Графология – эта наука, которая позволяет, благодаря анализу почерка, узнать много информации о человека. Еще знания графологии можно использовать подобно детектору лжи, чтобы понять говорит человек правду или нет.
Благодаря многочисленным исследованиям и обобщению информации, специалистам удалось выделить наиболее часто встречаемые почерки.
Вариант почерка №1 и №2
Подобные почерки чаще всего встречаются у девочек подростков. Такие люди в жизни сосредоточены на себе и на своих чувствах. Они упрямые и эгоистичные, но это в основном связано с желанием достичь независимости. Еще авторы таких почерков переживают по поводу своей внешности и имиджа.
Вариант почерка №3
В графологии анализ этого почерка позволяет узнать, что его автор в жизни часто прячется за «масками». Еще таким людям характера расчетливость, поэтому они успешно манипулируют окружающими, причем незаметно для самих жертв. Авторы такого почерка живут с учетом стереотипов.
Вариант почерка №4
Такой почерк в основном присущ молодым женщинам. Они живут с постоянным чувством долга. Обладательницам такого почерка присуща крайняя критичность к себе, и они в любой ситуации готовы пойти на самопожертвование.
Вариант почерка №5
Графологический анализ почерка говорит о том, что это писала взрослая женщина. Такие люди испытывают и не умеют выражать собственную индивидуальность. Обладательница этого почерка напряжена и неспособна на спонтанные решения.
Вариант почерка №6
Анализ почерка указывает, что писал это эмоциональный человек, который старается всегда держать под контролем собственные эмоции. Ему характерна повышенная сдержанность и самокритичность. Для обладателя этого почерка очень важно почтение и признание окружающих.
Вариант почерка №7
Специалист графологии уверяет, что автор почерка – мужчина, который в жизни любит доминировать. Анализ характера по почерку позволяет узнать, что автор в жизни предпочитает быть победителем. Такие люди плохо ориентируются в быту и любят много разговаривать, при этом, не задумываясь, перебивают собеседника. Мужчина не думает о будущем, для него важно то, что происходит «здесь и сейчас» а еще ему свойственны перепады настроения.
Вариант почерка №8
Необычный почерк, который указывает на то, что его автор индивидуалист. Ему характерно чувство превосходства. В отношениях с другими людьми автор почерка проявляет нечувствительность. Он часто играет роль и старается выглядеть умнее в глазах других.
Определение понятия почерк ("манера письма"). Почерк - это фиксируемая в рукописи характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно-двигательном навыке система движений, с помощью которой выполняются условные графические знаки.
На формирование почерка огромное влияние оказывают различные факторы как субъективного, так и объективного плана. Субъективные присущи конкретной личности пишущего, а объективные зависят от внешних условий, в которых протекает процесс письма.
Графологический анализ рукописных текстов обычно проводится в рамках криминалистического исследования документов (лингвистическая экспертиза), при отборе кандидатов на определенные должности, а также является инструментом для самоанализа и/или выявления особенностей характера интересующих вас личностей.
Тест "Почерк, подпись, стиль письма и характер человека, его тип личности". Графологический анализ при приеме на работу (подборе сотрудников):
Инструкция.
Необходимо получить образец почерка (2-3 строчки), который будет анализироваться, написанный в спокойной обстановке на чистом нелинованном листе бумаги.
Анализ манеры письма предполагает внимательный разбор, анализ и последовательную фиксацию ответов (в виде таблицы, см ниже). По каждому пункту отмечается наличие (+) или отсутствие (-) того или иного признака.
Тестовый материал.
(расшифровка терминов, используемых в тестовом материале приведена в ключе)
I . Характеристика выработанности почерка
II . Структура почерка
III . Темп почерка
IV . Координация письма
V . Устойчивость почерка
VI . Степень выработанности почерка
VII . Структура движений
После заполнения таблицы необходимо систематизировать результаты, то есть выписать код полученных ответов. После нужно наложить «шаблон» психологических типов и сделать вывод. При наложении кода типа на сформировавшийся код необходимо искать больше соответствия. Максимальное несоответствие между типами (разница между количеством «+» одного и другого) составляет семь единиц.
Характеристика типов личности должна лечь в основу описания психологического портрета исследуемого. Заключительный вывод делают дифференцированно.
Коды типов
Тип личности |
Тип личности |
Тип личности |
|||||||||
Ключ к тесту.
Психологическое исследование почерка складывается из следующих этапов:
Подготовка к исследованию включает получение знаний по психологии и типологии личности, изучение и уяснение нижеприведенного теоретического материала по совокупности признаков, характеризующих письменно-речевой навык каждого лица.
Общая психодиагностика личности сводится к анализу общего вида манеры письма. При этом необходимо выделить тот или иной признак почерка и найти соответствующее ему качество личности.
Анализ полей
Анализ строк
Анализ наклона букв
Анализ величины и ширины почерка
Признаки делятся на общие и частные. Под общими признаками следует понимать отображенную в рукописи (письме) информацию об общих свойствах письменно-двигательного навыка, проявляющегося не в отдельных движениях, а в целостной системе письменных движений.Частные признаки характеризуют отдельные стороны письменно-двигательного навыка, проявляющегося при выполнении отдельных букв и сочетаний.
В точной психодиагностике личности по характерологическим признакам почерка следует руководствоваться общими и частными признаками.
В числе последних различают характеристики выработанности почерка: а) высокую; б) среднюю; в) низкую структуру почерка; пространственную ориентацию движений. При этом характеристики могут быть:Особенно важным характерологическим признаком в психодиагностике личности по почерку является степень его выработанность, то есть уровень овладения техникой письма. Выработанность почерка проявляется в способности пишущего выполнить текст быстрыми, координированными и устойчивыми движениями. Этот почерк характеризуется вариантностью, обеспечивающей его приспособление к изменяющимся условиям письма.
О быстром темпе письма свидетельствуют:
На медленное письмо указывают:
Под координацией понимается пространственная точность движений, проявляющаяся в правильном выполнении букв, их сочетаний и слов.
На низкую координацию указывают:
Показателем устойчивости почерка является повторяемость форм, размеров письменных знаков, особенностей размещения текста на бумаге, в том числе при различных условиях письма.
Почерки одной и той же степени выраженности могут различаться по строению. Если письменные знаки рукописи в основном соответствуют официальным прописям, почерк считается простым. Если же они отклоняются от официальных прописей, то, в зависимости от характера этих отклонений, почерк может быть либо усложненным, либо упрощенным. Последний формируется в результате преобладающего стремления пишущего к быстрому письму. Он характеризуется тенденцией к выпрямлению движений, сокращениям их протяженности, объема движений, приводящих к исчезновению мелких деталей, отдельных элементов.
Для усложненного почерка , мало приспособленного для быстрого письма, характерны: мелкие и точные движения при выполнении деталей и букв, их элементов и букв в целом, увеличение протяженности, количества движений.
Структура движений при письме рассматривается с точки зрения их формы, направления, протяженности, количества, последовательности, непрерывности, усилий.
Преобладающая в почерке форма движений может быть прямолинейно-угловатой, округлой, петлевой, дуговой.
По преобладающему направлению движений дугообразные почерки разделяются на правоокружные и левоокружные. Положение продольных осей букв указывает на прямой, правонаклонный, левонаклонный либо неустойчивый почерк.
По количеству букв , выполненных непрерывным движением, различают малую связанность почерка, среднюю и большую. В первом случае непрерывно выполняется до трех, во втором – до шести и в третьем – свыше шести букв.
В зависимости от высоты различают малые (если высота буквы не превышает 2 мм), средние (до 4 мм), большие (более 4 мм) буквы.
Разгон почерка выражает соотношение протяженности движений по горизонтали и вертикали при выполнении букв. Он будет считаться малым, если ширина букв менее половины их высоты или равна ей, и большим (а почерк размашистым), если ширина букв более их высоты. Промежуточные показатели характеризуют средний по разгону почерк.
К общим признакам пространственной ориентации (топографическим признакам) относятся привычные для данного лица особенности размещения на бумаге текста и его частей: наличие, размер, форма полей; размеры абзацных отступов и красных строк; интервалы между строками и словами; размещение заголовков, обращений, дат; направление и форма линии письма.
По сравнению с общими, частные признаки почерка более устойчивы. В частных признаках в большей мере проявляются индивидуальные особенности письменно-двигательного навыка, по характерологическим особенностям которого мы будем судить о наличии у данного лица тех или иных психологических свойств и качеств. В числе частных признаков почерка различают следующие характеристики движений при выполнении отдельных букв и их сочетаний:
Интерпретация теста.
Дифференциально-диагностические признаки типов личности
Сфера деятельности |
Тип личности |
||
Познавательная сфера деятельности |
|||
Источник информации |
Находит внутри себя, генерирует мысли (необязательно содержательно) |
Находит в общении с другими людьми |
Находит в практических действиях и результатах |
Тип решения возникающих проблем |
В письменных источниках |
В общении с другими людьми |
В организации своих мыслей и собеседников для решения своей проблемы |
Особенности мышления |
Преобладают строгая логика и доказательность |
Отсутствие строгой логики: опора зачастую на мнение других |
Строгая логика, ориентация на мнение других |
Особенности принятия решений |
Довольно трудно переубедить, изменить уже выработанную идею или мысль |
Собственная мыслительная концепция изменяется в пользу благополучия группы |
Принятое решение отстаивает до конца, даже если оно неверное |
Эмоциональная сфера деятельности |
|||
Эмоциональная потребность; динамичность и прогрессивность переживаний; внутреннее или внешнее проявление переживаний |
Уединение в тяжелую минуту: непредсказуемость, неровность, скрытность, сдержанность |
Общение с людьми в тяжелую минуту: ровность и предсказуемость, выразительность, открытость |
Деятельность в тяжелую минуту: средняя степень ровности и прогнозируемости, несдержанность |
Поведенческая сфера деятельности |
|||
ходьба |
Угловатость, неуклюжесть, вялость |
Плавность |
Энергичность |
поза |
Угловатость, вычурность |
Плавность |
Энергичность |
жестикуляция |
Отсутствие, сдержанность |
Расслабленность |
Уверенность в осанке |
мимика |
Слабость, бедность, высокий контроль |
Соответствие внутренним переживаниям |
Выразительность, артистичность |
Речь |
Замедленность, слабая выразительность, избегание шума |
Легкость, мягкость |
Резкость, четкость |
Приятно |
Планирование событий своей жизни заранее |
Свобода от обязательств |
Поведение по воле случая |
Внимание |
Внимателен, собран |
Может задуматься о чем-то и не видеть, что вокруг происходит |
|
Для успешной работы необходимо |
Четкая организация собственного труда |
Опыт работы |
Хорошие отношения, эмоциональный тонус тех, с кем вместе необходимо работать |
Начиная новую, неизвестную работу |
Изучает инструкцию |
Приступает сразу же к работе |
Может начать слишком много работ и потом с трудом их закончить |
Прерывать работу |
Не любит на середине |
Может на середине или в конце |
Может на середине или в конце |
В себе ценит |
Характер, волю, упорство |
Интеллект |
Воображение, способности |
Взаимоотношения чувства и разума |
Разум ставит выше чувства |
Разум и чувства играют значительную роль, |
Чувство выше разума |
При попадании в новую компанию |
Осторожное привыкание |
Наблюдение, включение |
Сразу включение |
Труднее переживать и исправлять ошибки |
В области отношений с людьми |
В обращении с техникой, документами |
|
В центре внимания большой компании чувствует себя |
Тяжело, возникает желание уйти в тень |
Хорошо, желание быть таким же, как и все |
Легко, непринужденно, желает выделиться |
Анализ стиля письма (смысловая составляющая).
Психодиагностика личности по характерологическим признакам письма.
Совокупность признаков, характеризующих письменно-речевой навык каждого лица, можно разбить на две большие группы: признаки речи и почерка.
Признаки письменной речи характеризуют смысловую сторону письма как разновидность речи. Признаки почерка характеризуют двигательно-начертательную сторону письменной речи, которая оценивается с точки зрения грамматики, лексики и стиля изложения.
При изучении стиля обращают внимание на последовательность, беспорядочность и лаконичность изложения; использование тех или иных синтаксических средств (использование простых, сложных, определительных или обстоятельных предложений, а также оборотов, слов, обращений; определение порядка слов в предложениях).
Люди имеют разный словарный запас и по-разному им пользуются. Каждому человеку свойственны специфические выражения, которые не употребляются другими. Анализируя особенности словарного запаса в письме, можно предположить те или иные особенности личности человека. В словарном запасе могут преобладать: 1) архаизмы; 2) неологизмы; 3) варваризмы; 4) диалектизмы; 5) профессионализмы; 6) жаргоны вульгарные;7) криминальный жаргон, патохарактерологические слова.
Приверженность к использованию слов из данной группы (например, патохарактерологических слов «сесть на иглу», «ловить глюки») будет указывать на социально-психологические особенности личности (в данном случае делаем вывод, что этот человек склонен к аддиктивному поведению).
Смысловая и двигательная стороны письменной речи находятся в неразрывном единстве. Это выражается в следующей зависимости:
определенному уровню грамотности соответствует определенный уровень координации движений;
особенности психического состояния влияют на двигательную сторону речи и отображаются в смысловой ее стороне;
Содержание письма является одним из основных источников информации об особенности личности исследуемого. Анализируя содержание письма, мы пытаемся установить, в каком состоянии человек его писал, зачем, кому, что хотел в нем передать, какие чувства испытывает к адресату и насколько они глубоки, каков круг вопросов и проблем, волнующих данного человека, и что, по его мнению, должно волновать других.
На основе анализа содержания письма можно сформулировать достаточно точную характеристику личности. Однако эффективен этот метод лишь при глубоком изучении письма исследуемого, объективности оценки по всем признакам, предложенной нами системы анализа.
Изучив внимательно письмо, определите, отвечает ли оно на представленные ниже утверждения, отмечая по каждому пункту наличие или отсутствие того или иного признака.
I. Грамматические ошибки:
1) общий уровень грамотности человека высокий; 2) хороший; 3) средний; 4) ниже среднего; 5) очень низкий.
II. Словарный запас:
1) высокий; 2) хороший; 3) средний; 4) ниже среднего; 5) очень низкий.
III. В словарном запасе есть:
1) архаизмы; 2) неологизмы; 3) варваризмы; 4) диалектизмы; 5) профессионализмы; 6) жаргоны вульгарные; 7) диленквентный жаргон; 8) криминальный жаргон; 9) патохарактерологические слова.
IV. Стиль написания: 1) все последовательно изложено; 2) беспорядочное изложение; 3) лаконичное; употребляется много простых (4), обстоятельных (5), определительных (6) предложений; 7) оборотов, слов и обращений; 8) порядок слов и предложений определен.
V. Зависимость смысловой и двигательной сторон: 1) высокому уровню знаний соответствует высокая координация движений; 2) хорошему уровню знаний соответствует хорошая координация движений; 3) среднему уровню грамотности соответствует средняя координация движений; 4) нижнесреднему уровню – нижнесредняя координация.
VI. Характеристика выработанности почерка: 1) высокая; 2) средняя; 3) низкая.
IX. Оценивая ситуацию,
XI. Описывая положение дел, ситуацию в письме, автор делает это: 1) эмоционально; 2) образно; 3) синтетически; 4) содержательно.
XIII. Смысл письма полностью не ясен, не сформулирован.
XIV. Смысл письма противоречив.
XV. Смысл письма творческий.
XVI. Смысл письма: 1) оптимистичен; 2) пессимистичен.
XVII. В письме встречается много: 1) добрых слов о ком-то; 2) слов чуткости о ком-то; 3) признаний честности кого-то, подчеркиваний этого; 4) застенчивых выражений, признаний; 5) честолюбивых высказываний; 6) самовлюбленных высказываний; 7) подчеркиваний своей гордости; 8) подчеркиваний своего упрямства; 9) подчеркивание своей воли; 10) требований к себе; 11) другим людям; 12) утверждений постановки собственных целей; 13) высказываний собственной решимости на что-то; 14) много «Я»; 15) высказываний о стесненности, малой свободе и невыносимом контроле; 16) желаний что-то исполнить; 17) утверждений своих принципов; 18) прямолинейных суждений; 19) обращений к долгу.
XVIII. В письме представлено: 1) описание стрессовых ситуаций; 2) неуверенности; 3) тревожность; 4) привязанность к близким; 5) привязанность к животным; 6) чувство прекрасного, возвышенного; 7) описание жизнелюбия; 8) изменения настроения; 9) сопереживания.
XIX. Автор письма показывает: 1) оценку себя; 2) пессимизм; 3) силу воли; 4) управление собой; 5) нерешительность; 6) неинициативность; 7) неуверенность в себе; 8) неустойчивость; 9) недисциплинированность личную; 10) недисциплинированность общую; 11) несистемность работы; 12) недоведение дела до конца; 13) несклонность к своей специальности; 14) негативное отношение к науке; 15) к своим обязанностям; 16) к своим начальникам; 17) к сослуживцам: 18) необщительность; 19) обидчивость; 20) что имеет много друзей; 21) одного друга; 22) признание себя побежденным; 23) высокомерие; 24) циничность; 25) неискренность; 26) впечатления, что «вышел из себя»; 27) что не сдержался; 28) неудовлетворенность собой; 29) жизнью.
Анализ подписи и его характеристика.
На что обращают внимание специалисты и на чем основываются выводы о характере человека при анализе различного вида подписей:
Направление. При расшифровке подписи обращают внимание на то, куда направлен её конец. Если конец направлен вверх, то человек по жизни оптимист, полон энергии, он с легкостью преодолевает трудности. Часто такие подписи имеют творческие личности. Если конец подписи направлен прямо, то личность сбалансирована и гармонична. При опущенном конце в подписи можно говорить о пессимизме, слабости веры и воли.
Длина. Анализ длины подписи может многое рассказать о характере человека. Длинная подпись говорит о любви к обстоятельности. Человек, как правило, усидчив и трудолюбив. Но есть и негативный момент – склонность придираться и поныть. Короткая подпись присуща людям с хорошей реакцией, способным быстро вникать в проблему и решать её. Но таким личностям иногда не хватает усидчивости и упорства.
Начало и конец подписи. Нужно мысленно поделить подпись пополам. Начало подписи характеризует, как человек подходит к делу, а вторая - как он их заканчивает. По сути, первая часть отвечает за интеллектуальный потенциал, а вторая – за практическое выполнение. Таким образом, расшифровка подписи позволяет отнести человека к теоретикам или к практикам. Если в первой части подписи много крупных букв, а вторая выражена слабо, что перед нами - чистый теоретик. Если крупными символами изобилует вторая часть, то человек больше любит решать практические задачи.
Размер букв. Многое о характере по подписи может рассказать величина букв. Если заглавная буква в подписи ярко выражена по отношению к другим буквам, то человек капризен и требователен. Чем больше заглавная буква приближается по размеру к остальным буквам подписи, тем скромнее человек. Вообще мелкие буквы говорят об экономности и конкретности их автора. Крупные же о наивности и доверчивости. Такие люди любят независимость и свободу действий.
Острота букв. Чем мягче характер человека, тем более округлые буквы свойственные его почерку. Вспыльчивые и даже агрессивные люди пишут угловатые знаки. Также углы в буквах говорят о критическом уме и упрямстве. Характер по подписи анализирую даже, исходя из того, какие буквы в какой части подписи преобладают: если в начале они округлые, а потом острые, то человек начинает строить отношения мягко, а заканчивает более жестко.
Связь между буквами. Если в подписи все буквы хорошо соединены между собой, то их автор – человек последовательный, с хорошим логическим мышлением, но несколько консервативный в своих взглядах. Умеренное количество разрывов говорит о гибком мышлении. Если буквы практически не соединены между собой, то человек непредсказуем в своих поступках, мечтателен и очень любит обращать на себя внимание окружающих.
Украшения. Существую виды подписей, которые изрядно украшены и приукрашены различными элементами: завитушками, петлями, ленточками. Такая черта говорит о любви человека многое приукрасить и в жизни. Авторы таких подписей очень любят хвалиться и преувеличивать свои достоинства. Но подобные элементы можно встретить и у творческих людей, обладающих большой фантазией.
Размах написания. Чем размашистее подпись, тем глобальнее мыслит её обладатель. Такие подписи имеют крупные руководители и общественные деятели. Компактная подпись присуща личностям, ориентированным на исполнительскую работу.
Расстояние между буквами. Чем больше расстояние между буквами в подписи, тем щедрее её обладатель. Огромные промежутки выдадут транжиру. Соответственно, чем плотнее прилегают буквы, тем экономнее и даже скупее автор.
Нажим. При расшифровке подписи обращают внимание на нажим. Сильный нажим имеют экстраверты, слабый- интроверты. Последние более сосредоточены на собственном мире и меньше участвуют в общественной жизни. Слишком сильный, ярко выраженный нажим характеризует человека, как любителя чувственных наслаждений и материального благополучия.
Подчеркивания и хвосты. Часто в подписи можно увидеть всякого рода подчеркивания. Если человек подчеркивает подпись снизу, то он самолюбив и обеспокоен мнением окружающих о себе. Если линия накрывает подпись сверху, то автор слишком горд и тщеславен. Хвосты в подписи говорят о нетерпимости человека к критике и советам. Иногда хвост перечеркивает всю подпись – это признак недовольства человека собой, его самокритичности.
Вертикальные линии. Некоторые виды подписей содержат в себе элементы, напоминающие вертикальные линии. Если такие элементы расположены в начале подписи, то её автор имеет очень слабую фантазию и творческое начало. Вертикальные элементы в середине расскажут о неторопливости в выполнении поставленных задач, такие люди долго раскачиваются. Вертикаль в конце подписи – проблемы с завершением начатых дел.
Петли. О характере человека по подписи расскажут петли. Скрытный человек обводит свою подпись большой петлей. Такие люди не любят подчиняться и всегда себе на уме.
Точка в подписи. Наличие точки в подписи говорит о дисциплинированности личности. Точка в начале показывает, что человек хорошо готовиться к любому делу, в конце – завершает его при любых условиях.
Иностранные буквы в подписи. Если человек использует в подписи иностранные буквы, то он или поклонник всего иностранного, или желает прослыть оригиналом, или слишком независим.
Наклон. Прямая подпись, без ярко выраженного наклона говорит о самообладании автора. Наклон вправо – показатель гармонии и баланса, ярко выраженный наклон влево говорит о своенравности, упрямстве и неискренности обладателя.
Наличие нескольких подписей . Если один и тот же человек имеет несколько видов подписей, и они сильно отличаются друг от друга, то автор ведет избирательную политику: одним он показывает себя с одной стороны, другим – совершенно с другой. Зачастую мнение окружающих о таком человек диаметрально расходятся.
Цифры в подписи. Наличие цифр в подписи говорит о том, что человек очень недоверчив и мнителен.
Анализ почерка при подборе сотрудников.
Учитывая возможности графологии, естественно, что этот инструмент широко применяется при подборе кандидатов на должности. В Европе и США графологическую экспертизу проходят практически все кандидаты на финансовые должности. И если графолог выносит вердикт, что человек имеет ярко выраженную склонность к обману, то кандидату, скорее всего, откажут.
В качестве примера рассмотрим несколько должностей и анализ почерка претендентов:
Директор компании. Человек, претендующий на данную должность, обязан обладать инициативностью, творчеством, способностью к синтезу и анализу, ответственностью, авторитетом и т.д. Данным характеристикам соответствует следующий тип почерка: текст должен хорошо читаться, широкие буквы (зачастую высота меньше, чем ширина), разный размер у написанных букв, правильное соотношение между углами и закруглениями, строка прямая или чуть поднимается вверх.
Топ менеджер. Данная личность должна быть выдержанной, коммуникабельной, с высоким самоконтролем, дипломатичностью. Соответственно анализ почерка следующий: аккуратное написание с декоративными элементами, буквы наклонены вправо, буквы среднего размера и немного округлены.
Руководитель по связям с общественностью (руководитель PR отдела ). Человек должен обладать хладнокровием, креативностью, смелостью, высоким интеллектом. Соответственно, графологический анализ почерка соответствует следующему описанию: темп письма быстрый, линии строк прямые или приподняты вверх, нет украшающих элементов, буквы между собой четко связаны, почерк широкий. Подпись такого человека обычно заканчивается горизонтальным штрихом.
Финансист. Финансовый работник должен иметь способность быстро концентрироваться, иметь живой ум и устойчивость к психическим и физическим нагрузкам, отличную память. Анализ почерка: буквы крупные, сам почерк плавный и округлый, расстояние между отдельными словами большое, почерк хорошо читается, нажим выше среднего.
Инженер. Кандидат на данную должность обязан обладать живым умом и хорошими навыками, быстрой реакцией и предприимчивостью. Почерк инженера имеет округлые буквы неодинакового размера с элементами угловатости, расстояние между словами большое, буквы широко поставлены.
Хозяйственный работник. Человек должен иметь сообразительность, здравый смысл, уметь наводить порядок в делах. Соответственно почерк у такого кандидата аккуратный, темп письма быстрый, наличие дополнительный элементов в виде петель.
Неформальный вариант теста для диагностики по почерку:
Выберите наиболее подходящий к образцу письма вариант ответа.
1. Размеры букв.
Не больше 2 - 3 миллиметров. 3 балла
4 - 5 миллиметров. 7 баллов
6 - 7 миллиметров. 17 баллов
Более 7 миллиметров. 20 баллов
2. Наклон букв.
Сильный влево. 2 балла
Очень легкий влево. 5 баллов
Без наклона. 10 баллов
Очень легкий вправо. 6 баллов
Сильный вправо. 14 баллов
3. Очертания букв.
Округлые. 9 баллов
Трудно определить. 10 баллов
Угловатые. 19 баллов
4. Расположение строки относительно верхнего края бумаги.
Расположена параллельно верхнему краю. 12 баллов
Строка смещается вверх. 16 баллов
Строка смещается вниз. 1 балл
5. Сила нажима на карандаш.
Легкая. 8 баллов
Средняя. 15 баллов
Сильная. 21 балл
6.Характер написания букв.
Слитное написание букв. 11 баллов
Раздельное написание букв. 18 баллов
7. Общая оценка написания букв.
Все слова легко читаются, почерк аккуратный. 13 баллов
Почерк аккуратный, но некоторые слова читаются с трудом. 9 баллов
Почерк неразборчивый. 4 балла
Подсчитайте ваши баллы. Чтобы добиться большей точности, проведите тестирование несколько раз в день. После этого суммируйте все баллы и разделите на количество тестирований.
от 38 до 51 баллов
Люди, обладающие подобным почерком, болезненно воспринимают неудачи. Нередко попадают под чужое влияние. У таких людей наблюдается повышенная склонность к принятию спиртных напитков, к наркозависимости. К этой же группе относятся фанаты компьютерных игр и футбольные болельщики.
от 52 до 63 баллов
Люди из этой группы, как правило, не обладают выраженной силой воли, они робкие, часто растерянные в критических ситуациях. По многим вопросам проявляют пассивность. Они еще не успели осознать себя как личность. Уходят в свои мечты, которые редко воплощаются в жизнь.
от 64 до 75 баллов
Подобные люди скромны, обладают мягким характером, уважают мнение окружающих. Вследствие их природной доверчивости их легко обмануть искушенному человеку. Такие люди легко внушаемы. Заниженная самооценка приводит к тому, что они часто подстраиваются под других людей, забывая про собственное Я. В критических ситуациях пытаются бороться, но часто пасуют перед хамством. К этой группе также относятся цветоводы, голубятники, уличные торговцы мелким товаром.
от 76 до 87 баллов
Люди, обладающие подобным почерком, чистосердечны, открыты, прямолинейны. Всегда отстаивают свою точку зрения, но с терпимостью относятся и к чужой. Считают предательство - худшей чертой человека и никогда его не прощают. Зато с друзьями преданы, пойдут ради них в огонь и в воду. Способны на поступок ради высшей цели. Такие почерки были выявлены у работников правоохранительных органов, служащих страховых компаний и, как ни странно, у киноактеров.
от 88 до 98 баллов
Наиболее распространенная категория. Люди этой группы порядочны, не способны на обман, обладают уравновешенным характером, выдержкой. В критических ситуациях отважны, настроены на победу. У них в голове всегда много планов, не многим из которых, правда, суждено осуществится. Сообразительны, ко всему относятся с юмором. Это люди, выросшие в крепких семьях со здоровой семейной атмосферой.
от 99 до 109 баллов
Люди этой группы - независимы в суждениях и поступках. У них на все есть собственное мнение. Они обладают цепким умом и хорошей памятью. В некоторых ситуациях способны вести себя вздорно. Любят все прекрасное, нередко сами посвящают себя творчеству. Такой почерк бывает у журналистов, музыкантов, руководящих работников, менеджеров.
от 110 до 121 баллов
Подобные люди властны, требуют подчинения собственным желаниям и капризам. Любую критику в свой адрес воспринимают как посягательство на права собственности и не прощают. С дисциплиной здесь тоже проблемы, они часто дают людям понять, что уже делают вам одолжение просто общаясь с вами. В эту группу также попали вышибалы ночных баров и швейцары периферийных гостиниц.
№1 и №2 . Типичные почерки девушек-подростков. Тенденция левонаклонности в сочетании с округлостью, связанностью и стилизованностью. Небольшой разброс высоты, сосредоточенность на центре форм. Преобладание движений «вовнутрь». Контроль формы за счет потери в скорости.
Авторы почерков - сосредоточенные на себе и своих субъективных чувствах личности. Им присуще принятие решений и поведение - в соответствие скорее с чувствами, нежели с рациональностью. Также - чувство протеста, в том числе - родительскому влиянию. Со стороны такие девочки кажутся упрямыми или эгоистичными, тогда как на самом деле - это лишь их попытка добиться автономности, самостоятельности, взрослости и отмежеваться от опеки и влияния родителей, все еще воспринимающих свою дочь как ребенка. Также - характерна озабоченность своим имиджем, внешностью, статусом среди себе равных. Несмотря на демонстрацию протеста и независимости, девочки на самом деле именно очень зависимы и чувствительны к мнению о них окружающих, их осуждению, они остро нуждаются в одобрении взрослых.
В почерке №2 - описанные временные подростковые явления начинают уже проходить и личность выглядит более «зрелой», хотя хронологический возраст автора этого почерка и ниже на несколько лет, чем автора почерка №1.
№3. Почерк обнаруживает почти тотальный контроль над своим вниманием. Непродуктивная стилизованность - страдает скорость и спонтанность письма. Раздельность. Четкая организация текста на листе. Неровность строчек. «Вынужденный» правый наклон. Узкие «петли», надлом в «б».
Автор почерка - скрывается за «маской». Это чрезвычайно осторожный и расчетливый человек. Такая «маска» заключается в том, что он пытается создать впечатление наивности и открытости - хотя на самом деле напряженно наблюдает и может неожиданно начать манипулировать человеком или использовать собранную о нем (пользуясь сначала его доверием) информацию. Этот человек - формален, официален по своей сути, бюрократичен если выдается возможность проявить это. Упрям, находится во власти стереотипов и не меняет своего мнения. Основателен, придирчив к деталям и подробностям.
№4. Почерк узкий - зажатый, правонаклонность, форма букв угловатая. Связанность, но короткие окончания слов. Падающие строчки. Ход строчек, однако, тоже неровный. Нажим - средний до сильного. Отсутствие правых «полей», текст идет «сплошной массой».
Автор почерка - молодая женщина, которая всеми силами старается «держаться на плаву», но похоже, это ей не очень удается. Она живет не в удовольствие, не ради себя - а ради одного морального долга, понятий «надо», «обязана», «дОлжно». Это личность, крайне критичная к себе, готовая на самопожертвование. Можно быть уверенными, что в ее жизни был не один человек (мужчина), просто-напросто пользующийся ее жертвенностью. Пока она не расслабится, не научится не только отдавать, но и получать, ценить себя и не чувствовать вины там, где ее нет, пока она не выставит к окружающим ее людям такую же высокую планку требований, которую ставит только себе - описанный сценарий будет повторяться и дальше.
№5. Тотальный моторный контроль. Абсолютное следование стандарту прописей. Крайняя стилизованность и крайне низкая скорость почерка. Узость «петель» (см. букву «е» в словах «желаю», «тебе» и др.). Надломленность низа «р» в «марта», искусственно превозмогаемые расстояния от «у» в «учиться», «й» в «твой» и др. признаки.
Автор почерка - безусловно, никакой не школьник «Вова». Это взрослая женщина, специально натренированная писать «прописным» почерком. Несмотря на это, все-таки и здесь проявились некоторые свойства личности пишущей. Так пишет человек неспонтанный, напряженный (о чем говорят некоторые сбои - рука не выдерживает большого мышечного напряжения и концентрации и кажется, что вот-вот «дрогнет»). Только человек, внутренне боящийся или не смеющий выразить свою индивидуальность, быть «не как все», смирившийся с рутинным и монотонным существованием, способен настолько подавить все личное и настолько «безукоризненно» изобразить стандарт. Содержание - приносится в жертву пустой форме. К тому же, на более глубокий взгляд, это самоподавление хорошо видно в зажатости некоторых букв и линий.
№6 . Высокая степень контроля в почерке. Угловатость. Узость формы. Приемлемые расстояния между строками и словами. Частичная связанность. Особая резкость в заглавных и прописных «б». Ползущие вверх буквы «н». «Подъем» второго абзаца.
Автор почерка - эмоциональный человек, старающийся контролировать любые проявления своих эмоций, а также все свои слова и действия. Сдержан. Высокая самокритика, высокий морально-этический уровень. Вопреки тому, что не показывает этого - он все же весьма самолюбив и любит почтение и признание. Часто упрям. Убежден в правильности своих позиций и своей объективности (что говорит о субъективности). Намеренно демонстрирует свое расположение к людям.
№7 . Максимальная заполненность листа (нет полей со всех 4 сторон). Вид «общей массы». Раздельное написание. Форма - скорее печатная, очень угловатая. Плохая ориентация и расположение на листе. Отсутствие расстояний между строками, порой и между словами. Неустойчивость. Неровность хода строк. Непостоянность размеров, пробелов, формы, колебание наклона.
Автор почерка - мужчина, доминантная личность. Ему присуща грубоватая чувственность. Любит чувствовать себя победителем. Не любит церемониться, приступает сразу к делу. Высокий болевой барьер. Экстравертен. Громко и много говорит, перебивая собеседника. Плохо ориентируется в бытовых жизненных ситуациях, упускает мелочи. Живет «здесь и сейчас», нетерпелив и порывист. Имеет отличные руки - может мастерить, строить, расположен к технике или физическим усилиям.
Испытывает перепады настроения, субъективен. Трудно дается выбор верной дистанции в межличностном общении.
№8. Необычный почерк. Левый наклон. Отсутствие нюансов цвета и нажима. Плохая читабельность. Сильный нажим. Неровность строчек. Средняя зона букв тянется и занимает место в верхней - вопреки стандарту (см. «н», «р», «ь»). Одновременно - укороченные отростки «р» и треугольные петли «у» и «д». Раздельность. Надлом верхней зоны - «б», «т».
Автор почерка - индивидуалист и всячески подчеркивает это. Обладает большим самомнением, чувством превосходства. Крайне чувствителен к вопросам своего статуса, авторитета и достатка. Толстокож и нечувствителен к другим. Пытается выглядеть умнее, чем есть и производить впечатление высокоинтеллектуального человека, но это только видимость. Проблемы в интимных отношениях. Отстранен, искренние отношения ему незнакомы. Хитер, манипулятивен, пользуется для этого своей интуицией. Неблагонадежен.
№9. Почерк вызывающе нестандартен. Правонаклонность, узость, упрощенность, низкая читабельность. «Налезание» нижней зоны на чужую территорию - соседние строчки. Колебания формы, наклона, размеров, расстояний. Интенсивность импульсов, резкая угловатость. «Вылезание» средней зоны на место верхней («з», «д»), почти полное отсутствие полей. Резкий надлом верхней зоны - «б».
Автор почерка - мужчина, основные мотивы личности которого - это внутренний протест, гнев, хроническая обиженность и мрачное восприятие жизни. Строптивое неприятие авторитетов, импульсивность. Всегда находится кто-то или что-то как повод для недовольства. Эмоциональная зажатость, частично вызванная подавляющим воспитанием со стороны отца пишущего. Человеком владеет и сопровождает по жизни ощущение «жертвы», обиженного и оскорбленного. Для него характерны - жесткость и отсутствие душевной близости в отношениях.
№10. Почерк - разделен, фигурист, стилизован. Колеблющийся прямой наклон. Закручивающиеся вовнутрь движения (петля и возвращающийся к центру хвостик «б», буква «с», «о» и др.). Непродуктивные с точки зрения написания, элементы и излишества (см. «д», «у», «з», «й» и др.). Одновременно - теряющие прямоту строчки, неравномерные расстояния между ними. Нижние элементы букв «залезают» на территорию нижеследующих строк. Промежутки между словами также неравномерны, с тенденцией к уменьшению. Заполненность пространства целиком.
Автор почерка - представительница классической «маски», ставшей «второй натурой». Этой женщине присуще убеждение, что форма, впечатление, имидж - важнее истинной сути. Она сконцентрирована на себе и своих переживаниях, словно «улитка», свернутая в своей раковине, пессимистична.
«Прогибание» перед трудностями, страх за будущее. Критичность, неспонтанность, эмоциональное восприятие, субъективность суждений.
Пишущей присуща демонстративная, искусственная жертвенность, расчет, материальность. Это своего рода - компенсация, замена потребности в душевной близости и тепле, не полученных в семье в детстве и отсутствующих во взрослой жизни, но до сих пор так остро желаемых. Для всего этого и необходима такая «маска».
№11 . Автограф. Максимальная скорость в сочетании с полным игнорированием формы. Молниеносный импульс движения. Максимальное отклонение от стандарта. Негармоничность расположения. Угловатость с резкостью. Очень крупные размеры.
Автор автографа - «гений и дьявол» одновременно. Он сочетает редкую остроту ума и редкую же импульсивность. Мгновенное восприятие и неуравновешенность. Авторитарность до мании величия и манипулятивность. Интересы прежде принципов. Агрессия - вероятно, не только словесная. Отсутствие каких-либо навыков взаимоуважительного общения с окружающими людьми, если такая видимость имеет место - то это исключительно имеет подоплеку личных интересов и выгоды.
Грубость, вульгарность, отсутствие душевного тепла или искренности.
Вероятность жесткого, если не жестокого отношения, унижения достоинства в детстве, со стороны членов собственной семьи или близкого окружения.
№12. Автограф неровный, неустойчивый. Далекий «разгон», размашистость. Закрытые сверху «аркады», частичная неразборчивость, связность. «Конусное» постепенное уменьшение от начала к концу. Сильно выраженная правонаклонность в сочетании с узостью букв. Маленькое расстояние между словами. Подчеркивающие линии, на которые как бы опираются буквы, имеют аркообразную и резкообрубленную форму.
Автор автографа - женщина, пытающаяся производить впечатление легкости, эмоциональности и капризной женственности, на самом деле - очень страдающая и неуравновешенная личность, надломленная и неуверенная в себе, с тщательно скрываемой низкой самооценкой, перепадами настроения, огромными страхами и нервным напряжением. Видна острая потребность в близких, взаимных отношениях и даже болезненная зависимость от кого-то. Болезненно жертвенна, готова на унижение ради приятия. Пишущая с трудом держит себя, она постоянно оглядывается на свое прошлое, свои корни, дом. Что-то заставляет ее быть очень скрытной, она держит в себе какую-то тайну. И боится, очень боится будущего.
№13. Автограф, резко поднимающийся вверх. Много преувеличенно-демонстративных элементов. Если их «снять» - остается довольно мелкий, округлый, петляющий, неприметный почерк.
Себя оценивает несколько занижено. Трудность делиться сокровенным и личным. Уязвимость, скрытность и некоторая внутренняя зажатость. Возможно, критичное и требовательное воспитание.
Исключительно важно личное приятие и понимание, дискомфорт при тесном общении с большим количеством людей, по-настоящему сближается только с самыми верными и проверенными людьми, которые по ее мнению, «не смогут» ее обидеть. Использование «маски-имиджа», защищающей личную уязвимость.
© И. Гольдберг , 2006 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора
.
Почему наука о почерке так популярна в наши дни? Собственно, во все промежутки времени интерес к ней у широкой публики не угасал, но очередной виток народного внимания приходится на 90-ые годы прошлого века и на наши дни. А все потому, что сейчас, к счастью, появилось много информации, достоверно рассказывающей о том, как узнать Книги, труды психологов, научно-популярные статьи, документальные передачи и прочее. А ведь еще каких-то тридцать лет назад в нашей стране наука о почерке считалась блажью и буржуазной чушью, недостойной внимания здравомыслящего человека. К счастью, времена меняются, а вместе с ними уходят в небытие и
Учеными доказано, что наука о почерке - такая же серьезная и требующая всестороннего подхода, как и любая другая отрасль знаний. И она не терпит дилетантства.
Итак, многие хотят узнать, о приоткрывает дверь в его и расскажет нам больше, чем любые слова. Наука о почерке называется графология.
Как считают специалисты, лучше всего брать для человека, написанный на обычной бумаге, не линованной, на которой нет никаких геометрических фигур, рисунков и линий. Кроме того, желательно, чтобы помимо самих предложений или отдельных слов, присутствовала бы и так как именно она является настоящим кладезем информации о характере, привычках и проблемах своего владельца.
Для начала посмотрите на строчки. Куда они ползут? Вверх или вниз? А может быть, они на удивление ровные, прямые, словно писали их по невидимой линеечке?
Если стока поднимается вверх, то перед вами, скорее всего, натура оптимистичная, верящая в себя и в свой успех. Такого человека не так прост о сломить, он все равно будет бороться и карабкаться вверх. А что, если строчки ползут вниз, а не вверх? Здесь делает выводы от противного. Человек склонен занижать свои способности, он не верит в себя и его легко сбить с толку.
Если почерк ровный, без скачков вверх и вниз, то его хозяин основательный и рациональный. Он подумает несколько раз, прежде чем предпринять тот или иной шаг.
Кстати, почерк - не приговор человеку. Он может меняться в зависимости от того, какой жизненный период проходит его владелец. Возможно, у человека временные неприятности, или случилось горе, значит, почерк будет совсем иным. Но пройдет несколько недель или месяцев и строчки вновь станут ровнее, обретут прежние очертания. Поэтому надо всегда учитывать, что жизненные обстоятельства вносят свои коррективы.
Если пишущий нажимает на ручку, как бы вдавливает буквы вниз, не жалея нажима, то и в жизни зачастую он, что называется, "прет, как танк". И наоборот, легкое касание свойственно людям робким, застенчивым, неуверенным в себе и избегающих схватку с судьбой.
И еще один вариант, весьма интересный - некоторые слова или отдельные буквы словно впечатаны в лист, а другие написаны очень мягко. Значит, натура перед вами действительно подвижная, легко возбудимая, неуравновешенная и противоречивая. Приглядитесь повнимательнее к такому "экземпляру" и вы наверняка убедитесь в правильности своих суждений.
Большое значение имеет и наклон почерка. Если буквы слишком наклонены, то человек перед вами неординарный, которого часто бросает в крайности. Если наклон почерка не вправо, как часто и бывает, а в противоположную сторону, то возможно, человек переживает некие внутренние конфликты и его раздирают противоречия.
Графология - удивительно увлекательная наука о почерке, и изучая ее, можно узнать поистине многое, самое сокровенное, что люди обычно не выставляют напоказ. А главное, заниматься графологией могут все, благо, информации об этом предостаточно.
Интересно, что почерк, как и характер, начинает формироваться в раннем возрасте, и может претерпевать изменения в течение всей жизни. Определение характера человека по почерку – это не миф. Такая наука, как графология, применяется во многих отраслях, начиная от психологии и заканчивая полицейскими экспертизами, что говорит о серьезности данной тематики.
Зачастую, интерес к этому вопросу может возникнуть и у неподкованного человека. Например, ради личностного анализа или из простого любопытства. Так как же научиться видеть характер в написанном тексте?
Важно понимать, что такой анализ следует проводить на основании многих показателей, а не какого-то одного фактора. Чтобы составить полную картину о человеке, необходимо анализировать не только частные случаи, но и научиться видеть взаимосвязь всех критериев.
Если вам кажется, что для графологического анализа подойдет любой написанный текст, то вы ошибаетесь. Для того чтобы ваше исследование было максимально точным, следует соблюдать ряд условий:
Итак, все подготовительные этапы закончились, у вас на руках текст для анализа, и вы готовы к нему приступить. На что же следует обращать внимание? Какие выводы можно сделать?
О чем говорит нажим при написании:
Что может рассказать наклон при письме:
Что расскажет размер почерка :
О чем говорят углы и округлости :
О чем расскажут строки . На разлинованном листе сложно заметить эту особенность. Поэтому для чистоты эксперимента, следует писать текст на белом листе бумаги.
Что могут поведать поля . Этот фактор может рассказать об отношении человека к материальной стороне жизни:
Внутренний мир по плотности написанного:
Связи в буквах:
Конечно, даже при условии того, что вы учтете каждый фактор, ваш анализ будет очень поверхностным. Настоящие графологи утверждают, что для качественного анализа требуется не один текст. Следует убедиться, что у вас есть образец каждой буквы алфавита.
Провести анализ почерка иногда весьма затруднительно. Да и картина может получиться очень неоднозначной. В таких случаях на помощь приходит анализ подписи человека. Она может рассказать о своем авторе никак не меньше почерка, а иногда даже больше:
Конечно, многим людям интересно самостоятельно изучить тему графологии. И это правильно. Анализ почерка поможет вам понять не только окружающих, но и себя, научиться контролировать слабые стороны и подчеркивать сильные, бороться с недостатками и совершенствовать лучшие черты. Ведь почерк, как и характер, может меняться, а значит, графология – это инструмент самосовершенствования.