Собирая бусины, или клара кто. Невозможная напарница доктора кто Какой серии появляется клара освальд

28.06.2020

1. Клару Освальд назвали в честь актрисы Элизабет Слейден (Сары Джейн Смит), чьим средним именем было «Клара». Значение «Освин» - «друг бога», что символично, учитывая, что многие отождествляли Доктора с богом.

2. Звать ее Кларой Освин Освальд некорректно, поскольку Освин - прозвище Клары, а не ее среднее имя. Средним именем «Освин» было только у викторианской Клары, изначальную же спутницу, которую мы наблюдали с «Колоколов» до «Имени Доктора» зовут просто Клара Освальд.

3. Викторианская Клара родилась 23 ноября, в тот же день, когда в 1963 году была показана самая первая серия «Доктора Кто» - «Неземное дитя». Она умерла в 26 лет - ровно столько лет было сериалу, когда его закрыли 1989 году. В этом же, 1989, году родилась оригинальная Клара Освальд.

4. Мама Клары умерла 5 марта 2005 года, в день, когда Роза Тайлер встретила Девятого Доктора, и в этот же день произошла утечка первой серии ньюскула, «Роза» (о чем мы писали в фактах к серии «Роза»)

5. Клара Освальд родилась там же, где и играющая ее актриса Дженна Коулман - в Блэкпуле.

6. С известными нам копиями самой себя Клару роднит следующее:

каждый раз у нее было одно и то же лицо.
каждый раз она была очень умна (способность адаптироваться в любой ситуации куда быстрее обычных людей дала ей мисс Кизлет, и эта способность передалась ее копиям)
она всегда работала с детьми. На корабле Аляска Освин Освальд была менеджером по развлечению детей, Клара Освин Освальд была гувернанткой, оригинальная же Клара была няней.
до встречи с Доктором в своей текущей ситуации Клара находилась год. Смерть миссис Мейтленд, из-за которой Клара стала няней, произошла за год до встречи с Доктором. Смерть предыдущей гувернантки семьи Латимер, из-за которой Клара Освин стала гувернанткой, также произошла за год до встречи с Доктором, как и крушение корабля, из-за которого Освин Освальд застряла в Изоляторе далеков.
Она повторяла фразу «Беги, умный мальчик, и помни» (Колокола Святого Иоанна, Изолятор далеков, Снеговики, Имя Доктора)
Она любила готовить суфле (Изолятор далеков, Снеговики, Имя Доктора)
«Я не знаю, где я» - эту фразу говорила Клара, когда ее загрузили в информационное облако в «Колоколах», ее же она повторяла, перемещаясь по временной линии Доктора, ее же говорила Освин, когда ее превращали в далека.

7. Необычность Клары еще и в том, что в отличие от многих спутников она не живет в ТАРДИС, а каждый раз после путешествий возвращается в дом семьи Мейтленд, на Дубовую улицу, 30, а с Доктором встречается время от времени, преимущественно по средам.

8. Прослушивание Дженны на роль спутницы проходило в тайне, она притворялась, что проходит пробы в проект под названием «Men on Waves», что является анаграммой «Woman Seven», то есть спутницы седьмого сезона.

9. До прослушивания Коулман никогда не смотрела ДК, затем посмотрела «Одиннадцатый час» и «совершенно влюбилась в этот сериал». Однако после этого она посмотрела только первые пять серий 7 сезона, последние с Эми и Рори - потому что не хотела много узнавать об их отношениях с Доктором, желая, чтобы ее игра рядом со Смитом была «спонтанной».

10. Изначально Клара должна была остаться викторианской гувернанткой, о чем рассказал Нил Гейман. Освин из Изолятора же вообще должна была стать одноразовым персонажем и не иметь с новой спутницей ничего общего, все эти изменения и объединения персонажей Моффат придумал прямо в процессе прослушивания Дженны.

11. Обещалось, что Дженна-Луиза Коулман в качестве новой спутницы появится только в рождественской серии «Снеговики». То, что Дженна появится «Изоляторе», до премьеры на BBC One хранилось в тайне, и несмотря на несколько предпоказов, глобальной утечки информации не произошло. После показа серии по ТВ Коулман и Моффат выразили благодарность фанатам за сохранение тайны.

12. У маленькой Клары, встреченной Доктором в серии «Кольца Ахатена», на футболке изображены два сердца, справа и слева. Это может быть случайностью и на самом деле их может быть больше, но это напоминает о повелителях времени, точнее, о связи ее с Доктором, и многие фанаты, до того как узнали тайну Клары, считали это намеком на то, что Клара - повелитель времени.

13. В приквеле к серии «Колокола Святого Иоанна» маленькая Клара советует Доктору пойти в тихое место и хорошенько подумать о том, что и где он потерял, чтобы это найти. Доктор следует ее совету и отправляется в монастырь, в Камбрию 13-го века, и, собственно, именно пребывая там, он снова сталкивается с Кларой.

14. В серии «Изолятор далеков» о том, что Освин далек, можно было догадаться по нескольким деталям в течение серии: венчик на поясе с инструментами Освин был похож на энергетическую пушку далека, рыжеволосая балерина-статуэтка в воображаемом мире Освин была образом, который привиделся Эми в галлюцинациях, когда она превращалась в марионетку далеков, иллюминатор, в который смотрела Освин, похож на глаз далека изнутри.

15. С именем новой спутницы до показа первой серии с ее участием было много путаницы: были версии, что ее будут звать Дана Освин, Фозвин Джонс, Лара Освальд, Освин Скелтон и т.д. Ходили слухи, что первыми словами ее как спутницы будет «Спаси меня, парень, и покажи мне звезды» (что оказалось ложью, поскольку это были слова Освин, причем не первые, и вместо «парень», было «подбородок» (chin boy). Во время съемок рождественской серии версия первых слов изменилась на «Спаси меня, парень, и отведи меня в бар», что даже близко к истине не относится, разве что Клара Освин работала в баре. Свидетели съемок утверждали, что спутницу зовут Клара Освин, что технически верно, вот только они, в том числе Блогтор, считали, что Освин - это фамилия, а на деле же это было ее вторым именем, а для оригинальной спутницы - просто прозвищем.

16. Первой серией, в которой Дженна Коулман снялась в роли Клары (не считая Изолятора) была серия «Прячься».

Клара Освин Освальд – вымышленный персонаж, одна из главных героинь культового британского научно-фантастического сериала "Доктор Кто" ("Doctor Who"). Впервые появилась в седьмом сезоне возрожденного сериала, став новой спутницей Одиннадцатого Доктора; впоследствии составила компанию и Двенадцатому Доктору. Роль Клары Освальд играет британская актриса Дженна Коулман (by Jenna Coleman).

Впервые в сериале Коулман появилась в первом выпуске седьмого сезона, эпизоде "Изолятор далеков" ("Asylum of the Daleks"). Изначально новая героиня, Освин Освальд, предстает в качестве единственной выжившей с космолета "Аляска", разбившемся на тюремной планете, полной безумных пришельцев-далеков. Доктор активно контактирует с Освальд по сюжету, лишь в самом конце осознавая, что выжить Освальд удалось не в полной мере – и что она, сама того не зная, была превращена в далека. В конечном итоге Освальд осознает истину и, жертвуя своей жизнью, помогает Доктору и его спутникам бежать с планеты.



В рождественском спецвыпуске 2012-го года "Снеговики" ("The Snowmen") Доктор, расследующий странные события в викторианском Лондоне, знакомится с официанткой Кларой. Вместе с Кларой Доктор сражается с агентами Великого Разума (Great Intelligence) и одерживает победу – однако Клара платит за эту победу своей жизнью. Лишь стоя у могилы своей несостоявшейся напарницы, Доктор осознает, что уже имел с ней дело раньше – и понимает, что столкнулся с весьма необычной загадкой. Поиски таинственной женщины, сумевшей прожить две разных жизни и умереть в двух различных эпохах, становятся его новой задачей.

В конечном итоге поиски вновь приводят Доктора в Лондон – уже не викторианский, но современный. В эпизоде "Колокола Святого Иоанна" ("The Bells of Saint John") поиски завершаются долгожданным успехом – причем Клара находит Доктора сама. Эта ипостась "невозможной девушки" получает телефонный номер Доктора от некоей таинственной женщины. После первого совместного приключения Клара становится постоянной компаньонкой Доктора – и на протяжении следующих эпизодов Доктор отчаянно пытается разгадать ее тайну. В конечном итоге путешественник во времени рассказывает самой Освальд об её альтернативных версиях, однако для Клары эта история становится настоящей новостью.

Тайна, окружающая Клару Освальд и её воплощения, по большей части раскрывается в эпизоде "Имя Доктора" ("The Name of the Doctor"). Когда очередное воплощение Великого Разума пытается уничтожить Доктора во всех временах сразу, Клара отправляется во временную трещину вслед за злодеем – что приводит к созданию множества её копий по всему пространственно-временному континууму похождений Доктора. Выясняется, что три последние Клары – лишь малая часть целой армии воплощений девушки; в той или иной степени Клара влияет на жизнь всех реинкарнаций Доктора, успев пообщаться даже с самым Первым Доктором до начала его приключений. Попадание во временную трещину обходится Освальд дорого, однако в конечном итоге Доктор выручает свою напарницу и возвращает её назад в реальность.

Странствия с Доктором Освальд сочетает с работой и личной жизнью; так, со временем у неё завязываются романтические отношения с другим преподавателем (и, по совместительству, бывшим профессиональным военным), Дэнни Пинком (Danny Pink). Некоторое время Освальд скрывает Доктора и Дэнни друг от друга; это изрядно осложняет ей общение с Доктором, да и кое-какие действия нового воплощения последнего кажутся ей откровенно жестокими. В конечном итоге, впрочем, Кларе самой приходится поставить себя на место Доктора – и таким образом лучше понять своего напарника.

Серьезным испытанием для Клары становится трагическая гибель её возлюбленного Дэнни Пинка – тот погибает под колесами автомобиля, переходя дорогу. Клара пытается – абсолютно безуспешно – шантажом заставить Доктора изменить прошлое и спасти её любимого; Доктор, впечатленный её решимостью, предлагает другой путь – найти способ связаться с Дэнни после его смерти. В какой-то степени это Кларе и Доктору и впрямь удается, однако все происходящее оказывается лишь частью зловещего замысла старого врага Доктора, Мастера – ныне действующего в женском обличии и именующего себя "Мисси". Как выясняется, именно Мисси когда-то способствовала встрече Доктора и Клары; сейчас же она задумала в очередной раз попытаться захватить мир с помощью армии Киберлюдей. В Киберлюдей Мисси с помощью технологий Властителей Времени обращает умерших людей; одним из таких Киберлюдей становится и Дэнни. Ему, однако, удается взломать программу Мисси – и обратить её оружие против неё же самой. Впоследствии Дэнни выдается шанс вернуть из небытия одного человека – однако вместо себя он спасает афганского ребенка, убитого им же во время войны.

Сейчас будет длинно, sorry about that.

Допустим, сериал действительно испортился. Что об этом говорит? Да, в общем-то, ничего, кроме снизившихся рейтингов и мнений отдельных пользователей. Но фишка с рейтингами в том, что они уже довольно давно медленно и верно снижаются, и судя по тому, что я читала на эту тему, это вовсе не связано с ухудшением качества - просто для подсчета рейтингов используется старая система, учитывающая только просмотры по ТВ, в то время как с каждым годом (особенно в сравнении с нулевыми) все больше людей смотрят сериалы через интернет на соответствующих сервисах - и все меньше пользуют телевизор, отсюда все меньше рейтинги. Мнения отдельных пользователей - это мнения отдельных пользователей, недовольных всегда было много, а уж что творилось, когда ушел Теннант и пришел Смит - это вообще другой разговор.

Отсюда следующий вопрос - почему вам (и не только вам) кажется, что сериал испортился именно с приходом Двенадцатого? Тут опять же причин несколько. Главные две жалобы, которые слышны чаще всего: он, Двенадцатый, старый и злой. Злых вообще мало кто любит, но обе проблемы, в общем-то, отчасти связаны с тем, что большинство зрителей ДК не смотрели классику и либо вообще не знают, что Доктор не всегда был парнишкой с виду лет 30-ти, либо почему-то уверены, что с каждой инкарнацией он должен становиться моложе и Капальди сломал систему и вообще он неправильный. По той же причине они не могут оценить приближенность поведения Двенадцатого к характеру некоторых Докторов в олдскуле - люди привыкли, что он веселый и дружелюбный дамский угодник или ребячливый паренек, и контраст с Капальди так велик, что вызывает отторжение. Если присмотреться, можно понять, что на самом деле Двенадцатый очень даже добрый и эмоциональный, но присматриваться хотят не все.

Что там дальше? Клара. Люди, не вполне понимающие, что значит "Мэри Сью", любят приписывать это понятие Кларе. В 7-м сезоне она была слишком идеальна, и это было проблемой, в 8-м она перестала быть идеальна, и проблемой стало это, в 9-м ее стало "слишком много", и вот вам новая проблема. Кто проблему ищет - тот ее найдет. Мне до сих пор не совсем понятно, каким образом Клара стала в сериале главнее Доктора и в чем это проявляется, потому что утверждающие это люди обычно свою мысль примерами не подтверждают - они просто ее повторяют друг за другом.

Что касается сюжетов и примера с песочными людьми - в качестве контраргумента можно привести серию 4-го сезона о том, как из тел людей выделялся жир, волшебным образом превращающийся в живое разумное существо (то, что жир был миленький, вряд ли служит оправданием нелепости происходящего), или про пришельца с чубчиком, который втягивал в себя людей, а девушка, от которой осталось только лицо в плитке, как-то ухитрилась выжить, или про другого пришельца, который опять же волшебным образом запихивал людей в свои рисунки. ДК всегда был немного абсурден, в том числе в этом его прелесть, если кто-то хотел строго научную фантастику, он еще 9-ю сезонами назад ошибся сериалом. И да, я безусловно согласна, что хромые серии время от времени встречаются - например, про лес в 8-м сезоне, обе серии про Эсхильду в 9-м, да и про песочных не слишком фонтан. Но please, эти хромые серии были всегда, как минимум раз на сезон. Я могу припомнить только третий сезон, где в принципе все серии довольно сильные, но как раз третий сезон мало кто любит, не считая неморгая и арки про Мастера. А не любят его из-за Марты, которую, в свою очередь, не любят только потому, что она идет после Розы и тоже была влюблена в Доктора. Но это так, к слову.

Насчет того, почему все это происходит, у меня есть пара теорий. Не правил и не фактов, а скорее догадок. Может быть, людям просто надоедает смотреть, нечасто бывает, что страсть к чему бы то ни было сохраняется дольше нескольких лет. После печальных примеров Лоста, ОУАТа, Сверхъестественного в сериальной среде бытует мнение, что сериалу просто суждено слиться через определенное количество сезонов, и люди, плохо знакомые с историей ДК, выдают нечто типа "главное, чтобы закрыли вовремя, а не то сольется, 9 сезонов - это уже очень много, вот Суперы скатились еще после какого-то там". Но эти товарищи забывают, что этот сериал уже как-то ухитрился остаться тортом за 50 лет, в нем постоянно меняются главные герои и сценаристы, и обычные правила вроде "спустя три сезона у сценаристов обязательно заканчиваются идеи, они начинают высасывать из пальца, и сериал сливается" к ДК неприменимы. Да, похожие серии вроде шаблона еще времен классики "база под осадой" встречаются, но авторам хватает мастерства их все поставить так, чтобы было ново и интересно.

То есть, возможно, человек или просто устает смотреть, или начинает думать, что сериал сливается, потому что ну так принято, столько сезонов вышло, пора бы ему уже слиться, по-другому не бывает.

Еще одна моя теория - возможно, Двенадцатый Доктор стал первым Доктором, который пришел в сериал на глазах тех, кто считает, что именно после его прихода сериал испортился. Что-то вроде синдрома утенка, только не совсем. То есть вы приходите в фандом, положим, году в 2012-м - Одиннадцатый уже два года в сериале, не говоря уже обо всех предыдущих Докторах и спутниках, и его вы воспринимаете как должное и нисколько не сомневаетесь, что он именно такой Доктор, каким должен быть. Но через год вы наблюдаете, как Смит уходит и приходит Капальди. Капальди - новенький, он пришел позже вас, и теперь вам для себя решать, соответствует он вашим сформировавшимся требованиям или нет, вы подвергаете его сомнению, он вам должен доказывать свою состоятельность в качестве Доктора. Вы смотрите с ним серии онгоингом и у вас гораздо больше времени, чтобы в нем засомневаться, чем когда вы просто залпом смотрите все вышедшие серии с предыдущими Докторами. А чем больше вы размышляете о сериях, тем больше у вас шансов найти в них недостатки, и это касается всех серий вообще. Еще, как я заметила, на восприятие влияет вынужденный онгоинг-просмотр не в озвучке, а в оригинале или с субтитрами - это не так привычно для нас, и поэтому новые серии могут нравиться чуть меньше. Ну и из-за всего этого то, что вышло после вас, вам может нравиться меньше, чем то, что было до.

Это все, конечно, не закон, банальные предпочтения никто не отменял - кому-то какой-нибудь перс не нравится внешне, не нравится характером, еще что-нибудь, но в целом, я думаю, нельзя сказать, что ДК испортился - по сути своей он остается примерно прежним, меняется восприятие зрителей. Со вкусами своими не подерешься и любить никто никого ничего не заставляет, но мне кажется, следует хотя бы относиться ко всем эрам справедливо и не ругать одну за то, на что закрываешь глаза в другой. Просто что-то нравится больше, а что-то меньше.

Отвечу за Клару Сью. Насколько я помню, на Трензалоре она скопировала себя по всему таймлайну Дока, став его типа "ангелом-хранителем" а в последнем появлении вообще вылезла за секунду до смерти, дабы путешествовать с Арьей на свежеукраденной тардис пока ей в прямом смысле жить не надоест. Потому что теперь она, видите ли, умереть не может, кроме как в фиксированном моменте своей смерти, став по факту неубиваемой.

Проблема с Капальди не в Капальди, а в сценарной импотенции, в которую скатились ответственные за это люди: роботы, которые строят кожаный воздушный шар; Робин Гуд, сбивающий из лука звездолёт потому что а почему бы и нет; дракон, который не успев вылупиться, откладывает яйцо размером с самого себя. Кто на что устал смотреть? Сюжет серий скатывается в бред сумасшедшего. Из околонаучной фантастики сюжеты скатываются в откровенные сказки и буффонаду (как пример словесные перепалки Дока с Робином, мать его, Гудом).

Сериал скатился не потому, что всем приелся, а потому что стал выглядеть как пародия на самого себя с Роуэном Аткинсоном из конца девяностых-начала нулевых. Да. Там был Мастер с лифчиком и в конце пародии док переродился в женщину. Ничего не напоминает?

Вместо захватывающих сюжетов типа "не моргай" или "тишины в библиотеке" мы получили кожаный шар. Кожаный, б*%ть, шар.

Ну и Коулман с Капальди стали последними хорошими актёрами на главных ролях в сериале. Билл не определилась - переигрывать ей или недоигрывать, Докторша тоже часто переигрывает. Актёрская игра и качественный сюжет. Где они. Ау! Качество сериала упало, Карл.

Ответить

Ну скопировала и скопировала, ну не может и не может:D Это не делает ее Сью. Сью - это плоский, бесхарактерный, неправдоподобно идеальный персонаж. Про Клару такого просто нельзя сказать, потому что она не плоская, не бесхарактерная и далекоооо не идеальная. Очень важный сюжетно перс - еще не синоним Сью. Если так судить, то сам Доктор был и остается главной Сью сериала, но на это почему-то никто не жалуется.

Примеры нелепости в ответ на ваши кожаные шары я уже привела в изначальном своем комментарии. У кого кожаный шар и глазная слизь - у кого пришельцы из жира, газы Сливинов и Поглощун, втягивающий лица и отпечатывающий их у себя на пятой точке. Кожаный шар вызывает скорее неуютное ощущение, а метеоризм Сливинов - скорее легкий фейспалм. Так почему РТД подобное можно, а Моффату нет? Так уж ли непредвзяты те, для кого при РТД это нормально, а при Моффате жуть жуткая? XD Именно это и наводит на мысль, что человек просто остывает к сериалу и начинает критично воспринимать в новой эпохе то, на что в старой эпохе раньше прекрасно закрывал глаза и даже сейчас воспринимает через розовый флер ностальгии. И тогда дело в человеке, а не в сериале.

Вопрос Докторши в этом треде вообще не поднимается, если вы обратили внимание, речь о том, что сериал испортился с приходом именно Капальди, которого вы как раз назвали хорошим актером. Эра Чибнелла идет отдельно, и судить ее надо отдельно, Моффат к ней не имеет отношения.

Претензий к тому, что большинство серий эры Моффата не доходят уровнем до Неморгая и Тишины, вообще не понимаю - вы бы сами попробовали писать не по одной-две серии в год, а весь сезон целиком тянуть, писать из него не меньше трети, а то и половину серий, чужие сценарии редактировать и переписывать, продумывать масштабные сезонные арки, совмещая это с работой исполнительного продюсера и рассредотачивая свое внимание между тысячей дел вместо одного - ясное дело, уже физически невозможно будет выдавать шедевр за шедевром. Большинство серий РТД, заметьте, до захватывающих сюжетов типа "не моргай" или "тишины в библиотеке" тоже не очень дотягивают, потому что в эпоху этих серий РТД был шоураннером и занимался всем тем же, что я перечислила выше. Вместе с тем и он, и Моффат вполне справлялись с задачей регулярно выдавать качественные и интересные серии. "Слушай", "Экстремис", начало 9 сезона, финалка 10 сезона тому в доказательство, и это я даже не упоминаю "Хевен сент". Даже с учетом того, что к 10 сезону Моффат явно устал, поддерживать сериал на захватывающем уровне ему все равно удавалось. И общественная реакция на 11 сезон Чибнелла, который при всех своих плюсах вышел скорее просто нормальным, но вряд ли очень захватывающим, это доказывает.

Ответить

Прокомментировать

На мой взгляд, Двенадцатый как персонаж тут не при чём. Вернее... ладно, попробую по порядку.

Сложно сказать, что творится там, в сериальном закулисье на самом деле: возможно, Стивену Моффату стало скучно заниматься одним и тем же проектом на протяжении стольких лет, возможно, большие сезоны не самый комфортный для него формат, но факты остаются фактами, - рейтинги ДК с новым сезоном упали так, как не падали уже давно.

Я тоже от серии к серии пытаюсь найти ответ на вопрос: "почему?" и для себя выделяю несколько причин:

1)Логические дыры, неувязки и нелепицы превысили критический предел. Зритель может закрыть глаза на незначительные промахи и логические допущения, если всё остальное выполнено безукоризненно (отличный пример, - "Касабланка", классика кино) и радует его. Но обманывать публику бесконечно, - нельзя. Сценаристы путаются в законах собственного мира, причём законах, установленных не в далёкие шестидесятые, а здесь же, в ньюскуле. К примеру, Доктор, и 11 и 12 неоднократно утверждает, что чья-либо смерть, - момент времени, который невозможно изменить. Более того, 11 почему-то не может попасть в определённое время и место, чтобы спасти своих друзей.

И это после того как 10 преспокойно путешествовал куда хотел и делал что хотел, в том числе, - менял будущее.

Можно списать это не на невозможность, а на нежелание, но нам это каждый раз преподносят как некий постулат.

Далек, который не может выговорить своё имя, Тардис, которая может отвезти на Галифрей Клару, но не Доктора... да тысячи их, практически в каждой серии.

2)Много скучных серий, откровенно плохих серий и самоповторов (в какой уже раз Доктор готовится умирать?). Я долгое время думала что тут дело во мне, - вкусы ведь у всех разные, - но после недавней серии про "сэндмэнов" поняла что настолько меня глючить не может, и всё ОЧЕНЬ плохо.

Рейтинги рванули вниз на серии про Двенадцатого и Давроса. И я прекрасно могу понять людей, которые поменялись в лице, сказали "ну нафиг", и выключили. Во-первых, диалоги ни о чём, пусть и между стародавними врагами, это скучно ("Я хочу увидеть рассвет", - серьёзно?!). Те, кто представляет себе, кто такой Даврос, сразу поняли, что всё происходящее, скорее всего, ловушка (а если нет, то полный ООС всех персонажей), а те, кто впервые увидели эту слизь в кресле просто, наверное, заснули от всех банальностей, которыми эта слизь с Доктором перекидывалась. Очень показательная серия касательно проблем сериала.

Серия про сэндмэнов вообще выглядит бессмысленной, беспощадной и несмешной пародией на сериал. Просто вот вдумайтесь: люди перестали спать, а следовательно перестали протирать глаза и присохшие слёзы, которые на ресницах и в уголках глаз остаются оказались неким разумным организмом, скопились и захватывают человека, превращая его в монстра (он ими обрастает).

Ну и как на это реагировать вообще?

Персонаж, который после Пондов вносил свежую струю, персонаж с интригой, превратился в Мэри-Сью. Произошло то, чего нельзя допускать ни при каких обстоятельствах: Холмс и Ватсон превратились в Холмса и Холмса.

Это уже не Доктор и его спутница Клара, - это Клара и какой-то дед, который возит её в космос.

Двенадцатый плох тем, что он ничерта не прописан, создаётся впечатление, что он просто не интересен сценаристам. По крайней мере, не так интересен, как Клара, у которой есть своя история, свои характерные черты и свои стремления.

Я тут ещё поразмышляла над финалом, и пришла к выводу, что Моффат нехороший человек, а Мисси - Мастер гений. Как всегда, в финале все бусины собираются в ожерелье, и наконец-то нас тычут носом в гениальный план Мисси, объясняя, зачем же она подарила Доктору Клару.
Причём обо всём можно догадаться и раньше, просто надо вовремя подбирать разбросанные по сериям намёки.

Клара, как и Доктор, потеряла мать в детстве. Клара всегда мечтала путешествовать. Характер Клары очень похож на характер самого первого Доктора - того самого, что жил с внучкой в ТАРДИС, сбежав с Галлифрея. А может, и более раннего. Чтобы Доктору стать таким, как девятый и всеми любимый десятый, ему пришлось пройти через множество расставаний, пришлось терять тех, кто ему дорог и просто случайных попутчиков, пришлось жить в ссылке, пришлось сражаться в Войне Времени и чуть не уничтожить собственную планету. Пришлось стать живой легендой, о которой рассказывали по всей Вселенной.
Клара в самом начале пути. Она не Доктор, не Повелительница Времени и даже не галлифрейка. Но она похожа на юного Доктора настолько, насколько вообще на него может быть похожа человеческая женщина.
И тут-то и заключается коварство Мисси. Доктор говорил Эсхильде про однодневок, говорил, почему нельзя путешествовать двум бессмертным. А тут получается, что Доктор вроде бы путешествует с человеком - и в то же время путешествует сам с собой. А хуже одиночества, хуже путешествия с бессмертными для Доктора как раз путешествия с самим собой. Особенно с собой молодым, тем, кто ещё носил имя Доктора, не особо понимая, что оно значит. И для Клары это тоже плохо.
Это плохо ещё и тем, что Клара не может измениться, как Доктор, не может регенерировать в кого-то другого, кого-то, кто не будет прежней Кларой. Присутствие Клары портит Доктора, а присутствие Доктора портит Клару - с каждой встречей она всё ближе к краю пропасти, и всё ближе подталкивает к ней Доктора.
Клара проходит через временной поток Доктора, но для неё встречи с Доктором мимолётны, она не учится там ничему, не успевает учиться. Это для неё как перечитывание дневников у Эсхильды. И в тот момент, когда Клара видит Военного и может чему-то научиться, Доктор просто вырывает её из своего временного потока и ничего не объясняет.
Потому что ему слишком больно.
А потом случается Галлифрей и встреча трёх Докторов. А потом случается Трензалор и регенерация одиннадцатого. А потом случается двенадцатый с кризисом личности и Клара в раздрае. Другая бы спутница поддержала Доктора, вытащила бы его, помогла снова стать Доктором. Но Доктор с Кларой катятся вниз по наклонной, потому что они слишком похожи. А первый Доктор, на которого так похожа характером Клара, насколько я помню, был не особо силён в поддержке.
А потом Клара берёт отвёртку в свои руки и называется Доктором. И становится Доктором. А Доктор видит в ней молодого себя и, возможно, начинает что-то понимать. Но ловушка уже захлопнулась, Доктор уже не может просто отвезти Клару на Землю и оставить там. Они слишком тесно связаны - связаны спасением Галлифрея, связаны тем безумным прыжком во временную линию Доктора, связаны тем же кризисом личности двенадцатого.
А потом - взаимная ложь, расставание, Рождество... То, что должно было разлучить их навсегда, напротив, сплетает непреодолимым страхом потерять друг друга. Клара уже потеряла Дэнни и чуть не потеряла Доктора, Доктор уже чуть было не потерял Клару. Это оглушающий, непобедимый страх. Финальные аккорды замысла Мисси. Доктор и Клара меняются, и меняются не в лучшую сторону. Клара становится самоуверенной до безрассудства, она считает, что с ней ничего не случится - так же, как ничего не случилось с Доктором. Но в то же время безумно, до ужаса боится потерять Доктора. А Доктор так боится за Клару, что готов разрушить Вселенную, чтобы сохранить ей жизнь.
И когда Клара погибает - это урок прежде всего Кларе. Урок, каких Доктор за всю свою долгую жизнь получал множество. Но только Клара - не Повелительница Времени, и потому она погибает окончательно. Погибает, понимая, почему все произошло именно так, погибает, пытаясь в последний момент быть смелой и встретить конец с честью. Как встретил бы его Доктор.
А Доктор... Его самый худший страх сбылся. Более того, с Кларой он потерял не только очередную спутницу - спутники гибли и прежде. Он словно потерял часть себя. И Доктор меняется. Именно там, в исповедальном диске, раз за разом ломая кости об алмазную стену, раз за разом сидя у камина напротив древнего портрета Клары. Мисси достигла своей цели - Доктор практически превратился в Валеярда. И если в диск телепортировался ещё Доктор, то из диска вышел уже далеко не Доктор.
Даже в Воине было больше от Доктора, чем в том, кто покинул исповедальный диск после четырёх миллиардов лет заточения. Ослеплённый яростью и желанием вернуть Клару он готов попрать все свои принципы - да он их и попирал уже, один за другим, путешествуя с Кларой. Там, где кто-то другой бы придержал его, притормозил, Клара его только подначивала - потому что не могла иначе.
Я вот сейчас подумала: не потому ли Доктор простил Клару в тот раз, когда она выкинула в жерло вулкана все ключи от ТАРДИС, что сам при схожих обстоятельствах вполне мог поступить точно так же? Ведь потеряв Клару, он тоже ведёт себя ничуть не лучше. Он спокойно убивает Бентама, а потом говорит, что Бентам всё равно регенерирует, и вообще, для Повелителей Времени гибель ничуть не страшнее насморка. Он выдёргивает Клару из момента до встречи с Вороном, хотя совершенно точно знает, что так поступать нельзя и что время ещё отомстит за такое обращение с ним. Да и по мелочам поступает так, что даже вернувшаяся к жизни Клара в ужасе.
А потом, финальным аккордом, беседа с Эсхильдой, которая все раскладывает по полочкам. И нет, я ошибалась в прошлый раз, когда решила, что тема Гибрида не определена и им может оказаться кто угодно. Эсхильда недвусмысленно выражается на сей счёт. Гибрид - это сочетание Клара-Доктор, а не просто потомок двух воинственных рас.

"- What if the Hybrid wasn"t one person, but two? (Возможно, Гибрид – это не один человек, а двое? )
- Two? (Двое? )
- A dangerous combination of a passionate and powerful Time Lord and a young woman so very similar to him. "Companions who are willing to push each other to extremes."<...> How did you meet her? (Опасная комбинация страстного и могущественного Повелителя Времени и юной женщины, столь на него похожей. Спутники, готовые подталкивать друг друга на крайности.<...> Как ты с ней познакомился? )
- Missy...! (Мисси! ) <...>
- Missy. The Master. The lover of chaos. Who wants you to love it, too. She"s quite the matchmaker. (Мисси. Мастер. Любительница хаоса. Которая хочет, чтобы ты тоже его полюбил. Она отличная сводница .)"

И Клара, наверное, прекрасно понимает, что от того, что она забудет Доктора, мало что изменится. Это Доктор должен забыть её навсегда. Стереть из памяти само существование Клары Освальд вместе со всем тем, что она привнесла в его жизнь. Это главное, а не то, что Клара цепляется за свои воспоминания о путешествиях с Доктором. Потому что то, во что превратился Доктор, не исчезнет, если он будет помнить Клару. А если он её навсегда забудет, навсегда сотрёт из памяти, то у него ещё есть шанс снова стать Доктором. И, надеюсь, у него это получится. Получится оправиться от такого "подарочка" Мисси и не повторять таких ошибок. Ему будет больно от черной дыры на месте воспоминаний о Кларе - но лучше так, чем то, во что он мог превратится, если бы помнил её и тем более был с ней. И ещё одно доказательство того, что Клара это прекрасно понимала - надпись на доске: "Беги, умный мальчик, и будь Доктором". Клара знала, что с ней он уже никогда не станет Доктором. А так есть ещё шанс отыграть назад, стать хотя бы похожим на прежнего Доктора. Если связывать серию с классикой, то, думаю, Валеярд начался именно с двенадцатой серии. С двенадцатого Доктора, который всеми силами пытался спасти Клару.
Клара взамен Доктора получает угнанную ТАРДИС и компаньона в виде Эсхильды, и отправляется в свое долгое путешествие навстречу Ворону. Кларе предстоит ещё многому научиться и многое понять. Убить её сразу в момент встречи с Вороном - почти то же самое, что убить, например, первого Доктора окончательно и бесповоротно в серии "Далеки". Кларе придётся труднее - она не умеет регенерировать, как Доктор, поэтому ей сложнее будет меняться. Но потенциал стать лучше у неё есть. А ещё Доктор на прощание надавал ей немало полезнейших советов.
А теперь почему Моффат нехороший человек. Клара меня почти всегда раздражала, но теперь всё раздражение куда-то улетучилось, и теперь, когда я знаю всю её историю, до последней точечки, она мне даже начала нравиться. И мне даже хочется пересмотреть предыдущие серии (включая и восьмой сезон), уже зная, чем всё это закончится. И кто он теперь после этого ?