Беседа "Что такое честность?". «копилка добрых дел»

23.05.2019

ЧЕСТНОСТЬ И ПРАВДИВОСТЬ

занятие с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Цель: дать представление детям о чести, честности; вызвать желание быть честными и правдивыми, противостоять лжи.

Задачи: 1) разучить пословицы о правде, объяснить их смысл; 2) продолжать развивать фразовую речь детей.

Словарь: правда, правдивость, честность, ложь, обман.

Оборудование: кукла, верёвка, иллюстрации жестов, деревья «добра» и «зла».

Предварительная работа:1.Разучивание инсценировки « Обезьянки.».2. Чтение рассказов В. Осеевой « Что легче?», В. Драгунского « Тайное всегда становится явным», Н. Носова « Фантазёры», быль Л. Толстого « Лгун». 3. Дидактическая игра «Оцени поступок)

ХОД ЗАНЯТИЯ

        1. Интеллектуальная разминка:

        1 Назови времена года. 2.Какое время года идет после весны (лета, осени, зимы)? 3.Какое время года было перед летом (зимой, весной, осенью)? 4. Назови летние месяцы (зимние, весенние, осенние).

            2. Дидактическое упражнение « Назови противоположное слово.»: Хороший-(плохой), злой -(добрый), весёлый - (грустный), честный- (лживый).

        Воспитатель: Ребята, кто может сказать, что такое правда, а что такое ложь?

            Ответы детей.

            3. Инсценировка « Обезьянки.»

            На полянке прыгают, резвятся, играют три обезьянки. Но вот им стало скучно и они решили подшутить над своим папой:решили сделать вид, что увидели крокодила и очень испугались. Стали кричать, звать на помощь. Услышал их крики папа и бросился их спасать. Но когда он прибежал на полянку, дети-обезьянки расхохотались- папа был такой смешной! Ничего не сказал им папа, покачал головой и убежал в лес. Но обезьянкам не было стыдно. Наоборот. Прошло немного времени, и они опять начали кричать испуганными голосами: « Крокодил! Крокодил! Спасите! Спасите!». И опять прибежал их папа, ведь он так любил своих детей и не мог допустить, чтобы с ними случилась беда. Стремительно появившись на поляне, он увидел только весело хохочущих обезьянок, никакого крокодила не было и в помине. Рассердился папа, погрозил грозно кулаком и ушёл.

            Обезьянки так громко хохотали и кричали, что разбудили крокодила, который дремал в реке неподалёку. Услышав шум, крокодил тихо выполз на берег и направился прямо к обезьянкам. Вот тут-то по- настоящему испугались обезьянки и стали звать на помощь. Папа услышал их голоса, но подумал, что они опять шутят, и никуда не пошёл. Что же произошло дальше?

            Ответы детей .

            Воспитатель: Вот видите, к чему может привести ложь? Как в народе говорят- « Раз солгал- навек лгуном стал». Обезьянки сами себя наказали, не надо было обманывать, не случилась бы беда. Ребята, хотите узнать, что может быть с теми, кто говорит неправду, лжёт? Я предлагаю игру « Паутина». Главный герой - кукла. Каждый из вас будет говорить от её имени и передавать другому. Всякий раз, когда кукла солжёт, мы будем обматывать её паутиной (верёвкой). Например, « Я сегодня перепрыгнул через пятиэтажный дом...».

            Проводится игра. В конце игры кукла оказывается замотанной верёвкой.

Воспитатель: Когда человек часто говорит неправду, ложь опутывает его так, как верёвка опутала нашу куклу. Человек становится неспокойным, ему тяжело жить. Как вы думаете, ребята, что нужно сделать такому человеку, чтобы освободиться от пут?

Ответы детей:

В конце ответов воспитатель подводит итог: чтобы освободиться, человек должен попросить прощения у того, кому он солгал, сказать правду. Нужно это сделать как можно скорее.

4, Разучивание пословиц о правде

Воспитатель последовательно называет пословицы и предлагает детям объяснить, как они понимают их содержание. При необходимости воспитатель уточняет и добавляет высказывания детей.

      С правдой весь свет пройдёшь.

      Правда и истина не умирают.

      Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

      В правде сила.

      Когда у вруна загорелся дом, никто не поверил

      Победишь не силой, а правдой.

          5.Физкуль тминутка

    • Руки к солнцу подставляйте, с солнцем в прятки поиграйте.

      Солнце светит нам с утра! Раз, два! Раз,два!

      К солнцу тянется трава. Раз, два! Раз, два!

      Раз, два, три, четыре! Пусть сияет солнце в мире!

6, Дидактическая игра « Сад.»

Воспитатель: Ребята, мы попали с вами в сад, в котором растут два дерева: одно радует глаз зелёной листвой, а другое пугает чёрными, корявыми ветвями.Посмотрите, под деревьями лежат листья с написанными словами. Надо прочитать слова и развесить листья на деревья. Помогите мне это сделать.

Дети читают: ложь, истина, правда, добро, зло, честность, обман, клевета, правдивость. Получилось два дерева с набором слов.

Воспитатель: Как бы вы назвали эти деревья? Под каким деревом вам хотелось бы отдохнуть? За каким деревом вам хотелось бы ухаживать.

Ответы детей.

…........7, Решение проблемных ситуаций.

Ситуация 1. По улице шел мальчик, и у него из кармана выпал фонарик. Вы шли сзади и увидели это. Как бы вы поступили?

Ситуация 2. Наташа была одна в комнате. Она убирала со стола и случайно разбила мамину любимую вазу. Ваза упала и разбилась. Что делать? Сознаться? Промолчать? А может сказать, что вазу разбил кот Васька? А как бы поступили вы? Бывали у вас подобные ситуации? Как поступали вы?

Воспитатель: Да, ребята, ложь - это очень плохо. А теперь я задам вам сложный вопрос. А как же понимать такое выражение: « Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»?

Ответы детей.

Сказка - это выдумка, фантазия. То, что происходит в сказке, в жизни никогда не случается. От этой выдумки никому не может быть плохо, больно. Так что сказки нужно придумывать. Я предлагаю провести конкурс на лучшего выдумщика, лучшего сказочника.

Одни дети придумывают невероятные истории,а другие- выбирают самую невероятную и награждают победителя.

        8 Работа в тетрадях.

        Написать слова: правда, ложь, обман, правдивость,честность.

        Итог занятия.

Киселёва Светлана Николаевна

МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №165"

г. Оренбург, Оренбургская область

"Дидактические игры и ситуации по формированию нравственных качеств с детьми старшей и подготовительной к школе групп"

«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»

Цель:

Учить детей отличать хорошее поведение от плохого.

Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастью, болезни.

Демонстрационный материал: отрывки из художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.

Ход игры:

Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение — делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее — улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.

Примерные вопросы: «Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо? Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо. Что может случиться с Сережей?» Дети отвечают. И так далее.

«БЛАГОРОДНЫЕ ПОСТУПКИ»

Цель:

Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мяч.

Ход игры:

Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

Например, благородные поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т.д.

Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т.д.

«КАК Я ДОМА ПОМОГАЮ»

Цель:

Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Ход игры:

Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.). Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

«ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ»

Цель:

Материал: любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).

Ход игры:

Воспитатель приносит «Волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент. Если, кто-то, окажется без внимания, воспитатель делает комплимент этим детям.

«ПОЖЕЛАНИЯ»

Цель:

Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал:

Ход игры:

Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: « Я желаю тебе….»

«МЕШОК ПЛОХИХ ПОСТУПКОВ»

Цель:

Учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким. Уточнить представление детей о плохих поступках и их последствии, развивать умение высказывать суждения.

Материал: чёрные бумажные кляксы, мешок.

Ход игры:

Дети получают чёрные бумажные кляксы, воспитатель предлагает их сложить в мешок, при этом рассказать какие плохие поступки он сегодня совершил, а так же сложить в этот мешок отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть. И когда дети идут гулять, этот мешок выбрасывается.

«ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА»

Цель:

Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Ход игры:

Дети рассматривают сюжетные картинки и озвучивают их вежливыми словами.

Если ребенок затрудняется, задайте ему по картинке наводящие вопросы. Например:

Какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг дал тебе игрушку?

Как ты отблагодаришь человека за помощь?

Как нужно обращаться к взрослым людям? (называть по имени отчеству и на Вы).

Что нужно говорить при встрече с человеком?

Что нужно говорить всем, уходя домой?

Что нужно говорить просыпаясь утром, приходя утром в детский садик? Какие слова можно пожелать друг другу перед сном?

Что ты скажешь, если кого-нибудь нечаянно толкнешь или заденешь? и т.д.

Дети должны знать и использовать в жизни следующие слова: здравствуйте, до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи, и др.

«КОПИЛКА ДОБРЫХ ДЕЛ»

Цель:

Побуждать детей к положительным поступкам и делам.

Материал: бумажные сердечки, украшенная коробка.

Ход игры:

Дети получают бумажные сердечки, воспитатель предлагает их складывать в «коробочку добрых дел», но при этом ребёнок должен сказать, что хорошего он сегодня сделает или уже сделал.

« Очень хорошо, что так много хороших поступков вы совершаете. Всегда приятно видеть ваше доброе отношение друг к другу».

«ЦВЕТОК ДОБРЫХ ДЕЛ»

Цель:

Учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким, совершать для них добрые дела.

Уточнить представление детей о добрых поступках, развивать умение высказывать суждения.

Побуждать детей к положительным поступкам и делам.

Воспитывать желание оставлять “добрый след” о себе в душах людей.

Материал : цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры:

Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Детям предлагается собрать «Цветок добрых дел», для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и говорить, какие — либо добрые дела. Дети перечисляют положительные поступки по очереди, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.

«ПОЖЕЛАНИЯ»

Цель:

Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка).

Ход игры:

Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: « Я желаю тебе…

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель:

Развивать умение понимать и определять настроение и самочувствие своих близких и родных людей.

Ход игры:

Папа расстроен, потому что...

Мама расстроилась из-за...

Дедушка посмотрел на меня строго, потому что...

Младший брат расплакался из-за...

Заключением такой игры могут стать вопросы:

Что нужно сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку?

Бывали ли вы внимательны к настроению, самочувствию своих родных?

«МУРАВЬИ»

Цель:

Ход игры:

Воспитатель (рассадив детей вокруг себя): « Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь тола иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатываю знатный пир. У меня такое предложение: роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами». Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.

«ЖИЗНЬ В ЛЕСУ»

Цель:

Формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнёру: его внешности, настроению, действиям, поступкам (методика Е. Смирновой).

Ход игры:

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей).

«Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы?

Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись...»

Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д.

«ДОБРЫЕ ЭЛЬФЫ»

Цель:

Формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнёру: его внешности, настроению, действиям, поступкам (методика Е. Смирновой).

Ход игры:

Воспитатель садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя.

«Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу».

Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями.

«Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их...»

Разыгрывается бессловесное действо

«ПТЕНЦЫ»

Цель:

Формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнёру: его внешности, настроению, действиям, поступкам (методика Е. Смирновой).

Ход игры:

Воспитатель: « Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в Скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ.) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир - познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся «предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат».

ПРИМЕРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

1 ситуация:

Девочка протирала влажной тряпочкой строительный материал и нечаянно пролила воду из тазика. Девочка растерялась, а к ней подходит мальчик… Что он будет делать?

2 ситуация:

Дети рисовали каждый на своем листочке, и вдруг девочка разлила краску на рисунок товарища. Что было дальше?

3 ситуация:

Девочка пришла в детский сад с красивыми новыми бантиками. Мальчик подошел к ней, дернул за косичку, и она расплелась. Мальчик засмеялся и убежал. Что было дальше?

4 ситуация:

«Что сказала бы мама» Вы разлили молоко, наступили кому-нибудь на ногу, разбили вазу, обидели друга и т.д. Что сказала бы мама? (дети обыгрывают ситуацию).

5 ситуация:

Оля делала подарок маме. Братик побежал и часть листочков упали на пол. Оля готова была заплакать, но братик сказал волшебное слово. Какое? Оля улыбнулась и сказала братику…

6 ситуация:

Бабушка сшила для Катюшиной куклы платьице, но оно оказалось малым. Катюша расстроилась, а бабушка попросила принести ей куклу и сшила другое платье. Внучка была рада. Она…

7 ситуация:

Ваня строил гараж для машины. Миша просил: «И я с тобой буду строить». Как бы вы попросили об этом друга? Строить Миша не умел, и стройка его развалилась. Он сказал: «Я не специально сломал гараж…» Какое слово должен был сказать Миша? И они дружно начали играть вместе.

8 ситуация:

Представьте себе, что вы уходите из детского сада домой и видите, как мальчик толкает девочку в лужу. Туфли ее намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слезы. Что бы вы сделали?

— Я не ломал эту машинку! Она сломалась сама!

— Я не брал мороженое из холодильника! Наверное, это сестренка его съела!

— Я не сделал домашнее задание потому, что не знал, что нам задавали!

Подобных примеров можно привести величайшее множество. В основе их всех лежит попытка ребенка сознательно ввести в заблуждение родителей с целью получения собственной выгоды. Удивляет то, что уже в таком раннем возрасте дети совершенно четко понимают как можно обхитрить родителей, какие аргументы можно привести в свое оправдание. С годами тактика лжи усложняется, аргументы и оправдания становятся все правдоподобнее, а ложь все утонченнее. Интуитивное чувствование опасности наказания включает в детском сознании неведомые механизмы, нередко заставляющие родителей поверить в ложь. Накопленный опыт удавшегося обмана делает неправду безотказным оружием, пускаемым в ход в случае необходимости.

Для лгущих детей в возрасте до пяти лет многие родители делают скидку на их возраст: считается, что в таком возрасте ложь еще не возможна как осмысленное деяние. Психологи предлагают нам не волноваться, утверждая, что детская ложь не представляет опасности, так как является попыткой выражения собственных фантазий ребенка, не умеющего отличить фантазии от действительности. Тем не менее, этот возраст — то время, когда дети активно "нащупывают" разные способы "сделать жизнь легче". В эти годы у ребенка появляется круг обязанностей и запретов, на которые он должен обращать внимание, соответственно возрастает потребность в способах "упрощения жизни". Наблюдения говорят, что чем больше требований предъявляются к малышу, тем больше вероятности обмана с его стороны. Но действительно ли это настолько безопасно? Что если ложь становится регулярной? Как отличить "детскую ложь" от уже недетской? Что такое ложь вообще? Как, в конце концов, вырастить честного человека? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Что такое ложь?

Прежде чем рассуждать о неправде со стороны детей, следует несколько слов сказать о лжи вообще. Понимая природу лжи как таковой, мы будем способны понять ее в детском исполнении.

Говоря простым языком, ложь — это заявление, не соответствующее действительности, произносимое с целью получения какой-либо выгоды. Почти всегда ложь вызывает чувство опасения и осуждения совести. Особенность лжи в том, что она всегда вступает в диссонанс с врожденным чувством правды: мы можем почувствовать ложь других, мы чувствуем себя дискомфортно, когда сами говорим неправду. Но следует сказать, что практика лжи вырабатывает в нас определенный навык и делает обман автоматическим. Есть люди, которые "врут как по написанному", совершенно не испытывая никаких угрызений совести, не боясь разоблачения, но, напротив, получают удовольствие от обмана. Здесь можно вспомнить интересную иллюстрацию: некто сказал, что совесть — это такой треугольник с острыми углами, находящийся в нашей груди. Когда мы совершаем плохие поступки (в том числе лжем), этот треугольник начинает вращаться, причиняя нам боль. Но если долгое время не обращать внимания на его вращение, углы треугольника постепенно стачиваются, совесть превращается в диск и может вращаться сколько угодно, не причиняя страданий. Это, конечно, иносказание, но действительно есть о чем задуматься. Практика осознанных бессовестных поступков заглушает голос совести, оставляя нашему естеству все меньше и меньше человеческого, позволяя животным инстинктам занимать ведущие позиции в нашей жизни.

Мотивацию лжи можно искать во многих аспектах человеческого естества:

  • в страхе перед наказанием,
  • в лени,
  • в попытке избежать трудности,
  • в дурном примере и т.д.

Здесь следует отметить, что ложь всегда является ложью: выражена ли она вербально (вслух, в каком-либо утверждении или отрицании), или же в безмолвии в тот момент, когда следовало бы говорить в полный голос. Дети и взрослые не имеют различия в побуждениях к неправде: и у детей и у взрослых можно наблюдать все перечисленные выше побудительные мотивы неправды. Отличия лишь в масштабах неправды и в способности скрывать неправду. Вспоминается история о том, как старшая сестра разоблачала ложь своего пятилетнего брата, просто глядя ему в глаза. Ребенок не мог выдержать прямого взгляда и сознавался в обмане. К сожалению, с возрастом все меняется, и простым взглядом уже не обойтись.

Ложь можно смело назвать вредной привычкой, формирующейся со временем. И для искоренения этой вредной привычки, как и любой другой, требуется время и усилия.

Существует ли "святая ложь"?

Распространено мнение о том, что неправда, в зависимости от ситуаций, может быть не таким уж плохим делом. Например, тяжело больному человеку говорят не тот диагноз, который есть на самом деле, во избежание переживаний и ухудшения состояния здоровья. Считается, что ложь оправдана в соответствии с принципом "цель оправдывает средства". Итак, может ли ложь ради благого дела быть оправдана?

Кто-кто сказал, что неправда может стать всеобщей, но святой она не будет никогда. По крайней мере, это заявление справедливо по отношению родителей, говорящих детям неправду как бы "для благих целей". Вспомните, как часто детей пугают различными страшилками для того, чтобы облегчить процесс воспитания. Зачастую детям обещают подарок, чтобы добиться их расположения, но когда дело доходит до исполнения обещания, родители умышленно "забывают" обо всех посулах. Кто не говорил детям, что занят и не может с ними поиграть, а вместо этого проводил время в телефонном общении или "висел" в Интернете? Такая "святая ложь" — нисколько не святая. Это — грубое и эгоистичное манипулирование детской волей, подающее дурной пример. Опасность такого подхода состоит в том, что дети быстро разгадывают этот подход и мгновенно его усваивают. Не нужно удивляться, если ребенок будет обманывать вас, исходя из своих собственных "благих" целей.

Шутка и ложь — где границы?

Нередко можно наблюдать следующее: человека вводят в заблуждение, говоря искаженную информацию (типа: "у тебя спина в муке"), а затем, когда человек реагирует на это заявление, все дружно хором смеются, считая, что шутка удалась. Где же граница между шуткой и ложью? Есть ли опасность в этой практике во взаимоотношениях с детьми?

Всякая шутка подразумевает наличие, по крайней мере, двух вещей:

  • чувства юмора у шутника и "жертвы", которое позволило бы правильно понять розыгрыш;
  • добрых дружеских отношений между сторонами, дающих основание подобным действиям.

Взрослые, неоднократно в своей жизни пережившие розыгрыши и шутки со стороны друзей, имеют некий "иммунитет" и переносят шутки нормально (если только это не совсем уж глупые шутки). Дети, в отличие от взрослых, такого не имеют. Они всякое сообщение будут воспринимать за чистую монету. Поэтому в присутствии детей нужно умело пользоваться этими инструментами построения отношений (шутками, розыгрышами и т.д.) чтобы не поселить в детском разуме сомнение в вашей честности.

Честность — активная позиция

Что значит быть честным? Значит ли это только не говорить неправду? Нет, не только. Также как быть добрым — не только не делать злых поступков, быть честным — не только не лгать. Честность — это жизненная позиция человека, его отношение и восприятие реальности. Честность — набор принципов, формирующих моральный облик человека.

Проблема в том, что мы часто пытаемся вписаться в рамки общепринятых норм честности, не являясь внутренне честными людьми. Это значит, что мы можем предъявлять высокие требования только к действиям и поступкам, но не заботиться об атмосфере в семье. Другими словами, мы будем делать вид честных людей, будучи внутренне всегда готовыми на неправду. Это состояние легко проверить в кризисных ситуациях, когда принципы человека проходят экзамен. К примеру, если я считаю себя честным человеком, готов ли я при любых обстоятельствах не давать взятку инспектору ДПС? Если не готов отстаивать свои позиции либо готов до определенных границ, то это и есть степень моей жизненной позиции. В Библии есть прекрасное заявление на этот счет: "Честный и мыслит о честном, и твердо стоит во всем, что честно" (Книга Исаии, 32 гл.). Заметим здесь две ступени активной позиции: мыслит и стоит. По-видимому, второе без первого не представляется возможным.

Для того чтобы дети не учились лгать нам, нужно иметь в семье атмосферу честности. Нужно, чтобы они понимали, что ложь — явление, органически чуждое вашей семье. Что вы не только боретесь с поступками, но образ и ваш образ мыслей не допускает нечестности. Если между супругами не будет отношений открытости, доверия, правдивости, детей бесполезно принуждать и наказывать. Они неосознанно стремятся быть похожими на родителей.

Практические шаги к воспитанию честного ребенка

Итак, необходимо направить свои усилия не на преодоление порока, а на не допущение его появления. Вот несколько советов, что нужно сделать для воспитания честности у ребенка.

  • Никогда, ни при каких обстоятельствах не обманывайте ребенка. Даже если вам кажется, что это так необходимо в данной ситуации.
  • Открыто выражайте свою позицию по отношению к неправде.
  • Не создавайте в семье атмосферу полицейского государства: за малейший проступок — наказание. Наблюдения показывают, что именно в такой обстановке дети врут гораздо чаще, чем в семьях, где доверие и любовь стоят на первом месте.
  • Популяризуйте честность. Пусть дети читают книги, смотрят мультфильмы, слушают аудиорассказы, в которых правда всегда побеждает. Прежде чем включить новый мультик, "пролистайте" его и попытайтесь понять: а что же он проповедует? Вклад в формирование каких ценностей внесет этот видематериал? Помните, что книги, аудио-, видеопродукция — это инструменты формирования личности.
  • Беседуйте с детьми на тему честности. Не уклоняйтесь от ответов на их вопросы. Не думайте, что все состоится само собой: воспитание — активный процесс.
  • Не обманывайте супруга. Этим вы дадите для детей основу подражания вам как родителям.

Владимир Ворожцов

Я нашла видеоигру в шкафу своего 12-летнего сына; знаю, что она не принадлежит ему. Уверена, что он украл ее в магазине. У него есть все, что он хочет. Зачем ему красть? Не хочется думать, что у него задатки клептомана*. Что же мне делать?
-Карен, мать двоих детей, Луисвилль, штат Кентукки

"Давай, положи это себе в ранец. Никто не видит".
"Я никогда не смог бы заплатить за это".
"Давайте возьмем все. Это будет так круто!"

* Клептомания- патологическое импульсивно возникающее стремление к воровству с непреодолимой потребностью его удовлетворения. - Прим. ред.

Коротко о главном.
Реакция родителей на воровство детей может быть либо деструктивной, либо продуктивной, когда они помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо. Лучшая реакция - та, которая не только помогает ребенку осознать ваши надежды на честность, но и понять, почему это так важно.

Одна из ситуаций, которая гарантированно потрясет даже самых спокойных родителей, - это когда обнаруживается, что ребенок что-то украл. Будьте уверены, что воровство гораздо больше распространено, чем можно себе представить, особенно среди младших детей с еще не сформированными представлениями о собственности. Обычно дети начинают понимать пагубные последствия воровства в возрасте пяти-семи лет. Как только они поймут, что воровство нарушает чьи-то права и может привести к серьезным правовым действиям против них, они смотрят на это уже серьезнее. Одно определенно: дети любого возраста должны уяснить, что брать что-либо без разрешения нельзя, это может иметь серьезные последствия.

Четыре шага к прекращению воровства

Существует четыре основных правила поведения родителей, помогающих остановить воровство независимо от того, маленькие у вас дети или постарше. Эти четыре шага позволят вам добиться устойчивого изменения поведения.

Шаг 1. Подойдите к ситуации спокойно и оцените намерения ребенка

Шаг 1 заключается в попытке найти ответы на пять основополагающих вопросов: Что произошло? Где и когда это случилось? С кем был ваш ребенок? Почему он украл? К сожалению, прямой вопрос "Почему ты это сделал?" ведет в никуда. Лучше всего начать с вашей реакции, объясняющей, что, по вашему мнению, произошло и как вы к этому относитесь. Например: "Тим, я огорчилась, когда нашла у тебя в шкафу видеоигру, ведь она не твоя. Как она туда попала?" Если не последует ответа, можно прямо спросить: "Ты взял ее?"
Важно запомнить два "не" в родительском поведении. Во-первых, не реагируйте слишком остро. Безусловно, вы будете рассержены и расстроены, но старайтесь держаться спокойно. Во-вторых, не обвиняйте ребенка в воровстве и не называйте его воришкой. Обвинения никогда не решат проблему, а ребенок может начать обманывать, чтобы избежать наказания или неодобрения. Вместо этого признайте существование проблемы и сообща справляйтесь с ней.

Шаг 2. Объясните, почему воровать плохо

Изложите ребенку свои взгляды на честность. Именно сейчас постарайтесь, чтобы ребенок понял, почему воровать нехорошо и почему это подрывает моральные устои вашей семьи. Будьте лаконичны и придерживайтесь темы вреда воровства: "Брать без разрешения то, что тебе не принадлежит, - очень плохо. Мы никогда не берем чужие вещи. Нам нужно доверять друг другу. Я надеюсь, что ты будешь уважать собственность других и всегда будешь спрашивать разрешение, прежде чем что-то одолжить". Помните, что детям часто трудно понять разницу между "одолжить" и "взять", поэтому вам придется объяснить ребенку идею права собственности и уважения к ней.
Если ваш ребенок постарше, можно обсудить с ним возможные последствия воровства, такие как потеря друзей, плохая репутация, утрата доверия людей и проблемы с законом. Напомните ему, что в некоторых магазинах принята политика "нулевой толерантности". В таких магазинах не прощают первого нарушения, если вы вернете украденную вещь, а сразу же вызывают полицию. Помните, что одной беседы о честности далеко не достаточно для устойчивого изменения поведения. Почаще говорите с ребенком о честности в течение нескольких недель, чтобы он не только понял, чего вы от него хотите, но и сделал добродетель частью своего привычного образа действий.

Шаг 3. Делайте замечания и размышляйте над ситуацией

Дети часто не задумываются о пагубных последствиях воровства. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда крадут твои вещи. Если ребенок маленький, разыграйте ситуацию с его любимой игрушкой. Якобы украв его игрушку, спросите: "Что бы ты почувствовал, если бы украли твою игрушку? Это было бы справедливо?" Ребенка постарше можно спросить: "Представь, что ты жертва воровства, - ты обнаружил, что из твоего кошелька украдены все деньги. Что ты почувствуешь? Что ты сказал бы человеку, который украл?"

Шаг 4. Требуйте восстановления справедливости

И последний шаг - убедитесь в том, что ребенок действительно понимает, почему воровать плохо и что надо сделать, чтобы исправить положение. Лучшее наказание - потребовать, чтобы ребенок извинился перед жертвой и вернул украденную вещь. (Лучше, если при этом вы будете сопровождать ребенка.) Если кража произошла в магазине, переговорите предварительно с хозяином магазина, чтобы доброжелательный продавец простил ребенку содеянное. Если вещь испорчена или ее уже нельзя вернуть, ребенок должен оплатить ее стоимость. Вероятно, вам придется дать свои деньги, но ребенок должен их со временем вернуть из своих карманных денег или же за счет дополнительных ежедневных обязанностей. ПОМНИТЕ: прежде чем идти с ребенком в магазин, выясните, требуют ли обычно в этом магазине вмешательства полиции. А затем принимайте решение, как лучше поступить.

План поэтапного изменения

Если вы хотите, чтобы дети были честными, подавайте им пример честности своим поведением, чтобы они знали, чего именно вы от них ожидаете. Начните с оценки примеров честности в обычной жизни. Например, брали ли вы, не заплатив, конфету или фрукты в бакалейной лавке, или маленький "сувенир" из ресторана или гостиницы (пепельницу, мыльницу и т.п.), который брать не полагалось, или канцелярские принадлежности с работы домой? Если да, то подумайте, каким это может быть примером для ребенка. Пообещайте себе исправиться.
Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного Поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана Изменений.
1. Обратитесь к шагу 1, поскольку самым важным элементом изменения поведения ребенка является определение факторов, подталкивающих к воровству. Чтобы лучше разобраться в этом, поговорите со взрослыми, которые хорошо знают вашего ребенка и чьему мнению вы доверяете. Несмотря на то, что дети часто крадут, чтобы проверить, сойдет ли это им с рук, такое поведение может указывать на существование более глубокой неудовлетворенной потребности. Безусловно, здесь следует рассматривать множество факторов, вот примеры.
Произошли ли перемены в семье, такие как развод, новый ребенок, новая работа и т.п., из-за которых ребенку не хватает внимания?
Проявляет ли ребенок импульсивность и требует ли он исполнения желаний немедленно?
Может быть, он равнодушный и поэтому не осознает обиды, которую наносит жертве?
Может быть, ребенок не усвоил таких понятий, как честность, собственность и необходимость просить разрешения?
Может быть, в вашей семье нестрогие правила относительно собственности?
Может быть, на него давят сверстники, а ему нужно быть принятым в этой группе?
Может быть, ребенок злой или завистливый и таким образом пытается кому-либо отомстить?
2. Как только вы поймете, почему ребенок ворует, спросите себя, как избавиться от этой проблемы. Например, если вы думаете, что ребенок крадет, чтобы добиться признания сверстников, помогите ему найти друзей, которые помогут ему воспитать характер и научат противостоять сверстникам. Запишите, что вы собираетесь предпринять для решения проблемы, и обяжитесь следовать этому вместе с ребенком.
3. Перечитайте шаг 2 и подумайте, как вы поможете ребенку научиться уважать собственность других. Например, будете ли вы создавать ситуации, помогающие усвоить понятие собственности, или читать рассказы и сказки о честности, или ежедневно использовать для этого подходящие воспитательные моменты? Не обманывайтесь, думая, что ребенок уже усвоил правила честности. Этой добродетели надо учить постоянно и часто о ней повторять.
4. Подумайте, что вам следует предпринять, чтобы ребенок понял последствия воровства. Шаги 3 и 4 помогут вам разработать план изменений. Самая важная задача - добиться, чтобы ребенок понял не только то, что воровать плохо, но и то, что в итоге он будет нести ответственность за свои действия.
5. Если воровство становится часто повторяющейся особенностью поведения, подумайте о консультации у специалиста. Такое поведение нужно немедленно пресекать.

Обязательства по изменению проблемного поведения ребенка

Как вы будете использовать четыре шага и план поэтапного изменения проблемного поведения для того, чтобы помочь своему ребенку? Запишите, что вы предпримете в течение ближайших 24 часов, чтобы начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

Результаты поэтапного изменения проблемного поведения ребенка

Исправление поведения - это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении результатов через родительское поощрение. Движение ребенка к изменениям может быть медленным, но обязательно отмечайте и поощряйте каждый его шажок на этом пути. Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не спешите сдаваться. Помните, что если не сработает один подход, то сработает другой. Еженедельно фиксируйте прогресс в поведении ребенка, пользуясь приведенным ниже образцом. Ежедневно отмечайте успехи в Дневнике поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.
1 неделя

Данная работа предназначена для учеников начальных классов и поможет сформировать нравственные качества человека и объяснить, что правдивость и честность – слова противоположные по значению лжи и нечестности.Объяснить истинное понятие слова «честность».Рассмотреть различные варианты проявления честности в повседневной жизни.Воспитывать в учениках класса необходимость отказа от лживости, развивать чувство собственного достоинства не только в своих глазах, но и в глазах окружающих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ «Средняя общеобразовательная бюджетная школа №385»

Красносельского муниципального района

Санкт-Петербурга

Беседа

« О честности и правдивости»

Шавенько Галина Владимировна

Воспитатель ГПД

Санкт – Петербург

2014г

Цель: формировать нравственные качества человека и объяснить, что правдивость и честность – слова противоположные по значению лжи и нечестности.

Объяснить истинное понятие слова «честность».

Рассмотреть различные варианты проявления честности в повседневной жизни.

Воспитывать в учениках класса необходимость отказа от лживости, развивать чувство собственного достоинства не только в своих глазах, но и в глазах окружающих.

Информация.

Мы сегодня на классном часе поговорим о честности и правдивости. Для того, чтобы разобраться в этом давайте подберём, антонимы к словам:

ложь –

нечестность –

Быть честным – это совсем не означает постоянно выплескивать все то, что у вас на уме. Голая правда может вызвать напряжение в дружеских отношениях, и даже зародить злость.

Некоторые воспринимают прямоту легче другие – труднее. Предлагаем вам некоторые практические советы, как быть честным и не испортить отношения с людьми:

1. Общайтесь с людьми от первого лица. Поскольку честность является открытием и выражением ваших мыслей и чувств. Например, говорите: «Я обеспокоен твоими проблемами», вместо: «Ты меня достал со своими проблемами».

2. Не говорите сразу всю правду, начинайте с малого, постепенно увеличивая обороты. Подготовьте человека.

3. Как можно скорее избавьтесь от прошлой лжи. Признайтесь другому человеку в своей не правоте, скажите, что вы цените ваши отношения и хотите их сохранить

(работа в группах)

Задание 1.

Бродяга, гуляя по рынку, нашёл богато отделанный кошелек. Открыв его, он обнаружил, что в нём лежит сто золотых монет. В этот момент бродяга услышал крик человека в торговых рядах:

Вознаграждение! Вознаграждение ждёт того, кто найдёт мой кожаный кошель!

Будучи честным человеком, бродяга подошёл к потерявшему кошелёк и отдал ему свою находку.

Вот ваш кошель. Я могу теперь получить награду?

Награду? - усмехнулся купец, жадно считая золото. - В кошельке, который я обронил, было двести монет золота. Ты уже украл больше, чем вознаграждение. Уйди или я позову охранников порядка!

Я - честный человек, - оскорблено сказал бродяга. - Давай решим этот вопрос у судьи.

Судья внимательно выслушал обе стороны и сказал:

Я верю вам обоим. Правосудие возможно! Купец, вы заявили, что, когда вы потеряли кошелёк, в нём лежало двести монет золота. Хорошо, это - значительная сумма. Но, кошель, который нашёл этот бродяга, содержит только сто монет золота. Поэтому, это не мог быть тот, который вы потеряли.

И, с этими словами, судья отдал кошелёк и всё золото бедняку.

Ребята, обсудите в группе и выскажите своё мнение по поводу того, что же произоизошло.

Задание 2.

Как вы оцениваете поступок бедняка

Всякий ли школьник может поступить так, как бедняк Почему?

Да, народная мудрость убеждает нас, что во все времена ценили в людях честность и порядочность. Ведь честность и порядочность проявляется и реальной жизни: в умении человека держать слово, не давать его не обдумав, в состоянии ли выполнить обещание, доводить дело до конца, не обманывать.

Как вы думаете, был ли наш разговор полезным для вас?

На доске записаны мудрые высказывания великих людей. На партах лежат сигналы в виде огонька. Вы должны прикрепить свой огонёк к тому высказыванию, которое показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем.

«Нельзя быть справедливым, не будучи человечным»

Л.Вовенарг.

«Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым»

В.Гюго.

«Никогда не поздно замолчать, если знаешь что лжёшь»

А. Дюма (сын).

Подведем итоги.

Честность – это одно из непременных проявлений благородного человека.

Честность – это серьезная причина для уважения к человеку.

Честность – это убеждение в том, что собеседник настолько духовно развит, что сумеет понять и принять самую горькую правду.

Честность – на удивление полезная вещь. Она может освободить нас от тяжелого бремени стресса и тревог; она делает спокойным наш сон по ночам; она дает уверенность в собственных силах; она улучшает наше душевное самочувствие; благодаря ей люди больше ценят наше мнение.

Пусть честность станет вашим спутником по жизни и даст возможность получить уважение и понимание окружающих и ведет вас к успеху!