Когда наурыз в году. Невруз байрамы или праздник навруз в турции. Праздничный стол на Навруз

05.02.2024

Праздник Навруз на Востоке отмечается 21 марта - в день весеннего равноденствия , когда Природа естественным образом просыпается, когда день равен ночи и с каждым последующим вращением отвоевывает у нее несколько минут в пользу света, когда начинается новый виток обновления и наступает Новый солнечный год. Природе не надо что-то специально выдумывать, у нее все «праздники» располагаются по особым точкам Годового круга - точкам Силы, когда Солнце, Луна и вся Природа имеют особые качества. В день весеннего равноденствия рождается новое Солнце и просыпается Земля (недаром день Земли отмечается именно 21 марта).

Логично, что во многих культурах мира отмечать праздник Солнца , тепла, света и обновления было принято именно в день весеннего равноденствия по астрономическому солнечному календарю . Например, 21 марта в Древней языческой Руси было принято приветствовать Новое солнце (читай Новую жизнь, Новый год ) его уменьшенной копией: желтым, круглым и горячим блином! Сейчас праздник Масленицы остался, но под влиянием христианства сдвинулся по времени и превратился в «проводы зимы», хотя прежде был полноценным праздником Нового года.

Зато иранские и тюркские народы, несмотря на господство Ислама, сумели отстоять свой доисламский праздник весны и Нового года - Навруз (от перс. «новый день»). Истоки праздника Навруз уходят своими корнями в дописьменную эпоху истории человечества, когда у земледельцев только начал зарождаться культ Солнца . Официальный статус религиозного праздника зороастризма Навруз приобрел в Ахеменидской Империи примерно в 648-330 гг. до н. э.

В настоящее время Навруз широко празднуется как начало Нового года в Иране и Афганистане, как государственный праздник - в Таджикистане, Узбекистане, Киргизии, Казахстане, Туркменистане, Азербайджане, Албании, Иракском Курдистане, Индии, Македонии, Турции; а также на юге России: в Татарстане, Башкортостане.
Традиции празднования Навруза практически не изменились за всю его многовековую историю. К празднику тщательно готовятся заранее: устраивают генеральную уборку в домах, дворах и улицах, обязательно стирают всю имеющуюся одежду, рассчитываются с долгами. Накануне праздника до восхода Солнца необходимо завершить все подготовительные хлопоты: приготовление праздничных блюд , уборку жилья и украшение комнат цветущими ветками деревьев.

Самый главный день праздника - первый, 21 марта. В этот день принято накрывать праздничный стол и угощать всех знакомых, соседей и каждого встречного «новогодними» яствами, главные из которых - халиса и сумаляк (они готовятся только раз в году - на Навруз). Халиса готовится из семи видов злаков с добавлением мяса, причем все разваривается до состояния однородной массы. А сумаляк приготавливается из проросшего зерна пшеницы с добавлением муки и сахара. Начинают готовить эти сложные блюда накануне праздника. Все женщины большой семьи, общины (в современных условиях многоэтажек - соседки) собираются у больших котлов и всю ночь по очереди помешивают блюдо, чтобы оно не подгорело на дровяном огне. Часто на дно котла кладут горсть небольших камней, не в качестве приправы, разумеется, а чтобы при помешивании лучше перемалывалось и не подгорало густое ритуальное блюдо . Считается, что если кому-то случайно попадет «счастливый» камешек, то его обязательно ждет удача в Новом году. Чтобы долгий и трудоемкий процесс у костра не превратился в утомительную обязанность, его сопровождают музыкой, песнями и танцами, начиная тем самым веселую встречу Нового дня. А утром каждая женщина отнесет домой свою долю от общего котла.

Традиционным ритуалом в Навруз является составление хафт сина . На столе должны быть семь (хафт) продуктов, названия которых начинаются с буквы «син» персидского алфавита: семена руты - сипанд, яблоко - себ, черные косточки - сиахдане, дикая маслина - санджид, уксус - сирке, чеснок - сир и проросшее зерно - сабзи.

В Навруз праздничный стол обязательно должны украшать блюда, символизирующие возрождение и новую жизнь: проросшие зерна пшеницы , отварные яйца, бокал воды с живой рыбкой. Кроме того, на стол непременно подаются плов, шурпа, вареная баранина и кок-самса (пирожки с начинкой из молодой зелени). И вообще, чем больше разнообразных блюд и сладостей будет на праздничном дастархане , тем благополучнее и урожайнее будет грядущий год.

В последующие тринадцать праздничных дней принято ходить друг к другу в гости, навещать пожилых соседей и родственников, устраивать веселые народные гулянья , праздничные базары и спортивные состязания , а также сажать саженцы молодых деревьев и начинать полевые работы. Первую борозду в Новом году, следуя старинному обряду , проводит старейший и самый уважаемый член общины. Обязательно в эти дни следует получить благословение старших, родителей, наставников. Считается, что как человек проведет дни празднования Навруза, так он проведет и весь следующий год. Кроме того, народ помнит еще одну древнюю легенду : в дни Навруза на землю спускаются ангелы, которые приносят людям добро и благоденствие, но заходят они лишь в тот дом, где царит мир и согласие. Именно поэтому люди стараются простить друг другу долги, забывают о вражде и обидах. Как гласит народное предание, очень важно, кто будет первым гостем в доме: в первый день Нового года все непременно ждут доброго и честного человека, приносящего добрую весть и удачу.

И не до конца понятно: Навруз ли так действует, или Солнце, наконец, вступает в свои права, но в эти дни люди действительно становятся добрее и светлее, каждая душа рвется к своим истинным корням, на природу, радуется каждой зеленой травинке и вылезшей букашке, одним словом - всей душой любит жизнь и свою, и ту Новую, что распускается вокруг.
Разве это не волшебство ?..

Праздник Наурыз - один из самых древних праздников на Земле. Он отмечается уже более пяти тысяч лет как праздник весны и обновления природы многими народами не только Азии, но и Европы, а по некоторым данным - и у восточных славян. Исторические сведения об этом празднике встречаются в трудах многих античных и средневековых авторов. Из поколения в поколение передавали традиции празднования Наурыза казахи, таджики, узбеки, уйгуры. Таджики называли его «Гульгардон» или «Гульнавруз», татары – «Нардуган», а древним грекам он был известен как «Патрих». Сама по себе форма празднования с глубокой древности несла в себе принципы любви к природе. Несмотря на давность, этот праздник сохранился в народной памяти, и в настоящее время приобрел новый духовно-этический смысл.
«Наурыз» означает «рождение весны». Считается, что щедрое празднование праздника Наурыз принесет в дом изобилие и успех на целый год. Эти убеждения объясняют изобилие праздничных ритуалов и обычаев.
С приходом праздника люди одеваются в праздничные одежды, приходят друг к другу в гости, обмениваются поздравлениями и пожеланиями благополучия в наступающем году. Празднования сопровождаются повсеместным весельем, играми, лошадиными скачками и другими увеселениями. Главным ритуальным блюдом этого праздника является наурыз-коже, который должен состоять из 7 ингредиентов, символизирующих 7 элементов жизни: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки (рис, кукуруза или пшеница) и молоко. Эти ингредиенты символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественную защиту.
Безусловно, современные очертания праздника существенно отличаются от их прежнего содержания. Это не только театрализованные представления и богато убранные юрты, вкусно приготовленный наурыз-коже, но и проведение благотворительных акций, народно-спортивных игр, уход за зелеными насаждениями, посадка деревьев, очистка парковых и других зон отдыха, улиц и площадей.
В Саратовской области «Наурыз» традиционно празднуется широко. Свои праздники «Наурыз» проводят национально-культурные объединения, в муниципальных районах области проводятся районные праздники, и, обязательно, - областной праздник.
Доброй традицией, укрепляющей наши экономические и гуманитарные связи, стала практика обмена казахстанскими и саратовскими делегациями для участия в праздновании «Наурыза». Приграничные районы Саратовской области обмениваются делегациями с приграничными районами Республики Казахстан, участвуют в праздничных церемониях друг друга.
Традиционно в праздновании главного «Наурыза» области участвуют члены Правительства области, делегации муниципальных районов области, национально-культурных объединений области (Саратовской областной казахской национально-культурной автономии, Саратовской региональной общественной организации «Азербайджанское общество «Ватан», Саратовской региональной общественной организации «Узбекский культурный центр «Согдиана») и другие. Приедут в этот раз и почетные гости: первый заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей Павел Семёнов, Чрезвычайный и полномочный Посол Азербайджанской Республики в Российской Федерации Полад Бюльбюль оглы, Консул Республики Казахстан Асхат Сыздыков, Президент Федеральной национально-культурной автономии казахов России Токтарбай Дусенбаев.
Областной «Наурыз» ежегодно меняет свой адрес – он проходит в том муниципальном образовании, представители которого выиграли прошлогоднее состязание и получили флаг праздника «Наурыз». Подобные праздники уже проходили в Марксовском, Озинском, Новоузенском, Краснокутском и др. муниципальных районах области. В 2015 г. празднование Наурыза проводилось в Дергачевском муниципальном районе.
Еще одной новинкой празднования «Наурыза» в 2016 году станет международный конкурс национального костюма, творчества и красоты «Мисс Наурыз мира 2016», в котором примут участие более 40 конкурсанток из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Также состоится и уже ставшим традиционным конкурс национальной красоты «Мисс Наурыз Саратовской области». Незабываемое зрелище: каждая участница, среди которых есть представительницы 12 стран мира, пройдет по красной дорожке в сопровождении девочки – «маленькой мисс», а в конце состоится торжественная церемония награждения, где без внимания не останется ни одна из красавиц.
Кроме этого в программе Всероссийского национального праздника «Наурыз-2016» будет представлена масштабная концертная программа, конкурс юрт и национальной кухни, спортивные соревнования по футболу, борьбе на поясах, гиревому спорту, армрестлингу, выставка мастеров декоративного и прикладного творчества, импровизированная «Национальная деревня», а также областная ярмарка товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, предприятий перерабатывающей и пищевой промышленности Саратовской области.
Так, в конкурсе юрт будет представлено до десяти различных шатров (юрт), а самый изысканный вкс смогут удовлетворить более тридцати национальных кухонь – организаторы совместно с местными жителями сделают всё, чтобы этот праздник остался в сердцах каждого, посетившего в этот день Александров Гай. В спортивных соревнованиях примут участие около ста спорсменов, в том числе и футболисты: в рамках национального праздника «Наурыз 2016» будет сыгран футбольный матч между местной командой и гостями из Западно-Казахстанской области.
В течение всего дня для участников и гостей праздника будет идти концертная программа со множеством песен, танцев и конкурсов: более пятисот артистов из России, а также более ста – из Казахстана – не оставят равнодушным никого и сделают «Наурыз» незабываемым и неповторимым по зрелищности и количеству талантов.

Постановление Президента Республики Узбекистан

Праздник Навруз, испокон веков воплощающий в себе благородные ценности и прекрасные традиции нашего народа, его добрые помыслы и устремления, являющийся бесценным наследием наших предков, в годы независимости стал поистине всенародным праздником, наступление которого с нетерпением ожидают все наши соотечественники, независимо от их национальности, языка и религии.

Учитывая растущие роль и значение Навруза, символизирующего начало нового года по восточному календарю, пробуждение природы, гармонию человека и окружающего мира, подлинно национального, самого любимого народом праздника, в дальнейшем укреплении в нашем обществе атмосферы доброты и взаимопонимания, гуманизма, великодушия и созидания, воспитании молодого поколения в духе национальных и общечеловеческих ценностей, в целях его проведения на высоком уровне:

1. Утвердить состав организационного комитета по подготовке и проведению всенародного праздника Навруз в 2016 году согласно приложению.

Организационному комитету в десятидневный срок разработать план организационно-практических, культурно-просветительских мероприятий, направленных на проведение праздника Навруз в нашей столице – городе Ташкенте, в Республике Каракалпакстан и областных центрах, во всех городах, районах и селах как всенародного сайиля.

2. При подготовке плана мероприятий обратить особое внимание на:

организацию духовно-просветительских мероприятий, способствующих глубокому осознанию того, что в дни Навруза человек еще полнее ощущает свою неразрывную связь с природой, родной землей, еще больше ценит ее щедрые дары и проникается чувством благодарности за нынешние мирные дни;

широкое освещение в ходе мероприятий во всех городах и селах, в средствах массовой информации истории праздника Навруз, сути и значения связанных с ним ценностей, обычаев и традиций;

проведение пронизанных духом и философией Навруза – идеями добра и милосердия, дружбы и согласия – благотворительных мероприятий, направленных на проявление всестороннего внимания и заботы о представителях старшего поколения, оказание бескорыстной помощи всем нуждающимся в поддержке людям;

организацию в дни Навруза, который является символом начала нового сезона в земледелии, обновления жизни – в махаллях, городах и селах хашаров, широкомасштабной работы по благоустройству и озеленению;

привлечение к подготовке праздничных программ в Республике Каракалпакстан, областных центрах и городе Ташкенте фольклорных групп, коллективов художественной самодеятельности, семейных ансамблей, народных сказителей – бахши, а также профессиональных артистов и талантливых эстрадных исполнителей на конкурсной основе;

включение в праздничные программы лучших образцов фольклорного искусства, классических мелодий и песен, лапаров, воспевающих древние обычаи и традиции, благородные человеческие чувства и качества.

3. Установить, что проведение праздничных мероприятий финансируется:

в Республике Каракалпакстан и областях – за счет средств местных бюджетов, а также спонсорских организаций;

в городе Ташкенте – за счет средств республиканского бюджета и местного бюджета города Ташкента в равных долях.

4. Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, информационному агентству “Жахон” и другим средствам массовой информации рекомендовать широко освещать ход подготовки и проведения всенародного праздника Навруз.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева.

Президент Республики Узбекистан И.Каримов

Город Ташкент,

Навруз - праздник весеннего равноденствия и начала нового сельскохозяйственного года у персоязычных и некоторых тюркоязычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии, Ирана, а также среди башкир и татар. Навруз в переводе с фарси означает "новый день". Его написание и произношение могут различаться в разных странах ‑ Новруз, Навруз, Нуруз, Невруз, Наурыз, Нооруз и др. Он отмечается в день весеннего равноденствия - 21 марта. Навруз символизирует обновление природы и человека, очищение душ и начало новой жизни.

В сентябре 2009 г. Навруз был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО , а в конце февраля 2010 г. 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 21 марта "Международным днем Навруза".

Праздник Навруз является одним из самых древних на Земле. Он был известен еще с дозороастрийских времен, его отмечали еще до VII века до н.э. В государстве Ахеменидов (VI-IV века до н.э.) и Сасанидов (III‑VII века н.э.) Навруз считался главным праздником. Древнегреческий историк Страбон писал об этом празднике: "В самые древние, давние времена и по сегодняшние жители Междуречья (Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи) собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь".

Считается, что происхождение праздника - древнеиранское , связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры (вариант написания - Зороастр, Зардушт).

По преданию, в этот день произошло много легендарных событий : "Заратуштра был избран богом, чтобы принести людям счастье", мифический царь Тахмурас "отправил в темницу злых дивов и безжалостных людей", а "Гоштосп, царевна Каетун и Джомосп приняли веру Маздаясна", т.е. зороастризм, и т.д. Зарождение Навруза также связывают с мифическим царем Джамшидом, на которого в этот день упали лучи солнца.

Старейший источник, где упомянуто празднование Навруза - это священная книга зороастризма "Авеста". Согласно учению Авесты, люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась "в шести видах" (небо, вода, земля, растения, животные и человек).

Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. Согласно ему, год начинался весной 20 или 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда день уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права. Наступает пора новой полевой страды, время забот и надежд земледельца.

Этим Навруз отличается от мусульманского Нового года, так как в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл. Так как год по солнечному календарю содержит 365 (366) дней, а лунный - 354 (355) дней, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 11 дней вперед.

Мусульманский лунный год начинается с месяца Мухаррам, то есть новый год наступает 1‑го числа месяца Мухаррам , который является первым месяцем мусульманского календаря.

Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время - на зимние.

В древние времена дата наступления Навруза определялась астрологами. Сейчас же их сменили астрономы, которые вычисляют дату прихода Навруза с точностью до минуты. В 2011 г. День весеннего равноденствия, т.е. когда Солнце пересечет небесный экватор и перейдет из южного полушария в северное, наступит 21 марта в 02.21 мск.

По старым тюркским легендам, этот день был днем, когда тюркский народ спасся из окружения . Иными словами, в этот день тюрки вышли из Эргенекона (территория, окруженная горами). Поэтому Навруз был принят тюрками, как начало Нового года и отмечается до настоящего времени.

Уходя своими корнями в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии, праздник не только пережил арабское завоевание, но и стал неотъемлемой частью культуры многих народов, исповедующих ислам. В СНГ его справляют как национальный татары, казахи, башкиры, киргизы, таджики, узбеки и многие другие народы.

В ряде стран Навруз объявлен государственным праздником , а 21 марта - выходным днем.

Значимость этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество обычаев и обрядов, связанных с магией, культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и воскрешающуюся природу.

Задолго до праздника, примерно за две недели, на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достичь 5-7 см и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. Но на этом приготовления не заканчиваются. Ближе к празднику зерно проращивается еще раз - чтобы стать основой для праздничного блюда.

Перед Наврузом нужно покаяться в грехах , примириться с недругами, простить долги. В дни Навруза добрые ангелы-фаришта приносят изобилие и благоденствие тем, у кого чисты помыслы, кто светел душой, у кого убрано в доме, потому что люди верили - чистота пространства вокруг человека отражает ясность его внутреннего состояния. Кроме того, к злопамятным и вредным грязнулям добрые ангелы даже заглядывать не станут.

Поэтому перед Наврузом хозяева стараются привести в порядок дом, побелить и подремонтировать его. Также перед праздником украшают дома, убирают мусор на улице.

Обязательно стирается одежда, особенно детская - ведь дети считаются больше всех подвержены сглазу, а вода все должна смыть. Еще до ислама неделя перед Наврузом считалась посвященной душам предков. Предков поминали, делая им подношения и прося у них помощи в будущем году, защиты от бед.

Наступлению Нового года предшествуют символические обряды очищения . В "среду радости" (последнюю среду перед Наврузом) на улицах городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров. В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов.

Навруз - это время гаданий . Особенно увлекаются этим заневестившиеся девушки, которые в этот вечер бросают через голову ботинок и по направлению его носка определяют - останутся они в родительском доме еще на год или переедут в дом суженого.

Кроме того, в праздничный вечер с наступлением Навруза принято подслушивать разговоры соседей через окна или двери, и в зависимости от услышанного приятного или неприятного разговора определять, насколько удачен или неудачен будет наступающий год как для подслушивающих, так и для хозяев.

Сам праздник начинается затемно, когда, надев новые одежды, вся семья собирается за столом, на который ставят новую посуду. Стол на Навруз накрывают особый и называют его "хафт-син". Обязательно на столе должны быть семь (хафт) продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы "син": семена руты - сипанд, яблоко - себ, черные косточки - сиахдане, дикая маслина - санджид, уксус - сирке, чеснок - сир и проросшее зерно - сабзи.

Возможен другой набор семи предметов, например, в Иране в него входят секке - монета; серке - уксус; сир - чеснок; сумах - специя; саману (у других народов сумалак) - блюдо, для приготовления которого используется зерна проросшей пшеницы; санджед - ягода лоха; сабзе - зелень, пророщенные в воде семена льна и злаковых, символизирующие оживление природы.

Магические семь предметов и продуктов на столе становятся символическим даром Солнцу, которое, принимая этот дар, должно позаботиться о богатом урожае.

Кроме того, на столе ставится зеркало и зажигают по числу членов семьи свечи, которые нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Обязательно большой праздничный хлеб или лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух, молоко, простокваша, сыр, крашеные яйца. В древности каждая из составляющих имела особое значение для урожая будущего года, для судеб членов семьи. Сейчас эта символика утеряна, но традиция осталась.

Готовится плов . Ведь в Центральной Азии ни один праздник не обходится без него. Но главными на столе будут гуджа (у некоторых народов халим или халиса) и сумалак (сумаляк, саману). Процесс приготовления этих блюд длительный и трудоемкий. Начинают их готовить с вечера и уходит на это вся ночь, предшествующая Наврузу. Приготовлением сумалака занимаются только женщины, а гуджи или халима (халиса) - мужчины. Гуджа готовится из семи видов злаков с добавлением мяса, причем все разваривается до состояния однородной массы. Халим (халиса) представляет собой кашу из пшеницы и мяса, у некоторых народов с добавлением гороха и овощей. А сумалак - это халва, приготовленная из проросших ростков пшеницы, которые перемалываются, а затем варятся в котле на хлопковом масле (у некоторых народов на воде) с добавлением муки. Эти блюда очень полезны для здоровья, поскольку богаты витаминами и аминокислотами.

Для приготовления сумалака у огромных котлов собираются все женщины в большой семье , а в городах - соседки, по очереди беспрерывно помешивая в них, чтобы блюдо не пригорело. Ночь превращается в женские посиделки с разговорами, песнями и даже танцами. Главное чтобы не пригорело. Утром сумалак раздают всем, кто участвовал в приготовлении блюда или внес свою долю продуктов. В свою очередь, эти люди угощают им своих родственников и знакомых, разнося его в пиалах по домам.

После охлаждения блюдо подается к столу. При этом считается, что по изображению, которое проявится на поверхности сумалака, определяют, что сулит новый год , а само блюдо наделяет людей физическими и духовными силами.

Пришедшим на праздник гостям хозяин протягивает блюдо с едва проросшим зерном, поедание которого символизирует приобщение к возрождению всего живого.

Праздничный ритуал не ограничивается сладким, добрым застольем. В этот день дети ходят по домам и поют песни про Навруз, а их одаривают сладостями. На улицах выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни, шутки. До позднего вечера продолжается веселье и смех, а утром праздник продолжается, хотя уже и не с той пышностью, а просто в домашнем кругу.

В древние времена Навруз праздновали 13 дней. В конце торжеств люди выходили в поле, где и встречали Новый год. Такова была примета. Считалось, что вышедшему в эти дни в поле насладиться природой, в течение всего предстоящего года будут сопутствовать счастье и благополучие.

Эта традиция сохранилась в Иране , где празднование Навруза длится обычно в течение 13 дней, из которых первые 5 дней посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахрйаран Навруз (шахский Навруз), а тринадцатый день как Сизда‑бедар ("Тринадцатое вне дома").

Люди вместе со своими родственниками проводят 13-й день весны на лоне природы, как бы примиряясь с природой. Считалось, что вышедшему в эти дни в поле насладиться природой в течение всего предстоящего года будут сопутствовать счастье и благополучие. И таким образом связанные с наступлением Нового года празднества заканчиваются посещением вечно живой природы и размышлением о знамениях сотворения.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Мусульманский праздник Навруз отмечается уже почти 5000 лет, то есть это один из самых древних праздников, которые знает человечество. В переводе с персидского языка (фарси) слово Навруз означает «новый день». Действительно, этот праздник символизирует собой новый этап в годовом цикле: на смену зиме приходит весна, природа оживает, наступает время земледельческих работ. Собственно говоря, Навруз можно считать аналогом Масленицы, который также знаменует собой приход весны.

Существует легенда, что праздник связан с именем легендарного персидского шаха Джамшида. Говорили, что шах обладал таинственным кубком, который содержал в себе эликсир жизни. Многие исследователи не сомневаются, что позднее кубок шаха Джамшида вошел в историю как чаша Грааля. В день весеннего равноденствия (21 марта) эликсир жизни мог приобретать особенную силу благодаря магическим обрядам и ритуалам. Именно так и появился праздник Навруз: его главной целью было подарить шаху еще большее могущество и власть над этим миром, а людям - благополучие и достаток на весь год.

Подготовка к Наврузу

Навруз отмечается 21 марта очень пышно и весело. За две недели до праздника высеивают на больших блюдах пшеницу и чечевицу. К празднику должны появиться зеленые ростки, символизирующие собой начало нового годового цикла. Эти ростки становятся главным украшением праздничного стола. За неделю до праздника тщательно убирают свои дома, выбрасывая все ненужные и старые вещи, даже делают небольшой ремонт: чистота на Навруз должна быть безукоризненной. Также в предпраздничную неделю поминают усопших предков, ходят на кладбище, приносят им подношения (пшеничные лепешки) и просят о защите своего дома и своей семьи. Важная часть подготовки к празднику - стирка. Всю одежду надо хорошо постирать, смыв с нее плохую энергетику. Считалось, что плохо выстиранная на Навруз одежда принесет в дом болезни и несчастья.

Праздничный стол на Навруз

Праздничный стол на Навруз должен быть очень щедрым и богатым. За неделю до праздника пшеница проращивается еще раз, из нее выпекается праздничный хлеб или лепешки. На столе должно присутствовать 7 продуктов, названия которые начинаются в арабском языке на «син» (яблоки, семена руты, чеснок, уксус, проросшее зерно, дикие маслины и черные косточки маслин). Буква «син» в арабском языке - это символ высшей силы и божественного покровительства. Поэтому именно эти продукты занимают почетное место на столе. А главными блюдами праздничной трапезы на Навруз являются гуджа (разваренные злаки с мясом) и сумалак (халва). Конечно же, на столе должно быть и много других яств: традиционный плов, сыр, рыба и... крашеные яйца. Как вы видите, традиции, и обычаи народов разных вероисповеданий очень часто пересекаются.

Гадания на Навруз

Навруз - лучшее время для гаданий на замужество. Девушка должна бросить через голову ботинок: если он упадет носком от нее - выйти ей замуж, если повернется носком к ней - свадьбу пока планировать не стоит. Также в праздничный вечер можно как бы ненароком подслушивать разговоры соседей: если беседа будет приятной - следующий год пойдет как по маслу, если услышите ругань и брань - ждут вас неприятности.