Пелагея: "Засиделась я в красном кресле". — В этих случаях в вас просыпается педагог? То есть вам хватает нынешней славы

04.08.2019

Легендарный режиссер Эмир Кустурица сказал ей при личном знакомстве: "Я слышал в мире всё. Но такого нет нигде. Ты - самое невероятное, что есть сейчас в музыке"... Маргарет Тейчер называла ее русской Эдит Пиаф, а Борис Ельцин - символом возрождающейся России. Узнаваемая во всем мире русская певица с уникальным голосом впервые дает интервью, в котором рассказывает о своей духовной жизни и о своем пути к Богу... Яркая на сцене, такая искренняя и скромная в личном общении, несравненная Пелагея - гость «Православного Симбирска».

СПРАВКА РЕДАКЦИИ:

Пелагея Сергеевна Ханова - российская фолк-рок-певица, основательница и солистка группы «Пелагея». Исполняет русские народные песни, романсы и авторские сочинения. Пелагея родилась 14 июля 1986 года в Новосибирске в творческой семье. Мать Светлана Ханова (педагог по режиссуре и актерскому мастерству, в прошлом джазовая певица) является продюсером и режиссёром группы «Пелагея».

С ранних лет Пелагея проявила себя как незаурядная вокалистка - превосходный слух, чистые интонации, индивидуальный тембр, способность легко воспроизводить различные вокальные манеры, широкий диапазон и тончайшее проникновение в музыкальный материал - данные, полученные ею от Бога, всегда приводили в восторг не только неискушенную публику, но и всех специалистов. Очень быстро СМИ разнесли по стране известие, что в Сибири живет девочка, обладающая редким даром "вокального вундеркинда", тогда они и окрестили ее "Национальным достоянием России".

В 2009 году участвовала в телешоу «Две звезды», а в 2012 и 2013 гг. участвует в качестве тренера-наставника в вокальном телевизионном шоу «Голос» на «Первом канале». С отличием закончила эстрадный факультет института РАТИ (ГИТиС). Проживает в Москве.

Награды и звания:
1994 год — Стипендиат фонда «Юные дарования Сибири» и «Новые Имена Планеты» при Юнеско.
1996 год — Победитель конкурса «Утренняя звезда», звание «Лучший исполнитель народной песни в России».
2007 год — Премия «Лучший рок-альбом года» за пластинку «Девушкины Песни».
2007 год — Номинация «Открытие года» на МузТВ (при отсутствии эфиров - у группы до сих пор нет ни одного клипа).
2008 год — Премия «Триумф» за вклад в Российскую культуру.
2009 год — Премия в области рок-н-ролла «Солистка года» («Наше радио»).

Официальный сайт группы "ПЕЛАГЕЯ" http://www.pelagea.ru

— Пелагея, правда ли, что Ваше творчество благословил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II? Где состоялась Ваша встреча?
— Это было в 1995 году, тогда меня девятилетнюю девочку позвали в Москву. По приглашению от Московской Патриархии я в качестве ведущей и певицы выступала в Кремле. Там и состоялась моя, наверное, судьбоносная встреча с Патриархом. Могу сказать, что он удивительный человек! Я благодарна Богу, что Святейший дал благословение на мой творческий путь и мне удалось несколько раз в жизни пообщаться с ним лично. В тот день он сказал мне очень важные слова и благословил меня.

— Благословение Патриарха - это большая честь, но в тоже время и огромная ответственность... Как это событие повлияло на Ваше творчество?
— Дело в том, что я всегда очень серьезно отношусь к тому, что делаю на сцене, что говорю и как себя веду. Люди публичные в этом смысле должны быть особо ответственными! Я вижу большую проблему в том, когда люди не отвечают за свои поступки и многими вещами занимаются спустя рукава. И тут не имеет значения, что именно ты делаешь. Если ты строишь дом - ты должен строить его хорошо. Ну а если ты занимаешься каким-то творчеством, тебе не должно быть стыдно, и даже более того - ты должен нести добро, помогать людям. Что касается моего творчества, то мне совершенно не стыдно за то, чем я занимаюсь. Мы действительно это делаем от чистого сердца. Все по-настоящему! Я сердечно рада, если людям нужно наше творчество и оно приносит радость и пользу какую-то - в этом я, как певица вижу свою миссию.

— Без сомнений Вы - артистка уникальная, у Вас необыкновенно красивый голос... Но как не загордиться, зная, что обладаешь особыми талантами и дарованиями?
— У меня наоборот есть проблема в том, что мне часто приходится убеждать себя, что у меня все хорошо, что я сильный талантливый человек и т.д. Всегда предельно серьезно и адекватно отношусь к себе. И прекрасно знаю, что могу, что у меня получается, и в тоже время понимаю все свои недостатки, свои недочеты. Моей главной проблемой является лень. Много времени могла бы потратить с большей пользой и добиться чего-то большего. Ведь необходимо развивать качества и способности в большей степени, чем они развиты сейчас. Вообще у меня никогда не было проблем ни со звездной болезнью, ни с зазнайством. Более того, меня всегда окружали правильные люди, которые не давали мне зазнаться. И потом у меня всегда со мной рядом мама, с которой так прямо скажем, не забалуешь!

— Думаю, и Вы в свою, очередь, тоже воспитаете хороших детей!
— Очень на это надеюсь! Понимаете, у моей мамы была изначально правильная позиция - ограждать меня от зла, развивать благородные качества. Очень важно научить ребенка различать добро и зло, плохое и прекрасное. И я так же буду воспитывать своих детей. Сейчас у меня два крестника и я стараюсь как можно больше времени проводить с ними, быть примером для них, воспитывать их в вере. Важно не загрязнять душу чем попало, не быть всеядным. Считаю, что это во многом разрушает наш внутренний мир. Надо свою душу всегда заставлять трудиться. Вот есть такая фраза, что опыт ворует эмоции. И нам нужно сделать так, чтобы наши эмоции, наши сердечные чувства не были сворованы. Чтобы мы реагировали даже на какие-то мелочи и радости, так же искренне как в детстве, чтобы мы не черствели, не грубели. Это особенно важно в условиях современности. А вообще у каждого человека должен быть духовный компас внутри, помогающий ориентироваться в жизни, не сбиться с пути. Правильный ориентир нам всегда укажут Заповеди Божии.

— Люди, которые пришли к вере часто рассказывают о событиях, которые перевернули их сознание, устремления и вообще смысл жизни... Случались ли такие события в Вашей жизни?
— Да, конечно. Всегда чувствую, что Господь со мной рядом. Каждый день благодарю Бога за мою счастливейшую жизнь! Я очень удачливый человек - и это именно рука Божия. Понимаю, что мало этого заслужила... Просто с раннего детства была словно со счастливой звездой. Со мной Ангел Хранитель, помощь которого чувствую. Совершенно не понимаю людей, которые считают себя фаталистами. Я ежедневно убеждаюсь, что чудеса есть. И в моей жизни их было много. Чудеса каждый день случаются! Поэтому сложно назвать что-то конкретное…

— Вы бывали на Святой Земле. Это были гастроли или паломничество?
— Потребность души скорее. Знаете, я очень люблю Иерусалим... Дважды была там и оба раза одна. Я поклонилась великим святыням христианства. Посетила Храм Гроба Господня. В последней поездке вообще все 10 дней провела в абсолютном одиночестве. Много думала, переживала. Молилась. Так получалось, что оба раза уезжала в Иерусалим в достаточно тяжелые периоды своей жизни. Мне было нужно многое пересмотреть. И лучшего места, чем Святая Земля, я не могла найти! Посещение этого мета - особое событие в моей жизни, что-то перевернулось внутри, многое осознала. Я честно говорю - ничего подобного я в жизни не испытывала…

— Пелагея, а когда Вы покрестились?
— Меня крестили в детстве в Новосибирске, мне было всего 3 годика. Преподобная Пелагея - моя небеная покровительница. А назвали меня в честь моей прабабушки Пелагеи Кирилловны. Я с детства знала, что Бог есть и что Он всегда рядом со мной. Мама воспитывала меня в вере, водила в храм. И уже с возрастом я начала изучать теологию, читать духовную литературу, историю религий. Сравнивала другие религии, пытаясь вникнуть и понять для себя: «Почему я православная?» И постепенно пришла к твердому осознанию того, что мне близка и понятна именно эта конкретная религия. Всей душой, умом и сердцем понимаю, что Православие - это моя вера! И я дорожу этой святыней! Конечно, не могу сказать, что я воцерковленный человек. У меня, кстати, церковь рядом с домом. Стараюсь исповедоваться, причащаться, но к сожалению, пока не нашла себе духовника. Я много читаю. Люблю книги отца Александра Меня. Там нахожу ответы на вопросы, которые меня особенно волнуют. Когда мне становится трудно, тяжело на душе, я иду в церковь, и мне становится гораздо легче.

— А в череде гастрольных будней случались какие-то удивительные события?
— Да, конечно! Однажды мы были с концертом в Уссурийске. И там как раз был пояс Пресвятой Богородицы. Зная, какие огромные очереди по всей стране были и, особенно в Москве, нам просто чудом удалось приложиться к этой великой святыне. И когда на следующий день утром, когда мы вылетали в Москву, я сидела в бизнес зале, ожидая самолет, батюшки вновь внесли этот пояс. Это милость Божия, несомненно…

— Пелагея, а вера накладывает какой-то отпечаток на творческую деятельность?
— Безусловно. Мы, например, не даем концерты в страстную седмицу, всегда тщательно продумываем содержание своих сольников. К православным праздникам готовим специальные выступления, на Рождество, например. Я всегда молюсь перед концертом. Многое изменилось в моей душе с тех пор, как я начала поститься, последние 4 года. Святая Пасха стала для меня самым радостным и самым любимым праздником! Пост дает столько сил и энергии, это благодатно влияет и на мою творческую жизнь. В нашем репертуаре особое место занимают песни духовной тематики - это «Жертва вечерняя», «Отжил я свой век», «Рождественская», «Христос Воскрес» и другие. Бог дал мне талант, и я должна преумножать Его дары.

— А возникало когда-нибудь желание петь в церковном хоре?
— Не поверите, но когда была маленькой, моим самым любимым увлечением была игра в церковный хор! Храмовые службы с их красивыми молитвами производили на меня такое большое впечатление, что я даже дома напевала песнопения! Конечно, тогда не знала слов служб, но изображала голосом батюшку и церковный хор - в точности как пели в церкви. Помню, что закрывалась в комнате и могла часами петь, петь, петь! Тогда я еще не выступала на сцене, мы жили в Санкт-Петербурге. И однажды у нас в гостях был один профессор из Питерской консерватории. И представляете, он довольно долго наблюдал за мной в замочную скважину, потом подошел к маме и сказал, что мне нужно обязательно заниматься музыкой. У нее есть серьезные к этому способности. Это символично, но именно тогда мы решили всерьез заняться вокалом.

— Вы православный человек, но в интервью крайне редко говорите на эту тему. Это с чем-то связано?
— Знаете, для меня вообще вопросы религии очень личные. И я действительно практически никогда говорю на эту тему с журналистами, т.к. для меня это более интимные вещи, чем даже личная жизнь. Но Ваше издание стало исключением. Я нередко пою народные песни, а там очень много обращений к Богу... У нас великая уникальная русская культура, богатые традиции. Все это нужно беречь и ценить. Мы должны знать свои корни, свою историю. Я убеждена - нам надо искать опору именно в Православной вере, это очень важно. Я сама не представляю своей жизни без Бога… Имеет ли она тогда вообще смысл?

— Ваши пожелания читателям!
— Желаю вам любить жизнь, ценить каждый ее миг. Ведь самое главное в жизни - это Любовь. Любовь в самом высоком смысле - к жизн, к ближним, к Богу...

Надежда ЗЕМСКОВА.
(Газета "Православный Симбирск" № 14 (334), 25.07.12)

Новости митрополии

18.02.2019

В день памяти преподобномученицы Екатерины митрополит Анастасий совершил Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

17 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, в день памяти преподобномученицы Екатерины (Декалиной), послушницы Симбирского Спасского монастыря, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе

ГЛАВНАЯ ФОЛК-ПЕВИЦА СТРАНЫ УВЕРЕНА, ЧТО ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА НАХОДИТСЯ В ГЛУБОКОМ И ЗАТЯЖНОМ КРИЗИСЕ

Два сезона популярного шоу «Голос» сделали Пелагею, одну из четырех наставников знаменитого телепроекта, настоящей российской знаменитостью. Между тем обладательница прекрасного вокала давно и хорошо известна поклонникам народной и этнической музыки своими экспериментами в этих жанрах. После своего концерта в Казани Пелагея в эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online» рассказала о мужчинах, рыдающих на ее концертах, а также о том, что ее устраивает масштаб нынешней популярности и нравится космополитизм и аполитичность «Голоса».

«ЖУРНАЛИСТЫ ЗАДАЮТ ОДНИ И ТЕ ЖЕ ВОПРОСЫ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ МОЕЙ ЖИЗНИ»

- Пелагея, признайтесь, вы устали от вопросов о шоу «Голос»?

Вы знаете, если честно, журналисты задают мне одни и те же вопросы на протяжении всей моей жизни. Просто два года назад добавился еще и «Голос». Но понимаю, что это очень интересно людям, поэтому отношусь совершенно спокойно. Хотя я довольно редко общаюсь с прессой, потому что не вижу смысла говорить все время одно и то же. А я не люблю повторяться, стараюсь каждый раз формулировать ответы по-разному. И в какой-то момент наступает предел, и дальше уже начинается вранье (смеется ), если сформулировать еще как-то иначе.

Но в принципе я не могу это назвать неприятной для себя темой. И с удовольствием могу о «Голосе» поговорить.

А вам не обидно, что о такой большой певице многие знают исключительно как о героине одного, пусть и такого замечательного, телевизионного шоу?

Ни в коем случае. Если бы я не была достойной творческой единицей, то я бы там не сидела. Наверное, мне так кажется. Это не потому, что я такая прекрасная. А потому, что у нас есть достойная группа «Пелагея». У нас есть общее дело с моей мамой, которым мы занимаемся. И шли к признанию много лет. Но у нас и до «Голоса» были полные залы везде и так далее. Конечно, «Голос» стал неожиданным для меня этапом развития творческой карьеры. Но все это было вполне логично, и я ни в коем случае не чувствую себя ущемленной.

Я гораздо менее популярна, чем другие наставники «Голоса», и не вижу в этом никаких минусов. Наоборот, понимаю, что некоторое количество людей, особенно молодых людей, подростков, которые сейчас приходят на наши концерты, увидели меня именно в шоу на Первом канале. Но потом они залезли на сайт, послушали нашу музыку... Мне совершенно неважно, понравлюсь ли я сначала как человек, а потом как певица, или наоборот. Главное - это другое. Мне недавно на концерте в Екатеринбурге девочка подарила самодельный альбом с моими фотографиями разных лет. Очень трогательно, очень мило. А в конце было письмо, где она написала, что ей 13 лет, впервые меня увидела в «Голосе», потом услышала группу «Пелагея» и стала увлекаться этнической музыкой, русской музыкой и не только. Начала слушать Инну Желанную и Сергея Старостина. Вот это важно.

Для меня, конечно, это был, скорее, обратный путь, ведь я начинала с того, что слушала Желанную и Старостина. У меня была мама, которая занималась музыкальным воспитанием и этим спектром тоже. Воспитанием уважения к своим корням и этнографическими всякими штуками. И меня в итоге заманила.

«АРТИСТАМ РЕАЛЬНО СТАЛО СТЫДНО»

Александр Градский не раз в прямых эфирах Первого канала размышлял о том, что у этого конкурса есть сверхзадача, что вы меняете облик современной российской музыкальной сцены. Как вы считаете, справляется ли «Голос» с этой задачей?

Он уже справился. Например, я знаю довольно большое количество артистов, уже давно работающих на сцене, которые стали петь живьем. Им реально стало стыдно. Хотя бы так. И потом, мне кажется, что мы действительно делаем хорошее дело. Зрители в городах и весях хотят ходить на концерты, где выступают настоящие личности, хотят слушать живую музыку. Народ стало гораздо сложнее обмануть. И гораздо сложнее выдать невкусную конфетку в красивой обертке за что-то стоящее. Поэтому то, что на второй сезон «Голоса» в число участников вошли суперпрофессионалы, которые сидели в «подполье» и успокаивали себя, что они «неформат», это здорово повлияло на то, что происходит в нашей популярной музыке. При этом всем нам нужна слава, кому-то больше, кому-то меньше. Мы нуждаемся в отклике на наше творчество, в которое артисты вкладывают свои чувства и эмоции.

- Но пока ни у одного из выпускников «Голоса» нет большой карьеры после проекта.

Это неправда. Гела Гуралиа сейчас ездит по стране с сольными концертами, Тина Кузнецова, Наргиз Закирова...

- Но это, наверное, Первый канал помогает раскручиваться своим лицам?

Нет, никто ничего специально не организовывает и не раскручивает. Что же касается карьеры артистов после «Голоса», дело в том, что это уже их личная задача. Наш телевизионный конкурс - это такой трамплин, который, безусловно, нужен. Наставники могут нарисовать только какую-то общую картинку, которая без должных мыслей и усилий может и не сработать. И дальше - это уже дело каждого. Можно помочь человеку советом. Но если он не хочет слушать этих советов и у него своя голова на плечах? И, спасибо, но я дальше сам.

Нельзя сказать, что нет никого на виду из тех, кто был выпускником «Голоса». Например, Анри из моей команды. Ему сняли клип, он написал замечательную песню. Клип в ротации. Влада Чупрова что-то делает, Насте Спиридоновой написали песню и сняли клип. Ребята работают, процесс идет. Посмотрите, раньше человек работал в караоке, а теперь его клип крутится на музыкальных каналах. И у него есть возможность как-то сублимировать свое творчество. Это уже немало.

«ЭТИ ТЕТЕНЬКИ УЖЕ ПРОДВИНУТЫЕ, РАЗ ПРИШЛИ ПОСМОТРЕТЬ НА ЛЫСУЮ ЖЕНЩИНУ В ТАТУИРОВКАХ»

А не будет никому интересно, если ты будешь одинаковый совсем.

Кстати, вы говорили на Первом канале, что мечтаете попасть на сольный концерт Наргиз Закировой. Исполнили уже свою мечту?

Пока не исполнила. Но с удовольствием это сделаю, у Наргиз скоро большой концерт в Москве.

- На концерте в Казани Закирова предстала в образе роковой «рок-вумэн», пела песни Metalliica и Nirvana. А в зале за этим наблюдало большое количество взрослых тетенек. Не думаете, что с началом третьего сезона «Голоса» и появлением новых героев о ней и других прежних кумирах публика быстро забудет?

Эти тетеньки уже продвинутые, раз пришли посмотреть на лысую женщину в татуировках. Они уже не перекрещиваются и не кричат: «Свят, свят, свят». На самом деле, я тоже начинала с того, что к нам на концерт приходили зрители, которые знали творчество группы «Пелагея» кусочками. На первые наши «сольники» люди шли, чтобы посмотреть на маленькую девочку с большим голосом. Девочку, которая громко поет народные песни. И только годы и регулярные приезды в одни и те же города позволили нам со временем собрать свою публику. И эти люди, которые сейчас к нам ходят на концерты, они теперь уже не случайные. Если я и все ребята из группы будем делать эту работу достойно, то, дай Бог, эти люди с нами останутся. Среди них есть и бабушки, и тетеньки, и молодые люди. Очень много мужчин, которые сидят и обливаются слезами. Я всех их вижу. У нас на концертах очень разношерстная публика. Но они понимают наш посыл, наш мэсседж и так далее. И неважно, сколько им лет и какая у них прическа.

Так что, думаю, что и у Наргиз все будет хорошо. Да, кто-то о ней потихоньку забудет, например, с началом нового сезона «Голоса», а кто-то наоборот будет любить ее творчество еще сильнее. И у Антона Беляева количество поклонников будет только увеличиваться, и у Тины.

Пелагея, сейчас в стране и за ее пределами сложилась непростая политическая ситуация. В связи с этим практически все, включая телевизионные передачи, начинают рассматриваться сквозь призму идеологии. И можно вспомнить, что «Голос» иногда даже обвиняли в засилье западной музыки. Как вы относитесь к подобной критике?

Для начала. Я как личность, как артистка - абсолютно аполитичный человек. И все, что я делаю, не имеет никакого отношения к политике вообще. Поэтому с политикой - это не ко мне.

И «Голос» - это абсолютно аполитичный проект. Мы таких вопросов не обсуждаем, и у нас нет никаких подобных пожеланий от руководства Первого канала. Наоборот, руководство телеканала заинтересовано в том, чтобы было больше отечественного материала. Но, к сожалению, в нашей музыке был такой период, когда ничего путного не писалось. И он, на самом деле, продолжается. А мы все-таки занимаемся современной музыкой на проекте «Голос». И было бы странно, если бы 20-летний мальчик стал петь какие-то «нафталиновые» песни.

Для того, чтобы показать вокальные возможности ребят, на Западе, на сегодняшний день, написано гораздо больше хорошей музыки. Так случилось. И у нас с этим огромная-огромная проблема. Но у нас все равно есть задача делать, грубо говоря, 60 на 40 или 70 на 30 процентов, где больше должно быть именно русскоязычного материала, мы исполняли эти задачи, даже сталкиваясь с огромными трудностями. Потому что у нас есть пласт русской рок-музыки или авторской песни с прекрасными текстами и так далее, но не очень вокальными мелодиями. Мелодиями, где невозможно показать голос. Или же это музыка, в которой можно показать свой вокальный диапазон, но она не несет никакой смысловой нагрузки, к сожалению. Это проблема нашей эстрады в принципе.

А как вы считаете, есть ли какая-то закономерность в том, что в «Голосе» так успешны певицы из Татарстана: Дина Гарипова, Эльмира Калимуллина, Тина Кузнецова? И у вас как у поклонницы этнической музыки есть какие-то представления о татарской культуре?

Какая может быть закономерность, мы же их вслепую выбираем? Что касается народной культуры, то Эльмира Калимуллина показывала нам в свое время какие-то татарские песни, но я не так глубоко в это вникала. Ощущения и эмоции у меня есть, связанные с этим городом, с Казанью. Так получилось, что я здесь провожу очень много свободного времени. Обычно на гастролях я сижу в отеле, а здесь не так. Мне хочется гулять, и в Кремле, и везде.

Мне как раз нравится «Голос» своей открытостью и такой космополитичностью. Когда в одном проекте могут быть чеченец, узбечка, девушка из Татарстана, которая при этом поет русские народные песни. У меня была такая интернациональная команда! И все мы про одно. Абсолютно. И у каждой нации есть свои супермузыканты, и свои суперталанты. Россия - интернациональная страна, и нужно быть добрее к другим культурам и другим народам. Но для этого нужно знать и любить свое, для того, чтобы на этом фундаменте строилось взрослое и сознательное отношение к другим.

«БЫЛА ДЕВОЧКОЙ, А СТАЛА ВЗРОСЛОЙ ЖЕНЩИНОЙ»

Многие вас помнят еще по фестивалям «Нашествие» в середине нулевых годов, где юная барышня на сцене отлично справлялась с толпой зрителей из нескольких тысяч человек. С тех пор вы сильно изменились?

Да, я по-другому ощущаю себя на сцене. Я стала гораздо увереннее в себе. И «Голос» мне тоже в этом сильно помог.

- Но и тогда не было заметно, чтобы вы сильно волновались.

Это прекрасно, что у вас было такое ощущение (смеется ). Мне легче сейчас стало. А на «Голосе» мне удалось последить за очень талантливыми музыкантами, которыми я не уставала восхищаться. Я видела, как они ошибаются, как кто к этому относится. Кто-то не боится ошибаться, кто-то боится. Я очень много за ними наблюдала. И, безусловно, делала выводы. У меня и в жизни в этот момент происходили события, которые меня сильно изменили. Была девчонкой, а стала взрослой женщиной.

- А музыкальные вкусы с тех пор изменились?

Музыкальные вкусы не изменились совсем. Остались прежними.

«Я ДОЛЖНА ПЕТЬ ТОЛЬКО КАЗАЧЬИ ПЕСНИ И ПОД БАЯН»

Вспоминается одна рецензия почти 10-летней давности, где про выступление группы «Пелагея» на «Нашествии» было написано так: «Пелагея прекрасно поет, но непонятно что и зачем». И дальше следовал совет автора обзавестись вам авторитетным продюсером и найти вместе с ним четкий музыкальный стиль. Авторитетным продюсером группа так и не обзавелась.

Ну, может быть, кому-то и непонятно что и зачем, главное, чтобы нам было понятно. А с этим у меня никогда не было проблем. Да, в начале нашей карьеры нас кто-то обвинял в стилевой неразборчивости, но, видимо, не привыкли люди, когда все держится на фольклоре, на этнической музыке, а сверху вот такие разные аранжировки, иногда даже разные жанры. Иногда это практически акапелльная история, а потом вдруг это рок, психоделика или какой-то андеграунд. Я не понимаю, почему мы должны выбрать себе какие-то рамки и в них существовать, ни шагу влево, ни шагу вправо.

Наверное, из-за того, что я с самого раннего детства на сцене, есть огромное количество мнений по поводу того, как я должна была применить свой голос. Кто-то считает, что я должна петь только романсы. Что они у меня получаются, а остальное - нет. Кто-то считает, что я должна петь только казачьи песни, причем желательно под баян и без микрофона. Кто-то считает, что с моим голосом народной музыкой я только гроблю себя, и мне бы рок петь.

Но вы ведь стадионная певица. Работа с крупным продюсером, с композиторами, штампующими хиты, могла бы позволить собирать огромные залы.

Нет, я не стадионная певица. У нас хорошо все. Я не хочу петь на стадионах. Лучше я второй раз приеду в этот город. Серьезно. Хотя у нас и были очень большие площадки. Конечно, приятно петь в полном зале. Приятнее, чем когда ты видишь там большие проплешины. И в самом начале существования группы «Пелагея» было такое, правда, всего пару раз, когда мы приезжали в город, и там на концерте был ну совсем неполный зал. Но мне тогда эти пришедшие люди были гораздо дороже, чем если бы они на люстрах висели. Потому что они пришли, потому что они самые неслучайные на свете.

- То есть вам хватает нынешней славы?

Более чем. Мы ездим по всей стране и за ее пределы. У нас огромное количество концертов, я не знаю, куда их девать. Максимальная занятость.

- Вы по-прежнему стараетесь давать не больше пяти сольных концертов в месяц, чтобы беречь свой голос?

Нет, сейчас побольше. Но мы до сих пор следим за моим голосовым состоянием и, отталкиваясь от этого, формируем наш гастрольный график. Прошлой весной у нас было очень плотненько - 38 концертов за 2,5 месяца.

«ПОПРАВЛЮ КОКОШНИК И НАЧНУ ВОЗРОЖДАТЬ РУССКУЮ КУЛЬТУРУ»

- Научились как-то беречь себя в концертной деятельности, распределять силы?

Вы знаете, нет. Я не умею себя ограничивать, и считаю, что бессмысленно заниматься этой профессией, если ты себя бережешь. То есть в обычной жизни надо, а вот когда ты выходишь на сцену, ты не можешь это делать с таким настроением: «Ох, я вам сегодня это, пожалуй, не отдам. Пожалуй, оставлю себе». Я просто привыкла получать эмоциональный отклик от зрителей. И если я его не получаю, то знаю, что сама чего-то недодала публике. Потому что, когда открываешься на сцене полностью, а это на самом деле страшно, ты получаешь такой же заряд. А иначе в этом просто нет смысла.

О вас в последнее время часто говорят как о нынешнем символе русской культуры, русской души. Не тяжела такая ноша?

Мне в лицо никто такое не говорит (смеется ). Может, вам рассказывают. Нет, я не просыпаюсь с такими мыслями утром, что, вот, поправляю кокошник и тут же начну возрождать русскую культуру. Но я буду очень рада, если молодые девушки, в том числе и благодаря группе «Пелагея», обратят внимание на народную музыку. К себе же я отношусь самокритично, и нет предпосылок, чтобы это изменилось в дальнейшем.

Накануне своего концерта в Омске Вы посетили матч хоккейной команды "Авангард", причём были в майке Максима Гончарова, тем самым породив массу слухов...

Я дружу с девушкой Максима и поэтому надела его майку. Вообще у меня много друзей-хоккеистов, так сложились обстоятельства. Хорошие ребята играют в хоккей. Настоящих мужчин мало, и в хоккее они есть. Так что слухам не верьте, я за спорт (смеётся).

Вы такая молодая, а уже наставница для участников проекта "Голос". Как ощущаете себя в этой роли?

Это ответственное мероприятие, и я не ощущаю себя учителем, педагогом. Я очень много раздумывала, прежде чем принять предложение участвовать в детском "Голосе", потому что это шоу, у которого определённые чёткие правила. То, что сложно делать с взрослыми людьми, с маленькими ещё тяжелее. Именно в эмоциональном плане, а не в творческом. Но эта работа - большое удовольствие: это маленький человечек, но в нём удивительно взрослая душа.

У меня в Омске родственников нет, но есть душевный родственник, прекрасный Родион Трусов, из первого сезона, из моей команды. Он, кстати, был у меня на концерте. У него такие глаза. Он уже вымахал, а глаза остались те же, и там столько света, столько мудрости в них. Я два года нахожусь в контексте детского "Голоса" и понимаю, что это удивительные дети, люди новой формации - они свободные, бесстрашные, талантливые.

Я не ощущаю себя несущей миссию, но понимаю, что могу им в чём-то помочь, потому что я сама с трёх лет на сцене, и своим опытом могу так или иначе быть полезной им на этом этапе пути.

Как Вы относитесь к тому, что дети должны проводить своё детство на постоянных кастингах, каждый раз доказывая, что они талантливы и перспективны?

Если они сами хотят этого, а не родители пытаются свои несбывшиеся амбиции удовлетворить, то хорошо. Опять же у детей тоже разные цели. Я своим ребятам из команды как детского, так и взрослого "Голоса" всегда говорила: "Ребята, давайте, чтобы у нас была история про искусство, а не про конкурс, не про то, что я громче пою, значит, я лучше". Думаю, что Эго в искусстве это не туда. Может быть, я сужу по отношению к себе, мне лично никогда не хотелось ничего никому доказывать.

Но Вам тоже приходилось доказывать, или Вам в радость были концерты и выступления?

…и соревноваться. Я люблю фестивали, а не конкурсы. Мне ближе история, когда люди делятся энергией, не завидуя друг другу и не конкурируя. Творчество это не спорт.

У Вас очень ответственная миссия на проекте, ведь перед кем-то Вы распахиваете двери, а перед кем-то закрываете, и, возможно, навсегда. Кто-то из участников просто не захочет испытывать судьбу второй раз. Не боитесь ошибиться с выбором?

Я к этому так не отношусь. У меня был единственный конкурс в моей жизни, и ничего. Конкурс не главное в жизни, а в профессии музыканта тем более. Я не думаю, что вершу судьбы, у меня нет этой важности. От себя я её не чувствую, потому что знаю, что жизнь там не заканчивается. Люди не всегда помнят победителя, и творческая жизнь начинается потом. Она не в доказательстве своего величия, а в ежедневной работе над собой и любви к искусству, а не к себе в искусстве. А когда ты не можешь не заниматься музыкой, значит ты на правильном пути. Если ты можешь заниматься чем-нибудь ещё, можно заниматься тогда чем-нибудь ещё.

Следите за будущим своих воспитанников?

Да, конечно, мы стараемся общаться. Понятно, что это не ежедневно происходит, и я не выступаю продюсером и дальше. Но каждый ребенок и каждый взрослый навсегда остаётся для меня человеком, с которым мы прошли серьёзный эмоциональный путь. С кем-то длиннее, с кем-то короче, но это незабываемая история, как для них, так и для меня.

Какое будущее у участников и победителей проекта "Голос"? Мы знаем, что каждый год "звёзды" загораются, но уже через год гаснут. Как удержаться на музыкальном небосклоне?

Я сама этого не знаю. Нет одного секрета успеха, который был бы един для всех. Я думаю, в первую очередь - это Божье провидение, которое невозможно предугадать. Нужно трудиться и стараться правильно жить, а как сложится, одному Богу известно, может и не надо тебе быть артистом. Мне кажется, у всех у нас есть своя задача: кто-то может стадионы собирать, кто-то также пригодится, но более узкому кругу близких людей. И непонятно, кто важнее.

Как понравиться публике? Вы всё-таки работаете "на зрителя" или предпочитаете исполнять то, что Вам больше по душе?

Публика всё чувствует, и когда ты перед ней начинаешь заигрывать и лебезить, то она не ответит тебе искренностью. А мне кажется, что именно в этом взаимообмене самое сакральное, что есть в творчестве. Для меня очень важна связь, эти самые сильные эмоции, которыми я живу. В моей жизни это самое важное, что у меня есть. Это незабываемые вещи.

Никогда не хотели оставить фолк и заняться попсой, например?

Нет. Иногда бывают мысли о сайд-проектах, но в целом я никогда себя не ограничивала и не пела исключительно народные песни. Всегда занималась обработками, и в руках ребят из группы "Пелагея" чувствую себя абсолютно комфортно. Этническая музыка обладает удивительной энергетикой, которой не обладает никакая другая. Это моя славянская праженщина, которая есть во мне, и она чувствует себя абсолютно свободно, исполняя именно эту музыку.

Если человек сам этого хочет, я, естественно, стараюсь поддерживать, потому что вижу всё больший интерес у молодёжи к народному пению. Стали меньше говорить: "Ой, стыдно, стыдно, стыдно, это же для бабушек, и не интересно". И сейчас сказать, что ты слушаешь народные песни не так уж и неудобно. Для меня важно. Когда я была маленькая, я часто слышала: "Фу, ты поешь народные песни, это же не классно, а вот это классно!".

Вы и сейчас слышите немало критики в свой адрес за то, что ваша этномузыка не аутентичная?

Мне, если честно, всё равно. Мне важно, что говорят про меня мои близкие люди. Их немного, но они для меня авторитетны. Вокруг меня в последнее время так много людей, что, если я буду их всех слушать, то сойду с ума. Критики всегда много, как комплиментарной, так и в обратную сторону, поэтому я научилась в одно ухо впускать, в другое выпускать. Я сама про себя всё понимаю. И жёстко к себе отношусь.

Вы стали известны как исполнительница этномузыки. Потом шокировали всех - получили премию за лучший рок-альбом, обошли Диану Арбенину и Земфиру. Чем ещё удивите?

Сама себя должна удивить (смеётся) . Для начала хотела бы вернуться к артистической деятельности, а то засиделась в красном кресле. Сейчас, слава Богу, поехали в гастрольный тур, и занимаюсь своим основным делом. И когда-нибудь, может, я займусь этим профессионально, например, педагогикой. Но пока во мне много сил, и я хочу быть концертирующим и действующим артистом. Это пока для меня намного важнее.

Пелагея, у вас такое трепетное отношение к Новосибирску…

Горжусь, что я отсюда, Новосибирск – лучший город земли. Даже когда из аэропорта домой еду, понимаю, что я дома. Эти улицы, этот воздух – мое, родное. Я родилась на улице. Широкая на Троллейном, такая девочка из жилмассива, горжусь! К сожалению, моя профессия заставляет меня жить в столице, иначе я не налетаюсь. Если бы я занималась другим делом, я никуда бы отсюда не уехала. Каждый раз, возвращаясь сюда, наблюдаю, как город растет. Это не может меня не радовать! У нашего прекрасного Новосибирска прекрасное будущее! Главное, чтобы здесь всегда были люди, которые будут любить его и лелеять, он очень перспективный.

Вы приехали сюда вместе со своими подопечными из проекта «Голос», Георгием Меликишвили, Арцвик Арутянян и Нани Евой. Показали им город?

Конечно! Для меня было очень важно, чтобы мой город понравился «голосятам». У нас был свободный день между концертами в Доме ученых Академгородка и в ДКЖ, и мы с ними гуляли возле оперного. Мне надо было на одну встречу уйти, ребята самостоятельно по Вокзальной магистрали дошли до гостиницы, уже освоились. Еще мы с ними в ресторанчике на свежем воздухе так хорошо посидели. Новосибирск показал себя с самой лучшей стороны, цивилизованная столица Сибири.

Люблю повидаться со старыми друзьями, съездить на бывшую дачу к себе. У меня есть такой пунктик: если я приезжаю сюда летом, то прямо на электричке еду в родные места, настоящий трип. Точно так же, как я делала на протяжении 14 лет каждое лето, через картофельное поле, через мост. Нужно пройти, вспомнить, подышать этим воздухом… И дальше, работать. Когда в электричке еду, люди особо не узнают меня. Они просто не могут поверить, что вот я рядом с ними, в том же вагончике. Посматривают на меня немного.

Как вам с вашей загруженностью удается быть такой энергичной и позитивной?

Я очень люблю свою работу! Я абсолютно счастливый человек. Это очень важно – любить дело, которым ты занимаешься. Иногда, правда, кажется, что ты не тот путь выбрал, но после таких концертов, как в Новосибирске, я понимаю – все правильно! Очень хочется отдохнуть, надеюсь, в августе в гордом одиночестве куда-нибудь свалю. Правда, еще не решила куда.

Вы планируете быть в жюри на третьем сезоне шоу «Голос»?

Мне и там поработать хочется, и в то же время уже своей профессией заняться, а это первое и основное. Но я понимаю, что по «Голосу» всегда буду скучать, это интересное приключение для меня.

Если говорить о втором сезоне, то вообще со всеми общаюсь. В первом сезоне было много недопонимания, человеческих разочарований. Хотя именно первый сезон подарил мне очень хорошего друга – Анри, который был в моей команде. Мы крепко дружим, я очень радуюсь его успехам. У всех из моей команды есть сольные проекты, они успешны. «Голос» – это мощная платформа, каждому дает шанс стать известным и популярным. Есть возможность показать стране свой талант, а дальше, когда ты получаешь внимание миллионов телезрителей, твоя задача это внимание удержать. Если ты интересен, тебе есть что сказать после проекта, дерзай! У каждого участника после окончания проекта жизнь поменялась в лучшую сторону.

По-женски щедра на эмоции. Ее гипнотическое обаяние безотказно действует на мужчин и детей. Но тому, кто рассчитывает на ее профессиональный совет, не стоит давить на жалость.

– Пелагея, в чем, по-вашему, причина феноменального успеха шоу «Голос»?

– Если честно, к такому резонансу я была не готова. Но каждый из нас работал даже не на пределе своих возможностей, а зачастую превышая их… А главное – на площадке нас захлестывали искренние, неподдельные эмоции, справиться с которыми мы подчас были не в состоянии. Когда вкладываешь в свою работу душу – неважно, строишь ты баню или участвуешь в шоу, – и то, и другое получится на уровне. Так что секрет именно в этом.

– А в чем смысл этого шоу? Ведь особых перспектив, как я понимаю, у победителей нет.

– Не согласна! Ребята ездят по стране, некоторые собирают приличные залы. В концерте, посвященном Дню Победы, из десяти участников четверо были из «Голоса». В конце концов, приложи энное количество труда и вкуса – и пожалуйста, площадок для самоутверждения предостаточно. Иное дело, что обвинять кого-то в своих неудачах привычнее. Однажды Михаил Боярский о детском «Голосе » сказал: «Я этого не понимаю. Детей обижать нельзя. Но чего не сделаешь ради рейтинга».

А дети, кстати, в большинстве своем не обижались. Для них это просто некая игра. В свое время для меня самой пение было, скорее, удовольствием. Признаюсь, от участия в детском проекте я упорно отказывалась. Но когда Юрий Аксюта в качестве аргумента привел ситуацию с детским публичным творчеством, в котором у нас полнейшая дыра, я согласилась. Действительно, ведь после «Утренней звезды » детям некуда было податься. И многих наш конкурс подтолкнул если не к занятию музыкой, то к выбору «правильной» музыки…

– А своего ребенка вы отправили бы на такой конкурс?

– Для начала его надо родить, а потом посмотреть, к чему у него лежит душа. Может, он захочет участвовать в математических олимпиадах.

– Принимали ли вы на шоу решения, о которых в дальнейшем жалели?

– Совсем уж непростительных ошибок не было, хотя на первых порах, возможно, я и проявляла недальновидность. Но не имеет смысла оглядываться назад, мне важен настоящий момент.

– Правила этого шоу были жесткими, особенно для нашей страны, где любят посочувствовать. Кстати, даже куратор из Голландии признал, что у нас получился драматичный «Голос». Я не придерживалась никакой стратегии и была собой. Для меня вообще подобные расчеты сродни опасениям, как бы не наморщить лоб, а то вдруг морщины появятся. Живу на полную катушку.

– Тем не менее вас обвиняли в искусственности, работе на публику…

– Я не настолько хорошая актриса! Помню, когда посмотрела первые исходники, расстроилась: «Господи, ну вот тут можно было спокойнее реагировать и там». Но фишка в том, что часто я вовсе забывала о съемке. Например, «слепые» прослушивания шли в течение трех дней с утра до вечера, мы отсмотрели 150 человек. О чем угодно забудешь!

– Если бы вы вдруг решили поучаствовать в подобном шоу, что выбрали бы?

– Народную песню.

– А если бы вас не взяли, как это случилось с Глебом Матвейчуком ?

– Я изначально туда не пошла бы! Сама ситуация, при которой я должна что-то кому-то доказывать, для меня губительна. Меня надо хвалить, любить и говорить приятные вещи – тогда я расцветаю. А эти спортивные гонки выбивают из колеи, мне сразу хочется отойти в сторону.

– Из-за отсутствия соревновательного духа вы никогда не хотели участвовать в конкурсе «Евровидение»?

– Когда я хотела – а это было еще до выступления Русланы с ее этнической музыкой, – меня никто не брал. А когда люди наконец поняли, что в этом есть фишка, мне уже стало неинтересно. В этом году я переживала за мою близкую подругу Полю Гагарину . Она, в отличие от меня, действительно хочет завоевать мир.

– Вы не амбициозный человек?

– Мне хватает эмоций в России. Для меня гораздо важнее ездить по своей стране, доказывая, что нашей культурой стоит гордиться. Так что поговорка «Где родился, там и сгодился» обо мне.

Берегу репутацию

– В Сети нет ни одной фотографии, раскрывающей тайны вашей личной жизни. Как вам удается избежать пристального внимания папарацци?

– Наверное, я выбрала правильный жанр, который привлекает людей, интересующихся не формой, а содержанием. Кроме того, я скучный персонаж: никогда не раздуваю информационный пожар, не участвую в политических баталиях. Меня нет в социальных сетях, за исключением Instagram, но и там только мои близкие друзья. Для меня это способ быть в курсе их жизни. Использовать этот ресурс как платформу для получения денег за рекламу я не буду.

– Предложения поступают регулярно, но я их отклоняю. И не потому что считаю рек­ламу унизительным способом заработка – просто мне нужна уверенность в эффективности рекламируемого продукта. Имя – это то, что я зарабатывала долгие годы.

– А деньги имеют для вас значение?

– Без денег, конечно, не обойтись, но я не настолько зависима от того уровня жизни, которого достигла за последние несколько лет. Финансами занимается мама, сама я плохо умею считать, а уж тем более копить деньги. Поскольку своей семьи у меня пока нет, я с удовольствием трачу деньги на путешествия, здоровье и своих друзей.

– У вас есть свой ритуал перед выходом на сцену?

– Я всегда молюсь. Мы с ребятами встаем в кружок, что-то мычим, и за это время я успеваю прочитать молитву. Кроме того, в день концерта стараюсь свести к минимуму любое общение, чтобы не растрачивать энергию.

– Вы знаете, что такое провал?

– Однажды прямо во время исполнения песни у меня пропал голос. Мне показалось, мир рухнул! Я извинилась и ушла со сцены. С моей точки зрения, это был провал, я до сих пор помню этот момент.

– Как вас приняла Москва?

– С распростертыми объятиями! Мама стала тем бампером, о который разбивались все козни недоброжелателей и неприятности. Она – мой защитник, благодаря ей я выросла в тепличных условиях. Я имею в виду не финансовую составляющую, а любовь.

– Но с завистью наверняка сталкиваться приходилось?

– Ну, от предательства никуда не деться и по сей день. Предают даже близкие. Как говорится, в семье не без урода. Но у меня есть любимая до неба и обратно бабушка, дедушка, мамочка, и я до сих пор нахожу себе друзей. Настоящих.

– Вы умеете прощать?

– Не прощаю ложь. Может, оттого, что сама очень сильно «палюсь», когда пытаюсь обмануть. Так что врать не умею и другим не позволяю. Недавно прочитала: «Предательство сродни состоянию, когда тебе отрубили руки: простить можешь, но обнять – никогда». Я умею простить и проститься навсегда.

– А постоять за себя?

– За последние несколько лет научилась отстаивать свое мнение. Раньше, сталкиваясь с пренебрежением: мол, кто ты такая? – сразу смирялась и уходила.

– Вы производите впечатление явного экстраверта. Состояние депрессии вам знакомо?

– А как же! Правда, стараюсь не позволять депрессии завладеть мною целиком, но иногда накрывает. Тогда можно и поплакать, но лучше просто выспаться.

«Раньше, сталкиваясь с пренебрежением (мол, кто ты такая), сразу смирялась и уходила».

Модно быть собой

– Как вы относитесь к повальному увлечению пластической хирургией?

– Недавно встретилась с девочкой, которая исправила себе форму ушей. Всю жизнь она мучилась из-за лопоухости: «Я до этого и не жила, а теперь такая счастливая! Могу сделать высокий хвост или гладкую прическу…» Что в этом плохого? Но когда все становятся похожими на биороботов с огромными губами и одинаковым выражением лица, словно кто-то сзади ударил арматурой, это странно. В какой-то момент я даже поблагодарила судьбу за то, что и губы у меня потоньше, и нос покороче, и грудь поменьше. Зато я выделяюсь! А вообще я ценю женскую красоту. Но не стандартную, словно скроенную по единому лекалу. Индивидуальность – вот что самое ценное в человеке.

А сами себя ее лишили!

– Мне нравится, как я сейчас выгляжу. Немного поправилась, но не вижу в этом катастрофы. Я сделала это исключительно для себя, а вовсе не из-за существующей моды на худышек.

«Мне нравится, как я сейчас выгляжу. Немного поправилась, но не вижу в этом катастрофы».

– Мода имеет для вас значение?

– В наше время модно все: хиппи-шик, классика, шестидесятые – пожалуйста! Главное, правильно компоновать вещи. Так что для меня стиль важнее, чем мода. Я, например, люблю и платья, и брючки. И слава Богу, к 30 годам уже понимаю, что мне идет, а что только подчеркнет недостатки.

– У вас на шоу были классные украшения для волос!

– Мама сделала их своими руками. Она ведь все костюмы для группы шьет сама. Кстати, я их и в повседневной жизни ношу, но на сцене они выглядят уместнее.

– Я знаю, что вы большая поклонница сумок и обуви. Много накопилось?

– Много, и каждая по-своему дорога. Но я к вещам не привязываюсь, расстаюсь легко. Понравившуюся кому-то вещь отдам без сожаления.

– Однажды вы сказали, что вряд ли будете петь час­тушки, поскольку они содержат матерные слова. В жизни вы тоже избегаете табуированной лексики или можете припечатать?

– Могу, и ругаю себя за это, причем теми же словами. Но стараюсь сдерживаться.

– Вы занимаетесь спортом?

– Раньше мне очень помогала йога. Но теперь я хочу попробовать пилатес. Эта гимнастика больше подходит для моей спины. Пришло время заняться корректирующими упражнениями.

– При вашей занятости телефон – вещь необходимая. Но хоть на ночь вы его выключаете?

– Уже несколько лет мой телефон работает в режиме «без звука». Но иногда кажется, что меня могут достать где угодно. Компьютер тоже не мое, максимум кино посмотреть.

– Вы сказали, что не жалеете денег на путешествия. А в какой стране вам было наиболее комфорт­но?

– Огромное впечатление произвел на меня Израиль и стал моей любовью навсегда. Очень хотелось бы посмотреть Японию – страну с сильными традициями. С моей точки зрения, клевый город Лондон… Но, как бы пафосно ни звучало, лучше всего мне на родной земле.

Беседовала Анна Абакумова

Пелагея (Пелагея Сергеевна Ханова). Родилась 14 июля 1986 г. в Новосибирске. В восемь лет поступила без экзаменов в Новосибирскую специальную музыкальную школу при Консерватории и стала первой ученицей-вокалисткой за 25-летнюю историю школы. В 2005 г. окончила РАТИ с красным дипломом. В этом же году основала группу «Пелагея». Была замужем за режиссером Comedy Woman Дмитрием Ефимовичем.