Как рассказать детям о вербном воскресенье. Вербное Воскресенье для детей

01.05.2019

Учителя начальных классов 1 квалификационной категории МБОУ «СОШ №7» г. Сафоново Смоленской обл.

Мерзликиной Надежды Николаевны

Вербное воскресенье празднуют на шестой неделе Великого поста, в последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день православная церковь отмечает двунадесятый (один из двенадцати важнейших после Пасхи праздников в православии ) праздник – Вход Господень в Иерусалим.

Иисус Христос двигался со своими учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, для празднования Пасхи. Народ с радостным чувством приветствовал Иисуса Христа, причем приветствовал его с такой торжественностью, с какой в древние времена на Востоке встречали только царей. Люди устилали дорогу своими одеждами и пальмовыми ветвями и пели хвалебную песню: «Осанна (спасение )! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!»

Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в нём Царя, который пришёл освободить его. Двигался Иисус Христос на осле, показывая тем самым, что он появился в Иерусалиме с добрыми намерениями, ибо на Востоке въезжать на осле – знак (символ) мира.

« И вошёл Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: «Написано: дом Мой домом молитвы наречётся, а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, он вернулся в Вифанию ».

« Праздник Вход Господень в Иерусалим символизирует, с одной стороны, признание миссии Иисуса Христа, а с другой - прообраз входа Сына Человеческого в Рай ».

В Древней Руси вместо пальмовой ветви использовалась верба (ветка вербы - северный аналог пальмовой ветви - атрибута, которым приветствовали царей), которая и дала название празднику и неделе перед ним: «Вербное воскресенье», «Вербная (или Цветоносная, Пёстрая ) неделя», «Вербница», «Вербич».

«Вербы »
Автор
: К. Бальмонт

Вербы овеяны
Ветром нагретым,
Нежно взлелеяны
Утренним светом.

Ветви пасхальные,
Нежно-печальные,
Смотрят веселыми,
Шепчутся с пчелами.

Светло-печальные
Песни пасхальные,
Сердцем взлелеяны,
Вечным овеяны.

По традиции, верба, освященная в этот праздник, считалась священной и наделялась магическими свойствами. Детишек хлестали веточками вербы, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», «Не я бью – верба бьёт». Освященные веточки хранили весь год или до Егорьева дня, когда ими подгоняли скот.

«Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресеньем. Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресенье Великого поста и воспевает».

Приблизительно к вербному воскресенью приурочивали также и встречу весны, кликали весну.

Заклички на весну.

«Крестьянские дети» Художник Д.Шмаринов

В былые времена в крестьянских семьях дети быстро обучались у своих сверстников различного рода закличкам (от слова заклик а ть – «приглашать, торопить, просить»). Заклички – это обращение к весне, солнцу, радуге, Масленице, птицам, дождю

Собираясь вместе, детвора повторяла слова закличек нараспев, хором. Заклички преисполнены веры во всемогущие силы природы: силы земли и неба, воды и ветра. Закличка наполняла детское сердце той же, что и взрослых, надеждой на обильный урожай.

Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистого.
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявым,
С ячменем усатым,
Со просом, с гречею,
С калиной-малиною,
С чёрной, смородиною,
С грушами, со яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!

Закличка - это “ослабленная” форма заклинания и заговора, жанр календарно-обрядового фольклора, небольшое стихотворение, песня, словесная приговорка, которой кликали, например, весну.

В старые времена дети рано вынуждены были распознать обилие и нужду, сырую погоду и засуху, тревогу и радость.

- Весна красна! На чем пришла?
- На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку.

Дай, весна, добрые годы,
Годы добрые, хлебородные!
Зароди жито густое,
Жито густое, колосистое

« Не попросишь – не получишь». По этому принципу жили многие крестьянские семьи. Поэтому и просили дети и взрослые у высших сил помощи и расположения.

Девчата водили хороводы с пением весенних песен, гуляли около берёз, качались на качелях.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, родной природе и ручному труду в старшей, подготовительной группе, тема: «Вербное воскресенье»

Цели:

Познакомить детей с историей возникновения праздника, с народными обрядами и обычаями.
Продолжать учить выразительно рассказывать стихотворение наизусть.
Уточнить знания о дереве вербы.
Учить детей выполнять поделку из бумаги и бросового материала.
Словарь: Вербное Воскресенье.
Развивать память, любознательность, мелкую моторику.
Воспитывать аккуратность и усидчивость.

Оборудование:

Картинки с изображением библейского сюжета «Вход Господень в Иерусалим», с веточками вербы.
Ватные палочки, деревянные шпажки для шашлыка, светло-коричневая бумага, ножницы, клей карандаш.
Аудио проигрыватель, аудиозаписи: Благовест (колокольный звон), песня Е. Фроловой на стихи А. Блока «Вербное воскресенье».

Ход занятия:

Звучит аудиозапись колокольного звона – Благовест.

Воспитатель:

Ребята, в предстоящее воскресенье все православные христиане будут отмечать один из главных Православных праздников - «Вербное Воскресенье». Оно отмечается за неделю до Светлой Пасхи. Согласно Библейскому сюжету в этот день Иисус въехал в ворота города Иерусалима на осле. Его торжественно встречали горожане и бросали под ноги пальмовые ветви – символ мира, спокойствия. У нас не растут пальмы, поэтому вместо пальмовых ветвей мы используем веточки другого растения.

На какое бы число не приходилось Вербное Воскресенье, это всегда весенний праздник. Первое дерево, которое распускается весной - верба. Поэтому на Руси пальмовую ветвь заменили веточками вербы. Верба – это символ пробуждающейся весны. В этот день можно увидеть много людей, которые несут в руках веточки вербы, освещают их в церкви, украшают ими свой дом, ходят в гости и дарят их друг другу. А давайте поиграем в игру, которая так и называется «Гости».

Русская народная игра «Гости»

Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.
- Мама, мама!
(Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга)

Что, что, что?
(Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы)

Гости едут!
(Постукивают мизинцы)

Ну и что?
(Постукивают указательные пальцы)

Здрасьте, здрастье!
(Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева)

Чмок, чмок, чмок!
(Гости целуются, средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки)

Воспитатель:

А вы знаете, что веточки вербы не просто дарили? В народе существует обычай легонько ударять друг друга веточками вербы. Считается, что убережет от сглаза и болезни. Но не просто бьют, а приговаривают:

Верба, верба,
Верба хлёст,
Верба хлёст
Бьёт до слёз.
Верба синя
Бьёт не сильно,
Верба красна
Бьёт напрасно,
Верба бела
Бьёт за дело.
Верба хлёст
Бьёт до слёз.

Повторим эту приговорку все вместе (повтор 2-3 раза).

Воспитатель:

Приговорку мы с вами запомнили. Теперь нам не хватает только веточек вербы. А где мы её можем взять?

Дети:

Срезать с дерева. Купить возле церкви.

Воспитатель:

Я предлагаю вам сделать веточки вербы самим. Давайте рассмотрим картинку с изображением вербы.

На что похожи почки вербы?

Дети:

Почки вербы похожи на мех (на пух, на вату).

Воспитатель:

Вы все правы. А для того чтобы нам сделать веточку вербы, я приготовила: вот такие деревянные шпажки для шашлыка, ватные палочки, полоски светло-коричневой бумаги. Ещё нам понадобится клей-карандаш. Будьте внимательны и аккуратны.

1. Возьмём шпажку и кусочек ватной палочки. Остриё шпажки вставляем в ватную палочку.
2. Теперь намажем клеем полоску бумаги.
3. Начинаем обматывать бумагу вокруг шпажки.
4. Через расстояние вставляем ватные палочки и продолжаем обматывать.

Обматываем аккуратно, чтобы не порвать бумагу. Наша веточка готова.

Звучит аудиозапись песни Е. Фроловой на стихи А. Блока «Вербное воскресенье».

Воспитатель:

Перед пасхой наступает
Воскресенье Вербное-
В этот день верба приносит
Действие волшебное!
Рано утром Вы сорвите
Прутик самый длинный
Ведь верба - наш оберег
И символ старинный.
Веточки вербы весенней
В церкви освятите
И до следующей Пасхи
Дома сохраните!

Освящённые веточки вербы ставят дома перед иконами, в красный угол. Через год ими обметают все углы в доме и обязательно сжигают. А на их место ставят свежие веточки, которые будут оберегать дом и домочадцев от болезней и сглаза. Давайте и мы наши веточки соберём вместе и поставим для украшения нашей группы.

Шестая седмица Великого поста заканчивается. А с ней и собственно пост подходит к завершению. Наступает шестое воскресенье, Вербное. По-славянски шестая неделя - Неделя ваий, то есть веток, а еще одно ее название - Цветоносная. Такой особенный великопостный праздник. Уже начинается подготовка к Страстной седмице и Пасхе.

И мы заранее рассказываем об этом детям.

Вход во Иерусалим - рассказ для детей и про детей

Открываем Библию, лучше с хорошими иллюстрациями, и рассказываем о том, как Господь начал Свой путь к Иерусалиму, к страданиям, распятию, смерти и Воскресению. Можно рассказывать, конечно, своими словами и в качестве иллюстраций использовать «картинки» в интернете. Сначала рассказываем про друга Божия Лазаря и его сестер, Марфу и Марию. Как Лазарь заболел и умер, и как Христос воскресил Своего друга: «Лазарь, иди вон!» А потом и собственно про вход Господень во Иерусалим. И про осленка, на которого до этого никто не садился. Здесь можно и старинную загадку вспомнить: «В раю не бывал, а на себе Христа-Бога носил». Это ослик, конечно.

Рассказываем детям и про то, как люди встречали Царя-Христа криками: «Осанна в вышних». И обязательно - про деток, про малышей, которые тоже приветствовали Спасителя.

В наших домашних книгах и просто в интернете находим иконы этого праздника. И обязательно такие, где есть эти малыши. На иконе Входа во Иерусалим младенцы в белых рубашечках повсюду: они и постилают одежды свои на дороге, и на руках у родителей размахивают пальмовыми ветками, и даже сидят на деревьях - чтобы сорвать веточки для встречи Христа, а может быть, чтобы получше разглядеть Его… На Всенощной в субботу наши дети увидят эту праздничную икону на аналое посреди храма. И даже малыши узнают это изображение. Узнают ослика, на котором едет в Иерусалим Господь, и узнают этих деток с веточками в руках. А ведь у наших детей в это время тоже будут в руках веточки…

Так мы готовим детей ко встрече этого праздника, двунадесятого - одного из двенадцати самых больших церковных праздников.

Приветствующие Христа дети - одно из чудес Священного Писания

Все наши церковные праздники, конечно, особенные. И, конечно, они много значат для каждого человека - для семейного и монаха, для взрослого и ребенка. Но именно этот праздник - - особенно «детский». Как раз из-за малышей на праздничных иконах. Ведь эти дети - одно из чудес Священного Писания.

Я как-то раньше не обращала внимания на это. Вроде бы и выросла сама в Церкви, и какое-то образование получила. А это чудо почему-то прошло мимо меня. То есть прошло бы мимо, если бы не святитель Иоанн Златоуст. В своих толкованиях на псалмы он подробно останавливается на всем известных словах царя Давида: «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу» (Пс. 8: 3). То есть младенцы и грудные, сосущие материнское молоко, прославили Бога. Почему-то я воспринимала эти слова абстрактно, в общем - вроде как «всякое дыхание хвалит Господа». А ведь, оказывается, речь идет действительно о чуде, причем чуде, которое произошло один раз за всю историю человечества. Произошло именно во время входа Господня во Иерусалим, и его за несколько тысяч лет до этого как раз и предсказал царь-псалмопевец.

Это не образ, это реальность: когда Христос въезжал на ослике в Иерусалим, новорожденные дети, еще не умеющие говорить, - заговорили. Произносили слова, понятные и ясные для всех.

«Итак, велико и сильно это знамение.

…он <царь Давид> не сказал только: “младенцев”, - чтобы кто не разумел под ними людей незлобивых и простых, но прибавил: “грудных”, - указанием на пищу определяя возраст их; не сказал только: “младенцев”, но прибавил: грудных, еще никогда не принимавших твердой пищи. В самом деле, удивительно не только то, что они произносили слова, и слова ясные, но и то, что этими словами выразили бесчисленные блага. Чего еще не знали апостолы, то воспевали дети.

Кроме того, пророк здесь внушает и нечто другое, именно то, что приступающие к Божественному учению должны быть детьми в душе своей. Подлинно, кто не обратится к Царству Небесному, как дитя, говорит Господь, тот не может войти в него (Мф. 28: 3)» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на псалмы. Беседа на псалом 8) .

Так что наступающий праздник - действительно праздник малышей. И мы обязательно обращаем особенное внимание наших детей на этот факт. И так мы делаем этот праздник более близким, более понятным для детей. А скорее всего, не только для детей.

А еще мы можем обратить внимание на другие важные моменты. Например, что народ встречал Спасителя, прославляя Его как Царя. А всего через несколько дней люди кричали: «Распни, распни Его» и «Нет у нас царя, кроме кесаря», - призывая казнить мучительной смертью Того, Кого они так восторженно приветствовали. Это история торжественная, праздничная - и история неверности, история предательства.

Об этом можно поговорить со старшими детьми. Если есть о чем подумать - то подумать вслух, вместе со своими детьми, обсуждая с ними прочитанные или услышанные в храме проповеди об этом празднике. И так мы не столько детей научим - сколько сами еще раз что-то узнаем и осмыслим.

Когда мы учим чему-то наших детей - мы своим учительством учим и сами себя

Ведь когда мы учим чему-то наших детей - мы своим учительством учим и сами себя. Мы, пытаясь подготовить детей к празднику, таким образом и сами себя готовим, сами себя встряхиваем. Так вот потихонечку всей семьей приближаемся и к Церкви, и к празднику.

Лазарева суббота

Мы неспроста начинаем разговор о Вербном воскресении с истории Лазаря Четверодневного. Эти два праздника действительно очень тесно связаны. Все богослужение Входа Господня во Иерусалим пронизано памятью о чуде воскрешения Лазаря.

И вот уже вечером в пятницу шестой седмицы Великого поста, когда наступает день памяти Воскрешения Лазаря, мы поем тропарь Входу Господню во Иерусалим:

«Общее воскресение/ прежде Твоея Страсти уверяя,/ из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./ Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,/ Тебе победителю смерти вопием:/ осанна в вышних,/ благословен Грядый во имя Господне».

А чтобы дети смогли вместе с нами петь этот тропарь, чтобы мы вообще могли спеть это праздничное песнопение, мы, как обычно, заранее готовим текст тропаря. Пишем эти слова по-церковнославянски, красиво (желательно, конечно, чтобы красиво, но это смотря кто пишет). Четко, крупными буквами, с красивой первой буквицей «О». Украшаем орнаментом или чем дети захотят. На этот раз из буквицы выглядывает ослик - тот самый, который «на себе Христа-Бога носил». И, конечно, вокруг пальмовые ветки или вербочки.

С помощью таких «поделок» дети и к празднику готовятся, и слова тропаря вспоминают (или узнают), и осваивают в какой-то мере церковнославянский. Этот тропарь вешаем рядом с иконами, будем петь его после вечерних молитв и в пятницу, и в субботу, и в воскресенье. И будем петь вместо «Отче наш» перед едой. Так мы быстро его запомним. А главное - так мы будем постоянно возвращаться к памяти о том, что за события мы празднуем, чем живет сейчас наша Церковь. Вот так и получается, что церковный праздник приходит в наш дом и становится частью жизни, частью быта-бытия семьи.

А в саму мы утром читаем сегодняшнее Евангелие. Дети уже знакомы с сюжетом, поэтому можно почитать по-церковнославянски. И тогда вместо скупого: «Лазарь, выходи!» - мы услышим это мощное: «Лазарь, иди вон».

А еще, конечно, на Лазареву субботу мы едим рыбную икру. Не важно какую - красную, или мойвы, или минтая. Важно, чтобы это была икра. Ведь это не просто «послабление поста». Икра в этом случае играет ту же роль, что яйцо на Пасху. Ведь из икринки, из маленького шарика, по сравнению с живыми существами - мертвого, вырастает новая, живая рыбка. Это чудо рождения живого из мертвого как раз напоминает о событии Лазаревой субботы, о том, как Христос мертвого, уже «смердящего» (дети говорят: «совсем-совсем мертвого») человека воскресил, сделал живым.

И мы напоминаем об этом нашим детям. А еще читаем что-то за столом. Например, если почему-то не успели раньше, то лучше поздно, чем никогда, рассказываем и о воскрешении Лазаря, и о вхождении Спасителя в Иерусалим. А если все по плану, то читаем, например, житие самого святителя, друга Христова Лазаря. Или какие-то фрагменты из проповедей святых или современных батюшек об этом празднике. Но если что-то сюжетное, вроде того же жития, можно читать долго, целиком, то из проповедей не получается прочитать больше, чем пару фраз, пару абзацев. Это уже слишком непростая пища, которая, как лекарство, должна быть явно дозирована.

Вербное воскресенье

Мы вспоминаем воскрешение Лазаря - и уже готовимся к завтрашнему празднику. Самое яркое и веселое в этом - подготовка вербочек, наших русских веточек-ваий.

Обязательно проговариваем с детьми, почему мы готовим вербочки. Потому что Господа встречали именно ветвями. И с тех пор на этот праздник народ также встречает своего Царя-Спасителя красивыми ветками и также поет: «Осанна в вышних, благословен грядый во Имя Господне». В теплых краях люди готовят к этому празднику именно пальмовые ветки. Во многих странах этот день и называется «Пальмовое воскресенье» - Palm Sunday, например. А у нас пальмы растут в ограниченных количествах. И веточки наших деревьев весной - весьма неказистые и голые. Зато как раз сейчас распускаются вербочки красивыми пушистыми «зайчиками». Вот эти доступные нам красивые ветки мы и приносим в храм для встречи нашего Господа.

Напоминаем о других странах обязательно: это показывает детям христианскую культуру как культуру всего мира

Напоминаем о других странах обязательно. Это показывает нашим детям христианскую культуру как культуру всего мира, а не только как «наш русский народный обычай», «нашу народную веру».

Поэтому может быть интересным и уместным поискать вместе с детьми информацию в интернете о том, как встречают Пальмовое воскресенье в разных странах. Подумать, что в этих традициях оказывается сохранением христианской веры, а что - просто народными обычаями, иногда чуждыми нашей вере.

А если мы смотрим «как у них», то самое время вспомнить и о наших уникальных русских православных традициях. А таковые имеются. В первую очередь можно рассказать детям о «Шествии на осляти». Основной вариант этого «шествия» - настоящая «живая икона» празднику. Дело происходило в Москве, на Соборной, а позже - на Красной площади. Митрополит Московский или Патриарх, представляя собой живой образ Христа, садился на ослика. Этого ослика вел под уздцы царь, показывая свое смирение перед Христом. Дети пели «Осанна в вышних», люди постилали перед осликом свои одежды. Эта традиция оказывалась одним из основных и наиболее впечатляющих ежегодных действ в средневековой Москве.

Вспомнили о преданиях нашей родной старины - и вернемся ко дню сегодняшнему. А именно: подготовим наши вербочки, с которыми мы, как наши деды и прадеды, будем приветствовать вхождение Спасителя в Иерусалим.

Многие наши друзья в Лазареву субботу отправляются всей семьей в лес, на поиски красивых веточек. Отличный повод погулять всем вместе по весеннему лесу. Но у нас эти прогулки, к сожалению, получаются очень редко. К тому же почему-то вечно не везет: сплошные ивы попадаются, с зелеными ветками. А вот яркие темно-красные вербы с белыми или серо-белыми «хвостиками» все никак не встречаются. Поэтому у нас, диких людей, все происходит неинтересно и прозаично: покупаем уже готовые пучки этих красивых веточек. Берем немного (на каждого по пучку получается слишком дорого, да и зачем столько?). А дома разделяем все накупленное на нужное число букетиков. Перевязываем веточки лентами, каждому - свой цвет.

Однажды мы так и не смогли нигде найти вербу. И уже по дороге в храм купили цветы - раздали каждому ребенку по небольшому цветочку. Неделя-то как-никак «Цветоносная». А в храме один человек поделился с нами вербой, другой - и вот почти все дети оказались с вербочками.

Эти ветки освящаются в храме во время всенощной (вечером в субботу), а также в самый день праздника. Когда вербы освящают, все поднимают их над головами - как будто сад получается. Почти как на Троицу: в храме - деревья.

Иван Шмелев так описывает путь вербы в этот день: «Будут ее кропить, будет светиться в свечках, и разберут ее по рукам, разнесут ее по домам… - поставят за образа и будут помнить». Кстати, воспоминания Шмелева можно почитать детям на ночь, вечером в субботу. Можно вспомнить и стихотворение Блока «Мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой». Это стихотворение и без всякого домашнего образования дети должны знать: его проходят по программе «Школа России» в начальных классах на уроках литературного чтения. А наши дети любят еще и петь его.

Как Шмелев, как и наш русский народ, мы ставим дома эти вербочки к иконам. Потом, на Пасху, украшаем этими вербами наши праздничные инсталляции: ставим на окошко, где выкладываем на травку крашеные яички, к нашему пасхальному дереву. Когда я начала ходить в храм сама, без родителей (это и обозначило недолгую пору моей «юности»), я положила свой маленький пучок вербы к подножию большого креста. Подумала: как будто я кладу эти ветки под ноги Христу, идущему на страдания в Иерусалим. А потом я пришла в этот же храм на двенадцать Евангелий, когда крест выносится на середину церкви. И я увидела этот свой букетик: его оставили там же, где я его положила. Для меня это было как будто Господь принял мои вербочки…

Правда, куда деть вербу после освящения, вопрос не первой важности. Важнее донести до детей смыл празднуемого события. После вечерних молитв мы прочитаем то Евангелие, которое будет читаться завтра на Литургии. На русском или на славянском. Главное - вообще прочитать. Чтобы еще раз подготовить детей к празднику, чтобы еще раз самим подготовиться и чтобы дети завтра встретили и поняли Евангельское чтение на богослужении.

Наутро в день праздника мы идем в храм.

И само пробуждение сегодня может быть особенным. По воспоминаниям Клавдии Лукашевич, детской писательницы начала XX века, детей в день праздника будили легким похлопыванием вербочек по щекам: «Верба хлест, бьет до слез!» Так и мы можем будить детей. Если, конечно, они не вскочат с кроватей еще до родителей. Одеваемся, торопимся. Не забываем приготовленную вербочку, которую на ночь ставили в воду.

Обычно в этот день, как и во всякий двунадесятый праздник, все причащаемся. А потом - домой. Где нас ждет праздничный стол. Особенный - рыбный, ведь сегодня снова послабление в посте. Как обычно, читаем что-то о празднике за столом, и, как обычно, совсем немного.

В этот день до революции (или, как говорила верующая бабушка академика Сахарова, - «в мирное время») в России проходили особые предпасхальные ярмарки. Как вспоминает Иван Шмелев, «великий торг - праздничным товаром, пасхальными игрушками, образами, бумажными цветами, всякими-то сластями, пасхальными разными яичками и - вербой… так повелось от старины: к Светлому дню припасаться надо». Сегодня в России такие ярмарки - вещь более экзотическая, чем обычная.

Так что мы на ярмарки не идем, а дома проводим последнюю ревизию: все ли готово к празднику? Достаем все старые запасы: прошлогодние поделки, деревянные яички, собранные за годы нашей семейной жизни, все полотенчики, вышитые салфеточки, пасхальные надписи, пасочницы и формы для куличей. А еще пишем список, что нам нужно из продуктов к Пасхе. По возможности все, что только не портится, покупаем заранее, чтобы спокойно и без суеты провести Страстную седмицу. , я уже писала, и это совсем другая история.

Встреча с праздником - это не результат наших «правильных» трудов, а милость Божия

А пока мы празднуем чудесный праздник входа Господня в Иерусалим, преддверие страданий и воскресения Христова. Празднуем его всей семьей, вместе с детьми. Чтобы потом вместе прожить и пережить грядущие великие дни страстей и смерти Спасителя. Чтобы потом вместе прийти к самому главному празднику года, к самому главному событию в нашей жизни и в жизни всего человечества - к Воскресению Христову. О чем мы и молимся все эти дни. Ведь встреча с праздником - это не результат наших «правильных» трудов, а скорее милость, благословение Божие. Потому и бывает: все сделали вроде бы «правильно», а в душе нет радости, нет встречи с Богом…

Ведь разглядывать с детьми иконы, петь тропари, готовить букеты из вербы - дело нетрудное. Это только средства. Это подготовка. А задача - жить с Богом, войти в радость Господа своего. Вместе с детьми.

А это только Господь может нам дать. И вряд ли за то только, что мы привели детей на службу. Важно скорее то, как мы сами встречаем Спасителя - и сегодня, и всегда. И приходится напоминать себе, что не вербочки, не куличи и крашеные яички, не праздничные платочки и даже не вычитанные правила нужны нашему Спасителю, а сердце наше, сокрушенное и смиренное. Которое Бог не уничижит и которому даст Свою благодать. Благодать, которая и наших деток покроет, и нас вразумит. Ведь только с Божией помощью мы сможем действительно войти в праздник, войти в Церковь и привести к Богу наших деток.

Нестеренко И.Е. воспитатель

МБДОУ «Детский сад с. Купино

Шебекинского района Белгородской области»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

На тему: «ЧУДЕСНОЕ ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ»

Программное содержание:

Предварительная работа: посещение мини-музея «Русского быта», ознакомление детей с утварью (ложками, чугунками, самоваром, крынками, мисками) и способами ее применения, разучивание русской народной игры « Займи место», ознакомление детей с деревом - верба.

Оборудование: иллюстрация «Семейный праздник», веточки вербы в вазе, стол со скатертью, самовар, ложки, хлебцы, чай, лавки.

Ход занятия:

(беседа с детьми, сидящими на своих местах за столами)

Восп. : Ребята, посмотрите в окошко. Как ярко светит солнышко, согревая нас своими лучиками. Скажите, пожалуйста, для какого времени года характерно такое солнышко?

Д.: Для весны.

В.: Молодцы! Детки, а какие весенние праздники вы знаете?

В.: Как много праздников, вы вспомнили! А как вы отмечаете праздники дома?

Д.:(ответы детей).

(Рассматривание картинки «Семейный праздник»)

В.: Давайте, рассмотрим с вами на иллюстрацию. Что на ней изображено?

Д.: Семейный праздник.

В.: Да, на картинке изображен семейный праздник. Как вы догадались, что это праздник?

Д.:(отвечают).

В.: Правильно, так как на картинке мы видим гостей в нарядных одеждах, красивый стол с угощениями и цветами, то можно смело утверждать, что это - праздник и собралась вся семья.

(Беседа с детьми)

В.: Ребятки, посмотрите на веточку, которую я держу в руках. Скажите, пожалуйста, эта веточка какого дерева?

Д.: Верба.

В.: Правильно, это веточка вербы. А вы знаете, что весной отмечают праздник, посвященный вербе, который называется Вербное воскресение. Ребята, а слышали ли вы о таком празднике?

Д.: (ответы).

(Рассказ воспитателя об истории праздника)

В.: К сожалению, сейчас не во всех семьях празднуют этот праздник, хотя он возник много лет назад. Вербное воскресение обычно справляют в последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день церковь отмечает большой христианский праздник - Вход Господень в Иерусалим. Иерусалим - это название город. Когда - то, в давние времена, при въезде в город народ приветствовал Иисуса Христа пальмовыми ветвями. В память об этом христианские храмы в этот день принято было украшать ветвями деревьев. На Руси место пальмовой ветви заняла верба, которая и дала название народному празднику.

(Беседа с детьми)

В.: А как вы думаете, почему люди выбрали вербу, в качестве символа праздника?

Д.: (дети высказывают свои предположения).

В.: С давних времен существует поверье, что когда верба расцветает, то передает здоровье, силу, красоту всем тем, кто ее коснется. Особенной силой обладают сережки.

В.: Детки, а вы хотели бы узнать, как Вербное воскресение справляли в давние времена?

Д.: (ответы детей).

В.: Для того, чтобы попасть в прошлое мы должны с вами коснуться этих волшебных вербовых веточек и вмиг очутимся на празднике.

Д.: (дети касаются, после чего, проходят в другую часть группы, где их встречает Хозяюшка, а также стоит стол и лавки).

(Беседа с Хозяюшкой)

Х.: Здравствуйте гости дорогие! Проходите. В моем доме всегда гостям рады.

Д.: Здравствуйте! (Садятся на лавку).

В.: Здравствуй, милая Хозяюшка! Очень хочется нам узнать, как вы праздник Вербное воскресение справляете. Может быть, вы нам в этом поможете?

Х.: Ну, конечно, помогу. К вербному воскресению мы готовимся задолго, всю неделю с матушкой порядок в избе наводили, а батюшка с детками моими да с мужем в это время готовятся к работе в поле. В день праздника мы все идем в церковь, на праздничную службу. Вот и я с дочкой (дочка качает в люльке малыша) только из церкви вернулась. Да веточки чудесные домой принесли.

В.: А для чего?

Х.: В этот праздник веточками вербы, принесенными из церкви, мы шутливо бьем друг друга, а в первую очередь детей, для того, чтобы они были здоровенькими, при этом приговаривая:

Верба, верба, верба хлест,

Верба хлест - бьет до слез,

Верба синя бьет насильно,

Верба красна бьет напрасно,

Верба бела бьет за дело,

Верба хлест - бьет до слез!

Не я бью - верба бьет! Верба хлест - бьет до слез! (во время проговаривания слов, слегка похлестывает каждого ребенка.)

Х.: Да, что ж я вас все байками кормлю? Сейчас я вас чайком угощу, дочка неси нашу праздничную скатерть. (Девочка подает скатерть Хозяюшке, накрывает стол скатертью.)

В.: Детки, посмотрите, какая красивая скатерть.

Х.: Да, ребятки, моя матушка, ох и рукодельница. Она эту скатерочку всю зиму ткала, а потом вышивала на ней узоры, а Глашенька весь вчерашний вечер ее утюжила (показывает на девочку), готовилась к празднику.

Х.: Вот и скатерть на столе. Ой, детушки - ребятушки, а сейчас я вам загадаю загадку, кто ее правильно отгадает, тот узнает, что я поставлю на стол.

(Отгадывание загадок)

Слушайте внимательно первая загадка: «У носатого у Фоки постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит и, как зеркало, блестит». (Самовар)

(Хозяйка ставит на стол самовар).

Х.: Ай, да молодцы, я - то думала, что не угадаете. В.: Ребятки, скажите, пожалуйста, для чего он нужен?

Д.: Чай пить.

Х.: Мы любим чаевничать. У нас в народе говорят: «Чай пьешь - до ста лет проживешь» Поди - ка, у вас сейчас и самоваров - то нет. Интересно, а в чем же вы воду для чая кипятите?

Д.: В чайнике.

В.: Ребятки, а чем самовар отличается от чайника?

Д.: Самовар сам воду кипятит, а чайник нужно на плиту поставить.

В.: А чем они похожи?

Д.: И у чайника, и у самовара есть дно и крышка. В них кипятят воду, есть и носики, откуда льется кипяток.

В.: Милая Хозяюшка, а какое у вас, на Руси любимое угощение к чаю?

Х.: Любим мы чаек пить с бараночками, с вареньицем да с сахаром. (Ставит на стол угощение.) Ребятки, а вы с чем любите чаек попить?

Д.: (Рассуждают).

Х.: Итак, загадка вторая: «Всех кормлю с охотою, а сама безротая». Что это?

Д.: Ложка.

Х.: Правильно, это ложка. (Показывает.) Просто загляденье! А вам нравится?

Х: Ребята, а кто из вас знает, из чего раньше делали такие красивые ложки?

Д.: Из дерева.

В.: Как можно про них сказать, какие они?

Д.: Деревянные.

Х: Эти ложки выдалбливали мой муж и мой батюшка из дерева (показ баклуши). А вот еще в одном месте, Хохломой зовется. Их покрывают специальным маслом, натирают порошком, расписывают и сажают в печь, до тех пор, пока она не зазолотятся. Когда матушка с батюшкой туда ездили, привезли нам в подарок такие ложки.

В.: Ребята, давайте, с вами сравним ложки современные и старинные. Чем они отличаются?

Д.: Ответы детей.

В.: Правильно, старинные ложки, в отличие от современных были деревянные с красивыми узорами, кроме, того ложками этими не только ели, но на них еще и играли. Ребятки, а чем они похожи?

Д.: Формой.

Х.: Ребятушки, как много вы, знаете о ложках, о самоваре. Откуда вы все это знаете?

В.: Хозяюшка, а у нас в группе есть мини - музей, в котором собраны эти предметы.

Х.: Вы сказали, что эти красивые расписные ложки могут быть музыкальными инструментами. Музыкантов, которые на них называют ложкарями. Хотите попробовать поиграть на ложках.

Д.: Ответы детей.

Х.: Ну - ка, Глаша приглашай гостей повеселиться.

Игра « Музыканты - ложкари».

(Дети встают парами лицом друг к другу, ноги ставят на ширину плеч, руки согнуты в локтях.)

Ладушки, ладушки, где были? (дети прямонаправленными движениями ударяют по ложкам друг друга.)

У бабушки.

Что ели? (ударяют по ложкам друг друга перекрестно, то левой, то правой рукой.)

Что пили?

Ладушки, ладушки, (поворачиваются лицом к детям и ударяют ложки друг о друга.)

Испекли оладушки,

На окно поставили,

Остывать оставили. (Делают поклон)

Х.: Вы, ребята, молодцы! Повеселились от души, да как у вас все складно получается! Вот и стол накрыт, осталось только «барашки» на стол поставить.

В.: А что такое «барашки»?

Х.: Это такие хлебцы, в которые запекают вербные шишечки, у кого окажется такая шишечка, тот будет счастливым. Такие «барашки» на Руси пекут только бабушки и раздают их деткам. Вот и моя матушка для вас их напекла, пойду, принесу. А, вы пока с Глашенькой поиграйте. (Уходит)

Глаша: На Вербное воскресенье устраивались вербные базары или ярмарки. На ярмарке можно было купить разные игрушки и сладости, свистульки, книги. Я очень люблю с матушкой ходить на ярмарки, а больше всего мне нравится играть там. Ну - ка, ребятки вставайте и место в круге занимайте!

(Русская народная игра «Займи место»)

Одной из самых любимых игр, была игра под названием «^ Займи место», в которую мы с вами поиграем. Нам для этой игры нужен водящий, с веточкой вербы в руке. Остальные образуют круг. Водящий ходит за кругом и говорит:

С вербой, с вербой

Иду за тобой.

Коснусь вербой,

Беги за мной. Хоп!

Сказав “хоп”, водящий ударяет веточкой по спине одного из игроков. Тот, кого ударили, устремляется по кругу навстречу водящему. Кто раньше обежит круг, занимает свободное место, а оставшийся становится водящим.

(Беседа с детьми)

В.: Ну как вам понравилось?

Д.: Да. (Заходит Хозяюшка.)

Х.: А вот и я вернулась, вы, наверное, заждались меня. (Ставит на стол хлебцы и наливает чай.) Ешьте, угощайтесь - силы, здоровья набирайтесь. Да помните, что это необычное угощение, а с подарочком внутри.

(Хозяюшка угощает детей)

Восп.: Спасибо, тебе Хозяюшка, за чай и за необычное угощение! Но нам пора возвращаться в детский сад. А то нас там все заждались. (Встают с лавочек,прощаются с Хозяюшкой и Глашей). Как же нам вернуться в детский сад. Ребята, а кто из вас помнит, как мы сюда попали?

Д.: Мы касались веточки вербы.

В.: Тогда давайте попробуем. (Касаются вербы и проходят за свои столы, садятся). Ребятки, а что вы чувствуете, когда касаетесь вербочки?

Д.: (рассуждают).

В.: Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие?

Д.: Ответы детей.

В.: Теперь - то мы с вами знаем, как отмечали Вербное воскресение на Руси. Я приготовила вам подарочки. Это вербные веточки, приносящие удачу, здоровье и счастье. (Раздает веточки каждому ребенку).

В.: Ребятки, какое у нас было необычное путешествие, в котором экспонаты нашего мини - музея оживали и рассказывали о себе.

Список использованных источников:

Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьей и родословной»

М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова «Народные праздники в детском саду"

Вербное воскресенье в 2018 году празднуют 1 апреля. Давайте узнаем подробности его истории, чтобы потом смело отвечать на вопросы маленького "почемучки": что такое и почему ему празднуют именно в этот день.

Для начала Вам стоит знать, что праздник этот является переходящим и зависит от даты Пасхи. Традиционно Вербное воскресенье отмечают за шесть дней до распятия Христа и за неделю до .

История праздника Вербное воскресенье

Праздник связан со знаменитым входом Христа в Иерусалим верхом на осле, с чего и начали его крестные страдания. Рассказы об этом событии можно найти в Евангелиях от всех четырех евангелистов - Марка, Матфея, Луки и Иоанна.

Вербное воскресенье настолько важно для всех верующих потому, что вход Иисуса в Иерусалим символизировал начало его добровольных страданий ради людей. А въезд его в город на осле был связан с тем, что во времена Христа все земные цари и победители въезжали в Иерусалим на ослах или лошадях, а народ встречал их с криками и взмахами пальмовых веток.

Но Христос въезжал не как победитель или земной царь, а как царь Небесного царства и Победитель греха и смерти. И он знал, что его ждет, осознанно идя на смерть ради всех живущих.

Обычаи Вербного воскресенья

На Руси этот праздник получил название , потому что его символом являются первые распустившиеся ветки - ветки вербы, ивы или ветлы (ивовых растений). Поскольку в северных широтах нет в это время пальмовых ветвей, которые изначально были символом праздника, их место заняла верба.

По веточки вербы ломают в субботу и заранее приносят в дом. Утром следующего дня их освящают в церкви и оставляют в доме. Освященные веточки считались оберегом от всех злых духов.

Иногда веточки вербы в этот день давали пожевать коровам. По поверью это оберегало животных от болезней.

По обычаям в Вербное воскресенье обедали непразднично. Ведь приходится на период , поэтому мясо, масло и другие скоромные блюда были запрещены. Хозяйки в этот праздник угощали гречневыми блинами и кашей.

Традиции Вербного воскресенья запрещали заниматься домашней работой. Единственное, что было разрешено, по , - пересадка комнатных растений. По приметам Вербного воскресенья, если в этот день хозяйка пересаживает цветы, быть ей весь в год в достатке.

Приметы Вербного воскресенья

По Вербного воскресенья всегда определяли погоду на всю весну. Если в этот день была сухая и теплая погода, то жди большого урожая фруктов.

Если же на Вербного воскресенье случался мороз, наши предки знали, что он принесет богатый урожай пшеницы.

А если в этот день задует сильный ветер, по народным приметам Вербного воскресенья, стоило ждать холодов в ближайшее время.

Теперь вы знаете традиции и обычаи Вербного воскресенья и сможете рассказать своему малышу, откуда ведет свою историю Вербное воскресенье.