Игры для девочек 1год 3 месяца. Приведем примерное меню ребенка после года на один день. Развитие активной речи

11.05.2019

К 1 г. 3 мес. малыш уже более уверенно ходит, а к 1 г. 6 мес. может относительно свободно перемещаться в разных направлениях без помощи взрослого. При этом следует заметить, что его ходьба еще далека от совершенства. Она будет «оттачиваться» на протяжении всего 2-го и даже 3-го года жизни ребенка.

Другим показателем стадии раннего детства является речевое развитие . Малыш продолжает овладевать речью. В 1 год у малютки в активном словаре было примерно 10 слов: «мама», «папа», «баба», «дай-дай», «тик-так», «ам-ам», «ко-ко» (яичко), «ля-ля» (кукла), «га-га» (уточка), «ав-ав» (собачка). Этот «запас» сохранился и расширился, а некоторые слова наполнились новым содержанием. Например, если в годовалом возрасте малыш называл кошку «кхи-кхи», теперь в его лексиконе это слово может означать все меховые и пушистые вещи: шапку, варежки, мамины волосы, даже, дедушкину седую бороду.

Следовательно, в речевой практике крохи появились первые обобщения , пока что по несущественным признакам . О чем это говорит? Во-первых, о том, что дитя внимательно и даже пристрастно продолжает наблюдать и познавать окружающий его мир. Во-вторых, ребенок делает попытки разобраться в том обилии информации, которую предоставляет ему жизнь, а главное - он уже умеет сравнивать и находить общее и различное. В-третьих, становится ясно, что для малыша особо значимыми являются ситуации, которые «характеризуют» окружающие предметы эмоционально, впечатляюще, чувственно: дитя «откликается» на чисто внешние признаки .

И все же к 1 г. 6 мес. ребенок способен уже не просто выделить новый или наиболее броский, яркий объект, но и заметить различные и сходные признаки («такой» и «не такой»). Малыш даже делает попытки вербализовать свои впечатления, то есть отразить их словом. И делает это на том уровне, на котором формируется его мышление, а именно, - наглядно-действенном . Наглядные ситуации, зрительные впечатления необходимы ребенку первой половины 2-го года жизни. В этот период малыш «живет глазами», накапливая информацию об окружающем мире.

Пойми меня, мама!

Интенсивно развивается понимание речи взрослого , которая еще с большим трудом переходит в активный план, то есть, в разговорную практику. Действительно, к 1 г. 6 мес. в активном словаре ребенка, примерно 30-40 слов. Но понимает дитя в 10 раз больше. Малыш замирает, вглядываясь в лицо мамы или папы, когда они ему что-то говорят, читают, поют или рассказывают. Ребенок готов слушать взрослых! Что же нужно сделать для того, чтобы у сына или дочери своевременно и в достаточной степени формировалось понимание речи? Это очень важно, потому что развитие понимания выступает необходимым этапом овладения разговорной речью. Перечислим основные педагогические условия развития понимания речи взрослого ребенком I г. З мес.-1г. 6 мес.:

  • речь, обращенная к ребенку, не должна быть многословной и быстрой. Дело в том, что латентный (скрытый) период понимания информации, донесенной до ребенка значительно более длительный чем у взрослого. Торопливая речь взрослого ребенком не воспринимается. речь взрослого должна сопровождаться паузами. Речевые конструкции лучше строить из 2-3 слов, т.е. простых предложений.
  • описываемая словом ситуация подкрепляется демонстрацией предмета или действий с ним. Ситуация подчеркивается замедленным показом, синхронно совпадающим во времени с комментариями взрослого. Например, мама говорит: «Куколка едет на лошадке! (Показ в течение 30-45 сек.) Цок, цок, цок! Ляля бах! Упала! (Показ). Куколка садится на лошадку (Показ). Поехала (Показ). Цок! Цок!»
  • отношение к наблюдениям самого ребенка должно быть внимательным. Следует поощрять ситуации, спонтанно возникающего живого интереса. Поддерживать их словом. Например, мама обращает внимание малыша на небо: «Самолет летит! У-у-у!» Или: «Машина едет! Би-би-би!»
  • необходима мотивация действий со стороны взрослого краткими пояснениями в режимных моментах, например, «Бери ложку - будем есть кашу». Или: «Моем ручки - будут чистыми».
  • лепетные слова должны вводиться и присутствовать в лексиконе взрослого в сочетании с общеупотребительными.Например, «Возьмем купаться гагу-уточку». Так взрослый не только вводит уточнение в понимание ситуации, но и побуждает малыша к активному воспроизведению.
  • создается ситуация живого интереса с широким использованием наглядных средств: картинок, иллюстраций, игрушек. Как говорилось выше, мама обеспечивает замедленный темп исполнения самого действия с показываемым предметом. Все происходящее комментируется в процессе показа. Подчеркивается результат действия.
  • допускаются «сюрпризные» моменты, то есть, внезапные появления или исчезновения предмета, неожиданный поворот сюжета. Все показы синхронно совпадают со словом взрослого. Если ребенок не понимает, все повторяется в полном объеме (порядок действий, словесное сопровождение).
  • широко вводится прием вопросов, обращенных к ребенку, не только по поводу нахождения того или иного предмета (игрушки), но и действия с ним, исходя из его предназначения. Например, «Где расческа?» (Лежит рядом). Причешем ляле - куколке волосы» (Показ).

Эмоциональность взрослого как условие понимания: Жест и мимика взрослого играет особую роль - язык эмоций, первый «язык» самого малыша в период довербального, то есть доречевого общения. Сказанное позволяет заметить, что речевое общение с малышом 1 г. 3 мес. - 1 г. 6. мес. требует некоторой подготовленности взрослых. Родители должны научиться разговаривать с крохой так, чтобы он не только понимал их, но и получал удовольствие от их взаимодействия. И еще один важный вывод: чтобы взрослый вошел в контакт с крохой, он сам на время должен стать чуть-чуть ребенком! Почему малыши любят взрослых, сохраняющих черты детскости? Они отличаются доверчивостью, любознательностью, желанием откликаться и удивляться всему, что их окружает, умением видеть в обыденном необыкновенное; они верят в сказку, а, следовательно, видят красоту мира и его неисчерпаемость,. Такие люди дарят малышу самое главное - базальное , то есть, основополающее доверие к окружающему. Ребенку с таким взрослым спокойно и уютно, ведь oн способен как-то по-особенному играть с крохой, заразительно смеяться, чуть-чуть пошалить, эмоционально поддержать его. Чему же учится малыш? Неужели только пониманию близких, а затем и других людей? Нет, он учится любить и по-доброму относиться к окружающему миру.

Не шалости, а знакомство с миром!

По- прежнему большое значение в этом возрасте имеют предметные игры, игры с дидактическими игрушками и пособиями. Уже хорошо заметно, что внимание ребенка стало более устойчивым, а действия с предметами имеют новый «рисунок», они приобрели выраженный поисковый характер. Малыш, играя, как бы «вычерпывает» все свойства игрушки, желая узнать не только «что это?» но и «что с этим можно делать?»

Ученые, назвав поисковые действия малышей ознакомительной игрой, экспериментально подтвердили, что дитя может довольно долго, не отвлекаясь, заниматься с предметом (игрушкой), если в процессе действий выявляет в ней что-то новое. Например, если каждый поворот игрушки дает е е «новое» видение (меняется цвет, появляется какое-то изображение или звук). Возникает цепь ориентировочных реакций, следующих одна, за другой. Так в поведении ребенка появляется устойчивость игр с предметами, которая имеет большое значение в формировании умственных способностей ребенка. Конечно, это еще не волевое усилие малютки. Все строится на непроизвольном интересе, то есть на основе безусловной ориентировочной реакции, а попросту, - на любопытстве. Вот почему дитя безудержно в своих действиях: лезет во все ящички, коробочки, сумки, все - «подай сюда!». Его невозможно уговорить «не баловаться», потому что такое поведение - веление его возраста, а генетическая программа этого периода детства - практическое накопление чувственного опыта, сенсорной информации об объективных свойствах материального мира.

Малыш должен научиться жить в этом мире, прочувствовав на себе и закон гравитации (освоения сквозного и замкнутого пространства), и постоянства цветового восприятия независимо от времени суток, и диалектику смены явлений (утро-вечер, тепло-холодно, радость-печаль). Можно сказать, что маленький ребенок– прирожденный «исследователъ», потому что он рожден человеком. Начало раннего детства – «звездный» час формирования его человеческих возможностей, фундамент высотного здания под названием «жизнь». Именно поэтому к ребенку следует относиться с должным пониманием, его нельзя лишать радости познания окружающего мира, мудро руководя этим процессом руководя.

Живое «зеркальце»

Возраст 1г. 6 мес. – особый этап в жизни малыша. Ученые установили, что именно к этому времени у ребенка в 3,5 раза увеличивается устойчивость реагирования на предъявляемую игрушку по сравнению с малышом I г.-1г.Змес. «Скачок» в развитии действий с предметами связан с интенсивным развитием коры головного мозга, то есть отдела, отвечающего за формирование интеллекта. Новым в поведении ребенка к I году 6 мес. можно считать появление функциональных действий с предметами. Малыш уже не манипулирует машинкой, а катает е е по полу, нагружает кубиками; куколку баюкает, кормит, прикладывая к е е личику тарелочку. Это еще не ролевая игра, а лишь отобразительные действия . Фрагменты из его собственной жизни: ребенок не берет на себя какую-либо роль, например, мамы, врача, шофера, а отображает виденное им действие, подражая взрослому. Вот почему общение взрослого с малышом трудно переоценить по своей значимости.

Карапузу необходимо показывать действия с предметами быта и игрушками, с ним необходимо заниматься и играть, чаще взаимодействовать, ставя в ситуацию партнерства. Для малютки не существует ничего интереснее, чем наблюдения за действиями и поступками «большого человека». Было бы ошибкой считать, что ребенок калейдоскопично накапливает информацию, не наводя «порядок» в тех впечатлениях, которые он черпает в общении со взрослым. Даже в нежном возрасте малыш делает попытки активной ориентировки, социальной практики и замечает не только как взрослые используют тот или иной предмет, но и какие испытывают при этом чувства - что вызывает у них особую радость, что огорчает, что вызывает прямой протест.

«Стихию» познания – под контроль

Родители обязательно должны обращать внимание на то, как сын или дочь вглядывается в их лица. Чем лучше взрослые научатся понимать своего малыша, тем лучше, по закону «обратной связи», он научится понимать их. А это особенно важно, потому что управляться с ним в этот ранний период детства очень трудно: дитя многое делает вопреки запретам.

«Адский период родительской жизни!»,- говорят многие. Как же выходить из ситуаций прямого неповиновения ребенка? Обратимся к небольшой зарисовке. Мама говорит сыну или дочери: «Видишь, лужа? Не ходи! Ноги будут мокрыми!». Ребенок смотрит на маму и... направляется прямо в лужу! Естественно, взрослый воспринимает подобные «подвиги» малыша как исключительную вредность и хулиганство. А у этого поступка совсем иная природа. Неповиновение малыша здесь – сродни стихии. Поэтому первое, что необходимо сделать, - приготовиться к ее приходу, а значит, взять ситуацию под контроль; второе - не допустить негативных последствий, третъе - противостоять; в-четвертых, вопреки всему, повернуть в нужное русло. Это непросто, но возможно, если знать особенности психики ребенка.

Поясним сказанное. Кроха прекрасно слышит, что мама не разрешает, но сам себе сказать: «Нельзя!», чтобы удержаться в «рамках приличий» он еще не в состоянии. Ситуация искушает его своей непознанностъю, и малыш бьет ногами по воде, радуясь брызгам. В таких случаях лучше прогнозировать поведение маленького человека и избегать нежелательных, а тем более, опасных ситуаций, в которых запретное слово мамы может не сработать, уступив любопытству. Ведь если ребенок окажется на краю платформы в метро, у обрыва, у открытого люка, все может закончиться трагедией. Если препятствия избежать не удалось, лучше взять малыша на руки и обойти опасное место.

Нельзя? Тогда нужно постараться отвлечь внимание ребенка, обратив ситуацию в полезное русло. Так, с лужей можно просто поиграть: опустить в воду чурочки («кораблики»), бросить туда камешки. Таким образом удастся взять ситуацию под контроль и отвлечь кроху от прямого контакта с объектом. Хорошо, если при этом взрослый пошутит, посмеется, сочинит какую-нибудь рифмовочку или песенку:

Мяч плывет по луже,
Грязный мяч не нужен,
Чистый мяч подсохнет,
Подпрыгнет высоко!

Лужа перед нами,
В лужу я не побегу,
Постою на берегу

Каким бы импульсивным ни был ребенок 1г. Змес.-1г. 6 мес, он постепенно начинает усваивать правила поведения, если все члены семьи предъявляют крохе требования, не противоречащие друг другу. Ситуаций, когда, например, при бабушке можно все, а при папе - ничего, быть не должно! В целях сохранения здоровой нервной системы малютки желательно организовать его жизнь в этот период детства таким образом, чтобы дитя получало со стороны взрослых примерно 2/3 разрешений и только 1/3 запрещающих воздействий. Это всецело зависит от внутреннего распорядка и образа жизни семьи, поведения взрослых, их педагогической подготовленности.

Никаких физических наказаний! Никаких нотаций, упреков, окриков и стонов! Взрослый должен мудро выводить малыша из всех нежелательных ситуаций, использовать отвлекающие и «обходные маневры», постепенно формируя поведение ребенка, делая его управляемым «со слова». Это приходит не сразу. Но если родителям удается ладить с малышом в этот трудный, но очень интересный период его детства, то такой ребенок к полутора годам становится более организованным, уравновешенным. У него проходит тревожность, свойственная началу 2-го года –«драматическому» периоду первых радостей и огорчений в освоении окружающего пространства. Можно сказать даже больше: к I г. 6. мес. у ребенка возникает базальное доверие к окружающему миру - первооснова всех последующих достижений раннего возраста.

МИНИ-ПРОГРАММА ВТОРОГО ТРИМЕСТРА ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Совершенствовать самостоятельную ходьбу. Создать благоприятную предметно-пространственную, развивающую двигательную среду.
Продолжать совершенствовать координацию движений ребенка в пространстве (устойчивость при смене положений тела: поворотах, наклонах, приседаниях и др.). Усложнять ситуации, побуждающие к самостоятельной ходьбе, смене направлений движения, исходя из бытовых или игровых задач.
Продолжать совершенствовать ориентировку в пространстве, используя прием показа с кратким пояснением. Побуждать к выполнению двигательного задания, состоящего из одного действия (например, «Подойди ко мне!» или «Принеси кубик со стола!»)
Продолжать совершенствовать вестибулярный аппарат ребенка (чувство равновесия). Учить ходить по ограниченной поверхности в прямом направлении (по дорожке, «следочкам», доске, положенной на пол).
Продолжать развивать координацию руки и мелкую моторику пальцев. Проводить занятия со специальными пособиями, развивающими ручные умения («шнуровка», «бусы», «цепи» предметов).
Уделить особое внимание развитию понимания речи . Расширить пассивный словарь обращенной к ребенку и понимаемой им речи взрослого. Обогащать пассивный словарь ребенка (называть предметы, окружающие малыша, и действия с ними).
Способствовать развитию активной речи ребенка. Продолжать вводить в лексикон ребенка облегченные слова – слова- «заместители», состоящие из двух одинаковых слогов и звукоподражания («ко-ко-ко» - курочка).
Формировать потребность в речевом общении со взрослыми. Побуждать малыша к речевому общению. Создавать «ситуации диалога» со взрослым; речевого общения всеми доступными для ребенка средствами (мимика, показ, выразительная жестикуляция, вокализация, слова-«заместители»).
Продолжать развивать наглядно-действенное мышление. В процессе игровых показов формировать в понимаемой речи первые обобщения предметов по существенным признакам.
Расширять сенсорный опыт ребенка в предметной деятельности (игре). Выполнять первые простейшие дидактические задания на выбор предметов по тождеству(«такой» и «не такой»), состоящие из одного действия: величина («большой - маленький»), форма («шарик-кубик»), цвет.
Продолжать совершенствовать слуховые ориентировочные реакции, способствовать развитию слуха. Вводить игровые упражнения на поиск предметов по звуку (музыкальные модули, игрушки, инструменты).
Расширять знакомство ребенка с окружающим миром. Обогащать сенсорный опыт ребенка при действиях с предметами, давая возможность практически познавать объективные физические закономерности окружающего мира: протяженность расстояний, полое и сквозное пространства, соотношение величин (вложить можно малый и большой, а не наоборот), зависимость действий от формы (из кубов – строить, шары – прокатывать).
Развивать подражание как один из способов познания окружающего мира. Способствовать формированию отобразительных игровых действий с куклой мишкой, зайкой («Покорми лялю», «Положи лялю бай-бай-спать»).
Использовать возрастной стимул «Я сам!» для формирования элементарной самостоятельности. Учить малыша пользоваться ложкой самостоятельно не только при приеме 2-го, но и 1-го блюда.
Создать в семье микроклимат доброжелательности и любви ко всем членам семьи. Оберегать нервную систему ребенка от стрессовых и негативных ситуаций.

В возрасте 15 месяцев родители замечают изменения не только в развитии, но и в поведении малыша – ребенок не просто повторяет действия родителей или привлекает их внимание, а уже способен вести диалог и играть вместе с ними в простейшие сюжетные игры. Вот только оценивать темпы развития детей после года достаточно сложно, точно сказать, что должен уметь ребенок в 1 год и 3 месяца не может никто. В этом возрасте разные дети ведут себя совершенно по-разному: кто-то уже начинает разговаривать и ходить, а другие все еще продолжают ползать и не произносят ни слова. Причем раннее развитие ребенка – это не гарантия его высокого уровня интеллекта в будущем, просто созревание нервной системы и головного мозга у всех детей происходит в разные сроки.

Физическое развитие ребенка в 1 год и 3 месяца

В 1 год и 3 месяца ребенок чаще всего уже умеет ходить, подниматься и спускаться по лестнице держась за руку , а также вставать и садиться без посторонней помощи. Если даже малыш еще не спешит радовать родителей умением ходить самостоятельно, в этом возрасте он уже должен уметь вставать и ходить, придерживаясь за стенки и за руки взрослых. Намного увереннее и свободнее становятся движения ребенка – он уже умеет наклоняться, оборачиваться назад, поворачиваться из стороны в сторону, при этом время от времени теряя равновесия и падая.

Большинство детей после года становятся гораздо осторожнее – малыши уже понимают, что если подползти к краю кровати или дивана, то можно упасть, а если стукнуться головой об стену – голове будет больно. Постоянные попытки ходить, лазать и бегать помогают развивать координацию движения и тренируют чувство равновесия. Малыш пробует приседать, вставать на цыпочки, бегать и совершать более сложные движения, например, пытается бросать и ловить мяч и учиться носить игрушки в двух руках сразу.

В 15 месяцев здоровый, сытый и выспавшийся малыш постоянно весел и энергичен – он бегает или ползает, играет с игрушками, причем, постоянно отвлекаясь и меняя их – обычно в этом возрасте максимальное время, когда ребенок может сосредоточиться на одном занятии, это 10-15 минут. После года у малыша продолжают расти зубы — прорезаются не только клыки и резцы, но и первые жевательные зубы, в этом возрасте ребенок уже должен получать не только перетертые пюре и каши, но и пищу, которую нужно жевать.

Нервно-психическое развитие

Малыш после года играет весь день напролет, именно в игре он получает важнейшие навыки, учится выстраивать отношения с окружающими и изучает окружающий мир. Очень важно в этом возрасте начинать обучение именно в игровой форме, ребенок будет с удовольствием выполнять любые задания и повторять действия родителей, если они будут преподнесены в виде увлекательной игры. Начиная с 15-18 месяцев меняется стиль игры ребенка с родителями, только теперь они начинают играть «вместе», а не параллельно друг другу. Если до этого родители просто присутствовали при играх малыша или показывали ему как и что делать, то теперь ребенок понимает, что играть можно вдвоем и активно привлекает родителей к таким играм. Причем, дети в этом возрасте способны играть не только с родителями и взрослыми, но и со своими сверстниками – карапузы могут вместе играть в песочнице, строить дом из кубиков или играть с машинками. К сожалению, такая идиллия не способна длиться сколько-нибудь долго – уже через несколько минут дети одновременно хватаются за 1 совочек или машинку и начинают вырывать ее друг от друга, драться или плакать – в зависимости от темперамента и характера малыша.

Большинство детей в 15 месяцев – собственники, они не понимают и не желают слушать взрослых, призывающих их делиться, играть вместе или отдать игрушку. Родителям не стоит пытаться взывать к совести малыша, гораздо эффективнее действует отвлечение ребенка на что-то другое, например, предлагая ему поиграть с вами в какую-нибудь игру или пойти что-то посмотреть, а также попытки найти компромисс – поменяться с другим ребенком, играть по очереди или взять похожую игрушку.

В 1 год и 3 месяца ребенок уже понимает, что вечером нужно собирать игрушки, умываться и ложиться спать . В этом возрасте уже нужно начинать приучать ребенка к определенным действиям, например, он может помогать вам убирать игрушки перед ужином или идти умываться перед сном.

Также, начиная с 15-18 месяцев нужно приучать ребенка к регулярному, ежедневному чтению книг. Теперь малыш уже не просто разглядывает картинки, а слушает и воспринимает короткие сказки и стихи. Самое главное подбирать понятные, красочные и легкие для восприятия детские книги – детям в таком возрасте очень нравятся потешки, стихи – четверостишья и короткие сказки, такие как Репка, Колобок, Курочка Ряба и другие. Родители должны не только читать книжки, но и комментировать их и объяснять сюжет сказки, стараясь заинтересовать ребенка, нужно также демонстрировать ему картинки и рассказывать, о том, что на них нарисовано. В возрасте 15 месяцев ребенок уже может и сам показывать в книжках знакомых животных, сказочные персонажи или знакомые предметы.

В лексиконе детей в этом возрасте насчитывается около 15-20 слов , а с помощью звуков и жестов ребенок уже может объяснить, что он хочет и что ему нужно. Некоторые дети уже уверенно произносят 5-10 слов, а другие только–только начинают произносить первые звукосочетания. Не стоит беспокоиться, если малыш еще ничего не говорит, самое главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и мог выполнять простейшие просьбы и задания.

После года малыши начинают активно интересоваться другими детьми, теперь на прогулках они смотрят не только на машины и дома, их интересуют ровесники и дети постарше. Малыши в 15 месяцев еще редко решаются вмешиваться в игры других детей, зато с удовольствием наблюдают за ними.

Что должен уметь ребенок в 1 год и 3 месяца

В 1 год и 3 месяца ребенок:

  • пытается самостоятельно ходить, умеет вставать и садиться;
  • ориентируется в пространстве, умеет наклоняться, приседать, поворачиваться;
  • выполняет просьбы и поручения взрослых – приносит игрушки, показывает предметы, дает руки и так далее;
  • знает названия предметов обихода, игрушек, животных, знает свое имя, реагирует на него;
  • произносит несколько слов, жестами показывает, что он хочет – манит к себе, просится на ручки, просит пить и так далее;
  • проявляет разные эмоции при встрече с мамой, бабушкой, знакомыми и незнакомыми людьми;
  • переносит действия с одного предмета на другой – кормит из ложки всех кукол или зверей, катает все машинки, собирает разные кубики, разговаривает по настоящему и игрушечному телефону;
  • держит ложку, пытается самостоятельно есть кашу, пюре, пьет из чашки.

Мальчик и девочка – есть разница?

В возрасте 1 года и 3-х месяцев разница между девочками и мальчиками становится все заметнее. Мальчики обычно активнее и непоседливее, им больше нравятся подвижные игры, особенно на свежем воздухе, но сосредоточиться на одной игре или на одном предмете им гораздо сложнее. У большинства мальчиков в 15 месяцев уже есть коллекция машинок и игрушечного оружия, а вот кукол и колясок у них часто не бывает, хотя многим из них тоже нравится катать и укачивать куколок.

Понимание речи.

Запас понимаемых слов быстро расширяется.

Понимание ребенком названии окружающих предметов.

Материал - 3-4 игрушки, изображающих вид транспорта, животных, предметы обихода (машины, часы, мячик, собака). Методика выявления - специально подготовленная ситуация. Перед ребенком раскладываются 4 контрольных предмета. На вопрос взрослого «где...?» ребенок должен отыскать все предметы, после этого они убираются, ставятся в другом порядке и вновь предлагается их найти. Поведение ребенка - по просьбе взрослого находит (показывает рукой или берет в руки) нужные предметы. Задание считается выполненным, если ребенок выбирает не менее 3-х предметов.

Материал - предметы одежды, обуви. Методика выявления -ситуация естественная, при общении с ребенком в группе. Ребенку предлагается найти 4 предмета из одежды: штанишки, шапку, ботинки, платье.

Поведение ребенка - по слову взрослого находит нужные предметы, указывая на них рукой. Задание считается выполненным, если ребенок находит не менее 3-х предметов.

Понимание ребенком действий.

Материал - сюжетная игрушка, тарелка, кроватка. Методика выявления - специально подготовленная ситуация. Ребенку предлагается выполнить действия: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку». Поведение ребенка - выполняет действия по просьбе взрослого - подносит тарелку ко рту, кладет куклу в кроватку.

Ребенок ориентируется в группе.

Методика выявления - ситуация естественная. При проведении режимных процессов, организации игры ребенку предлагается выполнить следующие действия: «Покажи, где у нас рыбка», «Найди, где часы», «Покажи, где твой горшочек», «Иди мыть руки». Поведение ребенка - выполняет не менее 3-х поручений взрослого. Задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи.

Активная речь.

Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости. Методика выявления - ситуация естественная. Наблюдение за ребенком ведется во время самостоятельной деятельности в течение 30 мин. Поведение ребенка - разнообразно лепечет, пользуется облегченными словами («дай», «мама», «никак», «бах», «ав-ав» и др.)

Сенсорное развитие.

Ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см. Материал - кубы-вкладыши. Размер большого куба -10 см, малого - 7 см. Методика выявления - ситуация, специально подготовленная. Ребенок сидит за столом. Перед ним выкладывается маленький куб из большого. Ребенку предлагается положить куб обратно (вложить маленький в большой). Поведение ребенка - вкладывает маленький куб в большой. При этом он может несколько раз пробовать, вкладывая один куб в другой (не более 3-х раз).

Игра и действия с предметами.

Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень).

1) Материал - кукла, тарелочка. Методика выявления - ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются перечисленные предметы и предлагается задание покормить куклу. Если ребенок затрудняется, можно ему показать. Поведение ребенка - подносит тарелочку ко рту куклы либо самостоятельно, либо по показу взрослого. Примечание: данное задание может не проверяться, если ребенок выполнял его при проверке понимания речи.

2) Материал - 2 кирпичика, 2 кубика. Методика выявления - ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается поиграть с кубиками: сделать машину «би-би» или построить дом. Если ребенок затрудняется, можно ему показать. Поведение ребенка - самостоятельно или по показу взрослого делает из кирпичика и кубика «машину», двигает ее, воспроизводя движения машины, или кладет один кубик на другой - строит дом.

3) Материал - стержень с 4 - 5 кольцами (одной величины). Методика выявления - ребенку предлагается надеть кольца на стержень. Поведение ребенка - надевает кольца на стержень. Задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи самостоятельно или по показу взрослого.

Движения.

Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение. Методика выявления - ситуация естественная (наблюдение за движениями ребенка во время самостоятельной деятельности). Поведение ребенка - выполняет указанные движения.

Самостоятельно ест густую пищу ложкой. Методика выявления - ситуация естественная (процесс кормления). Поведение ребенка - самостоятельно ест второе блюдо (кашу, пюре и др.) из глубокой тарелки. При этом может съесть не до конца, может быть неаккуратным.

Справочное руководство/Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного

анонимно , Женщина, 26 лет

Здравствуйте, моему сыну год и три месяца, рост и вес по возрасту, а вот на счет развития есть сомнения. Врачи в год на осмотре вроде говорят норм, хотя ни маму не показывал тогда, 10 слов в словарном запасе ни тогда, ни сейчас нет. Ходит он хорошо, бегает, всё рвет и ломает. Из умений: собирает пирамидку но кольца не по очереди, цветные разного размера стаканчики только с моей помощью, знает где машинка, умеет открывать все шкафы и выкидывать вещи, играет машинками, в мяч, может по долгу играть сам с собой. Слов мало: мама(не всегда значит маму), ррр(машина), та, эта, да, нана. Он не умеет показывать части тела, не показывает маму, других родственников, игрушки, не пьет из чашки, не ест сам, боится горшка. Я стараюсь заниматься с ним, муж вообще почти не занимается. Я бою, что мы отстаем очень сильно. Подскажите пожалуйста, нам нужно ко врачу по развитию обратиться и совсем ли плохи у нас дела??-

Здравствуйте! Вы совершенно нормально развиваетесь, как и положено малышу его возраста: он умеет у вас складывать пирамидку, заниматься самостоятельно, знает слова, произносит их, ходит, даже бегает. О чем вы говорите?! У вас все в порядке! Не спешите, вы развиваетесь по возрасту. Растите здоровенькими! Если будут еще вопросы, пишите!

анонимно

Здравствуйте, я ранее писала о развитии малыша в год и три месяца. У меня еще возник вопрос. В год мы ходили на осмотр к психиатру(просто плановый осмотр) и врач сказала, что он должен говорить 10 слов в год, показывать пальцем маму, папу, игрушки, на себя и глазки-носик-ротик. В год он ничего из этого не показывал. Я старалась эти три месяца занималась, брала его пальчик и показывала и маму, и папу, и носик, и ротик, и т.д. Он ни в какую не хочет показывать ни части тела, ни маму с папой, знает только где машинки у него и всё. У него вообще никаких сдвигов в развитии за несколько месяцев. Слов он знает 6-7, но говорит из них часто только, та, и,эта, и мычит, а не говорит. За мной никакие слова не повторяет, читать со мной не хочет, пирамидку тоже уже как раньше не собирает, ничем заниматься не хочет. Я уже в отчаянии. Муж с ним не занимается, а мне одной тяжело. Уже опускаются руки. Дети подруг намного смышленее и умеют больше. Скажите, к какому врачу обратиться по поводу отставания в развитии?

Здравствуйте! Если у ребеночка нет никакого генетического синдрома, не было родовой травмы, связанной с нарушением ЦНС, не было сложных родов с длительной гипоксией, не было внутриутробной инфекции, во время беременности вы не перенесли никаких тяжелых вирусных заболеваний, тогда такая скорость развития вашего малыша - это всего лишь его индивидуальная скорость. Есть дети, которые в 9 месяцев уже все понимают и ходят и говорят, есть дети, которые в 4 года еще не могут связно сказать предложение, но это не значит, что первые гении, а вторые отстают. Просто у каждого малыша свой ритм развития ЦНС. И ваши занятия не проходят даром. Просто не надо так напрягать ни себя ни ребеночка. Ну не знает он 10 слов в год, это не критично! Не может он показать у мамы носик и глазки, зато знает свои машинки, или на животных реагирует. Постарайтесь не требовать от малыша того, что он пока не готов вам выдать. Детей нельзя равнять всех под какие-то условные границы. И психиатр вам сказал заученную фразу, которая ничего не значит для вашего ребеночка. Он у вас самый лучший и умненький, просто пока еще очень маленький! 2

анонимно

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, могут ли роды влиять на интеллект ребеночка. У меня было экстренное кесарево с эпидуральной анестезией, которая неправильно подействовала, я была на искусственной вентиляции легких во время кесарева, а у малыша было обвитие пуповиной вокруг шеи 4 раза и гипоксия, и не закричал он когда родился. Скажите, может ли он из за этого тормозить в развитии и можно ли это как-то исправить? Заранее благодарю за ответ.

Здравствуйте! Ваш малыш не тормозит в развитии. Он развивается согласно возрасту. В его возрасте мыслительный процесс еще не развит, поэтому малыши практически все делают не задумываясь, хватают, лезут, спешат, падают. Максимум, что детки могут делать - это повторять и то не всегда и не обязательно, но могут показать пока-пока, ладушки, катать мячик, вытаскивать игрушки из коробки, вытаскивать для них намного легче, чем собирать, то же касается и сбора пирамидки. И обвитие и гипоксия могут стать причиной нарушения умственной деятельности только в том случае, если ребеночек находился в тяжелом состоянии, у него произошли необратимые процессы в головном мозге. Но в вашей ситуации по тем навыкам, которые имеет ваш ребеночек, все в порядке. Я не знаю, как еще можно вас убедить не требовать от маленького невозможного. Все, что надо уметь в его возрасте, он умеет. Остальные навыки приобретаются со временем постепенно. Растите здоровенькими!

анонимно

Добрый день! Огромное спасибо за консультацию! Можно ли узнать у вас немного не по теме вопроса? Около месяца назад малыш стал необычно реагировать на мой отказ, например, нашел что то несъедобное на полу, какую-нибудь ниточку и хочет съесть, или забираю книгу, которую он начинает рвать, он начинает капризничать, может подойти меня ударить по ноге, или может сам себя бить по голове, а сегодня ударил себя по лицу, когда, пропылесосив, я собралась убрать пылесос в кладовку(сын любит катать его как машинку, иногда делает вид,что пылесосит). Я не знаю как мне на это реагировать, пожалеть его, может не обращать внимание. Является ли такое поведение нормой или как реагировать на это? Заранее благодарю за ответ!

Здравствуйте! Вы проявляете слишком повышенное внимание к поведению малыша, ищете в нем какие-то отклонения. Не нужно этого делать. Ребенок в год еще не знает, как правильно на что-то реагировать, учится у родителей, копирует, но в то же время может и не зависимо от окружения проявить свои эмоции по разному, так, как ему захотелось в данный момент. Ничего страшного в том, что он ударил себя или вас нет. Но, вы, как разумный человек, должны ему объяснять, подсказывать, что делать можно, а чего нельзя. И даже если вы месяц, два, три, говорите, что нельзя есть с пола, а он все равно это делает, это не значит, что он отстает в развитии или проявляет какой-то протест. Скорей всего, для него это игра, он берет с пола ниточку, и ждет, вашей реакции. Замените эту ниточку на что-то интересное, не оставляйте его ручки пустыми, дайте ему сушку, пусть грызет, предложите ему книжки, которые сложно порвать, для малышей. Отвлекайте его от каприз, не давайте ему манипулировать вами, в то же время, показывайте, что вы его любите. Начните его веселить, щекотать, баловаться вместе с ним. Ему не захочется капризничать. И еще, раз у вас возникают такие вопросы, почитайте спец.литературу или обратитесь к детскому психологу. Так вам будет легче понимать вашего ребеночка. Здоровья вам!

1 год и 3 месяца — это очередная веха в развитии малыша. Начинает пропадать младенческая округлость, ребенок, что называется, «вытягивается», а рост и вес набираются не так стремительно, как на первом году жизни. Развитие по-прежнему идет полным ходом. Каждый день наблюдательные родители замечают что-то новенькое — жесты, движения, слова, понимание и осмысление происходящего вокруг. Но это и очень сложный возраст, когда ножки готовы нести своего маленького владельца куда угодно, а мыслительная деятельность развита не настолько сильно, чтобы сначала подумать, а потом пойти, залезть, схватить. «Глаз да глаз» — такого правила вплоть до двух лет, а то и больше, придется придерживаться тем, кто всегда старается уследить за карапузом.

Физическое развитие ребенка в 1 год и 3 месяца

Данные о развитии ребенка — нормы роста и веса, разработанные Всемирной Ассоциацией Здравоохранения.

Мальчики

  • Рост — 76,6-81,7 см
  • Вес — 9,2-11,5 кг
  • Окружность головы — 45,5-48,1 см

Девочки

  • Рост — 74,8-80,2 см
  • Вес — 8,5-10,9 кг
  • Окружность головы — 44,3-47,0 см

В возрасте 1 год 3 месяца ребенок становится всё более самостоятельным, и всё больше разных дел стремится делать сам.

Не нужно препятствовать инициативам крохи, тем более в тех делах, с которыми ему по силам справиться. Хочет держать ложку и самостоятельно отправлять в рот пищу — пожалуйста. Просто нужно запастись терпением, хорошим фартуком и дополнительной порцией еды. Держать кружку и пить из нее — тоже уже можно и нужно. Кружку лучше использовать пластмассовую, она более легкая, и не разобьётся при падении.

Очень сильно в этом возрасте стремление к подражанию окружающим взрослым: услышал, как кашляет папа — кашляет тоже, мама читает — и мы полистаем книжку.
Простые действия ручками — «пока-пока», «ладушки» — разучите, если еще не сделали это.
Ходьба всё более совершенствуется, малыш может одновременно идти и нести предмет, идти и толкать или тянуть игрушку. Стоя на ногах можно потянуться и взять с полки что-либо.

Сложности, которые могут возникнуть
  • Малыш еще не дорос до совместных игр со сверстниками. Он может заниматься своими делами, сидя рядышком в песочнице, наблюдать за игрой соседа, но к большему взаимодействию ребенок пока не готов. Не сформировались понятия «моя» и «чужая» игрушка, поэтому нередки ситуации, когда один карапуз хватает игрушку другого или начинает её «перетягивать». Объяснять пока бесполезно, лучше отвлечь, переключить внимание на что-то другое.
  • Многие ребятки изначально не боятся темноты и прочих вещей. Но взрослые, припугивая детей разными страшилками из разряда: «Если ты не будешь кушать, тебя заберет бука (бяка, чужая тетя и др.), сами дают повод для страхов. Нельзя использовать страх как способ достижения воспитательных целей, иначе вы рискуете получить часто пугающегося ребенка, вздрагивающего при малейшем шуме. Дальше может развиться невроз.

Развивающие занятия и игры для ребенка в 1 год и 3 месяца

  1. Очень полезно делать гимнастику , ребенок учится повторять несложные движения и развивается физически. Веселее выполнять несложные действия под какую-нибудь простую музыку. Песенки Железновых, например, прекрасно подходят для 3-5 минутных «разминок». Желательно разучить две-три песенки и повторять их в течение 10 дней. Потом добавьте новые, раз в несколько дней повторяя уже выученные и любимые. Так в скором времени вы будете знать и повторять полтора-два десятка веселых движений к удовольствию малыша и окружающих.
  2. Снимать кольца с палочки и надевать их на нее — тоже необходимый навык в возрасте 1 год 3 месяца. Пирамидка как нельзя более подходит для этих целей. Пусть ребенок не способен уделить длительное внимание игре, но даже 5 минут в день скоро дадут свои результаты.
  3. Показывайте и рассказывайте малышу, что такое горячее и холодное , мокрое и сухое, большое и маленькое, чистое и грязное.
  4. Во время прогулок обращайте внимание крохи на окружающие его предметы и их части: например машина — колеса, деревья — листья.

Найди пару

Разложите перед малышом парные предметы (носки, варежки, ботинки) по одной штуке от пары. Доставайте по одному вторые предметы пары и просите найти «друга».

Перекатывание мяча

Перекатывайте мячик друг другу сидя на полу, сначала с небольшого расстояния, после отодвигаясь дальше.

Прохождение трассы

Создайте на полу «трассу» с препятствиями, разместив разные по высоте коробки, стул и предложите малышу пройти. Невысокие предметы он должен перешагивать, высокие — обходить, под стулом пролазить. Можно попросить объехать препятствия машиной, которую ребенок будет тянуть за веревочку, либо толкать.

Что приготовить ребенку в 1 год и 3 месяца: рацион питания малыша

Морковная каша

Манка — 2 ст. л., морковь — 1/2 шт., молоко — 1 стакан, сахар — 1ч. л., масло сливочное — 1/2 ч. л., соль.
Морковь натереть на мелкой терке. В кипящее чуть подсоленное молоко тонкой струйкой всыпать крупу и положить морковь. Дать закипеть и варить на медленном огне 10-15 мин, помешивая. Добавить масло и сахар.

Меню ребенка в 1 год и 3 месяца

1-й день 2-й день 3-й день
Завтрак Каша гречневая на молоке
Чай
Хлеб с маслом
Икра из свеклы с яблоком
Омлет паровой
Чай с молоком
Хлеб с маслом
Каша пшенная с тыквой на молоке
Чай
Хлеб с маслом и сыром
Обед Суп рисовый с овощами, протертый
Биточки из кальмаров и рыбы
Пюре картофельное
Компот из сухофруктов
Хлеб
Суп молочный с картофелем и морковью
Кнели мясные паровые с творогом
Овощное рагу
Напиток морковно-яблочный
Хлеб
Бульон с яичными хлопьями
Голубцы ленивые
Кисель на отваре шиповника
Хлеб
Полдник Вафли
Фрукты
Кефир
Печенье
Пюре фруктовое
Кефир
Блинчики с протертым яблоком
Кефир
Ужин Творог с помидорами
Зразы картофельные с овощами
Молоко
Хлеб
Тыква с яблоком
Суфле рисово-морковное
Молоко
Хлеб
Пудинг гречневый с творогом
Мусс фруктовый
Чай с молоком
Хлеб