Советы, как быстро научить ребенка читать в домашних условиях. Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях

30.08.2019

«Не могу с ним больше сама заниматься! Никакого терпения не хватает - так и хочется дать в лоб, - жаловалась мама дошкольника, который пришел ко мне на занятия. - Еще в три года выучили с ним все буквы, а к шести годам он не то, что не научился читать, еще и буквы начал путать! Как пойдем в первый класс - не могу себе представить...».

Подобные жалобы мне приходится выслушивать регулярно. Обычно ситуация с обучением чтению выглядит так: родители активно начинают заниматься с ребенком - покупают всевозможные буквари, «говорящие» азбуки, кубики и пособия, учат буквы, но дальше этого дело никак не продвигается. Ребенку совершенно неинтересно сидеть за книгами, бесконечно повторяя одно и то же, да и родителям домашние уроки не доставляют никакого удовольствия.

Если у вас похожая ситуация - не спешите отчаиваться! С ней можно справиться довольно легко - главное понять: на каком этапе обучения чтению вы «застряли» и как его преодолеть.

Итак, какие же ошибки совершают родители в процессе обучения ребенка чтению?

Ошибка 1. Ребенка начинают учить слишком рано и слишком настойчиво

Принцип «чем раньше, тем лучше» в этом случае не работает. Более того, результат такого обучения может быть прямо противоположным. Помните: ребенок должен психологически созреть для того, чтобы начать читать. Оптимальный возраст для обучения чтению дошкольников - 4,5 - 5,5 лет.

Разумеется, если ваш трехлетний малыш сам несет вам азбуку, легко запоминает буквы, пытается складывать их в слоги - не стоит откладывать обучение. Но если к пяти с половиной годам интерес к чтению у дошкольника так и не просыпается - то уже стоит всерьез задуматься о том, как его пробудить. Главное в этом деле - не заставить ребенка, а увлечь.

Ошибка 2. Ребенка учат называть буквы, а не звуки

Важно с самого начала учить ребенка произносить буквы правильно - [К], [Л], [М], а не [КЭ], [ЛЭ], [МЭ] и уж тем более не [КА], [ЭЛ’], [ЭМ]. Т.е. учим произносить не буквы, а звуки - так, как мы их будем потом читать в словах. Иначе при складывании букв в слоги у ребенка возникнут проблемы: например, слог ПА он будет читать как [ПЭА], а слово ПАПА будет звучать как [ПЭА-ПЭА]. Если простые слова из трех-четырех букв еще можно «угадать», читая таким образом, то чтение более длинных слов будет точно вашему ребенку не под силу.

Помните: переучивать ребенка называть буквы очень и очень сложно, особенно если он учит их долгое время. Этот навык очень стойкий, и на его исправление у вас могут уйти месяцы, поэтому важно на самом первом этапе начинать обучение правильно.

Ошибка 3. Занимаются редко и нерегулярно

В случае с обучением дошкольников важно не то, как долго вы занимаетесь с ребенком, а насколько часто и регулярно вы это делаете. Лучше заниматься по 5-10 минут каждый день, чем раз в неделю сидеть за азбукой или кубиками целый час.

Тем более, что уроки можно организовывать где угодно. Учите буквы по пути в детский сад или на прогулках, разглядывая их на вывесках, на номерах машин, на листовках, рисуя их мелом на асфальте или прутиком на песке. Пластилин, тесто, зубная паста, папина пена для бритья, любые подручные материалы вы можете использовать, чтобы познакомить ребенка с новой буквой и сделать это интересно.

Ошибка 4. Слишком быстро переходят от букв к чтению слов и предложений

Если ребенок только выучил буквы и пока с трудом складывает две буквы в слог - не торопитесь читать слова. Отработайте сложение букв в слоги как следует.

Конечно, постоянно повторять цепочки слогов МА - МО - МУ - МЫ - МИ и т.д. очень скучно. Чтобы ребенок мог хорошо закрепить этот навык и не потерять интерес к чтению, больше играйте на занятиях. Как же можно научится складывать слоги в игровой форме? Вариантов - масса!


ИГРЫ-БРОДИЛКИ. Возьмите готовое игровое поле и на каждом кружке напишите слог (чаще используйте те слоги, которые даются ребенку с трудом). Далее играйте как обычно: кидайте кубик, ходите фишками, читая каждый слог, который вы проходите. Ребенок даже на заметит, как прочитает длинные цепочки слогов, а заодно послушает, как произносите их вы.


СЛОГОВОЕ ЛОТО. Его очень легко сделать самим: подготовьте несколько карточек с картинками (по 6 картинок на каждой карточке). На небольших картонных квадратиках напишите первые слоги этих слов. Пусть ребенок вытягивает и читает их. Выигрывает тот, кто закроет свои картинки на карточке первым.

ИГРА В МАГАЗИН (парковку, аэропорт, почту, детский сад). Подготовьте карточки с написанными слогами - это будут наши игровые деньги. Разложите товары, которые можно купить за эти деньги. Их названия должны начинаться на те слоги, которые написаны на «купюрах». Например, выдайте ребенку деньги со слогами КА, КУ, КО, КИ, КЕ, а на прилавке разложите товары - капусту, кукурузу, ковшик, кисточки, кегли (лучше брать продукты, начинающиеся с одной буквы: так у ребенка не будет возможности угадывать товар по первой букве).

Итак, ребенок играет за покупателя: он приходит к вам в магазин и говорит, что хочет купить. Оплатить покупку он может, используя только ту купюру, на которой написан первый слог выбранного товара.

Аналогично можно играть в почту: напишите на конвертах первые слоги адресатов (например, БА, БУ, БЕ, БЫ) и разложите перед ребенком изображения сказочных героев и зверей, которые ждут писем (например, бабочка, Буратино, белка, бык). Пусть по первому слогу ребенок догадается, какое письмо кому нужно отдать.

По тому же принципу играйте в парковку или аэропорт. На листах бумаги напишите слоги, которые вы изучаете. Разложите их по комнате - это будут парковки (аэропорты). Называйте ребенку, куда именно он должен припарковать свою машину (посадить свой самолет).

Ошибка 5. Ставят перед ребенком непосильные задачи

Наращивайте темп обучения постепенно. Если ребенок неплохо читает слоги, это не значит, что он с такой же легкостью прочитает и поймет целое слово из тех же самых слогов. Поэтому переходите от этапа к этапу постепенно, убедившись, что ребенок освоил предыдущий материал.

Итак, какие же последовательные этапы в обучении чтению можно выделить:

  1. чтение закрытых (АМ, АС, АП, АР) и открытых (МА, СА, ПА, РА) слогов;
  2. чтение трех буквенных слов (МАК, ПАР, КОТ, ЛЕС);
  3. чтение слов из двух открытых слогов - сначала пусть это будут слова с повторяющимися слогами (ПАПА, БАБА, НЯНЯ, ДЯДЯ), потом слова с двумя одинаковыми гласными (КАША, ЖАРА, ЛАПА, ДАЧА), затем уже с двумя разными гласными (ЛЕТО, ЗИМА, ПЕРО, МЫЛО);
  4. чтение слов из 4-5 букв с двумя последовательными согласными: КРОТ, ДРУГ, ПОРТ, ЛИФТ, СПОРТ;
  5. чтение слов из 3 открытых слогов: РАДУГА, БУМАГА, КАЧЕЛИ, ЗАНОЗА;
  6. чтение простых предложений из двух-трех слов (ВОТ МАМА. У МАМЫ РОЗЫ. // ГДЕ КОТ? ОН СПИТ.);
  7. чтение предложений из 4-5 простых слов (У ДЯДЯ МИШИ ТОПОР. ОН РУБИТ ИМ ДРОВА. // КОШКА ЛЮСЯ ЛЕЖИТ НА ДИВАНЕ. Я ЛЮБЛЮ С НЕЙ ИГРАТЬ.);
  8. чтение сложных слов и предложений;
  9. чтение целых текстов.

Если видите, что ребенок, который до этого отлично справлялся с заданиями, на следующем этапе «забуксовал», стал забывать даже то, что уже хорошо умел, - вернитесь к более простым заданиям. Темп усвоения материала должен задавать ребенок. Прислушивайтесь к нему - и тогда результат ваших занятий не заставит себя ждать!

(3 голоса : 4 из 5 )

Мои дети рано научились читать буквы, а затем уже и по слогам здорово шпарили. И вот знакомые попросили рассказать им, как правильно научить ребенка читать. Дело в том, что они начали учить ребенка сразу читать буквы, как они произносятся в алфавите, то есть «М» — это буква «Эм», «Б» — это буква «Бэ» и т.д. Эх, зачем они так неправильно начали? «Только все испортили», – сказала я.
Поэтому в данном материале я дам свою методику, которая, впрочем, общеизвестна, как быстро и правильно научить ребенка читать, чтобы он к школе уже мог свободно прочесть любую детскую книгу для дошколят.

Вот основные моменты, которые будут рассмотрены в этом материале:

— Выбираем лучшую методику обучения
— Учим гласные и согласные
— Повторяем и еще раз повторяем
— Начинаем читать по слогам
— Читаем несложные слоги
— Переходим к сложным слогам
— Начинаем читать слова
— Следим за произношением
— Не забываем про возраст
— Учимся играя

Итак, вот основные правила:

1) Первое
Совет по выбору методики и пособия.
Будет лучше всего, если вы купите букварь, автором которого является Н.С.Жукова

Это пособие весьма эффективно помогает ребенку понять, каким же образом начинать составлять буквы в слоги, читать по слогам, а затем уже и целыми предложениями. В нем не так уж много картинок, но их достаточно, чтобы ваш ребенок не заскучал.
Обязательно купите этот букварь, он продается в любом книжном магазине с учебной литературой (либо можете скачать он-лайн, если найдете). Я своих детей учила именно по этой методике, просмотрев до этого кучу других и остановившись именно на этой.

2) Второе
Как правильно учить гласные и согласные.
Сперва учим открытые гласные, твердые: А,О,У,Ы,Э.
Затем учим твердые звонкие согласные: М,Л.
Важно: произносить согласные надо только звуками, то есть не Мэ, не Эм, а просто «М» и все.
Затем учим глухие и шипящие звуки: Ж,Ш,К,Д,Т и т.д.

3) Третье
Повторение-мать учения.
Обязательно на каждом занятии повторяем пройденный материал, то есть те звуки, которые мы учили в предыдущем занятии. Закрепление материала позволит быстрее выработать правильный механизм чтения у ребенка.

4) Четвертое.
Читаем по слогам.
А вот теперь, когда мы уже выучили часть звуков, нам надо научить ребенка читать по слогам. На самом деле это не так сложно, как кажется.
Разберем слог «Ма».
Посмотрите в букваре, как первая буква слога — «М» — бежит ко второй букве — «а». Вот так и надо учить ребенка читать по слогам: «м-м-м-ма-а-а-а-а» — «м-м-м-ма-а-а-а-а». Ребенок должен понять, что первая буква бежит ко второй, и в итоге обе произносятся слитно, вместе, неотрывно друг от друга.

5) Пятое.
Учим несложные слоги.
Первые слоги, которым вы должны научить ребенка читать, должны быть несложными, состоящими из двух звуков, например, МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО.
Ребенок должен понять, каким же образом звуки составляются в слоги, он должен понять алгоритм этого чтения по слогам. Тогда спустя пару дней он уже как по накатанной начнет читать более сложные слоги: ЖУ, ВЭ, ДО, то есть с шипящими и глухими согласными.

6) Шестое.
Учим более сложные слоги.
Пока еще рано переходить к чтению книг, то есть уже к чтению слов. Лучше подольше позакреплять чтение по слогам, чтобы ребенок основательно понял механизм составления слогов, а из них – уже слов.
Итак, после того как ребенок уже начал читать по слогам, состоящим из двух букв, начинайте давать ему более сложные слоги, в которых гласная идет впереди согласной: АВ, ОМ, УС, ЭХ.

8) Восьмое
Следим за произношением.
Чтобы научить ребенка хорошо читать, обязательно следите за первым произношением слогов.
Внимание: некоторые родители и даже учителя и воспитатели в детских садах заставляют детей петь слоги. Дети привыкают к этому и начинают петь их постоянно, при этом даже промежутки между словами не делая. То есть «ма-ма-мы-ла-ра-му» поется такими детьми на одном дыхании. А некоторые дети даже умудряются петь весь текст всего абзаца, не делая пауз даже когда стоят точки, запятые или восклицательные (вопросительные) знаки.
Поэтому: если вы учите ребенка читать, учите хорошо сразу – не разрешайте ребенку петь все подряд, обязательно заставляйте его делать паузы между словами и тем более, между предложениями. Сразу научите ребенка так: пропел слово, пауза, пропел второе, пауза. Потом он паузы сам будет укорачивать, но для начала паузы делать надо обязательно.

9) Девятое
В каком возрасте надо учить ребенка читать?
Не торопите события. Если вашему ребенку 3 или 4 года, ему совсем неохота сидеть и кропеть над книгами, бегло читать или составлять буквы в слоги. В этом возрасте еще рано начинать учить ребенка читать, если конечно, он сам не изъявляет своего сильного желания овладеть грамотой.
Другое дело, в 5 и даже в 6 лет – в этом возрасте, фактически подготовительном возрасте к школе, детей обязательно надо научить читать и писать основные фразы печатными буквами. Типа «МАМА», «КОРОВА», «МОЛОКО». Обычно с этим справляются воспитатели в детских садах. Но те дети, что не ходят в садик по тем или иным причинам, обязательно должны получить эти знания дома от родителей, или бабушки с дедушкой, или от репетитора. Дело в том, что современная программа обучения в средней школе уже подразумевает, что ребенок приходит в первый класс уже умеющий читать по слогам.
Поэтому, если вы его научите до школы, то в школе ему будет очень легко читать, и первый стресс от школы он переживет спокойно.

10) Десятое.
Учимся играя.
Не старайтесь сразу научить ребенка читать бегло, или выразительно. В первую очередь, он должен научиться составлять слоги самостоятельно, читать их в книге, составлять слова и предложения, то есть овладеть просто техникой чтения. Пусть сперва это будет очень медленно, пусть сложно для него. Но вы должны плавно, тихо и спокойно поправлять его ошибки, как бы играючи. Ведь игра – это всегда расслабление, отсутствие стресса. А именно это и нужно, чтобы ребенок спокойно понял все, что от него требуют взрослые.

И последнее. При соблюдении всех этих 10 советов-правил вы научите ребенка читать довольно быстро – за 1,5-2 месяца. У меня они научились этому уже в 5 лет в летние каникулы, когда детский сад был закрыт.
А в первом классе они уже довольно бегло читали. И, кстати, большинство детей в первом классе уже умели читать и считать до десяти, так что моим детям не надо было их догонять.

Прошли те времена, когда малыш, будучи «чистым листом», поступал в первый класс. Ребенка всему учили в школе: буквам, числам и остальным премудростям, а родителям оставалось только помогать и контролировать процесс развития маленького Эйнштейна. Сегодня даже не во всех детских садах дают основы чтения и счета, а условия приема в учебное заведение ужесточились и без знаний грамоты малыша могут не зачислить. Поэтому папе с мамой приходится вооружаться различными методичками и приступать к самостоятельному обучению чада. И если освоить буквы еще как-то удается, то с чтением очень часто возникают сложности. О том, как научить ребенка слогам, поговорим в нашей статье.

Всему свое время, или торопитесь медленно

Едва ли найдутся родители, которые не хотели бы с гордостью похвастаться знакомым, что их малыш в свои 5 лет с легкостью «проглатывает» четырехтомник Льва Толстого «Война и мир». Но такое желание, скорее, из мира фантастики. Каждый ребенок уникален, и ожидать, что чтение станет его любимым занятием, как минимум самонадеянно. Лучше не пытайтесь заставить свое чадо догнать и перегнать в развитии детей соседей или друзей, а в поисках ответа на вопрос о том, как научить ребенка слогам, старайтесь доверять только ему: рано или поздно малыш сам заявит о своем желании учиться чтению.

Вы спросите: как же понять, что ребенок «созрел»? Перечислим несколько признаков:

  • Кроха способен связно пересказать просмотренный фильм или прочитанную вами сказку: он легко составляет предложения и внятно изъясняется;
  • Ребенку без труда распознает звуки на слух. Для того чтобы убедиться в этом, предложите ему повторить произнесенные вами слоги: «ма-ра», «пи-ни», «за-на», «бу-зу» и т. д. Если проблем не возникло, задачу можно усложнить, прибавив еще один слог («ка-та-ка», «зу-бу-зу», «ла-та-ла»). Контролируйте правильность произношения;
  • Малыш легко ориентируется в пространстве, знает, где «право», «лево», «верх» и «низ».

Если этот несложный экзамен сдан, можно смело приступать к обучению чтению. По большому счету, даже пятилетнему карапузу при должном уровне развития не составит труда освоить эту премудрость.

Как научить ребенка читать слоги?

Перед тем как научить ребенка слогам, родителям важно понять: весь процесс должен происходить в игровой и занимательной форме. Заставлять ни в коем случае нельзя – это может надолго отбить охоту к чтению у малыша.

Научить ребенка читать слоги, как правило, не так уж и сложно, если подойти к вопросу творчески. С чего же начать? Естественно, с освоения гласных букв. С ними проблем обычно не возникает, а вот согласные требуют более вдумчивого изучения. Чтобы с составлением слогов в дальнейшем не возникло проблем, важно произносить согласные в звуковой форме, то есть не «бэ», а «б»; не «эн», а «н».

Заниматься следует не дольше 15 минут в день, постепенно увеличивая время. Главное – делать это каждый день, чтобы полученная информация не забывалась и прочно закрепилась в памяти малыша.

Как только буквы станут привычными для восприятия и ребенок легко научится их распознавать, нужно приступать к чтению слогов. В этом тоже нет ничего сложного. Можно сделать карточки, а еще лучше воспользоваться букварем и начать обучение с самого простого. Находим или пишем букву «м» и вместе с ребенком проговариваем ее. Далее то же самое проделываем с буквой «а». Теперь можно рассказать историю о том, как буква «м» торопится взять за руку букву «а», и когда они встречаются, получается очень мелодичное «м-а». Слоги лучше выбирать простые, в состав которых входят только два звука: «ка», «да», «на», «га». Не торопитесь – постоянно повторяйте пройденный материал. Затем приступайте к изучению сложных слогов: «щи», «чу», «не» и т. д. После них переходите к осваиванию слогов, начинающихся с гласных букв: «ан», «од», «ус» и т. д. И только когда малыш надежно усвоит пройденный материал, можно переходить к соединению слогов в простые слова: «ма-ма», «ре-ка», «ля-ля».

Весь процесс обучения может оказаться довольно длительным, а иногда он и вовсе превращается в многосезонный сериал «Как научить ребенка слогам», причем в очень трудных случаях последние эпизоды родители «досматривают» после того, как карапуз поступит в школу.

Некоторые методики предлагают разучивать слоги, читая их как бы нараспев, и в этом кроется достаточно грубая ошибка: малыш, привыкнув «пропевать» слоги, со временем продолжает проделывать то же с чтением целых предложений, соединяя их в одно бесконечное слово, без знаков препинания и пауз. Поэтому целесообразнее учиться читать с выражением, делая соответствующую паузу после каждого слова или знака препинания.

Как научить ребенка соединять слоги?

Когда малыш сможет уверенно манипулировать слогами и четко с выражением их произносить, пора учиться читать слова. Они должны состоять из двухбуквенных слогов, быть короткими и понятными ребенку («ры-ба», «зу-бы», «мя-со», «мо-ло-ко»).

Научить ребенка соединять слоги, как считают педагоги, очень удобно, используя книжки для дошкольников, где правильно разделены слова, много иллюстраций, а тексты достаточно короткие.

Как только ваше чадо овладеет премудростями простых слов, можно без страха браться за более сложные: «вес-на», «кук-ла», «кош-ка» и т. п. Старайтесь выбирать слова, где первый слог состоит из трех букв, а второй – из двух.

Отвечая на вопрос о том, как научить ребенка слогам, стоит подчеркнуть, что здесь важны систематичность и постоянное повторение. Используйте с этой целью предварительно изготовленные карточки со слогами: «ба», «бо», «бу», «бе» и т. д. Сделать их нужно на каждую согласную и гласную букву. С помощью карточек очень удобно составлять слова: «ва» + «за» = «ва-за», «лы» + «жи» = «лы-жи».

Родители должны понимать, что каждый ребенок индивидуален, и скорость усвоения новых знаний у всех разная. Вполне возможно, вы столкнетесь со следующими ситуациями:

  • Малыш знает абсолютно все буквы, но почему-то не хочет соединять их в слоги;
  • Никаких проблем с буквами и слогами нет, но учиться читать у карапуза совершенно нет желания.

Присмотритесь к чаду: вполне возможно, что ему хочется быстрее справиться с заданием, поэтому он торопится с ответом; малыш забыл либо перепутал какие-то буквы; ему просто страшно осваивать незнакомое и переходить к новому этапу обучения.

В любом случае давить, а тем более кричать и ругать чадо в процессе обучения недопустимо. Этим вы надолго отобьете у него охоту к учебе. Заинтересовывайте малыша, учитесь играя – и у вас все получится. А когда вы встретите подругу, которая пожалуется, что ее ребенок не хочет учиться чтению, то с чистой совестью сможете сказать: «Ты не знаешь, как научить ребенка слогам? Пошли, я тебе расскажу».

Текст: Татьяна Оконевская

4.56 4.6 из 5 (32 голосов)

20.04.2017 в 10:02

Давайте сделаем осознанный и осмысленный выбор.

Вы сможете привить такую любовь к чтению, которую вряд ли удастся учителю, если у вас в доме регулярно читают и обсуждают прочитанное.

Будьте готовы, что в школе вам скажут, не надо ничему учить, всему научим в школе сами.

Здесь же в классе обычно 30-35 человек, урок длится 30 минут, т.е. меньше минуты на ученика.

Предлагаем вам обсудить данный вопрос и взвесить все за и против домашнего обучения чтению, а также узнать секреты и избежать ошибок.

А читаете ли вы на ночь своему ребенку? Простой вопрос, а ведь именно эта привычка позволяет привить любовь к чтению уже с младшего возраста. Какие лучше выбрать , подробно разберем с названиями и названиями сказок.

Плюсы и минусы чтения сказок на ночь размещены , а также различные аспекты данной методики обучения.

Отличный союзник в играх — это любой материал который есть дома. Давайте разберем и применять для обучения чтению.

И может так случится, что ребенок будет не успевать, тогда учитель вам скажет, занимайтесь дома, т.к. ребенок не читает.

Технику чтения проверят, чтобы определить сколько слов в минуту он читает. И требования вполне конкретные и измеримые 1 класс — 30 слов в минуту, 2 — 36, 4 — 100 до 120.

Отсюда сами выбирайте учить или нет ребенка читать дома, но помните, нельзя привить ребенку любовь к чтению, если вы сами не читаете.

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому!

Давайте разберем, как научить ребенка дошкольника читать быстро, правильно и легко по слогам, а также читать бегло целые слова в домашних условиях.

Когда можно начинать учить ребенка читать?

  1. Ребенок четко и правильно выговаривает буквы, и слова без ошибок и чисто, т.е. без дефектов.
  2. Когда он уже знает несколько букв. Вы начали их изучать тогда, когда он к ним проявил интерес сам, а не в 3 или 2 года, когда подруга сказала, что они уже учат буквы.
  3. Когда он их с легкостью узнает в любом варианте написания.
  4. Он их не путает и четко отличает О от А и К от Ж.
  5. С радостью лепит их, рисует или играет с ними.
  6. Учить буквы исключительно начиная с гласных и передвигаясь затем на изучение согласных.
  7. Будьте внимательны произнося буквы, звуки. Произносите согласные без гласных призвуков.

Видео уроки о том, как правильно подготовиться к обучению родителям:

Важные скрытые трудности

Желание родителей научить обычно выливается в копию школы, когда ребенок неподвижно сидит за столом, а вы в роли учителя объясняете, но это в корне не верное представление.
Лучше, когда обучение идет в форме игры, пусть ребенок будет учителем, так он научится в разы больше.

Играйте тогда, когда у вас есть свободное время, достаточно и 5 минут, чтобы ребенок в практике усвоил в разы больше, чем за 30 минут обучения в привычном для нас понимании.

  • не правильно заученные буквы с помощью аудио-буквариков или книг, например часто весящие таблицы произносят не М а МЕ, не Р, а РЕ.
  • ребенок не понимает как их соединять;
  • особую трудность вызывают ом, ум, ав когда гласные идут впереди согласных;
  • начиная читать слова из 5-6 букв ребенок забывает начало слова.

Что с этим кошмаром делать, а главное как?

  1. Начать разбирать, что ребенок не понимает.
  2. Читать исключительно по 2-3 буквы, росчитка (таблица слогов) — это лучший помощник. Она есть на нашем сайте, а еще ее можно приобрести в варианте книги.
  3. Заниматься не более 15 минут в день, в игре и с радостью.
  4. Хвалить за малейшие успехи.
  5. Показывать малышу, зачем ему этот навык. Например, попросить прочитать название магазина, улицы и т.п.
  6. Критиковать используя схему КПК — комплимент, программа, комплимент. Какой ты молодец все правильно прочитал, чуть ошибся, но потом справился, я тобой горжусь!
  7. Двигаться от простого к сложному, до тех пор, пока ребенок не станет с легкостью читать слоги по 2-3 буквы, к чтению слов нельзя переходить!
  8. Перечень игр в какие надо играть буквами, чтобы ребенок понял, что это легко и просто.

Плюсы и минусы обучения чтению ребенка дома:

Плюсы:


Минусы:

  • если вы переусердствуете и ребенок научится большему, чем просто чтению, то ему будет не интересно на уроках;
  • научить необходимо правильному чтению, отсюда называть буквы правильно не ВЕ, а В и т.п.

Зачем вам все это знать?

Чтобы избежать ошибок и отказаться от идеи ребенку самостоятельно обучаться по говорящим книгам, телефонам или букварикам, в этих случаях минусов в разы больше.

Как научить ребенка читать в 6 лет в домашних условиях быстро и в игровой форме?

Самый быстрый метод всегда имеет массу минусов и среди них, то, что ребенок начинает также быстро это все забывать.

Поэтому начните уже сегодня, ведь найти 15 минут в день сможет даже очень занятая мама или папа. Учится будет ребенок в игровой форме на много легче и без принуждения и слез.

Всегда любое занятие начинайте со слов: А давай поиграем в игру…

Игры, которые будут развивать навык чтения вашего ребенка постоянно:

  • какие буквы спрятались на картинке;
  • нарисуй букву и разукрась ее, буква с глазками, руками, ножками;
  • слепить букву из пластилина, глины, теста;
  • сложить из мозаики выученные буквы;
  • вырезать из бумаги и картона играть в ролевые игры, например М — мама, а П буква — папа, а еще у них есть Д — доченька и С — сын или по имени. Вы играете в знакомую игру, только называете как бы по имени П, М или Д, С. (Это могут быть такие игры: пожарная станция, стройка, ремонт машин, школа, детский сад, концерт, путешествие…)
  • играем в буквенное лото;
  • пока идете по улице называете 5 слов на букву А или любую другую, которую вы учите.
  • сложить из букв слово не более 3-4 букв;
  • из большого слова складываем маленькие слова;
  • слова наоборот, вы говорите слово наоборот, а ребенок переставляет и называет правильно Оху — Ухо, Тор — Рот.
  • рисовать на манке или любой другой крупе буквы и не дорисовав попросить угадать, что за буква.

Видео посвящено обучению чтению в игре:

Для мальчиков


Можно встретить такую формулировку: как научить ребенка — мальчика балбеса читать в 6 лет в домашних условиях?

Приклеивать к ребенку ярлыки — это в корне не верно, поэтому давайте его назовем шустряк или увлеченный чем-либо кроме чтения.

Задача — увлечь его, спросите что ему интересно?

Не сдавайтесь сразу, сводя все к тому, что кроме компьютера и планшета ему ничего не интересно. Присмотритесь в какие игры он играет, что особенно увлекает и что он готов делать с утра до вечера.

В мультфильме про Лунтика была серия, где маленького жучка на речку вели и на поляну, а он просто хотел рисовать. Спросите и вы вашего ребенка.

Сделайте список тем:

  1. Игры.
  2. Мультики.
  3. Герои любимые (роботы, динозавры, машины).
  4. Секции куда ребенок ходит, например, дзюдо, футбол, плавание.
  5. Космос или другая интересующая.
  6. Истории или легенды про воинов.

И все делайте с использование каких-либо смежных с этим тем.

Например, слова берем связанные с темой любимых героев сказок или мультфильмов, а также это может быть про космос. Тогда и ребенок начнет играть в близкие и увлекающие его игры, а не читать, вообще чтение становится вспомогательным инструментов.

Например, интересующемуся ребенку космосом, дарят энциклопедию или книгу про него, тогда даже просто разглядывая картинки он захочет узнать что там написано.

Давай вместе!

Самая волшебная фраза творящая чудеса. Не ждите, что ребенок возьмет книгу и сам станет читать. Предложите ему вместе почитать и посмотреть картинки, все что вы делаете вместе очень скоро он сможет делать сам, без вашей помощи.

Видео по реализации совета давай вместе:
Найдите в различных вариантах раccкраски с любимыми героями, где подписаны слова печатными буквами и пробуйте читать, останавливаясь на самом интересном месте.

Как это может выглядеть для мальчика?

Увлечение: рыбалка.

Пишем слова связанные с рыбалкой для чтения и загадок: рыбалка, рыба, рыбак, удочка, река, море, река, окунь, рак, наживка, червь, поплавок, крючок, поклевка, клев, снасть.

Книги про рыбалку для детей: берем в библиотеке либо приобретаем в магазине.

Готовим ребусы из написанных выше слов + переставление букв.

Скороговорки и поговорки про рыбалку:

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • На зорьке не встал - рыбалку потерял.
  • Кто удить не ленится, у того рыба ловится.
  • К тому, кто рано встает, рыба сама в руки идет.
  • Болтуна видать по слову, рыбака - по улову.
  • Говори об ухе, когда рыба в руке.
  • Заядлого рыбака поутру не толкают в бока.
  • Рыбачил до вечера, а поужинать нечего.
  • И в рыболовстве везение - это труд и терпение.

Также может коллекционировать советы или рекомендации и наблюдения.

Для девочки

Для девочки пример: увлечения феями Винкс и домашними грызунами.
Ищем журнал про феи Винкс или энциклопедию про грызунов, библиотека для книг или магазин, но есть и дополнительный вариант - это интернет, рекомендуем выбрать качественные статьи и распечатать читая с дочкой.

Подбор слов: Имена Фей, колдовство, фея, волшебство, подруга, крылья, летать, природа, яркое солнце, пламя дракона, волны, технологии, музыка.
Загадываем ребусы и слова.
Играем в слова, проговариваем слово, она называет его по буквам.

Рассказываем про героя, его надо угадать и выложить его имя из палочек или спичек, возможны любые палочки, например, для демакияжа или счетные палочки.

Сложить из букв имена фей Винкс либо любимых принцесс.

Читаем по слогам

Давайте разберем как быстро и хорошо научить ребенка читать по слогам?
Когда вы уже с ребенком одолели гласные и начали изучать согласные, то самое время начинать обучение читать по слогам.
Чтобы максимально облегчить процесс обучения родителям, предлагаем вам сделать вариант таблицы расчитки на русском и розчитка на украинском.


Такие таблицы очень удобно использовать особенно, когда знакомство со слогами только началось. Если есть желание поиграть в слоги, то распечатайте сразу 2 экземпляра таблиц, попробуйте складывать из букв простые слова, не более 3-4 букв.

Лучшие варианты, когда слова простые, например, Мама, Маша, Папа, Саша, Петя, Вася, баба. Когда ребенок не путается с новой выученной согласной, то самое время предложить разные слоги, например, МА, МО, МУ, но и АМ, ОМ, УМ, т.е. вы следите, чтобы слоги начинались как с согласных, так и гласных.

Не раздражайтесь снова и снова объясняя ребенку, как читаются буквы вместе и как звучат в отдельности. Иногда может потребоваться и несколько раз, в других случаях повторять необходимо несколько десятков раз.

Всегда говорите, все ок! Ты молодец! У тебя все получается! Смотри, в прошлый раз ты эту букву не назвал, а сейчас уже сразу сказал ее, а через неделю, ты сможешь ее читать по слогам!

Если у малыша не получилось, вы говорите: Давай вместе!

Видео помощь родителям, как сделать так, чтобы ребенок научился всему легко:


Не забывайте повторять эти 2 фразы и показывать на пальцах: Все в порядке! Молодец!
Пробуйте петь слоги, просто называть показывая указкой вдвоем. Когда ребенок начинает их с легкостью узнавать, то самое время пробовать складывать простые слова по слогам или из отдельных букв и читать.

Как складывать?

Важно не торопиться читать до тех пор, пока слоги из таблицы не будут читаться у него легко, прямо на лету будет узнавать. Практикуйтесь в слогах до автоматизма в разных играх.

1. Отлично подойдут знакомые книги или стихи, выбирайте знакомые стихи с простыми словами и пробуйте их читать, выкладывая из слогов, которые читает ваш малыш. Мама мыла раму. Маша пила сок. Саша ел кашу.

2. Попробуйте показывать слоги в таблицах и отдельные буквы. Чтобы ребенок угадывал такие слова: рак, мак, рот, нос, ухо, кар, пар, гав, жар, вор.

Работая с таблицей по очереди сначала вы, потом малыш, а вы складываете слова. Ма-Ма, ЧА-Ш-КА, РЕ-П-КА, ПА-ПА, МА-ША, МУ-ХА, ЛИ-ЗА, СА-ША, ФИ-ЛЯ, т.е. вы работаете с таблицей. Вы показываете слог, потом 1 букву, потом еще слог, например слово чашка, если букв 3, то слог и 1 буква ра-к.

Почему таблица лучше, чем азбука букв и слогов?

Родители часто приобретают их по просьбе учителя, но потом они оказываются мало востребованными. Минусы их в том, что их необходимо вырезать, особенно если это на картоне, не всегда буквы и слоги влезают в разъемы и там держатся.

Плохо организованные для использования и хранения, требуют конвертов или других емкостей для хранения и в конечном случае они вообще рассыпаются и теряются. Хранить разрезанные буквы, как и пользоваться весьма неудобно.

В этих случаях лучше использовать кубики с буквами, для наглядности и хранения они практичнее, но при некачественной печати и наклейке они быстро облезут, а еще их часто очень мало для слов с 5 или больше букв.
Все эти игры практикуем по мере освоения ребенком новых букв. Здорово для разрядки, потом из кубиков построить башню и развалить, чтобы любое обучение шло через игру.

Как правильно читать по слогам?

Если вы поддались искушению и купили ребенку “Мой букварик” таблицу настенную или плакат с буквами, нажимая на них он озвучивает буквы, существуют такие еще планшеты и книги.

Так вот главная ошибка таких устройств, что называют они буквы, а не звуки, т.е. вместо - Р -ЭР, В - ВЕ, Б-Бе и т.п.

И самое страшное, когда ничего не подозревающие родители начинают учить своего ребенка читать, начинается настоящий взрыв мозга вместо Мама получаем МЫ А МЫ А.

В мама ну ни как не складывается. Поэтому не рекомендуем идти на поводу у таких устройств, если все же решили ими воспользоваться слушайте что произносит такой плакат или книга, если неверно, то лучше не брать.

А что же делать?

Вешаем аналогичный плакат, либо распечатанную таблицу и каждый раз когда ребенок спрашивает отвечает звук ПРАВИЛЬНО, ведь теперь известно почему крайне важно сразу научить ребенка правильно называть звуки.

Какой самый быстрый способ обучения чтению?

Однозначно игровой, если ваши идеи иссякли, то воспользуйтесь нашими рекомендациями. Играем в игру, сначала мама показывает ты читаешь, потом мы меняемся ролями.

  1. Разгадываем ребусы рисуем картинки и через них загадываем слово, например, слово молоко. Маша Оля Луна Окно Каша Обед
  2. Найти в небольшом тексте все слоги на Ма.
  3. Из слогов складывать вымышленные ребенком слова и придумать свой тарабарский язык.
  4. Видео том, что такое тарабарский язык:

  5. Выкладывать слова вертикально, читаем слова сверху вниз и наоборот.
  6. Слоги или слова могут терять буквы. Такие угадайки.
  7. Складываем слова с носком или варежкой, ребенок их обучает какие есть буквы и как читать. Закрываем 1 букву и надо угадать слово.

Вариант игры с носком в видео:


Теперь у вас есть целый комплекс игр для обучения чтению правильно и без ошибок, важно, что это происходит в увлекательной игровой форме и дает родителям возможность подстраивать процесс обучения под каждого ребенка индивидуально.

Меняя тематику под увлечения малыша.

Если вам трудно придумать или реализовать какую-либо игру, рекомендуем не огорчаться. Сайт сайт предлагает вам подробно расписанные от материалов до реализации.

Выбираем пазлы для ребенка правильно, чтобы избежать ошибок, прочтите статью .

Составляем план игр для детей легко и грамотно, а также учитываем секретные аспекты, помогающие ребенку развиваться и не уставать по ссылке .

Какую книгу выбрать для обучения?

  1. С крупными буквами и красочными картинками.
  2. Буквы появляются по одной, а изучив 2-3 уже идут в слогах.
  3. Разные варианты чтения слогов, например, МА — АМ, МО — ОМ.
  4. Помните о времени 15 минут — это максимальное количество для занятия.

Видео от логопеда по обучению чтению:

Когда ребенок начал читать, успокаиваться и бросать обучение будет большой ошибкой, т.к. требования есть по скорости и это не только проверка техники чтения.

Чем медленнее ваш ребенок читает, тем больше времени ему потребуется на выполнение домашних заданий и извлечение информации из уже прочитанного.

Не случайно требования к скорости чтения растет: 1 класс — это 20 слов в минуту, 2-40, но читать с удовольствием ребенок может при скорости от 60 слов в минуту.

Как научить ребенка читать быстро и правильно в 1 классе: упражнения


Когда ребенок освоил буквы, спокойно их узнает, теперь только настало время заниматься скоростью чтения. Прежде чем начать работать с ней, зафиксируйте сколько слов в минуту ваш ребенок сейчас читает — это поможет отслеживать прогресс.

Отводите на эти занятия не более 15 минут в день, чтобы он не успевал уставать и придумайте мотивирующие моменты, которые будут фиксировать его прогресс и развитие.

Например: таблица, где ребенок пишет с какой скоростью он читал и указывает день, такой мини дневник, если скорость растет, то он получает подарок — это игра с родителями или история от них, поход вместе в зоопарк или покататься на роликах, лыжах, коньках, погулять в парке, поиграть в боулинг или другие игры.

Мотивация в виде денег или подарков, может привести к обратному эффекту.

Выбирайте тексты в соответствие с возрастом ребенка, крайне важно.

Вы можете сделать в игровой форме метод которым вы будете учиться быстрому чтению, для этого напишите на карточках названия и давайте ребенку выбирать, каким методом вы будете сегодня читать.

Упражнения:

  1. Лист бумаги прикладываем к тексту так, чтобы все непрочитанные строки были закрыты. По мере чтения с помощью шторки открываем все следующие строки, но важно двигаться чуть быстрее, чем ребенок читает.
  2. Лист бумаги прикладываем к верхней части строки и закрываем слова, чуть быстрее, чем ребенок читает.
  3. Зашумленные тексты, когда в текст вставлены слова не относящиеся к нему. Легко в готовый текст внести в ворде и распечатать.
  4. Вершки — корешки. Закрываем нижнюю часть строки с помощью линейки или вырезанной полоски, закладки. Аналогично сделать с верхней частью.
  5. Разрезать по форме решетки текст и раздвинуть в стороны. Сделать это просто если текст — это картинка, тогда просто ставить пустые полосы.
  6. Решетка или рамочка. Из бумаги вырезаем по форме решетку с довольно широкими вырезанными столбцами, где тонкие полосы оставленные из бумаги будут прикрывать куски текста. Размер ее равняется размеру листа бумаги — 29*27 см. Ширина тоненького столбца — 0,5 см, широкий столбец -2-3 см, накладываем на текст и читаем.
    Когда данный метод будет освоен, сделайте полоски более широкими — 2-3 см, пусть их на листе будет 2-3 шт.
  7. Мудрые деревья — пирамида. Когда текст расположен в форме трапеции, расширяясь от средины к краям.

Видео с примерами упражнений для быстрого чтения: Урок в видео формате занятия с медленно читающим ребенком:

Физические упражнения

Уделяйте такой физической зарядке 5 -10 минут ежедневно и вы заметите, насколько быстрее стал работать ваш мозг. Такая гимнастика помогает работать 2м полушариям синхронно, что позволяет мозгу работать в состоянии сверх эффективности.

  1. Я ученик.
  2. Ухо — нос или Винни -Пух и пятачок.
  3. Винни-пух.
  4. Капитанская.
  5. Вижу цель, не вижу препятствий.
  6. Я победитель.
  7. Усложняем, когда уже все стало получаться: добавляем хлопки, маршируем, шевелим ступнями ног.

Таблицы Шульте

Видео научит вас пользоваться таблицами правильно и расширять угол зрения:

Где взять еще больше материалов обучающих быстрому чтению?

  1. Татьяна Джало — именно для деток от простого обучения к быстрому чтению у нее есть прекрасный курс.
  2. Книги, видеоролики Андреева.
  3. Игры он-лайн в интернете с таблицами Шульте и не только, но какое время ребенок будет проводить за компьютером, телефоном или планшетом решать вам.
  4. В интернете масса статей посвященных быстрому чтению.

Важно понимать, что скорочтение — это навык, которому рекомендовано обучать в возрасте старше 10 лет, быстрое же чтение с помощью игр, упражнений начинаем тренировать в 6-7 лет.

Что такое техника чтения?

Чтобы разобраться в вопросах беглого чтения или быстрого, давайте разберем что же это такое по определению? Проверяют технику чтения в классе, параллельно с началом чтения ребенка включается секундомер, когда минута окончится, ученика останавливают и считают количество прочитанных слов. Какие слова считают, а какие нет? Проверяют ли понимание ребенком текста? Если ребенок не верно прочитал слово, будет ли оно учтено? На самом деле техника чтения складывается из нескольких навыков:

  1. Способы чтения (по буквам, слогам или целыми словами);
  2. Темп чтения, скорость с какой будет прочитан новый текст за 1 минуту.
  3. Осознанность. Когда прочитанное ребенок понимает и сможет ответить на вопросы.
  4. Выразительность, а вот этот навык стоит обсудить с вашим учителем отдельно. Так как для беглого чтения, паузы минимальны, в отличие от обычной проверки. И если вы требуете от ребенка быстро читать, то вполне логично, чтобы весь процесс чтения был быстрым.

Ускоряем технику чтения с 40 до 74 за 10 занятий во втором классе

Видео с готовым подбором игр для ускорения чтения с 40 до 74 за 10 занятий:

Теперь вы знаете, как научить ребенка быстро читать и техника чтения вашей семье не страшна!

Пробуйте разные методы и варианты, желаем вам легкого, быстрого и увлекательного обучения чтению. Пусть ваш малыш с легкостью освоит чтение и получает удовольствие от него постоянно осваивая новые книги и знания!

2102

Время чтения ≈ 8 минут

Вашему ребенку уже исполнилось 6 лет, время поступления в школу все ближе и ближе, и вы всерьез задумываетесь, как же научить в домашних условиях ребенка читать по слогам? Малыши к этому возрасту уже обычно становятся более усидчивыми, знают буквы и готовы сменить привычные развлекательные игры на обучающие – а, значит, время пришло!

Методика Надежды Жуковой

Наиболее удобная методика обучения чтению по слогам – это методика Надежды Жуковой, которая позволяет быстро и без криков научить ребенка читать совершенно самостоятельно уже в 6 лет! Наталья Жукова – известный педагог и логопед, автор «Букваря», с которого она и предлагает начать обучение. Суть методики заключается в том, чтобы привить ребенку навык соединять буквы в слоги, а потом уже слоги – в слова.

Букварь Жуковой

«Букварь» снабжен иллюстрациями, которые облегчают процесс обучения. Также в нем есть рекомендации родителям о том, как проводить процесс обучения. Соединение слогов производится растягиванием гласных и кратким произнесением согласных букв. К примеру, чтобы прочитать слог «ав», ребенок должен тянуть первую букву и быстро присоединять вторую, заканчивая слог – «ааааав».

Важно помнить, что ребенок должен отучиться произносить буквы, как они называются, ему нужно читать звуки. Например, букву «в» нужно произносить не «вэ», а просто «в».

При чтении слога, начинающегося с согласной, работает та же схема: короткий согласный переходит в долгий гласный, пример: «каааааа».

Соединение слогов в слово происходит так: ребенок читает сначала один слог, потом другой, дальше он должен быстро произнести оба слога, не отрывая их друг от друга, пока они не сольются в единое слово. Попросите ребенка произнести слово несколько раз, обсудите, что оно означает, где он его слышал, как его можно использовать. Вы будете удивлены тому восторгу, который выразит ваш малыш, когда поймет, что буквы складываются в нечто знакомое и понятное, обретают смысл!

Сказки со словами, разделенными на слоги, помогут вам в обучении

Обратите внимание, «Букварь» Жуковой составлен так, чтобы начинать работу со сложно произносимых звуков «ж», «р», «ш», «л», которые многие дети затрудняются выговаривать. Таким образом, используя эту методику, вы убиваете двух зайцев – обучаете чтению по слогам и проводите логопедическую работу по улучшению звукопроизношения!

Итак, чтобы начать работать по этой методике вам нужно:

  • Купить «Букварь» Надежды Жуковой;
  • Изучить рекомендации во вступительном слове и внизу каждой страницы;
  • Выделять по 20 минут в день, либо установить правило – проходить в день с ребенком одну страницу.

Эта книга легка в использовании, рекомендации доступны и понятны, она не только раскроет вам секрет, как научить читать по слогам ребенка в домашних условиях, но и позволит ему быстро перейти на уровень, где он сможет читать самостоятельно в 6 лет!

Методика кубиков Зайцева

Кубики Зайцева – это методика, которая основана на наглядности. В комплекте идут прочные кубики, на которых нарисованы слоги. При этом все кубики имеют различный окрас, размер, есть двойные и одинарные кубики. Также в комплект входит игровое поле, аудиодиск и пособие для родителей. Итак, как же работая с этими кубиками, научить ребенка в домашних условиях и без помощи специалистов читать по слогам, начиная уже в 4 года или в 5 лет.

Кубики Зайцева

На каждом кубике изображен слог или отдельная буква, это приучает ребенка воспринимать звуки не отдельно, а сразу в слогосочетании. Это несомненное преимущество данной методики, потому что первая трудность, с которой сталкиваются родители при обучении чтению – это затруднения у детей в том, чтобы соединить звуки, которые раньше они называли отдельно. Автор методики рекомендует не учить с детьми буквы отдельно, а сразу начать заниматься со слогами.

Так, ребенок воспринимает слог как минимальную единицу, иными словами, складывает не буквы в слова, а слоги. Это происходит следующим образом: родители показывают ребенку несколько вариантов сложения кубиков, произнося написанные на них слоги, потом заменяют один кубик другим – и, чудо, слово меняется! Игровая форма позволит дольше удержать внимание малыша, а чтение сразу слогов – быстрое освоение чтения.

Складовые картинки из комплекта служат образцом, по которому могут заниматься дети самостоятельно, ведь подражать – это так просто.

Слоги на кубиках составлены именно так, как они встречаются в словах, а поэтому ребенок изначально будет привыкать к верному сочетанию, что избавит вас от грамматических ошибок, которые ребенок может допускать впоследствии в школе. Например, частой ошибкой становится правописание шипящих с гласными «ча», «ща», «жи», «ши» часто пишут, как «чя», «щя», «жы», «шы». Но так как ребенок привыкнет видеть именно верные сочетания, как на кубиках, то этих ошибок он не совершит никогда!

Чтобы работать по этой методике вы должны:

  • Приобрести комплект «Кубиков Зайцева» (туда же входит диск, игровое поле, пособие);
  • Прочитать пособие по работе с методикой;
  • Выделить 15 минут на занятие с ребенком + 10 минут для самостоятельной игры ребенка с кубиками без вашего участия.

Положительные отзывы о данной методике свидетельствуют о том, что ребенок овладеет без проблем не только чтением, но и грамотой, а у вас не будет болеть голова о том, как научить ребенка читать по слогам в 6 лет, ведь он овладеет этим еще раньше, причем в домашних условиях и в игровой форме.

Методика Марии Монтессори

Наглядность и сенсорное восприятие – вот что лежит в основе методики Монтессори. Эта методика ставит целью научить читать, говорить и писать одновременно. Занятия проходят следующим образом:

  • Ребенок вместе с мамой рассматривает «шершавые» на ощупь буквы, обводит их пальцем;
  • Следующий шаг – рисовать буквы. Причем не печатные, а сразу прописные, так как дети легче воспринимают и передают округлости букв;
  • Изучение букв, ощупывание, рисование – все это надо сопровождать голосом, называя звуки.
  • Когда ребенок освоил рисование букв – рисовать по две буквы, иначе говоря, слог, также произнося его.
  • Постепенно усложнять от единичной буквы – к слову.

Автор рекомендует проводить игры, включить в действия театрализацию, разыгрывая мини-сценки, например, «Как К в гости к У ходила», также играть в игру «Угадай, что за буква», где ребенок ручкой ищет в коробке букву, угадывает ее на ощупь и называет. Также нужно проводить упражнения на развитие мелкой моторики и письма, работать с ручкой и карандашом.

Методика Монтессори позволяет не только обучить ребенка чтению, но и подготовить руку к письму

Данная методика нацелена на раннее общее развитие ребенка: она развивает моторику, обучает письму, чтению, развивает речь, сенсорные и тактильные ощущения. Причем начинать работать по данной методике, рекомендовано с 4 лет.

Итак, чтобы работать по Монтессори, нужно:

  • Купить или изготовить (к примеру, из бархатной бумаги или других материалов) шершавые буквы;
  • Подготовить удобную ручку и тетрадь (альбом);
  • Прочитать рекомендации к методике и отобрать заинтересовавшие вас игры и упражнения;
  • Уделять 15 минут в день непосредственно занятиям (ощупывать буквы, писать и рисовать их, проговаривать при этом вслух) + 20 минут выделять на игры с буквами и театрализованные представления.

Обучая ребенка чтению, используйте подручные материалы, например, манку или крупы

Эта методика настолько проработана, заключает в себе столько занятий и упражнений, что есть отдельные видео уроки, как научить ребенка в домашних условиях читать по слогам в 4, 5 и 6 лет.

Какую же методику выбрать?

Для того, чтобы понять, какая методика подходит именно вам и вашему ребенку, можно обратиться к следующей таблице:

Обучение по Жуковой Обучение по Зайцеву Обучение по Монтессори
Что нужно? «Букварь» Кубики и комплект к ним Шершавые буквы и рекомендательное пособие
Со скольки лет можно начинать? С 5 лет Уже в 4 года С 3-4 лет
Преимущества 1.Учит произносить звуки, складывать их в слоги, из слогов получать слова

2.Поэтапность обучения, постепенное усложнение

3.Занимает всего 20 минут в день

4.Позволяет приучить ребенка работать с книгой

1.Игровая форма обучения

2.Наглядно и сенсорно

3.Можно проводить занятия дважды в день, первый раз обучая, второй – играя

4.Обучение сразу слогам, проскакивая этап изучения звуков отдельно

1.Одновременное развитие сенсорики, тактильных ощущений, письма, чтения и речи

2.Игровая и наглядная форма

3.Большое количество вариантов занятий (упражнения, игры, театр, сочинение сказок)

4.Творческий подход

Недостатки Отсутствие игровой формы Восприятие ребенком слогов в их цельности, проблемы с выделением отдельных звуков Отсутствие взаимодействия с книгой

Таким образом, мы рассмотрели три методики обучения чтению по слогам трех разных школ – классической («Букварь» Жуковой), нетрадиционной («Кубики Зайцева») и школы раннего развития (Монтессори). Вам остается только выбрать, какой способ подходит именно вашей семье, позволяющий научить ребенка читать по слогам в домашних условиях, чтобы это было не только быстро и эффективно, но и доставило массу удовольствия вам и вашему малышу!