Не работает, потому что темперамент не тот, потому что тип реагирования особенный, потому что вне зависимости от воспитания дети в одной семье все равно разные. Далее об этом поговорим с психологом.
Татьяна Коваленко, музыкант, психолог и хронический оптимист
Кто-то лидер и всех расталкивает локтями, а кто-то забивается в угол и тихо плачет. Кто-то бьет других детей, а кто-то всех мирит и со всеми дружит.
Но есть базовые принципы в воспитании, которые нужны абсолютно всем детям. Например, сейчас трендом стало развитие эмоционального интеллекта. И это не случайно. Многочисленные исследования психологов доказали, что высокий IQ не сделает человека счастливым и успешным. Помимо интеллекта обычного, к которому мы привыкли, есть еще вербальный, социальный, эмоциональный и другие. Ученые сходятся во мнении, что именно эмоциональный интеллект играет решающую роль в становлении здоровой личности.
Но именно его и нужно развивать по-разному в зависимости от типа личности ребенка. Есть такие дети, у которых вроде бы с эмоциями и так перебор. Им бы с волей поработать и с дисциплиной. Куда уж им развивать эмоциональный интеллект? Но правильный подход к их эмоциям может превратить слабого, беззащитного и грустного ребенка в уникальную творческую личность.
Это так называемые ранимые дети.
В любой момент они готовы сорваться на плач. Потеря камушка, который был предназначен для “очень важной цели”, неожиданное воспоминание о забытом на лавочке рисунке, неосторожно сказанное вами слово может спровоцировать море слез. Кажется, что их чувствительность все время на каком-то пределе.
Ребенок, который когда-то увидел голубя с раздавленной головой от удара машины, может еще год вспоминать об этой ситуации, будет рассказывать, что это ему снится и часто вспоминать, когда просто увидит голубей. Ребенок рыдает, когда другому больно и чувствует свою причастность или даже вину. Не важно, так это или нет.
Родители себя чувствуют с ним как на минном поле, один неосторожный шаг — и истерика готова.
Но у ранимых детей есть и ряд преимуществ. Они не так заметны, потому что на первом плане всегда какие-то “беспричинные слезы”. Сильные стороны таких детей — это необычайная внимательность к деталям, высокий уровень эмпатии и глубокий анализ происходящих событий. Ранимые дети — это верные друзья, совершенно бескорыстные; всегда готовы помочь, уступить, позаботиться о слабом.
Каким может вырасти такой ребенок, если родители неправильно будут интерпретировать его эмоции и будут их корректировать по типу среднестатистического ребенка:
Такой взрослый “ребенок” будет постоянно испытывать неудобство и чувство неполноценности из-за своей ранимой натуры.
А мечтать он все равно будет, хоть и тайком.
Во-первых, можно научиться помогать ребенку легко и безболезненно выходить из сложных эмоциональных переживаний.
Во-вторых, принимая особенности ранимого ребенка как нормальное естественное явление, можно повернуть их на пользу ему и на радость себе.
Прежде всего, нужно запомнить как нам, родителям, необходимо реагировать в случае эмоциональной бури. Нужно будет проходить каждый раз вместе с ребенком несколько этапов:
Обязательно нужно акцентировать внимание на его сильных сторонах и постоянно о них напоминать. Учить, как ребенок может ими пользоваться.
Начнем с применения внимательности и любви к деталям. Ребенка можно называть непревзойденным следопытом, который всегда может найти или обнаружить то, чего не видят другие. Очень хорошее подспорье — мультфильм “Невероятные расследования котенка Хакли”. Ваш следопыт будет рад провести расследование и найти ответ раньше умного котенка.
С ранимым ребенком нужно постоянно говорить о преимуществах высокой чувствительности и эмоциональности. Показывать примеры известных людей с таким же темпераментом. Рассказывать ребенку о достижениях этих людей. Вместе рассуждать о том, как высокая чувствительность помогла их карьере.
Важно акцентировать внимание ребенка на том, как он свои качества может использовать в жизни. Например, эмпатия может помочь в личных взаимоотношениях, в дружбе. Нужно постоянно подчеркивать, что ранимость, чувствительность — это преимущество, а не недостаток. Такой ребенок, когда вырастет, будет хорошо разбираться в людях и это может стать основой для его будущей профессии.
В общем, вариантов для поддержки - масса.
Ранимые дети — это возможность для нас научиться видеть мир другими, более внимательными глазами. Возможность соприкоснуться с тонкой душевной организацией.
Наш эксперт - психолог Светлана Яблонская.
Ребенка можно назвать высокочувствительным, если он:
На первый взгляд может показаться, что такому ребенку «все не так», что он чересчур избалован и капризничает.
В России, с ее нелегкой историей, сложилось несколько презрительное и грубоватое отношение общества к людям с тонким устройством. Поэтому даже любящие родители часто стремятся «вылечить» свое чадо от чувствительности, чтобы помочь ему адаптироваться к суровым жизненным реалиям. Но это большая ошибка - не только потому, что подобные попытки причиняют ребенку боль, но и потому, что тип нервной системы изменить нельзя.
Кроме того, высокая чувствительность - это редкое достоинство, дающее человеку дополнительные возможности. Конечно, если смотреть на мир как на поле боевых действий, то к войне ранимые люди не приспособлены. Но именно такие личности больше всего склонны привносить в мир красоту.
Высокочувствительных людей еще называют людьми-«орхидеями». А орхидея не только нежнее и требовательнее многих других цветов, но и прекраснее.
Лучший способ помочь высокочувствительному ребенку - создать для него максимально благоприятные условия:
Высокочувствительные дети часто отличаются чуткостью и вниманием к переживаниям других, что вызывает соблазн (особенно у мам) обращаться к ним за сочувствием и поддержкой. С этим соблазном нужно бороться, так как он ставит ребенка в сильную позицию по отношению к взрослому. Единственная опора для человека в детстве - родители, и это они должны его поддерживать, а не наоборот. Лучше показать ребенку положительный пример самостоятельной заботы о себе - так и он будет учиться заботиться о себе сам.
Мне кажется, ранимость – качество приобретенное. Характер ребенка зависит от его воспитания. Я не знаю, как найти язык с такими детьми. Я вот в детстве была послушной и никогда не капризничала. Родители мною очень много занимались. И я их очень уважала и боялась огорчить.
Наша справка
Термин «высокочувствительный человек» появился в конце ХХ века в США благодаря психологу Элайн Арон. Высокая чувствительность – это особое свойство нервной системы. Люди, обладающие им, а таковых примерно 15–20%, во всем замечают больше тонкостей, чем другие, и более глубоко перерабатывают любую информацию. Воспринимая больше нюансов, они легче перегружаются звуками, зрелищами и эмоциями. Высокая чувствительность влияет и на многие телесные реакции: такие люди более чувствительны к болевым ощущениям, к свету и температуре, тяжелее переносят чувство голода. Бывает и избирательная чувствительность: одного больше раздражает тесная или «кусачая» одежда, другой не способен выносить шум…Ранимый ребёнок — очень чувствительный и и зачастую плаксивый ребёнок, который медленно адаптируется к новой среде. Таким детям нравится, когда всё предельно предсказуемо и знакомо и не нравится, когда их перебивают, когда что-то идет не так или противоречит их воле. В противном случаем ранимый ребенок моментально расстраиваются и начинает плакать.
К тому же ранимые дети очень застенчивы и им сложнее влиться в коллектив. Они, как правило, эгоистичны и испытывают трудности, когда приходится делиться игрушками с другими детьми. В некоторых случаях ранимые дети проявляют агрессию, злость и устраивают истерики. Однако, если же предоставить такому ребенку самостоятельно что-то делать, то он с радостью погрузится в работу, будет рассуждать, обдумывать что-то.
Если сравнивать ранимых детей со взрослыми, то их можно в какой-то степени приравнять к интровертам. Они вроде бы достаточно умны и амбициозны, но очень закрыты от внешнего внимания. Они живут в каком-то своем «плюшевом» или «изумрудном» мире, где все происходит по их правилам.
Прежде всего, нужно набраться терпения и шаг за шагом давать понять вашему ребёнку, что это такое — истинное чувство достоинства. Объясните малышу, что гордость и гордыня совершенно разные понятия, так же как шутка и злопыхательство, или справедливая критика и обычное критиканство. Внушите своему ребенку, что из-за своей обидчивости и плаксивости он может не только лишиться друзей и никогда не приобрести новых, но и, наоборот, нажить себе врагов.
Ваш ребенок должен уяснить раз и навсегда, что на таких, как он, «возят воду» злые люди, используя их обидчивость. Дайте ему понять, что его чрезмерная обидчивость — это проявление глупости, которая не защищает его, а наоборот убивает в нём всякое уважение.
Однако, ни в коем случае не пытайтесь сравнивать своего ребенка с другими детьми, сравнивайте его с самим собой (какой он был вчера и, какой, возможно, будет завтра).
Проводите с ребёнком этакие «взрослые» беседы, чтобы он понимал к чему может привести его нынешнее поведение.
Ранимые детки нуждаются в ободрении, упорных занятиях с репетитором, чтобы добиться желаемого уровня успеваемости. Им нужно окрепнуть физически и морально, чтобы в трудной ситуации они смогли постоять за себя, терпеть боль и издевательства, а не убегать или плакать. Если уделять ранимому ребенку достаточное внимание и постоянно работать над его проблемой, то вскоре и взрослые, и дети изменят к нему свое отношение. Сам ребенок успокоится и станет добродушнее и терпимее относиться к подтруниванию над собой, обретёт понимание той или иной ситуации и будет осознанно принимать свои решения. Тем самым прекратятся постоянные плачи и капризы. Ребенок перестанет считаться ранимым и будет преуспевать, как в учёбе так и в отношениях с окружающими людьми.
Здравствуйте, дорогие родители!
Некоторые жизнерадостные семьи сталкиваются с проблемой обидчивости своего ребенка. Сначала это происходит не так часто, но вот уже все чаще и чаще, и ребенок обижается уже по малейшему поводу, и подобные ситуации становятся для родителей именно проблемой.
Излишняя обидчивость мешает как самому ребенку, так и всему окружению. Обидчивый ребенок что делать с его обидой? Как поступать родителям, чтобы еще больше не травмировать маленькую личность? Ответы на эти вопросы вы найдете ниже.
Почему ребенок обидчивый, в чем причины его поведения? Обида — психологическая реакция, эмоция, неоправданные ожидания ребенка.
Обида, скорее демонстративное чувство, чтобы все видели и знали, что я обиделся, с целью получить раскаяние со стороны обидчика. И это чувство склонно перерастать в привычку. Чем старше становится ребенок, тем сложнее избавиться от этой привычки.
Как часто родители не обращают должного внимания на детские обиды, не придают значения, а ведь именно они могут сопровождать нас на протяжении всей нашей жизни и болтаться ненужным балластом, преследуя нас. Отсюда и развитие комплексов, и недоверие к окружающим, и плохие отношения с близкими.
Почему так происходит, где корень детской обидчивости и как его выкорчевать?
Основные причины обидчивости ребенка в дошкольном возрасте:
Справиться с обидой, как вести себя родителям в подобных ситуациях:
Если малыш иногда обижается на друзей или близких, но быстро отходит и забывает, то нет причин для беспокойства. Но если обиды стали постоянны и ни дня не проходит без них, и они сопровождаются долгим затяжным плачем, то нужно принимать меры.
Попробуйте поиграть с ребенком, это еще больше вас сблизит и вызовет доверие.
Отпускаем обиды . Берем воздушный шарик и ребенка. Идем в любое понравившееся место, пишем маркером на шарике все свои обиды, переживания, неудачи. Дайте ребенку подумать, не торопитесь. И отпустите шарик в небо. Отпустите все свои обиды.
Игра: «Чур не обижаться!» Нам потребуются небольшие листки для записей или можете использовать любые другие. Главное правило: чур не обижаться! Ведь это игра. На каждом листке мама пишет обидные для ребенка словосочетания. Например «ты жадина», «ты злюка», «ты нарисовал некрасивый рисунок сегодня».
Каждая записочка заворачивается в трубочку и перемешивается и кладется в любую емкость, будь то вазочка, шляпа, или мешочек. Ребенок тянет записочку и должен зачеркнуть обидные слова и написать противопоставления к ним. Например: «я добрый», «я люблю делиться со своей сестрой игрушками», « А эта картина мне и самому не понравилась». Обсудите записочки, если ребенок затрудняется ответить, вместе ищите решение. Больше фантазии и юмора.
Заполните сердце ребенка своей любовью и обидам там не будет места!
Буду сердечно признательна, если увижу ваши комментарии, напишите, как вы справляетесь с детскими обидами вашего малыша.