Социальная адаптация детей дошкольного возраста

05.07.2019
Введение

В современной науке термин «адаптация» выступает многоаспектным, проявляющимся на всех уровнях жизни людей, структурно-функциональным, духовно-практическим образованием и относится к разряду междисциплинарных научных понятий в области философии, биологии, социологии, психологии и педагогики.

В философских и социологических исследованиях (В.Ю. Верещагин, И. Калайков, И.А. Милославова, К.В. Рубчевский, С.П. Татарова, Л.Л. Шпак, Г.И. Царегородцев и др.) адаптация представлена как процесс вхождения личности в социальную среду, освоения ее норм, правил, ценностей, новых социальных ролей и позиций.

Следует отметить, что если психологическая наука изучает преимущественно адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде, то педагогика рассматривает вопросы управления и педагогической поддержки адаптации подрастающего поколения, осуществляет поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации и изучает роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи.

Цель данной работы – изучить социальную адаптацию ребенка.

Данная цель раскрывается посредством решения следующих задач:

    Дать понятие социальной адаптации.

    Проанализировать о собенности адаптации детей к дошкольному учреждению.

    Рассмотреть особенности социальной адаптации ребенка к школе.

Структура работы представлена введением, тремя параграфами, заключением и библиографическим списком, что соответствует поставленным цели и задачам.

1 Понятие социальной адаптации

Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Условия дошкольных учреждений специфичны. Это особая микросоциальная среда, которая не может быть пи противопоставлена, ни идентифицирована с условиями семьи.

Особенностями дошкольных учреждений является, во-первых, длительное совместное пребывание довольно значительного числа сверстников, что увеличивает возможность перекрестного инфицирования (действительно, обычно дети, посещающие дошкольные учреждения, болеют несколько чаще детей, воспитывающихся в семье) и приводит к более быстрому, чем в семейных условиях, утомлению детей.

Во-вторых, определенные педагогические стандарты в подходах к детям несколько сковывают индивидуальность ребенка, что может при неправильном воспитании привести к отрицательным проявлениям в поведении детей. Определенные социальные условия требуют соответствующих этим условиям форм поведения.

Способность людей менять свое поведение в зависимости от изменения социальных условий получила определение социальная адаптация. Термин «адаптация» означает приспособление. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и животном мире. Растения приспосабливаются к росту в определенной почве, в определенном климате. Животные приспосабливаются к той или иной среде обитания - рыбы живут в воде, птицы - в воздухе, а человек, кроме приспособления своего организма к климато-географическим условиям (что определяется термином «биологическая адаптация»), должен обладать способностью приспособления к условиям социальным. У человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов, осуществляющая все приспособительные реакции. В рамках этой же системы осуществляется и социальная адаптация.

Итак, свойство приспособления создает условия для наиболее оптимального существования организма. Если человек здоров, у него хорошая эмоциональная реакция, он, как говорится, доволен жизнью, такое состояние определяется как физиологическая адаптация. Но вот возникает необходимость какого-то изменения (человек идет в гору, у него учащенное дыхание и сердцебиение). Заинтересованные системы начинают работать более интенсивно, так как всякая перестройка реакций требует усиления функции напряжения. Это состояние обозначается как напряженная адаптация. Если при этом не превышаются возможности системы адаптационных механизмов, то такое напряжение, перестройка приведут к новому уровню физиологической адаптации, т. е. реакциям, наиболее отвечающим потребностям данной ситуации.

При превышении адаптационных возможностей функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах - это форма патологической адаптации. Болезнь - типичное проявление патологической адаптации. Так называемая реакция стресса возникает при превышении возможностей системы адаптационных механизмов. В зависимости от того, какая система наиболее заинтересована в реакции стресса, различают болевой стресс, психический или эмоциональный.

Как же формируются у ребенка способности к адаптации? В какой степени это врожденное качество, а что приобретается в процессе развития? Само рождение ребенка - яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного к внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма - кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т. е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Действительно, здоровый новорожденный имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внеутробных условиях. Так же как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка формируется и возможность к социальной адаптации, по мере того как ребенок овладевает окружающей его социальной средой. Это происходит одновременно с формированием всей функциональной системы высшей нервной деятельности и тесно связано с возникновением поведенческих реакций, привычных для условий семейной среды.

Итак, когда ребенок впервые поступает в детское учреждение, для него меняются все основные параметры среды - материальная обстановка (интерьер группы), встреча с незнакомыми взрослыми, непривычно большое число сверстников, несовпадение приемов обращения и воспитания дома и в дошкольном учреждении.


2 Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению

Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям детского учреждения. Различают легкую адаптацию, при которой ребенок проявляет имеющееся у него состояние напряжения в виде кратковременного отрицательного эмоционального состояния, у него в первое время после поступления в дошкольное учреждение ухудшается сон и аппетит, он неохотно играет с другими детьми. Но все эти явления проходят в течение первого месяца после поступления.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно, па протяжении первого месяца после поступления он переносит заболевание, которое длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.

Самым нежелательным проявлением является тяжелая адаптация, которая характеризуется очень длительным течением (иногда несколько месяцев), может протекать в двух вариантах. Это либо повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями - отиты, бронхиты, пневмонии и др., либо стойкие нарушения поведения, граничащие с преневротическими состояниями. Например, дети ни за что не расстаются с какой-нибудь вещью или игрушкой, принесенной из дома. Часто стараются спрятаться, уйти куда-нибудь. Сидят в приемной и зовут маму, спят только сидя и т. д. У таких детей бурная отрицательная эмоциональная реакция и негативное отношение ко всей обстановке детского учреждения, наблюдающиеся в первые дни, сменяются очень часто вялым, безразличным состоянием.

Проведенные исследования (Тонкова-Ямпольская В., Голубева Л. Г., Мышкис А. И.) показали, что такие дети в более старшем возрасте находятся на учете у психоневролога. При аналогичных стрессовых ситуациях - переход из яслей в детский сад, поступление в школу - дети повторно дают неадекватные поведенческие реакции. В случаях тяжелой адаптации детей направляют на консультацию к психоневрологу.

Оба варианта тяжелой адаптации отрицательно влияют как на развитие, так и на состояние здоровья детей, поэтому первостепенной задачей является предотвращение тяжелой адаптации при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Тяжесть адаптации зависит от нескольких факторов:

1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка.

2. Возраст ребенка. Труднее всего переносят разлуку с близкими и изменение условий жизни дети в возрасте от 10-11 месяцев жизни до полутора лет. В этом возрасте трудно уберечь ребенка от психического стресса. В более старшем возрасте, после полутора лет, эта временная разлука с матерью постепенно теряет свое стрессовое влияние.

3. Факторы биологического и социального анамнеза. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах, заболевания периода новорожденное и первых трех месяцев жизни. Частые заболевания ребенка до поступления в дошкольное учреждение также оказывают влияние на степень тяжести адаптации. Неблагоприятные влияния социального плана имеют существенное значение. Они возникают уже после рождения ребенка и выражаются в том, что родители не обеспечивают малышу правильный режим, соответствующий возрасту, достаточный дневной сон, не следят за правильной организацией бодрствования и т. д. Это приводит к тому, что у ребенка возникают элементы утомления, задерживается нервно-психическое развитие, не формируются те навыки и личностные качества, которые соответствуют возрасту (например, ребенок второй половины второго года жизни не умеет самостоятельно есть, играть с игрушками, на третьем году не может играть с другими детьми и т. п.).

Такой ребенок гораздо хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него неминуемо возникает состояние эмоционального стресса и как следствие - либо заболевание, либо проявление тяжелой адаптации.

4. Уровень тренированности адаптационных возможностей в социальном плане. Такая возможность не формируется сама но себе. Это качество требует определенной тренировки, которая усложняется с возрастом, но не должна превышать возрастных возможностей. Формирование этого важного качества (не приходить в состояние стресса при любых необычных социальных ситуациях) должно идти параллельно с общей социализацией ребенка с развитием его психики. Даже если ребенок не поступает в дошкольное учреждение, его надо нее равно ставить (опять-таки в соответствии с возрастными возможностями) в такие условия, когда ему надо менять свои формы поведения. Эго вначале проявляется в мелочах (нельзя кричать на улице, некрасиво в гостях капризничать, надо уметь играть с другими детьми, в чем-то поступаясь своими интересами и т. и.), но именно на таких мелочах формируются те качества, которые мы объединяем термином «социальная зрелость», включая сюда и возможности к социальной адаптации.

Легкая адаптация наблюдается у детей с благополучным анамнезом, здоровых, с хорошим физическим и нервно-психическим распитием, имеющих дома оптимальные воспитательные воздействия и поступающих в дошкольное учреждение после полутора лет жизни.

Адаптация по типу средней тяжести наблюдается либо у здоровых детей ил хороших условий развития, но поступающих и дошкольное учреждение и наименее благоприятном возрасте (от 1.0-II до 13-15 месяцев жизни), либо у детей любого возраста, по имевших дефекты воспитания в семье или неблагополучие в биологическом анамнезе.

Тяжелая адаптация (частые повторные заболевания) обычно встречается у детей, поступающих в дошкольное учреждение в возрасте 10-15 месяцев с неблагополучным биологическим анамнезом и некоторыми исходными отклонениями в состоянии здоровья. Тяжелая адаптация (длительное извращение поведенческих реакций, депрессии) наблюдается у детей старше полутора лет при неблагополучии и в биологическом, и социальном анамнезе.

Таким образом, неправильно было бы думать, что ребенка следует охранять от всякого проявления социальной адаптации. Задача заключается не том, чтобы целенаправленно формировать и тренировать адаптационные возможности ребенка, без которых адекватно вести себя в различных социальных ситуациях.

3 Социальная адаптация ребенка к школе

Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.

Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для психического развития, потому что в течение этого периода у ребенка формируется произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования.

Как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности. В большей степени это относится к так называемым гиперактивным детям. Им никак не усидеть за партой. Они расторможенны, неумеренны в движениях, иногда вскакивают с места, отвлекаются, говорят громко, даже когда их просят этого не делать. Такие дети не всегда ощущают дистанцию между собой и педагогом. Среди них много драчунов, легко возбуждающихся и даже агрессивных по отношению к одноклассникам. Осуждать и наказывать гиперактивных детей бесполезно, они нуждаются во врачебной помощи.

Есть дети с иной проблемой, связанной с нервной системой. Они также не способны высидеть весь урок, уже через четверть часа теряют интерес к занятию, смотрят в окно, отвлекаются. Они не шумят, не выкрикивают с места, не мешают объяснениям учителя. Речь идет о детях, у которых быстро наступает утомление, нервная система которых легко истощается. Внимательный учитель предложит такому ребенку индивидуальный график работы. К сожалению, не все учителя быстро реагируют на подобное поведение школьников. В силу своей занятости, желания сделать на уроке как можно больше, они увеличивают темпы работы и не замечают «отстающих». В этом случае весьма полезно корректное вмешательство родителей, которые лучше знают своего ребенка, его особенности и в частной беседе могут подсказать учителю выход из создавшейся ситуации.

Многие первоклассники берут с собой в школу игрушки . Родителям не стоит запрещать им это. Надо лишь объяснить, что играть можно только на перемене. Беря с собой в школу любимую игрушку, ребенок чувствует себя защищенным. Особенно важно чувство защищенности для робких, тревожных и застенчивых детей. Они с трудом включаются в игры, не могут сблизиться с одноклассниками. Это будет позже. А пока пусть будет рядом любимая игрушка.

Как уже говорилось, начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.

Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, некоторые зарубежные ученые называют «адаптационной болезнью», «школьным шоком», «школьным стрессом».

Дело в том, что в процессе становления личности существуют особо важные узловые моменты. Они практически неизбежны для каждого ребенка, приурочены к определенным возрастным периодам и получили название возрастных кризисов. Наиболее важные кризисные изменения приходятся на возрастные промежутки от двух до четырех, от семи до девяти и от тринадцати до шестнадцати лет. В эти периоды происходят существенные изменения в организме: быстрая прибавка в росте, изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Это приводит к появлению необычных внутренних ощущений: повышенная утомляемость, раздражительность, перепады настроения. При этом даже практически здоровые дети начинают болеть, проявляют излишнюю ранимость. В эти периоды происходят значительные изменения в характере (дети начинают проявлять упрямство, непокорность), неадекватные изменения в самооценке («Дома я хороший. А в школе – плохой», или наоборот). Наступает новый, сложный период в жизни ребенка.

Это надо понимать, прежде всего, родителям и не только замечать изменения в поведении ребенка, но и определять, чем они обусловлены, какие действия предпринимать, чтобы избежать конфликтов с ним. Нас, взрослых, пугает непонятность, неопределенность происходящего, но, может быть, наши опасения напрасны. Стоит задуматься над тем, что из эгоизма формируется самоуважение, из упрямства - необходимая в жизни настойчивость, из капризов - гибкость переживания, из потребности в похвале - желание понравиться людям и заслужить их хорошую оценку.

Таким образом, поступление в школу - это серьезный шаг от беззаботного детства к возрасту, заполненному чувством ответственности. Сделать этот шаг помогает период адаптации к школьному обучению.


Заключение

Адаптация – это процесс приспособления организма и психики к новым, непривычным, или постоянно меняющимся условиям. С научной точки зрения адаптация – это активный процесс изменений функций организма и психики применительно к окружающей среде. Если этих изменений недостаточно, и две среды – внутренняя и внешняя – остаются несбалансированными, т.е. адаптация неэффективна, то человек автоматически компенсирует дисбаланс тем или иным способом.

В психологической литературе понятие адаптации раскрывается как совокупность особенностей биологического вида, обеспечивающих ему специфический образ жизни в определённых условиях среды. Среди прочих видов адаптации учёные различают социальную адаптацию.

Главным педагогическим условием успешной адаптации ребёнка к условиям воспитания в детском саду является единство требований к малышу в семье и детском саду. С этой целью родителей знакомят с условиями жизни детей в группе, а также воспитатель узнаёт об условиях воспитания малыша в семье, его индивидуальных особенностях, привычках.

Поступление ребенка в школу, это новый этап в его жизни, еще одна ступенька, на которую ему предстоит подняться, переломный момент, этап постижения новых правил поведения, новых понятий, требований. Поступление ребенка в школу, это новый этап в его жизни, еще одна ступенька, на которую ему предстоит подняться, переломный момент, этап постижения новых правил поведения, новых понятий, требований.

Итак, социальная адаптация ребенка связана, прежде всего, с рождением, когда он попадает в социум и начинает адаптироваться в нем, затем важными периодами социальной адаптации становятся поступление в дошкольное учреждение и школу.

Библиографический список

    Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике / Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002.- 470с.

    Ослон, В.Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной семьи / В.Н. Ослон // Дефектология. – 2006. - №1. – С. 30 – 35.

    Платонова, Н.М. Основы социальной педагогики / Н.М. Платонова. – СПб.: Питер, 2007.- 390с.

    Реан, А.А. К проблеме социальной адаптации личности / А.А. Реан // Вестник СПбГУ.- №20.- С. 74-79.

    Терновская, М.Ф. Педагогические основы адаптации детей - социальных сирот в системе патронатного воспитания / М.Ф. Терновская. – М.: Владос, 2004.- 520с.

Платонова, Н.М. Основы социальной педагогики /Н.М. Платонова. – СПб.: Питер, 2007.- С. 198

Терновская, М.Ф. Педагогические основы адаптации детей - социальных сирот в системе патронатного воспитания / М.Ф. Терновская. – М.: Владос, 2004.- С. 89

Реан, А.А. К проблеме социальной адаптации личности / А.А. Реан.// Вестник СПбГУ.- №20.- С. 75

Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике / Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002.- С. 107

Ослон, В.Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной семьи / В.Н. Ослон // Дефектология. – 2006. - №1. – С. 32

Терновская, М.Ф. Педагогические основы адаптации детей - социальных сирот в системе патронатного воспитания / М.Ф. Терновская. – М.: Владос, 2004.- С. 108

Понятие социальной адаптации детей

Социальная адаптация – это приспособительная способность индивидов изменять свое поведение в зависимости от изменений социального окружения.

Замечание 1

Социальная адаптация детей – непрерывный, специально организованный процесс адаптации ребенка к социальному окружению через усвоение определенных норм и правил поведения, установленных в данном обществе.

Дети-сироты, дети-инвалиды, дети, имеющие психологические травмы особо нуждаются в специальных мерах социальной реабилитации и адаптации, которые способны обеспечить им безболезненное вхождение в социум, а также реализацию их рабочего и творческого потенциала.

Социальная адаптация осуществляется за счет функциональной системы адаптационных механизмов. Превышение адаптационных возможностей этой системы ведет к развитию патологической адаптации. Социальная адаптация может сопровождаться эмоциональным или психическим стрессом.

Социальная адаптация дошкольников

Большинство детей, достигнув 3-4 летнего возраста, начинают посещать дошкольные учреждения – новую и неизвестную среду. С началом посещения детского связана необходимость приспособления к новому социальному окружению, налаживанию контактов с незнакомым детьми и взрослыми, развитию адаптивных механизмов.

Для ребенка становятся неожиданностью четкий распорядок дня, определенные обязанности и требования, что вызывает стрессовое состояние.

Отсутствие предварительной подготовки к посещению дошкольных учреждений может вызвать у ребенка ряд реакций невротического характера: расстройства эмоционального состояния, развитие чувства страха перед детским садом, ухудшение аппетита, нарушение сна, повышение частоты заболеваний.

Социально-психологическая адаптация у детей происходит по-разному и зависит от возраста, типа высшей нервной деятельности, состояния здоровья, особенностей семейного воспитания и взаимоотношений между ее членами, контактности, доброжелательности, уровня развития игровых навыков, эмоциональной зависимости от матери.

Социальная адаптация ребенка к дошкольному учреждению во многом зависит от моральной и физической подготовленности к изменениям, от типа высшей нервной системы. Так, у сангвиников и холериков адаптация происходит быстрее, чем у меланхоликов и флегматиков.

Социальную адаптацию значительно затрудняют такие факторы, как:

  • социальная некомпетентность;
  • эмоциональная неадекватность;
  • несоциализированная агрессия;
  • сопротивление воспитательному и учебному процессу;
  • плохо развитые или отсутствующие навыки поведения в незнакомых местах;
  • отсутствие опыта общения с другими детьми и незнакомыми взрослыми.

Для смягчения процесса социальной адаптации необходимо приучать ребенка к правильному режиму дня, учить искусству общения, поощрять самостоятельность ребенка, в дошкольном учреждении индивидуально подходить к работе с каждым ребенком, создать уютную и благожелательную атмосферу в детских группах.

Социальная адаптация школьников

Для школьника наиболее переломным и сложным периодом является первый год обучения в школе. В это время у ребенка меняется место в системе социальных отношений, уклад жизни, сильно возрастает психоэмоциональная нагрузка. От ребенка требуются: напряженная умственная работа, сосредоточенность на уроках, активизация внимания, удержание правильной осанки на уроках, установление контактов с одноклассниками и учителями, выполнение школьной дисциплины.

Для многих первоклассников, особенно шестилеток, социальная адаптация представляет большие трудности, так как личность, способная усваивать новые школьные нормы поведения, подчиняться школьному режиму, признавать новые обязанности, еще не сформировалась.

К семи годам у ребенка наблюдается уже осознанная регуляция своего поведения, он ориентируется на социальные требования и нормы.

Социальную адаптацию школьников снижают гиперактивность и повышенная утомляемость нервной системы. У детей в первые месяцы учебы могут наблюдаться раздражительность, головная боль, повышенная усталость, нарушение сна, плаксивость, психологические трудности (негативное отношение к учебе, чувство страха, неверное представление о собственных возможностях и способностях).

Большое влияние на процесс адаптации у школьников оказывает влияние то, в каких условиях начался учебный год. На начальном этапе обучения успеваемость первоклассника во многом зависит от того, как протекает процесс социальной адаптации.

Замечание 2

Основная задача родителей и учителей в период адаптации ребенка к школе – заинтересовать его в обучении, помочь адаптироваться в новых социальных условиях. Адаптированность – результат адаптации, представляющий собой систему умений, навыков, качеств личности, обеспечивающих результативное дальнейшее обучение.

Уровни адаптации к школьному обучению:

  1. Высокий уровень. У ребенка позитивное отношение к учебному заведению, предъявляемым требованиям, он спокойно и легко воспринимает учебный материал, полно овладевает учебным материалом, внимателен, прилежен, проявляет интерес к самостоятельной работе, добросовестно и охотно выполняет общественные поручения, занимает благоприятной статусное положение в классе.
  2. Средний уровень. Посещение школы не вызывают у ребенка негативных эмоций, он понимает учебный материал, усваивает основное содержание учебного материала, может самостоятельно решать типовые задачи, при выполнении заданий внимателен и сосредоточен, добросовестно выполняет общественные поручения, дружит с одноклассниками.
  3. Низкий уровень. Ребенок индифферентно или отрицательно относится к школе, часто жалуется на здоровье, у него преобладает подавленное настроение, учебный материал усваивается фрагментарно, не проявляет интереса к самостоятельной работе, к урокам готовится нерегулярно, общественные поручения выполняет без особого желания, близкие друзья отсутствуют.

Т.В. Дорожевец разработал модель адаптации ребенка к обучению в школе, согласно которой, школьная адаптация происходит как:

  • академическая – отражает уровень соответствия поведения учащегося нормам школьной жизни;
  • социальная – характеризует насколько успешен процесс вхождения ребенка в новую социальную среду;
  • личностная – показывает степень принятия ребенком себя в качестве представителя новой социальной общности.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой. Социализация - это процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Википедия

А если «по-русски» - это умение человека приспосабливаться к новым условиям и взаимодействовать с окружающими людьми разных возрастов.

Как ребенку адаптироваться в мире? Постепенно.

Раньше не было таких вопросов – КАК? С раннего возраста детей отдавали в ясли, потом садик, за ним школа, секции, кружки… Вот и вырос наш малыш. Как адаптировался, так и живет. Какие проблемы у него возникают при общении – неизвестно. Рассмотрим процесс подробнее.

Адаптация в мире с рождения до года

Еще находясь в животике у мамы – малыш «привыкает» к ограниченному пространству и после рождения нуждается в столь же ограниченном состоянии. Успокаивается на руках у мамы, в тесной пеленке, рядом с грудью (ореола которой пахнет, как околоплодные воды). То есть, чтобы «прийти в себя» - необходимо почувствовать себя в среде, близкой к предшествующей – тогда будет понимание – МНЕ БЕЗОПАСНО.

После полутора месяцев, ребенок с интересом осматривает комнату… на руках у мамы. Это по-прежнему важное условие его адаптации в большом пространстве – быть рядом с безопасностью.

Потом начинает ползать, недалеко от мамы и близких. Может самостоятельно изучать понравившиеся вещички, оглядываясь, чтобы «точка опоры» была рядом. Нету? Крик!

Гуляя на улице, мама впервые ставит ребенка на землю. Как бы ему не были интересны птички во дворе, качели, другие дети – далеко от мамы он отходить не будет. Он разглядывает все это, «привыкает», осваивается. День за днем – малыш будет двигаться все дальше и дальше – изучать и взаимодействовать со всем, что ему попадется, зная, что в случае опасности, боли – он найдет, куда вернуться.

Улавливаете суть? Главное в адаптировании – чувство безопасности. Если его нет – страх, паника, истерика.


СОЦИАЛЬНАЯ адаптация

Социальная адаптация начинается у малыша еще дома. Когда он знакомится с бабушками, тетями, сестрами, друзьями родителей, их детьми и всеми, к кому мама и папа доброжелательно относятся.

Мы помним, что ребенку важно научиться взаимодействовать с людьми любого возраста, поэтому с удовольствием даем «поводиться» и пожилым бабушкам, и юным племянникам.

Нужно ли его СПЕЦИАЛЬНО куда-то водить? Нет. Для ребенка важно принятие, которое он получит от близких. Тогда он постепенно САМ захочет осваивать мир за пределами дома.

Он будет наблюдать, как мама и папа общаются друг с другом – и для него это будет модель любви и взаимоотношений. Как относится младшее поколение к старшему – принимать и отражать. Как заботиться о младших, просить прощения, выходить из конфликтов, благодарить и многое другое – от всех, кто находится рядом с ним.

А как же общение с равновозрастными детьми – спросите вы?

Как ребенок научится вливаться в компанию, быть «своим», отстаивать свои интересы и защищаться, в случае нападок ?

Ему нужно общество с такими, как он, чтобы учиться приспосабливаться к миру!

Нужно, никто не спорит. Вопрос в том – надо ли его создавать искусственно? Это скорее даже – а надо ли отдавать ребенка в детский садик, чтобы стал «как все»?

Предвижу сотни вопросов и возмущений – мол, не пойдет в садик – будет изгоем, не сумеет влиться в коллектив, вырастет «маменькиным», бесхребетным и прочее.

Тогда возьмем в пример другую крайность (а ребенок не умеет жить в полутонах, для него любая обида, неприязнь – огромное событие, где он чувствует себя нелюбимым).

Отдали в садик, а ему там не нравится. Хочет быть рядом с мамой. С ней тепло и безопасно. А воспитательница страшная. Хоть и имеет 8 высших образований и 90 похвальных грамот. Он страдает. Мир – страшный. Меня не слышат в нем. Я – неважный. Я ДОЛЖЕН быть рядом с теми, кто мне не нравится, чтобы выжить. Чтобы мама меня любила (а не расстраивалась, что я не хожу в садик), мне нужно дружить с нелюбимой воспитательницей. Так закладывается сценарий поведения по жизни. Став взрослым – человек (страдая и жалуясь) устраивается на нелюбимую работу, живет с нелюбимым человеком, просто потому… что по-другому не умеет. Он НЕ ЗНАЕТ, что у него есть выбор.

Поэтому, психологи рекомендуют ориентироваться на ребенка индивидуально . Пусть соседская девочка с удовольствием и дальше ходит в ясли-садики. Если ваш малыш протестует (и заметных причин, по которым садик ему не нравится – нет) – подумайте, стоит ли программировать ребенка на выбор без выбора? Для социальной адаптации ему ДОСТАТОЧНО будет того окружения, что у него есть . Ведь мы все гуляем во дворах, ходим и приглашаем в гости – общения с детьми будет полным-полно.

Всегда так было

Да, раньше молодых мам ставили в жесткие рамки. Декретный отпуск длился всего год – за это время нужно было успеть закончить ГВ и устроить ребенка в садик, чтобы выйти на работу. Не вышла? Потеряла стаж, считаешься тунеядкой, живешь на иждивении общества!

А еще раньше – декретный отпуск составлял всего… 2 месяца. Это послевоенное время. Когда необходимость в рабочей силе была особенно высока. Политика была не на стороне детей. То есть – демография, конечно, была важна. Но и терять ценного работника в лице женщины не хотелось. Были лозунги и плакаты, активно шла пропаганда, что специальные заведения (ясли, садики) воспитают вашего ребенка лучше, чем родная мать! Женщинам внушали, что своими силами они не справятся – малыш будет недоразвит, не воспитан, неспособен ни к чему. Только власть сможет вырастить достойного человека.

Давление было сильное – выбора у наших бабушек-прабабушек не было.

Моя бабушка рассказывала, что они с сестрой ходили в ясли-сад, он же был интернатом, куда детей отдавали в понедельник, а забирали в субботу. Такой же была и их школа, с разницей, что в школу и из нее – ездили уже самостоятельно.

Обид и непонимания у детей по отношению к родителям, конечно, не было. Ведь это устойчивое общественное мнение – ТАК ДОЛЖНО БЫТЬ. И разбирать детское состояние, ощущение недолюбленности и прочее – не более, чем блажь, ведь есть цели поважнее.

Сейчас нет таких жестких норм. Кроме того, что в 3 года нужно либо выходить на работу, либо с нее увольняться. Мы можем – как отдавать ребенка в садик, так и воспитывать самостоятельно. Все мифы по поводу того, что нужна команда профессионалов, которые научат ребенка читать/писать/лепить/рисовать и прочее – развенчаны. С этим может справиться любая мама, у которой есть желание. Тоже самое касается социальной адаптации. И без садика она «войдет» в малыша.

К 7ми годам ребенок САМ захочет знакомиться с миром без присутствия взрослых. С уверенностью, что если его не примут – он сможет прийти в родной дом, где его поддержат. И он отправится в путь вновь.

Когда проблемы с позвоночником – трудно ходить, лежать, стоять, двигаться. И далеко не уйдешь – все будет ныть и просить облегчения. Семья – наша опора, наш хребет. И дать ребенку почувствовать, что он всегда может получить помощь, поддержку и тепло – значит дать ему возможность легко преодолевать любые трудности и испытания в жизни. Что и будет его приспособленностью и выживаемостью.

Слушайте своих детей и не насилуйте тем, что им не нравится. Приглядитесь – может то, что рекомендуют, не более, чем внушение? Которое не имеет ничего общего с гармоничным развитием ребенка.

Как вы считаете – нужно ли что-то делать специально, чтобы ребенок адаптировался в обществе?

Социальная адаптация относится к разряду междисциплинарных научных понятий. Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, А.А. Реан и др.) и зарубежной психологии (А. Маслоу, Г. Селье, К. Роджерс, Т. Шибутани, Х. Хартманн и др.). В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.П. Подласый и др.).

Если психологическая наука преимущественно изучает адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде, то педагогику интересуют вопросы управления и педагогической поддержки социальной адаптации подрастающего поколения, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи.

При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В. Ильенков, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней .

Выделяя этапы развития личности, А.В. Петровский первую фазу считает фазой адаптации, где предполагается усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Субъект, входя в новую социальную общность, еще не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие нормы. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, у него складываются качества, приводящие к серьезной личностной деформации. Адаптация является предпосылкой индивидуализации и социализации личности .

Появившись на свет, ребенок вступает в особые отношения с окружающей его средой, причем среда играет не только роль внешней обстановки не просто наличествующих и влияющих на ребенка условий жизни, а служит основным источником его развития, выполняя роль своеобразного пускового механизма, усиливающего или тормозящего внутренние процессы. Это тем более важно, что в развитии ребенка, как отмечал Л.С. Выготский, то, что должно получиться в конце развития, уже дано в среде с самого начала.

Мир человеческих отношений раскрывается перед ребенком с реальной позиции, которая обусловлена объективным местом, занимаемым им в данных отношениях. При этом важна и собственная внутренняя позиция ребенка, т.е. то, как он сам относится к своему положению, какое значение имеет для него окружающая действительность, и как он переживает ее требования к себе лично, считала Л.И. Божович. Ребенок не пассивно адаптируется в определенной социальной среде, приспосабливается к окружающему миру предметов и явлений, созданному предшествующими поколениями людей, а активно овладевает их достижениями в процессе многоплановой деятельности, всегда опосредованной отношениями ребенка и взрослого . Таким образом, выделяются два социально-психологических компонента: формы индивидуально-самостоятельного поведения и социально-общественного развития человека.

Социально-общественное развитие человека неразрывно связано с необходимостью воспроизводить себя в соответствии с условиями и уровнем развития общества и обусловлено его успешной социализацией.

Понятие социализации как процесс и результат усвоения индивидом системы социальных норм, ценностей, ролей, навыков имеет различную трактовку. Например, социализация в бихевиоризме сводится к процессу социального научения, результатом чего становится опыт, приобретаемый человеком в течение всей жизни (А. Бандура, Б.Ф. Скинер, Дж. Уотсон).

Социализация личности предполагает и встречный процесс - индивидуализацию социальной жизни. Индивидуализация как «бытие-у-самого-себя» (В.И. Слободчиков) предполагает поиск индивидом способов и средств для выражения своей индивидуальности, для передачи собственного опыта, мировоззрения социуму и отражает содержательную сторону субъектности личности .

В современной психологии принимается такое понимание индивидуализации, при котором ее сущность заключается в деятельности, пытающейся раскрыть себя во всех направлениях и по собственной воле проявляющей себя в осуществлении, как частных, так и общих духовных интересов, в стремлении к той внутренней свободе, на основе которой субъект обладает принципами, имеет собственные взгляды и в силу этого приобретает моральную самостоятельность (В.П. Зинченко).

Осознание себя личностью невозможно без деятельности человека, вне его общений, происходящих в самом процессе деятельности. Роли деятельности в процессе развития личностных качеств ребенка и, таким образом, в процессе адаптации в социуме уделялось наибольшее внимание в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна и др., где утверждается, что личность как качество, которое выражает социальную человеческую сущность, формируется в специально организуемой взрослыми деятельности ребенка .

В процессе ее совместного выполнения осуществляется взаимодействие («со-бытие») ребенка и общества. В ходе деятельности, включающей в себя полюс субъекта и полюс объекта, происходят процессы «опредмечивания» (субъект воплощает свои замыслы, свои психологические качества в предмете) и «распредмечивания» (субъект присваивает качества объекта деятельности), считает Д.И. Фельдштейн. Именно деятельность обеспечивает адекватность психического отражения действительности.

Через деятельность субъект вступает в практические контакты с окружающими предметами, которые обогащают и изменяют его. Таким образом, выступая и результатом, и субъектом общественных отношений, личность формируется через собственные активные общественные действия, сознательно и целенаправленно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе деятельности.

Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности происходит становление всех внутренних личностных структур, саморазвиваются основные психические процессы. Это становление происходит вследствие актуализации механизма интериоризации внешних форм деятельности во внутренний, идеальный план мышления и сознания. Под интериоризацией понимается формирование социальных структур когнитивных процессов, сознания ребенка в целом (Л.С. Выготский) .

Интериоризация происходит путем присвоения психикой структур внешней деятельности при параллельно развивающейся активности самой личности, ее самодвижении, саморазвитии. Этот процесс требует наличия развитого адаптационного потенциала личности ребенка, позволяющего ему не только успешно приспосабливаться к требованиям социума, но и активно его преобразовывать.

Такое «широкое» понимание процесса адаптации, связывающее его с личностной субъектностью, характерно для психологической школы Ж. Пиаже. Согласно его концепции, адаптация должна рассматриваться как единство противоположно направленных процессов: аккомодации и ассимиляции. Первый из них обеспечивает модификацию функционирования организма или действий субъекта в соответствии со свойствами среды. Второй изменяет те или иные компоненты этой среды, перерабатывая их согласно структуре организма или включая в схемы поведения субъекта. Рассмотрение адаптации в единстве этих ее противоположных направлений является важным условием применения этого понятия в качестве категории, играющей активную роль в объяснении всякого активного функционирования .

Адаптация социально-психологическая (Е.С. Кузьмин, В.Е. Семёнова) - это взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. В ходе социально-психологической адаптации реализуются потребности, интересы и стремления личности, раскрывается и развивается её индивидуальность, личность входит в новое социальное окружение, становится полноправным членом коллектива, самоутверждается .

В Российской педагогической энциклопедии социальная адаптация определяется как приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.

Само понятие «социальная адаптация» рассматривается как процесс приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Социальная адаптация представляет собой элемент деятельности, функцией которого является освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия.

Основным способом социальной адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся форм взаимодействия, а также форм предметной деятельности.

Результатом социальной адаптации является достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценности социума, развитие у адаптирующегося индивида определенных необходимых личностных качеств (Г. Олпорт, А. Маслоу, С. Роджерс, А. Бандура).

Анализ понятия «социальная адаптация» представляется сложным по двум обстоятельствам. Во-первых, социальная адаптация есть взаимодействие двух взаимноадаптирующихся структурно-сложных систем - личности и социальной среды. Социальная среда и личность, являющаяся субъектом и объектом общественных отношений находятся в сложном взаимодействии: личность в такой же мере адаптирует к себе социальную среду, в какой степени социальная среда адаптирует к себе личность. Во-вторых, анализ понятия социальная адаптация осложняется тем, что термин «адаптация» наделен социальным содержанием с сохранением некоторых биологических характеристик.

Имея в виду биосоциальную природу человека, механизмы адаптации необходимо рассматривать на разных уровнях его биологической и социальной организации: адаптацию к постоянно действующим факторам среды обеспечивают генетические программы, сформированные в процессе длительной биологической эволюции.

Под генетическим контролем формируются морфологические, биохимические и функциональные системы, которые могли возникнуть постепенно за -счет мутаций и естественного отбора, что способствовало приспособлению организма к очень медленным изменениям среды.

Адаптация на этом уровне происходила как создание гармонии с реальными условиями существования без учета предстоящих будущих изменений (К.А. Тимирязев). Такие генетические программы не всегда являются оптимальными в условиях быстро меняющейся среды.

В процессе дальнейшей эволюции появляются более гибкие универсальные механизмы, которые позволяли организму адаптироваться к быстро и непрерывно меняющимся условиям среды. Эти механизмы выходили на уровень нервной системы и способствовали развитию органов высшей нервной деятельности, совершенствованию рефлекторного и двигательного аппаратов, использованию личного опыта для защиты, обучения, тренировки молодых, приспособлению к новым ситуациям через индивидуальное изменение поведения и возникновению поведения разумного типа (К.И. Завадский, Э.И. Колонский) .

Данные школы русского физиолога И.П. Павлова свидетельствуют об особой роли высшей нервной деятельности в обеспечивании уровновешивания организма с внешней средой. У высших животных и особенно у человека на первый план выдвигается адаптации за счет поведения, этого как писал А.Н. Северцов еще в 1922 году, «могучего средства приспособления к окружающей среде». На быстро наступающие изменения окружающих условий организм отвечает определенной поведенческой реакцией без перестройки их морфофункциональной организации и в большинстве случаев приспосабливается к новым условиям очень эффективно .

Поведение - один из наиболее эффективных способов индивидуальной адаптации. Поведение обеспечивает организм дополнительными возможностями, которые могут не только дополнять, но и изменять вегетативные рефлекторные реакции.

У человека развитие высшей нервной деятельности достигло такого уровня, что поведение стало определяющим фактором его адаптации. Адаптация человека к различным условиям внешней среды основана преимущественно на определенных формах поведения, включающих искусственные и технические средства, благодаря которым он может существовать в таких условиях, которые непереносимы для других организмов.

Адаптация - процесс приспособления человека к условиям среды обитания, которую все в большей степени создает он сам в результате преобразования окружающей среды, направленный на самосохранение, развитие человека и достижение главной цели прогресса человека (В.П. Казначеев, В.П. Лозовой).

Человек не только адаптируется к условиям обитания, но и в большей мере приспосабливает внешнюю среду к своим биологическим возможностям, создает искусственную среду -среду культуры и цивилизации, благодаря чему приспосабливается к любым условиям существования. Из всех живых существ человек обладает наибольшей способностью к приспособлению (А.Н. Скворцов, Д.Р. Деряпа).

Эволюционное развитие адаптационных механизмов отражается в фазности, этапности их развития и индивидуальной адаптации организма. Экспериментальные данные, проведенные на разных уровнях в различных условиях позволяют рассматривать создание адаптивного состояния как динамический процесс с последовательно протекающими фазами, в основе которых лежат свои физиологические, психологические и социальные механизмы (А.Д. Селье) .

Процесс адаптации является функцией времени, где на различных этапах могут включаться физиологические, психологические или социальные механизмы. Способность различных систем организма, обеспечивающих гомеостаз, эффективно приспосабливать свою деятельность к меняющимся условиям окружающей среды определяется в первую очередь работой центральных регуляторных механизмов. Все нормальные процессы жизнедеятельности имеют адаптивный характер, т.е. все физиологические реакции могут быть либо адаптированными к конкретным условиям среды, либо неадаптированными, то есть находиться в процессе адаптации. Отсюда, степень участия разных физиологических систем на разных уровнях адаптации может быть различной .

Таким образом, под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации:

1. внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность);

2. внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Адаптация психическая - психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

Адаптация социальная - процесс и результат освоения ребенком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его социального окружения: родителей, учителей, сверстников, людей, всего социума.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

1. острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2. подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

3. фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети, к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

Легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;

Адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

Тяжелая адаптация - длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся привычки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма .

В результате анализа научной литературы мы пришли к пониманию социальной адаптации дошкольников как процесса активного освоения ими социальной среды, овладения формами поведения, направленными на гармонизацию отношений с окружающими и собственное развитие в данной среде.

Социальная адаптация в раннем возрасте сопровождается сменой социальной ситуации развития, поступлением ребенка в детский сад. Положительный опыт адаптации помогает дошкольнику адаптироваться за пределами начальной школы, в открытом быстроизменяющемся социуме, и создает благоприятные предпосылки для дальнейшего развития личности.

Трудности, возникающие у детей в процессе адаптации, могут привести к самой неблагоприятной ее форме - дезадаптации, которая может проявляться в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности, взаимоотношений со сверстниками и воспитателями.

Для успешной адаптации детей раннего возраста необходимо знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Сегодняшние педагоги и родители, очень обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека и его социализации немало зависит от того, как ребенок в первые годы жизни адаптируется в мире людей (взрослых и сверстников) в образовательных детских дошкольных учреждениях, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Проблема социальной адаптации детей и педагогических условий ее успешного протекания в ДОУ представляет большой интерес для современной педагогики детства.

Анализ исследований (Н.М. Аксарина, Н.Д. Ватутина, Г.Г. Григорьева, Р.В. Тонково-Янпольская и др.) показывает, что педагогике основательно изучена адаптация в раннем возрасте к условиям детского сада. В исследованиях выделены степени адаптации ребенка; раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке малышей к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода в ДОУ (Е.П. Арнаутов, Н.Н. Андреева, Т.Н. Доронова, А.В. Кошелева, Т.А. Константинова и др.).

Особого внимания заслуживают вопросы адаптации детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ, и, прежде всего, изучение факторов и проблем, обуславливающих трудности процесса социальной адаптации, что негативно сказывается на социально-личностном развитии старшего дошкольника и его психологической готовности к школе.

В психолого-педагогических исследованиях уделяется внимание проблеме межличностных отношений старших дошкольников со сверстниками и взрослыми (В.Н. Белкина, М.И. Лисина, Е.А. Кудрявцева, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова, и др.): изучению межличностных отношений, складывающих в детской группе (Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, А.С. Логинова, А.П. Усова и др.). Эти исследования (М.И. Лисина, Р.С. Буре, Л.С. Коломинский, Т.А. Репина, Т.И. Бабаева, В.А. Деркунская, Т.А.Владимирова и др.) свидетельствуют, что результатом успешной социальной адаптации старших дошкольников является их эмоциональное благополучие и активное участие в жизни группы ДОУ.

Термин “адаптация” трактуется разнообразно. В философии адаптация рассматривается как аспект жизнедеятельности, в котором реализуется одной из фундаментальных свойств живой материи – способность к самосохранению и развитию в конкретных условиях;

Ряд авторов рассматривают адаптацию как, во-первых, свойство организма, во-вторых, процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, суть которого состоит в достижении одновременного равновесия между средой и организмом, в-третьих, результат взаимодействия в системе “человек-среда”, в-четвертых, цель, к которой стремится организм (И. П. Павлов, И. М. Сеченов, П. К. Анохин, Г. Селье); известный психолог Пиаже подчеркивал, что адаптация может рассматривается как единство противоположно направленных процессов: аккомодации и ассимиляции.

В контексте нашего исследования наибольший интерес представляет понимание социальной адаптации , как процесса активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также как результат этого процесса, проявляющийся в формировании самосознания и ролевого поведения, самоконтроля, способности к адекватным связям к окружающим.

Само понятие “социальная адаптация” рассматривается как “процесс приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Социальная адаптация представляет собой элемент деятельности, функцией которого является освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия. Основным способом социальной адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся форм взаимодействия, а также форм предметной деятельности”. Результатом социальной адаптации является достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценности социума, развитие у адаптирующегося индивида определенных необходимых личностных качеств (Г. Олпорт, А. Маслоу, С. Роджерс, А. Бандура).

Анализ научной литературы показал, что социальная адаптация – это многофакторное явление, детерминированное социально- экономическими, демографическими, экономическими, психофизиологическими факторами.

Наше исследование было направлено на определение причин социальной адаптации старших дошкольников к группе ДОУ. С этой целью мы выделили отдельные параметры:

1. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует, свой оптимальный или желательный уровень тревожности - так называемая полезная тревожность.

2. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности: она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичностью, требовательностью к себе, отношение к успехам и неудачам

3. Взаимодействие - совместная деятельность нескольких участников ради достижения одной конечной цели, к реализации которой каждый стремится наиболее удобным для себя способом, считаясь с интересами партнеров.

4. Общение является одним из важнейших факторов психического развития с первых дней жизни ребенка.

5. Социальный статус - положение человека в системе межличностных отношений и мера его психологического влияния на членов группы.

Так же, как показал анализ исследований и психолого-педагогической литературы, на процесс социальной адаптации ребенка дошкольного возраста огромное влияние оказывает взрослый как носитель общественного опыта и ценностей.

Анализ исследований показал, что для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительное отношение к детскому саду. Во многом это зависит от компетентности воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается с повышения профессионального уровня воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы, семинары, тренинга, консультации), развития у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и т.д.

Успешность социальной адаптации дошкольников обусловлена предметно - развивающей образовательной средой, включающей в себя предметное окружение и систему социальных отношений между участниками образовательного процесса в освоении реальной ролевой позиции в процессе межвозрастных взаимодействий.

Опираясь на анализ исследований и психолого-педагогической литературы мы разработали и провели констатирующий эксперимент.

Исследование социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ проводилось на базеГосударственного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка – детский сад № 37 Приморского района Санкт-Петербурга.

В исследовании принимали участие 75 детей старшего дошкольного возраста, а также воспитатели и родители детей.

Представим краткие результаты констатирующего эксперимента, который осуществлялся по двум направлениям:

Первое направление было направлено на выявление уровня социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ и осуществлялось с помощью комплекса методов.

Посредством метода экспертных оценок, который проводился в два этапа, первый - начиная с третьей недели посещения ребенком группы ДОУ, второй проводился в декабре. Сравнение полученных данных позволило выявить детей, проявляющих признаки проблемной адаптации: отказ от еды, сна, негативное отношение к ситуации детского сада, снижение общего эмоционального фона (плаксивость, беспокойство). Выявленные проблемы позволили выделить детей, относящихся к группе риска в плане социальной адаптации.

Результаты изучения самооценки позволили выявить детей с разным уровнем самооценки, в том числе и заниженным. Субъективное переживание собственной незначительности и недооцененности в глазах других может быть источником межличностных и внутриличностных конфликтов и трудностей социальной адаптации в группе сверстников и может оказывать отрицательное влияние на социальную адаптацию ребенка.

В результате наблюдения были выявлены следующие проблемы во взаимоотношениях детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми:

1. Несформированность коммуникативных умений, соответствующих возрасту: неумение войти в игру, обратиться к сверстнику или взрослому.

2. Неумение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации: нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности, уход от ситуации.

3. Негативно окрашенный стиль общения: грубость, дразнение, упрямство и пр.

5. Неуверенность, робость, снижение самооценки, что мешает ребенку проявить свою активность в группе ДОУ.

Проведенное социометрическое исследование позволило выявить детей, не принимаемых коллективом сверстников: это именно те дети, у которых по результатам наблюдения выявлен целый ряд коммуникативных проблем.

Таким образом, результаты проведенного эксперимента позволили выявить детей с ярко выраженными проблемами в общении. Кроме того, были определены основные группы проблем во взаимоотношениях детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми. Первое направление констатирующего эксперимента позволило выделить 18 дошкольников с нарушением социальной адаптации. Этих детей характеризует неуверенность в собственных силах, отсутствие мотивации достижений, особенности эмоционально-волевой сферы, недостаточная сформированность коммуникативных умений. К последним относится: неумение войти в игру, обратиться к сверстнику или взрослому; неумение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации; нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности.

Кроме того, были установлены факторы, приводящие к нарушению социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста:

1. Заболевания, нарушающие работу нервной системы. Например, при СДВГ дети невнимательны, импульсивны, слишком активны, что является причиной отвержения их окружающими; атопический дерматит и бронхиальная астма изменяют общий нервный фон: такие дети более капризны, плаксивы, несдержанны.

2. Особенности эмоционально-волевой сферы, среди которых можно выделить повышенный уровень тревожности, агрессии, медлительность, застенчивость.

3. Несформированность коммуникативных умений, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Именно этот фактор чаще всего является причиной нарушения социальной адаптации.

Вторым направлением было изучение уровня компетентности педагогов по проблеме социальной адаптации старших дошкольников в группе сверстников.

Результаты анкетирования выявили “проблемные зоны” педагогов по вопросу социальной адаптации дошкольников в ДОУ. Воспитатели показали различную глубину теоретических знаний и представлений о социальном развитии и социальной адаптации. Следует отметить, что выделились педагоги, показавшие полное непонимание этих терминов. Ни один педагог не указал на роль воспитателя в процессе адаптации. Такая ситуация может быть связана, как с недостаточным пониманием роли воспитателя в процессе адаптации, так и с завышенной профессиональной самооценкой.

В результате наблюдения было установлено, что воспитатели используют различные подходы к педагогическому общению и руководству детьми, имеющими проблемы социальной адаптации. Анализ результатов наблюдения выявил низкую степень понимания педагогами особенностей и потребностей дошкольников с проблемами социальной адаптации, недостаточное эмоциональное принятие таких детей. Педагоги не проявляли терпимость к недостаткам воспитанников, не уделяли нужного внимания их личным делам и проблемам, тем самым не обеспечивая им необходимый уровень поддержки и психологического комфорта в группе детского сада. Следует отметить, что педагоги, указавшие при анкетировании некоторые методы и приемы работы с детьми, имеющими проблемы социальной адаптации, редко применяют их на практике. Некоторые воспитатели пытались учитывать в своей работе особенности дошкольников с проблемами социальной адаптации, но делали это бессистемно, ситуативно, используя для этого не специальную технологию, а лишь отдельные приемы и методы.

Проведенный констатирующий эксперимент позволяет сделать следующие выводы:

1. В каждой из обследованных групп выявились дошкольники с проблемами социальной адаптации ДОУ.

2. В ходе исследования определены факторы, приводящие к нарушению социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ: заболевания, нарушающие работу нервной системы; особенности эмоционально-волевой сферы и отношение детей к пребыванию в детском саду не сформированность коммуникативных умений, что приводит к трудности в общении со взрослыми и сверстниками.

3. В целом эксперимент показал, что проблема социальной адаптации связана с нарушением мотивационного, содержательно-деятельностнного и регуляционного компонентов. Особо значимой причиной нарушения социальной адаптации старших дошкольников в группе чаще всего является несформированность 3 групп коммуникативных умений (Л.Р. Мунирова): группа информационно-коммуникативных умений состоит из умений вступать в процесс общения; ориентироваться в партнерах и ситуациях общения; соотносить средства вербального и невербального общения, группа регуляционно-коммуникативных умений состоит из умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению; доверять, помогать и поддерживать тех с кем общаешься; применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач; оценивать результаты совместного общения группа аффективно-коммуникативных умений состоит из умений делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

4. Выявлен недостаточный уровень педагогической компетентности воспитателей по вопросам социальной адаптации ребенка в группе ДОУ. Воспитатели не осознают необходимость целостного подхода к проблеме социальной адаптации старшего дошкольника в единстве с нарушением мотивационного, содержательно-деятельностнного и регуляционного компонентов этого процесса, используемые ими методы и приемы по отношению к детям с трудностями социальной адаптации не достаточно эффективны.

Проведенное нами исследование подтверждает актуальность данной проблемы, и позволяет утверждать, что имеется острая необходимость в поиске решения вопроса социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.