Психогимнастика с детьми 3 4 лет занятия. Картотека игр и упражнений по психогимнастике. Дыхание: теория и практика

24.09.2019

Последнее время всё чаще говорят о психогимнастике, она даже включена в обязательную программу дошкольных учреждений. Что же это такое, и как ею заниматься?

Как гимнастика полезна для гармоничного развития тела ребёнка, так психогимнастика полезна для психики. Это комплекс особых упражнений, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, а также на борьбу с различными психологическими проблемами.

Психогимнастика помогает детям:

  • разобраться в себе, своих чувствах и чувствах других;
  • научиться демонстрировать и понимать эмоции;
  • избавиться от стеснительности, брезгливости, страхов и прочих неприятностей;
  • научиться контролировать свои движения.

Заниматься психогимнастикой стоит с малышами, которые уже понимают инструкции и могут выполнять упражнения, — примерно с 2,5-3 лет. Подобные занятия практикуются в детских садах, развивающих и психологических центрах, но можно устраивать их и дома. Для этого необходимо иметь так называемую картотеку упражнений по психогимнастике для определённого возраста.

Основная особенность психогимнастических упражнений в том, что проводятся они в форме игры, поэтому нравятся всем детям без исключения. Каждое упражнение называется этюдом и напоминает сценку, которую разыгрывают малыши. Часто на фоне звучит подходящая музыка (рекомендации по выбору музыкального сопровождения указываются в описании занятий).

Перед началом занятия проводится небольшая разминка, которая призвана расслабить, раскрепостить ребёнка и настроить его на игру. Объектами внимания во время разминки могут быть звуки, голоса, предметы, невидимое окружение, люди, их одежда, эмоции, контакты и тому подобное. «Что изменилось в этой комнате?», «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «С закрытыми глазами угадай, кто подал голос?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче всех пожал руку?», «Какой предмет самый большой, самый тёплый, шероховатый?», «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый весёлый (грустный)?», «Какие зверюшки есть в этой комнате?».

Хотя среди упражнений по психогимнастике есть и такие, которые ребёнок может выполнять в одиночестве, большинство из них направлены на установление контакта с другими и совместную деятельность. Поэтому в домашней обстановке сложно полноценно заниматься психогимнастикой, и нужно по возможности подключать к играм нескольких детей или, в крайнем случае, взрослых.

Вот несколько полезных упражнений, направленных на всестороннее развитие малыша.

1. «Солнечный зайчик»

Цель: снятие напряжения мышц лица.

Взрослый говорит: «Хочешь поиграть с солнечным зайчиком?

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнём и улыбнёмся друг другу».

Мамы на Детстране обсуждают:

2. «Говорящие предметы»

Цель: развивать у ребёнка способность к отождествлению себя с кем-то или с чем-то, учить детей сопереживать.

В ходе игры дети берут на себя разные роли и описывают свое состояние, причины действий, систему отношений с действительностью.

Начинает первый ребёнок: «Я не Саша, я шарик. Мне бы понравилось, если бы я был не одноцветным, а разукрашенным весёлым узором. Мне бы хотелось, чтобы меня не держали на верёвочке, а отпустили свободно летать, куда захочу». Продолжает следующий ребёнок: «Я не Боря, я мяч. Я из резины и хорошо надут. Дети радуются, когда перебрасывают меня друг другу!»

Взрослый предлагает названия следующих предметов: пальто, автобус, мыло и т.п. Дети также предлагают свои варианты.

3. «Надувала кошка мяч»

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Дети находятся в расслабленной позе, они изображают сдувшиеся шарики. Взрослый произносит текст:

Надувала кошка шар (дети выпрямляют туловище, надувают щёки),

А котёнок ей мешал:

Подошел и лапкой - топ!

А у кошки шарик - лоп! («Шарики» со звуком сдуваются и возвращаются в исходное положение).


4. «Обними и приласкай игрушку»

Цель: удовлетворить потребность детей в эмоциональном тепле и близости.

Взрослый приносит в комнату одну или несколько мягких игрушек, например, куклу, собаку, медведя, зайца, кошку и т.д. Дети гуляют по комнате. По сигналу они разбиваются на группы и проходят к той игрушке, которую хотели бы приласкать. Первый ребёнок берёт игрушку, обнимает её и говорит ей что-нибудь нежное и приятное. Затем передаёт игрушку своему соседу. Тот, в свою очередь, тоже должен обнять игрушечного зверя и сказать ласковые слова. Игра может повторяться несколько раз.

5. «Я и мое настроение»

Цель: научить детей осознавать и принимать свои чувства и переживания. В этом упражнении используется метод незаконченных предложений. Попросите ребёнка продолжить фразу:

Я радуюсь, когда…

Я горжусь тем, что…

Мне бывает грустно, когда…

Мне бывает страшно, когда…

Я злюсь, когда…

Я был удивлён, когда…

Когда меня обижают,…

Я сержусь, если…

Однажды я испугался…

6. «Поводырь»

Цель: научить детей сочувствовать и помогать.

Взрослый объясняет, что все люди разные и некоторым из них необходима помощь добрых людей. Один ребёнок изображает незрячего, кладет руку на плечо друга — «поводыря» — и закрывает глаза. «Поводырь» в медленном темпе совершает различные движения, перемещается по комнате, преодолевая препятствия. Ребёнок с закрытыми глазами должен следовать рядом с ним. Затем дети меняются ролями.

«Психогимнастика» М.И. Чистяковой

Картотека игр и этюдов
1. Этюды и игры на развитие внимания,
памяти, автоматизированной и
выразительной моторики. Этюды для
достижения расслабления у детей.
2. Этюды и игры для выражения
различных эмоциональных
состояний.
3. Этюды и игры с отображением
отдельных черт характера
Составила:
музыкальный руководитель
Михайлова Евгения Витальевна

1. Что слышно?
1-й вариант (для детей 5 - 6 лет):
Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что
происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они
слышали.
2-й вариант (дли детей 7 - 8 лет):
По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на
окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать,
что где происходило.

Раздел 1. Игры на развитие внимания.

2. Будь внимателен! (для детей 4-5 лет)
Дети шагают под «Марш» С.Прокофьева.
Затем на слово «Зайчики», произнесенное ведущим, дети
должны начать прыгать, на слово «лошадки» - как бы
ударять «копытом» об пол, «раки» - пятиться, «птицы» бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на
одной ноге.

Раздел 1. Игры на развитие внимания.

3. Слушай звуки! (для детей 7-8 лет)
Ведущий договаривается с детьми о том, что, когда он нажмет на
фортепьяно клавишу нижнего регистра, они должны встать в позу
«плакучей ивы», когда верхнего - в позу «тополя».
Затем начинают игру - дети идут по кругу. Звучит низкий
звук-дети становятся в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч,
руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому
плечу). На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу
«тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты
вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

Раздел 1. Игры на развитие внимания.

4. Слушай хлопки! (для детей 5-6 лет)
Играющие идут по кругу.
Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз, дети должны
остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки
в стороны).
Если ведущий хлопнет два раза, играющие принимают позу
лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны,
руки между ногами на полу).
На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Раздел 1. Игры на развитие внимания.

5. Канон (для детей 7- 8 лет)
Игра идет под музыку Ф. Бургмюллера «Баркарола»
(отрывок). Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах
впереди стоящего. Услышав первый музыкальный такт,
поднимает правую руку вверх первый ребенок, на второйвторой и. т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на
очередной такт начинают поднимать в том же порядке левую
руку. Подняв левую руку, дети также под музыку по очереди
опускают руки вниз.

Раздел 1. Игры на развитие внимания.

6. Канон для малышей (для детей 4 -5 лет)
Играющие стоят по кругу. Под хороводную песню
«Селезенюшка» дети по очереди делают следующие
движения: один приседает и встает, другой хлопает в
ладоши, третий приседает и встает и т. д.

Раздел 1. Игры на развитие внимания.

7. Зеваки (для детей 6 -7 лет)
Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу
ведущего останавливаются, делают четыре хлопка,
поворачиваются кругом и продолжают движение.
Направление меняется после каждого сигнала. Не
выполнивший правильно задание выходит из игры.
Музыкальное сопровождение: Э. Жак-Далькроз. «Марш».

Раздел 1. Игры на развитие внимания.

8. «Пишущая машинка» (для детей 8 -9 лет)
Каждому играющему присваивается буква алфавита.
Затем придумывается одно слово или фраза из двух-трех
слов. По сигналу дети начинают печатать: первая «буква»
слова хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово
будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.

10. Раздел 1. Игры на развитие внимания.

9. Четыре стихии (для детей 6 -7 лет)
Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с
ними, что, если он скажет слово «земля», все должны
опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки
вперед, слово «воздух»-поднять руки вверх, слово
«огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и
локтевых суставах. Кто ошибается, считается
проигравшим.

11. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

10. Повтори за мной (для детей 6 -7 лет)
Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному
ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом:
ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают
исполнение движениями: поднимают вверх большой палец,
если хлопки правильные, и опускают его вниз, если
неправильные.
Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей
структуре

12. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

11. Запомни движения (для детей 5 -6 лет)
Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда
они запомнят очередность упражнений, повторяют их в
обратном порядке.

13. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

12. Запомни свое место (для детей 4-5 лет)
Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый
должен запомнить свое место. Под музыку И. Дунаевского
«Галоп» все разбегаются, а с окончанием музыки должны
вернуться на свои места.

14. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

13. Запомни свою позу (для детей 4-5 лет)
Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребенок должен
встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка,
все дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои
места и встать в ту же позу. Музыкальное сопровождение: С.
Бодренков. «Игра в горелки».

15. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

14. Слушай и исполняй! (для детей 7-8 лет)
Ведущий называет 1-2 раза несколько различных
движений, не показывая их. Дети должны произвести
движения в той же последовательности, в какой они были
названы ведущим.

16. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

15. Вот так позы! (для детей 5-6 лет)
Играющие принимают различные позы. Водящий,
посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их,
когда все дети вернутся в исходное положение.

17. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

16. Запомни порядок! (для детей 5-6 лет)
4 - 5 играющих выстраиваются друг за другом в
произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей,
должен отвернуться и сказать, кто за кем стоит. Затем
водящим становится другой.

18. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

17. Кто что делал? (для детей 5-6 лет)
Четверо играющих стоят рядом друг с другом. Под музыку
Д. Кабалевского «Веселая сказочка» они по очереди
выполняют различные движения и повторяют их 4 раза.
Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и
повторить их движения.

19. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

18. Художник (для детей 5-6 лет)
Ребенок играет роль художника. Он внимательно
рассматривает того, кого будет рисовать, потом
отворачивается и дает его словесный портрет.

20. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

19. Тень (для детей 5-6 лет)
Звучит музыка А. Петрова «Зов синевы»
(из кинофильма «Синяя птица»).
Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на дватри шага сзади. Второй ребенок-это «тень» первого. «Тень» должна
точно повторить все действия первого ребенка, который то сорвет
цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на
одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.

21. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

20. В магазине зеркал (для детей 5- 6 лет)
В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел
человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела
себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки,
и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей
тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал
погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки
топнули ногой. Что бы ни делала обезьянка, все
остальные в точности повторяли ее движения.

22. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

21. Разведчики (для детей 5- 6 лет)
1-й вариант (для детей 6 - 7 лет). В комнате в произвольном порядке
расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату,
обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир),
запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем
разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик
прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд
и т.д.
2-й вариант (для детей 6 - 7 лет). Начало игры такое же, как в 1-м
варианте, но командир должен начать вести отряд оттуда, куда пришел
разведчик, и привести туда, откуда вышел разведчик. Музыкальное
сопровождение: Е. Брусиловский.

23. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

22. Флажок (для детей 4- 5 лет)
Играющие ходят по залу под «Болгарскую песню»
(обработка Т. Ломовой). Когда ведущий поднимет флажок
вверх, все дети должны остановиться, хотя музыка
продолжает звучать.

24. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

23. Запретный номер (для детей 6 - 7 лет)
Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя
произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в
ладоши. Например, запретный номер 5. Игра начинается,
когда первый ребенок скажет: «Один», следующий
продолжает счет, и так до пяти. Пятый ребенок молча
хлопает в ладоши 5 раз. Шестой говорит: «Шесть» и т. д.

25. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

24. Противоположные движения (для детей
5 - 6 лет)
Дети становятся в две шеренги друг против друга. Под
музыку «Канадской народной песни» на начало каждого
такта вторая шеренга выполняет движения,
противоположные цервой.
Если первая шеренга приседает, то вторая подпрыгивает.
И т. д.

26. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

25. Стоп! (для детей 5 - 6 лет)
Дети идут под музыку Э. Жака-Далькроза «Марш».
Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в
прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!»

27. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

26. Замри! (для детей 6 - 7 лет)
Дети прыгают в такт музыке Д. Кабалевского «Клоуны»
(ноги в стороны - вместе), сопровождая прыжки хлопками
над головой и по бедрам. Внезапно музыка обрывается -
играющие должны успеть застыть в позе, на которую
пришлась остановка музыки. Снова звучит музыка-
оставшиеся продолжают игру. Играют до тех пор, пока
останется только один играющий, который признается
победителем.

28. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

27. Пожалуйста! (для детей 7 - 8 лет)
1-й вариант. Все участники игры вместе с ведущим становятся в
круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения
(физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их
повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово
«пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры.
2-й вариант. Игра идет так же, как в 1-м варианте, но только тот, кто
ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание,
например улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. п.

29. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

28. Запрещенное движение! (для детей 5 - 6 лет)
Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку И. Дунаевского
«До чего же хорошо кругом» на начало каждого такта они
выполняют руками движения, которые показывает
ведущий.
Затем выбирается одно движение, которое повторять
запрещается. Тот, кто повторит запрещенное движение,
выходит из игры.

30. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

29. Пустой угол (для детей 7- 8 лет)
Три пары играющих детей размещаются в трех углах комнаты, четвертый
угол остается пустым. Под музыку дети парами перемещаются в пустой угол
в определенном порядке: 1-я, 2-я, 3-я пара; 2-я, 3-я и т. д.
Когда действие перемещения становится автоматическим, ведущий
предупреждает, что на слово «еще» пара, которая только что добежала до
пустого угла, должна вернуться обратно, а следующая за ней пара,
собравшаяся перемещаться в их угол, остаться на месте и только на
следующей музыкальной фразе перебегать в новый пустой угол.
Дети заранее не знают, когда ведущий подаст команду «еще», и должны
быть начеку. Если детей меньше шести, то в каком-то углу может стоять один
ребенок, а если больше шести, то допустимо объединение троих детей.

31. Раздел 1. Подвижные игры.

30. ПОССОРИЛИСЬ ДВА ПЕТУШКА (для детей 5 -6 лет)
Двое детей сцепляют за спиной пальцы рук, становятся
на одну ногу и, пока звучит музыка А. Райчева
«Поссорились два петушка», подпрыгивая, пытаются
ударить друг друга резкими движениями плеч вперед.

32. Раздел 1. Подвижные игры.

31. Иголка и нитка. (для детей 4 -5 лет)
Дети становятся друг за другом. Первый ребенок-
иголка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за
ним, стараясь не отставать. Игру сопровождает
французская народная песня «Горбуны».

33. Раздел 1. Подвижные игры.

32. Дракон кусает свой хвост. (для детей 5-6 лет)
Играющие стоят друг за другом, держась за талию
впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона,
последний - кончик хвоста. Пока звучит музыка Д.
Нурыева «Восточный танец», первый играющий пытается
схватить последнего -дракон ловит свой хвост.
Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если
дракон не поймает свой хвост, то на место головы дракона
встает другой ребенок.

34. Раздел 1. Подвижные игры.

33. Скучно, скучно так сидеть. (для детей 5-6 лет)
Играющие сидят на маленьких стульях.
У противоположной стены стоят стулья, но их на один меньше.
Ведущий говорит: Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Как только ведущий кончит говорить, дети должны быстро бежать
и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены.
Проигрывает тот, кто остался без стула.

35. Раздел 1. Подвижные игры.

34. Ловишки. (для детей 5-6 лет)
Ведущий выбирает ловишку. Ловишка стоит, повернувшись
к стене лицом. Остальные дети у противоположной стены.
Под музыку (И. Гайдн, «Рондо». Отрывок) дети подбегают к
ловишке, хлопают в ладоши и говорят: Раз-два-три,
Раз-два-три.
Скорее нас
лови!
Затем - бегут на свои места. Ловишка догоняет ребят.
Игра повторяется.
Ловишкой становится тот, кого поймали.

36. Раздел 1. Подвижные игры.

35. Лисонька, ты где? (для детей 5-6 лет)
Дети становятся в круг, ведущий в середине. Затем они
отворачиваются и закрывают глаза. В это время ведущий ходит по
кругу и незаметно для ребят условленным заранее прикосновением
назначает лису, остальные - зайцы.
По сигналу все открывают глаза, но никто не знает; кто же
лиса. Ведущий зовет первый раз: «Лисонька, где ты?» Лиса не должна
выдавать себя ни словом, ни движением, так же и второй раз, а в
третий-лиса отвечает: «Я здесь» - и бросается ловить зайцев. Зайца,
присевшего на корточки, ловить нельзя.
Пойманные зайцы выходят из игры.

37. Раздел 1. Подвижные игры.

36. Сова. (для детей 4-5 лет)
Дети выбирают водящего - сову, которая садится в
гнездо и спит, в это время дети начинают бегать и прыгать.
Затем ведущий говорит: «Ночь!» Сова открывает глаза
и начинает летать. Все играющие сразу должны замереть.
Кто пошевелится или засмеется, становится совой.
Игра сопровождается музыкой О. Гейльфуса «Балалар».

38. Раздел 1. Подвижные игры.

37. Белые медведи. (для детей 6 -7 лет)
Намечается место, где будут жить белые медведи.
Двое детей, берутся за руки - это белые медведи.
Со словами: «Медведи идут на охоту» - они бегут,
стараясь окружить и поймать кого-нибудь из играющих.
Затем снова идут на охоту.
Когда поймают всех играющих, игра кончается.

39. Раздел 1. Подвижные игры.

38. Самый ловкий наездник (для детей 5 -6 лет)
По залу в случайном порядке расставляются стулья.
Наездники садятся на стулья лицом к спинке. Когда
заиграет музыка, все встают со стульев и начинают скакать
по залу, подражая движениям лошади.
В это время ведущий убирает один стул. С
окончанием музыки (Р. Шуман. «Смелый наездник») дети
должны сесть на стулья, но обязательно лицом к спинке.
Оставшийся без стула выходит из игры. Игра
продолжается до тех пор, пока не останется всего один
стул для самого ловкого наездника.

40. Раздел 1. Подвижные игры.

39. Тропинка. (для детей 6 -7 лет)
Дети делятся на две команды с одинаковым количеством участвующих.
В каждой команде дети берутся за руки, образуя два круга, и по сигналу
ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока не
прекратится музыка (пауза в музыке через разное количество тактов: (6, 12, 18
и т. д.).
После этого ведущий дает задание, которое выполняется обеими
командами. Бели ведущий говорит: «Тропинка!», участники каждой команды
становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего,
приседают, наклоняя голову чуть-чуть вниз. Если ведущий говорит: «Копна!»,
все участники игры направляются к центру своего круга, соединив руки в
центре. Если «Кочки!», все участники игры приседают, положив руки на
голову.
Эти задания чередуются ведущим.
Кто быстрее выполнит задание, тот получит очко.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Игра выполняется под русскую народную песню «Кума».

41. Раздел 1. Подвижные игры.

40. Веретено. (для детей 6 -7 лет)
Играющие делятся на две. группы и становятся друг за
другом. По команде «Начинаем!» дети, стоящие первыми,
должны быстро, как веретено, обернуться вокруг себя.
Потом соседи берут их за талию и оборачиваются
уже вдвоем и т. д., пока не дойдут до последнего в ряду.
Побеждает та группа, дети которой обернулись, быстрее.
Музыкальное сопровождение:
«Лезгинка» (дагестанский народный танец).

42. Раздел 1. Подвижные игры.

41. Реченька. (для детей 5 -6 лет)
В игре участвуют две группы детей. Обозначив на
полу неширокую речку, подходят к ней по одному от
каждой группы и пытаются ее перепрыгнуть.
Кто перепрыгнул, возвращается к своей группе, а кто
нет-должен перейти в соседнюю.
В какой группе под конец игры детей окажется больше,
та и выиграла.
Игра сопровождается азербайджанской народной
танцевальной музыкой в обработке С. Рустамова.

43. Раздел 1. Игры, способствующие успокоению и организации.

42. Слушай команду! (для детей 5 -6 лет)
Дети идут под музыку (Р. Газизов. «Марш») в колонне
друг за другом; когда музыка прекращается, все
останавливаются и слушают произнесенную шепотом
команду ведущего и тотчас же ее выполняют.
Команды даются только на выполнение спокойных
движений.
Игра проводится до тех пор, пока группа хорошо
слушает и точно выполняет задание.

44. Раздел 1. Игры, способствующие успокоению и организации.

43. Расставить посты. (для детей 6 -7 лет)



немедленно остановиться.

45. Раздел 1. Игры, способствующие успокоению и организации.

44. Смотри на руки! (для детей 5 -6 лет)
Дети маршируют под музыку (Ф. Шуберт! «Марш»)
друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир
хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен
немедленно остановиться.
Так командир расставляет всех детей в задуманном им
порядке (линейка, круг, по углам и т. д.).

46. Раздел 1. Игры, способствующие успокоению и организации.

45. Кто за кем? (для детей 5 -6 лет)
По залу расставлены в случайном порядке стулья. В
зале звучит музыка А. Ферро «Гавот». Один ребенок,
которого вызвал ведущий, ходит между стульями и,
услышав остановку в музыке, садится на ближайший стул.
Ведущий вызывает следующего, и тот повторяет
действия предыдущего ребенка. Когда все дети сядут на
стулья, ведущий предлагает детям по очереди вставать и
идти нпрежнее место.
Подниматься они должны в таком порядке, как их вызывал в
начале игры ведущий.
Не спеша…..?????

47. Раздел 1. Игры, способствующие успокоению и организации.

46. Идем за синей птицей (для детей 5 -6 лет)
Дети вдут по залу, взявшись за руки и произнося
многократно под музыку (И. Сад. «Шествие») слова:
Мы длинной вереницей
Идем за Синей птицей,
Идем за Синей птицей,
Идем за Синей птицей.

48. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

47. Это я! Это мое! (для детей 4 -5 лет)
Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая,
оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с
бабушкой надо разговаривать при помощи рук:4 ничего-то
бабушка не слышит.
Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называется имя
играющего), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?». И т. п.
Мальчик отвечает жестом. Выразительные движения:
рука согнута в локте, указательный палец направлен
на грудь: «Я!»; прижатая к груди кисть: «Моё,
принадлежит мне!»

49. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

48. Заколдованный ребенок (для детей 5 -6 лет)
Ребенка заколдовали. Он не может говорить.
На вопросы отвечает жестами.
Указательным пальцем он показывает различные предметы
и направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.

50. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

49. Сколько звуков. (для детей 5 -6 лет)
Ведущий стучит несколько раз карандашом по столу.
Ребенок должен показать на пальцах, сколько прозвучало
ударов.

51. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

50. Вот он какой! (для детей 5 -6 лет)
Ребенок должен без слов рассказать о размерах и
форме хорошо известных ему предметов.
С помощью жестов он характеризует предмет:
маленький, большой, заостренный, крупный, круглый,
четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.

52. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

51. Тише! (для детей 3 -4 лет)
Два мышонка должны перейти дорогу, на которой
спит котенок. Они то идут на носочках, то
останавливаются и знаками показывают друг другу:
«Тише!».
Этюд выполняется под музыку Б. Берлина «Спящий
котенок».
Выразительные движения: шею вытянуть вперед,
указательный палец приставить к сжатым губам, брови
поднять вверх.

53. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

52. Отдай! (для детей 4 - 5 лет)
Ребенок требует отдать ему игрушку.

горизонтально ладонями кверху.

54. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

53. Иди ко мне! (для детей 3 - 4 лет)
Мальчик манит к себе малышку, которая учится ходить
самостоятельно.
Выразительные движения: присесть, обе руки
вытянуты навстречу малышу.

55. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

54.Уходи! (для детей 3 - 4 лет)
Ребенок отталкивает обидчика.
Выразительные движения: кисти рук держать
вертикально, ладонями наружу.

56. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

55. До свидания! (для детей 3 - 4 лет)
От пристани отходит огромный белый теплоход.
Провожающие, глядя на стоящих на палубе моряков и
пассажиров машут им высоко поднятой рукой:
«До свидания! До встречи!»

57. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

56. Не покажу! (для детей 5 - 6 лет)
Мама подарила девочке маленькое зеркальце, чтобы
она могла пускать солнечные зайчики. Дети обступили
девочку, просят показать, какое оно. Но девочка, прижав
ладонями зеркальце к груди и расставив локти, вертится
из стороны в сторону: «Не покажу!»

58. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

57. Я не знаю! (для детей 6 - 7 лет)
Мальчика-незнайку о чем-то спрашивают, а он только
пожимает плечами да разводит руками: «Не знаю», «Не
имею понятия», «Ничего не видел».
Выразительные движения: приподнять брови, опустить
уголки рта, приподнять на миг плечи, руки слегка
развести, ладони раскрыть.

59. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

58. Игра в снежки (для детей 5 - 6 лет)
Зима. Дети в саду играют в снежки под музыку Г. Струве
«Веселая горка».
Выразительные движения. Нагнуться, схватить двумя руками
снег, распрямиться и бросить снежок резким коротким
движением, широко раскрывая пальцы.

Психогимнастика для детей 3 – 4 лет
1. Педагог показывает детям пиктограммы с изображением лиц, выражающих разные эмоции: радость, спокойствие, печаль, злость. Дети с помощью педагога называют эмоциональное состояние человека: радостный, печальный, сердитый, спокойный, а затем пробуют изобразить эти эмоциональные состояния. Можно попросить изобразить злую Бабу-Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана- царевича. Полезно сделать это перед зеркалом или зеркальцами.

2. «Пылесос и пылинки»
Дети выступают в роли пылинок, педагог – в роли пылесоса. Сначала пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки. Кого он коснется, тот встает и уходит на свое место.
Когда ребенок - пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

3. «Цветок»
Педагог рассказывает детям о цветке, а дети изображают рост цветка в соответствии с рассказом.
«Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивает свою голову вслед солнцу».
Выразительные движения6 сесть на корточки, голову и руки опустить, поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивает вслед за солнцем.
Мимика: глаза полузакрыты, губы в улыбке, мышцы лица расслаблены.

4. «Лягушки»
Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерзли. Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (я бережно посажу ее на травку.) покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите ее на травку. А теперь скажите, какая лягушка6 сухая или мокрая? Почему она мокрая? (Потому что она живет в воде или возле воды.) А какими станут руки после того, как вы отпустите лягушку? (Тоже мокрыми). Что нужно сделать, чтобы руки стали сухими? (Посушить их на солнце, вытереть полотенцем.

5. Психогимнастика: упражнение на расслабление «Заводные игрушки»
Дети, сейчас вы превратитесь в заводные игрушки.
Вокруг себя повернись,
В куклу Машу превратись.
Дети изображают куклу, пляшущего медвежонка, зайку, играющего на барабане, веселого клоуна.
-Заводные игрушки сломались! Замрите в тех позах, в каких вы сейчас стоите.
Дети застывают в определенной позе.
-почувствуйте напряжение. А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, левую руку, затем туловище. Вам очень жалко сломанную куклу, покажите, как вы огорчены. Папа починил куклу. И вы рады. Покажите, как вы радуетесь.

6. «Кошка и мышки»
Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»
Этюд сопровождается музыкой.
Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови подняты вверх.

7. «Слушай хлопки»
Играющие идти по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» 9стоять на 1 ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет 2 раза, играющие должны принять позу «Лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На 3 хлопка дети возобновляют ходьбу.
8. «Вот так позы»
Играющие принимать различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернуться в исходное положение.

9. «Зеваки»
Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего 9например, звонок колокольчика) останавливаются, хлопают в ладоши, разворачиваются по кругу и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Ребенок, не выполнивший правильно задание, садится в середину круга.

10. «Разведчики»
В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд.

11. «Пожалуйста»
Вариант 1
Все участники игры вместе с педагогом становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения 9физкультурные, танцевальные, шуточные), а ребята должны их повторять лишь в том случае, если он показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается, выбывает из игры.
Вариант 2
Игра проводится так же, как и в 1 –о варианте, но только тот, кто ошибается, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например надо улыбнуться. Попрыгать на одной ноге и т.д.

12. «Кто что делал?»
Двое игроков стоят рядом друг с другом. Они под музыку делают по очереди различные движения и повторяют эти движения 4 раза. Третий ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.

Содержание статьи:

Психогимнастика для детей - это не просто модное нововведение, но и одна из важных составляющих программы многих дошкольных заведений. Проще говоря, данная методика в виде специальных упражнений при использовании невербального общения (движений, мимики) предназначена для общего развития ребенка и разрешения некоторых его психологических проблем.

Что такое психогимнастика?

В начале 60-х годов в практику был введен описываемый термин. Наиболее четко его озвучил чешский специалист Ганя Юнова, которая разработала целую систему, в основу которой легли специальные элементы психодрамы. Ее разработки изначально использовались при работе с детьми, которым была необходима коррекция сознания. Однако затем и старшее поколение заинтересовалось данной методикой, преобразовав ее в тренинги для решения эмоциональных проблем у взрослых.

Психогимнастика - это практическая коррекция сознания у ребенка при общении без слов, направленная на развитие его коммуникативности и умения найти свое место в социуме. Проводится она в четыре этапа, чтобы в итоге добиться максимального результата от занятий.

Первый из них должен быть направлен на развитие искусства пантомимы, мимики, а также памяти и внимания. Второй этап подразумевает проработку отдельных качеств человека. Третья часть занятия включает в себя работу с образами, а также перевоплощение в них. Заключительный этап психогимнастики для дошкольников - это блокировка эмоционального напряжения у детей.

Подобные занятия не занимают много времени: от получаса до 60 минут. Однако при желании подопечных их можно несколько продлить. В идеале в группе не должно быть более 6 детей, и курс психогимнастики нужно ограничивать 20 сеансами. Организовывать их рекомендуется два раза в неделю, чтобы ребенок не потерял интерес к предложенным упражнениям и играм.

Если более детально рассмотреть озвученную методику, то можно выделить следующие ее позитивные стороны:

Прежде всего следует помнить о том, что к ребенку 3-4 лет следует искать совершенно иной подход, чем к воспитаннику старшей и подготовительной группы. Предлагаемые рекомендации пригодятся как для работников детских садов, так и для родителей (при индивидуальной терапии со своим чадом). Следует при этом помнить, что такое занятие должно сопровождаться соответствующей музыкой. Репертуар надо подбирать в зависимости от выполняемого упражнения, отдавая предпочтение все же классике.

Психогимнастика в младшем дошкольном возрасте


Чтобы добиться наибольшего результата при работе с малышами, следует придерживаться следующей тактики проведения занятия:
  1. Приветствие . Детям при этом предлагается изобразить свою особенную улыбку, когда они видят друзей. Даже если ребенок поначалу будет кривляться, то не стоит останавливать его. Инициатива в рамках разумного на таких занятиях только приветствуется.
  2. Разминка . На этом этапе детской психогимнастики рекомендуется привлечь внимание малышей какой-либо эффектной игрушкой и попросить описать ее при помощи жестов и мимики. На первых занятиях необходимо помогать детям словами типа «Как скачет зайчик?» и «Какие у него ушки, лапки и хвостик?». Того, кто лучше изобразил движения животного, при этом обозначать не надо, потому что воспитанники в данном возрасте довольно ревностно относятся к конкуренции.
Упражнения для отработки основных движений:
  • Игра «Сделай, как я» . Это довольное простое задание вызывает море эмоций у детей. Они с удовольствием будут изображать лисичек, медведей, обезьянок и других животных.
  • Игра «Урожай» . Несколько маленьких садовников должны подготовить землю для посадки семян и саженцев: взрыхлить почву и постоянно поливать ее. Задание остальных детей - выбрать себе какой-либо овощ или фрукт и изобразить потом, как он начинает расти.
  • Сценка «Репка» . Предварительно ознакомив детей с содержанием этой сказки, необходимо распределить роли и полностью воспроизвести сюжет действия при помощи декламации педагога. Чтобы игра стала еще более захватывающей, можно заранее приготовить маски с изображением персонажей «Репки». Вполне реально заменить эту сказку «Рукавичкой» или любым другим произведением, которое будет доступно для восприятия малышей.
  • Виртуальный шарик . Игры по психогимнастике для малышей можно разнообразить этой забавой. Детям предлагается представить себе шарик, а затем при помощи рук они должны «перекидывать» его друг другу, сопровождая свои движения улыбкой.
Упражнения для эмоционального общения:
  1. Игра «Покажи меня» . Воспитанники в этом возрасте любят копировать все то, что они видят. Однако следует развивать у них более широкое восприятие окружающего мира. Можно предложить им без слов изобразить, как улыбаются мама, добрая фея и прекрасная принцесса (хмурятся тучки, строгие доктора и волны на море; злятся непослушные или обиженные дети; пугаются трусливые зайцы и кошки при виде собак).
  2. Игра «Изобрази героев» . Для выражения своих чувств ребенок должен научиться их правильно демонстрировать. Своим подопечным необходимо предложить изобразить без слов предоставленные им ситуации. В качестве примера можно привести следующий эпизод из всем известной сказки. Красная Шапочка бежит по лесу к своей бабушке (радость), по пути ей встречается множество лесных жителей (любопытство и улыбка). Вдруг девочка увидела волка (испуг) и т.д. При эмоциональном восприятии сказки дети должны использовать не только мимику, но и двигаться.
Упражнения для наблюдения за поведением и поступками человека:
  • Игра в мяч . Во время данного развлечения необходимо участникам группы предложить такие варианты оценки героя: Баба-Яга - добрая, Колобок - глупый, Лиса - хитрая и т.д. При этом следует помнить, что малыши должны четко знать, о ком идет речь. В случае согласия с утверждением ребенку нужно поймать мяч, показывая при помощи мимики и жестов свою реакцию на озвученный персонаж.
  • Работа над стихами . Во время выполнения этого упражнения детям предлагается в случае хорошего поведения главного героя похлопать в ладоши и покружиться вокруг себя. Если персонаж ведет себя плохо, то эмоции разрешается выражать любым удобным для ребенка способом. За основу лучше всего взять легкие для восприятия малышей четверостишия типа «Зайку бросила хозяйка», «Я люблю свою лошадку» или «Уронили мишку на пол».
  • Прощание . Дети в этом возрасте редко бывают полностью эмоционально закрыты. Под веселую музыку им можно предложить похлопать в ладоши, улыбнуться друг другу и даже обнять своих друзей. На заключительном этапе невербальное общение рекомендуется разнообразить чтением стихотворений или исполнением коллективной песни.
Упражнения по психогимнастике с малышами не должны превратиться в банальный урок физкультуры. Педагогу следует приложить максимум усилий, чтобы заинтересовать своих воспитанников.

Психогимнастика в старшем дошкольном возрасте


В самом начале мероприятия важно создать комфортную для детей обстановку и настроить их на позитив. Ребенку должны быть предложены варианты приветствия от взрослого, а затем дается задание придумать свои импровизации. Хвалить необходимо все озвученные детьми версии, но особенно следует выделить наиболее неожиданные из них. Дети могут поздороваться при помощи любимых игрушек, носами и даже шуточно пободаться, изобразив козликов.

Этюды для развития эмоциональной сферы (на примере сценок из известных сказок):

  • «Снежная королева» . Кай насмехается над владычицей снежных равнин, за что она на него очень сердится (презрение мальчика - гнев Королевы).
  • «Дюймовочка» . Миниатюрной красавице навязывают в мужья жабу, майского жука, а затем крота (отвращение Дюймовочки - ярость и недоумение отвергнутых кавалеров).
  • «Зайкина избушка» . Серого обитателя леса из собственного дома выгоняет хитрая лисица (печаль Длинноухого - агрессия хищницы).
  • «Три поросенка» . Волк разрушает один за другим домики братьев (злость серого бандита - страх трех друзей).
  • «Цветик-семицветик» . Девочка отдает последний лепесток больному мальчику, чтобы он выздоровел (радость Жени - благодарность нового друга).
Упражнения для психомышечной тренировки:
  1. «Почему?» . При проведении этой разминки детям предлагается изобразить любопытного ребенка, который ничего не знает. Выражать свое недоумение они должны при помощи поднятия плеч и бровей «домиком».
  2. «Помощь» . Детям дается задание представить, что их мама вернулась из магазина с тяжелой сумкой. Необходимо отнести виртуальный багаж на кухню, изображая при этом все усилия, приложенные во время озвученной помощи.
  3. «Спящий кот» . Воспитанникам нужно лечь на коврик, свернуться калачиком и имитировать на свой лад повадки хвостатого друга во время сна. Следует показать, как он дышит, зевает и потягивается.
  4. «Движения Петрушки» . Задание этого упражнения заключается в том, чтобы скопировать прыжки данного героя, который передвигается на двух согнутых ногах, с висящими вдоль тела руками и наклоненной вбок/вперед головой.
  5. «Цапля на болоте» . Детям предлагается изобразить стоящую то на одной, то на другой ноге птицу. Время от времени она должна поймать за лапку скачущую мимо лягушку, а затем отпустить ее.
Упражнения для наблюдения за чертами характера человека:
  • Игра «Кто есть кто» . При ее выполнении дети разбиваются на пары. Одному ребенку на ухо озвучивается какой-либо герой или демонстрируется картинка с его изображением. Сказочный персонаж должен быть обязательно знаком детям этой группы. Затем при помощи мимики и жестов получившему задание воспитаннику необходимо показать повадки и черты характера этого героя сказки. Лучше всего выбирать такие образы, как Буратино, Колобок или Кот в сапогах, чтобы не затруднять задачу игроку, который отгадывает пантомиму-головоломку. Следует сразу предупредить детей, что они должны при помощи мимики и жестов не только продемонстрировать внешние данные героя, но и его черты характера.
  • Игра «Кто покажет лучше» . Сначала участникам тренировочной группы по очереди предлагается скопировать манеру поведения злого персонажа (образ выбирает педагог). При этом они могут сдвигать брови, рычать, топать ногами и т.д. Затем им нужно будет таким же образом описать доброго человека, волшебника или фею. В данном случае ничто не помешает детям широко улыбаться, танцевать и прикладывать руки к сердцу. Самого лучшего исполнителя должны выбрать сами маленькие актеры.
  • Игра «Калейдоскоп характеров» . Подобное упражнение очень нравится детям, потому что многие из них узнают в персонажах самих себя. Каждому участнику игры методом жеребьевки предоставляется образ, который он должен продемонстриовать для своих сверстников. За основу берутся так называемые плаксы, нехочухи, злюки, весельчаки, ябеды, скромняги и т.д. Каждый ребенок при помощи жестов и мимики должен максимально раскрыть предложенный ему образ.
  • Прощание . На этом этапе занятия детям необходимо успокоиться после полученного за короткое время общения с педагогом большого количества эмоций. В данном случае можно сесть на коврик и послушать расслабляющую музыку. Затем воспитанникам должно быть предоставлено время, чтобы они самостоятельно и по своему желанию повторили то, что больше всего им понравилось на занятии.
Методы психогимнастики для детей старшего дошкольного возраста вполне подойдут и для учеников начальных классов. Отдельные их упражнения можно проводить вместо физкультминутки.

Смотрите видео про психогимнастику для детей:


Психогимнастика в детском саду - это коррекционная работа с воспитанниками данного учреждения, которую может организовать любой педагог вне зависимости от квалификации и стажа. Папам и мамам также стоит прислушаться к советам данной статьи, чтобы их ребенок не вырос зажатой и закомплексованной особой, которая не в состоянии управлять своими чувствами. Владение «языком тела» очень важно для подрастающего поколения, что должны помнить воспитатели и родители.

Алина Антонова
Картотека игр и упражнений по психогимнастике

ПСИХОГИМНАСТИКА

Данные игры помогут :

Улучшить психоэмоциональное состояние ребенка ;

Снять психологическую напряженность , снизить мышечное утомление;

Помочь преодолеть страх, робость, развить уверенность в себе;

Снизить агрессию, страх;

Развить уверенность в поддержке сверстников, доверие к ним;

Развить коммуникативные способности;

Совершенствовать тактильную память;

Совершенствовать умение работать в коллективе;

Повысить сплоченность группы;

Воспитать способности к согласованному взаимодействию;

Формировать вербальные и невербальные средства общения;

Формировать положительные личностные качества в поведении ребенка (общительность, умение рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, инициативности, настойчивости, скромности, самокритичности, отзывчивости, чувства товарищества и др);

Формировать положительные эмоции, дружелюбие, умение общаться со сверстниками; взаимопонимание, способность к эмпатии;

Повысить уровень произвольности действий детей, двигательного творчества;

Формировать умение подчинять свои желания общим требованиям и правилам при выполнении различных заданий.

Он большой

Как мяч футбольный!

Если спелый - все довольны!

Так приятен он на вкус

Сладкий сахарный арбуз!

Дети, стоя в кругу, передают мяч друг другу. По окончании слов ребенок, в руках которого оказался мяч, мимикой показывает, какой арбуз – сладкий или кислый.

2. НАСОС И МЯЧ

«Мяч сдутый» - ребенок принимает положение сед, согнув ноги.

«Насос накачивает мяч» - педагог делает соответствующие движения руками, произнося : «с - с – с» .

«Мяч становится все больше» - ребенок медленно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх, округляя их.

«Насос прекращает работу» - взрослый делает вид, что выдергивает шланг.

«Мяч снова сдувается» - ребенок медленно садится, опускает руки, выдыхая : «ш – ш – ш» .

Вариант : Можно разделиться на пары, выполняя движения в соответствии с полученной ролью. После нескольких повторов дети меняются ролями.

3. СНЕГОВИК

Педагог предлагает детям принять любую позу нарисованного человечка, который убежал с альбомного листа и оказался один в незнакомом дворе и представить следующее :

- «Наш человечек не умеет говорить и не может двигаться. Представьте себе, что он оказался зимой на улице, снег на него падал и падал, и вскоре нарисованный человечек превратился в снеговика. Давайте попробуем его изобразить».

Дети разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.

- «Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал таять».

Дети постепенно расслабляются, опускают руки, подставляют лицо солнышку, приседают и «растекаются на полу яркой лужицей» .

4. ПОВОДЫРЬ

Педагог объясняет, что все люди разные и некоторым из них необходима помощь добрых людей. Один ребенок изображает незрячего, кладет руку на плечо друга – «поводыря» и закрывает глаза. «Поводырь» в медленном темпе совершает различные движения, перемещается по залу, преодолевая препятствия. Ребенок с закрытыми глазами должен следовать рядом с ним. Затем дети меняются ролями.

5. ВИДЕОТЕЛЕФОН

Дети выстраиваются в одну колонну. Педагог тихо называет последнему в колонне какое – либо слово (либо показывает карточку со словом , нарисованным животным или предметом). Замыкающий придумывает как это слово можно передать не вербально (с помощью движений, жестов, мимики) . Затем он касается плеча впередистоящего ребенка. Тот поворачивается и наблюдает за действиями «передающего» . Когда у второго игрока возникает своя версия, он таким же образом передает ее дальше, придумывая уже свои движения.

По окончании игры следует провести анализ игры и выяснить, где произошел сбой, если до первого игрока версия дошла искаженной.

6. ПЕРЕДАЙ ДВИЖЕНИЕ (НАСТОЕНИЕ)

1. Дети, образуя круг, закрывают глаза. Ведущий «будит» своего соседа и показывают ему какое – либо движение, действие (причесывается, моет руки и т. п.) . Это движение ребенок показывает следующему. И так по кругу до последнего. Новое движение показывает кто – либо другой.

2. Передается настроение (грустное, тоскливое, веселое, сердитое) . Первым мимикой, жестом настроение показывает педагог. Дети передав его настроение по кругу, обсуждают, что он загадал и что дети ощущали при показе, передачи настроения.

Дети садятся, образуя круг. Педагог, сидя к ним спиной, объявляет, что потерялась девочка. Подробно описывает чей – то портрет : цвет волос, глаз, рост, характерные детали одежды. Ее просят подойти к директору. Задача играющих определить, о ком идет речь и назвать имя разыскиваемого. Роль директора может исполнять каждый желающий.

8. ПОКАЖИ СКАЗКУ

Участники объединяются в две подгруппы. В каждой команде игроки договариваются сюжет какой известной сказки будет ими продемонстрирован. Затем они распределяют роли и показывают свое представление другой подгруппе. Зрители просматривают спектакль – пантомиму, после чего пытаются угадать название сказки. Затем актеры и зрители меняются местами.

После представлений можно обсудить свои спектакли, отметить наиболее удачные сценки. Примерные сказки : Колобок, Курочка Ряба, Красная шапочка, Теремок и т. п.

9. ЗЕРКАЛО (ТЕНЬ)

Дети парами встают напротив друг друга. Один из них – «отражение в зеркале» , воспроизводит все движения, которые совершает ребенок, смотрящийся в зеркало. Можно выполнять игровые действия с воображаемыми предметами Причесываться, почистить зубы и т. п.). «Зеркало» повторяет их точно, но сохраняя зеркальность отражения.

Вариант : Дети зеркально повторяют за одним водящим все движения.

Эй! Ребята, не зевайте,

А за мною повторяйте!

10. УПРЯМОЕ ЗЕРКАЛО

Педагог предлагает детям представить себя ранним утром в ванной комнате, где висит кривое зеркало – оно повторяет все движения наоборот. Если играющий поднимает руку, зеркало опускает ее и т. д.

Играть можно : - парами, меняясь ролями;

Всей группой, выполняя упражнения «перевертыши» ,

причем каждый придумывает свое движение.

11. ПРОРВИСЬ В КРУГ

Ребенка, испытывающего сложности в общении, отводят в сторону. Остальные дети встают в круг, крепко взявшись за руки. Ребенок должен разбежаться, прорвать круг и проникнуть в него.

Цель : помочь проверить себя, преодолеть робость, войти в коллектив.

12. ДОВЕРЯЮЩЕЕ ПАДЕНИЕ

Две пары детей (не более) встают друг за другом между двумя линиями. Педагог – между парами детей для страховки. Один – падает, другой его ловит. Падающий должен расслабиться, закрыть глаза, не подстраховывать себя.

Цель : развивать уверенность в поддержке сверстников, доверие к ним.

13. ПОДНИМИ, ПОКАЧАЙ

Ребенок ложится на ковер, расслабляется, закрывает глаза. Педагог поддерживает его подмышки. Дети осторожно поднимают его со всех сторон и легко качают. Педагог спрашивает : «Тебе приятно? Не страшно? Друзья крепко тебя держат и не позволят тебе упасть».

Цель : Дать ребенку понять, что его поддерживают, о нем заботятся.

14. МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ

Ребенок ложится на одеяло. Дети поднимают его, держась за одеяло со всех сторон. Говорят : «Море волнуется раз (шепотом, море волнуется два (громче, море волнуется три (громко) ». Ребенок перекрикивает их : «А я не боюсь моря!»

Цель : помочь преодолеть страх, робость, развивать уверенность в себе.

15. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЦА

Дети разбиваются на 2 шеренги, встают лицом друг к другу. Дети 1-ой шеренги закрывают глаза, другой – меняются местами (произвольно) и подходят к 1-ой шеренге. Дети с закрытыми глазами ощупывают лицо и волосы подошедших и называют их имена. (Условия : дотрагиваться до одежды нельзя) .

Цель : развивать коммуникативность, тактильную память.

16. РИСОВАНИЕ НА СПИНЕ

Дети разбиваются на пары : ребенок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые изображения (дом, елка, солнце, лесенка, печатные буквы, другой ребенок должен отгадать, что это.

Цель : развивать тактильную чувствительность, коммуникативность.

17. ПЛАСТИЛИН

Дети разбиваются на пары : один – скульптор, второй – пластилин. Общее задание : например, вылепить кошку. Лепить нужно, осторожно дотрагиваясь до разных частей тела, «перемещая» их в пространстве. Когда задание выполнено, (можно выбрать лучшую кошку, выполнить любую скульптуру по желанию детей.

18. ХУДОЖНИКИ

Каждому ребенку предлагается «нарисовать» с помощью скакалки :

Фигуру по заданию (лестницу, змейку, домик, елочку) ;

Фигуру на выбор по желанию.

Вариант : 1. На команду выдается одна веревочка длиной не менее 1.5 метра. Выигрывает команда, наиболее Точно выполнившая задание.

2. Можно провести игру в виде эстафеты с передвижением от старта к месту рисования.

19. ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА

Дети ходят по залу, стараясь не задевать друг друга. По команде «Ночь!» дети закрывают глаза и медленно идут к центру зала (к дому) . Когда дети приближаются друг к другу, педагог говорит :

«Раз, два, три, четыре – того, кто рядом за руку возьми.

Глаз не открывай, а кто это отгадай»

Дети на ощупь определяют того, кто стоит рядом, называют имена друг друга и открывают глаз

20. ГОРЧИЧНИКИ

Педагог выбирает грустного ребенка и предлагает детям : «Ребята, а где горчичники? Давайте поможем человеку!» . Дети, желающие помочь недомогающему ребенку, прикладывают свои ладошки к больным местам. И эти «живые горчичники» начинают «прогревать2 намного эффективнее, чем настоящие, - проявляется эффект эмоциональной отдачи.

21. СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ

22. ОСАНКА И МОЕ НАСТРОЕНИЕ

Предложить детям с помощью мимики и осанки изобразить :

1. - уверенного в себе человека, сильного;

Трусливого, слабого;

Веселого, ловкого и т. п.

2. характеры :

Я – Непоседа,

Я – Мямлик,

Я – Шустрик,

Я – Соня.

Предложить детям показать неправильную осанку, а затем продемонстрировать хорошую осанку. Прочувствовать, а затем проанализировать, как в зависимости от настроения меняется и наша осанка.

Цель : эмоциональная регуляция, владение мимикой и влияние ее на наше настроение.

23. ВЫЛИВАНИЕ ИЗ КУВШИНЧИКА

На занятии возникают спорные ситуации… Все садятся по кругу на пятках, играет спокойная музыка. Педагог предлагает следующее :

Давайте представим себя на берегу моря с прозрачной, ласковой, светящейся от солнца водой. Медленно наклоняем голову вниз и «выливаем из головы» то, чего там сейчас не должно быть : боль, обиду, злобу, раздражение. Представим свою голову расписным кувшинчиком из которого нужно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой.

Можно затем предложить детям лечь, расслабиться, ощутить как вода ласкает ноги, какая она нежная и теплая.

24. ИЗ СЕМЕЧКА – В ДЕРЕВО

Педагог- «садовник» , дети – «семена» . Дети принимают положение сед согнув ноги, наклонив голову и прикрыв ее руками. Садовник «поливает» семена, поглаживая их по голове, следит за ростом. С наступлением теплых дней семена начинают прорастать – дети медленно поднимаются; раскрываются листочки – поднимают руки; растут стебельки – тянутся вверх; появляются веточки с бутонами – руки вытягивают в стороны, пальцы сжимают в кулаки. Наступает радостный момент : бутоны лопаются – дети резко разжимают кулаки – ростки превращаются в цветки. Наступает лето, цветы хорошеют с каждым днем – дети любуются собой, улыбаясь цветам – соседям. Подул холодный ветер – закачались цветы в разные стороны, борясь с непогодой – машут руками, наклоняют голову, туловище. Ветер срывает листья – руки опускаются, цветы клонятся к земле. Выпал снежок – цветы превращаются в маленькие семечки и лежат, укутанные снегом до весны. Педагог обходит детей, ласково поглаживая каждого.