Как научить ребенка понимать часы. Ночное и утреннее время обозначается на часах так. Часы из природных материалов: творческая работа

13.05.2019

Уметь планировать свое время, а, следовательно, и разбираться в нем, полезно не только взрослым, но и детям. Но восприятие времени субъективно и зависит от различных факторов. Так, стоит ребенку к новому или интересному занятию, и оно незаметно пролетает. Зато при выполнении неинтересных заданий или в томительном ожидании каких-либо событий даже пятнадцать минут кажутся вечностью.

Кроме субъективности понимание времени осложняется и абстрактностью: его невозможно потрогать или пощупать, но оно есть и его ход ощущает на себе каждый из нас. При этом большинство 6–7 летних детей обладают наглядно-образным типом мышления и поэтому с трудом оперируют абстрактными определениями.

С чего начать обучение?

Перед тем как приступить к обучению, ваш ребенок должен уже многое уметь и знать:

  • свободно считать как минимум до 60;
  • разбираться в основных временных понятиях: в прошлом году, завтра, вчера вечером, через год, месяц назад и т. п.;
  • знать и понимать последовательность времен года;
  • знать наименования дней недели и их очередность;
  • иметь представление о таких понятиях, как минута и секунда. Лучше всего это сделать в игровой форме, например, отвечая на вопрос: «Что можно успеть за одну секунду?», и тут же отвечать, сопровождая ответ определенным действием: моргнуть, подпрыгнуть и т. д.

Если же у ребенка наблюдаются трудности в одной из перечисленных областей, то знакомство с часами лучше отложить до тех пор, пока общие временные понятия не будут им усвоены. Для этого чаще говорите с ребенком, планируйте ближайшее будущее, обсуждайте то, что было некоторое время назад, чаще проговаривайте последовательность каких-либо событий или действий (например: сначала пришли с прогулки, потом разулись, затем помыли руки и, наконец, сели обедать).

Как изучить время по часам со стрелками?

После того как ребенок уяснил суть временной последовательности различных событий, понятия прошлого, настоящего и будущего и т. д., можно переходить непосредственно к часам.

Для этого вам понадобятся часы довольно большого диаметра и с двигающимися стрелками. Можно использовать как игрушечные механизмы, так и настоящие. Последние должны быть без стекла и прочих элементов, затрудняющих доступ к стрелкам. Циферблат в любом случае должен быть однотонным, чтобы не рассеивать внимание ребенка на узоры, картинки и т. п. Кроме того, на простом одноцветном фоне стрелки и цифры видны гораздо лучше.

При желании часы можно нарисовать и на картоне, но уже без стрелок. В их роли могут выступить карандаши, ручки. Нарисованные часы также не должны быть перегружены излишними деталями: только четкие крупные цифры и секундные деления.

Начинать обучение следует с разъяснения самых простых понятий. В первую очередь расскажите ребенку о стрелках : для чего они служат, в каком направлении и с какой скоростью движутся.

Установив минутную стрелку на 12, начните перемещать часовую по циферблату, озвучивая время при каждой смене позиции. Затем предложите ребенку самому выставить часовую стрелку и определить время. С первого раза это может и не получится, поэтому будьте готовы проявить терпение.

После того как часовая стрелка освоена, переходите к минутной. Передвиньте ее с 12 на 1, объяснив ребенку, что «прошло» 5 минут. Сдвиньте ее еще раз и снова назовите время, но часовую стрелку при этом не трогайте, пусть она стоит на одном месте.

Разобравшись со стрелками по отдельности, можно приступать к изучению их совместного движения . Лучше начать с простых примеров – 1:05, 3:20, 7:45 и т. д. Затем можно перейти к более сложным сочетаниям – 2:48, 6:17, 8:09). Не забудьте и такое положение стрелок, когда они находятся на одной линии и смотрят в одном направлении – 1:05, 2:10, 3:30 и т. д.

На последнем этапе обучения можно приступать к усложненным заданиям. Установив стрелки на любых числах, попросите ребенка показать время, которое наступит через:

  • 3 часа;
  • 40 минут;
  • 1 час и 45 минут и т.д.

Аналогично приведенным выше примерам можно попросить ребенка указать время, которое было определенное количество часов и минут назад. Ну а после этого можно начинать осваивать и такие сложные понятия, как «без четверти», «полвторого», «без двадцати» и пр. Ребенок достиг значительных результатов, научившись определять время по стрелкам часов, значит, и такие термины сможет освоить без труда.

Как совершенствовать навыки?

Не забывайте, что любые знания и умения усваиваются гораздо легче, если проводить их в игровой форме . Устройте с ребенком тематическую олимпиаду или викторину. Заранее подготовьте задания и предложите ребенку придумать их и для вас. Когда подойдет ваша очередь отвечать на вопросы, периодически давайте неверные ответы, чтобы у ребенка была возможность проверить и исправить их. Такая мыслительная работа поможет закрепить полученные им знания, а вы сможете убедиться, что ваш ребенок научился правильно определять время.

Время - очень сложное для детей понятие. Оно абстрактное, его невозможно потрогать и попробовать на вкус. Взрослые постоянно говорят о времени: «мама придёт в 8», «смотреть мультик можно 15 минут», «обедать пойдём через полчаса».

Ребёнка необходимо знакомить с единицами измерения времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год), ведь так ему будет проще дождаться с работы маму или выдержать занятие с логопедом.
Рассказывать о времени нужно, продвигаясь по чёткой схеме: от простого к сложному.

Начинайте не раньше 2-3 лет

В 2-3 года учите малыша ориентироваться в частях суток, различать и называть утро, вечер, день, ночь.

Определять эти промежутки проще по характерным для них видам деятельности и внешним признакам. Так, утром мы просыпаемся, умываемся , делаем зарядку, ночью - спим. Для каждого времени суток у нас есть приветствия или слова прощания: доброе утро, спокойной ночи. Расскажите про восход солнца и луны.

Действуйте через личный опыт ребёнка

Насыщайте части суток существенными признаками детской активности, максимально приближенной к его личному опыту. Обращайте внимание на части суток в повседневной жизни: «Пришёл вечер, мы принимаем ванну и готовимся ко сну», «Наступает ночь, а ночью все люди отдыхают. И мы ложимся спать» и тому подобное.

Рассматривайте и читайте книгу Вольта Суслова «Часы». А затем закрепляйте эти знания в игре «Подскажи словечко» . Начинайте предложения, которые малыш должен завершить. Например: «Обедаем мы днём, а ужинаем - …»

Другая полезная игра - «Когда это бывает?» : используйте готовые картинки с частями суток или сфотографируйте разные рутинные дела. Покажите их ребенку, спросите, что он делает на фотографиях, когда это происходит. Пусть разложит фотографии по порядку.

Расширяйте представление о частях суток и их последовательности с 3-4 лет

На этом этапе важно научить ребёнка определять последовательность частей суток с разных точек отсчёта. Для этого задавайте вопросы: «Что наступит после утра? Что делают дети днём?... Закончилась ночь. Что наступит после ночи?» и тому подобное.

Для того чтобы малыш понимал такие свойства времени, как текучесть и непрерывность, предлагайте ему разложить карточки с изображением частей суток так, чтобы они начинались с дня, вечера или ночи (но не с утра).

Используйте стихотворения о частях суток, отмечайте характерные особенности, которые можно увидеть в природе. Для этого отлично подойдёт «Ночная книга» Ротраут Сюзанны Бернер. Закрепляйте знания в игре «Назови соседей» . Вы говорите «день», а ребенок - «утро» и «вечер» и так далее.

Чувство времени можно развивать с 5-6 лет

В 5-6 лет подводите детей к понятию «сутки». Рассказывайте о том, что одни сутки образуют утро, день, вечер и ночь. В этом же возрасте уже пора развивать чувство времени, то есть умение отличать длительность временных интервалов (1 и 3 минуты).

Во время сборов на прогулку используйте песочные часы , они привлекают внимание детей и способствуют развитию чувства времени. Предложите одеться, пока песчинки пересыпаются в нижний отсек часов. Легко ли это сделать за три минуты? А сможет ли одеться за три минуты папа?

Поиграйте в «Молчанку» . Предложите помолчать минуту (засеките на телефоне или песочных часах). После игры поинтересуйтесь, легко ли было молчать. Показалась ли минута медленной или быстрой?

Читайте книжки, которые наглядно рассказывают о часах и времени: «Воплощение времени» Натальи Сапунковой, «Часы - часики» Эльмиры Котляр, «Который час?» Вольта Суслова, «Часы с кукушкой» Софьи Прокофьевой. По последней книжке снят мультфильм, который тоже полезно посмотреть и обсудить с дошкольником.

Время для ребенка - величина абстрактная. Маленькие дети вообще никак не дифференцируют время, для них любое состояние бесконечно. По ходу взросления малыш наблюдает смену дня и ночи, времен года, на его личной ленте времени появляются некие ориентиры: день рождения, Новый год и другие фиксированные праздники.

Понимать время по часам - необходимый навык для всех людей. И хотя большинство из нас имеют постоянный доступ к электронным часам, мобильному телефону, либо монитору компьютера, большинство родителей все же убеждены, что ребенок должен разбираться в традиционных аналоговых часах.

С чего начать

В возрасте 3-4 лет пора знакомить ребенка с понятиями дня и ночи, утра и вечера, разбирать их принципиальные особенности и порядок чередования. Для того чтобы закрепить эти понятия, можно использовать специальные пособия: кубики для самых маленьких или карточки для детей постарше.

Начинать ребенка учить определять время можно с 5-6 лет, когда он уже понимает, что такое последовательность событий. Он знает, что такое прошлое, настоящее и будущее. Понимает, что следом за днем приходит ночь.

Для того чтобы ребенок смог понимать время по механическим и электронным часам, придется усвоить счет до ста. Некоторые дети считают до ста уже в 5 лет, а другие осваивают к семи годам. Это все считается вариантом нормы. Однако без этого навыка понимание механизма движения времени невозможно.

Основными умениями ребенка в освоении времени должны стать:

Визуальное распознавание каждого числа от 1 до 12;

Умение писать эти числа;

Навыки счета через 5 (5, 10, 15, 20, 25, 30).

Если все это ваш ребенок уже знает, понимает и умеет, можно приступать к изучению понятия времени.

Как объяснить ребенку, что такое время

Что такое время на часах для детей? Некая цифра, которые взрослые называют, глядя на часы. А если в доме нет часов и взрослые пользуются вместо них телефонами, то ребенку вообще не ясно абстрактное понятие времени.

В процессе обучения ребенка определению времени важно помочь ему освоить это понятие и прочувствовать его протяженность или интервалы на конкретных примерах.

Так, начните с простых хлопков, каждый из которых равен одной секунде. Хлопайте с ребенком в такт часам, у которых есть секундная стрелка. При этом объясняйте, что сейчас вы хлопаете в ладоши в такт со временем.

Позже начните обращать внимание ребенка на длительность его игры или просмотра мультфильма. К примеру, одна серия любимого мультсериала длится 20 минут. Озвучьте это. Или засеките время, которое ваше чадо потратит на одевание.

Далее нужно объяснить ребенку, что наш день - это сутки, в которых 24 часа. 12 из них он отдыхает и спит. Остальные 12 часов даются для выполнения всех важных дел: завтрак, обед и ужин, игры с друзьями в детском саду или подготовке к школе и прочее. И каждое из этих занятий требует определенного количества времени.

Такие простые упражнения помогут ребенку ориентироваться во временных отрезках и понимать, что каждое действие требует определенного количества времени.

На чем учить

Для наглядности понадобятся детские игрушечные часы , которые продаются в мелитопольских магазинах игрушек. Часики должны иметь крупный циферблат и подвижные стрелки. Желательно, чтобы на часах были указаны обозначения соответствующих минутам цифр - 1 - 5 минут, 2 - 10 минут и т.д.


Циферблат можно также вырезать по шаблону и наклеить на картон. Сделав прорези на циферблате, на картоне указывают значения отрезков времени, которые ребенок может подсмотреть в случае надобности.

Этапы обучения

Объясните ребенку, что часы состоят из циферблата, цифр и стрелок - минутной и часовой. Минутная стрелка заметно длиннее, чем часовая.

Когда он это запомнит, оставьте только часовую стрелку и цифры. Покажите, как медленно движется стрелка. Объясняйте, что если стрелка находится на цифре один, значит, один час. Если немного дальше, значит, немного больше часа. Отработайте полное время - так легче переходить к изучению минут.

Далее переходите к осваиванию минутной стрелки. Ребенок должен понять, что она длиннее часовой и движется быстрее, то есть скорее переходит к следующей цифре. По всему циферблату нарисуйте небольшие цифры для определения минут от 1 до 60. Объясните, что деление между двумя цифрами включает 5 минут и что минутная стрелка проходит полный круг за 60 минут, или один час. Давайте ребенку задания показать вам передвижениями стрелки 10 минут, 15, 20.

Познакомьте с таким понятиями, как четверть часа, полчаса.

Теперь расскажите, как определить, когда прошла одна минута. Покажите, как на часах будут выглядеть 7 минут, а как 8.

Распишите или нарисуйте вместе с ребенком его распорядок дня. Напротив события нарисуйте циферблат с изображением времени. К примеру, рядом с 7 ребенок просыпается, в 9 - завтракает в садике и пр. Сначала нарисуйте всего несколько картинок. Не торопите время. Но постоянно спрашивайте ребенка, который сейчас час.

Потренируйтесь, двигая стрелки. Устанавливайте игровой циферблат на различные часовые значения и просите ребенка называть цифры, на которых они остановились. Воспользуйтесь тренажерами из обучающих тетрадей.

Помочь разобраться по часам смогут и любимые герои в обучающих видео.

Учим определять время по электронным часам

Показания на электронных часах ребенок может распознать точнее. Сопоставляйте значения часов со стрелками и электронных часов. Возможно, ребенку будет интересно просыпаться по электронному будильнику или под присмотром взрослого установить таймер на электроприборах.

Чтобы закрепить результат, предложите сыну или дочке мотивацию. Например, скажите, что конфеты будем кушать в определенное время - 3:45. Когда часы покажут это время, пускай ребенок позовет вас. Также ходите гулять и ложитесь спать по временным отрезкам. Такой мини-экзамен будет веселым и полезным времяпрепровождением. И обязательно принесет свои плоды.

Главное, что нужно донести до ребенка в процессе обучения его определению времени, - это тот факт, что время идет постоянно, оно не останавливается ни на миг. В качестве иллюстрации отлично подойдут песочные часы.

Понимание этого процесса не только поможет четче ориентироваться в часах и минутах, но и заложит основу бережного отношения человека ко времени, поможет в будущем эффективнее планировать свои дела, а значит, и добиваться больших результатов в любом выбранном деле.

Время - отвлечённое понятие для ребёнка, его нельзя увидеть или потрогать. В нашем быстром мире часы со стрелками не пользуются популярностью. На улицах, в общественных местах и в метро висят в основном электронные табло, у всех есть телефоны, показывающие время цифрами. Но маленького человека сначала нужно научить понимать который час по стрелочкам. Так, подрастая, он сможет планировать: сколько времени нужно для занятий, игр, прогулок.

Первые понятия о времени

Дети к 2,5 -3 годам обычно знают, что утром они просыпаются и завтракают, днём - играют, гуляют, обедают и спят, после тихого часа у них полдник, а затем наступает вечер с ужином, купанием и подготовкой к ночному сну.

В разговорах с детьми нужно употреблять понятия прошедшего, настоящего и будущего времени. То есть: вчера мы ходили в ботанический сад, сейчас будем читать, завтра пойдём в зоопарк. Можно повесить у малыша в комнате календарь с рисунками или фотографиями, отображающими сезоны, и объяснять ему, какое сегодня число, день недели, месяц. О временах года лучше рассказывать при помощи ассоциаций и картинок:

  • зима: снежно, холодно, Дед Мороз, зимние вещи;
  • весна: таяние снега, ручьи, птицы, распускаются листья;
  • лето: солнечно, тепло, ягоды, фрукты, дача, речка;
  • осень: дождь, желтеют и опадают листья, улетают птицы.

Трёхлетнему малышу можно рассказать, что год назад он был маленький, не очень хорошо говорил, боялся кататься с горки, а сейчас уже вот какой большой! Когда пройдёт ещё год, ему исполнится 4 года, он будет сам одеваться и ещё больше помогать маме. Ребёнок научится понимать, что время всегда идёт только вперёд, и ему уже никогда не будет 2 года, он будет всегда становиться старше. Нужно акцентировать внимание ребёнка на времени: уже 9 часов вечера, тебе пора спать, через 15 минут будем ужинать, подожди 1 минутку.

Как научить ребёнка узнавать время по часам

Когда ребёнок подрастёт, в 5–6 лет, научится считать до ста и будет знать цифры, его можно начинать учить понимать время по часам со стрелками. К школе надо уметь это делать самостоятельно. Для начала стоит объяснить малышу таблицу умножения на 5, так ему будет легче разобраться с минутами.

Изучаем циферблат и стрелки

Дайте ребёнку большие часы, лучше без стекла, чтобы он сам пальчиками мог двигать стрелки.

  1. Расскажите и покажите, в какую сторону всегда двигаются стрелки, что большая показывает минуты, а маленькая часы.
  2. Объясните, что если большая стрелка указывает на 12, то цифра, на которую указывает маленькая, и есть настоящее время.
  3. Двигая минутную стрелку от одной цифры к другой, обратите внимание, что это 5 минут, до следующей - ещё 5 минут, и так до конца круга, всего 60 минут. Пока минутная стрелка обходила целый круг, часовая передвинулась только до следующей цифры, это прошёл один час.

Давайте малышу задания, пускай поставит стрелки, а мама назовёт время и наоборот.

Создаём часы своими руками

Дети очень хорошо обучаются во время игры. Ребёнок с помощью мамы, папы или бабушки может сам сделать почти настоящие часы. Нужно из картона вырезать круг, нарисовать на нём циферблат, раскрасить, в середину прикрепить кнопкой две картонные стрелочки так, чтобы они двигались. Можно купить такие картонные часики в магазине.

Показывайте ребёнку, как движутся стрелки, сначала часовая, затем минутная. Начните с простых значений, например: 2:10, 3:30. Когда он поймёт про пятиминутные интервалы, усложните и объясните, как будут выглядеть, например, 12:28, 1:37. Пускай малыш поставит время, когда отправится спать, а утром время поставит мама и он ответит.

Пользуемся знаниями в повседневной жизни

Купите ребёнку настоящие часы со стрелками и повесьте на видное место в его комнате. Когда малыш будет разбираться в часах и минутах, познакомьте его с секундной стрелкой, объясните наглядно, что такое секунда (хлоп в ладоши - прошла секунда). Торопить не надо, а вот хвалить - обязательно. Одни схватывают на лету, другим нужно время, но, в конце концов, все это осваивают.

Обучающие игры

День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются… (часы)!

http://zagadochki.ru/zagadka-den-i-noch-oni-idut.html/

Есть много игр, помогающих ребёнку лучше понять и запомнить то, чему его учили. Можно нарисовать несколько циферблатов с цифрами и предложить малышу изобразить стрелками свой распорядок дня, а потом повесить это на стену.

Фотогалерея: игры, уроки и задачки для изучения времени

Нарисовать стрелками обозначенное под часами время Показать на часах режим дня На каких часах правильное время? Какие часы показывают неправильное время? Обучающая игра с часами Задание для изучения часов в сутках

Для многих детей определенную сложность представляет часовой циферблат. Как научить ребенка времени по часам? Возможно, некоторые наши рекомендации помогут вам с малышом освоить скорее это сложное занятие.

Ориентироваться во времени необходимо. Но процесс обучения не так прост, как может показаться на первый взгляд. Часы имеют две системы нумерации (1-12 и 1-60), это трудно поддается осмыслению в юном возрасте.

С чего начать?

Начинать знакомить с часами малыша стоит с пяти лет, он уже начинает представлять, что такое последовательность, когда на смену вчера приходит сегодня, а за ним идет завтра, что утро сменяет ночь и т. д.

Стоит приобрести часы без стекла, или сделать их самим вместе с малышом. Часы должны иметь большой циферблат и стрелки, которые могут вращаться и сниматься.

Главный момент, который нужно учесть, чтобы начать учебу: малыш должен уметь считать до 60.

Понимание придет легче, если ребенок знает и понимает принцип умножения на пять. Минутная стрелка, которая указывает 5, 10, 15, 20 минут, поможет легче ориентироваться во времени и покажет, сколько минут прошло после определенного часа.

Приступаем к обучению. Часовая стрелка

Поясните ребенку, что на циферблате находятся часовая стрелка и минутная. После того, как ребенок уяснит это, снимите минутную стрелку и поясните, как действует часовая, показывая один три часа, шесть и т. д.

Можно возле каждой цифры нарисовать действие, которое малыш обычно совершает в это время. Например, цифра 8 стоит рядом с умыванием, 12 - с обедом, и т. п.

Это обучение может занять у вас несколько месяцев. Не стоит торопить события! Пусть малыш поймет принцип времени. Затем можно приступать к обучению понятия минутной стрелки.

Поясните малышу, что часовая стрелка движется быстрее по часовому кругу, она длиннее часовой. Весь круг минутная стрелка проходит за 60 минут, а потом часовая переходит на другую цифру, следующую.

Чтобы определять минуты, напишите маленькие цифры от 1 до 60 вокруг циферблата. Расскажите, что деления между цифрами - это 5 минут, а стрелка полный круг проходит за 60.

Когда малыш освоит, что такое минуты, поясните ребенку, как считаются 30, 15 минут, час, а затем попросите его рассказать это вам. Попросите его отсчитать 6 минут, 17 минут, используя деления часовой шкалы.

Алгоритм обучения может быть таким:

  • · Знакомим ребенка с устройством циферблата,
  • · Знакомим с понятием точного часа,
  • · Знакомим с понятием получаса,
  • · Знакомим с понятием пяти минут.
Попробуйте далее обучаться на настоящих часах. Малыш, конечно, не сразу сможет освоить все сложности отсчета времени, но то, что он уже сможет более точно определять время - это без сомнения.

Старайтесь ему в течение дня задавать вопросы относительно времени, вспоминая об этом довольно часто: «Который сейчас час? Сколько минут прошло после того или иного события?» Ведь без тренировки этот навык так просто не сможет выработаться.

Возьмите бумажную тарелку, и пусть ребенок нанесет на нее минутные насечки и напишет главные показатели времени - 12, 3, 6, 9. От центра круга до этих чисел можно провести линии и раскрасить полученные сегменты в разные цвета. Затем, используя карандаши вместо стрелок, показывать заданное вами время.

Почаще спрашивайте ребенка: «В какое время мы идет на прогулку?» , «Сколько осталось времени до сна?» и т. д.

Не стоит форсировать события, считая, что ребенку уже пора усвоить навык времени. Делайте это постепенно, между прочим, или же тогда, когда он сам заговорит об этом понятии.