Аудио быль "Пожар" из "Первой русской книги для чтения" Льва Николаевича Толстого. Можете читать брифли (краткое содержание), слушать онлайн или скачать бесплатно и без регистрации аудио быль "Пожар".
В жнитво мужики и бабы ушли в поле на работу. В деревне остались только старые да малые. В одной избе осталась бабушка и трое внучат: трехлетняя Маша, полуторагодовалый Кирюшка и восьмилетний Ваня. Бабушка истопила печь и легла на лавку отдохнуть, закрыла голову платком от мух и уснула. Тем временем Маша нагребла в черепок угольев из печки и подожгла в сенях снопы. Снопы загорелись. Перепуганная Маша с Кирюшкой вернулась в избу и спряталась под лавку. Ваня был на улице, увидел, что из сеней валит дым и побежал в избу. Тушить было поздно. Мальчик разбудил бабушку. Та спросонку забыла про детей, выскочила на улицу и побежала звать людей. Ваня отыскал Машу и Кирюшку под лавкой. Через дверь уже нельзя было уйти из горящей избы. Он поднял окно. Сначала в него вылезла Маша, потом он вытолкнул, упирающегося Кирюшку, и успел выскочить в окно сам.
Урок внеклассного чтения 2 класс.
Учитель - Кильдибекова И.И.
Тема: Л.Н.Толстой «Пожар».
Цели: Образовательная - продолжить знакомство с литературными жанрами на основе произведения Л.Н.Толстого «Пожар»; повторить произведения известных авторов про пожар; учить выборочному чтению.
Развивающая - развивать устную речь, учить рассуждать,
развивать мышление через анализ поступков героев, умение сравнивать, делать выводы; расширять кругозор учащихся через использование дополнительной информации и литературы, интерес к литературе.
Воспитывающая –аккуратное обращение с огнём, доброжелательное отношение друг к другу, культуру речи.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок
Начинается урок.
Постарайтесь всё понять
Много нового узнать.
2.Актуализация знаний.
Ребята, отгадайте загадку.
Бежит- сверкает, мерцает, переливается,
А заденешь - жжет, кусается? (Огонь).
Ребята, а вы знаете,как появился огонь на Земле?
А хотите узнать? Об этом нам расскажет Егор (огонь из молнии, как люди поддерживали огонь, священность огня).Рисунок огня на доску.
Есть ещё легенда о появлении огня на земле. С ней вы можете познакомиться в данной книге «Мифы Птолемей», которую можно взять в школьной библиотеке.
Ребята, а кто из вас знает, как можно получить огонь?
(при трении, при ударе камень о камень)
С давних времен люди учились добывать огонь, считали его священным, но зачем он так был нужен людям?
Какую пользу приносит огонь? (ответы детей)
На доску вывешиваются слова: - обогревает
Освещает
Приготовление пищи
Молодцы, ребята.
А только ли пользу приносит огонь? (нет)
А о том, какой вред может нанести огонь,вы вспомните сами из известных вам произведений.
Работа в группах.
Каждая группа получает своё задание (отрывок из стихотворения).
С.Я.Маршак. «Пожар».
Приоткрыла дверцу Лена-
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам.
С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
Много столпилось людей на панели.
Люди в тревоге под крышу смотрели:
Там из окошка
Сквозь огненный дым
Руки ребёнок
Протягивал к ним.
К.И.Чуковский «Путаница».
А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
«Эй, пожарные, бегите!!
Помогите, помогите!»
Спасибо! Молодцы!
Что общего, во всех трёх произведениях? (тема пожара)
В каком произведении, прочитанном вами дома, встретилось
Слово ПОЖАР?
Кто написал это произведение?(Л.Н.Толстой).
К какому жанру относится это произведение? (Стих-е, рассказ, басня, былина), (рассказ, он повествует о событии, которое произошло).
3.Сообщение темы и цели урока.
Ребята, посмотрите на доску и скажите, о чем пойдёт речь на уроке? (Мы будем работать над произведением Л.Н.Толстого «Пожар» и узнаем, всегда ли огонь нам друг).
4. Физ. Минутка. Зарядка для глаз. Под музыку.
5.Словарная работа.
Глазки открываем. - Что изменилось? (появились слова на доске).
Чем мы сейчас будем заниматься и зачем это нужно?
(разберём непонятные, сложные слова)
ЖИТВО
СЕНИ
СВЯСЛА
СНОПЫ
ОШАЛЕЛА
Как и где можно узнать значение данных слов?
Кто сможет объяснить значение данных слов?
(показать снопы, по Толковому словарю Ожегова находим значение слова ошалела-потеряла соображение от испуга, сильного удивления)
6.Проверка усвоения прочитанного.
Дома вы ознакомились с содержанием текста. – Понравился ли вам этот рассказ?
Почему этот рассказ называется «Пожар»?
Кто является главными героями этого произведения?
Какова главная мысль этого рассказа?
Что такое ПОЖАР? (это беда, гибель природы, людей)
В словаре даётся такое объяснение данного слова –непреднамеренное возгорание предметов по неосторожности, из-за небрежного обращения с огнём.
А что же случилось в рассказе?
А кто в этом виноват?
Как звали эту девочку?
7.Работа над содержанием текста. Выборочное чтение.
Найдите в тексте ответ и зачитайте.
Почему Маша этим занялась?
(ей было скучно, интересно, любопытно) за чтение ставится оценка.
Как повели себя дети, когда начался пожар? Зачитать. Оценка.
В чём была ошибка детей?
(разбудить бабушку и выбежать из дома)
Давайте найдём отрывок, в котором рассказывается о героическом поступке старшего брата Вани. Зачитать. Оценка.
8. Итог урока.
Все рассказы Л.Н.Толстого обязательно чему-то нас учат. Чему же научил этот рассказ?
Какой вывод для себя сделали вы?Ответы ребят.
Когда огонь может стать не другом, а врагом и от кого это зависит?
А знаете ли вы по какому номеру нужно позвонить в такой ситуации?
Кто придёт нам на помощь?
Картинка пожарника телефон 01
Почему нам приходится обращаться к людям данной профессии,
вы сейчас увидите.
ИНСЦЕНИРОВКА (два ученика)
Д.-Чем бы нам заняться? М.- Что бы такого сделать?
Ой, я, кажется, придумал!
(достаёт из кармана спички, пытается зажечь)
Давай мы с тобой костёрчик разведём.
Д.- Вот здорово! Давай! Загорится огонёк, огонёк!
Появляется взрослый.
Взр.- Ой, что это вы делаете?
Ну что вы кричите, пожар что ли?
Взр. – Не останови я вас вовремя – пожара не миновать!
Ой-ой-ой! Из-за какой-то малюсенькой спички пожар? Ну, вы насмешили!
Взр. – Да! – Правда, ребята!?Мы то знаем, что спички - это не игрушка. Когда мы небрежны с огнём, он становится нашим врагом!Хоровое чтение последней фразы.
Большое спасибо нашим артистам.Оценивание.
Рефлексия. Продолжи предложение –
Я узнал…..
Японял….
Я задумался…
Мне понравилось….
Мне захотелось….
На следующем уроке мы продолжим изучение творчества Л.Н.Толстого и поговорим о пьесе «Любите обижающих вас».
Вас заинтересовало название? А хотите узнать о чём эта пьеса?
Чем пьеса отличается от других литер жанров?
9. Д. З. с.72-74 чит. Выписать и найти объяснение сложным словам. Подобрать пословицы.
ывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; её звали Боб.
Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали её — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть ещё что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.
В жнитво мужики и бабы ушли на работу. В деревне остались только старые да малые. В одной избе оставались бабушка и трое внучат. Бабушка истопила печку и легла отдохнуть. На нее садились мухи и кусали ее. Она закрыла голову полотенцем и заснула. Одна из внучек, Маша (ей было три года), открыла печку, нагребла угольев в черепок и пошла в сени. А в сенях лежали снопы. Бабы приготовили эти снопы на свясла . Маша принесла уголья, положила под снопы и стала дуть. Когда солома стала загораться, она обрадовалась, пошла в избу и привела за руку брата, Кирюшку (ему было полтора года, и он только что выучился ходить), и сказала: «Глянь, Килюска, какую я печку вздула». Снопы уже горели и трещали. Когда застлало сени дымом, Маша испугалась и побежала назад в избу. Кирюшка упал на пороге, расшиб нос и заплакал; Маша втащила его в избу, и они оба спрятались под лавку. Бабушка ничего не слыхала и спала. Старший мальчик, Ваня (ему было восемь лет), был на улице. Когда он увидал, что из сеней валит дым, он вбежал в дверь, сквозь дым проскочил в избу и стал будить бабушку; но бабушка спросонков ошалела и забыла про детей, выскочила и побежала по дворам за народом. Маша тем временем сидела под лавкой и молчала; только маленький мальчик кричал, потому что больно разбил себе нос. Ваня услыхал его крик, поглядел под лавку и закричал Маше: «Беги, сгоришь!» Маша побежала в сени, но от дыма и от огня нельзя было пройти. Она вернулась назад. Тогда Ваня поднял окно и велел ей лезть. Когда она пролезла, Ваня схватил брата и потащил его. Но мальчик был тяжел и не давался брату. Он плакал и толкал Ваню. Ваня два раза упал, пока дотащил его к окну, дверь в избе уже загорелась. Ваня просунул мальчикову голову в окно и хотел протолкнуть его; но мальчик (он очень испугался) ухватился ручонками и не пускал их. Тогда Ваня закричал Маше: «Тащи его за голову!» – а сам толкал сзади. И так они вытащили его в окно на улицу и сами выскочили.
В статье изложено содержание и сделан анализ рассказа Л. Н. Толстого "Пожарные собаки".
Л. Н. Толстой родился в далеком 1828 году. Его родители принадлежали к знатному роду, владели усадьбой "Ясная поляна" в Тульской области (тогда - губернии). Они рано ушли из жизни, оставив сына на попечение родственников.
Опекуны хорошо заботились о мальчике, дали ему блестящее образование. После окончания Казанского университета Лев поступил служить в армию и уехал на Кавказ. Именно здесь он начал писать. Его первое произведение - "Детство". Всего Толстой написал более 170 книг.
Русский автор Лев Толстой известен практически каждому соотечественнику по таким произведениям, как "Анна Каренина" или "Война и мир". Но он много писал и для детей (у самого писателя было 13 отпрысков, 5 из них умерли в младенческом возрасте). Самые известные детские рассказы Толстого:
Интересен и поучителен детский рассказ "Пожарные собаки". Анализ произведения дан в статье.
Толстой Л. Н. умер в 1910 году, но память о нем и любовь к его творчеству будут жить всегда.
Рассказ "Пожарные собаки" начинается с объяснения, что во время пожара маленькие дети пугаются, прячутся и сидят тихо. В дыму и копоти спасатели не всегда могут их увидеть, на оклики они не отзываются. Что делать, как спасать малышей из огня? В Лондоне специально для таких целей начали обучать собак, которые с помощью нюха находили детей и выносили их из огня. Четвероногих друзей так и называли - пожарные собаки. Один героический пес по кличке Боб вынес из огня 12 детей.
Далее рассказывается, как однажды Боб во время пожара вынес из дома 2-летнюю девочку. Пожарные, убедившись, что собака цела, хотели увести ее, поскольку мама девчушки говорила, что в доме больше нет детей, но Боб рвался в огонь. Его отпустили, и он бесстрашно вбежал в горящий дом, а через минуту вернулся назад, неся что-то в зубах. Неужели еще ребенок? Когда собака подбежала ближе, все увидели, что она спасла от пожара большую куклу! Пожарные рассмеялись.
Анализируя рассказ "Пожарные собаки" (Толстой - автор этого произведения), необходимо указать на храбрость пса, его сообразительность и самоотверженность во время спасения детей из огня. Этим примером автор хочет показать, как тесно связан мир людей и животных, пытается внушить читателю мысль, что в трудную минуту наши братья меньшие способны спасти от беды, поэтому нужно беречь их и защищать. Намного позже другой герой, - Маленький принц, - скажет: "Мы в ответе за тех, кого приручили". Пожарные в детской книжке так и поступали: они внимательно осмотрели Боба после того, как он выбежал из горящего дома, чтобы убедиться, что пес цел и невредим. Такая забота о доблестном четвероногом друге достойна уважения.
Такой урок проводится в 3-4 классе. Его задачами можно назвать следующие:
Ориентировочный план действий:
Для закрепления материала можно предложить ребятам дома нарисовать рисунок к рассказу Толстого "Пожарные собаки" и принести его в класс, чтобы учитель мог организовать мини-выставку творческих работ.