Как делать шарниры. Шарнирная кукла: как сделать игрушку своими руками для начинающих

09.05.2019

Конечности текстильных кукол, чтобы сделать их шарнирными, можно прикреплять к телу разными способами. В данной статье речь идет о соединении с помощью шарика или бусины.

Вариант с перетянутой мягкой бусиной

Первый способ

На сгибе (локоть или колено) вшивается скрученный из ткани шарик. Также он может быть сделан из набивочного материала или являться обычной бусиной. Вам нужно будет перетянуть его нитью с обеих сторон от него. Остатки нитей скрываются вовнутрь.

Шарнирная кукла с креплением суставов через мягкую бусину

Второй способ

Можно сшить руку или ногу из двух частей (например, предплечье и кисть), а между ними будет пришит небольшой шар из набитой ткани.

Как правило, в дальнейшем такие соединения закрываются сверху тканью, в большинстве случаев — кукольным трикотажем.

Использование обычных бусин

Вам понадобится бусина с отверстием большого диаметра. Хорошо, если это будет деревянная бусина, так как она сделает суставы куклы более устойчивыми и плотными, не станет скользить.

Шарнирное крепление через бусину.

Подойдут сделанные из дерева, сочетающиеся с цветом основного материала вашей игрушки, или, напротив, контрастные. Также можно обклеить бусины тем же материалом, из которого вы сшили куклу.

Еще они могут являться декором, если подобрать оригинальные бусины, как здесь:

Бусины к конечностям могут крепиться не только нитями, но и тесьмой, леской или лентами. Кроме того, вы можете расположить их горизонтально или вертикально. Например, когда вы хотите прикрепить нить, проведенную через шарик, по бокам деталей конечностей, его отверстие будет располагаться горизонтально. Другой вариант - протянуть нить через вертикально расположенный шарик. Вот пример:

Скрытая бусина

Это незаметный способ соединить детали, когда шарнир находится в теле игрушки, а набивочный материал фиксирует его на месте.

Устройство кукольных шарнирных соединений

Различные производители используют разные типы шарнирных соединений
Некоторое типы шарниров дают большую амплитуду движений, другие позволяют лучше фиксировать позу, некоторые шарнирные конструкции используются для большей правдоподобности анатомии куклы. Производители пытаются сочетать различные плюсы разных соединений, но компромиссы неизбежны и какими-то параметрами приходится жертвовать. У каждого автора есть свои секреты. Наиболее удачные соединения патентуются. Но независимо от типа все соединения требуют очень высокой точности изготовления. Проиллюстрировать все типы соединений сложно ввиду их многообразия. Вот лиши некоторые.

Примеры соединения, используемые Luts (http://www.luts.co.kr), SoulDoll (http://www.souldoll.com), Dollstown (http://dollstown.com/)























О шарнирах, как элементах конструкции театральной куклы

Размышляя над темой, долго не мог понять, что может стать её логическим стержнем. Ответ нашёлся в самом вопросе, -“стержень”, тот самый стержень, который является в механике осью вращения, соединительным стержнем в конструкциях шарниров и механизмов.

На первый взгляд, показываю пустяковые вещи, можно сказать, из разряда маленьких хитростей. Не обманывайтесь. Маленькие, не маленькие, а без них в кукольном деле далеко не уедешь, по себе знаю. Молодой и нахальный слышу совет бывалого старика и думаю, а что тут хитрого, я и сам бы до этого додумался, и что он старый лезет куда его не просят. Если вы сегодня так же обо мне подумаете, мне будет приятно с вами улыбнуться.

Красивые и непонятные слова, “конструктор театральных кукол”! Что это такое в театре, чем же он занимается? Сразу и не объяснишь. Начнём с мелочи, с простенького подвижного соединения двух элементов куклы.

Даже простая конструкция плоской куклы из бумаги, а они используются не только в работе с детьми, может озадачить новичка в этом деле. Как сделать соединение деталей легко подвижными?

Не удивляйтесь, но этот тип соединения, что вы видете на моём рисунке, я обнаружил в патентной библиотеке. Американцы умудряются стричь деньги с чего угодно. Картонные детали плоской куклы-марионетки вырубаются на станках, к ним прилагаются “оси” шарниров, для сборки в домашних условиях (игрушка “сделай сам”).


Иногда, для подвижного скрепления двух листов достаточно толстой лески с оплавленными и приплюснутыми концами (свеча, паяльник). А для более серьёзных деталей из фанеры или дерева, сгодится прочный пластмассовый стержень. Концы оплавляются паяльником.

Плоские подвижные куклы могут быть очень эффектными, если уделить внимание их декорированию (роспись, фактура, коллаж). Бумага, не самый лучший материал, попробуйте тонкие деревянные или пенопластовые пластины, кожу или что-то другое.

Однажды я использовал для изготовления шарниров пластмассовые счётные палочки и кнопки с большими цветными шляпками. Палочку обрезал в размер, а кнопки вбивал в отверстия этих палочек.

Шарниры из медной пружинистой спиральки для кукол-перекладок мультипликации.
Вторая деталь накалывается своим отверстием на установленную ось первой детали, после чего ось скручивается. Напомню, на ватман наклеивается «БФ» ом пищевая тонкая фольга и чёрная бумага. Куклы рисуются и расписываются на белом ватмане. Фольга не даёт бумаге коробиться под акварелью, а чёрная бумага с изнанки предотвращает отблеск фольги на стекле съёмочного стола. Потом детальки вырезаются для соединения их шарнирами в куклу-перекладку, но не все. Часть деталей раскладывается на съёмочном столе для свободной их перекладки с места на место при покадровой съёмке. Сразу скажу, большинство кукол не плоские бумажки, а полуобъёмные зделия из акрила или дерева.

Не пренебрегайте и обычными пуговицами, даже портновскими кнопками, для получения шарнирного соединения. Пуговицы бывают очень декоративны: деревянные, металлические, цилиндрическими. Само-сабой, применяются промышленные клёпки для одежды, люверсы и пр.

Количество шарниров не обязательно равно количеству суставов человека.

Ось шарнира в виде вбитого в деталь гвоздя со шляпкой. Проще шарнира не бывает.

С двух сторон детали в отверстие туго вставляются деревянные оси со шляпками. Получаем каталку на колёсиках.

Это тоже марионетка-игрушка. Электролобзиком такие вещи делаются моментально. Если технология отлажена, деревянные оси под рукой, дело за росписью. Она съедает основное время идущее на изгодовление куклы.

Когда у оси нет шляпки, используют шпильки или клинья. Клинья предпочтительней.

Работа электролобзика. Импровизация для неожиданных именин сотрудницы заняла 20 минут.

Простейший вариант паркетной куклы описан в дневнике на странице «Кукла маска».

Понятно, что с бумажками и игрушками многого не достигнешь, рано или поздно вы схватитесь за мягкие набивные формы. Кукла сможет свободно дрыгать ножками-ручками, болтать головой по сторонам, если вы её хорошенько растормошите. Можно пришить к затылку лямку для управления головой, шарики-глаза на лицо, можно закрепить короткие трости к рукам. Понятно, что ткань должна быть праздничная, весёлая, тогда кульки с набивкой и без костюмов изобразят куклу. Создайте движение, и возникнет браз.

Не буду повторять очевидные вещи, просто напомню о разъёмных соединениях таких кукол, а они не обязательно игрушки, в театре эта технология активно используется. Взять ту же паркетную куклу, её тело. Конечно, я говорю о небольших куклах, не станете же вы бегать по сцене с матрацом.

Мне нравятся разъёмные соединения, они сами по себе смотрятся добротно и эффектно, особенно, если подобрать подходящие элементы (карабинчики, ремешки, цветные толстые шнуры, молнии, огромные пуговицы), а главное, они позволяют из одних и тех же деталей собирать на сцене разных кукол. Оцените совет, драпируйте по разному одну и ту же сшитую куклу, цепляйте к ним платочки с пряжей волос, самодельные плоские бумажные маски. Ваш театр должен превратиться в настоящее безобразие для детей!

Я не буду здесь ничего рисовать, всё и так понятно. Пора переходить к деревяшкам.

Разновидностей шарниров море, но большинство из них отличается друг от друга только технологией изготовления. Театр требует надёжности и простоты в изготовлении, возможности быстрого ремонта или замены деталей конструкции на новые.

Даже в таких примитивных шарнирах должна присутствовать ваша конструкторская мысль. Две палки на сыромятном ремне или на шнуре. Ремень или шнур, их толщина, ширина зазора между палками, форма торцов палок с ремнём, эти вопросы нужно решать в каждом случае индивидуально. Если ремень вклеить с гвоздями, то это один шарнир, если концы ремня свободно будут вращаться в пазах дерева (на гвозде), это другой шарнир. Надо ли вводить ограничения в амплитуду движения или оставить всё как есть, это зависит от того, где применяется шарнир. Локти, колени — с ограничителями, голова может и свободно болтаться.

Один из самых простых и надёжных способов соединения подвижных деталей куклы. Кольцевые крючки нужного размера легко сделать самим из проволоки, но проще купить шурупы с колечками в салонах, где торгуют рамками. Шея головы и плечи у марионеток, практически, все соединения паркетных кукол, и многое другое, сцепляется такими крючками.

Ляльки собраны на булавках с колечками, и на шпагате (в плечах и ногах).

Металлические петли можно заменить сложенным в двое ремешком, который прибивается гвоздиками к дереву. Такая петля не лязгает металлом.

Шарнирная петля всем хорошо известна, как известны квартирные двери или створки окон и шкафов. Подвижная привязка одной детали к другой по линии оси вращения требуется в конструкции механики кукол постоянно. Вспомните работу челюсти на петле, локти рук или колени ног.

Конструктивно такие шарниры выполняются различными способами. Наиболее востребованный, витая пружина и ось в паре с ней.

Существует много приспособлений для получения из проволоки пружины.

Остановимся на самом допотопном, не требующим таких приспособлений.

В тисках зажимаем стержень подходящего диаметра (я использую набор свёрл разного диаметра для такого выбора) с концом проволоки так, как показано на рисунке. Придерживая рукой конец стержня, накручиваем виток за витком пружину нужной длинны.

Для свободной петли-шарнира берётся медная проволока, а для тугой работы шарнира берём стальную пружинистую проволоку. Если требуется более тугое движение шарнира, концы её пружины разверните в противоположные стороны перед креплением к детали (пружина слегка сжимается в диаметре, закусывая ось).

Подобные шарниры отличаются множеством способов установки в них оси.

Простой и надёжный способ изготовления осей шарниров, это забивание в просверленные отверстия проволочной стальной оси в виде скобки. Такая ось сама не выскочит из шарнира во время спектакля.

Шпильки полукруглого сечения согнутые колечком по центру очень удобны в работе. Они быстро и легко фиксируются в шарнире круглогубцами, и так же просто снимаются при ремонте куклы.

Хочу проиллюстрировать тему шарниров конструкцией типичной рыночной марионетки (Германия). Здесь всё предельно унифицировано, что позволяет запустить изготовление куклы на поток. Элементы шарнирных пластин с отверстиями для осей-шпилек вырубаются штампом из листового винипласта толщиной в 1,5 — 2 мм. Ноги и руки из деревянного кругляка, на каркас туловища монтируется пенопласт. Понятно, что всегда можно варьировать пропорциями куклы. Размер в пределах 50 см. Шьётся приличный костюм, в законченном виде на голове куклы укладывается парик, делается роспись.

Партия состоит из персонажей к определённому спектаклю. Заказы при чётком разграничении труда распределяются в разных точках. Заготовки конструкций делают одни мастерские, сборку другие, пошивочные работы распределяются среди надомников. Можно не стесняясь поучиться у немцев “мелкому” предпринимательству. О сбыте продукции молчу, ничего в этом не смыслю.

Забыл сказать, вагу для кукол этого типа можно найти в дневнике (немецкая).

Марионетка-игрушка. С точки зрения технологии, предельно рациональная конструкция. Всё подчинено заботе о минимальной себестоимости изготовления. Видно, что детали скреплены текстильным чулком при помощи стиплера. Очень своеобразны «шарниры»! Аскетичность конструкции куклы скроет яркий костюмчик-распахайка.

Небольшой пример из области технологии. Бруску на станках в столярке придают нужный профиль, чтобы потом нарезать из него множество одинаковых деталей таза куклы. Дёшево и сердито!

Популярны, и в пакетных и в тростевых куклах не менее простые “шарниры” в виде верёвки. Смотрится так же дёшево и сердито, как и чулок на деревяшке. Под свободным костюмом такие упрощения допустимы.

Типичная горизонтальная вага для детей. Руки и ноги подвешены к съёмной передней рейке.

Латунные стержни для шариковых ручек используют в шарнирных соединениях кукол. Из них делают оси, либо их плотно вгоняют в отверстие для спасения стенок от износа. Если у вас есть трубочки подходящено диаметра, то стержни можно выкинуть. Концы такой оси развольцовывают или сплющивают один конец для впрессовки его в отверстие.

От профиля деревянных деталей шарнира зависит степень его подвижности и внешний вид конструкции куклы.

В данном случае у шарнира нет специальных ограничений подвижности, свободная “дверная петля”. Когда кукла в мешке костюма, нет смысла тратить время на эстетику деревяшек.

Скруглив углы шарнира, мы сокращаем зазоры между деталями.

Шарнир с ограничением амплитуды движения (локти, коленки) требует особого внимания. Тут много времени занимает подгонка профиля деталей друг к другу.

Если конструкция куклы не скрывается костюмом и видна зрителям, приходится трансформировать её в “скульптуру”. Самое пакостное занятие, трудоёмкое и долгое.

Удобный в работе шарнир. Он относительно прост в изготовлении и полезен в талии кукол, не даёт одежде заминаться в щель при наклонах.

Дверная петля допускает движение деталей вокруг соединяющей их оси, шаровая опора позволяет детали плавно менять наклон вращающейся во всех направлениях оси этой детали. За свою уникальную подвижность он оказался самым популярным у конструкторов театральных кукол и, особенно, у конструкторов кукол мультипликации.

Традиционная кустарная технология предпочитает делать деревянные шарниры на токарных станках. Слово “кустарная” в данном случае используется, как почтительное отношение к традициям народного ремесла.

Нам известен принцип работы шарнира, но не определена его конструкция. Что это значит. Это значит, что шарнир должен быть адаптирован к конкретным условиям.

Конструктору надо определиться с видом пружины, продумать способы крепления её концов, проще говоря адаптировать его форму к требованиям своей куклы.

Очевидно, что сферическая деталь должна в любом положении притягиваться к центру шаровой детали. Вкручиваем шуруп с колечком для крепления одного конца пружины в центр шара.

Если красное называется головкой с носом, то мы смотрим на работу головки в виде шаровой опоры.

Шар усечённый с двух сторон (прямоугольник в плане). Таким был корпус Железного дровосека в поясе.

Конструктивное решения приходится искать каждый раз новое. Пока это очень похоже на головку гапита.

Точка соединения двух тяжей должна быть неподвижна, как бы пружина не была натянута.

В гапите с шаровой опорой детали стянуты сыромятным ремнём. Отсюда и желание проделать отверстие в трости, которое, в принципе, не нужно. Посмотрите на следующий вариант конструкции с кольцевым шурупом в центре шара.

Более рациональное решение.

Шаровые шарниры для кукол мультипликации.

Ось вращения конструктивно можно всегда превратить в точки вращения.

На прощание маленькая хитрость.

Пластмассовое колечко от рыболовной оснастки раскалывается пополам (в отверстие вбивается отвёртка подходящего размера) и половинки приворачиваются проволочкой к внутренней поверхности папье-маше головы куклы. В отличие от медных колечек с микроцарапинами, сквозь которые обычно протягиваются лески механики, пластмассовые кольца не перетирают в работе леску.

Интерес к бжд-куклам, ставший по-настоящему интернациональным, преодолевает географические и расовые предрассудки и становится общей культурой для азиатских и европейских народов. Для тех, кто еще не знает, что такое bjd-куклы, попробуем рассказать.

Что это за куколка?

BJD (ball jointed doll), в переводе с английского, представляет собой куклу на шариковых шарнирах. Благодаря находящимся внутри соединениям, такие куклы могут принимать любую позу, похожую на человеческую. Обычно в качестве соединения используется резиновый шнур, жгут или пружина.

Первыми производителями, которые стали распространять шарнирные куклы, были Япония, Южная Корея и Китай.

Однако сегодня за ними вдогонку устремились Европа и Америка, выпускающие своих питомцев. В России этот вид кукол стал известен под названием БЖД.

Классические шарнирные куклы обладают следующими характеристиками:

  1. Части тела у них полые и стянуты с помощью соединений;
  2. Затылочную часть при необходимости можно снять, так как она крепится на специальных фиксаторах или магнитах;
  3. Глаза можно снять: они прикрепляются пластичным материалом, по своим качествам напоминающим пластилин;
  4. Парики тоже снимаются;
  5. Делают кукол из полиуретана, фарфора (преимущественно авторские) или быстро застывающего пластика.

Однако далеко не все шарнирные куклы можно назвать куклами BJD. Именно поэтому для них принят отдельный термин.

Куклу можно заказать в разобранном виде и собирать самому, а можно и в готовом виде. Концепция производства предполагает и специальный пошив одежды для кукол, в том числе и по заказу владельца.

Если вы решили купить шарнирные куклы, неплохо будет определиться с их размерами. Существует несколько стандартов:

  1. Tiny – 25-30 см
  2. MSD – 38-45 см
  3. SD – 50-68 см
  4. 70+ см.

Также можно выбрать цвет кожи куклы. Стандартными выпускаются белый, розоватый, телесный, имитирующий загорелую кожу. Для нестандартных моделей за отдельную плату вам могут сделать куклу с серой или голубой кожей.

Как купить бжд-dolls?

Как правило, купить качественную куклу можно за 150-2000 долларов. Самыми дорогими фирмами считаются:

  1. soom,
  2. iplehouse,
  3. ringdoll,
  4. souldoll,
  5. volks.

Распаковка на видео

Однако можно подобрать и бюджетные варианты в несколько тысяч рублей.

Купить шарнирные куклы можно под заказ. При оформлении покупки учитывайте следующие факторы:

  • — купить bjd-dolls не всегда можно в готовом виде (как правило, об этом производители или продавцы уточняют на сайте). Если куклу нужно изготовить, этот процесс потребует от 1 до 3 месяцев;
  • — цена на сайте, где вы хотите купить bjd-dolls, может не включать в себя одежду и парик, так что этот факт тоже необходимо уточнить. Платье для куклы и аксессуары, как и доставка, оплачиваются отдельно;
  • — типажи кукол могут распределяться соответственно их росту (чем выше кукла, тем старше персонаж), однако этот принцип действует не во всех случаях (заранее определитесь, какую bjd-doll вы хотите купить);
  • — решите, кому вы хотите купить куклу. Шарнирные куклы – дорогой подарок, и делаются они в основном для взрослых коллекционеров. Если вы хотите купить куклу ребенку, убедитесь, что он оценит ваш подарок. Есть смысл приобретать, если подросток имеет творческие способности к фотографии, рисованию, сочинению историй, моделированию одежды. В этом случае шарнирные куклы помогут ему самореализоваться. Помните: БЖД не предназначены для обычных детских игр: за ними нужен тщательный уход. Коллекционеры приобретают их для того, чтобы делать яркие впечатляющие фото, сопровождающиеся историями о судьбе данного персонажа. БЖД – целая интернациональная культура, в основе которой лежат талант и мастерство авторов и исполнителей.

Как правильно ухаживать?

Куклы требуют особого ухода. Если вы решили купить ее ребенку, убедитесь в том, что он будет содержать подарок в нужных условиях.

Чаще всего кукол покупают с белым цветом кожи. Не нужно рассчитывать, что в этом цвете кукла сохранится долгое время: под воздействием ультрафиолета (солнечных лучей) пластик имеет свойство менять цвет и приобретать зеленоватый оттенок. Чтобы изменения произошли как можно позже, следуйте таким правилам:

  1. Держите bjd-doll в тени, в шкафу или коробке, куда не попадают солнечные лучи, конечно, когда вы не играете с куклой или не фотографируете ее.
  2. Если кукла часто находится под воздействием солнечных лучей, ее нужно обработать специальным аэрозольным лаком. Однако достать его очень трудно, поэтому лучше вообще не выставлять своего любимца на солнце.
  3. Если бжд-кукла не держит позу, а вам это крайне необходимо в течение длительного времени, ее нужно проклеить в местах соединений.

Для этого бжд-куклу необходимо разобрать на составляющие части. Для проклейки возьмем обычный прозрачный строительный клей, а наносить его будем термо-пистолетом следующем порядке:

  1. Пистолет прогреваем и заряжаем его клеем. Клеить лучше в защитных перчатках.
  2. Берем одну часть и смазываем клеем шарнироприемник. Так поступаем со всеми частями.
  3. Дожидаемся, пока остынет клей, а затем вкладываем части с шарнирами. Будьте очень осторожны!

Как ее сделать своими руками?

Если вы думаете, что сделать шарнирные куклы своими руками невозможно, то ошибаетесь. Конечно, они не будут столь идеальны, как фабричные или авторские (их исполняют профессионалы своего дела), но попробовать можно.

БЖД-кукла изнутри

Чтобы сделать bjd-doll своими руками, для начала представим конструкцию БЖД-куклы. На картинки видно, какие части сочленяются и перетягиваются резиновыми жгутами (фото 1).

Жгут, поддерживающий руки, проходит через грудь. Каждая нога имеет собственный жгут. Проходящий сквозь тело от шеи. На запястьях, шее и лодыжках жгуты подвешены на S-образный крючок. Кукла не будет стоять ровно самостоятельно, если она плохо сбалансирована. В этом и состоит главный секрет перетяжки.

Итак, приступим.

Шаг 1

Первое, что нам нужно при создании куклы, — это план, где будет учитываться баланс каждой части. Для начала рисуем контуры куклы.

Для вырезания частей тела понадобится пенополистирол. Из общей массы материала необходимо вырезать части тела так, чтобы они были приблизительно на 10 мм меньше, чем конечный результат. Это будет ядро куклы. Части, которые не нуждаются в ядре, — кисти рук и ног и шея. Отмечаем верх и низ куклы, а также положение лица (см. фото 2).

Шаг 2

Далее формируем пасту из опилок и химической массы. Если химическую массу достать не получается, можно приготовить глинистое тесто из крахмала. Когда паста будет готова, разложите ее по всей поверхности куклы, кроме тех частей, где будут сочленения, и дайте высохнуть. Сделайте соответствующие отметки, как на пенополистироле (см. фото 3).

Шаг 3

Теперь моделирует нашу bjd-doll своими руками. Смешиваем опилки и stoneclay (разновидность пластика, затвердевающего на воздухе) до однородной массы и наносим на ту часть, где располагаются опилки с тестом. Все отметки при моделировании делаем только цветными мелками или карандашами, так как чернила сильно воздействуют на материал.

Из массы с опилками вырежем ладонь и сделаем в ней 5 отверстий для пальцев. Основу для кисти рук врезаем из нержавеющей стали в виде тонких палочек и продеваем их в отверстия. Пальцы можно согнуть в нужной вам форме. Чтобы пальцы держались, их можно закрепить на эпоксидную смолу (см.фото 4).

Шаг 4

Теперь устанавливаем глаза. Разрезаем голову на две половины. Долотом проделываем отверстия нужной формы. С помощью твердеющей массы с опилками закрепляем изнутри глаза. Складываем две половинки головы и скрепляем их с помощью stoneclay (см.фото 5).

Шаг 5

Шею для bjd-doll тоже можно сделать из пенополистирола своими руками. Когда лицо прорисовано, делаем уши из stoneclay. Затем освобождаем проймы и вставляем голову в верхнюю пройму: устанавливаем баланс (см.фото 6).

Шаг 6

Подготовленные кисти рук опускаем в клейкое тесто с опилками и формируем пальцы и ладони. Затем, когда высохнут, наносим твердеющую массу. Руки в локтях разрезаем, из плечевых суставов вырезаем шарики и вставляем их в локтевые суставы. В запястьях шарики прикрепите эпоксидной смолой. Зашкурьте все детали, чтобы они стали гладкими (см.фото 7).

Шаг 7

Точно так же из клейкой массы формируем ступни ног, покрываем stoneclay и вклеиваем шарики с помощью эпоксидной смолы.

Затем вклеиваем шарики в коленные суставы. Чтобы шарик закрепился дополнительно воспользуйтесь полиэтиленом. Также поступаем и с суставами бедра.

Итак, вам всегда нравилось что-нибудь моделировать, и вы с восторгом смотрите на утонченных кукол, стоящих на полках магазина? А знаете ли вы, что делаются шарнирные весьма просто, а результат чаще всего превосходит прилавочный товар? Однако стоит учесть, что занятие требует терпения и усидчивости. В таком случае итог работы порадует вас и ваших близких. У вас будет собственная прекрасная кукла, которая будет оригинальна и неповторима.

Шарнирные куклы: изготовление

Прежде всего, выбираем материал для работы. Им будет пластик для моделирования, который можно приобрести в специализированном магазине. Делаем основу-туловище из обычной фольги и оборачиваем ее пищевой пленкой - это наш каркас. Точно так же делаем и остальные части тела куклы. После того как наш пластик затвердеет, вытаскиваем фольгу из куклы. Таким образом, мы экономим материал.

Далее поработаем над детализацией: руки и ноги разрезаем на три части. К бедрам приделываем шарниры. Эти детали должны иметь идеальную сферическую форму.
складываем в правильном порядке, делаем небольшие отверстия для нитки.
Лепим ступни и Для основы в пальцах используем проволоку.

Гладкость и безупречность кожи - вот основная изюминка, которой могут «похвастаться» шарнирные куклы. Своими руками нужно отполировать все тело, используя для этого мягкую ткань. На голове куклы делаем небольшое углубление, куда потом будут крепиться волосы. Особое внимание уделяем тем местам, где держатся шарниры. Если оставить поверхность шершавой, то эти детали впоследствии будут ее царапать.

Собираем все части куклы воедино, проверяем, чтобы они идеально подходили друг другу. Далее грунтуем части тела. Используем и лак на основе акрила. Сами детали раскрашиваем акриловым декоративным покрытием. Чтобы работать было удобнее, насаживаем детали на трубочки для коктейля. После грунтовки и полного высыхания растираем сухую розовую пастель и слегка очерчиваем ей выпуклости на теле нашей куклы. После покрываем лаком. Можно использовать шелковисто-глянцевый, а можно - матовый.

Теперь начинается самая интересная часть - раскрашиваем лицо куклы. Не забудьте выделить глаза. Для этого можно использовать которые крепятся на супер клей. Чтобы закрепить волосы, используйте зубочистку, дабы не испачкать руки. Волосы крепим в выемку, сделанную заранее на голове.

Собираем все части куклы вместе. В ступнях и кистях проделываем небольшие отверстия, куда вставляем гибкую проволоку. За нее цепляем резинку. Одну используем, чтобы соединить руки и ноги воедино, а вторую - чтобы соединить голову и грудь. Резинки связываем плотно между собой. Итак, вы убедились, что шарнирные куклы BJD не такое уж сложное занятие. Главное - проявить свою фантазию и задаться целью довести дело до конца. В таком случае ваша поделка будет достойна самых ярких аплодисментов.

Шарнирные куклы своими руками являются своего рода эксклюзивом, поэтому широко пользуются спросом по всему миру. Создавая свою модель, вложите в нее как можно больше индивидуальности, никогда не бойтесь экспериментировать. А вдохновение черпайте из лиц танцовщиц и актрис. Стоит предупредить, что шарнирные куклы своими руками стоит начинать делать после того, как вы создадите несколько анатомических эскизов вашей куклы в полный рост.

О шарнирах кукол

О шарнирах, как элементах конструкции театральной куклы

Размышляя над темой, долго не мог понять, что может стать её логическим стержнем. Ответ нашёлся в самом вопросе, -“стержень”, тот самый стержень, который является в механике осью вращения, соединительным стержнем в конструкциях шарниров и механизмов.

На первый взгляд, показываю пустяковые вещи, можно сказать, из разряда маленьких хитростей. Не обманывайтесь. Маленькие, не маленькие, а без них в кукольном деле далеко не уедешь, по себе знаю. Молодой и нахальный слышу совет бывалого старика и думаю, а что тут хитрого, я и сам бы до этого додумался, и что он старый лезет куда его не просят. Если вы сегодня так же обо мне подумаете, мне будет приятно с вами улыбнуться.

Красивые и непонятные слова, “конструктор театральных кукол”! Что это такое в театре, чем же он занимается? Сразу и не объяснишь. Начнём с мелочи, с простенького подвижного соединения двух элементов куклы.

Даже простая конструкция плоской куклы из бумаги, а они используются не только в работе с детьми, может озадачить новичка в этом деле. Как сделать соединение деталей легко подвижными?

Не удивляйтесь, но это соединение я обнаружил в патентной библиотеке. Американцы умудряются стричь деньги с чего угодно. Картонные детали плоской куклы-марионетки вырубаются на станках, к ним прилагаются “оси” шарниров, для сборки в домашних условиях (игрушка “сделай сам”).


Иногда достаточно толстой лески с оплавленными свечёй или паяльником приплюснутыми концами. А прочный пластмассовый стержень годится и для более серьёзных деталей из фанеры и дерева. Концы так же оплавляются паяльником.


Плоские подвижные куклы могут быть очень эффектными, если уделить внимание их декорированию (роспись, фактуровка, коллаж). Бумага, не самый лучший материал, попробуйте тонкие деревянные или пенопластовые пластины (увеличив размеры кукол), кожу и т. д.

Однажды я использовал для изготовления шарниров пластмассовые счётные палочки и кнопки с большими шляпками. Палочку обрезал в размер, а кнопки вбивал в отверстия этих палочек.

Не пренебрегайте и обычными пуговицами и портновскими кнопками для получения шарнирного соединения. Они бывают очень декоративны: деревянные, металлические, цилиндрическими.

Само-сабой, применяются промышленные клёпки для одежды, люверсы и пр.

Ось шарнира в виде вбитого в деталь гвоздя со шляпкой. Проще шарнира не бывает.

Деревянные “карандаши” со шляпками туго вставляются в отверстие с двух сторон. Получаем каталку на колёсиках.

Когда у оси нет шляпки, используют шпильки или клинья.


Понятно, что с бумажками и игрушками многого не достигнешь, рано или поздно вы схватитесь за мягкие набивные формы. Кукла сможет свободно дрыгать ножками-ручками, болтать головой по сторонам, если вы её хорошенько растормошите.

Не буду повторять очевидные вещи, просто напомню о разъёмных соединениях таких кукол, а они не обязательно игрушки, в театре эта технология активно используется. Взять ту же паркетную куклу, её тело. Конечно, я говорю о небольших куклах, не станете же вы бегать по сцене с матрацом.

Мне нравятся разъёмные соединения, они сами по себе смотрятся добротно и эффектно, если подобрать подходящие элементы (карабинчики, ремешки, шнуры цветные толстые), а главное, они позволяют из одних и тех же деталей собирать на сцене разных кукол. Оцените совет, драпируйте по разному одну и ту же куклу, цепляйте к ним бумажные маски...

Я не буду здесь ничего рисовать, всё и так понятно. Пора переходить к деревяшкам.

Разновидностей шарниров море, но большинство из них отличается друг от друга технологией изготовления. Театр требует надёжности и простоты изготовления, возможности быстрого ремонта или замены деталей конструкции.

Даже в таких примитивных шарнирах должна присутствовать ваша мысль. Две палки на сыромятном ремне или на шнуре. Ремень или шнур, их толщина, ширина зазора между палками, форма торцов палок с ремнём, эти вопросы нужно решать в каждом случае по разному. Если ремень вклеить с гвоздями, то это один шарнир, если концы ремня свободно будут вращаться в пазах дерева (на гвоздях), это другой шарнир. Надо ли вводить ограничения в амплитуду движения или оставить как есть, зависит от того, где применяется шарнир. Локти, колени с ограничителями, голова может и свободно работать.

Один из самых простых и надёжных способов соединения подвижных деталей куклы. Кольцевые крючки нужного размера легко сделать самим из проволоки, но проще купить шурупы с колечками в салонах, где торгуют рамками. Шея головы и плечи у марионеток, практически, все соединения паркетных кукол и многое другое, сцепляется такими крючками.

Металлические петли часто можно заменить сложенным в двое ремешком, который прибивается гвоздиками к дереву. Такая петля не лязгает металлом.

Шарнирная петля всем хорошо известна, как известны квартирные двери или створки окон и шкафов. Подвижная привязка одной детали к другой по линии оси вращения требуется в конструкции механики кукол постоянно. Вспомните работу челюсти на петле, локти рук или колени ног.

Конструктивно такие шарниры выполняются различными способами. Наиболее востребованный, витая пружина и ось в паре с ней.




Существует много приспособлений для получения из проволоки пружины.

Остановимся на самом допотопном, не требующим таких приспособлений.

В тисках зажимаем стержень подходящего диаметра (я использую набор свёрл разного диаметра для такого выбора) с концом проволоки так, как показано на рисунке. Придерживая рукой конец стержня, накручиваем виток за витком пружину нужной длинны.

Для свободной петли-шарнира берётся медная проволока, а для тугой работы шарнира берём стальную пружинистую проволоку. Если требуется более тугое движение шарнира, концы её пружины разверните в противоположные стороны перед креплением к детали (пружина слегка сжимается в диаметре, схватывая ось).

Подобные шарниры отличаются множеством способов установки в них оси.

Проволочная стальная ось в виде скобки забивается в просверленные отверстия. Простой и надёжный способ изготовления осей шарниров.

Шпильки полукруглого сечения согнутые колечком по центру очень удобны в качестве оси шарнира. Они быстро и легко монтируются на шарнире круглогубцами, и так же просто снимаются при ремонте куклы.

Хочу проиллюстрировать тему шарниров на конструкции типичной рыночной марионетки (Германия). Здесь всё предельно унифицировано, что позволяет запустить изготовление куклы на поток. Элементы шарнирных пластин с отверстиями для осей-шпилек вырубаются из листового винипласта толщиной в 1,5 - 2 мм. Ноги и руки из деревянного кругляка, на каркас туловища укладывается пенопласт. Понятно, что всегда можно варьировать пропорциями куклы. Размер в пределах 50 см. Шьётся очень приличный костюм, в законченном виде куклы укладывается парики и делается роспись.

Куклы идут партиями с персонажами к определённому спектаклю. Заказы при чётком разграничении труда распределяются в разных точках. Заготовки конструкций делают одни мастерские, сборка в других, пошивочные работы даются надомникам и т. д. Можно поучиться у немцев “мелкому” предпринимательству. О сбыте продукции молчу, ничего в этом не смыслю.

Забыл сказать, вагу для кукол этого типа можно найти в дневнике (немецкая).

Марионетка-игрушка. С точки зрения технологии предельно рациональная конструкция. Всё подчинено получению минимальной себестоимости. Видно, что детали скреплены текстильным чулком при помощи стиплера. Шарниры весьма своеобразны. Конструкцию скроет костюмчик-распахайка.

Небольшой пример из области технологии. Бруску придают нужный профиль, чтобы потом нарезать из него множество одинаковых деталей таза куклы. Дёшево и сердито!

Популярны, особенно в пакетных куклах не менее простой “шарнир” в виде верёвки. Так же дёшево и сердито, как и чулок на деревяшке. Под свободным костюмом такие упрощения допустимы.

Типичная вага для детей. Руки и ноги подвешены к съёмной передней рейке.

Латунные стержни для шариковых ручек используют в шарнирных соединениях кукол. Из них делают оси, либо их плотно вгоняют в отверстие для оси в качестве укрепления стенок от износа.

Многое зависит от профиля деревянных деталей шарнира, от которого зависит степень подвижности и внешний виж конструкции куклы.

В данном случае у шарнира нет специальных ограничений подвижности, свободная “дверная петля”. Когда кукла в мешке костюма, нет смысла тратить время на эстетику деревяшек.

Скруглив углы шарнира, мы сокращаем зазоры между деталями.

Шарнир с ограничением амплитуды движения (локти, коленки) требует особого внимания при изготовлении. Много времени занимает подгонка профиля деталей друг к другу.

Если конструкция куклы не скрывается костюмом и видна зрителям, приходится трансформировать его в “скульптуру”, надо побеспокоиться о внешнем виде шарниров. Самое пакостное занятие, трудоёмкое и долгое.

Удобный в работе шарнир. Он относительно прост в изготовлении и полезен в талии кукол, не даёт их одежде заминаться в щель при наклонах.

Если дверная петля допускает движение деталей вокруг соединяющей их оси, то шаровой шарнир позволяет плавно менять наклон оси вращения деталей во всех направлениях. За свою уникальную подвижность он оказался самым популярным у конструкторов театральных кукол и, особенно, у конструкторов кукол мультипликации.

Традиционная кустарная технология предпочитает делать деревянные шарниры на токарных станках. Слово “кустарная” в данном случае используется, как почтительное отношение к традициям народного ремесла.

Нам известен принцип работы шарового шарнира, но пока не известна его конструкция. Что это значит. Это значит, что шарнир должен быть адаптирован к конкретным условиям.

Принципиальная схема шарнира показана.

Конструктору осталось определиться с видом пружины, продумать способы крепления её концов, проще говоря адаптировать его форму к требованиям своей куклы.

Очевидно, что сферическая деталь должна притягиваться к центру шаровой детали. Вкручиваем шуруп с колечком для крепления пружины в центр шара.

Если это головка с носом, то посмотрите принцип работы шарового шарнира.

Шар усечённый с двух сторон (прямоугольник в плане). Таким был корпус Железного дровасека в поясе.

Конструктивное решения приходится искать каждый раз новое.

Точка соединения двух тяжей неподвижна, как бы пружина не была натянута.

В гапите с шаровой опорой детали стянуты сыромятным ремнём. Отсюда и желание оставить отверстие в трости, которое, в принципе, не нужно. Посмотрите на следующий вариант конструкции с кольцевым шурупом в центре шара.



Более рациональное решение.

Шаровые шарниры для кукол мультипликации.

Ось вращения конструктивно можно всегда превратить в точки вращения.

На прощание маленькая хитрость.

Пластмассовое колечко от рыболовной оснастки раскалывается пополам (в отверстие вбивается конусообразный штырь) и половинки приворачиваются проволочкой к внутренней поверхности папье-маше головы куклы. В отличие от медных колечек с микроцарапинами, сквозь которые обычно протягиваются лески механики, пластмассовые кольца не перетирают в работе леску.

О деталях механики головы надо делать отдельную страницу.