Авторами опросника PARI (parental attitude research instrument) являются E. Шефер и К. Белл. Первичная апробация методики на русскоязычной выборке была проведена кандидатом психологических наук Т. В. Нещерет в 1980 году. В дальнейшем работа по апробации и адаптации методики к условиям русскоязычной культуры велась Т. В. Архиреевой (Архиреева Т. В., 2002).
243
Опросник «Измерение родительских установок и реакций» предназначен для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к детям вообще, а также к различным сторонам семейной жизни (семейной роли). Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.
Описание методики
Опросник «Измерение родительских установок и реакций» состоит из 115 суждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей. В методику заложены 23 шкалы (признака), касающиеся различных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Каждая шкала включает в себя 5 утверждений, которые расположены в определенной последовательности: суждения, принадлежащие одной и той же шкале, повторяются через каждые 23 пункта. Например, шкала №1 «Вербализация» (предоставление ребенку возможности высказаться) включает в себя утверждения за следующими номерами: 1, 24, 47, 70, 93 и т. д. (см. бланк). Отвечающий должен выразить свое отношение к ним в виде полного или частичного согласия или несогласия.
Шкалы (признаки) опросника
3. Зависимость от семьи (ограничение матери ролью хозяйки дома).
4. Подавление воли ребенка.
5. «Жертвенность» родителей.
6. Опасение обидеть (страх причинить ребенку вред).
7. Супружеские конфликты.
8. Строгость родителей.
11. Сверхавторитет родителей (поощрение зависимости ребенка от родителей).
12. Подавление агрессивности ребенка.
16. Уклонение от конфликта (избегание общения с ребенком).
17. Безучастность мужа (невнимательность мужа к жене).
18. Подавление сексуальности ребенка.
19. Доминирование матери.
22. Стремление ускорить развитие ребенка.
23. Несамостоятельность матери (необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка).
Таким образом, 8 шкал-признаков описывают отношение к семейной роли, 115 - касаются детско-родительских отношений, подразделяясь на 3 группы:
244
(1) оптимальный эмоциональный контакт, (2) излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, (3) излишняя концентрация на ребенке.
1. Отношение к семейной роли описывается с помощью 8 признаков (их номера в опросном листе - 3, 5, 7, 11, 13,17, 19, 23): зависимость от семьи (ограничение матери ролью хозяйки дома); «жертвенность» родителей; супружеские конфликты; сверхавторитет родителей (поощрение зависимости ребенка от родителей); неудовлетворенность ролью хозяйки («мученичество» родителей); безучастность мужа (невнимательность мужа к жене); доминирование матери; несамостоятельность матери (необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка).
2. Отношение родителей к ребенку:
? оптимальный эмоциональный контакт определяется в соответствии с выраженностью 4 признаков (их номера по опросному листу - 1, 14,15, 21): вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться); партнерские отношения (равенство родителей и ребенка); поощрение активности ребенка; товарищеские отношения между родителями и детьми;
? излишняя эмоциональная дистанция с ребенком включает в себя 3 признака (их номера по опросному листу - 8, 9, 16): строгость родителей; раздражительность родителей; уклонение от конфликта (избегание общения с ребенком);
? излишняя концентрация на ребенке описывается 8 признаками (их номера по опросному листу - 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22): чрезмерная забота (оберегание ребенка от трудностей); подавление воли ребенка; опасение обидеть (страх причинить ребенку вред); исключение внесемейных влияний (зависимость ребенка от матери); подавление агрессивности ребенка; подавление сексуальности ребенка; навязчивость родителей, вмешательство в мир ребенка; стремление ускорить развитие ребенка.
Для оценки утверждений опросника родителям предоставляется специальный бланк. Бланк для ответов составлен таким образом, чтобы пункты каждой шкалы опросника находились на одной строке, например: строка бланка включает номера 1, 24, 47, 70, 93, которые являются пунктами первой шкалы опросника «Вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться)».
Инструкция: «Прочтите утверждения, данные ниже, и оцените каждое из них следующим образом:
А - если с данным положением вы согласны полностью;
а - если с данным положением вы скорее согласны, чем не согласны;
б - если с данным положением вы скорее не согласны, чем согласны;
Б - если с данным положением вы полностью не согласны.
Здесь нет правильных или неправильных ответов. Вы отвечаете согласно своему мнению. Очень важно, чтобы Вы ответили на все вопросы. Многие утверждения будут казаться похожими, но все они необходимы, чтобы уловить слабые различия во взглядах на воспитание детей.
Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, старайтесь дать первый ответ, который придет Вам в голову».
245
Текст опросника
1. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей.
2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид.
3. Для хорошей матери дом и семья - самое важное в жизни.
4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых.
5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много.
6. Маленького ребенка всегда следует крепко держать во время мытья, чтобы он не упал.
7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни.
8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание.
9. Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощения.
10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей.
11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе.
12. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств.
13. Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться от своих обязанностей.
14. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот.
15. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время.
16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать постоянно.
17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми.
18. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола.
19. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованно.
20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети.
21. Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее.
22. Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологическими нуждами уже с 15 месяцев.
23. Самое трудное для молодой матери - оставаться одной в первые годы воспитания ребенка.
24. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни в семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная.
25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет жизнь.
246
26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери.
27. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности.
28. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка.
29. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком.
30. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права.
31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер.
32. Матери часто настолько бывают замучены присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше.
33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете.
34. Ребенок должен уважать своих родителей больше других.
35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям, вместо того чтобы разрешать свои недоразумения в драке.
36. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее воспитательные возможности меньше умений и способностей (могла бы, но...).
37. Родители своими поступками должны завоевать расположение детей.
38. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами.
39. Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое.и не вникать в его дела.
40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни.
41. Нельзя допускать, чтобыдевочки и мальчики видели друг друга голыми.
42. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей, и для мужа.
43. У ребенка не должно быть тайн от своих родителей.
44. Если у вас принято, что дети рассказывают вам анекдоты, а вы - им, то многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтов.
45. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие.
46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с уходом за ребенком и его воспитанием.
47. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказывать.
48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы.
49. Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями.
50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство.
51. Очень мало женщин получает благодарность детей за труд, затраченный на их воспитание.
52. Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя
виноватой.
53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вызывают раздражение.
54. Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими, устойчивыми и уважаемыми людьми.
247
55. Редко бывает, чтобы мать, которая целый день занимается с ребенком, сумела быть ласковой и спокойной.
56. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей.
57. Дети должны знать, что нет людей более мудрых, чем их родители
58. Нет оправдания ребенку, который бьет другого ребенка.
59. Молодые матери страдают по поводу своего заключения дома больше, чем по какой-нибудь другой причине.
60. Заставлять детей отказываться и приспосабливаться - плохой метод воспитания.
61. Родители должны научить детей находить себе занятие и не терять свободного времени.
62. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала к этому привыкнут.
63. Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанностей по содержанию семьи.
64. Детские игры с сексуальным содержанием могут привести детей к сексуальным преступлениям.
65. Планировать должна только мать, так как только она знает, как положено вести хозяйство. ,
66. Внимательная мать должна знать, о чем думает ее ребенок.
67. Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания детей об их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т. п., помогают им в более быстром социальном развитии.
68. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети научатся разрешать свои проблемы.
69. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях.
70. Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов.
71. Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы их дети не попали в трудные ситуации.
72. Слишком много женщин забывает о том, что их надлежащим местом является дом.
73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает.
74. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них.
75. Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие поручения.
76. В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить путем спокойного обсуждения.
77. Большинство детей должны воспитываться более строго, чем это происходит на самом деле.
78. Воспитание детей - это тяжелая нервная работа.
79. Дети не должны сомневаться в способе мышления их родителей.
80. Больше всех других дети должны уважать родителей.
248
81. Не надо способствовать тому, чтобы дети занимались боксом и борьбой, так как это может привести к серьезным нарушениям тела и другим проблемам.
82. Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери, как правило, нет свободного времени для любимых занятий.
83. Родители должны считать детей равноправными по отношению к себе во всех вопросах жизни.
84. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и будет счастлив.
85. Надо оставить ребенка, которому грустно, в покое и не заниматься им.
86. Самое большое желание любой матери - быть понятой мужем.
87. Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сексуальные проблемы.
88. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо.
89. Так как ребенок - часть матери, она имеет право знать все о его жизни.
90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принимают их советы.
91. Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше научить ребенка справляться с физиологическими нуждами.
92. Большинство женщин нуждаются в большем количестве времени для отдыха после рождения ребенка, чем им дается на самом деле.
93. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит родителям свои проблемы.
94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе.
95. Для хорошей матери достаточно общения с собственной семьей.
96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка.
97. Матери жертвуют всем ради блага собственных детей.
98. Самая главная забота матери - благополучие и безопасность ребенка.
99. Естественно, что двое людей с противоположными взглядами в супружестве ссорятся.
100. Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счастливыми.
101. Естественно, что мать «сходит с ума», если у нее дети эгоисты и очень требовательные.
102. Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих родителях.
103. Первая обязанность детей - доверие по отношению к родителям.
104. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам.
105. Молодая мать чувствует себя несчастной, потому что знает, что многие вещи, которые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны.
106. Нет никаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и привилегий, чем у детей.
107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него.
249
108. Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими проблемами.
109. Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна радость в жизни.
110. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах.
111. Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вынуждена руководить семейными делами.
112. Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка.
113. Если включать ребенка в домашние работы, он становится более связан с родителями и легче доверяет им свои проблемы.
114. Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из бутылочки (приучить ребенка «самостоятельно» питаться).
115. Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по отношению к детям.
Бланк
Ф.И.О. _
Возраст.
„Образование
Стаж семейной жизни ____
Количество и возраст детей
№ |
Варианты |
№ |
Варианты |
№ |
Варианты |
№ |
Варианты |
№ |
Варианты |
1 |
АабБ |
24 |
АабБ |
47 |
АабБ |
70 |
АабБ |
93 |
АабБ |
2 |
АабБ |
25 |
АабБ |
48 |
АабБ |
71 |
АабБ |
94 |
АабБ |
3 |
АабБ |
26 |
АабБ |
49 |
АабБ |
72 |
АабБ |
95 |
АабБ |
4 |
АабБ |
27 |
АабБ |
50 |
АабБ |
73 |
АабБ |
96 |
АабБ |
5 |
АабБ |
28 |
АабБ |
51 |
АабБ |
74 |
АабБ |
97 |
АабБ |
6 |
АабБ |
29 |
АабБ |
52 |
АабБ |
75 |
АабБ |
98 |
АабБ |
7 |
АабБ |
30 |
АабБ |
53 |
АабБ |
76 |
АабБ |
99 |
АабБ |
8 |
АабБ |
31 |
АабБ |
54 |
АабБ |
77 |
АабБ |
100 |
АабБ |
9 |
АабБ |
32 |
АабБ |
55 |
АабБ |
78 |
АабБ |
101 |
АабБ |
10 |
АабБ |
33 |
АабБ |
56 |
АабБ |
79 |
АабБ |
102 |
АабБ |
11 |
АабБ |
34 |
АабБ |
57 |
АабБ |
80 |
АабБ |
103 |
АабБ |
12 |
АабБ |
35 |
АабБ |
58 |
АабБ |
81 |
АабБ |
104 |
АабБ |
13 |
АабБ |
36 |
АабБ |
59 |
АабБ |
82 |
АабБ |
105 |
АабБ |
14 |
АабБ |
37 |
АабБ |
60 |
АабБ |
83 |
АабБ |
106 |
АабБ |
15 |
АабБ |
38 |
АабБ |
61 |
АабБ |
84 |
АабБ |
107 |
АабБ |
16 |
АабБ |
39 |
АабБ |
62 |
АабБ |
85 |
АабБ |
108 |
АабБ |
17 |
АабБ |
40 |
АабБ |
63 |
АабБ |
86 |
АабБ |
109 |
АабБ |
18 |
АабБ |
41 |
АабБ |
64 |
АабБ |
87 |
АабБ |
110 |
АабБ |
19 |
АабБ |
42 |
АабБ |
65 |
АабБ |
88 |
АабБ |
111 |
АабБ |
20 |
АабБ |
43 |
АабБ |
66 |
АабБ |
89 |
АабБ |
112 |
АабБ |
21 |
АабБ |
44 |
АабБ |
67 |
АабБ |
90 |
АабБ |
113 |
АабБ |
22 |
АабБ |
45 |
АабБ |
68 |
АабБ |
91 |
АабБ |
114 |
АабБ |
23 |
АабБ |
46 |
АабБ |
69 |
АабБ |
92 |
АабБ |
115 |
АабБ |
|
Стэновые оценки |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1 |
5-12 |
13 |
14 |
15-16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
20 |
20 |
2 |
5 |
6-7 |
8 |
9-10 |
11-12 |
13-14 |
15-16 |
17-18 |
19 |
20 |
3 |
5-8 |
9 |
10 |
11-12 |
13-14 |
15-16 |
17-18 |
19 |
20 |
20 |
4 |
5-10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15-16 |
17 |
18-19 |
20 |
20 |
b |
5-9 |
10-11 |
12 |
13-14 |
15 |
16-17 |
18 |
19 |
20 |
20 |
b |
5-10 |
11 |
12-13 |
14 |
15-16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
20 |
7 |
5-9 |
10-11 |
12 |
13-14 |
15 |
16-17 |
18 |
19 |
20 |
20 |
8 |
5-6 |
7 |
8-9 |
10-11 |
12-13 |
14-15 |
16-17 |
18-19 |
20 |
20 |
У |
5-7 |
8 |
9 |
10 |
11-12 |
13-14 |
15 |
16 |
17-19 |
20 |
10 |
5-10 |
11 |
12 |
13-14 |
15 |
16-17 |
18 |
19 |
20 |
20 |
11 |
5-8 |
9 |
10 |
11-12 |
13 |
14-15 |
16-17 |
18 |
19 |
20 |
12 |
5-7 |
8-9 |
10-11 |
12-13 |
14 |
15-16 |
17-18 |
19 |
20 |
20 |
13 |
5-6 |
7 |
8-9 |
10 |
11 |
12-13 |
14-15 |
16 |
17-18 |
19-20 |
14 |
5-10 |
11 |
12 |
13-14 |
14 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
1Ь |
5-11 |
12-13 |
14-15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
20 |
20 |
16 |
5-7 |
8-9 |
10-11 |
12 |
13 |
14-15 |
16-17 |
18 |
19 |
20 |
1/ |
5-10 |
11-12 |
13 |
14-15 |
16-17 |
18 |
19 |
20 |
20 |
20 |
18 |
5-9 |
10 |
11 |
12-13 |
14-15 |
16-17 |
18-19 |
20 |
20 |
20 |
19 |
5-7 |
8 |
9-10 |
11 |
12 |
13-14 |
15-16 |
17-18 |
20 |
20 |
20 |
5-7 |
8-11 |
12-13 |
14 |
15-16 |
17-18 |
19 |
20 |
20 |
20 |
21 |
5-15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
19 |
20 |
20 |
20 |
20 |
22 |
5-10 |
11 |
3 |
13-14 |
15 |
16-17 |
18 |
19 |
20 |
20 |
23 |
5-10 |
11 |
12 |
13-14 |
15-16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
20 |
|
Стэновые оценки |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1 |
5-11 |
12-13 |
14 |
15-16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
20 |
20 |
2 |
5-7 |
8 |
9 |
4 |
11-12 |
13-14 |
15-16 |
17-18 |
19-20 |
20 |
3 |
5-8 |
9-10 |
11-12 |
13 |
14-15 |
16 |
17-18 |
19 |
20 |
20 |
4 |
5-9 |
10 |
11-12 |
13 |
14 |
15-16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
5 |
5-11 |
12 |
13 |
14 |
15-16 |
17 |
18-19 |
19-19 |
20 |
20 |
6 |
5-10 |
11-12 |
13 |
14 |
15-16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
20 |
7 |
5-9 |
10 |
11-12 |
13 |
14-15 |
16 |
17 |
18-19 |
20 |
20 |
8 |
5-6 |
7-8 |
9-10 |
11 |
12-13 |
14-16 |
17 |
18-19 |
20 |
20 |
9 |
5-7 |
8 |
9-10 |
11 |
12-13 |
14-15 |
16 |
17 |
19 |
20 |
10 |
5-10 |
11-12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18-19 |
20 |
20 |
11 |
5-8 |
9 |
10 |
11-12 |
13-14 |
15-16 |
17 |
18-19 |
20 |
20 |
12 |
5-8 |
9 |
10 |
11 |
12-14 |
15-16 |
17 |
18 |
19-20 |
20 |
13 |
5-7 |
8 |
9 |
10-11 |
12 |
13-14 |
14-16 |
17-18 |
19 |
20 |
1 |
Методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research
Instrument - РARI) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).Тест-опросник PARI включает 115 утверждений о семейной жизни и воспитании детей.
В него заложены 23 шкалы, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье , в каждой из шкал по 5 вопросов.
Из них 8 шкал описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений
Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1 - оптимальный эмоциональный контакт, 2 - излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3 - излишняя концентрация на ребенке.
На заполнение вопросника потребуется примерно 20 минут.
Методика PARI. Тест-опросник изучения родительских установок:
Инструкция.
Перед вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, т.к. каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.
Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако, это не так. Вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие различия во взглядах на воспитание детей.
Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, стараясь дать правильный ответ, который придет к вам в голову.
Рядом с каждым положением находятся буквы А а б Б, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного предложения:
А - если с данным положением согласны полностью;
а - если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;
б - если с данным положением скорее не согласны, чем согласны;
Б - если с данным положением полностью согласны.
Вопросы методики PARI.
Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака 20, минимальная 5; 18, 19, 20 - высокие оценки, соответственно 8, 7, 6, 5 - низкие.
Имеет смысл в первую очередь анализировать высокие и низкие оценки.
Ключ к методике PARI.
А – 4 балла; а – 3 балла; б – 2 балла; Б – 1 балл
Признаки.
Признаки |
№ пп |
Ответ АабБ |
№ пп |
Ответ АабБ |
№ пп |
Ответ АабБ |
№ пп |
Ответ АабБ |
№ пп |
Ответ АабБ |
Значение признака, Сумма |
Вербализация |
|||||||||||
Чрезмерная забота |
|||||||||||
Зависимость от семьи |
|||||||||||
Подавление воли |
|||||||||||
Ощущение самопожертвования |
|||||||||||
Опасение обидеть |
|||||||||||
Семейные конфликты |
|||||||||||
Раздражительность |
|||||||||||
Излишняя строгость |
|||||||||||
Исключение внесемейных влияний |
|||||||||||
Подавление агрессивности |
|||||||||||
Неудовлетворенность ролью хозяйки |
|||||||||||
Партнерские отношения |
|||||||||||
Развитие активности ребенка |
|||||||||||
Уклонение от конфликта |
|||||||||||
Безучастность мужа |
|||||||||||
Подавление либидо |
|||||||||||
Доминирование матери |
|||||||||||
Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка |
|||||||||||
Уравнение отношения |
|||||||||||
Стремление ускорить развитие ребенка |
|||||||||||
Несамостоятельность матери |
Интерпретация.
Отношение к семейной роли
Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе 3,5,7,11,13,17,19,23:
Отношение родителей к ребенку
Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21);
Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):
Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20,22):
В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:
Посмотрев на цифровые данные, можно составить “предварительный портрет” семьи. Очень важна шкала 7 (семейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения.
Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов “дела”, обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют оценки по шкалам 17, 19, 23.
Основной вывод, который можно сделать сразу, это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.
Методика PARI. Тест-опросник изучения родительских установок.
5
Rating 5.00 (3 Votes)Одним из важнейших направлений работы практического психолога является работа с семьей (супругами, родителями, семьей и детьми). Ключевой момент в этой работе - получение полной и объективной, информации. В отечественной психологии наиболее полно представлены методики сбора информации о межсупружеских отношениях и менее содержательно - о родительских-детских. В целях восполнения этого пробела предлагаем ознакомиться с методикой PARI - семейная жизнь глазами родителей.
Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы - американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл.
В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1 - оптимальный эмоциональный контакт, 2 - излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3 - излишняя концентрация на ребенке.
Отношение к семейной роли описывается с помощью 8 признаков, их номера шкал 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:
ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (№3);
ощущение самопожертвования в роли матери (№5);
неудовлетворенность ролью хозяйки дома (№13);
«безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (№17);
доминирование матери (№19);
зависимость и несамостоятельность матери (№23).
Отношение родителей к ребенку описывается с помощью 15 признаков, которые делятся на следующие 3 группы:
Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера шкал 1, 14, 15, 21);
предоставление ребенку возможности высказаться, вербализаций (№1);
партнерские отношения (№14);
поощрение активности ребенка (№15);
уравнительные отношения между родителями и ребенком (№21).
Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера шкал 8, 9, 16):
раздражительность, вспыльчивость (№8);
суровость, излишняя строгость (№9);
уклонение от контакта с ребенком (№16).
Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера шкал 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):
чрезмерная забота, установление отношений зависимости (№2);
преодоление сопротивления, подавление воли (№4);
создание безопасности, опасение обидеть (№6);
исключение внесемейных влияний (№10);
подавление агрессивности (№12);
подавление сексуальности (№18);
чрезмерное вмешательство в мир ребенка (№20);
стремление ускорить развитие ребенка (№22).
Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.
Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака: минимальная - 5 баллов; 18, 19, 20 - высокие оценки; соответственно 8, 7, 6, 5 - низкие.Имеет смысл в первую очередь анализировать высокие и низкие оценки.
Опросник и лист ответов прилагаются.
Материал сайт - энциклопедии психодиагностики
Методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument - РARI) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы - американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл, в России методика адаптирована Т.В. Нещерет.
Опросник PARI включает 115 утверждений о семейной жизни и воспитании детей. В него заложены 23 шкалы, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье, в каждой из шкал по 5 вопросов. Из них 8 шкал описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. В свою очередь эти 15 шкал делятся на следующие 3 группы:
Есть шкалы, связанные между собой. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия:
«Прочтите каждое утверждение, данное ниже, и оцените каждое из них следующим образом:
Здесь нет правильных или неправильных ответов, поэтому вы отвечаете согласно своему мнению. Очень важно, чтобы вы ответили на все вопросы. Многие утверждения будут казаться похожими, но все они необходимы, чтобы уловить слабые различия во взглядах.»
Результаты тестирования заносятся в специальную таблицу, в строках которой располагаются номера 5 вопросов, «измеряющих» тот или иной аспект (признак) родительского отношения к ребенку (шкалы методики).
Опросник объединяет следующие шкалы:
А - 4 балла; а - 3 балла; б - 2 балла; Б - 1 балл.
№ признака | Признаки | № вопросов | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Отношение к семейной роли | |||||||
3 | Зависимость от семьи | 3 | 26 | 49 | 72 | 95 | |
5 | Ощущение самопожертвования | 5 | 28 | 51 | 74 | 97 | |
7 | Семейные конфликты | 7 | 30 | 53 | 76 | 99 | |
11 | Сверхавторитет родителей | 11 | 34 | 57 | 80 | 103 | |
13 | Неудовлетворенность ролью хозяйки | 13 | 36 | 59 | 82 | 105 | |
17 | Безучастность мужа | 17 | 40 | 63 | 86 | 109 | |
19 | Доминирование матери | 19 | 42 | 65 | 88 | 111 | |
23 | Несамостоятельность матери | 23 | 46 | 69 | 92 | 115 | |
Оптимальный эмоциональный контакт | |||||||
1 | Вербализация | 1 | 24 | 47 | 70 | 93 | |
14 | Партнерские отношения | 14 | 37 | 60 | 83 | 106 | |
15 | Развитие активности ребенка | 15 | 38 | 61 | 84 | 107 | |
21 | Уравненные отношения | 21 | 44 | 67 | 90 | 113 | |
Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком | |||||||
8 | Раздражительность | 8 | 31 | 54 | 77 | 100 | |
9 | Излишняя строгость | 9 | 32 | 55 | 78 | 101 | |
16 | Уклонение от контакта | 16 | 39 | 62 | 85 | 108 | |
Излишняя концентрация на ребенке | |||||||
2 | Чрезмерная забота | 2 | 25 | 48 | 71 | 94 | |
4 | Подавление воли | 4 | 27 | 50 | 73 | 96 | |
6 | Опасение обидеть | 6 | 29 | 52 | 75 | 98 | |
10 | Исключение внутрисемейных влияний | 10 | 33 | 56 | 79 | 102 | |
12 | Подавление агрессивности | 12 | 35 | 58 | 81 | 104 | |
18 | Подавление сексуальности | 18 | 41 | 64 | 87 | 110 | |
20 | Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка | 20 | 43 | 66 | 89 | 112 | |
22 | Стремление ускорить развитие ребенка | 22 | 45 | 68 | 91 | 114 |
Описывается с помощью 8 признаков, их номера 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:
1. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера 1, 14, 15, 21);
2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера 8, 9, 16):
3. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):
Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака:
Для психолога, работающего в производственном коллективе, пожалуй, больший интерес представляет блок шкал, направленных на выявление отношений родителей к семейной роли. Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.
В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:
Посмотрев на цифровые данные, можно составить предварительный портрет семьи. Очень важна шкала 7 (семейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения.
Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов и улучшение отношений в производственном коллективе. Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерны зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют оценки по шкалам 17, 19, 23.
Анализ отношения к семейной роли поможет психологу лучше понять специфику семейных отношений обследуемого, оказать ему психологическую помощь.
Родительско-детские отношения являются основным предметом анализом в методике. Основной вывод, который можно сделать сразу, - это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым 3 группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.
Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях. Методика может оказать помощь в подготовке и проведении психодиагностической беседы.
В отечественной практике довольно много внимания уделяется проблемам взаимоотношений мужчин и женщин, но часто обходится стороной вопрос стиля и особенностей родительских установок в воспитании детей. Огромный шаг в этом направлении был сделан с разработкой методики Parental Attitude Research Instrument - PARI (ПАРИ), позволяющей сделать вывод об особенностях восприятия матерями и отцами различных аспектов семейной жизни.
Всё нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.
Лев Николаевич Толстой
Та модель семьи, при которой взрослеют дети, будет неосознанно копироваться ими в собственной жизни. Поэтому изучение особенностей родительско-детского взаимодействия имеет очень существенное значение. Наиболее полную информацию о стиле таких отношений можно получить, проведя тестирование среди семейных пар, в частности матерей.
Информативнейшей методикой считается диагностика PARI, придуманная американскими психологами Е.С. Шефер и Р.К. Белл, занимавшимися вопросами семейного воспитания. В отечественной практике она была переработана Татьяной Валентиновной Нещерет, социальным психологом, доцентом кафедры психологии СПбГПУ. Тестирование предполагает письменное согласие-несогласие с каждым из 115 представленных в опроснике утверждений, касающихся самых разных сторон внутрисемейных отношений.
Методика помогает определить, счастливы родители и дети семье или же есть какие-то проблемы
Диагностика может быть как индивидуальной, так и групповой. Рекомендуемое время работы взрослых с бланками - 20 минут. Проводится тестирование по следующему алгоритму:
Вероятно, дети являются постоянными свидетелями семейных ссор, если по шкале № 7 испытуемый получил самый высокий балл
Все задания опросника разбиты на 23 шкалы, в каждой из которых по 5 вопросов (см. файл «Стимульный материал, бланк и ключ»). Первая часть, затрагивающая семейную роль испытуемого, состоит из 8 шкал (в скобках указан номер того или иного показателя):
Родительско-детские отношения описаны 15 признаками:
Первые четыре шкалы отражают правильность эмоциональной связи с детьми, следующие три показателя - дистанцированность в отношениях с ребёнком, а последние восемь критериев говорят о зацикленности на отпрыске.
За каждый ответ испытуемый получает определённое количество баллов:
После выведения итоговой суммы и соотнесения результата с нормой по каждой шкале можно определить основные особенности отношений внутри конкретной семьи.
Номер шкалы | Разбивка баллов по оценкам | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | 5–11 | 12–13 | 14 | 15–16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 20 | 20 |
2 | 5–7 | 8 | 9 | 4 | 11–12 | 13–14 | 15–16 | 17–18 | 19–20 | 20 |
3 | 5–8 | 9–10 | 11–12 | 13 | 14–15 | 16 | 17–18 | 19 | 20 | 20 |
4 | 5–9 | 10 | 11–12 | 13 | 14 | 15–16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
5 | 5–11 | 12 | 13 | 14 | 15–16 | 17 | 18–19 | 18–19 | 20 | 20 |
6 | 5–10 | 11–12 | 13 | 14 | 15–16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 20 |
7 | 5–9 | 10 | 11–12 | 13 | 14–15 | 16 | 17 | 18–19 | 20 | 20 |
8 | 5–6 | 7–8 | 9–10 | 11 | 12–13 | 14–16 | 17 | 18–19 | 20 | 20 |
9 | 5–7 | 8 | 9–10 | 11 | 12–13 | 14–15 | 16 | 17 | 19 | 20 |
10 | 5–10 | 11–12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18–19 | 20 | 20 |
11 | 5–8 | 9 | 10 | 11–12 | 13–14 | 15–16 | 17 | 18–19 | 20 | 20 |
12 | 5–8 | 9 | 10 | 11 | 12–14 | 15–16 | 17 | 18 | 19–20 | 20 |
13 | 5–7 | 8 | 9 | 10–11 | 12 | 13–14 | 14–16 | 17–18 | 19 | 20 |
14 | 5–11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18–19 | 18–19 | 20 |
15 | 5–12 | 13 | 14 | 15–16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 20 | 20 |
16 | 5–9 | 10 | 11 | 12 | 13–14 | 15 | 16 | 17 | 18–19 | 20 |
17 | 5–10 | 11 | 12 | 13–14 | 15 | 16–17 | 18–19 | 20 | 20 | 20 |
18 | 5–8 | 9–10 | 11–12 | 13 | 14–15 | 16–17 | 18 | 19 | 20 | 20 |
19 | 5–7 | 8 | 9–10 | 11 | 12–13 | 14–15 | 16–17 | 18 | 19 | 20 |
20 | 5–9 | 10 | 11–12 | 13–14 | 15 | 16–17 | 18 | 19 | 20 | 20 |
21 | 5–14 | 15 | 16 | 17–18 | 19 | 19 | 20 | 20 | 20 | 20 |
22 | 5–8 | 9–12 | 13 | 13 | 14–15 | 16 | 17–18 | 19 | 20 | 20 |
23 | 5–12 | 13–14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 20 | 20 |
Номер шкалы | Разбивка баллов по оценкам | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | 5–12 | 13 | 14 | 15–16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 20 | 20 |
2 | 5 | 6–7 | 8 | 9–10 | 11–12 | 13–14 | 15–16 | 17–18 | 19 | 20 |
3 | 5–8 | 9 | 10 | 11–12 | 13–14 | 15–16 | 17–18 | 19 | 20 | 20 |
4 | 5–10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15–16 | 17 | 18–19 | 20 | 20 |
5 | 5–9 | 10–11 | 12 | 13–14 | 15 | 16–17 | 18 | 19 | 20 | 20 |
6 | 5–10 | 11 | 12–13 | 14 | 15–16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 20 |
7 | 5–9 | 10–11 | 12 | 13–14 | 15 | 16–17 | 18 | 19 | 20 | 20 |
8 | 5–6 | 7 | 8–9 | 10–11 | 12–13 | 14–15 | 16–17 | 18–19 | 20 | 20 |
9 | 5–7 | 8 | 9 | 10 | 11–12 | 13–14 | 15 | 16 | 17–19 | 20 |
10 | 5–10 | 11 | 12 | 13–14 | 15 | 16–17 | 18 | 19 | 20 | 20 |
11 | 5–8 | 9 | 10 | 11–12 | 13 | 14–15 | 16–17 | 18 | 19 | 20 |
12 | 5–7 | 8–9 | 10–11 | 12–13 | 14 | 15–16 | 17–18 | 19 | 20 | 20 |
13 | 5–6 | 7 | 8–9 | 10 | 11 | 12–13 | 14–15 | 16 | 17–18 | 19–20 |
14 | 5–10 | 11 | 12 | 13–14 | 14 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
15 | 5–11 | 12–13 | 14–15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 20 | 20 |
16 | 5–7 | 8–9 | 10–11 | 12 | 13 | 14–15 | 16–17 | 18 | 19 | 20 |
17 | 5–10 | 11–12 | 13 | 14–15 | 16–17 | 18 | 19 | 20 | 20 | 20 |
18 | 5–9 | 10 | 11 | 12–13 | 14–15 | 16–17 | 18–19 | 20 | 20 | 20 |
19 | 5–7 | 8 | 9–10 | 11 | 12 | 13–14 | 15–16 | 17–18 | 19–20 | 20 |
20 | 5–7 | 8–11 | 12–13 | 14 | 15–16 | 17–18 | 19 | 20 | 20 | 20 |
21 | 5–15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 19 | 20 | 20 | 20 | 20 |
22 | 5–10 | 11 | 3 | 13–14 | 15 | 16–17 | 18 | 19 | 20 | 20 |
23 | 5–10 | 11 | 12 | 13–14 | 15–16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 20 |
Чем выше оценка по тому или иному критерию, тем проблемнее ситуация, касающаяся того или иного вопроса:
Психологам, работающим с целыми семьями, тест PARI даёт широкие возможности для анализа и коррекции отношений внутри ячейки общества. По итогам диагностики, как правило, проводится беседа, в которой, в зависимости от задач, поставленных специалистом, принимают участие либо все члены семьи сразу, либо только взрослые.