Церковный спас. Спас - это что за праздник? Медовый Спас - мед на стол выставляй

02.04.2019

Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?

Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.

У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий - все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия - это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.

Приносить Богу начатки первого урожая - обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни - неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.

С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие - то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства - это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным - внутреннее содержание - попросту забывается, теряется.

Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем - в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.

Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.

14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары - износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников - Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.

Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу - значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.

Также 14 августа - начало Успенского поста, который длится две недели - до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.

Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?

Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», - писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.

В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву - пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же - принести Богу все первое и лучшее.

Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.

И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?

Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

- Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?

Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, - читаем мы в Священном Писании. - Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).

Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).

Беседовала Наталья Горошкова

Узнайте, что обязательно нужно сделать в эти дни!

В августе многие народы отмечают праздники, связанные с окончанием сбора урожая. Есть такие праздники и в православной традиции. Учредил их 950 лет назад князь Вышгородский Андрей Боголюбский и названы они были Спасами. С тех пор ежегодно весь православный мир отмечает – Медовый, Яблочный и Ореховый Спас. С этим светлыми праздниками связано много примет и традиций. Как их правильно отмечать? Что можно и нельзя делать в эти дни?

Дни Спасов особенные, ведь названы они в честь Иисуса Христа, который, как принято считать в православии, умер на кресте за грехи человеческие, и спас людские души от адова пламени. Символами этих светлых праздников являются ароматный мед, спелые яблочки, лесные орешки и свежий хлеб на столе. Узнайте даты и приметы трех Спасов в августе 2018

Первый Спас: Медовый или Маковый (Маковей)

Отмечают его 14 августа и именуют праздником Животворящего Креста Господня. Это связано с тем, что много веков назад в Константинополе люди начали массово умирать в августовский зной от неизвестной болезни. Чтобы избавить народ от недуга было решено пронести по городу частицу креста, на котором был распят Спаситель. Именно так появилось название Спас.

В народе праздник 14 августа принято называть Медовым Спасом , так как именно в это время на пасеках начинают сбор меда. Вечером на Спас принято было пробовать первый мед. Хозяйки в этот день пекли блины с медом, коврижки, плюшки и пирожки и угощали ими каждого вошедшего в дом. С этим связана поговорка: «На Первый Спас и нищий медку попробует». Поскольку праздник совпадал с началом Успенского поста угощения были постными.

14 августа также отмечается день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. В народе переосмыслили название праздника и связали его с маком, который созревает к этому времени. Поэтому часто этот спас называют Макавеем и несут в церковь святить маковые головки, пекут выпечку и блины с маком и медом.

Второй Спас: Яблочный

Второй Спас принято отмечать 19 августа именно с него начинаются проводы лета. Назван он яблочным, так как именно в это время начинался сбор яблок и есть их до Спаса православным запрещалось. Отведать сладкие ароматные яблочки можно было не ранее 19 августа и после освящения их в церкви.

Матери, которые потеряли своих детей, приносили освященные яблочки к ним на могилки. Считалось, что если мать не вкусила яблок до Спаса, ее ребенок будет есть райские яблочки.

Также возле яблонь можно было увидеть молодых незамужних девиц. Прислонившись к яблоньке, они шепотом просили у нее красоты, неувядающей молодости и хорошего жениха.

В это время хозяйки начинали варить яблочное варенье, пастилу, компоты и пекли яблоки.

Третий Спас: Ореховый или Хлебный

Отмечают Ореховый Спас 29 августа. Этот праздник был основан в честь празднования перенесения Нерукотворного образа Господня в Константинополь.
В это время в лесу спеют орешки, которые после сбора принято освещать в храме. Также на Спас было принято торговать и покупать ткани для рукоделия в зимнее время. Поэтому в народе этот праздник еще называют Спас на полотне.

На столах в Ореховый Спас было много хлеба и другой выпечки, ведь только закончилась жатва зерновых. Плохой приметой в этот день считалось оставить на столе недоеденную корочку или обронить кусочек хлеба на пол.

Медовый спас.

14 августа отмечают праздник вынесения честных древ Животворящого Креста Господнего, или, как его называют в народе, – Маковия, или Первый Спас. Это – первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю, Иисусу Христу.

В церквях вспоминают семь ветхозаветных братьев-мучеников Маккавеев и их мать Соломию, которые погибли в 166г. до Рождества Христова за христианскую веру.

Этот праздник еще называют Медовым, или Спасом на воде. Медовым же первый Спас называют потому, что к этому дню соты в ульях наполнены до отказа, и пасечникам пора приступать к сбору. Строгим блюстителям народных обычаев и постникам только в медовый Спас разрешалось есть освящённый церковью мёд. А без мёда в старые времена – лишение определённых радостей. Хмельной мёд пили на пирах, на его основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней. В честь малого водосвятия медовый Спас называют и «Спасом на воде» . В этот день освящали новые колодцы, чистили старые, совершался крестный ход на естественные водоёмы, родники для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. Все обрядодействие сопровождается музыкой и танцами, несмотря на то, что с Маковия начинается Успенский пост, который будет длиться до 28 августа. Традиционная обрядовая еда в этот день – печеные коржи с маком и медом. Первый Спас считается детским и девичьим праздником, поэтому молодежь старается не работать.

Яблочный спас.

По традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов. Поэтому в народе этот день называют вторым, илиЯблочным Спасом.

Это традиционный праздник урожая. В церквях освящают плоды земли, то есть яблоки, груши, сливы и др. Древний обычай освящать плоды восходит к VIII веку новой эры. Виноград и пшеницу приносили в храм в благодарность Богу за Его любовь, за дарование щедрого урожая. Но символическое значение этой традиции заключается в том, что природа, искаженная после грехопадения человека, нуждается в обновлении. Поэтому освящение плодов – символ будущего преображения природы, символ преображения человека, пошедшего за Христом, символ Праздника Преображения Господня

Ореховый спас.

29 августа – третий Спас, названный в народе ореховым или холщевым. Ореховый – потому что к этому дню приурочивают окончательное созревание орехов. В земледельческом календаре третий Спас (16 (29) августа) называли хлебным , поскольку в этот день впервые пекли пироги из хлеба нового урожая.

Третий Спас совершается в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. Православная церковь 29 августа празднует перенесение в 944 году из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Спасителя – куска ткани, на котором, по евангельскому рассказу, отпечатался лик Иисуса Христа.

13 августа 2018, 09:58

В августе православные празднуют сразу три важных и любимых , которые символизируют окончание работ по сбору урожая и тесно связаны с христианской верой. Это — Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы

Появлением этих праздничных дат мы обязаны Вышгородскому князю Андрею Боголюбскому, который 950 лет назад основал эти светлые дни. Любой из трех Спасов — праздник особенный, ведь они названы в честь Иисуса Христа, который своей смертью даровал спасение человечеству. Символами этой жертвы и стали мед, спелые яблоки и орехи.

В христианской вере праздник Медового Спаса — это день Животворящего Креста Господня. Именно в это время много лет назад часть креста, на котором распяли Иисуса, пронесли по улицам Константинополя, спасая таким образом жителей города от страшной болезни и смерти.

Второе название праздника «Маковей» появилась из-за того, что 14 августа отмечают день памяти семи мучеников Маккавеев. В народе этот праздник из-за сходства названий связали с маком, который созревает в эту пору. Поэтому на первый Спас к традиционным медовых сладостям добавляются еще и маковые.

Яблочный Спас — это своеобразные проводы лета. Ночи становятся холоднее, наступает время собирать первый урожай яблок. Существовала традиция, по которой до Спаса нельзя было есть яблок. Только с приходом праздника ароматные фрукты несли в церковь, освящали и только потом ели.

Последний Спас называется Ореховым или Хлебным потому, что именно в это время созревали лесные орехи и заканчивались работы по сбору урожая зерновых. Поэтому на столе было много хлеба и другой выпечки. Орехи 29 августа несли в церковь, чтобы освятить, только потом употребляли их в пищу. Еще одно название этого дня — Спас на полотне, ведь именно 29 августа было принято покупать и продавать ткани для зимнего рукоделия. Также на этот день приходится большой православный праздник — Успение Пресвятой Богородицы.

Когда Ореховый Спас? Или Хлебный Спас, как еще называют этот праздник. Из статьи Вы узнаете дату, историю праздника Ореховый Спас и традиции.

Все три Спаса названы в честь Иисуса Христа — Спасителя (Спаса).

Ореховый Спас — это третий Спас. Всего в августе празднуют три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый. Празднуют Ореховый Спас 29 августа.

Другие полезные статьи:

Эти любимые в народе праздники имеют как православные традиции и значение, так и народные. Три Спаса празднуют:

  • 14 августа — праздник Маккавея, в народе Медовый Спас;
  • 19 августа — праздник Преображения Господня, в народе Яблочный Спас;
  • 29 августа — праздник Нерукотворного Образа Иисуса Христа, в народе Ореховый Спас.

1-й Спас — Медовый празднуют 14 августа.

Еще в народе 1-й Спас называют Маккавеем, Мокрым Спасом. В православии верующие вспоминают подвиг 7-ми братьев Маккавеев (Википедия) , их матери и учителя, которых казнили за веру в Единого Бога, за то, что они отказались поклониться языческим богам. В Храм приносят для освящения мед и букеты из цветов, в букетах обязательно есть головки спелого мака.

Медовым Спас называют, так как наступает время сбора меда у пасечников. А Мокрым 1-й Спас или еще Спасом на воде называют в связи с освящением новых колодцев.

2-й Спас — Яблочный празднуют 19 августа

Этот праздник напоминает об окончании лета и о приходе осени: «В Яблочный Спас - ушло лето от нас».

В связи с приходом осени и сбором урожая в Храм для освящения берут фрукты — виноград, груши и яблоки. Поэтому Спас называется Яблочным.

Верующие празднуют в этот день Преображение Господне . В Библии повествуется, что в этот день Иисус Христос впервые преобразился перед людьми и показал себя, как Бог — просиял невещественным светом перед своими учениками Апостолами Петром, Иоанном и Иаковом на горе Фавор. Пред Христом предстали пророки Илия и Моисей и говорили с ним о будущем распятии. Также с небес прозвучал голос Бога: «Это сын мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте”. Христос запретил своим ученикам рассказывать об увиденном.

3-й Спас — Ореховый празднуют 29 августа

Также в народе 3-й Спас называют Хлебным и Полотняным.

Верующие празднуют день перенесения 29 августа 944 года нерукотворного образа Иисуса Христа в Константинополь из Эдессы. История праздника такова: турецкий царь, болевший проказой, узнал о чудесных исцелениях Иисуса Христа. Он прислал к Иисусу художника, чтобы тот написал Его Святой образ. Но портрет не получался, тогда Христос вытер полотенцем лицо и дал живописцу.

На полотенце отразился лик Спасителя. Турецкий правитель исцелился от нерукотворного образа Иисуса. Константин — Византийский император приказал перенести образ 29 августа 944 года из Эдессы в Константинополь.

В день 3-го Спаса верующие приносят в Храм орехи для освящения. В эти дни заканчивается жатва, поэтому еще это праздник называют Хлебным Спасом.

Предлагаю Вашему вниманию это замечательное видео. Откройте для себя проповедника, писателя, богослова, философа и публициста, светского и церковного учёного, проповедника и миссионера Андрея Кураева.

Всем желаю помощи Спасителя во всех Ваших добрых делах! Радости, веры, надежды, любви и душевного равновесия!

До новых встреч на страницах блога!