Встретить гостей хлебом солью. Слова встречи молодых с караваем на свадьбе и истоки этой древней традиции

16.07.2019

Торжественная роспись позади, впереди молодоженов ждет красивая встреча с караваем у свадебного зала и само свадебное застолье с дарением подарков. Как красиво провести встречу молодоженов, чтобы запомнилась она надолго? Мы поможем вам! Портал Свадебка.ws представляет вашему вниманию интересный сценарий свадьбы : от ЗАГСа до застолья. Итак, начнем!

Встреча молодоженов с караваем

Гости уже собраны возле дверей свадебного зала. Ведущий выстраивает гостей "живым" коридором и раздает им лепестки роз для осыпания молодоженов. Когда молодожены прибывают на место, они проходят по "живому" коридору к родителям. Обе мамы одновременно держат блюдо с караваем на рушнике. А у одного из отцов в руках находится поднос, на котором стоят красивые свадебные фужеры с шампанским. Ведущий говорит:

Дорогие гости! К нам приближается удивительно красивая молодая пара ____ и ____, давайте встретим их бурными овациями!!!

Пусть семейная дорога
Прямо к счастью вас ведет,

Просим сделать молодых
Мы по ней шаги вперед.
А нам поздравить вас пора,
Молодоженам дружное: ура!

Давайте подойдем к самым дорогим людям, которые вырастили и воспитали молодых, а сегодня благословляют их на счастливую жизнь. Ваши мамы держат в руках ваш первый семейный хлеб - свадебный каравай, румяный и пышный, что означает, что в вашем доме всегда будет благополучие и достаток.

Как вы думаете, что сейчас с ним надо сделать?

Если гости и молодожены отвечают: "Съесть!", ведущий шутит: "Вот оказывается, кто у нас самый голодный!". А затем говорит:

Каравай нужно разломать. Беритесь за каравай двумя руками и отламывайте от него по большому кусочку.

Скажите, о чем мы будем судить по величине отломанных кусочков? Кто в семье любит больше всего кушать? - (ждет ответа от молодоженов и гостей) - Правильно! Кто будет главой новоиспеченной семьи!

Мать жениха преподносит каравай. Молодые отламывают от него по кусочку. Ведущий говорит:

А теперь у вас есть уникальная возможность насолить друг другу - и вам ничего за это не будет! Итак, посолите ваш хлеб!

Молодожены обмакивают кусочки в соль. А ведущий продолжает:

Обменяйтесь кусочками и накормите ими друг друга! Какая вы все-таки заботливая пара! Никогда не оставите друг друга голодными!

А теперь возьмите в руки бокалы и загадайте желание

Молодожены берут в руки бокалы. Ведущий продолжает:

Загадали? Осушаем бокалы и кидаем их через левое плечо - чтоб любили вы друг друга горячо!!!

Молодожены выпивают и бросают бокалы через плечо. А ведущий говорит:

Вот теперь всё по закону
Брак скреплён хрустальным звоном!
В зал пройти пришла пора,
Молодоженам все - ура!!!

Молодожены проходят в зал под красивую музыку. Гости следуют за ними.

    73701 просмотр

    Встреча молодых после бракосочетания с караваем является давней традицией и обязательным ритуалом, с которого всегда начиналось праздничное свадебное застолье. Этот хлебный продукт принято выпекать накануне в четверг или пятницу из пшеничной муки украшая верхнюю часть шишками и колосками, символизирующими богатство и плодородие, а также голубями, олицетворяющими любовь.

    Как же встречать молодых с караваем? По приезде свадебного кортежа к месту празднования на пороге новоиспеченных мужа и жену встречают их родители. При этом мать жениха традиционно преподносит на рушнике каравай с солью как символ благосостояния и гармонии совместной жизни. Родители высказывают пожелания, напутствия и благословение. Не стоит в этот момент произносить длинные речи, возможность красноречиво высказаться будет во время самого праздничного обеда, когда каждый из родителей наряду с общими гостями будет произносить поздравительный тост. Молодые должны отломить от каравая кусочки, и обмакнув в соль угостить один другого тем самым признавая, что готовы заботиться друг о друге во время совместной жизни. Зачастую кусочки от каравая молодожены откусывают, и при этом считается, у кого кусок оказался больше, тот и будет главенствовать в семье. Соль в этом случае означает, что они последний раз друг другу насолили. У отца жениха в руках икона Николая Угодника или Божьей Матери, символизирующая духовность и христианские традиции совместной жизни. Мать и отец невесты преподносят молодым мед и шампанское, тем самым напутствуя сладкой жизни и знаменуя начало медового месяца. Шампанское необходимо выпить до дна, а сами бокалы разбить. По осколкам бокалов принято считать, кто будет первенцем в новой молодой семье. Если крупные осколки, то мальчик, если мелкие соответственно девочка. Молодые супруги благодарят при этом родителей, низко кланяются им и трижды целуют каждого в щеки.

    Сам каравай ставится на стол к молодым супругам, где он находится до конца праздничного застолья. К концу вечера принято делить каравай, центральная верхняя его часть оставляется молодоженам, дальше все раздается родителям и гостями, при этом принято взамен на кусок каравая каждому из гостей одаривать молодых. Как правило, на специально приготовленное блюдо или разнос гости кладут деньги, соблюдая традиционную старинную заповедь, «одаривай и одариваемым будешь».

    Примерные слова матери жениха при встрече молодых с караваем:

      Милые дети! Поздравляем вас с бракосочетанием и рождением новой семьи! Благословляем вас на долгую счастливую жизнь и преподносим вам каравай символ любви, достатка и благополучия. Совет вам да любовь! - Дорогие дети! Примите искренние поздравления в этот знаменательный праздник, день рождения вашей семьи! Желаем вам на протяжении всей жизни пронести в своих сердцах те светлые чувства любви друг к другу, которые вас вместе свели. Живите в достатке и счастье!

      Любимые наши детки! Очень рады, что вы нашли друг друга и соединили свои искренние чувства, образовав новую семью. Любите, цените и доверяйте друг другу! Пусть всегда ваш дом будет полной чашей, а обиды и невзгоды пусть обходят вас стороной!

      Дорогие дети! Рады вашему сознательному выбору! Благословляем вас на счастливый брак с искренними взаимными чувствами любви! Проявляйте уважение и заботу друг к другу. Вместе делите все взлеты и падения, радости и печали! Совет вам да любовь!

    Галина Гуденко
    Сценарий к празднику «Хлеб - всему голова»

    Оформление : на центральной стене музыкального зала цветная аппликация, отражающая каравай, колосья пшеницы, солнце. На полу стоят снопы. На полках-витринах и столе хлебобулочные изделия .

    Под народную мелодию входит хозяйка с караваем на расшитом полотенце. Дети одеты в русские народные костюмы.

    Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие!

    Если мы хотим кого-то

    Встретить с честью и почётом,

    Встретить щедро, от души

    С уважением большим

    То гостей таких встречаем

    Круглым, пышным караваем!

    Он на блюде расписном,

    С белоснежным рушником.

    С караваем соль подносим,

    Поклонясь, отведать просим!

    Хозяйка с поклоном подходит к гостям с караваем и просит отведать хлеб-соль .

    Ребёнок. Этот наш обычай вечный –

    Из далёкой старины :

    Честь гостям и радость встречи

    Словно символ доброты!

    Хозяйка. В старину хлебом -солью встречали жениха и невесту на пороге их дома, новорожденного, дорогих и уважаемых гостей – это считалось символом благополучия и гостеприимства. Сегодня мы с вами будем прославлять чудо земли – хлеб . В честь хлеба слагали гимны , песни, совершались обряды, устраивались праздники .

    Ребёнок. У народа есть слова :

    «Хлеб – всей жизни голова » .

    Славится он первым на земле,

    Славится он первым на столе.

    Хозяйка. Ребята, сегодня мы будем много говорить о хлебе , но сначала я хочу подарить вам сказку. И эта сказка не простая. Хотите послушать и увидеть её?

    Жили-были на свете Солнце Земля и Труд. Земля питала каждую травинку, Солнышко ласкало, Труд оберегал. Но вдруг, откуда ни возьмись….

    Входит Безделица

    Безделица. Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю! Недаром зовусь безделицей. Больше всего не люблю труд. Вы его, ребята, не видели?

    Появляется труд, в руках он несёт зерно.

    Труд (смотрит на зерно) . Какое ты маленькое, а сколько в тебе добра!

    Безделица набрасывается сзади на него и пытается отнять зёрнышко.

    Безделица. Всё-равно я стану владычицей Земли!

    Труд. Владыкой мира будет Труд!

    Безделица. Ха! Давай позовём человека. Пусть он решит, толи ему обливаться потом, трудиться, то ли ему ничего не делать, полёживая в тени!

    Труд. Будь по-твоему.

    Появляется Человек.

    Труд (протягивает Человеку зёрна) . Вот тебе горсть зерна. Сумеешь вырастить хороший урожай, значит, принесёшь всем радость .

    Безделица. А уж коли не вырастишь, коли захочется тебе (зевает) подремать, да понежиться (потягивается, уж тогда мы с тобой друзьями станем.

    Человек (кланяется Труду) . Спасибо, тебе, батюшка Труд! Я тебя не подведу.

    Звучит русская народная мелодия. Человек под музыку сеет зерно. На каждый взмах руки выбегают дети-всходы и водят хоровод.

    Хоровод «Всходы» .

    Безделица. Ну, надо же! Труд верх берёт! Эх, была, не была! Позову-ка я морозы, пусть заморозят всходы. Эй, Морозы лютые! Сюда, сюда!

    Под музыку влетают Морозы : Красный нос и Синий нос и бегают по залу.

    Труд. Ребята, беда может случиться! Скорее в круг! Не дадим морозам погубить зелёные всходы хлеба !

    Дети окружают всходы.

    Морозы. Я Мороз-Красный нос, а я Мороз – Синий нос! Померяемся силой! Если мы перетянем канат – наши всходы.

    Игра «Перетягивание каната» . Дети побеждают. Морозы убегают.

    Безделица. Ох, и бездельники эти Морозы. Ну да у меня есть ещё ветры суховеи. Отзовитесь! Появитесь!

    Вбегают ветры, бегают вокруг всходов.

    Безделица. Ну, сушите! Ну, губите!

    Человек. Нашим всходам нужна влага! В воде их спасенье. Там вдали озеро. Необходимо сюда доставить как можно больше влаги. Но ветры-суховеи постараются овладеть водой, поэтому мне нужна ваша помощь!

    Игра «Не пролей воду!»

    На середине зала миска с водой. Это озеро. Надо ложкой зачерпнуть воду и быстро перенести её в стакан, который стоит у всходов, то же делают суховеи, только они носят воду в обратную сторону. В чьём стакане окажется больше воды?

    Всходы. Спасибо, ребята, напоили нас!

    Безделица. Горе мне, горе! Ухожу я от вас! Фу! Какая противная сказка! И здесь мне не удалось повеселиться!

    Безделица уходит.

    Всход. Поднимаются ростки,

    Зеленеют стебельки.

    Скоро будут колоски.

    Станет поле щедрой нивой :

    Сильной, рослой, златогривой.

    Дети исполняют песню «Слава урожаю»

    Музыка и слова Е. Шаламоновой, «Музыкальный руководитель» № 5-2009, стр. 26

    Хозяйка. Но не сразу стали зёрна

    Хлебом тем , что на столе.

    Люди долго и упорно

    Потрудились на земле!

    1 ребёнок. За лесами, за лугами

    Раздаётся в поле гром,

    Это тракторы плугами

    Пашут лёгкий чернозём.

    2 ребёнок. На широкие долины

    Вышли новые машины :

    Глянь в раскрытое окно –

    Сеют сеялки зерно.

    3 ребёнок. Сколько в это зёрнышко

    Вложено труда,

    Знают только солнышко,

    Ветер да вода.

    4 ребёнок. Он не падает к нам с неба,

    Появляется не вдруг.

    Чтобы вырос колос хлеба ,

    Нужен труд десятков рук.

    5 ребёнок. Зреет тучей золотой

    Новый урожай

    Каждый колос налитой

    Крепко уважай!

    Хозяйка. Силою державы

    Его звали встарь.

    Хлебушек по праву

    В государстве – царь!

    Взрослые исполняют песню «Русское поле» (музыка Я. Френкеля, слова И. Гофф) На экране слайды на тему «Хлебные поля » .

    Хозяйка. Вот и созрели колосья. Наступает пора жатвы. В наше время хлеб убирают огромные комбайны, машины. А в старину колосья срезали серпами, жали, поэтому уборка хлеба и называется жатвой .

    Ребёнок. Солнце поднимается,

    Заря загорается,

    А наши жницы на поле идут,

    Поют, заливаются.

    Исполняется песня с движениями :

    А мы жито жали,

    Во снопочки вязали

    На ток возили,

    Цепами молотили.

    Будем тесто месить,

    Пирогами всех кормить.

    Выходит Тит с большой ложкой, к нему подходят девочки-жницы.

    Тит. Где баранки, калачи?

    1 жница. Не колода-лодырь, не пень

    Пролежал целый день!

    2 жница. Не жнёт, не косит

    А обедать просит!

    3 жница. Тит, иди молотить!

    Тит (плаксиво) . У меня живот болит!

    4 жница. Тит, иди колотить!

    Тит. У меня спина болит!

    5 жница. Тит, иди мёд пить!

    Тит. Дай скорее ложку схватить!

    Все жницы. Хочешь есть калачи –

    Не сиди на печи!

    Хозяйка. У всех народов хлеб пользуется особым уважением. Хлеб почитали с древних времён и складывали о нём мудрые изречения, пословицы. Сейчас мы проведём игру с взрослыми.

    Проводится игра с взрослыми «Угадай-ка»

    Воспитатель читает начало пословицы, а взрослые должны сказать концовку.

    Горька работа - … (да хлеб сладок )

    Пироги не растут… (на кустах)

    В землю не положишь-… (с земли не возьмёшь)

    На чужой каравай…. (рта не раззевай)

    Доплясались…. (что без хлеба остались ) .

    Хозяйка. Молодцы, порадовали вы нас своими знаниями.

    Ребята, что нужно для того, чтобы замесить тесто?

    Дети. Мука и вода.

    Хозяйка (обращается к детям) . Ох, захотелось пирожка!

    У нас есть масло и мука.

    Вы бы тесто замесили,

    Да гостей бы пригласили.

    Девочки исполняют частушки.

    1 девочка. Тесто я месить пойду,

    Неужели вы меня

    Раньше не видали?

    2 девочка. Замешу я тесто,

    Чем вам не невеста?

    Головой вот так качну ,

    Завлекать парней начну!

    3 девочка. Хоть месить мне тесто лень

    Всё же потружуся,

    А когда я подрасту,

    Бизнесом займуся!

    4 девочка. Помесить мне разрешите.

    Я работы не боюсь.

    Если правый бок устанет,

    Я на левый повернусь!

    5 девочка. Меня мама бережёт

    Месить тесто не даёт.

    Жарит рыбки – окуньки,

    Чтоб любили пареньки!

    Хозяйка. А сейчас предлагаем вашему вниманию сценку «Тесто» .

    Проводится сценка-сюрприз «Тесто» .

    Входят Дед и Баба, несут кастрюлю, ставят её на пол, начинают «месить» тесто. Затем вытирают пол со лба и садятся на скамеечку.

    Хозяйка. Замесили Бабка и Дедка тесто и сели ждать, когда тесто поднимется. Было тесто бело, дулось и пыхтело.

    Фыркало, шипело, тесто песню пело…

    Тесто (вылезая из кастрюли) . Уползу я из кастрюли,

    Я не буду пирогом!

    Не хочу я быть ватрушкой

    Иль пампушкой с творогом!

    Бабка (пытается запихнуть тесто обратно в кастрюлю) .

    Стой, стой, не беги!

    Я спеку пироги.

    Будешь ты с начинкой,

    С ягодкой – малинкой.

    Будешь кулебякой

    И коврижкой с маком!

    Хозяйка. Отвечает бабке тесто.

    Тесто (вываливается из кастрюли на пол, затем встаёт во весь рост) .

    Мне в кастрюльке мало места.

    Мне в кастрюльке стало тесно!

    В печку лезть неинтересно.

    Хозяйка. На пороге свинка

    Розовая спинка.

    Свинка хрюкает, визжит

    К тесту белому спешит.

    Свинка подбегает к тесту.

    Тесто (испуганно) . Ты меня не трогай, подожди немного

    Буду я с начинкой, ягодкой-малинкой

    Буду кулебякой и коврижкой с маком.

    Свинка. Мне не нужен мак, съем тебя и так!

    Свинка бегает за тестом, тесто убегает.

    Тесто. Ой, спасите, пропаду!

    Ой, спасите, караул!

    Баба и Дед (вместе) . Будешь кулебякой и коврижкой с маком?

    Тесто. Буду! Я хочу быть пирогом

    Вкусным, ароматным!

    Угостите всех детей

    Булочками с маком!

    Дед с Бабкой «уводят» тесто.

    1 ребёнок. Каравай земли и неба на твоём столе.

    Ничего сильнее хлеба нету на Земле

    2 ребенок. В каждом маленьком кусочке

    Хлебные поля .

    И на каждом колосочке

    Держится земля.

    3 ребенок. В малом зернышке пшеницы

    Летом и зимой

    Сила зернышка хранится

    Из земли родной.

    Дети водят хоровод «Колосок»

    Хозяйка. Нелёгок труд землепашца. Вырастить хлеб – святое дело .

    С детства учитесь ценить труд хлебороба и бережно относитесь к хлебу .

    Вы запомните, дети, золотые слова :

    «Хлеб – всему голова ! Хлеб всему голова !

    Слава миру на земле! Слава хлебу на столе

    Ребёнок. Людям – хлеб , детям – мир.

    Пусть начнётся дружный пир.

    Крикнуть нам сейчас пора :

    Все вместе : Хлебу - дружное «Ура» !

    Хозяйка приглашает гостей и детей на чаепитие у самовара с пирогами, пряниками, сушками, ватрушками!

    Русский народ всегда отличался гостеприимством и радушием. Отношение к гостю на Руси было особенным. Гостей, даже случайных, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться. А если гостю понравится радушный прием, то с его слов добрая слава о хозяине дома и о Руси распространится по всему свету.

    Основной задачей хозяина считалось как можно лучше накормить дорогого гостя, ему выставлялись лучшие блюда. До наших дней дошли поговорки «Что есть в печи, все на стол мечи», «Хоть не богат, но гостям рад», «Гостю щей не жалей, погуще налей».

    Если же о предстоящей встрече гостей было известно заранее, то готовиться начинали за несколько дней. Существовал обычай встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. Обычно хлеб, обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник), выносила к гостям хозяйка дома или женщина, которой каравай и был испечен. При этом рушник обозначал дорогу, которую проделал гость. Кроме того, он символизировал божье благословение. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли к тому же приписывались свойства «оберега». Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость и добавить свои пожелания добра и мира. Впрочем, и гости могли принести в дом хлеб и соль, выражая особое уважение к хозяину и желая ему процветания и достатка.

    «Всякий путешественник был для славян как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благоговением…», -
    Н.М. Карамзин.

    Традиционная русская трапеза

    Если в доме принимали гостей, трапеза начиналась и шла по определенному сценарию. Стол, который буквально ломился от разнообразных блюд, располагался в «красном углу» рядом с приделанными к стене неподвижными лавками. Существовало поверье, что сидящие на этих лавках пользуются особым покровительством святых.

    По традиции в начале трапезы появлялась хозяйка дома, одетая в свой лучший наряд. Она приветствовала гостей земным поклоном. Гости кланялись в ответ и по предложению хозяина подходили поцеловать ее. Согласно укоренившемуся обычаю, каждому гостю вручалась при этом чарка водки. После «целовального обряда» хозяйка направлялась к специальному женскому столу, что и служило сигналом о начале трапезы. Хозяин отрезал каждому гостю ломоть хлеба и посыпал его солью.

    Невозможно представить себе русский стол без хлеба и соли: «Без соли, без хлеба худая беседа», «Хлеб на стол, так и стол - престол», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай», «Без хлеба - смерть, без соли смех».

    Отказавшись разделить с хозяевами дома «хлеб да соль», можно было нанести им несмываемую обиду. Во время трапезы было принято усиленно потчевать гостей. И если гости ели мало, хозяева уговаривали их отведать то или иное блюдо, преклоняя колени.

    И сегодня «хлеб-солью» встречаем

    Наш народ по-прежнему открыт, гостеприимен, радушен. И традиция встречать дорогих гостей не только приветственным словом, но и хлебом-солью сохранилась и в наши дни. К примеру, в день свадьбы мать жениха преподносит молодым свадебный каравай - символ чистых мыслей и добрых намерений. Это означает, что родители принимают в семью молодую жену, с которой теперь предстоит жить рядом и делить все беды и радости.

    Конечно, в чистом виде церемония чаще используется на официальных встречах или в праздничные, торжественные моменты. Например, праздничным караваем встречают жители города дорогих гостей.

    Традиция встречать новобрачных хлебом-солью уходит корнями в глубокое прошлое. При этом и в настоящее время большинство семей не пренебрегают данным обрядом и с удовольствием готовят вкусный каравай и ставят на него солонку с рассыпчатой специей, готовясь к бракосочетанию сына.

    О традиции хлебом-солью

    Хлебом с солью встречают родители новоиспеченного мужа свою молодую невестку. Дело в том, что раньше женщина, выходившая замуж, принималась в семью мужа и жила вместе с ним в большом доме его родителей. Сразу после обряда бракосочетания молодые супруги ехали к мужу, где невеста должна была отведать хлеб-соль. Это символизировало, что свекры приняли ее в свой дом, свою семью, свои сердца.

    Прежде чем отведать кусочек каравая, родители благословляли детей иконой. Затем муж и жена по очереди откусывали по кусочку хлеба, макали в соль и кормили друг дружку. Чей кусок оказывался больше, тот и считался в хозяином в молодой семье. После этого жених подхватывал новобрачную на руки и заносил в дом. Недоеденный каравай заворачивали в салфетку и относили в церковь. Считалась, что это принесет мир и любовь в семью детей.

    О традиции встречать молодоженов хлебом-солью

    В настоящее время жизнь сильно изменилась, но традиция осталась. Только в немного видоизмененном варианте. Зачастую родители жениха встречают молодых с караваем не в своем доме, а у дверей ресторана, в котором планируется празднование свадьбы. Связано это и с тем, что не всегда удобно заезжать в дом родителей мужа, и с тем, что молодые семьи в основном живут самостоятельно, без родителей.

    Во время церемонии откусывания хлеба гости обсыпают молодых конфетами, монетками и лепестками цветов. Что символизирует пожелания молодой семьи сладкой счастливой жизни, финансового благополучия, любви и нежности.

    После того, как молодожены откусили по кусочку каравая, часто его разламывают пополам и отдают жениху и невесте. Они одновременно начинают кормить гостей, кто быстрее справился с заданием - тот кормилец в доме.

    Хлеб-соль

    С давних времен на Руси особым почтением пользовались оба эти продукта. Хлеб всегда был пищей, входящей в ежедневный рацион практически каждого человека и пользовался особым уважением и почтением. Соль считалась дефицитным, дорогостоящим продуктом. Им даже предписывались особые магические свойства. Так, соль, по поверьям, способна защитить от всякой нечисти, а хлеб способствует установлению мира и дружбы между людьми.

    Предложение отведать хлеб с солью говорит о дружелюбии и гостеприимстве хозяев. Отказ же от предложенного угощения расценивался как серьезное оскорбление.