Обязательно после кормления держать столбиком. Как правильно держать ребенка столбиком и обязательно ли. А как нельзя держать ребенка

20.09.2019

Устройство кукольных шарнирных соединений

Различные производители используют разные типы шарнирных соединений
Некоторое типы шарниров дают большую амплитуду движений, другие позволяют лучше фиксировать позу, некоторые шарнирные конструкции используются для большей правдоподобности анатомии куклы. Производители пытаются сочетать различные плюсы разных соединений, но компромиссы неизбежны и какими-то параметрами приходится жертвовать. У каждого автора есть свои секреты. Наиболее удачные соединения патентуются. Но независимо от типа все соединения требуют очень высокой точности изготовления. Проиллюстрировать все типы соединений сложно ввиду их многообразия. Вот лиши некоторые.

Примеры соединения, используемые Luts (http://www.luts.co.kr), SoulDoll (http://www.souldoll.com), Dollstown (http://dollstown.com/)























О шарнирах, как элементах конструкции театральной куклы

Размышляя над темой, долго не мог понять, что может стать её логическим стержнем. Ответ нашёлся в самом вопросе, -“стержень”, тот самый стержень, который является в механике осью вращения, соединительным стержнем в конструкциях шарниров и механизмов.

На первый взгляд, показываю пустяковые вещи, можно сказать, из разряда маленьких хитростей. Не обманывайтесь. Маленькие, не маленькие, а без них в кукольном деле далеко не уедешь, по себе знаю. Молодой и нахальный слышу совет бывалого старика и думаю, а что тут хитрого, я и сам бы до этого додумался, и что он старый лезет куда его не просят. Если вы сегодня так же обо мне подумаете, мне будет приятно с вами улыбнуться.

Красивые и непонятные слова, “конструктор театральных кукол”! Что это такое в театре, чем же он занимается? Сразу и не объяснишь. Начнём с мелочи, с простенького подвижного соединения двух элементов куклы.

Даже простая конструкция плоской куклы из бумаги, а они используются не только в работе с детьми, может озадачить новичка в этом деле. Как сделать соединение деталей легко подвижными?

Не удивляйтесь, но этот тип соединения, что вы видете на моём рисунке, я обнаружил в патентной библиотеке. Американцы умудряются стричь деньги с чего угодно. Картонные детали плоской куклы-марионетки вырубаются на станках, к ним прилагаются “оси” шарниров, для сборки в домашних условиях (игрушка “сделай сам”).


Иногда, для подвижного скрепления двух листов достаточно толстой лески с оплавленными и приплюснутыми концами (свеча, паяльник). А для более серьёзных деталей из фанеры или дерева, сгодится прочный пластмассовый стержень. Концы оплавляются паяльником.

Плоские подвижные куклы могут быть очень эффектными, если уделить внимание их декорированию (роспись, фактура, коллаж). Бумага, не самый лучший материал, попробуйте тонкие деревянные или пенопластовые пластины, кожу или что-то другое.

Однажды я использовал для изготовления шарниров пластмассовые счётные палочки и кнопки с большими цветными шляпками. Палочку обрезал в размер, а кнопки вбивал в отверстия этих палочек.

Шарниры из медной пружинистой спиральки для кукол-перекладок мультипликации.
Вторая деталь накалывается своим отверстием на установленную ось первой детали, после чего ось скручивается. Напомню, на ватман наклеивается «БФ» ом пищевая тонкая фольга и чёрная бумага. Куклы рисуются и расписываются на белом ватмане. Фольга не даёт бумаге коробиться под акварелью, а чёрная бумага с изнанки предотвращает отблеск фольги на стекле съёмочного стола. Потом детальки вырезаются для соединения их шарнирами в куклу-перекладку, но не все. Часть деталей раскладывается на съёмочном столе для свободной их перекладки с места на место при покадровой съёмке. Сразу скажу, большинство кукол не плоские бумажки, а полуобъёмные зделия из акрила или дерева.

Не пренебрегайте и обычными пуговицами, даже портновскими кнопками, для получения шарнирного соединения. Пуговицы бывают очень декоративны: деревянные, металлические, цилиндрическими. Само-сабой, применяются промышленные клёпки для одежды, люверсы и пр.

Количество шарниров не обязательно равно количеству суставов человека.

Ось шарнира в виде вбитого в деталь гвоздя со шляпкой. Проще шарнира не бывает.

С двух сторон детали в отверстие туго вставляются деревянные оси со шляпками. Получаем каталку на колёсиках.

Это тоже марионетка-игрушка. Электролобзиком такие вещи делаются моментально. Если технология отлажена, деревянные оси под рукой, дело за росписью. Она съедает основное время идущее на изгодовление куклы.

Когда у оси нет шляпки, используют шпильки или клинья. Клинья предпочтительней.

Работа электролобзика. Импровизация для неожиданных именин сотрудницы заняла 20 минут.

Простейший вариант паркетной куклы описан в дневнике на странице «Кукла маска».

Понятно, что с бумажками и игрушками многого не достигнешь, рано или поздно вы схватитесь за мягкие набивные формы. Кукла сможет свободно дрыгать ножками-ручками, болтать головой по сторонам, если вы её хорошенько растормошите. Можно пришить к затылку лямку для управления головой, шарики-глаза на лицо, можно закрепить короткие трости к рукам. Понятно, что ткань должна быть праздничная, весёлая, тогда кульки с набивкой и без костюмов изобразят куклу. Создайте движение, и возникнет браз.

Не буду повторять очевидные вещи, просто напомню о разъёмных соединениях таких кукол, а они не обязательно игрушки, в театре эта технология активно используется. Взять ту же паркетную куклу, её тело. Конечно, я говорю о небольших куклах, не станете же вы бегать по сцене с матрацом.

Мне нравятся разъёмные соединения, они сами по себе смотрятся добротно и эффектно, особенно, если подобрать подходящие элементы (карабинчики, ремешки, цветные толстые шнуры, молнии, огромные пуговицы), а главное, они позволяют из одних и тех же деталей собирать на сцене разных кукол. Оцените совет, драпируйте по разному одну и ту же сшитую куклу, цепляйте к ним платочки с пряжей волос, самодельные плоские бумажные маски. Ваш театр должен превратиться в настоящее безобразие для детей!

Я не буду здесь ничего рисовать, всё и так понятно. Пора переходить к деревяшкам.

Разновидностей шарниров море, но большинство из них отличается друг от друга только технологией изготовления. Театр требует надёжности и простоты в изготовлении, возможности быстрого ремонта или замены деталей конструкции на новые.

Даже в таких примитивных шарнирах должна присутствовать ваша конструкторская мысль. Две палки на сыромятном ремне или на шнуре. Ремень или шнур, их толщина, ширина зазора между палками, форма торцов палок с ремнём, эти вопросы нужно решать в каждом случае индивидуально. Если ремень вклеить с гвоздями, то это один шарнир, если концы ремня свободно будут вращаться в пазах дерева (на гвозде), это другой шарнир. Надо ли вводить ограничения в амплитуду движения или оставить всё как есть, это зависит от того, где применяется шарнир. Локти, колени — с ограничителями, голова может и свободно болтаться.

Один из самых простых и надёжных способов соединения подвижных деталей куклы. Кольцевые крючки нужного размера легко сделать самим из проволоки, но проще купить шурупы с колечками в салонах, где торгуют рамками. Шея головы и плечи у марионеток, практически, все соединения паркетных кукол, и многое другое, сцепляется такими крючками.

Ляльки собраны на булавках с колечками, и на шпагате (в плечах и ногах).

Металлические петли можно заменить сложенным в двое ремешком, который прибивается гвоздиками к дереву. Такая петля не лязгает металлом.

Шарнирная петля всем хорошо известна, как известны квартирные двери или створки окон и шкафов. Подвижная привязка одной детали к другой по линии оси вращения требуется в конструкции механики кукол постоянно. Вспомните работу челюсти на петле, локти рук или колени ног.

Конструктивно такие шарниры выполняются различными способами. Наиболее востребованный, витая пружина и ось в паре с ней.

Существует много приспособлений для получения из проволоки пружины.

Остановимся на самом допотопном, не требующим таких приспособлений.

В тисках зажимаем стержень подходящего диаметра (я использую набор свёрл разного диаметра для такого выбора) с концом проволоки так, как показано на рисунке. Придерживая рукой конец стержня, накручиваем виток за витком пружину нужной длинны.

Для свободной петли-шарнира берётся медная проволока, а для тугой работы шарнира берём стальную пружинистую проволоку. Если требуется более тугое движение шарнира, концы её пружины разверните в противоположные стороны перед креплением к детали (пружина слегка сжимается в диаметре, закусывая ось).

Подобные шарниры отличаются множеством способов установки в них оси.

Простой и надёжный способ изготовления осей шарниров, это забивание в просверленные отверстия проволочной стальной оси в виде скобки. Такая ось сама не выскочит из шарнира во время спектакля.

Шпильки полукруглого сечения согнутые колечком по центру очень удобны в работе. Они быстро и легко фиксируются в шарнире круглогубцами, и так же просто снимаются при ремонте куклы.

Хочу проиллюстрировать тему шарниров конструкцией типичной рыночной марионетки (Германия). Здесь всё предельно унифицировано, что позволяет запустить изготовление куклы на поток. Элементы шарнирных пластин с отверстиями для осей-шпилек вырубаются штампом из листового винипласта толщиной в 1,5 — 2 мм. Ноги и руки из деревянного кругляка, на каркас туловища монтируется пенопласт. Понятно, что всегда можно варьировать пропорциями куклы. Размер в пределах 50 см. Шьётся приличный костюм, в законченном виде на голове куклы укладывается парик, делается роспись.

Партия состоит из персонажей к определённому спектаклю. Заказы при чётком разграничении труда распределяются в разных точках. Заготовки конструкций делают одни мастерские, сборку другие, пошивочные работы распределяются среди надомников. Можно не стесняясь поучиться у немцев “мелкому” предпринимательству. О сбыте продукции молчу, ничего в этом не смыслю.

Забыл сказать, вагу для кукол этого типа можно найти в дневнике (немецкая).

Марионетка-игрушка. С точки зрения технологии, предельно рациональная конструкция. Всё подчинено заботе о минимальной себестоимости изготовления. Видно, что детали скреплены текстильным чулком при помощи стиплера. Очень своеобразны «шарниры»! Аскетичность конструкции куклы скроет яркий костюмчик-распахайка.

Небольшой пример из области технологии. Бруску на станках в столярке придают нужный профиль, чтобы потом нарезать из него множество одинаковых деталей таза куклы. Дёшево и сердито!

Популярны, и в пакетных и в тростевых куклах не менее простые “шарниры” в виде верёвки. Смотрится так же дёшево и сердито, как и чулок на деревяшке. Под свободным костюмом такие упрощения допустимы.

Типичная горизонтальная вага для детей. Руки и ноги подвешены к съёмной передней рейке.

Латунные стержни для шариковых ручек используют в шарнирных соединениях кукол. Из них делают оси, либо их плотно вгоняют в отверстие для спасения стенок от износа. Если у вас есть трубочки подходящено диаметра, то стержни можно выкинуть. Концы такой оси развольцовывают или сплющивают один конец для впрессовки его в отверстие.

От профиля деревянных деталей шарнира зависит степень его подвижности и внешний вид конструкции куклы.

В данном случае у шарнира нет специальных ограничений подвижности, свободная “дверная петля”. Когда кукла в мешке костюма, нет смысла тратить время на эстетику деревяшек.

Скруглив углы шарнира, мы сокращаем зазоры между деталями.

Шарнир с ограничением амплитуды движения (локти, коленки) требует особого внимания. Тут много времени занимает подгонка профиля деталей друг к другу.

Если конструкция куклы не скрывается костюмом и видна зрителям, приходится трансформировать её в “скульптуру”. Самое пакостное занятие, трудоёмкое и долгое.

Удобный в работе шарнир. Он относительно прост в изготовлении и полезен в талии кукол, не даёт одежде заминаться в щель при наклонах.

Дверная петля допускает движение деталей вокруг соединяющей их оси, шаровая опора позволяет детали плавно менять наклон вращающейся во всех направлениях оси этой детали. За свою уникальную подвижность он оказался самым популярным у конструкторов театральных кукол и, особенно, у конструкторов кукол мультипликации.

Традиционная кустарная технология предпочитает делать деревянные шарниры на токарных станках. Слово “кустарная” в данном случае используется, как почтительное отношение к традициям народного ремесла.

Нам известен принцип работы шарнира, но не определена его конструкция. Что это значит. Это значит, что шарнир должен быть адаптирован к конкретным условиям.

Конструктору надо определиться с видом пружины, продумать способы крепления её концов, проще говоря адаптировать его форму к требованиям своей куклы.

Очевидно, что сферическая деталь должна в любом положении притягиваться к центру шаровой детали. Вкручиваем шуруп с колечком для крепления одного конца пружины в центр шара.

Если красное называется головкой с носом, то мы смотрим на работу головки в виде шаровой опоры.

Шар усечённый с двух сторон (прямоугольник в плане). Таким был корпус Железного дровосека в поясе.

Конструктивное решения приходится искать каждый раз новое. Пока это очень похоже на головку гапита.

Точка соединения двух тяжей должна быть неподвижна, как бы пружина не была натянута.

В гапите с шаровой опорой детали стянуты сыромятным ремнём. Отсюда и желание проделать отверстие в трости, которое, в принципе, не нужно. Посмотрите на следующий вариант конструкции с кольцевым шурупом в центре шара.

Более рациональное решение.

Шаровые шарниры для кукол мультипликации.

Ось вращения конструктивно можно всегда превратить в точки вращения.

На прощание маленькая хитрость.

Пластмассовое колечко от рыболовной оснастки раскалывается пополам (в отверстие вбивается отвёртка подходящего размера) и половинки приворачиваются проволочкой к внутренней поверхности папье-маше головы куклы. В отличие от медных колечек с микроцарапинами, сквозь которые обычно протягиваются лески механики, пластмассовые кольца не перетирают в работе леску.

Процесс создания шарнирно-расчленненной куклу шаг за шагом.

Это своего рода куклы с шарик-шарнирами в теле, руки и ноги. Конечности и голова соединяются между собой упругой нитью.

Есть много вариантов в том, как присоединиться к каждой части куклы.

ШАГ 1

Рисуем схему

Для начала нарисуйте схему вашей будущей куклы в натуральную величину в фас и в профиль, обращая внимание на размер соединений..

Делаем каркас

Мы покажем вам, как использовать пенополистирол Styrofoam (универсальная строительная изоляция голубого цвета, которая используется для утепления всех типов и элементов зданий) для каркаса. Вырежьте все части куклы из пенополистирола размером на 10 мм меньше реального размера деталей.

Основа

Основу будем делать из опилок, смешанных с клеем. Эта смесь становится твердой и легкой после высыхания. Пенополистироловый каркас в последствии вынем из основы, чтобы детали стали полыми. Существует два типа опилок: грубые и пудрообразные. Для нашей работы больше подойдут пудрообразные опилки. Смешиваем равные части опилок и химического клея с водой (так же можно использовать крахмал) и разминаем руками, пока он не станет глинистым. Не делайте слишком много материала, так как он высохнет за несколько дней, и вы не сможете его использовать. Скомкайте получившуюся массу и заверните во что-нибудь, чтобы она не высохла. Теперь массой из опилок облепите каркас, используя клей для скрепления каркаса с массой. Облепите все части куклы, исключая места соединения, равномерным двухмиллиметровым слоем. Дайте деталям высохнуть. Если в процессе сушки появятся трещины, ничего страшного. Замажьте их той же массой и высушите

Лепка

Смешайте равные части опилок и stoneclay. Очертите границы вверху, внизу, справа и слева на поверхностях стыков.

Сначала мы должны облепить равномерным слоем всю форму, и разметить поверхность для последующего моделирования. Для разметки не используйте чернильную ручку, так как чернила могут проявиться на поверхности. Больше подойдет цветной карандаш.

После того как форма головы будет окончательно завершена, сделайте шею тем же самым способом, что и остальные детали, используя styrofoam для каркаса.

Основа для рук

Нарисуйте руку и сделайте ладонь из опилок. Порежьте тоненькую проволоку на 10 частей для пальцев.

Сделайте дырочки для пальцев в ладони тоненькой дрелью.

Зафиксируте проволоку в дырочках эпоксидной смолой.

После высыхания, подрежьте пальчики до нормальной длины и согните их в подходящую позу.

Глаза

Теперь нужно разрезать голову и выскрести из нее styrofoam .

Вырежьте резцом дырочки для глаз.

Закрепите глаза клеем

Прикрепите отрезанную часть головы смесью опилок, клея и stoneclay.

Голова и тело

После того как вы проработаете черты лица, отшлифуйте поверхность шкуркой.

Нарисуйте внешнюю линию уха и сделайте уши из опилок и stoneclay. Сделайте дырочки для ног руг и шеи в торсовой части куклы и выскребите оттуда пеноплистироловый каркас. Зашлифуйте неровности шкуркой.

Вставьте голову в отверстие для шеи и проверьте баланс.

Начертите границы на поверхности для проверки симметрии и неровностей.

Проработайте детали и отшлифуйте поверхность.

Руки

Насыпьте в чашку немного грубых опилок. Намажьте проволочный каркас клеем, положите заготовки рук в чашку и облепите их опилками.

После высыхания проработайте детали опилками, смешанными со stoneclay .

Разрежьте руки в локтях. Вставьте соединительные шарики в отверстие в плечах и на локтях и скрепите детали.

Отшлифуйте поверхность шкуркой, затем налепите сверху stoneclay , чтобы сделать поверхность гладкой.

Вырежьте дырочки в запястьях и приклейте туда соединительные шарики эпоксидной резиной

В местах соединения подрежьте края соединений в направлении плавного сгиба деталей.

Ноги

Нарисуйте эскиз ног и сделайте основу из опилок. Затем проработайте детали смесью опилок и stonaclay . Вырежьте дырочки (как в запястьях) и приклейте к ним соединительные шарики.

Зафиксируйте соединительные шарики так же на верху бедер и в коленях.

Проверьте соразмерность каждой части, отшлифуйте поверхность и при помощи stonaclay сделайте ее гладкой.

Соединительные углубления

Конечности текстильных кукол, чтобы сделать их шарнирными, можно прикреплять к телу разными способами. В данной статье речь идет о соединении с помощью шарика или бусины.

Вариант с перетянутой мягкой бусиной

Первый способ

На сгибе (локоть или колено) вшивается скрученный из ткани шарик. Также он может быть сделан из набивочного материала или являться обычной бусиной. Вам нужно будет перетянуть его нитью с обеих сторон от него. Остатки нитей скрываются вовнутрь.

Шарнирная кукла с креплением суставов через мягкую бусину

Второй способ

Можно сшить руку или ногу из двух частей (например, предплечье и кисть), а между ними будет пришит небольшой шар из набитой ткани.

Как правило, в дальнейшем такие соединения закрываются сверху тканью, в большинстве случаев — кукольным трикотажем.

Использование обычных бусин

Вам понадобится бусина с отверстием большого диаметра. Хорошо, если это будет деревянная бусина, так как она сделает суставы куклы более устойчивыми и плотными, не станет скользить.

Шарнирное крепление через бусину.

Подойдут сделанные из дерева, сочетающиеся с цветом основного материала вашей игрушки, или, напротив, контрастные. Также можно обклеить бусины тем же материалом, из которого вы сшили куклу.

Еще они могут являться декором, если подобрать оригинальные бусины, как здесь:

Бусины к конечностям могут крепиться не только нитями, но и тесьмой, леской или лентами. Кроме того, вы можете расположить их горизонтально или вертикально. Например, когда вы хотите прикрепить нить, проведенную через шарик, по бокам деталей конечностей, его отверстие будет располагаться горизонтально. Другой вариант - протянуть нить через вертикально расположенный шарик. Вот пример:

Скрытая бусина

Это незаметный способ соединить детали, когда шарнир находится в теле игрушки, а набивочный материал фиксирует его на месте.

В изготовлении шарнирной куклы огромную роль играет чертёж. Вопреки расхожему мнению, именно чертёж позволяет избежать самых распространённых ошибок конструкции куклы, воссоздать устойчивость, прекрасную подвижность и до мелочей продумать шарниры.

Чертёж это документ, это ваш личный проект. К нему нужно относится серьёзно. Бумагу нужно взять миллиметровую или на худой конец в клетку . Простые листы ни в коем случае не подойдут. При этом лист в клетку по размеру лучше брать А4 минимум. Новичку будет невозможно создать миниатюрную куклу - у миниатюрной куклы свои нюансы.

Нам потребуется:

Циркуль (или шаблоны кругов)

Линейка

Все ровные линии и шарниры от руки мы не рисуем!

В первую очередь вы должны прочертить осевые линии - линии роста. Фронтальный и профильный чертежи мы строим почти одновременно на момент построения осей и вспомогательных линий. Линии должны быть строго перпендикулярны и уравнены по длине. Их начало и окончание должны совпадать. В начале и в конце этих линий удобно делать насечки. Расстояние между этими осями должно быть достаточное, но и не слишком большое, так как эти линии должны проходить по середине тела куклы в обоих ракурсах (см. рисунок 1) . Лучше оставлять места с запасом. После того как вы прочертили осевые линии, необходимо просчитать количество голов в росте куклы...

А вот тут новички и запинаются… Потому что большая часть новичков не только не делают эскиз, но и вовсе не заботятся о стилизации! Мы говорили об и в предыдущих статьях. Очень рекомендую внимательнейшие прочесть. Если вы имеете небольшой опыт в рисунке, эскиз должен быть в более менее ровной позе (в позе смирно) с поднятой головой. Если вообще не имеете опыта - распечатайте картинку из интернета с желаемым персонажем.

(рисунок 1)

По эскизу мы внимательно вымеряем количество голов в теле (отмечаем на эскизе их так же). И стараемся ровно разделить одну из осевых линий на количество голов. Когда осевая линия поделена на головы - мы ровно проводим еле заметные линии по линейке, которые разделят и другую ось на головы. Линии на чертеже должны быть незаметны для того, чтобы не мешали проводить горизонтальные опорные линии в дальнейшем, их можно сделать другим цветом. Я привожу в пример наложенное на чертёж изображение эскиза. В вашем случае, эскиз может быть другого масштаба по отношению к чертежу, и на нём считать головы нужно отдельно!!! А потом это количество голов переносить на чертёж! Итак, головы построены. Но мы не спешим рисовать!


Теперь необходимо начертить опорные линии. Опорные горизонтальные линии позволят нам построить профильный чертёж идентичным по отношению к фронтальному. По эскизу мы смотрим пропорцию, как точка уровня лобка делит всю куклу пополам. Ориентируясь на линии деления головами на эскизе (на каком из делений, в каком месте можно провести линию паха?), мы определяем где находится эта точка на линии роста фронтального чертежа. Теперь проводим идеальную горизонтальную линию от этой точки к вертикальной линии профильного чертежа (линия тоже должна быть не жирной, можно цветную, отличную от той что делит рост на головы). Точка пересечения вертикальной и сделанной нами линии - есть точка лобка на профильном чертеже (я выделила эту линию красным, в дальнейшем она будет сероватой)!


Вообще основными опорными точками для построения чертежа являются места начала и окончания шарниров и их приёмников. Но пока мы строим фигуру будущей куклы. Поэтому нам важны такие точки как: линия плеч, линия под грудью, линия середины локтевого сустава, линия середины коленного сустава и т.д.

По аналогии строим остальные точки и линии. Например, стоим горизонтальную линию плеч. Линию середины колена и локтя, линию под грудью и т.д.

После того как все вспомогательные линии фигуры построены, можно начинать рисовать фигуру куклы. Фигуру куклы необходимо вначале нежно и аккуратно набросать. А обводить более уверенной линией потом, когда проверена анатомия и следование опорным линиям. Кроме того во фронтальном чертеже нужно соблюдать симметрию. В этом нам помогут клеточки бумаги или миллиметровки. Точка начала рисования, например, плеч должна начинаться на одинаковом расстоянии от линии роста. Так и ширину бёдер считаем и расстояние между ног, а затем и их толщину. Чтобы не слишком замучится с точками - фигуру можно сначала полупрозрачно набросать карандашом, а только затем отразить лучшую сторону её за линию роста, отсчитывая клетки и исправляя неудачную сторону (это можно сделать с помощью согнутого по линии роста листка, прислонённого к окну). Посмотрите на иллюстрацию, как вы видите я отступила от линии роста по 2 клетки для рисования головы и обозначила точки, чтобы построить эллипс, вписывающийся в голову, а затем поставила точки углов челюсти и подбородка. Только после этого я соединила точки линиями. Аналогично построена и шея.

После того как нарисована фигура фронтального чертежа, по линиям необходимо так же построить и профильный. Разница лишь в том, что не обязательно рисовать руки. Достаточно грамотно обозначить плечо. Так же ориентируемся по линиям от фронтального к профильному чертежу и расставляем точки, а затем рисуем. Стараемся, чтобы линия роста делила профильный чертёж пополам.

Так же можно провести линии, которые покажут где в профильном чертеже будут находится нос, глаза, рот и т.д.

Рисование шарниров

Как только вы нарисовали фигуру в двух ракурсах, которая отвечает всем требованиям пропорций и соответствует вашим опорным линиям и симметрии, можно приступать к построению шарнирных соединений. И в первую очередь нужно понять как работает шарнир.

Во-первых, шарнир не просто так назван в честь шара. Он всегда в своей основе имеет сферу. И сколько бы вы не делали видов шарниров- за основу всегда берите сферу. Именно её стачивают и долепливают, чтобы получить любой вид шарнира (с этим можно поспорить только глядя на грибовидный шарнир, и то его шляпка - это полусфера).

Во-вторых, нужно ясно усвоить правило подвижности шарнира. Чем больше освобождено от приёмника тело шарнира, тем больше подвижности он может выдать (иногда даже слишком много =)). Это правило можно проверить на бусине и трубочки от коктейля, например. Поэтому шарниры не должны быть маленькими. Они должны быть максимально крупными, но при этом максимально вписанными в чертёж.

В третьих, для того чтобы кукла стояла вам нужно правильно расположить шарнир и на фронтальном чертеже и на профильном. В профильном для устойчивости куклы в коленях, например, часто чуть отводят шарнир назад, чтобы он побольше выпирал под коленом. Кроме того, есть ещё такие вещи как стопперы. Это стыкующиеся части стенок шарнироприёмника и насечки на нерабочей области шарнира.

Чтобы яснее понять все эти заморочки с шарнирами, лучше взять большую бусину и на ней хотя бы из пластилина налепить пробную детальку и вторую, с приёмником. Ну, например, ногу без ступни. И править её до тех пор, пока не понравится.

Для начала лучше всего брать простые одинарные шарниры. Итак, теперь во фронтальном чертеже необходимо симметрично начертить круги шарниров. Симметрию соблюдаем так же через линию роста по клеткам и конечно не забываем, что размер шарниров парных деталей одинаковый. Например, шарниры в плечах. Сильно нажимать на карандаш не стоит, чтобы была возможность изменить размер. Одно из важных условий прорисовки шарниров - они должны быть на одной линии. Т.е. мы рисуем один шарнир. От его верхнего и нижнего края проводим к профильному чертежу и сквозь фронтальный строгие горизонтальные линии. В их границах будут строится остальные два таких шарнира.

При рисовании шарниров нужно представлять в своём сознании как он будет функционировать. Не важно новичок вы или нет - это необходимо. Если вы не можете это сделать - лепите из пластилина с бусинами пробник этого соединения. Иначе проблем с подвижностью не избежать. Ещё полезно зарисовать шарнир и его предполагаемую динамику (сгиб, разгиб). В таком деле нельзя спешить, если нужен действительно хороший результат. Так мучится вам придётся только один раз - дальше вы уже просто поймёте принцип и следующая кукла пойдёт гораздо легче. Начинать всегда очень тяжело.

(рисунок 3)

Нюансы прорисовки шарниров и их крепления:

1. Шейный шарнир больше прикрыт спереди подбородком и меньше прикрыт сзади, в районе затылка. Челюсть плавно облегает шарнир спереди.

2. Бедренные шарниры облеплены формой ягодиц. Крайняя точка ягодиц ниже паховой области. Ягодицы должны выглядывать из под лобка спереди.

3. Плечевой шарнир по отношению к заготовке плеча ложится чуть косо. Т.е. внутри резинка будет идти буквой Г, а выпрямляться только тогда, когда кукла разводит руки.

Мы прорисовали шарниры везде. Хочу уточнить нюанс. Мы видим, что в профильном чертеже шарнир бедра явно мал. В случае такой нестыковки у другого человека, я бы посоветовала увеличить шарнир. Но в нашем случае, я хочу соблюсти детскую фигуру, поэтому я утончу ногу в профиле и уменьшу попу. В этом случае шарнир не должен потерять в функционале и соблюдёт задумку. Однако, я не советую использовать этот чертёж как рабочий. =) Думаю бедренные шарниры будут ограничены.

Уточнения фигуры я буду делать по новой, другим цветом (что и вам советую), так же по новой буду обозначать стенки приёмников, будущие прорези и другие технические детали. И именно ввиду такого количества построений нам и нужно рисовать еле нажимая на карандаш.

Как вы видите с обозначением фигуры куклы, появляются всё новые необходимости прочерчивания линий. На этот раз нужны горизонтальные линии от некоторых шарнироприёмников. В нашем случае я показываю пример на приёмнике в щиколотке и колене.

По аналогии достраиваем остальную фигуру. Не забываем мысленно представлять себе 3D модель нашего чертежа и попутно изучать чужих кукол, чтобы понять как должны выглядеть шарнироприёмники. С ними у новичков самые большие проблемы (см. рисунок 3 ). Я немного подняла линию паха, т.к. попа в профиле должна быть ниже паховой линии!!!

Следующим шагом будет наметка толщины стенок и наметка протяжённости резинки. Толщина стенок определит форму вашей болванки, которую вы будете оборачивать в глину или пластик, чтобы создать толщину стенок по чертежу (я отметила оранжевым, закрасила в форме болвана ). Самая сложная получится в голове. Так как она обхватывает шейный шарнир.

Резинка должна ровно проходить через тело. Особенно следите за ногами, а точнее коленями. Резинка должна строго прямо проходить через всю ногу. Проходящая на чертеже резинка подскажет вам где именно и под каким углом делать отверстия. Помните что смотреть расположение её нужно на обоих ракурсах (я отметила её зелёным ).

Вот мы построили первый осмысленный чертёж! ^_^ Ура!


На этом построение чертежа закончено! Удачи в начинаниях! ^_^

Доброго времени суток! По просьбам я попытаюсь сделать мастер-класс по созданию шарнирной куклы из пластика . Это мой первый мастер-класс, так что если что-то непонятно объяснила - спрашивайте дополнительно. Мастер класс буду выкладывать частями (как будет продвигаться моя работа, буду походу фотографировать) Мастер классов в интернете много… этот будет называться… скажем так «Как это делаю я». Единственная цель которую я преследую… чтоб собравшиеся на этом сайте творческие (и не очень) люди увидели, что сделать шарнирную куклу своими силами вполне реально. А так как кукол здесь любят решительно все, то думаю будет интересно. К тому же я и сама не знаю что в итоге получится.

Ну начнем. Часть первая, для меня самая неинтересная и даже нудная… но без неё не обойтись.

Сначала нужно сделать чертеж.Или взять любой готовый из интернета… типа этого.Но мне кажется что лучше нарисовать самим… так ваша кукла будет непохожей не других, со своей авторской индивидуальностью.Продумать какой вы хотите видеть готовую куколку… толстенькой… худенькой… какого возраста.

Для работы я использую в этот раз фимо пуппен миниатюра.Как всегда пищевая фольга и несколько инструментов, которые облегчают работу.


Делаем заготовки из фольги, время от времени прикладываем их к чертежу…


Придерживаемся размера и формы.

Облепляем тонким слоем пластики.Примерно 1мм-1,5мм.Изгибаем уже облепленые заготовки в нужном направлении и запекаем в духовке при температуре указаной на пачке пластики, которую будете использовать. Ставим в холодную духовку на 15-20 минут.Продолжение следует…

Если есть какие-то сильно выпуклые бугры, то нужно поправить с помочью наждачной бумаги или есть такие губки для полировки ногтей, чтоб ничего сильно не выступало.Тереть не до фанатизма, а просто немного сгладить.

Далее начинается интересное….но сложное.Запасаемся анатомическим атласом и изучаем где расположены какие мышцы.Прекрасный вариант -посмотреть на себя в зеркало другими глазами…… замечательными объектами для этого дела также являются дети.Для моей дочери уже не будет сюрпризом если я ни с того - ни с сего скажу «покажи колени» или «покажи лопатки».Она мне их с удовольствием продемонстрирует, а потом еще будет гордиться, что принимала участие в создании новой куклы))).Ближе к делу.
Я всегда начинаю лепить с туловища.Первый раз я лепила с головы и ошиблась с размером….она оказалась слишком мала.К тому же черты лица будет легче подобрать если тело уже есть(это для меня так).Вобщем начинаем сверху вних держась руками за уже запеченый пластик.Свежий пластик (уже вылепленые детали)стараемся не трогать.Внимание!!! Лепим только перед туловища.Заднюю часть не трогаем вообще.И таким образом глядя на себя, детей, атлас пытаемся повторить.Это как бы трехмерное срисовывание.
Добавляем шею

Добавляем мелкие детали и грудь


И так постепенно спускамся спускаемся…

и запекаем опять 15-20 минут.Ставим в холодную духовку.Я это уточняю затем, что в горячую -это будет совсем другое время.Остужаем.

Так дальше… хорошенько трём наждачной бумагой, убирая все неровности (трем только перед-то что делали последним)Трем на совесть.Сначала крупной, потом помельче.

Теперь перевовачиваем и производим теже действия с другой стороной.При этом держа за запеченую часть.

Запекаем, остужаем, трём.Стараемся соблюдать симетрию.У меня симетрии пока нет, но сейчас главное сделать основное, а потом можно доработать.
Из палочек делаем ножки...(извиняюсь за фон… это мой рабочий листочек, на котором я запекаю части)

запекаем, трем… после запекания можно будет подправить симетрию… где-то долепить… где-то срезать
Следующий этап… и пусть не дрогнет рука)) разрезаем тушку


Вытаскиваем всю фольгу, помогая себе при этом пинцетом и другими поручными инструментами.


Немного скругляем края нижней части и отрезаем толщину верхней части


должно получиться примерно так, чтобы верх немного надевался на низ


долеплеваем округлость у низа и наращиваем грудь


Такую модель груди я пробую делать первый раз, на каждой кукле пробую что-нибудь новое(шарниры, тип фигуры и т.д.)А то неинрересно делать одно и тоже.


Вспоминаем детство и катаем шарики


запекаем, трем немного… чтоб каждый раз на повторяться-уточню… запекаем каждый раз 15-20 минут НЕ БОЛЬШЕ!!! в холодную духовку.И только когда уже все будет готово, последний раз запекаем 30 минут по инструкции.Объясняю… если запекать дольше, то потом наждачкой тереть будет трудно.
вырезаем отверстия под бедреные шарниры, примеряя шарики.


И традиционо запекаем.Лучше запекать не по такой схеме, а копить несколько деталей чтоб запечь одновременно (для экономии электричества)
На данный момент мы имеем вот это.




Но радоваться рано, еще полно работы.

Продолжение во