подходит для восстановления знаний в голове. Скоростное чтение, в 4–5 раз быстрее аналитического. Моя скорость - 14 000 знаков в минуту.

Преимущества вроде бы очевидны. Приведённая скорость - с учётом коэффициента запоминания. После каждого теста задаются вопросы, чтобы проверить, какая информация осталась в голове.

При этих объективных преимуществах скорочтения я встречаю «доказательства» того, что . К сожалению, эти утверждения пропагандируются людьми, которые или не владеют скорочтением, или попытались освоить, но не смогли. Классическая история: «Пастернака не читал, но осуждаю».

Что делать, чтобы полюбить скорочтение

Представьте себе дошкольника, который с умным видом утверждает, что чтение по слогам - гораздо более осознанный подход, нежели чтение по словам. Оно позволяет вдумчиво воспринимать каждое слово, слушать его звучание. Смешно? Вот так же выглядит человек, который доказывает, что медленное чтение по словам лучше скорочтения.

Конечно же, скорочтение не сработает, если вы научитесь просто поглощать текст. Чтобы быстро читать, одной способности быстро загружать текст в мозг недостаточно. Скорочтение - это комплекс навыков по обработке письменной информации. Что ещё нужно уметь, чтобы скорочтение стало для вас полезным и любимым инструментом?

Задавайте вопросы

Базовый навык, без которого вообще бесполезно читать. К чтению нужно готовиться. Если мы читаем без вопросов, то информации не за что зацепиться, она проходит мимо нас. Вопросы - это крючки, которые мы расставляем на пути информации. Наша задача - выловить смыслы. Благодаря вопросам мы погружаемся в чтение осознанно, фокусируемся не на процессе, а на цели.

Спросите себя: «Что я хочу найти в этой книге? Какие действия я собираюсь совершить после её прочтения? Что я хочу научиться делать по-другому? Чего мне не хватает?»

Тренируйте память

Количество информации, которая остаётся в голове, не зависит от скорости чтения. Поэтому странно звучит утверждение, что после скорочтения в голове оседает мало информации. Позволю спросить, а много ли мы запомнили из последней , прочитанной с обычной скоростью? Сможем ли мы пересказать её содержание или основные тезисы? Чтобы информация укладывалась в голове, нужно развивать память.

Есть сотни упражнений, которые помогают нам удерживать в голове новые знания. Есть механики, которые фиксируют новые слова, образы, данные.

Тренируйтесь, даже если не собираетесь осваивать скорочтение: сильная память всегда поможет в жизни. Сделайте своей привычкой упражнение «30 секунд»: научитесь формулировать ключевые мысли любого информационного обмена за 30 секунд.

Так ваше внимание будет всегда сосредоточено на том, чтобы запомнить важные смыслы и привязать их к существующей системе знаний.

Концентрируйтесь на тексте

Наши умственные способности на текущий момент имеют предел. Мы можем удержать в голове ограниченное количество мыслей. Обычно чтение замедляется, а запоминание снижается, потому что нас постоянно отвлекают посторонние мысли. Если мы научимся контролировать внешние раздражители и концентрироваться на тексте, то в голове останется гораздо больше информации.

Внимание рассеивается, когда нам или скучно, или тревожно. Чтобы сконцентрировать внимание, нужно выйти из этого состояния.

Остальные упражнения на концентрацию внимания можно легко найти в литературе и интернете.

Мыслите параллельно

У всех нас есть зачаточное двухканальное мышление. Мы можем разговаривать по телефону и размышлять, куда повернуть на перекрёстке. Можем строить планы на завтра и готовить обед. Но мы не развиваем эту способность, а ведь можем использовать её на полную катушку: одновременно читать и обдумывать текст с высокой скоростью. Если вы читаете быстро, но не успеваете обдумать, то, конечно же, теряете смысл написанного.

Со временем вы прокачаете второй канал мышления, и при чтении одной книги у вас появится возможность читать и обдумывать одновременно.

Возвращайтесь к прочитанному

Что делать, если информация слишком сложна для восприятия на ходу? Обычно мы останавливаемся и обдумываем непонятный текст. Такие остановки тормозят чтение в целом, потому что нужно каждый раз разгоняться с нулевой отметки. При этом нам всем знаком принцип тетриса, когда непрерывные действия становятся всё быстрее и быстрее. Как не терять ни скорость, ни информацию?

Для меня - это чтение с карандашом. Не нужно спотыкаться на каждой интересной мысли, а потом снова разгоняться. Достаточно отметить интересные места, требующие осмысления, на полях и вернуться к ним после «скоростного подхода».

Просеивайте текст книги через свои вопросы. Когда вы наткнётесь на ответы, которые нужно обдумать, просто отметьте их, не нужно обдумывать сразу. Перечитаете их потом - так вы затратите гораздо меньше времени.

Используйте полученную информацию

Это продолжение предыдущего правила. Подавляющее большинство читателей не возвращаются к прочитанному материалу, не используют его в жизни. Много читают, но мало делают. Таким людям скорочтение не поможет, пока они не изменят модель поведения.

Мало кто из нас превращает информацию в результат. Неважно, с какой скоростью была прочитана книга, статья или новость. Мы страдаем информационным ожирением: получаем информацию и не используем её, не превращаем в знания и действия. Похоже на человека, который поглощает сладкое и мучное, получает огромные энергетические дозы, а сам сидит на диване. Но ведь есть люди с высоким метаболизмом: хоть ночью съест шоколадку, а у него ничего нигде не отложится.

Как повысить информационный метаболизм? Нужно применять на практике цепочку трансформации информации. Чтение должно иметь смысл.

  • Информация, не ставшая знанием, не имеет смысла. Информацию в знания превращают вопросы, с этого правила мы начали.
  • Знание, не ставшее действием, не имеет смысла. Знание в действие превращает цель. Что мы хотим изменить с помощью информации, чего добиться?
  • Действие, не ставшее полезным результатом, не имеет смысла. Действие в результат превращает воля и дисциплина. Создавайте свои привычки.
  • Результат, не принёсший удовлетворения, не имеет смысла. Результат в удовлетворение превращают ценности. Соответствует ли полученный результат нашим внутренним ценностям?

Если есть потребность в конкретной информации, цели и ценности, тогда скорочтение - нужный и полезный навык. Если вы готовы перерабатывать и усваивать большое количество смыслов, значит, вам понадобится умение быстро читать.

Чтобы быстро читать, вам нужно уметь:

  1. Задавать вопросы.
  2. Запоминать.
  3. Сосредотачиваться.
  4. Мыслить параллельно.
  5. Возвращаться к прочитанному.
  6. Использовать информацию.