Мастер класс занятия в сенсорной комнате. Что нам дают занятия в сенсорной комнате

04.07.2019

Сенсорная комната предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющих различные трудности в развитии и поведении.

В процессе занятий дети должны: прежде всего, расширить свой жизненный опыт, обогатить чувственный мир, пробудить познавательную и исследовательскую активность. Для этого необходима специальным образом организованная, психологически безопасная среда, позволяющая ребенку ощутить себя в волшебном мире цвета, звука и ощущения.

Особенно важна интеграция для детей, ведь их сенсорные система только формируется и от ее слаженной работы зависит способность ребенка к обучению. Занятия в сенсорной комнате развивает адаптивные функции воспитанников и повышают его познавательную активность. А именно.

Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:

  • саморегуляция и самоконтроль
  • уверенность в себе.

Развитие коммуникативной сферы воспитанников:

  • эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку
  • формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков
  • преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность) .

Развитие психических процессов дошкольников:

  • произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость
  • память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое) , умственные способности
  • развитие координации, в том числе зрительно-моторной.

Для осуществления поставленных задач применяться

Методы работы в сенсорной комнате: такие как

  • игры и игровые упражнения
  • специальное оборудование для развитие восприятия, внимания, мышления.
  • дыхательные упражнения
  • релаксационные упражнения такие
  • беседы и сказкотерапия
  • наблюдения
  • песочная терапия
  • работа с ширмой
  • музыкотерапия со звуками природы и животных.
  • лего-конструирование
  • интерактивная доска.

Сенсорная комната оборудована по модульному принципу, что позволяет использовать их для релаксации и развития детей, с ограниченными возможностями здоровья.

Проведение занятий в сенсорной комнате осуществляется по назначению врача невролога, по решению ПМПК и ПМПк, по наблюдению педагогов и психолога, а также по запросу родителей.

Занятия в комнате с дошкольниками проводятся и начинаются с ритуального приветствия, после чего в разных последовательностях

(в зависимости от особенностей сценария) применяются такие методы как тематические ролевые игры, сказкотерапия, песочная терапия, драматизация, игры и упражнения со специальным оборудованием. Ролевые игры в сенсорной комнате активизируют познавательную деятельность воспитанников, а упражнения для релаксации стабилизируют нервную систему и способствуют ее более гармоничному развитию. Задания и упражнения со специальным оборудование и ЛЕГО-конструированием позволяет значительно расширить диапазон работы психолога для достижения поставленной цели каждого занятия

Если целью занятий в сенсорной комнате является снятие эмоционального, физического напряжения, стресса и восстановление состояния душевного покоя, то занятия рекомендуется начинать с активационного блока и постепенно переходить к более релаксирующим упражнениям. Световые эффекты и подвижные конструкции стимулируют активность ребенка, а все оборудование блока направлены на подвижные игры с повышенной активностью.

После активационного блока занятия продолжаются в релаксационном бассейне с шариками, которые снимают мышечное напряжение. Все действия происходят под успокаивающую музыку, звуки природы или пение птиц, что создает особенную атмосферу, которая обладает целительными свойствами.

Занятия имеют следующую структуру:

  • ритуал начала занятия (рефлексия)
  • игровое задание на развитие психических процессов
  • релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение
  • ритуал окончания занятия (рефлексия) .

Длительность занятия – 20-25 минут.

Занимающиеся на занятиях, это дети с нарушениями опорно- двигательного аппарата, речи,. Таким деткам трудно адаптироваться к условиям детского сада, сложности вызывает общение со взрослыми и сверстниками, развивающие занятия не заинтересовывают и быстро утомляют ребенка. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно однообразие материала, в оборудование сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста также нуждаются в занятиях в сенсорной комнате, в основном, в связи с трудностями поведения и общения.

Для этого возраста характерными трудностями являются: страхи, тревожность, агрессивность которые часто не поддаются педагогическим и воспитательным воздействиям педагогов и родителей. В работе с такими детьми сенсорная комната является незаменимым местом.

В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковая колонна, сухой душ) , ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка, стимулирует психическое развитие.

Самым важным и уникальным, моей работы в сенсорной комнате, является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов, сложности нарушения развития или поведения, наши занятия позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребенка, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социуме.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод, о том что, реализация системы индивидуально подгрупповой работы в сенсорной комнате имеет тесное взаимодействие с педагогически персоналом, и способствует на осуществление системы работы в сенсорной комнате.

Возможности сенсорной комнаты

Эмоциональное развитие;

  • Снятие психоэмоционального и телесного напряжения (психоэмоциональная разгрузка)
  • Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля
  • Тренировка стрессоустойчивости
  • Психогимнастика
  • Коммуникативные игры
  • Развитие позитивного отношения к себе и к окружающему миру
  • Развитие двигательной функции.
  • Развитие психических и познавательных процессов

ЦЕЛЬ: Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей, развитие восприятия и пространственных представлений.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • снятие психоэмоционального напряжения
  • саморегуляция и самоконтроль
  • умение управлять своим телом, дыханием
  • умение передавать свои ощущения в речи
  • умение расслабляться, освобождаться от напряжения
  • формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях
  • сенсорное развитие (цвет, форма, величина)
  • формирование пространственных представлений.

Оборудование сенсорной комнаты

  1. Необходимо детей познакомить с правилами поведения и работы в сенсорной комнате.
  2. Ограниченное число детей.
  3. Отсутствие внешних шумов во время проведения занятий.
  4. Системность и структурированность занятий.

Игры, упражнения для работы педагога – психолога в сенсорной комнате.

Цветотерапия (аквалампа,)

Цель: стимулировать и развивать умение ребенка соотносить цвет с настроением, развивать мышление и воображение.

  1. ребенок говорит, какое настроение у него вызывает тот или иной цвет воды.
  2. ребенок рассказывает о том, как изменилось его настроение после наблюдения за всеми цветами воды.

Сказкотерапия (аквалампа, ширма, песочница)

Цель: развивать речь, воображение, мышление, умение соотносить цвет с настроением.

  1. ребенок сочиняет сказку о приключениях основываясь на увиденном.
  2. ребенок придумывает историю о том, как меняется характер героев в зависимости от цвета.
  3. ребёнок вместе со взрослым придумывает сюжеты и разыгрывает их.

Обезьянки (зеркало)

Цель: развивать произвольное внимание, формировать умение подражать, создать хорошее настроение.

Дети смотрятся в зеркало, ведущий корчит рожицу, остальные – «обезьянки» - повторяют. Кто лучше повторит, тот становится ведущим. В роли ведущего должны побывать все дети.

Клоуны (зеркало)

Цель: создание бодрого настроения, развитие мимики и пантомимики.

Ведущий – «клоун» - старается развеселить ребенка с помощью мимики и жестов. Ребенок повторяет движение за ним:

  • указательным пальцем нажимает на кончик носа
  • растягивает уголки губ
  • ладонью одной руки машет из-за головы, другой – чешет нос
  • показывает длинный нос, с помощью ладоней
  • изображает смешную мордочку обезьянки.

«Клоун» сообщает, что увидел, как ребенок может веселиться и радоваться.

Отгадай настроение (зеркало)

Цель: развитие мимики и пантомимики, умения отражать и угадывать настроение.

Ребенку даются карточки с изображениями лиц детей с разным настроением. Ребенок показывает настроение, изображенное на карточке, а

Цель: развитие творческого воображения, зрительного восприятия, концентрации внимания.

Психолог с ребенком наблюдают за объектом, делятся полученными впечатлениями, а затем совместно придумывают сказку или историю на основе полученных впечатлений.

Под дождем (сухой душ)

Цель: стимуляция зрительных и тактильных ощущений, снятие нервно-психического и эмоционального напряжения.

Ребенку предлагается представить что это волшебный дождь, который смывает все страхи, обиды и переживания. Под сухим душем кладется подушка, что бы ребенок мог пофантазировать, сидя на ней

Море (сухой бассейн)

Цель: развитие пространственных восприятий и ощущений, воображения.

Ребенок лежит в сухом бассейне. Ему предлагается представить, что он плавает в море на спине (на животе, на боку и т.д.) . Ребенок имитирует движения, придумывает рассказ.

Волшебный мостик (сенсорная дорожка)

Цель: развитие внимания, умения передавать свои ощущения в словесной форме; стимуляция анализаторов подошв ног, профилактика плоскостопия.

Ребенку предлагается идти по дорожке и на каждой подушечке, остановившись, сказать о том, что ощущают его ножки.

Выполняет аналогичные задания по сигналу ведущего, изменяя темп.

Сказочный цветок (аквалампа)

Цель: развитие восприятия, артикуляционного аппарата, воображения.

Ребенок наблюдает за тем, как изменяются цвета, называет их. Для каждого цвета, с помощью психолога, придумывает волшебную историю. В конце упражнения ребенку предлагается побыть сказочным ветерком, который погладит цветок своим дуновением (ребенок с разной силой и темпом дует на волокна лампы) .

Музыкотерапия

Цель: обогащение восприятия и воображения, создание психологического комфорта, снижение нервно-психического напряжения, активизация двигательной активности, формирование навыков саморегуляции.

Ребенку предлагается внимательно послушать музыку (звуки, в зависимости от цели занятия) , прокомментировать свои ощущения, выразить их в движении.

Уходи, злость, уходи!

Цель: учить выплескивать агрессию, гнев.

Ребенок ложится на мягкое напольное покрытие (сухой бассейн) . Упражнение начинается и заканчивается по сигналу ведущего. По сигналу ребенок начинает бить ногами и руками по покрытию с громким криком «уходи, злость, уходи!!!» . Упражнение длится около 4 минут, после чего ребенок должен отдохнуть еще 3-4 минуты.

Выбиваем пыль

Ребенку предлагается выбить пыль из подушки, но так как она очень упрямая, бить надо очень сильно. После упражнения ребенок в течении минуты спокойно сидит или лежит, восстанавливая дыхание.

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ребенку разрешается в течение 3 минут вести себя на мягком напольном покрытии (или в сухом бассейне) так, как он хочет (прыгать, крутится, вертеться и т.д.) . После упражнения ребенок в течении минуты спокойно сидит или лежит, восстанавливая дыхание.

Упражнения по коррекции уровня тревожности

Цель: снижение тревожности; развитие мимики и пантомимики.

Чтение стихотворения:

Меня напугал так сильно страх
В потемках у ворот,
Что я в испуге крикнул: Ах!
Совсем наоборот:

Я крикнул: ХА!

И мигом страх забился под забор,

Он струсил сам!

И слово Ах я позабыл с тех пор!

Психолог говорит: когда чего-то боишься, надо страху громко говорить ХА! – тогда он испугается вас. А делать это надо так: поднять вверх руки, глубоко вздохнуть, резко наклониться вперед, руки опустить и громко выдохнуть ХА!!!

У страха глаза велики

Представь, что мы с тобой находимся в лесу и спокойно отдыхаем… Но что это?! Хрустнула ветка, еще одна! Кто это?! Нам стало страшно:

  • мы сжались в комочек и застали
  • брови подняли вверх, глаза широко раскрыли
  • рот приоткрыли
  • боимся пошевелиться и вздохнуть
  • голову втянули в плечи, глаза закрыли.

Ой, как страшно! Что это за огромный зверь?! И вдруг у своих ног мы услышали: «Мяу» Один глаз открыли, - а это котенок! Давай возьмем его в руки, погладим. Смотри какой он ласковый, и совсем не страшный!

Страх совсем не страшный (зеркало)

Цель: снижение тревожности; развитие мимики и пантомимики, воображения.

Ребенку предлагается с помощью мимики и пантомимики показать свой страх. Посмотри в зеркало, какой он твой страх, а теперь давай его напугаем (ребенок с психологом показываю перед зеркалом страшные-страшные рожицы) .

Упражнения на релаксацию с использование сенсорного оборудования

Летняя ночь (релаксатор)

«Ночная симфония»

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Они медленно плывут по темному небу. Вы чувствует себя спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: личико, руки, ноги, спину… Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым и послушным… Дышим глубоко, ровно, легко…

Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится веселым и жизнерадостным. Мы полны сил и энергии…

Отдых на море (релаксатор)

: «Шум прибоя» . Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы находимся на берегу огромного синего моря. Мы лежим на мягком теплом песочке… Вам тепло и приятно…

Теплые легкие лучики солнышка нежно гладят вас по лицу, ручкам, ножкам, по животику… Дышим глубоко, ровно, легко… Теплый ласковый ветерок обдувает все тело легкой свежестью. Нам тепло и приятно…

Лучики теплого солнышка скользят по нашей коже, приятно согревая ее. Мы спокойно отдыхаем и засыпаем… Дышим глубоко, ровно, легко…

Хорошо вы отдыхала, отдыхали, отдыхали,

Хорошо вам отдыхать? Но уже пора вставать!

Подтянуться, улыбнутся, всем открыть глаза и встать!

Отдых в волшебном лесу (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения: «Лесные звуки» . Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами находимся в лесу, отдыхаем на мягкой зеленой травке. Вокруг нас много деревьев и кустарников. Растут разноцветные, яркие и очень красивые цветы: желтые, красные, голубые… У них приятный сладкий запах. Мы слышим пение птичек, шорох травинок, шелест листочков на деревьях.

Дышим глубоко, ровно, легко…

Теперь открывайте глазки, улыбнитесь друг другу и постарайтесь запомнить все, что видели в волшебном лесу.

Водопад (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения: «Журчание воды» . Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Сядьте удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте себе, что мы с вами находимся под небольшим водопадом. Вода в нем чистая и теплая. Вам тепло и очень приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, ручкам и ножкам. Вода стекает и продолжает свой бег дальше.

Давайте немного посидим под водопадом и представим, что вместе с водой от нас уплывают все страхи, грусть и неприятности. А мы остаемся сидеть чистыми, бодрыми, веселыми и полными сил. Мы благодарны водичке за то, что она омыла нас. Открывайте глазки и улыбнитесь друг другу.

Радуга (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения: «Лесные звуки» . Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами лежим на мягкой зеленой травке. Над нами чистое голубое небо, а на небе яркая разноцветная радуга. Радуга блестит, переливается всеми цветами и дарит нам свое настроение. Давайте посмотрим на ее цвета.

Красный и оранжевый дают нам тепло и силу. Мы становимся сильнее, нам тепло и приятно. Желтый цвет дарит нам радость. Солнышко тоже желтого цвета, его лучики гладят нас, и мы улыбаемся. Зеленый цвет – это цвет травы и листьев. Нам хорошо и спокойно. Голубой и синий – цвета неба и воды, мягкие и освежающие, как вода в жару.

А теперь открывайте глазки и вставайте. Давайте протянем ручки к нашей радуге и запомним все ощущения, которые она нам подарила.

Полет к звездам (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения: «Шум прибоя» . Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами летим к звездам… Они становятся все ближе, и мы с вами видим какие они большие и красивые. Звезды приветствуют нас своим сиянием. Почувствуйте как вам хорошо и тепло. Мы купаемся в лучах звездного света и нам становится очень радостно. Дышим легко и спокойно.

Открывайте глазки и улыбнитесь друг другу.

Сердечки (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения: «Стук сердца» . Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Послушайте ребята, что вы слышите? Тук-тук, тук-тук… Это тихонько бьются наши сердечки. Положите руку на грудь и почувствуйте… Тук-тук, тук-тук…

Наши сердца полны добра и любви. Тук-тук, тук-тук… Мы слушаем как стучат наши сердца, и нам становится хорошо и спокойно. Радость наполняет наши сердца с каждым ударом. Дышим легко и спокойно.

Откройте глазки и улыбнитесь друг другу.

Рыбки (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения: «Журчание воды» . Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами разноцветные рыбки и плаваем в теплой воде, мягко шевеля плавничками и хвостиками. Мы плаваем над самым дном моря и видим красивые водоросли, разноцветные камешки на дне, других рыбок. Они радуются нам и улыбаются. Нам хорошо и спокойно. А теперь отдохнем и опустимся на мягкий теплый песок на дне моря. Нам хорошо и приятно лежать на морском дне.

Мы отлично отдохнули и поднимаемся на поверхность моря. Улыбнитесь солнышку и с улыбкой откройте глаза. Пусть улыбка останется с вами на весь день!

Волшебный сон (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения «Ночная симфония» . Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Начинается волшебный сон.

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем, (2раза)
Сном волшебным засыпаем.


Наши ручки отдыхают…
Ножки тоже отдыхают…
Отдыхают, засыпают… (2раза)

Шея не напряжена
И расслабленна…
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется. (2раза)

Дышится легко, ровно, глубоко.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!

Но уже пора вставать!
Крепче кулачки сжимаем
И повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть газа и встать!
Солнечные зайчики (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения «Лесные звуки» . Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами отдыхаем на лесной полянке. Мы лежим на мягкой теплой траве, а с неба нам улыбается солнышко. Оно посылает нам свое тепло и ласково касается лучиками. А вместе с лучиками к нам прилетели озорные солнечные зайчики. Один зайчик прыгнул нам прямо на носик, он дарит нам радость и улыбку. Давайте очень аккуратно погладим его, чтобы не испугать зайчика. С носика зайчик прыгнул на щечку и подарил нам тепло и спокойствие, погладьте его тихонечко. Зайчику нравятся наши прикосновения. Он посидел еще немного на щеке и прыгнул нам на животик. Вы понравились солнечному зайчику и он подарил нам свою ловкость и силу. Давайте поблагодарим зайчика и нежно погладим его.

Пришло время прощаться с солнечными зайчиками, помашите им рукой, откройте глазки и улыбнитесь друг другу.

ЛЕГО - конструирование

Спонтанные коллективные ЛЕГО - игры;

  • Самостоятельное конструирование по замыслу, по схемам, по чертежам

Дидактические игры

Игры с песком

Упражнение "Необыкновенные следы"

Цель: развитие тактильной чувствительности.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях) .

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются") .

Упражнение "Змейки"

Цель: снять эмоциональное напряжение

Задача: выразить свое отношение, показав это в игре Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

Змейки на песке играли Письма не прочесть никак!
И хвостом слова писали, Как узнать ей о змеятах?
За узором шли петельки- Что случилось? Где? И как?
Это письма Маме-змейке. Ты теперь у нас волшебник!

Но пронесся ветерок Напиши скорей слова,
И засыпал все в песок. Помоги ты маме-змейке
И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства

Настольный театр чаще всего используем при пересказе сказок, небольших рассказов. Здесь дети водят игрушки на столе. Особое внимание уделяется четкой дикции, выразительности речи, интонации, тембра голоса, мимике. Настольный театр представлен в виде театра игрушек, театра картинок.

Стендовые кукольные театры используются так же при пересказе сказок и рассказов. Здесь тоже важна четкая дикция, интонационная выразительность речи. Фигурки героев в данном виде иллюстрируют содержание произведения. Рассказчик стоит сбоку от стенда, и по ходу повествования переставляет фигурки.

Театр с куклами на ширме представлен куклами би-ба-бо, пальчиковым театром. Игры с куклами на ширме выполняют развлекательную, дидактическую, коммуникативную, диагностико – коррекционную, психотерапевтическую, эстетическую функцию. Эти игры развивают моторику рук, развивают речь, внимание, память, мышление, фантазию. Театр с куклами на ширме предусматривает, что кукловод находится за ширмой, поэтому от него требуется выразительность речи.

Методы работы по совершенствованию творческой активности детей в театрализованной игре являются:

  • метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности) ;
  • метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога) ;
  • метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы) . Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Примерная тематика игр-занятий с интерактивной доской:

Перечень игрового пособия:

  1. Зеркальный уголок
  2. Калейдо
  3. Кубики Никитика
  4. Логические блоки Дьеныша
  5. Мягче –Жёстче
  6. Набор тактильных шаров
  7. Определи на ощупь
  8. Пирамида приключений
  9. Побери пару
  10. Пощупай рукой и определи ногой
  11. Сверкающее домино
  12. Тактильные доски
  13. Уравновесим весы
  14. Что это?

Используемая литература:

  • Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие /Под ред. В.Л. Женеврова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. –СПб.: ХОКА, 2007
  • Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г.Г. Колос. –М.: АРКТИ, 2006

Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.

  • Ледина В.Ю. ИБИС. Игровое биоуправление и саморегуляция. Антистрессовый тренинг для детей и подростков: Метод. пособие. – СПб., 2000.;
  • Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.: ил.;
  • Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.;
  • Левис Ш., Левис Ш.К. Ребёнок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996.
  • Н. А. Сакович. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2008.
  • Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1976 г.
  • Компьютерно - игровой комплекс для дошкольников http: //40204s020. edusite. ru/p110aa1. html Ярусова Е. А.
  • Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. http: //www. ivalex. vistcom. ru/konsultac203. html Петрова Е.
  • Развивающие компьютерные игры. Дошкольное воспитание, 2000, № 8. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе. Дошкольное воспитание, 2000, № 4.
  • Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения-М.: ТЦ Сфера, 2001 г.
  • Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду6 «школьная пресса» -2000 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 26

структурное подразделение детский сад «Тополёк»

У человека есть органы чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа и слизистая (осязание), вестибулярный аппарат (ощущение веса, чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение). В каждом из этих органов чувств есть рецепторы – периферические звенья анализатора или сенсорной системы (по И. П. Павлову). К примеру, рецепторы зрения – это палочки и колбочки сетчатки глаза. Сам же анализатор состоит из трех частей: периферии (рецептора), проводникового отдела (центростремительных нейронов), коркового отдела (участков коры больших полушарий головного мозга, воспринимающих информацию от соответствующих рецепторных образований).

Таким образом, сенсорную систему (анализатор) можно определить как часть нервной системы, состоящей из рецепторов, нервных путей и отделов головного мозга.

Зная, что такое сенсорная система можно перейти к сенсорике – функции нервной системы, которая заключается в восприятии раздражителей, и выполняется при помощи сенсорной системы (анализатора). Благодаря изучению сенсорики, а также роли сенсорной системы в жизни человека появились специальные комнаты, которые называют сенсорными.

Сенсорная комната — что это?

Определить сенсорную комнату можно как особым образом организованную окружающую среду, наполненную различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека. Сенсорную комнату в народе принято называть «комнатой релаксации», однако по сути своей сенсорная комната может использоваться не только с целью оказания успокаивающего и расслабляющего действия, но и для достижения тонизирующего и стимулирующего эффекта. Секрет заключается в сочетании разных стимулов. К ним относятся: свет и цвет, звуки (музыка), запахи, а также тактильные ощущения. Наборы стимулов можно объединить в группы в зависимости от рецептора, на который они воздействуют.

Классификация стимулов

Светотерапия и цветотерапия – воздействуют на зрение. Мягкий свет – покой. Яркий свет – возбуждение. Кроме того, частицы света (фотоны) поддерживают ритм суточных колебаний, улучшают состояние иммунной системы. Используется терапия цветом, например, красный – стимуляция, оранжевый – восстановление, желтый – тонизирование и т.д.

Звукотерапия – воздействует на слух. Может быть пассивной (человек слушает звуки или музыку) и активной (человек сам создает звуки или музыку). Спокойная мелодичная музыка, звуки природы – покой. Механические звуки, электронная музыка, произведения с разной силой тональности (произведения Моцарта), музыкальные произведения с быстрым темпом (вальсы) – возбуждение.

Ароматерапия – воздействует на обоняние. Приятные запахи – покой. Резкие запахи – возбуждение. Кроме того, эфирные масла обладают бактерицидными, противовирусными и противовоспалительными свойствами.

Тактильные ощущения – воздействуют на рецепторы кожи. Ощущения мягкости, тепла, нежности – покой. Покалывание, надавливание, вибрация – возбуждение. Использование приборов для массажа снимает мышечное напряжение и улучшает кровообращение.

Оборудование, из которого состоит сенсорная комната, можно условно классифицировать на два вида: релаксационное и активационное. Аналогично можно разделить и сами комнаты.

Виды сенсорных комнат

Релаксационная сенсорная комната

Как правило, эта комната имеет мягкое покрытие, настенные и напольные маты. В ней присутствуют пуфики и подушечки, кресло-качалка, повторяющее контуры тела человека, сухой бассейн с безопасными зеркалами. Она снабжена световыми приборами, которые создают рассеянный свет, обладают фибероптическим эффектом (звездное небо, звездный дождь), подвешенными подвижными конструкциями (зеркальный шар, сухой дождь). Такая комната дополняется установкой для ароматерапии и музыкальной системой для воспроизведения.

Здесь используется следующий набор стимулов: мягкий проплывающий свет, успокаивающая музыка или звуки природы, приятный запах, удобная свободная поза в сочетании с тактильными ощущениями невесомости, мягкости и нежности.

Активационная сенсорная комната

Комната покрыта сенсорными панелями для рук и ног (специальные сенсорные
тропы для ног, воздушно-пузырьковые трубки, создающие вибрацию при касании). Комната оборудована световыми приборами, обладающими светооптическим эффектом и звуковым сопровождением (интерактивные панели, системы прожекторов). Также есть система для воспроизведения музыки или наборов звуков. Могут присутствовать массажные мячики и прочие подобные вещи. Для усиления световых эффектов комната может иметь специальные зеркала, способные зрительно изменять площадь комнаты в большую сторону.

Здесь используется следующий набор стимулов: яркий свет, создающий атмосферу праздника, веселья, тонизирующие звуки, тактильное воздействие (покалывание) на рецепторы кожи и рецепторы мышц, приводящее их в состояние возбуждения.

Для чего нужна сенсорная комната?

Показаниями к занятиям в сенсорной комнате могут служить:

  • неврозоподобные состояния,
  • адаптационные расстройства,
  • нарушения в эмоциональной сфере (страхи, замкнутость),
  • психосоматические заболевания,
  • стресс, депрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение,
  • мышечное напряжение,
  • нарушения в сфере поведения (агрессивное поведение),
  • синдром гиперактивности и дефицита внимания,
  • ослабление сенсорных функций (зрение, слух, осязание),
  • задержка речевого и психомоторного развития,
  • резидуально-органические поражения ЦНС,
  • нарушения двигательных функций,
  • легкие формы аутизма,
  • энурез и энкопрез,
  • нервный тик,
  • заикание.

Где и как применяются сенсорные комнаты?

В настоящее время сенсорные комнаты используются в самых разных учреждениях: школах, детских садах, интернатах, больницах, родильных домах, санаториях, а также в качестве комнат отдыха различными фирмами и компаниями, психологами.

В школах, детских садах, интернатах сенсорные комнаты используют в основном для коррекции различных расстройств у детей. Занятия с детьми происходят в форме игры.

В больницах сенсорные комнаты используются в основном для подготовки больных к операции, снижению у больных невротических и вегето-сосудистых реакций, для снятия или уменьшения хронических болей.

В родильных домах с помощью сенсорных комнат готовят женщин к родам.

Очень популярно использовать сенсорные комнаты в частных компаниях для снятия стресса у сотрудников и повышения их работоспособности.

Обычно занятия в сенсорной комнате составляют не более 45 минут. Занятия могут проводиться как небольшими группами 2-4 человека, так и индивидуально. Во время занятия в сенсорной комнате человек может быть наедине с собой или вместе со специалистом-психологом. Обычно для психосоматических расстройств и вегето-сосудистых реакций достаточно воздействия только стимулов сенсорной комнаты, а для коррекции развития и лечения, к примеру, различных эмоциональных, адаптационных расстройств необходима также требуется дополнительная помощь специалиста-психолога.

Ограничений по возрасту нет. В домашних условиях можно создать атмосферу, близкую к той, которая есть в сенсорной комнате.

Противопоказания и ограничения для использования сенсорной комнаты

Противопоказаниями являются глубокая умственная отсталость, эпилепсия, инфекционные заболевания. Ограничение – гиперактивность и различные психоневрологические заболевания, лечение которых осуществляется с применением психотропных препаратов.

Заключение

Изучение сенсорных систем активно развивается. Воздействие через рецепторы на головной мозг занимает умы многих ученых мира. И хотя исследования еще не окончены, мы с вами уже знаем, что сенсорная комната, несомненно, является уникальным «изобретением» и оказывает положительное воздействие на организм человека.

Государственное казенное учреждение

Владимирской области

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Служба сопровождения замещающих семей и детей

Программа з анятия-тренинга

в сенсорной комнате

для детей среднего школьного возраста

« Серебристый туман »

Составил:

педагог-психолог

Шкарина С.А.

г. Собинка

Введение:

Занятие способствует улучшению эмоционального состояния, позволяют снять мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Занятие направлено на создание ощущение безопасности и защищенности, положительного эмоционального фона, снижения беспокойства и агрессивности, снятия нервного возбуждения и тревожности, активизации мозговой деятельности.

Цели:

Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья с помощью мультисенсорной среды

Задачи:

Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок.

Создание положительного эмоционального состояния.

Формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела.

Облегчение состояния тревожности, переключение тревоги в конструктивное русло.

Формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости.

Развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.

Развитие памяти, речи, воображения, оригинальности мышления.

Развитие коммуникативных навыков и элементов совладающего поведения

Время сеансов в сенсорной комнате: 60 минут.

Методики работы:

цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);

звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);

Структура занятия:

Ритуал приветствия.

Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление.

Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, мышечная релаксация).

Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты).

Обратная связь

Ритуал прощания.

Ход занятия «Серебристый туман»

Общее время: 60 минут.

Материал: бумага формата А 4, гуашь, кисточки, вода, фломастеры, ножницы, клей, фломастеры для магнитной доски,

Оборудование: пуфики, подушки, маты, ноутбук, проигрыватель, «сухой душ», проектор

1. Упражнение «Мелодия настроения».

Цель: определить настроение ребенка на начало занятия.

Время: 5 -7минут.

Техника проведения: детям предлагается лист с названием упражнения «Мелодия настроения», на котором нарисован нотный стан и скрипичный ключ. На столе раскладываются «ноты» в первом ряду - мажорные (желтые), во втором - минорные (серые). Желтые обозначают хорошее настроение, серые - плохое. Ребенку предлагается определить свое настроение, приклеивая на нотном стане ноту, выбранного цвета на любой его линейке.

Инструкция: для того, чтобы мы начали работать, я хочу узнать, какое у тебя на данный момент настроение. Перед тобой лежит лист бумаги с названием упражнения «Мелодия настроения», на котором нарисован нотный стан и скрипичный ключ. Обрати, внимание, на столе также разложены «ноты»: в первом ряду - мажорные (желтые), во втором - минорные (серые). Желтые ноты - обозначают хорошее настроение, серые - плохое. Я предлагаю тебе обозначить свое настроение, приклеив на нотном стане на любой его линейке ноту того цвета, которая соответствует твоему настроению на данный момент,

Анализ:

Понравилось ли упражнение?

Испытывал ли затруднения при выборе цветов?

Можем ли продолжать работу?

2. Упражнение «Приветствия разных народов».

Цель: создание доверительных отношений, развитие эмпатии, творческого воображения.

Время: 10 минут.

Техника проведения: Просмотр презентация «Приветствия разных народов».

Демонстрация слайдов направлена на знакомство учеников с культурой приветствия у различных народов. На экран выводятся тематические иллюстрации в сопровождении названия страны и описания приветствия.

Для предъявления материала используется одиннадцать слайдов, оформленных с помощью эффектов анимации. Дети узнают о традициях следующих государств:
- Индия;
- Китай;
- Самоа;
- страны Латинской Америки;
- Лапландия;
- Япония;
- районы Тибета;
- Россия;
- Великобритания;
- США.

Затем детям предлагается придумать и продемонстрировать мировое приветствие, т.е. объединить несколько понравившихся способов. Например, сначала пожать руки, как это делают европейцы, затем поклониться, как японцы, прикоснуться ногами, как африканцы.

Инструкция: Ребята, теперь когда вы познакомились с культурой приветствия у различных народов давайте каждый из вас придумает и покажет нам «МИРОВОЕ ПРИВЕТСТВИЕ» , объединив несколько способов, увиденных на слайдах.

Анализ:

Понравилось ли упражнение?

Какое приветствие показалось необычным?

Какие чувства испытываешь после проведенного занятия?

3. Упражнение «Клякса»

Цель: развитие мышления, творческого воображения.

Время: 10 минут.

Техника проведения: детям предлагается капнуть на лист бумаги гуашь, затем лист сложить в том месте, куда попала капля и прижать на несколько секунд, а потом лист выпрямить. В результате получается клякса, имеющая сложную форму. Затем предлагается продемонстрировать кляксу, а потом быстро назвать трех животных и три неодушевленных предмета, которые она напоминает.

Материал: лист бумаги формата А4, гуашь.

Инструкция: перед тобой лист бумаги и гуашь.. Тебе надо капнуть на лист бумаги гуашь, затем лист сложить в том месте, куда попала капля и прижать на несколько секунд, а потом лист выпрямить. В результате получится клякса, имеющая сложную форму. Ты мне ее покажешь, а затем быстро назовешь трех животных и три неодушевленных предмета, которые она напоминает.

Анализ:

Понравилось ли упражнение?

Что было необычного в его выполнении?

Вызвало ли упражнение затруднения?

Какое испытываешь настроение?

Релаксирующее упражнение «Серебристый туман»

Цель: нормализация психоэмоционального состояния.

Время: 20 минут.

Техника проведения: воспитанникам предлагается устроиться на одном из мягких пуфиков и принять удобное положение, по достижении комфортного состояния начнется сеанс, направленный на урегулирование психоэмоционального состояния. Задача детей состоит в том, чтобы слушать и слышать голос психолога, звучащую музыку.

Инструкция: предлагаю тебе устроиться на пуфике и принять удобное положение, по достижении комфортного состояния мы начнем сеанс, направленный на урегулирование психоэмоционального состояния. Тебе нужно слышать и слушать мой голос, звучащую музыку.

Текст для релаксации.

1 фаза. Расслабление.

Устраивайся удобно...
Чувствуй себя совершенно непринужденно...
Сама поза вызывает расслабление мышц...
Ты лежишь на мягком, зеленом лугу...
Наверху ярко светит солнце...
Вокруг тебя растут цветы...
Теплый ветерок нежно овевает твое тело...
Ветерок покачивает траву и стебли цветов вокруг тебя...
Вдохни аромат цветов...
Посторонние звуки постепенно приглушаются... отдаляются...
Звуки несутся издалека... мимо сознания...
Уходят все тревоги, заботы дня... здесь только отдых... и покой...
Отсутствие напряжения приятно...
Расслабляются мышцы рук...
Руки полностью расслабляются...
Расслабляются мышцы ног...
Ноги полностью расслабляются...
Расслабляются мышцы туловища...
Расслабляются мышцы живота...
Расслабляются мышцы спины...
Расслабляются мышцы груди...
Приятное тепло во всем теле...
Расслабляются мышцы лица... зубы разжаты...
Язык расслаблен...
Расслаблены губы...
Лоб разглаживается...
Разглаживаются все складки лба...
Полная безмятежность...
Тихо... уютно... удобно... спокойно...
Все тело обволакивается приятным, ласковым теплом...
Тепло растворяет все ощущения... уносит их...
Тепло проникает в каждую клеточку тела...
Тело растворяется в окружающем пространстве...
Границы тела исчезают...
Тебя окутывает туман...
Приятный, теплый, серебристый туман...
Все тело растворяется в тумане...
Мозг... успокаивается...
Мысли... замедляются...
Медленнее... медленнее... медленнее...
Ты дышишь легко... и ровно...
Дыхание спокойное... ритмичное...
Ты полностью расслабленна... и спокойна...
Мягкое, приятное тепло во всем теле...
Глаза можно закрыть...
Сосредоточься на ощущении тепла и покоя...
Перенеси свое внимание на грудь...
На ней сидит прекрасная бабочка...
Рассмотри бабочку...
Всмотрись в игру красок... и тончайшие узоры на ее крыльях...
Бабочка готова взлететь...
Но бабочка остается на месте...
На каждом вдохе и выдохе... тебе кажется, что она вот-вот взлетит...
И ты готова отправиться в полет вместе с ней...
Следи за движением крыльев бабочки...
Бабочка наконец взлетает...
Ты летишь за бабочкой...
Легкий, приятный полет...
Ласковый, теплый ветерок овевает твое тело...
Впитай в себя все звуки и образы...
Насладись полетом...
Бабочка привела тебя в удивительное место... свободное от всех забот и волнений...
Здесь ты в полной безопасности...
Тебя окружает мощное энергетическое поле золотистого света...
Свет защищает тебя от всех негативных внешних воздействий...
Ощути энергию этого света...
Свет свободно течет через твое тело...
Наполняет тебя своей энергией...
Это твой мир...
Мир, в котором тебе подвластно все...
Ты хозяин и архитектор этого мира...
Сделайте его таким, как ты желаешь...

2 фаза. Самостоятельная работа.

Пора возвращаться...
Серебристый туман окутывает тебя...
Ты находишься в облаке мягкого, прохладного тумана...
Приятный, прохладный туман подхватывает тебя...
Ты плавно плывешь к началу путешествия...
Путешествие заканчивается...
Легкий, прохладный ветерок рассеивает туман...
Приятный белый солнечный свет полностью рассеял туман...
Ты возвратилась на луг...

3 фаза. Активация.

Ты чувствуешь бодрость, хорошее настроение...
Твои мысли наполняются энергией...
Дыхание становится более глубоким...
Вдох длинный... глубокий...
Выдох короткий, энергичный...
Длинный... глубокий вдох...
Короткий, энергичный выдох...
Скованность рук проходит...
Скованность ног проходит...
Пошевели пальцами рук... сложи руки в замок...
Потянулась... хорошо, с удовольствием потянулась...
Глубоко вздохнула... так, чтобы холодок пробежал по спине...
Вдохнула... выдохнула...
Еще потянулась разок...
Активнее!
А теперь улыбнись.
Улыбайся, улыбайся!
Сеанс окончен.

Анализ:

Как себя чувствуешь после проведенного сеанса?

Удалось ли расслабиться?

Ощущаешь ли прилив энергии, жизненных сил?

5. Упражнение «Коса».

Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов.

Время: 5-10 минут

Техника проведения: это упражнение выполняется с помощью «сухого душа». Дети устраиваются рядом, обследуют оборудование снаружи и внутри, затем перебирают ленточки, заплетая косы.

Инструкция: перед вами «сухой душ», разноцветные атласные ленточки спускаются вниз, словно струи воды. Потрогайте их. По очереди пройдите внутрь и поднимите голову вверх - так можно увидеть свое отражение. А теперь перебирая ленточки, заплети косы.

6. Обратная связь.

Цель: узнать мнение детей о проведенном занятии.

Время: 5 минут.

Что понравилось в сегодняшнем занятии?

Какие задания выполнила без затруднений?

Какие задания вызвали затруднения?

Какое настроение присутствует сейчас, в данный момент?

7. Упражнение «Мелодия настроения» (см. упражнение 1).

Цель: определить настроение детей на момент окончания занятия.

Время: 2 минуты.

Резюме психолога: Волшебный мир сенсорной комнат ы не оставляет равнодушным ни одного ребенка. Психолог с помощью специальных элементов сенсорной комнаты помогает детям достичь ощущения комфорта и уюта, чувства полной безопасности, состояния мышечной релаксации, что создает благоприятную среду для общения.

Успокаивающая цветовая гамма, приглушенное освещение комнаты, тихая спокойная музыка, интересные упражнения способствуют профилактике психофизических и эмоциональных нагрузок, развитию позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом. Сенсорная комната это уникальное место для проведения занятий с детьми, как для профилактики, так и для восстановления психоэмоционального равновесия.

Составил:

Педагог-психолог Шкарина С.А.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

/data/files/i1527837816.rar (Презентация "Приветствия разных народов")

Темная сенсорная комната - это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и на другие органы чувств. Мягкая мебель спокойной цветовой гаммы, приглушенный свет, приятные ароматы, успокаивающая музыка - вот те характеристики сенсорной комнаты, которые помогают ребёнку (подростку, взрослому) развить свои сенсорно - перцептивные способности, ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими его людьми.

Одним из главных условий темной сенсорной комнаты является создание затемнения, достаточного для того, чтобы наблюдать светоэффекты.

Оборудование сенсорной комнаты и его использование

Для наполнения и содержания нашей сенсорной комнаты используется современное оборудование фирмы «АЛЬМА».

Оборудование в сенсорной комнате можно разделить на два основных функциональных блока:

Релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики, подушечки, маты, матрасы, кровати, сухой бассейн, приборы создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и релаксационная музыка.

Активационный блок - в него входит всё оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и для ног, интерактивное оборудование последнего поколения.

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс занятия в сенсорной комнате»

Тема занятия : «Волшебство в тёмной комнате ».

Цель: Сохранение и укрепление психофизиологического и эмоционального здоровья учащихся с помощью мультисенсорной среды сенсорной комнаты.

Задачи :

Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

Создание положительного эмоционального настроя;

Формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласованности движений собственного тела;

Облегчение состояния тревожности;

Развитие внимания, достижение эффекта релаксации;

Развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.

Музыкальное сопровождение: аудиозаписи групп «Zodiac», «Space», музыка водопад.

Ход занятия .

I .Организационный момент.Настрой на занятие.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Я приветствую всех вас в нашей волшебной комнате. Я вижу, что у некоторых мои слова вызвали удивление: в чём же состоит волшебство, ведь с виду это обычная комната. Я вам немножко подскажу, ребята: волшебство заключается в необычных предметах, которые находятся в этой комнате.

Тему нашего занятия я объявлю чуть позже, а пока начинаем работу.

Ребята, я хочу, что бы мы подарили друг другу улыбку. В этом нам поможет наш волшебный мяч. Я бросаю вам мячик и дарю свою улыбку, вы бросаете мячик обратно и дарите свою улыбку.

С таким позитивным настроем мы и начнём занятие.

II . Вхождение в тему занятия. Принятие правил работы в группе.

Сегодня у нас будет необычное занятие – путешествие-исследование на тему: «Волшебство в тёмной комнате».

Ребята, в детстве я мечтала полететь в космос. Да и сейчас, если бы мне предложили, с удовольствием посмотрела на нашу красавицу – Землю и отправилась погулять на Луну. А вы хотели бы побывать в космосе и стать исследователями других планет? (дети отвечают). А стать космонавтами- исследователями других планет.

- Сегодня у нас появилась такая возможность! Нам пришло необычное письмо, которое я вам сейчас зачитаю. (Педагог-психолог зачитывает письмо).

Здравствуйте дорогие ребята!!!

Пишет вам Лунтик, житель планеты Голубой звезды.

Когда я узнал, что на Земле живут такие умные, красивые и дружелюбные дети, я решил попросить вас об услуге.

Помогите мне, пожалуйста, собрать звездочки, которые случайно потерялись.

Для этого я приглашаю вас к себе на планету Голубой звезды. С уважением, Лунтик.

Перед полётом я должна познакомить вас с правилами настоящего космонавта:

    Слушай внимательно, не отвлекайся.

    Говори спокойно.

    Не нарушай дисциплину.

    Выполняй команды своего командира (т.е. меня).

III . Работа по теме занятия.

А) Упражнение «Качества настоящего космонавта».

Ребята, давайте подумаем, какими качествами характера должен обладать настоящий космонавт?

(внимательный, сильный, смелый, надежный, веселый, активный, справедливый, любознательный, общительный, вежливый и др.)

Вывод: Самое главное в космосе – быть в команде, поддерживать, помогать и выручать друг друга. Эти качества пригодятся нам и сегодня.

Б) Отправляемся в полет.

- Ну а теперь пора на старт. Встаньте в круг, возьмитесь за руки, это наша ракета, считаем: 10, 9, 8,7,6,5,4,3,2,1,0 – старт,поднимаем руки «Ура мы летим!».(дети издают звук «У-у-у-у» и раскачивают руками. Педагог-психолог выполняет движения вместе с детьми.) Выключается свет, включается легкая музыка, «Зеркальный шар».

- Отлично! Мы в полёте, и сейчас у нас всех состояние невесомости. А вы знаете, что это такое?(Невесомость – это состояние, когда отсутствует сила земного притяжения и человек парит, как птица.Такое состояние обычно бывает в космосе). Встаньте и попробуйте полетать: медленно, плавно, красиво, под музыку. Педагог-психолог следит за выразительностью движений детей, «летает» вместе сними.

- А сейчас давайте все вместе подлетим к иллюминатору (панно «Бесконечность»). Ребята, посмотрите сюда и представьте, что там, где-то далеко, видна наша планета.

Вы видите её? Какая она? Какого она цвета? Видно ли на ней горы, моря, города? А людей? (Ребята рассказывают о том, что увидели ).

А теперь все в круг, беремся за руки. Команде корабля приготовиться к посадке!

Дети становятся в круг, берутся за руки, поднимают руки вверх.

Дети выражают эмоцию радости. Звучит музыка, можно включить свет.

- Итак, мы на планете «Голубой звезды» но не спешите, ведь она нам незнакома и здесь нас могут подстерегать опасности. Будьте осторожны! Помогайте друг другу! Приготовимся покинуть ракету!

(Педагог-психолог и дети «выходят» из ракеты по мостику. Педагог-психолог даёт чёткие указания детям, помогает, тем, у кого не получается):

Идём по мостику, держим равновесие, спинка ровная, руки в стороны.

Педагог-психолог предлагает детям пофантазировать:

Ребята, давайте осмотримся… Сколько здесь интересного!

В) Психогимнастика. Проектор «Солнечный» (сменный диск «Лес»).

- Посмотрите, перед нами космический лес. В лесу растут высокие деревья. Покажите какие? А под ними растут невиданной красоты кустарники. Они не такие высокие, как деревья. А какие? Покажите. А под кустами растёт трава и мох. Покажите, какая низкая трава, а мох еще ниже. (Дети показывают движениями высоту деревьев, кустарников, травы).

Скажите, похож ли этот космический лес на тот, который мы можем увидеть на Земле?

Ребята, посмотрите здесь тропинка. Давайте прогуляемся по Голубой звезде и исследуем её. Тропинка узкая и идти по ней нужно очень осторожно. (Проходят по сенсорной дорожке на носочках, на пути – пузырьковая колонна).

Г) Пузырьковая колонна.

Смотрите, какой необычный фонтан с пузырьками! Назовите, на что он больше всего похож?

Поймайте взглядом один пузырек и проследите за ним.

Прикоснитесь к колонне и скажите, что вы чувствуете? (тепло-холод, гладкая-шершавая, вибрация).

Сколько пузырьков?

Какого они цвета?m(синие, жёлтые, красные и т. д.)

Молодцы!!!

Д) Сухой бассейн.

Ой, что это? Это озеро! Какое оно необычное, яркое, переливающееся! Наверняка там кто то живет! Поищем?(Дети подходят к сухому бассейну и руками ищут там обитателей). Молодцы! Вот и обитатели нашего волшебного озера

А нам пришло время отправляться в путь. Дорожка - перед нами (дети идут по тропе на носочках).

Е) Сказочный цветок.

Что же ещё есть на этой планете? Посмотрите, здесь растут даже цветы!

(Дети находят красивый цветок, удивляются им, любуются, нюхают его).

Ребята, вы знаете, как называется этот цветок?

Это волшебный цветок Иланг-иланг. Давайте еще раз понюхаем его и наберемся здоровья и сил перед дальней дорогой.

А пока продолжаем путь.(Дети находят следы инопланетян, идут по следам).

Ж) Сухой душ.

(Звучит мелодия со звуком журчания воды).

Посмотрите, какой перед нами водопад.Вы любите купаться? Тогдадавайте подойдем поближе к водопаду. Рассмотрите его внимательно. Сколько в нём цветов?

Сегодня мы с вами преодолели нелёгкий путь и немного устали. Давайте смоем с себя усталость в струяхэтого водопада. Войдите в водопад, представьте, что вы стоите под струйками прохладной воды. Почувствуйте, как вода проходит сквозьвас и уносит с собой всё ненужное и плохое. Вы только посмотрите, звездочки разлетелись так далеко, что даже плавают в струйках водопада. Нужно их тоже собрать, пока их не унесло течением. А теперь давайте присядем и поговорим…

Кому из вас удалось представить настоящий водопад?

Смогли ли вы почувствовать воду?

Вам понравилось купаться в нашем водопаде?

Что вы чувствовали, когда купались?

IV . Заключительная часть.

- К сожалению, наше путешествие, заканчивается. Приходит время возвращаться домой на Землю. Там нас давно уже ждут наши друзья.

Становимся в круг, берёмся за руки. Поднимаем руки, делаем вдох(взлетаем), летим, держимся за руки, опускаем и делаем выдох. Приземлились!

Включается свет, выключается звездное небо и музыка.

Наше путешествие закончилось. Мы вернулись на свою планету Земля, в родную школу!

Вы только посмотрите, сколько друзей (гостей) пришло нас встречать. Мы вернулись с космического путешествия не с пустыми руками, а с подарками. Ребята давайте подарим нашим друзьям (гостям) волшебные звездочки, которые приносят удачу. (Дети дарят звездочки всем присутствующим гостям).

Педагог-психолог: Кончакова К.И.

Семененко Елена Юрьевна педагог-психолог МБОУ лицей №3 имени академика В.М. Глушкова город Шахты Ростовской области

Что нам дают занятия в сенсорной комнате

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. В последние годы существенно возрос интерес к здоровью специалистов различных областей. Интерес к нему связан с той ролью, которую оно играет в процессе формирования и развития личности а, следовательно, настоящего и будущего общества в целом. Особенно заставляет обратить на себя внимание здоровье будущего поколения. Обладая врожденной защитой, ребенок очень чутко реагирует на происходящие в обществе изменения в системе внутри семейных отношений и социально культурного общества, в которое он попадает в первые годы своей жизни. В связи с кризисным состоянием современного общества увеличивается число заболеваемости и инвалидности детей в ранние годы. Школьное детство – короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет огромное значение, т.к. развитие идет бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребенка. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества. При этом сокращение свободного времени родителей из-за дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости, что в свою очередь не позволяет им уделять необходимое внимание своему ребенку.

Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени находятся в лицее. Поэтому лицей может оказывать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребенка.

    Актуальность вышеизложенной проблемы здоровья детей и поиска системы методов предупреждения заболеваний и укрепления здоровья побудила нас использовать занятия в темной сенсорной комнате, которая у нас появилась в этом учебном году.

В ней было установлено следующее интерактивное оборудование:

    Панно «Звездное небо» — когда дети рассматривают ковер со звуками журчащей воды и пением птиц, происходит релаксационное воздействие; концентрируя внимание на изображение, слушая звуки природы – а это способствует развитию аудио – и визуальных представлений.

    Пуфики и кресла с гранулами – сидение напольное с пенополистирольными гранулами (поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела, а легкие гранулы оказывают мягкое, приятное воздействие и способствуют лучшему расслаблению за счет мягкого точечного массажа).

    «Детский уголок с пузырьковой колонной» это оборудование эффективно для стимуляции зрительных и тактильных ощущений (зеркало помогает визуально увеличить пространство), музыка и легкий свет оказывают терапевтическое воздействие – успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие.

    Стол для рисования песком – развитие моторики, воображения учащихся

    Сухой бассейн – возможность расслабления мышц спины, шеи, что очень важно для

В зависимости от целей и задач занятий с детьми в сенсорной комнате, я применяю дополнительное оборудование: различные игрушки и материалы. Например, мягкая игрушка несет успокаивающую, стабилизирующую функцию, а мягкую подушку в народе называют подружкой.

Необходимые материалы для занятий: бумага (А4), ватман, рулон обоев (по 2 метра), краски, кисти и цветные карандаши на каждого, мяч 2-х размеров, свечи, журналы с картинками, пластилин, персонажи кукольного театра.

Музыкальное обеспечение: записи с лирической, романтической, ритмической музыкой.

В сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. В этой комнате с помощью различного оборудования создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению тесного контакта между психологом и детьми. Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятная музыка – все это создает ощущение покоя и умиротворенности. В связи с этим возникла необходимость создания комплексных занятий, целью которых является создание условий для коррекции психо-эмоциональных проблем детей школьного возраста.

Структура занятий состоит из следующих этапов:

    Разогрев детей, то есть упражнения и игры, направленные на активизацию психических процессов, эмоционального и физического состояния детей.

    Создание проблемной ситуации по теме занятия посредством использования игрового или сюрпризного моментов, инсценировки, зачитывание художественных текстов или рассказывание сказки либо истории.

    Дискуссия по проблеме с индивидуальными высказываниями детей, где я являюсь организатором дискуссии и подвожу детей к необходимости обобщения сказанного, то есть к решению проблемы.

    Рисование по теме (с диагностической, профилактической или коррекционной целью).

    Игры, направленные на развитие общения, интеллекта и эмоциональной сферы детей; проигрывание значимых для детей ситуаций с их участием, с целью коррекции нарушений в сфере межличностных отношений; игры на формирование адекватной самооценки, на гармонизацию личности ребенка.

    Заключительная часть – расслабляющие упражнения.

Приведем пример занятия:

Занятие №1.

Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, коррекция страхов, тревожности, повышение самооценки, уверенности в себе.

Структура занятия.

Упражнение «Приветствие – Мое имя». (Дети сидят по кругу. По кругу передаю мяч.)

Инструкция. Ребята, когда окажется у вас в руках мяч, назовите свое имя (Я – Ваня), какой я? (Одним словом ответить на вопрос.)

Этюд «изобрази чувство». Упражнение «Чего я боюсь». (Рисование и уничтожение страха.)

Релаксационное упражнение (в сенсорной комнате с использованием панно «Живая вода»), свет приглушается, звучит музыка.

Рефлексия. Ритуал прощания (дети стоят по кругу).

Работа с рисунком на этих занятиях необходима, так как, особенность этой работы заключается в том, что ребенок после окончания рисования дает свой работе какое-то название и рассказывает о ней. И, конечно, рассказывает о своих чувствах (Как ты думаешь?, Чувствуешь? Можно ли что-то изменить в рисунке и как? Что можно сделать, чтобы рисунок стал добрее, лучше? Тебе нравится? Ты сделал, как хотел? Что получилось, а что – нет?). Я организую деятельность так, чтобы ребенок осознал проблему и нашел путь к позитивному изменению.

Занятия проводятся в темной сенсорной и светлой комнате индивидуально и с подгруппой (4-5 детей).

В конце всего цикла занятий проводится выставка некоторых детских работ, проводится итоговая диагностика с целью выявления изменений, происшедших у детей в ходе работы.

Занятия в сенсорной комнате необходимы детям чрезмерно утомляемым, эмоционально истощенным, непоседливым, вспыльчивым, замкнутым, с высоким уровнем тревожности, с нарушениями поведения, с задержками психического и речевого развития, а также страдающим психосоматическими заболеваниями.

Еще одно направление для занятий в сенсорной комнате – тревожность. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность. В психологии под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности. (Прихожан А.М.).

В сенсорной комнате работа проводится в следующем направлении:

    релаксационные упражнения для детей, которые снижают тревожное состояние, агрессивность, идет обучение саморегуляции;

    использование стимулирующих упражнений, направленных на активизацию и развитие у детей сенсорных функций: зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия;

    использование упражнений на развитие общения (это имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развитие его самооценки и становления как личности).

На занятиях, которые проходят с детьми в сенсорной комнате, используется арт-терапию. Арт-терапия – это ключик к детской душе, это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем. Еще К.Г. Юнг утверждал, что изобразительная деятельность является внутренней потребностью человека.

Известный арт-терапевт М.Наумбург отмечает, что наиболее важные мысли и переживания человека, прежде всего, проявляются в виде образов. Согласно многочисленным исследованиям отечественных педагогов и психологов детский рисунок является своеобразным аналогом речи. В частности, Л.С. Выготский называл детское рисование графической речью. Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.

Психокоррекционные сказки помогают мягко влиять на поведение ребенка.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческой способности расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. «Сказки обладают свойствами будить воображение, приоткрывать дверь в непознанное, украшать нашу жизнь и объединять людей с друг другом». Форма метафоры, в которых созданы сказки, истории, притчи наиболее доступна для восприятия ребенком. Это делает ее привлекательной для работы направленной на коррекцию. Кроме того, сказка, фантазия развивает личность, создает невидимый мост между ребенком и взрослым. «Мы можем почувствовать в сказках радость, одиночество, тревогу, беспокойство, уверенность, отчаяние, грусть, брошенность, сострадание, любовь, надежду, обиду и многие другие чувства». В сказках дети проецируют на героях свои реальные взаимоотношения, существующие в жизни, чувства, которые мы испытываем в связи с этим. Сказкой можно врачевать детские проблемы, строить мосты взаимопонимания.

Релаксационные упражнения проводятся на каждом занятии, они способствуют расслаблению мышц тела и ясности мышления, являются лучшим способом борьбы со стрессом, они помогают справиться со многими болезнями и сохранить здоровье, остроту и живость ума. Релаксация позволяет контролировать эмоции: подавлять грусть и смущение, делать чувственные удовольствия более острыми. Она несет мир, красоту и спокойствие. Если ребенок сосредотачивается на каких-либо предметах, он расслабляется и концентрирует внимание на объекте, звуках, запахах, тактильных ощущениях. Расслабление – это, по сути дела, физическое явление. Удобное сидение и спокойное эмоциональное состояние. Звуки спокойной музыки не вызывают неприятных ощущений. Вслушивание в звуки – самое простое упражнение, оно требует гораздо меньших затрат энергии даже чем дыхание. Дети стараются зафиксировать в сознании момент появления нового звука, наслаждаются особенностью звука. Много красивых вещей находится рядом с нами: цветущий куст, таинственные узоры звезд на ночном небе, яркая свеча, волшебные птицы, красивый водопад и т. Иногда глазные мышцы расслабляются настолько, что взгляд рассеивается и, при этом могут расслабиться и мышцы лица. Иногда мы фантазируем или придумываем различные ассоциативные связи. Например: бабушка и ее сад, где росли цветы, купание в реке или глядя на облака, в которых мы видим очертания животных.

Занятия в темной сенсорной комнате показывают, какой мощный лечебный, профилактический и коррекционный потенциал содержит ее оборудование.